Это заняло больше двух десятилетий, но наконец-то Аун Сан Су Чжи (Aung San Suu Kyi), мьянманский политический деятель и лидер оппозиции, смогла получить в Осло (Oslo) присужденную ей в 1991 году Нобелевскую премию мира (Nobel Peace Prize). Бывшая политзаключенная поблагодарила норвежский Нобелевский комитет (Nobel Committee) за оказанную ей честь. Когда она выступала 16 июня 2012 года в ратуше Осло (Oslo City Hall), где ежегодно вручается Нобелевская премия, перед норвежским Нобелевским комитетом, королем Норвегии (Norway) Харальдом V (King Harald V), королевой Соней (Queen Sonja) и шестью сотнями гостей, ее речь встретили двумя овациями. Су Чжи, 66-летний борец за политические свободы, заявила, что тогда, в 1991 году, Нобелевская премия не только помогла ей выбраться из глубин личного отчаяния - Су Чжи находилась под домашним арестом около 15 лет, - но и обратить внимание мировой общественности на несправедливость в далекой Мьянме (Myanmar), на борьбу за демократию и права человека. Кроме того, обратившись к иностранным правительствам, она дала понять, что многие сотни политических заключенных все еще остаются в Мьянме – и нужно убедиться, что в то время, как власти освобождают самых известных узников совести, остальные, те, чьи имена не прогремели на весь мир с телеэкранов и страниц печатных изданий, не будут забыты.

Су Чжи, которая была освобождена 12 ноября 2010 года, привела свою партию под названием Национальная лига за демократию (National League for Democracy) в парламент Мьянмы, что означает первые робкие шаги в направлении демократических реформ в этой стране. Однако, по ее словам, прогресс во многом зависит от того, продолжится ли давление со стороны зарубежных политиков на правительство, которое поддерживает армия. Турбьерн Ягланд (Thorbjørn Jagland), председатель норвежского Нобелевского комитета, представил Су Чжи в качестве впечатляющего примера упорства, самоотверженности и стойкости. Обращаясь с трибуны к сидящей в зале Су Чжи, он сказал, что даже оставаясь в изоляции, она стала моральным лидером для всего мира, и ее голос звучал тем более громко и четко, чем больше военный режим пытался ее изолировать.

Су Чжи, в традиционном бирманском наряде фиолетовых, сиреневых и бежевых цветов, смогла только улыбнуться в конце своей речи, приветствуя тех, кто устроил ей двухминутную овацию. Как и на предыдущих своих выступлениях на публичных мероприятиях этой недели в Швейцарии (Switzerland) и Норвегии, она говорила четко и ясно, но физическое состояние мьянманского политического деятеля граничит с истощением. Тем не менее, график ее пребывания в Европе (Europe) не предполагает передышки. Покинув ратушу, Су Чжи отправилась в соседний Нобелевский центр мира (Nobel Peace Center), где художники установили интерактивный дисплей под названием "Mother Democracy", освещающий основные моменты ее жизни. Позже ее ожидала встреча с общественностью за пределами ратуши. На встречу пришли тысячи местных жителей и гостей города и многие из туристов с иностранных круизных лайнеров, стоявших у причалов в порту Осло. Активистка демократического движения из Мьянмы получила такой прием, когда она прибыла в Норвегию, которого обычно удостаиваются рок-звезды первой величины, по словам прессы.

Это ее первая поездка в Европу за два десятилетия, и Су Чжи несколько подвело ее здоровье, так что путешествие получилось непростым, но она заявила, что слишком долго просидела на одном месте, чтобы отказаться от поездки.

В своей речи Су Чжи подчеркнула, что нереально было бы ожидать, что наша планета сможет когда-нибудь достичь состояния абсолютного мира, но все-таки человечество должно к этому стремиться, как путник в пустыне, который не отводит взгляда на путеводной звезде, что приведет его к спасению. И даже если мы не достигнем идеального мира на земле, общие усилия по достижению мира будут объединять людей и народы в духе доверия и дружбы и помогут сделать человеческое сообщество безопаснее и добрее. По словам Су Чжи, простые каждодневные акты доброты – это самая мощная сила в содействии делу мира.

В воскресенье она отправилась в норвежский город Берген (Bergen), чтобы встретиться с представителями благотворительных организаций и норвежского сообщества бирманских беженцев; а в понедельник улетела в Дублин, Ирландия (Dublin, Ireland), вместе с Боно (Bono) из "U2", на концерт в ее честь. Во вторник Су Чжи начала свои встречи в Англии (England), которые предусматривают посещение ее альма-матер, Оксфордского "ниверситета (Oxford University), и выступления в парламенте.

Из интервью актрисы мирового кино
Все должны знать, кто такая Аун Сан Су Чжи.
(Мишель Йео о Су Чжи, сыгравшая ее в картине «Леди»)

Великие Сиделицы современности получаются у меня не только исторические, но и с географическим уклоном. Из Южной Азии (Пакистан) переместимся теперь в Юго-Восточную Азию.И в этой стране, а не только в США и в Европе, понимают что именно демократия гарантирует простому человеку защиту его прав, его социальных гарантии и достойный уровень жизни. Визитной карточкой демократических преобразований в стране Мьянма (немного больше по площади и количеству населения Украины) и стала эта хрупкая черноволосая женщина.
О ней читайте под катом:


Сначала несколько картинок, чтобы Вы представили специфику этой страны:

Люди катаются на слонах в лагере рядом с пагодой Уппатасанти в Нейпьидо. (Soe Zeya Tun/Reuters)

Буддистские монахи

Члены парламента в Нейпьидо встали поприветствовать президента Мьянмы Тейн Сейна, который прибыл выступить с речью. (Soe Than Win/AFP/Getty Images)

Девочка ждет прибытия демократического лидера Мьянмы Аун Сан Су Чжи в Пьяр Пон. (Soe Than Win/AFP/Getty Images)

А теперь о самой Аун Сан Су Чжи

Аун Сан Су Чжи (Aung San Suu Kyi) родилась 19 июня 1945 года в Рангуне, столице Бирмы. Дочь лидера бирманских националистов генерала Аун Сана и медицинского работника, а позднее - общественного деятеля До Хин Чжи. Отец Су Чжи вел переговоры с Великобританией о предоставлении Бирме независимости, которые в 1947 году увенчались успехом. На следующий год страна стала независимой, однако сам Аун Сан был убит политическими соперниками.

Генерал Аун Сан:

На это фотографии (внизу в центре) ей 2 года.

В 1960 году До Хин Чжи стала послом Бирмы в Индии и Непале, и дочь вместе с ней переехала в Нью-Дели. Получила высшее образование в Университете Дели, а затем - в Оксфордском университете,.
В 1988 году, в разгар антиправительственных волнений в Бирме, Су Чжи вернулась на родину, чтобы ухаживать за умирающей матерью. Тогда же она начала политическую карьеру как один из лидеров бирманской оппозиции. Массовые акции протеста были подавлены военными, и в сентябре 1988 года в стране установился режим военной хунты во главе с генералом Тан Шве. После этого Су Чжи стала одним из основателей и генеральным секретарем ведущей оппозиционной партии - Национальной лиги за демократию (НЛД).

Глава хунты Тан Шве (никого Вам не напоминает? и чего они все так похожи?) :

Власти, обеспокоенные растущей популярностью женщины-политика, в 1989 году поместили ее под домашний арест. В том же году Бирма была переименована в Мьянму, а ее столица Рангун - в Янгон.

Несмотря на арест Су Чжи, в 1990 году НЛД выиграла парламентские выборы, завоевав 82 процента мест в парламенте, однако военные отдать власть оппозиционерам не пожелали. Деятельность Су Чжи получила признание за рубежом. За достижения в борьбе за демократию и права человека в 1990 году она стала лауреатом премий имени Торолфа Рафто и Андрея Сахарова, а на следующий год - лауреатом Нобелевской премии мира.
В 1995 году после переговоров с представителями хунты Су Чжи была выпущена из под домашнего ареста и продолжила политическую деятельность. Она не воспользовалась возможностью покинуть страну, опасаясь, что правящий режим не позволит ей вернуться на родину.

Популярность Су Чжи в стране и за рубежом росла, и в 2000 году власти вернули ее под домашний арест. Всего немного и немало оппозиционерка находилачсь под арестом 20 лет.

В течение всех этих лет иностранные дипломаты периодически получали возможность встретиться с опальной оппозиционеркой. Но, как правило, эти встречи проходили под наблюдением хунты. Западные правительства постоянно продолжали ратовать за ее немедленное освобождение без каких-либо предварительных условий.


Особенно интересен цикл фото с Клинтон, когда она осенью ездила в Бирму и встречалась там и со знаменитой оппозиционеркой, и с правящими генералами, которые её держали взаперти. Причём, забавно в тех фото ещё и то, что Клинтон на них пошла на некоторую стилизацию своей внешности -- как раз в стиле Аун Сан Су Чжи.

Есть и своя любовная история. В 1972 году, будучи в Нью-Йорке, вышла замуж за ученого-ориенталиста Майкла Ариса, вместе с ним поехала в Бутан, где работала в местном министерстве иностранных дел. В 1973 году супруги вернулись в Лондон, и у них родился сын Александр. Тремя годами позже появился на свет второй сын Ким.
В молодости с мужем:

В 2010 году с сыном -- хунта уже начала отпускать вожжи и позволила ему приехать к матери:

Су Чжи и Майкл были созданы друг для друга, они прожили в счастливом браке 16 лет, родили двоих детей и должны были состариться вместе, испытывая радость от успехов своих сыновей и взаимную любовь и уважение. Но вмешательство внешних сил разрушило их союз и превратило последние годы жизни Майкла в череду испытаний и постоянных нервных ожиданий новостей из Бирмы. Мужу Су британскому историку и культурологу Майклу Эйрису пришлось расстаться с женой и воспитывать сыновей в одиночку. За период с 1988 (приезд Су Чжи в Бирму) по 1999 (смерть Эйриса) супругам удалось увидеться только пять раз, она даже не смогла приехать на похороны мужа.Для Су Чжи же вообще перестала существовать какая-либо жизнь, кроме политической.В 1999 году ее супруг скончался в Лондоне от рака.

В мае 2008 года в Мьянме состоялся референдум, на котором была утверждена новая конституция страны. Однако власти не дали Су Чжи принять участие в обсуждении, а также запретили ей занимать любые государственные посты. Вскоре после референдума лидеру оппозиции был продлен на год срок домашнего ареста.

Спустя год, в мае 2009 года Су Чжи была обвинена в нарушении правил ареста. Суд по данному делу начался в том же месяце: политику грозило пять лет тюрьмы. 11 августа 2009 года Су Чжи была осуждена на три года исправительных работ, однако глава хунты Тан Шве специальным решением заменил наказание Су Чжи на 18 месяцев домашнего ареста. Тем не менее в ноябре 2010 года, вскоре после прошедших в Мьянме парламентских выборов, Су Чжи была освобождена.
65-летняя Аун Сан Су Чжи была освобождена:

В апреле 2012 года НЛД, приняв участие в довыборах в парламент, получила 43 из 45 вакантных депутатских мест в 664-местном законодательном органе. 2 мая 2012 года Су Чжи, принеся присягу, стала депутатом нижней палаты парламента Мьянмы.
Лидер демократического движения Мьянмы летом 2012 года первую за 24 года поездку по европейским странам. Одним из примечательных событий стал концерт в ее честь в Дублине, где выступил знаменитый ирландский рок-музыкант и общественный деятель Боно . Он сопровождал Аун Сан Су Чжи в поездке из Осло в Дублин не случайно: Боно много лет посвятил борьбе за ее освобождение.Весь мир обошла песня Боно Walk On, посвященная Аун Сан Су Чжи. Тысячи жителей города стоя приветствовали аплодисментами лидера демократической оппозиции Мьянмы. .

Родилась 19 июне 1945 г. в Рангуне (Бирма). Обучалась в женском колледже в Нью-Дейли и Санкт-Хью-Колледже (Оксфорд). Бакалавр по философии, политике и экономике (1969 г.), доктора философии (Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета, 1985 г.). Почетный доктор университета Брюсселя и Католического университета Левена.

В 1960 г. после назначения ее матери послом в Индии и Непале вместе с ней покидает Бирму. Занимается научной и исследовательской деятельностью.

В 1988 г. возвратилась в Бирму, приступила к активной политической деятельности. Ее приезд совпал с очередным военным переворотом. В июле 1989 г. она была помещена под домашний арест.

Аун Сан Су Чжи является лидером Национальной Лиги за демократию в Бирме, узник совести, сторонница ненасильственного сопротивления. Лауреат международной премии им. Сахарова (1990 г.), Нобелевской премии мира (1991 г.), премии им. Джавахарлала Неру (1992 г.) «за вклад в дело мира и ненасильственной борьбы в условиях военной диктатуры». В решении Нобелевского комитета говорится: «… Су Чжи является одной из самых выдающихся примеров гражданского мужества в Азии в последние десятилетия. Она стала важным символом в борьбе против угнетения...».

Аун Сан Су Чжи длительное время продолжает находиться в заключении. Несмотря на это в 1990 г. возглавляемая ею «Национальная лига за демократию» одержала убедительную победу на всеобщих выборах, а Аун Сан Су Чжи получила право занять пост премьер-министра страны. Однако, военная хунта воспрепятствовала этому, отказавшись освободить ее из под домашнего ареста. Лишь в 1995 г. она была освобождена из под ареста, ей было предложено покинуть страну без права последующего возвращения в Бирму. В того момента она не виделась с мужем (умер в 1999 г.) и детьми, проживающими в Великобритании. Военное руководство Бирмы запрещает ей общаться со своими сторонниками и зарубежными гостями.

В сентябре 2000 г. она была вновь помещена под домашний арест. В начале мая 2002 г. под давлением ООН Аун Сан Су Чжи была освобождена, получила заверения властей Бирмы о возможности свободного перемещения по стране. Но уже 30 мая автоколонна, в которой находились она и ее сторонники, была обстреляна правительственными войсками, Аун Сан Су Чжи лишь чудом удалось избежать смерти. Она была вновь арестована и доставлена в тюрьму Инсейн в Янгоне. Лишь в сентябре 2003 г. в связи с болезнью Аун Сан Су Чжи была переведена под домашний арест.

ООН и другие международные правозащитные организации неоднократно предпринимали меры по ее освобождению. В мае 2004 г. специальная рабочая группа ООН распространила заявление, в котором действия властей Бирмы квалифицированы как антигуманные, антидемократические, потребовала немедленного освобождения Аун Сан Су Чжи. В июне 2006 г. она была госпитализирована, однако по-прежнему находится под домашним арестом.

16 мая 2007 года руководителей 59 государств опубликовали открытое письмо властям Бирмы с требованием освободить политзаключенных, в том числе Су Чжи. В числе подписантов - бывшие президенты США Джимми Картер, Джордж Буш, Билл Клинтон, бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, лауреат Нобелевской премии мира и бывший президент Польши Лех Валенса, лауреат Нобелевской премии мира и бывший президент Южной Кореи Ким Дэ Чжуна, бывший филиппинский президент Корасон Акино и др. С аналогичным заявлением выступило руководство Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), члены обеих палат индийского парламента.

25 января 2008 г. филиппинский президент Глория Макапагал Арройо в своем выступлении на Всемирном экономическом форуме в Давосе призвала к освобождению Су Чжи, к обеспечению политической и экономической стабильности и полной демократизации в Юго-Восточной Азии.

В мае 2008 г. Су Чжи награждена золотой медалью Конгресса США (в числе награжденных этой медалью были Уинстон Черчилль, папа Иоанн Павел II, Нельсон Мандела, Далай Лама и мать Тереза). Тогда же срок ее ареста в очередной раз продлен еще на один год.

Специальный почетный президент Социалистического интернационала.

Лидер демократической оппозиции в Мьянме

Лидер демократической оппозиции в Мьянме (Бирме), с мая 2012 года - депутат нижней палаты парламента Мьянмы. С 1988 года возглавляет ведущую оппозиционную силу страны - Национальную лигу за демократию (НЛД). В 1989 году была помещена под домашний арест. Победа НЛД на парламентских выборах 1990 года не была признана властями, и Су Чжи находилась под домашним арестом вплоть до 1995 года, затем в период с 2000 по 2002 год и с 2003 по 2010 год. В 1990 году стала лауреатом премий имени Торольфо Рафто и Андрея Сахарова, в 1991 году - лауреатом Нобелевской премии мира.

Аун Сан Су Чжи (Aung San Suu Kyi) родилась 19 июня 1945 года в Рангуне, столице Бирмы. Дочь лидера бирманских националистов генерала Аун Сана и медицинского работника, а позднее - общественного деятеля До Хин Чжи. Отец Су Чжи вел переговоры с Великобританией о предоставлении Бирме независимости, которые в 1947 году увенчались успехом. На следующий год страна стала независимой, однако сам Аун Сан был убит политическими соперниками.

В 1960 году До Хин Чжи стала послом Бирмы в Индии и Непале, и дочь вместе с ней переехала в Нью-Дели. Получила высшее образование в Университете Дели, а затем – в Оксфордском университете, который в 1967 году окончила с дипломом бакалавра по политологии, философии и экономике. В 1969 году переехала в Нью-Йорк, где работала в аппарате Секретариата ООН.

В 1972 году вышла замуж за ученого-ориенталиста Майкла Ариса, вместе с ним поехала в Бутан, где работала в местном министерстве иностранных дел. В 1973 году супруги вернулись в Лондон, и у них родился сын Александр. Тремя годами позже появился на свет второй сын Ким. Воспитывая детей, Су Чжи занялась литературной и исследовательской деятельностью. В середине 1980-х годов работала в научных центрах в Японии и Индии.

В 1988 году, в разгар антиправительственных волнений в Бирме, Су Чжи вернулась на родину, чтобы ухаживать за умирающей матерью. Тогда же она начала политическую карьеру как один из лидеров бирманской оппозиции. Массовые акции протеста были подавлены военными, и в сентябре 1988 года в стране установился режим военной хунты во главе с генералом Тан Шве. После этого Су Чжи стала одним из основателей и генеральным секретарем ведущей оппозиционной партии - Национальной лиги за демократию (НЛД).

Власти, обеспокоенные растущей популярностью женщины-политика, в 1989 году поместили ее под домашний арест. В том же году Бирма была переименована в Мьянму, а ее столица Рангун - в Янгон.

Несмотря на арест Су Чжи, в 1990 году НЛД выиграла парламентские выборы, завоевав 82 процента мест в парламенте, однако военные отдать власть оппозиционерам не пожелали. Деятельность Су Чжи получила признание за рубежом. За достижения в борьбе за демократию и права человека в 1990 году она стала лауреатом премий имени Торолфа Рафто и Андрея Сахарова, а на следующий год - лауреатом Нобелевской премии мира.

В 1995 году после переговоров с представителями хунты Су Чжи была выпущена из под домашнего ареста и продолжила политическую деятельность. Она не воспользовалась возможностью покинуть страну, опасаясь, что правящий режим не позволит ей вернуться на родину. В 1999 году ее супруг скончался в Лондоне от рака.

Популярность Су Чжи в стране и за рубежом росла, и в 2000 году власти вернули ее под домашний арест. Очередное освобождение состоялось двумя годами позже, однако в 2003 году автокортеж лидера НЛД подвергся нападению проправительственных боевиков, а сама Су Чжи вновь оказалась под домашним арестом.

В августе 2007 года в Янгоне (к этому времени столица была перенесена в населенный пункт Найпьидо) и других городах Мьянмы начались акции протеста против резкого роста цен на топливо, которые в сентябре переросли в массовые народные волнения. Во главе манифестаций стояли пользующиеся большим авторитетом в стране буддийские монахи и активисты НЛД. Сперва власти хунты применяли против оппозиционеров силу, но в октябре под давлением ООН и международного сообщества пошли на переговоры с Су Чжи, а после отказались от них, сославшись на неуступчивость лидера оппозиции.

В мае 2008 года в Мьянме состоялся референдум, на котором была утверждена новая конституция страны. Однако власти не дали Су Чжи принять участие в обсуждении, а также запретили ей занимать любые государственные посты. Вскоре после референдума лидеру оппозиции был продлен на год срок домашнего ареста.

Спустя год, в мае 2009 года Су Чжи была обвинена в нарушении правил ареста. Суд по данному делу начался в том же месяце: политику грозило пять лет тюрьмы. 11 августа 2009 года Су Чжи была осуждена на три года исправительных работ, однако глава хунты Тан Шве специальным решением заменил наказание Су Чжи на 18 месяцев домашнего ареста. Тем не менее в ноябре 2010 года, вскоре после прошедших в Мьянме парламентских выборов, Су Чжи была освобождена.

В апреле 2012 года НЛД, приняв участие в довыборах в парламент, получила 43 из 45 вакантных депутатских мест в 664-местном законодательном органе. 2 мая 2012 года Су Чжи, принеся присягу, стала депутатом нижней палаты парламента Мьянмы.

Бирма была забыта мировой общественностью не только со времени ненасильственного восстания 1988-го года, её эксперимент в буддистском марксизме сразу после получения независимости от британского колониализма сегодня неизвестен -- прежде всего для тех марксистов, которые сегодня рассуждают о "коммунизмах" или плюралистических марксизмах. Интересно напомнить об этом эксперименте, ведь эта история объясняет сегодняшний политический характер движения и решающую роль буддийских монахов. Философские основы буддийско-марксистского эксперимента: У Ну (1907-1995) Бирманское движение за независимость началось в 1930-31 гг. с крестьянского восстания, которое ещё происходило в рамках кампании соляных маршев Ганди. Лишь в тридцатых годах в страну проникли марксистские труды. Бирма не только была захвачена британскими империалистами, которые эксплуатировали тэйковые леса, нефть и минералы, и контролировали производство и экспорт риса, но и неимущие бирманские массы находились в подчинении у индийских и китайских ростовщиков, которые присвоили себе через задолженность и продажу земли бирманских крестьян во время колониализма почти две трети возделываемой земли. Бирманская борьба за независимость поэтому была и борьбой неимущего местного населения против эксплуатации властвующих классов чуждых наций. Так объясняется быстрое восприятие марксизма в Бирме. Лево-социал-демократический исследователь интернационализма Юлиус Браунталь, который также занимается малыми побочными течениями международного социалистического движения, пишет: "В глубоко религиозной Бирме марксизм мог (...) стать идеологией массового движения только посредством смешения с буддизмом. Буддизм так глубоко укоренён в религиозных, культурных и национальных традициях Бирмы, и столь значительно царит в чувствах и мыслях всего народа, что марксизм мог быть понят лишь в понятиях буддизма и его терминологии" (Julius Braunthal : Geschichte der Internationale , Br . 3, 1971). На Бирме установился теравада-буддизм, так называемое "малое средство передвижения", также называемая "хинаяна". Он развился в Индии после смерти Будды (563-483 до н.э.) в синодах под покровительством царя Ашоки (268-233 до н.э.), который после перехода в буддизм исповедовал вегетарианство и пацифизм, и сразу же отказался от военных захватов и войн. Теравада-буддизм признаёт лишь три писания как основу буддизма ("трипитака" или тройная корзина), к которым также принадлежат правила монашеского ордена (ср. Bhikshu Sangharakshita: A Survey of Buddhism, Indian Institute of World Culture, 1957). Через Шри Ланку буддизм пришёл в пятом столетии нашей эры на Бирму. "На Бирме буддизм в своей теравада-версии встретил меньше препятствий, чем индуизм при ассимиляции марксизма. (...) Он в любом случае отрицает иерархическую структуру кастового порядка. В отличие от индуизма модернистские буддисты на Бирме ещё за десятилетия до распространения социалистических и марксистских идей делали выводы из учения Будды, что все люди рождены равными, а общественные различия искусственны и являются делом человеческим. Будда дал основанным им монастырским орденам демократически-республиканскую конституцию, которая оставалась неизменной на протяжении двух с половиной тысяч лет и в 20-м столетии стала источником вдохновения для демократических идеологий. (...) Внутри общности буддийских монастырей, Самга , образовалось "общество марксистских монахов", которое приветствовало появляение социализма на Бирме как зарю эпохи исполнения учений Будды" (Ю. Браунталь). Главным буддийско-марксистским идеологом бирманского движения за независимость и позднее, управляемого социалистической партией партийного союза AFPFL (Антифашистская народная лига), был У Ба Све, но он был более ориентированным на централизм и ссылался на Сталина. Соратник его, У Ну, напротив, вышел напрямую из буддийской традиции, "стоял вместе с Аунг Сан и У Ба Све во главе революции, и был после убйства Аунг Сан в июле 1947-го года как лидер нации, самой почитаемой, на самом деле, самой харизматической фигурой в стране. (...) Но У Ну признавал только экономические теории марксизма. Его государственную теорию он отрицал, т.к. она, как в коммунистической России, могла обосновать тоталитарную систему правления и экономическую систему государственного капитализма. (...) Он понимал социализм как экономическую систему, которая могла бы сделать возможным полнейшее исполнение учений Будды, в любом случае, как путь к цели указанной Буддой: к преодолению жадности, ненависти и страстей, которые, как говорил У Ну имеют своё начало в институте частной собственности. Эта позиция принесла социализму поддержку монахов. Когда социалистическая программа У Ну на выборах в феврале 1960-го года была отвергнута так называемой "Буддийской демократической партией" как "не-буддийская", настоятели самых уважаемых монастырей высказали симпатии к программе и похвалили У Ну как государственного деятеля, который наиболее приблизился к идеалу безупречного государственного мужа в традициях великого буддийского царя Ашоки" (Браунталь). То есть, У Ну не сделал из своей теоретической буддийской критики государства анархистских выводов. Напротив, он был с 1948-го по 1956-й и в 1957/58-х годах премьер-министром Бирмы и ещё раз выиграл выборы в феврале 1960-го года, прежде чем взбунтовалась армия. Тем не менее, время от объявления независимости в 1848-м до военного путча в 1962-м было плюралистическим демократическим экспериментом со многими свободами, а социалистическая партия У Ну временами проявляла политическую практику нетипичную для европейских партий. Так, партия У Ну демиссионировала, к примеру, в апреле 1949-го года и добровольно отказалась от правления, чтобы достичь соглашения с коммунистической партией. Что, однако, не удалось из-за милитаризма и гражданской войны, которая бушевала всё время буддийско-марксистского эксперимента, и которая восходит к традиции генерала Аунг Сана. Стареющий и вернувшийся после некоторого времени в изгнании У Ну, кстати, с воодушевлением поддержал восстание 1988-го года. Движение за независимость и тактический милитаризм генерала Аунг Сана (1915-1947) Звезда богйоке (почётный титул - "военный предводитель") Аунг Сана должна была взойти относительно поздно и быстро сгореть: в 1938-м восстание в Рангуне возвестило конечную фазу борьбы за независимость от британских колониальных хозяев. У Ба Све организовал стачку горных рабочих в петролеумных копях вокруг Рангуна и ввёл бастующих рабочих в город. Массы крестьян присоединились. Примерно в это время Аунг Сан окончил свою учёбу и с тал генеральным секретарём партии "Такин", основанной в 1930-м общенациональной организации, внутри которой были демократически-социалистическое течение ("Революционная партия", позднее -- социалистическая партия) и коммунистическое течение, которые, однако, до независимости заключили что-то вроде соглашения о перемирии в своих идеологических конфликтах. Аунг Сан бежал в 1940-м году от угрожающего преследования британских колониалистов через Китай в Японию, где он принял вопреки решению большинства в партии "Такин" принял японское предложение поддержки и приказал обучить ставших в последствии легендарными "30 товарищей", среди них -- У Ну, и основал " Burma Indipendence Army " (BIA ). "С тридцатью товарищами он вернулся на Бирму вместе с японской инвазионной армией в роли командующего генерала BIA в январе 1942-го года" (Ю. Браунталь). Время японской оккупации (Япония удерживала с 1942-го по 1945-й год Сингапур, Малайзию и Бирму) давала возможность построить бирманскую независимую армию. Тем самым военизировалась политика движения за независимость, которое раньше опиралось на гражданское неповиновение и массовые стачки. Этому суждено было сказаться фатально на бирманской пост-колониальной фазе. Сегодняшняя слава Аунг Сана как гениального военного предводителя и национального героя -- на него ссылаются и правящие военные, и почти все оппозиционеры, хотя они предпочитают сегодня ненасильственную тактику -- объясняется тем, что после фазы сотрудничества с японской армией, он, якобы, хитро, переменил сторону в нужный момент. Но эта "гениальность" просто объяснятся тем, что однажды стало ясно, что Японии придётся уйти с Бирмы в войне в британской армией. В марте 1944-го года Аунг Сан создал единый фронт с компартией и сражался своей BIA с японской армией на фоне приближающейся британской армии. Тут началась путанная игра тактик, которая была объяснима лишь через виляния международной сталинской политики: британская армия хотела продолжать свой колониализм и интегрировала BIA в состав в колониальную армию. Аунг Сан, однако, тайно организовал части своей BIA как " People " s Volunteer Organization " (PVO ), чтобы подготовить её к последующему восстанию против британцев. Но компартия была настроена против этого, про-колониально и про-британски. Она предала планы вооружённого восстания британцам, т.к. Сталин всё ещё находился в военном союзе с Британией. Под этим давлением Аунг Сан и его основанная как анти-японский единый фронт AFPFL склонились к тактике массового ненасильственного сопротивления (стачки, уличные демонстрации) и вынудили тем самым британцев к переговорам о независимости. Но теперь, в 1946/47-х годах началась Холодная война, и тактика ненасилия стала вдруг для компартии слишком "ревизионистской". В спорах Аунг Сан вышвырнул незадолго до независимости, в январе 1947-го, компартию из союза AFPFL , чем обозначилась пост-колониальная гражданская война (Ю. Браунталь). Но уже в марте 1948-го года началась гражданская война как коммунистическое восстание. Бирма не смогла избавиться от введённой японским вторжением и BIA Аунг Сана милитаризации. Отряды PVO перешли к коммунистам, которые к тому же объединились с карами, этнической группой в пограничном районе Индии, и их партизанской войной. AFPFL раскололась на левое и правое крылья, чьи позиции углубились в их отношении к корейской войне. Левое крыло стремилось к объединению с компартией и поддерживало Северную Корею, правое крыло поддерживало Южную. Последовали дальнейшие расколы, пока пред лицом новых коммунистических и партизанских войн каров генерал Не Вин в 1962-м году в путче не захватил власть и не упразднил все партии. Не Вин провозгласил "бирманский путь к социализму", национализировал сперва банки и 75% всех торговых и производственных фирм (сегодняшний неолиберальный экономический курс военных начался после победы над восстанием 1988-го года). Идеологическая связь буддизма с марксизмом была отвергнута, а военный режим открыто провозгласил секуляризацию: "Лишь один раз в новейшей истории, в начале владычества военных при генерале Не Вине с 1962-го по 1988-й влияние монахов могло быть отброшено. Генерал объявил религию личным делом, подчинил церковь светским законам, контролировал монастыри и арестовал главных монахов" (цитируется по Spiegel 40/2007). Так, монахи в последующем всё теснее объединялись с организованным студентами оппозиционным движением против режима военных. Как в Бирме 2007-го года, монахи тогда отказывались принимать объедки от правительственных чиновников и солдат, что в буддизме считается величайшим бесчестьем. Ненасильственное восстание 1988-го и Аунг Сан Суу Куй (род. 1945) Уже во время организованного студентами ненасильственного восстания 1988-го года, когда был свергнут Не Вин, а согласно сообщениям СМИ примерно 3000, согласно неофициальным сообщениям студенческих групп, было убито до 10000 людей в ходе последовавших репрессий военных и путча 18-го сентября 1988-го года (Democratic Voice of Burma ), монахи была на стороне демократического движения. И вот, пришло время дочери Аунг Сана, Аунг Сан Суу Куй. Аунг Сан Суу Куй была послом в Индии, затем сотрудницей У Танта, происходящего из Бирмы генерального секретаря ООН, находившегося на посту с 1961-го по 1971-й год. Во время похорон У Танта в 1974-м на Бирме произошло восстание против режима военных, которое было жестоко подавлено диктатурой. Хотя она написала книгу о своём отце, Аунг Сан Суу Куй оставалась аполитичной, пока случайно в 1988-м году не вернулась на Бирму из-за болезни матери и не пережила ненасильственное восстание. Равно как чтение трудов Ганди (Whitney Stewart: Aun g San Suu Kyi, Fearless voice of Burma, 1997 и др.), так и исторические фазы ненасильственного массового протеста при Аунг Сане, а также конкретный опыт эффективности ненасильственного студенческого восстания 1988-го года заставили созреть в ней признание ненасильственных средств борьбы и гражданского неповиновения. Хотя она, после кровавого подавления восстания 1988-го года, во время оттепели под властью военных, которые, в первую очередь, пытались выиграть время, с большим отрывом выиграла выборы в 1990-м году, военные не признали её победы и приговорили её с тех пор к неограниченному домашнему аресту, а в виду ненасильственного восстания 2007-го года даже к заключению в одной из известных пыточных тюрем. Graswurzelrevolution Nr. 323, ноябрь 2007 Перевод с немецкого: Кани Фаплан