Деепричастие - самостоятельная часть речи или особая форма глагола в русском языке, обозначающая добавочное действие при основном действии. Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства).Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Деепричастный оборот(Д.О) – это оборот, состоящий из деепричастия и зависимых от него слов.

Деепричастный оборот обозначает добавочное действие, происходящее одновременно или в связи с другим действием (перед или после), именно поэтому с помощью деепричастного оборота можно передавать различные этические моменты. Пример «Заинтересовать в скорейшем выполнении…»

В деепричастных оборотах формулируются причины, послужившие причиной управленческого действия. Пример : «Принимая во внимание…»

В письменной деловой речи Д.О обычно стоит в начале предложения.

Основное правило для употребления деепричастных оборотов:

Добавочное действиевыраженное деепричастием и основные действия выраженные глаголом должны выполнятся одним и тем же лицом, название которого в предложении является подлежащим.

Пример : Вернувшись из армии, онустроился на работу, на завод..»

а) безличных предложениях; (Пр. Гуляя по улице, мне не здоровилось)

б) если сказуемое выражено возвратным глаголом в страдательном значении или кратким страдательным причастием.

Деепричастные обороты встречаются в деловой речи достаточно регулярно, причем некоторые авторы деловых текстов даже злоупотребляют ими.

1. При использовании деепричастных оборотов следует твердо помнить, что в русском языке (в отличие от английского и французского язаков) называемое деепричастием действие обозначает действие подлежащего.

2. Употребление деепричастного оборота возможно в безличном предложении при инфинитиве, потому что в таких предложениях нет ни грамматического ни логического подлежащего, например: Редактируя рукопись, нужно учитывать оправданные особенности авторского стиля.

3. Деепричастный оборот не употребляется:

· Если действие, выраженное сказуемым и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. Нельзя сказать «Работая полряд десять часов над отчетом в душной комнате, у меня закружилась голова.» Следует: «Когда я работал подряд десять часов над отчетом в душной комнате, у меня закружилась голова.»

· Если в безличном предложении имеется логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом и нет инфинитива.

Нельзя сказать: Работая над отчетом в душной комнате, мне стало плохо.

Следует: Когда я работал над отчетом в душной комнате, мне стало плохо.

· Если предложение представляет собой пассивную конструкцию. При этом субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия деепричастия.

Нельзя сказать: Убежав из дома, мальчик вскоре был найден родителями. Дело в том. Что здесь два субъекта: мальчик убежал, родители нашди.

Правильной была бы фраза: Убежавший из дома мальчик вскоре был найден родителями.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Порядок слов и строение предложения в текстах служебных документов

В этом случае текст приводится без кавычек б одну две строки можно цитировать в строчку например чудная картина.. оформление цитат с прописной буквы..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Деепричастие — это глагольная форма, сочетающая свойства глагола и наречия. Глагольным свойством деепричастия является значение процессуального признака, выражаемое в категориях вида и залога (действительного) — при отсутствии категорий наклонения и лица. Как и наречие, деепричастие не имеет форм словоизменения. Деепричастие обозначает побочное, дополнительное действие при главном, основном, выраженном глаголом-сказуемым (заметив , улыбнулся; рисуя , напевал ).

Принадлежность деепричастия к глаголу выражается в категориях вида и залога. В зависимости от вида глагола, формой которого является деепричастие, различают деепричастия несовершенного вида (признавать признавая ) и совершенного вида (признать признав ). В деепричастиях, образованных возвратными глаголами, сохраняется постфикс -ся (признаться признавшись ). Значение времени в деепричастии морфологически не выражено, но в зависимости от вида глагола оно может выражать те или иные временные значения. Деепричастия глаголов несовершенного вида обозначают обычно одновременность (в более широком смысле — соположенность) называемого процесса с тем процессом, который назван определяемой формой глагола (говорил , волнуясь; говорю , волнуясь; заговорю , волнуясь ). Деепричастия глаголов совершенного вида чаще всего обозначают названный ими процесс как предшествующий определяемому процессу (присев , разговорился ), реже — как одновременный (шел , задумавшись ) или как последующий (вышел , хлопнув дверью ). Временные значения деепричастий нередко обусловлены лексическим значением глагола и зависят от контекста.

Употребление деепричастия при предикативных формах допустимо только в том случае, если субъекты действия деепричастия и сказуемого совпадают (Набирая скорость , поезд отошел от станции ).

При наличии определенных условий, например отсутствии зависимых слов, видо-временные значения деепричастий утрачиваются и деепричастия сближаются с наречиями (молча , припеваючи , нехотя и др.).

Образование деепричастий . Деепричастия глаголов несовершенного вида образуются от основы настоящего времени присоединением суффикса (), при этом конечные парно-твердые согласные чередуются с соответствующими мягкими: не [с ]-ут не [с"-а ], бе [р ]-ут [р"-а ] (орфогр. неся , беря ), а также рисуя , читая , плача , лежа. Глаголы группы VIII с компонентами -давать , -ставать , -знавать образуют деепричастия от основ -дава [j ], -знава [j ], -става [j ] (-давая , -знавая , -ставая ). Ряд глаголов несовершенного вида наряду с деепричастиями с суффиксом () и деепричастиями с суффиксом (-вши ) (не знаю и не знавши , не имея и не имевши ) образуют также деепричастия суффиксом -учи (-ючи ) (крадучись , жалеючи , идучи , играючи , едучи , будучи ), но эти образования, кроме будучи , являются разговорными или просторечными.

Грамматических ограничений для образования деепричастий глаголами несовершенного вида не существует, однако многие такие глаголы не образуют деепричастий или образуют их редко. Таковы, например, немотивированные глаголы IV класса (гнуть , льнуть , тонуть ), глаголы непродуктивных групп 1,1а с основой настоящего времени на шипящий или губной в сочетании с [л" ] (брехать , вязать , лизать , пахать , сыпать ), группы IVa на -путь (блекнуть , вязнуть , глохнуть ), группы X, 1 (влечь , мочь , сечь ), группы X, 2в (переть , тереть ), глаголы разных групп с неслоговой основой настоящего времени (врать , ждать , ржать , вить , лить , мять ).

Деепричастия глаголов совершенного вида образуются от основы прошедшего времени присоединением суффикса (-вши , -ши ). Суффиксы и -вши употребляются при образовании деепричастий от основ на гласный: с помощью суффикса образуют деепричастия глаголы без постфикса -ся (встретить встретив , сбежать сбежав ); посредством суффикса -вши образуют деепричастия глаголы с постфиксом -ся (прикоснуться прикоснувшись , подняться поднявшись ). Суффикс -ши используется при образовании деепричастий от основ на согласный (вынести вынесши , потрясти потрясши ). Некоторые глаголы совершенного вида образуют наряду с деепричастиями на , -вши , -ши также деепричастия с суффиксом () от основы настоящего времени: увидя , наклоня , подметя , принеся.

Ряд глаголов образует вариантные формы деепричастий. Существуют два вида такой вариативности, обусловленные, во- первых, наличием вариантов основ настоящего или прошедшего времени с присущими глаголам данного вида суффиксами деепричастий; во-вторых, использованием суффиксов, не характерных для деепричастий глаголов данного вида.

1. Вариантные формы деепричастий несовершенного вида образуют глаголы группы I, 1а, имеющие вариантные основы настоящего времени: брызгать — брызжут — брызжа и брызгают — брызгая; рыскать — рыщут —рыща и рыскают — рыская. Таковы глаголы блистать , внимать , колыхать , крапать , курлыкать , махать , метать , плескать , полоскать , хныкать , щипать.

У большей части таких глаголов в употреблении предпочтительнее деепричастия, образованные от основы настоящего времени на [аj ]. Только от основы на [су] образуют деепричастия глаголы двигать , жаждать.

Вариантные формы деепричастий совершенного вида могут образовывать глаголы без постфикса -ся как с суффиксом , так и суффиксом -вши (проиграть проиграв и проигравши , закричать закричав и закричавши ), причем деепричастия с суффиксом -вши являются разговорными или просторечными. Глаголы группы IVa, имеющие вариантные основы прошедшего времени с суффиксом -ну- и без него также образуют вариантные формы деепричастий (засохнуть засохши и засохнувши , замерзнуть замерзши и замерзнувши ). Глаголы группы X, 2в умереть , запереть , растереть , простереть образуют вариантные формы деепричастий совершенного вида: умерев и умерши , заперев и заперши , растерев и растерши , простерев и простерши.

2. Ряд глаголов несовершенного вида (обычно при употреблении с отрицанием) образуют деепричастия от основы прошедшего времени с помощью суффикса (-вши ): (не ) быв и (не ) бывши , (не ) знав и (не ) знавши , (не ) имев и (не ) имевши , но они разговорные и обычно малоупотребительные. Подобным образом и некоторые глаголы совершенного вида образуют деепричастия от основы настоящего времени с помощью суффикса (). Таковы многие глаголы V класса (возвратясь , заметя ), глаголы группы I, 16 (услыша ), группы II, 1а (увидя ), а также некоторые глаголы непродуктивных групп V, VI и X с основой настоящего времени на согласный (привезти привезя , принести принеся , подмести подмены ). Чаще деепричастия совершенного вида с суффиксом () более употребительны, чем соответствующие формы на (-вши , -ши ) (принеся , зайдя , обретя , уведя ).

Употребление деепричастий в речи

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи»

Вид урока: беседа, практическая работа

Цели урока:

  • Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;
  • Совершенствовать умение анализировать текст, выявлять в нём роль деепричастий и деепричастных оборотов;
  • Знать особенности употребления деепричастий;
  • Уметь использовать деепричастия в предложении и тексте.

Ход урока

I. Вступительная беседа. Формулировка темы. Целеполагание.

Ребята, вы любите юмористические рассказы? Сейчас я хочу напомнить вам небольшой фрагмент рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга».

« Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа».

Почему эту жалобу Чехов поместил в юмористическую книгу?

Какую часть речи неудачно употребляет повествователь?

Над чем он не задумался, а может быть, чего-то он не знал? Тогда, как вам кажется, изучив всю тему «Деепричастие», о чем необходимо задуматься?

Сформулируйте тему урока (употребление деепричастий в речи).

Что значит правильно употреблять деепричастия (произносить, использовать)?

Сформулируйте цели урока (знать особенности употребления деепричастий; уметь использовать их в предложении и тексте; задуматься о роли деепричастий в речи ).

II. Актуализация опорных знаний.

Но прежде всего, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя (выделите в каждом столбике деепричастие).

I-й вариант

а) закрыт;

б) закрывшийся;

в) закрыв.

II-й вариант

а) работавший

б) работая;

в)разработка.

По каким признакам вы это сделали?

Из данных словосочетаний выбрать и записать словосочетания

деепричастие + существительное:

синеющая даль

вспахать поле

пересекая болота

заросшие места

поваленные бурей

пропитан пылью

передвигая ноги

По каким признакам вы нашли деепричастие?

Что такое деепричастный оборот?

Когда обособляется деепричастный оборот и одиночное деепричастие?

Когда не обособляется?

III. Формирование новых понятий.

Узнавать деепричастия вы умеете. Теперь приступим к теме. Если нужно познакомиться с правилами, заглянем в учебник «Теории»?

Есть ли в нем такие правила? (нет) Поэтому я предлагаю вам самим сделать «научные открытия» на основе наблюдений, анализа языковых фактов, явлений.

1. Знакомимся с особенностями произношения деепричастий (орфоэпическими нормами).

От данных глаголов образуйте деепричастия (устно):

созд а ть

Созд а в

зан я ть

Зан я в

подн я ть

Подн я в

Какую закономерность вы заметили?

Продолжайте теперь самостоятельно (письменно).

нач а ть (нач а в)

пон я ть (пон я в)

прин я ть (прин я в)

приб ы ть (приб ы в)

зак у порить (зак у порив)

запл е сневеть (запл е сневев)

облегч и ть (облегч и в)

углуб и ться (углуб и вшись)

ч е рпать (ч е рпая)

балов а ться (бал у ясь)

Проверьте себя (произносите правильно).

2. Знакомимся с особенностями использования, включения деепричастий в предложения (грамматическими нормами).

Анализ текста. Выразительно прочитайте текст. (Текст у каждого на парте).

Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.)

  • Определите тему текста и основную мысль.
  • Определите стиль текста и тип речи.
  • Какую картину создаёт автор?
  • Найдите деепричастия в тексте. Какую роль они играют в тексте?

Замените данные конструкции предложениями с деепричастиями.

Графически объясните постановку знаков препинания.


Туча набирала силу и медленно поднималась из-за леса. – (Туча, набирая силу, медленно поднималась из-за леса).
На солнце весело дрожали и переливались капли росы.– (Весело переливаясь на солнце, дрожали капли росы).

Что изменилось в предложениях?

Замените, где можно, один из глаголов деепричастием. Укажите условия замены.
1. Сестренка беспрерывно болтала и не слышала даже своих слов.
2. Малыш напевал и хлопал в ладоши.
3. Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.

Исправьте ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов в каждом предложении.

3. Задумаемся о роли деепричастий в речи.

Деепричастия, деепричастия… . Сколько с ними хлопот: и произносить их надо правильно, и употреблять в предложении, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны? Мне кажется, убедительно, красноречиво ответил на этот вопрос английский поэт Р.Саути своим необычным стихотворением «Лодорский водопад».

(звучит стихотворение)

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия!)

Кто из вас видел настоящий водопад? Слышал его шум?

Какие слова в стихотворении помогли это сделать? Попробуем обойтись без них.

Какую же роль играют они?

  • Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой.
  • Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны.

IV. Формирование умений, навыков.

А если так, если деепричастия в речи нужны, будем учиться их использовать. Предлагаю выполнить творческое задание.

(составьте текст «Зима в нашем городе», правильно включив в него как можно больше деепричастий)

Чьи работы вам понравились?

Дома можно попробовать написать стихотворение с деепричастиями или текст на другую тему.

V. Итоги.

Наше занятие подходит к концу.

С какими нормами употребления деепричастий вы познакомились?

Какова роль деепричастий в предложении?

(Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной. Деепричастия «украшают» глагол, «дорисовывая» действие).

Слово учителя.

В обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с деепричастными оборотами. Это происходит по нескольким причинам: деепричастные обороты придают тексту некоторую торжественность, чего стесняется человек в обычной речи; эта конструкция вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи.

Как вам кажется, где могут пригодиться эти знания?

(итоговый тест по типу заданий в ЕГЭ)

Итоговый тест

В- I

В- II

1. Какое из слов не является деепричастием?

а) даря;

а) доля;

б) гиря;

б) деля;

в) жаря.

в) пиля.

2. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Он шел по тропинке (1) и (2) низко опустив голову (3) что-то искал.

Он бросил работать (1) и (2) отойдя к окну (3) открыл его.

а) 1,2,3

а) 1,2,3

б) 2,3

б) 2,3

3. Найдите слова с ударением на третьем слоге:

а) балуясь;

а) облегчив;

б) черпая;

б) прибыв;

в) углубившись.

в) закупорив.

4. Выберите правильное продолжение фразы.

Сидя у костра,

Подходя к лесу,

а) внезапно налетел ветер;

а) ветер стал как будто сильнее;

б) мы завороженно глядели на огонь;

б) уже чувствуется осенняя свежесть;

в) мне вспоминалась ночь на Днепре.

в) я всегда испытываю необычайное волнение.

5. Подберите синоним к фразеологизму.

а) сломя голову;

а) не разгибая спины;

б) засучив рукава.

б) положа руку на сердце.

Дома можно составить тест по теме «Употребление деепричастий в речи».

Таким образом, домашнее задание по выбору:

1) написать стихотворение (текст) с использованием деепричастий или «Похвальное слово деепричастию»;

2) составить тест по изученной теме.

V. Рефлексия.

Благодарю всех за сотрудничество и прошу, уходя с урока, подумать о том, как прошел он для вас лично, и «выстрелить» в своеобразную мишень с графами: «Полезно», «Интересно», «Скучно», «Трудно».


Деепричастия и деепричастные обороты, как и причастные обороты, - характерная примета письменной речи, прежде всего - официально-делового и научного стиля. В устной речи они встречаются редко. Более того, не рекомендуется использовать деепричастия в устной речи вообще!

Но поскольку деепричастие - книжная форма, то её употребление часто вызывает затруднения.

При употреблении деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует обращать внимание на комплекс факторов.

1. Следует помнить, что действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему.

Например, в одном из своих рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книге чиновника Ярмонкина: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа . Помимо других речевых и грамматических ошибок, данное высказывание содержит и ошибку в употреблении деепричастий. Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа . В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции и любовалась красотами природы за окном.
Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: преобразовать дополнение у меня (именно оно является субъектом действия) в подлежащее: Подъезжая к станции, я потерял шляпу .

    Исключение из этого правила составляют деепричастия, которые относятся к инфинитиву, выражающему действие другого лица:

    Дом его был полон гостями , готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения (Пушкин).

    В данном случае действие деепричастия разделяя относится к дополнению гостями и грамматически зависит от инфинитива тешить .

    Может не относиться к подлежащему и оборот со словами исходя из , поскольку форма исходя уже не воспринимается как деепричастие:

    Расчёт составляется исходя из средних норм выработки продукции.

2. Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа.

Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь относится к дополнению мне . Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (ср.: Возвращаясь домой, я загрустил ), либо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (ср.: Когда я возвращался домой, мне было грустно ).

    Допускается, хотя и не приветствуется (!), использование деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Возвращаясь домой, нужно зайти по дороге в булочную ).

3. По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия.

    Сказуемое в таких предложениях обычно выражается либо страдательным причастием (ср.: Боец ранен в голову осколком гранаты ), либо возвратным глаголом с суффиксом -ся (ср.: Дом строится рабочими ). Грамматически неправильными будут предложения типа:

    Выходя из окружения, боец был ранен в голову; Изыскав необходимые средства , дом строится рабочими нашего треста.

    Чтобы сделать такие предложения корректным, надо либо заменить деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, либо преобразовать пассивную конструкцию в активную:

    При выходе из окружения боец был ранен осколком в голову; Когда боец выходил из окружения , он был ранен; Изыскав необходимые средства , рабочие нашего треста начали строительство дома.

Ср.: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей.

5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым. В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века:

Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям (Лермонтов); Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л. Толстой).

    Исключения составляют деепричастия (чаще всего в форме совершенного вида со значением состояния как результата предшествующего действия), которые начинают приобретать признаки наречия. Обычно это обстоятельства образа действия. Но однородными они могут быть только с обстоятельствами, выполняющими ту же функцию в предложении!

    Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги (А.Н. Толстой).

6. Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное. Вместе с тем есть определённые тенденции в постановке деепричастия перед сказуемым или после него.

    Перед глаголом-сказуемым обычно ставится деепричастие, которое обозначает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

    Достав платок, Сергей протянул его мне (Сергей сначала достал платок, а затем протянул его мне).

    Перед глаголом-сказуемым обычно стоит и деепричастие, указывающее на причину или условие действия, поскольку причина или условие всегда предшествуют следствию:

    Испугавшись, Тоня вскрикнула (Тоня вскрикнула потому, что испугалась, причём она сначала испугалась, а потом уже вскрикнула).

    После глагола-сказуемого обычно ставится деепричастие со значением последующего действия:

    Лошадь упала, придавив мне ногу (Сначала лошадь упала, а затем придавила мне ногу).

7. При употреблении деепричастия совершенного или несовершенного вида необходимо учитывать его смысловые отношения с глаголом-сказуемым и форму, в которой стоит глагол.

    Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым:

    Улыбаясь, она протянула мне руку; Улыбаясь, она тянула ко мне обе руки.

    Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

    Улыбнувшись, она протянула мне руку.

    При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, какое из действий выражено деепричастием и какое - глаголом-сказуемым. В противном случае предложение может стать некорректным или неточным с точки зрения выражаемого им смысла.

    Так, в предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей - есть смысловая неточность. Деепричастие несовершенного вида указывает на совпадение по времени двух действий, выраженных глаголом и деепричастием, а в действительности всадники сначала подъехали к реке, а затем остановили лошадей. Поэтому уместнее использовать деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.

    Приведём ещё один пример: Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа . В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие - глаголом (Сойдя с ума, Кент выбросился из окна ). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым. Следовательно, если оставить первоначальную конструкцию (Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа ), то можно решить, что Кент сначала выбросился из окна и лишь затем (в полёте) сошёл с ума. А это бессмыслица!