В краю чудес, в краю живых растений,
Несовершенной мудростью дыша,
Зачем ты просишь новых впечатлений
И новых бурь, пытливая душа?
Не обольщайся призраком покоя:
Бывает жизнь обманчива на вид.
Настанет час, и утро роковое
Твои мечты, сверкая, ослепит.

2
Лодейников, закрыв лицо руками,
Лежал в саду. Уж вечер наступал.
Внизу, постукивая тонкими звонками,
Шел скот домой и тихо лопотал
Невнятные свои воспоминанья.
Травы холодное дыханье
Струилось вдоль дороги. Жук летел.
Лодейников открыл лицо и поглядел
В траву. Трава пред ним предстала
Стеной сосудов. И любой сосуд
Светился жилками и плотью. Трепетала
Вся эта плоть и вверх росла, и гуд
Шел по земле. Прищелкивая по суставам,
Пришлепывая, страною шевелясь,
Огромный лес травы вытягивался вправо,
Туда, где солнце падало, светясь.
И то был бой травы, растений молчаливый бой,
Одни, вытягиваясь жирною трубой
И распустив листы, других собою мяли,
И напряженные их сочлененья выделяли
Густую слизь. Другие лезли в щель
Между чужих листов. А третьи, как в постель,
Ложились на соседа и тянули
Его назад, чтоб выбился из сил.
И в этот миг жук в дудку задудил.
Лодейников очнулся. Над селеньем
Всходил туманный рог луны,
И постепенно превращалось в пенье
Шуршанье трав и тишины.
Природа пела. Лес, подняв лицо,
Пел вместе с лугом. Речка чистым телом
Звенела вся, как звонкое кольцо.
В тумане белом
Трясли кузнечики сухими лапками,
Жуки стояли черными охапками,
Их голоса казалися сучками.
Блестя прозрачными очками,
По лугу шел красавец Соколов,
Играя на задумчивой гитаре.
Цветы его касались сапогов
И наклонялись. Маленькие твари
С размаху шлепались ему на грудь
И, бешено подпрыгивая, падали,
Но Соколов ступал по падали
И равномерно продолжал свой путь.
Лодейников заплакал. Светляки
Вокруг него зажгли свои лампадки,
Но мысль его, увы, играла в прятки
Сама с собой, рассудку вопреки.
3
В своей избушке, сидя за столом,
Он размышлял, исполненный печали.
Уже сгустились сумерки. Кругом
Ночные птицы жалобно кричали.
Из окон хаты шел дрожащий свет,
И в полосе неверного сиянья
Стояли яблони, как будто изваянья,
Возникшие из мрака древних лет.
Дрожащий свет из окон проливался
И падал так, что каждый лепесток
Среди туманных листьев выделялся
Прозрачной чашечкой, открытой на восток
И все чудесное и милое растенье
Напоминало каждому из нас
Природы совершенное творенье,
Для совершенных вытканное глаз.
Лодейников склонился над листами,
И в этот миг привиделся ему
Огромный червь, железными зубами
Схвативший лист и прянувший во тьму,
Так вот она, гармония природы,
Так вот они, ночные голоса!
Так вот о чем шумят во мраке воды,
О чем, вдыхая, шепчутся леса!
Лодейников прислушался. Над садом
Шел смутный шорох тысячи смертей.
Природа, обернувшаяся адом,
Свои дела вершила без затей.
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ смотрели из травы.
Природы вековечная давильня
Соединяла смерть и бытие
В один клубок, но мысль была бессильна
Соединить два таинства ее.
А свет луны летел из-за карниза,
И, нарумянив серое лицо,
Наследница хозяйская Лариса
В суконной шляпке вышла на крыльцо.
Лодейников ей был неинтересен:
Хотелось ей веселья, счастья, песен, --
Он был угрюм и скучен. За рекой
Плясал девиц многообразный рой.
Там Соколов ходил с своей гитарой.
К нему, к нему! Он песни распевал,
Он издевался над любою парой
И, словно бог, красоток целовал.
4
Суровой осени печален поздний вид.
Уныло спят безмолвные растенья.
Над крышами пустынного селенья
Заря небес болезненно горит.
Закрылись двери маленьких избушек,
Сад опустел, безжизненны поля,
Вокруг деревьев мерзлая земля
Покрыта ворохом блестящих завитушек,
И небо хмурится, и мчится ветер к нам,
Рубаху дерева сгибая пополам.
О, слушай, слушай хлопанье рубах!
Ведь в каждом дереве сидит могучий Бах
И в каждом камне Ганнибал таится...
И вот Лодейникову по ночам не спится:
В оркестрах бурь он слышит пред собой
Напев лесов, тоскующий и страстный...
На станции однажды в день ненастный
Простился он с Ларисой молодой.
Как изменилась бедная Лариса!
Все, чем прекрасна молодость была,
Она по воле странного каприза
Случайному знакомству отдала.
Еще в душе холодной Соколова
Не высох след ее последних слез, --
Осенний вихрь ворвался в мир былого,
Разбил его, развеял и унес.
Ах, Лара, Лара, глупенькая Лара,
Кто мог тебе, краса моя, помочь?
Сквозь жизнь твою прошла его гитара
И этот голос-, медленный, как ночь.
Дубы в ту ночь так сладко шелестели,
Цвела сирень, черемуха цвела,
И так тебе певцы ночные пели,
Как будто впрямь невестой ты была.
Как будто впрямь серебряной фатою
Был этот сад сверкающий покрыт...
И только выпь кричала за рекою
Вплоть до зари и плакала навзрыд.
Из глубины безмолвного вагона,
Весь сгорбившись, как немощный старик
В последний раз печально и влюбленно
Лодейников взглянул на милый лик.
И поезд тронулся. Но голоса растений
Неслись вослед, качаясь и дрожа,
И сквозь тяжелый мрак миротворенья
Рвалась вперед бессмертная душа
Растительного мира. Час за часом
Бежало время. И среди полей
Огромный город, возникая разом,
Зажегся вдруг миллионами огней.
Разрозненного мира элементы
Теперь слились в один согласный хор,
Как будто, пробуя лесные инструменты,
Вступал в природу новый дирижер.
Органам скал давал он вид забоев,
Оркестрам рек - железный бег турбин
И, хищника отвадив от разбоев,
Торжествовал, как мудрый исполин.
И в голоса нестройные природы
Уже вплетался первый стройный звук,
Как будто вдруг почувствовали воды,
Что не смертелен тяжкий их недуг.
Как будто вдруг почувствовали травы,
Что есть на свете солнце вечных дней,
Что не они во всей вселенной правы,
Но только он - великий чародей.
Суровой осени печален поздний вид,
Но посреди ночного небосвода
Она горит, твоя звезда, природа,
И вместе с ней душа моя горит.
1932-1947

Все стихи Заболоцкий Николай А. - Лодейников

1 В краю чудес, в краю живых растений, Несовершенной мудростью дыша, Зачем ты просишь новых впечатлений И новых бурь, пытливая душа? Не обольщайся призраком покоя: Бывает жизнь обманчива на вид. Настанет час, и утро роковое Твои мечты, сверкая, ослепит. 2 Лодейников, закрыв лицо руками, Лежал в саду. Уж вечер наступал. Внизу, постукивая тонкими звонками, Шел скот домой тихо лопотал Невнятные свои воспоминанья. Травы холодное дыханье Струилось вдоль дороги. Жук летел. Лодейников открыл лицо и поглядел В траву. Трава пред ним предстала Стеной сосудов. И любой сосуд Светился жилками и плотью. Трепетала Вся эта плоть и вверх росла, и гуд Шел по земле. Прищелкивая по суставам Пришлепывая, странно шевелясь, Огромный лес травы вытягивался вправо, Туда, где солнце падало, светясь, И то был бой травы, растений молчаливый бой. Одни, вытягиваясь жирною трубой И распустив листы, других собою мяли, И напряженные их сочлененья выделяли Густую слизь. Другие лезли в щель Между чужих листов. А третьи, как в постель, Ложились на соседа и тянули Его назад, чтоб выбился из сил. И в этот миг жук в дудку задудил, Лодейников очнулся. Над селеньем Всходил туманный рог луны, И постепенно превращалось в пенье Шуршанье трав и тишины. Природа пела. Лес, подняв лицо, Пел вместе с лугом. Речка чистым телом Звенела вся, как звонкое кольцо. В тумане белом Трясли кузнечики сухими лапками, Жуки стояли черными охапками, Их голоса казалися сучками. Блестя прозрачными очками, По лугу шел красавец Соколов, Играя на задумчивой гитаре. Цветы его касались сапогов И наклонялись. Маленькие твари С размаху шлепались ему на грудь И, бешено подпрыгивая, падали, Но Соколов ступал по падали И равномерно продолжал свой путь, Лодейников заплакал. Светляки Вокруг него зажгли свои лампадки, Но мысль его, увы, играла в прятки Сама с собой, рассудку вопреки. 3 В своей избушке, сидя за столом, Он размышлял, исполненный печали, Уже сгустились сумерки. Кругом Ночные птицы жалобно кричали. Из окон хаты шел дрожащий свет, И в полосе неверного сиянья Стояли яблони, как будто изваянья, Возникшие из мрака древних лет. Дрожащий свет из окон проливался И падал так, что каждый лепесток Среди туманных листьев выделялся Прозрачной чашечкой, открытой на восток. И всё чудесное и милое растенье Напоминало каждому из нас Природы совершенное творенье, Для совершенных вытканное глаз. Лодейников склонился над листами, И в этот миг привиделся ему Огромный червь, железными зубами Схвативший лист и прянувший во тьму. Так вот она, гармония природы, Так вот они, ночные голоса! Так вот о чем шумят во мраке воды, О чем, вздыхая, шепчутся леса! Лодейников прислушался. Над садом Шел смутный шорох тысячи смертей. Природа, обернувшаяся адом, Свои дела вершила без затей. Жук ел траву, жука клевала птица, Хорек пил мозг из птичьей головы, И страхом перекошенные лица Ночных существ смотрели из травы. Приводы вековечная давильня Соединяла смерть и бытие В один клубок, но мысль была бессильна Соединить два таинства ее. А свет луны летел из-за карниза, И, нарумянив серое лицо, Наследница хозяйская Лариса В суконной шляпке вышла на крыльцо. Лодейников ей был неинтересен: Хотелось ей веселья, счастья, песен,я Он был угрюм и скучен. За рекой Плясал девиц многообразный рой. Там Соколов ходил с своей гитарой. К нему, к нему! Он песни распевал, Он издевался над любою парой И, словно бог, красоток целовал. 4 Суровой осени печален поздний вид. Уныло спят безмолвные растенья. Над крышами пустынного селенья Заря небес болезненно горит. Закрылись двери маленьких избушек, Сад опустел, безжизненны поля, Вокруг деревьев мерзлая земля Покрыта ворохом блестящих завитушек, И небо хмурится, и мчится ветер к нам, Рубаху дерева сгибая пополам. О, слушай, слушай хлопанье рубах! Ведь в каждом дереве сидит могучий Бах, И в каждом камне Ганнибал таится... И вот Лодейникову по ночам не спится: В оркестрах бурь он слышит пред собой Напев лесов, тоскующий и страстный... На станции однажды в день ненастный Простился, он с Ларисой молодой. Как изменилась бедная Лариса! Всё, чем прекрасна молодость была, Она по воле странного каприза Случайному знакомцу отдала. Еще в душе холодной Соколова Не высох след ее последних слез,- Осенний вихрь ворвался в мир былого, Разбил его, развеял и унес. Ах, Лара, Лара, глупенькая Лара, Кто мог тебе, краса моя, помочь? Сквозь жизнь твою прошла его гитара И этот голос, медленный, как ночь. Дубы в ту ночь так сладко шелестели, Цвела сирень, черемуха цвела, И так тебе певцы ночные пели, Как будто впрямь невестой ты была. Как будто впрямь серебряной фатою Был этот сад сверкающий покрыт... И только выпь кричала за рекою Вплоть до зари и плакала навзрыд. Из глубины безмолвного вагона, Весь сгорбившись, как немощный старик, В последний раз печально и влюбленно Лодейников взглянул на милый лик. И поезд тронулся. Но голоса растений Неслись вослед, качаясь и дрожа, И сквозь тяжелый мрак миротворенья Рвалась вперед бессмертная душа Растительного мира. Час за часом Бежало время. И среди полей Огромный город, возникая разом, Зажегся вдруг миллионами огней. Разрозненного мира элементы Теперь слились в один согласный хор, Как будто, пробуя лесные инструменты, Вступал в природу новый дирижер. Органам скал давал он вид забоев, Оркестрам рек - железный бег турбин И, хищника отвадив от разбоев, Торжествовал, как мудрый исполин. И в голоса нестройные природы Уже вплетался первый стройный звук, Как будто вдруг почувствовали воды, Что не смертелен тяжкий их недуг. Как будто вдруг почувствовали травы, Что есть на свете солнце вечных дней, Что не они во всей вселенной правы, Но только он - великий чародей. Суровой осени печален поздний вид, Но посреди ночного небосвода Она горит, твоя звезда, природа, И вместе с ней душа моя горит. 1932

1
В краю чудес, в краю живых растений,
Несовершенной мудростью дыша,
Зачем ты просишь новых впечатлений
И новых бурь, пытливая душа?
Не обольщайся призраком покоя:
Бывает жизнь обманчива на вид.
Настанет час, и утро роковое
Твои мечты, сверкая, ослепит.

2
Лодейников, закрыв лицо руками,
Лежал в саду. Уж вечер наступал.
Внизу, постукивая тонкими звонками,
Шел скот домой и тихо лопотал
Невнятные свои воспоминанья.
Травы холодное дыханье
Струилось вдоль дороги. Жук летел.
Лодейников открыл лицо и поглядел
В траву. Трава пред ним предстала
Стеной сосудов. И любой сосуд
Светился жилками и плотью. Трепетала
Вся эта плоть и вверх росла, и гуд
Шел по земле. Прищелкивая по суставам,
Пришлепывая, страною шевелясь,
Огромный лес травы вытягивался вправо,
Туда, где солнце падало, светясь.
И то был бой травы, растений молчаливый бой,
Одни, вытягиваясь жирною трубой
И распустив листы, других собою мяли,
И напряженные их сочлененья выделяли
Густую слизь. Другие лезли в щель
Между чужих листов. А третьи, как в постель,
Ложились на соседа и тянули
Его назад, чтоб выбился из сил.
И в этот миг жук в дудку задудил.
Лодейников очнулся. Над селеньем
Всходил туманный рог луны,
И постепенно превращалось в пенье
Шуршанье трав и тишины.
Природа пела. Лес, подняв лицо,
Пел вместе с лугом. Речка чистым телом
Звенела вся, как звонкое кольцо.
В тумане белом
Трясли кузнечики сухими лапками,
Жуки стояли черными охапками,
Их голоса казалися сучками.
Блестя прозрачными очками,
По лугу шел красавец Соколов,
Играя на задумчивой гитаре.
Цветы его касались сапогов
И наклонялись. Маленькие твари
С размаху шлепались ему на грудь
И, бешено подпрыгивая, падали,
Но Соколов ступал по падали
И равномерно продолжал свой путь.
Лодейников заплакал. Светляки
Вокруг него зажгли свои лампадки,
Но мысль его, увы, играла в прятки
Сама с собой, рассудку вопреки.

3
В своей избушке, сидя за столом,
Он размышлял, исполненный печали.
Уже сгустились сумерки. Кругом
Ночные птицы жалобно кричали.
Из окон хаты шел дрожащий свет,
И в полосе неверного сиянья
Стояли яблони, как будто изваянья,
Возникшие из мрака древних лет.
Дрожащий свет из окон проливался
И падал так, что каждый лепесток
Среди туманных листьев выделялся
Прозрачной чашечкой, открытой на восток
И все чудесное и милое растенье
Напоминало каждому из нас
Природы совершенное творенье,
Для совершенных вытканное глаз.
Лодейников склонился над листами,
И в этот миг привиделся ему
Огромный червь, железными зубами
Схвативший лист и прянувший во тьму,
Так вот она, гармония природы,
Так вот они, ночные голоса!
Так вот о чем шумят во мраке воды,
О чем, вдыхая, шепчутся леса!
Лодейников прислушался. Над садом
Шел смутный шорох тысячи смертей.
Природа, обернувшаяся адом,
Свои дела вершила без затей.
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ смотрели из травы.
Природы вековечная давильня
Соединяла смерть и бытие
В один клубок, но мысль была бессильна
Соединить два таинства ее.
А свет луны летел из-за карниза,
И, нарумянив серое лицо,
Наследница хозяйская Лариса
В суконной шляпке вышла на крыльцо.
Лодейников ей был неинтересен:
Хотелось ей веселья, счастья, песен, -
Он был угрюм и скучен. За рекой
Плясал девиц многообразный рой.
Там Соколов ходил с своей гитарой.
К нему, к нему! Он песни распевал,
Он издевался над любою парой
И, словно бог, красоток целовал.

4
Суровой осени печален поздний вид.
Уныло спят безмолвные растенья.
Над крышами пустынного селенья
Заря небес болезненно горит.
Закрылись двери маленьких избушек,
Сад опустел, безжизненны поля,
Вокруг деревьев мерзлая земля
Покрыта ворохом блестящих завитушек,
И небо хмурится, и мчится ветер к нам,
Рубаху дерева сгибая пополам.
О, слушай, слушай хлопанье рубах!
Ведь в каждом дереве сидит могучий Бах
И в каждом камне Ганнибал таится...
И вот Лодейникову по ночам не спится:
В оркестрах бурь он слышит пред собой
Напев лесов, тоскующий и страстный...
На станции однажды в день ненастный
Простился он с Ларисой молодой.
Как изменилась бедная Лариса!
Все, чем прекрасна молодость была,
Она по воле странного каприза
Случайному знакомству отдала.
Еще в душе холодной Соколова
Не высох след ее последних слез, -
Осенний вихрь ворвался в мир былого,
Разбил его, развеял и унес.
Ах, Лара, Лара, глупенькая Лара,
Кто мог тебе, краса моя, помочь?
Сквозь жизнь твою прошла его гитара
И этот голос-, медленный, как ночь.
Дубы в ту ночь так сладко шелестели,
Цвела сирень, черемуха цвела,
И так тебе певцы ночные пели,
Как будто впрямь невестой ты была.
Как будто впрямь серебряной фатою
Был этот сад сверкающий покрыт...
И только выпь кричала за рекою
Вплоть до зари и плакала навзрыд.
Из глубины безмолвного вагона,
Весь сгорбившись, как немощный старик
В последний раз печально и влюбленно
Лодейников взглянул на милый лик.
И поезд тронулся. Но голоса растений
Неслись вослед, качаясь и дрожа,
И сквозь тяжелый мрак миротворенья
Рвалась вперед бессмертная душа
Растительного мира. Час за часом
Бежало время. И среди полей
Огромный город, возникая разом,
Зажегся вдруг миллионами огней.
Разрозненного мира элементы
Теперь слились в один согласный хор,
Как будто, пробуя лесные инструменты,
Вступал в природу новый дирижер.
Органам скал давал он вид забоев,
Оркестрам рек - железный бег турбин
И, хищника отвадив от разбоев,
Торжествовал, как мудрый исполин.
И в голоса нестройные природы
Уже вплетался первый стройный звук,
Как будто вдруг почувствовали воды,
Что не смертелен тяжкий их недуг.
Как будто вдруг почувствовали травы,
Что есть на свете солнце вечных дней,
Что не они во всей вселенной правы,
Но только он - великий чародей.
Суровой осени печален поздний вид,
Но посреди ночного небосвода
Она горит, твоя звезда, природа,
И вместе с ней душа моя горит.

Posted on May. 11th, 2007 at 04:53 pm | | | |

Игорь Шайтанов

«ЛОДЕЙНИКОВ»: АССОЦИАТИВНЫЙ ПЛАН СЮЖЕТА

      На языке науки, претендующей на терминологическую современность, название статьи должно было бы звучать: «Интертекст поэмы “Лодейников”».
      Я избегаю «интертекстуальности» не потому, что модность обессмысливает. Как раз наоборот, потому что не согласен с идеей, породившей этот термин. Выбирая между ассоциативной памятью и интертекстуальной безличностью, я предпочитаю первое, ибо не доверяю общению текстов поверх головы автора (смерть которого по крайней мере преувеличена). Я также полагаю, что любое сходство текстов требует обоснования: какова степень сознательности сближения, в какой мере оно выглядит возможным, исходя из культурного опыта автора, и, наконец, каким образом ассоциативная перспектива повышает горизонт мысли в произведении,
      В случае с «Лодейниковым» это горизонт романтической натурфилософии, которая, как я намерен продемонстрировать, в своих основных именах и произведениях учтена Николаем Заболоцким. Этот ассоциативный план поэмы не был пока что реконструирован.
      В окончательной редакции (была ли она завершением всего замысла, мы не знаем), поделенной на четыре пронумерованные главки, «Лодейников» был включен в сборник «Стихотворения» (1957) с датировкой под текстом: 1932- 1947.
      Первоначальный текст с указанной датой - 1932 вошел в состав «Второй книги» (1937). До этого фрагмент из него печатался в журнале «Звезда» (1933, № 2-3). Стихотворение 1932 года представляет собой раннюю редакцию первых двух главок окончательного текста.
      В 1934 году было начато (завершено в 1936-м) стихотворение «Лодейников в саду» (набросок третьей главки) и опубликовано в журнале «Литературный современник» (1937, № 3). Из состава «Второй книги» это стихотворение было выброшено «уже после появления сигнального экземпляра» <1>.
      В позднейших изданиях Н. Заболоцкого «Лодейников» всегда печатается в разделе стихотворений, что, на мой взгляд, не вполне верно, хотя как будто и соответствует авторской воле. В первой редакции «Лодейников» - безусловно стихотворение (или даже два разных стихотворения). В окончательном виде - поэма, в которую перерастает текст по мере развертывания и появления новых сюжетообразующих мотивов, придающих объем, связность мысли и значительно меняющих ее.
      В первой редакции мысль была продиктована местом действия: «...места глухой природы...». Концептуальный эпитет - глухой был повторен дважды в первой редакции и снят в окончательном тексте. Этот эпитет может быть истолкован двояко: как глухота природы или как глухота к природе, неумение ее слышать. Сошлюсь в подтверждение на" классическую работу А. Н. Веселовского «Из истории эпитета»: «Развитием эпитета-метафоры объясняются те случаи, когда <...> действие, совершающееся при известном объекте, в пределах одного представления, либо его сопровождающее, переносится на него, как действие, ему свойственное, при большем или меньшем развитии олицетворения. Глухое окно, blindes Fenster - это окно, в которое не видят, из которого не слышно...» <2>
      Протекавшая первоначально в глухих местах жизнь героя была ими стиснута, обессмыслена:

      и он лежал в природе словно в кадке, -
      совсем один, рассудку вопреки.

      Таковы заключительные строки стихотворения 1932 года. «Совсем один» и «рассудку вопреки» - это именно то, что будет принято к опровержению в дальнейшей работе над текстом.
      Окончательный вариант начинается не метафорой взрыва и обещанием тоски, а восхождением, совершающимся «в краю чудес, в краю живых растений», от «несовершенной мудрости» к прозрению:

      Настанет час, и утро роковое
      Твои мечты, сверкая, ослепит.

      Вступление занимает всего восемь строк и в общей нумерации четырех частей поэмы обозначено цифрой «1».
      Вторая часть открывается явлением героя:

      Лодейников, закрыв лицо руками,
      Лежал в саду. Уж вечер наступал.
      Внизу, постукивая тонкими звонками,
      Шел скот домой и тихо лопотал
      Невнятные свои воспоминанья...

      Их прерывает явление нового персонажа: «жук летел», - и тогда «Лодейников открыл лицо и поглядел...».
      Прежде чем говорить о картине, увиденной Лодейниковым, оценим поэтическую ситуацию - знакома ли она? Если перефразировать Мандельштама («Дайте Тютчеву стрекозу»), кому следует отдать жука? Не будет преувеличением сказать, что жук залетел в самую колыбель русской поэзии: перевод элегии Грея «Сельское кладбище», выполненный В. Жуковским (1802), Владимир Соловьев назовет «родиной русской поэзии». Невозможно допустить, чтобы Заболоцкий, книгочей и упорный читатель стихов с самого детства, не знал, не помнил этого текста <3>.
      Для всей Европы элегия Грея начинает диалог уединенного человека с природой, постигаемой (если употребить эпитет Заболоцкого) в «местах глухой природы». Полное название у Грея - «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751). Она начинается картиной вечереющего дня:

      Уже бледнеет день, скрываясь за горою;
      Шумящие стада толпятся над рекой...

      И во второй строфе элегии, нарушая ее тишину:

      Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,
      Лишь слышится вдали рогов унылый звон.

      В «Лодейникове» можно счесть сознательным жанровым жестом замену в самом начале четырехстопного ямба (редакция 1932 года) пятистопным. Это один из элегических размеров: «Только с 1810-х годов он входит в употребление стараниями Жуковского (образцом для которого служила английская и немецкая поэзия), Вяземского, Пушкина и их современников» <4>. Во второй половине XIX столетия пятистопный ямб «все прочнее овладевает элегическим (и через него - романсным) жанром» <5>.
      У Заболоцкого к тому же (как бы в память об античном элегическом дистихе, состоявшем из строки пентаметра и гекзаметра) метрический рисунок однажды перебивается шестистопной строкой: «...Внизу, постукивая тонкими звонками...». Это место в начале второй главы, таким образом, оказалось акцентированным. Оно памятно и у Жуковского - переводческой двусмысленностью: «...слышится вдали рогов унылый звон». Имеются в виду пастушеские или коровьи рога? Но если коровьи, то почему они «уныло звенят»?
      В оригинале: «And drowsy tinklings lull the distant folds...» (сонное позвякивание убаюкивает отдаленные загоны). Жуковский счел нужным пояснить в авторском комментарии, о каких звучащих рогах у него идет речь: «В Англии привязывают колокольчики к рогам баранов и коров».
      Заболоцкий как будто сознательно дал эту строку в полном соответствии с оригиналом, точнее, чем у Жуковского, исправляя его двусмысленность. «Тонкие звонки», то есть маленькие колокольчики, подобные тем, что вешали в Англии на рога, а не более громкие, не те, что вешали на шею животным. Не здесь ли началось соревнование с Жуковским-переводчиком, которое Заболоцкий продолжит уже после войны, работая (по просьбе М.В. Юдиной) над текстами романсов Шуберта? <6>
      Лодейников, как и поэт у Грея, выходит для встречи с ночной природой, отмечает в ней те же самые звуки вечереющего дня... У Грея герой повернут лицом к сельскому кладбищу. Лодейников - к самой природе. Он лежит лицом в траву, открывает глаза и видит:

      Трава пред ним предстала
      Стеной сосудов. И любой сосуд
      Светился жилками и плотью. Трепетала
      Вся эта плоть <...>
      И то был бой травы, растений молчаливый бой.

      Несколько позже (в третьей части) эта мысль - о бое растений будет с ужасом договорена: «Природы вековечная давильня...»
      Но первоначально до этого умозаключения Лодейников не дошел. Не успел. Был прерван в своем размышлении вторым явлением жука:

      И в этот миг жук в дудку задудил.
      Лодейников очнулся.

      Очнулся, чтобы услышать звучание природы, восхититься и - заплакать от вторжения в эту гармонию человека:

      По лугу шел красавец Соколов,
      Играя на задумчивой гитаре.
      Цветы его касались сапогов
      И наклонялись. Маленькие твари
      С размаху шлепались ему на грудь
      И, бешено подпрыгивая, падали,
      Но Соколов ступал по падали
      И равномерно продолжал свой путь.

      Этим вторжением завершалась редакция стихотворения «Лодейников» 1932 года (в окончательном тексте - это лишь завершение второй из четырех частей). Оба ранних стихотворения во «Второй книге» должна была сопровождать сноска (снятая в сигнальном экземпляре): «Стихи “Лодейников” и “Лодейников в саду” - отдельные фрагменты к будущему циклу стихов об этом герое» <7>.
      Едва ли Заболоцкий собирался покинуть своего героя в состоянии горестного разочарования. Может быть, намеком на иное разрешение можно считать и саму фамилию - Лодейников. Нет ли в ней отзвука латинского «laudo» - восхваляю (где по французскому образцу две гласные передаются звуком ‘о’)? Тогда вполне в натурфилософском духе, соответствующем окончательному разрешению поэмы, фамилия ее героя читалась бы как «возносящий хвалу». Впрочем, это лишь очень вольная догадка <8>.
      Если в самом начале поэмы жук прервал течение мысли и отвлек от мрачного умозаключения, то появление Соколова в окончательной редакции делает это умозаключение неизбежным. Лодейников вновь обращает взор к миру ночной природы, чтобы различить в нем жизнь и печальную участь того же жука, разделившего, впрочем, общую судьбу:

      Жук ел траву, жука клевала птица,
      Хорек пил мозг из птичьей головы,
      И страхом перекошенные лица
      Ночных существ смотрели из травы.

      Ситуация с героем, бросившимся лицом в траву, чтобы сначала восхититься природой, а потом ужаснуться ей, имеет классический аналог. Тот же (что в случае с Греем) близкий Заболоцкому XVIII век, самые истоки «открытия природы» и натурфилософского восторга, которое сменяется романтической трагедией отчуждения: «...я лежу в высокой траве у быстрого ручья и, прильнув к земле, вижу тысячи всевозможных былинок и чувствую, как близок моему сердцу крошечный мирок, что снует между стебельками, эти неисчислимые, непостижимые разновидности червяков и мошек, и чувствую близость Всемогущего...» (пер. Н. Касаткиной).
      Таково весеннее впечатление (10 мая). А вот - предосеннее (18 августа), ознаменованное резкой сменой тона и мысли: «...бывало, я слышал птичий гомон, оживлявший лес, и миллионные рои мошек весело плясали в красном луче заходящего солнца, и последний яркий блик выманивал из травы гудящего жука...».
      Именно так - на последний солнечный блик вылетел жук и в «Лодейникове». Но продолжим, акцентируя в пространном прозаическом тексте черты сходства. Некоторое время следует повествование о прошлом восторге («бывало...»). А теперь: «Передо мной словно поднялась завеса, и зрелище бесконечной жизни превратилось для меня в бездну могилы <...> Нет мгновения, которое не пожирало бы твоих близких, нет мгновения» когда бы ты не был, пусть против воли, разрушителем! Безобиднейшая прогулка стоит жизни тысячам жалких червячков; один шаг сокрушает постройки, кропотливо возведенные муравьями, и топчет в прах целый мирок». Эти слова юного Вертера уже прямо предсказывают прогулку красавца Соколова «по падали».
      Важность Гете для Заболоцкого известна. «В молодости он в подлиннике читал “Фауста” Гете» <9>. В раннем письме к другу М. И. Касьянову (07.11.1921) Заболоцкий признается: «...божественный Гёте матовым куполом скрывает от меня небо, и я не вижу через него Бога. И бьюсь. Так живет и болит моя душа» <10>.
      Тому, что «“фаустовским духом” <...> глубоко затронуты поэмы Заболоцкого 20-30-х годов», сохранилось немало подтверждений <11>. Однако никогда не обращали внимания на, вертеровский дух: А именно он пронизывает поэму «Лодейников».
      В суждениях о Заболоцком обычно противопоставляют «раннего» и «позднего». Одни предпочитают то, как Заболоцкий гротескно и абсурдно (на грани абсурда, в отличие от его тогдашних друзей обэриутов, работавших за гранью) выстроил внеприродный и вненравственный мир «Столбцов». И почти сразу же параллельно и контрастно к нему заявил о «торжестве земледелия» с его «несовершенной мудростью», патриархальной простотой и «этикой космоса» (по Циолковскому).
      Другие предпочитают «позднего» Заболоцкого с его нравственной строгостью, стройностью, ясностью (не назидательностью ли? - возразят любители «раннего»).
      Но есть еще один как-то пропущенный Заболоцкий - «срединный», Заболоцкий перехода, не уходящий в «места глухой природы», а заставляющий прислушаться к ним человека из «Баварии», с Обводного канала, прислушаться, чтобы услышать самого себя. Этот Заболоцкий и начинается, и полнее всего себя высказывает в «Лодейникове», даже хронологически занимающем срединное место в творчестве: 1932-1947. Здесь рождение лирики у Заболоцкого, хотя первоначально - под маской пародии.
      У Гете в «Страданиях юного Вертера» перемены в природе, в прочтении и истолковании ее, сопровождают историю несчастной любви героя, разбившейся о бюргерское счастье. Заболоцкий вводит в окончательную редакцию любовный мотив, выдержанный также в мещанском жанре. В переводе на язык поэзии - это романс. Гитара Соколова - ружье, которое «выстрелило» и поразило бедную Ларису. Она мелькнула в тексте стихотворения «Лодейников в саду», но тогда под другим именем: «наследница хозяйская Людмила».
      Не было ли это имя выбрано на волне переводческого состязания с Жуковским, ведь в русской поэзии оно навсегда связано с его балладой? Но и «бедная Лариса» звучит в тексте «Лодейникова» как прощальный кивок в сторону осьмнадцатого столетия, вскользь напоминая о бедной Лизе и уводя совсем в иные времена:


      Все, чем прекрасна молодость была...

      Сквозь вязь элегических сожалений о погубленной молодости пробивается какая-то мелодия, совсем не сентиментальная и вовсе не архаическая. С навязчивостью затверженной музыкальной фразы первые три строки воспроизводят один и тот же ритмический рисунок с пропуском метрического ударения на первой и четвертой стопе. Когда на фоне этого повтора возникает рифма Лариса - каприза <12>, узнавание становится почти неизбежным: «Все хорошо, прекрасная маркиза...»
      Переложение французского шансонного текста было сделано Александром Безыменским в 1936 году. Тогда вся страна (очень ко времени) запела: «Все хорошо, все хорошо...» Нужно сказать, что у Заболоцкого был и личный повод отозваться на текст Безыменского: именно ему принадлежало единственное развернутое мнение о Заболоцком, прозвучавшее на Первом съезде писателей: «...опасна маска юродства, которую надевает враг <...> Заболоцкий издевается над нами, и жанр вполне соответствует содержанию его стихов, их мыслям, в то время как именно “царство эмоций” замаскировано» <13>.
      Так что «царство эмоций», возбужденных Безыменским, не могло не привлечь Заболоцкого. Оттолкнувшись от этого расхожего - у всех на слуху - мелодического строя, он аранжировал любовный мотив в своей поэме как попурри из Утесова, Вертинского и мещанского романса. Такого рода ироническое пение под гитару было в духе Заболоцкого. В 20- 30-е годы он нередко исполнял пародийные куплеты, аккомпанируя себе:

      Как изменилась бедная Лариса!
      Все, чем прекрасна молодость была,
      Она по воле странного каприза
      Случайному знакомцу отдала.
      Еще в душе холодной Соколова
      Не высох след ее последних слез, -
      Осенний вихрь ворвался в мир былого,
      Разбил его, развеял и унес.
      Ах, Лара, Л ара, глупенькая Л ара,
      Кто мог тебе, краса моя, помочь?
      Сквозь жизнь твою прошла его гитара
      И этот голос, медленный, как ночь.

      Все это попурри сшито тонкими переходами интонации и звука: от шансонетки к романсу. Вначале - неуместная в сочетании с элегической темой беспечность. Затем - изменение ритмического рисунка: ударение переносится на первую стопу) «СлуЧАЙному знакомцу...», - за которым вместо легкости - замедление с драматическим повышением голоса на внутренних рифмах. Слышится характерный для Вертинского (и не для него одного) надрывный звук: слУчайнОМУ знакОМЦУ, хОЛОднОй сОкОЛОва, СЛЕД поСЛЕДних СЛЕз.
      После этого уже открыто пародийный возврат к легкости на грани куплета: «Ах, Лара, Лара, глупенькая Лара...» И завершение столь же пародийное, но в отношении жестокого романса: «Сквозь жизнь твою прошла его гитара / И этот голос, медленный, как ночь».
      Этот музыкальный номер стал необходимой сюжетной скрепой для всей поэмы, позволившей собрать материал, прежде распадавшийся на два, в сущности, отдельных стихотворения. Он стал также мотивировкой для метаморфозы природного мотива, вначале исполненного восторга, затем - ужаса.
      Первоначально ужас и восторг были разведены по двум разным стихотворениям. Картина всеобщей давильни открывалась в тексте «Лодейникова в саду», после того как герой отужинал. «Дымящийся горшок с едою», поставленный на садовый столик работницей, стал прелюдией к картине всеобщего уничтожения: «Жук ел траву...»
      Борьба за существование - быт природы. Смерть - ее повседневность. По мере погружения в глухую природу, охваченный глухотой к природной жизни, герой предается ужасу. Есть ли из него выход? В качестве первого варианта мелькает - любовь, возвышающее, отличающее человека, поскольку духовное, начало.
      Однако оно здесь снижено (унижено) бытом, опошлено романсом. Традиционный психологический параллелизм, символизирующий нерасторжимость души и природы, звучит пародийно: «Дубы в ту ночь так сладко шелестели, / Цвела сирень, черемуха цвела...» А в финале, естественно, слезы: «И только выпь кричала за рекою / Вплоть до зари и плакала навзрыд».
      Царство романсовых эмоций не дает желаемого избавления от ужаса жизни. Не поднимает над нею. Гротескный быт «Столбцов» («Свадьба», «Фокстрот») вторгся гитарным перебором в мир природного бытия. В первом варианте «Лодейникова» при одном лишь появлении Соколова природная гармония рушилась. Теперь бытовая тема развернута куда подробнее, драматизирована и озвучена, но и сама подточена пародийностью. Иронический заряд сильнее бьет не по природе, а по быту. Бытовая современность теряет свою сокрушительную силу. Быт больше не поглощает героя, не грозит ему отчуждением от природного бытия.
      Организуя бытовой мотив по законам любовного треугольника, Заболоцкий организует весь сюжет по закону треугольника концептуального: в противостоянии природы, быта и человеческого разума. Сюжет обретает объем. Стихотворение вырастает в поэму. Натурфилософия, горестно прерванная бытовым аккордом (первая редакция), теперь торжествует, но не в своем романтическом варианте.
      Подобно Вертеру (его первая попытка - убежать от себя и от своей разбитой жизни), отбывает и Лодейников. Вертер бежал от несчастной любви в надежде спастись разумной деятельностью. Не нашел ее и погиб. Отъезд Лодейникова вначале также не обнадеживает, поскольку продолжает музыкальную инерцию предшествующей части:

      Из глубины безмолвного вагона,
      Весь сгорбившись, как немощный старик,
      В последний раз печально и влюбленно
      Лодейников взглянул на милый лик.

      Тут музыка резко обрывается: «И поезд тронулся». Отступает бытовое, природное же обретает спасительную силу:

            Но голоса растений
      Неслись вослед, качаясь и дрожа,
            И сквозь тяжелый мрак миротворенья
Рвалась вперед бессмертная душа
      Растительного мира.

      Возобновляется натурфилософия. Хотя в стихотворении, одновременном не началу, а завершению «Лодейникова» в 1947 году, Заболоцкий как будто бы со всей категоричностью предупреждал: «Я не ищу гармонии в природе...», - он ее искал. Просто он не признавал гармонии в отсутствие человека, вступая в спор с тютчевским манифестом «Певучесть есть в морских волнах...», где «невозмутимый строй во всем», но в разладе с этим всеобщим строем «ропщет мыслящий тростник».
      Имя Тютчева завершает поэтическую философию природы, традиция которой развернута в «Лодейникове» почти с самого момента ее возникновения. Грей и Гете вызывают в памяти имя Жуковского <14>, мелькнул Карамзин... Заболоцкий выстраивает этот ряд, чтобы сделать важную поправку к сентиментально-романтической концепции природы, чреватой для человека трагедией отчуждения (важным примером для него в этом будет поздний Гете, автор не «Вертера», а «Фауста»).
      Для заключительного выяснения отношений Заболоцкий сознательно вступает в тютчевское пространство: подхватывает тютчевское слово «стройный» («стройный мусикийский шорох»), определяющее гармонию природы:

      Природная гармония, по Заболоцкому, держит музыкальный строй не в отсутствие человека, а обретает этот строй только с приходом дирижера. У Заболоцкого: человек - «новый дирижер», он же - «великий чародей». Частью этой - человеческой - силы выступает и ею спасается Лодейников.
      Нужно сказать, что, судя по одному из вариантов, спасение в деятельности обретает не только Лодейников, но и Лариса. Заболоцкий попытался включить стихотворение «Лодейников в саду» в сборник «Стихотворения» 1948 года. Однако оно вновь (как и из «Второй книги») было выброшено. Вместо него появился текст «Урал», напечатанный с подзаголовком «Отрывок из поэмы». Из какой поэмы? Это подсказывает имя героини - Лариса, неожиданно явившейся перед классом жаждущих знаний детей в качестве учительницы:

      Не отрывая от Ларисы глаз,
      Весь класс молчал, как бы завороженный.
      Лариса чувствовала: огонек, зажженный
      Ее словами, будет вечно жить
      В сердцах детей. И совершилось чудо:
      Воспоминаний тягостная груда
      Вдруг перестала сердце ей томить.

      Истории бедной Лизы / Ларисы и юного Вертера / Лодейникова переписаны со счастливым концом. Знаковые судьбы для чувствительной души, обращенной к природе. Теперь иная природа и иная судьба.
      Если первая редакция «Лодейникова» завершалась тем, что человек был заключен «в природе, словно в кадке, / - совсем один, рассудку вопреки», то в окончательной редакции поэмы человек торжествует в природе (но не над природой!), «как мудрый исполин»:

      Органам скал давал он вид забоев.
      Оркестрам рек - железный бег турбин.

      Такого рода индустриальный пейзаж как будто бы вписывается в обычную для 20-х - начала 30-х годов конструктивистскую утопию. Однако с одним серьезным отличием: конструктивистская утопия была равнодушна, а нередко исполнена ненависти к стихийной природе. У Заболоцкого иначе. Он соглашается с необходимостью рационалистической, научной поправки к романтической натурфилософии, которая иначе так и не изживет трагедии разлада, одиночества. Но и к конструктивистской утопии Заболоцкий делает принципиальную поправку - натурфилософскую, настаивая в финале-апофеозе на красоте и ценности живой природы:


      Но посреди ночного небосвода
      Она горит, твоя звезда, природа,
      И вместе с ней душа моя горит.

      Заболоцкий завершает свою поэму картиной природы, которая одухотворена присутствием в ней человека. Контраст очевиден, поскольку последнее четверостишие «Лодейникова» варьирует первое четверостишие его последней части:

      Суровой осени печален поздний вид,
      Уныло спят безмолвные растенья,
      Над крышами забытого селенья
      Заря небес болезненно горит.

      Болезненный свет сменяется в финале восходом звезды, звезды природы, от света которой зажигается душа.
      Такова личная натурфилософия Заболоцкого. Как и его поэтическая интонация, она продолжилась в русской поэзии. Продолжилась с поправками так же, как и он поступал в отношении своих предшественников. В годы, когда индустриальное вмешательство в жизнь природы вместо обещанной конструктивистской утопии обернулось экологической катастрофой, Заболоцкого острее воспринимали как последнего великого поэта, умевшего вписать человека в пейзаж, распахивая его во всю полноту пространства.
      Разве не звучит вариацией финала в «Лодейникове» программный текст Николая Рубцова:

      Звезда полей горит, не угасая,
      Для всех тревожных жителей земли,
      Своим лучом приветливым касаясь
      Всех городов, поднявшихся вдали.
      Но только здесь, во мгле заледенелой,
      Она восходит ярче и полней,
      И счастлив я, пока на свете белом
      Горит, горит звезда моих полей...

      Тот же образ ночной звезды, «звезды полей» у Рубцова, тот же город, который в поэме Заболоцкого должен излечить недуг природы. Только у Рубцова природа не нуждается в излечении, город отодвигается вдаль, а природа, такой, как она есть, воплощает необходимую душе гармонию. Разные природе видятся сны: у Заболоцкого - «и снится ей блестящий вал турбины» («Я не ищу гармонии в природе...»); у Рубцова - «ей снится дальний скрип телег» («Природа»).
      Это о том, что было разным. Если говорить о том, в чем мог прийти на помощь опыт Заболоцкого, то нужно вспомнить: он перенес тайну бытия в «места глухой природы». Эти места оказались даже ближе и понятнее некоторым поэтам 60-х годов (А. Прасолову, Н. Рубцову), чем самому Заболоцкому. У них этот эпитет (или сходные с ним, см. у Прасолова: «Я услышал, корявое дерево пело...») утратил двойственную, предостерегающую окраску:

     ...Когда, смеясь, на дворике глухом
      Встречают солнце взрослые и дети, -
      Воспрянув духом, выбегу на холм
      И все увижу в самом лучшем свете.
      Деревья, избы, лошадь на мосту,
      Цветущий луг - везде о них тоскую.
      И, разлюбив вот эту красоту,
      Я не создам, наверное, другую...
            Н. Рубцов «Утро» (1965)

      А первая строчка этого стихотворения Рубцова о просыпающемся селе, о пробуждающихся «глухих местах природы»: «Когда заря, светясь по сосняку...» - кажется эхом другого стихотворения Заболоцкого: «Еще заря не встала над селом...».
      Цельность простой жизни восстанавливается в правах, а вместе с ней возрождается торжественная наивность примитива. Заболоцкий ценил его «несовершенную мудрость», веря, однако, что в пределах природного бытия «вал турбины» вытеснит тележное колесо.
      Если вспомнить образ из романа Е. Замятина «Мы», Заболоцкий не замыкает мир утопии «зеленой стеной», запретной и непроницаемой, не отделяет утопию от живой природы. Стены нет. Мир во всем объеме ожидает прихода человека и радостно откликается на его деятельное присутствие. Деятельное, но не разрушительное. Заболоцкому это казалось осуществимым.

Примечания

<1> Заболоцкий Н. Жизнь Н. А. Заболоцкого. М.: Согласие, 1998. С. 252.

<2> Веселовский А.Н. Историческая поэтика /Ред., вступит, стат. и прим. В. М. Жирмунского. Л.: Художественная литература, 1940. С. 76.

<3> Так, биограф и сын поэта.- Н.Н. Заболоцкий свидетельствует, что среди читаемых в 20-е годы авторов был другой англичанин XVIII столетия - Александр Поуп, некогда чрезвычайно важный и влиятельный, но к этому времени известный очень немногим: Заболоцкий Н. Цит. соч. С. 112.

<4> Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974. С. 57.

<5> Там же. С. 58.

<6> См.: Заболоцкий Н. Цит. соч. С. 381.

<7> Заболоцкий И. Примечания / Заболоцкий Н. А. Поли. собр. стихотворений и поэм / Сост., подготовка текста, хронологическая канва и примеч. Н. Заболоцкого. СПб.: Академический проект, 2002. С. 697.

<8> Более обычно полагать, что герой поэмы поименован в честь тогдашнего друга Заболоцкого - поэта Николая Олейникова. Еще один, не биографический, а концептуальный вариант был предложен А. А. Белым при обсуждении моего доклада по этой статье на конференции в РГГУ (24 апреля 2003 года), посвященной столетию со дня рождения Н. А. Заболоцкого. Он обратил внимание на мифологическую важность понятия «ладья, лодка», на которой пересекается грань земного и потустороннего мира. В подтверждение этой версии у Даля можно найти слово «ладейник» - служитель, матрос, воин с ладьи.

<9> Заболоцкий Н. Цит. соч. С. 26.

<10> Заболоцкий Н.А. «Огонь мерцающий в сосуде...»: Стихотворения и поэмы. Переводы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания современников. Анализ творчества / Сост. и примеч. Н. Заболоцкого. М.: Педагогика-Пресс, 1995. С. 46.

<11> Ростовцева И. Мир Заболоцкого. М.: Изд. Московского университета, 1999. С. 31.

<12> В. П. Скобелев при обсуждении моего доклада на конференции в РГГУ указал на возможность дополнительной мотивировки при выборе имени Лариса: в 1937 году на экраны вышел фильм Я. Протазанова «Бесприданница». Он пользовался огромной популярностью как одна из первых звуковых лент. Н. Алисова в роли Ларисы запомнилась многим исполняющей романс под гитару.

<13> Первый всесоюзный съезд советских писателей. 1934. Стенографический отчет. М.: Советский писатель, 1990. С. 550. По поводу этого выступления Дм. Кедрин написал эпиграмму (см: Заболоцкий Н. Цит. соч. С. 225).

У поэтов жребий странен,
Слабый сильного теснит:
Заболоцкий безымянен,
Безыменский - именит!

<14> Вспомним шутливую пушкинскую записку, оставленную Жуковскому, которого Пушкин не застал дома:

Штабс-капитану, Гете, Грею,
Томсону, Шиллеру привет!
Им поклониться честь имею,
Но сердцем истинно жалею,
Что никогда их дома нет.

Шайтанов И. «Лодейников»: ассоциативный план // Вопросы литературы, 2003, № 6 (ноябрь-декабрь). С. 168-181.

ЛОДЕЙНИКОВ

В краю чудес, в краю живых растений,
Несовершенной мудростью дыша,
Зачем ты просишь новых впечатлений
И новых бурь, пытливая душа?
Не обольщайся призраком покоя:
Бывает жизнь обманчива на вид.
Настанет час, и утро роковое
Твои мечты, сверкая, ослепит.

Лодейников, закрыв лицо руками,
Лежал в саду. Уж вечер наступал.
Внизу, постукивая тонкими звонками,
Шёл скот домой и тихо лопотал
Невнятные свои воспоминанья.
Травы холодное дыханье
Струилось вдоль дороги. Жук летел.
Лодейников открыл лицо и поглядел
В траву. Трава пред ним предстала
Стеной сосудов. И любой сосуд
Светился жилками и плотью. Трепетала
Вся эта плоть и вверх росла, и гуд
Шёл по земле. Прищёлкивая по суставам,
Пришлёпывая, странно шевелясь,
Огромный лес травы вытягивался вправо,
Туда, где солнце падало, светясь.
И то был бой травы, растений молчаливый бой.
Одни, вытягиваясь жирною трубой
И распустив листы, других собою мяли
И напряжённые их сочлененья выделяли
Густую слизь. Другие лезли в щель
Между чужих листов. А третьи, как в постель,
Ложились на соседа и тянули
Его назад, чтоб выбился из сил.

И в этот миг жук в дудку задудил.
Лодейников очнулся. Над селеньем
Всходил туманный рог луны,
И постепенно превращалось в пенье
Шуршанье трав и тишины.
Природа пела. Лес, подняв лицо,
Пел вместе с лугом. Речка чистым телом
Звенела вся, как звонкое кольцо.
В тумане белом
Трясли кузнечики сухими лапками,
Жуки стояли чёрными охапками,
Их голоса казалися сучками.
Блестя прозрачными очками,
По лугу шёл красавец Соколов,
Играя на задумчивой гитаре.
Цветы его касались сапогов
И наклонялись. Маленькие твари
С размаху шлёпались ему на грудь
И, бешено подпрыгивая, падали,
Но Соколов ступал по падали
И равномерно продолжал свой путь.

Лодейников заплакал. Светляки
Вокруг него зажгли свои лампадки,
Но мысль его, увы, играла в прятки
Сама с собой, рассудку вопреки.

В своей избушке, сидя за столом,
Он размышлял, исполненный печали.
Уже сгустились сумерки. Кругом
Ночные птицы жалобно кричали.
Из окон хаты шёл дрожащий свет,
И в полосе неверного сиянья
Стояли яблони, как будто изваянья,
Возникшие из мрака древних лет.
Дрожащий свет из окон проливался
И падал так, что каждый лепесток
Среди туманных листьев выделялся
Прозрачной чашечкой, открытой на восток.
И всё чудесное и милое растенье
Напоминало каждому из нас
Природы совершенное творенье,
Для совершенных вытканное глаз.

Лодейников склонился над листами,
И в этот миг привиделся ему
Огромный червь, железными зубами
Схвативший лист и прянувший во тьму.
Так вот она, гармония природы,
Так вот они, ночные голоса!
Так вот о чём шумят во мраке воды,
О чём, вздыхая, шепчутся леса!
Лодейников прислушался. Над садом
Шёл смутный шорох тысячи смертей.
Природа, обернувшаяся адом,
Свои дела вершила без затей.
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорёк пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ смотрели из травы.
Природы вековечная давильня
Соединяла смерть и бытие
В один клубок, но мысль была бессильна
Соединить два таинства её.
А свет луны летел из-за карниза,
И, нарумянив серое лицо,
Наследница хозяйская Лариса
В суконной шляпке вышла на крыльцо.
Лодейников ей был неинтересен:
Хотелось ей веселья, счастья, песен, -
Он был угрюм и скучен. За рекой
Плясал девиц многообразный рой.
Там Соколов ходил с своей гитарой.
К нему, к нему! Он песни распевал,
Он издевался над любою парой
И, словно бог, красоток целовал.

Суровой осени печален поздний вид.
Уныло спят безмолвные растенья.
Над крышами пустынного селенья
Заря небес болезненно горит.
Закрылись двери маленьких избушек,
Сад опустел, безжизненны поля,
Вокруг деревьев мёрзлая земля
Покрыта ворохом блестящих завитушек,
И небо хмурится, и мчится ветер к нам,
Рубаху дерева сгибая пополам.

О, слушай, слушай хлопанье рубах!
Ведь в каждом дереве сидит могучий Бах,
И в каждом камне Ганнибал таится…
И вот Лодейникову по ночам не спится:
В оркестрах бурь он слышит пред собой
Напев лесов, тоскующий и страстный…
На станции однажды в день ненастный
Простился он с Ларисой молодой.

Как изменилась бедная Лариса!
Всё, чем прекрасна молодость была,
Она по воле странного каприза
Случайному знакомцу отдала.
Ещё в душе холодной Соколова
Не высох след её последних слёз,-
Осенний вихрь ворвался в мир былого,
Разбил его, развеял и унёс.
Ах, Лара, Лара, глупенькая Лара,
Кто мог тебе, краса моя, помочь?
Сквозь жизнь твою прошла его гитара
И этот голос, медленный, как ночь.
Дубы в ту ночь так сладко шелестели,
Цвела сирень, черёмуха цвела,
И так тебе певцы ночные пели,
Как будто впрямь невестой ты была.
Как будто впрямь серебряной фатою
Был этот сад сверкающий покрыт…
И только выпь кричала за рекою
Вплоть до зари и плакала навзрыд.

Из глубины безмолвного вагона,
Весь сгорбившись, как немощный старик,
В последний раз печально и влюблённо
Лодейников взглянул на милый лик.
И поезд тронулся. Но голоса растений
Неслись вослед, качаясь и дрожа,
И сквозь тяжёлый мрак миротворенья
Рвалась вперёд бессмертная душа
Растительного мира. Час за часом
Бежало время. И среди полей
Огромный город, возникая разом,
Зажёгся вдруг миллионами огней.
Разрозненного мира элементы
Теперь слились в один согласный хор,
Как будто, пробуя лесные инструменты,
Вступал в природу новый дирижёр.
Органам скал давал он вид забоев,
Оркестрам рек -железный бег турбин
И, хищника отвадив от разбоев,
Торжествовал, как мудрый исполин.
И в голоса нестройные природы
Уже вплетался первый стройный звук,
Как будто вдруг почувствовали воды,
Что не смертелен тяжкий их недуг.
Как будто вдруг почувствовали травы,
Что есть на свете солнце вечных дней,
Что не они во всей вселенной правы,
Но только он - великий чародей.

Суровой осени печален поздний вид,
Но посреди ночного небосвода
Она горит, твоя звезда, природа,
И вместе с ней душа моя горит.

Цитируется по: Заболоцкий Николай Алексеевич. Стихотворения и поэмы. Л.О. изд-ва “Советский писатель”, 1965, 504 стр. (Стр. 66 – 71)