Программное содержание:
1. Дать детям представление о лесе, как многоярусном, многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях (исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев).
2. Учить детей использовать имеющиеся знания о природе, установления взаимосвязей между растениями и животными леса.
3. Учить осознанно, применять знания о правилах поведения в лесу.
4. Обогощать словарь детей за счет слов: можжевельник, жимолость, волчье лыко, голубика, костяника.
5. Воспитывать любовь к природе, желание беречь лес.
Материал: картина – модель «многоэтажного» леса. Пластинка с записью голосов птиц. Конверт с письмом от Старичка – Лесовика. Схематические рисунки правил поведения в лесу. Детали дома (квадраты-8шт., прямоугольники-8шт., треугольники-2шт.) Плоскостные фигуры лесных жителей: медведь, лиса, волк, муравей, заяц, сова, дятел, белка, лягушка, птица, бабочка.
Ход занятия
(Воспитатель входит и вносит письмо)
Воспитатель : - Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок – Лесовичок! Приглашаю вас к себе в гости, в лес. Я познакомлю вас с моими друзьями: птицами, животными. Но вы хорошо должны знать правила поведения в лесу и выполнять их»
А на чём вы хотите отправиться в лес? (на машине, поезде, катере, и т.д.)
(Под аудиозапись песни «Машина» дети переходят в другой уголок группы, оформленный под лес). Звучит запись голосов птиц.
Мы с вами в лесу. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила поведения в лесу. Возьмите каждый по волшебному цветку и расскажите, что у вас за правила.
(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила)
Берегите муравейники. Не разоряйте их.
Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!
Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!
Не рви цветы!
Не лови бабочек и других насекомых!
Не разжигай костёр!
Не лови и не уноси домой диких животных!
Воспитатель : - Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу?
(исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы…………………..)
Обобщение воспитателя : «Правильно, могут исчезнуть цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные……………..
Вам понравились волшебные цветы? (да)
Давайте поиграем с ними в игру «Кто живёт в лесу?»
Вы по-очереди будете называть лесных жителей, и выкладывать из цветочков за мной волшебную тропинку и посмотрим куда она приведёт.
(Дети выкладывают за воспитателем тропинку).
Молодцы! Много вы знаете диких животных. Давайте посмотрим, куда же нас привела тропинка из цветов.
Мы пришли в «Лесную школу». Усаживайтесь на пеньки. Посмотрите на эту картину. Как вы думаете, что на ней изображено? (лес)
Ребята, а вы знаете, что лес называют «многоэтажным домом?»
Посмотрите, какое огромное дерево. Как оно называется? (сосна)
Почему вы узнали, что это сосна? (по стволу)
Обобщение воспитателя: Сосна самое высокое дерево в лесу.
- Какие ещё высокие деревья растут в лесу? (ель)
Обобщение воспитателя: Есть в лесуи невысокие деревья.
- Какие деревья вы знаете? (липа, клён, рябина, черёмуха…..)
Обобщение воспитателя: Между деревьями растут кустарники.
- Какие лесные кустарники вы знаете? (шиповник, малина, смородина…)
Обобщение воспитателя: Правильно, ещё в лесу растут такие кустарники как можжевельник, жимолость.
- А в лесу растут ягоды? (да) Какие лесные ягоды вы знаете? (черника, земляника, брусника)
Обобщение воспитателя: В лесу растут ещё голубика, костяника. Эти ягоды называются низкорослыми кустарничками.
- Что растёт под кустарничками? (мох, трава, грибы)
Обобщение воспитателя: Вот и получился многоэтажный лес: высокие деревья, невысокие деревья и кустарники, низкорослые кустарнички, трава, мох.
Воспитатель : Старичок – Лесовичок любит делать сюрпризы, и посмотрите, что он нам приготовил.
(Воспитатель показывает коробку, в которой находятся детали дома и плоскостные фигурки животных)
Посмотрите, ребята, что это? (детали от дома, звери)
Воспитатель : Старичок – Лесовичок попросил, чтобы вы сами построили многоэтажный дом, а потом расселили всех лесных обитателей по своим этажам.
(Дети вместе с воспитателем выкладывают дом из деталей и считают этажи.)
Обобщение воспитателя: Итак, ребята, у нас получился настоящий многоэтажный лес. В этом лесу живёт много разных диких животных. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Самый, самый, самый…..»
Какой лесной житель самый сильный? (медведь)
Какой самый хищный? (волк)
Какой самый хитрый? (лиса)
Какое дикое животное самое быстроногое? (заяц)
Как вы думаете, какой этаж в лесу занимают эти животные? Почему? (первый)(не могут лазать по деревьям, находят корм и жильё на земле)
(Воспитатель показывает другие фигурки.) Дети выбирают «жителей» первого этажа.
- Какие животные, птицы занимают второй этаж леса? (рысь, филин, дятел, сова)
Обобщение воспитателя: Ребята, эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жильё; рысь, сова – сверху высматривают добычу.
А вот белка живёт на третьем этаже леса. Потому что она - легкий зверёк, может передвигаться по тонким веткам.
Кто ещё живёт на верхних этажах? (птицы, бабочки, комары)
Обобщение воспитателя: Ребята, посмотрите, у нас получился лес – большой. Многоэтажный дом. Много разных животных живёт в лесу.
Говорят, что в лесу все друг другу нужны. А вот зачем лесу комар? Он такой надоедливый.(он нужен лягушкам, птицам)
А что будет если исчезнут все комары? (многим лягушкам и птицам будет нечего есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведётся много гусениц, и они съедят все листья на деревьях, деревья погибнут.)
А как вы думаете, человек может прожить без леса? (нет)
Что даёт лес человеку? (свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы)
Обобщение воспитателя: Лес - нашебогатство, его надо беречь, и, конечно же, соблюдать правила поведения в лесу.
Ребята, сегодня мы побывали в лесу, вспомнили правила поведения в лесу, расселили лесных жителей по этажам, вспомнили пословицы, отвечали на вопросы.
Старичок – лесовичок всегда угощает своих гостей. Давайте поищем и мы угощения (дети ищут угощения и находят корзину с подарками). Подарки по усмотрению воспитателя.
Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию в подготовительной группе: «Этажи леса»
Программное содержание: Уточнить и расширить представление детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.
Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать лесным жителям зимой. Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.
Методическое обеспечение: Картина «Этажи леса» , комплект иллюстраций о животных, обруч, маски-шапочки для игры и набор открыток с животными. Предшествующая работа: Читали рассказы В. Бианки «В зимнем лесу» , Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?!» читали сказки о животных, рассматривали иллюстрации С. Радкевича «Встреча с животными» , загадывали загадки о животных, учили стихи, рисовали животных.
Ход занятия: Читаю детям стихотворение И. Сурикова «Зима»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
крепко, непробудно.
Ребята, как вы думаете о каком времени года это стихотворение. О (Зиме)
Правильно ребята о зиме.
А как вы думаете, где лучше всего дышатся зимой? Где пахнет деревьями и тишину нарушает только стук дятла или хруст веточек (В лесу, на даче, за городом, в деревне) .
Правильно ребята, лучше всего дышатся зимой в лесу. Деревья отдыхают под снежными шапками, земля укрыта белым покрывалом. Морозно и тихо в зимнем лесу.
А как вы думаете, что же делают животные в это время года? (сидят в норах, спят) .
Да ребята, вы всё правильно говорите. Но оказывается, многие животные не спят и зимой, они активны круглый год. И вот сейчас я вам предлагаю отправиться на волшебном лифте по зимнем этажам леса, и увидим, как лесные животные проводят зимние дни. Животные с которыми мы встретимся - млекопитающие.
А почему ребята их называют млекопитающие? (пьют молоко, мама кормит своим молочком) . Правильно их называют млекопитающими, потому что мать выкармливает своих детенышей своим молоком.
Нажмём на кнопку - и вот первый этаж нашего путешествия - подземный. А почему называется подземный? (потому что живут под землёй) Круглый год живёт под землёй один зверёк. Сейчас Вадим загадает нам загадку
«Сделал дыру, Вырыл нору,
солнце сияет а он и не знает»
Правильно ребята это крот. Круглый год под землёй живёт крот. В лесу очень много норок вырытых кротами. Тело крота специально приспособлено к жизни в норах и рытью. Крот роет почву сильными передними лапами они короче задних, но с мощными когтями.
Глаза крота недоразвиты, т.е. очень - очень маленькие, поэтому крот почти ничего не видит. Представляете, ребята глаза крота величиной со спичечную головку. Но хорошо развито обоняние - это нюх, по этому мордочка вытянута в небольшой хоботок. Кроты роют норы длинной в несколько сот метров. И в норках и под землёй они отыскивают личинок червей и питаются ими. Норы делают очень длинные как от нашего сада и до №17 школы. А теперь Соня загадай свою загадку
«Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовётся это... (Ёж)
.
Теперь ребята мы сделаем следующую остановку. Вот остановился наш лифт на №2 этаже. Мы в гостях у ежа.
Ребята как вы думаете что делает ёж зимой? (спит, ползает) . Зиму ёж проводит в норе, он забирается в неё поздней осенью. Сворачивается в клубок и впадает в спячку. Температура тела ежа становится очень низко, он редко дышит, сердце работает слабо и медленно и по этому ему не надо питаться. У ежа тоже маленькие глазки, и очень хорошо развит нюх. Тело его покрыто иголками а правильно по научному это называется - видоизменные волосы.
На следующим этаже нашего путешествия живут другие животные. Женя загадывай свою загадку:
«Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы» (Заяц)
А теперь послушайте другую загадку:
«Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса
А зовут её... (лиса)
А теперь послушаем загадку Гены:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Лиса и волк это хищники. А почему они так называются. (Злые, хищные едят других животных.)
Да они хищные потому что живут не рядом с человеком, охотятся на других животных, питаются крупной добычей и имеют очень большие клыки и крупные зубы пиловидной формы. Что вы можете рассказать о волке? Волки это звери на высоких ногах тело покрыто тёплой шерстью. Они могут отыскивать добычу по следам, и долго её преследовать. Один волк весит 60-80 кг. «Это примерно четыре ребёнка встанут на весы, вот так весит 1 волк. Волки живут и охотятся стаей. В стае от 5-12 волков. Волки могут добывать крупных животных (лосей, кабанов) . У волка очень хороший нюх. Живут волки в логове. Лиса похожа на волка она то же хищница. Но лисы живут не стаей а по одиночке. У них очень хорошее зрение и нюх. Мех у лисице очень густой и пушистый. Лиса может спать прямо на снегу не замерзая, живут лисы в норах. (ребята давайте отдохнем и сделаем музыкальную паузу, игра «Охотник и лиса) .
И теперь ребята поговорим о зайцах.
А как вы думаете, зимуют зайцы? Зайцы живут не в норах, а в укромных местах. Это может быть заросли кустарника, валежника. Зайцы грызущие млекопитающее. У них нет клыков но очень крупные передние зубы - резцы. Они не тупятся даже от очень твёрдой пищи. По этому могут обгрызать кору с деревьев. У зайца пушистая шерстка. Летом серая, а зимой белая - незаметная на снегу-
А теперь послушаем загадку Кати:
4
С ветки на ветку,
быстрый как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
Давайте отправимся на последний этаж нашего путешествия в дупло к белочке. Что вы можете рассказать о белке.
Белка грызун, у неё как у зайца развиты передние зубы.
Тело белки покрыто красивой шерстью, которая на солнце красиво переливается. У белки большой пушистый хвост который помогает ей передвигаться. Белка всегда делает запасы на зиму, (орехи, грибы, ягоды почки деревьев) .
Д/игра «Чей хвост, чья голова»
Вот ребята и закончилось наше путешествие по этажам зимнего леса. А я вам приготовила ещё одну игру «Выложи животное» .
Мы сегодня побывали в зимнем лесу, познакомились с жизнью разных животных. Итог.
НОД «Лес – многоэтажный дом»
Подготовительная группа.
Цель:
Дать детям представление о лесе, как многоярусном, многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях (исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев).
Задачи:
2. Учить детей использовать имеющиеся знания о природе, установления взаимосвязей между растениями и животными леса.
3. Учить осознанно, применять знания о правилах поведения в лесу.
4. Обогащать словарь детей за счет слов: можжевельник, жимолость, волчье лыко, голубика, костяника.
5. Воспитывать любовь к природе, желание беречь лес.
Материал: картина – модель «многоэтажного» леса. Аудиозапись голосов птиц. Конверт с письмом от Старичка – Лесовика. Схематические рисунки правил поведения в лесу. Детали дома (квадраты-8шт., прямоугольники-8шт., треугольники-2шт.) Плоскостные фигуры лесных жителей: медведь, лиса, волк, муравей, заяц, сова, дятел, белка, лягушка, птица, бабочка.
Ход занятия
(Воспитатель входит и вносит письмо)
Воспитатель : - Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок – Лесовичок! Приглашаю вас к себе в гости, в лес. Я познакомлю вас с моими друзьями: птицами, животными. Но вы хорошо должны знать правила поведения в лесу и выполнять их»
А на чём вы хотите отправиться в лес? (на машине, поезде, катере, и т.д.)
(Под аудиозапись песни «Машина» дети переходят в другой уголок группы, оформленный под лес). Звучит запись голосов птиц.
Мы с вами в лесу. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила поведения в лесу. Возьмите каждый по волшебному цветку и расскажите, что у вас за правила.
(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила)
Берегите муравейники. Не разоряйте их.
Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!
Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!
Не рви цветы!
Не лови бабочек и других насекомых!
Не разжигай костёр!
Не лови и не уноси домой диких животных!
Воспитатель : - Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу?
(исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы…………………..)
Обобщение воспитателя : «Правильно, могут исчезнуть цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные……………..
Вам понравились волшебные цветы? (да)
Давайте поиграем с ними в игру «Кто живёт в лесу?»
Вы по очереди будете называть лесных жителей, и выкладывать из цветочков за мной волшебную тропинку и посмотрим куда она приведёт.
(Дети выкладывают за воспитателем тропинку).
Молодцы! Много вы знаете диких животных. Давайте посмотрим, куда же нас привела тропинка из цветов.
Мы пришли в «Лесную школу». Усаживайтесь на пеньки. Посмотрите на эту картину. Как вы думаете, что на ней изображено? (лес)
Ребята, а вы знаете, что лес называют «многоэтажным домом?»
Посмотрите, какое огромное дерево. Как оно называется? (сосна)
Почему вы узнали, что это сосна? (по стволу)
Обобщение воспитателя: Сосна самое высокое дерево в лесу.
Какие ещё высокие деревья растут в лесу? (ель)
Обобщение воспитателя: Есть в лесуи невысокие деревья.
Какие деревья вы знаете? (липа, клён, рябина, черёмуха…..)
Обобщение воспитателя: Между деревьями растут кустарники.
Какие лесные кустарники вы знаете? (шиповник, малина, смородина…)
Обобщение воспитателя: Правильно, ещё в лесу растут такие кустарники как можжевельник, жимолость.
А в лесу растут ягоды? (да) Какие лесные ягоды вы знаете? (черника, земляника, брусника)
Обобщение воспитателя: В лесу растут ещё голубика, костяника. Эти ягоды называются низкорослыми кустарничками.
Что растёт под кустарничками? (мох, трава, грибы)
Обобщение воспитателя: Вот и получился многоэтажный лес: высокие деревья, невысокие деревья и кустарники, низкорослые кустарнички, трава, мох.
Воспитатель : Старичок – Лесовичок любит делать сюрпризы, и посмотрите, что он нам приготовил.
(Воспитатель показывает коробку, в которой находятся детали дома и плоскостные фигурки животных)
Посмотрите, ребята, что это? (детали от дома, звери)
Воспитатель : Старичок – Лесовичок попросил, чтобы вы сами построили многоэтажный дом, а потом расселили всех лесных обитателей по своим этажам.
(Дети вместе с воспитателем выкладывают дом из деталей и считают этажи.)
Обобщение воспитателя: Итак, ребята, у нас получился настоящий многоэтажный лес. В этом лесу живёт много разных диких животных. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Самый, самый, самый…..»
Какой лесной житель самый сильный? (медведь)
Какой самый хищный? (волк)
Какой самый хитрый? (лиса)
Какое дикое животное самое быстроногое? (заяц)
Как вы думаете, какой этаж в лесу занимают эти животные? Почему? (первый)(не могут лазать по деревьям, находят корм и жильё на земле)
(Воспитатель показывает другие фигурки.) Дети выбирают «жителей» первого этажа.
- Какие животные, птицы занимают второй этаж леса? (рысь, филин, дятел, сова)
Обобщение воспитателя: Ребята, эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жильё; рысь, сова – сверху высматривают добычу.
А вот белка живёт на третьем этаже леса. Потому что она - легкий зверёк, может передвигаться по тонким веткам.
Кто ещё живёт на верхних этажах? (птицы, бабочки, комары)
Обобщение воспитателя: Ребята, посмотрите, у нас получился лес – большой. Многоэтажный дом. Много разных животных живёт в лесу.
Говорят, что в лесу все друг другу нужны. А вот зачем лесу комар? Он такой надоедливый.(он нужен лягушкам, птицам)
А что будет если исчезнут все комары? (многим лягушкам и птицам будет нечего есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведётся много гусениц, и они съедят все листья на деревьях, деревья погибнут.)
А как вы думаете, человек может прожить без леса? (нет)
Что даёт лес человеку? (свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы)
Обобщение воспитателя: Лес - нашебогатство, его надо беречь, и, конечно же, соблюдать правила поведения в лесу.
Ребята, сегодня мы побывали в лесу, вспомнили правила поведения в лесу, расселили лесных жителей по этажам, вспомнили пословицы, отвечали на вопросы.
Старичок – лесовичок всегда угощает своих гостей. Давайте поищем и мы угощения (дети ищут угощения и находят корзину с подарками).
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.
Течет вода водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если и устану – присяду на пенек.
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь кажется иной, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
Гульзира Чалимова
НОД по экологии «Этажи леса» (подготовительная группа)
Программное содержание : Обобщить представления детей о растительном мире ХМАО; познакомить с понятием «этажи леса » ; активизировать мышление; формировать представления о разнообразии лесов и необходимости их охраны; закрепить представления о деревьях.
Материал : Плакат «Этажи леса » и животные; здоровое и больное дерево и природоохранные знаки; растительная карта ХМАО; иллюстрации деревьев ХМАО.
Предварительная работа : Беседы с детьми о деревьях родного края, «Что для дерева хорошо, что плохо» .
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, сегодня на к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
В : А сейчас давайте встанем вкруг, и поздороваемся друг с другом.
(ИГРА на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень :
Всем «Привет!» и «Добрый день!» ;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
ДОБРОЕ УТРО!
Я приглашаю вас в путешествие, но куда же мы отправимся вы узнаете, если отгадаете загадку.
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!
Что же это за дом?
(ЛЕС)
Верно, предлагаю вам отправиться в летний лес.
Лес называют «Лесным домом» , как вы думаете, почему? (ответы детей) .
Воспитатель : Потому что там живут животные и у них каждого есть своя квартира.
В : Но прежде чем войти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Что нельзя делать в лесу?
(Слайдовая презентация «Лес»
Расставлены деревья кедр, ель, береза, осина, кустарники, трава)
Ребята посмотрите - мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.
Много в лесу разных кустарников, трав, цветов.
Посмотрите, какое самое высокое дерево. Вы его узнали?
Да, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.
Какие еще высокие деревья есть в лесу? (Ели) .
Много в лесу деревьев.
Растут в лесу деревья и невысокие. Например, липа, осина. еще какие?.
Дети называют : рябина, черемуха, ….
Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)
Какие лесные кустарники вы знаете? (шиповник, малина, смородина и др.)
Что растет под кустами? (Трава, цветы, мох, грибы.)
Ребята, вот как много растений леса мы назвали . Все растения составляют этажи леса .
Воспитатель : Я предлагаю вам сесть на лесные кочки и посмотреть на экран.
(3 слайд) - слева многоэтажный дом , а справа - лес, разделенный тоже на этажи . Давайте посчитаем сколько этажей в лесу .
(4слайд) Самый высокий этаж -5- в старом лесу : это верхушки сосен, елей, могучих дубов.
(5 слайд) 4 этаж - кроны деревьев пониже : берез, осин, рябин.
(6 слайд) – 3 этаж -кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название :
подлесок. Повторите : п о д л е с о к.
(7 слайд) А 2 и 1 этажи - образуют травы , цветы, мхи (8 слайд) .
Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Там прячутся корни зеленых обитателей леса .
(9 слайд) Весь лес-от верхушек деревьев до земли- заселен животными.
(10 слайд) На 5 и 4 этажа обычно гнездятся хищные птицы (ястреб, беркут, коршун)
(11 слайд) Также обитателем верхних этажей является куница .
(12 слайд) Большинство птиц, а также белка, и летучие мыши обитают на 3 этаже .
(13 слайд) Самое большое количество животных на нижних этажах .
(14 слайд) В земле живут дождевые черви и разные жучки)
(15 слайд) Также под землей живут кроты)
ЗАСЕЛЯЕМ ЛЕС
Ребята я предлагаю заселить наш дом животными.
Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей? (крот, мышь) дождевые черви, личинки жуков.
Кого мы поселим чуть выше и т. д.
Воспитатель : У каждого из нас есть своя квартира, так же и у обитателей лесного дома есть свое жилище.
Где живёт медведь?-В берлоге.
Где живёт волк?-В логове
Где живут птицы?
Где живет белка?
Где живет лиса?
Где живут муравьи?
Где живут пчелы?
Сейчас я покажу вам 2 дерева, здоровое и больное.
Как вы думаете, почему дерево заболело?
Что нужно сделать, что бы все деревья были здоровыми, красивыми.
Посмотрите пожалуйста на знаки (все дети подошли к знакам) . Как вы думаете, какие правила необходимо соблюдать, чтобы деревья оставались здоровыми, покажите это с помощью знаков, Егор возьми пожалуйста один знак, и расскажи что означает этот знак и прикрепи к дереву которое заболело. (ребенок берет знак, рассказывает о нем и вешает знак на дерево) .
А к чему может привести не соблюдение этих правил? Давайте еще раз перечислим, какие условия нужны, для того чтобы лес оставался здоровым.
Но у нас остались еще знаки, как вы думаете, что они означают?
К какому дереву эти знаки можно прикрепить?
Ответы детей :
Под музыку «Шум ветра»
Воспитатель : Ой ребята какой ветер поднялся.
Физминутка «Дует ветер с высоты»
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, вправо-влево
Клонятся кусты и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (Прыжки)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте)
Отдохнула детвора
Снова мы в лесу. Ура!
Я предлагаю вас сесть на пеньки немного отдохнуть.
Воспитатель : Теперь давайте поговорим о деревьях нашего края.
Как называется наш округ.
(Слайд 16) Посмотрите на карту ХМАО. Какого цвета больше на карте? (зеленого? Как вы думаете, что обозначает зеленый цвет?
Дети : Это лес.
Воспитатель : Какие виды леса на вы знаете ?
Дети : Лиственный, хвойный, смешанный.
Воспитатель : Каких лесов у нас больше?
Дети : Хвойных
Какие деревья называют хвойными?
Дети : - Это деревья, на которых растут иголки- хвоинки.
Воспитатель : - Назовите хвойные деревья.
Воспитатель : Какие же деревья растут в хвойном лесу?
Дети : Ель, лиственница, сосна, пихта, кедр.
Воспитатель : Давайте послушаем стихотворение которое приготовил Егор о сосне.
Обычную сосну найдёте
В сухом лесу и на болоте,
Почти везде растёт сосна-
Непривередлива она!
Воспитатель : Какие деревья растут в лиственном лесу?
Дети : Береза, тополь, осина, рябина, ива и т. д.
Воспитатель : Ребята, вы знаете нашу русскую красавицу? (показать на березу)
Юля вам расскажет стихотворение о красавице березе.
Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причёску :
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
Воспитатель : А в смешанном лесу, какие деревья растут?
Дети : И хвойные, и лиственные.
Воспитатель : Наш лес разнообразен и полон жизни. Он представлен многими видами растений, а под своей кроной приютил и кормит множество зверей, птиц, насекомых и помогает им вырастить потомство. Какую пользу приносит лес?
Дети : Лес очищает воздух и воду, задерживает пыль. Для того, чтобы наши леса росли всегда их надо беречь.
(Музыка пение птиц)
Публикации по теме:
Игра-беседа «Загадки леса» (подготовительная группа) Загадки: Стоит столб до небес, А на нем шатёр - навес. Красной меди столб точёный, А навес сквозной, зелёный. (Сосна) Кудри в речку опустила.
Конспект интегрированной НОД по экологии и ФЭМП «Рыбки в аквариуме» (подготовительная группа) Конспект интегрированного НОД по экологии и формированию математических представлений (подготовительная группа). Цель: Подвести к понятию.
Конспект интегрированной НОД по экологии «Юные спасатели леса» Тема:"Юные спасатели леса". Цель:Формировать знания детей о лесе и правилах поведения в лесу. Содействовать формированию экологической культуры.
Форма: Комплексное занятие. Цель: Дать представление о весеннем лесе и о диких животных живущих в нашем лесу. Задачи: Образовательная: 1.
ЭТАЖИ ЛЕСА
ЦЕЛИ:
организовать деятельность детей по изучению ярусного расположения растений в лесу, показать зависимость распределения животных от ярусов леса;
закрепить знания детей о видовом разнообразии леса;
продолжить работу по формированию у детей интеллектуальной готовности к школе: в процессе выполнения заданий рабочей тетради развивать наглядно-образное мышление, речь: умения давать полный рассказ по картине, задавать вопросы и давать на них полные ответы, слышать и понимать речь окружающих;
развивать произвольные память и внимание, умение сосредоточиться на изучаемом предмете, выполнять предлагаемое задание
способствовать развитию познавательного интереса и любви к окружающей природе
ОБОРУДОВАНИЕ
Рабочая тетрадь «Познаем природу - готовимся к школе»
Фломастеры
Дидактический материал «Животные леса»
Макеты «Этажи леса»
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
1.Работа с иллюстрациями книги
2.Составление модели ярусного распределения растений в лесу
3.Выполнение заданий в рабочей тетради
4.Подведение итогов занятия, интеллектуальная игра «Да-нет-ка»
Ребята! Сегодня мы с вами будем путешествовать на необычном лифте, который мы построим в своем воображении в одном из уголков нашей природы. В каком же?
Давайте ответим на этот вопрос позже, а сейчас давайте заглянем в эту книгу, которая появилась у вас в группе. И открылась она неслучайно на этой странице. Даже не умея читать, вы можете многое узнать из иллюстраций. Но узнает много лишь внимательный человек, который может сосредоточиться на изображениях животных и многое заметить.(Дети рассматривают иллюстрацию с изображением различных видов медведей). Затем первый ребенок дает полный рассказ по картине, другие дети внимательно слушают и говорят о том, о чем не было сказано.Педагог запоминает ребенка, который сделал дополнение к рассказу последним
Почему же мы говорим сегодня именно о медведях? Большинство из них - лесные животные. Я вам уже говорил, что нам нужен будет лифт, чтобы путешествовать.
Зачем же лифт в лесу? Лесным жителям он, конечно, не нужен. А нам потребуется для нашей экскурсии по этажам леса. Нашли кнопки, указывающие этажи, нажимайте на цифру 1 и закрывайте глаза. Как только я досчитаю до четырех, глаза открывайте. 4.3.2.1.
Наш воображаемый лифт поднял нас на вершины деревьев. А на каком мы этаже? А какую нажимали кнопку? Мы на первом этаже, который занимают самые высокие деревья. В лесу не так, как у людей. У нас этажи идут от земли, а у растений первый этаж ближе всех этажей к свету. Итак, 1 этаж у растений - высокие деревья, 2 - образуют деревья пониже, 3 этаж, или ярус, занимают кустарники, а на 4 располагаются травы и грибы. Зачем это надо растениям? Не будем торопиться с ответом
Откройте тетради ни странице 22. Рассмотрите рисунок и расскажите, что на нем изображено. Есть ли этажи, или ярусы, в этом лесу? Конечно, есть. Какие растения занимают первый этаж? - ели, сосны, березы. 2 этаж - это деревья поменьше - клены, липы, рябина. 3 ярус занимают кустарники - малина, орешник, шиповник, жимолость, а на 4 этаже - травы и грибы. Так почему же растения располагаются по этажам? Так они приспосабливаются к совместной жизни, всем хватает света и воды, но все эти растения не занимают много места.
Но наш лес на картине не совсем настоящий, в нем чего-то не хватает. Надо этот лес заселить животными. Познакомимся с ними. Дети называют животных и обводят слова, напечатанные крупным шрифтом. (По ходу работы детей дается краткая информация по данным животным.)
Динамическая пауза. Давайте попробуем изобразить этих животных. Нашему ежу грозит опасность и он ……сворачивается в клубок, прячет голову. Белка сидит на дереве и вертится в разные стороны. В это время под землей роет ходы крот. А теперь покажем, как сова, сидя на суку, крутит своей головой. У нас по- совиному не получится, она может поворачивать голову и назад. Сова высмотрела добычу и полетела. Хотят ли наши гости услышать, как летают совы? Все равно не услышите, так как летают они бесшумно.
Приступаем к заселению леса животными. Вырезаем полоску и наклеиваем животных - расселяем по этажам. Клеста и сову - на елку, на сосну - белку, дятла - на березу, соловья - в кустарник; ежа, зайца и лося - на 4 этаж, а крота отправляем под землю.
Так почему и животные в лесу не мешают друг другу? Каждый живет на своем месте и кормится своей пищей.
Но некоторые животные живут на одном этаже, но посещают и другие. Какие это животные, куда и зачем они путешествуют? Отметим это стрелочками.
Зачем же нужны этажи в лесу? Чтобы все растения и животные не мешали друг другу, жили вместе. А зачем это надо, вы узнаете на следующем занятии.
За хорошую работу я награждаю вас игрой «Да-нет-ка». Дети отгадывают загаданное животное, задавая вопросы и получая в ответ только «да» или «нет». Игру начинает только тот ребенок, который последним сделал дополнение в беседе по первой картине. Вместе с ребенком выбираем изображение животного ипредлагаем детям угадать его. Напревых занятиях руковожу игрой я, потом ребенок сам спрашивает своих товарищей и отвечает им "Да" или "Нет". Дети учатся правильно задавать вопросы, следить за ходом игры. Отгадавший загаданное животное выбирает новое, и игра продолжается. Берем 3-5 животных.
При отсутствии рабочих тетрадей родители белали цветные ксерокопии