Портфолио ученика начальной школы.

Учитель: Нарушева И. Г.

Что такое портфолио?

В последнее время очень много говорят о новых методах обучения в начальной школе, о новых формах оценивания работы учащихся. Идея работы с портфолио ученика получает широкое распространение в современной начальной школе. Создание портфолио позволяет выявить и продемонстрировать индивидуальные образовательные достижения учащегося.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, спортивной и т.д.)

В педагогической литературе встречается несколько определений портфолио, но наиболее точным, на мой взгляд, является следующее определение:

Портфолио – это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Для учеников начальной школы можно дать самое простое определение портфолио:

Портфолио – это «копилка успехов» школьника.

Работа с портфолио ведётся с учётом возрастных особенностей детей. В нём отражается уровень продвижения ученика в период обучения в начальной школе.

Цель создания портфолио.

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребёнка. Портфолио выполняет роль индивидуальной накопительной оценки ученика, является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

    Поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

    Создать ситуацию успеха для каждого ученика, повысить самооценку и уверенность в собственных возможностях;

    Максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребёнка;

    Прослеживать индивидуальный рост успешности ребёнка в учёбе, в творчестве, в спорте и т.д.

    Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Создание учебного портфолио предполагает:

    Смещение акцента с того, что учащийся не умеет, на то, что он знает и умеет по данному предмету;

    Интеграцию количественной и качественной оценок;

Основной смысл портфолио : «Показать всё, на что ты способен».

Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

Жёстких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Нет чёткого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в портфолио. Это зависит от конкретного учителя, от целей, которые он ставит. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то своё, оригинальное.

Работать над портфолио мы начали ещё в 1 классе. Портфолио учеников моего класса состоит из следующих разделов:

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, дата рождения) и фото ученика в 1 классе, во 2 классе, в 3 и 4 классах.

СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО – МОЙ МИР

На следующем листе представлено основное содержание портфолио в виде яркого цветка, на лепестках которого написаны названия разделов.

«Моё имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

«Моя семья» - здесь можно разместить фотографию семьи, рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. «Мои друзья» - имена и фамилии друзей, фотографии, общие интересы и увлечения.

«Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребёнок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учёбе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

Следующий раздел называется «Моя учёба». Одна из страничек этого раздела называется «Пьедестал успехов». В 1 и во 2 классе ученики расставляют на «пьедестале успехов» учебные предметы на основе своих достижений и сравнить их по двум годам обучения. Ученик заполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, лучшими страничками своих тетрадей, творческими работами, лучшими рисунками, аппликациями, выполненными на уроках ИЗО и технологии.

В целях формирования активной социальной личности младшего школьника в портфолио можно включить «Лист моих взаимодействий», отражающий умение общаться с учителями, одноклассниками, родителями и другими членами семьи.

Последний раздел нашего портфолио называется « Мои достижения». Здесь размещаются грамоты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причём в начальной школе не рекомендуют разделять по важности успехи в учёбе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

Работы, которые представляют наибольшую ценность можно разместить в специальном разделе «Работы, которыми я горжусь».

В 3 и 4 классах портфолио дополнится различными анкетами и листами достижений, которые помогут ученику наметить учебные задачи, проанализировать свою учебную работу, зафиксировать свои успехи, определить правила успешной учёбы.

Итогом четырёхлетней совместной работы ученика, учителя и родителей в портфолио может быть таблица «Лист моих достижений в начальной школе». В ней школьник отметит, какие умения и навыки ему удалось сформировать на минимальном, общем или повышенном уровнях.

Заключение.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно пояснить ребёнку, что составление портфолио – это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе.

При работе с портфолио должны быть выдержаны основные принципы:

    Принцип добровольности (если в 1 классе ученику сложно начинать работу, то он может включиться в течение любого периода начальной школы);

    Оказание помощи со стороны учителя и родителей.

Обязательное условие успешной работы – знакомство родителей с данной технологией. Родители – участники создания портфолио, так как у детей данного возраста нет навыка оформления работы. Работа должна быть красиво оформлена, ребёнок должен чувствовать заинтересованность взрослых. Это повышает статус ребёнка, его уверенность в себе и признание актуальности полученных знаний в дальнейшей жизни.

Девизом работы с портфолио ученика должна стать фраза:

Возьми в свои руки контроль над собственным обучением!

Титульный лист

Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ученика. Важно дать ребёнку самому выбрать фотографию для титульного листа.

Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.

1. «Автобиография» – В этом разделе он может поместить свои фотографии и подписать их.

2. «Сочинения» – сочинения, эссе на различные темы:

– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает). (1 класс)

– Моя семья (здесь можно рассказать о членах семьи, либо составить рассказ о своей семье). (2 класс)

– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях). (2 класс)

– Мои увлечения (можно рассказать о том, чем увлекается ребёнок, в каких секциях или кружках занимается). (3 класс)

– Моя малая родина (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах. Здесь же можно разместить схему маршрута от дома до школы, составленную ребёнком совместно с родителями, важно отметить в ней опасные места (пересечения дорог, светофоры).

Раздел 2 – «Мои цели»

Мои образовательные планы на год (урочная и внеурочная деятельность)
Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах

Раздел 3 – «Социальная практика»

Сведения о поручениях
- Оформить этот раздел можно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему:
– Выпуск стенгазеты
– Участие в субботниках
– Выступление на торжественной линейке

Включает в себя данные обо всех видах социальной практики учащихся во внеурочной деятельности (социальные проекты, оказание помощи нуждающимся и т. п.).

Раздел 4 – «Мои достижения»

Этот раздел может включать рубрики:

«Творческие работы» (стихи, рисунки, сказки, фотографии поделок, копии рисунков, принимавших участие в конкурсах и т. д.),

«Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.)

Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.

Сведения об участии в олимпиадах и интеллектуальных играх

Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, школьных и классных праздниках и мероприятиях и пр.
Сведения об участии в проектной деятельности

Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

Раздел 5 – «Мои впечатления»

Сведения о посещении театра, выставки, музея, школьного праздника, похода, экскурсии.

Раздел 6 – «Рабочие материалы»

(все письменные работы, диагностические работы)

РУССКИЙ ЯЗЫК 1 класс

Математика 1 класс

Мир вокруг нас 1 класс

Так я читаю. 1 класс

Раздел 7 – «Отзывы и пожелания»

(в произвольной форме)

– Учителей

– Родителей

– Педагогов дополнительного образования

Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.

Памятка для педагогов по ведению портфолио

1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).

2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).

3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.

4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!

6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.

8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».

Взаимодействие с родителями

Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи - уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

Памятка для ученика по ведению портфолио

1. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.

2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.

3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.

4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!

5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!

Готовые шаблоны портфолио для школьников. Скачать можно бесплатно, с условием использования только в личных целях. Не допускается публикация листов шаблонов на других сайтах и блогах!

Портфолио ученика в стиле Чемпионата мира по футболу 2018: 13 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон порфолио ученика в морском стиле с 1 по 8 класс: 13 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио для 1,2,3,4 классов начальной школы: 16 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио в 1 класс Маша и медведь: 13 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон порфолио ученика начальной школы: 16 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио школьника: 15 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио для школы в стиле космос: 12 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио ученика в стиле Майнкрафт: 13 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио ученика в олимпийском стиле Сочи 2014: 16 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио для мальчика "Звездные войны": 18 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон школьного портфолио в стиле Монстер Хай: 13 страничек-заготовок в формате jpg

Шаблон портфолио ученика в стиле Angry birds: 13 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио ученика в стиле Спанч Боб (Губка Боб): 13 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио для ученика "Мумми тролли": 16 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио для мальчиков "Тачки": 12 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио для мальчиков "Человек-паук": 13 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио ученика в стиле Винни Пух (Дисней): 13 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио для девочек в стиле "Феи": 13 страничек-заготовок в формате ipg.

Шаблон снежного школьного портфолио на Новый год в формате jpg

Шаблон весеннего школьного портфолио в формате jpg

Шаблон портфолио для школы "Золушка": 13 страничек-заготовок в формате ipg

Шаблон портфолио для школы Белль из м/ф "Красавица и чудовище": 13 страничек-заготовок в формате ipg. © Мама в сети

Шаблон портфолио для девочек в стиле "Спящая красавица" (Аврора): 13 страничек-заготовок в формате ipg.

Шаблон портфолио в стиле аниме "Мой сосед Тоторо" (Totoro):

12 страничек-заготовок в формате png

Шаблон портфолио ученика старших классов "Из Парижа с любовью": 12 страничек-заготовок в формате jpg

Портфолио изначально было задумано, как коллекция художественных работ. Для него отбирались лучшие работы, чтобы подчеркнуть художественную эволюцию автора. Портфолио в образовании преследует две цели - отразить репрезентативность и прогресс в обучении. Разберемся, как сделать портфолио для школьника 1 класса.

Новым инструментом оценки успеваемости, который эффективно используется, является портфолио ученика. Для того чтобы правильно создать его, для начала необходимо определить цель. А она должна быть связана с тем, как вы планируете портфолио использовать. Например, для диагностики успеваемости ученика и овладения им определенных навыков в течение длительного времени.

Участие ученика необходимо в процессе формирования портфолио. Важно, чтобы вы вместе с ребенком выбрали то, что будет в нем находиться. Конечно, в портфолио должно быть несколько обязательных разделов, но две или три его части ученик может подобрать по своему желанию.

Как же правильно сделать портфолио для школьника? В принципе, нет какой-то обязательной официальной его модели. В нашем случае, исходя из целей, которые преследуются, портфолио условно можно разделить на две части.

Первая - формальный структурированный раздел. Здесь будет содержаться общая информация об учащемся, а также могут быть собраны все замечания и указания, касающиеся учебного процесса с соответствующим оцениванием. Сюда же можно поместить результаты взаимодействия учителя и родителей с указанием предложений в отношении дополнительных образовательных мероприятий. Также в этой части могут записываться важные результаты внеклассного опыта ученика.

В неформальной части могут быть собраны материалы индивидуальной работы ученика или результаты занятий в группах, а также школьных значимых тестов.

Формирование портфолио - процесс не одномоментный, а накопительный. Это может быть подшивка с большим количеством прозрачных структурированных папок. Портфолио в начальной школе становится единым для всего четырехлетнего периода или состоит из четырех томов - по одному на учебный год.

О том, как сделать портфолио для первоклассника самостоятельно, читайте дальше.

Рассмотрим, как сделать портфолио для школьника своими руками с помощью фотошопа.

Для его создания мы обладаем массой возможностей. Во-первых, можно просто приобрести готовый шаблон в любой книжной лавке, где, кстати, попутно стоит купить и папку с прозрачными файлами для накопления материалов. Во-вторых, в Интернете есть великое множество шаблонов портфолио, как говорится, на любой вкус и цвет. Вам остается только скачать его себе на компьютер и распечатать.

Третий вариант - творческий. Вы можете самостоятельно создать портфолио таким, каким себе его представляете, с помощью небезызвестного фотошопа. Для этого сначала вам следует подготовить портфолио в программе Word, то есть создать все необходимые разделы и подразделы, которые потом нужно перенести на макет.

Порядок действий:


Секреты успешного портфолио

Перед началом заполнения портфолио вы должны провести с ребенком вводный инструктаж и объяснить ему такие моменты:

  • Ведение портфолио не означает погоню за достижениями и разочарования от неудач. Здесь, как в спорте, главное - участие. Хотя стараться для результата тоже нужно.
  • Не следует подражать в ведении портфолио своим друзьям. Необходим творческий подход, фантазия и аккуратность. Нужно развивать в себе индивидуальность.
  • Важно учиться радоваться своим успехам, пусть даже небольшим.
  • Не стоит заполнять портфолио в плохом настроении.

Готовое портфолио ученика начальных классов: образец заполнения

Портфолио открывается титульным листом. Здесь указываются персональные данные и помещается фотография первоклассника. Теперь давайте подробно остановимся на каждом разделе.

«Мир вокруг меня». В этом разделе можно поместить следующую информацию:

  • рассказ о себе, своем имени и семье;
  • о близких друзьях;
  • мир увлечений;
  • о своих впечатлениях и приключениях;
  • о доме и школе.

«Мои задачи и цели»:

  • перспективный учебный план;
  • внешкольная работа - занятия спортом, кружки, секции.
  • «Общественная работа»:
  • информация о выполненных поручениях;
  • информация об участии в жизни школьного коллектива.

«Достижения». В этом разделе материалы необходимо размещать в хронологическом порядке, чтобы было проще отследить прогресс личных достижений:

  • лучшие творческие работы;
  • положительные отзывы учителей;
  • дипломы и награды;
  • участие в школьных олимпиадах и конкурсах.

«Материалы по учебе»:

  • письменные работы (можно распределить по предметам);
  • результаты значимых тестов.
  • «Взаимодействие учителя и родителей»:
  • предложения в отношении дополнительных образовательных мероприятий;
  • информация о дисциплине поведения.

Портфолио школьника выступает современным вариантом оценки личностных качеств ребенка по стандартам ФГОС. Заполнение разделов помогает сформировать привычку фиксировать личные успехи и достижения. Оценка возможностей школьника дает ориентацию на самодисциплину и самосовершенствование в будущем. Создание портфолио - совместная работа родителей и учеников.

Что такое портфолио ученика

Школьным портфолио называют папку, в которой содержится информация о личности, интересах, активности, достижениях и успехах ребенка в образовательном учреждении и вне него. Этот документ отражает умения и способности учащихся. В папку дополнительно включены сведения о близких и семейных устоях.

Для чего нужно

Уже в детском саду дети посещают развивающие центры, кружки, спортивные секции и прочее. Основная цель таких дополнительных занятий - обучить ребенка основам грамоты, чтения и счета.

К первому классу дети имеют характерный уровень знаний и умений и уже в начальной школе достигают первых успехов, которые должны быть отмечены.

Портфолио выступает своеобразным архивом, отражающим становление и развитие личности ребенка.

Часто детям нравится пересматривать документ, наблюдать за собственными достижениями. Это формирует стимул к саморазвитию, желание к движению вперед.

Готовые портфолио выступают документами для учителя, которые уведомляют преподавателя о личности воспитанника, его способностях. Данные портфолио используются для итоговой аттестации ученика, учитываются при поступлении в другие образовательные учреждения.

Как составить: разделы с примерами

Залог правильного оформления - сохранение разработанной структуры. В процессе учебы портфолио постоянно пополняется новой информацией. Правильное построение документа позволяет составлять представление о навыках обучающихся, видеть закономерности и особенности развития личности.

Установленных правил, как должно выглядеть портфолио, нет. Однако присутствуют некоторые рекомендации к структуре документа. При этом целесообразно освещать только те разделы, которые подходят конкретному ученику. Можно совмещать несколько глав, дополнять.

Титульный лист

На титульнике указываются основные данные об ученике или ученицы: фамилию, имя, отчество, дату рождения, место проживания, контактные телефоны. На главной странице должно размещаться личное фото воспитанника. Важным моментом является самостоятельный выбор фотографии учащимся.

Автобиография

В автобиографии описывается жизненный путь человека до поступления в образовательное учреждение. Пишется краткое жизнеописание на бумажном листе формата А4 в свободной форме от первого лица. Все сведения излагаются в строго хронологическом порядке.

Основные моменты, как пишется автобиография:

  • Посередине листа печатными буквами указывается название документа «АВТОБИОГРАФИЯ», затем ниже следует основной текст.
  • Текст начинается с персонального представления: «Я, ФИО, дата и место рождения». К примеру: «Я, Иванов Сергей Павлович, родился 12.12.2011 года в городе Чехов Московской области».
  • Затем указывается точный адрес проживания по прописке и фактический.
  • После перечисляются члены семьи с указанием даты рождения, адреса проживания, места учебы/работы. Дополнительно прописываются контактные домашние/рабочие телефоны.
  • Отмечается название детского сада и дата его окончания.
  • Прописываются основные интересы и умения школьника: хобби, уровень владения персональным компьютером, знание иностранных языков и другое.

В конце автобиографии в обязательном порядке ставится дата заполнения и личная подпись.

Для ребенка, идущего в 1 класс, писать автобиографию необязательно. Начиная со 2 класса, школьник может самостоятельно написать о себе.

Мой портрет

Раздел «Мой портрет» состоит из любой информации о воспитаннике, которую хочется непосредственно отразить в документе.

Например, писать о себе можно с расшифровки значения имени ребенка. Дополнительно вносятся данные об особенностях характера, темпераменте, лучших качествах и недостатках школьника. Краткий рассказ поможет учителю подобрать правильные приемы для адаптации к учебному процессу.

В этом разделе расписывается режим дня, можно рассказать о семейных традициях и устоях. Портрет смотрится эффектно, если составить генеалогическое дерево членов семьи.

Пример

Меня зовут Сергей, что в переводе с греческого означает «ясный». Имя мне дал папа в честь дедушки. По характеру я спокойный, но иногда злюсь без причины. Мне не нравится, когда на меня громко кричат. У меня большая семья, много родных и двоюродных братьев и сестер.

Мои достижения

Материалы данного блока позволяют учителю выстроить рейтинг достижений, индивидуальных результатов, а также отследить динамику изменения учебных результатов.

Пример

В ноябре 2017 года я занял призовое место на городской олимпиаде по русскому языку/участвовал в областном семинаре по биологии/ в тематической викторине, посвященной Международному Дню защиты детей.

Мои впечатления

В разделе размещаются личные впечатления школьника после посещения выставок, музеев, школьных мероприятий, походов, экскурсий, театральных представлений. Дополнительно прилагаются фотографии, сделанные в местах посещения.

Пример

В октябре я посетил театральное представление «Гадкий утенок» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена. Спектакль мне понравился, было интересно… Особенно впечатлил эпизод… Он учит…

Мои интересы и увлечения

В этом разделе рассказывается, что нравится делать ребенку в свободное от школьных занятий время. Здесь перечисляются кружки, спортивные секции и развивающие центры, которые посещает школьник.

Пример

Каждую неделю по вторникам и пятницам я посещаю танцевальный кружок в развивающем центре… Мой преподаватель (перечислить достоинства). Он учит детей… Он для меня пример грации и мастерства. Я люблю танцевать и с радостью посещаю занятия.

Моя семья

В этом блоке воспитанник самостоятельно пишет о своей семье. При желании можно рассказать о каждом ее представителе. В эту рубрику рекомендуется приложить родословную и фотографии.

Пример

Состав моей семьи: мама Виктория, папа Олег, бабушка Зинаида, дедушка Александр, брат Кирилл и сестра Елизавета… Мама работает парикмахером, она добрая и внимательная, занимается и играет со мной. Папа трудится на заводе, он любит свою работу, и она отнимает у него много времени. В свободное время я люблю бороться с ним, играть в футбол. Мой брат Кирилл очень умный, он мне помогает во всех делах, мы вместе посещаем секцию карате…

Общественная деятельность

Раздел включает описание мероприятий, в которых участвовал ребенок:

  • выступление на празднике;
  • оформление класса, стенгазеты;
  • участие в выставке;
  • чтение стихотворений на утреннике.

Дополнительно событие анализируется воспитанником, дается оценка личным эмоциям, впечатлениям.

Пример

Я спортсмен и активно участвую в мероприятиях, которые проводятся в школе. Недавно я играл в сборной школы по футболу, и мне понравилось. Ребята стремились к победе и очень переживали за результат. Когда жюри подвело итоги, и команда выиграла, все радовались и обнимали друг друга…

Мои друзья

В этом разделе ребенок самостоятельно описывает друзей, приводит информацию об их увлечениях и интересах. Дополнительно размещаются фотографии сверстников, отмечаются запоминающиеся моменты.

Пример

Я дружу с Олей и Сашей. Мы общаемся с Олей с детского сада, а с Сашей познакомились на подготовительных курсах к школе. Ребята приходят ко мне домой и меня зовут в гости. Мы любим веселиться, играть в прятки, ляпы, компьютер.

Моя школа

В блоке «Моя школа» воспитанник указывает адрес образовательного учреждения, контактные телефоны администрации; фамилию, имя, отчество директора, год начала учебы. Дополнительно наклеивают фото средней школы.

Полезно нарисовать схему-маршрут от дома до школы с обязательным указанием опасных мест: пересечением дорог, размещением светофоров, искусственных неровностей («лежачих полицейских»). Совместная работа с родителями над картинкой поможет запомнить детям безопасный путь от дома до школы.

Пример

Я учусь в средней школе города Чехов Московской области, которая находится по адресу (указать). Контактные телефоны образовательного учреждения (указать). Я учусь с 2015 года…

Мой класс

В этом разделе указывается номер учебного класса, буква, приклеивается фотография и приводится описание мини-формата о жизни класса.

Пример

Я учусь в 3 Б классе. В классе 25 человек, 15 девочек и 10 мальчиков. Моя учительница - Мария Васильевна Иванова. Она интересно рассказывает материал, играет с нами, придумывает совместные мероприятия, не ругается и не кричит. Наш класс дружный. А когда кто-нибудь ссорится или дерется, Мария Васильевна помогает разобраться и помириться.

Мой мир

В раздел вносится информация о личных увлечениях, понравившихся художественных произведениях, любимых друзьях, домашних питомцах, игрушках учащегося. В этом блоке уместно рассказать о досуге малыша с описанием мест, которые он посещает. Отметить, что понравилось или нет.

Пример

Летом я прочел сборник произведений Антона Павловича Чехова. Мне понравились юмористические рассказы, и я по ним сделал проект для школы. В августе я посетил аквапарк и научился плавать. Дома меня всегда ждет мой любимый кот Фред. Он проказник и забияка, но очень меня любит и я его тоже.

Мой город

В блоке рассказывают о своей малой родине, родном городе. Целесообразно описать достопримечательности, музеи, любимые места. Раздел рассказывает о районе проживания, его особенностях, чем нравится ребенку.

Пример

Я живу в городе Екатеринбург. Он красивый, современный, здесь много торговых центров, развлекательных мест. Достопримечательности и музеи города включают краеведческий музей, живой природы, изобразительного искусства (перечислить).Особенно мне нравится памятник «Черный тюльпан», посвященный солдатам, погибшим в Афганистане и Чечне.

Моя учеба

Раздел отражает динамику учебной успеваемости, начиная с первоклассника до 4 класса начальной школы. Дети к 1 классу знают буквы и цифры, читают по слогам.

Информация об учебе помогает преподавателю правильно распределить нагрузку, чтобы избежать чрезмерного перенапряжения воспитанника. Ребенок может указать любимые предметы, описать, в каких он легко разбирается,а что получается с трудом.

Анализ успеваемости после окончания начальной школы показывает способности ученика, степень его подготовки к дальнейшей учебе.

Пример

Образец написания для учащегося 5 класса: Мне нравятся предметы: литература, русский язык, физкультура. С трудом дается математика, потому что я считаю себя гуманитарием. Но учебную программу я усвоил. За прошлый год по математике я получил оценку «4».

Мое творчество

В блок включаются сведения, какие секции, кружки и развивающие занятия посещает ребенок. Отмечают достижения ребенка, участие в выставках, мероприятиях, соревнованиях. Целесообразно приложить образцы работ.

Пример

Я посещаю вокальный кружок в центре «Раннее развитие». Мы учим песни различных музыкальных направлений, участвуем в выступлениях. Недавно я выступала на концерте для малышей в детском саду.

Мои жизненные планы

Блок «заполняется учеником 5-7 класса. Раздел включает в себя описание будущих стремлений и планов и составляется в свободной форме.

Пример

Когда закончу школу, я поступлю в Педагогический Университет. Я мечтаю стать учителем английского языка, потому что люблю этот предмет. Еще я хочу выучиться на переводчика иностранных текстов, фильмов, музыки.

Мой первый учитель

В разделе «Мой первый учитель» указывают данные о преподавателе: фамилию, имя, отчество. Делается краткое описание профессиональных качеств учителя. Можно расписать запоминающиеся моменты, связанные с ним и наклеить фотографию.

Пример

Моя первая учительница - Иванова Лариса Петровна. Я не забуду тот момент, когда пришел в первый класс. Лариса Петровна помогла мне справиться с учебой, научила писать и читать. Я постоянно буду вспоминать и навещать ее в старших классах…

Как правильно оформить

Установленных стандартов или шаблонов, как оформлять школьное портфолио, нет. Однако присутствуют рекомендации, как делать schoolформат:

  • Персональный дневник печатают в ворде в виде электронного документа, который впоследствии распечатывают.
  • Требуется аккуратное оформление в одном стиле (размер, шрифт, отступ, межстрочный интервал).
  • Разделы портфолио не нумеруются.
  • К документу прилагаются грамоты, дипломы и прочие свидетельства, подтверждающие достижения школьника.

Портфолио для мальчика можно красиво оформить по мотивам любимого мультфильма или кино («Щенячий патруль», «Простоквашино», «Человек-Паук») а для девочек - использовать странички-заготовки с принцессами.

Однако важно учесть, что с возрастом увлечения ребенка меняются, и он потеряет интерес к первоначальному варианту. Поэтому целесообразно оформить документ в нейтральном стиле.

Заполнить портфолио - это значит собрать информацию о школьнике, которая пригодится в учебном процессе. Впоследствии оно станет семейной реликвией. Заполненная анкета поможет ребенку в выборе будущей профессии, научит оценивать собственные знания, стремиться и достигать поставленных целей.

День знаний — первое сентября, — праздник волнительный как для учеников, так и для их родителей. Особенно волнителен он для тех, кто переступит порог школы впервые, а еще более — для родителей учеников начальных классов, ведь ребенок попадает в неизвестную, новую для него обстановку, где его ждет много новых требований, и перемен: распорядок дня, взаимодействие с коллективом, оценивание его действий, — все это впереди, но пусть трудности не пугают детей и родителей.

Портфолио первоклассника

Большинство знает, что такое портфолио, но не все в курсе, что на сегодняшний день применяется портфолио и для учеников начальных классов , в котором указываются данные о ребенке, его способностях, интересах и увлечениях, семье ученика. В дальнейшем все эти данные помогут раскрыть способности ребенка, в той или иной сфере, и наметить примерный вектор развития в той или иной области.

Быть готовым к учебе очень важно для всех.Но к сожалению, не у всех это получается сразу. Конечно, существует множество методик, с помощью которых преподаватели стараются поднимать интерес ребенка к учебе.К таким методам можно отнести обучение в форме игры, с последующим переходом к полноценной учебной программе, и различные варианты оценок работы ученика начальных классов. На этом этапе очень важно активное участие семьи в жизни школьника,взаимодействие родителей с преподавателем, выполнение рекомендаций учителя. К одной из таких рекомендаций можно отнести и составление портфолио первоклассника.

Портфолио ученика начальных классов было задумано прежде всего для выявления его интересов,способностей, и как следствие, — все эти данные составляют основу для успешного выбора более узкого профиля обучения в старших классах. Это, в свою очередь, позволит избежать трудностей в обучении, ведь всем известна ситуация с «гуманитариями и технарями», когда одни засыпают на уроках литературы и истории, а другие — тщетно пытаются постичь точные науки.К тому же заполнение и всяческое украшение портфолио имеет положительный психологический эффект для ребенка.

Заполняя этот документ, ребенок наглядно видит все свои успехи, так сказать, фиксирует их. Это имеет большое значение для становления самооценки ребенка, он видит в чем он силен, и что можно совершенствовать, а что нужно «подтянуть». Все это развивает дисциплину, и стремление к умножению своих успехов.Это позволит избежать в дальнейшем неприятных ситуаций с участием ребенка и педагогов.

Определенных рамок,которых нужно неукоснительно придерживаться при составлении портфолио, нет. Стоит лишь научить ребенка именно проводить анализ своих побед , и моментов, которые еще требуют работы.Он должен заполнять портфолио, и видеть свои успехи и текущие задачи,над которыми стоит поработать, объективно оценивать себя, а не «зазвездиться».

Оформление портфолио. Как это делается

Заполнение портфолио не является чем-то сложным, хоть и требует некоторой усидчивости. Прежде всего, заполнять его нужно совместно, этот процесс для него будет довольно увлекательным с вашей помощью.

И начать его следует с покупки канцелярских товаров: дайте волю ребенку выбрать то, что придется ему по вкусу, пусть это будет самая красивая папка с файлами, которая там только есть. Также понадобятся фломастеры, ручки, линейка, карандаши , разнообразные стикеры и наклейки, которые ребенок может выбрать по своему усмотрению.

Разделы портфолио

Разделы для портфолио могут быть разными, но в общем их можно описать так:

  • Личные данные ученика
  • Список достижений
  • Участие в школьной жизни
  • Пожелания и отзывы

Личные данные ученика

Этот раздел начинается с полного имени ребенка, его фотографии, адреса проживания. Далее, можно указать данные о семье , некий рассказ, который напишет ребенок. Также он может нарисовать рисунок, рассказать о любимом животном, о своих увлечениях и друзьях. Дополнительно можно нарисовать рисунок с оптимальным маршрутом домой, важно чтобы ребенок нарисовал его сам, с возможными корректировками родителей. При этом нужно объяснить ему элементарные правила, которые обезопасят его по дороге в школу, или дома:

  • Не заговаривать с малознакомыми людьми на улице, и тем более не садиться к ним в машину ни под каким предлогом
  • не брать у незнакомцев никаких вещей,тем более ничего съедобного
  • Не открывать дверь кому-либо, когда один дома, а если уж и открывать (братьям,сестрам, тетям, дядям, — обязательно посмотреть в глазок)

Будет хорошо, если ребенок нарисует рисунок к каждому из этих правил.

Достижения

С началом обучения у первоклассника заметно прибавляется хлопот и забот: он должен научиться быстро читать, иногда и самостоятельно, вне класса, приобрести навыки простых вычислений, освоить таблицу умножения .

Родителям стоит помогать ученику в заполнении, по сюжету прочитанных книг можно нарисовать рисунки, о преодоленных трудностях также можно написать,и проиллюстрировать текст. В этом разделе отражена вся динамика успехов ребенка,и не только в учебе. Здесь также могут содержаться сведения о достижениях в спорте, или творчестве, разнообразные награды в виде грамот, фотографии с соревнований, или конкурсов могут занять свое место в этом разделе.

Раздел достижений может быть разбит на главы, к примеру, в главе «Математика» и «Русский язык» — могут содержаться работы по этому предмету также грамоты за участие в разнообразных профильных олимпиадах .

В главе «Литература» — данные о прогрессе скорочтения, краткие мысли по прочитанным произведениям.В отдельную главу стоит поместить лучшие труды ребенка, которые признаны учителем в процессе беседы с учеником. Глава «Творчество» будет наполнена разнообразными стихами, рисунками, и поделками ребенка. В главе «Мои интересы» ребенок сможет рассказать о своих интересах увлечениях и умениях как в форме рассказа, так и в форме рисунков и фотографий. «Спортивные достижения» — в них могут быть собраны все грамоты, фотографии выступлений и награждений, фотографии спортивного коллектива ребенка.

Важный момент для любого из нас — прием в новом коллективе, и взаимодействие с остальными людьми . Разнообразные мероприятия вне класса, будь то поход в кино, или на природу, праздники, экскурсии, и поездки, конечно же, должны поощряться родителями, а вся информация об этих мероприятиях, в виде фотографий, рисунков, рассказов о впечатлениях — наполнят данный раздел.

А вот этот раздел предназначен для родителей и учителей. В нем стоит оставлять положительные отзывы, и не абстрактные и общие фразы, а развернутый хвалебный текст, за конкретный успех в чем-либо. Это поможет мотивировать ребенка к новым достижениям. Также не будет лишним в этой главе подвести итоги года, с комментариями, пожеланиями и дополнениями учителя. Ребенок сможет посмотреть на свои победы, и на те моменты, которые стоит улучшить.

Заполнение портфолио

Ниже приведен образец , который вы можете использовать для заполнения вашего портфолио

«Личные данные»

  • Меня зовут……………
  • Я родился…………….(Указывается дата)
  • Я живу в……………….., по адресу: ………………

Список достижений

  • Мои достижения по русскому языку (математике, природоведению …)
  • Мои книги
    • Динамика скорочтения
    • Список пройденных произведений
  • Мои работы
    • В этом задании я узнал…
    • При выполнении этого задания я научился…
  • Творчество
    • Мои рисунки
    • Мои стихи
    • Мои поделки
  • Мои интересы
    • Я художник (поэт,музыкант,спортсмен…)
    • Мне нравится…
    • Я умею…
  • Фото награждений, грамоты и сертификаты, фото спортивного, творческого коллектива
  • За прошедший год я узнал…
  • За прошедший год я научился…
    • Рассказ, рисунок, фотографии

Участие в школьной жизни