Марлен Дитрих была не просто красива. Она очаровывала каждого встречного. Причем не только мужчин. Ее обольстительная сила была столь велика, что даже женщины, глядя на нее, испытывали прилив страсти. Авторы сразу двух вышедших недавно в Лондоне книг, посвященных великой актрисе (Малин Шеппард - “Дитрих”; Иан Вуд - “Дитрих: биография”), утверждают, что, несмотря на маску неприступности, она была необычайно сексуальна и обладала гипнотическим даром привораживать к себе поклонников и поклонниц.

В этом смысле очень характерен эпизод, происшедший в один из дней 1940 года на киностудии “Юниверсал филм” в Голивуде. Режиссер Тай Гарнетт, получивший заказ на постановку картины “Семь грешников” с Марлен Дитрих, задумал пригласить на главную мужскую роль молодого способного актера Джона Уэйна. Уэйн, недавно успешно дебютировавший в вестерне “Stagecoach” Джона Форда, продемонстрировал прекрасные актерские данные, обладал мощным телосложением и был очень хорош собой. Но у режиссера были сомнения - захочет ли 38-летняя капризная Дитрих сниматься с молодым артистом?

И он решил провести такой эксперимент: поставил Уэйна в коридоре, по которому они с Дитрих должны были идти в буфет. “В своей обычной манере она надменно проплыла мимо Уэйна, даже не взглянув в его сторону, - написал в своих воспоминаниях Гарнетт. - Но вдруг обернулась и смерила его с волос до ботинок. Потом тихо пробормотала, обращаясь ко мне: “Папа, купи мне это”.

В результате Уэйн стал ее партнером по фильму. А в постель она затащила его сама. Позвала к себе в актерскую уборную, заперла дверь и спросила, сколько времени. Джон не успел даже перевести взгляд на запястье своей левой руки, как Марлен задрала юбку. На ее чулочной подвязке болтались часы. “Вот видишь, дорогой, - сказала она, - еще очень рано и у нас с тобой полно времени”.

Простой американский парень Джон Уэйн, увлекавшийся боксом, футболом и рыбной ловлей, мало подходил Дитрих, отличавшейся манерами аристократки. Но Марлен, как утверждают биографы, была настоящим сексуальным хамелеоном. В пору их связи они выглядели так, словно созданы друг для друга.

Кстати, Дитрих прекрасно готовила и умела окружать своих любовников теплом и домашним уютом. В этом смогли убедиться многие знаменитости того времени. Среди ее “жертв”, как считают биографы актрисы, были актеры Джеймс Стюарт, Юл Бриннер, Гари Купер, Фрэнк Синатра, Берт Бухарах, а также генерал Джордж Паттон, теннисист Фред Перри.

А среди ее бесчисленных постельных “подружек” были Эдит Пиаф и испанская писательница Мерседес де Акоста, долгое время бывшая сожительницей Греты Гарбо.

Многие подробности интимной жизни Дитрих стали известны после того, как в 1992 году был обнаружен ее дневник с закодированными в нем именами ее любовников и датами встреч с ними. Страницы дневника рассказывают о необычайно активной сексуальной жизни актрисы. Бывало, когда она проводила по две и даже три любовные встречи в день.

Однако, несмотря на частоту таких свиданий, Марлен, как свидетельствуют многие ее партнеры, не отличалась в постели особой энергичностью, в моменты половой близости зачастую была безразлична, ленива. Казалось, что ее привлекает не сам секс, а те отношения, которые возникают между любовниками в результате его. Секс был для нее больше формой укрепления дружбы с людьми, которые ее интересовали.

Родители назвали ее Марией Магдалиной в честь библейской падшей женщины, ставшей спутницей Христа. Но позже она объединила два этих имени в одно и получилось Марлен (в старину коммунисты шутили, будто Дитрих уехала из Германии, потому что ее имя составлено из фамилий Маркса и Ленина).

Ее отец умер от сифилиса, когда Марлен было восемь лет. Мать вышла замуж за военного, но он тоже вскоре скончался. Девочка росла в исключительно женской среде, и уже в юном возрасте у нее появилось влечение к представительницам своего пола.

Впрочем, интерес к мужчинам был в ней не менее силен. В школе-интернате она долго соблазняла учителя игры на скрипке, являясь на его уроки в прозрачных шифоновых блузках. В конце концов тот не устоял перед ее желанием и лишил невинности прямо в классе.

Окончив школу, Марлен стала работать в маленьком оркестре в ночном клубе и активно меняла любовников и любовниц, поражая их тем, что являлась на свидания без нижнего белья. Однажды она попалась на глаза Лени Рифеншталь, ставшей впоследствии любимым кинодокументалистом Гитлера. “Меня привлек ее глубокий горловой голос, звучавший очень сексуально, - вспоминала Рифеншталь. - Скорее всего, она была под градусом, потому что в какой-то момент вдруг обратилась к залу со словами: “Кто сказал, что у нас обязательно должны быть красивые груди? Почему они не могут быть немножко отвислыми?” После чего она на мгновение оголила свою грудь, вогнав в краску присутствовавших девиц”.

В 21 год Марлен вышла замуж за молодого режиссера Руди Зибера и родила дочь Марию. Однако хотя формально брак просуществовал вплоть до смерти Руди в 1976 году, совместная жизнь молодоженов закончилась очень скоро. Кстати, преувеличенное внимание к своей груди сопровождало Марлен всю жизнь. Она часто рассматривала ее в зеркало и сокрушалась, что линии ее бюста потеряли свою прелесть после кормления грудью дочери.

Вскоре она сошлась с другим режиссером Йозефом фон Штернбергом, который не только развлекал ее в постели, но еще и доверил ей роль певички из кабаре в фильме “Голубой ангел”. Он же уговорил ее вместе с ним перебраться в Америку. Марлен согласилась, но верности своему партнеру хватило ненадолго. Во время съемок их первого совместного фильма в Голливуде она перепрыгнула в постель к снимавшемуся вместе с ней уже знаменитому Гарри Куперу, а еще через какое-то время стала любовницей Мориса Шевалье.

Несмотря на столь напряженную интимную жизнь, Марлен несколько раз в месяц переодевалась в мужские одежды и посещала клубы лесбиянок и транссексуалов Лос-Анджелеса.

Первое время ее спутницей в клубных путешествиях была известная испанская актриса Империо Аргентина. Но вскоре муж Аргентины явился к Марлен с двумя билетами на пароход и навсегда увез свою жену из Голливуда.

Тогда Марлен влюбилась в 40-летнюю сценаристку Мерседес де Акосту. Поначалу та не отвечала взаимностью, и Марлен стала буквально осыпать ее цветами.

Их связь, которую они не скрывали, продолжалась на протяжении почти всех 30-х годов прошлого века. Это, однако, не мешало Марлен заводить новых мужчин-любовников. Так, в какой-то момент она, узнав, что молодой актер Кирк Дуглас болен воспалением легких, заявилась к нему с горячим супом, а заодно в оздоровительных целях подарила ему сеанс горячего секса.

Вместе с тем Марлен поддерживала добрые отношения со своим мужем Руди Зибером. Иногда, забежав к нему посоветоваться о той или иной роли, она оставалась на ночь, чтобы одарить своего “милого муженька” порцией интимной ласки. Если при этом присутствовала Тами, партнерша Руди русского происхождения, то сексуального аппетита Марлен хватало и для нее.

Среди других европейских секс-партнеров Дитрих были знаменитый немецкий писатель Эрих Мария Ремарк, американский посол в Великобритании Джозеф Кеннеди, отец будущего президента Джона Кеннеди. Но, пожалуй, настоящим “бестселлером” стал ее роман с почти культовым французским киноактером Жаном Габеном.

Он называл Дитрих “моя пруссачка”, а она стучала его по лбу, приговаривая: “За что я люблю это место, так это то, что оно пусто”! Марлен даже собралась рожать от него ребенка, но когда Габен решил примкнуть к французским силам Сопротивления, сделала аборт.

С возрастом сексуальные аппетиты Дитрих не утихли. В 47 она сошлась с Эдит Пиаф. А потом - с актером Майклом Уайлдингом, который был на 11 лет ее младше. Даже в 60 лет Дитрих продолжала завлекать в свои сети ярких и интересных любовников. Но судьба уже уготовила ей драму с трагическим концом.

Мадлен шел уже седьмой десяток, когда она познакомилась в Париже с блестящим польским актером Збигневом Цибульским, прославившимся игрой в эпохальном фильме Анджея Вайды “Пепел и алмаз”.

Цибульскому было 34 года, он был бисексуалом, обладал тяжелым, нервным характером и часто находил утешение в алкоголе. Марлен так влюбилась в него, что не могла пережить разлуку со Збигневом и придумала себе гастрольную поездку по Польше - лишь бы увидеться с новым любовником. Когда гастроли закончились и поезд, увозивший Марлен, отошел от варшавского перрона, импульсивный Цибульский, видимо, решивший не расставаться со своей любовью, бросился вдогонку, но не сумел схватиться за поручни вагона и упал под колеса.

В глубокой старости Дитрих стала пленницей своей парижской квартиры. Она плохо двигалась, несколько раз падала и с трудом залечивала тяжелые переломы. Дитрих умерла в 1992-м в возрасте 91 года. “Из жизни ушла женщина огромного артистического таланта, мужества, стиля и... уникальной сексапильности”, - писала газета “Дейли мейл”.

Марлен Дитрих появилась на свет в 1901 году в Берлине. В детстве Мария Магдалена – полное имя голливудской дивы, была упитанной и розовощёкой девочкой – образцовым бюргерским ребёнком. Мало кто мог представить, что повзрослев она станет законодательницей моды на впалые скулы, узкие бёдра и стройность, граничащую с болезненной худобой.

Марлен рано проявила способности к музыке. Она даже пыталась устроиться в оркестр. Но вместо того, чтобы играть, коллеги-мужчины не могли прекратить разглядывать её коленки. Тогда Дитрих решила попробовать свои силы в кабаре. Здесь её и нашёл продюсер Рудольф Сибер, впоследствии ставший единственным мужем актрисы. Марлен и Рудольф прожили в браке около пяти лет.

Марлен Дитрих прожила с мужем Рудольфом Сибером всего пять лет, но не оформляла развод до самой его смерти // Фото: pravda.ru


Когда супруги приняли решение жить отдельно, они не стали оформлять развод и всю жизнь сохраняли дружеские отношения. Дитрих родила Сиберту дочь Марию, отношения с которой у неё тоже не сложились. Мария с удовольствием рассказывала журналистам о своей великой матери, и чаще всего эти рассказы показывали Марлен Дитрих с довольно неприглядной стороны.

Гламурный циник

Настоящая слава пришла к Марлен Дитрих, когда она начала сотрудничать с Джозефом фон Штернбергом. По легенде он убедил актрису удалить нижние рёбра для более тонкой талии и зубы для ещё более впалых щёк.

Дитрих стала известной в начале тридцатых годов после выхода фильма «Шанхайский экспресс». А вот второй фильм дивы «Распутная императрица» о Екатерине ІІ с треском провалился. Марлен Дитрих была настоящей иконой стиля. Её считали заядлой феминисткой из-за любви к брючным костюмам. Но на самом деле Марлен нередко говорила, что женщине обязательно нужен мужчина для того, чтобы определять вектор её жизни. Дитрих выступала и против естественности. Она не показывалась на людях без яркого макияжа и тщательно подобранного гардероба.


Марлен Дитрих была признанной иконой стиля // Фото: woman-delice.com


«Кто-то продаёт пончики, я продаю гламур» – утверждала Марлен Дитрих.


В пятидесятые годы Марлен практически прекратила сниматься в кино. Она выступала в Лас-Вегасе в качестве конферансье и певицы. В 1979 году она упала на сцене и получила серьёзный перелом бедра, из-за чего последние годы жизни провела практически взаперти в своей квартире в Париже.

Марлен Дитрих побывала со спектаклем в СССР. Она попросила, чтобы её познакомили с Константином Паустовским. Голливудская дива была без ума от его рассказа «Телеграмма». Паустовский недавно пережил сердечный приступ, но всё равно нашёл в себе силы прийти на спектакль. По окончанию представления он поднялся на сцену. Марлен упала перед ним на колени. Актриса не нашла лучшего способа выразить писателю своё восхищение.


Во время гастролей в СССР Марлен Дитрих упала на колени перед Константином Паустовским. так она поблагодарила писателя за создание её любимого рассказа «Телеграмма» // Фото: dw.com

Марлен Дитрих и Третий рейх

Нацисты очень хотели, чтобы Марлен Дитрих вернулась на родину из Голливуда и стала винтиком в пропагандистской машине как образец арийской красоты. Но Дитрих была непреклонна. Она отклонила довольно щедрое предложение Геббельса в 200 тысяч рейхсмарок за участие в фильме, сценарий и режиссёра которого она могла выбрать самостоятельно. Марлен помогла не одному немцу и еврею избежать смерти в лапах фашистов.

Громкие романы

В жизни Марлен Дитрих был всего один муж и бесконечное множество любовников. Самыми известными из них стали Жан Габен и Эрнест Хемингуэй. Впрочем, дочь Дитрих Мария утверждала, что Хемингуэй и её мать никогда не были любовниками в прямом смысле слова. Они больше обменивались полными страсти письмами. Мария также говорила о том, что матери больше нравилось собственное чувство влюбленности. Она обладал уникальным даром становится именно той женщиной, которую на данный момент искал мужчина.


Марлен приписывали романы с самыми красивыми, богатыми и знаменитыми мужчинами её времени // Фото: fishki.net


«Если мужчина искал мамочку, она становилась мамочкой. Если другому хотелось ту, что будет сидеть в углу и смотреть на него с обожанием, то она безупречно исполняла и эту роль. Она меняла образы по щелчку пальцев» - рассказывала о матери Мария.


Жизнь Марлен Дитрих оборвалась в 1992 году. Великая актриса умерла в своей парижской квартире на набережной Сены. В последние годы она практически никого к себе не подпускала. Свидетелями последнего вздоха Марлен Дитрих стали только фотографии её друзей. Актрису похоронили в Берлине в брючном костюме.

Ангел, женщина-вамп, отличная хозяйка, алкоголичка и распутница, великолепная мать, бисексуалка, величайшая актриса и полная бездарность – это все говорили, болтали, шушукались о ней - о Марлен Дитрих.

Конец фильма

29 сентября 1975 года во время концерта в Сиднее Марлен Дитрих, зацепившись в темноте за кабель, упала и сломала шейку бедра. Блистательная карьера знаменитой актрисы и певицы закончилась.

Можно сказать, и просто Жизнь закончилась тоже, началось саморазрушение: Дитрих пачками глотала лекарства от реальных и воображаемых болезней, каждый день прикладывалась к спиртному, переливая виски в бутылки из-под минеральной воды и пряча их от больничной сиделки в разных углах своей спальни, которую назвала «матрасным склепом».

Много позже станет известно: последние двенадцать лет жизни мировая знаменитость была прикована к постели и общалась с миром только по телефону. Никто не должен был видеть ее такой – разбитой, старой, некрасивой. Марлен добровольно выбрала одиночество, точнее, так она старалась думать. Это было гораздо приятнее, чем анализировать – почему даже единственная родная дочь отвернулась от нее. Пустая квартира, по стенам которой висели фотографии давно ушедших мужа, друзей, любовников, превратилась в храм ее воспоминаний. Она думала о смерти без страха: «Надо бояться жизни, а не смерти. И ни в коем случае не плачьте, когда я умру. Оплакивайте меня сейчас!» .

Марлен Дитрих скончалась 6 мая 1992 года. По официальной версии в результате , а может быть, инсульта, а скорее всего - приняв большую дозу снотворного. За три дня до смерти почти 90-летняя актриса прочла книгу дочери Марии о себе. Та с фамильной немецкой сухостью и честностью на весь свет заявила о матери: «Я не люблю Марлен».

Глава семьи

Будущая кинодива XX века появилась на свет вместе с ним - в 1901 году. Ее мать – ярая католичка и истинная немецкая аристократка – воспитывала Марию Магделену фон Рош в строгости. Небрежность, легкомыслие, безрассудство – этих слов в лексиконе ее девочки просто быть не могло. В 18 лет мать отправила Марлен в частную школу-интернат, даже не в родном городе, а за километры от родной семьи. Любовь матери выражалась в том, что она приезжала издалека только для того, чтобы помыть Марии голову. Головомойку она устраивала дочери и в переносном смысле, жестко навязывая ей собственные представления о красоте и жизни в целом.

«Когда ты вырастешь, твои лодыжки должны быть тонкими», - приговаривала она, туго шнуруя Марии высокие ботинки. Вскоре ножкам Марлен будет поклоняться весь мир, и она застрахует их на миллион марок. Приметы благородного происхождения, «конюшни» - тонкие лодыжки и запястья - навсегда остались для Дитрих великой ценностью. В свою очередь, когда актрисе показалось, что у ее дочери кривоватые ноги, она два года заставляла малышку спать в стальных колодках. Собственную семью актриса держала в узде, именно она была ее главой, отвечала за каждую мелочь, работала из последних сил, не давая себе ни малейших поблажек. Даже когда от дома и супружеской верности остались лишь развалины, и она сама, и ее супруг Рудольф Зибер открыто меняли , Дитрих не подала на развод. Над Зибером смеялись, называя рогоносцем и подкаблучником, но когда с ним приключилась банальная почечная колика, именно его законная супруга подняла на ноги весь Голливуд в поисках достойного доктора для «милого Руди». Брак должен быть один, на всю жизнь, а семья – это святое.

Королева моды

Марлен Дитрих не блистала красотой. Ростом 165 см, довольно полная, но с плоской грудью и мужскими повадками, она совершенно не вписывалась в голливудский стандарт. После успеха «Голубого ангела» с немецкой актрисой жаждала подписать контракт знаменитая американская кинокомпания «Парамаунт». Однако когда Дитрих прибыла в США, оказалось, что ангелоподобная пухленькая немочка абсолютно не прельщает ни продюсеров, ни режиссеров. Была срочно проведена серьезная коррекция внешности актрисы.

Новый облик Дитрих, впервые явленный в фильме «Марокко» (1930), поразил всех, кто когда-либо знал ее раньше. Гладкая волна светлых волос, тонкие взметнувшиеся вверх брови, мерцающий блеск глаз, впалые щеки придали лицу Марлен выражение скорбного и загадочного удивления. На смену имиджу милашки пришел образ роковой женщины, которая много страдала от любви и заставляет страдать других. Ушли в прошлое тридцатые, отгрохотали сороковые, заканчивались пятидесятые, а Марлен оставалась звездой экрана. «Белокурая Венера», «Кровавая императрица», «Семь грешников», «Страх сцены», «Печать зла» имели бешеный успех.

Правда, ее роли становились все меньше, а вот гонорары она требовала все больше. Деньги для нее значили куда больше, нежели искусство, ведь именно они давали ей возможность жить, как вздумается, одеваться, как хочется, кружить головы напропалую, оттачивать искусство очаровывать.

Дитрих придумала фасон брюк, которые шокировали модный мир и остались в истории под ее именем, а для нее были всего лишь «продолжением пижамы» - просто ей было удобно в них ходить. Позднее она придумала кое-что похлеще: невиданный доселе сценический костюм – короткие шорты, высокие сапоги и белый цилиндр. Но самым узнаваемым в гардеробе актрисы стало «голое» платье, которое она носила под мантией из лебединых перьев. За счет искусных аппликаций из стразов, блесток, бисера, жемчуга на ткани телесного цвета создавался эффект тонущего в звездном сиянии обнаженного тела. При этом Дитрих никогда не надевала босоножек, считая открытые пальцы ног верхом вульгарности.

Задолго до эры пластической хирургии она собственноручно делала «подтяжку» лица при помощи пластыря. А «скорректированная» клейкой лентой грудь выглядела соблазнительно в любом наряде без всякого бюстгальтера. Никто уже не замечал явных недостатков ее фигуры, в памяти даже тех, кто не являлся поклонником ее творчества, осталось воспоминание о сногсшибательной фигуре Дитрих.

Сериал про Любовь

В жизнь Марлен ворвалась любовь - так можно начинать писать о каждом ее . Отношения с Эрихом Марией Ремарком длились целых 15 лет. Когда Гитлер пришел к власти, он потребовал, чтобы именно Дитрих стала «лицом» Третьего рейха. Она категорически отказалась и приняла американское гражданство. Ремарк тоже был вынужден эмигрировать, в Берлине жгли его романы, а он пылал от страсти к замужней упрямой немке. Писателю еще предстояло узнать – Марлен легко заводила романы и разбивала сердца. Она хранила не верность, а десятки подаренных ей обручальных колец в специальной шкатулке.

Голливудского режиссера Джозефа фон Штернберга , подарившего ей роль в знаковом для нее «Голубом ангеле», фрау Дитрих откровенно называла своим божеством. Вешая его пальто в гардероб, она гладила ткань, словно та обладала некоей магической силой, наливала в бокал вино сначала ему и только потом мужу, который, впрочем, не возмущался. А когда фон Штернберг начинал рассуждать о кино - серьезно, страстно, напористо - слушала, как зачарованная. Чем не любовь…

А влюбившись в Жана Габена – известного французского актера – Дитрих мгновенно стала такой, какой хотел ее видеть он. Габен мечтал создать общее гнездышко, и Марлен присмотрела для них домик. Для «своего мужчины» она даже надела фартук и занялась деревенской кухней. Роман двух кинозвезд был ярким, страстным и обещал быть долгим. Но рожденный войной союз двух, как их величали в прессе «священных чудовищ», не пережил мира и покоя. Однажды Жан просто перестал замечать Дитрих, а она, забеременев, сделала аборт, при этом продолжая называть себя его любящей женушкой. Он был вынужден бежать от нее домой, во Францию. Но даже после его смерти в 1976 году она не успокоилась и сделала скандальное заявление: «Похоронив Габена, я овдовела во второй раз» . Рудольф Зибер скончался всего несколькими месяцами ранее.

Впрочем, будь законный супруг жив, он вряд ли смог остановить откровения Марлен. Он давно привык к тому, что в ее жизни любовные истории следовали одна за другой длинной вереницей. Они могли длиться час, день, год или тридцать лет, как, например, с Эрнестом Хемингуэем . Отношения с этим писателем в отличие от связи с Ремарком отличались идеальным сочетанием любви и дружбы. Они восхищались друг другом, не , ничего не требуя, не посягая на свободу любимого существа. Наверное, именно так Дитрих и представляла себе истинную любовь. Изменять другим – да, себе – никогда. Когда последний ее любовник, пианист Берт Баккар , бросил ее первым и женился на другой, Дитрих впала в тяжелую депрессию. Ее знаменитая печальная улыбка стала по-настоящему, без актерства, скорбной...

Сегодня мы предлагаем Вам поближе познакомиться с выдающейся актрисой голливудского кинематографа, обворожительной женщиной Марлен Дитрих. Ее настоящее имя Мари Магдалена фон Лош. Это личность, в которой сочеталось не сочетаемое – завораживающая красота и надменная холодность, порочность и невинность, сексуальность и неприступность одновременно.

Марлен Дитрих прожила достаточно яркую жизнь, но под конец, несмотря на былую популярность, частое внимание со стороны мужского пола и большое количество наград чувствовала себя забытой.

Марлен Дитрих появилась на свет в 1901 года, в городе Берлин. Умерла актриса 6 мая 1992 года. В любом времени, будь то год или столетие, существовали фавориты или, как потом стало принято называть, «секс-символы». Параметры, по которым оценивалась красота, и присваивался статус «секс символ» для каждой эпохи и временного отрезка был свой. Так какой же рост, вес, возраст, сколько лет Марлен Дитрих? Наверняка этим вопросом задавалась ни одна женщина, и наверняка находились мужчины, которые вряд ли согласны были с ее «званием». При среднестатистическом росте в 1 м 68 см и весе в пределах 58 кг, светлыми вьющимися волосами она полностью соответствовала требованиям красоты того времени.

Поэтому вполне объяснимо, почему Марлен Дитрих стала одной из трех муз знаменитого модельера Кристиана Диора. У них была взаимная симпатия, строящаяся на творческих корнях, а именно, после посещения одного из показов модной одежды Кристиана Диора, Марлен Дитрих решила кардинально изменить свой имидж и сменить любимые ею брюки на элегантные длинные юбки. Марлен Дитрих - фото в молодости и сейчас, выступает как доказательство преданности актрисы своему любимому модельеру. На съемках очередного шедевра, Марлен заявила, что сниматься будет только в костюмах от Диора и ни в каких других. По окончанию работы над фильмом, все костюмы были отданы Марлен Дитрих.

Биография Марлен Дитрих

С раннего детства Марлен Дитрих увлекалась искусством, в частности музыкой. Первым музыкальным инструментом, который она освоила, была лютня, а позднее ей поддалась и скрипка.

Биография Марлен Дитрих, а именно детство - выпало на послевоенное время. Чтобы оградить свою дочь, от какой либо опасности, мать – Вильгельмин Йозефин Фельзинг - отправляет младшую дочь и ее сестру Элизабет на целых 4 года в пансион закрытого типа в Веймаре, отец девочек задолго до этого ушел из семьи. За время обучения в пансионе, Мари усовершенствовала свою игру на музыкальном инструменте. Позже она стала работать в оркестр при кинотеатре.

Здесь Мари открывает себя не только как музыкант, но и как певица. В итоге, карьера музыканта у Марлен не сложилась, и не по вине Мари – мужчины-коллеги чаще смотрели на Марлен, чем в свои пюпитры, путая ноты и сбиваясь с ритма. Именно в это время Марлен Дитрих понимает, что ее призвание - кино.

Для достижения своей цели будущая киноактриса устраивается в кабаре танцовщицей и певицей. Одновременно берет уроки актёрского мастерства у известной кинозвезды. С ее помощью, Марлен зачисляют в актерскую школу.

Фильмография: фильмы с участием Марлен Дитрих в главной роли

По окончании обучения Марлен Дитрих участвует в различных театральных постановках. Фильмография Марлен начинается в это же время. Она исполняет роли в таких картинах, как «Таковы мужчины» и «Трагедия любви». В 1928 году выходит первый музыкальный альбом «Это витает в воздухе». Актриса продолжает сниматься в кино, но главные роли ей пока не предлагают. Только после выхода на экраны фильма «Голубой ангел», актриса получила признание публики.

После успешного дебюта наша героиня переехала в Америку, где со временем становится гражданкой США. В начале тридцатых годов Марлен снялась в фильмах: «Марокко», «Кровавая императрица», «Дьявол - это женщина». Ее популярность и общественное признание достигает небывалых высот.В этот период актриса снимается в таких фильмах как «Дестри снова в седле», «Семь грешников», «Так хочет леди».

С приходом к власти Адольфа Гитлера, правительство Германии предлагает актрисе вернуться и сулит невероятные гонорары за роли в фильмах, которые будут сниматься на Родине актрисы. Но Марлен категорически отказывается от каких-либо предложений подобного рода, более того оказывает поддержку войскам противника Германии. Несколько лет она с концертами, в ущерб своей карьере, ездит с концертами по гарнизонам и госпиталям, не чураясь солдатских условий. Ее действия впоследствии оценили, как подвиг и по окончании военных действий, Марлен Дитрих вручили награду. В пятидесятые годы актриса возвращается в кинематограф и со временем переезжает из Голливуда в Лас-Вегас, где продолжает свою карьеру в качестве певицы.

Между съемками в кино, Марлен также успевала заниматься воспитанием своих четверых внуков: Майклом, Питером, Девидом и самым младшим сыном дочери.

Карьера героини заканчивается после серьезной травмы шейки бедра. Последняя роль в кино была сыграна в картине «Прекрасный Жигало, бедный Жигало», саун дреком к которой стала песня Марлен. Последние годы своей жизни актриса и певица была прикована к постели, и оградилась от практически всех посещений. Только очень близкие люди могли удостоиться чести увидеть некогда одну из самых красивых и успешных женщин в таком плачевном и беспомощном состоянии. В 1992-м году Марлен Дитрих умерла в Париже, где жила последнее время.

Личная жизнь Марлен Дитрих

Личная жизнь Марлен Дитрих была очень яркой и насыщенной. Как результат упорной работы над собой и волевой характер актриса добилась не только больших успехов в карьере певицы и актрисы, но стала вожделенным объектом многих мужчин, среди которых были очень известные люди.

Одним из очень ярких романов у актрисы был с режиссёром Джозефом фон Штернбергом – плодом этих отношений стало множество кинокартин. Достаточно известен роман актрисы с писателем, который воплотил образ Марлен Дитрих в произведении «Триумфальная арка. Также Марлен приписывали роман с писателем Эрнестом Хемингуэем, и до сих пор остается невыясненным до конца вопрос – что было между двумя людьми. Со слов дочери – это были очень добрые и нежные отношения – но близости никогда не было. Как было на самом деле – мы можем только догадываться.

Семья Марлен Дитрих

По меркам тех послевоенных времен семья Марлен Дитрих была среднего достатка. Когда Марлен исполнилось шесть лет, из семьи ушел отец, и это событие стало для нее сильным ударом. Ровно через год отца вообще не стало и это стало причиной ее интереса к актёрскому ремеслу.

В своих детских играх Марлен играла не в «дочки-матери», а в отцы и дочери», изображая одновременно двух героев – отца и дочь. Мать, несмотря на жесткость своего характера, ставить спектакли «одного актера» не запрещала, а скорее поощряла.

Дети Марлен Дитрих

Испокон веков каждый поклонник хочет знать о своем кумире всё. Не стали исключением и поклонники нашей героини. Их интересует биография, личная жизнь, карьера, семья и дети Марлен Дитрих. В данной статье мы попытаемся затронуть каждую из интересующих тем и дать наиболее полную и правдивую информацию. Мы уже рассказали о семье и личной жизни киноактрисы. Так же познакомились с биографией и затронули тему карьеры нашей героини. Открытыми остались вопросы о муже и детях и мы их обязательно поднимем.

Сейчас хочется сказать следующее - Марлен Дитрих была замужем, и как не странно, один раз и на всю жизнь. В браке она родила дочь, и она стала единственным, очень обожаемым и любимым ребенком. Как говорила сама дочь «Мама любила меня больше всего на свете, и какой-то не материнской любовью».

Дочь Марлен Дитрих – Мария Рива (Мария Зибер)

Дочь Марлен Дитрих – Мария Рива (Мария Зибер) родилась в Берлине в 1924 г. С самого раннего детства девочка определяет для себя направление в жизни – и это тоже карьера актрисы. В 30-х годах мать и дочь переезжают в Лос-Анжелес. После совместной работы со своей матерью в фильме Марокко, женщины переезжают в Калифорнию. Была еще одна совместная работа в фильме Кровавая императрица.

Во время войны Мария Зибер сумела поступить и окончить актерскую школу в Голливуде. Первый брак дочери оказался скоротечным.

В 1947 году, Мари выходит замуж во второй раз. за Уильяма Риву. Этот брак стал более удачным. В скором времени семья дочери Дитрих стала многодетной: один за одним на свет появились четверо мальчиков.

Мария обожала свою звездную мать и восхищалась ее умом и сильной волей.

Муж Марлен Дитрих – Рудольф Зибер

В 1976 году муж Марлен Дитрих – Рудольф Зибер умер от рака. Их первая встреча произошла во время съемок фильма «Трагедия любви».

Во время съемок кинокартины у Марлен завязались отношения с молодым человеком, который на тот момент был администратором. Актрису ничуть не остановил тот факт, что ее избранник было на тот момент помолвлен. Отношения развивались стремительно и уже 17 мая 1923 г. состоялась свадьба. Ровно через год интимные отношения между супругами прекратились, а еще через два года закончился и совместный быт.

Несмотря на то, что супруги с 1926 не жили вместе - разводиться никто не стал, они поддерживали дружеские отношения на протяжении всей жизни.

Марлен Дитрих умерла раньше, чем вышел в свет (1995г.) очень популярный мужской журнал Maxim (Максим). Но мы уверены, что если бы это издание существовало во времена бурной карьеры нашей главной героини - очень вероятно, что фото Марлен Дитрих в журнале Максим обязательно были бы.

Великая актриса обожала свою актерскую деятельность. В то же время она тщательно следила за своей репутацией. Поэтому режиссеры даже не предлагали ей роли, где актриса должна была играть голая.

Марлен была иконой стиля, ее манере одеваться пытались подражать миллионы женщин. Иногда критикам казалось, что если бы актриса вышла на сцену в купальнике – на следующий же день половина женского населения ходила бы так же.

Актриса, несомненно, была красавицей, даже на сегодняшний день многих привлекает внешность Дитрих, ее талант и обаяние. В то же время, по тем меркам считалось, что откровенные фото – это снимки, где она изящно оголила плечи или ножку.

Инстаграм и Википедия Марлен Дитрих

Да, очень не повезло поклонникам величайшей актрисы и певицы, что в то время, в котором она жила не было интернет ресурсов. Зато сегодня, когда мы вводим в поиск «Инстаграм и википедия Марлен Дитрих», мы можем прочитать много интересной информации о знаменитостях, и в частности о нашей героине.

Почитатели ее таланта ведут страничку в инстаграм, где можно найти очень редкие кадры и информацию из жизни актрисы, увидеть художественные фильмы с ее участием, посмотреть документальные съемки о ее жизни и творчестве. А википедия предлагает нам в хронологическом порядке познакомиться с биографией, карьерой, семьей и личной жизнью актрисы.

0 31 марта 2017, 19:30

Марлен Дитрих с мужем Рудольфом и дочерью Марией, 1931 год

Завтра, 1 апреля, исполняется 87 лет со дня премьеры драмы "Голубой ангел" (Der blaue Engel) с Марлен Дитрих в главной роли, фильма, которому суждено было войти в историю кинематографа. В связи с этим сайт в рубрике "Минутка ретро" рассказывает о немецкой актрисе, точнее, о двух ярких эпизодах из ее жизни, связанных с Джозефом Патриком "Джо" Кеннеди и с его сыном, президентом США Джоном Кеннеди.

Лето 1938 года новый посол США в Британии Джозеф П. Кеннеди решает провести с семьей в Европе — впервые за несколько лет. Выбор падает на роскошное место — Лазурный берег во Франции, где Джозеф арендует виллу, принадлежащую одному из лучших отелей мира — the Hôtel du Cap, в нескольких милях к востоку от Канн. В этом отеле всегда собирались сливки общества, среди гостей оказалась и Марлен Дитрих, чья слава на тот момент уже 10 лет как гремела по всему миру.


Юнис, Роберт, Джон и Патриция Кеннеди, 1939 год

На юг Франции Марлен приехала с семьей: 12-летней дочкой Марией и мужем Рудольфом. Компанию им составляли еще двое людей: любовница мужа актрисы Тами и любовник самой Марлен, писатель Эрих Мария Ремарк. Если сейчас такое групповое путешествие привлекло бы всеобщее внимание, то в те времена и подавно — публика была шокирована. Но Дитрих, конечно, не обращала внимания на пересуды. Вскоре она перестала обращать внимание и на Ремарка, найдя ему замену в лице Кеннеди. С послом Марлен сблизилась благодаря дочери: та часто играла с детьми семьи Кеннеди и проводила время в их доме. А маленький Джон Кеннеди, которому суждено было в будущем стать президентом США, не мог оторвать глаз от эффектной новой знакомой родителей, которая так сильно его привлекала.


Дочь Дитрих становилась все ближе к семье Кеннеди и вскоре заметила, что посол стал частым гостем в коттедже ее матери. Мария переживала, что ее новые друзья перестанут с ней общаться из-за этого. Однако жена Кеннеди-старшего Роуз, хотя и чувствовала новую угрозу, которая повисла над ее браком, продолжала хорошо относиться к дочери актрисы, приглашая ее в гости.

Джозефу — 49, Марлен — 37, но оба еще полны сил и хороши собой. И безумно увлечены друг другом. Знаменитости, в свое время украсившие обложки издания Time, они были убеждены в правильности своего поведения и мало заботились о слухах. Сильные и самонадеянные, они постоянно проводили время вместе, поставляя новые темы для голливудских сплетников, где уже вовсю обсуждали "роман" пары. Часто Марлен и Джозеф не совпадали во мнениях, однако это не мешало им наслаждаться обществом друг друга. Джо считал, что Дитрих умна и очаровательна, а Марлен была просто влюблена в его заразительный смех.


Роберт, Джо, Тедди и Джон летом 1939 года

Целый месяц два семейства провели вместе на побережье Франции. На зиму же Джо вернулся в Англию, а Марлен отплыла в Америку, чтобы разобраться с гражданством. Когда вновь наступило лето, Кеннеди и Дитрих снова встретились в the Hôtel du Cap — и продолжили близкое общение: часто плавали и обедали вместе. Марлен стала называть посла "Папа Джо", чтобы отличать его от всех Джо в ее жизни: старшего сына посла, любовницы Джо Карстерс и Джозефа фон Штернберга, любовника и режиссера, в фильмах которого Марлен снималась.

Перед тем как уехать на съемки в Калифорнию, Дитрих попросила Кеннеди-старшего позаботиться о ее семье, если грянет война. Джо пообещал, что ее близкие будут в безопасности. Так они и разъехались в разные страны, однако в течение многих лет Марлен поддерживала связь с Джо и иногда просила у него помощи.


Спустя много лет Марлен Дитрих снова встретилась с семьей Кеннеди — маленький Джон вырос и стал президентом США. Джон сам позвонил 60-летней Дитрих и пригласил ее в Белый дом. Актрисе дали указание прибыть к южному входу и пройти вверх по лестнице в помещение, где жила семья президента. Там она нашла Джона одного, ожидавшего ее. Оба прошли в спальню...

После короткой встречи президент проводил гостью из спальни до лифта через весь зал и пожал руку. Писатель Гор Видал стал свидетелем последнего разговора пары у лифта:

Если я задам вам вопрос, вы скажете мне правду? — спросил Кеннеди. Марлен лишь кивнула в знак согласия.

Вы когда-нибудь спали с моим отцом?

Зная точно, что он хотел услышать, Марлен ответила:

Он пытался, но я этого не сделала.

Кеннеди воскликнул:

Ну хоть в чем-то я опередил его!

Вернувшись домой, Марлен не смогла удержаться и рассказала своей дочери и ее мужу об инциденте. Актриса победоносно улыбнулась, открыла сумочку и достала розовые трусики, сказав, что Кеннеди "был замечательным и очень нежным".

Говорила ли правду Марлен? Этого мы уже не узнаем, но важно ли это, если эта история лишь укрепила славу любвеобильной актрисы, с легкостью покоряющей сердца.


Марлен Дитрих с помощником Джона Кеннеди в Белом доме, 1963 год


Источник Vanityfair.com

Фото Gettyimages.ru