Венгры - крупнейший (14,5 млн. чел.) из финно-угорских народов, относятся к угорской группе.

Предполагаемая прародина венгров - области к востоку от Урала. В отличие от своих ближайших языковых родственников — хантов и манси, оставшихся в тайге — венгры ушли в степи и стали вести практически кочевой образ жизни. В 9 веке н.э. венгры кочевали в южнорусских степях, пока не были вытеснены оттуда печенегами, после чего венгры были вынуждены двинуться на запад. В 896 г. венгры поселились в Трансильвании, откуда овладели Паннонией. В 1001 году было образовано Королевство Венгрия.

В настоящее время в Венгрии живут 8,5 млн. венгров. Крупные венгерские диаспоры есть в соседней Румынии (1,2 млн.) и США (1,5 млн.).

Венгры исповедуют католичество и протестантизм (в основном кальвинизм).

20 место. Цлаудиа Козма / Claudia Kozma - венгерская модель, представляла Венгрию на "Мисс Интернешнл 2012".

19 место. Анетт Сигеть / Anett Szigethy - венгерская фитнес-модель, Мисс Супранешнл 2013.

18 место. Андреа Ошварт / Andrea Osvart (род. 25 апреля 1979, Будапешт) - венгерская актриса и модель.

17 место. Барбара Пальвин / Barbara Palvin (род. 8 октября 1993, Будапешт) - венгерская модель и актриса. Рост 175 см, параметры фигуры: грудь 81 см, талия 66 см, бёдра 95 см.

16 место. Эва Габор / Eva Gabor (11 февраля 1919, Будапешт - 4 июля 1995) - американская актриса. Родилась и выросла в Венгрии. Её отец - венгр, мать - еврейка.

15 место. Катрин Багала / Chätrin Bagala (1968, Эстония - 6 июня 2012, Венгрия) - советская актриса венгерского происхождения. Сыграла главную роль в фильме-сказке "Серебряная пряжа Каролины" (1984). Это её единственная роль в кино.

Катрин Багала в фильме "Серебряная пряжа Каролины" (1984)

14 место. Энико Михалик / Enikő Mihalik (род. 11 мая 1987, Бекешчаба, Венгрия) - венгерская модель. Рост 179 см, параметры 84-61-87.

13 место. Тери Тордаи / Teri Tordai (род. 28 декабря 1941, Дебрецен, Венгрия) - венгерская актриса.

12 место. Анита Худацек / Anita Hudáček (род. 27 мая 1976, Будапешт), более известная как Анита Блонд / Anita Blond , - актриса и фотомодель. С 1995 по 2001 год снялась более чем в 100 порнофильмах. В 1999 году впервые сыграла в непорнографическом фильме, а именно в артхаусной картине "Ветер в ночи" / "Le Vent de la nuit", где главную роль исполнила Катрин Денев, а сама Анита сыграла проститутку. Рост Аниты 172 см, параметры фигуры 92-59-92. Стоит отметить, что Анита Блонд никогда не делала популярное среди порноактрис увеличение груди.

11 место. Аннамария Ракоши / Annamária Rákosi - представительница Венгрии на конкурсе "Мисс мира 2013".

10 место. Каталин Коллер / Katalin Koller - Мисс Венгрия 2007.

9 место. - венгерская модель.

8 место. Ильдико Печи / Ildikó Pécsi (род. 21 мая 1941) - венгерская актриса и режиссер.

7 место. Зита Селецки / Zita Szeleczky (20 апреля 1915, Будапешт - 12 июля 1999) - венгерская актриса.

6 место. Эва Сёке / Éva Szőke (18 июня 1927, Будапешт - 1 августа 1998), более известная как Эва Барток / Eva Bartok - британская актриса. Её отец - еврей, мать - венгерка-католичка. Поскольку у евреев принадлежность к нации определяется по матери, то Эва Барток попала в рейтинг самых красивых венгерок, а не в рейтинг евреек .

5 место. Агнес Добо / Ágnes Dobó (род. 5 сентября 1988, Дебрецен) - победительница венгерского отбора на Мисс мира в 2010 году. Однако на Мисс мира она не смогла поехать, т.к. незадолго до конкурса сломала руку.

4 место. Оршоя "Орши" Кочиш / Orsolya "Orsi" Kocsis (род. 6 сентября 1984, Дебрецен) - венгерская фотомодель. Рост 175 см, параметры фигуры 91-63-89.

3 место. Эва Серенчи / Éva Szerencsi (5 мая 1952, Будапешт - 6 сентября 2006) - венгерская актриса.

2 место. Река Эбергеньи / Reka Ebergenyi (род. 1982, Будапешт) - венгерская модель. Рост 178 см, параметры фигуры 89-59-89.

1 место. Кэтрин Шелл / Catherine Schell (род. 17 июля 1944, Будапешт) - британская актриса венгерского происхождения. Настоящее имя - Катерина Фреиин Шелл фон Баушлотт / Katherina Freiin Schell von Bauschlott . Несмотря на немецкую фамилию (доставшуюся ей от немецкого прадеда), по крови Кэтрин Шелл почти полностью венгерка, её родители принадлежали к венгерскому дворянству: отец носил титул барона, а мать - графини.
Наиболее известные фильмы с её участием: 6-й фильм Бондианы "На секретной службе Её Величества" (1969, роль Нэнси), "Луна 02" (1969, роль Клементайн), "Возвращение Розовой пантеры" (1975, роль леди Клодин Литтон). В Великобритании актриса наиболее известна по роли Майи в научно-фантастическом сериале 70-х годов "Космос: 1999".

Кэтрин Шелл в фильме "Луна 02" (1969).

(Flora Borsi) не раз появлялась на страницах БигПикчи. Этой весной она создала очередную восхитительную фотосерию! В новом проекте она представляет сюрреалистические автопортреты, в которых совместила свое лицо, а точнее правый глаз, с глазом животного или птицы. Этими фантастическими работами автор демонстрирует, как много общего между людьми и животными и что именно в мирном сосуществовании с природой секрет гармонии и счастья.

Флора Борси, молодая талантливая фотохудожница из Венгрии, получила известность благодаря безупречному владению искусством фотоманипуляций.

В своем новом фотопроекте она решила сделать автопортреты таким образом, чтобы один ее глаз перекрывался глазом животного. Эффектный сюрреализм достигается при помощи использования цветовых фильтров и необходимого реквизита.

Борси не фотограф-любитель: вот уже несколько лет она снимает портреты и делает концептуальные фотографии. Ее работы выставлялись в Галерее Саатчи, в Лувре, а также использовались в коммерческих программах, таких как Adobe Photoshop CC.

«Я хотела показать, насколько животные уникальны, каждая маленькая деталь особенная, и в то же время так или иначе мы похожи на них, - делится Борси своими мыслями. - Однажды я попыталась сделать селфи со своей собакой, и ее глаз был в точности как мой. Это фото и вдохновило меня на создание проекта. На каждый портрет уходит примерно 15-20 часов, включая макияж, укладку волос и другие манипуляции. Ретуширование занимает около 12 часов».

Своим мистическим проектом молодая талантливая фотохудожница хотела показать, как много общего между людьми и животными.






Вот как шла работа над проектом:

Конечно, когда ты приезжаешь в Венгрию, большого различия между нашими менталитетами, привычками, образами жизни заметить трудно. Окно в Европу давно прорублено, да и расстояние между Россией и Венгрией в планетарном масштабе совсем ничтожное. Но тем и интереснее подмечать различия в совершенно разных аспектах жизни и брать их на вооружение.

Пожалуй, самое важное, чему меня научили венгерки, так это не мыслить стереотипно, не примерять на себя, семью, друзей непонятно кем придуманные шаблоны и не зависать в устаревших рамках, в «общественных мнениях», в которых иногда застреваешь как в тисках. Теперь мне смешно, когда русские девушки называют себя старыми девами в 25 лет и боятся рожать, когда им за 40. Венгерки совершенно не торопятся замуж и часто только начинают задумываться о семье к 30 годам. А до этого просто живут и наслаждаются, а не делают все для того, чтобы найти мужа! С детьми такая же ситуация. Иногда на детской площадке не сразу поймешь, кто гуляет с ребенком — мама или молодая бабушка.

Венгерки научили меня легкому материнству, материнству без ненужных заморочек, материнству, где главным является любовь к ребенку и комфорт мамы и малыша. В первый же день в роддоме мои соседки по палате ели апельсины, шоколад. Кто-то хрустел чипсами. Я не знаю ни одной венгерки, которая в чем-то себя ограничивала во время грудного вскармливания. И хотя, возможно, это и не связано, но, по моим наблюдениям, детей с аллергиями здесь меньше. Первый день в роддоме научил меня и еще одной, удивительной для нас вещи. Практически сразу после родов в роддом приходит вся счастливая семья, считая бабушек и дедушек, — с шарами, подарками, поздравлениями (а также с апельсинами и шоколадом, читайте выше). Попробуй тут не покажи им нового долгожданного венгра! Через стеклянную дверь палаты они смотрят на малыша, а мама может выйти к ним. Венгры очень любят детей, поэтому на улице часто, проходя мимо люльки, совершенно незнакомые люди останавливаются, разглядывают твоего ребенка, делают комплименты и, бывает, начинают рассказывать о своих детях-внуках. И знаете, ничего с малышами от такого внимания и «нагляда» не случается. Что до венгерских девайсов, то венгерки научили меня пользоваться орши-порши. Это такая небольшая чудо-машина, которая великолепно высасывает сопли у детей. Правда, чтобы она заработала, подключить ее надо… к пылесосу! Непривычно, первый раз страшно, но справляется с задачей на 5 баллов.

Несмотря на то что Венгрия, как и Россия, страна патриархальная, женщины, кажется, здесь чувствуют себя свободнее. Приведу пограничный, но показательный пример. Я пишу эту статью в уютном кафе, владелица которого — бывшая порноактриса, а ныне бизнесвумен и прекрасная мама. Будапешт — столица порноиндустрии. Не скажу, что многие венгерки решают сделать карьеру порноактрисы. Скажу так: есть венгерки, которые идут в порнобизнес и открыто говорят об этом своей семье. И венгерки во многом требуют уважения к своим решениям, во многом проявляют свободу, даже если это идет вразрез с идеалами, надеждами родителей, устоями. И этой смелости — смелости проживать свою жизнь так, как ты этого хочешь, — мне хочется учиться.

В Венгрии культ еды, поэтому неудивительно, что многие венгерки отлично готовят и вообще прекрасные хозяйки. Меня венгерки научили раздельному… нет, не питанию! Раздельному хранению супа. Если отдельно держать бульон и овощи, то суп хранится дольше. Хлеб, который может испортиться, а съесть его не представляется возможным, можно убрать в морозилку. Размораживается он за несколько часов при комнатной температуре, не теряя своих вкусовых качеств и не отсыревая. Гранат, виноград и арбуз можно есть с косточками, здесь не считают, что это приведет к аппендициту.

Ну и напоследок, пожалуй, добавлю ложку дегтя. Когда мы живем в чужой стране, то подмечаем и недостатки. По мне, венгерки могли бы выглядеть и одеваться лучше. Есть две крайности. Первая — это венгерки, которые совсем не следят за собой, не красятся и одеваются небрежно. Часто можно увидеть, что хозяйка дома, которая прекрасно украсила квартиру и приготовила стол просто пир горой, выходит к гостям чуть ли не в фартуке, в заношенной домашней одежде. В таких случаях даже природная красота венгерок — а они и вправду очень красивые — не спасает! А есть венгерки, которые перебарщивают с пластикой груди, накладными ресницами и наращенными ногтями. Тут просыпается гордость за наших русских девушек, которые, возможно, иногда зря отдают приоритет красоте, а не комфорту, но зато знают, как ходить на лабутенах и всячески стараются поддерживать себя в форме и выглядеть ухоженно и стильно, но не вульгарно и вызывающе.

Кто из девчонок не мечтает стать королевой красоты? Горделиво пройтись по подиуму в великолепном наряде под восхищенными взглядами многотысячной аудитории, получить вожделенную королевскую корону и завоевать весь мир?



Первый европейский конкурс красоты прошел в 1888 году в бельгийском городе-курорте Спа, на котором из числа 350 кандидаток достигла финала 21. Исключительно мужское жюри «осматривало» их пышные формы за закрытыми дверями. Первое соревнование немецких красоток состоялось летом 1909 года в берлинском кабаре «Променад».

Начало было положено!

Венгрия приняла европейскую эстафету в 1925 году, когда в Кестхее провели конкурс «Красавица Кестхея» (Keszthelyi Korzó Szépе), затем состоялся и второй - Балатонская красавица» (Balaton Tündérе). Оба конкурса были организованы городским изданием «Театральная жизнь» (Színházi Élet). Именно тогда венгерской публике стало известно имя Бёшке Шимон (Simon Böske), выигравшей оба конкурса. К сожалению, об этих конкурсах фотоматериалов найти не удалось.

Первое архивное фотосвидетельство - конкурс красоты, который проводился 21 августа 1927 года в Солноке, на городском пляже. Он стал настоящей сенсацией! Конкурс был организован общественно-культурным изданием «Газета для всех» („Mindnyájunk Lapja”), инициатором соревнования стал писатель и скульптор Шандор Сандаи Сабо (Szandai Szabó Sándor író, szobrászművész). Анонс мероприятия появился в газете и собрал на раскаленном асфальте набережной Солнока огромное количество зрителей. При этом мужчины, присутствовавшие на мероприятии, были одеты во фраки, женщины — в длинные платья.

Первый конкурс, названный «Мисс Венгрия» был организован в январе 1929 года в редакции издания «Театральная жизнь». В жюри конкурса были приглашены известные писатели и актеры, возглавили жюри почетный гость, главный редактор французского журнала «Le Journal» Морис де Валеф (Maurice de Waleffe) и главный редактор «Театральной жизни» Шандор Инце (Incze Sándor)

Публики было столько, что пришлось вызвать наряд полиции.

Из 218 претенденток на корону главной красавицы в первом туре были выбраны 35 девушек, во втором туре их осталось четверо.

Победительницей стала Бёшке (Эржибет) Шимон, уже известная Венгрии по двум предыдущим победам четыре года назад. В один миг молодая девушка из еврейской семьи районного главврача превратилась в самую известную персону страны.

По возвращении домой Бёшке Шимон был оказан действительно королевский прием!!!

Когда королева красоты вернулась на поезде домой, машина, осаждаемая неисчислимыми поклонниками, долго не могла отправиться от Восточного вокзала. Порядок смогла навести только конная полиция. В честь победы Бёшке Шимон был дан бал.

Журналисты и политические деятели называли победу девушки ни много ни мало как национальным подвигом, расколовшим лёд европейского отчуждения после участия и поражения Венгрии в Первой мировой войне на стороне Германии.

В 1931 году победительницей стала актриса Мария Ташнади-Фекете (Tasnády-Fekete Mária)

Победительница 1935 года Мария Надь (Nagy Mária)

Победительница 1936 года Шара Габор (Gábor Sára

Жа Жа Габор, урождённая Шара Габор (Gábor Sárа), родилась в Будапеште 6 февраля 1917 года в семье Вилмоша и Йоли Габор. Своё имя, Шари (венгерский эквивалент Сары), она получила в честь венгерской актрисы Шари Федак, но из-за малолетней картавости произносить его правильно не могла и представлялась Жа-жа (За-за). Впоследствии это имя стало её сценическим псевдонимом. В 1936 году Габор победила на конкурсе «Мисс Венгрия. Спустя год она отправилась в Вену, где её заметил тенор Ричард Таубер и пригласил петь роль субретки в своей новой оперетте «Der singende Traum» («Поющая мечта») в Венском театре. Затем Жа Жа Габор переехала в Америку.

Жа Жа Габор, кроме участия во многих кинофильмах, телепрограммах и многочисленных развлекательных представлениях, также стала одной из наиболее заметных звёзд светской жизни. Её чувство юмора, экстравагантность и склонность к громким скандалам и сенсациям позволили ей сохранить свою популярность вне зависимости от перипетий своей кинокарьеры.

В 1985 года запрет был снят, и венгерские девушки снова взошли на европейский подиум.

Тысячи восторженных и завистливых глаз были устремлены на молоденькую девушку, которой исполнилось всего шестнадцать.

После победы на конкурсе Чиллу закружил круг обязательств, предусмотренных контрактом Теперь она уже перестала принадлежать самой себе - интервью, фотосессии, показы, поездки, приемы... Чилла наивно ожидала лишь беззаботную радость и откровенное восхищение окружающих, но не увидела вокруг себя ни простодушно-восхищенных взглядов, ни откровенного дружелюбия, ни пристойности, ни коммерческой порядочности. На самом деле ее окружали лишь алчущие наслаждений и денег чиновники от культуры, "всезнающие" псевдобизнесмены.

Оригинал взят у oper_1974 в Мадьяры. (55 фото)

За 1941 - 1943 гг. только в Чернигове и окрестных селах венгерские войска приняли участие в истреблении 59 749 советских граждан.

А вот показания крестьян, проживавших в Севской области:

"Фашистские сообщники мадьяры вступили в нашу деревню Светлово 9/V-42, - рассказывал крестьянин Антон Иванович Крутухин. - Все жители нашей деревни спрятались от такой своры и они в знак того, что жители стали прятаться от их, а те которые не сумели спрятаться, ни их по расстреляли изнасильничали несколько наших женщин.
Я сам старик 1875 г. рождения был также вынужден спрятаться в погреб... По всей деревне в ней шла стрельба, горели постройки, а мадьярские солдаты грабили наши вещи, угоняя коров, телят"


20 мая около 700 венгерских солдат направились из Орлии в ближайшие села. В колхозе "4-й Большевистский сев" они арестовали всех мужчин.
"Когда увидели мужчин нашей деревни, то они сказали, что это партизаны, - рассказывала Варвара Федоровна Мазеркова. - И этого же числа, т.е. 20/V-42 схватили моего мужа Мазекова Сидора Борисовича рождения 1862 и сына моего Мазекова Алексея Сидоровича, год рождения 1927 и делали пытки и после этих мучений они связали руки и сбросили в яму, затем зажгли солому и сожгли в картофельной яме. В этот же день они не только моего мужа и сына, они 67 мужчин также сожгли".
После этого мадьяры двинулись в деревню Светлово. Жители деревни помнили погром, устроенный карателями каких-то десять дней назад. "Когда я и моя семья заметили движущийся обоз, то мы все жители нашей деревни убежали в лес Хинельский", - вспоминал Захар Степанович Калугин. Впрочем, без убийств не обошлось и здесь: оставшиеся в деревне старики были расстреляны венграми.

Каратели целую неделю усмиряли окрестные деревни. Жители бежали в лес, но их находили и там. "Это было в мае м-це 28 дня 42 года, - рассказывала жительница Орлии Слободки Евдокия Ведешина. - Я и почти все жители ушли в лес. Туда следовали и эти головорезы.
Они в нашем месте расстреляли и замучили 350 человек в том числе и мои дети были замучены, дочь Нина 11 лет, Тоню 8 лет, маленький сын Витя 1 год и сын Коля пяти лет. Я осталась чуть жива под трупами своих детей".
Брошенные жителями деревни выжигались. "Когда мы возвратились из лесу в деревню, деревню нельзя было узнать, - вспоминала жительница многострадального Светлова Наталья Алдушина. - Несколько стариков, женщин и детей были зверски убиты фашистами. Дома были сожжены, скот крупный и мелкий был угнан. Ямы, в которых были закопаны наши вещи, были откопаны. В деревни не осталось ничего, кроме черного кирпича".
Таким образом, только в трех русских деревнях за 20 дней венграми было убито не менее 420 мирных жителей. Не исключено, что погибших было больше. И эти случаи были не единичными.

Венгерские войска были отмечены жестоким обращением не только с партизанами и мирным населением, но и с советскими военнопленными. Так, в 1943 г. при отступлении из Чернянского района Курской области "мадьярские воинские части угоняли с собой содержащихся в концлагере 200 человек военнопленных бойцов Красной Армии и 160 человек советских патриотов.
В пути следования фашистские варвары всех этих 360 человек закрыли в здании школы, облили бензином и зажгли. Пытавшихся бежать расстреливали".
12 - 15 июля 1942 г. на хуторе Харькеевка Шаталовского района Курской области солдатами 33-й венгерской пехотной дивизии было захвачено четверо военнослужащих Красной Армии.
Одному из них, старшему лейтенанту П. В. Данилову, выкололи глаза, прикладом винтовки сбили на бок челюсть, нанесли 12 штыковых ударов в спину, после чего в бессознательном состоянии зарыли полуживым в землю. Трех красноармейцев, имена которых неизвестны, расстреляли".
5 января 1943 г. жительница города Остогожска Мария Кайданникова видела, как венгерские солдаты загнали группу советских военнопленных пленных в подвал магазина на ул. Медведовского. Вскоре оттуда послышались крики.
Глазам заглянувшей в окно Кайданниковой предстала чудовищная сцена: "Там ярко горел костер. Два мадьяра держали за плечи и ноги пленного и медленно поджаривали его живот и ноги на огне. Они то поднимали его над огнем, то опускали ниже, а когда он затих, мадьяры бросили его тело лицом вниз на костер. Вдруг пленный опять задергался. Тогда один из мадьяр с размаху всадил ему в спину штык".


+++++++++++++++++++++++
"Полк наступал направлением на Будапешт. Наша рота шла цепью. Местность холмистая. Холмы и овраги формировались в гряды и уходили к Дунаю.
И вот однажды, когда третий взвод вышел на открытое пространство, из низины неожиданно заработал пулемет. Там, впереди, в низине, стояли стога сена. Мимо шла проселочная дорога, петляла среди стогов. Вспышки мы увидели на одном из стогов.
По характеру стрельбы и темпу мы сразу узнали старого знакомого - МГ- 42. Кто воевал и ходил в атаку, тот знает, что это за машина - МГ-42. Никто из нас не мог даже предположить, что пулемет может быть установлен так неосторожно и явно - на стогу у дороги. Сразу трое наших упали как подкошенные. И все трое - наповал.

Правое крыло цепи тем временем поднималось из низины. Пулеметчики, израсходовав ленту, спустились со скирды и сразу кинулись к повозке, стоявшей с противоположной стороны. Я видел, как они действовали.
Один бережно положил на телегу пулемет, а другой тем временем схватился за вожжи. Значит, еще есть у них патроны, если так берегут пулемет, подумал я и приказал своему пулеметчику остановить их. Иван Захарович стрелять умел хорошо. Короткими очередями он начал отсекать пулеметчиков от повозки.
- Смотри коней не постреляй, - говорили ему автоматчики, наблюдавшие за его поединком с пулеметчиками.
- Кони за пулеметом не сидели, - зло как-то ответил Иван Захарович.

Кони не испугались стрельбы, стояли на месте. Видимо, они уже были привычны к тому, что рядом работают пулеметы. А пулеметчики отпрянули обратно к скирде. Но вскоре снова бросились к повозке. Они-то знали, что за скирдой уже не спрячешься. Иван Захарович снова ударил короткими очередями и сказал своему второму номеру:
- Приготовь новый диск.
Пули бороздили землю между скирдой и повозкой, и это не давало возможности пулеметчикам завладеть лошадьми и пулеметом и скрыться в балке. Проселок через несколько десятков метров терялся в лощине, заросшей кустарником и редкими деревьями. Мы понимали, что, упусти их туда, они легко могут скрыться, затеряться среди зарослей, затаиться.
Я дал команду перебежками продвигаться вперед. Один из автоматчиков обошел скирду и отвел в сторону лошадей с подводой. Он стоял поодаль, выведя лошадей из зоны огня ручного пулемета Ивана Захаровича, и держал одной рукой автомат наготове, а другой - лошадей.

На автоматчика пулеметчики не побежали. Побежали в сторону, где не было никого из наших. Но их быстро догнали, сбили с ног. Привели.
Принесли к скирде и троих убитых автоматчиков. Положили их рядом, висок к виску, плечо к плечу. Никто уже не дышит. Никому не нужна медицинская помощь. Все трое из третьего взвода. Мой взвод шел в этот раз рядом с третьим стрелковым взводом лейтенанта Куличкова.
- Идите сюда, - подозвал я пулеметчиков.
Их подтолкнули в спины стволами автоматов. Подошли. Стоят. Бледные. Одежда не немецкая - венгерская. В глазах - испуг. Они уже поняли, что плена им не будет.

Лейтенант Куличков вытащил из кобуры свой ТТ, посмотрел на меня. Что он увидел в моих глазах, я не знаю. Видимо, то же, что и в его глазах, и в его душе. Потом посмотрел на своих солдат, обступивших пленных венгров, на убитых своих, потом снова на живых и опять на мертвых.
Поднял ТТ и в упор, прямо над телами своих солдат, расстрелял венгерских пулеметчиков. Никто из солдат и сержантов не посмел препятствовать расстрелу пленных. Когда венгры упали, лейтенант подошел и сделал контрольные выстрелы. Никто из них не должен был жить после того, что они сделали.
Этот расстрел был справедливой казнью. Можно теперь рассуждать о бесчеловечности расстрела военнопленных. Мы тогда воевали. Когда противник сдавался, бросал оружие, мы его чаще всего отправляли в тыл. Но эти не хотели сдаваться. До последнего.
На месте Петра Куличкова мог оказаться и я. И я сделал бы то же самое. Если бы увидел убитыми своих автоматчиков, рука не дрогнула и мне бы потом эти венгры не снились.
И Петр, и я знали, что солдаты их все равно в тыл не повели бы. А если бы и повели, то - до ближайшего оврага. Еще свежа была в памяти смерть лейтенанта Володи Ведерникова и солдат его взвода." - из воспоминаний лейтенанта 4-й гвардейской стрелковой дивизии 31-го стр.корпуса 46-й армии А.В.Ткаченко.