Александр Винницкий - композитор, аранжировщик, известный концертный исполнитель на классической гитаре, виртуозно владеющий разными джазовыми стилями и искусством аранжировки. В его творчестве соединяются и взаимно обогащают друг друга традиции классической и джазовой музыки, современная музыка и фольклор, бразильская босса нова и блюз. Александр Виницкий создал свой собственный музыкальный язык под влиянием выдающихся мастеров джаза Джо Пасса, Оскара Петерсона, Дюка Эллингтона, Антонио Карлоса Жобима, Ленни Брю, Пэта Мэтини, Мишеля Петруччиани.

В репертуаре музыканта концертные композиции на основе известных джазовых тем Гершвина, Жобима, Роджерса, Эллингтона, Дунаевского, Завинула, Кармайкла, Портера, Янга, Дэзмонда, Керна и многих других композиторов, а также ставшие хорошо известными авторские композиции А. Виницкого для гитары соло, гитары и струнного квартета, гитары и камерного оркестра, квартета гитар, дуэты, трио, аранжировки для гитары и джазового вокала.

Сочинения Александра Виницкого для гитары, изданы в крупнейших европейских издательствах “Lemoine” (Франция), «Imprimus» (Бельгия), «Marcus», «ABSonic»(Польша), «Presto»(Россия), а также в одном из самых крупных издательств США “Mel Bay”. Это музыка для гитары от сложных концертных композиций до миниатюр, адресованных юным музыкантам, учебные пособия для учащихся музыкальных школ, гитарные квартеты, сочинения для гитары и камерного оркестра, гитары и струнного квартета, дуэты для гитары и сольных инструментов, циклы на основе русской, польской и еврейской народной музыки и многие другие произведения. Сочинения Александра Виницкого включены в программы гитарных конкурсов, исполняются многими известными концертными исполнителями, звучат в программах фестивалей в России и за рубежом.

Музыкант записал девять компакт дисков, которые выпущены во Франции, в России. Его музыка записана ведущими гитаристами Парагвая, Бельгии и Эстонии. Композиция Александра Виницкого «Русская фантазия» включена в юбилейный диск одного их лучших гитарных квартетов Eos Guitar Quartet (Швейцария). В этом проекте приняли участие композиторы Пако де Лусия (Испания), Сержио Ассад (Бразилия), Джон Маклафлин (Англия), Роланд Диенс (Франция), Лео Брауэр (Куба).

Александр Виницкий десять лет посвятил театру, работая музыкальным руководителем Омского драматического театра, семь лет был аранжировщиком и аккомпаниатором Народной артистки России Елены Камбуровой,

Концертные программы

Александр Виницкий имеет пять концертных программ: программа для гитары соло – «Звёздная пыль, Музыка золотой эры джаза», программа для гитары и струнного квартета – «Классика встречается с джазом», программа для гитары и камерного оркестра - «Прогулка в блюзовом настроении», программа для гитары и джазового вокала – «Прекрасная любовь», детская авторская джазовая музыкально-образовательная программа «Карусель».

Концертная деятельность

Александр Виницкий выступает с сольным концертам и концертами с камерными оркестрами и струнными квартетами в России, Израиле, Германии, Англии, Польше, Венгрии, Эстонии, Литве, Франции, Бельгии, Греции, Украине, Казахстане, США. Сотрудничал с известными музыкантами и коллективами: Жоао Донато (Бразилия), Хосе Каррерасом, Еленой Камбуровой, швейцарским гитарным квартетом Eos Guitar Quartet, Краковским камерным оркестром, Камерным оркестром консерватории Ашдода (Израиль), Государственным академическим камерным оркестром России, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», Красноярским академическим симфоническим оркестром, Камерным оркестром «KREMLIN», Государственным струнным квартетом им. М.И.Глинки, оркестром Государственного академического Малого театра, Казанским государственным камерным оркестром «La Primavera», Симфоническим оркестром Карелии, Симфоническим оркестром Костромской филармонии, Камерным оркестром Владимирской филармонии, Филармоническим оркестром Нижнего Тагила «Демидов-камерата», Струнным квартетом г. Пензы «Премьера», Камерным оркестром Рязанской филармонии, Камерным оркестром Вологодской филармонии, струнным квартетом Костромской филармонии, Камерным оркестром Саратовской консерватории и многими другими коллективами.

На протяжение многих лет Александр Виницкий сотрудничает с дирижёрами В.Сёмкиным, К.Орбеляном, М.Кадиным, С.Кондрашовым, Р. Абязовым, Н. Эйбергардом, В. Прасоловым, М.Рахлевским, А.Шацким, К.Маслюком, В.Ермошкиным, А.Сониным, Ю.Соболевым, А.Солдатовым, Е.Сеславиным, А.Лоскутовым, Т. Быковой и многими другими.

Александр Виницкий исполнял свои концертные программы в Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Концертном зале им.П.И.Чайковского, Московской Государственной филармонии, Московском Международном Доме музыки, Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки, на джазовых фестивалях, фестивалях камерной музыки им. И. Архиповой, им. Святослава Рихтера, Международном гитарном фестивале «Мир гитары», почти во всех филармонических залах России и за рубежом.

Александр Виницкий исполнял свои концертные программы в Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Концертном зале им.П.И.Чайковского, Московской Государственной филармонии, Московском Международном Доме музыки, Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, многократно выступал на международных джазовых и гитарных фестивалях, фестивалях камерной музыки им. И. Архиповой, им. Святослава Рихтера, Международном гитарном фестивале «Мир гитары», почти во всех филармонических залах России и за рубежом.

Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность включает в себя работу в течение десяти лет в Государственном музыкальном училище им. Гнесиных (класс классической гитары, основ импровизации и аранжировки, основ джазовой гармонии и аккомпанемента, ансамбль). Преподавал основы аранжировки и ансамбль в Университете Тарту (Эстония). Проводил ежегодные авторские семинары и мастер-классы в Методическом центре музыкального училища им. Гнесиных, а также в Саратове, Владимире, Барнауле, Красноярске, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Омске, Петрозаводске, Уфе и многих других городах России. Читал лекции на курсах повышения квалификации Фонда «Содействие образованию и культуре» и Московского Областного методического кабинета.

В течение десяти лет работал преподавателем по классу классической гитары в Государственном музыкальном училище им. Гнесиных и в университете Тарту.

Александр Виницкий автор девяти тематических семинаров, посвященных искусству аккомпанемента, психологии исполнительства, ритмике и импровизации, особенностям исполнения джаза на классической гитаре, им разработана методика «Учитель и ученик, 95 дуэтов + CD. Начальный период обучения» из серии его многочисленных работ «Классическая гитара в джазе». Александр Виницкий проводит авторские летние и зимние гитарные школы в России и за рубежом. Многие ученики Александра Виницкого неоднократно становились победителями и дипломантами международных гитарных конкурсов, лучшие из них продолжили свое обучение в престижных российских и европейских музыкальных учебных заведениях и стали концертными исполнителями. Александр Виницкий создал систему своих гитарных (зимних и летних) школ в Подмосковье (Серпухов), в Кургане и Новосибирске, где занимаются преподаватели и студенты из многих регионов России.

Утонченный романтик сольной джазовой гитары с концертом в клубе Игоря Бутмана на Таганке.

Александр Виницкий — гитарист, композитор и аранжировщик, музыкант с оригинальным, обширным репертуаром, изысканным вкусом и только ему присущей манерой исполнения, которую можно определить как «джаз на классической гитаре». Оркестровое мышление, владение искусством аранжировки и разными джазовыми стилями — от бразильской босса-новы до свинга, от регтайма до блюза, фундаментальная академическая школа (Российская Академия музыки им. Гнесиных, классическая гитара), музыкальная эрудиция, филигранная техника и внутренняя ритмическая свобода музыканта, позволяют максимально расширить границы возможностей классической гитары и показать всю красоту звучания гармонического инструмента в ансамбле.

Сочинения Александра Виницкого изданы во Франции, Бельгии, Польше, сша и России крупнейшими издательствами: «Imprimus» (Бельгия), Marcus, absonic (Польша), Presto (Россия), Mel Bay (сша), Lemoine (Франция). Это музыка для гитары — от сложных концертных композиций до миниатюр, адресованных юным музыкантам, учебные пособия для учащихся музыкальных школ, гитарные квартеты, сочинения для гитары и камерного оркестра, гитары и струнного квартета, дуэты для гитары и сольных инструментов, циклы на основе польской и еврейской народной музыки и многие другие произведения.

За свою карьеру Александр дал бесчисленное количество концертов, — как сольных, так и с камерными оркестрами и струнными квартетами, — в России, Израиле, Германии, Англии, Польше, Венгрии, Эстонии, Литве, Франции, Бельгии, Греции, Украине, Казахстане, сша, а также с рядом именитых исполнителей и коллективов: Жоао Донато (Бразилия), Хосе Каррерасом, Краковским камерным оркестром, Камерным оркестром консерватории Ашдода (Израиль), Государственным академическим камерным оркестром России, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», Камерным оркестром «kremlin», Государственным струнным квартетом им. М. И. Глинки, оркестром Государственного академического Малого театра, Камерным оркестром Владимирской филармонии, Камерным оркестром Рязани, Филармоническим оркестром Нижнего Тагила «Демидов-камерата», Струнным квартетом г. Пензы «Премьера», Камерным оркестром Вологодской филармонии, Камерным оркестром Рязанской филармонии, Симфоническим оркестром Карелии, Камерным оркестром Саратовской консерватории и его сотрудничеству с дирижерами В. Семкиным, К. Орбеляном, М. Рахлевским, А. Шацким, М. Кадиным, С. Кондрашовым, К. Маслюком, В. Ермошкиным, А. Сониным, Ю. Соболевым, А. Солдатовым, Е. Сеславиным, А. Лоскутовым, Т. Быковой и многими другими.

Александр Виницкий родился в 1950 году в г. Омске. В его семье всегда любили музыку. Будучи ещё подростком, под влиянием старшего брата Виктора, который играл на саксофоне, он заинтересовался джазом и стал заниматься на трубе в музыкальной школе.

Но однажды Александр взял в руки гитару отца и попытался сыграть на ней: После этого он уже не расставался с ней.

Обучаясь сначала у случайных учителей, он овладел начальными приёмами игры на классической гитаре с нейлоновыми струнами. Одновременно он начал играть в танцевальных ансамблях на электрогитаре.

Александр много слушал музыки, ходил на концерты. Он учился так же по магнитофонным записям, "снимая" понравившиеся темы, импровизации, аккорды у великих музыкантов, осваивая их стиль игры. Его "магнитофонными учителями стали: Дж.Пасс, Вес Монтгомери, Дж. Бенсон, Дж.Холл, Ч.Бэрд. Так же его вдохновляла игра джазовых пианистов Д. Брубека, О.Питерсона, Б. Эванса, Э. Гарнера, саксофонистов П. Дезмонда, С. Гетца, Дж. Малигана и многих других. Особенно его привлекала музыка в стиле босса нова.

После окончания школы, он поступает в политехнический институт. Но в это же время занятия музыкой принимают ещё более интенсивный характер. Александр занимается на классической гитаре, играет в разных составах на электрогитаре джазовую и танцевальную музыку. Руководит институтским ансамблем, куда входит инструментальный и вокальный квартет. Пишет аранжировки. Пытается аранжировать для классической гитары джазовые мелодии. Вместе со старшим братом саксофонистом он играет в разных составах, выступает на джазовом фестивале в Новосибирске, Свердловске.

В 1974 году его призывают в армию, где он служит в оркестре, играя на бас гитаре, часто выступает с концертами как классический гитарист. После демобилизации Александр поступает в Свердловское музыкальное училище, в класс классической гитары к преподавателю Деруну В.М. Во время учёбы он не прерывает концертной деятельности, выступает на радио и телевиденье, создаёт городской гитарный и джазовый клуб. В 1980 году Александра приглашают работать в Омский драматический театр в качестве музыкального руководителя. 5 лет он провёл в творческой атмосфере театра, создав музыкальное оформление и звуковые эффекты к более, чем 30 спектаклям и сочинив к 7 из них свою музыку. Благодаря владению широким спектром музыкальных стилей и постоянно меняющемуся характеру работы, он становится универсальным музыкантом.

В 1985 году Александр знакомится с Еленой Камбуровой, которая приглашает его работать в Москву, в её группе в качестве гитариста и аранжировщика. Он переезжает в Москву. В 1986 году поступает в Российскую музыкальную Академию им. Гнесиных на факультет эстрадного искусства к преподавателю по гитаре профессору Н.А. Комолятову. Изучая джазовую гармонию и аранжировку у Ю.Чугунова, историю джаза у профессора Е.В.Овчинникова, Александр занимается классической музыкой на гитаре со своим педагогом по специальности. Дело в том. Что в это время не было педагога - гитариста, играющего джазовую музыку. Работая с Еленой Камбуровой, он делает аранжировоки многих песен, некоторые из которых вошли в альбом "Да осенит тишина", изданный фирмой "Мелодия" в 1987 году.

Работая с Еленой Камбуровой, он сочиняет музыку для гитары и пишет концертные композиции в джазовом стиле на темы А.К.Жобима, Дж.Гершвина, Р.Роджерса, Дж.Завинула и др. Таким образом, к этому времени сложилась авторская программа, которая состояла из музыки в разных джазовых стилях. В 1988 году Александр впервые выступает с такой программой на польском фестивале классической гитары в Люблине. Он серьёзно занимается аранжировкой на гитаре. Особенностью игры Александра Виницкого стало использование "шагающего" баса и ритмических структур на протяжении всей композиции одновременно с мелодическими линиями. Большой палец выполнял функцию контрабаса. Остальные пальцы были как бы музыкантами ансамбля.

Лучшие дня

В своей игре он добивается постоянной пульсации и проведение мелодических линий. Исполняемая им музыка звучала так, как будто играет трио. Такой стиль иногда называют "fingerstyle". Для осуществления этих идей была необходима серьёзная классическая школа, знание инструмента и солидный "багаж" джазовой музыки. Александр стал выступать на джазовых фестивалях и фестивалях классической гитары со своей новой программой (Петрозаводск, Екатеринбург, Донецк, Киев, Воронеж и др.).

В 1991 году фирма "Мелодия" выпускает его первый сольный альбом "Зелёный тихий свет". В который вошли его композиции: "Путешествие во времени", "Зелёный тихий свет", "Жду известий", "Метаморфозы", а так же аранжировки мелодий А.К.Жобима, Л. Бонфа, пьесы Л. Альмейды.

В 1993 году Александр уезжает в Польшу, где работает сначала в Щецине в Центре культуры молодёжи, а затем в Кракове. В Польше он занимается концертной, преподавательской и композиторской деятельностью. Щеценское телевиденье записывает сольный концерт Александра, который многократно транслируется по польскому телевиденью. После выступления на одном из фестивалей в Польше, французское издательство "LEMOINE" предлагает издать его сочинения. Александр подписывает свой первый контракт и в 1995 году выходят два нотных альбома Александра - "Lonely Voice" и "On the Way to Jazz" ("Одинокий голос" и " На пути к джазу"). Вскоре он записывается в Кракове на фирме "Paganini" и в 1996 году выходят две сольных аудио кассеты "Braziliana"и "Green soft light".

Краковское издательство "Marcus" публикует сразу 4 авторские работы: "Moja gutara-1", "Moja gitara-2", "8 обработок для гитары произведений Ф.Шуберта, Р.Штрауса, Л.В.Бетховена и др. "Рождественские песни для 2-х и 3-х гитар". В Кракове Александр часто выступает в известном джазовом клубе "У Муниака". Его приглашают в жюри Краковского фестиваля, где он так же выступал с сольными концертами и мастер-классами.

В 1996 году Александр возвращается в Москву и продолжает выступать с концертами, на фестивалях, писать музыку. В 1996 году бельгийское издательство IMPRIMUS" издаёт его Детскую джазовую сюиту "Карусель".

В 1997 году известная французская фирма "GUITAR PLUS" выпускает сольный компакт диск Александра "Guitar in Russia. Alexander Vinitsky" vol.25 В этот диск вошли авторские композиции и аранжировки в стиле босса нова известных мелодий А.К.Жобима, Л.Бонфа, Ж.Жильберто, Ч.Бэрда.

В этом же году Александр записывает в Израиле второй компакт диск, который он назвал Yellow Camel". Этот диск выпущен фирмой "Landy Star"(Москва) в 2000 году.

В 1998 году он записывает новый альбом с саксофонистом Олегом Киреевым "Romantics of Jazz", который выпущен фирмой "Landy Star".

В 1999 году издательство "Музыка" выпускает два нотных сборника "Джазовые этюды и упражнения" и "Блюзы и джазовые прелюдии".

В 2000 году издательство "Престо" выпускает сборник "Детский джазовый альбом". Этот альбом входит в авторскую образовательную систему Александра Виницкого, которая давно работает в форме семинаров "Классическая гитара в джазе". Эти семинары Александр читает в России и за рубежом.

В 2000 году фирма "Landy Star" выпустила сольный компакт диск "Travelling in time".

В 2001 году издательство "Престо" выпустило очередной сборник "Аккорды и аккордовые последовательности".

В 2001 году известное американское издательство "Mel Bay" выпустит три новых нотных сборника А.Виницкого.

В 2001 году бельгийское издательство IMRIMUS" выпустит следующие работы:

- "5 композиций на еврейские темы".

- "Сюита в джазовом стиле для струнного квартета и классической гитары"

- "Джаз Ария" - три концертные пьесы А. Виницкого

В настоящее время Александр Виницкий преподаёт в музыкальном училище им. Гнесиных, класс классической гитары. Читает в училище курс импровизации, гармонии, аранжировки на гитаре.

Лауреат Всесоюзного конкурса в Ереване (1972 г., 2-я премия)
Лауреат Международного конкурса им. П. И. Чайковского в Москве (1978 г., 3-я премия)
Лауреат Международного конкурса им. Виотти в Верчелли (Италия, 1984 г., 1-я премия)

Закончил Московскую консерваторию у Д. Ф. Ойстраха, затем там же аспирантуру у В. Климова.

Концертировал более чем в 50 странах мира, играл в самых известных концертных залах Европы, Азии и Америки.

Педагогическая деятельность

Профессор кафедры скрипки под руководством В. М. Иванова Московской консерватории. С 1997 по 2003 гг. был приглашенным профессором Высшей международной школы Фьезоле (Италия). С 1987 г. по настоящее время — приглашенный профессор Академии им. Я. Сибелиуса в Хельсинки (Финляндия).

Ученики А. Е. Винницкого неоднократно становились победителями и лауреатами крупных международных конкурсов скрипачей, таких как: конкурс им. Королевы Елизаветы в Брюсселе, конкурс им. П. И. Чайковского в Москве, конкурс им. Я. Сибелиуса в Хельсинки, конкурс им. Н. Паганини в Генуе, конкурс им. Д. Ф. Ойстраха в Москве и других.

Мастер-классы. Участие в жюри конкурсов

Член жюри многих международных конкурсов. Председатель жюри I, II и III международных конкурсов им. Д. Ф. Ойстраха. Регулярно проводит мастер-классы в России, Германии, Франции, Италии, Финляндии, Австрии, Японии, Турции, КНДР, Республике Корея и др.

Композитор, аранжировщик, известный концертный исполнитель на классической гитаре, виртуозно владеющий разными джазовыми стилями и искусством аранжировки. В его творчестве соединяются и взаимно обогащают друг друга традиции классической и джазовой музыки, современная музыка и фольклор, бразильская босса нова и блюз. Александр Виницкий создал свой собственный музыкальный язык под влиянием выдающихся мастеров джаза Джо Пасса, Оскара Петерсона, Дюка Эллингтона, Антонио Карлоса Жобима, Ленни Брю, Пэта Мэтини, Мишеля Петруччиани.

В репертуаре музыканта концертные композиции на основе известных джазовых тем Гершвина, Жобима, Роджерса, Эллингтона, Дунаевского, Завинула, Кармайкла, Портера, Янга, Дэзмонда, Керна и многих других композиторов, а также ставшие хорошо известными авторские композиции А. Виницкого для гитары соло, гитары и струнного квартета, гитары и камерного оркестра, квартета гитар, дуэты, трио, аранжировки для гитары и джазового вокала.

Сочинения Александра Виницкого для гитары, изданы в крупнейших европейских издательствах “Lemoine” (Франция), «Imprimus» (Бельгия), "Marcus", "ABSonic"(Польша), "Presto"(Россия), а также в одном из самых крупных издательств США “Mel Bay”. Это музыка для гитары от сложных концертных композиций до миниатюр, адресованных юным музыкантам, учебные пособия для учащихся музыкальных школ, гитарные квартеты, сочинения для гитары и камерного оркестра, гитары и струнного квартета, дуэты для гитары и сольных инструментов, циклы на основе русской, польской и еврейской народной музыки и многие другие произведения. Сочинения Александра Виницкого включены в программы гитарных конкурсов, исполняются многими известными концертными исполнителями, звучат в программах фестивалей в России и за рубежом.

Музыкант записал девять компакт дисков, которые выпущены во Франции, в России. Его музыка записана ведущими гитаристами Парагвая, Бельгии и Эстонии. Композиция Александра Виницкого "Русская фантазия" включена в юбилейный диск одного их лучших гитарных квартетов Eos Guitar Quartet (Швейцария). В этом проекте приняли участие композиторы Пако де Лусия (Испания), Сержио Ассад (Бразилия), Джон Маклафлин (Англия), Роланд Диенс (Франция), Лео Брауэр (Куба).

Александр Виницкий десять лет посвятил театру, работая музыкальным руководителем Омского драматического театра , семь лет был аранжировщиком и аккомпаниатором Народной артистки России Елены Камбуровой,

Концертные программы

Александр Виницкий имеет пять концертных программ: программа для гитары соло - «Звёздная пыль, Музыка золотой эры джаза», программа для гитары и струнного квартета - «Классика встречается с джазом», программа для гитары и камерного оркестра - «Прогулка в блюзовом настроении», программа для гитары и джазового вокала - «Прекрасная любовь», детская авторская джазовая музыкально-образовательная программа "Карусель".

Концертная деятельность

Александр Виницкий выступает с сольным концертам и концертами с камерными оркестрами и струнными квартетами в России, Израиле, Германии, Англии, Польше, Венгрии, Эстонии, Литве, Франции, Бельгии, Греции, Украине, Казахстане, США. Сотрудничал с известными музыкантами и коллективами: Жоао Донато (Бразилия), Хосе Каррерасом, Еленой Камбуровой, швейцарским гитарным квартетом Eos Guitar Quartet, Краковским камерным оркестром, Камерным оркестром консерватории Ашдода (Израиль), Государственным академическим камерным оркестром России, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», Красноярским академическим симфоническим оркестром, Камерным оркестром «KREMLIN», Государственным струнным квартетом им. М.И.Глинки, оркестром Государственного академического Малого театра, Казанским государственным камерным оркестром «La Primavera», Симфоническим оркестром Карелии, Симфоническим оркестром Костромской филармонии, Камерным оркестром Владимирской филармонии, Филармоническим оркестром Нижнего Тагила «Демидов-камерата», Струнным квартетом г. Пензы «Премьера», Камерным оркестром Рязанской филармонии, Камерным оркестром Вологодской филармонии, струнным квартетом Костромской филармонии, Камерным оркестром Саратовской консерватории и многими другими коллективами.

На протяжение многих лет Александр Виницкий сотрудничает с дирижёрами В.Сёмкиным, К.Орбеляном, М.Кадиным, С.Кондрашовым, Р. Абязовым, Н. Эйбергардом, В. Прасоловым, М.Рахлевским, А.Шацким, К.Маслюком, В.Ермошкиным, А.Сониным, Ю.Соболевым, А.Солдатовым, Е.Сеславиным, А.Лоскутовым, Т. Быковой и многими другими.

Александр Виницкий исполнял свои концертные программы в Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Концертном зале им.П.И.Чайковского, Московской Государственной филармонии, Московском Международном Доме музыки, Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки, на джазовых фестивалях, фестивалях камерной музыки им. И. Архиповой, им. Святослава Рихтера, Международном гитарном фестивале "Мир гитары", почти во всех филармонических залах России и за рубежом.

Александр Виницкий исполнял свои концертные программы в Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Концертном зале им.П.И.Чайковского, Московской Государственной филармонии, Московском Международном Доме музыки, Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, многократно выступал на международных джазовых и гитарных фестивалях, фестивалях камерной музыки им. И. Архиповой, им. Святослава Рихтера, Международном гитарном фестивале "Мир гитары" , почти во всех филармонических залах России и за рубежом.

Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность включает в себя работу в течение десяти лет в Государственном музыкальном училище им. Гнесиных (класс классической гитары, основ импровизации и аранжировки, основ джазовой гармонии и аккомпанемента, ансамбль). Преподавал основы аранжировки и ансамбль в Университете Тарту (Эстония). Проводил ежегодные авторские семинары и мастер-классы в Методическом центре музыкального училища им. Гнесиных, а также в Саратове, Владимире, Барнауле, Красноярске, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Омске, Петрозаводске, Уфе и многих других городах России. Читал лекции на курсах повышения квалификации Фонда «Содействие образованию и культуре» и Московского Областного методического кабинета.

В течение десяти лет работал преподавателем по классу классической гитары в Государственном музыкальном училище им. Гнесиных и в университете Тарту .

Александр Виницкий автор девяти тематических семинаров, посвященных искусству аккомпанемента, психологии исполнительства, ритмике и импровизации, особенностям исполнения джаза на классической гитаре, им разработана методика "Учитель и ученик, 95 дуэтов + CD. Начальный период обучения" из серии его многочисленных работ «Классическая гитара в джазе». Александр Виницкий проводит авторские летние и зимние гитарные школы в России и за рубежом. Многие ученики Александра Виницкого неоднократно становились победителями и дипломантами международных гитарных конкурсов, лучшие из них продолжили свое обучение в престижных российских и европейских музыкальных учебных заведениях и стали концертными исполнителями. Александр Виницкий создал систему своих гитарных(зимних и летних) школ в Подмосковье(Серпухов), в Кургане и Новосибирске, где занимаются преподаватели и студенты из многих регионов России.