Сухой каньон реки Псахо придется по душе любителям познавательных пеших прогулок. Достопримечательность размещается в Сочинском национальном парке и визуально представляет собой безводную тропу, пролегающую среди отвесных скал.

Природное ущелье обрамляет богатая растительность. Здесь можно обнаружить ярко-зеленые ковры из мха, увитые лианами серые известковые и каменистые образования, раскидистые заросли папоротника, а также цветы, занесенные в Красную книгу.

Панорама в Сухом каньоне Псахо — Google Maps

В жаркую погоду, свойственную южному климату, в каньоне сохраняется приятная прохлада и тень, поскольку территория скрыта от солнечных лучей. Особой популярностью живописное место пользуется у спелеологов и альпинистов.

Пещеры каньона хранят вековые тайны. Посетив одну из них, влюбленные могут ожидать скорейшего пополнения в семье, а в другой много столетий назад проживал древний человек.

История

В настоящее время есть две версии появления Сухого каньона. Согласно первой, он возник на суше после масштабного и разрушительного землетрясения. Однако ученые придерживаются другой точки зрения.

По их мнению, примерно 150 миллионов лет назад на дне океана Тетис в результате движения тектонических плит образовался разлом, по которому бежал водяной поток. Позже река изменила свое русло, и ложбина каньона пересохла. В пользу второй версии свидетельствуют также находки останков древних моллюсков.

Что посетить поблизости

При планировании экскурсии в сухой каньон следует учесть наличие других достопримечательностей, расположенных в непосредственной близости от живописной скалистой долины.

Мокрый каньон Псахо

Обязательным к посещению стоит назвать Мокрый каньон реки Псахо . Здесь туристы могут увидеть невероятную многовековую самшитовую рощу, растения которой на территории России встречаются только в одном городе — Сочи, а также полюбоваться удивительным голубым цветом воды.

Особую живописность местности придают водопады и водоскаты, которых в каньоне большое количество. Смелые и закаленные гости могут искупаться в одном из природных карстовых корыт, температура воды в которых даже летом не превышает 22 градуса.

Каньон Белые скалы

На территория Сочинского национального парка протекает еще одна река Большая Хоста. В ее долине располагается каньон Белые скалы, привлекающий туристов удивительной природой, завораживающим водопадом и голубой лагуной, смотровой площадкой, откуда простирается вид на Навалищенское ущелье.

Активные посетители могут испытать острые ощущения, прокатившись над пропастью на канате или спрыгнув на альпинистских веревках со специальной площадки для роупджампинга. Приятным завершением пешей экскурсии может стать посещение бани и отдых в гостевом доме.

Развалины Византийского храма

В долине реки Хоста скрыты от любопытных глаз останки древней Византийской крепости , возведенной во время военных действий с Ираном. Фрагменты известняковых стен и 4 башни являются свидетельством вековой истории и сохранились до наших дней в неплохом состоянии. При посещении памятника следует быть максимально внимательным и аккуратным, поскольку проход к нему тернист и местами даже опасен.

Как добраться до Сухого каньона Псахо в Сочи

Популярность маршрута к достопримечательности реки Псахо обусловила появление готовых экскурсионных туров, в рамках которых посетителям не нужно думать о дороге до места назначения.

Самый простой вариант — обратиться к местному гиду или в туристическую компанию и отправиться в путь на джипе или верхом на коне. Однако зачастую это может быть финансово невыгодно. Те, кто привык брать все в свои руки, предпочитают добираться до каньона самостоятельно: на машине или автобусе.

На машине

Сухой каньон располагается между двумя поселками: Галицино и Красная Воля. Добраться до него на автомобиле можно из Адлера или Сочи. Если воспользоваться приложениями такси Gett, Maxim и другими, то можно доехать до ближайших поселков, откуда несложно дойти пешком.

Маршрут из Сочи до Сухого каньона Псахо — Google Maps

На своем автомобиле сначала следует доехать до аэропорта, а далее двигаться вдоль реки Мзымты по трассе А148, придерживаясь направления к курорту Красная Поляна. После поворота на Галицино, спустя минут 20, появится табличка с надписью: «Каньон реки Псахо». От указателя до сухого каньона останется минут 15 пути по бездорожью.

На автобусе

Добираться до каньона своим ходом проще из поселка Красная Воля, куда от автовокзала микрорайона Хосты следует автобус № 128 , остановка конечная. До начала экскурсионного маршрута потребуется пройти пешком.

Из Адлера к месту назначения направляется автобус № 131. Выйти необходимо в Галицино на остановке «улица Батийская» и двигаться в сторону реки Псахо пешком.

Видео о каньонах реки Псахо в Сочи

Квест «Разборки в Сухом ущелье» — является составной частью сюжетного квеста «Большой тур», который выполняется во время прохождения дополнения к Fallout 4 Nuka-World . Выполнив этот квест, главный герой захватит зону «Сухое ущелье».

Для удобства, воспользуйтесь кратким содержанием :

Прохождение квеста «Разборки в Сухом ущелье»

При входе в зону «Сухое ущелье», автоматически начинается квест «Разборка в Сухом ущелье», именно выполнение этого квеста позволит захватить эту зону. Как уже говорилось выше, этот квест является составной частью сюжетного квеста «Большой тур», выполнив этот квест, главный герой закончит одно из заданий сюжетного квеста .

Зона «Сухое ущелье» выполнена в стиле старых вестернов, тут очень хорошо ощущается дух Дикого запада, даже не смотря на разруху, которая пришла со временем.

Задание #1: Осмотреть «Сухое ущелье»

При осмотре «Сухого ущелья» на вашего персонажа будут нападать новые мутанты, похожие на переевших червяков, эти мутанты называются «Кровочерви», данная локация просто набита ими, они вылазят отовсюду и сразу пытаются атаковать главного героя. В независимости от того, через какой вход вы попали в эту зону, на входе вас будет ожидать протектрон Шериф-орел. Он ни чего не знает про кровочервей, видимо просто не воспринимает их как помеху, но вот про обосновавшихся в шахте Безумного Маллигана бандитов он вам расскажет и даже предложит свою помощь, что бы выбить их из этой локации.

Взломав протектрона, можно получить информацию, что банда которая расположилась в шахте, возможно представляет из себя скопление кровочервей.

Для того что бы попасть в шахту Безумного Маллигана, нужно достать ключ от нее, а вот что бы его достать, нужно выполнить несколько маленьких заданий, потому что ключ лежит в сейфе, этот сейф можно открыть только зная шифр от него, шифр разбит на три части и что бы достать каждую из них, нужно выполнить определенное задание у помощников Шерифа.

Задание #2: Собрать части шифра от сейфа

На карте появляются 3 маркера, порядок посещения свободный, но если вы зашли с главного входа, то первым вам попадется «Одноглазый Айк». Он предложит вашему персонажу посоревноваться в старой доброй дуэли, для этого он выдаст вам револьвер, вы вместе с ним выйдете на улицу и на счет «Три» каждый выстрелит по разу. Одноглазый Айк достаточно медлительный, поэтому победить его в дуэли не сложно.

Следующим вам попадется «Док Фосфат», он находится в салуне, который назван в честь него. Бармен попросит вас помочь ему в доставке 3 заказов, просто идете по маркеру и оставляете заказ покупателю. После того как главный герой поработает официантом, ему нужно будет идти к последнему аттракциону, которым заведует Скаут.

Скаут является ковбоем, поэтому логично что он стоит у загона для лошадей, только вот загон пуст, Скаут жалуется что его лошадки, которых он называет лютиками, убежали в разные стороны. Вам нужно найти всех разбежавшихся робопони и вернуть их обратно. Для того что бы поймать робопони, забираем его в инвентарь, а уже в загоне выбрасываем это пони из инвентаря, собрав таким образом всех лютиков, ваш персонаж получит от Скаута, последний кусок шифра.

Задание #3: Найти ключ от «Шахты Безумного Маллигана»

Что бы найти ключ от шахты, нужно двигаться по маркеру до театра «Сухого ущелья», в театре будьте внимательны, там имеются муравейники, а где муравейники там и муравьи. Добыв ключ, можно двигаться к самой шахте, что бы выбить оттуда бандитов и наконец-то захватить эту локацию.

Задание #4: Войти в «Шахту Безумного Маллигана»

Получив ключ идем по маркеру цели до входа в шахту Безумного Маллигана, оказавшись внутри ваш персонаж получит новое задание.

Задание #5: Уничтожить логово кровочервей

Здесь все просто, таких заданий вы уже выполнили сотни, идем вперед и уничтожаем все что видим. После уничтожения логова червей, зона «Сухое ущелье» уже считается захвачена вами, остается решить две маленькие проблемки, что делать с Шерифом и его помощниками и какую банду запустить в эту зону.

Задание #6: Поговорить с Шерифом

С учетом того, что логово червей уничтожено, а зона «Сухое ущелье» вами захвачена, нужно решить проблему с Шерифом, тут есть два варианта, хороший и плохой.

Крышка в стоге сена является побочным квестом, который вы можете получить и пройти в DLC «Ядер мир» (Nuka-World). В данном квесте вы должны отыскать все рисунки мистера крышки, которые разбросаны по всей карте Ядер мира. Чтобы отыскать все десять рисунков самостоятельно потребуется много времени, и поэтому в этой статье мы расскажем, как пройти крышку в стоге сена fallout 4 .

Получение квеста

Чтобы получить задание вы должны отправиться в район Ядер-Таун, в который вы можете попасть сразу после победы над боссом Кольтером. Путешествуя по району, можно заметить девушку с непонятными очками по имени Сьерра Петровита. На деле Сьерра является самым горячим поклонником продукции Ядер колы, всю свою жизнь она посвятила поискам различных артефактов связанных с этим напитком.

Перед тем как получить желаемое задание Сьерра попросит вас отыскать для нее кварцевую Ядер-Колу, которую можно найти во многих точках карты (в основном в районе Сафари). Также вы можете пропустить это задание, убедив Сьерру при помощи высокого навыка Харизмы.

После этого Сьерра расскажет о конкурсе, который проводился перед войной в Ядер мире. Задача в этом конкурсе найти все десять рисунков мистера крышечки , используя специальные очки которые есть у нее. Согласившись выполнить квест, вы получите данные о приблизительном местоположении всех рисунков, а также очки, надев которые вы сможете их увидеть.

Ядер-Таун

Первый рисунок вы найдете сразу в Ядер-Тауне на главном здании слева от туалета, сделанного из камня. Также туалет можно определить по зеленой надписи RESTROOMS, которая находится над входом.

Галактика

В районе галактика можно отыскать два рисунка крышечки, находятся они в следующих местах:

Сухое ущелье

В районе сухое ущелье также находится два рисунка, и вот где их можно найти:

Сафари

Чтобы отыскать рисунки в Сафари придется хорошенько побегать:

Мир свежести

Отправляйтесь в сектор дикого запада, к которому можно выйти по реке. На одном из зданий с балконом вы и сможете найти рисунок, который находится на стене.

Детское королевство


Вход в офис Брэдбертона

Отыскав все рисунки, вернитесь к Сьерре и поговорите с ней. На самом деле окажется, что каждый из рисунков имел букву, собрав которые можно определить шифр к закрытому офису. В итоге у вас получится код REFRESHING , который нужно ввести на специальной панели. За открывшейся дверью вы обнаружите кабинет и различные документы, по словам Сьерры где-то в этой комнате есть вход в потайное убежище. Кнопка для открытия двери находится на автомате с газировкой. Открыв дверь и спустившись вниз, вы отыщите убежище с различным антиквариатом и самое главное живую голову мистера Брэдбертона.

Поговорив, Брэдбертон попросит вас отключить его, так как уже на протяжении десятков лет он смотрит лишь на одну стену. Взамен он предложит вам специальную комнату с редким оружием под названием Ядер-мет и различными ресурсами. Сьерра же наоборот попросит вас не убивать ее кумира, за это она подарит вам комбинезон Ядер-мира. После этого вам придется сделать выбор, убить или спасти Брэдбертона . Знайте, от вашего решения зависит то, какие предметы вы получите. В итоге миссия крышка в стоге сена будет полностью пройдена.

Подведя итоги

Теперь вы знаете весь процесс прохождения миссии крышка в стоге сена Fallout 4 . Стоит отметить, что многие геймеры совершают одну распространенную ошибку, из-за чего рисунки на стенах просто не появляются. Дело в том, что если вы находитесь в силовой броне, то даже при надевании очков рисунки не будут высвечиваться. Поэтому данную миссию придется проходить без силовой брони , или просто снимать ее при поиске мистера крышечки. Удачи!

13. Войдите внутрь через две двойные красные двери, расположенные напротив большой карусели, когда-то вращавшейся по кругу. Пройдите в просторное помещение, но вниз по ступенькам не спускайтесь. Можете сначала уничтожить роботов. Вам нужна дверь слева, с табличкой Employees Only, Взломайте её и поднимитесь в служебное помещение наверху. Заберите одно (14/35) и другое звёздные ядра (15/35) . Всё в одной комнате.

14. Вернитесь в главное помещение. Видите за стеклом робота? Вам нужно туда. Спуститесь по ступенькам и пройдите через дверь слева. Следуйте в дверь справа и убейте робота. В небольшой нише есть панель с одним (16/35) и другим звёздными ядрами (17/35) .

Внимание! Как только вы возьмёте ядра, начнётся сражение против роботов из нескольких этапов. Победив всех, обязательно из тела большого робота заберите ядерные блоки.

15. Выйдите через ту же дверь, но спускайтесь теперь по ступенькам справа. Уничтожив роботов, из красной приборной панели достаньте звёздное ядро (18/35) .

16. Вернитесь в главный зал, где есть ступеньки и стекло. Между ступеньками есть проход, ведущий как бы под трибуны. Идите туда и за барной стойкой, где, возможно, будет робот, на полке найдите звёздное ядро (19/35) .

Идите в здание «Волт-Тек: Среди звёзд». Войдите внутрь через главный вход напротив большого шара.

17. С левой стороны есть два лифта. Но вы идите направо, пока не выйдите из тоннеля, после чего нужно будет уничтожить трёх роботов среди камней. За камнем есть дверь. Взломав её, внутри вы найдёте панель со звёздным ядром (20/35) .

18. Двигайтесь дальше по дорожке, разберитесь с врагами. Спускайтесь ниже. Спрыгивать вниз, где есть роботы, не спешите. Идите направо, где будет спуск ещё ниже и небольшое фойе. Здесь есть стойка у кухонной стенки, там же холодильник. В стене пролом. Идите через него, уничтожьте двух роботов и турель, а затем вытащите из панели звёздное ядро (21/35) .

19. Вернитесь. Если стоять спиной к этому пролому, то с левой стороны вы обнаружите ещё два дверных проёма. Пройдите через правый из них. Вы окажетесь в детской комнате. Следуйте далее, вы окажетесь в комнате с несколькими путями. Убейте новатрона и других противников. Видите за стеклом панель с ядром? Справа есть дверь в это помещение с очень сложным замком. Взломав её, внутри помещения найдите одно (22/35) , другое (23/35) и третье (24/35) ядра . Три ядра в одной комнате!!!

20. Вернитесь обратно в комнату с кухонным уголком и проломом, за которым вы нашли звёздное ядро. Встаньте спиной к пролому, находясь в кухонной зоне. Видите справа дверь? Откройте её, взломав или найдя ключ от лаборатории Волт-Тек. Ключ находится в этом же здании. Внутри вы найдёте ключ от зала и звёздное ядро (25/35) .

Выйдите с арены РобКо через другую дверь и идите направо (на север). Справа будет дверь, ведущая в кинотеатр «Звёздный свет».

21. Найдите здесь центральный зал, в котором помимо обычных роботов будет большой звёздный бармен. После его уничтожения заберите два ядерных блока. В зале есть пульт с первым на этой локации звёздным ядром (26/35) .

22. Встаньте лицом к экрану и пройдите через дальний левый проход (или ближний, если вы стоите около экрана). В коридоре пройдите в туалет. Зайдите в правую уборную и найдите пролом. Рядом с трупом человека валяется звёздное ядро (27/35) .

23. Выйдите через главное помещение с экраном в коридор справа, через проход рядом с экраном. Пройдите на кухню, уничтожьте звёздного повара. Взломайте дверь и заберите звёздное ядро (28/35) из панели.

24. Вернитесь в коридор и двигайтесь по направлению выхода. Не идите в зал с ракетами и экраном, а найдите по правой стороне лифт. Используйте лифт, чтобы спуститься вниз. Убейте робота и в панели справа найдите звёздное ядро (29/35) . Это последнее ядро на этой локации.

Остальные звёздные ядра вы сможете отыскать уже на остальной территории «Ядер-Мира». Это шесть ядер. Последнее ядро, как писалось выше, находится в зоне «Галактика», но забрать его можно по завершении сюжета.

25. Идите в «Ядер-Таун» и пройдите на рынок, в южной части города, практически напротив станции «Ядер-Экспресса». Внутри на одном из прилавков отыщите одно звёздное ядро (30/35) , между первым и вторым торговцем слева направо (по часовой стрелке). Пройти нужно через дверь красного цвета, на которую указывает белая надпись «MARKET INSIDE».

Вход на рынок «Ядер-Тауна».

26. Идите в сторону горы Физзтоп. Перед последний дверным проёмом (до водоёма) с левой стороны будет вход в здание «Ядер-Аркада». С правой стороны ещё расположен «Салон» Операторов. Войдите в «Ядер-Аркаду» и пройдите вперёд. Спуститесь по ступенькам и в помещении справа найдите дверь в комнату обслуживающего персонала. Откройте её и другую следом. Внутри комнаты с какими-то агрегатами, на столе справа найдите звёздное ядро (31/35) .

27. Следующее звёздное ядро (32/35) ищите на свалке «Ядер-Мира». Она расположена к западу от «Ядер-Тауна». Двигайтесь в ту точку, которая показана на скриншоте ниже. С правой стороны при входе на свалку будет металлический амбар. Идите внутрь и поднимитесь наверх. В самом конце, где расположена замаскированная под аниматрона турель, в панели слева будет звёздное ядро.

Свалка, расположенная к западу от «Ядер-Тауна».

28. Переместитесь на завод по розливу «Ядер-Колы». Поднимайтесь по металлическим лестницам так, чтобы оказаться на крыше левой части здания, где расположена синяя башня. Стоя на вершине лестницы, посмотрите вниз и увидите синюю пристройку, как на скриншоте ниже. Войдите внутрь и сразу же через синюю дверь слева, чтобы попасть в «Мир свежести». Как только пройдёт загрузка, идите направо. Двигайтесь наверх по ступенькам, а затем дальше и вниз по нескольким пролётам. Внизу на полу будут два трупа. Около одного из них валяется звёздное ядро (33/35) .

Нужный вам проход слева внизу.

29. Перемещайтесь к Театру Сухого Ущелья. Идите в левую сторону от его обозначения на карте. То есть вам нужно попасть на другую сторону опрокинутых вагонеток из американских горок. Среди трупов, у столба вы найдёте звёздное ядро (34/35) .

30. Остаётся последнее звёздное ядро. После выполнения квеста «Демонстрация сила» и восстановления питания в парке вы сможете вернуться в «Ядер-Космопорт», подняться наверх туда, где под стеклянной витриной находили звёздное ядро, и воспользоваться кабиной лифта в центре. Поднимайтесь наверх, где сможете отыскать последнее звёздное ядро (35/35) внутри пульта.

Итак, спускайтесь вниз и разместите все оставшиеся ядра в их гнёзда внутри комнаты управления. Взаимодействуйте со звёздным диспетчером, выберите протокол доступа к диораме и подтвердите её открытие.

Награда

Опустится защитное стекло в центре, а вы сможете забрать новый комплект силовой брони – «Квант X-01 Тип V».

– Голова: сопротивление урону – 300, сопротивление электрическому урону – 220, сопротивление радиации – 150, вес – 14.3.
– Туловище: сопротивление урону – 400, сопротивление электрическому урону – 290, сопротивление радиации – 300, вес – 24.
– Левая и правая руки: сопротивление урону – 250, сопротивление электрическому урону – 190, сопротивление радиации – 150, вес – 18.
– Левая и правая ноги: сопротивление урону – 250, сопротивление электрическому урону – 190, сопротивление радиации – 150, вес – 18.

Уникальная способность. Если вы используете все элементы силовой брони, то повышается скорость восстановления очков действия.

Цель. Назначить банду, ответственную за «Галактику».

Выберите банду, которой достанется зона «Галактика». Переместитесь в район «Ядер-Космопорта», поднимитесь наверх, где вы нашли звёздное ядро под стеклянной витриной, и повесьте флаг желаемой банды.

Силовая броня «Квант X-01 Тип V».

Цель. Захватить зону «Сухое ущелье».

От зоны «Галактика двигайтесь в левую сторону, к «Сухому ущелью». Здесь вас встретят песчаные черви. Уничтожьте их и пройдите чуть дальше, где вас ждёт робот по имени Шериф-Ястреб. Поговорите обо всём, используйте эксперт по роботам.

СЮЖЕТНЫЙ КВЕСТ «РАЗБОРКА В СУХОМ УЩЕЛЬЕ»

Цель. Собрать части шифра от сейфа.

Теперь нужно пообщаться с тремя роботами. Вы можете либо выполнить их задания, либо воспользоваться «Экспертом по роботам», чтобы избежать их выполнения и забрать части шифра.

Следующая часть текста предназначена для тех, кто не может использовать «Эксперта по роботам».

Найдите неподалёку первого робота (пройдите вперёд) по имени Скаут. Пообщайтесь с ним. Либо используйте «Эксперта по роботам», либо выполните его задание.

Цель (дополнительно). Отвести «Лютика» в загон.

Когда найдёте салун, то встаньте к нему спиной. Посмотрите налево и увидите другую улицу, параллельную той, что напротив салуна. В начале улицы по левую сторону есть башня. Внизу есть какие-то наросты пришельцев. Правее башни вы можете найти робопони «Лютик». От башни идите так, чтобы салун остался по правую сторону. Зайдите в загон, в инвентаре откройте вкладку «Хлам» и выбросьте робопони. Поговорив с роботом, вы получите часть шифра.

Найдите салун Дока Фосфата, поговорите с ним и получите задание – подать напитки.

Цель (дополнительно). Подать напитки.

Поднимитесь на второй этаж и поставьте бокал «Ядер-Колы» на указанный стол. Выходите из салуна и идите вперёд. Справа и слева будут два открытых здания со столами, на которые нужно поставить ещё под одной бутылке «Ядер-Колы».

Неподалёку от салуна (нужно выходить из него и идти прямо) есть здание, которое охраняет Одноглазый Айк. Поговорите с ним, он предложит дуэль. Согласитесь, за что получите револьвер с патронами. Экипируйте его, а затем встаньте в центре. Когда робот скажет стрелять, то выстрелите один раз в него. Вы получите очередную часть шифра.

Цель. Найти ключ от «Шахты Безумного Маллигана».

Когда соберёте все части шифра, то отправляйтесь по маркёру в театр «Сухого ущелья». Внутри указанного здания откройте сейф (как убьёте противников) и заберите ключ. К слову, сейф наверняка можно было взломать, если вы знали его месторасположение.

Цель. Войти в «Шахту Безумного Маллигана».

Пройдите к указанному месту и откройте дверь, используя ключ.

Цель. Уничтожить логово кровочервей.

Проникните внутрь логова, доберитесь до матки кровочервей и уничтожьте её. Выбирайтесь наружу, поговорите с роботом Шерифом-Орлом. Теперь сюда можно назначить банду.

Цель. Назначить банду, ответственную за «Сухое ущелье».

Выберите банду, ответственную за эту зону, повесив их флаг на флагшток. Чтобы его найти, подойдите к роботу Шериф-Орёл и взломайте дверь с правой стороны (сложный уровень). В небольшом помещении сразу же нужно взломать другой дверь (сложный замок), чтобы оказаться на другой стороне от здания. Здесь есть ступеньки, ведущие на здание. Поднимитесь по ним, а затем – по опущенной деревянной лестнице. Повесьте на флагшток флаг выбранной банды. В нашем случае – Операторы.

СЮЖЕТНЫЙ КВЕСТ «БОЛЬШОЙ ТУР» (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Цель. Захватить завод по разливу напитков.

Направляйтесь от Детского Королевства в сторону завода и первое место, которое вы обнаружите – «Мир свежести». Начнётся одноимённый квест.

СЮЖЕТНЫЙ КВЕСТ «МИР СВЕЖЕСТИ»

Цель. Зачистить завод по розливу «Ядер-Колы».

Продолжаем проходить игру Fallout 4: Nula-World на сайте сайт. Спускайтесь в воду и входите в тёмный тоннель посредине, куда указывает маркёр.

Внутри этого здания вы должны будете уничтожить противников. Речь идёт о больших «Ядер-Крабах» (всех) и штурмотронах.

СОВЕТ . Чтобы ничего не пропустить, как только попадёте сюда, двигайтесь по тоннелю с водой, разбираясь с противниками. Он приведёт вас в тупик, но за ширмой справа будет проход в цеха. В цехах будут штурмотроны. Как только все противники будут уничтожены, одна из целей миссии перечеркнётся.

Цель. Зачистить всё вокруг завода по розливу «Ядер-Колы».

Найдите другой выход с завода по розливу «Ядер-Колы». Это можно быть узкий тоннель, а может быть дверь, открыть которую можно только после взлома терминала рядом.

Снаружи нужно будет убить всё тех же «Ядер-Крабов», а также их Матку (в огромной «луже»). Добивать оставшихся врагов нужно на самом здании. Для этого поднимайтесь вверх по металлической лестнице. Когда всех убьёте, то нужно будет выбрать банду.

Цель. Поднять флаг, чтобы захватить завод по розливу напитков.

Идите по маркёру и увидите здание в виде красной ракеты. Рядом с ним есть пристройка. Через пристройку пройдите к подъёмнику и езжайте наверх. Здесь будет флагшток – выберите флаг одной из трёх банд.

СЮЖЕТНЫЙ КВЕСТ «БОЛЬШОЙ ТУР» (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Цель. Захватить зону «Сафари.

Это последняя зона, которую нужно захватить в рамках нашего прохождения. Идите через мост от завода по розливу напитков, пройдите на территорию и помогите дикарю по имени Цито уничтожить крокодилокогтя. Начнётся новый квест.

СЮЖЕТНЫЙ КВЕСТ «САФАРИ»

Цель. Выяснить, откуда взялись крокодилокогти.

Поговорите с дикарём, согласитесь помочь. Следуйте за Цито внутрь дома приматов. По пути нужно будет убить одного крокодилокогтя.

Цель. Прослушать голозапись доктора Макдермота.

После общения с Цито задание обновится. Откройте ваш инвентарь, перейдите в раздел «Разное». Найдите предмет «Дневник Доктора Макдермота, запись 47В». Откройте его.

После прослушивания обязательно пообщайтесь с Цито. Используя высокий уровень харизмы, можете попросить помощи горилл.

Цель. Войти в большой треугольный дом.

Двигайтесь в указанное место – в центр приёма посетителей. Задание обновится.

Цель. Осмотреть треугольное здание и найти вход в отдел клонирования.

Спуститесь вниз, уничтожьте крогодилокогтя и за поворотом найдите запертую дверь с терминалом.

Цель. Осмотреть терминал у двери.

Изучите терминал, просмотрите все вкладки. Как выяснится, сейчас установлен код «Гризли», что означает полную блокировку дверей. Надо их разблокировать!

Цель. Выяснить, известно ли Цито что-нибудь о «Злой Анаконде».

Пообщайтесь с Цито.

Цель. Добраться до гигантской металлической змеи.

Вы наверняка уже заметили в северной части Сафари дом на высоком дереве. Так вот левее него есть Дом Рептилий. При сближении с ним он отметится на карте. То есть от дома на дереве Дом рептилий находится к западу, влево. Рядом с ним протекает ручей. Двигайтесь по ручью на север и увидите огромные американские горки. Это и есть «Злая Анаконда».

Цель. Поискать возле гигантской металлической змеи пароль доктора Хейна.

Двигайтесь на локацию, убивайте противников, среди которых будет даже двухголовый бык. Вас интересует небольшая хижина с жёлтой горизонтальной полосой. Нужно будет взломать замок сложного уровня. Внутри будет труп учёного и деревянный чемоданчик на столе. Оттуда нужно достать пароль Хейна.

Тело доктора Хейна, правее – стол с паролем.

Цель. Пробраться в отдел клонирования.

Перемещайтесь по маркёру «Сафари» и входите в парк. Вам нужно идти вперёд, в центр приёма посетителей, где вы осматривали терминал. Осмотрите терминал повторно и выберите пункт, открывающий двери.

Цель. Отключить неисправный аппарат клонирования.

Двигайтесь по коридору, убейте крокодилокогтя в помещении и следуйте через красную дверь впереди. После очередного коридора спускайтесь ниже, в помещение с водой. Убейте обычного крокодилокогтя и крокодилокогтя-альбиноса. Взаимодействуйте с указанной красной панелью. Отключите текущую репликационную процедуру.

Цель. Перебить оставшихся крокодилокогтей на территории «Сафари» (15/21).

В вашем случае цифры могут быть иными. Выйдите из ниши с терминалом, появятся ещё два крокодилокогтя. Убив их, пройдите в то место, где они появились. Здесь есть труба с проломом. Если пойти через неё налево, то вы упрётесь во входную дверь. Но она заперта. Вернитесь и посмотрите на трубу снаружи. Здесь есть терминал. Используйте его, чтобы открыть ту самую дверь. Выходите на улицу.

Пройдите по мостику, расположенному между домиком на дереве и Домом Рептилий. За клетками будет люк в подвал под названием «Медвежья берлога». Убейте медведя и крокодилокогтя, а затем выходите отсюда через другой проход.

Вы наверняка замечали скульптуру разъярённого медведя. Идите к ней. К северу от неё есть забор из решётки. В нём пролом. Пройдите и в бассейне найдите ещё одного крокодилокогтя.

После убийства на карте появятся новые маркёры. Так, одного за другим, перебейте всех противников. После этого вернитесь в дом приматов и поговорите с Цито. Вы можете использовать средний уровень харизмы, чтобы убедить Цито жить с новыми друзьями – рейдерами. Можете просто попросить его уйти. А можете и вовсе напасть – с диалогом или без него. Но тогда придётся убить и Цито, и горилл.

Цель. Назначить банду, ответственную за «Сафари».

Вам нужно подняться на крышу центра приёма посетителей. Если смотреть на входную дверь этого здания, то искать лестницу на крышу следует с правой стороны. Выберите банду, которой отдадите эту территорию. Миссия «Большой тур» пройдена!

Одно из красивейших мест, что может предложить город Сочи – каньон Псахо представляющий собой просто потрясающее зрелище, сочетающее девственные и необычные виды, словно переносящие во времени, на миллионы лет, к моменту зарождения.

Серое скальное основание ущелья сплошь увито буйной растительностью – папоротниками, лианами и облеплено ярко-зеленым бархатистым мхом, делающим его настолько живописным, придавая невыразимый контраст. Чистота и красота края притягивает, наполняет восторгом и восхищением, при одном только взгляде заставляя учащенно биться сердце, а биение его будто эхом отдается в тиши, нарушаемой только плеском прозрачной горной реки.

Где находится на карте каньон Псахо?

Территориально он расположен к востоку от города Сочи, ближайшие населенные пункты – Красная Воля, Верхнениколаевское, Галицыно, Лесное. Из достопримечательностей поблизости располагаются , пещера Колокольная, Троице-Георгиевский монастырь. У истоков речки вы обнаружите хребет Ахцу.

География и природа Мокрого и Сухого каньонов

Мокрый

Каньон Псахо разделен на две части – Сухую и Мокрую. Вторая названа так по одноименной реке, протекающей по дну долины, отличающейся удивительной чистотой и прозрачностью. Ко всему, вода речки Псахо здесь имеет необычный небесно-лазурный цвет, а в знойные летние месяцы так и манит прохладой. Она является левым притоком Кудепсты, берет начало высоко на отрогах хребта Алек, на высоте около 1000 м над уровнем моря.

Река не слишком длинна – ее протяжность составляет всего 11 км, но в весенние месяцы, когда подпитывается водой от талых снегов, бывает довольно бурной и своенравной. Псахо протекает по всей длине Мокрого каньона, преодолевая в нем расстояние 1,5 км, разливаясь до 10 м в ширину – насколько позволяет ширина расщелины, иногда сужающейся до 1,5 м. В пути она изобилует множеством водоскатов, крошечных водопадов и карстовых купелей, за счет чего местность и становится привлекательной.


Красоты этой части ущелья добавляет реликтовая самшитовая роща, произрастающая на его берегах, испещренных продольными бороздами и неглубокими гротами, сложенных из пластов мягкого песчаника. Удивительные растения эти относятся к самым древним на Земле, росли они тут десятки миллионов лет назад, а на просторах нашей страны не встречаются больше нигде.

Общую картину добавляет косматый мох, облепливающий растения, делая их похожими на плюшевые, и лианы, свисающие с ветвей. Подобный вид, кажется, переносит в далекие, доисторические времена, когда по планете еще бродили динозавры. Здесь же все залито ярким солнечным светом, благодаря чему получаются просто потрясающе красивые фото – каньон реки Псахо на них представляется фантастическим уголком.

Сухой

Сухой каньон – наиболее древнее скальное образование тут, появившееся более 150 млн. лет назад, когда жизнь на планете только зарождалась. Образовался он в результате бурной тектонической активности, на дне всемирного океана Тетис. Позже, когда уровень воды спал, а разлом оказался на суше, по нему протекала речка, по невыясненной причине поменявшая русло.

Есть и другая версия, относящая его возникновение на 80000000 лет позже. По ней, появился раскол уже на суше, в результате сильнейшего землетрясения. Но учитывая, что в породе находят моллюсков, возраст которых оценивается в 180 миллионов лет, эта версия не выдерживает критики и отвергается большинством ученых.

Сухой каньон в Сочи не менее живописен, он представляет тесный проход между высоких, серых скал сложенных из мягкого, податливого песчаника, тянущийся на 200 м. Находится он в нескольких километрах от Мокрого, над его средней частью, на 100 м выше, на высоте 260 м над уровнем моря.

Он так же покрыт реликтовой растительностью Колхидского леса, обрамляющей его яркой, сочной зеленью. По дну его тянется ровная тропа, делающая пешие прогулки по нему удобными и безопасными. Сухой каньон является частью Сочинского национального парка, являющегося скоплением удивительных природных богатств Краснодарского края.

Посещение каньона реки Псахо

Трудно представить что-то более величественное и прекрасное чем эти места, чарующие природной красотой и обилием красок. Визит в Мокрый каньон платный, но стоимость билета невысока и вполне того стоит. Осмотр начинают с реки Псахо, двигаясь вниз, вдоль ее течения, по оборудованной тропе.

Правда, длится совсем недолго – до таблички обозначающей конец рекреационного объекта. Но дальше можно двигаться самостоятельно, хотя путь этот тяжелый и не совсем безопасный. Зато здесь самые интересные и живописные уголки, хоть и приходится больше смотреть под ноги – дорога покрыта большими скользкими валунами.

По этой дороге следует идти, если в планы входит осмотр и Сухого каньона, к нему ведет тропа через самшитовую рощу, начинающаяся от развилки, проходящая через несколько полян, где туристы обычно устраивают пикники. В отличие от Мокрого, где есть кафе, магазины, Сухой совершенно дик, но это делает его намного интереснее.