Не всегда люди готовы потратить внушительные суммы денег на покупку аудиосистемы. Но так ли это критично? К сожалению, многие пользователи аудиотехники не знают, что качество звука в большей степени зависит не от ее стоимости и бренда, а от соединяющих . Невзирая на популярность обратной теории, факты доказывают следующее: чем лучше аудиокабель, тем больше звука он передает, и тем выше будет его качество.


Стоимость кабеля.


Существует несложная формула: хороший кабель должен обойтись примерно в 10% от общей стоимости аудиосистемы. То есть, если ваша аудиотехника стоит 20000рублей, то кабели к ней рекомендуется подбирать примерно за 2000. Эта сумма включает в себя стоимость как акустических, так и межблочных кабелей.

Как выбирать


Выбор межблочного провода – не такой сложный процесс, как может показаться поначалу. Вам подойдет любой кабель наиболее короткой длины, который вы сможете найти, опираясь на свой бюджет. Чем меньше расстояние будет между акустикой и усилителем, тем меньше шанс возникновения в дальнейшем проблем со звуком. Кроме того, акустический провод должен иметь равную длину на всех своих участках, это обеспечит равномерную нагрузку на усилитель. Для сохранения качества звука рекомендуется избегать петель и других элементов скручивания по всей длине кабеля.

Некоторые изготовители электроники при покупке рекомендуют определенные марки проводов для своей техники. Предполагается, что именно такие кабели дадут наилучший результат с конкретным набором компонентов. В этом случае можно положиться на мнение специалистов и не утруждать себя длительным выбором проводов.

Различность звучания.


Вполне возможно, что вы, используя тот или иной акустический кабель, сможете обнаружить в нем определенный тональный характер. Это позволит вам настроить свою систему так, как вы сами сочтете нужным. Существует ряд теорий о связи между материалом кабеля и звучанием: к примеру, считается, что провода с высоким содержанием серебра дадут эффект наибольшей тональной насыщенности, а кабели с твердым сердечником сделают звук более мощным. Но в этом нет четких правил и указаний, потому лучше самому оценить получившийся с тем или иным аудио кабелем звук, чтобы после подобрать идеальный для себя вариант.

Кабели, ставшие предметом нашего теста, частично попадают в бюджетный сегмент, но есть и достаточно дорогие модели. Поэтому целью теста было в первую очередь не сравнение, а обзор ситуации на рынке.

Критерии оценки

Этот тест задумывался как тест бюджетных межблочных кабелей, но в ходе отбора диапазон немного расширился - сейчас все сложнее соотносить цену кабеля и то, каким он окажется на практике. Это относится как к дорогим моделям, так и к моделям с умеренным ценником. Поэтому интереснее было не сравнить кабели, а выяснить, что же они представляют собой в целом. А сама методика теста такая же, как и в случае с намного более дорогими моделями, - приработка, слепое тестирование и тестирование в разных трактах, чтобы как можно точнее (насколько это вообще возможно) выяснить индивидуальные особенности каждого испытуемого.

Straight Wire Musicable 2 (2100 руб/1 м)


Конструкция

Тонкий, мягкий кабель, разделанный совсем небольшими по размерам, но тугими подпружиненными разъемами, покрытыми позолотой. Направление указано на самих кабелях, поканальная маркировка вполне обычная. Внутри кабель имеет симметричную конструкцию, проводники изготовлены из меди, плюс к этому имеется экран.

Звучание

Слегка светлый, достаточно легкий звук, но звук мелодичный, слитный и певучий. Динамика в целом очень неплохая, детальность не самая высокая, но на общем сбалансированном фоне это не так чтобы сильно было заметно - просто звук получается несколько проще, чем хотелось бы. В плане звучания разных частей диапазона - есть небольшой акцент на верхних частотах, однако как таковой резкости не ощущается.

Кабель с несколько упрощенным звуком, но вполне честный

Серединка ровная, бас сам по себе небольшой, но с хорошим контролем. Сцена не совсем пропорциональная - широкая и неглубокая. Воздух ощущается умеренно. На разных записях звук не сильно меняется, а почерк остается узнаваемым. В целом - кабель с несколько упрощенным звуком, но вполне честный, без выраженных перекосов или яркого собственного характера. А недостатки, хоть и имеются, распределены более-менее равномерно по составляющим. Для своего сегмента - неплохой и достаточно универсальный вариант.

Audioquest Golden Gate (2600 руб/1 м)


Конструкция

Тонкий, в меру жесткий и немного пружинящий кабель. Разъемы совсем миниатюрные и легкие, контактные поверхности позолочены. Кабель соединен оплеткой в единое целое и лишь на концах раздваивается, поэтому подключить можно только те аппараты, где разъемы правого и левого канала расположены рядом. Маркировки имеются, хотя и не очень приметные. проводники - медная моножила, диэлектрик - вспененный полиэтилен.

Звучание

Экспрессивный, немного яркий звук. Эмоциональность, динамика и насыщенность явно присутствуют. Детальность невысокая, да и динамика немного сглажена, зато сочности в звуке хватает, и масштаб совсем не камерный. По частотам есть некоторое сглаживание по краям диапазона, но в остальном результат более-менее ровный и уверенный. На сложных записях может не хватать динамики, с малыми и средними составами результат более уверенный и цельный.

Экспрессивный, немного яркий звук

Сцена получается средней ширины, глубокая, воздушная, но образы получаются скорее плотными, контрастными. Учитывая характер и особенности, возможно, неплохой результат получится при использовании в тракте с резковатым, но формальным звуком в том случае, когда хочется прибавить эмоциональной насыщенности звучанию. и стоит учитывать жанровые предпочтения. Для оркестровой классики вариант не самый подходящий, а вот с большинством прочих жанров проблем быть не должно.

Black Rhodium Twist (2700 руб/1 м)


Конструкция

Тонкий и очень гибкий кабель, разделанный небольшими разъемами с позолоченными контактами. Поканальная маркировка и маркировка направления подключения имеются. Конструктивно кабель немного необычен - проводники изготовлены из луженой меди и каждый помещен в изоляцию из прорезиненного силикона. Таким образом из каждого разъема выходят два независимых и никак не связанных проводника. И только для удобства все они соединены парой колец термоусадки. Экрана конструкция не имеет.

Звучание

Аккуратный, легкий и мелодичный звук с очень неплохой детальностью, читаемостью послезвучий. Да и динамика на достойном уровне. При этом звук вполне ровный по всему диапазону, практически без заметных перекосов. Верхние частоты аккуратные, разборчивые, серединка открытая, неокрашенная. И бас неплох и количественно, и качественно. В целом картинка получается полновесная, но не тяжелая. Наоборот - динамично, музыкально, подробно.

Верхние частоты аккуратные, разборчивые, середина открытая

Сцена пропорционально-правильная с хорошей прорисовкой контуров, образов и планов, воздушная и подвижно-легкая. на сложных записях все почти так же хорошо, нет потери стройности или детальности, разве что звук иногда становится немного отстраненным. Конечно, в разных системах результат может различаться, но в целом он намного выше ожидаемого.

Back Rhodium Opus (3500 руб/1 м)


Конструкция

Не толстый и очень гибкий кабель. Разъемы с позолоченными контактами небольшие, тугие, но при этом удобные. Все маркировки присутствуют. проводники изготовлены из луженой меди, диэлектрик - прорезиненный силикон. Кабель неэкранированный.

Звучание

Воздушный звук с легким акцентом на верхней середине и верхних частотах. Слитный, мелодичный, но чуть менее детальный и не такой цельный, как у модели Black Rhodium Twist. Характер похож, но все не так пропорционально выверено. Немного меньше детальность и читаемость послезвучий, за счет этого подача получается более эмоциональной, но одновременно более погруженной в себя.

Воздушный звук с легким акцентом на верхней середине и верхних частотах

Частотный диапазон более-менее правильный, но иногда кажется, что баса чуть больше, чем хотелось бы, и это утяжеляет общую картинку. Сцена вполне правильная, только не очень воздушная, уплотненная. На сложных записях результат остается более-менее стабильным, разве что иногда проявляется резкость средневерхнего диапазона. В плане использования - вариантов может быть много, но стоит быть осторожным и в случае излишне резкой, и в случае излишне басовитой системы.

Oehlbach NF 14 Master Set (3900 руб/1 м)


Конструкция

Среднетолстый, гибкий и слабо пружинящий кабель. Разъемы - массивные, подпружиненные, с позолоченным покрытием. Все маркировки имеются, но заметны они плохо. Конструкция симметричная. проводники изготовлены из меди, более подробных сведений о конструкции и материалах нет.

Звучание

Неяркий, практически неокрашенный звук с аккуратной, но несколько упрощенной подачей. Динамика и детальность не самые высокие. По частотам получается следующее: баса немного, он округло-смягченный. Серединка слегка приподнята. Верхние частоты спокойные, даже немного сглаженные. подача умеренно эмоциональная. Сцена вполне правильная по пропорциям, но не воздушная. Хотя и как таковой плотности не ощущается. Просто такой вот спокойный, скромный характер в целом.

Такой вот спокойный, скромный характер

На сложных записях звук может становиться немного резче, но и не более - результаты ровные, поведение вполне предсказуемое. Основным вариантом использования видятся тракты с излишне резким, ярким или эмоционально перегруженным звуком. те случаи, когда хочется некоторой успокоенности, когда нужно чуть приглушить яркие краски. а то, что в разных условиях кабель ведет себя предсказуемо и схоже, в какой-то мере упрощает задачу и делает результат более прогнозируемым.

Straight Wire Encore 2 (4400 руб/1 м)


Конструкция

Кабель средней толщины, жесткий и в меру пружинистый. разъемы - фирменные, с квадратными ребристыми корпусами и позолоченными контактными поверхностями. Но форма при подключении совершенно не мешает, скорее даже наоборот. разъемы подпружиненные и в меру тугие. Маркировка направления подключения - на самих кабелях, поканальная - на разъемах. Конструкция симметричная, проводники изготовлены из меди. Кабель экранированный.

Звучание

Эмоциональный, густой и неторопливый звук. есть некоторый количественный акцент на средневерхней части диапазона. При этом и бас внушительный по масштабу, переливчатый и объемный. Вообще звук насыщенный, с упором на эмоции, но не утомительный. Сцена - широкая, глубокая, с укрупненными, четко очерченными образами. при всем этом детальность получается неплохой. Динамики иногда немного не хватает, это да - тяготение к записям малых и средних составов очевидно.

Звук насыщенный, с упором на эмоции

Использовать такой почерк можно в системах с острым или грубоватым звуком, при наличии склонности к холодному звучанию и уменьшению образов. Холодность и камерность при помощи подобного кабеля можно попробовать подкорректировать. также неплохой результат может получиться в трактах с торопливым звуком.

Atlas Equator Integra Asymmetrical (4700 руб/1 м)


Конструкция

Умеренно толстый, не столько жесткий, сколько пружинящий кабель. разъемы небольшие, с позолоченными контактами и прозрачным пластиковым внешним корпусом. Разделан кабель без пайки, только при помощи обжима. проводники изготовлены из 6N OFC меди. Конструкция кабеля, как следует из названия, несимметричная. поканальная маркировка нанесена на разъемы, а направление подключения - по надписи. Также на разъемах имеются серийные номера, а в комплекте - паспорт.

Звучание

Аккуратный, точный, наполненный и детальный звук. Чуть прохладный, с едва заметным акцентом на верхних частотах. Детальность, динамика, умение передавать нюансы и фактуры - все имеется. Верхние частоты подробные, серединка ровная, бас не самый масштабный, но в целом выглядящий очень соразмерно всем прочим составляющим частотного диапазона. Сцена средней ширины и глубины, с хорошей воздушностью и точной прорисовкой планов и образов.

Чуть прохладный, с едва заметным акцентом на верхних частотах

Детальности и динамики вполне хватает даже для сложного музыкального материала - звук практически не теряется ни в каких условиях. Единственное, что стоит учитывать при выборе кабеля для системы, - некую эмоциональную отстраненность и прохладу в звуке. Но эти качества подойдут тогда, когда надо «собрать» звук.

Audioquest Big Sur (5000 руб/1 м)


Конструкция

Кабель чуть толще и жестче, чем младшая модель Golden Gate, но внешне выглядит очень похоже - та же конструкция из соединенных оплеткой проводников, миниатюрные позолоченные разъемы, схожий принцип маркировки. Цвет другой и внутренняя конструкция. Хотя проводники - также медная моножила, диэлектрик - вспененный полиэтилен.

Звучание

Чуть светлый, объемный звук с очень неплохой наполненностью. Детальность неплохая, по динамике же есть небольшие нарекания - на некоторых записях ощущается сглаженность. В характере есть некоторое количество теплоты. Бас скорее масштабный, на нижней середине есть небольшой акцент. Хотя также приподнятыми ощущаются и средние и верхние частоты, просто это сам характер звука - размашистый, эмоционально насыщенный. Сцена явно широкая, но не очень глубокая.

Размашистый, эмоционально насыщенный

За счет почерка есть некоторое тяготение к малым и средним составам, но формально на сложных записях звук меняется слабо. Просто характер предрасполагает к такому восприятию. К динамичной, но холодной или эмоционально отстраненной системе такой кабель может подойти неплохо. Только в трактах с этими особенностями, но и еще с резким звуком результат сложно предсказать.

Van den Hul Combination Hybrid (5600 руб/0,8 м)


Конструкция

Кабель чуть-чуть толще, чем модель The Surf Hybrid, также достаточно жесткий, но менее пружинистый. Да и матово-золотистый цвет смотрится не так экстравагантно, как розовый. Разъемы схожие, позолоченные, но если в предыдущем случае они имели матовое покрытие, то у этого кабеля они блестящие. Они также нетугие и при подключении из рук не выскальзывают. Маркировка направления - по надписи, поканальная маркировка удобная и приметная. Конструкция - коаксиальная. проводники изготовлены из бескислородной меди с присадками, также в конструкции использован карбон.

Звучание

Одновременно мягкий, деликатный и яркий, эмоциональный звук. Очень неплоха детальность, в звуке много воздуха и света. При некоторой тяге к акцентам на основных тонах послезвучия слышны хорошо. Есть небольшой акцент на верхних частотах, а баса и нижней середины чуть-чуть меньше, чем хотелось бы. Сцена широкая, средней глубины, с отчетливо прорисованной картинкой.

Одновременно мягкий, деликатный и яркий, эмоциональный звук

На сложных записях практически ничего не меняется, результат вполне ровный, с динамикой нет никаких затруднений. Вероятное применение - немного ленивый тракт с перебором по низким частотам и нехваткой по верхам при сниженной динамике и детальности.

Real Cable Cheverny II-RCA (7000 руб/1 м)


Конструкция

Среднетолстый кабель, но кабель при этом гибкий и почти не пружинящий. Разъемы массивные, позолоченные, достаточно тугие. поканальная маркировка и маркировка направления присутствуют. Конструкция представлена двумя медными проводниками из ОСС меди, двойной экран ассиметричной конструкции. Кроме всего этого, имеется указание, что разделан кабель во Франции, к тому же есть паспорт с серийным номером.

Звучание

Неяркий, мелодичный звук с ровной, открытой серединкой, нерезкими верхними частотами и достаточно быстрым глубоким басом. Характер аккуратный, точный. Динамика и детальность весьма неплохие. В звуке ощущается некая неспешность, обстоятельность, но нет ни медленности, ни тяжеловесности. Сцена широкая, но неглубокая, ей немного не хватает трехмерности и воздушности, что иногда может восприниматься как зажатость. В основном это слышно на сложных динамичных записях, например на оркестровой классике.

Характер аккуратный, точный

Во всех же прочих случаях кабель вполне предсказуемый, ровный, без явного дисбаланса между какими-то составляющими звука. поэтому вариантов использования можно найти немало, только в трактах с медленным и зажатым звуком результат может оказаться не самым хорошим. А вот если нужно, наоборот, успокоить звук, это, вероятно, получится хорошо.

Real Cable CA-Reflex (7500 руб/1 м)


Конструкция

Кабель толстый, и за счет ферритовых колец в металлических корпусах (так добавлена система фильтрации) весьма тяжелый. Разъемы массивные, цанговые, с контактными поверхностями, покрытыми родием. Проводники набраны из жил OCC меди разного сечения, в качестве диэлектрика использован полиэтилен. Конструкция кабеля коаксиальная, экран присутствует. Поканальные маркировки и маркировка направления имеются, но они не очень наглядны. Разделан кабель во Франции, на коробке имеется серийный номер.

Звучание

Аккуратный и при том эмоциональный, экспрессивно насыщенный звук. Серединка слегка приподнята, верхние частоты подчеркнуты. Но не до степени резкости. Хотя доля холодности в звучании присутствует. Бас не самый глубокий, но быстрый и подвижный. Детальность неплохая, нехватки динамики не ощущается. Сцена - широкая, глубокая, многоплановая и воздушная.

Доля холодности в звучании присутствует

До какого-то предела в плане сложности записи звук почти не меняется, однако на некоторых фрагментах, бывает, теряется уверенность, стройность подачи, становится более заметной хлесткость, но не разборчивость. правда, резкости явной ни при каких условиях не слышно. В медлительных трактах с помощью этого кабеля можно несколько оживить звук.

Oehlbach XXL Series 1 (8300 руб/0,75 м)


Конструкция

Толстый, не очень гибкий, в меру пружинящий кабель. Разъемы массивные, позолоченные и умеренно тугие. Массивные настолько, что с некоторыми аппаратами, особенно винтажными, могут возникнуть сложности в подключении. Направление указано стрелками на кабеле, а вот поканальная маркировка не очень внятная - надписи на разъемах почти целиком закрывает термоусадка, а резиновые колечки черного цвета - еще надо догадаться, что это именно маркировка. Внутренняя Конструкция кабеля симметричная, с тройным экранированием. Проводники изготовлены из посеребренной меди, в качестве диэлектрика использован тефлон.

Звучание

Немного светлый, сглаженный, неторопливо-обстоятельный и наполненный звук с хорошей детальностью и динамикой. Верхние частоты прозрачные, неяркие и нерезкие. Серединка открытая, ровная и неокрашенная. бас и количественно, и качественно неплох. Сцена широкая, глубокая, с хорошими пропорциями и точными образами.

Неторопливо-обстоятельный и наполненный звук

При прослушивании сложных записей не возникает ощущения провала по каким-то составляющим, результат ровный и уверенный. только иногда немного теряется прозрачность и точность сцены. Хороший, ровный результат, и место кабелю - в системе с ровным звуком.

Van den Hul The Surf Hybrid (8400 руб/1 м)


Конструкция

Не толстый, но достаточно жесткий и пружинящий кабель забавного розового цвета. Разделан кабель тугими и вполне удобными фирменными позолоченными разъемами. направление не указано, остается только ориентироваться по надписи на кабеле. Конструкция коаксиальная, проводники изготовлены из меди с присадками, кроме этого, применен карбон и несколько экранирующих слоев.

Звучание

Мелодичный, подвижный и воздушный звук с хорошей детальностью и динамикой, большим количеством воздуха. На верхних частотах есть небольшой акцент, но до резкости дело особенно не доходит. Характер скорее светлый, но не резкий и точно не грубый. Особенно хорошо слышны послезвучия и всякие малозаметные нюансы, эмоциональные оттенки. Бас неглубокий, слегка сглаженный, аккуратный. Вот нижней середины иногда количественно не хватает.

Мелодичный, подвижный и воздушный звук

Сцена средней ширины и глубины, точная, с выверенными пропорциями, воздушная. В плане жанровых предпочтений и разных записей заметной разницы не слышно, результат ровный как на малых составах, так и на оркестровых произведениях. При выборе в первую очередь стоит учитывать склонность к эмоциональной (но не грубой) подаче с высокой динамикой. поэтому для резких и ярких трактов этот вариант не всегда окажется предпочтительным.

Результаты

Первое, что хотелось бы отметить, - склонность многих из протестированных кабелей так или иначе выделять, подчеркивать средневерхний диапазон. В разных случаях это получается и звучит по-разному, но факт остается фактом. Впрочем, представляя звук многих компонентов из более-менее бюджетного сегмента, можно отметить схожую тенденцию. Так же, к сожалению, обстоит дело и с подачей басов. У большинства испытуемых баса так или иначе меньше, чем хотелось бы. качественно - да, все не так уж и плохо, но вот количественно это уже некая тенденция.

Как и в случае с кабелями более дорогими, при выборе конкретной модели важны соразмерность (в том числе и по стоимости) и созвучность.
Ведь не столько важно, хороша та или иная модель, сколь то, к месту она пришлась или нет.

В остальном наши испытуемые показали совершенно разные свойства, иногда удивляя результатом в целом или какими-то своими отдельными качествами. Ситуации, когда все кабели были бы похожи, как близнецы-братья, к счастью, нет даже в начальном ценовом сегменте, которому и был посвящен тест. Конечно, бюджетных кабелей выпускается очень много (впрочем, дорогих еще больше), и охватить все представленное на рынке совершенно невозможно. Но для статистики и выводов это уже кое что, да и основной задачей я ставил не столько сравнение, сколько выявление индивидуальных особенностей и свойств каждой модели.

Что расстроило - откровений практически не было. Да, все победители теста показали очень приличные результаты, но приличные разве что для своего сегмента, иногда только выше ожидаемого. Но ни одна модель, вошедшая в тест (а были еще и не вошедшие экземпляры), не дала какого-то явно превосходящего результата, результата, который можно было бы сравнить с кабелями в два-три раза дороже. Видимо, кабельный сегмент уже существенно устоялся, все ниши и полочки заняты, и открытия случаются крайне редко. Впрочем, безумного разброса по качеству, как это встречается в более дорогом сегменте, тоже нет, а это уже должно обрадовать.

В плане измерений, конструкции и материалов все получилось менее однозначно, чем обычно. зависимость между конструкцией, материалами, физическими параметрами и звучанием в результатах этого теста настолько неявная, что и обобщать нечего.

А на практике всегда стоит помнить о том, что тема эта более субъективная, чем акустика или усиление, и менее прогнозируемая, поэтому всегда существует вероятность (даже при соблюдении всех условий тестирования) получить в каких-то других условиях результат, чувствительно отличающийся от результатов теста.


*Везде указана ориентировочная розничная цена моделей на момент проведения теста.

В современной аудиотехнике количество цифровых соединений постоянно растёт, но это не значит, что роль традиционных аналоговых кабелей ослабевает. Да, они не настолько сильно влияют на конечное качество звучания, как остальные звенья системы, разницу порой вообще сложно уловить, но именно из-за неверно подобранного кабеля совершенная и дорогая аудиоаппаратура не приносит вожделенного удовольствия от прослушивания музыки. Сегодня мы протестируем интерконнекты RCA ценой до 14000 рублей за стереопару.

  • Equator MkII
  • NEI-3002
  • Diamondback
  • Prelude
  • RC-10
  • CA Reflex
  • Equinox 6
  • Hyper
  • Cadenza
  • Eclipse 6
  • Columbia

КОМПОНЕНТЫ

  • CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (134000 руб.)
  • Интегральный стереоусилитель Bryston B-100 SST (217000 руб.)
  • Мини-мониторы Harbeth HL-P3ES-2 (75000 руб.)
  • Межблочные кабели RCA Accuphase Super Refined SL-10G (22000 руб.)
  • Акустические кабели Kimber Kable 12TC (20000 руб.)
  • Силовые кабели Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
  • Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (7000/3600 руб.)
  • (Цены протестированных проводов везде приводятся для метровых стеропар)

Прошло шесть лет с того момента, когда мы последний раз тестировали межблочники, для чего разработали довольно сложную методику - сначала испытывали их моносигналом на нейтральность, а затем уже в привычном сравнительном режиме оценивали влияние на звучание аудиосистемы. Ведь при выборе кабеля важнее всего описать не столько звучание системы с ним, сколько уловить закономерности в получаемых изменениях. Повторятся ли они в других условиях? Не скажется ли на результатах эффект плацебо, когда только лишь оттого, что провод выглядит солидно, несёт на себе престижное клеймо или очень дорог, начинаешь думать, что и техника с ним звучит намного лучше?

В хай-файных форумах всё ещё ожесточенно спорят, стоит ли тратить на межблочники и другие кабели суммы, сравнимые со стоимостью какого-нибудь не самого примитивного интегрального усилителя или проигрывателя. Да и откуда, казалось бы, взяться этим изменениям, если до сих пор никто простыми и понятными словами не объяснил их природу, а уж тем более переход из ничтожного физического количества в субъективно осязаемое качество. А когда споры уходят в плоскость, может ли отрезок провода улучшить звучание там, где его улучшить уже нельзя - например, при установке вместо перемычки, тут уже и вовсе не до философии. Те, кто не слышал разницы, начинают обзывать тех, кто её ощутил, сумасшедшими. Появился даже термин «шнурковщина» - дескать, в этой области всё от лукавого.

Как вы понимаете, ни один кабель сам по себе не звучит. Он лишь пропускает сквозь себя сигнал, причём на выходе он уже не тот, что на входе. Но из этого не стоит делать вывод, что провод никогда не сможет улучшить звучание сверх того, что считается эталоном. Такая формулировка допустима лишь для идеальной системы с идеальной перемычкой - тут любой кабель действительно обречен на проигрыш. Но мы-то все имеем дело с реальной техникой, у которой есть свои недостатки. И то, что какой-то кусок провода может сработать как фильтр, сделать шероховатости менее заметными, а полезные качества выразить полнее, опытным аудиофилам так же ясно, как школьнику, что дважды два четыре.

Именно на сравнении с перемычкой, а фактически - в режиме «кабель есть - кабеля нет» и построена вся методика оценки межблочников на этот раз. Она самая достоверная, но и самая сложная. Ведь разница при таком подходе проявляется в мизерной дозе, и при малейшем дефиците звукового разрешения в тракте её можно просто не заметить.

Однако есть способ эту разницу многократно увеличить. Для этого нужно слушать в ближней зоне на профессиональных компонентах, что позволяет анализировать звук так, будто вы его поместили под микроскоп. Вот почему сегодня мы отставили в сторону нашу напольную референсную акустику и вооружились небольшими закрытыми мини-мониторами разработки двадцатилетней давности, которые отвечают стандартам BBC и создавались для работы с мастер-фонограммами. При правильной установке они дают сильнейший эффект масштабирования. То есть акустика фактически стоит на расстоянии едва ли не вытянутой руки, а воспроизводимый музыкальный материал материализуется далеко за линией базы в виде чёткой, стабильной трёхмерной сцены. Поверьте, если в эту идиллию вмешивается какой-либо кабель, установленный вместо перемычки, то это услышит даже глухой.

Остаёмся на связи

В следующем номере мы продолжим тестирование и познакомимся ещё с 14 интерконнектами более высоких ценовых категорий. А здесь подведём промежуточные итоги.

В сегменте до 7000 руб. наибольшее доверие (но не восторг - это разные вещи) вызвал самый доступный образец Atlas Equator MkII. Мы не станем называть его эталоном и утверждать, что ваша аудиосистема с ним зазвучит божественно, но в своей группе именно он показал минимальные отличия от перемычки. Grand Prix за точность.

На интересный результат можно рассчитывать с интерконнектами Physics Style RC-10 и Audioquest Diamondback. Они имеют где-то схожий резковатый характер звучания, что некоторым не понравится, но получают от нас «Рекомендацию». И вот почему. Аудиосистемам, которые составляются из топовых хай-файных компонентов ценой где-то под 50 - 80 тыс. руб., часто не хватает до следующего классового уровня всего ничего - этакой уверенности в «голосе». Вроде со звуком всё в порядке, он и точен, и вылизан, лишён «бюджетной» подкраски и прочего брака. Но включаешь и понимаешь, что воспроизведение какое-то робкое, музыке не хватает масштабности, динамике - полновесности, тембрам - роскошности. Всё время чувствуется какая-то недосказанность. Так вот с указанными кабелями есть шанс устранить её, приблизить систему к High End.

Остальные кабели в этой ценовой нише хороши в тех случаях, когда звучание системы нуждается в какой-то особенной корректировке. Тут надо просто подобрать тот интерконнект, который полнее всего исправит или замаскирует некоторые проблемы в звучании.

В следующем ценовом сегменте 7000 - 14000 руб. обладателем Grand Prix становится Audioquest Columbia. Когда ничего не теряешь - это уже много.

В число «Рекомендованных» внесем Bluenote LS 3 за его умение выделять главное и The Chord Cadenza за эффект улучшения артикуляции. Эти межблочники ещё не идеальны и вдобавок не ко всем системам подойдут по характеру, но с ними слушать музыку намного интереснее, тогда как остальные протестированные образцы дают лишь ощущение благозвучия.

В статье рассматривается влияние, которое оказывают межблочные и акустические кабеля на качество звучания, а также приводятся варианты конструктивного исполнения таких кабелей.

До недавних пор в бытовой аудиоаппаратуре не придавалось особого значения межблочным кабелям, так как бытовые усилители звуковой частоты и акустические системы не обладали достаточно широким динамическим диапазоном (высоким разрешением). Кроме того, в тракте каждого усилителя присутствовал регулятор тембра, который удлинял тракт воспроизведения и тем самым уменьшал разрешение системы, а также позволял подкорректировать огрехи тракта (завалы АЧХ на краях звукового диапазона) по вкусу слушателя.

Сегодня считается признаком хорошего тона использовать в аудиосистеме усилители без регуляторов тембра. Это подразумевает, что весь акустический тракт, начиная от источника сигнала, усилителя звуковой частоты (УЗЧ), акустических систем (АС) и заканчивая соединительными кабелями между ними, безупречен, не вносит никаких частотных и фазовых искажений, не говоря о нелинейных искажениях. Вклад в качество звука каждой 16 из перечисленных компонент можно распределить примерно так: источник сигнала – 23%, УЗЧ – 50%, акустические системы – 25% и кабели – 2%. Возможно, у кого-то цифры получатся другие. Конечно, подразумевается, что вы подаете сигнал на АС через медные провода достаточного сечения (для бытовых систем обычно достаточно 2,5…4 мм 2), а не пытаетесь получить качественный звук, подавая сигнал через тоненькие стальные омедненные провода.

И если качество вашего УЗЧ, АС и источника сигнала в сумме тянет всего на 40%, то не рассчитывайте, что остальные 60% вам удастся вытянуть за счет кабелей, в данном случае даже «золотые» кабели, в переносном смысле, не помогут, их влияния на тракт вы просто не почувствуете. В то же время если у вас тракт в целом хорошо сбалансирован, то замена одного из кабелей на кабель с «отсебятиной» уж точно внесет изменения в характер звучания не в лучшую сторону.

Особенности человеческого слуха

Работы Мартина Ленхарда доказали наличие у человека двух слуховых каналов: ушного и кожно-костно-жидкостного. Если по первому каналу слышимые частоты лежат в пределах 16 Гц…20 кГц, то по второму значительно выше – до 40… 100 кГц. Частоты, воспринимаемые по второму каналу, не воспринимаются как звук в нормальном понимании, но заметно влияют на восприятие картины окружающего пространства. Человек слышит гармоники до 100 кГц кожей, костями и жидкостью организма. На этом принципе уже много лет работает методика протезирования потери слуха у глухих. Звук переносится специальным прибором из слышимой области в ультразвуковую и передается через кожу и кости. После некоторой тренировки глухие начинают слышать. Очевидно, что те, у кого второй канал менее развит, менее чувствительны к тонким изменениям звука под действием смены кабелей. Поэтому у каждого слушателя свои ощущения, которые он не всегда может правильно оценить и передать словами.

Вот и получается, что в системах с высоким разрешением становятся слышны малейшие влияния кабелей, которые в звуковой частоте почти не проявляются. В системах с небольшим завалом в области ВЧ могут быть полезны кабели с композитными проводниками (посеребренные, кабели Ван ден Хула с углеводородными включениями и др.), хотя в сбалансированной аудиосистеме такие кабели чаще всего приводят к отрицательному результату. И, наоборот, в аудиосистеме, в которой имеется подъем в области ВЧ, могут быть полезны кабели с повышенной погонной емкостью, которые смогут внести небольшую коррекцию в АЧХ и ФЧХ, приятную для слуха.

Таким образом, сегодня многие аудиофилы пытаются бороться с проблемами своих аудиосистем подбором кабелей, как это раньше делалось с помощью темброблока или эквалайзера.

Вся эта возня с кабелями чем-то напоминает анекдот про сельских жителей, которые накрыли сарай недоброкачественно вымолоченной соломой, а лето выдалось дождливое, и рожь взошла. Вместо того, чтобы взять косу и скосить ее, крестьяне стали тащить на крышу корову, чтобы та поела траву.

Микрофонные кабели

Помимо электрических параметров, таких как сопротивление, погонная емкость и индуктивность, на параметры кабеля на самом деле влияют его конструктивные особенности как чисто геометрические, так и свойства использованных материалов: материала проводников, диэлектриков. От этого во многом зависит степень проявления скин-эффекта, подверженность микрофонному эффекту, защищенность от внешних электромагнитных полей и т.д.

Для применения в профессиональной технике были разработаны инструментальные и микрофонные кабели, которые и сегодня используются в студиях звукозаписи и всеми профессионалами. Наиболее известные производители профессиональных кабелей –это фирмы Р r ое l , Са n а r е, S о mm е r , Ех tr о n , К lotz и др.

Длина микрофонных кабелей обычно от 15 до 30 м и более. Длина мультикора (многопарных микрофонных кабелей) от сцены до пульта звукорежиссера обычно от 50 до 150 м и более. Итого длина только микрофонных кабелей со слабыми сигналами, наиболее подверженными влиянию помех и свойств кабелей, достигает почти до 200 м. Как известно, чем больше длина кабелей, тем большую величину имеют его такие параметры, как емкость, индуктивность и сопротивление постоянному току, которые приводятся обычно как погонные на метр длины для конкретного кабеля. Кроме того, с ростом длины кабелей возрастает и негативное влияние диэлектрика, вносящего в сигнал электрическую турбулентность, связанную с поглощением энергии передаваемого сигнала, частичным ее преобразованием в тепло и частичным возвращением с некоторой задержкой обратно в проводник. Асимметричность заряда диэлектрика и его затухания вызывает волновые искажения, смещения по постоянному току, переходные помехи и потерю низкоуровневой информации.

Тем не менее, даже на таких длинных кабелях при передаче слабых сигналов профессионалы не замечают заметного негативного их влияния на звук и не помышляет об их замене супермодными современными аудиофильскими стоимостью от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов за метр.

Тесты аудиофильских кабелей

Тесты кабелей обычно проводят, сравнивая звучание системы с кабелем и с перемычкой. Вот некоторые выдержки из теста межблочных аудиофильских кабелей ценовой категории 1500-3000 USD (цена подержанного автомобиля в неплохом состоянии).

«Этот кабель по звучанию очень сложно отличить от перемычки. Он не вносит ничего от себя в музыкальную картину», в итоге такому кабелю дается невысокая оценка, ну раз он ничего не меняет в системе к лучшему.

«Против перемычки придает звуку резкость. Шлейф послезвучаний не воспринимается таким же детальным и глубоким –звучание кажется поверхностным», и это кабель указанной высокой ценовой категории.

«Слегка приближаются удаленные планы, сцена получается менее глубокой», тем не менее этот кабель получает высокую оценку эксперта.

«В верхнем регистре колорит дискантов проработан даже лучше, чем у перемычки. Единственное «но» –легкое замутнение тончайшего микродинамического рисунка». В итоге кабель получает высокую оценку.

«Воспроизведение делается намного более материальным и четким в басовой области. Чуть хромает стабильность и эшелонирование сцены…». Кабель также получает хороший отзыв.


Объектами нашего нынешнего теста стали межблочные аналоговые кабели весьма серьезной ценовой категории. Конечно, мы смогли охватить всего лишь очень небольшую часть из того, что выпускается в настоящее время, но и в этой подборке нашлось немало интересных экземпляров.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Сравнивать кабели - дело непростое и часто неблагодарное в силу большой вероятности разброса результатов в зависимости от условий. В этом тесте мы постарались минимизировать возможные погрешности - все кабели проходили одну и ту же длительную процедуру приработки, а потом тестировались по очереди в двух равноценных системах весьма высокого уровня. В обоих случаях кабели устанавливались между цифровым источником сигнала - проигрывателем компакт-дисков или цифроаналоговым преобразователем и предварительным или интегральным усилителем. Полученный в процессе внимательного прослушивания результат в первую очередь заключался в поиске и описании услышанных отличительных черт и характера звучания.

Результаты

XLO UNLIMITED EDITION
50 500 Р

***** Детальность
***** Динамика
***** Тональный баланс
**** Удобство

При общем высоком уровне кабелей в тесте все они, даже модели одного производителя, ощутимо по-разному меняют характер звучания. Можно спорить о том, кто лучший кабель - самый нейтральный и минимально вмешивающийся в звук, но на практике существуют разные системы и компоненты, далеко не все из них сами нейтральны по звучанию. И вкусов, предпочтений встречается почти столько же, сколько и слушателей. Где-то оптимальным окажется самый нейтральный кабель, где-то может получиться так, что недостатки системы будут нивелироваться за счет достоинств или даже за счет недостатков кабеля, а где-то специфический почерк тракта будет усиливаться необычной подачей кабеля. Вопрос только в том, кто как хочет слышать звук в своем музыкальном тракте. Поэтому каждый из тестируемых кабелей найдет свою систему, где именно он окажется наиболее подходящим. К тому же в тесте поместилось не так много кабелей, а только небольшая часть от всего того, что производится в мире.

Подводя результаты, остается подчеркнуть те моменты, которые показались наиболее интересными, а также попробовать соотнести услышанное с результатами измерений.

Furutech Evolution и Nordost Frey оказались фактически самыми динамичными кабелями в тесте, такой почерк может удачно подкорректировать в системе звук медлительный и ленивый, или же, если система обладает динамичным звучанием, вывести этот показатель на еще более высокий уровень - главное не перестараться. Одновременно у этих кабелей самые низкие показатели емкости, кабели же с высокой емкостью в большинстве своем, но не без исключений, особой динамикой похвастать не могут. Показатели сопротивления и индуктивности оказались не столь однозначными в случае нашего теста. Cardas Golden Reference и Audioquest Niagara - оба кабеля сложно назвать линейными, скорее, они имеют ярко выраженный индивидуальный характер. Но характер этот во многом столь необычен и интересен, что точка приложения для него, несомненно, найдется, и не одна. Cardas может добавить жизни и эмоций практически любой холодной и малоэмоциональной системе, Audioquest обладает сбалансированным почерком и одновременно способен подкорректировать звук неуверенный или мягкий, добавив ему масштаба и напора. К этой же группе можно отчасти отнести Silent Wire NF32 - при всей универсальности и «породистом» звуке есть тяготение к силовой, пусть и качественной подаче, что может хорошо реализоваться в системе высокого уровня, построенной, в основном, под рок-музыку.

Ortofon Premium AIC-X7 - кабель необычный и выделяющийся из общей картины. Если бы не тяготение к малым и средним составам и нехватка динамики, эта модель вполне могла оказаться среди лучших в тесте. Подача со столь внимательным отношением к каждому нюансу звука, к каждому послезвучию в сочетании с естественностью тембров встречается нечасто.

По совокупности качеств практически однозначно из всех тестируемых образцов выделяется XLO Unlimited - к подаче как таковой придраться почти невозможно, все так, как должно быть. Одновременно есть очень бережное отношение к достоверности звучания музыки и исключительно естественное звучание музыкальных инструментов, будь то акустическая гитара, виолончель, контрабас или голос человека. Правда, раскрыть весь имеющийся потенциал можно в системе, изначально обладающей достоверным, детальным и одновременно музыкальным звучанием - в других случаях возможно, что недостатки исходного тракта, если они есть, станут более заметными.