Профессиональные обязанности многих людей включают регулярные публичные выступления и нахождение в непрерывном контакте с многочисленной аудиторией. Деятельность политиков, преподавателей, юристов, менеджеров, артистов непосредственно связана с пребыванием, взаимодействием, общением и нередко убеждением обширной группы людей.

В своей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуацией, когда возникает необходимость проявить свое ораторское искусство и выступить перед аудиторией. Согласно данным психологов, определенный уровень страха перед выступлениями присутствует у подавляющего большинства людей – свыше 95% населения. Боязнь сцены входит в число самых распространенных фобий, которая не только причиняет неудобства, ухудшает психическое самочувствие и физическое здоровье, но и затрудняет выполнение должностных обязанностей, препятствует дальнейшему карьерному росту.

С такими страхами знакомы многие выдающиеся артисты и музыканты, которые регулярно выступают перед большой аудиторией. Сильную патологическую боязнь сцены испытывали актриса Фаина Раневская, певец Дитрих Фишер-Дискау, музыканты Пабло Казальс, Гленн Гульд, Артур Рубинштейн.

Для многих людей страх сцены является значимой стрессовой ситуацией, несвоевременная, неправильная и неполная терапия и коррекция которой может стать фактором акцентуации личности и перейти в категорию психических расстройств. В результате воздействия страха, как травмирующего фактора, человек прибегает к так называемому защитному поведению. Этот механизм помогает только на некоторое время, и если проблема в дальнейшем не разрешается, и человек не в силах справиться с имеющей место боязнью, именно защитные механизмы становятся препятствием личностного роста. Они порождают новые эмоциональные проблемы, формируя стремление уйти от действительности в «искусственный мир упрощенности» и являются причиной психических заболеваний.

Поэтому вовремя распознать симптомы, проанализировать причину, дать откровенную и, в то же время, оптимистичную оценку происходящему, принять меры психологической коррекции крайне важно.

Проявление глоссофобии

В психологии патологическая боязнь публичных выступлений именуется глоссофобией или пейрафобией. Следует четко разделять естественное волнение, которое испытывает любой человек перед предстоящим сольным монологом, ориентированным на большое скопление людей, как знакомых, так и незнакомых. Так, вполне адекватная реакция организма – волнение, возникает перед предстоящим сольным выступлением начинающего танцора и музыканта, перед устными вступительными экзаменами в ВУЗ. В то же время, эта личность не будет испытывать тревоги, напряжения и страха, когда предстоит продемонстрировать свои таланты или прочитать доклад перед знакомой аудиторией: коллегами, однокурсниками, преподавателями.

Психологи подчеркивают, что умеренное количество тревоги и волнения имеет свои положительные стороны. В предвкушении ответственного события человек становится внимательнее, собраннее, энергичнее, в итоге – его выступление проходит успешно и качественно. А «соло» на публике у тех, кто совсем не испытывает волнений, зачастую получается провальным.

Индивид, страдающий глоссофобией, будет испытывать необъяснимый и неукротимый страх во время или перед выступлением даже перед хорошо знакомыми слушателями или перед незначительной по численности группой людей. Его боязнь – не избирательна, а постоянна при пребывании на публики.

Симптомы расстройства

Хотя факторы, вызывающие дистресс при фобических расстройствах различны, они все вызывают одинаковую по существу, неспецифическую биологическую реакцию. Перед или при наступлении неблагоприятной для индивида ситуации, в данном случае – в предвкушении пребывания на публике, возникает и нарастает эмоциональное напряжение. Высокий уровень активности субкортикальной системы, активизирующей кору головного мозга, двигательных центров, желез внутренней системы, симпатической автономной системы, изменяет работу внутренних органов. Так, распространенные проявления боязни сцены:

  • Увеличение и напряжение мышц;
  • Изменение жестикуляции и мимики;
  • Изменение тембра и тона голоса;
  • Вегетативные проявление: чрезмерное потоотделение, учащенное сердцебиение, «скачки» артериального давления;
  • Головная боль, неприятные, давящие ощущения в области сердца.

Приступ глоссофобии может сопровождаться:

  • сухостью во рту,
  • дрожанием голоса,
  • утратой способности говорить,
  • непроизвольным мочеиспусканием.

В редких случаях у людей с повышенной нервной возбудимостью подобная фобия вызывает обмороки разной продолжительности. Потере сознания, как правило, предшествуют головокружение, слабость, тошнота, отмечаются бледность лица и губ, холодные конечности, слабый частый пульс.

Сила проявление и количество симптомов сугубо индивидуальны и зависят от особенностей характера человека, способу реагирования на сигналы тревоги, функционального состояния организма, настроения, утомления и характера деятельности в данный момент

Причины появления

Основные причины формирования глоссофобии:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Социальные факторы.

Генетическую наследственность имеет индивидуальная склонность к конкретным видам страха, боязнь общества вообще, врожденный уровень тревожности. Человек, как составляющая единица общества, боится быть не принятым, не понятым, не оцененным сообществом, боится быть социально изолированным. Среди наследственных психологических характеристик стоит выделить основу для дальнейшего формирования характера: темперамент, генетическая акцентуация и степень тревожности. Довольно похожи психологические характеристики родителей и потомков: они имеют схожие страхи, определенный способ их восприятия, одинаковую силу реакции и степень «застревания».

Наиболее значимыми источниками формирования фобии пред публичным выступлением, психологи считают социальные факторы:

  • неправильное, чрезмерно строгое воспитание;
  • неверное поведение родителей в семье: запугивания, запреты, угрозы в детском возрасте;
  • излишняя восприимчивость к критике окружающих и внутренняя «цензура», порождающие ананкастическую робость и покорность;
  • негативное отношение к собственному «Я», низкая самооценка, вследствие давления взрослых на детскую психику;
  • отрицательный детский опыт, который подвергся значимой для индивида критике;
  • искажение силы стрессовых факторов в сторону их усиления;

Пейрафобия может проявиться из-за отсутствия уверенности быть понятым аудиторией, что связано с плохой, недостаточной подготовкой и отсутствием необходимых знаний. Для многих выступления на сцене представляют сложность из-за отсутствия достаточного опыта.

Вероятным фактором появления боязни сцены является стремление к совершенству. Очень часто глоссофобия проявляется у людей- перфекционистов, стремящихся к идеалу и имеющих привычку дорожить общественным мнением.

Также пребывать у всех на виду боятся люди, чья тревожность сопровождается акцентуацией педантического типа.

Лечение: как бороться?

Разумеется, необходимо избавляться от этой фобии, причем соответствующими специалистами данные страхи ликвидируются успешно и полностью. Профессиональная помощь для избавления от глоссофобии необходимо лишь для тех, у кого страхи переходит в , определить четкую границу которых под силу исключительно психотерапевту. Для всех остальных ораторов, лекторов, актеров и музыкантов преодолеть фобию можно самостоятельно.

Шаги по преодолению страха выступать на публике включают четыре этапа:

  • осознание проблемы;
  • анализ причин появления;
  • выработка идей решения;
  • проверка идей на практике.

Остановимся подробнее на возможных методах разрешения, призванных снизить уровень тревожности, повысить самооценку и избавиться от глоссофобии.

Этап 1. Избавляемся от неизвестных

Тщательно анализируем публику: численность, социальный статус, возраст, жизненные позиции, интересы аудитории. Необходимо четко осознавать, что общество ждет от вашего выступления, и какую ответную реакцию вы предполагаете получить. Ваша информированность сведет на нет фактор неизвестности, станет прогнозируемым получение определенного результата.

Этап 2. Укрощаем «чудовище»

Ваша нервозность усиливается наделением публики отрицательными чертами и фиксацией на «минусах», таких как: якобы имеющие место в аудитории скептическая ухмылка, жесты неодобрения, критичный шепот и т.д. Изменить свое восприятие публики можно, сформировав мысли одобрения. Наделите объекты положительными чертами, обращайте мысленно внимание на исходящие из зала приятные мелочи: одобрительные жесты, ликующие голоса, заинтересованные взгляды. Отличный способ побороть боязнь сцены - визуализация, когда представляешь выдающийся результат своего труда в перспективе.

Этап 3. Не допускаем провала выступления

Если страх сцены вызывает боязнь провала и неудачи, лучшим средством будет тщательная подготовка. Когда человек уверен в своих знаниях и достаточной проработке темы, он будет значительно меньше волноваться.

Например, у вас предстоит доклад. Алгоритм ваших действий таков:

  • поиск, анализ и изучение исходных данных из нескольких источников,
  • создание уникального текста,
  • конспектирование главных тезисов,
  • составление плана выступления,
  • подбор веских аргументов,
  • заучивание или близкий пересказ составленного текста,
  • изучение возможных вопросов и составление ответов на них.

Отрепетируйте ваш доклад перед зеркалом или выступите перед близкими. Хороший эффект принесет прослушивание надиктованного своим голосом текста. Уделите особое внимание невербальной части: вашим жестам, мимики и внешнему виду. Такая предварительная презентация поможет выявить и исправить возможные ошибки, придаст уверенности в ваших ораторских способностях.

Этап 4. Признаем возможность на ошибку

Следует снизить зачастую преувеличенную значимость других людей, логично оценивать критику, признавать наличие у каждой личности недостатков, в числе которых: сарказм, цинизм, скептицизм, недоброжелательность и иные минусы. Осознание того, что любой может ошибаться, и не всегда из уст доброжелателей исходит справедливая критика, вселит в вас большую уверенность.

Необходимо регулярно заниматься техниками, направленными на формирование объективной самооценки и увеличения чувства собственного достоинства. Отличный результат дают аффирмации на тему ощущения собственной ценности и принятия себя уникальной личностью.

Этап 5. Фиксируемся на позитиве

Целесообразно сосредоточиться на самом процессе, а не на ожидаемом результате. Будет более продуктивным фиксация на протекании действия в настоящем, а не на пока иллюзорный будущий результат. Представьте все приятные аспекты вашего пребывания на публики, ваш успех и признание. Имеющийся негативный опыт необходимо трансформировать в позитив.

Кроме того, хорошими методами побороть страх сцены являются:

  • физические упражнения на разные группы мышц,
  • правильное дыхание,
  • активизация работы левого полушария, например: математические вычисления,
  • пение мысленно или вслух приятной мелодии,
  • изменение положения тела на более открытую позу,
  • регулярные медитации,
  • использование техник самовнушения.

Фантастической силой обладает улыбка. Искренняя улыбка снизит психическое напряжение и дискомфорт, обманет подсознание (ведь бояться и испытывать радость одновременно не возможно). Улыбнитесь публике и, получив улыбку в ответ, вы почувствуете, как ваши страхи вас покидают. Не избегайте выступлений и общения с публикой, уверенность придет с опытом!

Дополнительные материалы о боязни сцены

Аудио-лекция о техниках работы со страхом публичных выступлений.

Оценка статьи:

читайте также

Все статьи

Казалось бы, имеются и более значительные страхи, оправдывающие свое существование, например – боязнь диких зверей, или страх заболеть раком. Но оказывается, все это бледнеет на фоне такого психологического заболевания, как пейрафобия. Страдающий этим фобическим страхом человек больше всего на свете опасается публично выступать с трибуны, сцены, и так далее. Многие ученые считают, что этот страх является наиболее глубоким из всех, которые когда-либо владели человечеством.

Доказано, что даже те люди, чья профессиональная деятельность связана с публичными выступлениями, и они постоянно находятся на публике, — также нервничают, находясь перед аудиторией. Причем, это касается каждого, как политика, или преподавателя, так и артиста. Страх спровоцирован тем, что на человека устремлено внимание абсолютно всех присутствующих, и эти люди слушают то, что он говорит. Но, как оказалось, страх вызывают лишь те действия, которые не выполняются достаточно часто, именно поэтому возникает значительный дискомфорт, и желание немедленно покинуть сцену, спрятаться за кулисами.

Чтобы привыкнуть к ощущению публичного выступления, специалисты рекомендуют как можно чаще находиться в больших компаниях, чаще общаться с людьми. Если страдающий пейрафобией будет больше времени проводить на виду, то скорее всего, он сможет побороть свою боязнь, если заболевание еще не зашло слишком далеко. Еще один способ корректировать это болезненное состояние – воспользоваться помощью человека, который имеет большой опыт в общении с публикой. Наглядный пример всегда очень действенен, и советы окажутся полезными.

Установлено, что причиной возникновения страха публичных выступлений могут являться социальные составляющие и генетическая предрасположенность. Ученые давно доказали, что склонность человека к целому ряду фобий обусловлена наследственными признаками с учетом индивидуальных психологических характеристик. Еще в древности общество воспринималось синонимом личной безопасности индивидуума, и даже жизни. В общине легче было охотиться, защищаться от нападения диких животных. Если член общины заболеет, его лечат, оказывают помощь, делятся едой. Вне общины жизнь одиночки значительно опаснее. Именно в связи с этими факторами большинство людей боятся быть непринятым или непонятым обществом, боятся оказаться в социальной изоляции.

Основными психологическими характеристиками, которые передаются наследственно, считаются невротизм и акцентуация, а также темперамент. На основании этих составляющих происходит формирование характера. Если психологические характеристики детей и родителей схожи, то они имеется и схожесть возникающих у них страхов, создается одинаковый тип восприятия. Подобный фон обеспечивает формирование вызывающих страх ситуаций.

Также, значительными причинами возникновения иррациональной боязни публичного вступления являются определенные социальные факторы. В эту категорию входит запугивание в детском возрасте, неправильные методы воспитания, моменты негативного восприятия ребенка в школе, отрицательное, непедагогичное отношение учителя. Нередко деятельность ребенка оценивается негативно со стороны учителей или родителей, и причиной такого их поведения является желание вызвать у ребенка стремление стать еще лучше, хотя в реальности его выступление было не таким уж плохим. Таким образом, их критика вовсе не идет во благо, а способствует развитию пейрафобии. Признаком развития любого социального страха может стать и семья, когда мать ведет себя неправильно, запугивая расшалившегося ребенка тем, что не будет его любить или отдаст на воспитание в детский дом.

Если пейрафобия развита в тяжелой форме, то у страдающего этим заболеванием проявляется ряд признаков, которые свойственный любому фобическому страху. Когда имеет место боязнь публичного вступления, то у человека пересыхает в горле, дыхание становится затруднительным. Некоторым людям кажется, что они вообще лишились способности разговаривать, и не могут вымолвить ни единого слова. Наблюдается явная дрожь в коленках, возникает головокружение, нарушается ритм сердца. Но, как правило, большинство больных все-таки справляются с ситуацией, и конечно, со сцены никто не убегает. Хотя, только они сами знают, каких неимоверных усилий воли им стоило безукоризненно сыграть свою роль, прочитать текст, и притом еще мило улыбаться публике, и кивать головой в соответствующие моменты.

Конечно, среди общего числа пейрафобов имеется немало неудачников, для которых пятиминутное пребывание на сцене приносит огромное разочарование, как им самим, так слушателям. Человек запинается, допускает множество оговорок. Таким образом, впечатление о его работе и о нем значительно ухудшается. Поэтому, главное, что требуется предпринять перед выступлением человеку, страдающему пейрафобией – это как следует подготовиться. Такой довольно простой метод, рекомендуемый психологами, достаточно эффективен. Дело в том, что когда человек уверен в своих силах, его степень беспокойства значительно снижается. Можно записать свое выступление на диктофон, прослушать, сделать нужные поправки и изменения. Чтобы чувствовать себя на сцене уверенно, следует позаботиться и о внешнем виде. Костюм, аксессуары, и прочее, следует выбирать с учетом особенностей аудитории.

Выступление перед публикой – целое искусство. Но что делать, если вы не просто не умеете выступать перед аудиторией, но и боитесь этого? Глософобия, или страх публичных выступлений (страх сцены) находится на втором месте по популярности после страха смерти. Его причины могут иметь самые разные корни: от до детства. Но преодолеть глософобию можно. И это доказали такие известные люди, как Джим Керри, Бенедикт Кембербэтч, Меган Фокс. Да-да, они тоже боялись сцены. И далеко не только они.

Самая популярная причина – . Если вы еще никогда не выступали публично, то страх вполне понятен. Просто вам это незнакомо, это пока лежит за границами вашей . Другого варианта нет, кроме как пробовать, заставлять себя выступать публично, расширять зону комфорта. Всегда бросайте себе вызов, сами напрашивайтесь на публичные выступления, раз решили, что вам нужно научиться этому. Чем чаще вы будете выступать, тем проще это будет происходить. Вы накопите опыт. В итоге страх уйдет, останется только приятное волнение и эмоциональный подъем.

Еще одна возможная причина – неудачное выступление и как следствие – психотравма. С этим справиться сложнее, но попробуйте проанализировать предшествующий опыт. Что именно повлекло неудачу? Что именно случилось? Сравните старого себя и прежнего. Думаю, эти люди явно отличаются. Возможно, новый вы обладает всеми инструментами, чтобы предыдущий опыт не повторился.

Таким образом, причиной страха выступления может быть:

  • зацикливание на своих переживаниях, на своем страхе;
  • неудачный предшествующий опыт, воспоминания о нем;
  • плохая подготовка к выступлению;
  • недостаток опыта.

Ну и дополняет картину неуверенность в себе, робость, застенчивость, и много чего еще. Каковы ингредиенты вашего коктейля глософобии?

Как выступать перед аудиторией

В первую очередь измените свое отношение к страху. Перестаньте воспринимать его как преграду, а начните видеть в нем возможности. Дело в том, что страх и волнение заставляют наш организм на психофизиологическом уровне работать на полных мощностях. Мы становимся быстрее, сильнее, умнее и ловчее. Осознайте, что волнение разгоняет по организму кровь, за счет чего вы можете быстрее анализировать информацию, быстрее говорить, быстрее и точнее подбирать слова. Вы можете быть в разы продуктивнее, если позволите волнению помогать вам, а не будете относиться к нему с еще большим страхом.

Всегда выглядит приятнее тот оратор, который не прячется за трибуной и не читает по бумажке. Но это верх искусства и, конечно, пока жив страх выступления, достичь такого не получится.

Упражнения по преодолению страха

Подготовка – основной способ избавления от страха. Но неплохо дополнить его еще некоторыми методиками.

Для нормализации нейрогормонального состояния полезно нагрузить себя физически. Отожмитесь, поприседайте, пробегитесь, помашите руками. И телу полезно, и «антистрашин» выработается, проще говоря, эндорфины – гормоны антистресса и счастья. Но не делайте этого непосредственно перед выступлением, ваше дыхание должно нормализоваться, а вид быть опрятным.

Визуализация

Представьте и проиграйте в голове предстоящее выступление перед публикой. Прочувствуйте его каждым из основных чувств. Представляйте каждую деталь, чем точнее, тем лучше. Представьте внимательные взгляды слушателей, обмен энергией. Представляйте только успешное и приятное. Представьте самый удачный сценарий: как вы шутите, как положительно на это реагирует публика, как мастерски вы отвечаете на неожиданные и сложные, а то и каверзные, вопросы.

Самовнушение

Прежде чем выйти на сцену (выступить), проговорите несколько фраз:

  • Я рада, что я здесь.
  • Я рада, что вы здесь.
  • Я уверена в своих знаниях.
  • Я знаю и понимаю то, о чем хочу рассказать.
  • Вы мне нравитесь.
  • Я вам нравлюсь.

Преодолеть страх можно только одним путем – тренироваться. И, конечно, нужно помнить, что на 90 % успех выступления зависит от подготовки. с людьми, научитесь понимать их, научитесь владеть собой. Поработайте над своей уверенностью и Разложите ваш страх на подпункты и решите их.

Большинство людей испытывают боязнь публичных выступлений. В эти минуты появляется желание просто провалиться сквозь землю. Однако в некоторых случаях избежать такого рода выступления не удается. Да и зачем? Ведь все, что необходимо сделать – это побороть страх перед сценой, и не более того. Остается только один вопрос: как?

Для начала следует понять, что же именно кажется таким пугающим и шокирующим. Некоторые бояться, что им зададут сложный вопрос, на который нет ответа. Другие – беспокоятся о том, что публика их не воспримет. Третьи не могут продолжить монолог, если его кто-то прерывает на середине. В общем – «отмазок» огромное множество. Попробуем рассмотреть основные рекомендации, которые помогут избавиться от страха, и забыть о преградах. покоряться всякому, кто подойдет к подготовке серьезно.

  1. Для начала подготовьте краткий план, по которому будете доносить до слушателей информацию. Ни в коем случае не записывайте весь текст. Это будет только отвлекать и сбивать, заставляя возвращаться то к 1 пункту, чтобы дополнить рассказ, то обратно к 10. Так делать нельзя. Идите по порядку.
  2. Не следует читать с листочка. Говорите, рассказывайте. Ведь когда человек не читает – он доносит информацию гораздо понятнее и речь его выглядит более привлекательной.
  3. Не создавайте монолог. Говорите с публикой. Ведь в противном случае слушатели могут подумать, что они не интересны выступающему. Дайте возможность проявить себя, поучаствовать в дискуссии. Покажите, что их мнение важно, иначе – внимания к рассказу не будет никакого.
  4. Важно, чтобы доклад был кратким и простым. Не стоит затягивать выступление. Знайте, что нужно использовать слова и выражения, которые доступны каждому. Научно доказано, что в толпе у людей снижается интеллектуальные способности. Соответственно, чем больше аудитория – тем проще нужно выбирать слова.
  5. Используйте пуазы, ведь так легче воспринимать любую информацию. Делать нужно так, чтобы слушатели успели осмыслить все сказанное, а выступающий – подготовиться к продолжению рассказа.
  6. Говорите четче и громче. А главное – речь должна быть внятной. Это наиболее важный пункт, если он не соблюдается, то все остальные просто бессмысленны. - основа подготовки к любому выступлению.
  7. Нужно практиковаться, и как можно больше. Выступающему необходимо понимать то, о чем он говорит. Делайте это дома, перед родными и близкими. Отлично подойдет использования зеркала. Ведь появится возможность увидеть себя со стороны.

Как начать бороться

Прежде всего, нужно понять, что чем скорее приступить к решению проблемы, тем быстрее боязнь публики перестанет доставлять физический и психологический дискомфорт. Ученые вероятно очень постарались, решая, как называется боязнь сцены.

В результате появился термин «социофобия». Означает он немотивированный страх выступления перед аудиторией. Конечно, порой корни этой проблемы оказываются очень глубокими.

У кого-то боязнь выступать на публике начинается еще в детском саду, когда настойчивая воспитательница требует рассказать на новогоднем утреннике стих.

При этом поэтическое творение может быть гораздо менее интересно ребенку, чем уши зайца, сидящего на соседнем стуле. Детская неудача фиксируется в мозгу и вырастает в мощный страх перед выступлением, патологическую боязнь сцены во взрослом возрасте. В таком случае может понадобиться помощь хорошего психолога, который сможет откопать истинные причины боязни выступать перед публикой. Не стоит рассчитывать, что один сеанс решит хорошо укоренившуюся за долгие годы проблему. Понадобятся длительные целенаправленные усилия. При этом специалист лишь даст рекомендации о том, как избавиться от страха сцены, как побороть страх перед выступлением.

В любом случае, выходить на сцену, преодолевая страх перед публичным выступлением, придется самостоятельно. За руку никто вести не будет.

Не стоит прибегать к алкоголю. Ведь он способен как побороть страх перед публикой, так и стать спутником на всю дальнейшую жизнь. Многие известные певцы и артисты театра по этой причине закончили свою карьеру и прозябают в нищете в обнимку с «зеленым змием».

Поэтому лучше поискать другие методы, которые позволят как побороть боязнь сцены, так и остаться «в строю». Возможно, утешит тот факт, что боязнь публичных выступлений испытывает 90% людей. Просто с опытом приходит понимание того, как избавиться от боязни сцены, не показывать зрителям своих дрожащих коленей и потеющих ладоней.

Собрания, которые помогут избавиться от страха

Для начала стоит потренироваться выступать в кругу людей, чье признание для вас не имеет большой ценности. Можно, например, вступить в дискуссионный клуб и обсуждать творчество поэтов 18-19 века. В этом случае искоренение страха публичных выступлений, как преодоление стеснительности, произойдет за счет обсуждения проблемы в формате дружеской беседы (люди в подобных клубах по интересам достаточно доброжелательны). Можно записаться в кружок любителей театра. Это поможет как побороть страх перед сценой, так и развить ораторское мастерство и актерские задатки.

Хороший руководитель такого кружка обычно выступает и в роли психолога. Он рассказывает своим подопечным о том, как побороть страх публичных выступлений, как грамотно жестикулировать, расставлять акценты в словах.

Перед выступлением многие лекторы неожиданно вспоминают, что, несмотря на многолетний опыт, их все так же беспокоит боязнь сцены. Бороться с этой напастью они учились достаточно долго. Во-первых, стоит успокоиться, проделать несколько дыхательных упражнений. Конечно, каждый выступающий имеет свои секреты того, как побороть страх перед выступлением. Однако есть и некоторые общие рекомендации, дающие даже новичкам представление о том, как побороть страх сцены.

В любом случае – нужно понимать, что боязнь выступлений не пройдет после первого раза. Лишь регулярная практика поможет избавиться от страхов к неудачам. По мере того, как страх сцены будет отступать, качество выступлений будет улучшаться, ведь связь . И последнее: не думайте о том, что зададут вопрос, на который не знаете ответа. В любом случае – нет людей, которые владеют всей информацией. Будьте естественны, проговаривайте свою речь, и все же – выпейте пару капель успокоительного перед первым выступлением! Удачи!

Жизнь человека в социуме, так или иначе, предполагает взаимодействие с другими людьми. Нередко этим взаимодействием является необходимость выступить на публике. И неважно, являетесь ли вы политическим деятелем, театральным артистом и учеником 5 класса, которому предстоит прочитать стихотворение на утреннике – вас может охватить страх, который сделает ваше выступление провальным.

Существует несколько разновидностей фобий, связанных с публичными выступлениями.

  1. Логофобия (от древнегреческого λόγος – слово и φόβος – страх) – навязчивая боязнь перед речью. Часто этот страх присущ людям, страдающим логоневрозом, то есть заиканием.
  2. Пейрафобия (от греческого peira — испытание) – иррациональный страх публичных выступлений.
  3. Глоссофобия (от древнегреческого γλῶσσα — язык) – страх сцены, большой аудитории. По оценкам экспертов подобный страх присущ подавляющему большинству людей.
  4. Вербофобия – страх говорить конкретные слова, вызывающие заикание. В случае если у человека имеются дефекты речи, слова с непроизносимыми для него буквами могут вызывать панику.
  5. Лалофобия – боязнь начать заикаться во время выступления.

Все эти термины в отдельных случаях могут быть синонимами, однако, некоторые отличия все же есть. Боязнь публики может быть адекватной реакцией, ведь испытывать волнение перед ситуацией, от которой в некоторой степени зависит твоя репутация – нормально. Если же тревога набирает обороты и превращается в фобию – стоит задуматься.

Последствия патологического страха, вызывающего отказ от общения с маломальской аудиторией, могут быть грустными. Избегание общественных мест, отказ от хорошей работы (если она требует говорить с публикой), как следствие падение уровня жизни и самооценки. А дальше – сужение зоны комфорта до ближайших людей, риск возникновения зависимостей и проблем с психикой.

Все эти последствия, конечно, касаются тревожно-фобического расстройства, а не обычной боязни сцены.

Хочется отметить, что большинство известных, профессиональных и очень опытных артистов признаются, что испытывают страх перед выходом к своей аудитории. Это естественно и считается даже показателем того, что артист продолжает создавать искусство, а не стал ремесленником, спокойно выполняющим свои обязанности.

Причины

Страх публичных выступлений имеет под собой генетическую и социальную обусловленность. Боязнь может быть наследована от тревожных родителей. Характер и темперамент ребенка также формируется в результате генетических предпосылок, таким образом, подобные акцентуации ребенка и взрослого провоцируют схожие страхи.

Социальный фактор подразумевает нашу острую боязнь быть отвергнутым обществом. Это заложено на интуитивном уровне. Древнему человеку было не выжить в одиночку, поэтому быть непринятыми социумом считалось равносильным смерти. Именно эти «инстинкты» и просыпаются в неподходящий момент.

Человек может отдавать себе отчет, что ничего серьезного в его жизни не зависит от произнесения какой-то конкретной речи, его репутация не будет растоптана, однако, неконтролируемый иррациональный страх охватывает его, сжимая горло.

Среди причин боязни сцены часто фигурирует заниженная самооценка. Она может быть сформирована в результате неправильного родительского воспитания: излишней строгости, критики ребенка, подавления его личности.

Кроме прочего фобия сцены возникает из-за патологического перфекционизма. Стремление к совершенству может сыграть злую шутку даже с опытными ораторами.

Желание выглядеть идеально заставляет человека отвлекаться на мысли о том, КАК он говорит и жестикулирует, вместо того, чтобы быть сосредоточенным на том, ЧТО он говорит.

Лишние мысли сбивают, провоцируют «мэканье» и употребление лишних словесных нагромождений. Такие случаи добавляют волнения предстоящему очередному публичному выступлению.

Симптомы и признаки

Момент выхода на сцену, наш организм воспринимает как опасность. Происходит срабатывание гипоталамо-гипофизарной системы, происходит стимуляция надпочечников и в кровь выбрасывается адреналин. В результате этого человек ощущает скованность мышц шеи и спины, вы автоматически сутулите плечи. В противном случае, если вы будете усилием мышц исправлять осанку, и держать голову прямо – конечности начнут дрожать и холодеть.

Зрачки расширяются, что затрудняет видимость вблизи. При этом вы не можете разглядеть текст на листке, но отчетливо видите лица зрителей. Желудок сводится, может тошнить или быть ощущение «бабочек» в животе, во рту пересыхает. У детей случается непроизвольное мочеиспускание. Кровяное давление может подыматься, происходить пульсация в висках, покраснение лица, тахикардия.

Возможна и обратная реакция – пониженное давление, бледность, в крайних случаях потеря сознания. Могут подкашиваться ноги, происходить активное потоотделение.

И самое главное, характерное именно для глоссофобии – невозможность управления голосом. Связки сдавливаются, и человек не может выдавить из себя ни слова.

Как побороть страх перед выступлением на публике

Большое внимание сейчас уделяется изучению проблемы страха школьников перед публичными выступлениями. Подобная тактика весьма разумна, ведь большинство проблем во взрослой жизни зарождаются в детском возрасте.

Именно школьники могут жестоко обсмеивать и так неуверенного в себе одноклассника, порождая новые и подпитывая старые комплексы. Поэтому разъясняя с самого детства многие моменты, помогая ребенку преодолевать свои внутренние зажимы – можно избавить его от серьезных проблем в дальнейшей жизни.

Итак, побороть страх публичных выступлений можно некоторыми способами, в зависимости от степени выраженности этого страха. При очень высоком уровне боязни, то есть однозначно, фобии – лучшим решением будет обратиться к психотерапевту. Если ваш страх граничит с обсессивно-компульсивным расстройством – то однозначно необходим визит к специалисту.

Происходит это так: в вашей голове задолго до предстоящего выступления прокручиваются сценарии вашего провала, вы не можете отвлечься и снова и снова думаете об этом. Это патологично. В остальных случаях большинство обычных страхов можно преодолеть своими силами.


Радислав Гандапас, специалист по ораторскому искусству, делится своими методами преодоления боязни публичных выступлений. Он делает акцент на том, что выступление перед аудиторией – это естественное преодоление для любого человека. Но хорошо подготовленный оратор, уверенный в себе и своем докладе, умеющий держать себя на людях – получает удовольствие от преодоления себя. И наоборот, плохая подготовка, отсутствие репетиций и неуверенность в себе – вместо удовольствия от выступления причинит один дискомфорт и может спровоцировать психологическую травму.

Выводы

По статистике у 95% людей есть боязнь говорить на публике. Это заложено генетически: стоять перед толпой страшно – ты один, а их много. Но существуют пути преодоления этого чувства. Необходимо быть психологически готовым к дебюту. Не обесценивать себя и не переоценивать значимость окружающих очень важно. Кроме того, стоит качественно готовиться к выходу на сцену. Желательно отрепетировать все свои движения и отлично знать материал.