Что такое метательный нож? Во-первых, это отлично сбалансированное лезвие и рукоять, причем лезвие может быть даже несколько тяжелее, что используется при метании ножа острием вперед на коротких дистанциях.

Во-вторых, метательный нож часто имеет отверстие в рукояти или кольцо для крепления веревки. В этом случае при промахе нож можно подтянуть назад, а при попадании в цель веревка позволяет использовать нож как гарпун и либо удерживать добычу, либо взбираться на препятствие. В-третьих, метательный нож часто не имеет гарды, т.к. она нарушает баланс (равновесие между лезвием и рукоятью). В-четвертых, метательный нож обычно используют в паре.

Пара может быть как смешанной, так и однородной, то есть такой, в которой оба ножа предназначены только для метания или для работы руками. В смешанной паре есть и метательный и обычный ножи.

Метание ножа – это искусство, которым разведчик-диверсант должен владеть в совершенстве. При решении боевых задач метанием ножа можно поразить противника на расстоянии до 10 метров и более. Однако такое метание требует настойчивых тренировок.

Метать нож в противника считается целесообразным в том случае, если противник нападает, сближается, убегает, а также не видит или не ожидает нападения. Если противник ожидает бросок ножа, то дистанция броска не должна превышать 3-4 метров, чтобы противник не смог уклониться.

Проникающая сила ножа при его метании почти в два раза больше, чем при ударе. Экспериментами доказано, что при ударах ножом по щиту из досок испытуемые пробивают дерево на 16-17 мм, а метанием того же оружия – на 27-28 мм.

Если противник приближается, то для защиты метанием нож берут ближе к концу лезвия. И наоборот, чтобы поразить с большей дистанции хват должен быть ближе к рукоятке.

Основная дистанция боевого применения холодного оружия для уверенного поражения противника – 5-6 метров (шагов) и ближе. Противник в этом случае получает удар не успев увернуться, отклониться, присесть, упасть, закрыться. В мишень можно попасть и с 10 м, но требуется точный расчет дистанции и многократное вращение оружия в полете, противник за это время может уйти от поражения.

Метание ножа сверху

Нож держат за клинок правой рукой, рукояткой вперед. Большой палец сверху вдоль клинка. Исходное положение: левосторонняя стойка. Для замаха отвести правую руку вверх-назад, не сгибая запястья. С толчком правой ноги и поворотом корпуса влево движением руки послать нож в цель рукояткой вперед и выпустить его в момент полного выпрямления руки, когда она направлена точно в цель.

Основные требования: обязательна фиксация кисти в лучезапястном суставе. Ось оружия должна являться продолжением оси предплечья. Это необходимо для избежания дополнительного разгибательного движения кисти в момент выпуска оружия, которое приводит к беспорядочному вращению ножа в полете. Еще при метании следует избегать чрезмерного напряжения пальцев и закрепощения руки в локтевом и плечевом суставах. При выпуске оружия следует как бы целиться в мишень ногтем большого пальца и не допускать хлеста кисти, а также не «проваливать» вниз руку ниже уровня цели после выпуска ножа. При выпуске нож должен скользить по большому пальцу в направлении цели.

Освоить технику метания ножей не так уж сложно — главное, как можно больше практики. Только регулярные тренировки помогут получить необходимые навыки, научившись в полной мере владеть собственным телом. И тогда клинок неизменно будет попадать точно в цель — с любого расстояния.

Наиболее распространенная техника метания ножей достаточно проста — её под силу освоить каждому. Необходимо развернуться вполоборота — нож в правой руке, которая согнута в локте (примерно 90 градусов) и находится на уровне груди, левая рука вдоль тела (небольшой сгиб).

Как метать ножи

Тело должно быть расслабленным — спокойствие и уверенность в своих силах, главные помощники успешного броска. Прежде чем отпустить нож, нужно слегка согнуть колени и чуть податься вперед. Широкий взмах рукой — запястье по-прежнему не меняет положения и не сгибается. И только когда большой палец, нож и предплечье находится на одной линии, пора отпустить нож. Клинок отправляется в полет тогда, когда рука полностью выпрямлена — это задаст верную траекторию полета и позволит без труда попасть в цель.

Выбор метательного ножа

Важную роль играет и правильный выбор метательного ножа — его рукоять должна быть достаточно удобной, ведь различные элементы декора и конструкции, например, выступы или узоры, могут мешать в процессе броска. При покупке подходящего клинка важную роль играет и его вес. Сложно управлять слишком легким или наоборот, тяжелым изделием — нож должен идеально подходить его обладателю.

Метание ножей: 4 простых секрета, заставляющие лезвие вонзиться в цель

Осваивая технику метания ножа, стоит воспользоваться советами профессионалов, которые помогут в короткий срок достичь поставленной цели. А именно:

— Спокойствие — прежде всего. Чаще всего причина неудачного броска заключается именно в волнении.

— Важны не только правильные действия рук, но и постановка стоп. Метая правой рукой, правую ногу важно выровнять по мишени, соответственно метая левой — поставить левую ногу в нужное положение.

— Кисть не должна сгибаться во время броска иначе изменится траектория полета.

— Во время финального взмаха рукой, нельзя опускать ее ниже уровня мишени.

Метательный нож отправляется в полет не запястьем — в процессе участвует все тело. Точные последовательные действие и соблюдение техники метания — это неизменно приводит к успеху.

Научившись делать небольшой шаг во время финального взмаха рукой, можно бросать точнее и сильнее. Важно чтобы это было не отдельное движение — оно должно стать, словно продолжением всей последовательности.

Обучение метанию ножей (курсы метания) проводится во многих центрах, в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Саратове, в других городах. Выбрать подходящий центр по обучению можно практически любой, близкий к вашему месту проживания – в поисковиках более чем достаточно информации по этому поводу, например центр обучения метанию при ДОСААФ или другие. Обучение проводится как для новичков, так и для желающих поднять свой уровень владения метательными ножами до соревновательного. На

Изредка наблюдая за баталиями в социальных сетях вокруг темы самой лучшей и правильной техники метания, я обнаружил, что спорящие весьма вольно трактуют особенности различных техник. В результате таких передергиваний человек, слабо знакомый с метанием, получает дополнительную порцию каши в голову. Поэтому всегда, когда возникают вопросы об отличии оборотки и безоборотки есть серьезное подозрение, что спрашивающий ножа в руках не держал и теперь уточняет, за какой его конец хвататься в принципе. Чтобы иметь базовый мануал, куда потом можно отсылать новичков, я попробовал коротко обозначить, чем одна техника метания отличается от другой.

Количество оборотов, которые делает нож при метании в полете учитывать достаточно важно в первую очередь для понимания самим метателем, как он управляет ножом. Если нож держать за рукоять, то он делает в полете целое число оборотов. 0, 1, 2, 3 и т.д. Я могу даже представить бросок в "-1" оборот, когда нож вращается против часовой стрелки, если наблюдатель стоит справа от метателя. Можно и так бросить. Если нож держать за клинок, то он может сделать только дробное количество оборотов: 0.5, 1.5, 2.5 и т.д. Броски в 1, 2 и более оборотов, а также 1.5, 2.5 и более оборотов между собой по технике исполнения отличаются незначительно. Бросок тот же, чем больше дистанция, тем больше оборотов может совершить нож. Поэтому такое метание называют просто оборотным или многооборотным. Техники метания, при которых нож делает 0 оборотов и 1/2 оборота существенно отличаются как от многооборотки, так и друг от друга. Поэтому каждую из них выделяют в отдельную категорию. Есть и более тонкие отличия, и различная экзотика.

Техника броска плашмя за клинок является наиболее распространенной, хорошо знакома всем по фильмам и собственным попыткам поразить дерево. Это бросок в пол-оборота.

Подготовленный метатель, бросая плашмя за клинок, может уйти на дальности свыше 10 метров. В технике плашмя можно метать не только за клинок, но и за рукоять. Если вам понадобится метнуть нож с 5 метров в один оборот, такой бросок легко и естественно можно сделать, взяв нож плашмя за рукоять. Как я понимаю, в свое время эксперименты с затягиванием броска на дальних дистанциях в итоге привели к появлению безоборотного метания, а попытки переворачивать нож в зависимости от дистанции стали впоследствии многооборотной техникой.

Многооборотная, самарская, спортивная - названия одной техники метания ножа. Она характеризуется тем, что нож обращен к мишени ребром.

Бросок в один оборот. На картинке показано, что реально нож выходит из руки на 1/8 оборота раньше.

Для спортивного метания такая техника имеет значительные преимущества:

Оборотная техника проста в освоении. За первый же час занятий можно научить новичка стабильно втыкать нож на дистанции 3+ метров (к технике плашмя это тоже относится).

Броски в оборотной технике точнее, чем плашмя или без оборота. Это многократно проверено экспериментально. Многооборотчик среднего уровня стабильно обыгрывает на мишени хорошо подготовленного безоборотчика.

Нож, брошенный по ребру, воткнется в мишень за счет режущей кромки, даже если он, пришел с большим отклонением от нормали. При броске плашмя, если нож приходит в мишень под углом больше +/-30 0 от перпендикуляра, он, скорее всего, отскочит.

Недокрут и перекрут

В стрессовых условиях соревнований метатель в оборотной технике выступает стабильнее безоборотчика. Движение проще, в броске участвует меньше групп мышц, поэтому легче контролировать зажимы.

Ключевым недостатком оборотной техники является ее высокая чувствительность к изменению дистанции. Из-за быстрого вращения ножа роль играют даже 20-30 сантиметров. Успешный бросок с 5 метров может оказаться не результативным на дистанции 4.70-4.80 - нож просто не воткнется. Еще есть определенные сложности при работе многооборотной техникой за клинок остро заточенного ножа, но при определенном навыке они преодолимы.

Техника метания без оборота подразумевает, что нож ни на каком участке траектории своего полета не поворачивается к мишени рукоятью. Это более сложная для освоения техника, требующая от метателя отличной координации.


Разница между оборотным и безоборотным метанием на самом деле не так велика, как об этом рассказывают. Любой предмет, брошенный рукой, стремиться вращаться. Но есть техники, как этому воспрепятствовать. Например, надавливая указательным пальцем на рукоять ножи при сходе. Или удерживая нож настолько свободно, что он соскальзывает по пальцам, как по направляющим. При просмотре замедленного видео легко понять, что при безоборотном метании нож все-таки вращается, хотя и медленнее обычного. В идеале за весь полет нож не должен поворачиваться более чем на 90 градусов. На практике это достаточно сложно отследить, поэтому часто можно наблюдать ситуации, когда нож сходит с руки острием указывая назад, а приходит с перекрутом.


На соревнованиях и показательных выступлениях такой бросок будет признан безоборотным из-за техники выполнения. Хотя по факту нож делает половину оборота.

Это основные техники, если говорить о реальном метании. В зависимости от индивидуальных особенностей и стоящих задач метатели комбинируют их между собой, получая собственные неповторимые стили.

Есть еще техники метания фантазийного, например, бесконечные споры о боевой технике метания. Что это такое, мне сказать внятно никто не может. В качестве техники боевого метания обычно подается любое метание ножа без оборота. Специально сбалансированным ножом. Силами адептов безоборотного метания в головах у людей начинает закрепляться эта связь. И мы с полей боевых действий переносимся в город, наполненный негодяями, желающими зла метателю. Такой подход имеет чисто коммерческую основу - за боевую применимость и секретность начинающий метатель готов платить в разы больше. Этот же подход в среде опытных метателей вызывает массу негатива, т.к. использование метательного ножа в качестве оружия противоречит законодательству, и мешает организовывать площадки для массового спортивного метания. Что касается боевого метания, то самый лучший нож для него - это саперная лопатка. Страшны по последствиям и удар ею, и бросок. Но из этого очевидного тезиса следует, что боевой безоборотный бросок не нужен: лопатка, как и топор, метаются многооборотной техникой. 

Если вам понравилась эта статья, вы можете разместить ее на любом ресурсе, посвященном короткому клинку со ссылкой на раздел сайта

«Твоя первая встреча с Ножом - это 12-13 лет. Нож Белочка. Игра в круг, первое метание. Метание в пол оборота и в оборот с подбором дистанции, попытки безоборотного метания нижним хватом. Надо сказать безуспешные, но очень веселые.

Дальше уже после окончания университета мелькает мысль «А не купить ли метательные ножи?», но мысль скорее мимолетная, чем осознанная. Через несколько лет мысль возвращается, ты уже знаешь с кем советоваться по покупке, но почему-то не советуешься, ты начинаешь смотреть ножи в интернет магазинах, но почему-то не покупаешь, начинаешь смотреть ролики, но сам не метаешь. Мысль становится стабильной, но не реализованной.

И вот в один прекрасный момент самый близкий человек делает подарок. Это квинтэссенция того, о чем ты думал так долго и к чему так мучительно не подходил. Это - первые метательные ножи. И время перевернулось. Оно катастрофически ускорилось. Стенд и площадка для метания ножа появляются в течении двух дней, вспоминаются все просмотренные ролики, и возникает какое-то волшебное абсолютно необъяснимое чувство - ощущение ножа, радость от втыка, необъяснимый эмоциональный подъем. Чувство стабильно! Ты метаешь почти каждый день, но чувство не уходит, не притупляется, оно обостряется.

После первого удовольствия, приходит понимание, что надо учиться и учиться надо серьезно. Просмотр сотен роликов, сопоставление разных авторов, создание первого плана тренировок, выбор метателей на которых хотелось бы ровняться. Начинается работа, настоящая работа. Стараешься что-то достичь, что-то получается, но потом все разваливается. Уходишь на дистанцию, возвращаешься к стенду. Все это напоминает волны. То взлет, то падение. Но ты видишь прогресс. Ты меняешь автора роликов, ты начинаешь проходить с нуля, то что проходил раньше и тебе постоянно хочется большего.

Но все это время ты один. Твое чувство, твой труд, твои переживания - это только твои чувства, труд и переживания. Ты сам в себе.

И вот однажды ты читаешь сообщение о семинарах. Учитель, о которым ты много читал, видео с которым много раз смотрел, но считал, что это не твой путь. Но надо ведь с чего-то начинать. Семинары в твоем городе. Есть занятия для новичков и есть для тех кто что-то умеет. Ты волнуешься, считаешь, что ничего не умеешь, но записываешься на семинар для продвинутых. Приходишь, видишь своего Учителя и понимаешь, что Стиль это именно твой путь. Все что говорится ложится в благодатную, подготовленную и сильно тоскующую по новому витку развития почву. Ты видишь, что метаешь не хуже, а иногда и лучше других. Складываются вещи, которые раньше не складывались. Стиль ложится в твою душу, так как будто он там всегда был и его просто взяли оттуда на время.

Дальше ты отрабатываешь все чему учили. Если пазл не сходится и возникают вопросы, то ты сам находишь ответы. И хоть мелькает мысль, что это могут быть не те ответы, тебя это не останавливает. Ты метаешь в Стиле. Ты знаешь чего ты хочешь. Или думаешь, что знаешь.

А дальше тебе приходит сообщение, которое меняет твою жизнь. Учитель создает чат со всеми своими учениками. Обучение с нуля, чему ты безусловно очень рад. Начинается работа. При этом, то что ты называл работой раньше оказывается была вовсе не работа, а развлечения. Занятия четыре-пять раз в неделю по часу-полтора. Четкие упражнения, смысл которых не очень понятен, постоянные видео-отчеты. Ты ждешь одобрение Учителя, сравниваешь себя с другими участниками чата, но не экспериментируешь и делаешь только то, что говорит Учитель. Стиль становится твоим единственным и безоговорочным способом метнуть нож. Волны как были так и остались. То ты на подъеме и летит так, что сам просто поражаешься, то все разваливается. Амплитуда волн не уменьшается, то все хорошо, то все плохо. Находясь на дне радуешься последующему взлету, находясь на гребне готовишься к падению.

Тренировки начинают влиять на твою жизнь в целом. Физика, психика и что-то уж совсем высокое и непонятное. Ты учишься расслабляться в сложных жизненных ситуациях, ты понимаешь, что надо контролировать и на чём надо концентрироваться чтобы выйти из эмоционального штопора в повседневной жизни. И в один момент приходит осознание, того что Стиль это не только про метание ножа, и даже не про то, что несёт за собой метание ножа. Стиль вообще не про метание. Он совсем про другое. Он про тело, душу, контроль, гармонию, баланс, просто про жизнь. Занимаясь, ты работаешь не над втыком ножа и не над попаданием ножа в цель. Ты работаешь над собой. И это понимание открывает ворота в совсем другой, неизвестный мир, полный интересных открытий.»

«Своё обучение метанию ножей я начал самостоятельно за несколько лет до знакомства с Наилем. За пару лет освоил оборотную технику метания. Особых задач перед собой не ставил, так как изначально было желание просто научиться метать и привести в порядок спину, так как метание ножа хорошо сказывается на мышцах спины и позвоночнике в целом. Со временем мастерство росло, меня увлекла техника метания ножей Кукри, которую практиковала народность Гурки, проживающая в Непале.

Как любой метатель, достигший определённого уровня, я задумался об участии в соревнованиях. Зашёл в интернет, просмотрел множество роликов, все они были схожи по своему содержанию, кроме одного, где Наиль демонстрировал безоборотную технику метания ножа, при этом он постоянно находился в движении, менял дистанции у гол атаки, то отходил то подходил к цели, при этом все ножи летели точно в цель. Со стороны казалось, как будто ему вообще нет дела до того втыкается нож или нет, он был как бы самом процессе. Такая с одной стороны отрешённость, с другой - предельная концентрация на движениях сразу вызвала у меня интерес. Во первых, мне понравилась динамика процесса, когда нет ограничений в расстоянии до цели, во вторых расслабленность и лёгкость, с которыми Наиль метал ножи. Как это так получается, что профессиональные спортсмены стоят на месте и не всегда попадают в 20 сантиметровую область, а тут человек постоянно перемещается в пространстве при этом не теряет ни в скорости схождения ножа, ни в кучности, ни в балансе тела.

Я позвонил Наилю, договорился на следующий день начать обучение. Мне очень повезло, что на тот момент я был фактически единственный студент, остальные посетители клубы были уже продвинутые НоуСпинеры «метатели безоборотным стилем», по этому Наиль уделял мне максимум учебного времени.

На первом же занятии, стало понятно, что все мои навыки в оборотном метании можно смело забыть, и начать обучение снова. К слову сказать, я действительно научился метать безоборота меньше чем за час, как и обещал Наиль и счастью моему не было предела, но пакет теоретических знаний, которые мне дал за время занятия Наиль, скорее мешали чем помогали. Вот же я метаю, нож втыкается, зачем мне расслаблять тело, зачем мне контролировать точку схода ножа, зачем мне трясти телом перед серией бросков, если и так всё работает. Вот они 2 метра, вот уже три….. кажется еще 2-3 занятия и можно будет смело идти на соревнования.

Но банальная смена формы ножа показала на сколько я заблуждался. Наиль дал мне нож, который можно было метнуть только следуя его рекомендациям. Нож имел 1,5 сантиметровый хвостовик выполненный в виде небольшого крюка, который цеплялся за нижнюю часть кисти и его было просто не удобно метать ни с метра, ни с 2 вообще никак. Тогда то и стало понятно, что нужно хотя бы постараться понять суть теоретических знаний, которые дал Наиль. На это у меня было пару дней. У меня не укладывалось в голове как можно держать во внимании сразу несколько моментов - точку схода ножа, хват ножа, следить чтобы рука была расслаблена, а кисть в определённых местах напряжена, как мне расслабить тело при этом ощущать как у меня напрягаются и скручиваются поясничные мышцы, как со всем этим букетом не думать о том, что нож воткнётся, а довериться своему телу?! И вообще как доверять телу, если оно на следующий день болит в таких неожиданных местах, как будто ты не ножи метал а занимался весь день становой тягой.

Следующие несколько занятий заложили фундамент дальнейшему развитию моих навыков.

Большую часть времени я просто совершал броски, а Наиль спрашивал меня почему тот или иной бросок был нерезультативный. По началу это вводило в ступор, как понять, что я делаю не так. В очередной неудачный раз мне был задан такой вопрос - «ты сейчас о чём думаешь - о пальце? о стойке? о положении ножа?», пока я пытался определить о чём я думаю, тут же услышал следующую фразу - «теперь не думай, выкинь вcё из головы, весь мусор, просто подойди ближе к стенду, и вытряхни нож из руки как будто это градусник и ты обнуляешь его столбик». При этом Наиль подошёл ко стенду в плотную встал спиной к нему и сказал - «давай, не думай, просто стряхни». К «Бразильской системе» я был вообще не готов, но мозг от нестандартности ситуации и в правду затих, нож вылетел из руки и воткнулся. Тишину нарушила очередная реплика - «давай еще раз, не думай, просто встряхни нож», 2-я попытка оказалась не менее результативной. После третей попытки, Наиль попросил меня объяснить почему сейчас получилось, а до этого десятки раз не получалось. Ответ напрашивался сам собой, в тот момент, я не думал не пытался принимать решения, просто расслабился и следовал указаниям учителя.

Расслабление и доверие телу.

Мы привыкли к тому, что любое действие требует усилия. И чем тяжелей передвигаемый предмет, тем усилий нужно прикладывать больше. Техника, которую даёт Наиль в корне отличается от большинства известных техник метания. Когда меня Наиль попросил на одной из тренировок сделать всё то же самое, что я делаю обычно (стойка, плечи, замах), но медленно и резко вытряхнуть нож, первые разы я не смог воткнуть ни разу. У меня просто в голове не укладывалось как можно расслабленным метнуть нож. Но когда я пришёл домой и начал анализировать работу своего тела, то обнаружил для себя, что многие участки спины просто зажаты, и не могут расслабиться, и тянуть за собой остальное тело. Данную проблему мне помогли решить практики Йоги и медитаций, а так же упражнения, которые мне поручил делать Наиль.

С расслаблением мышц тело стало само выполнять нужные движения, нужно было только сконцентрироваться на определённых участках, и нож сам вырывался из руки, стоило только всё правильно сделать.

Когда я рассказал о своих ощущениях Наилю и схожесть упражнений и йоговскими практиками, он ответил, что у него даже есть курс - метание для релаксации.

И в правду схожесть есть, например, я заметил такую особенность, когда ты сконцентрирован, мыслительный поток резко сокращается, образуется пустотность, осознанность, можно по разному это называть, состояние при котором вы погружены в процесс, вы являетесь процессом, мгновением в котором происходит процесс. В этом состоянии вы очень чётко контролируете свои действия и движения. Несколько раз за тренировку я ловил такие моменты и именно тогда ножи заходили особенно легко и очень глубоко. Но естественно, получив кучу эмоций от результативного броска тут же растерял состояние, попытавшись повторить успех.

И каждый раз когда мне не удавалось повторить я слышал один и тот же вопрос от Наиля: «что сейчас ты сделал не так» - мне каждый раз приходилось анализировать свои движения, и исправлять ошибки. Но это не всегда помогало. Наиль не зря спрашивал меня почему я так делаю, каждый раз я давал разные ответ, то я забыл тут зажать, то забыл здесь расслабить, тут напрягся, там задумался….. ответ был на поверхности - всё это время я думал о чём угодно, кроме как о том на сколько я расслаблен и слушаю себя и контролирую свои движения.

Я не раз замечал за собой, что добившись определённого результата, хочется больше. Метнул кучно на 3-х метрах, надо отойти я же такой продвинутый уже. О! у меня и с 5 не плохо получается….может еще отойти. Все эти действия порождают активность ума, и следовательно череду неосознанных действий, приводящих к допущению многих ошибок, как в плане техники метания, так и на физическом уровне.

«За каким результатом ты гонишься?» спросил меня Наиль через какое-то время. Соревнования? Научиться просто метать? или осознанно?

Что значить осознанное метание? спросил я.

«Осознанное - это когда ты не задумываешься о силе броска, о расстояние, о том попадёшь ты или не попадёшь. Ты просто знаешь, что правильно совершив определённые действия, нож воткнётся туда куда тебе нужно».

Да хочу так, ответил я.

«Тогда бери ножи и твоя дистанция на сегодня 2 метра, получи удовольствие от этой дистанции сначала. Добейся хотя бы 90% результативности не задумываясь, и делай всё медленно».

В близкой дистанции есть действительно много преимуществ.

Во первых вы не напрягаетесь!!! (вспоминаем про расслабление)

Во вторых - можно отрабатывать точность не в ущерб расслабленности

В третих - можно прочувствовать нож на кончике указательного пальца.

С того момента, по совету учителя, я начинал каждую тренировку с минимальной дистанции 1 метр. Бывали случаи, когда я подходил еще ближе к стенду, чтобы прочувствовать сход ножа на коротких или сверхкоротких дистанциях.

Хорошо - это хорошо! Плохо - тоже хорошо!

Я думаю каждый из тех, кто начинал заниматься метанием ножа, рано или поздно начинал оценивать качество своих тренировок. Сюда можно отнести прежде всего результативность метания. Много раз попал в цель - хорошо, кучно все ножи пошли - тоже хорошо. А когда ножи падают и не втыкаются - это плохо. Вроде очевидный факт?!

Однако все не так однозначно. Почему в один день всё ножи летят как будто сами и хорошо втыкаются, а в другой день ну вообще не идут?

Как мне объяснил Наиль - это связанно с тем, что моё внимание было не в моих движениях, дыхании, расслаблении, ощущении ножа, а в том воткнётся нож или нет. Обычное заучивание определённых движений в данном случае не работает.

Если делать упражнение правильно, а именно перед броском мысленно отслеживать всю механику броска, от ног до плечей, и при этом перенести своё внимание с факта втыкания ножа, на ощущение тела, его движений и главное на сколько слаженно все это работает, тогда даже если нож не воткнулся или упал, вы в первую очередь отслеживаете свои действия.

Отследил - понял свою ошибку - это уже результат.

Не получается метать на 5 метрах, не страшно - можно подойти ближе, к примеру на 3 метра и на этой дистанции добиться 100% попадания. Нет ничего зазорного в том, чтобы уменьшить дистанцию, куда важнее на выбранной дистанции максимально прочувствовать бросок, привыкнуть к движениям тела и ощущениям.

Даже если это кажется просто, попробуйте делать всё тоже самое, но стоя на одной ноге. Или стоя 2-мя ногами но на полене. Держать равновесие и одновременно результативно метать с того же расстояния сразу не получится. Это простое упражнение вносит новое качество в тренировку, теперь нужно еще и держать внимание на балансе.

Наше внимание работает как мышцы, чем чаще мы его качаем, тем выше становится осознанность в наших действиях. Прибавление дополнительного объекта внимания даёт нам возможность в будущем предыдущий опыт реализовывать с большей лёгкостью, мы не задумываемся уже как нам закинуть руку, или какую стойку принять, всё происходит само собой.

Со временем появляется некоторая уверенность в себе, ты уже можешь отходить от цели, подходить к ней, совершать бросок ножа в движении, сидя, лёжа - тело само подстраивается под нужный импульс.

Примерно с этого момента я начал получать удовольствие в метании на любой дистанции. Сегодня не сложился день, не идут ножи с дальнего расстояния - отлично, буду на 3х метрах ходить и метать, наблюдать за точностью броска, отрабатывать баланс тела на одной ноге или любые другие упражнения, букетом которых, меня щедро одарил Наиль.

Таким образом любая тренировка приносит свои положительные плоды. Ум больше не хочет «больше выше сильнее» вы успокаиваетесь и просто делаете, то, что хорошо получается.

Мне нравится тезис Наиля о том, что метание - это больше чем спорт, это философия. Определённая форма практики, постигая элементы которой, ты меняешь себя. На физическом плане - это конечно ощущение своего тела, на уровне психики - это расслабление и самоконтроль. В сумме всё это отражается и в быту, многие вещи даются проще, появляется уверенность, что я могу реализовать многие сложные задачи, которые раньше мне казались неосуществимыми.

Благодаря навыкам, полученным от Наиля, я осваиваю и другие способы и методы метания, например метание обратным хватом. Принципы, заложенные Наилем, позволяют за достаточно короткое время не только усваивать новый материал, но достаточно быстро добиваться результатов.»

"Стиль Ахмаду, в моем понимании - это не только безоборотное метание ножа. Стиль Ахмаду, больше, чем просто процесс - это путешествие, стремление построить себя. Мысли, отношения, эмоции, самоконтроль, страсть и терпение - всё это начинает осознаваться во время обучения.

На момент начала отработки этой техники, метателю нужно изменить мышление, метание ножа на 80% психологический процесс и только на 20% физический. Чем больше вы хотите воткнуть нож, тем более хаотичнее нож летит.

В стиле Ахмаду всё противоречит привычкам. В повседневной жизни приходиться разжимать пальцы, чтоб освободится от предметов, а в технике Ахмаду, студенты должны уметь делать сход ножа из сжатых пальцев. Одним из ключевых в этой технике является то, что вы должны расслабиться... ваш ум расслабиться и ваше тело также расслабиться, тогда вы сможете контролировать свой ум и свое тело.

Обучение проходит этап за этапом, тогда это лишь вопрос времени. Нужно развивать способность - преодоление разочарования - это очень важно.

После начала обучения, с освоением некоторых этапов техники Ахмаду, следующим препятствием будет чувство удовлетворения, или уверенность в избытке уже освоенного.

Даже обладая ножом инструктора школы Ахмаду, я нахожусь в начале пути, вижу как развиваться дальше. Полученное звание инструктора Школы Ахмаду - это всего лишь знак о понимании основных правил и основного принципа метания ножа в стиле Ахмаду, это то что помогает обучить основам техники других студентов. Это не конец путешествия. Еще есть лестница, которую нужно пройти, и есть глубина для погружения. Достижениям нет конца и они различные. По моему мнению, стиль Ахмаду - это физическая активность, которая может стать путем саморазвития любого студента. Цель этой техники не просто научить воткнуть нож, а формирование самости, делать людей добрее и научить использовать свой потенциал."

«Лично для меня стиль Ахмаду - это больше даже сам Наиль и его подход к жизни, его мировоззрение, чем движения тела и мысли при метании ножа. Мне очень повезло учиться лично у создателя стиля. Поэтому я не могу представить, как бы выглядел этот стиль отдельно от Мастера. Я горжусь своим дипломом и тем, что получил почетное звание Инструктора школы боевых искусств.
Во-первых, я нашел применение своей страсти к ножам. Простое коллекционирование или собирательство перестало быть интересным, я стал интересоваться историей и философией боевых искусств.
Во-вторых, я нашел много единомышленников. Как ни странно, через метание ножа я научился контролировать взрыв эмоций. Я научился сбрасывать напряжение мышц. В течение дня замечаю, что какие-то мышцы слишком забиты и моментально их привожу в порядок только подумав про это или обратив на это внимание. Стал немного разбираться со своей "кукушкой" (работой мозга). Например, стал контролировать напряжение запястья при работе с компьютерной мышкой и электронным пером, чтобы избежать профессиональных заболеваний суставов.
Даже в "дизайне" я перерос агрессивную подачу материала и пришел к неагрессивному стилю.
Занимаясь метанием ножа, я сконструировал несколько ножен, облегчающих хранение, транспортировку и пользование метательными ножами. Так же я сконструировал свою модель метательного ножа, которую одобрил Мастер, так же научился кастомизировать и точить ножи, обрабатывать сталь, что немаловажно для домашнего хозяйства.»

"Обучение в стиле Ахмаду это не просто втыкание железяки в деревяшку. В углубленном изучении стиля мне больше нравиться работать над своей психикой, сознанием, как говорит Наиль - «кукушкой». От психического состояния зависит 90% результата. Увеличение дистанции метания полностью зависит от психики. Для метания в стиле Ахмаду нужно войти в так называемое состояние нуля, не отвлекаться на раздражители из вне и внутри себя, от этого так же зависит точность и стабильность втыков ножа. Во время обучения нужно постоянно концентрировать внимание, контролировать свои действия, сдерживать едва уловимые желания, анализировать каждый бросок и работать над ошибками. Тренировка обеих рук очень важна для того чтоб мышцы тела развивались симметрично. Интересна работа над сложно-координационными действиями, кажется что это невозможно, но благодаря специальным упражнениям становится достижимым. Укрепились и растянулись мышцы, моё тело стало намного гибче. Мне нравиться что есть много упражнений, которые я могу выполнять без ножа, не находясь в спортзале и не привлекая внимания окружающих, это даёт мне возможность больше времени уделять своему увлечению.

"Метание ножа в стиле Ахмаду - это искусство, стиль метания номер 1 в мире, красивый, яркий.

Метать нож в стиле невозможно научиться в одночасье, проверено на себе, важна последовательность. Это сочетание ума и тела, умение управлять своим состоянием, умение контролировать эмоции, умение вовремя расслабить или напрячь ту или иную мышцу для того что бы пазл сложился и нож выстрелил как пуля из ствола пистолета.

Очень много психических моментов с которыми надо работать, например уход на дистанцию, нож перестаёт втыкаться когда ты отходишь буквально на несколько сантиметров назад. Заставляешь себя анализировать, и только с помощью профессионального наставника ты сможешь за короткий срок овладеть этой техникой.

Ты находишься здесь и сейчас, в осознанном состоянии.

Это особый навык, с одной стороны, а с другой стороны, научиться метать нож может каждый.

Метание ножа в стиле Ахмаду требует постоянной концентрации внимания.

Безусловно духовная составляющая, я стал практиковать медитацию, хотя меня этому никто не учил, моё тело, мозг к этому адаптировалось, порой сам удивляюсь, в течении дня уединяюсь, расслабляюсь думая о метании ножа.

Прежде всего любовь, бывает такое что с ножом и днём и ночью не расстаёшься.

Метание ножа успокаивает, а в сочетании с природой, ты просто воссоединяешься, ловишь кайф, и это наверно только можно сравнить когда ты с любимой женщиной, ты весь в процессе.

Если говорить что метание мне дало в физической составляющей, так это гибкость тела, лёгкость.

Ещё я нашёл подтверждение тому что существует связь ученика и учителя. Важно уметь слышать, следовать системе.

Будешь изобретать велосипед, увы, будешь идти долгим и мучительным путём."

Метание боевого ножа, на наш взгляд, это то же самое, что бросать в противника пистолет: конечно, можно, но, лучше не надо.

В рукопашной схватке пистолет, без патронов, окажется более полезным в качестве «кастета», нежели как метательный снаряд. Аналогично этому метнуть боевой нож значит просто остаться с «голыми руками». Не следует относиться к своему оружию, как к расходному материалу.

Настоящий профессионал долго и терпеливо подбирает оружие и завершает свой поиск, только ощутив близость или даже, если хотите, родство с ним.

Видео: Мастер-класс по метанию ножей

Между воином и оружием возникают и со временем укрепляются совершенно особые отношения. Боевой нож становится частью воина, продолжением его руки. Однако боец готов пожертвовать не только рукой, но и самой жизнью во имя дела, которому служит. Метание боевого ножа из разряда именно таких жертв. И коль скоро подобные жертвы возможны, а подчас и необходимы, наступило время поговорить и об этой проблеме.

Прежде всего, следует заметить, что боевой нож не рассчитан специально для метания — с этой целью разрабатываются особые метательные средства, которые проектируются исключительно для точных, сильных и дальних бросков. Форма, размер, вес, балансировка метательного оружия — все там работает только на результативный бросок (рис. 67).

Сложность метания боевого ножа

А вот боевой нож создается для ведения рукопашной схватки и должен использоваться по своему прямому назначению.

Сам по себе боевой нож втыкаться не будет. Недостаточно бросить его в цель сильно и точно, надо еще и уметь управлять его полетом. Именно в этом заключается сложность боевого метания. В настоящее время немногие воины могут похвастаться боевой техникой метания ножа.

И это не мудрено: если умелое владение ножом в рукопашной схватке характеризует высочайшую степень мастерства профессионала, то метание в этом случае — вершина боевого искусства.

Что же представляет собой метание ножа?

Прежде всего поговорим о задачах, которые воин может решить мастерским броском боевого ножа. Начнем с очевидного, с уничтожения противника на расстоянии. Это самая сложная задача. Как правило, ее решение достигается поражением жизненно важных центров. Для этого надо попасть с достаточной силой в очень небольшие по площади участки тела противника. На такой бросок после некоторой тренировки способны многие. Однако основная проблема метания заключается не в этом — нож должен еще и пронзить тело противника.

В полете нож вращается, и умение сделать это вращение управляемым — как раз и есть главная сложность метания , преследующего уничтожение неприятеля.

Два принципа управления вращением ножа в полете

Существует два принципиально отличающихся друг от друга способа управления вращением ножа.

Первый считается традиционным

В его основе лежит доведенное до автоматизма метательное движение. Этого можно добиться путем многократного повторения стандартного, типового действия — мощного броска на точность. Так отрабатывается штрафной в гандболе или пенальти в футболе.

Изготовка, замах, бросок… Изо дня в день. Одно и то же. Многие тысячи раз.

Хорошо, но ведь в реальном бою противник может оказаться ближе или дальше. Каким же образом можно его поразить на расстоянии от двух до десяти метров, используя единое, стандартное метательное движение? Для этого смещается место хвата ножа, и ножу придается нужная скорость вращения в каждом конкретном броске.

При этом, чем дальше находится противник, тем ближе к середине берется нож и тем медленнее он вращается в полете. А чем ниже скорость вращения ножа, тем большее расстояние он пролетит, совершив один оборот (рис. 68, 69).

Именно такая техника метания используется чаще всего. Однако из-за очевидных ограничений подобное метание применяется, как правило, против ничего не подозревающего противника, например, из засады.

Второй способ управления вращением ножа используется гораздо реже

Парадоксально, но факт: несмотря на то, что этот способ существенно сложнее для понимания и освоения, он заметно упрощает применение боевого ножа для метания, расширяет его возможности.

Дело в том, что понятие «техника метания» для этого способа отсутствует. Он не нуждается в кропотливой отработке стандартных метательных движений. Более того, любая жесткая, традиционная форма броска просто вредна для такого метания. Ведь в данном случае скорость вращения ножа зависит от формы метательного движения.

Не нужно останавливаться, принимать специальные «метательные стойки» и подбирать хват. Нож удерживается одним и тем же хватом, и каждое движение бойца только усиливает поражающие возможности броска (рис. 70, 71).

Вообще трудно представить себе картину ближнего боя, в которую бы не «вписывалось» или из которого бы естественно не «вытекало» метание второго типа.

В основе такого способа управления полетом ножа лежит внутренний образ, своего рода «мыследействие». Нам не составляет труда воткнуть нож, удерживая его рукой. А если при метании ножа представить, что рука не выпускает нож, но дотягивается до цели. Это уже вроде и не бросок, скорее, удар. Но, именно в этом и заключена основная проблема такого метания.

Надо не имитировать этот удар, не пытаться точно скопировать его, а действительно вести нож по траектории, буквально «вколачивая» его в цель. Только в этом случае нож приобретет ту единственную разящую скорость вращения и с безукоризненной точностью поразит врага. Важно, что еще за мгновение до того, как нож «сошел» с руки, боец уже завершил «мыследействие» — вогнал нож в цель по самую рукоятку. Действительный полет ножа на этот результат повлиять уже не сможет.

Разница между способами

Разница между этими двумя способами управления — огромна. Если в первом случае это безукоризненная форма, ювелирный глазомер, мгновенная настройка метательного механизма, то во втором — полное единение, слияние внутреннего состояния бойца с обстановкой и целью.

Заключение о метание двумя способами: универсальное удержание ножа

Завершая разговор о двух способах управления вращением ножа, следует заметить, что все сказанное верно для любых хватов боевого ножа. Если нож удерживается за рукоятку, то метание может выполняться как без оборота ножа, так и с одним полным оборотом (на 360 градусов). При метании хватом за клинок нож делает половину полного оборота (180 градусов). Но, так или иначе, при любом из этих вариантов метание может выполняться и первым и вторым способами.

Видеоруководство: Метание боевого ножа

Как еще можно использовать боевой нож, кроме метания

Кроме задач, предусматривающих уничтожение противника, бросок ножа может быть использован и в некоторых других случаях.

Так, точный и сильный удар рукояткой или ножом плашмя легко остановит, а то и собьет с ног приближающегося или даже убегающего противника. Возможна и еще более травмирующая техника метания, когда нож, натыкаясь на противника рукояткой или гардой, начинает вести себя подобно пуле со смещенным центром тяжести.

В некоторых случаях нож, впившийся в миллиметре от головы противника, может мгновенно утихомирить его, полностью подавить агрессию.

Иногда, нож используют для отвлечения или, наоборот, привлечения внимания . Например, даже обычный красноречивый замах в сторону противника может заставить его укрыться и предоставить, тем самым, бойцу несколько бесценных мгновений для выхода из зоны поражения.

А точное попадание, например, в металлическую бочку или оконное стекло с успехом заменит выстрел часового, поднимающего подразделение по тревоге. Не говоря уже о срабатывании сигнализации при ударе об автомобиль.

Нетрудно представить себе ситуации, в которых выполнение боевой задачи зависит от того, удастся ли вывести из строя технические средства противника или нет. Перерубить линии электроснабжения или связи, вывести из строя радиостанцию или навигационные приборы, разбить лобовое стекло или прожектор, заклинить вращение механизма или авиационной турбины — все это и многое другое можно совершить, если удастся мгновенным броском всадить нож в нужную точку.

Метать нож нужно только в крайнем случае

Но возвращаясь к началу нашего разговора, еще раз напомним о том, что метать боевой нож допустимо лишь в крайних, не терпящих отлагательства случаях. Как правило, все перечисленные выше задачи с успехом решаются с помощью специального метательного оружия, а то и просто подручных средств.