Тяжелые на подъем люди, те, кто 7 раз отмерят, но так и не отрежут, плывущие по течению, ограничивающие себя в деятельности, любители отсидеться в стороне, в позиции наблюдателей за чужой жизнью, волей или неволей сделали выбор в пользу пассивного существования. Начало любой активности - будь то физическая, социальная или деловая - вызывает у них большое сопротивление и тревогу, поскольку означает необходимость проявить себя, оказаться замеченным. А это именно то, чего они очень не любят, поскольку имеют опыт неудач, упреков, насмешек и т.д. Либо в связи с собственной медлительностью и неловкостью, либо в связи с вялостью и заторможенностью, либо по причине тугодумия и неуверенного поведения. Все это может быть следствием слабой нервной системы или некоторой степени мозговой дисфункции.

Поскольку из-за пассивности такого человека постоянно тормошат, чтобы побудить его что-то сделать или начать двигаться, становится зависимым от внешнего воздействия, чужой воли. Тандем Обломова и Штольца - тому яркий пример. К несчастью, нередко родителями пассивных оказываются властные или доминирующие лица, поглощающие всякие возможности для самостоятельной, независимой активности своих детей. Либо холодные и отстраненные, равнодушные к детской жизни и интересам. Как следствие, у детей, постоянно натыкающихся на препятствия и ограничения или равнодушие и безучастность, складывается впечатление, что любая активность требует от них чересчур больших усилий. По этой причине страдает или не формируется их собственная воля. Как следствие - зависимость, покорность, подчинение, исполнительность. А еще мягкотелость и бесхарактерность.

Уныние, отсутствие или ограниченность интересов - то, к чему приходит пассивный человек после череды неудач, смирившись с вялотекущим ритмом своей жизни. Интерес всегда связан с активностью, энергичностью, верой в себя, свои способности, направленностью в будущее, а этого ему как раз не достает. При том, что пассивный человек может быть способным и даже талантливым, это зачастую скрыто от других - да и от него тоже.

Так или иначе, затяжная, хроническая пассивность - свидетельство того, что с жизненными процессами человека что-то не так, страдает его способность проявлять себя и действовать. Можно объяснить подобное состояние физиологическими процессами, но не только. В качестве другого основания выделяют страх перед жизнью или перед какими-то из ее проявлений.

Да, жизнь непредсказуема, в наше (да, впрочем, в любое) время сложна, заставляет нервничать, переживать, подстерегает стрессами, вынуждает двигаться, действовать, требует усилий. И вообще - от нее умирают. Так не лучше ли, если это такая неприятность, переждать-перетерпеть ее, не вставая с удобного кресла или дивана, или под крылом того, кто, вопреки всему, не боится жить?..

Многое зависит от выбора человека.

Забота о чувствах окружающих - это хорошо, но не нужно всегда делать это в ущерб собственным потребностям. Если вы будете слишком покорным, люди быстро начнут помыкать вами и использовать эту доброту в своих целях. В результате вы ощутите сильное чувство негодования и затаенной обиды. Также чрезмерная покорность отрицательно сказывается на уверенности в себе и самооценке. В то же время чрезмерная агрессивность будет другой крайностью, которая не принесет вам особой пользы. Крайне агрессивное поведение часто является признаком надменной и злобной личности. Решительность же наоборот покажет, что человек научился выражать свои мысли и потребности без необходимости унижать и ранить других людей. Важно найти золотую середину. Ищите общий язык с окружающими, но не забывайте о своих потребностях.

Шаги

Часть 1

Проанализируйте свои взаимодействия с окружающими

    Оцените характер вашего взаимодействия с людьми. Важно разобраться и понять общие черты вашего взаимодействия, чтобы принять решение о переменах. Если вы ведете себя решительно почти во всех аспектах жизни, то потребуются лишь незначительные изменения. В конце концов, от решительности до агрессии лишь один шаг. Тем не менее, вы ведете себя слишком покорно, если эти утверждения верны:

    • вы не выражаете собственное мнение;
    • вы предпочитаете молчать;
    • вы соглашаетесь даже при сильном желании отказаться;
    • вы берете на себя новую ответственность даже при чрезмерной нагрузке.
  1. Проанализируйте свой страх. Если человек не отстаивает свои интересы или боится отказывать, то причиной может оказаться боязнь не угодить остальным. Когда вы покорно принимаете некую ситуацию, то задумайтесь, чего вы действительно опасаетесь. Помните, что единственный способ победить страх начинается с готовности признать его существование.

    • Убеждение себя в том, что вам “необходимо” одобрение человека - это когнитивное искажение. Рассуждения с позиций “мне необходимо” и “я должен” накладывают на вас нереалистичные требования.
    • Чужое мнение - это не показатель вашей ценности и достоинств. Скорее это отражение проблем других людей.
  2. Оцените вероятность того, что ваш страх станет реальностью. Часто боязнь осуждения является страхом противодействия или отказа. Иными словами, часто человек может вести себя пассивно из-за боязни возможных последствий своей решительности. Обдумайте вероятность возмездия за ваши действия и способы справиться с такой ситуацией, чтобы избавиться от страха и вести себя более решительно. Задайте себе следующие вопросы:

    • Какой ситуации я опасаюсь в случае моих решительных действий?
    • Какие факторы подтверждают вероятность противодействия? Это уже случалось ранее?
    • Какие факторы отрицают вероятность противодействия?
    • Какое развитие событий я считаю наиболее реальным?
    • Каким образом я могу защитить себя в случае противодействия?
  3. Освободитесь от ответственности за чувства других людей. Иногда человек не поступает более решительно, поскольку не хочет ранить чувства окружающих. Также люди могут истолковать ваши намерения неверно, даже если решительность полностью оправдана. Не совершайте поступков, которые вам не по душе, а также не предавайте свои интересы из-за страха обидеть окружающих людей.

    • Решительность - это не синоним бессердечности. Важно выбрать такие решительные действия, которые как можно меньше заденут других. Также важно помнить, что это не всегда возможно.
  4. Отпустите чувство вины. Иногда мы делаем то, что нам не хочется, так как мы считаем, что этого больше некому делать. Поймите, что необоснованное чувство вины несправедливо по отношению к вам и губительно для самооценки.

    • Люди достаточно изобретательны, чтобы найти другой способ удовлетворить свои потребности. Вы имеете полное право ответить отказом.
    • Человек может намекать, что вы ему не откажете, если он для вас действительно важен. Такие манипуляции - несправедливость чистой воды. Ваши потребности тоже важны, поэтому если вы разрешите манипуляциям продолжаться, то результатом станет ваше негодование и обида.
  5. Извлекайте уроки из своей покорности. Поступки, которые нам не по душе, никогда не приносят радости. Следовательно, люди чувствуют себя отвратительно, когда другие вытирают о них ноги. Проанализируйте свои чувства при чрезмерно покорном поведении. Напоминайте себе, что вам не следует испытывать угрызения совести. Научитесь вести себя более решительно. При покорности обратите свое внимание на такие моменты:

    • Вы чувствуете обиду, возмущение или подавленность?
    • Ваше сердце уходит в пятки, желудок напрягается, а дыхание ускоряется?
    • Обращайте внимание на такие ощущения и напоминайте себе, что не нужно соглашаться на все подряд, только чтобы удовлетворить чужие потребности.
    • Иногда помощь другим людям приносит чувство удовлетворения. Именно к этому и необходимо стремиться. Если чувство удовлетворения отсутствует, то весьма вероятно, что вашу покорность могут использовать ради собственной выгоды.

    Часть 2

    Научитесь отказывать
    1. Разберитесь, что вы хотите и чего не хотите делать. Если вы считаете себя чрезмерно покорным, то наверняка вы часто соглашаетесь в тех ситуациях, когда на самом деле хотите отказать. Все это приводит к внутреннему напряжению и обиде на человека. Решите, что вы хотите и не хотите делать, чтобы избежать такой ситуации.

      • Если вас просят об услуге, то задумайтесь, действительно ли вы хотите это делать.
      • Если вы убеждаете себя, что в этом нет ничего плохого, то снова задумайтесь, хотите ли вы этого на самом деле. Если вы действительно хотите помочь, вам не нужно будет убеждать себя.
    2. Сделайте глубокий вдох. Это поможет вам эмоционально сосредоточиться. Ваши слова должны звучать спокойно.

      • Вдохните через нос и ощутите, как воздух опускается в легкие. Выдохните через рот. Глубокое дыхание поможет вам сохранять спокойствие.
      • Во время беседы лицом к лицу ваши глубокие вдохи не должны быть слишком заметными.
    3. Скажите, что сегодня вы заняты. Поначалу возможно легкое чувство неловкости, так как вы привыкли всегда соглашаться. Тем не менее, очень важно установить границы. Более решительное поведение имеет ряд преимуществ: :

      • дополнительная уверенность в себе;
      • уважение других людей;
      • более высокая самооценка;
      • упрощение принятия решений;
      • повышенное удовольствие от работы;
      • улучшение отношений.
    4. Повторите свое утверждение в сокращенном виде. Если люди привыкли к вашей покорности, то поначалу они могут сопротивляться отказу. Важно сохранять твердость. Продолжайте сокращать свой отказ на одно-два слова, если человек не прекращает настаивать на своем.

      • Например, можно сказать, что у вас нет возможности помочь.
      • Затем скажите, что вы не можете.
    5. Скажите “нет”. Если человек продолжает настаивать, то пришло время дать короткий и наиболее прямой ответ. Просто скажите “нет”. Очевидно, что человек просто не уважает ваши границы, и нет никакого смысла продолжать ходить по кругу. Самое время сказать “нет”.

    6. Обсудите альтернативы. Иногда прямой отказ может быть слишком сложным решением. Скажем, если вы не хотите потерять работу, то вряд ли следует сказать начальнику “нет” и просто уйти. Вы загнаны в угол и прямой отказ не лучшее решение? Можно предложить альтернативу. Например, скажите следующее:

      • “Я могу предложить кое-что другое?”.
      • “Возможно, с делом справится кто-то другой?” (объясните, почему вам будет сложно выполнить просьбу).
      • Если человек не хочет слышать о других вариантах, тогда попробуйте высказать свои опасения. Скажите, что вам понятна такая просьба, но у вас имеются другие важные планы.
    7. Завершите разговор. Человек может продолжить спор даже после ваших слов о том, что вы не можете выполнить просьбу. В такой ситуации лучше всего завершить разговор, чтобы ситуация не обострялась.

      • Скажите, что вас ждет супруг и вам пора идти.
      • В разговоре по телефону можно сказать, что вы рады пообщаться, но вас ждут дела.
      • При разговоре с начальником скажите, что вы понимаете важность задачи, но просто не можете взяться за это дело.

    Часть 3

    Ведите себя решительно
    1. Убедите себя стать более решительным. Важно решиться на изменения, чтобы они принесли результат. Подумайте о том, чем вам будет полезно такое поведение. Рассмотрите возможные токсичные последствия чрезмерной покорности:

      • Расстройство и чувство безысходности от мысли, что вы допустили такую ситуацию.
      • Возмущение при мысли, что вас используют.
      • Грубость и словестная агрессия по отношению к человеку из-за накопившегося отчаяния. Вы перестанете держать себя в руках и начнете некорректно реагировать на ситуацию.
      • Подавленность от ощущения беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией.

Характер человека формируется с детства и на 90 % зависит от окружающего воспитания. Условно людей можно разделить на активных и человек — это такая личность, которая ограничивает себя в деятельности, любит отсидеться в стороне и наблюдать за чужой жизнью.

Любая активность, неважно, в какой сфере деятельности, вызывает у таких людей тревогу, так как придется себя проявлять, оказаться замеченным, а это им очень не нравится, если есть возможность, они этого избегают. А делают это потому, что имеют негативный опыт — насмешки, упреки, издевательства даже.

Воспитание пассивного человека

К сожалению, у пассивных людей зачастую родители бывают излишне властными, любящими командовать, не позволяющими детям проявлять себя, всячески поглощающими их самостоятельность и активность. Либо родители совершенно не интересуются жизнью детей, холодные и равнодушные. Став взрослым, пассивный человек будет постоянно ощущать на себе, и исправить жизнь (разорвать цепи «рабства»), если дело далеко зашло, бывает намного сложнее.

У детей, постоянно сталкивающихся с равнодушием и ограничением, складывается впечатление, что для того, чтобы быть активными, нужно постоянно напрягаться как физически, так и умственно, а это — так они думают — выше их сил.

Когда формируется пассивность?

Пассивное состояние человека формируется именно в этот момент, когда он один, без всякого участия со стороны, думает, что не сможет самостоятельно выполнить какое-нибудь задание. У такого человека воля не выковывается, не развивается, он предпочитает всегда быть в тени, следовать за кем-то, подчиняться, быть исполнительным, лишь бы его не трогали, и так далее.

Такие люди, как правило, не имеют собственной точки зрения, не умеют и не хотят отстаивать свою позицию, особенно в окружении незнакомых людей. Если симптомы пассивности становятся хроническими, человек становится мягкотелым и бесхарактерным. Постепенно у него теряется интерес к жизни, он смиряется с вялотекущей жизнью и впадает в уныние и депрессию.

Активный человек всегда интересуется чем-то, стремится к чему-нибудь, верит в себя и свои возможности. Одним словом, это целеустремленный человек.

Пассивные люди: примеры

Великий русский классик Гончаров дал нам классический образ пассивного человека — Ильи Ильича Обломова - и его антипода Андрея Штольца. В романе повествуется, как активный Штольц «разбудил» пассивного Обломова, и тот даже влюбился, но первая же преграда (переезд в город) выбила Илью Ильича из колеи.

Есть еще один пример из классики — это повесть Антона Чехова «Дуэль». Его герой Лаевский - на первый взгляд положительный, образованный молодой человек, но почему-то все вокруг него несчастны, а в первую очередь несчастен он. Лаевский уговорил замужнюю женщину сбежать от мужа и жить с ним, но как только его «любовь» проходит, он пытается сбежать теперь от нее.

Другой персонаж — фон Корен — уверенный в себе, целеустремленный молодой человек. Автор показывает два характера — пассивный и активный, но самое интересное, что пассивный Лаевский в итоге находит в себе силы исправить жизнь, а фон Корену до этого еще очень далеко. Так что и пассивный человек уныния и неуверенности может при желании преодолеть.

Обстоятельства и люди

Рассмотрим несколько примеров, как ведут себя пассивные люди в разных обстоятельствах.

  1. Если по пути у пассивного человека лопнула шина или закончился бензин, он тут же начинает причитать, что всякое невезение случается только с ним, вместо того чтобы проявить в данном случае терпение и стойкость.
  2. Они не могут прямо высказать свое мнение. Начинают со слов "ну если это возможно...", "может, и так..." и в таком духе. Естественно, что их позиция не будет рассматриваться всерьез.
  3. Они постоянно ищут одобрения со стороны, напичкивая свою речь словами "если вы не возражаете", "может быть" и так далее.
  4. Постоянно принижают собственную личность, говоря, что они не эксперты и, наверное, не разбираются в этом (в каком-то деле) и так далее.
  5. Они не могут встать на сторону кого-то в споре, думая, что таким образом конфликт станет меньше и обе стороны получат поддержку, но на самом деле будут выглядеть нерешительными и двуличными.
  6. Такие люди всегда интересы других ставят выше собственных, даже если не согласны с этим. Они всегда уступают, но не потому, что переживают и думают о близком, а чтобы их оставили в покое.
  7. Зачастую они не могут сказать слово «нет» и, хотят они того или нет, всегда говорят «да».

Пассивный человек — это тот, кто не может перед собой поставить определенную цель, такими людьми легко управлять и обмануть. Их идеи и цели до того смутны и неопределенны, что они ждут, что кто-нибудь решит за них проблему.

Конкретный пример пассивного поведения

К примеру, пришла женщина в магазин за покупкой. Продавщица показывает ей платье или другую какую-нибудь вещь, которая ей не нравится, но под давлением торговца она в конце концов покупает ненужную ей вещь и несет домой.

Почему же она так поступила, ведь платье ей не шло, или почему взяла торт той фирмы, на который ей указывал продавец, и в итоге он оказался не таким вкусным? Дело в том, что пассивные люди чужую точку зрения воспринимают как догму и как давление извне, поэтому хотят побыстрее от нее избавиться.

В подобные минуты пассивный человек не понимает, что имеет право выбора, и воспринимает мнение окружающих как обязательное к выполнению (как не вспомнить детство и отрочество). Человек не сознательно соглашается с мнением другого, а просто бездумно следует за ним. того, что внутри такого человека не сформировалась система ценностей, желаний. Зачастую они сами не знают, чего хотят, не могут управлять собственной жизнью.

Пассивный человек — это какой человек?

Пассивный человек добровольно отказывается быть творцом собственной жизни. Он отказывается поступать по своей воле в любой ситуации, линия пассивного человека предсказуема — он ничего не делает и ждет «манны» с небес. Дар, данный нам свыше, менять в лучшую сторону себя и отношение к другим пассивный человек закапывает в землю.

Такие люди обычно «умывают руки», «не шевелят пальцем» и без «пинка» ничего не делают. Некоторые пассивные люди делают успешную карьеру, но всегда остаются в тени активного человека.

Чем пассивнее человек, тем больше он грезит, предается мечтам, он любит планировать, но планы его не выполняемы, не конкретны и не практичны. И сам человек сетует, говоря, что вот всегда ему кто-то или что-то мешает, но только не он.

Заключение

Как же называют пассивных людей? Пассивных людей по-другому называют заторможенными, безучастными, безынициативными, вялыми, замороженными, иногда флегматиками, но этот тип людей совершенно другой.

К флегматикам относят людей невозмутимых, со стойкой позицией, внешне ничем не проявляющих эмоций, иногда даже ленивых и так далее. По сути, пассивные люди могут лишь внешне выглядеть спокойными, внутри у них может все бушевать, но они ни за что не проявят себя, потому что не хотят конфликта, им удобно в своем «теплом» болоте, и если они из него не вылезут, то не только самим себе, но и окружающим сделают больно и некомфортно.

Пассивность как качество личности – склонность к бездеятельности, безучастности и безынициативности по отношению к внешним воздействиям и требованиям среды; неспособность проявить волю и самостоятельность в различных видах социальной деятельности.

Как-то, гуляя по лесу, один неудачливый человек провалился в заросший пересохший колодец. Он стал взывать о помощи, и через какое-то время его услышали дровосеки. Они сбросили ему верёвку и крикнули: - Хватайся за неё, мы вытащим тебя. Каково же было их удивление, когда они услышали из колодца: - Друзья мои, помогите мне сначала ухватиться за верёвку. Невозможно спасти того, кто не хочет спастись.

В отличие от активности как способности поддерживать деятельное состояние тела, ума, разума и души, готовности к переменам, склонности деятельно использовать своё время, быть лёгким на подъём, самостоятельно прилагать усилия, а не идти на поводу у обстоятельств, пассивность связана с бездействием, ничегониделанием и безынициативностью.

Пассивность – это неспособность по собственной воле быть творцом своей судьбы. Пассивность – это добровольный отказ от права выбора, как поступить в той или иной ситуации. Ее линия поведения всегда предсказуема – ничегониделание. Величайший дар, который дан человеку – изменять силой разума свою судьбу, становится невостребованным.

Пассивность – инвалид разума, аморфная биомасса, обреченная на пассивную форму жизни, ибо она превращает человека в растение, неспособное изменять свою судьбу. Владимир Высоцкий пел:

Пускай живёшь ты дворником, родишься вновь - прорабом,

А после из прораба и до министра дорастёшь,

Но если туп, как дерево, - родишься баобабом

И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь.

Пассивность как качество личности – это стиль жизни, при котором «умывают руки», «пальцем не пошевельнут» и без ускорителя – «пинка», не подумают, что нужно что-то делать. Обычно пассивным человека делает авторитарное воспитание, когда всякая инициатива жестко пресекается, на энтузиазме ставится крест, а всякая активность подавляется и сильно не приветствуется.

Пассивность всегда играет второстепенные роли. Она может сделать успешную карьеру, но всё равно всегда будет оставаться в тени какой-то сильной личности. Ей свойственна низкая предприимчивость, поэтому пассивность избирательно настраивается на строго регламентированные виды деятельности.

Внутренний мир пассивности – потемки. Неспособная противиться обстоятельствам, она включает свой мощный оправдательный механизм, чтобы обелить и оправдать своё бездействие. Пассивность без труда докажет, что наилучшая линия человеческого поведения в критических ситуациях – ничегониделание. Отдайся на волю волн судьбы и надейся на чудо. Чем больше пассивность становится проявленным качеством личности, тем больше внутренний мир человека переполнен идеализированными умственными конструкциями, пустыми мечтами и грезами, установками психологической защиты. Перенасыщенный этическими ценностями, пассивный человек использует их арсенал для оправданий собственной пассивности.

Пассивность гиперболизирует степень своей зависимости от внешнего мира. Человек буквально «выключается» при неблагоприятных прогнозах погоды, сложной политической ситуации в стране и в мире, семейной ссоре или конфликте на работе. Некогда было слово «пассивизм», обозначающее поведение, которое состоит в том, что человек избегает вмешиваться в судьбу или влиять на ход событий, происходящих во внешнем мире. Обосновывалось это неспособностью предсказать следствия вмешательства. Отсюда произошло и слово «пассивный».

Пассивность обожает планировать, но все ее планы медузны, неконкретны и нежизнеспособны. Им не суждено сбыться, и пассивность во весь голос заявляет: «Вот всегда у меня так: что ни запланирую, обязательно что-то или кто-то влезет и сорвет все планы». Проявляя низкий жизненный тонус, пассивность предстает в глазах людей как несамостоятельность и аспонтанность. Тяжелая на подъем, она может иметь собственное мнение и, тем не менее, оставаться на платформе бездеятельности.

Пассивность, как герой книги Юрия Полякова «Козленок в молоке», отдает в межличностном общении предпочтение обтекаемым фразам, типа «Скорее да, чем нет», «Скорее нет, чем да», «Вы меня об этом спрашиваете?» Анекдот в тему: - Здравствуйте! - Здравствуйте, доктор! - Ну что же, приступим. Курите? - Не совсем… - Не совсем? Как это? - Ну, я пассивный курильщик… Другие курят, а я дышу… - А, понимаю. Так, дальше… Сексом занимаетесь? - Не совсем…

Пассивность может впасть в морализаторство, умствование и теоретизирование, но все ее кухонные или салонные рассуждения абстрактны и оторваны от жизни. Обожая сослагательные наклонения, она начинает свои высказывания со слов: «Если бы все люди…», «Если бы президент…», «Если бы учёные…» и т. д. При этом сама не предполагает проявлять активность, слагает с себя ответственность даже за собственную жизнь, не говоря уже о судьбе других людей, своей страны или мира.

Перенесемся во Францию времен Людовика XVI. Пассивность короля особенно проявилась в дни революции и стала одной из причин его гибели. Стефан Цвейг в книге «Мария Антуанетта» пишет: «Ибо король — не вождь. Нерешительно, чего-то ожидая, бродит по комнатам растерянный человек в фиолетовом сюртуке, в небрежно надетом спросонья парике, с пустым, несчастным взором. Еще вчера было принято решение защищать Тюильри до последней капли крови, с вызывающей энергией превратили дворец в крепость, в военный лагерь. Но уже сейчас, еще прежде, чем враг появился возле дворца, окружение короля чувствует себя неуверенно, и эта неуверенность исходит от Людовика XVI. Каждый раз, когда надо принять решение, этот, впрочем, сам отнюдь не трусливый, но как бы ошеломленный любой ответственностью человек чувствует себя совершенно больным. А можно ли ожидать мужества от солдат, если они видят своего вождя дрожащим от страха? Полк швейцарцев под неусыпным надзором своих офицеров пока еще тверд, однако подозрительные признаки разложения появляются у солдат Национальной гвардии, они непрерывно задают себе вопросы: «Сопротивляться? Не сопротивляться?»

Мысль правильная: инстинкт Марии Анутанетты всегда безошибочен. Несколько пылких, убеждающих слов, подобных тем, которые в свое время, в опаснейшие мгновения, будет находить Наполеон, торжественное обещание короля умереть вместе со своими солдатами, энергичный жест уверенного в себе человека, и эти еще колеблющиеся батальоны стали бы стеной, защищая своих повелителей. Но тут заикается близорукий, неуклюжий и грузный, совсем не военный человек, со шляпой под мышкой, топчется на верхней площадке лестницы, бормочет какие-то обрывки фраз: «Говорят, они придут… Наше общее дело, мое и моих добрых подданных… не правда ли, мы будем биться смело?» Нерешительный тон, неловкие манеры увеличивают, а не уменьшают общую неуверенность. С презрением смотрят солдаты Национальной гвардии на этого рохлю, нерешительными шагами приближающегося к их рядам, и вместо ожидаемого возгласа «Да здравствует король!» его встречает сначала молчание, затем двусмысленный клич: «Да здравствует нация!», а когда король, осмелев, доходит до решетки, где войска уже братаются с народом, он слышит открытые призывы к мятежу: «Долой вето! Долой толстую свинью!» Приближенные и министры в ужасе окружают короля и уводят его обратно во дворец. «Боже мой, над королем смеются», — кричит морской министр, и Мария Антуанетта, с глазами, воспаленными от слез и бессонницы, наблюдающая всю эту унизительную сцену, с горечью отворачивается. «Все потеряно, — потрясенная, говорит она своей камеристке. — Король не проявил энергии, и этот смотр принес больше вреда, нежели пользы». Битва, так и не начатая, уже проиграна.

… Семь утра; передовой отряд повстанцев подошел к дворцу. Это неорганизованная вооруженная толпа, опасная не своей боеспособностью, и несгибаемой решимостью. Уже собираются люди возле подъемных мостов. Дальше откладывать решение нельзя. Редерер, генеральный прокурор, чувствует свою ответственность. Еще час назад он советовал королю обратиться к Национальному собранию и просить у него защиты. Но тут вспыхивает Мария Антуанетта: «Сударь, у нас здесь достаточно сил, и пришло наконец время определить, кому быть у власти — королю или мятежникам, конституции или революционерам».

Но король не находит нужных энергичных слов. Тяжело дыша, сбитый с толку, сидит он в своем кресле и ждет, ждет, сам не зная чего; одного лишь желает он — устраниться от всяких действий, уклониться от какого бы то ни было решения. Вновь подходит к нему Редерер со своим шарфом, обеспечивающим доступ повсюду; несколько городских советников сопровождают его. «Сир, настойчиво обращается он к Людовику XVI, — Ваше величество, вам нельзя терять ни минуты, единственное спасение для вас — это Национальное собрание». — «Однако на площади не так-то уж много людей», — боязливо возражает король, желающий лишь одного — оттянуть время. «Сир, огромная толпа с двенадцатью пушками движется сюда из пригородов».

Мария Антуанетта не может более сдерживать свое возбуждение, кровь приливает к лицу, она должна принудить себя не показать свою слабость перед этими мужчинами, ни один из которых не думает по-мужски. Искушение велико, но и ответственность огромна; в присутствии короля Франции женщина не должна давать приказ к бою. И она ждет решения этого вечно колеблющегося человека. Наконец он поднимает свою тяжелую голову, несколько секунд смотрит на Редерера, затем вздыхает и говорит, счастливый тем, что принял решение: «Идемте!»

И без боя, даже без попытки сопротивления, Людовик XVI покидает замок, построенный его предками, покидает, чтобы никогда более не вернуться назад. Он идет вдоль рядов дворян, смотрящих на него с презрением, мимо солдат-швейцарцев, которым забывает сказать, должны они сопротивляться или нет, сквозь толпу, все более и более разрастающуюся, открыто смеющуюся над королем, его женой и горсткой верных им людей, даже угрожающую им. Они проходят по саду — впереди король с Редерером, за ними, поддерживаемая морским министром, Мария Антуанетта с дофином. С недостойной поспешностью торопятся они к крытому манежу Школы верховой езды, где некогда двор весело и беззаботно проводил время, а сейчас Национальное собрание отпразднует свой триумф — ведь король Франции, дрожа за собственную жизнь, будет искать у него защиты. Всего две сотни шагов отделяют дворец от Манежа. Но эти двести шагов невозвратно отдаляют Марию Антуанетту и короля от ранее принадлежавшей им власти. Королевской власти пришел конец».

Петр Ковалев