А.С. Пушкин

У лукоморья дуб зелёный

Из поэмы "Руслан и Людмила"

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Http://www.lukoshko.net/pushk/pushk2.shtml

Рецензии

Пушкин описывает реальные события прошлого. Лукоморье-берег Белого (Русского) моря на восток от Архангельска. Златая цепь-цепь ярких событий произходивших в зоне действи биополя дуба и записанная в годовых кольцах (флешка) циклически, т.е запись происходит только летом, когда дуб зелёный. Ученый кот- экстрасенс (ведун) считывающий эту информацию и раскрывающий ее РУСАМ алкающим знания,русалка(не путайте с алкающим-голь алкоголь, алкающим-шишь алкаш). Рядом бродит двоешник, лентяй-ему знания не нужны, там он лишний т.е леший.
И далее излагает картинки прошлого,
Избушка там на курьих ножках
стоит без окон без дверей- Это КРОДА. Было так: гроб с телом покойного устанавливали на два расположенных рядом ствола дерева, спиленных на уровне 1.5м от земли и сжигали, что-бы освободить сущьность человека от связи (эфирной, астральной, ментальной) с умершим телом и облегчить переход, сохранить тем самым потенциал до следующего воплощения в соём Роду (если повезёт). Деревья лишний раз не пилили, потому стволы обуглены и оголены корни от неоднократного события. И так далее....

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.



В экстремальной ситуации кризиса человек являет свою сущность. Искушаемый успехом
и угрожаемый гибелью, он с естественным бесстыдством обнажает устои своего внутреннего
мира – и демонстрирует ценники на своих ценностях.



Сегодня разворовывающие страну навынос казнокрады истерично клянутся в любви к Родине.
Воры кричат о борьбе с коррупцией. Уничтожающие науку и культуру администраторы декларируют
величие России. Ложь, изрекаемая бандитами, утверждается как критерий истины. А называние
черного белым, а белого черным давно перестало быть вопросом истины либо психического
расстройства, но есть лишь индикатор лояльности режиму.

Какому? Любому. Тому, который господствует в настоящий миг.

О, с какой чарующей легкостью эти профессиональные лизоблюды и спиногрызы вытрут ноги
о свалившийся режим и вылижут все места режиму новому. Это профессионалы, они предают
в тот самый миг, как это становится выгодно и безопасно. Их национальный интерес – личная
плавучесть.

Под национальными интересами в сегодняшней риторике обозначается единственно воссоединение
с Крымом и закрепление российского режима в Донбассе.
Это в стране с самой большой территорией в мире, каковую территорию уже сегодня некому
содержать в хозяйствовании и обрабатывать.

Подъем науки и культуры, медицины и образования, строительство дорог и создание технологий,
уход от постыдной, туземной сырьевой «экономики» к экономике производства продвинутой
продукции посредством мозгов и рук – словно и не является «национальным интересом».

А потому что враги не мешают.
Ничего – скоро враги начнут сыпать битое стекло в наше масло и песок в наши машины; знаем,
проходили.

В постсоветской России не было, нет и не предвидится никакого конкретного плана «вставания
с колен» - чего, сколько, где и когда будем строить.

Будет всем во всем счастье и к черту интимные подробности.

А! Сколково!

Сколько украли?

Чего конкретно создали?

Рост российского правящего класса полностью соответствует максиме Талейрана:
«Для обогащения не требуется иметь ум, для обогащения требуется не иметь совести».

Занимать первое место в мире по числу брошенных детей – и запретить иностранцам усыновлять
больных детей из российских детдомов: это ли не образец высокой православной духовности?
Но самим пихать на проклятый Запад своих чад всеми способами.

И плакать, если тебя не пустят туда отдохнуть или полечиться.
Вы полагаете этот сброд людьми?

Количество убийств, самоубийств, продажных судей и сломленных уезжантов, равная шкала налога
для миллиардеров и нищих врачей, прогиб церкви под власть и силовиков под наркомафию – это
просто пир духа!

Захлебываясь от самовосхваления и восторженно умиляясь своим добродетелям, мы не ведаем
ни благодарности, ни уважения к странам ближним и дальним;
мы отказываем в храбрости и мужестве врагам – и обвиняем в неблагодарности и неправильном
образе мыслей скоротечных друзей.
В мире есть две точки зрения: российская – и неправильная.

Наша духовность

есть гарант нашей правоты.

Проповедуя русскую духовность, забывают пропорцию коктейля: один Толстой на сто миллионов
жллл… э-э… традиционных духоносцев. Русской духовностью в ассортименте можно снаряжать
химические снаряды. Эффект отложенный, но неуклонный: двести лет – и враг побежит с этого
места во все стороны.

Но что поразительно: ораторы-патриоты отлично знают про наш спецназ в Симферопольском
парламенте, про отряд Стрелкова в Славянске и далее в Донецке, про то, что где нет
«вооруженных шахтеров и трактористов» -

там нет войны, террора и гуманитарной катастрофы,

про оружие и «отпускников» - и продолжают взволнованно кричать о «фашистской киевской
хунте», кровавых карателях и подлом Западе, который только и ждал повода, чтоб показать
всю силу своей нелюбви к нам.

Они прекрасно понимают, что война – это верный и лучший способ сплотить массу вокруг
власти и лидера. Что властный режим – единственный институт, выигравший и окрепший
от русско-украинской эпопеи.

Глупые сомкнулись с подлыми и, отвернувшись от внутренних проблем и противоречий,
кричат о борьбе русского мира против окруживших его поганых полчищ. И стыд им
глаза не ест.

"Мы ведем войну со страной, которую важно понимать.

Нам противостоит государство с кладбищем и погребальной
пирамидой в центре столицы.

Стены Кремля это склепы, которые с садистским
удовольствием «украшались» Петром Первым трупами стрельцов.
Их кровь впиталась в московскую ментальность, уже заранее
сдобренную дикостью и насилием Ивана Грозного.

«Загадочная русская душа» - эсхатологический символ смерти.
Этому народу не нужна жизнь.

«Мне кажется, что только у нашего народа могла родиться
поговорка «На миру и смерть красна». Как это так?
Смерть - это же ужас.
Нет, оказывается» - говорит последний кормчий России
Владимир Путин.

Стремление к жизни (либидо) и поклонение смерти (мортидо) -
две базовые конструкции психики человека, описанные еще
Эрихом Фроммом.

Мортидо ярко проявляется в некрофилии: «Некрофилы живут
прошлым, а не настоящим и будущим.
Они любят силу, власть, склонны к формализму и бюрократии.
Личность для некрофила олицетворяет «машину» с ее
«винтиками и гаечками».
Некрофилы пессимистичны, равнодушны к страданиям других.
Некрофильны лозунги: «Родина или смерть», «Все как один
умрем в борьбе за это».
Любители смерти неравнодушны к памятникам, к каменным
изваяниям.
Да и вообще ко всяким знакам, которые напоминают
о мертвецах.

Никакую страну не напоминает?

Нам противостоит нация некрофилов, корни которых уходят
в тьму угро-финского этноса.

Вспомним классика: «Избушка там на курьих ножках,
стоит без окон и дверей». Почему без окон и дверей?
Это гроб на сваях. Так хоронили на севере в полосе вечной
мерзлоты. Сама Баба-Яга это проводник в мир мертвых,
что детально описано у Владимира Проппа, известного
русского и советского фольклориста.

Главный отрицательный герой русских сказок - жизнелюб
Кощей Бессмертный. Жить долго - непозволительная роскошь
для российской ментальности, а потому подлежит
уничтожению со стороны Ивана-дурака.

Идеал Ивана-дурака лежать на печи и ничего не делать,
иными словами умереть при жизни.
В русской литературе тема «живого трупа» была продолжена
Иваном Гончаровым в «Обломове».

Наш земляк Николай Гоголь чутко уловил некрофильность
российского общества, высмеяв его в «Мертвых душах».
Любимый герой в произведениях Гоголя у русских -
Тарас Бульба, убивающий своего сына во имя «русского мира».

Из этого ряда не выбивается патриотическая патетика времен
Второй мировой войны. В СССР герой не мог быть живым.
Для утверждения в этом статусе он должен был пройти
инициацию смертью - начиная от Павлика Морозова и заканчивая
бросившимся на ДОТ Матросовым. Иконостас героев-мертвецов.

У немцев был иной подход. Они тоже имели своих героев,
и чествовать их предпочитали живыми.
Этот факт был подчеркнут даже в фильме Квентина Тарантино
«Бесславные ублюдки».

Итак, что нам важно понимать. Словно крысы под дудочку
сказочного героя Нильса, русские нацисты будут идти в бой
и забрасывать трупами нашу землю.
Нас убивать они тоже будут. Это их карма и сознательный
выбор. Что им отсутствие канализации или покосившиеся
заборы у изб, повальное пьянство, наркомания, детская
смертность?
Суетность и абстракция.

Можно быть никем, самым забитым запойным деградантом, но
колорадская лента и автомат Калашникова превращает
ничтожество в героя, а его вдову в святую мученицу.
И никакие санкции, нищета и голод не отвернет настоящего
русского человека от войны и смерти.

Социальный и инфраструктурный апокалипсис ДНР-ЛНР только
укрепляет и делает носителей «русскомирных» ценностей более
сильными и бескомпромиссными.
Через кровь и смерть они будут нести свои ордынские ценности
сколь угодно долго - до последнего человека.

А значит, в один прекрасный день, истощив человеческий
потенциал, они потянутся к своему последнему доводу - ржавой
кнопке.

Какая разница как умереть, если смерть самоцель? Погрузить
весь мир в пучину ядерного пожара прекрасный и эффективный
способ не только умереть «на миру», но и потащить его
за собой.
Как завещал великий Путин.

Нам давно пора понять, что воюем мы не с Путиным и его армией.
Мы воюем с огромной, ненавидящей все живое страной.
В этой ненависти все монолитно едины от бомжа до президента.

В Евангелии от Матфея говорится: "По вере вашей да будет вам".
Они верят в смерть, да будет им смерть.
Мы же верим в жизнь."
Николай Неоненко.

Но ужас в том, что долго длящаяся война разворачивает народную ненависть с внешнего врага
на внутреннюю власть. Где нет победы – там власть виновата во всем. И летят короны вместе
с головами, и кресла вместе с чреслами.

И победить не получается, и отступить нельзя, и продолжать смерти подобно. Вот гениальная
политика! Спаси нас Господи… И отгоните призрак гигантской Северной Кореи.

…Самое страшное чтение в России – это история Смутного времени.
Встают за страницами люди бесконечно подлые и эгоистичные, жестокие и неблагодарные,
лживые и беспамятные. Эпоха Ивана Грозного сформировала тип характерный: все сволочи,
все кровопийцы, любой тебя завтра по цареву приказу зарежет со всей семьей –
ну так умри ты сегодня,

а я завтра.

Издох кровавый дракон – и взошли драконовы зубы, и зажили своей жизнью.

И сегодня я слышу за речами пламенных истериков, кричащих о ненависти Запада к первой в мире
стране социализма…что, не тот век? – а, к православной России! – я слышу грозное эхо родной
истории: «Смерть троцкистско-бухаринским извергам! Смерть собакам! Ликвидировать кулачество
как класс!
Повесить попов, расстрелять заложников, переколоть офицеров, выслать старорежимных
интеллигентов!..»

Искренне – это орут фанатичные оболваненные толпы.

Все несчастье их жизни изливается на указанного врага. А главари террора – начинают
с террора мысли и слова.

Они искренне полагают их атрибутами наивного детства, смешными и лишними. Вообще они милые
и разумные люди. Но. Смысл правды им непонятен. Подачу информацию они понимают только как
средство борьбы за свои интересы. Ложь – законный прием в борьбе, и только.

Инакомыслие уже есть умысел на государственное преступление. Не сметь возражать царю
ни в чем! Это пошло у нас еще от Дмитрия Донского…

…Хороший человек – это, по мнению людскому, человек добрый, честный, справедливый, открытый,
щедрый, бескорыстный, простой и благородный наконец человек. Который лишний кусок отдаст
камраду, а на труд и опасность пойдет первым.

Полюбуйтесь на красотищу, композиционно сгруппированную вокруг вертикали власти.

Ну разве не прелесть эти сказки? Да мы лучше всех в мире! Гадство в том, что от нас уезжают
к ним, поганцам; а от них к нам – не хочут, гнилые уроды.

Иногда мне хочется быть марсианином.

Улететь к черту и наблюдать все в подзорную трубу.

Михаил Веллер.

Написана в течение 1817-1820 гг., напечатана в 1820 г. Однако значение «Руслана и Людмилы» не сводится только к полемике с реакционным романтизмом. Поэма поразила современников и сейчас восхищает читателей богатством и разнообразием содержания (хотя и не очень глубокого), удивительной живостью и яркостью картин, даже самых фантастических, блеском и поэтичностью языка. Не считая многочисленных и всегда неожиданных и остроумных шутливо-эротических эпизодов в «Руслане и Людмиле», мы встречаем то живые, почти «реалистически» увиденные поэтом образы фантастического содержания (например, описание гигантской живой головы во второй песне), то в нескольких стихах показанную исторически верную картину древнерусского быта (свадебный пир у князя Владимира в начале поэмы), хотя вся поэма совершенно не претендует на воспроизведение исторического колорита; иногда мрачные, даже трагические описания (сон Руслана и убийство его, смерть живой головы); наконец, описание боя киевлян о печенегами в последней песне, по мастерству мало чем уступающее знаменитому «полтавскому бою» в поэме «Полтава». В языке своей первой поэмы, используя все достижения предшественников - точность и изящество рассказа в стихах Дмитриева, поэтическую насыщенность и певучесть интонаций, «пленительную сладость стихов» Жуковского, пластическую красоту образов Батюшкова, - Пушкин идет дальше их. Он вводит в свой текст слова, выражения и образы народного просторечия, решительно избегавшиеся светской, салонной поэзией его предшественников и считавшиеся грубыми, непоэтическими. Уже в «Руслане и Людмиле» Пушкин положил начало тому синтезу различных языковых стилей, который явился его заслугой в создании русского литературного языка.

Расскажу про очень страшного сказочного персонажа - про Избушку на Курьих Ножках .

Коротко и ёмко признаки персонажа дал Пушкин в "Руслане и Людмиле".

Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей

Признаки очень точные

1. Это изба, только очень маленькая - избушка.
2. В этой избе нет окон и дверей. По сути это ящик.
3. Эта изба стоит на курьих ножках.

Не стану интриговать, это - домовина

Родная мать гроба

В старину покойников хоронили так:

Находили в лесу место, где рядом росли 2-3-4 дерева.
- Срубали их примерно на высоте 1,5 метра.
- На полутораметровые столбы клали настил.
- На настиле воздвигали домовину - невысокий дом, буквально в 3 венца.
- Внутрь домовины клали покойника.
- Устанавливали крышу.
- Вырывали и подсекали корни деревьев, на которых стояла домовина. Это было нужно для того, чтобы исключить гниение стволов. Смотрелось будто "избушка без окон и дверей" действительно стоит на "курьих ножках".

Современники отлично понимали, что это за изба и что за хозяин находится внутри. Поэтому, старались как можно скорее покинуть то место, где стоит избушка на курьих ножках.

На современников избушки на курьих ножках наводили суеверный ужас. Ужас был настолько силён и устойчив по времени, что прочно вошёл в русский фольклор. Не год, не два, а несколько веков потребовалось простоять избушкам на курьих ножках, чтобы закрепиться в русской культуре

Вот современный отклик на древнюю традицию погребения усопших

На современном кладбище подобие древнерусской домовины вместо надгробья.

Полагаю, что избушки на курьих ножках воздвигались не хаотично по всему лесу вокруг селения, а в отведенной части.

Несколько избушек составляли подобие кладбища.

Поскольку покойник не был предан земле, то запах разложения был слышен на многие километры. Вряд ли было в традиции приходить к избушке, чтобы помянуть покойного: принимать пищу не позволил бы запах разлагающегося трупа. Поскольку избушки не навещались родственниками лежащих в них покойников, то в третьем-четвертом колене потомками забывалось место захоронения пращура.

Представьте себе ужас современников, которые случайно набредали на давно забытые места захоронений.

Когда лет через 100 столбы, поддерживающие помост с домовиной, частично отрухлявили и развалились, а домовина, тоже частично отрухлевевшая и полуразрушенная оказывалась на земле.

В сказаниях до нас дошла точная деталь хозяйки Избушки на Курьих Ножках - Бабы Яги.

У Бабы Яги - костяная нога.

То есть, это такой полуистлевший труп, у которого истлела одна нога.

Этот полуистлевший труп приглашает героя, того же Ивана Царевича, в "баньке попариться".

Приглашает КУДА???

В избушку на курьих ножках. В домовину. В гроб. По сути - в могилу!

Думаю. что маленькие детки лет 700 назад какались от страха, когда им добрая бабушка рассказывала на ночь сказочку про Избушку на Курьих Ножках и живущую в ней Бабу Ягу

Вот такой это страшный персонаж.

И - никаких сказок.

Произведение «У Лукоморья дуб зеленый» было задумано Пушкиным как вступление к поэме «Руслан и Людмила», работу над которой он начал в 1817 году, будучи еще молодым лицеистом. Первый выход литературного детища был представлен без строф об ученом коте. Идея о нем пришла Александру Сергеевичу немного позже. Только в 1828 году, когда поэма вышла новым тиражом, читатель познакомился с необычным стихотворным вступлением. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, более приближенным к астрофическому. В то время, именно такой стиль написания был присущ стихотворным формам.
Мысли о сказочных персонажах, о волшебном дубе пришли автору не случайно. Его няня Арина Родионовна знала огромное количество сказок, которыми делилась со своим воспитанником. Что-то подобное он услышал именно от нее.
35 волшебных строк по сей день привлекают литературных критиков и исследователей пушкинского наследия. Они пытаются разгадать загадку о том, действительно ли существовала земля под названием Лукоморье. Некоторые пришли к выводу, что такие территории действительно существовали на картах Западной Европы в 16 столетии. Это была местность в Сибири, по одну из сторон реки Обь. Пушкина всегда влекла история. В его творчестве часто упоминаются давние названия городов, деревень. Он напоминает современникам о том, что наши корни уходят в далекое прошлое, и о них забывать нельзя.

Предлагаем Вам текст стиха:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.