Татьяна Говорухина
Презентация для детей старшей и подготовительной групп «Детям о динозаврах»

Детям о динозаврах .

Динозавры – это очень интересная и увлекательная тема для детей старшего дошкольного возраста. Практически нет такого ребенка, который не интересовался бы ДИНОЗАВРАМИ . С чего же начать знакомить дошколят с животными, жившими до нашей эры?

В первую очередь нужно планировать работу исходя из детских вопросов, интересов.

Кто такие динозавры ?

Когда они жили?

Чем питались?

Как зимовали?

На какие виды подразделялись?

Почему вымерли?

Чтобы заинтересовать детей , их нужно просить о помощи, непринужденно вовлекать в работу (поиск материала, просмотр энциклопедий, мультфильмов, чтение сказок и мн. др.).

Предлагаем вашему вниманию презентацию «Детям о динозаврах » .

В презентации Вы можете изучить с детьми интересные факты о динозаврах , познакомить их с самыми известными динозаврами : тиранозавром, стегозавром, трицератопсом и т. д.

Эта презентация для первого знакомства дошколят с миром динозавров .

Цель :

Дать как можно больше знаний о динозаврах и о том , когда они жили.

Помочь детям познавать окружающий мир.

Расширять знания о динозаврах .

№2 Название презентации .

№3 550 миллионов лет назад земная суша была совершенно безжизненной. Однако моря буквально кишели такими вот растениями и животными. Вот как, по мнению ученых, должна была выглядеть морская жизнь.

№4 Из многочисленных рептилий, населявших Землю, динозавры изучены достаточно хорошо. Они появились приблизительно 220 миллионов лет назад. Слово «динозавр » означает «ужасная ящерица» .

№5 По всему миру находят их кости, отпечатки следов, зубы и даже яйца. Скелеты динозавров с течением времени окаменели. Изучая окаменелые останки древних ящеров, учёные – палеонтологи выяснили, что их кожа была чешуйчатой и герметичной, а также что некоторые динозавры жили до ста лет !

№6 В специально обустроенных гнёздах динозавры откладывали яйца , часто до десяти штук за раз! Эти яйца, круглые или овальные, покрытые твёрдой скорлупой, были довольно маленькими по сравнению с самими ящерами.

№7 Тиранозавр был самым крупным хищником эпохи динозавров и наводил ужас на всех остальных ящеров. Рост этого гиганта составлял 6 метров, а туловище – от хвоста до головы – достигало 15 метров. У этого страшного хищника были острые, как кинжалы зубы. Несмотря на огромные размеры, тираннозавр мог бегать со скоростью 30 км/ч!

№8 Компсогнат – самый маленький из всех динозавров . Этот хищник ростом с индюка питался насекомыми и ящерицами. Чтобы самому не попасть в зубы и не стать добычей более крупных собратьев, компсогнат быстро бегал – задние лапы у него были длинные и сильные.

№9 Диплодок был поистине величайшим из всех динозавров : туловище гиганта достигало 25 метров в длину и заканчивалось длинным хвостом; почти такая же длинная шея завершалась совсем маленькой головой. Питался диплодок водорослями и листвой кустарников . Чтобы защититься от врагов, он использовал мощный хвост в качестве огромного кнута и бил им нападавших. Диплодоки обитали в Северной Америке. Помимо многочисленных отдельных костей, там обнаружили один целый скелет этого динозавра

№10 Паразавролоф выглядел довольно причудливо : на голове у него имелся длинный костяной хохолок, особенно развитый у самцов. По голове паразавролофы умели различать друг друга и с её же помощью прокладывали путь через лесную чащу. Этот мирный ящер жил вблизи водоёмов и немного умел плавать.

№11 Стегозавр. У стегозавра было большое туловище и совсем крохотная голова. Чтобы защищаться от прожорливых хищников, на спине стегозавра имелись костяные пластины, которые росли в два ряда от головы до хвоста, а также четыре полуметровых шипа на конце мощного и подвижного хвоста.

№12 Трицератопс был похож на большого носорога. Это сильное животное достигало 9 метров в длину. У трицератопса был обширный костяной «воротник» - щит, которым ящер отпугивал своих противников. Голова ящера была вооружена тремя рогами : одним поменьше - на носу и ещё парой метровых – над глазами. Челюсти животного заканчивались мощным клювом.

№13 В одно время с динозаврами в морях обитали громадные, водные рептилии. Тела их были гладкими и хорошо обтекаемыми, что позволяло им прекрасно плавать.

№14 Летающих рептилий называют птерозаврами. Жили они в то же время, что и динозавры .

№15 Вымирание динозавров и многих других живых организмов было вызвано, двумя причинами. Во первых, происходило постепенное охлаждение климата, во вторых на земле произошла, какая – то, грандиозная катастрофа. Некоторые полагают, что земля столкнулась с гигантским метеоритом.

№16 Картинки с видами динозавров .

№17 Анимационный слайд.

Все знают, что динозавры имели огромные размеры, что у некоторых особей были перья, а также что все они вымерли около 65 миллионов лет назад после падения огромного астероида на полуострове Юкатан, Мексика. Но насколько действительно глубоки ваши познания о динозаврах и мезозойской эре? В этой статье, с научной точки зрения открывается 10 интересных фактов о динозаврах, которые необходимо знать, как взрослым, так и детям.

1. Динозавры не были первыми рептилиям на Земле

В первые динозавры эволюционировали в середине позднего триасового периода, около 230 миллионов лет назад, в той части суперконтинента Пангея, который соответствует современному континенту Южная Америка. До этого доминирующими рептилиями были архозавры, терапсиды (зверообразные рептилии) и пеликозавры, а также в течение около 20 миллионов лет после появления первых динозавров, самыми грозными рептилиями на Земле были доисторические крокодилы.

Лишь в начале юрского периода, 200 миллионов лет назад, динозавры начали отвоевывать право на господство.

2. Динозавры процветали более 150 миллионов лет

С максимальной продолжительностью жизни около 100 лет, люди плохо понимают «глубокое время» (термин выражающий концепцию геологического времени). Чтобы отобразить глубину времени в перспективе приведем пример: современные люди существуют лишь в течение нескольких сотен тысяч лет, а человеческая цивилизация зародилась около 10 тысяч лет назад, простое мигание глазом в юрских временных масштабах. Все говорят о том, как быстро и безвозвратно вымерли динозавры, но учитывая 165 миллионов лет их существования, возможно, они были наиболее успешными позвоночными животными, когда-либо обитающими на Земле!

3. Динозавры делятся на два основных отряда

Можно предположить, что наиболее логичным было разделить динозавров на травоядных и плотоядных, но палеонтологи имеют на этот счет свое мнение. Они разделяют динозавров на два отряда: ящеротазовые и птицетазовые. К ящеротазовым динозаврам относят плотоядных тероподов и растительноядных зауропод с завроподоморфами, в то время как птицетазовые включают: анкилозавров, цератопсов, стегозавров, пахицефалозавров и орнитоподов.

Как ни странно, птицы произошли от ящеротазовых, а не птицетазовых динозавров.

4. Птицы (с большой вероятностью) эволюционировали от динозавров

Не все палеонтологи убеждены, а также существуют некоторые альтернативные (не получившие широкого признания) теории. Но основная масса доказательств указывает на то, что современные птицы эволюционировали из маленьких, пернатых, динозавров тероподов в конце юрского и мелового периодов. Имейте в виду, что эволюционный процесс зарождения птиц, скорей всего, происходил не однократно. Птицы появлялись несколько раз из разных популяций динозавров, но вероятно лишь одна эволюционная ветвь просуществовала до наших дней. Более подробно о предках современных птиц можно почитать в статье " ."

5. Некоторые динозавры были теплокровными

Современные рептилии являются хладнокровными животными, то есть они полагаются на температуру окружающей среды для поддержания внутренней температуры тела, а современные млекопитающие и птицы относятся к теплокровным и способны поддерживают постоянную внутреннюю температуру тела, независимо от внешних условий. Есть твердые аргументы, подтверждающие наличие у отдельных плотоядных динозавров и некоторых орнитоподов теплокровного метаболизма, так как трудно представить хладнокровное животное, ведущее активный образ жизни.

6. Подавляющее большинство динозавров были травоядными

Свирепые хищники, такие как тираннозавр рекс и гиганотозавр больше всех на слуху, но неоспоримым является тот факт, что плотоядные суперхищники в любой экосистеме, составляют лишь мизерный процент от числа травоядных животных, которыми они питаются. По аналогии с современными экосистемами Африки и Азии, растительноядные гадрозавры, орнитоподы и (в меньшей степени) зауроподы, вероятно, объединялись в огромные стада, на которые охотились более редкие хищные тероподы.

7. Не у всех динозавров был слабый интеллект

Действительно, некоторые травоядные динозавры (например, стегозавры) имели настолько небольшой по сравнению с остальной частью тела мозг, что скорей всего были не намного умней гигантского папоротника. Но плотоядные динозавры крупные и маленькие, начиная от троодонов до тираннозавра рекс, обладал более респектабельным количеством серого вещества относительно размера их тела, так как нуждались в хорошем зрении, обонянии, ловкости и координации, чтобы выслеживать и атаковать добычу. Тем не менее, даже самые умные динозавры по уровню интеллекта сопоставимы с современными страусами.

8. Динозавры жили в одно время с ранними млекопитающими

Многие люди ошибочно полагают, что млекопитающие появись после вымирания динозавров, заняв свободные экологические ниши. Однако, ранние млекопитающие жили на протяжении большей части мезозойской эры рядом с завроподами, гадрозаврами и тираннозаврами (как правило, высоко на деревьях или под землей). Они развивались примерно в то же время (в конце триасового периода, из популяции терапсид), что и динозавры.

Большинство ранних млекопитающих были размером с мышь, но некоторые из них (например, питающийся динозаврами репеномам) вырастали до солидных размеров, около 1 м в длину и массы более 10 кг.

9. Птерозавры и морские рептилии не относятся к динозаврам

Может показаться странным, но динозаврами считают только наземных рептилий, имеющих характерные анатомические особенности. Летающие птерозавры, водные плезиозавры, ихтиозавры и мозазавры не относятся к динозаврам, их обобщает лишь тот факт, что все они классифицируются, как рептилии.

В то время, как многие считают диметродонов динозаврами, на самом деле они относятся к другому виду рептилии, которые процветали десятки миллионов лет до появления первых динозавров.

10. Не все динозавры вымерли одновременно

После падения астероида, 65 миллионов лет назад, образовавшаяся взрывная волна не уничтожила сразу всех динозавров, птерозавров и водных рептилий. Скорее всего, процесс исчезновения растянулось на сотни, а возможно и тысячи лет. Глобальное изменение климата, недостаток солнечного света, отсутствие растительности существенно изменили пищевую цепь снизу вверх.

Некоторые изолированные популяции динозавров, расположенные в отдаленных уголках мира, возможно прожили немного дольше, чем их собратья, и несмотря на множество мифов о динозаврах, вряд ли они дожили до наших дней.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Все о динозаврах для детей — это информация о животных, населявших нашу планету миллионы лет тому назад.

Сообщение о динозаврах

Динозавры считаются ящерами, они, как никакие другие виды животных, вызывают особый интерес у взрослых и детей. Это самые удивительные существа, когда — либо жившие на планете. Их окаменелые останки впервые обнаружили в 30-тых годах ХІХ века. Но тогда ученые не уделили находке должного внимания. Спустя некоторое время, только когда находки повторились, стало ясно, что останки принадлежат доисторическим существам. Это стало настоящей сенсацией. В 1854 году Бенджамин Хокинс (скульптор), используя модель доктора Оуэна, создал первую в мире скульптуру динозавра в реальную величину.

Так началось развитие новой науки — палеонтологии. Английский зоолог Оуэн ввел в обиход понятие «динозавр», которое обозначает «ужасный ящер».

Когда появились первые динозавры?

Впервые динозавры появились на планете около 230 млн. лет назад, во время триасового периода. Все динозавры мира в тот период были исключительно хищниками и принадлежали к тероподной группе. Позже в процессе эволюции появились растительноядные животные –прозуароподы.

Динозавры все виды

В конце триасового периода видовое разнообразие динозавров значительно увеличилось. По земле ходили хищные и растительноядные животные, в воздухе парили птерозавры, а в морских глубинах господствовали гигантские ихтиозавры. К юрскому периоду они заняли экологические ниши, став доминирующим видом.

В меловом периоде многообразие видов животных достигло максимума: анкилозавр, теризинозавр, трицератопс, тираннозавр, тарбозавр.

К числу самых известных динозавров относятся:

  • Тиранозавр . Это самый крупный сухопутный хищный динозавр, обладающий мощными челюстями.
  • Аллозавр . Считается самым известным и исследованным хищным динозавром юрского периода, а также самым свирепым и опасным животным мезозойской эры. Он питался только мясом других динозавров.
  • Диплодок . Это самый длинный и изученный растительноядный динозавр. Из-за своих гигантских растений у него не было врагов.
  • Стегозавр . Представитель вида птицетазовых динозавров. Отличительная черта животного — ромбовидные пластины, расположены вдоль хвоста и спины в 2 ряда в шахматном порядке.
  • Трицератопс . Самый крупный рогатый динозавр. Он издалека напоминает носорогов. На его голове было 3 рога – на лбу два длинный и около рта еще один.
  • Птеродактиль . Это всеядная рептилия, которая приспособилась к полету.

Когда вымерли динозавры?

Динозавры господствовали на планете около 130 млн. лет, что в 100 раз больше, чем существует человек. Но 65 млн. лет назад они вымерли вместе с большей частью морских обитателей и летающих пресмыкающихся. Но почему это произошло? Существует несколько версий. Самой распространенной является версия о том, что наша планета столкнулась с астероидом. Это вызвало страшный взрыв, который повлек за собой трагические изменения не только в климате Земли, но и в ее геологическом строении. Другие ученые утверждают, что конец эпохе динозавров положили первые хищные млекопитающие, питающиеся их яйцами и детенышами. Также есть версия, что гиганты исчезли через понижение уровня воды в море или скачек магнитного поля планеты. Но, что случилось на самом деле, узнать уже не возможно.

Динозавры – доисторические существа, населявшие нашу планету миллионы лет назад. Наверняка, ваш ребенок уже успел познакомиться с некоторыми из них, просматривая книжки и мультики. Вот только, насколько правильное представление о древних жителях Земли сложилось у крошки: не боится ли он встретить динозавра на улице или уверен, что эти существа вымышленные?

Чтобы расширить кругозор ребенка и избавить малыша от ночных кошмаров, будет лучше, если об этих гигантских созданиях он узнает из увлекательной истории, рассказанной родителями.

Рассказы про динозавров для детей должны быть интересными и познавательными, а, главное, доступными для маленькой аудитории. В простой форме мамы и папы, должны рассказать своему чаду, используя книги и мультфильмы для детей, о том, как вымерли динозавры, какими они были, чем питались, про их повадки и про прочие особенности этих огромных рептилий.

Изучение динозавров для детей

Много интересных фактов про динозавров можно узнать из книг и познавательных фильмов для детей. Однако для начала малышу лучше рассказать основные сведения об этих животных.

Примерно 230 миллионов лет назад, то есть задолго до появления человека, появились на Земле динозавры, или «ужасные ящерицы» если дословно.

Эти животные были поистине огромными, размеры некоторых из них достигали 25 метров в длину и 6 метров в высоту. Однако встречались и крошечные ящеры, с габаритами нашего индюка. Например, Компсогнат – самый маленький и быстрый хищник, который из-за небольших размеров нередко становился добычей своих больших собратьев.

Самым крупным хищником той эпохи был Тираннозавр, у которого были огромные размеры и острые зубы. Спастись от этого зверя было проблематично, поскольку, несмотря на внушительные габариты, Тираннозавр бегал со скоростью 30 км в час.

Вместе с хищниками, в те времена нашу планету населяли и травоядные ящеры, которые питались водорослями и листвой кустарников. Жили динозавры на суше во всех частях света. Также известно, что ящеры несли яйца, обтянутые кожей.

Люди, узнали о существовании динозавров благодаря исследованиям палеонтологов. Именно они занимаются раскопкой останков древних обитателей. Окаменелые кости животных ученые находят в скалах, песках, глине на всех материках нашей планеты. Найти целый скелет динозавра – это несказанная удача для палеонтолога, иногда на это уходят целые годы.

Установить точную причину исчезновения гигантских рептилий ученым до сих пор не удалось. Одни полагают, что динозавры вымерли из-за резкой смены климата, другие – уверенны, что животные отравились новыми растениями.

Историю происхождения и жизни динозавров можно дополнить рассказами для детей про разных представителей их семейства (а насчитывалось их более 300 видов).

Чтобы закрепить изученный материал можно показать крохам познавательные фильмы про древних обитателей, например:

  • «Поход динозавров»;
  • «Чудо-юдо динозавры»;
  • «Крылатые монстры»;
  • «Морские динозавры».

Конспект занятия для младших школьников "Путь к динозаврам"



Миллионы лет назад, задолго до появления человека на Земле, динозавры властвовали на планете.
Думаю, что Вы согласитесь, динозавры - самые удивительные из всех существ живших на нашей планете, они дo сих пoр вoлнуют вooбрaжение людей, вызывaют их oстрый интерес, особенно у детей. Предложенный материал можно использовать во внеурочной деятельности, как внеклассное занятие по окружающему миру в начальной школе, в виде классного часа. Дети, через разнообразные виды деятельности знакомятся и лучше узнают о времени появления динозавров, об их видах, разнообразии. Через практическую деятельность узнают о людях, которые занимаются изучением этих животных, палеонтологах.
Материал будет полезен учителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования.
Цель: сформировать представления о далёком прошлом Земли и исчезнувшем мире динозавров.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с далеким прошлым нашей планеты
-показать, как люди узнают о динозаврах и как это могут узнать дети, раскрыть понятие слова " палеонтология"
Развивающие:
развивать логическое мышление;
развивать воображение, память и речь.
развивать интерес к познанию природы;
поощрять самостоятельность «открытия»;
развивать умения детей видеть отличительные особенности динозавров.
Воспитательные:
- воспитать гуманного, социально активного человека, бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человека.

Ход занятия

1.Орг.момент
Мой юный друг!
Я приглашу тебя в чудесную страну,
Страны такой ты не встречал на свете.
Как интересно там поверь,
Давай, откроем эту дверь!


2.Введение в тему
Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в очень далекое прошлое нашей Земли. Но, чтобы узнать для чего мы туда отправляемся, предлагаю выполнить одно интересное дело. Мы займемся раскопками. Но сначала обратимся к словарю: раскопки - работа, направленная на поиски и извлечение чего-либо, скрытого в земле. А вы знаете, кто и зачем проводит раскопки?


У нас есть две замечательные профессии – археолог и палеонтолог, которые раскрывают и изучают тайны и секреты, скрытые в подземном мире. Но, палеонтологи занимаются изучением животных или растительных окаменелостей, т.е изучают нашу Планету по костям, отпечаткам, окаменелостям., а археологи изучают прошлое человеческой культуры и образа жизни, быт наших предков по предмета, сооружениям и т.п.
Они ведут раскопки
В поле и на сопке.
И в пустыне южной
И в Сибире вьюжной.
И во всех частях Земли,
Что б узнать мы прошлое смогли!

Итак, мы сейчас проведем свои раскопки, которые помогут нам понять, кем мы станем на время нашего занятия – археологами или палеонтологами.
Раскопать – значит, приподнять толщу земли, но так, чтобы не потревожить все, что в ней спрятано. Специалисты пользуются разными инструментами – лопатами,кирками,ножами.Но нам предстоит работа полегче,мы будем работать кисточкой. Только надо быть аккуратными и внимательными. Отыщите и соберите все, что зарыто


(Прим . в коробочках с любым заменителем земли-манка, соль, мелкая крупа, мелкие опилки(по возможности и желанию учителя), спрятаны кости скелета динозавра или отдельные части из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, фабричного изготовления и т.п.)
-Что вы откопали? Соберите их в единое целое? Что получилось? Значит, кем мы стали на время?
3. Сообщение темы и целей.
В начале занятия я сказала, что нас ждет путешествие. Мы с вами проследим весь «Путь к динозаврам». Узнаем, какой была жизнь до появления этих древних животных, попытаемся больше и лучше познакомиться с ними.
4.Основная часть
1.Рассказ учителя
(Прим . рассказ может сопровождаться показом презентации или учитель по ходу своего сообщения дополняет картину нужными изображениями).
Грозно и неуютно выглядела наша Земля 600 млн лет тому назад. До появления первых динозавров оставалось 400млн лет.То тут,то там грохотали могучие вулканы,а из недр вырывались огненные потоки лавы и текли по бесконечной пустыне.


Но в теплых и совсем несоленых водах мелководного океана уже появилась жизнь.У самой поверхности в горячих лучах солнца носились бесчисленные рои прозрачных студенистых комочков.Шло время, и вот уже некоторые из них опустились на дно и прочно к нему прикрепились. От них произошли растения. Другие так и остались морскими бродягами. Некоторые вырастили себе прочный домик-панцирь и стали моллюсками.


На суше все еще пустынно.скалы,песок.тишина.только прибой выбрасывает на берег водоросли,червяков,улиток – всех,кого заставала врасплох океанская волна.Они гибнут без воды под жарким солнцем.Но какие-то водоросли выжили,укоренились.И уже копошатся,прячутся в их корнях маленькие ничтожные червяки.А океан создает первых гигантов.
Проходили миллионы лет. Менялся климат. Начались засухи. Их сменяли затяжные дожди.Водоемы то растекались,то сжимались в мозаику луж. В борьбе за жизнь побеждал тот,кто в туманной ночи ковылял сквозь заросли, проползал по песчаным дюнам и плюхался в воду.
Прошло 200 млн лет с тех пор,как первые морские водоросли зацепились за сушу и началось ее завоевание. И вот уже исполинские хвощи и прапапоротники образуют непроходимые чащи.В их листве и сплетении корней кипит праздник жизни.


Совсем чужим показался бы нам мир тех дней с однообразной зеленью лесов,без цветов,без голосов птиц,без жужжания пчел,без разноцветных порхающих бабочек. Жара и духота гнала бы нас к океану, который по-прежнему безмолвствует.
Прошло еще 150 млн лет и на арену жизни вступили ящеры. Ящеры эти пока не динозавры.Они еще не слишком громадны,ужасны и удивительны по сравнению с идущими следом динозаврами. Недоброй была Земля.Опасной!


На Земле,после продолжительного периода влажного тепла,начались суровае времена.Климат становился все холоднее и на суше..На Земле возникают как бы две крайности: Великое оледенение и Великое осушение.Первые пустыни покрыли Землю.Погибли папоротниковые леса и древняя тайга.
И вот наступила пора динозавров.


Неприветливой и страшной показалась бы нам Земля в те времена. Повсюду динозавры – большие и маленькие, мирные и хищные, медлительные и быстроногие, на двух или четырех ногах.
Наверное очень хорошо,что в наше время нет этих древних гигантов –динозавров. Трудно представить, как мы бы сосуществовали рядом с ними.
Трудно поверить, что потребовались миллионы лет до появление этих животных, а мы прошли этот путь развития за несколько минут.
Физминутка
Динозавр устал сидеть,
Нужно ноженьки погреть.
Лапы вверх, лапы вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать динозавр горазд,
Он подпрыгнул десять раз.

2. Динозавры.
Первые найденные при раскопках окаменелые останки, поражавших воображение своими размерами, приписывали несуществующим драконам. Позже был введен термин «динозавр». Слово происходит от греческого (deinos) - «страшный, ужасный» и (sauros) - «ящер».
Со времени открытия первого динозавра их останки были найдены на всех континентах планеты, включая Антарктиду.
Чтобы не путаться среди динозавров, ученые давали им «имена-названия». Названия подбирались с особенностями внешнего облика или строения, иногда - с предполагаемым образом жизни или поведением. Некоторым динозаврам давали "имя" по названию места, где они были впервые найдены.
Давайте попробуем выполнить такую же работу, подберем каждому изображенному динозавру его «имя». Игра «Найди хозяина». (Прим. на доске плакат с изображением некоторых динозавров, на учительском столе карточки с названием. Дети по желанию выбирают карточку, находят его хозяина и прикрепляют под изображением. При выборе опираются на внешний вид или строение динозавра).
«яйцекрад» -овираптор, "ужасный коготь" – дейноних, "ящер - попугай" - пситтакозавр - "трехрогая морда"-трицератопс, «крышеящер» - стегозавр, «самая большая ящерица» - ультразавр, «ящер с гребнем»-зауролоф.

"ЯЙЦЕКРАД"

"КРЫШЕЯЩЕР"

3.Исчезновение.
Уж много миллионов лет
На свете динозавров нет,
На всей большой планете!
Никто не знает – почему?
Наверное, лишь потому,
Что это их большой секрет!

В течение 160 миллионов лет эти животные доминировали на планете. Период исчезновения занял около 5 миллионов лет, и вот уже примерно 65 миллионов лет в мире животных они отсутствуют. Ученые доказали, что динозавры вымерли, но до сих пор не названа точная причина. Этот период ученые назвали «великим вымиранием»
Почему исчезли динозавры?
Потому, что каши мало ели.
Мамы их просили: - Съешьте завтрак.
А они овсянки не хотели.
Мамы им твердили:
- Вот вам фрукты,
Деткам так полезны витамины.
Но они чихали на продукты.
И худели их хвосты и спины.
Становились динозавры-дети
Меньше,
Меньше,
Меньше
Постепенно.
А потом их стало не заметить.
Так они пропали. Совершенно. Сметанин А.

Как вы поняли, стихотворение шуточное, но по одной из научных версий погибли динозавры из-за того, что попросту не могли найти себе достаточно пропитания, либо появились растения, которые убили ящеров. Считается, что на Земле распространились цветковые растения, которыми и отравились динозавры.
По другой версии, после падения космического тела по планете прошла мощная ударная волна, в атмосферу поднялись тучи пыли, планету окутали плотные облака, которые практически не пропускали солнечный свет. Соответственно в разы поубавилось количество растительности, которая была источником пищи для травоядных динозавров, а они в свою очередь позволяли выживать хищным ящерам.
4. Музей
Мы собрали рюкзаки
И надели сапоги
мы собрались не гулять
А Динозавра отыскать.
Где же нам его найти?
Может, в Африку пойти?
Нет его среди песков,
Нет среди холодных льдов,
Нет на дальних островах,
Нет его и в горах.
Встретив рыжую лису
В нашем лесу
Мы о нем спросили…
- Нет, - ответила лиса, -
-Динозавра ищите вы зря.
-Вымер, бедный, он давно.
Что нам делать, как тут быть
-Надо Вам в музей сходить!
Динозавра мы нашли
Лишь, когда в музей пришли.

На сегодняшний день существует огромное количество музеев по всему свету, которые позволяют нам не только увидеть различные скелеты динозавров, но и лучше познакомиться с ними, а также узнать больше о мире, в котором они жили.


Приглашаю вас на виртуальную прогулку по музею динозавров. (Прим .можно организовать просмотр видео или презентации любого палеонтологического музея с экспозицией динозавров).
5. Детеныши
В любой семье на свете
Есть взрослые и дети:
У людей – ребята,
А динозаврики - у динозавра.
Все дети на свете
Похожи на мам.
Ты это, наверное,
Знаешь и сам.


Динозаврики были маленькими копиями своих родителей. Они вылуплялись из яиц.


Некоторые динозавры были очень заботливыми родителями. Они строили гнезда, охраняли свои кладки яиц от хищников и не покидали детенышей, пока они не начинали заботиться о себе сами. Одним из таких был Майазавр –означает «ящер заботливая мама». Когда детеныши вылуплялись из яиц, взрослые майазавры продолжали охранять их и носили им пищу. Родители пережевывали жесткие растения, прежде чем скормить их. Они собирали малышей в детские сады – чтобы те не разбежались.
У мамы-динозаврихи
В семействе прибавленье –
Малютки-динозаврики
Достойны умиленья!
Еще вчера динозаврята
Лежали в яйцах, как цыплята,
И скучно было там, хоть плачь,
Яйцо всего... с футбольный мяч!
Но вот скорлупки развалились,
Из них степенно появились:
Лобастик, Бука, Радостёнок,
А этот шустрый – Пострелёнок.
Гуськом за мамой, след вослед,
Отправились глядеть на свет,
Пришли... Вот динозавров стадо,
Здесь мама всем представить рада
Детишек: «Бука, Радостёнок,
Лобастик... где же Пострелёнок?
О горе, горе, неужели
Напали хищники и съели
Сыночка, крошечку, ребёнка,
Несчастного динозаврёнка?»
И мчится стадо, мчится мать
Пропавшего искать, спасать.
От топота земля дрожит
И лес поваленный трещит...
Вдруг видят, вот он – Пострелёнок,
Хвостом играет, как котёнок:
Кружится, силится поймать,
Но хвост не может свой догнать.
От пережитого волненья
У динозавров тут колени
Ослабли вмиг и подломились –
Гиганты...в обморок свалились!.. Монт А.

Чтобы узнать, как выглядели майазавры, мы займемся восстановлением его облика. Ученые это делают с изучения его костей, а мы с вами сделаем следующее. Обведем рисунок по точкам, и получим полное изображение этого динозавра. (Прим . листочки с заданием подготавливаются заранее и раздаются по ходу занятия).


Игра «Детский сад».
Детский сад, детский сад!
Динозаврики шумят.
1,2,3,4,5-
Жаль, что всех не сосчитать.
Мамы за детьми пришли,
Но своих динозавриков не нашли.

Вам предстоит помочь мамам разыскать своих малышей. (Прим. карточки с изображением детёнышей и игровое поле с изображением силуэта взрослого на доске).


Физминутка
Динозаврику каждый день,
Поразмяться уж не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору.
Головой своей качает,
Повороты выполняет.
Оглядится он вокруг
И на стульчик тихо плюх.

6.Летающий динозавр
Ну а сейчас я вас снова приглашаю на раскопки. Палеонтологи нашли отпечаток скелета динозавра.


Но от времени он практически исчез, чтобы его увидеть, отпечаток надо прокрасить краской.(Прим . рисунок выполнен в технике «фотокопии»-рисование свечой или восковыми мелками).
Перед вами отпечаток скелета Птерозавра- «летающий ящер»,но не называйте его птицей. Летающие динозавры не были покрыты перьми,а так называемое крыло-это кожные перепонки,натянутые между конечностями.
Широко раскинув крылья
Над равниною морской.
Рассекая воздух встречный
Ловит рыбу ящер этот.
В небе он один летает,
И на землю взор бросает.
Гордый, сильный и большой
С доброю он был душой.


Предлагаю собрать бумажного птерозавра. (Прим .учитель может предложить оригами или детальный сбор,в зависимости от возраста учащихся. Для моих это был самый удобный вид сборки).


5.Заключительная часть.
Итак, динозавры –вымершие животные. Но, давайте представим, что появились новые.
Как на нашем огороде –
Небывалая напасть:
Динозавры всюду бродят –
Негде яблоку упасть!
Мы и так других не хуже
В отношении чудес,
Да ещё любая лужа
Вроде озера Лох-Несс:
Мухозавры там летают!
Жукозавры там живут!
Хрюкозавры отдыхают,
Лужевую воду пьют!
Уткозавры лапы моют
У крутого бережка,
Курозавры землю роют –
Добывают червяка,
Котозавры колобродят,
С крыш сигая с ветерком,
Мышезавры хороводят
Возле крынки с молоком,
А у старого базара,
Где с берёзкою бугор,
След ноги лягушкозавра
Обнаружил дед Егор;
Ох, не зря под месяц новый,
Не оставив и примет,
Там пропали две коровы
И один велосипед! Вайнер Б.



-Какие животные вдруг стали динозаврами?
До сих пор ученые находят и продолжают изучать останки этих загадочных животных. В будущем мы получим новые знания о жизни и исчезновении динозавров.
Когда – то динозавры были,
Но это было так давно.
Теперь скелеты стоят в музее
Или увидеть можно их в кино.

Предлагаю посмотреть одну из серий мультфильма о динозаврах «Земля до начал времен» Герой этого мультика, очаровательный бронтозаврик Крошки-Ножки и его друзья-динозаврики.


6.Итог. Рефлексия.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.