С вятая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста. Девушка получила блестящее эллинское образование. Юноши из самых именитых семейств империи искали руки святой Екатерины, которая обладала редкой красотой и умом, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласится выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.

Мать святой Екатерины была тайной христианкой. Она повела девушку за советом к своему духовному отцу, святому старцу, который творил молитвенный подвиг в уединенной пещере недалеко от города. Старец выслушал святую Екатерину и сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает Его, а умножает, высота рода Его - неизреченна». Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Святой Екатерине открылась Истина, к которой рвалась ее душа. На прощание старец вручил святой Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках. Старец велел с верой молиться Царице Небесной, Матери Небесного Жениха, о даровании видения Ее Сына.

Святая Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Матерь Божию, Которая просила Своего Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвратил Свой лик от Екатерины, сказав, что не может смотреть на нее, ибо она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и незапечатленный печатью Духа Святого.

В глубокой печали святая Екатерина вновь пошла к старцу. Он с любовью научил ее тайнам веры Христовой, заповедал хранить целомудрие, непрестанно молиться, и совершил над Екатериной таинство святого Крещения. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее Себе. Когда видение кончилось и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо - дар Небесного Жениха.

В то время в Александрию на пышное языческое празднество прибыл сам император Максимин (305-313). Крики жертвенных животных, дым и смрад непрестанно пылавших жертвенников, гомон толпы на ристалищах наполняли Александрию. Приносились и человеческие жертвы - на смерть в огне обрекали исповедников Христа, не отступивших от Него под пытками. Святая Екатерина пошла к главному жрецу- императору Максимину, исповедала веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девушки пленила правителя. Чтобы показать ей торжество языческой мудрости, император созвал 50 ученейших мужей империи. Но святая взяла верх над мудрецами. Они уверовали во Христа и были сожжены.

Максимин попытался соблазнить святую Екатерину богатством и славой. Получив гневный отказ, император подвергнул святую жестоким мучениям, а затем бросил в темницу. Императрица Августа в сопровождении воеводы Порфирия с отрядом воинов пришла в темницу. Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они уверовали. На следующий день мученицу вновь привели на судилище. Под угрозой колесования ей предложили принести жертву богам. Святая исповедала Христа и сама пошла к колесам. Но Ангел сокрушил орудия казни. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали веру во Христа и были обезглавлены. Максимин вновь предложил святой мученице супружество, но получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху - Христу и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача.

Мощи святой Екатерины были перенесены Ангелами на Синайскую гору. В VI веке по откровению были обретены честная глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный храм Синайского монастыря, построенного святым императором Иустинианом (527-565; память 14 ноября).

Святая великомученица Екатерина (греч. – всегда чистая) была дочерью правителя Александрии Египетской Конста. Настоящее имя Св. Екатерины — Доротея . Она родилась в 294 году в Александрии. К 18 годам девушка получила блестящее эллинское образование и отличалась не только редкой красотой, но и глубоким знанием риторики, философии, медицины, прочитала творения всех известных античных поэтов и историков и знала 72 языка. Юноши из самых именитых семейств империи искали ее руки, но тщетно. Екатерина сказала, что выйдет замуж лишь за того, кто будет подобен ей по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости.

Икона Св. Екатерины

Мать святой Екатерины, тайная христианка, повела девушку за советом к своему духовному отцу, сирийскому монаху. Святой старец, выслушав святую Екатерину, сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает Его, а умножает, высота рода Его – неизреченна». Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. На прощание старец вручил святой Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках. Старец велел с верой молиться Царице Небесной, Матери Небесного Жениха, о даровании видения Ее Сына.

Святая Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Матерь Божию, Которая просила Своего Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвратил Свой лик от Екатерины, сказав, что не сможет смотреть на нее, ибо она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и незапечатленный печатью Духа Святого.

В глубокой печали девушка вновь пошла к старцу. С любовью научив ее тайнам веры Христовой, он совершил над ней таинство святого Крещения. После крещения она получила имя Екатерина. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и, дав ей прекраснейший перстень, сказал: «Вот Я ныне избираю тебя Моею невестою, нетленною и вечною. Итак, сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и отнюдь не избирай себе никакого земного жениха». Когда видение кончилось, и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо – дар Небесного Жениха.

Джованни ди Паоло, «Мистическое обручение св. Екатерины», Музей Метрополитен, Нью-Йорк, ок. 1460

Как раз в то время, как Екатерина сподобилась стать Невестою Христовой, в Александрию на большой языческий праздник приехал сам император Максимин Даза (305-313), язычник и преследователь христиан, признававший лишь жизнь во имя удовольствия, не помышлявший о чистоте душевной и тяжести греха.

Город готовился к празднику. Александрию наполняли шум толпы, разнузданные песни жрецов, крики жертвенных животных, всюду кровью курились жертвенные алтари, город наполнился смрадом и дымом. Приносились и человеческие жертвы – на смерть в огне обрекали исповедников Христа. По приказу Максимина евнухи рыскали повсюду и если находили где красивую девушку или замужнюю женщину, то ни отцы, ни мужья не имели уже над ней власти. Он дошел до такой крайности, что без его позволения никто не смел жениться, и каждый должен был предоставлять ему права пользования первой ночью. Он не мог миновать ни одного города, чтобы не обесчестить женщин и не похитить девиц (Евсевий: «Церковная история»; 8; 14).

Видя такой разгул и болея за души своих сограждан, Екатерина в сопровождении нескольких слуг явилась в языческий храм к царю и обратилась к нему с пламенной речью, призывая одуматься и не губить душу свою и своих подданных кровавыми ритуалами, посвященными тем, кто не был богами, а были лишь людьми и не всегда праведными. Екатерина убеждала Максимина в том, что римские боги не более, чем люди, и все римские же философы и мудрецы видели в них людей, обуреваемых страстями и пороками, а потому нельзя в их честь проливать кровь невинных жертв, но что есть Бог, единый и великий, волею которого дела делаются и цари царствуют и Он не требует жертв и подношений, а требует лишь исполнения заповедей Его, мира и смирения грехов.

Максимин не нашелся, чем ответить девушке. Красота святой Екатерины пленила правителя. Чтобы показать ей торжество языческой мудрости, император созвал 50 ученейших мужей империи. Между самыми высокими умами эпохи и Екатериной состоялся теософский диспут, во время которого она разбила всю аргументацию языческих мудрецов в пух и прах. На все их доводы о святости римских богов Екатерина находила опровержения из римских же книг, где мудрейшие и авторитетнейшие римские мыслители и прорицатели предрекали пришествие и веру Иисуса. Мудрецам не было чем достойно ответить ученой и просветленной деве и они смиренно приняли Истину Христову, за что разочарованный Максимин повелел всех их предать огню.

Максимин попытался соблазнить святую Екатерину богатством и славой. Получив гневный отказ, император подверг святую жестоким мучениями, а затем бросил в темницу. Императрица Августа, жена Максимина, узнав о мудрости и добродетелях Екатерины, пожелала взглянуть на нее. Вместе с военачальником Порфирием и отрядом из 200 солдат императрица ночью пришла ко святой в темницу. Побеседовав с ней при свете сияния, исходящего от лица девушки, они тоже уверовали во Христа. Екатерина пробыла в заточении 12 дней. Все это время голубь приносил ей пищу, на 12-й день явился Сам Христос в окружении ангелов.

Видя тщетность попыток убедить святую отречься от веры, Максимин по совету придворного приказал построить необычное орудие пыток, состоящее из 4 колес с острыми гвоздями. Под угрозой колесования ей предложили принести жертву богам. Святая исповедала Христа и сама пошла к колесам. Но Ангел сокрушил орудия казни. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали веру во Христа и были обезглавлены. Максимин вновь предложил святой мученице супружество и получил отказ.

Екатерину приговорили к усечению мечом и казнили на следующий день. Когда ей отсекли главу, то из раны вместо крови истекло молоко. После казни Екатерины тело её исчезло. Согласно преданию, ангелы перенесли его на вершину самой высокой горы Синая, носящей сейчас её имя.

Левая рука святой Екатерины

Примерно три века спустя, в VI веке, монахи монастыря Преображения, построенного императором Юстинианом, по откровению свыше, поднялись на гору и обрели там честную главу и левую руку святой мученицы, которую они опознали по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом. Они спустили мощи вниз и с почестями поместили в золотую раку в новосозданном храме Синайского монастыря.

Монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове

После обретения монахами монастыря Преображения мощей святой Екатерины и распространения её почитания монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название - монастырь Святой Екатерины .

В алтаре главного храма монастыря, базилике Преображения, в мраморной раке хранятся ныне два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Святую главу невесты Христовой покрывает золотой венец, а на одном пальце надето драгоценное кольцо, в память таинственного обручения св. Екатерины с Небесным Женихом - Христом. Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и всегда открыта верующим для поклонения.

Почитание святой Екатерины

Историю мученической смерти Св. Екатерины рассказали на Западе крестоносцы, и она стала почитаться в Европе как одна из главных святых. Великомученица Екатерина считается покровительницей учащегося юношества, богословов и философов, а также Парижского университета.

Святую Великомученицу почитают даже некоторые из язычников. Например, забайкальские монголо-буряты.

В России на месте явления царю во сне Екатерины, возвестившей о рождении дочери, в 1660 г. был основан Екатерининский монастырь (пустынь), «что в Ермолинской роще» близ Подольска. Расцвет популярности имени в аристократической среде относится к XVIII-XIX вв. и несомненно связан с тем, что его носили две императрицы.

Икона великомученицы Екатерины почитается среди православных христиан. Святая считается покровительницей учащихся, которые обращаются к иконе за помощью в трудные моменты жизни.

Святая Екатерина Александрийская помогает всем, кто обращается к ней с искренними молитвами. Ее жизнь является образцом целомудрия и истинной веры в Господа. Нередко к ней обращаются за поддержкой, просят об обретении душевного покоя, каются в прегрешениях.

История иконы

История Екатерины начинается в третьем веке. Она была рождена в знатной верующей семье. Родители дали девочке блестящее образование, а когда пришла пора замужества, Екатерина пожелала себе мужа умного и честного, лучше, чем она сама. Мать отвела девушку в церковь, где Екатерина прониклась духом христианства и прошла через таинство крещения. После обряда ей приснился сон, в котором сам Господь назначил ее своей невестой. Проснувшись, она обнаружила на своем пальце изящный перстень.

Екатерина жила во времена смут и раздоров, и во время очередного богопротивного праздника с жертвоприношениями она отправилась во дворец к царю. Император Максимин был сражен умом и красотой Екатерины и пригласил самых великих философов, чтобы те попытались склонить девушку к своей вере. Однако ничто не могло сломить дух истинно верующей. Она мужественно вытерпела многочисленные пытки, а ангел, явившийся к ней, поведал о том, что она сможет выстоять в борьбе за истинную веру. Император приказал казнить Екатерину Александрийскую. Вместе с ней казни были преданы жена императора и его лучший друг военачальник, которые последовали примеру Екатерины и приняли православие, отрекшись от язычества.

Где находится образ великомученицы Екатерины

Иконы с изображением святой особенно почитались в Санкт-Петербурге. Императрицы Екатерина первая и Екатерина вторая считали ее своей покровительницей и заступницей. В великом городе было выстроено десять храмов с ее именем. Сейчас образу Екатерины можно поклониться во множестве мест по всей России, например:

  • в одноименной церкви в Санкт-Петербурге;
  • в Исаакиевском соборе;
  • в поселке Мурино Ленинградской области;
  • в одноименном храме в Москве, улица Большая Ордынка;
  • в храмах Москвы на улице Ибрагимова, улице Донской, улице Одинцовской, улице Пятницкой, на Красной площади.

Также храмы и церкви есть в Смоленске, Видном, селе Семеновском Суздальского района, Нерехте Костромской области, Египте, Мордовии, Татарстане.

Описание иконы великомученицы Екатерины Александрийской

Самые древние иконы датированы 8-9 веком. На них великомученица искусно выписана в царском одеянии, на голове у нее находится венец. На некоторых иконах Екатерина изображена с пальмовой ветвью в руках. Красные одежды Екатерины символизируют мученичество, а белый платок — целомудрие.

О чем молятся перед образом Екатерины Александрийской

Перед образом можно помолиться об избежании ошибок, которые способны навредить. Просят Екатерину и о покровительстве, о защите от всяческих опасностей, подстерегающих людей на жизненном пути. Женщины обращаются с молитвами к Екатерине для обретения душевной гармонии, налаживания отношений в семье , просят о защите своих детей. Также молятся образу те, кто получает образование. Именем святой названы многие учебные заведения в европейских странах.

Молитвы Екатерине возносят и в надежде на помощь в судебных разбирательствах. Любой, кому требуется помощь, может искренне помолиться святой великомученице. Молитвы перед образом укрепляют веру человека не только в Высшие Силы, но и в свои собственные, позволяют преодолевать препятствия и достигать поставленных целей честным трудом.

Дата празднования

Торжественное богослужение в честь памяти великомученицы Екатерины Александрийской проходит 7 декабря . В этот день каждый может обратиться к святой за помощью, и его искренние мольбы будут услышаны.

Молитва перед иконой

«Святая великомученица Екатерина! Смиренно взываем к Тебе. Огради души наши от зла всякого да не дай оступиться. Пошли на нас благодать свою да дай разума преодолеть все трудности в обучении и в жизни. Защити от зла любого, не дай сойти с пути православного, укрепи веру нашу в Господа. Спаси и сохрани чад наших и семьи, не дай злу заполнить сердца, мольбой преисполненные. Аминь».

Образ Екатерины помогает каждому осознать ценность своей жизни и знаний. Благодаря этому образу многие обретают уверенность и двигаются к своей цели намного быстрее. Молитвы, возносимые Екатерине Александрийской, должны идти от чистого сердца. Желаем вам удачи во всех начинаниях, и не забывайте нажимать на кнопки и

07.12.2017 05:48

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что...

    Святая великомученица Екатерина.

   Каждый год 7 декабря Православная Церковь ублажает память святой великомученицы Христовой Екатерины.

      Святая Екатерина, происходившая из царского рода, пострадала от руки гонителей Веры Христовой в царствование римского императора Максимина в городе Александрии, буквально за 10 - 15 лет до прекращения почти трехсотлетнего гонения на христиан со стороны Римской империи. Как отмечают агиографы, т. е. составители житий святых, она была удивительно красива и славилась по всей Александрии своею премудростью. Уже к восемнадцати годам Екатерина в совершенстве изучила творения всех знаменитых языческих писателей и древних стихотворцев и философов: Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других. Екатерина не только хорошо знала сочинения мудрецов древности, но она также изучала сочинения и знаменитейших врачей того времени, таких, как Асклепий, Гиппократ и Галин. Кроме того, она знала несколько языков и наречий, так что все дивились ее учености и познаниям.

      Многие богатые и знатные люди сватались за нее и с этой целью приходили к ее матери, тайной христианке, скрывавшей свою веру по причине жестокого гонения, воздвигнутого в то время на верующих императором Максимином. Родственники и мать часто советовали Екатерине выйти замуж, чтобы царское наследие ее отца не перешло в руки кому-либо чужому. Но, дева Екатерина возымела в своем сердце желание сохранить на всю жизнь чистоту девства, и крайне не хотела замужества. Когда же родные Екатерины начали усиленно уговаривать ее вступить в брак, она, чтобы поставить препятствие их настойчивости, предложила им:

      - Если вы непременно хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который был бы равен мне и по знатности рода, и по богатству, и по красоте, и по мудрости. Всякий же юноша, не имеющий хотя бы одного из этих дарований, не достоин меня, и я не желаю быть его женой.

      Домашние Екатерины, видя, что едва ли возможно найти такого юношу, заметили ей:
   - Царские сыновья и другие знатные искатели ее руки могут сделаться только благороднее и богаче, если вступят с ней в брак, но по красоте и по мудрости никто с ней не сможет сравниться.
   А Екатерина говорила им на это:
   - Я хочу иметь женихом себе только равного мне.
   Видя непреклонность своей дочери, мать решила прибегнуть к совету своего духовного отца, который, по причине гонения, жил в сокровенном месте за городом. Она взяла с собой Екатерину и пошла с ней к этому праведному мужу. Старец, увидев красоту и чистоту Екатерины, и услышав ее мудрые ответы, решил показать ей, что есть истинное благородство, и истинное богатство, и истинная красота, и истинная мудрость, источником которой является Невидимый Творец и Художник этого мира, Который показал нам себя в Сыне Своем Единородном - Господе Иисусе Христе.
- Знаю я, - сказал он ей, - одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему.
Внимая словам старца, Екатерина думала, что он говорит ей о каком-нибудь земном князе, и усомнилась, - правда ли все то, что он ей говорит, - и спросила:
- Чей же сын, так восхваляемый тобою Юноша?
На это старец ответил ей, что Он не имеет отца на земле, но родился неизреченно и сверхъестественно от одной честнейшей родом Пресвятой и Пречистой Девы. А Она сподобилась родить такого Сына за Свою величайшую чистоту и святость. Когда же Екатерина спросила старца, нельзя ли ей видеть этого юношу, тогда старец дал ей икону Пресвятой Богородицы, держащей в своих объятиях Богомладенца Христа, и сказал:
- Вот изображение Матери Того Юноши, о Котором я тебе сейчас говорил. Возьми это изображение себе домой, и, затворив двери твоей комнаты, усердно помолись Его Матери, имя Которой - Мария, и моли Ее показать тебе Своего Сына.
Святая Екатерина, взяв икону Пресвятой Богородицы, возвратилась домой, и ночью, уединившись в своей комнате, стала усердно молиться Божией Матери. Во время продолжительной молитвы Екатерина уснула от утомления и увидела Царицу Небесную в том виде, как Она изображена была на иконе вместе с Богомладенцем, окруженным лучезарным сиянием. Но Екатерина никак не могла увидеть Его лика, ибо Он постоянно отвращался от нее. Стараясь увидеть лик Господа, Екатерина зашла с другой стороны, но Христос опять отвернулся от нее. Это повторилось три раза. После этого, Екатерина услышала, как Пресвятая Богородица сказала Своему Сыну:
- Воззри, Чадо мое, на рабу Твою Екатерину, как она прекрасна и добра.
На что Богомладенец возразил Ей:
- Нет, эта дева весьма помрачена, и так безобразна, что Я даже не могу на нее смотреть.
Тогда Царица Небесная опять обратилась к Господу с такими словами:
- Разве эта девица не мудрее всех философов? Разве она не превосходит своим богатством и знатностью рода многих других?
На что Богомладенец Иисус отвечал ей:
- Опять скажу Тебе, Матерь Моя, что эта девица безумна, бедна и худородна, и Я до тех пор не буду смотреть на нее, пока она не оставит своего нечестия.
На это Преблагословенная Матерь Господа Иисуса Христа сказала Ему:
- Молю Тебя, сладчайшее Чадо Мое, не презри создания Твоего, но вразуми ее, и научи, что ей нужно делать, дабы насладиться славой Твоей, и видеть Твой пресветлый лик, на Который и Ангелы взирать не смеют.
Тогда Господь сказал Своей Матери:
- Пусть она возвращается к тому старцу, который дал ей Нашу икону, и поступит так, как он повелит ей. Только тогда она сможет увидеть Меня, и обретет благодать Мою. Пробудившись от сна, Екатерина долго дивилась этому видению. Однако, когда наступило утро, она, с немногими своими рабынями, пошла к святому старцу, и поведала ему о своем видении, и просила его указать, что ей нужно сделать, чтобы увидеть лик Богомладенца Христа.

   Преподобный старец, начиная от Сотворения мира и до Второго Пришествия Христа, подробно научил ее всем основам христианской Веры, а также поведал ей и о тайнах Царства Божия и будущем мздовоздаянии. Екатерина, как девица премудрая, жаждавшая истины и всего доброго, очень быстро усвоила христианское вероучение, и, всем сердцем уверовав в Господа Иисуса Христа, не откладывая на будущее время, сразу же приняла Святое крещение. После этого старец заповедал ей снова с усердием помолиться к Пресвятой Богородице, чтобы Она еще раз явилась ей, как в первую ночь.

   Так Екатерина возвратилась в дом свой, и всю ночь провела в молитве, пока не заснула. И вот, снова видит она Царицу Небесную с Божественным Младенцем на руках. Младенец же теперь взирал на Екатерину с великой благостью и кротостью. Тогда, Божия Матерь спросила Своего Сына:
- Угодна ли теперь Тебе эта девица? Господь отвечал Пречистой Матери Своей:
- Весьма угодна, ибо теперь она и прекрасна, и славна, и богата, и премудра, и так она угодна Мне, что хочу обручить ее Себе в нетленную невесту.

   От сияния Божественной славы, исходившего от лика Богомладенца, Екатерина пришла в трепет и умиление, и смиренно ответила:
- Недостойна я, преславный Владыка, войти Царствие Твое, но сподоби меня быть хотя бы с рабами Твоими.

   Когда она это говорила, Пресвятая Богородица взяла ее правую руку, и сказала Богомладенцу:
- Дай ей, Чадо Мое, обручальный перстень в знак Твоего обручения с нею, уневести ее Себе, дабы сподобить ее будущего Царствия Твоего.
   Тогда Господь дал Екатерине прекраснейший перстень и сказал:
- Вот, Я ныне избираю тебя Моею невестой, нетленной и вечной. Итак, сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и не избирай себе никакого земного жениха.

   После этих слов Спасителя видение закончилось. Екатерина пробудилась, и ясно увидела на правой руке своей чудный перстень. Она почувствовала в сердце своем такое веселие и такую радость, что с того самого дня сердце ее совершенно предалось Божественной любви. И такая произошла в ней великая перемена, что она уже не помышляла более ни о чем земном, но только непрестанно, днем и ночью, размышляла о Господе и Царстве будущего века.

   Вскоре, после того, как Екатерина обратилась в христианство, в Александрию прибыл нечестивый царь Максимин, который был ревностным идолопоклонником. Желая устроить в честь богов Римской империи торжественный праздник, он разослал по окрестным городам приглашение собраться всем подданным для принесения жертв, чтобы почтить богов всенародно.

   Когда наступил день языческого торжества, царь заклал в жертву сто тридцать тельцов, князья и вельможи - меньше, и каждый приносил в жертву, что мог. Весь город наполнился криками закалываемых животных, повсюду была страшная теснота и смятение, и воздух был пропитан смрадным дымом.

   Благочестивое сердце Екатерины, при виде такого пагубного соблазна, было жестоко уязвлено, и она, горя Божественной ревностью, взяв с собой нескольких рабов, вошла в храм, где приносились эти жертвы перед идолами. Когда она встала в дверях, то все, по причине ее необычайной красоты, устремили на нее взоры. Она же велела известить царя, что хочет сказать ему весьма важное слово. Царь велел ей подойти к себе. Став перед царем, Екатерина сначала поклонилась ему, воздав подобающую честь, затем сказала:
- Пойми, великий царь, что вы вовлечены бесами в соблазн. Вы почитаете богами бесчувственных идолов и служите им. Поверь хотя бы беспристрастному философу Диодору Сицилийскому, который говорит, что те, кого вы называете богами, некогда были людьми, но ради некоторых деяний, совершенных ими при жизни, люди устроили им памятники и статуи. Последующие же поколения, не зная мысли своих праотцов, которые только ради воспоминания поставили им эти памятники, начали поклоняться этим статуям как богам. И знаменитый Плутарх Херонейский гнушался этими богами и презирал их.
   Поверь же, царь, хотя бы своим учителям, и отвратись от этого безумия. Познай Единого и Истинного Бога, Безначального и Бессмертного. Которым цари царствуют, страны управляются, и весь мир держится. Сей Всесильный и Преблагой Бог не требует жертв, подобных вашим, и не ублажается закланием неповинных животных, но хочет, чтобы мы всегда поступали по истине, и жили в мире и любви, соблюдая Его заповеди.

   Слыша эти слова, царь воспламенился гневом, но, будучи не в силах сразу ответить на них, сказал:
- Оставь нас в эти дни совершать жертвоприношения, а потом мы послушаем твои речи.

   По окончании дней языческого торжества, царь Максимин велел привести святую Екатерину в свои царские палаты, чтобы выяснить у нее, кто она, и что за слова она хотела сказать ему.

   Слушая ее ответы, царь удивлялся ее необыкновенному уму, но еще более поразился ее замечательной красоте, и подумал, что она не смертными родителями рождена, а теми богами, которых он почитает. И он, глядя на нее бесстыдным взором, стал говорить ей соблазнительные слова. Святая же, проникая его помыслы, сказала ему:
- Бесы, которых вы почитаете за богов, прельщают тебя, и увлекают в бессмысленные похоти. Я же считаю себя землею и прахом. Бог создал меня по образу и по подобию Своему, и наделил меня красотой, чтобы люди дивились премудрости Создателя, Который столь ничтожному и бренному созданию мог даровать красоту и мудрость. Если же ты желаешь достигнуть истины, то пойми все ничтожество своих богов, и познай Бога Истины. Одно только произнесение Его Вседержительного Имени, и изображение Креста Его, прогоняет и сокрушает твоих мнимых богов, и если ты хочешь, я докажу тебе истину моих слов.

    Царь же, видя ее свободную речь и, опасаясь быть побежденным и посрамленным ее словами, сославшись на недостойность спора между царем и женщиной, предложил Екатерине продолжить разговор в присутствии философов. Приказав со всей строгостью стеречь святую Екатерину, он тотчас послал по всем городам послание к мудрейшим философам с предписанием явиться к нему во дворец для посрамления мудрости святой Екатерины.

   И вот собрались в количестве пятидесяти человек избранные и мудрейшие философы его царства, отличавшиеся остротой ума и силой слова. Царь обратился к ним с такими словами:
- Приготовьтесь со всей тщательностью и внимательностью к спору о богах с одной девицей, по имени Екатерина, так, чтобы вы могли одолеть ее в споре своими доказательствами. И не пренебрегайте тем, что будете вести философскую беседу с юной девой, но приложите все ваше старание, и покажите вашу мудрость так, как если бы пришлось вам противостоять мудрейшему оратору. Если вы победите ее в споре, то я вознагражу вас великими дарами; если же вы будете побеждены, то вместе со стыдом примете и смерть.

   На эти царские слова один из самых именитых мудрецов ответил:
- Не опасайся, царь. Даже если эта девица и столь умна, что даже тебя привела в удивление, но, все же, как женщина, она не может быть мудрой в полном совершенстве и быть вполне искусной в красноречии. Повели ей только явиться к нам и ты увидишь, что она, при множестве философов и ораторов, тотчас устыдится.

   Услышав эти гордые слова, царь успокоился и даже возвеселился. Он тотчас повелел привести святую Екатерину.

   Слушать спор христианской девицы с языческими мудрецами собралось множество народа. Но, прежде чем посланные успели прийти к Екатерине, ей было явление Архистратига Михаила, который ободрил ее словами, что Господь к ее природной мудрости прибавит мудрости Небесной, и возвестил святой, что она не только своими ответами победит собрание языческих философов, но и приведет их к Вере во Христа, и не только они, но и многие другие, уверовав в Господа, благодаря ей, примут мученические венцы победителей отца лжи - диавола.

   Между тем, Екатерину привели к царю, и поставили перед собранием философов на всеобщее зрелище. И тотчас, тот именитый философ, который прежде так самонадеянно похвалялся перед царем, с надменностью обратился к святой Екатерине:
- Это ты с такой дерзостью и безумием порицаешь наших богов?
- Я, - кротко отвечала ему святая, - но не с дерзостью, и не с безумием, как ты сказал, а с кротостью, и по любви к Истине, говорю, что ваши боги - ничто.

   Тогда философ сказал ей:
- Великие стихотворцы называют их высшими богами. Как же ты с такой дерзостью произносишь хулу на тех, от которых и сама приняла мудрость и сладости даров которых ты вкусила?
- Я не от ваших богов, - отвечала Екатерина, - но от Единого Истинного Бога получила мудрость, как и жизнь свою. Ибо Он Сам есть Премудрость и Жизнь, и если кто имеет страх Божий и свято хранит Его заповеди, тот от Него воспримет истинную мудрость. Дела же ваших богов, как и сказания о них, достойны смеха и порицания, ибо преисполнены соблазна. Да и кто из ваших великих стихотворцев, как вы говорите, называет их богами?
- Мудрейший Гомер - отвечал мудрец, - обращаясь с молитвой к Зевсу, первый говорит: "О славнейший Зевс, превеликий бог, и вы, прочие бессмертные боги". А преславный Орфей, обращаясь с благодарностью к Аполлону, говорит: "О сын Латонов, стреляющий издалека, сильный Феб, на все смотрящий, и царствующий над смертными и бессмертными, солнце на златых крыльях парящее".
   Вот как, - сказал языческий мудрец, кончая свою речь, - самые первые и славнейшие стихотворцы почитали богов, и ясно называли их бессмертными. Почему и тебе не должно заблуждаться, и поклоняться Распятому, как Богу, ибо никто из древних мудрецов не только не называл Его Богом, но даже и не знал о Нем.

   На что святая Екатерина воодушевившись возразила:
   - Но, ведь Гомер же сам, в других стихах о Зевсе говорит,
   что он был лживый, и лукавый, и обманщик,
   и что другие боги - Гера, Посейдон, Афина
   хотели связать его, но он успел от них сокрыться.
   
   Подобных дел, внушающих презрение к тем,
   кого вы называете богами,
   описано немало в ваших книгах,
   но так, как ты сказал, что ни один из древних
   не знал о Боге Распятом,
   то слушай, что говорят о Нем мудрейшие Сивиллы,
   прорицательницы ваши,
   чьи книги хранятся вами как святыня
   в Капитолийском храме Зевса,
   и в храме Аполлона на Палатинском холме:
   
   "Во времена позднейшие придет на эту землю Некий,
   и примет на себя Он нашу плоть греха,
   но беспредельным всемогуществом Творца и Бога
   разрушит тление страстей в Своем творении.
   Но, позавидуют Ему неверующие люди,
   и будет Он повешен на высоком месте,
   как злодей, среди злодеев достойных смерти".
   Так, святая Екатерина, воодушевившись, доблестно отвечала языческим мудрецам перед всем народом. И сбылось на ней слово Господне, которое нам передает Божественный Евангелист Лука: "Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить; ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить" (Лук.12,11-12). "Ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам" (Лук.21,15).

   И продолжала святая Екатерина говорить к собранию языческих философов:
- Вспомните, что и ваш мудрец Аполлоний, чьи изречения, записанные в книгу, хранятся в священном месте его храма, столь почитаемый вами в нашем граде Александрии, помимо своей воли, принуждаемый Богом, исповедует Христа, и говорит: "Один Он, Небесный, побуждает меня исповедать Его. Он - есть Свет Трисветлый, Бог пострадавший, но не Само Божество страдало, - ибо в Нем и то и другое, - Он и смертен по плоти, и вместе чужд тления. И Сей Муж, все терпящий от смертных, - крест, уничижение и погребение, - есть Бог". Это сказал Аполлоний об истинном Боге - Господе Иисусе Христе, Который собезначален и соприсносущен Родившему Его. Он есть начало и основание и источник всех созданных благ. Он сотворил мир из небытия для бытия и управляет им. Будучи единосущен Отцу, Он стал человеком ради нас, жил на земле, наставляя и благодетельствуя людям. Потом Он принял смерть за нас, неблагодарных, дабы освободить род человеческий от древнего осуждения за преслушание наших прародителей в раю и даровать нам прежнее блаженство в Царстве будущего века. Смерть не могла вместить Источник жизни, и Он воскрес, восшел на небеса, откуда и нисшел, и через Него мы все обогатились дарами Святого Духа, Который и меня, недостойную рабу Христову, научает, что вам отвечать. Надлежало бы и вам, именующим себя философами и мудрецами, последуя хотя бы тем, кого вы называете богами, познать Источник Вечной Истины и всякой мудрости, сходящей свыше.

   Такими, и многими другими духоносными словами святая Екатерина привела в молчание все собрание языческих философов так, что когда царь, велел другим из их числа вступить в спор со святой девой, они все пребывали в молчании, не смея противиться Истине. Тогда, царь в гневе приказал развести сильный огонь посреди города, и сжечь в нем все собрание философов и мудрецов. Те, услышав приказание царя, припали к ногам Екатерины, прося ее помолиться о них Тому Единому Истинному Богу, Который дал ей такую премудрость и силу, чтобы Он простил им все, совершенное ими в неведении, и сподобил их Своего Царствия. Святая же, исполнившись радости за них, ободрила их подобными словами: "Истинно блаженны вы, что, оставив тьму, познали Свет истинный и, презрев царя земного, приступили к Бессмертному Небесному. Твердо уповайте на Его Божественную милость, и пусть огонь, которым вас устрашают, будет вам купелью Крещения и лестницей на небо. В этом огне вы очиститесь от всякой скверны плоти и духа, и перед Царем Небесной Славы предстанете чистыми и светлыми, как звезды, и сделаетесь возлюбленными друзьями Его, в своем страдании уподобившись страданиям Его".

   Сказав эти слова, святая Екатерина осенила каждого из них крестным знамением, и они, укрепляемые Ангелами, с радостью пошли на мучение. Воины ввергли их в огонь, и так они доблестно приняли мученическую кончину за Христа. Вечером пришли некоторые благочестивые и христолюбивые люди, чтобы похоронить останки святых мучеников, но нашли тела их совершенно целыми так, что огонь не коснулся даже волос их. Это случилось 17 ноября, по старому стилю Юлианского календаря, в 307 году, в некогда величественном граде Александрии. Благодаря этому чуду, многие из жителей Александрии обратились к познанию Истинного Бога, а мощи святых мучеников были с должной честью погребены.

   Между тем, не достигнув успеха через философские споры, царь Максимин решил соблазнить святую Екатерину к языческому нечестию через обольщение царской властью. Призвав ее, он предложил ей, в случае, если она поклонится его богам, разделить с ней свое царство и власть царскую. Но святая дева ответила ему на это: "Оставь, царь, свою хитрость и не уподобляйся лисице. Я решительно, раз и навсегда, сказала тебе, что я христианка, и уневестилась Христу. Его Одного имею я Женихом и украшением моего девства. Не прельщай меня царской багряницей, - я предпочитаю ей одежды мученические".

   Тогда царь сказал ей, что она сама, своим ответом, принуждает его предать ее на бесчестие и мучение.

Делай, что знаешь, - отвечала ему святая Екатерина, - ибо этим временным бесчестием и мучениями ради Христа и Спасителя моего ты только поможешь мне стяжать вечную славу в Царстве Его. И многие из царских палат твоих с радостью пойдут вместе со мной в Небесные обители Царя будущего века.

   Тогда, сильно разгневанный царь велел снять с Екатерины порфиру, и, обнаженную, бить ее немилосердно воловьими жилами. Палачи били мученицу жестоко в течение двух часов по плечам и чреву, так что все тело ее покрылось ранами и обезобразилось. Кровь текла с нее ручьями и обагряла землю. Но все эти мучения святая переносила с таким мужеством, что смотревшие на нее были потрясены. После этого, царь приказал заключить Екатерину в темницу, и не давать ей ни пищи, ни питья до тех пор, пока он не измыслит новых мук, чтобы погубить ее.

   Между тем супруга царя, Августа, сильно желала увидеть в лицо святую Екатерину. Услышав через слуг о бывших с ней испытаниях, о мудрости и мужестве ее, она, не видя, полюбила ее. После же одного видения во сне, сердце Августы пылало такой любовью к Екатерине, что она не могла даже уснуть. Когда царь по какому-то делу выехал из города и несколько дней медлил с возвращением, царица нашла удобное время для исполнения своего желания. Был тогда при дворе один вельможа, - военноначальник, - по имени Порфирий. Ему царица и поведала свое тайное желание.

   - В одну из прошедших ночей, - сказала она ему, - я видела во сне Екатерину, которая восседала посреди множества прекрасных юношей и дев, одетых в белые одежды. От лица ее исходило такое сияние, что я не могла смотреть на нее. Посадив меня рядом с собой, она возложила на мою голову золотой венец и сказала: "Владыка Христос посылает тебе сей венец". С того самого времени я имею такое сильное желание видеть ее, что не нахожу покоя для своего сердца. Прошу тебя, Порфирий, устрой, чтобы я тайно могла увидеть ее. Тогда Порфирий под покровом темноты, взяв воинов и денег для темничных стражей, пошел вместе с царицей в темницу. И когда царица увидела святую мученицу, то была поражена Божественным сиянием, исходившим от ее лица.

   Святая же, приветствуя царицу Августу, сказала ей:
   - Блаженна ты, царица, ибо я вижу Небесный венец над твоей головой. Через три дня ты получишь его за те немногие мучения, которые претерпишь ради Христа, чтобы через них достигнуть Царства будущего века.

   Царица же отвечала Екатерине:
   - Боюсь мучений, которые ты предрекаешь мне, а еще более моего супруга, который весьма жесток и бесчеловечен.
   - Не страшись, - сказала ей святая, - Сам Господь и Бог будет тебе помощником здесь. Он укрепит твое сердце, и мучение не коснется души твоей.

   Такими и многими подобными словами святая Екатерина укрепляла царицу Августу в предстоящем ей подвиге так, что сопровождавший царицу Порфирий, изумленный видом святой мученицы, и слушая ее духоносные слова, уверовал вместе с сопровождавшими их воинами в Господа Иисуса Христа и Его грядущее Царство Славы.

   И вот, когда все, исполнившись безмерной радости, простившись со святой Екатериной, оставили ее одну, ей было чудное явление. Сам Господь и Подвигоположник Иисус Христос со многими Небесными чинами Ангелов и Архангелов вошел в темницу к ней, и укреплял ее в мужестве и предстоящем подвиге.

   Наутро царь, воссев в судилище, приказал привести святую Екатерину. Она вошла к царю, сияя духовным светом, и каким-то особенным озарением Небесного блаженства так, что близ стоящие к ней, были озарены этим Божественным сиянием. Царь был весьма удивлен ее видом, и стал подозревать, что кто-то в темницу приносил ей пищу, и хотел было уже предать темничных стражей казни, но, святая Екатерина, поведала ему всю истину, сказав:
   - Знай, царь, что никакая рука человеческая не подавала пищу мне в темницу, но Отец Небесный, который промышляет и заботится о всем творении, невидимо питал меня.

   Царь же, дивясь необычайной и небесной красоте святой Екатерины, опять стал соблазнять ее к языческому нечестию, и говорил ей такие лестные слова:
   - Ты - дева, сияющая подобно солнцу, и красотой своей превосходишь саму Артемиду. Ты рождена владычествовать, дочь моя. Итак, приди, поклонись, и принеси жертву нашим богам, и тогда будешь царствовать с нами, и в радости проведешь свою жизнь. Прошу тебя, не губи своей солнечной красоты мучениями, уготованными для непокорных.
   - Я земля и прах, - отвечала святая. - Вся же красота мира сего, как цвет, увядает, и, как сон, исчезает. Итак, царь, не заботься о моей красоте.

   Во время этой беседы, один вельможа, по имени Хурсаден, желая своей жестокостью угодить своему зверовидному господину, предложил царю устроить четыре деревянных колеса, снабженных различными железными остриями. При этом два колеса должны были вращаться в одну сторону, а два в другую. Посредине же, между ними, он предложил привязать святую Екатерину, с тем, чтобы вращающиеся колеса раздробили ее тело.

   Царю понравился этот совет, и он велел Хурсадену построить такие колеса. Когда же колеса были готовы, то привели Екатерину на место мучения, и начали с большой силой вращать их перед ее глазами, чтобы устрашить святую мученицу и принудить ее к отречению от Христа. Однако святая Екатерина оставалась непоколебимой в своей верности Господу.

   Максимин, видя, что не может устрашить Екатерину и отвратить ее от Христа, велел привязать ее между колесами и начинать вращать их. Но, лишь только палачи приступили к этому мучению, как внезапно явившийся Ангел Господень, освободил от уз святую, а сам стал сокрушать колеса с такой силой, что они, разбиваемые, летели в стороны и поражали многих из мучителей насмерть. Видя такое чудо, весь народ воскликнул:
   - Велик Бог христианский!

   А царь от ярости был мрачен и неистовствовал, измышляя новые казни для святой Екатерины.

   Тогда, царица Августа, услышав об этом чуде, вышла из своих палат, и стала обличать царя в безумии его противоборства Живому Богу и несправедливости мучений святой Екатерины.

   - Поистине, ты дерзок и безумен, - говорила она ему, - ибо осмелился бороться с Самим Небесным Богом и немилосердно мучить Его рабу.

   Услышав это обличение, царь пришел в неистовство и, оставив святую Екатерину, обратил всю ярость на свою супругу. Забыв даже естественную к ней любовь, он велел принести большой ящик и наполнить его оловом, чтобы он был неподвижен, набить гвоздей в крышку ящика, и, защемив сосцы своей жены между ящиком и крышкой, сдавливать их. И мучители, причиняя царице Августе невыразимые страдания, сдавливали ее сосцы, пока они не оторвались. Когда же сосцы ее оторвались, и кровь текла рекою, все окружающие исполнились жалости к ней, переносящей такое ужасное и нестерпимое мучение. Но немилосердный мучитель не помиловал своей супруги, и повелел отсечь ей голову мечом. Она же, выслушав приговор с радостью, просила святую Екатерину помолиться о ней, и была усечена за городом 23 ноября 307 года от Рождества Христова.

   Наутро же сам воевода Порфирий вместе с уверовавшими во Христа воинами предстал перед царем и смело сказал ему:
   - Царь, и мы - христиане, воины великого Бога.

   Не имея сил слышать этого, царь вздохнул из глубины сердца и воскликнул:
- Увы, погиб я, ибо лишился дивного Порфирия.

   Потом же, обратившись к прочим воинам, спросил их, за что оставили они богов своих отцов? Они же не отвечали ему ни слова. Тогда Порфирий сказал царю:
   - Зачем ты вопрошаешь ноги и оставляешь без внимания главу? Со мной беседуй.
   - Ты злая голова, виновник их погибели, - в ответ воскликнул ему Максимин и, не имея сил от ярости продолжить речь, приказал усечь им головы.

   Так Порфирий и его воины доблестно пострадали за Христа, и так исполнилось пророчество святой Екатерины, что многие из подданных царя через мучения войдут в Небесные обители Христа.

   Память же святой мученицы Августы и мучеников Порфирия Стратилата и с ним 200 воинов совершается Православной церковью ежегодно, даже до сего дня, 24 ноября старого Юлианского календаря, в один день с памятью святой великомученицы Екатерины.

   Тогда же, в день своей славной победы над врагами Христа, святая Екатерина была вновь приведена на царское судилище, и враги Истины в последний раз приступили к ней, напрасно пытаясь многими словами соблазнить ее земным богатством, и царской славой. Но, видя безуспешность своих стараний, им ничего не оставалось делать, как увенчать сию небесную невесту тем венцом, который Бог уготовляет всем сердцем любящим Его, и ищущим подобия Ему.

   Тогда воины, по приказу царя, взяв святую деву, повели ее на место казни за пределы города. Множество людей из города шли за ней большой торжественной процессией. Все плакали и сожалели о ее безвременной кончине, но, святая Екатерина просила их оставить этот плач, и радоваться о ее исходу к Богу, Которого она возлюбила даже до смерти, и всем сердцем стремится к Нему.

   Когда же святую Екатерину привели на место казни, она обратилась к Богу с молитвой, в которой возблагодарила Господа за свой венец Христовой мученицы и просила Его после казни сокрыть ее тело от глаз мучителей.

   Завершив молитву, она сама, торжественно обратившись к исполнителю казни, повелела ему:
   - Оканчивай приказанное.

   И когда воин отсек честную главу Екатерины, то из раны вместо крови истекло молоко. И это видело все множество людей, сопровождавших ее из города до места казни. При этом ее честные останки тут же были сокрыты Ангелами от лица их и пребывали в неизвестности, а были открыты лишь спустя 200 с лишним лет.

   Это случилось следующим образом. Однажды, приблизительно в 30-40 годах VI столетия по Рождестве Христовом, братия Синайской обители, расположенной за многие сотни километров от Александрии, чудесно были извещены свыше, что мощи святой великомученицы Екатерины нетленно почивают рядом с их обителью. При этом братия получила повеление перенести их в новосозданный храм Синайского монастыря. Благочестивые старцы с радостью поспешили к горе, указанной им недалеко от обители. Эта гора была весьма возвышенной; но отшельники, с помощью Божией, скоро достигли ее вершины, где и обрели святые мощи великомученицы Екатерины нетленными и благоухающими. Положить их на вершину этой горы могли только Ангелы.

   Мощи святой Екатерины были обретены не полностью, а только ее честная глава и левая рука. Эти части нетленного тела достохвальной мученицы Христовой тогда же торжественно были перенесены в Синайскую обитель, и доселе почивают в этом замечательном по своей древности монастыре. В 1689 году русский император Петр Великий пожертвовал в Синайскую обитель для мощей святой Екатерины серебряную кованную раку.

   В настоящее время, как пишут в книгах, святые мощи великомученицы Екатерины сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре главного храма Синайской обители во имя Преображения Господня, на правой стороне престола. Святую главу невесты Христовой покрывает ныне золотой венец, а на палец ее руки надето драгоценное кольцо, в память обручения святой Екатерины ее небесному избранию девы и мученицы Христовой. В раке, святые части ее мощей покоятся на серебряном подносе, под которым лежит большой слой благоухающей ваты. Мощи святой Екатерины для дальнего паломника открываются в любое время, но для братии и ближних пришельцев - только по окончании утрени в Господские праздники.

   Память святой великомученицы Екатерины чествуется во всем христианском мире с особым благоговением и торжественностью. В честь ее созидаются церкви, многие монастыри называются ее именем. Также, весьма многие и многие женщины по всему миру носят это богопрославленное, через святую великомученицу Екатерину, древнее греческое имя, которое переводится как "всегда чистая".

Несмотря на то что икону святой великомученицы Екатерины можно увидеть почти в каждом православном храме, сведений о ее земной жизни сохранилось крайне мало. Их наиболее полным и достоверным источником являются воспоминания слуги и личного стенографа - Афанасия. Кроме того, угодница Божья упоминается в сочинении византийского религиозного деятеля и писателя Симеона Метаффраста, а также в трудах нескольких средневековых авторов, имена которых не установлены. Тем не менее ввиду значимости и педагогической назидательности своего примера она входит в число наиболее почитаемых христианских святых.

Юная египтянка Доротея

В наши дни, вознося молитвы перед иконой великомученицы Екатерины и воспринимая ее как неотъемлемую часть российского православия, мы подчас забываем о том, что изображенная на ней святая является наследием древнехристианского Египта, а точнее, того периода в истории этого государства, когда все исповедовавшие учение Спасителя подвергались жесточайшим гонениям. Однако это именно так.

Родиной будущей святой стал город Александрия, а ее появление на свет совпало с периодом царствования римского императора Максимина, правившего с 235 по 238 год. Более точной даты установить не удалось. Известно, что при рождении она была наречена Доротеей, имя же, означенное на иконе великомученицы, - Екатерина - ей было дано лишь после принятия святого крещения.

Несговорчивая невеста

Известно, что детство юной Доротеи, выросшей в семье богатых и уважаемых язычников, было счастливым и по-настоящему безоблачным. Родители старались ни в чем ей не отказывать и потакать малейшим капризам. Когда же девочка подросла, и настала пора учебы, к ней были приглашены лучшие педагоги, отмечавшие впоследствии ее незаурядный ум и способность усваивать пройденный материал.

Острый ум и прекрасная память сочетались в девушке с незаурядной красотой, что подчас можно заметить и на иконах великомученицы Екатерины, столь знакомых большинству верующих. Эта ее особенность, весьма выгодно сочетавшаяся с богатством родителей, а следовательно, и будущим приданым, привлекала к Доротее самых завидных женихов. Невеста же, знавшая себе цену, всем отказывала под тем простым предлогом, что не видит среди них достойного избранника.

Постижение азов христианства

Иконы святой великомученицы Екатерины, фото которых представлены в статье, являют нам образ непреклонной последовательницы Христова учения, однако столь высокому духовному возрастанию юной девы предшествовал определенный период. Его началом стало посещение Доротеей сирийского монаха-пустынножителя, скрывавшегося от своих гонителей-язычников в одной из отдаленных пещер.

К нему привела Доротею ее мать, втайне исповедовавшая Христово учение. Поскольку на иконах св. великомученица Екатерина обычно изображается на фоне холмистого и безжизненного пейзажа пустыни, можно предположить, что именно так и выглядела местность, в окружении которой происходило ее духовное возрастание. Подобный пример приведен выше.

Отшельник преподал юной деве азы истинного учения и поведал, что на свете существует лишь один жених - Иисус Христос, которому подобает открыть свое сердце. Прощаясь, он подарил своей ученице икону с изображением Царицы Небесной и научил молитвенно испрашивать заступничества у Ее Предвечного Сына.

Святое крещение

В одну из ближайших ночей Доротея сподобилась узреть дивное видение: едва тонкий сон затуманил очи юной девы, как ее согрел ласковый взор Царицы Небесной, но Младенец Иисус, находившийся на руках Матери, отвернулся от нее и отказался явить ей Свой Пречистый лик до тех пор, пока она не омоет свои грехи в крещенской купели.

Наутро дева поспешила вновь увидеть своего учителя и, поведав ему о ночном видении, просила немедленно совершить над ней обряд крещения. Тот охотно согласился и во святом таинстве дал ей имя Екатерины. Икона святой великомученицы являет нам ее уже омытой в купели и вступившей в лоно Христовой Церкви.

Дар Небесного Жениха

Возвратившись домой и почувствовав усталость от дальнего перехода, Екатерина опустилась на ложе и едва сомкнула очи, как вновь ей предстала Царица Небесная со Своим Предвечным Сыном. Но на этот раз, обратив к ней Свой лик, Иисус с ласковой улыбкой протянул деве кольцо, а точнее, обручальный перстень, символизирующий, что отныне она является его невестой. Каковы же были ее изумление и радость, когда, очнувшись ото сна, Екатерина увидела на своей руке осязаемый дар Небесного Жениха.

Благочестивый замысел

В те давние языческие времена, предшествовавшие установлению христианства в качестве государственной религии Римской империи, Египет входил в ее состав на правах одной из многочисленных провинций. Согласно существовавшей традиции, ежегодно в его крупнейших городах, среди которых была и Александрия, проводились религиозные празднества с участием самого императора.

В ожидании одного из них новообращенная христианка исполнилась желанием заговорить с венценосцем и, открыв ему истинное Христово учение, убедить в пагубности языческих заблуждений. На большинстве икон великомученица Екатерина изображена держащей в руках пальмовую ветвь или цветы, и это не случайно - как одно, так и другое является символом любви и мира, на которых основано учение Спасителя. Их-то и намеревалась поднести в дар императору-язычнику юная христианка.

Мудрая дева

Когда Екатерина попыталась осуществить задуманное и обратилась к императору, тот был несколько озадачен высокофилософским смыслом ее слов и, не имея привычки дискутировать на подобные темы, прибег к помощи сопровождавших его жрецов. Однако как те ни пытались опровергать высказывания своей оппонентки, они были повержены весомостью приводимых ей аргументов. Характерно, что на некоторых иконах великомученица Екатерина (фото представлено в статье) изображается держащей в руках развернутый свиток, традиционно являющийся символом мудрости.

Новообращенные мученики-христиане

Став свидетелем фиаско, которое потерпели его мудрецы, император весьма разгневался и тут же повелел отправить их на костер (в те времена, хоть и не увольняли по статье «о неполном служебном соответствии», но работу среди «персонала» проводили весьма серьезную). Кстати, из записей слуги Екатерины - Афанасия, о котором упоминалось в начале статьи, известно, что, стоя на пороге смерти, оскандалившиеся жрецы духовно прозрели и, объявив во всеуслышание, что убеждены в истинности учения Христа, выразили желание умереть за него. Разумеется, палачей не пришлось долго уговаривать.

Отмечается, в частности, и такая подробность: когда костры угасли, то все присутствовавшие были поражены тем, что мертвые тела новообращенных христиан не были тронуты огнем, а лица выражали неземное блаженство. В дальнейшем места их погребения стали центрами всеобщего паломничества, на которых свершилось немало чудес.

Темница как последний аргумент в споре

Как известно, во все времена правители, не находя словесных аргументов, прибегали к помощи грубой силы. Так случилось и на этот раз. Император повелел отправить бесстрашную деву в темницу и с помощью опытного палача заставить отречься от своих убеждений. Значение иконы великомученицы Екатерины, на которой она представлена рядом с зубчатым колесом, ставшим одним из орудий ее мучений, заключается как раз в воспевании ее духовной твердости и готовности к страданиям ради Небесного Жениха, который неотступно поддерживал ее в те трагические дни.

Под покровом Небесного Жениха

Литературные памятники и в первую очередь житие, составленное после канонизации святой, повествуют о том, что, желая голодом сломить силы Екатерины, тюремщики в течение 25 дней не давали ей пищи, но каждую ночь голубь - посланник Господа, приносил узнице еду. Не оставлял ее Небесный Жених и во дни, когда палачи пытались прибегнуть к иным приемам своего мрачного «искусства». Падая от усталости и сменяя друг друга, они были не в силах поколебать волю хрупкой девушки, хранимой от мучений Божественной благодатью. Даже когда ее подвели к тому самому колесу, которое изображено на иконе, оно внезапно опрокинулось и рассыпалось во прах, поверженное неведомой силой.

Потеряв надежду заставить Екатерину отречься от христианства, император приказал отсечь ей голову, но и склонившись над плахой, великая подвижница оставалась тверда. Когда же палач исполнил приказ, то ко всеобщему изумлению и страху, из отверзшейся раны потекла не кровь, а молоко. И в то же мгновение с небес спустились два ангела и на глазах у всех вознесли безжизненное тело на вершину горы Синай.

Чудо, явленное на вершине Синая

Обретение нетленных мощей великомученицы Екатерины совершилось через 300 лет. Настоятелю монастыря, находившегося у подножия горы, на которую ангелы вознесли когда-то тело Божьей угодницы, неведомый голос повелел вместе с братией подняться на вершину, где покоится святыня. Не мешкая, монахи отправились в путь и, поднявшись наверх среди облаков, обнаружили тело великомученицы, не тронутое тлением за весь период, прошедший со дня казни. Опознать его не составило труда по кольцу, сохранившемуся на руке.

Спустившись вниз, иноки перенесли обретенные ими мощи в свою обитель. Сегодня они покоятся в мраморной раке Синайского монастыря, основанного и названного в ее честь (фото приведено выше). Там же паломники могут поклониться и главной иконе великомученицы Екатерины Александрийской, в которую вмонтирован мощевик (специальная капсула для хранения мощей святых) с ее пальцем.

Чудотворная икона из московского храма

Когда на Руси воссиял свет христианства, то установился обычай поклонения всем святым, унаследованным от византийской церкви. В их числе оказалась и великомученица Екатерина. В Москве икона этой угодницы Божьей, почитавшаяся чудотворной, традиционно хранилась в храме Христа Спасителя, хотя ее изводы - иные образцы, выполненные в соответствии с установленным каноном, можно было встретить весьма часто. И в наши дни их можно увидеть не только в церквях, но и в домашних иконостасах большинства верующих.

Святые ходатаи перед Богом

В 2009 году в храм Христа Спасителя, некогда разрушенный и восстановленный в 90-х годах минувшего века, из Синайского монастыря привозили для всеобщего поклонения мощи святой. Это, несомненно, послужило ее дальнейшей популяризации в народе, едва преодолевшем полосу безбожия, навязанного в годы коммунистического правления. И сегодня миллионы верующих возносят молитвы перед иконой великомученицы Екатерины. О чем просить эту святую, и в каких случаях ее помощь может оказаться наиболее эффективной?

Известно, что сами по себе святые не могут влиять на жизнь людей, но Господь даровал им право ходатайствовать перед Ним о тех, кто еще совершает свой земной путь. Особо же чутко Он приклоняет слух к просьбам, касающимся тех областей жизни, в которых тот или иной святой сам некогда преуспевал. Таким образом, в житие любого святого можно получить ответ на вопрос о том, исполнение каких наших прошений по молитвам к нему наиболее вероятно.

В чем помогает икона великомученицы Екатерины?

Так, учитывая необычайную способность великомученицы Екатерины к усвоению знаний, верующие вправе ожидать от нее успешного ходатайства перед Богом о помощи в учебе. Кроме того, мудрость, присущая ей во дни земной жизни, служит убедительным поводом для молитв в тех случаях, когда требуется принять какое-либо важное решение.

Далее, следует отметить, что святая Екатерина считается одной из покровительниц брака, поскольку своей невестой ее избрал лучший на свете жених - Господь наш Иисус Христос. Поэтому перед ее образом принято возносить молитвы о предстоящем замужестве, а те, кто уже обрел это счастье, просят о его сохранении на долгие годы. И, наконец, именно к посредничеству этой великомученицы Екатерины прибегают, испрашивая у Господа силы и мужества для преодоления житейских тягот и невзгод, поскольку сама она была обильно преисполнена этими добродетелями.