На сессии Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке многие государства уже подписали Договор о запрете ядерного оружия (он был принят 7 июля 2017 года в штаб-квартире ООН и открыт для подписания 20 сентября. - Ред. ). Как выразился генсек ООН Антониу Гутерриш, этим они хотят создать мир "без оружия судного дня". Но страны, обладающие ядерным оружием (ЯО), в инициативе не участвуют.

У кого есть ядерное оружие и сколько ?

Принято считать, что сегодня в мире фактически существуют девять ядерных держав - США, Россия, Франция, Великобритания, Китай, Индия, Пакистан, Израиль и КНДР. В их распоряжении, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) на январь 2017 года, находятся в общей сложности около 15 тысяч ядерных боеголовок. Но распределены они среди стран "девятки" очень неравномерно. На долю США и России приходятся 93 процента всех атомных боезарядов на планете.

У кого есть официальный ядерный статус, а у кого - нет?

Официально ядерными державами считаются только те, которые подписали Договор о нераспространении ядерного оружия от 1968 года. Это (в порядке создания своей первой атомной бомбы) - США (1945 год), СССР/Россия (1949 год), Великобритания (1952 год), Франция (1960 год) и Китай (1964 год). Остальные четыре страны хоть и располагают ЯО, к договору о его нераспространении не присоединились.

Северная Корея вышла из договора, Израиль никогда официально не признавал наличие у него ядерного оружия, но считается, что оно у Тель-Авива есть. Кроме того, в США предполагают, что Иран продолжает работать над созданием атомной бомбы, несмотря на официальный отказ от военного использования ядерной энергии и контроль со стороны МАГАТЭ.

Как менялось количество ядерных боеголовок

Хотя с течением времени все больше государств стали обладать ЯО, количество ядерных боеголовок сегодня значительно ниже, чем во времена холодной войны. В 1980-е годы их было около 70 тысяч. Сегодня их число продолжает сокращаться в соответствии с соглашением о разоружении, заключенным США и Россией в 2010 году (договор СНВ-III). Но количество не так важно. Практически все ядерные державы модернизируют свой арсенал и делают его еще более мощным.

Какие есть инициативы по ядерному разоружению?

Старейшая такая инициатива - Договор о нераспространении ядерного оружия. Подписавшие его государства, у которых нет ЯО, берут на себя обязательство надолго отказаться от его создания. Официальные ядерные державы обязуются вести переговоры о разоружении. Однако соглашение не остановило распространение ЯО.

Еще одно слабое место договора - он в долгосрочной перспективе делит мир на тех, у кого есть ядерное оружие, и тех, у кого его нет. Критики документа также отмечают, что пятерка официальных ядерных держав также является и постоянными членами Совета Безопасности ООН.

Были ли успешные договоры о ядерном разоружении?

США и СССР/Россия после окончания холодной войны уничтожили значительное количество ядерных боеголовок и их носителей. По договору СНВ-I (подписан в июле 1991 года, вступил в силу в декабре 1994-го, истек в декабре 2009-го. - Ред. ), Вашингтон и Москва существенно сократили свои ядерные арсеналы.

Барак Обама и Дмитрий Медведев подписывают договор СНВ-III, апрель 2010 года

Этот процесс был непростым, время от времени тормозился, но цель была для обеих сторон настолько важна, что президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев весной 2010 года подписали договор СНВ-III. Обама тогда объявил о своем стремлении к безъядерному миру. Дальнейшая судьба договора считается неопределенной на фоне политики демонстрации военной силы, проводимой президентом США Дональдом Трампом, и российских действий в отношении Украины.

Какие страны отказались от ядерного оружия

От попыток создать атомную бомбу отказалась незадолго до отмены режима апартеида ЮАР, а также Ливия в 2003 году. Особняком здесь стоят бывшие республики СССР, унаследовавшие после его распада ядерное оружие. Украина, Беларусь и Казахстан подписали Лиссабонский протокол, сделавший их сторонами в договоре СНВ-1, а затем присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Самый большой арсенал, третий в мире после США и России, был у Украины. Отказавшись от него, Киев получил взамен финансовую помощь, а также гарантии безопасности и территориальной целостности от ядерных держав, закрепленные в так называемом Будапештском меморандуме. Однако меморандум носил характер добровольного обязательства, не был ратифицирован ни одним из подписавших его государств и не предусматривал механизма санкций.

Контекст

С началом в 2014 году конфликта на востоке Украины критики меморандума говорят, что отказ Киева от ЯО себя не оправдал. Они полагают, что наличие у Украины ядерного оружия не позволило бы России аннексировать Крым. С другой стороны, эксперты отмечают, что пример Северной Кореи может вызвать цепную реакцию, когда все больше стран захотят получить атомные боезаряды.

Каковы перспективы запрета ЯО

Нынешняя инициатива по запрету ЯО - не более чем символический жест против гонки ядерных вооружений. Хотя бы уже потому, что все девять ядерных держав не принимают в этой инициативе участия. Они утверждают, что ядерное оружие - лучшая защита от нападения, и указывают на уже существующий договор о нераспространении. Но в этом договоре о запрете речь не идет.

НАТО также не поддерживает договор, открытый 20 сентября для подписания. Кампания по его подписанию, как сказано в официальном заявлении альянса, "не принимает во внимание все более угрожающей международной обстановки в сфере безопасности". Жан-Ив Ле Дриан, министр иностранных дел Франции, назвал инициативу "почти безответственным" "самообманом". По его словам, она может только ослабить договор о нераспространении.

С другой стороны, Беатрис Фин, глава международной кампании за отказ от ядерного оружия, призвала страны мира присоединиться к инициативе. Она подчеркнула, что ЯО - "единственный вид оружия массового поражения, который до сих пор не запрещен, несмотря на свою разрушительную силу и угрозу для человечества". По ее выражению, с приходом к власти в США Дональда Трампа эта угроза возросла.

Смотрите также:

    Ракеты и бомбы Северной Кореи

    Ракетные запуски в КНДР в последние годы заметно участились. Пхеньян испытывает баллистические ракеты вопреки резолюциям ООН и постепенно ужесточающимся санкциям. Эксперты даже не исключают начала военных действий на Корейском полуострове.

    Ракетные и ядерные испытания КНДР: проект трех поколений Кимов

    Начало - во времена позднего Ким Ир Сена

    Хотя количество ракетных испытаний выросло именно в последние четыре года, первые из них были проведены еще в 1984 году - при тогдашнем северокорейском лидере Ким Ир Сене. По данным Nuclear Threat Initiative, за последние 10 лет его правления КНДР провела 15 испытаний, причем с 1986 по 1989 годы включительно запусков не было.

    Ракетные и ядерные испытания КНДР: проект трех поколений Кимов

    Ким Чен Ир: начало ядерных испытаний

    Ким Чен Ир, сын Ким Ир Сена, возглавивший страну в июле 1994 года, также не остался в стороне. За 17 лет его правления были проведены 16 ракетных испытаний, хотя почти все они пришлись на два года - 2006-й (7 пусков) и 2009-й (8). Это меньше, чем за первые 8 месяцев 2017 года. Однако именно на правление Ким Чен Ира пришлись два первых испытания Пхеньяном ядерного оружия - в 2006 и 2009 годах.

    Ракетные и ядерные испытания КНДР: проект трех поколений Кимов

    Ким Чен Ын: небывалая активность

    При сыне и внуке прежних правителей активность КНДР в ракетной сфере достигла небывалого уровня. За 6 лет Пхеньян осуществил уже 84 запуска баллистических ракет. Не все из них были удачными, в ряде случаев ракеты взрывались на старте или в полете.

    Ракетные и ядерные испытания КНДР: проект трех поколений Кимов

    В сторону Гуама

    В начале августа 2017 года появились сообщения, что армия Северной Кореи разрабатывает план запуска четырех баллистических ракет средней дальности в направлении военной базы США на острове Гуам в Тихом океане. Реакция президента США Дональда Трампа была предсказуемо жесткой и угрожающей.

    Ракетные и ядерные испытания КНДР: проект трех поколений Кимов

    Над территорией Японии

    29 августа 2017 года КНДР произвела очередные испытания, причем на этот раз ракета пролетела над территорией Японии - островом Хоккайдо. Ким Чен Ын заявил, что запуск ракеты в сторону Японии является подготовкой к войне в Тихом океане.

    Ракетные и ядерные испытания КНДР: проект трех поколений Кимов

    Шестой ядерный

    Через несколько дней после запуска ракеты над Японией КНДР объявила, что успешно провела испытание ядерного оружия, уточнив, что речь идет о водородной бомбе. Этот был уже шестой подземный ядерный взрыв, проведенный Пхеньяном. Эксперты оценили мощность бомбы примерно в 100 килотонн.

    Ракетные и ядерные испытания КНДР: проект трех поколений Кимов

    Заседания и осуждающие заявления

    Почти после каждого северокорейского испытания ракетного или ядерного оружия на экстренные заседания собираются советы безопасности разных стран и Совбез ООН. Но эффекта они, как и осуждающие заявления мировых лидеров, пока не приносят.

Переброска в Беларусь одной или нескольких бригад оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», на вооружении которых могут находиться ядерные боеголовки 50 мегатонн, станут самым дешевым и быстрым ответом на появление танковой дивизии США в Польше.

Ядерное оружие может вернуться в Беларусь в «крайнем случае», считает военный обозревательАлександр Алесин.

24 октября в Минске состоялось заседание совместной коллегии министерств обороны Беларуси и России. Главы военных ведомств двух стран Андрей Равков и Сергей Шойгу обсудили реализацию Плана совместных мероприятий по обеспечению военной безопасности Союзного государства

«Планы польского правительства разместить на постоянной основе на своей территории дивизию Вооруженных сил США контрпродуктивны и не способствуют сохранению стабильности и укреплению региональной безопасности, – заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. – В этих условиях мы вынуждены принимать ответные меры и должны быть готовы нейтрализовать возможные военные угрозы на всех направлениях».

Каким может стать российский ответ на появление танковой дивизии в Польше? Возможные варианты ответа с военным экспертом Александром Алесиным .

Россия не собирается предпринимать превентивные меры – речь идет именно про ответ. Но ответ будет быстрый и адекватный степени угрозы, которая, как считает российский министр обороны, возникнет в этом случае: угроза дестабилизации обстановки в нашем регионе. Проще говоря, если серьезно изменится соотношение сил.

Танковая дивизия США, по разным оценкам, насчитывает до 300 танков «Бредли» со всеми средствами усиления: и реактивные системы залпового огня, и самоходные артиллерийские установки. Поскольку танковая дивизия будет действовать на «отшибе» от армии США, то, естественно, дивизия будет обеспечена всем необходимым для ведения самостоятельных военных действий. Танковая дивизия представляется достаточно грозной боевой единицей численностью никак не меньше 10 тысяч человек.

Россия считает, что танковая дивизия может появиться на границе с РФ; однако общая граница с Польшей у Беларуси больше, чем у России. Поэтому Беларусь может считать размещение танковой дивизии в Польше угрозой и для себя, о чем Макей заявлял в Брюсселе более года назад. Недавно представитель МИД повторил тезис о том, что это приведет к нарушению равновесия, и Беларусь предпримет меры для обеспечения своей безопасности.

-О каких быстрых и адекватных мерах идет речь?

Я считаю, что таким ответом может стать переброска в Беларусь одной или нескольких бригад оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», которыми вооружены сухопутные силы РФ в Западном военном округе, а может, и в Центральном. При скорости 70 километров в час с запасом хода на тысячу километров, часов за 12-15 комплексы «Искандер» с территории Западного военного округа своим ходом могут прибыть на территорию Беларуси и в течение нескольких десятков минут могут быть подготовлены к ведению огня. Получается «дешево и сердито».

Если это не временный набег, а размещение на постоянной основе, то понадобятся ангары для размещения боевой техники, необходимы ремонтные зоны, а самое главное – казарменный фонд для размещения личного состава. Остальная инфраструктура (разветвленная сеть дорог с твердым покрытием и грунтовых дорог) в Беларуси присутствует, что обеспечивает широкие возможности для маневра.

Если предположить, что комплексы получат ядерное оружие (на вооружении «Искандера» могут находиться боеголовки мощностью 50 килотонн), тогда понадобятся и хранилища для боеголовок; в советское время такие хранилища были, но я подозреваю, что вряд ли хоть одно из них соответствует современным требованиям и способно принять боеголовки на хранение.

Прежде чем Россия предпримет ответные шаги (при условии, что переброска «Искандеров» произойдет после создания базы), то подготовка инфраструктуры для размещения оперативно-тактических комплексов «Искандер» вполне могла обсуждаться на совместной коллегии Минобороны РФ и Беларуси.

Естественно, что на политическом уровне должны вестись подготовительные работы по законодательному оформлению присутствия «Искандеров»; должна вестись подготовка межгосударственного соглашения о размещении российских военных в виде военной базы в Беларуси.

Вопрос: какой статус может получить военная база? Если российская база получит экстерриториальный статус, то вполне возможно, что здесь появятся и ядерные боеголовки. То есть, военная база будет считаться территорией России, на которой будет возможно размещение ядерных боеголовок. Если военная база будет находиться под юрисдикцией Беларуси, то ядерного оружия там не будет: Беларусь не является ядерной державой.

Возможен еще один вариант: у Беларуси и России есть совместная группировка сухопутных войск. Можно провести юридический маневр и временно передать российскую бригаду в распоряжение Беларуси; хотя она будет российская, определенное время она может находиться на территории Беларуси в распоряжении командования Единой группировки сухопутных сил. Но потом все равно придется оформлять ее присутствие в Беларуси юридически.

Переброска авиационных эскадрилий в Беларусь – дело сложное, требующее очень серьезной подготовки: и взлетно-посадочные полосы, и аэродромные сооружения, и навигационное оборудование. Это длительный процесс, который будет сопровождаться сопротивлением как внутри страны, так и вовне. Думаю, такой вариант маловероятен.

Таким же сложным представляется размещение в Беларуси российской механизированной или танковой дивизии.

Думаю, наиболее дешевый, быстрый ответ (никто не успеет испугаться) – переброска одной или нескольких бригад оперативно-тактических комплексов «Искандер». Тем более, что наши соседи весьма болезненно воспринимают размещение «Искандеров» в Калининградской области, в Беларуси – тем более. А если появится возможность обеспечения «Искандеров» ядерными боеприпасами, то, конечно, их появление станет серьезным и резонансным шагом.

Если все-таки будет разрушен договор о ракетах меньшей и средней дальности, весьма вероятно, что «Искандеры» получат новые боеприпасы, дальность которых превышает 500 километров, а значит, смогут поражать цели не только на территории всей Польши, но и на значительной части Европы. Ракеты не испытаны, поскольку договор РМСД запрещает это. Но в случае денонсации договора ракеты будут испытаны, запущены в производство и, не исключено, войдут в состав боекомплекта комплекса «Искандер».

-Значит, де-факто в Беларусь может вернуться ядерное оружие?

В крайнем случае – если ситуация обострится до такой степени, что некоторые страны Европы дадут разрешение на размещение у себя американских ракет средней дальности. Или американская группировка в Польше окажется больше, чем декларируется.

О событиях тех лет, своей службе в РВСН корреспонденту ZARYA.BY рассказали ветераны-ракетчики.

Владимир КОРСАКОВ, полковник в отставке, в 90-х главный инженер - заместитель командира по вооружению 31-й ракетной дивизии:

В советской Белоруссии размещались 4 ракетные дивизии. На их вооружении до конца 80-х состояли ракеты Р-12, Р-14 и РСД-10. Это была мощь огромной разрушительной силы. Например, ракета РСД-10 подвижного грунтового ракетного комплекса «Пионер» несла разделяющуюся головную часть с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели.

Одна пусковая установка решала задачи общевойсковой дивизии времен Второй мировой войны. А таких только в ракетном полку было восемь. С мощью, точностью, дальностью действия советских ракетных комплексов в руководстве НАТО были вынуждены считаться, и в результате Запад пошел на переговоры с Советским Союзом о прекращении производства подвижных СРК и их полной ликвидации, что само по себе являлось косвенным признанием военного превосходства СССР.

Когда 8 декабря 1987 года в Вашингтоне был подписан Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Согласно этому документу ракеты этих классов, стоявшие на территории Белоруссии, подлежали уничтожению. Для их ликвидации были составлены очень жесткие графики. На ракетной базе Лесная с 1988 по 1991 гг. было ликвидировано 155 ракет Р-12 и Р-14, 72 пусковые установки, 60 головных частей и 246 единиц вспомогательного оборудования. Взамен ракет средней и меньшей дальности в 32-ю, 33-ю и 49-ю ракетные дивизии начал поступать новый мобильный грунтовой комплекс «Тополь», равных которому не было ни в одной из самых развитых стран мира. Он был вооружен трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой, способной поражать объекты противника вплоть до территории США, и создавали реальную угрозу войскам НАТО как в Западной Европе, так и за океаном.

Ракету комплекса можно пускать из любой точки маршрута боевого патрулирования. Время подготовки к старту - около двух минут. Уже к 1991 году в ракетных дивизиях под городами Лида, Мозырь и Поставы находилась 81-я такая пусковая установка. Казалось, мировой военный паритет достигнут. Но, как потом выяснилось, в состав ликвидируемых комплексов зачастую «совершенно случайно» попадало самое передовое советское вооружение, замораживались новые разработки. Безудержная многоступенчатая демилитаризация СССР разрушила не только гонку вооружений и «железный занавес», но развалила ВПК, составлявши одну из основ советской экономики.

В результате распада СССР число ядерных держав, увеличилось, так как на момент подписания Беловежских соглашений советское ядерное оружие дислоцировалось на территории четырех союзных республик: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Дипломатическими усилиями Россия и США добились того, что Украина, Беларусь и Казахстан отказались от статуса ядерных держав, и передали России весь военный атомный потенциал, оказавшийся на их территории. 13 августа 1993 года начался вывод ракетных комплексов стратегического назначения «Тополь» из Беларуси в Россию.

Валентин ПОПОВ, полковник в отставке, в 90-х командир ремонтно-технических баз:

Мне пришлось командовать ремонтно-техническими базами, которые являлись специальными частями по эксплуатации ядерных и термоядерных боеприпасов. Это была очень опасная и ответственная работа, которую выполняли только высококвалифицированные специалисты. Наша задача заключалась в получении, транспортировке, разгрузке, переводе в высшую степень боевой готовности, проведении регламентов, хранении, выполнении боевых задач боевого дежурства с применением головных частей ракет. Содержание боезапаса головных частей требовал особых мер по соблюдению температурно-влажностного режима в сооружениях, где они размещались.

Это был целый комплекс мероприятий. Каждую операцию при эксплуатации боеприпаса выполняли не менее трех человек. Ошибка любого военнослужащего могла привести к серьезным, а то и к катастрофическим последствиям. Ведь только один термоядерный заряд нес в себе мощь сотен атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки!

Перед работой с узлами и самим изделием все исполнители одевали специальную одежду и тапочки на кожаной подошве, прошитой медной проволокой. Это надо было для снятия статического электричества на контур заземления, сопротивление которого систематически контролировалось. Запрещалась работа не в хлопчатобумажной одежде, без головных колпаков, иметь при себе расчески, кольца, часы и другие предметы, способные электризоваться или накалывать узлы заряда и изделия.

Особые меры безопасности предпринимались при ликвидации пусковых установок. Работали зимой, летом и в жару, и в снег и дождь, ночью и днем в любых условиях, в средствах прорезиненной защиты, в резиновых сапогах и перчатках, в противогазах. Ракеты доставлялись к ближайшей от дислокации полка железнодорожной станции, с них сливали компоненты топлива, грузили кранами 8Т26 на шасси МоАЗ-546 в вагоны, с виду похожие на почтовые, и везли на ракетную базу Лесная под Барановичами, где была организована ликвидация Р-12 и Р-14. РСД-10 вывозились на полигон «Капустин Яр», где их уничтожали путем подрыва или запуска.

Боевые части вывозили к месту погрузки с соблюдением еще больших мер безопасности в специально оборудованных теплоизоляционных, обеспечивающих температурный режим и заданную влажность кузовах автомобилей Урал. Водители этих машин проходили специальную подготовку. Грузили БЧ в изолированные вагоны и отправляли частично на переработку на специализированные заводы, частично на центральную базу хранения.

Юрий КУЗНЕЦОВ, майор запаса, в 90-х старший помощник начальника отделения кадров 32-й ракетной дивизии:

Сокращение, ликвидация ракет, вывод ракетных войск из Беларуси это для многих ветеранов трагическое событие. Представьте, каково было офицерам-ракетчикам, сотни часов днем и ночью проведшим на боевых дежурствах, сливать топливо, срезать сопла ЖРД и разрезать баки своих ракет.

А каково было в расцвете лет попасть по сокращение, оказаться не у дел, лишиться любимого дела, срываться с нажитых мест или начинать буквально жизнь с нуля. Но мы справились и с этими трудностями, сохранив память о боевом пути ракетных дивизий группировки РВСН в Белоруссии.

Распад Советского Союза неожиданно превратил Беларусь в ядерную державу. Но боеголовки, располагавшиеся на территории нашей страны , факт ически контролировала Москва. Последняя ракета покинула Беларусь 26 ноября 1996 года. Этому событию предшествовали долгие и непростые переговоры с Россией и Западом.

Ядерная кнопка остается в России

Беларусь в советские времена была форпостом советской армии, нацеленной на Запад, – в стране было очень много оружия. Даже экс-премьер-министр Вячеслав Кебич, которого трудно заподозрить в критике советских порядков, утверждал в мемуарах: по количеству танков на душу населения БССР была самой милитаризованной в мире. Хватало в Беларуси и ядерного оружия, которое появилось в стране в 1960-е годы . По состоянию на 1989 год на территории БССР находилось около 1180 стратегических и тактических ядерных боезарядов . За их обслуживание отвечали четыре ракетные дивизии, которые базировались около Пружан, Мозыря, Постав и Лиды. Территории около баз напоминали пустыню, которая простиралась на десятки километров. Но система управления ядерным оружием находилась в Москве , а значит, белорусы становились заложниками общесоюзного руководства.

После Чернобыля общество было серьезно настроено против атома, который уже никому не казался мирным. Поэтому в , принятой 27 июля 1990 года, утверждалось: «Белорусская ССР ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а республику – нейтральным государством». Это стремление встречало сочувствие из-за рубежа: дело шло к распаду СССР, и Америка была заинтересована, чтобы состав «ядерного клуба» оставался неизменным. Как утверждает Петр Кравченко (в 1990–1994 годах – министр иностранных дел БССР, а потом и Республики Беларусь), уже в сентябре 1991 года, встречаясь с госсекретарем США Джеймсом Бейкером, он вел разговор о безъядерном статусе республики.

Реализация этих планов стала возможна только после Беловежской пущи. Лидеры республик понимали, какие риски несет потеря контроля над «ядерной кнопкой», поэтому в соглашении о создании СНГ 8 декабря 1991 года гарантировалось, что члены Содружества «обеспечивают единый контроль за ядерным оружием и его нераспространение».

Последующие соглашения, принятые на рубеже 1991-1992 годов, определили временный статус ядерного оружия, которое к моменту распада СССР располагалось на территории четырех республик: Беларуси, России, Украины и Казахстана. Для контроля над ядерным вооружением создавалось объединенное командование стратегическими силами, которое должен был возглавить маршал Евгений Шапошников, до этого являвшийся министром обороны СССР. Украина и Беларусь должны были отказаться от боеголовок, размещенных на их территориях, и присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия. До этого времени решение о его применении должно было приниматься Президентом России «по согласованию с руководителями Украины, Беларуси и Казахстана в консультации с главами других государств – участников Содружества». Тактическое ядерное оружие должно было быть вывезено в Россию и разукомплектовано там под совместным контролем. Все четыре страны должны были совместно разрабатывать политику в области ядерного оружия.

Ситуация получалась двусмысленной. На первый взгляд, стороны декларировали всеобщий контроль над оружием. С другой стороны, Россия продолжала играть первую скрипку: в 1993 году газета Chicago Tribune утверждала : «На практике это означает, что код для управления их [ракет] пуском знает только Ельцин, но предполагается, что он не отдаст приказ о запуске без согласия Украины, Казахстана и Беларуси». Разумеется, такая ситуация мало обнадеживала.

Беларусь и Украина: разные стратегии

Оставался открытым вопрос, какую компенсацию получат страны за отказ от ядерного оружия. Позиция Станислава Шушкевича была простой: от ракет надо избавиться как можно скорее. Как позднее говорил экс-спикер , «Беларусь фактически была заложницей России. На ее поверхности было столько ядерного оружия, что можно было уничтожить всю Европу. Я считал это очень опасным делом, и, как только мы подписали Беловежские соглашения, я сказал: мы выведем ядерное оружие без предварительных условий, компенсаций, и мы будем делать это немедленно, потому что это угрожает гибелью белорусской нации, Беларуси».

А вот другие политики утверждали, что за отказ от ракет можно было получить серьезную компенсацию. «Самой большой ошибкой в начале 90-х я считаю вывод из Беларуси ядерного оружия по модели, которую Запад навязал Шушкевичу, а Шушкевич – Верховному Совету, – писал один из лидеров БНФ, депутат Верховного Совета Сергей Наумчик . – Да, оружие нужно было выводить (и строка о безъядерности в Декларации о суверенитете – моя), но – на выгодных для Беларуси условиях (среди которых, не исключено, и безвизовый либо облегченный въезд). Но в конце декабря 1991-го в Алма-Ате Шушкевич, не посоветовавшись с членами белорусской делегации, безо всяких условий согласился признать Россию правопреемницей СССР в ООН и – владелицей ядерного оружия».

Из мемуаров Петра Кравченко «Беларусь на распутье. Записки политика и дипломата»: «Мы испытали настоящий шок. Выходило, что Шушкевич нас просто сдал! Сдал национальные интересы Беларуси, которая одним махом лишилась главного козыря на переговорах с Россией, <…>. Конечно, он не имел права принимать такие решения, не посоветовавшись со всем составом делегации. <…> Вторым человеком, который полностью осознал всю драматичность происходящего, был мой давний оппонент Зенон Позняк. Он хмуро наблюдал за нашей перепалкой и, сокрушенно вздохнув, обронил такую фразу: “Шушкевич не заботится о государственных интересах Родины!” <…> В рамках белорусско-российских договоренностей с территории Беларуси были вывезены 87 ракет класса СС-25. Они были демонтированы на предприятии “Арзамас-3”. Из них получился <…> уран, который Россия потом продала Соединенным Штатам. В итоге этой сделки Россия получила более десяти миллиардов долларов. Это официальные данные, хотя российская оппозиционная пресса утверждала, что цена сделки была в несколько раз больше».

В то же время Украина заняла совершенно другую позицию. В марте 1992 года президент этой страны Леонид Кравчук остановил вывоз в Россию тактического ядерного оружия. Как заявил лидер Украины, «в силу сложившейся политической нестабильности и неразберихи мы не можем быть уверены, что вывозимые нами ракеты уничтожаются, а не попадают в недобрые руки. <…> Украина считает мощности завода по уничтожению ядерных арсеналов, расположенного в России, недостаточными. Поэтому у нее есть право иметь аналогичное предприятие на своей территории. <…> Она может взять на себя и переработку отходов от атомных электростанций республики».

Украина также предложила, чтобы вывоз с ее территории ядерного оружия и его уничтожение осуществлялись под международным контролем. По мнению исследователя Дениса Рафеенко, такая политика объяснялась украинско-российскими противоречиями по Крыму и Черноморскому флоту. «В этих условиях ядерная карта использовалась руководством Украины в качестве ответной меры на те или иные действия российской стороны».

Чья компенсация будет большей?

Украинская позиция вызвала определенные проблемы. 30-31 июля 1991 года в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Согласно документу, СССР и США должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы. При этом у каждой из сторон должно было остаться не более 6 тысяч единиц оружия. Как отмечал Денис Рафеенко , «точка зрения США на события, происходящие на Украине в то время, заключалась в том, что если Украине не удастся ратифицировать Договор СНВ-1, то этот договор утратит свою силу. Съезд народных депутатов Российской Федерации принял решение ратифицировать Договор СНВ-1, но не обмениваться ратификационными грамотами до тех пор, пока Украина не присоединится к Договору о нераспространении ядерного оружия». Надо было искать компромисс.

Поскольку экономики Украины и Беларуси испытывали трудности, обе страны надеялись на поддержку Запада и России. Но Украина, которая полностью не отказалась от оружия, использовала его в качестве аргумента, а Беларусь выступала в роли просителя.

Как вспоминает Петр Кравченко, в январе 1992 года Беларусь заявила о том, что не только выполнит все свои обязательства, но и ускорит вывод из страны тактического ядерного оружия. Это стало козырем в переговорах с американцами, которые весной того же года распространили на нашу страну действие программы Нанна-Лугара. Она предусматривала выделение 250 миллионов долларов на цели, связанные с обеспечением ядерной безопасности во время демонтажа, передислокации и уничтожения ядерных боеголовок. Беларусь получила более 100 миллионов долларов. Заметим, что позже, в 1993 году, в ходе визита в США белорусской делегации во главе со Станиславом Шушкевичем Беларусь получила еще 59 миллионов.

Параллельно шли переговоры между западными странами и бывшими союзными, а теперь независимыми республиками. 23 мая 1992 года был подписан Лиссабонский протокол к Договору СНВ-1.

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) устанавливает, что ядерными державами признаются государства, осуществившие ядерный взрыв до 1 января 1967 года. Таким образом, де-юре в "ядерный клуб" входят Россия, США, Великобритания, Франция и Китай .

Индия и Пакистан де-факто являются ядерными государствами, а де-юре они ими не являются.

Первое испытание ядерного зарядного устройства было проведено Индией 18 мая 1974 года. 11 и 13 мая 1998 года, согласно заявлению индийской стороны, были испытаны пять ядерных зарядов, один из которых — термоядерный. Индия является последовательным критиком ДНЯО и до сих пор остается вне его рамок.

Особую группу, по мнению экспертов, составляют не имеющие ядерного статуса государства, способные создать ядерное оружие, но воздерживающиеся, в силу политической и военной нецелесообразности, от перехода в разряд ядерных государств — так называемые "латентные" ядерные государства (Аргентина, Бразилия, Тайвань, Республика Корея, Саудовская Аравия, Япония и другие).

Три государства (Украина, Белоруссия, Казахстан), имевшие на своей территории ядерное оружие, оставшееся после распада Советского Союза, подписали в 1992 году Лиссабонский протокол к Договору между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Подписав Лиссабонский протокол, Украина, Казахстан и Белоруссия присоединились к ДНЯО и были занесены в список стран, не обладающих ядерным оружием.

Материал подготовлен на основании информации РИА Новости и открытых источников