Из всех подозреваемых по делу Джека - Потрошителя, которое, кстати, так и не было закрыто сто с лишним лет спустя, Патриция Корнуэлл выбрала одно лицо - живописца Уолтера Сиккерта.


Два героя одной трагедии или загадка Уайтчепелла.

От автора.

Уолтера Сиккерта, (31 мая 1860 г – лето 1942?) второго героя уайтчепеллской драмы «за руку ввела», да и возвела в главные герои пьесы наша с Вами, читатель, современница, американский эксперт криминалист и писательница Патриция Корнуэлл. Она отнюдь не дилетант в своем деле – около шести лет проработала в офисе главного судмедэксперта г Ричмонд (штат Вирджиния. США), написала огромное количество остросюжетно – психологических романов, которые никак не отнесешь к разряду чтива. И вот – решилась ступить на тропу биографа – исследователя. Несколько лет тому назад она всерьез заинтересовалась таинственным делом «прозектора Уайтчепелла» и решила рассмотреть его под современным углом зрения. Почему бы и нет на самом то деле? Ведь полиция викторианской Англии не имела понятия ни об отпечатках пальцев, ни о группах крови, ни об экспертизе ДНК. В распоряжении тогдашнего следствия был лишь метод дедукции, наблюдения, признательные показания преступника или же - взятие его на месте с поличным.

Именно так и действовал знаменитый Шерлок Холмс , кстати, - современник Потрошителя..

Но криминалистика конца двадцатого века работает совершенно другими методами. Она научилась извлекать ДНК буквально из всего: остатков волос, ногтей, частичек слюны, перхоти, пота, кожи, пятнышка засохшей крови, величиной с булавочную головку. По всему миру, с помощью современных исследований ДНК и компьютерных разработок и анализов, отменяются смертные приговоры, расследуются вновь дела многолетней давности. По данным ФБР США, каждый четвертый подозреваемый в деле, где так или иначе проводилась экспертиза ДНК был оправдан.

Из всех подозреваемых по делу Джека - Потрошителя, которое, кстати, так и не было закрыто сто с лишним лет спустя, Патриция Корнуэлл выбрала одно лицо - живописца Уолтера Сиккерта. Она долгое время скупала на аукционах его полотна, придирчиво читала исследования искусствоведов о его творчестве, разыскивала в архивах его письма. И постепенно перед писательницей вырисовывался весьма загадочный образ человека, чьим кредо при написании картины всегда была лишь «ясность рассказа своей, определенной истории, посредством красок….»

Обратим внимание на эти слова.

1.

На картинах Уолтера Ричарда Сиккерта леди - криминалист как раз и увидела ту «сюжетную ясность рассказа», которая позволила ей предположить, что свой интерес к уголовному делу, столь нашумевшему в Англии, (Сиккерт собирал все, что касалось таинственной личности «уайтчепеллского хирурга»: газетные отчеты, интервью и т. п.) Сиккерт лишь маскировал простым обывательским любопытством. На самом деле он отлично знал, кто убийца, ибо … Сам был им.

Но обо всем - по порядку. Сначала все же - несколько штрихов к биографии загадочного «живописца с улыбкой джентльмена и глазами - убийцы» - как пишет Патриция Корнуэлл... Штрихов очень скупых, увы! Но уж - какие есть!

2.

Уолтер – Ричард Сиккерт родился 31 мая 1860 года в Мюнхене. Он был старшим из шестерых детей в семье. Восьми лет, вместе с родителями, Уолтер переехал в Англию. По всей видимости, он был достаточно хорошо образован, ибо по свидетельству современников, знал бегло четыре языка, не считая классических, любил чтение, собирал библиотеку и коллекционировал предметы старины. Вхожим был Сиккерт и в круг кембриджских студентов, где и познакомился с принцем Эдуардом Уэльским, что говорит и о состоятельности семьи и ее хорошем положении в обществе.

(* Есть версия, что Сиккерта с сыном познакомила сама принцесса Александра Уэльская, которая хорошо знала его отца – датчанина по происхождению, в надежде, что Уолтер – юноша из солидной, спокойной семьи, - сможет благотворно повлиять на чересчур «шаловливого» принца, чьи ночные похождения и пирушки основательно надоели всем в королевстве, включая и администрацию солидного университета! – С. М.)

Но студентом Кембриджа Сиккерт так и не стал. Вместо этого он поступил в театральную – школу студию Генри Ирвинга.

Снискав на театральных подмостках первый успех – за роль призрака в пьесе У. Шекспира «Гамлет», на сцене театра «Лицеум», - Уолтер оставил студию британского театрального мэтра, чтобы стать учеником знаменитого художника Джеймса Уистлера, который познакомил его с французскими импрессионистами, в том числе – с Эдгаром Дега.

Жизнь Сиккерта с тех пор - полностью переменилась. Она вся подчинилась живописи.

Сиккерт первым усвоил и перенес на британскую почву приемы и мировоззрение импрессионистов. Вокруг него объединились в 1886 году молодые художники, бросившие вызов Королевской Академии. Он всегда рисовал в своих картинах лишь то, что видел и наблюдал сам. Многие ценители искусства называли его вторым после Тернера величайшим живописцем Англии, но кто - то видел в нем лишь добросовестного «фотографа» викторианской эпохи, в атмосфере которой, он, казалось, задыхался…

Самую большую известность Сиккерту принесли его полотно «Скука» (Ennui) и цикл картин - этюдов «Камдентаунское убийство».

Что же изображено на них, зловещих этюдах? Вроде бы ничего особенного. Но в Камдентауне летом 1908 – 1909 гг. как раз произошло убийство, почти в точности повторяющее зловещий почерк уайтчепеллских историй.. Была убита очередная «ночная бабочка», не то своим сутенером, не то – случайным кавалером.

Полотна Сиккерта как раз и изображают сюжетно, в различных позах и мизансценах молодую женщину на кровати и полуодетого – или полураздетого? - мужчину.. На одном из этюдов, женщина, судя по позе, вообще - мертва. Напомним, принципы творчества Сиккерта не позволяли ему писать то, что он не мог видеть сам… Архив художника был набит газетами с разделами «криминальная хроника», различными фотографиями с мест убийств и ограблений. Даже в письмах к друзьям Сиккерт просил их рассказов о частной жизни – скандалов, слухов, сплетен. Политика, путешествия, бизнес его не интересовали. Кроме своей квартиры он имел студию.. в Уайтчепелле (!), в которой с легкостью бывалого актера гримировался и менял одежду. Часто меняя внешность, он без трудам мог посещать все самые темные места Лондона, знакомился с людьми безо всяких обязательств, внезапно появлялся и столь же внезапно – исчезал. Его натурщицами для «социально кричащих» этюдов часто становились проститутки. Портрет Кейт Эддоуз - четвертой жертвы Потрошителя - тоже написал… Сиккерт. Но никто не задумался над этим. Никто. Кроме Патриции Корнуэлл.

3.

Одна из картин Сиккерта 1908 года, вообще, называется: «Спальня Джека – Потрошителя» (!) и изображает, по рассказам художника друзьям, комнату, в которой Уолтер Сиккерт жил после того, как из Лондона исчез таинственный

«ночной хирург»!

Квартирная хозяйка, по словам Сиккерта, даже сообщила ему имя своего прежнего, страшного постояльца. Уолтер не сомневался, что это было - имя убийцы, студента – ветеринара, таинственно исчезнувшего в 1892 году. Живописец даже записал его на корке книги «Мемуары Казановы», но - какая досада! – потерял во время Второй Мировой войны, а вспомнить - увы, не мог, несмотря на то, что имел фотографическую память художника!

Что же могло заставить творческого, неординарного человека стать ужасным мизантропом и коварным маньяком – убийцей?

Патриция Корнуэлл, проанализировав шаг за шагом всю жизнь художника - импрессиониста Сиккерта, и воссоздав ее в увлекательной, психологически точно выверенной биографии героя под названием «Портрет убийцы», пишет, на основании найденных ею документов, что в молодости Уолтер Сиккерт перенес довольно мучительную урологическую операцию, которая на всю жизнь отбила у него желание становиться не то, что заядлым ловеласом, но и просто – дамским угодником!

Отсюда, в мучительных впечатлениях юности, и берут начало, по мнению писательницы, такие свойства его натуры, как - нарциссизм, мизантропия, мастерство манипулирования людьми. Сиккерт великолепно прощупывал слабые стороны человека и мог убедить кого угодно и в чем угодно, презирал женщин, а на всех, впервые его встречавших производил впечатления самодовольного эготиста.

Но самый главная улика Патриции Корнуэлл, с помощью которой она объявила живописца убийцей века - сравненные между собой образцы ДНК Сиккерта, и зловещего «уайтчепеллского хирурга», которые писательнице удалось найти под почтовыми марками и клапанами конвертов, отправленных ими личных писем

ДНК Сиккерта, добытое таким сложным способом (*На проведение исследований требовалось специальное разрешение британского парламента! – С. М.) полностью совпало с ДНК Джека Потрошителя. Кроме того, Патриция Корнуэлл выявила - также с помощью сравнительного анализа - и полное совпадение водяных знаков на писчей бумаге, которой пользовались Джек – Потрошитель и Уолтер Сиккерт.

Но этот косвенный аргумент не стал решающим в своеобразном процессе посмертного обвинения Уолтера Сиккерта. Как впрочем, и самая значительная улика – экспертиза ДНК. Противники «версии о живописце» тотчас объявили ее несостоятельной по всем статьям: и мизантропом художник не был – имел жену и близких людей, любил жизнь и солнечные ее блики во всех проявлениях, и водяные знаки на личных бумагах - не редкость, и потрет Кейт Эддоуз мог нарисовать по газетным репортажам; а 4 августа 1888 года его и вовсе не было в Лондоне – отдыхал в Дьеппе, где рисовал этюды. (*И откуда, разумеется, можно было в любое время прибыть поездом в туманный Альбион, - но это реплика – между прочим, a` parte. – в сторону! – С. М.) Ну, а что же, что же - экспертиза ДНК?- спросит придирчивый читатель. О, специалисты от генетики и вовсе объявили ее - неточной, ведь это не ядерная, а митохондриальная ДНК!

С помощью ее, говорят специалисты, установить идентичность генетического кода точно - нельзя, потому что митохондриальная ДНК, как будто бы совпадает примерно у одного процента населения земного шара.. Писательницу обвинили в том, что она, как школьница, подгоняла свое решение проблемы под ответ, но верного ответа так и не получила, хотя и написала увлекательнейшую книгу, введя в оборот новые документы и свидетельства.

Но Патриция Корнуэлл и не скрывает от своего читателя принципиальную разницу в экспертизах форм ДНК. Корнуэлл не скрывает от взыскательной публики, что, возможно, пошла неверным путем, стараясь дать тщательно выверенный психологический портрет загадочного «прозектора» лондонского предместья. Она просто пишет, что «ее кропотливая экспертиза исключила из числа подозреваемых девяносто девять процентов британцев…»

Тогда - кто же вошел в оставшийся - один, гибельный, процент? Принц Альберт – Виктор – Эдуард Уэльский? Художник Уолтер Сиккерт? Или последний был всего лишь талантливым мистификатором, знавшим некую тайну, и унесшим ее с собою в могилу? Ответить на эти вопросы до сей поры - невозможно, но хотелось бы, ибо история Джека – Потрошителя это скорее уникальная история не только европейского правосудия, но и европейской культуры вообще. Феномен преступника, как личности, полностью воплотившей в себя миазмы «злодейского гения» – уникален!

Уайтчепеллские серийные убийства стали первым преступлением такого рода за которое общество захотело не только казнить преступника и забыть о нем до следующего раза, но и понять мотивы, двигающие им, его душой?

Впрочем, была ли она у него, Душа?.. Есть ли она у подобных ему и превзошедших его? Вечный вопрос. Вечный поиск ответа...

5.

Зеркальный абрис злодея с идеально заточенным ножом и поныне рассыпается на тысячу отражений, разбивается на тысячу осколков, и пыль их, долетает в мельчайших частицах и до нас, и мы по прежнему не можем понять сколько героев у этой драмы и что не так в порядке мироздания, если они, такие герои, появляются на сцене нашего бытия все чаще?! Скоро уже и героями перестанут быть. А кровавая драма, некогда леденящая душу, превратится в некий комический фарс, карточный пасьянс с неизвестным числом шутов и королей. Жертв и их палачей. Что поделать!

O tempere, o mores! Времена.. Нравы..

Макаренко Светлана.

Казахстан. Семипалатинск.

_____________________________________________________________

Г. Кинг «Императрица Александра Феодоровна. Опыт биографии.» Изд. «Захаров», 2000 г.

В наши дни убийца, отравивший десяток человек, даже не попадет в национальные новости, а несколько тысяч жертв локальной войны (очень приличные по средневековым меркам цифры) будет лишь поводом для принятия очередной формальной резолюции ООН. Так почему же историки, криминалисты и любители тайн постоянно возвращаются в 1888 год, к заурядному по сегодняшним меркам убийце, на счету которого - всего пять доказанных трупов?

В 2008 году исполняется 120 лет преступлениям Джека Потрошителя. Дата не самая круглая, да и повод вряд ли можно назвать праздничным, но «Мир фантастики» не может пройти мимо юбилея одной из самых притягательных загадок в уголовной истории человечества. Давайте пройдемся по улицам викторианского Лондона. Кто знает - может быть, в подворотне мелькнет черный плащ, раздастся свист констебля, и мы наконец узнаем имя серийного убийцы №1?

Это мой костюм. Я - серийный убийца. Они ничем не отличаются от обычных людей.
Уэнсдей Адамс («Семейка Адамсов»)

На дне

Что может быть прогрессивнее викторианской Британии? Не эпоха, а бесконечный техно-романтизм и триумф человеческого гения: лондонское метро, теория эволюции Дарвина, первые международные выставки и компактные фотоаппараты, электрическое освещение улиц, машина времени, Холмс и Ватсон, путешествие , … Куда уж больше?

Даже в случае с Солнцем ученых больше всего интересуют не его лучи, а пятна. И потому одним из самых ярких символов конца 19 века стал совершенно неизвестный (во всех смыслах этого слова) человек. Ни имени, ни фотографии - одно лишь прозвище, которое сегодня знают все мало-мальски образованные люди от земли Франца-Иосифа до Буркина-Фасо.

Ареной его преступлений стал район Уайтчапел в лондонском Ист Энде, который с 17 века гордо носил звание «оазиса проституции». Даже в прогрессивном 19 веке это место было настоящей клоакой. Здесь жили эмигранты, преимущественно евреи и ирландцы (примечательно, что сегодня в Ист Энде селятся выходцы из Бангладеша). Именно этот район описал Джек Лондон в «Людях бездны»: работные дома, чудовищная нищета, ночлег на улице…

В октябре 1888 года полиция подсчитала, что в одном только крохотном Уайтчапеле действуют 62 борделя и 1200 проституток (при численности населения всего Ист Энда в полмиллиона человек). Чтобы представить перенаселенность этого района в 1888 году, достаточно сказать, что сейчас в нем живет лишь около 200 тысяч человек.

Дороги были немощеными, дома - маленькими и без фундаментов. Сливная и канализационная системы отсутствовали почти повсеместно. На задних дворах паслись коровы и свиньи. Горожане варили потроха, топили сало. Ароматам, витавшим в воздухе, могли позавидовать многие средневековые города.

Карикатура из журнала Punch (сентябрь 1888), высмеивающая беспомощность полиции.

Рипперология

Исследователи-рипперологи подсчитали, что о Джеке Потрошителе написано больше книг, чем обо всех американских президентах, вместе взятых. Принято считать, что Потрошитель появился внезапно, совершил 5 убийств одно кровавее другого (последняя жертва была буквально растерзана), а потом так же неожиданно исчез. Это не совсем верно. В перенаселенном Ист Энде убийства были так же привычны, как и уличная вонь. Например, за 25 дней до первого «выступления» Джека в Уайтчапеле была зарезана проститутка Марта Табрам (39 ножевых ранений в «тело и интимные места»).

Потрошитель был уникален тем, что убивал без всякой видимой причины; дерзко, жестоко, в единой манере. Горло перерезалось слева направо, при этом голова жертвы наклонялась вправо, а к ножу прикладывалось значительное усилие (раны были очень глубокими). После этого вскрывалась брюшная полость, некоторые органы вырезались и уносились с собой.

В 2006 году по показаниям свидетелей и заключениям детективов 19 века был составлен фоторобот Потрошителя.

Тот факт, что убийце, по всей видимости, удавалось не запачкаться в крови и уйти незамеченным, отчасти объясняет еще одно его прозвище - «Кожаный фартук». Позднее полиция поймала Джона Пизера - шантажиста проституток, известного под этой кличкой.

Крови во всех случаях было мало, что дало почву для двух предположений: женщин сперва душили (что также объясняет отсутствие криков о помощи, ведь в некоторых случаях констебли были на соседних улицах и опаздывали на считанные минуты), а потом резали, либо преступления совершались в каком-либо другом месте (доме, движущейся карете), а тела выбрасывались на безлюдные улицы.

Из чего же сделаны наши девчонки?

В пятницу 31 августа 1888 года некий гражданин Чарльз Кросс шел по району Уайтчапел в 4 часа утра (обычное время для начала рабочего дня или конца рабочей ночи в Ист Энде). Около конюшни он заметил женщину, лежащую на дороге. Юбка была задрана, из чего Кросс сделал вывод о том, что дама подверглась изнасилованию. Он подозвал другого прохожего. Вдвоем мужчины поправили ей юбку (в темноте ни один не заметил, что она мертва) и отправились на поиски полисмена.

Констебль Джон Нейл принес фонарь, и только тогда стало ясно, что произошло убийство. Прибывший на место преступления доктор Рис Ллевеллин обнаружил, что смерть наступила от двух огромных разрезов на горле (от уха до уха), причем случилось это максимум полчаса назад, так как тело было еще теплым. Крови вытекло немного, большая ее часть впиталась в одежду.

Следов крови на груди не было. Следовательно, жертва умерла не на ногах (иначе бы кровь из разрезанного горла попала на одежду), а на земле. Эта версия подтверждается тем, что на левой скуле у нее имелся синяк, отсутствовало пять зубов и был поранен язык. Вероятно, женщину свалили на землю сильным ударом и лишь потом зарезали. Осмотр тела в морге выявил еще одну странность - брюшная полость жертвы была вскрыта.

Расследование показало, что «первой ласточкой» Потрошителя стала Мэри Энн Николс 42 лет от роду. У нее был муж и пятеро детей, однако «Полли» (как звали ее подруги) спилась и последние годы жизни провела «на дне» общества. В ночь своей смерти ей не хватило денег на ночлежку. Она отправилась на улицу, заявив подругам, что скоро заработает искомые 4 пенса «с помощью своей новой шляпки».

Следующей жертвой убийцы стала Энни Чэпмен - бездомная алкоголичка, болевшая туберкулезом и сифилисом. За несколько дней до смерти она подралась с некоей женщиной из-за куска мыла, получила синяк под глазом и утратила «товарный вид». По этой самой причине 7 сентября 1888 года у нее не оказалось денег на ночлег. Энни бродила по улицам, надеясь найти «клиента». В последний раз ее видели в 5 утра, разговаривавшей с каким-то мужчиной (свидетель уловил лишь одну ее реплику - «Нет»).

В 6 часов ее тело было найдено на заднем дворе дома №29 на Ханбери-стрит. Это место расположено рядом с рынком, поэтому утром здесь довольно оживленно - люди идут на работу, по дорогам едут повозки с товарами. Окна жилых домов, выходивших на внутренний двор, ночью оставались открытыми. На улице было уже светло. Невероятно, но в таких условиях никто не заметил ничего подозрительного.

Энни Чэпмен и место ее убийства (реконструкция по наброскам полиции).

Горло Энни перерезано так глубоко, будто убийца хотел отделить голову от тела. Внутренности аккуратно вынуты и разложены рядом с телом. Работа проводилась длинным тонким ножом - вероятнее всего, специальным инструментом для вскрытия. Матку убийца забрал с собой.

Доктор Филлипс, проводивший обследование трупа, заявил, что внутренние органы препарированы очень профессионально. Ему самому потребовалось бы для этого не менее 15 минут в спокойной обстановке, а вероятнее всего - около часа. Это в корне меняло дело, так как хорошее медицинское образование в то время было доступно далеко не каждому. Другие хирурги впоследствии соглашались с этим, однако считали, что Потрошителем мог быть менее квалифицированный студент-медик или мясник.

Письма из ада

Газеты взахлеб рассказывали людям о уайтчапельском убийце. Люди в долгу не оставались. Каждый день полиция получала «чистосердечные признания» психически нездоровых личностей, доносы на соседей и советы по ведению расследования. Относительно «подлинными» считаются лишь несколько писем. Первое пришло 27 сентября, оно начиналось со слов «Дорогой Босс» и заканчивалось подписью «Джек Потрошитель».

Вторая открытка датируется первым октября. Третье письмо, озаглавленное «Из ада», пришло вместе с частью почки Эддоус (остальное маньяк якобы зажарил и съел) 16 октября. Сегодня многие считают, что все эти письма были злыми розыгрышами. Вполне возможно, кличку «Джек Потрошитель» придумал не сам преступник, а какой-то скучающий болван.

Если бы в час ночи 30 сентября 1888 года русский еврей Луис Демшиц не зажег спичку на углу Датфилд и Бернер стрит, он всю оставшуюся жизнь спал бы спокойно. Однако судьба распорядилась иначе, и мужчина увидел «Длинную Лизи» (Элизабет Страйд), лежащую навзничь на земле. Из ее горла еще текла кровь - так, как если бы убийство произошло буквально минуту назад. Демшиц невольно спугнул убийцу, не дав ему вскрыть живот жертвы.

Похожий «сюрприз» ожидал констебля Эдварда Уоткинса 45 минут спустя. Патрулируя площадь Митр (четверть мили от места предыдущего преступления) он обнаружил выпотрошенный труп Кэтрин Эддоус (на этот раз маньяк забрал матку и почку). Понимая, что произошло двойное убийство, полиция устроила облаву во всем районе, но никого не нашла. Это было почти невероятно, ведь в предполагаемое время преступления площадь патрулировали как минимум три констебля. На все про все у Потрошителя было не более 15 минут - причем для вырезания органов из Эддоус ему требовался источник света.

По обоим случаям у полиции были свидетели, показавшие, что они видели проституток, беседовавших с неким мужчиной незадолго до смерти. Описания незнакомца в целом совпадали: темная одежда, войлочная охотничья шляпа (хорошо известная как головной убор Холмса), усы и саквояж в руке.

Граффити

Ночь 30 сентября была долгой. Без пяти три констебль Альфред Лонг нашел кусок окровавленного фартука у стены с надписью мелом «Евреи - не те люди, которых можно обвинять ни за что». Ее хотели сфотографировать, но комиссар Чарльз Уоррен приказал стереть улику - якобы для того, чтобы она не спровоцировала погромы евреев. Это, а также то, что слово «евреи» было написано с ошибкой (juwes), якобы характерной для масонов, породило легенду о том, будто Потрошитель принадлежал к «ложе каменщиков», а Уоррен - также масон - защищал его.


Пятая и последняя (по канонической версии) жертва Потрошителя - Мэри Джейн Келли. Девушке было 25 лет, она отличалась привлекательной внешностью и поэтому, в отличие от большинства нищих жриц любви, могла снять комнату. Лондон был взбудоражен четырьмя предыдущими убийствами. Улицы Ист Энда усиленно патрулировались, проститутки избегали выходить «на работу» ночью, поэтому собственные апартаменты были Келли как нельзя кстати.

Реконструкция внешности Мэри Келли.

Утром 9 ноября владелец дома №13 на Миллерс Корт послал своего помощника Томаса Боера взять у Келли арендную плату. Когда на стук в дверь никто не отозвался, Боер заглянул в окно… и с тех пор никогда больше не спал спокойно. Срочно вызванные констебли нашли то, что осталось от девушки. У Потрошителя было много времени, чтобы буквально вывернуть ее наизнанку. Внутренние органы были разложены по комнате. Сердце отсутствовало.

Под подозрение попадали десятки людей - от нищих евреев-женоненавистников до членов королевской семьи. Причины убийств также называются разные - от терактов агентов русской «охранки» до сатанинских ритуалов. Точное количество жертв неизвестно: альтернативные теории предлагают число от 4 до 15. Об этом написана добрая сотня книг, где встречаются самые разные идеи (в 1996 году вышла работа, обвиняющая в убийствах… Льюиса Кэрролла). Реальность такова: истинную личность Потрошителя можно установить лишь с помощью машины времени.

Как ни странно, в разгар убийств на улицах Ист Энда стало… безопаснее. Район покинули многие преступники, боявшиеся, что на них повесят дела Потрошителя, полиция перешла на усиленный режим работы, а бдительные граждане набрасывались на всех, кто вызывал хоть малейшее подозрение.

Последнее убийство вывело королеву Викторию из себя. Она устроила нагоняй премьер-министру, предложив ему реформировать полицию. Вскоре в Скотленд-Ярде появился криминальный отдел и стали составляться картотеки отпечатков пальцев.

Джекилл Потрошитель

В самый разгар преступлений Потрошителя в Лондоне ставилась пьеса Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда». Заглавную роль играл актер Ричард Мэнсфилд, причем делал это так хорошо, что один из зрителей, впечатленный сценическим превращением джентльмена в маньяка, подал донос в полицию, обвинив Мэнсфилда в том, что он и есть Джек Потрошитель.

Джекилл и Хайд в исполнении Мэнсфилда.

Слава Герострата

Будучи на 90% массовым культурным явлением и лишь на 10% - уголовником, Джек Потрошитель частенько заглядывает в фантастику. Некоторые писатели используют законы жанра для еще одной «разгадки» знаменитого убийцы. Например, Роберт Блох (последователь Лавкрафта, автор «Психо») в рассказе «Навек ваш - Потрошитель» (1943) представил Джека черным магом, совершавшим убийства в особых местах и по особой последовательности, чтобы получить от Тьмы дар вечной жизни.

В другом рассказе - «Игрушка для Джульетты» (1967) - Блох обыграл внезапное исчезновение Потрошителя после пятого убийства. Оказывается, его утащил в далекое будущее Дедушка, чтобы подарить «викторианского доктора» своей внучке-садистке. Кроме того, Блох написал роман «Ночь Потрошителя» (1984) - хороший образец «криминального фэнтези».

Уэллс и Джек в фильме «Время от времени»

В романе «Потрошитель» (1994) Майкл Слэйд развил идею с ритуальными убийствами, а в книге «Время после времени» (1979) Карла Александра Герберт Уэллс создает настоящую машину времени. Джек Потрошитель обманным путем отправляется на ней в будущее. Знаменитому писателю приходится ловить его в 1970 году (где он представляется Шерлоком Холмсом, рассчитывая на то, что этот персонаж всеми забыт). Книга получила неплохую экранизацию. Роль Уэллса исполнил Малькольм Макдауэлл.

Крис Эллиот в романе Shroud of the Thwacker (нечто вроде «Тайна Колотителя») спародировал Потрошителя, поместив того в Нью-Йорк 1882 года. Вместо того чтобы резать своих жертв, маньяк бил их по головам мешком с яблоками. А в кинокомедии «Амазонки на Луне» (1987) Потрошителем оказывается… замаскированное Лох-Несское чудовище.

Роберт Асприн (в соавторстве с Линдой Эванс) посвятил Джеку две книги: «Потрошители времени» (2000) и «Дом, который построил Джек» (2001), где разведчики времени отправляются в викторианский Лондон, а культовый маньяк находит портал и проникает в будущее.

Фильм «Из ада» (2001) - экранизация одноименной графической новеллы Алана Мура. Инспектор Абберлайн (Депп) против Джека - королевского хирурга.

Кинофильмы редко допускают вольности в отношении истории Джека Потрошителя. Обычно все ограничивается лишь детективным триллером - как, например, «Из ада» (2001) - экранизации одноименной графической новеллы Алана Мура. В комиксах же Потрошитель - желанный гость. Он часто появляется в манге, за ним гоняется Бэтмен (Gothham by Gaslight), а во вселенной Marvel Джека, эмигрировавшего в США, оживляет демон, чтобы тот приносил ему в жертву людей.

Не отстают от комиксов и сериалы. В «Вавилоне 5» (Эпизод 2:21) утверждается, что в конце 1888 года Джека похитили с Земли ворлонцы, чтобы сделать его своим Инквизитором по имени Себастьян. А в «Звездном пути» (эпизод 2:14 «Волк в овчарне») рассказывается, что за преступления Потрошителя на Земле, равно как и за серию убийств женщин на других планетах, ответственна электромагнитная сущность Редьяк (Redjac, «Красный Джек») - инопланетный «призрак», питавшийся человеческим страхом. Интересно, что сюжет этого эпизода писал вышеупомянутый Роберт Блох.

***

Потрошитель не был первым в мире серийным убийцей. Но он стал первым маньяком, действовавшим в мегаполисе в то самое время, когда службы правопорядка перестали ходить по ночным улицам с колотушками и объявлять время, а начали действительно ловить преступников.

Кроме того, Потрошитель стал «детищем» средств массовой информации. В конце 19 века Британия переживала газетный бум. Печатные издания превратились в мощную социально-политическую силу, а журналисты, охочие до сенсаций, устроили из преступлений Потрошителя настоящее реалити-шоу. Каждое убийство, каждая ошибка полиции тщательно отслеживались и доносились до общественности.

Именно журналисты сделали из рядового в общем-то маньяка мировую «суперзвезду».

Рабочие районы викторианского Лондона были не самыми жизнерадостными местами на свете: там царили нищета, антисанитария, грязь и разврат. Именно в такой атмосфере разворачивалась одна из самых зловещих легенд Великобритании - история Джека-потрошителя. Портал «ЗаграNица» собрал для вас интересные факты и теории о серийном маньяке: от Льюиса Кэрролла до русского фельдшера

Лондон конца XIX века стал свидетелем множества трагедий, как вымышленных, так и настоящих. Однако изощренная фантазия Оскара Уайльда и Артура Конан Дойла блекнет на фоне того кровавого ужаса, который пережила столица Британии в 1888 году.

Однозначного ответа, кто же на самом деле повинен в жестоких убийствах в Уайтчепеле, нет до сих пор, хотя литература и кинематограф пестрят разными, порой весьма безумными, теориями. Давайте выяснять, кто такой Джек-потрошитель и почему его имя даже сегодня вызывает у многих британцев благоговейный ужас.


Фото: davidhiggerson.wordpress.com

Немного истории

В 1888 году бедные районы Лондона напоминали пороховую бочку: засилье иммигрантов, повальное пьянство, нищета, безработица, проституция и постоянные вспышки вирусных болезней. Недовольство обитателей этих богом забытых кварталов становилось настолько явным, что жители богатых районов боялись здесь показываться. Отсутствие рабочих мест стало одной из причин огромного количества проституток на улицах города: за год полиция насчитала 62 борделя, и это только те, что удалось обнаружить.


Фото: shutterstock

Убийца из Уайтчепела

Конечно, такая обстановка не могла породить ничего, кроме жестокости и аморальности. Осенью 1888 года Лондон содрогнулся от невиданных доселе преступлений: серийный маньяк не просто убивал проституток, но делал это с особой изощренностью, удаляя у своих жертв внутренние органы. Знаменитое прозвище убийца получил благодаря одному из писем репортерам, в котором он якобы признается в содеянном и подписывается: «Джек-потрошитель». Впрочем, исследователи называют это послание подделкой, коих было немало в то время.

Разные версии приписывают Джеку-потрошителю от 5 до 15 жертв, однако большинство специалистов считает, что их было пятеро: все занимались проституцией, у всех было перерезано горло, у троих были извлечены внутренние органы. Сегодня их называют «пятью каноническими жертвами» Джека-потрошителя. Некоторые исследователи добавляют к этому списку шестую женщину, чье убийство, вероятнее всего, также дело рук маньяка.


Фото: thinkingsidewayspodcast.com
Фото: telegraph.co.uk

Убийца из Уайтчепела выбирал себе в жертвы девушек легкого поведения, очевидно считая, что тем самым помогает обществу избавиться от скверны и упадка нравов. Причиной смерти женщин было перерезанное горло, органы извлекались уже после убийства. Знание маньяком человеческой анатомии породило немало версий (так и не подтвержденных) о его принадлежности к медицине и, в частности, к хирургии. Многие же считают, что для этого вполне достаточно навыков мясника.

Письма из ада

Активность Джека-потрошителя пришлась на осень 1888 года. Помимо беспрецедентного зверства, преступник (или его подражатели) был склонен к публичности и очевидно искал признания своей деятельности. С момента начала расследования и полицейские, и журналисты были буквально завалены письмами с признаниями в содеянном. Конечно, большинство из них были розыгрышем или чьей-то больной фантазией, но было среди этой кипы и несколько посланий, написанных, вероятно, рукой убийцы.

Письмо «Дорогой начальник» известно тем, что дало маньяку его печально известное имя - Джек-потрошитель. Позднее полиция официально признала это послание мистификацией. Самое жуткое из писем носит название «Из ада». Помимо бравады и издевок, отправитель приложил к письму коробку, в которой находилась часть человеческой почки. Автор утверждал, что вторую половину он зажарил и съел.

Фото: whitechapeljack.com Фото: casebook.org

Версии и теории

Бессилие полиции, так и не сумевшей найти и наказать кровавого убийцу, стало почвой для массы разных исследований, теорий и домыслов. Есть даже рипперологи - именно так называют себя ученые (и не очень) мужи, по сей день пытающиеся выяснить настоящее имя убийцы из Уайтчепела.

1. Польский эмигрант

К примеру, в прошлом году были обнародованы результаты ДНК-экспертиз, которые проводил один из таких исследователей - Рассел Эдвардс. Если верить результатам, убийцей был польский эмигрант Аарон Косминский, переехавший в Британию в 1881 году и фигурировавший как подозреваемый по делу. На это указывает анализ шали, найденной возле одной из жертв и купленной бизнесменом Расселом Эдвардсом на аукционе. Образцы ДНК, найденные на шали, сравнили с генетическим материалом потомков Аарона, скончавшегося в психиатрической больнице. Впрочем, эти выводы вызывают скепсис у многих ученых, называющих исследование аматорским.


Фото: usvsth3m.com
Фото: bbc.com

2. Русский фельдшер

Еще одна теория предполагает наличие у преступника русских корней. Это некий фельдшер Острогов, прибывший в Лондон из Франции, где оставил после себя не лучшие воспоминания: он подозревался французскими властями в убийстве проститутки. Профессия Острогова идеально подходила под теорию о медицинском образовании убийцы. Однако предполагаемый преступник успешно скрылся от британского правосудия в Петербурге, где также был осужден и отправлен в психиатрическую лечебницу.


Фото: shutterstock

Вне всякого сомнения, самой забавной теорией считается версия о том, что Джек-потрошитель - это известный писатель Льюис Кэрролл. В 1996 году исследователь Ричард Уоллис опубликовал целую книгу на этот счет. Автор утверждает, что в произведениях Кэрролла он обнаружил анаграммы, подтверждающие преступную деятельность писателя. Мол, если взять несколько предложений из книг Кэрролла и поменять буквы местами, получается рассказ о злодеяниях убийцы из Уайтчепела. Справедливости ради следует отметить, что у Кэрролла действительно была неоднозначная репутация, но в зверские убийства, совершенные автором «Алисы в стране чудес», слабо верится.


Фото: telegraph.co.uk
Фото: history.com

Бренд Джека-потрошителя

Мрачные и кровавые легенды всегда привлекали внимание людей, а если есть спрос, то будет и предложение. Об убийце из Уайтчепела написано множество книг и песен, сняты десятки фильмов, есть даже несколько компьютерных игр. А вот Майкл Дибдин, писатель, эксплуатирующий образ Шерлока Холмса, издал детектив о том, что знаменитый сыщик вывел Джека-потрошителя на чистую воду: им оказался профессор Мориарти.


Фото: standard.co.uk

В Лондоне также проводятся ежедневные туры по местам, где зверствовал маньяк. За двухчасовую прогулку придется выложить 10 фунтов. А недавно в столице открылся музей Джека-потрошителя, вызвавший волну протестов среди активисток феминистического движения.

Среди членов своей семьи Джон был известен под прозвищем «дядя Джек» и он был хирургом королевы Виктории в те дни, когда происходили убийства в Лондоне.

Сразу же после череды убийств в Лондоне он сбежал в Уэльс и позже основал там Национальную библиотеку. Скальпель с 15-дюймовым лезвием был обнаружен в бывших покоях сэра Джона его давним потомком. Он считает, что помимо медицинских операций этот нож идеально подходил для всех тех убийств, которые приписывают Джеку-Потрошителю.

В данный момент 49-летний Тони Уильямс, дальний потомок племянника Джона Уильямса, выпустил свою книгу, в которой описывает свою версию происшествий и указывает на нож сэра Уильямса как на главную улику в деле.

По словам Тони нож был найден в куче хлама, оставленного предком после его спешного бегства в Уэльс. Рядом с ножом были найдены и три лабораторных стекла с образцами мазков из матки.

Зачем ему, медику, было бросать здесь свои медицинские инструменты,- говорит Тони Уильямс,-я уверен, что он хотел замести следы и именно этим ножом были убиты те женщины.

Джон Уильямс был высококлассным хирургом, в основном специализирующемся на абортах. В те дни, когда в Лондоне убивали проституток, у него тоже были операции. По словам патологоанатома Томаса Бонда, во всех пяти случаях убийств использовался один и тот же острейший медицинский инструмент. По описаниям он очень похож на инструмент хирурга и тому ножу, который был найден среди вещей сэра Джона Уильямса.

Родился Джон Уильямс в ноябре 1840 года. Затем выучился и стал высококлассным врачом и хирургом, которому доверяли делать операции самой королеве Виктории. В 1894 году за свою работу он получил от королевы титул баронета. В 1888 году, когда маньяком Джеком-Потрошителем были совершены зверские убийства пятерых женщин (по некоторым данным жертв было куда больше, но вина Потрошителя в них не доказана) у Уильямса была практика в клинике на Харли - стрит, что совсем недалеко от района Потрошителя.

Жертвами маньяка с августа по ноябрь 1888 года стали проститутки Мэри Энн Николс, Энни Чепмен, Элизабет Страйт, Кэтрин Эддоус и Мэри Джейн Келли. Вскрывать брюшную полость Джек Потрошитель начинал уже после жертвы. У трех женщин он извлёк органы и унёс их с собой, у Энни Чэпмен - матку с частью влагалища и мочевого пузыря, у Кейт Эддоус была извлечена левая почка и матка, а у Мэри Келли - вырезано сердце.

Какой же мог быть мотив у Джона Уильямса убивать проституток? По словам Тони, Джон был очень озабочен тем, что его жена Мэри Хьюз не могла забеременеть. И в тоже время Джон делал множество абортов бедным женщинам и проституткам. Он мог мстить им за свое горе.

Я думаю, он не отдавал себе отчета в том, что совершает. Вроде как Джекил и Хайд в нем уживались два разных человека. Он разрабатывал лекарство от бесплодия для своей жены, но едва сдерживая свое отчаяние мог и убивать.

В пользу версии Тони говорит еще и то, что Джона Уильямса видели рядом с одной из жертв, сразу перед тем, как нашли ее мертвой. Некий Джордж Хатчинсон рассказал полиции, видел проститутку Мэри Келли с человеком, по описанию соответствующему внешности Джона Уильямса и в такой же одежде, которую обычно носил Джон. Темном пальто с красным шарфом. Данные по одежде были получены через описание коллеги Уильямса хирурга Герберта Спенсера, который в одном из своих писем описал, что Уильямс имел привычку носить красный шелковый шарф вместе с темным пальто.

Более того, за три года до убийства Мэри Энн Николс, 1885 году Джон Уильямс делал ей аборт в своей клинике. Эти данные были найдены Тони Уильямсом при изучении рабочего медицинского дневника сэра Джона. Тони также указывает, что многие страницы этого дневника за 1888 год пропали, были вырваны с корнем.

По словам Тони, вкупе с найденным ножом существуют веские доказательства того, что сэр Джон Уильямс и правда был тем самым маньяком Потрошителем. Дело раскрыто.

Джек Потрошитель — фото робот, сделанный в наше время по психологическому портрету

Джек Потрошитель возможно неверно описан в википедии. Люди писали о маньяке, не видя перед собой акты допросов всех участников тех событий. Мы же покажем все так, как это происходило.

В 1888 году лондонский район Ист-Энд стал свидетелем серии жестоких убийств проституток, приписываемых маньяку по прозвищу Джек Потрошитель. До наших дней эти преступления остались нераскрытыми. Был ли Джек-Потрошитель маньяком-хирургом? Или приверженцем ритуальных убийств? А может быть, душевнобольным членом королевской семьи?..

В конце XIX века Британская империя переживала времена наивысшего расцвета. Владения ее были разбросаны по всему земному шару, их населяли люди различных рас и вероисповеданий. Но в центре этой огромной империи было место, куда, как писали журналисты, никогда не заглядывало солнце. Лондонский Ист-Энд был позором Британии и всего цивилизованного мира. Люди жили здесь в нищете и убожестве. Детская смертность в этом районе британской столицы вдвое превышала средний уровень по стране.

Проституция и беспробудное пьянство, сексуальное растление малолетних, убийства и мошенничество стали привычными чертами здешнего образа жизни. Все это оказалось хорошо унавоженной питательной средой для убийцы, чья черная слава достигла наших дней. Улицы и закоулки Ист-Энда стали ареной его кровавых деяний.

Преступления Джека-Потрошителя несравнимы, конечно, с теми массовыми ужасами, которые преподнес человечеству двадцатый век. Он убил, правда, с изуверской жестокостью, лишь пять женщин. Но в данном случае вопрос заключается в том, кем был преступник. Существуют серьезные подозрения, что Джек-Потрошитель был представителем высших слоев британского общества. Именно эти подозрения возбудили к «Чудовищу Ист-Энда» такой огромный общественный интерес.

Первая жертва Джека Потрошителя

Хотя Джек-Потрошитель и остался в истории преступности как отвратительный убийца, его мрачная власть над Ист-Эндом была кратковременной. Первый удар он нанес 31 августа 1888 года. В тот день была жестоко убита Мэри-Энн Николс, проститутка, промышлявшая в районе Уайтчепела. Ее труп обнаружили в лабиринте темных улочек. Сорокадвухлетняя «Красотка Полли» была известна как запойная пьяница и завсегдатай всех местных забегаловок. С большой долей вероятности полиция предположила такой сценарий преступления. «Красотка Полли» обратилась к высокому прохожему с обычным в таких случаях вопросом: «Ищете развлечений, мистер?» Скорее всего, она запросила за свои услуги четыре пенса. Этой ничтожной суммы хватало на то, чтобы заплатить за место в ночлежке и получить несколько глотков дешевого джина.

Как только мужчина увлек ее в темное место, судьба проститутки была решена. К ее горлу протянулась рука, а через пару секунд оно было разрезано от уха до уха. «Такое мог сделать только ненормальный! — воскликнул полицейский врач. — Я никогда еще не встречал ничего подобного. Зарезать ее таким образом мог лишь человек, хорошо знающий, как управляться с ножом». Поскольку убийства в нищем и опасном районе Ист-Энда были явлением обычным, полиция не придала этому случаю особого значения. Но только на одну неделю. 8 сентября «Смуглянка Энни» Чапмен, сорокасемилетняя проститутка, тяжело больная туберкулезом, была найдена зарезанной неподалеку от рынка Спайтелфиод.

И хотя не было никаких признаков изнасилования, характер убийства, как и в первом случае, указывал на то, что преступник резал и потрошил жертву под влиянием сильнейшего сексуального возбуждения. Кроме того, расчленение тела «Смуглянки Энни» (все ее внутренности лежали рядом с трупом) говорило о знании убийцей анатомии или хирургии. Так что это был явно не обычный уголовник.

Жертвы Джека Потрошителя

Второе убийство имело неожиданное продолжение. 28 сентября в агентство новостей на Флит-стрит пришло издевательское письмо. В нем говорилось: «Со всех сторон до меня доходят слухи, что полиция меня поймала. А они до сих пор даже не вычислили меня. Я охочусь на женщин определенного типа и не перестану их резать до тех пор, пока меня не повяжут. Последнее дело было великолепной работой. Леди не успела даже вскрикнуть. Я люблю такую работу и готов ее повторить. Скоро вы вновь узнаете обо мне по забавной проделке. Закончив последнее дело, я прихватил с собой чернила в бутылочке из-под имбирного лимонада, чтобы написать письмо, но они вскоре загустели как клей, и я не смог ими воспользоваться. Вот я и решил, что взамен подойдут красные чернила. Ха! Ха! В следующий раз я отрежу уши и отошлю их в полицию, просто так, ради шутки».

Письмо было подписано: «Джек-Потрошитель». К следующему письму, отправленному в комиссию по охране порядка в Уайтчепеле, была приложена половина почки. Отправитель утверждал, что почка вырезана у убитой им жертвы и что вторую ее половину он съел. Конечно, следователи не были уверены, что второе письмо прислал тот же человек, который отправил первое. Но уже было известно, что Джек-Потрошитель вырезает у своих жертв некоторые органы. Умело перерезав им горло, он расчленяет тела, режет лица, вскрывает брюшную полость, удаляет внутренности. Что-то он оставляет рядом с трупом, что-то забирает с собой.

Третьей жертвой Джека-Потрошителя стала Элизабет Страйд, из-за своего роста прозванная «Длинной Лиз». 30 сентября старьевщик, проходя со своей тележкой на Бернер-стрит в Уайтчепеле, заметил подозрительный узел и сообщил о нем в полицию. Так было найдено тело сорокачетырехлетней Лиз. Как и в предыдущих случаях, горло жертвы было располосовано. Убийца при этом находился за ее спиной. Но никаких увечий или следов сексуального бесчинства на теле не было. Полицейские решили, что преступник устыдился своих мерзких деяний. Однако в тот же день они обнаружили жертву номер четыре.

Убийства Джека Потрошителя

Кэтрин Эдоус, которой было за сорок, нашли расчлененной, лицо ее оказалось изрезанным, извлеченные внутренности лежали на правом плече, оба уха исчезли. К тому времени Лондон уже был охвачен волной страха. Многие женщины стали носить с собой ножи и свистки для вызова полиции. Газета «Иллюстрейтед Лондон ньюс» шутливо предлагала знатным леди обзавестись пистолетами с рукоятками, украшенными жемчугом, на случай, если Потрошителю захочется расширить социальную сферу убийств.

Один из магазинов начал рекламировать даже стальные корсеты. А в самом Уайтчепеле женщины-полицейские стали одеваться и гримироваться под проституток в расчете на то, что преступник клюнет на приманку и попадется. Доходило до фарса. Так, к переодетому полицейскому подошел журналист, наряженный как женщина легкого поведения, и спросил: «Вы один из нас?» Тот ответил: «Вот уж нет!» — и арестовал шустрого репортера.

Убийство Иддоуэс встревожило полицию до крайности. Ее тело было изувечено гораздо сильнее, чем в предыдущих случаях. Кровавая дорожка шла от трупа к клочкам изодранного фартука, валявшегося у входа. А рядом с дверью на стене мелом было написано: «Евреи — не те люди, которых можно обвинять ни за что». Сэр Чарльз Уоррен, глава полиции, лично стер надпись и тем самым, возможно, уничтожил очень важную улику. Но он опасался, что при тогдашнем наплыве в Ист-Энд евреев из Восточной Европы эта надпись могла вызвать волну неприязни к ним.

Джек-потрошитель кто им был?

Слухи о том, кем мог быть убийца, распространялись со скоростью лесного пожара. Некоторые напуганные жители района поговаривали даже, что этим занимается какой-то полицейский во время патрулирования улиц. Среди подозреваемых оказался и некий русский врач по имени Михаил Острог. Откуда-то родилась версия о том, что он якобы был послан царской тайной полицией, чтобы возбуждать ненависть к евреям-эмигрантам. Были и такие, что утверждали, будто преступник — какой-то свихнувшийся хирург. Подозрение коснулось даже самого сэра Чарльза Уоррена — известного франкмасона. Выдвигалось предположение, что он стер надпись на стене, чтобы спасти от возмездия убийцу-масона.

Последнее убийство произошло 9 ноября. Единственным отличием оказался тот факт, что жертва относилась к более высокому разряду проституток — у нее была собственная комната. Мэри Келли, двадцати пяти лет от роду, была убита и жестоко изувечена в комнате, которую она снимала.

На этот раз у Джека-Потрошителья было достаточно времени, чтобы вволю натешиться своей гнусной работой. Утром 10 ноября владелец дома Генри Боуэрс, обходя жильцов и собирая квартирную плату, постучал в дверь Мэри. Весь предыдущий вечер привлекательная блондинка провела за своим обычным занятием — приставала к прохожим, выпрашивая деньги. Последний мужчина, с которым ее видели, — высокий, темноволосый, с усами и в войлочной охотничьей шляпе, вероятно, и был ее убийцей.

При вскрытии, кстати, выяснилось, что женщина была на третьем месяце беременности. На этом цепочка жестоких убийств оборвалась. Однако и сейчас, более чем через столетие, загадка короткого, но кровавого разгула Джека-Потрошителья остается неразгаданной. В 1959 году, через семьдесят один год после серии убийств, один старик вспоминал, как в детстве однажды катил тележку вниз по Ханбури-стрит и услышал крики: «Убийство!»

Старик рассказывал: «Я был мальчишкой, поэтому, не раздумывая, подбежал и протиснулся сквозь толпу… И там она лежала, а от ее внутренностей еще шел пар. На ней были бело-красные чулки». Тогдашний мальчик видел вторую жертву Джека-Потрошителья — Энни Чапмен. Один из подозреваемых вызвал особое волнение в обществе, поскольку это был внук королевы Виктории принц Альберт Виктор, герцог Кларенский.

Подозрение пало на него лишь потому, что было много разговоров о его сумасшествии. Сразу же после серии убийств принца, по слухам, отправили в психиатрическую лечебницу, чтобы избежать скандала. Герцог был старшим сыном будущего короля Эдуарда VII. Говорили, что он был бисексуалом и повредился умом после того, как заразился сифилисом. Но первое место в ряду подозреваемых, скорее всего, занимал Монтегю Джон Друитт, чье тело было найдено в Темзе через несколько недель после убийства Мэри Келли.

Джилл-потрошительница?

Другой автор, Уильям Стюарт, выдвинул предположение, что Джека-Потрошителя не существовало, а на самом деле была Джилл-Потрошительница — акушерка, промышлявшая подпольными абортами. В свое время она побывала в тюрьме за проституцию. Выйдя на свободу, Джилл якобы начала жестоко мстить обществу.

Высокопоставленный полицейский чин Джон Сталкер, вышедший в отставку с поста заместителя главного констебля Большого Манчестера, изучив дело Потрошителя, заявил: «До сих пор нет ни малейшего реального доказательства против кого-либо, которое можно было бы представить в суде. Правда заключается в том, что Джек Потрошитель никогда не опасался быть пойманным. Уверен, что полиция не раз оказывалась рядом с ним, но…

Полиция в 1888 году столкнулась с довольно новым для нее явлением — серией убийств на сексуальной почве, совершенных человеком, который был незнаком со своими жертвами. Даже сейчас, через сто лет, раскрывать такие преступления очень трудно». И тем не менее есть человек, детально знакомый с делом Потрошителя, который убежден, что виновник тех ужасных убийств может быть назван. Джон Росс, бывший полицейский, ныне заведует так называемым «черным музеем» полиции. Вовсе не склонный к поспешным выводам, он рассказывает посетителям своей необычной экспозиции, что Джек-Потрошитель — на самом деле эмигрант по фамилии Косминский.

Между прочим, об этом человеке не известно почти ничего, кроме фамилии. И тем не менее мистер Росс утверждает, что данные, полученные полицией в свое время при осмотре мест происшествия, указывают именно на Косминского. Кстати, так считает не только Росс. В феврале 1894 года предшественник мистера Росса, такой же заядлый аналитик сэр Мелви Д. Маккнотон, написал семистраничную справку и подколол ее к документам по делу Джека-Потрошителя.

В этой справке он попытался опровергнуть некоторые наиболее распространенные версии того времени. В справке говорится: «Косминский — польский еврей. Этот человек сошел с ума в результате долгих лет жизни в одиночестве и пороке. Он ненавидел женщин, особенно проституток, и был склонен к убийствам… Он связан со многими преступлениями, что позволяет подозревать его».

Известный художник?

Совсем недавно американская писательница, автор детективных бестселлеров Патриция Корнуэлл объявила на весь свет, что ей, наконец, удалось сорвать маску, за которой скрывался психопат-убийца: Джеком-потрошителем, утверждает писательница, был никто иной как Уолтер Сиккерт, знаменитый английский художник, основатель английского импрессионизма. «Я буквально поставила на кон свою репутацию, потому что если кто-нибудь сумеет опровергнуть мои доказательства, я буду и чувствовать себя идиоткой, и выглядеть абсолютным профаном», — говорит именитая писательница.

На разгадку старой тайны Корнуэлл поставила не только репутацию, но и значительную часть своего (надо отметить, немалого) состояния. Тайна Джека-потрошителя не давала ей покоя уже несколько лет, став «идеей­фикс». В поисках улик она купила более 30 полотен Уолтера Сиккерта, несколько писем и даже его письменный стол. Но и на этом королева американского детектива не остановилась: в надежде найти следы ДНК убийцы она распотрошила одну из картин художника, что вызвало гнев по обе стороны океана.

Корнуэлл далеко не первой связывает имя Уолтера Сиккерта с Джеком-потрошителем. Художник был известен своим декадентским образом жизни, мрачными сюжетами и активным интересом к убийствам, совершенным загадочным маньяком.

Этой теме посвящено немало исследований, но все они опровергают возможную связь между великим художником и нашумевшим делом Джека-потрошителя.

«Насколько я могу судить, ее аргументы весьма и весьма слабы и основаны не на конкретных фактах и доказательствах, а на фанатической убежденности Патриции Корнуэлл, что ходившие в те времена слухи имеют под собой почву, — говорит британский искусствовед и специалист по Сиккерту Ричард Шоун. — Мне кажется, это стало у нее навязчивой идеей, и она подобна бульдогу, который не может расцепить свои челюсти. Но даже если бы у нее были неопровержимые доказательства, подтверждающие эту гипотезу, все равно то, что она сделала с полотном великого мастера, — это уголовное преступление. При этом Патриция Корнуэлл еще призывает нас перестать восхищаться искусством Сиккерта! Это уже сущий бред. Да, окажись он убийцей, мы, конечно, по-другому увидели бы какие-то его работы, стали бы иначе их толковать, но перечеркивать все его творчество может только человек, полностью лишенный способности воспринимать искусство».