«Это правдиво, как вымысел, и невероятно, как сама жизнь»

(гасконская поговорка)

Д’Артаньян в книгах, фильмах и памятниках

С лёгкого пера классика французской литературы Александра Дюма Д’Артаньян на протяжении трёх веков остаётся одним из самых известных героев книг и фильмов (всего их снято в разных странах не менее 35), любимым персонажем и образцом для подражания для сотен миллионов людей во всем мире, прежде всего, конечно же, школьников. Но на самом деле и Дюма не был первым его литературным «отцом».

Самые первые трёхтомные «Мемуары г-на д’Артаньяна» были изданы ещё в 1700 году и в них, конечно же, правда тоже причудливо переплеталась с откровенной фантастикой. Несмотря на название - «мемуары» - сам мушкетёр написать их не мог по причине малограмотности, сочинителем был французский писатель Гасьен де Куртиль де Сандра. Именно эта книга и попала в руки Дюма, который ещё более «усовершенствовал» историю д’Артаньяна уже в своём цикле книг о мушкетёрах XVII столетия.

Чтобы сделать свои книги более яркими, Дюма включил в героизированные биографии д’Артаньяна и его друзей ряд уже существовавших полулегендарных сюжетов XVII века, в реальности с ним не связанных (эпизод с подвесками Анны Австрийской, попытка спасти Карла I, легенда о Железной Маске - якобы брате Людовика XIV и т.д.). У Дюма д’Артаньян перед смертью получает жезл маршала Франции, но в действительности он дослужился только до «полевого маршала» (аналог генерал-майора). Маршалом же был с 1709 года другой д’Артаньян, двоюродный брат прототипа нашего любимого героя по матери.

Помимо Дюма свои произведения о д’Артаньяне писали французский поэт Эдмон Ростан, современный русский писатель Александр Бушков и другие авторы. Мушкетёр, в реальности погибший на полях сражений в 1673 году продолжает жить «виртуальной» жизнью. Всем бы такую славу!

Portrait of a Man BOURDON, Sйbastien

В 2004 г. строителями, ремонтировавшие дом в голландском городе Маастрихт была сделана сенсационная находка. В саду около стены здания они обнаружили останки семерых человек. Полиция вначале полагала, что захоронение было сделано недавно, но эксперты говорят, что эти люди жили примерно в XVII веке. Это подтверждается несколькими монетами той эпохи, найденными поблизости.
Историки напомнили, что 25 июня 1673 в этих краях происходили сражения - французский король Людовик XIV послал гвардию мушкетеров для захвата Маастрихта. Ее предводителем был не кто иной, как капитан-лейтенант Шарль де Бац де Кастельмор, граф Д"Артаньян. Во время одного из многочисленных штурмов Маастрихта Д"Артаньян был убит - пуля из мушкета попала ему в голову, его тело удалось вынести из-под огня противника только с пятого раза, причем четверо смельчаков, пытавшихся это сделать, погибли. Из мемуаров того времени известно,что в присутствии двух кузенов погибшего, Пьера и Жозефа де Монтескью д"Артаньян, тело капитана мушкетеров было погребено у подножия стен Маастрихта. Так что, возможно, в братской могиле среди других французских солдат покоился реальный, а не выдуманный Александром Дюма исторический персонаж.

Портрет д’Артаньяна с фронтисписа «Мемуаров...» Куртиля
Все исследователи творчества Дюма сходятся в том, что из более чем десятка лиц, носивших фамилию Д"Артаньян, прототипом знаменитого персонажа является именно де Кастельмор. Именно ему, отчаянному храбрецу, Король Франции давал "особые"поручения.
Около 1640 г. (а не в конце 1620-х гг., как у Дюма) молодой человек записался на королевскую службу в гвардию под фамилией матери - де Монтескью. Тогда принято было иметь боевое прозвище, и он придумал себе псевдоним д’Артаньян (d’Artagnan) - по названию земель, принадлежавших матери. Мушкетером же он стал лишь в 1644 г. Затем д’Артаньян попал в свиту кардинала Мазарини.
Самым известным его деянием является арест в 1664 г. суперинтенданта Николя Фуке, описанный в «Виконте де Бражелоне». После того как он так отличился в деле Фуке, д’Артаньян становится доверенным лицом короля. Людовик XIV был очень опечален гибелью такого слуги и сказал, что тот был «почти единственный человек, который сумел заставить людей любить себя, не делая для них ничего, что обязывало бы их к этому», а по свидетельству д’Алиньи, король написал королеве: «Мадам, я потерял д’Артаньяна, которому в высшей степени доверял и который годился для любой службы». Маршал д’Эстрад, который много лет служил под командованием Д’Артаньяна, позже сказал: «Лучших французов трудно найти». Это можно и сказать и про литературного героя Дюма. Впрочем, романист во многом отступил от исторической правды. Он перенес Д"Артаньяна на несколько десятков лет назад, во времена правления Людовика XIII.
А родился наш герой в 1611 г. в Замок Кастельмор(Castelmore) в провинции Нижние Пиренеи на юге Франции. Бертран де Бац - отец будущего мушкетера, хотя и был дворянином, но богатством, на самом деле, никогда не отличался. Дом его никогда не был обителью роскоши и мало похож на те грандиозные замки долины Луары.

Поместье «Chateau d"Arricau-Bordes», ничем ни примечательное - ни в плане размеров, ни по комфортабельности, оценено риелторами в 5,3 миллиона долларов.
Столь высокая для нынешней экономической ситуации цена обуславливается тем, что поместье принадлежало семье Шарля де Баца, носившего по материнской линии фамилию д"Артаньян.
В настоящее время поместье принадлежит британскому финансисту Роберту Шетлер-Джонсу. Земельный участок имеет площадь в 14 га, на котором расположены лесные массивы, виноградные плантации и степные пейзажи. Также на территории «Chateau d"Arricau-Bordes» имеется собственное винное производство, которое поставляет к столу владельцев поместья до 4,5 тысяч бутылок вина в год.

Картина Альфреда ФридландераКоролевские мушкетеры при Людовике XIII
Надо сказать, что поначалу мушкетеры вовсе не были элитой. Рота при своем формировании насчитывала 100 рядовых мушкетеров, 1 капитана, 2 лейтенантов и 4 корнетов. До 1629 г. рота подчинялась капитан-лейтенанту легкой кавалерии, затем обрела самостоятельность. Первым ее командиром был капитан де Монтале. С 3 октября 1634 г. капитаном роты считался сам король, а ее фактический командир носил звание капитан-лейтенанта; эту должность занял г-н де Тревиль (Жан-Арман де Пейре, сеньор, с 1643 г. граф де Труавиль, иначе де Тревиль).

Жан-Арман дю Пейре, граф де Тревиль

Де Тревиль был гасконцем, в результате чего значительная часть роты вскоре состояла из земляков командира. Отличительным знаком мушкетёров был короткий лазоревый плащ «а-ля казак» с серебряными галунами и нашитыми на него спереди, сзади и на боковых лопастях белыми крестами; крест, изготовлявшийся из бархата, имел золотые королевские лилии на концах и алые трилистники на перекрестьях. Мушкетерам полагался конь серой масти (точнее, белый либо серый в яблоках), отчего они и получили прозвание «серых мушкетёров». Снаряжение мушкетёра, кроме коня и мушкета с сошкой, составляли шпага, палаш (для конного боя), пара пистолетов, дага (кинжал для левой руки) и перевязь буйволовой кожи с крепившимися к ней патронами (натрусками), пороховницей, мешочком для пуль и фитилями; «Мушкетёры военного дома короля» причислялись к «гвардии вне Лувра», то есть к внешней охране короля; они должны были сопровождать короля в его выходах и прогулках, передвигаясь верхом по двое впереди прочей охраны; также они сопровождали короля в кампаниях, в которых он принимал участие.

Ernest Meissonier. A Game of Piquet. 1845
"Настоящему" Атосу в 1628 году (время действия "Трех мушкетеров") не исполнилось и тринадцати лет; Портосу было 11 лет, а Арамису - меньше десяти. Но Дюма захотелось столкнуть своих героев с Бэкингемом, и он поменял течение времени.

Атос

Его настоящее имя Арман де Силлег д’Атос д‘Отевиль. (1615-1643). Арман де Силлег тоже служил в мушкетерской роте. Это был бедный гасконский дворянин, который приходился троюродным племянником Арману-Жану де Тревилю. В Париж молодой Силлег прибыл, примерно в 1638 году. В мушкетерскую роту, однако, он вступил далеко не сразу, приблизительно через три года, в 1641. Знаменитый плащ он носил недолго. В 1643 Атос был убит на дуэли вблизи рынка Прэ-о-Клер.
Поместье с замком де Ла Фер принадлежало королеве Анне Австрийской и играло довольно важную стратегическую роль во Франции времен Религиозных войн. Эту крепость войска Генриха III несколько раз отбивали у протестантов. Впрочем, сам род де Ла Фер прекратил свое существование уже к началу XVII века. Среди кавалеров Ордена Святого Духа, учрежденного в 1580 году, можно встретить фамилию де Ла Фер, но этот достойный дворянин умер почти за тридцать лет до рождения Атоса.

Портос

Исаак де Порто (Isaac de Portau) родился в 1617 г. в семье богатого землевладельца. Дед Портоса, завзятый гугенот, был поваром при дворе Генриха Наваррского в пору его пребывания в Беарне, по другим данным о нем, дедушка-Портос был обычным аркебузером, А вот батюшка мушкетера был нотариусом и преуспевающим землевладельцем. Портос - один из немногих мушкетеров, который был выходцем не из Гаскони, а из расположенного поблизости от нее Беарна. В мушкетерскую роту Исаак поступил примерно в одно время с Арманом де Саллегом. Кто знает, возможно, Атос и Портос в самом деле были близким друзьями. Впрочем, под началом Тревиля Исаак также служил недолго. Саму роту расформировали в 1646. Тем не менее, Портос еще какое-то время оставался в Париже. Он вышел в отставку в 1650, и уехал обратно в Беарн. Там он получил должность начальника арсенала крепости Наварран.
Исаак де Порто прожил в родном Беарне долгую и, судя по всему, счастливую жизнь. Умер он в 1712 году в возрасте 95 лет. Сохранились сведения о том, что прототип Портоса оставил после себя семерых детей. По другим сведениям, женат он не был и умер в одиночестве.

Арамис

Арамис, точнее Анри д’Арамиц (Henri d"Aramitz), родился в 1620 г. Он принадлежал к старинному беарнскому роду, прославившемуся во время религиозных войн XVI в. Арамис тоже, как и Атос был родственником де Тревиля (его кузеном)! В 1641 г. он вступил в мушкетерскую роту, но через десять лет уже проживал в родных краях вместе с женой, бывшей мадемуазель де Беарн-Бонасс, от которой имел трех сыновей. Умер в 1672 г, по другим данным в 1674г. По неподтвержденным данным, некоторое время был светским аббатом.

У Гасьена де Сандра де Куртиль, автора «Мемуаров господина д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров» это были не три друга, а три брата, которых д"Артаньян встречает в доме у г-на де Тревиля. "Признаемся, чуждые нашему слуху имена поразили нас, и нам сразу пришло на ум, что это всего лишь псевдонимы, под которыми д"Артаньян скрыл имена, быть может, знаменитые, если только носители этих прозвищ не выбрали их сами в тот день, когда из прихоти, с досады или же по бедности они надели простой мушкетерский плащ", - пишет Дюма в авторском предисловии к "Трем мушкетерам"

Смотр черных мушкетеров в Саблонской долине. Картина Робера Поля Понсе Антуана, 1729

Что досталось от них героям Дюма? Только имена. Но пришёл Дюма, подобрал на улице имена - и создал из ничего мифологию. Предвосхитив, заметим, не только и не столько приключенческую литературу, сколько комиксы (и в особенности японские "манга"), в которых свойства героев приобретают черты современного мифа. В героев Дюма играть хочется, несмотря на жестокость Атоса, наивность Портоса и хитрость Арамиса. Им можно, ведь они - боги, а не люди.

И вот что ещё интересно: в результате этой выдумки, этой псевдоисторической манипуляции, перед нами оживает вполне реальная историческая Франция начала XVII столетия с её событиями, людьми, нравами, колоритом, даже кухней: Франция, которую бы мы никогда не узнали и не полюбили настолько, будучи вынуждены читать одни архивные документы да «Мемуары мессира д’Артаньяна» Куртиля.

Памятник д"Артаньяну в Париже

В гости к сказке

Оживает в памяти любимая книжка детства и даже слышно как звенят шпоры Д"Артаньян на мостовой
"…Итак, д"Артаньян вступил в Париж пешком, неся под мышкой свой узелок, и бродил по улицам до тех пор, пока ему не удалось снять комнату, соответствующую его скудным средствам. Эта комната представляла собой подобие мансарды и находилась на улице Могильщиков, вблизи Люксембурга."


Улица Могильшиков (ныне улица Сервандони)

Мемориальная доска на угловом доме улицы Бак и набережной
«На этом месте стоял дом, в котором жил капитан королевских
мушкетеров г-н д" Артаньян»

Улица Бак, д.1. Здесь когда-то жил капитан-лейтенант д"Артаньян
На этой фотографии мемориальная доска видна в правом нижнем углу. А еще правее, в нескольких шагах от жилища д"Артаньяна, в домах 13-17 по улице Бак располагались казармы мушкетеров, где большинство из них получили жилье за счет казны. Кстати, именно в бытность д"Артаньяна капитаном мушкетеров это и произошло (1670г.). Увы, до наших дней казармы не сохранились и нынешние дома №№13, 15 и 17 ничем особенным кроме своего исторического месторасположения не отличаются.
"…Внеся задаток, д"Артаньян сразу же перебрался в свою комнату и весь остаток дня занимался работой: обшивал свой камзол и штаны галуном, который мать спорола с почти совершенно нового камзола г-на д"Артаньяна-отца и потихоньку отдала сыну. Затем он сходил на набережную Железного Лома и дал приделать новый клинок к своей шпаге."

Набережная Железного Лома (ныне Кожевенная)

"…После этого он дошел до Лувра и у первого встретившегося мушкетера справился, где находится дом г-на де Тревиля. Оказалось, что дом этот расположен на улице Старой Голубятни, то есть совсем близко от места, где поселился д"Артаньян, - обстоятельство, истолкованное им как предзнаменование успеха."

Улица Старой ГолубятниПриемная господина де Тревиля
"...Кроме утреннего приема у короля и у кардинала, в Париже происходило больше двухсот таких "утренних приемов", пользовавшихся особым вниманием. Среди них утренний прием у де Тревиля собирал наибольшее число посетителей. Двор его особняка, расположенного на улице Старой Голубятни, походил на лагерь уже с шести часов утра летом и с восьми часов зимой. Человек пятьдесят или шестьдесят мушкетеров, видимо, сменявшихся время от времени, с тем чтобы число их всегда оставалось внушительным, постоянно расхаживали по двору, вооруженные до зубов и готовые на все."

Де Тревиль вполне мог иметь подобный дом

Монастырь кармелиток Дешо

Внутренний двор монастыря Дешо, место несостоявшейся дуэли д"Артаньяна и Атоса
Название его происходит от слова «дешоссе» - разутый, поскольку монахини при входе снимали обувь. От «бесплодных пустырей» сохранился только монастырский двор, где собственно и должна была состояться дуэль, положившая начало дружбе четырех мушкетеров. Вполне возможно, что брусчатка во дворе и сейчас “та самая”, четырехвековой давности

"Молодая женщина и ее спутник заметили, что за ними следят, и ускорили шаг. Д"Артаньян почти бегом обогнал их и затем, повернув обратно, столкнулся с ними в тот миг, когда они проходили мимо изваяния Самаритянки, освещенного фонарем, который отбрасывал свет на всю эту часть моста."

Башня Самаритэн с Самаритянкой. Фрагмент картины из музея Карнавале

Новый мост и универмаг Самаритэн

“Атос жил на улице Феру, в двух шагах от Люксембурга. Он занимал две небольшие комнаты, опрятно убранные, которые ему сдавала хозяйка дома, еще не старая и еще очень красивая, напрасно обращавшая на него нежные взоры.

Улица Феру в сторону Сен-Сюльпис. В одном из здешних двориков жил Атос

Улица Феру, вид в сторону Люксембурга

"Портос занимал большую и на вид роскошную квартиру на улице Старой Голубятни. Каждый раз, проходя с кем-нибудь из приятелей мимо своих окон, у одного из которых всегда стоял Мушкетон в парадной ливрее, Портос поднимал голову и, указывая рукой вверх, говорил: "Вот моя обитель". Но застать его дома никогда не удавалось, никогда и никого он не приглашал подняться с ним наверх, и никто не мог составить себе представление, какие действительные богатства кроются за этой роскошной внешностью."

Дом для Портоса

Дойдя до конца переулка, Д"Артаньян свернул влево. Дом, где жил Арамис, был расположен между улицей Кассет и улицей Сервандони.

Вожирар, 25 - адрес Арамиса

недалеко от этого дома, у перекрестка улиц Вожирар и Ренн находится отель, носящий имя Арамиса

Лувр в наши дни

Макет Бастилии в музее Карнавале
Бастилия… Вот он, страх современников, который революция 1789 года превратила в груду камней. Ими потом вымостили площадь Согласия: топтать, топтать ненавистные останки..

На месте где стояла Бастилия

«Красный герцог»
Статуя Ришелье занимает почетное место среди 136 изваяний государственных деятелей Франции, украшающих Отель-де-Виль

Памятник Александру Дюма-отцу у метро Мальзерб
А. Моруа («Три Дюма») пишет про художника-графика, Гюстава Доре, автора памятника: «Гюстава Доре вдохновил сон Дюма-отца, когда-то рассказанный им сыну: "Мне приснилось, что я стою на вершине скалистой горы, и каждый ее камень напоминает какую-либо из моих книг". На вершине огромной гранитной глыбы - точно такой, какую он видел во сне, сидит, улыбаясь, бронзовый Дюма. У его ног расположилась группа: студент, рабочий, молодая девушка, навеки застывшие с книгами в руках».
Поставили памятник на площади Мальзерб, где находилась последняя квартира писателя, и теперь вы можете увидеть его прямо от выхода из одноименной станции метро (M° Malesherbes - название по-французски для тех, кто захочет найти станцию на плане Парижского метро).

Первую пролистывала вчера ещё.
Советую прочитать вторую статью. В ней, конечно, нет никаких точных данных, только предположения. Отрывок из нее:

Цитировать (выделенное)

3. «Как прикажете вас называть?»
На первый взгляд может показаться удивительным, что г-н Дюма, создав столь ярких героев, не позаботился открыть читателям их имена. Как четверо друзей могли в течение тридцати с лишним лет обходиться исключительно титулами, фамилиями и прозвищами в общении друг с другом? Признаться, ещё в пору далёкого детства автора этих строк чрезвычайно занимал этот вопрос, и в частности, почему даже Констанция, в последние минуты жизни, обращаясь к своему возлюбленному на «ты», называет его «д’Артаньян», то есть, вспоминает лишь его фамилию?
Однако остаётся лишь смириться с тем, что столь почитаемый нами г-н Дюма оставил этот пробел в биографии своих героев (всех, за исключением Арамиса, которому посчастливилось услышать своё имя – Рене – из нежных уст очаровательной герцогини де Лонгвиль в романе «Двадцать лет спустя»). Читателям остаётся лишь полагаться на собственное воображение и выдвигать различные версии, касательно того, как могли звать каждого из героев трилогии.
Излишне говорить, что в данном сочинении речь идет исключительно о литературном персонаже, вышедшем из-под острого и талантливого пера Александра Дюма-отца. Никакие другие лица, реальные или вымышленные, могущие претендовать на имя славного мушкетёра, не имеют никакого отношения к нашим наблюдениям, хотя, вполне возможно, и даже совершенно очевидно, что некоторым из них герой трилогии Дюма обязан своим появлением.
Тем не менее, если уж рассуждать о возможных вариантах имени доблестного гасконца, то в первую очередь на память приходит имя его реального прототипа, которого звали Шарль де Бац де Кастельмор д’Артаньян. Другой д’Артаньян, также послуживший прообразом героя Дюма, упоминается в предисловии к роману «Три мушкетёра», когда автор романа приводит название рукописи, которая частично легла в основу сюжета романа, – «Воспоминания г-на д’Артаньяна». Мемуары эти, как известно просвещённым читателям, являются апокрифическими, поскольку автором их был живший в конце XVII века Гасьен де Куртиль де Сандра, кстати, современник и, вероятно, знакомый реального д’Артаньяна, Шарля де Бац. В этих мемуарах мушкетёр называется Шарлем, иначе говоря, носит имя реального человека, с которого в основном и был списан г-ном Куртилем.
Что же, два источника дают одно имя. Примем его как возможный вариант, тем более что имя Шарль, или Карл, как его чаще передают в русском написании, пользовалось большой популярностью во Франции, и даже двенадцать королей этой страны не погнушались носить его.
Но не стоит забывать, что в те времена, когда жили мушкетёры Дюма, дворяне (а «д’Артаньян был дворянин») часто не ограничивались одним именем для своего ребёнка, желая обеспечить ему более надёжную защиту небесных покровителей. Тогда, быть может, г-н д’Артаньян-отец мог дать сыну как минимум двойное имя. Кого же выбрать в качестве второго защитника? Вспомним, что г-н д’Артаньян-отец был современником «славного короля» Генриха IV, к тому же участвовал вместе с ним и г-ном де Тревилем в войнах за веру, о чём мы узнаём из первой главы «Трёх мушкетёров», и, наконец, жил в Гаскони, где память короля особенно почиталась. Раз уж он дал своему единственному (о чём так же сказано в первой главе) сыну одно «королевское» имя – Шарль, почему бы ему было не дать сыну и второе, не менее звучное – Анри? Шарль-Анри д’Артаньян, чьи предки уже «пятьсот с лишним лет» служили королям Франции.
Кстати, следует заметить, что имя Шарль (Карл) имеет древнегерманское происхождение, и вовсе не является церковным. То же самое касается и имени Анри (Генрих). А если вспомнить, что на территории Гаскони и Беарна проживало в те далёкие времена большое число протестантов-гугенотов, то легко предположить, что и предки д’Артаньяна не были католиками. Во всяком случае, до того, как светлой памяти король Генрих Четвертый (сам, между прочим, перешедший в католичество протестант) занят французский престол. А протестанты, как известно, не признавали католических святых, и, вполне возможно, не придавали такого большого значения церковным именам, призванным обеспечить их детям покровительство святых, в честь которых их называли.
Замечу вскользь, что в процессе поисков кое-какой информации, касающейся личных качеств г-на д’Артаньяна-сына, о которых речь впереди, в главе «Король» романа «Виконт де Бражелон» я обнаружила нечто любопытное:
«Погоди, погоди, ты увидишь, на что способен человек, который певал гугенотские песни при кардинале, при настоящем кардинале!»
Да-да, это мысли самого д’Артаньяна, обращённые к Людовику Четырнадцатому! Таким образом, он сам признаётся в том, что имел какое-то представление о протестантской культуре, и мы можем предположить, что не слишком ошиблись, когда записали предков гасконца к протестантам-гугенотам.
По этим двум причинам Шарль-Анри кажется вполне подходящим именем для сына гасконского дворянина.
Впрочем, всё сказанное выше является лишь фантазией вашей покорной слуги, которой она сочла возможным поделиться с вами. (Замечу в скобках, что за поддержку этого варианта имени д’Артаньяна высказались ещё четыре-пять человек, среди которых и тот, кому это сочинение главным образом обязано своим появлением).

Юность
Д’Артаньян родился в замке Кастельмор возле Лупияка в Гаскони. Его отцом был сын мещанина, ставшего дворянином, Арно де Бац, который купил Кастельморский замок. Шарль де Бац переехал в Париж в 1630-х годах под фамилией своей матери из известной семьи, Франсуазы де Монтескью д’Артаньян. Он поступил в роту королевских мушкетёров в 1632 году, благодаря покровительству друга семьи, капитана-лейтенанта (фактического командира) роты господина де Тревиля (Жан-Арман дю Пейре, граф Труавиль). Будучи мушкетёром, д’Артаньян сумел снискать покровительство влиятельного кардинала Мазарини, главного министра Франции с 1643 года. В 1646 году, мушкетёрская рота была расформирована, но д’Артаньян продолжал служить своему покровителю Мазарини.


Памятник историческому д’Артаньяну в Оше, Франция

Военная карьера
Д’Артаньян сделал карьеру в качестве курьера кардинала Мазарини в годы после первой Фронды. Из-за преданной службы д’Артаньяна в этот период кардинал и Людовик XIV поручали ему много тайных и щекотливых дел, которые требовали полной свободы действий. Он следовал за Мазарини во время его изгнания в 1651 году в связи с враждебностью аристократии. В 1652 году д’Артаньян был повышен в чине до лейтенанта Французской гвардии, потом до капитана в 1655 году. В 1658 году он стал вторым лейтенантом (т.е. заместителем фактического командира) в воссозданной роте королевских мушкетёров.

Д’Артаньян был известен своей ролью в аресте Николя Фуке. Фуке был контролёром финансов Людовика XIV и стремился занять место Мазарини в качестве советника короля. Толчком к этому аресту стал грандиозный приём, устроенный Фуке в своем замке Во-ле-Виконт в связи с окончанием его постройки (1661). 4 сентября 1661 в Нанте король вызвал д"Артаньяна к себе и отдал ему приказ об аресте Фуке. Поражённый д"Артаньян потребовал письменного приказа, который и был ему вручен вместе с подробнейшей инструкцией. На следующий день д"Артаньян, отобрав 40 своих мушкетёров, попытался арестовать Фуке при выходе из королевского совета, но упустил его (Фуке затерялся в толпе просителей и успел сесть в карету). Кинувшись с мушкетёрами в погоню, он нагнал карету на городской площади и произвел арест. Под его личной охраной Фуке был доставлен в тюрьму в Анжере, оттуда в Венсеннский замок, а оттуда в 1663 г. - в Бастилию. Фуке охранялся мушкетерами под личным руководством д"Артаньяна на протяжении 5 лет - вплоть до окончания суда, приговорившего его к пожизненному заключению.

В 1667 году, д’Артаньян был повышен в чине до капитан-лейтенанта мушкетёров, фактически командира первой роты, поскольку номинальным капитаном был король. Под его руководством, рота стала образцовой воинской частью, в которой стремились приобрести военный опыт многие молодые дворяне не только Франции, но и из-за рубежа. Другое из назначений д’Артаньяна было должностью губернатора Лилля, который был выигран в сражении Францией в 1667 году. Д’Артаньян был непопулярным губернатором, и стремился вернуться в армию. Ему повезло, когда Людовик XIV воевал с Голландской республикой в Франко-голландской войне. Д’Артаньян был убит 25 июня 1673 года пулей в голову при осаде Маастрихта, в ходе ожесточённого боя за одно из укреплений.