Коллаж (фр. collage — «приклеивание») - особая техника изобразительного искусства, заключающаяся в выполнении графических либо живописных произведений путем накладывания на основу материалов разного цвета и фактуры. Подобный прием используется в основном для получения эффекта остроты и эмоциональной насыщенности. При выполнении коллажа может быть применено сразу несколько материалов. К примеру, тушь, пастель и акварель. Для акцентирования внимания зрителя часто используются такие элементы как пятно, линия и точка. Коллаж широко применяется не только в изобразительном искусстве, но и в кинематографе, скульптуре, поэзии и музыке. Не следует путать этот прием с аппликацией. По своей сути коллаж ближе не к ней, а к инкрустации.

История возникновения и развития коллажа

Первые упоминания о коллаже относятся ко II в. до н. э. Примерно в это же время в Китае была изобретена бумага. Однако вплоть до X века эта техника использовалась крайне редко. В десятом столетии японскими каллиграфами начали применяться обработанные специальным образом и склеенные между собой кусочки бумаги. В Европе коллаж как разновидность ДПИ был известен еще в XIII в. В XV – XVI столетиях в оформлении готических соборов часто использовались разнообразные элементы из позолоченных листов бумаги. Обрамления для икон зачастую выполнялись из благородных металлов и самоцветов. В качестве собственно художественной техники впервые коллаж был использован в XX веке. Его широкую популярность связывают с проникновением в искусство нового для того времени стиля модерн. Подобные произведения искусства создавали многие знаменитые художники, например, Пабло Пикассо и Жорж Брак.

Благодаря использованию листов бумаги подобные картины смотрятся объемно и необычно. Эти оригинальные композиции представляют собой нечто среднее между собственно произведением живописи и скульптурой. С течением времени коллаж перестают воспринимать как дополнительную технику, позволяющую создавать необычные картины, и выделяют в самостоятельный предмет искусства. В середине XX века эта разновидность ДПИ становится еще более популярной. Очень интересны, например, композиции Луизы Невельсон, выполнявшей коллажи из найденных обломков мебели, бочек, предметов интерьера, деревянных ящичков, панно и т.д. Очень часто в этот период коллаж используется для обрамления фотографий. Древесина становится едва ли не обязательным элементом всех подобных композиций. В одном и том же произведении искусства этот материал мог сочетаться с графическими или живописными изображениями.

Считается, что первым в художественную форму технику коллажа перевел в 1924 г. немец Джон Хартфилд, использовавший такие панно в качестве сатирического оружия против Гитлера. Однако популярными объемные композиции в начале века были и в России. Самыми известными русскими коллажами считаются картины А. Лентулова «Москва» (1913) и «Василий Блаженный» (1913). В первом панно были использованы кусочки бумаги, во втором – фольга. Достаточно популярны и произведения художника В. Татлина, отличающиеся динамичностью композиций.

Особенности техники

Для того, чтобы изделия, выполненные в технике коллажа, получались яркими и оригинальными, при их создании используются самые разные декоративные элементы. При этом художник старается выполнить коллаж так, чтобы зрителем он воспринимался как единое гармоничное произведение. Разумеется, при этом должны быть соблюдены все правила построения композиции.

Стили коллажа

На данный момент известно всего четыре основных стиля, используемых для выполнения таких изделий.

. Вегетативный . В качестве основных элементов используются растения или их фрагменты. При этом художник старается сделать готовое произведение максимально реалистичным. Растения при этом выступают не как часть пейзажа или общего сюжета картины, а как самостоятельный элемент, на который сделан основной акцент.
Декоративный. Такие коллажи отличаются фантастичностью сюжета. Главной целью, которую ставит перед собой художник, выполняя подобное произведение, являются оригинальность и неповторимость. Глядя на такую картину, зритель пытается отгадать замысел автора, его настроение.
Пейзажный . Название этого вида коллажа говорит само за себя. На таких панно изображают разного рода пейзажи – природные или городские. Это может быть море, лес, красивые здания и т.д..
Формо-линейный. Основными элементами подобных коллажей являются геометрические фигуры – ромбы, квадраты, круги и т.д. Даже фон в таких произведениях представляет собой сочетание этих простых элементов.

Оформляются коллажи обычно с помощью паспарту и рамы. Паспарту называют широкую рамку, обрамляющую панно. Ее основной задачей считается облегчение зрителю восприятия картины. Рама и паспарту также защищают картину от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.

Коллаж - это произведение искусства, состоящее из многочисленных материалов, таких как бумага, газеты, фотографии, ленты или другие объекты, прикрепленные к основе, например, обычной бумаге. Коллаж может быть сделан даже из физических материалов или электронных изображений, прикрепленных к цифровому фону. Возникнув от французского слова "coller", что означает "клеить", коллаж позволяет экспериментировать с широким спектром материалов для достижения удивительных результатов. Эта статья содержит пример многих возможностей, которые ограничены только вашим творчеством и фантазией.

Шаги

Бумажный коллаж

    Сбор материалов, необходимых для изготовления бумажного коллажа. Вот некоторые возможные материалы:

    • Используйте цветную бумагу, копировальную бумагу, бумажные пакеты, папиросную бумагу, мраморную бумагу, бумагу ручной работы и т.д. Бумага может быть мягкой или жесткой, или смесь того и другого.
    • Используйте вырезы из журналов или газетной бумаги. Модные журналы и журналы новостей может содержать несколько достойных изображений для коллажей. Газетная бумага может добавить забавной текстуры в коллаж.
    • Найдите старые обрывки обоев. У вас, возможно, осталось несколько в шкафу, или вы можете купить небольшой образец в магазине обоев.
    • Используйте различные пленки или ленты. Используйте взятую из кухни алюминиевую фольгу или клейкую ленту.
    • Используйте фотографии. Вырезанные изображения из старых фотографий могут придать вашему коллажу немного ретро стиля. Просто убедитесь, что вы не режете фотографию, которая у вас есть в единственном экземпляре
  1. Сложите, порежьте или порвите бумагу на разные части. Вы можете использовать ножницы или резак для придания различных форм. Кроме того, вы можете добавить кусочки бумаги с порванными концами для получения дополнительной текстуры.

    • Вырежьте всю картинку, её части, или, чтобы создать текстуру, будет достаточно цвета.
    • Чтобы сделать слово, вырежьте буквы из разных источников.
  2. Развейте тему. Вы, возможно, уже продумали какую-то тему, или, может быть, придумали что-то из собранных материалов. В любом случае, постройте свой коллаж вокруг центральной идеи или образа.

    Подумайте о добавлении украшений. Хотя это несущественно, украшения могут поднять коллаж на ступеньку выше, добавляя глубину, делая его интереснее и заставляя искриться. Используйте ленты, бисер, нитки, перья или ткани в бумажном коллаже. Найдите эти предметы дома или приобретите их в магазине.

    Выясните, на что вы собираетесь клеить коллаж. Вы можете использовать лист бумаги, большой кусок картона или часть картонной коробки. Что бы вы ни выбрали, убедитесь, что материал достаточно силен, чтобы выдержать вес из нескольких слоёв и что это будет удобно для демонстрации.

    Составьте части, прежде чем склеить их. Это рекомендуется сделать, хотя не обязательно. Если у вас есть все, что вы хотите разместить на своём коллаже, разложите это на коллаже, прежде чем продолжить. Положите его на большую поверхность, например, на стол или на пол. Выкладывайте элементы по слоям, начиная с фона, и двигайтесь вперед. Это даст вам хорошее представление о том, как в результате будет выглядеть ваш коллаж, прежде чем начать клеить что-нибудь. Если вы хотите быть полностью уверены, сфотографируйте пробный вариант. Идеи для дизайна коллажа:

    • пейзаж или морской пейзаж
    • фрактал
    • изображения человека, например, поп-звезды или того, кто носит неповторимую характерную одежду или головной убор, например, тиару.
    • Используйте старые газетные вырезки людей и сделайте из них коллаж.
    • животные; используйте небольшие кусочки бумаги или этикетки, чтобы создать форму животного, например, кошки, крокодила или пчелы. Нарисуйте фигуру на бумаге и заполните пространство путем склеивания кусочков бумаги внутри линий.
    • мозаики или эклектичное нагромождение; мозаика может образовывать какую-то форму, это может быть просто рисунок или беспорядочная смесь
    • алфавит; вырежьте буквы из бумаги либо сделайте алфавит или слова на коллаже
    • узоры; используйте только одну форму, например, круги, квадраты и т.д. Повторяющиеся узоры также очень полезны для коллажа.
  3. Склейте коллаж. Начиная с фона и двигаясь вперед, наклейте части коллажа на основание. Используйте обычный белый клей, клей-карандаш или резиновый клей и клейте аккуратно.

    • Постарайтесь организовать коллаж вокруг одной центральной части, которой вы считаете поразительной и интересной.
    • Помните, что не каждый кусок должен быть плоско приклеен. Попробуйте скомкать или сложить его для достижения разных текстур.
  4. Пусть коллаж высохнет. Учитывая, что коллаж может содержать несколько слоев клея, дайте ему достаточно времени, чтобы высохнуть.

    • Для небольшого коллажа должно быть достаточно часа или около того.
    • Коллаж большего размера лучше оставить на ночь.

Цифровой коллаж

  1. Добавьте Ваши Фотографии

    Персонализируйте свой коллаж

    • Выберите форму коллажа.
    • Чтобы вручную расставить фотографии отключите блокировку выравнивания позиции. Чтобы фотографии были расставлены автоматически - не отключайте эту блокировку.
    • Чтобы переместить фото с места на место, перетяните ее на желаемое место.
    • Используйте фильтры, добавьте рамки, фон и/или подпишите ваш коллаж.
    • После:
  2. Опубликуйте/Сохраните ваш фото коллаж

Коллаж из ткани

    Соберите кусочки тканей, которые вы собираетесь использовать для создания коллажа. Просмотрите собственные запасы ткани, используйте ненужную одежду в вашем гардеробе, большие куски тканей купите в благотворительных магазинах и в специальных магазинах. Вот некоторые примеры:

    • Оставшиеся отходы от швейных проектов
    • Вырезы любимой ткани
    • Вырезы от любимой части одежды, которую вы носили раньше
    • Квадратные куски одеял
    • Специальные ткани, такие как тюль, органза, шелк, атлас и т.д.
    • Нить, шерсть, пряжа, шнурки, ленты, кружева, сетки и т.д.
    • Швейные украшения, такие как кнопки, блестки, пришивные аппликации и т.д.
  1. Проверьте текстуры. Ткани бывают разных текстур и толщины, а это означает, что вам нужно наиболее эффективно использовать эти различия в коллаже.

    Выберите подходящий фон. Существует некоторые варианты фона, о которых было изложено выше, но всегда имейте в виду, что ткань может прилипнуть в отличие от бумаги, поэтому не все варианты будут полезны. Сделайте пробный тест клея на фоне, который вы хотите использовать, прежде чем продолжить, убедитесь, что ткань будет оставаться на месте. Некоторые идеи для фона: другая ткань, кусочки ненужной одежды, бумага или картон, старая мягкая игрушка, нуждающаяся в реконструкции или абажур и т.д.

    • Используйте светлый клей, который подходит как для ткани, так и основы, которую вы используете.
  2. Создайте проект на бумаге, предварительно нарисовав его. Посмотрите идеи для дизайна бумажного коллажа, изложенные выше. Если у вас уже есть идея дизайна, сопоставьте текстурированные и цветные кусочки ткани соответственно.

    Вырежьте и расположите ткани, следуя своему дизайну. Забавно приклеивать одну часть на другую, так что будьте смелыми.

    • Обращайте внимание на текстуры при создании предметов, животных или лиц. Например, можно использовать шерсть или пушистые ткани для создания тела овечки или используйте их для создания волос вокруг лица.
    • Шерсть, нити или пряжи можно намотать по спирали для создания цветов, солнца или луны, лица и т.д.
    • Кнопки и блестки прекрасно подходят для всех видов образа, например, цветов, глаз или фигурок зверей.
  3. Дайте коллажу высохнуть. Поместите коллаж на дисплей.

Коллаж из песка

Песок - это отличный материал коллажа и хороший выбор для маленьких детей.

    Соберите необходимые материалы. Это просто – основой может быть бумага или картон, также понадобится прозрачный клей, песок, карандаш и кисть для клея.

    Нарисуйте план на бумаге. Простые конструкции лучше всего подходят для маленьких детей, пусть они нарисуют все, что им нравится.

    Чтобы нанести кистью клей, следуйте линиям. Если дизайн сложный или большой, можно работать поэтапно, это позволит вам использовать клей, пока он еще влажный.

    Посыпьте клей песком. Это можно сделать руками или небольшим бумажным стаканчиком.

    Когда всё готово, удалите избытки песка. Оставшийся песок очертит рисунок.

Коллаж из природных материалов

    Найдите подходящие детали на природе. Этот коллаж будет хорош, если вы побывали в походе или прогулялись на природе и собрали вещи, обнаруженные на своём пути. Подходящие элементы:

    • Ракушки, сломанные и целые; панцири насекомых
    • Цветы
    • Сушеные травы
    • Листья
    • Семена и орехи
    • Шелуха кокосового ореха
    • Солома
    • и многое другое.
  1. Убедитесь в том, что высушили материалы перед использованием. Если нет, они могут гнить или плесневеть на коллаже.

    Выберите подходящий фон. Бумага, гладкая кора, открытки, переработанный картон и т.д., все варианты хороши для фона.

    Спроектируйте коллаж. Может вы хотели бы сделать пейзаж, например, из сухоцветов или сушеных трав. Или сделать морской пейзаж с использованием соответствующих предметов.

    Приклейте элементы на нужные места. Используйте прозрачный клей. Проверьте дважды, хорошо ли приклеены материалы на основу.

    • Если вы хотите защитить растительный материал, используемый в коллаже, сделайте "глазурь". Разведите клей ПВА с небольшим количеством воды. Поводите кистью по поверхности бумаги, это создаст эффект глазури. Распределите растительный материал на глянцевой бумаге. Проведите кистью с той же глазурью по всему материалу. Вы должны принять во внимание все участки растительного материала. После полного высыхания, глазурь будет защищать его в течение многих лет, и коллаж останется блестящим. Обратите внимание, что это может повредить более тонкий растительный материал, поэтому будьте осторожны.
  2. Дайте высохнуть. Поместите коллаж на дисплей или сфотографируйте его, чтобы выложить в интернет.

ЗАКАЖИТЕ СЕГОДНЯ! Завтра может быть поздно!

Галерея Тейт

(Tate Gallery ) – государственный национальный музей в Лондоне, в нем хранится свыше 60 тысяч произведений искусства: живопись, гравюры, рисунки, скульптура. Музей делится на две части: Британская или старая галерея Тейт (Tate Britain), представляющая собрание английской живописи 16–19 вв. и зарубежного искусства 19 в., и Современная галерея Тейт (Tate Modern) – европейское и американское искусство с 1900 по настоящее время. Основа коллекции галереи Тейт – частное собрание сэра Генри Тейта (1819–1899).

Музей современного искусства Гуггенхайма

() открыт в 1937 году, когда промышленник Соломон Роберт Гуггенхайм в 58 лет, решил заняться коллекционированием предметов искусства. Девизом работников Музея стал последовательный авангардизм. Сейчас коллекция Музея Гуггенхайма составляет огромное количество произведений искусства с конца XIX столетия и до настоящего момента.

Цена коллажа!

Скорость и цена создания оригинального подарка находятся в прямой зависимости от сложности композиции, количества используемых изображений и общего размера.

Обычно, простой, портретный фотоколлаж формата А2, стоит от 1000 руб. и составляется за 2-3 часа. Точный расчет стоимости возможен только после учета всех пожеланий и проверки исходных материалов.

История появления коллажа

Первые свидетельства использования техники коллажа относятся приблизительно ко 2 веку до н.э., это приблизительно соответствует времени изобретения бумаги в Китае.

До 10 века использование коллажа встречается крайне редко. С 10 века японские каллиграфы стали использовать в своей работе специально обработанную и склеенную из не больших кусочков бумагу.

В Европе, история коллажа начинается в тринадцатом веке. Элементы из позолоченных листов начали применяться в украшении готических соборов около пятнадцатого и шестнадцатого века. Драгоценные камни и металлы стали использовать для украшения святых изображений, и их обрамлений.

Несмотря на использование, до двадцатого века, художественных методов похожих на коллаж, некоторые критики утверждают, что искусство коллажа появилось только после 1900 года, вместе с первой фазой модернизма.

Dada - только одно правило: никогда не соблюдать ни какие правила.

Dada - это литературное и художественное движение, родившееся в Европе во время Первой мировой войны. Из-за войны, многие французские и немецкие художники и писатели оказались в нейтральной Швейцарии. Они были настолько разгневаны ужасами войны, что они решили взять на себя миссию протеста.

Например, Галерея Тейт (Tate Gallery) в глоссарии по истории искусства утверждает, что коллаж "был впервые использован в качестве художественной техники в ХХ в.".

По глоссарию Музея Гуггенхайма , художественные концепции коллажа, связанные с начала модернизма и включают в себя гораздо больше, чем идея композиции разнородных элементов. Бумага, наклеенная на картины Брака и Пикассо, предлагают новый взгляд на картину, когда объемные части коллажа вступают в столкновения с плоскостной поверхностью картины. С этой точки зрения, коллаж - часть проявления искусства между живописью и скульптурой, и эта новая техника построения композиций обеспечила новый взгляд, как на создание скульптур, так и на живопись. Со временем коллаж стал не только указывать на технику, но и сам стал важной формой искусства. Историю коллажа можно проследить на сотни лет назад, но только в начале двадцатого века эта техника появилась, как совершенно новое искусство.

Термин "коллаж" был придуман Жорж Брак и Пабло Пикассо в начале двадцатого века, в 1910-1912 годах , когда коллаж стал отличительной частью современного искусства.

Техника коллажа, по сути, был применена в начале двадцатого века для создания авангардных произведений, в основном представителями кубизма, Пикассо и Браком. Последний в частности, принял его с осени 1912 года с так называемой "Papiers colles" ("Наклеенные бумажки"): Брак наклеивал раскрашенные листы бумаги, газеты, обои и т. п. на холст и создавал тем самым ту или иную композицию (например, "Гитара", 1912), и в дополнение к часто используемой бумаге скоро добавил также пачки от сигарет, спичечные коробки, игральные карты.

Согласно некоторым источникам, Пикассо был первым, кто использовал методы коллажа в своих картинах написанных маслом. По описанию истории коллажа, в глоссарии Музея Гуггенхайма, Брак принял концепцию коллажа раньше Пикассо, применив его на рисунках углем. Брак приобрел рулон бумаги с имитацией дуба и пшеницы, и разрезав их на куски приклеил их на рисунки углем. В дальнейшем Брак так же использовал деревянные части, соединяя и комбинируя их различными способами с изображениями. Пикассо, возможно, был первым, кто использовал коллаж в создании картин.

В середине 1940-ых было время интенсивных экспериментов, Луиза Невельсон (Louise Berliawsky Nevelson) создавала скульптурные (объемные) коллажи из найденных деревянных обломков, частей мебели, предметов интерьера, деревянных ящиков, бочек, а так же архитектурных остатков, лестничных перил, деревянных панно. Прямоугольные, очень большие по размеру, окрашенные в черный цвет, они напоминают гигантские картины, которые иногда можно рассматриваться с разных сторон, или даже просматривать на сквозь.

Многие композиции из древесины значительно меньшие по масштабам. Это обычно куски дерева, деревянная стружка или отходы, собранные на плоскости, бумаге, полотне или на деревянной доске. Такие обрамленные, как фотография, объемные коллажи предоставляют художнику возможность использовать свойства глубины, естественного цвета, и текстурное разнообразие присущих дереву. Техника коллажа с включением древесины также применяется в сочетании с живописью, графикой и других средств в одном произведении искусства. Художники сюрреализма широко использовали коллаж. Одна из техник коллажа, используемая в основном представителями кубизма, разрезание изображения на квадраты, которые затем собирались обратно в случайном порядке или с не большими перестановками. Коллажи, полученные с использованием аналогичных методов, называют retrecissement (фр. сужение) от Марселя Мариена (Marcel Marien), первого применившего подобную технику сюрреалистической игры, используя подобные методы решений построения коллажа.

John Heartfield. Don"t be Frieghtened, He"s a Vegatarian

По мнению многих искусствоведов, первый кто перевел технику создания коллажа в художественную форму и представил ее общественности в 1924 году, был Джон Хартфилд (John Heartfield - немецкий график, один из основателей фотомонтажа), который использовал коллаж в качестве сатирического оружия против Гитлера и нацизма, в основном применяя его при комбинировании фотоснимков. Джордж Гросс (George Gross), вспоминает в своих произведениях: "Когда Джон Хартфилд изобрел фотомонтаж, в моем офисе в пять часов утра в мае в 1916 году, ни кто не имел, ни малейшего представления о его огромном потенциале, как это часто бывает в жизни, мы наткнулись на золотую жилу, даже не подозревая об этом".

Среди других основоположников техники Рауль Хаусман, Ханна Хох, Пол Ситроен, Майкл Мейер и вообще большинство художников, связанных с течениями, такими как Дада и Баухауза, и даже сюрреалистической Макс Эрнст.

Коллаж также используют итальянские футуристы и многие другие художники в истории ХХ века, в том числе Роберт Раушенберг справедливо сказать, один из ведущих мастеров этой техники, ведущих стиль поп-арта, в котором подчеркиваются объекты и фрагменты повседневной жизни в духе самого движения.

Выставка нового реализма в Galerie Rive Droite в Париже, была отмечена международным дебютом художников, которые основали то, что стали называть поп-артом на европейском континенте и Соединенных Штатах. Многие из этих художников использовали методы коллажа в своей работе.

Коллаж - определение, разновидности

Dada Art in The Weimar Republic

Коллаж (collage) – дословный перевод с французского – наклеивание, аппликация, с английского - комбинация разнородных элементов. Коллажи делятся на две большие группы: - "объемные" и "плоские". Объемные коллажи создают используя самые разные предметы и материалы, комбинируя их друг с другом. Плоские - в том числе и фотоколлажи составляют из изображений, фотографий, рисунков и их частей, располагая элементы на одной поверхности.

Коллаж - художественный прием создания образов, основанный на совмещении разнородных по цвету, размеру, материалу, фактуре элементов на какой-либо основе. Особенностью коллажа является способность или выделить основную мысль изображения, или наоборот – закамуфлировать ее, средствами цвета, фактуры используемых материалов.

Разновидностями коллажа являются:

Аппликация (application - накладывание, прикладывание)
наклеивание специально подготовленных элементов, вырезанных из бумаги, кожи, ткани, растительных и других материалов на основу.

Ассамбляж (assemblage - соединение, объединение, скрепление)
техника создания композиций из элементов составляющих ассоциативный ряд, по одному или нескольким признакам.

Бриколлаж (bricollage - изготовление самоделок, работа на дому)
техника изготовления произведений искусства, элементов оформления и отделки, из любых материалов естественного и/или искусственного происхождения, не сочетающихся в обычном представлении.

Декупаж (decoupage - разрезание, разделывание, вырезывание)
искусство украшения объектов приклеиванием разных по цвету, фактуре и размерам кусочков бумаги в сочетании со специальными эффектами краски, лака, других покрытий. Обычно поверхность объекта полностью скрывается отделкой и имеет вид инкрустации.

Новое направление - фотоколлаж и фотомонтаж

С развитием фотографии появляется новый вид коллажа – фотоколлаж.

Изначально, это фотографирование с использованием фоновых картинок, памятных и просто красивых мест, выполненных с помощью различной техники, от рисования до создания муляжей объектов. Далее персонажи получили возможность «переодеваться» - в изображениях появилось отверстие для лица, теперь степень натуральности определялась мастерством художника выполнившего изображение.

Увеличение качества фотографий позволило создавать следующий вид коллажа – фотомонтаж. Это уже действительно совмещение двух и более снимков в один, требующее много разных знаний и умений. Фотомонтаж очень сложная и кропотливая работа, занимающая много часов напряженного труда. Технически, фотомонтаж создается в несколько этапов – подбор снимков, по степени и углу освещения, качества самих снимков. Создание аппликации или печать с использованием масок, дальнейшее ретуширование, удаление границ изображений, наложение теней, придание естественности освещению и только потом печать окончательного результата.

Современный фотоколлаж - новые возможности

На сегодняшний день, цифровая фотография и современное программное обеспечение, позволяют создавать фотоколлажи высочайшего качества, визуально не отличимые от оригинальных снимков.

Профессиональнее использование современных средств обработки цифровых изображений поможет оказаться Вам среди любимых киногероев или в образе различных исторических персонажей, с полотен прославленных художников, на другой планете или в другой исторической эпохе. Так же есть возможность удалить или добавить разнообразные элементы на конечное изображение, от текста и виньеток до отдельных лиц на снимке.

Кроме композиций на одном листе, в настоящее время популярны коллажи из нескольких изображений разного размера и декоративных элементов. Фотографии могут быть оформлены в едином стиле, в одинаковых рамках. Как альтернативный вариант - фото стилизованы под разные периоды времени - черно-белые с резным краем, сепия, цветные, цифровые, рамки так же выбирают разного стиля - от простых деревянных, до современных - пластиковых и металлических.

Не смотря на кажущуюся простоту, cовременный фотоколлаж это серьезная и сложная работа, которая помимо профессионального умения, требует наличие специальных знаний, построения композиции, теории света (освещения), сочетания и совместимости цветов и просто художественного вкуса.

В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в горсточке песка.
Уильям Блейк.

В психопрофилактической и коррекционной работе психологи все чаще обращаются к арт-терапии. В нашей стране эта технология применяется не так давно. Чаще всего арт-технология используется как элемент диагностики, коррекции, профилактики в психологии, психотерапии, на сегодняшний день также используется еще и в самом учебном и воспитательном процессе со всеми участниками образовательного процесса разного возраста и категорий. Остановимся на такой разновидности арт-технологий как техника коллажирования.

Цель данной техники – раскрытие потенциальных возможностей человека. Она предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены.

Что же такое коллаж?

Коллаж (фр. collage – “наклеивание”) – это метод создания композиции, при котором сочетаются разнородные по своей фактуре элементы (газетные вырезки, кусочки ткани, фотографии). Они накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе. Коллаж отрицает понятие целого, так как он является фрагментом и состоит из фрагментов.

Техника коллажа сегодня становится очень популярной, т. к. позволяет включить ребёнка в самостоятельный творческий процесс. Коллаж – это своеобразный тренажёр, необходимый для развития чувства свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов, развитие мышления, поиска нестандартных решений, неожиданных смысловых и визуальных ассоциаций, развития конструкторских организаторских навыков, мелкой моторики руки, воображения, фантазии.

Какое значение он играет для учащихся.

Детям доставляет огромное удовольствие работать в этой технике.

Чем старше ребёнок, тем сложнее темы, тем больше усилий необходимо приложить, тем богаче полёт творческой мысли и фантазии. Дети подбирают материалы, вырезают картинки из газет и журналов, советуются, прислушиваются к советам друг друга, работают сплоченной командой. У детей развивается воображение, фантазия. Работа над коллажем стимулирует необходимость совершенствовать сложную систему умственных действий и операций. Умственные действия формируются постепенно, планомерно проходя ряд этапов:

  • мотивационный (для чего это делать),
  • ориентировочно (что делать и в каком порядке),
  • материальный (выполнение действий),
  • громкой речи (проговаривание способов действия вслух),
  • речь про себя.

Коллаж стимулирует у ребёнка умение думать. В процессе работы над коллажем прослеживаются способы формирования умственных действий анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей и отношений.

Коллажирование – это одна из самых свободных техник, которая практически не имеет ограничений. Она позволяет детям создавать открытки, панно, газеты, картины для интерьера и многое другое. Коллаж позволяет замечать красоту самых необычных материалов, которые не являются художественными и самостоятельно использовать их в творчестве. Коллаж позволяет детям почувствовать себя художниками изобретателями, у детей возникает желание придумать что-то новое, красивое, увлекательное.

С точки зрения сочетания и синтеза отдельных материалов и предметов можно сказать, что коллаж существовал всегда. Он лег в основу живописи (краска-штукатурка, краска-холст); ваяния (металл-камень); архитектуры (песчаник, золото, гипс). Самостоятельным видом искусства коллаж был признан лишь в 20 веке, когда художники (кубисты, футуристы) стали использовать в своих произведениях куски газет, обоев, фотографий, наклеивая их на холст. Датой возникновения коллажа принято считать 1912 год, когда фр. художник Жорж Брак использовал в своей картине вырезки из газет. Пабло Пикассо сразу же подхватил новшество и интерпретировал его по-своему.

В недалёком прошлом коллажи именовались стенгазетами и занимали почетное место в школах. Т.к. до середины 90-х годов далеко не в каждой семье была возможность купить компьютер, поэтому стенгазеты приходилось рисовать вручную. Это было очень трудоёмким и долгим занятием. Далеко не каждый мог это сделать. Ведь согласитесь, более-менее прилично рисовать сможет наверно процентов 30 населения. С появлением компьютеров и обилия глянцевых журналов в нашей жизни процесс изготовления коллажей стал намного более быстрым, лёгким и приятным. И теперь самостоятельно изготовить коллаж может даже 10-летний ребенок или 80-летний пенсионер…

Можно сказать, что коллаж прошел путь от самостоятельной поделки до индустрии кино (киноколлаж), театра (декорации), рекламы (жостеры, вывески, видеоролики), и остается на сегодняшний день одной из самых популярных и распространенных техник.

Единственный в своем роде музей с богатой коллекцией произведений коллажа находится во Франции (г. Сержен). Музей регулярно проводит практические занятия по технике коллажа и организует в Париже международный салон современного коллажа, на котором выставляется до 110 художников 25-ти национальностей. Кроме того, Музей организует студии коллажистов в школах, домах отдыха, больницах.

Сколько времени занимает создание коллажа?

Подготовка к созданию коллажа – максимум 50 минут:

Вырезание картинок и надписей из журналов – 20 минут

Поиск и скачивание фотографий и изображений в интернете – 20 минут.

Распечатка фотографий и изображений – 10 минут.

Поиск и распечатка стихов, поздравлений, анекдотов – всего, что может понадобиться.

Непосредственно создание коллажа – 1 час.

Итого, общее время создания полноценного коллажа – 2 часа.

Для самостоятельного изготовления коллажа потребуются:

Большой ватман или просто подходящий плотный лист бумаги; фотографии тех людей, о ком или для кого делается коллаж, ножницы для бумаги, клей-карандаш, глянцевые или обычные журналы различной тематики, фломастеры, в некоторых случаях компьютер и принтер.

Для построения композиции коллажа необходимо:

1. Определить идею, задачу тема коллажа, настроение, впечатление, которое он должен оказывать на зрителя.

2. Определить формат размеры, форма, высота, ширина.

3. Выбрать схему, и выражает ли выбранная схема вашу мысль и настроение коллажа?

Схем построения коллажа немного. В их основе лежат принципы психологического восприятия действительности человеком.

1) “Одиночество”.
Решается через представление одинокого объекта и огромного пустого окружающего пространства.

2) “Малая величина”
объекта передается через контрастное сопоставление с большим объектом.

3) “Подавленность”
передается через размещение объекта в нижней части плоскости и перегруженную элементами/цветами верхнюю часть.

Виды коллажа.

“Декупаж” – техника декорирования, при которой из различных материалов (бумаги, салфеток, ткани, кожи) вырезаются изображения/фрагменты рисунка и затем наклеиваются на различные поверхности (посуда, мебель, украшения).

“Ассамбляж” – техника декорирования, при которой на основу прикрепляются различные предметы или детали предметов.

“Аппликация” – техника создания орнамента на ткани/бумаге путем наложения кусочков разнообразных материалов (бумага, ткань, кожа).

“Аккумуляция” – сочетание совершенно одинаковых предметов с целью создания необычного эстетического эффекта.

“Киноколлаж” – соединение в одном кинофильме фрагментов игрового, документального и мультипликационного кино.

“Алтарь” – декорирование домашнего интерьера, при котором создается “музей кумира” (вырезки из газет, журналов, фото, статьи, элементы одежды).

Значение.

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Техника коллажирования обладает широкой областью применения и позволяет решать большой круг задач, а именно: получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность; выразить свое отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляды, свое понимание темы; развить художественные способности и повысить самооценку; побочным продуктом любого вида арттерапии, в том числе техники коллажа, является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей; проявить оригинальность и уникальность личности участника группы; проработать мысли и чувства, которые клиенты привыкли подавлять; дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам; работа над коллажем является безопасным способом “выпустить пар” и разрядить напряжение (для усиления этой цели детям можно предложить придавать картинкам нужную им форму руками); в групповом коллаже осознавание своих паттернов поведения в группе, социальных ролей, установок.

Компания Ти-джей Тревэл официально зарегистрирована в реестре туроператоров Санкт-Петербурга и предлагает широкий выбор экскурсий на любой вкус. Мы предлагаем экскурсии в Санкт-Петербурге и Москве на

Детские неврологи Подрастающее поколение в наше время нередко страдает неврологическими отклонениями и заболеваниями. Родителям, в то же время, следует понимать, что в таких случаях нельзя откладывать визит к врачу, тем

Офтальмолог детский Врач-офтальмолог имеет соответствующую сертификацию и лицензирование на медицинскую практику, подтверждающих уровень профессионализма. Во-вторых, глазной доктор – опытный диагност, практикующий оптометрию

Детский травматолог ортопед Признаки заболеваний опорно-двигательной системы наиболее часто наблюдаются в пожилом возрасте. Многие пожилые люди сталкиваются с болью в разных отделах позвоночника, коленных суставах, руках при изменении

Лечение геморроя Наши современники, в основной массе, склонны к вредным привычкам, курят, пьют спиртное и придаются другим нехорошим вещам. Поэтому они нередко наживают геморрой на свою пятую точку, что является весьма

Картонные коробки для переезда Редко кто остается жить в доме, в котором родился, часто все-таки приходится переезжать. За время жизни в том или ином доме у вас сто процентов скопилось какое-либо количество вещей. Многие

Самостоятельная раскрутка сайта бесплатно Сразу предупрежу: продвигать сайт самостоятельно — не легкая задача. Особенно сложно продвигать проект бесплатно. Поэтому я все же советую вам запастись некоторым начальным капиталом (например,

Насосные группы Монтаж отопительной системы дома - процесс весьма трудоемкий, сложный и длительный. Ведь кроме самой системы отопления (зачастую имеющей несколько контуров) нужно подключить в систему бойлер подачи горячей

Естественный прирост ссылок Как часто вы слышите вопрос « какой ER в Instagram считается нормальным? » Я видел исследования для Facebook, видел что-то похожее для Вконтакте, но нигде не было информации про наш любимый

Афиша мариинского театра С сучком и без задоринкиИдя на « Троянцев» в Мариинский мы знали по фотографиям, что сценография там любопытная. И было даже интересно посмотреть, как именно выглядит современная опера. Но такой

Полезные материалы

Что такое коллаж и как его делать картинки

Коллаж- слово, которое на слуху у многих. Вот согласитесь- хотя бы какое-то определенное количество, отличное от нуля, раз вы его слышали. А многие ли знают что это такое? Я думаю, что большинство сделает правильную догадку сказав, что это что-то из искусства. Но вот сказать что это наверняка смогут лишь те, кто собственно в это самом искусстве так или иначе замешан либо же тот, кто однажды сталкивался с коллажем. Много ли таких людей? Достаточно, но не настолько, что бы сказать о том, что коллаж- это общеизвестный термин и то, что в дальнейшем я расскажу о том, что это такое на самом деле не имеет никакого, пусть даже малейшего смысла. Да и вообще- много ли смысла в том, что человек узнает значение каких-то слов, чье значение не знал доселе?
Как делать коллаж в фотошопе (Adobe Photoshop) CS6.

С одной стороны, эти слова могут вам никогда и не пригодиться, то есть вы по сути потратите свое драгоценное время впустую. А с другой стороны? А с другой стороны, когда будет речь идти о том самом слове вам не придется кивать головой, делая вид, что вы что-то понимаете и не придется опростоволоситься в случае, если у вас спросят в курсе ли вы что это такое. Более того, это уразнообразит ваш словарный запас и вы уже сами сможете козырнуть знанием каких-то красивых слов, которые мало кто знает. Ведь согласитесь, куда более красиво назвать предмет по его настоящему названию, чем говорить о нем в стиле "вот эта штуковина". Но, вернемся к непосредственно самому коллажу. Что же это такое? Коллаж это такой прием в искусстве, когда на картину наклеивается определенный предмет или материал, который отличается от основной картины своим цветом и на первый взгляд абсолютно здесь неуместен. Изначально он был лишь экспериментом, при чем многие полагали, что этот эксперимент закончиться полным фиаско. Как оказалось на деле вы можете догадаться и сами, ведь вы то это слово слышали, не правда ли? Так вот если говорить о том, для чего вообще используется коллаж, кроме того, что бы просто сделать как-то иначе- он вызывает эффект неожиданности, придает обычной с виду картинке пикантности и необычности. В целом именно такое и любят в последнее время. Нет, я не говорю о том, что коллаж будет абсолютно всегда кстати, вовсе нет. Однако в те моменты, когда он сделан действительно классно и действительно своевременно- картина выходит куда более интересной чем без него. В принципе это все, этой информации более чем достаточно, что бы понять суть термина.
Как сделать коллаж из фото на компьютере