Сьюзен Певенси - это один из вымышленных персонажей сказочной вселенной Нарнии. Сьюзен придумал в своё время писатель на основе романов которого кинокомпанией Walden Media при участии The Walt Disney Company была снята целая серия фильмов «Хроники Нарнии». Какова же биография этой сказочной героини и кто воплощал ее образ на киноэкранах?

Сьюзен Певенси: биография сказочного персонажа

Сьюзен относится к человеческой расе, имеет длинные каштановые волосы и зеленые глаза с голубым оттенком.

Сьюзен Певенси приходится родной сестрой Питеру, Эдмунду и Люси Певенси. Девушка родилась в 1928 г. по человеческому летоисчислению. Во время Второй мировой войны вместе со своими братьями и сестрой Люси Сьюзен отправляется в пригород Лондона, чтобы не подвергать свою жизнь опасности. В загадочном доме профессора Кёрка она находит старинный с помощью которого дети отправляются в путешествие в сказочную страну Нарнию.

Во вселенной Нарнии Сьюзен становится одной из избранных - ее величают «древней королевой». Также девушке принадлежит Волшебный Рог. Она хорошо владеет луком и стрелами.

Когда Сьюзен вырастает, то начинает интересоваться своей внешностью и женскими «штучками», постепенно забывая о своих путешествиях в Нарнию. Именно поэтому Сьюзен навсегда теряет способность перемещаться в эту сказочную страну.

Сьюзен Певенси в исполнении Софи Кук

Задолго до того, как Walden Media при участии The Walt Disney Company сняли красочные и многобюджетные фильмы о вселенной Нарнии, предпринимались еще попытки перенести этот увлекательный сюжет на экран.

Сьюзен Певенси в британском сериале 1967 г. «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» играла Сулейка Робсон. Об этой актрисе мало что известно, да и сериал 60-х сейчас никто уже не вспоминает.

Более популярным был одноименный проект, снятый в 1988 г. каналом BBC. Тогда Роль Сьюзен досталась юной актрисе Софи Кук. До этого девушка снималась в таких телевизионных фильмах, как «Перекресток» и «Самая плохая ведьма». После съемок в сериале о Нарнии Софи больше не появлялась на экране, отказалась от актерской профессии и подыскала себе другое занятие.

Кинематографическая Сьюзен Певенси: актриса Анна Попплуэлл

Роль Сьюзен Певенси в красочной серии фильмов от Walden Media досталась британской актрисе Анне Попплуэлл. Именно такой запомнилась Сьюзен всем юным зрителям, которые в 2005 г. увидели первую часть новой экранизации произведений Клайва Льюиса.

Анна Попплуэлл родилась в 1988 г. в Лондоне. На момент съемок фильма «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Платяной шкаф» девушке было почти семнадцать, а в картине ей пришлось играть двенадцатилетнюю девчушку. Тем не менее Анна хорошо справилась со своей задачей. Иначе быть и не могло, ведь с шести лет она посещала драматическую школу в Лондоне.

Более того, примерно с этого же возраста Анна начала сниматься в кино: она играла в драме «Мэнсфилд Парк», в фильмах «Вампирёныш» и «Любовь в холодном климате», а также была задействована во многих других кинопроектах. Также девочка снималась в рекламе.

После участия в таком масштабном проекте, как «Хроники Нарнии», карьера Анны должна была резко рвануть вверх, но этого не случилось. С тех пор она всего лишь приняла участие в съемках сериала «Царство».

Фильм «Лев, Колдунья и Платяной шкаф»

Серия фильмов «Хроники Нарнии», созданная режиссером Эндрю Адамсоном, стала одной из самых успешных франшиз в кинематографе тех годов: в период с 2005 по 2010 гг. вышло три фильма, каждый из которых собрал 400 миллионов долларов в прокате.

Первый фильм под названием «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» вводит зрителя в сказочный мир Нарнии. Сьюзен Певенси вместе со своими братьями Питером и Эдмундом, а также сестрой Люси отправляется в пригород Лондона, чтобы не стать жертвами бомбежек (шла Вторая мировая война). В доме строгого профессора, который их приютил, дети разбивают окно. В страхе они прячутся в платяном шкафу, однако оказывается, что это не просто шкаф, а портал в другой мир - сказочную Нарнию.

Оказавшись в Нарнии, Сьюзен вместе со своими друзьями выясняет, что они являются древними королями и королевами. И только они - юные Певенсы - способны освободить Нарнию от злой Белой колдуньи. Дети принимают решение остаться в открывшейся им стране и принять бой с Джадис.

Фильм «Принц Каспиан»

Следующий фильм из серии «Хроники Нарнии» рассказывает о втором путешествии Сьюзен, Питера, Эдмунда и Люси Певенси в сказочную страну. На этот раз повзрослевших «королей» и «королев» вызывает с помощью волшебного рога принц Каспиан. Он рассказывает прибывшему семейству Певенси о том, что Нарнию захватили жестокие тельмарины. Сьюзен и ее братья понимают, что они обязаны исполнить свой долг и освободить сказочную страну. Однако на этот раз это будет сделать еще сложнее, чем раньше.

Во втором фильме также развивается романтическая линия. Будущему королю Нарнии нравится Сьюзен Певенси, и принц Каспиан даже признается ей в своих чувствах. Но девушку это не останавливает: она дарит другу поцелуй и после выполнения своей миссии возвращается вместе с братьями и Люси в реальный мир.

Фильм «Покоритель зари»

«Хроники Нарнии» были весьма успешным проектом, который приносил хороший доход. Поэтому в 2010 г. был снят третий фильм из этой серии. Но, к сожалению, Сьюзен Певенси не принимала активного участия в развитии сюжета. По сценарию, как, собственно, это написано и в книге Клайва Льюиса, Сьюзен выросла, и теперь ее больше волновали «нейлоновые чулки, губная помада и приглашения в гости». Свои же приключения в Нарнии Сьюзен отныне считала всего лишь игрой. Именно поэтому она навсегда потеряла возможность вернуться в сказочную страну.

Британский писатель, богослов, ученый и поэт Клайв Стейплз Льюис стал известен всему миру благодаря написанному в 1950-1956 гг. циклу романов «Хроники Нарнии». Серия книг популярна и сейчас, но при этом часто подвергается критике. Одним из самых спорных персонажей фэнтезийных книг является Сьюзен Певенси. Ее история, пожалуй, самая непонятная и обсуждаемая как читателями, так и критиками.

Описание персонажа

Итак, Сьюзен является одним из вымышленных персонажей и принадлежит к семье Певенси. По старшинству она вторая после брата Питера, затем идет Эдмунд и малышка Люси. Она родилась в 1928 г. Если обратиться к первоисточнику, то можно в общих чертах узнать о внешности девушки. Сьюзен имеет зеленые с оттенком голубого глаза, длинные каштановые волосы и средний рост. Девушка не обладает какими-либо выдающимися характеристиками и мало чем выделяется среди своих сверстниц.

Характер Сьюзен Певенси противоречив. Она умна, хорошо воспитана, но при этом кажется всем окружающим этакой зазнайкой, самовлюбленной гордячкой. Отчасти эти утверждения находят подтверждение в дальнейшем. В Нарнии Сьюзен прозвали Великодушной. Что касается волшебной атрибутики, то девушка обладает Волшебным Рогом, луком и стрелами. Они были преподнесены ей в дар Отцом Рождества.

Персонаж Сьюзен Певенси в книгах

Сьюзен фигурирует в трех романах К. С. Льюиса, посвященных волшебной стране Нарнии, из семи. Впервые она вместе со своей сестрой и братьями появляется в книге «Лев, колдунья и платяной шкаф», опубликованной в 1950 г. По версии журнала Time она входит в сотню лучших романов, изданных на английском языке. По сюжету всех четверых детей отправляют в глубинку к давнему другу семьи профессору Керку. В один из дней малышка Люси прячется в шкафу и таинственным образом попадает в сказочную страну.

Сьюзен, как и братья, по началу не верит рассказам младшей сестры. После того как дети попадают в Нарнию все вместе девушка пытается образумить остальных и уговаривает их пока не поздно вернуться в Англию. Она скептически относится к происходящему, но при этом готова отдать все, чтобы помочь близким. Спустя 15 лет после церемонии коронации все Певенси возвращаются домой и вновь становятся детьми.

Вторая книга с участием персонажа Сьюзен Певенси - это «Конь и его мальчик». События в ней разворачиваются в момент правления всех четверых повзрослевших детей в Нарнии. В ней девушка отправляется в страну Тархистан. Принц предлагает ей замужество, но Сьюзен отказывается, и он берет ее в плен.

Третья книга - «Принц Каспиан». В ней речь идет о втором путешествии семьи Певенси в Нарнию. Именно в этой книге автор окончательно лишает Сьюзен веры в волшебную страну. Она легко смирилась с тем, что уже целый год жизнь идет своим чередом, не видит Аслана, когда он призывает их. Однако пока девушка еще скрывает свое неверие.

Книга «Последняя битва»

Последняя книга цикла была выпущена в 1956 г. Она описывает конец Нарнии. Дети семьи Певенси уже не являются главными персонажами, а лишь упоминаются в ней. Вся идея книги сводится к противостоянию двух сторон: тех, кто еще верит в Аслана, и тех, кто на стороне самозванца, объявившего себя им. В ней упоминается о том, что Сьюзен предала воспоминания детства. Теперь она изменилась, отказалась надеется и верить и интересуется лишь помадой, чулками и приглашениями в гости. По словам одного из персонажей, Сьюзен всегда выглядит так, будто хочет, как можно скорее стать взрослой. Согласно тексту последней книги серии «Хроники Нарнии» Сьюзен Певенси остается в реальном мире одна, потеряв в железнодорожной катастрофе родителей, братьев и сестренку.

Экранизации книги «Лев, колдунья и платяной шкаф» («Хроники Нарнии»)

Книгу экранизировали дважды. В первый раз это в 1988 г. сделал режиссер Мэрлин Фокс. «Хроники Нарнии: лев колдунья и платяной шкаф» он превратил в мини-сериал, включающий 6 эпизодов. Роль Сьюзен в проекте исполнила английская актриса Софи Кук (на фото выше). Критики встретили сериал прохладно, даже для конца 1980-х - начала 1990-х годов он был сделан топорно.

Вторая и наиболее успешная экранизация принадлежит режиссеру Эндрю Адамсону. В 2005 г. его фильм «Хроники Нарнии: лев, колдунья и платяной шкаф» стал третьим в списке самых кассовых. Англичанка Анна Попплуэлл была утверждена на роль Сьюзен Певенси. Актриса (фото можно увидеть в статье) подобрана более чем удачно. Зритель видит описанные в книге сияющие зеленые глаза и каштановые волосы, а также веснушки, по поводу которых Сью всегда переживала. Анна снималась с 13 до 17 лет, что вполне соответствует экранному и книжному возрасту ее персонажа.

Экранизация книги «Принц Каспиан»

Первая экранизация под названием «Принц Каспиан и плавание на «Покорителе зари» была снята компанией BBC. Мини-сериал выходил на экраны в 1989 -1990 гг. По-прежнему в роли Сьюзен Певенси - актриса Софи Кук.

После успеха первого фильма по книгам Льюиса Эндрю Адамсон решил снят продолжение. В результате в 2008 г. на большие экраны вышел фильм «Хроники Нарнии: Принц Каспиан». В 2008 г. он стал десятым в списке самых кассовых. Актеры главных ролей остались прежними, в том числе и Анна Попплуэлл вновь вернулась к образу Сьюзен.

Мнение критиков

В цикле романов Льюиса прослеживается интересная особенность. Так, младший из братьев Певенси, Эдмунд, развивается снизу вверх, становясь более самоотверженным, честным и храбрым, обретая положительные черты характера. Одновременно автор сверху вниз спускает в глазах читателей образ Сьюзен. О том, что с ней стало в итоге, в книгах ничего не говорится.

«Сьюзен осталась живой в мире людей, но при этом превратилась в довольно самовлюбленную и глупую девушку. Однако у нее еще есть время, чтобы исправиться и, возможно, когда-то она вернется в Нарнию. Хотя даже после всего, что Сьюзен видела, она вполне могла себя убедить, что это «чепуха», - писал в одном из своих писем Льюис. Согласитесь, довольно резкая перемена настроения по отношению к персонажу.

Именно на описании Сьюзен Певенси основываются утверждения о гендерной дискриминации, свойственной книгам Льюиса.

«Наступил момент, когда героиня стала взрослой, теперь она потеряна для Нарнии, потому что ее стала интересовать помада. Она превратилась в неверующую, так как открыла для себя вопросы отношения полов, и это мне абсолютно не нравится», - высказалась о романе писательница Джоан Роулинг (автор книг о Гарри Поттере).

Защитники Льюиса говорят о том, что критика его произведений исходит главным образом от тех, кто не принимает христианство. Сьюзен перестала верить в Нарнию и быть ее другом не из-за помады и чулок. Причина более глубока и основывается на вопросах христианской веры, мировоззрении К. С. Льюиса в этой области.

Глава 1

Сьюзен Певенси восемнадцать лет.

Она изменилась, и это несложно заметить. Она говорит, что всего лишь решила повзрослеть и немножко повеселиться. Ее братья и сестра ей не верят, а мать довольна, что старшая дочь начала проявлять интерес к окружающему миру, и втайне надеется, что Сьюзен завела себе ухажера.

По утрам Сьюзен всегда просыпается рано, чтобы первой успеть в душ. Она незаметно берет у матери из сумочки косметику и подводит глаза и губы, пудрит нос и красит ресницы. Завивка волос занимает у нее кучу времени, а ведь нужно еще сколоть локоны в соответствующую прическу и надеть школьную форму. Она торопится, чтобы не опоздать на поезд, и молчит, не заговаривая ни с братьями, ни с сестрой. На станции Сьюзен становится одной из тех хихикающих и щебечущих школьниц, что ловят взгляды симпатичных парней перед началом уроков.

По выходным дням в доме Певенси царит тишина. Сьюзен никогда не бывает дома, и Люси потерянно бродит по пустым комнатам. Питер и Эдмунд играют в шахматы или читают, но Люси не испытывает интереса ни к книжкам, ни к игре. Она проскальзывает в комнату сестры, чихает от запаха духов и лака для волос, и трогает вечерние платья и другие наряды, разложенные на кровати.

Сьюзен закуривает свою первую сигарету на вечеринке. Она кашляет, но затягивается еще раз, показывая своим подругам, что она уже не ребенок. В ее понимании сигареты – признак дурной женщины. Но сейчас курят почти все, и она выгребла монетки из кармана и тоже купила себе пачку. Ее ярко-алая помада оставляет след на сигаретном фильтре.

Алой помадой перепачканы и губы темноволосого мальчика, с которым она танцует. Он пахнет зубной пастой, совершенно не так, как другой темноволосый мальчик, которого она когда-то целовала.

Тот пах грубой кожей доспеха и еще яблоками. Но с другой стороны, он ведь был суровым смелым Принцем. Воспоминания заставляют ее поджать губы, и она наносит еще один слой помады, прежде чем покинуть дамскую комнату.

Юноша ждет ее. Сьюзен позволяет ему взять себя за руку. Она позволяет ему увести себя с танцплощадки. Она позволяет ему шептать ей на ухо. Она даже позволяет ему увлечь себя в укромный угол. Он касается ее кожи и целует ее, и это все совершенно некстати. Румянец на ее щеках густо красный, как и его руки, неловко шарящие по ее груди и бедрам.

Сьюзен неприятно, что он тискает ее и прижимается к ней. Его поцелуи мокрые. Он неопытен и перевозбужден. Но она позволяет ему немножко удовольствия, а по пути домой рассказывает своим подругам пикантные подробности. В их глазах она видит зависть. Иметь такой успех, так смело вести себя с симпатичным незнакомцем – это восхитительно. Тихая вежливая Сьюзен заткнула их всех за пояс.

Сьюзен Певенси двадцать лет.

За ней ухаживает привлекательный мужчина, Гарри Холлэйс, сын преуспевающего банкира. Их отцы почти невредимыми вернулись с войны, и ведут вместе какие-то важные дела. Гарри высок, хорошо сложен, у него волосы цвета солнца и изумрудные глаза. У Гарри есть три неоспоримых достоинства: он остроумен, галантен и по уши в нее влюблен.

Теперь в ее комнате нет никаких девчачьих штучек. Сьюзен хочет быть милой молодой леди, и чтоб был свой собственный туалетный столик и кружевные занавески. Она прогоняет Люси всякий раз, когда та заглядывает в дверь. У нее нет времени ни для игр с младшей сестренкой и братом, ни для болтовни о всяких пустяках, о глупых сказках и дурацких мечтах. Люси протестует. Они страшно, безобразно ссорятся, и только Питеру не без помощи Эдмунда удается их утихомирить. Теперь Сьюзен ненавидит дом, в котором живет, и не упускает случая напомнить всем, что переедет, как только Гарри сделает ей предложение.

Она говорит Люси, что не пригласит ее к себе в гости, пока та не вырастет.

Сьюзен наводит порядок в шкафу, освобождая место для новых платьев. Она намеревается покупать новые наряды, чтобы всегда выглядеть свежо и ново - пока Гарри, наконец, не решится. На дне шкафа она находит пыльную тетрадку. Это ее дневник. Точнее, это когда-то был ее дневник. Она берет его в руки неуверенно, как вещь, однажды виденную во сне. Какой у нее был ужасный почерк, замечает она с улыбкой. Улыбка медленно гаснет, когда Сьюзен читает то, что записала когда-то.

Там говорится о стране, где животные разговаривают, где в вихре снежинок правят колдуньи с золотыми жезлами, а львиный рык наполняет сердце весельем или страхом. О прекрасной Королеве с темными волосами почти до пят, влюбившейся в Принца, и сбежавшей от него, обнаружив, как он жесток на самом деле. О девушке, вернувшейся обратно, чтобы повстречать другого Принца. Принца, которого ей суждено было полюбить.

Сьюзен удивляется одинокой слезе, скатившейся по ее гладкой бледной щеке, и беспокоится за макияж. Спустя минуту она сидит за своим туалетным столиком, прижав тетрадь к груди, и плачет навзрыд.

Сьюзен Певенси двадцать один год.

Она сидит рядом с Гарри в больничном морге. Он сжимает ее влажную ледяную руку. В другое время ей был бы неловко, но только не этим вечером. Не в этой облезлой, дурно пахнущей комнате. Каталки и носилки проплывают мимо нескончаемой чередой, и Сьюзен уже готова закричать, когда перед ней появляется врач в белом халате. Он называет ее по имени, она кивает. Она не может вымолвить ни слова. Она судорожно стискивает ладонь Гарри, когда врач опускает голову, выражая свое соболезнование.

У Сьюзен строгое застывшее лицо. Она стоит у дверей похоронного бюро и встречает своих родственников. Гарри стоит рядом, не прикасаясь к ней. Она не желает, чтобы к ней прикасались.
Они гладят ее по плечу и жмут руку. Некоторые, кто знает ее чуть ближе, обнимают ее. Женщины плачут, утирая глаза платками, а мужчины мрачнеют при виде пяти гробов. Внутри у Сьюзен все кричит о том, что их должно быть шесть. Священник начинает панихиду и упоминает ее имя. Она качает головой. Она не может говорить.

На кладбище она застывает у гроба своей младшей, единственной сестры. Рукой, затянутой в перчатку, касается чудесного букета цветов и гладкой поверхности закрытой крышки. Перед глазами встает лицо Люси, и горечь поднимается к ее горлу, и жгучие слезы потоком льются из глаз, и Сьюзен ничего не может с этим поделать. Она бьется в конвульсиях возле могилы. Она судорожно обнимает гроб, ее отчаянный вопль нарушает сумрачный покой надгробных плит.

В Нарнии поезда не сходят с рельс, горько думает она, когда рыдания начинают стихать. Люди не умирают таким ужасным, жестоким образом. Тогда бы рыкнули львы, и дохнули бы теплым воздухом, и деревья согнулись бы и затрепетали. И люди бы ожили. Капли целебного бальзама вылечили бы любую рану, любую хворь. Он отослал их прочь, и с ними стряслось страшное.

Сьюзен думает о том, что носила бы шубу из шкуры льва.

Сьюзен Певенси тридцать лет.

Ее муж молча стоит у окна и смотрит на улицу, руки скрещены на груди, лицо ничего не выражает. Гарри все еще красив, но постарел, щетина на подбородке и виски седые. Она наблюдает за ним с дивана. Она сидит, стиснув руки на коленях, и мнет подол нежно-желтого платья.
Гарри вздыхает и поворачивается к ней. Он смущен. К сожалению, в университете не учат словам, что муж должен сказать жене, узнав, что их первый ребенок не родится. Так и не произнеся ни слова, он отворачивается обратно к окну. Что-то обрывается у Сьюзен внутри, и ее захлестывает удушливая волна стыда. Ее муж разочарован в ней.

А почему бы и нет?

И все же Сьюзен хочется, чтобы он обнял ее и успокоил. Она хочет, чтобы Гарри уговорил ее не печалиться, что они будут пытаться еще и еще. Больше всего ей хочется, чтобы он сказал, что это не ее вина.

Гарри молчит.

И Сьюзен остается в их гостиной одна. Одиночество, вдруг охватившее ее, гораздо больше и сильнее того, что она может вытерпеть. Когда растешь в большой семье, привыкаешь к компании. Ее братьев и сестры больше нет, они бросили ее, и Сьюзен не в силах вынести это чувство. Она размышляет о том, что если бы все было иначе, осталась бы она там, и стала бы Королевой во второй раз?

Сьюзен ругает себя за детские мысли. Вытирая слезы, она идет на кухню заваривать чай.

Сьюзен Певенси тридцать пять лет.

Она лежит в постели в объятиях мужа, счастливо вздыхая, когда он целует ее. Гарри говорит ей, как сильно любит ее. Его сильные руки гладят ее округлый живот. Она на восьмом месяце беременности. Чувство потери давно ушло. Ее успех растет в ней, и она улыбается, засыпая.

Ей снятся жуткие твари и рыдающие дети. Кровавые реки затопили лес, и огромные следы большой кошки видны в грязи возле мертвых тел. Ее пугают эти следы, и ей кажется, что вот-вот она узнает, чьи это тела. Сьюзен просыпается в ужасе, но пытается снова заснуть. Внезапно ей хочется в туалет, но когда она встает с кровати на пол, жуткая боль пронзает спину, и она падает.

Гарри немедленно везет ее в больницу, но уже ничего нельзя сделать.

Ее успех кровью стекает по ногам и собирается лужицей вокруг ступней.

Сьюзен Певенси пятьдесят лет.

Она вдова.

Гарри лежит под скромным гранитным надгробием в тенистом уголке красивого кладбища. Она навещает его через день, принося букеты полевых цветов, что растут за их домом. Его смерть не причинила ей такой боли, как смерть ее родных. Иногда ей ужасно стыдно из-за этого. Иногда – нет. Это было довольно тяжело и неприятно – заботиться о нем в последние дни его болезни, и Сьюзен уверена, что он бы с ней согласился. Он всегда был достаточно гордым человеком.

Ее волосы начинают седеть. Она коротко стрижется. Она больше не носит милые коротенькие платья и юбки, ведь они слишком легкомысленны и слишком коротки. Теперь в ее гардеробе лишь трикотажные брюки и джинсовые пиджаки. В нарядах нет нужды, ведь больше не будет ни поклонников, ни вечеринок.

Поздним вечером Сьюзен сидит в гостиной перед истошно орущим телевизором. Она читает и перечитывает свой старый дневник с улыбкой, той улыбкой, с которой вспоминают давно минувшее. Теперь уже можно подумать о том, что раньше казалось таким неразумным. Она уже не девушка на выданье, которой нужно производить впечатление, да и гостей, которых надо развлекать, нет, и не будет.

Жизнь дает Сьюзен Певенси передышку.
И она использует ее.

Вот и настало время признать, какой дурочкой она была. Настало время сожалеть о прошлом и время горевать по братьям, а особенно по своей милой сестренке. По Люси она тоскует больше всего, хотя, конечно, она по всем ним скучает. Ничто не сравнится с сестринской любовью, и ничем ее не заменить.

Когда Сьюзен закрывает замусоленную тетрадь, уже очень поздно. Она укладывается спать. Она забирается под одеяло, ощущая себя старой и больной, и внезапно думает о том, когда же настанет ее черед. Слишком многие ушли раньше нее. В конце концов, она хотела бы присоединиться к ним: в этом она уверена. Она больше не хочет шубы из львиного меха, хотя, думает она с улыбкой, с удовольствием зарылась бы пальцами в его роскошную гриву еще один единственный раз. Ее глаза закрываются, и она проваливается в сон.

***
Сьюзен Певенси семьдесят пять лет.

Она не знает, как попала в больницу, придя в себя в ярко освещенной белой комнате, пахнущей странно и неестественно. Она не помнит ни этих трубочек в носу, ни игл в венах, но, тем не менее, они есть. Заходит врач, молодая скромная женщина в прямоугольных очках. Она улыбается и объясняет, что делают приборы. Они поддерживают в ней жизнь.

Сьюзен качает головой и прикасается трясущимися пальцами к руке врача. Она не может произнести ни слова, но знает, что способна говорить глазами красноречивее всех слов. Ее взгляд усмирял гнев старшего брата, успокаивал безутешную младшую сестру и заставлял мужчин становиться на колени. Она может повелевать одним лишь взглядом. Врач понимает ее немую просьбу, но отвечает отказом. Отведя глаза, врач покидает палату.

Сьюзен закрывает глаза. Приборы – они, в конце концов, всего лишь приборы.

Сьюзен Певенси семьдесят пять, когда она уходит.

Но ей вновь восемнадцать, когда она оказывается в очень знакомом месте.

Стрельчатые арки задрапированы шелком и бархатом глубокого красного и золотисто-желтого цвета. Ткань спадает на пол подобно водопаду. На возвышении стоят четыре трона, и лишь один из них свободен.

Питер приветствует ее первым. Он ничуть не изменился с того дня, когда она видела его в последний раз, хотя выглядит немного усталым. Он целует ее в обе щеки и лоб как старший брат, которым он всегда был. Ни один из них не произносит ни слова. Она крепко обнимает его. Так много времени прошло, но это уже не имеет значения.

Эдмунд - следующий. Он неуверенно улыбается, и затем бросается к ней. Она гладит его по голове, которая теперь намного выше ее собственной. Сьюзен усмехается и говорит ему, что он вытянулся, и предупреждает Питера, что Эд собирается его перерасти. Они смеются.

Теперь к ней приближается Люси, и Сьюзен обнаруживает, что плачет, глядя на сестру. Она хочет попросить прощения за то, что была такой глупой, но знает, что слова не нужны. Люси Отважная поняла все задолго до нее самой, и сестры счастливо всхлипывают в объятиях друг друга.

Он появляется последним, словно неожиданный гость на одной из ее вечеринок. Плащ развевается за спиной, и корона мерцает в золотом свете. Она смотрит на него поверх плеча сестры, и его глаза вспыхивают радостью.

Она сразу узнает Принца. Конечно, она прекрасно знает его имя, но для нее он всегда будет Принцем. В изумлении она выпрямляется.

Каспиан берет ее за руку и целует костяшки пальцев. Поцелуй почти невесомый, но она удивленно замирает. Сильное, не испытанное ни разу в жизни чувство пронзает ее с головы до пят.

Все было так, как должно было быть.

Лев смотрит и улыбается из угла.

Сьюзен Певенси восемнадцать лет.

Вы наверняка помните эту девушку - храбрую Сьюзен Певенси из экранизации серии приключенческих книг "Хроники Нарнии" .
Британскую актрису Анну Попплуэлл всегда тянуло к фантастическим фильмам: в 2000 году она пробовалась на роль волшебницы Гермионы Грейнджер , однако здесь ее обошла Эмма Уотсон . Но юная Анна не отчаивалась и в 2005 году обошла более 2500 детей, чтобы получить роль Сьюзен - средней сестры из семейства Певенси , оказавшейся в Нарнии . Несмотря на этот яркий образ, до сих пор об актрисе известно немного. В день ее двадцатипятилетия мы расскажем наиболее интересные детали из ее жизни.

За плечами у Анны богатое театральное прошлое: уже с четырех лет она занималась в в детском сценическом кружке. По ее признанию, будущая звезда "Хроник Нарнии" оказалась там потому, что только он работал летом и подходил для ее возраста. В шесть лет актриса начала учиться в лондонской школе драматических искусств.

«Сьюзан - моя любимая роль. Я очень люблю книгу „Хроники Нарнии“, а
потому сняться в экранизации - это все, о чем я могла мечтать
», - признается Анна . Многолетние съемки в кино стали очень важной частью жизни актрисы: она дважды заводила на съемочной площадке романтические отношения (вначале с Ульиямом Моусли , а позже - с Скандаром Кейнсом ), а однажды из-за маленького по размеру костюма даже сидела на диете.

Выпускной бал актрисы пришелся на 2007 год - как раз в разгар съемок картины «Хроники Нарнии: Принц Каспиан» . Анна отпросилась у режиссера фильма Эндрю Эдамсона на один день, чтобы слетать со съёмочной площадки на это важное торжество. Между рейсами из Праги в Лондон и обратно у неё было время
только на то, чтобы приехать в школу, переодеться в бальное платье и двадцать минут потанцевать с одноклассниками.

Анна дружит с британским дизайнером Эллиотом Джеймсом Фризом - видным представителем английской индустрии моды. В сентябре 2010 года актриса приняла участие в показе весенней коллекции его одноименного бренда на London Fashion Week.

В 2007 году, после окончания школы актриса поступила в колледж Магдалены в Оксфорде, где начала изучать литературу. Примечательно, что автор всей серии книг "Хроники Нарнии" Клайв Льюис сам когда-то учился здесь. Проявить свои актерские способности Анне удалось даже во время учебы - она сыграла леди Макбет на сцене оксфордского студенческого театра в одноименной пьесе.

В интервью изданию "Cosmopolitan" Анна призналась, что старомодна в плане Интернета - у нее нет ни одной страницы в социальных сетях, и гораздо большее удовольствие она получает, когда отправляет настоящие открытки по почте. По словам актрисы, она не хочет оставлять в Twitter"е "кусочки души".

Сейчас актриса работает в Голливуде на съемках набирающего популярность исторического сериала "Царство" , который посвящен жизни легендарной шотландской королевы Марии Стюарт . Пожелаем актрисе удачи как в этом проекте, так и во всех последующих!

Тех, кто подумал, будто я сейчас наконец-то начну критиковать "Гарри Поттера", я попросил бы расслабиться и переключиться на другой информационный ресурс. Этого от меня никогда не дождутся ни поклонники Медведевой - Шишовой, ни поклонники Даниила Сысоева, ни читатели "Антимодернизма точка ру". Речь пойдёт о вещах, никакого отношения к Поттериане не имеющих. О публичных высказываниях Джоанн, которые лично меня задели за живое.

Джоанн Роулинг

"Википедия" приводит такое высказывание "мамы Гарри Поттера": "Наступает момент, когда Сьюзен, которая стала взрослой девочкой, уже потеряна для Нарнии, потому что она заинтересовалась помадой. Она стала неверующей, потому что открыла для себя вопросы пола, и мне это совершенно не нравится."

Для тех, кто не понял - это о "Хрониках Нарнии" Клайва Льюиса. "Википедия" делает вывод, что Роулинг обвиняет Льюиса в дискриминации женщин. Я бы из этой фразы такого вывода не стал бы делать. Но и сама по себе она вызывает желание поспорить.

Первое. "Сьюзен стала взрослой девочкой". А Люси не стала? Напротив, никто иной, как Аслан, свидетельствует в пятой части "Хроник": "Вы слишком выросли, дети. И должны, наконец, войти в свой собственный мир". В Нарнию, по словам Аслана, ни Люси, ни её брат Эдмунд больше не вернутся. При этом Аслан нисколько не считает, что процесс взросления для Люси будет сопряжён с утратой веры. Напротив: "Я буду учить вас этому всю жизнь... Я умею строить мосты". Почему же Аслан столь "жестоко" отсылает прежних королей прочь из Нарнии? Потому, что дети действительно выросли. Их вера должна стать более серьёзной и более осмысленной. Любимые сказки надо поцеловать и оставить в прошлом с чувством благодарности за то, чему они нас научили. И идти дальше - к истине, которая за этими сказками проступает.

"- Неужели ты бываешь и у нас? - спросил Эдмунд.
- Конечно, - сказал Аслан. - Только там я зовусь иначе. Учитесь узнавать меня и под другим именем. Для этого вы и бывали в Нарнии. После того, как вы узнали меня здесь, вам будет легче узнать меня там
" (выделено мной - М.М.).

Аслан и Каспиан прощаются с Люси и Эдмундом

То есть, Нарния была показана детям из семьи Пэвенси, чтобы укрепить их в христианской вере, которая, видимо, была не шибко в чести у их родителей (иначе они узнали бы параллели с Библией в своих приключениях). Подозреваю, что и Сьюзен было сказано нечто подобное - Аслан беседовал с ней и Питером в финале "Принца Каспиана" и точно так же сказал, что они в Нарнию больше не вернутся. А раз так - то вина Сьюзен отнюдь не в том, что она открыла для себя вопросы пола. В конце концов, и в Нарнии люди женились, выходили замуж, рожали детей, но от этого не предавали Аслана. Вина Сьюзен в том, что она не пожелала двигаться в том направлении, которое для неё наметили Льюис и Аслан. Она слишком увлеклась материальным и преходящим, забыв, что предназначение человека - независимо от пола - совершенно не в этом. И именно за это её осуждает Льюис (устами Полли).

Аслан и Сьюзен

Кстати, Полли успешно не только повзрослела, но и состарилась. И приобрела необходимую мудрость. И именно её Льюис в итоге делает рупором своих собственных оценок. А значит, дело тут вовсе не в пресловутых "вопросах пола".

Смысл отступничества Сьюзен - в том, что человек бесконечно пластичен. А. Кураев сформулировал это так: "И великий может пасть, и падший может подняться". Падение Сьюзен перекликается с падением Апостола Петра в ночь Гефсиманского борения - все ли помнят, как Пётр трижды отрёкся от Христа во дворце Каиафы? Трижды! И тем не менее, был помилован и стал в итоге "первоверховным Апостолом". Почему? Потому что раскаялся. Евангелие описывает это так: "Изшед вон, плакася горько".

Апостол Пётр

И вот тут уже встаёт вопрос о пресловутом "унижении женщины". Почему в качестве "падшего великого" Льюис избрал именно женский персонаж? Именно Сьюзен? Роулинг, как феминистку, этот вопрос, безусловно, волнует. Но она в данном случае явно перестраховывается. Никакой женофобией Льюис не страдает, хотя в трёх из семи "Хроник Нарнии" силы зла персонифицированы у него в образе "белой колдуньи" Джадис. Да, Сьюзен изменила своей "первой любви", она пала, отринув веру своей ранней юности - но ведь такое же, и даже худшее, предательство совершил и Эдмунд во второй части.

Сьюзен на троне.

И она же - навсегда покинувшая Нарнию

Мне скажут: Эдмунд покаялся. Да, в отличие от Эдмунда, покаяния Сьюзен Льюис нам не показывает. Но кто сказал, что это покаяние для неё закрыто? Питер, Эдмунд и Люси гибнут в железнодорожной катастрофе, чтобы... очнуться в Царстве Божием, где встречают сперва Аслана, а после Аслан трансформируется на их глазах в Христа. Сьюзен не погибла вместе с ними. Её жизнь в нашем мире продолжается - а пока есть жизнь, есть надежда. Льюис это недвусмысленно продемонстрировал примерами Эдмунда, Юстеса, Рилиана... К тому же на страницах "Хроник" мы встречаем достаточно прекрасных женских образов, которые во многих отношениях стоят выше своих современников мужского пола. Достаточно сказать, что именно Люси открыла Нарнию, что Люси единственная, кто сохранил веру в Аслана в "Принце Каспиане", что Полли до последнего удерживала Диггори от рокового удара в гонг, пробудившего к жизни Джадис. Вспомнить Аравиту из "Коня и его мальчика". И на этом тему "принижения женщины" в "Хрониках Нарнии" закрыть.