Пост – это воздержание от некоторых видов пищи с целью воссоединения с Богом, поэтому в такое время предполагаются не только ограничения продуктов, но и отказ от внешних впечатлений и удовольствий.

Правильное питание в пост: суть и особенности ^

Суть соблюдения поста заключается в воздержании от всего, что может приносить удовольствие: гуляний, праздничных посиделок и, конечно же, от определенных продуктов. Когда люди только собираются поститься, их очень часто интересует вопрос: что нельзя есть в пост?

  • Прежде всего, под строгим запретом находятся белки животного происхождения, которые содержатся в мясе и мясных продуктах, рыбе, птице, яйцах.
  • Нельзя употреблять сыры, сметану, кефир, йогурт и прочие молочные продукты, а также молочный шоколад, макароны, белый хлеб и алкоголь.

По сути, питание в дни поста полностью исключает любую белковую пищу, однако в нестрогие дни разрешается есть рыбу и растительные масла, в которых присутствуют преимущественно жиры.

Теперь подробнее о том, что можно кушать в пост:

  • Любые овощи и фрукты;
  • Бобовые;
  • Каши;
  • Кондитерские и хлебобулочные изделия, приготовленные без яиц и молочных продуктов;
  • Орехи;

Правила питания в пост

Недостаточно просто узнать, что можно есть в пост, важно еще и соблюдать некоторые правила приема пищи:

  • Нельзя переедать, даже если это будут разрешенные продукты, иначе теряется вся суть поста;
  • Нужно отказаться от всех плотских утех, т.к. духовные ограничения имеют большое значение;
  • Самыми строгими считаются первые и последние недели Великого Православного поста, когда можно есть сухарики, кутью, и пить воду. В первый день – только вода.

Что можно и нельзя кушать: примерное меню ^

Что можно в строгий пост

Самым строгим постом считается Великий: его длительность составляет 40 дней, в течение которых человеку необходимо воздерживаться от просмотра развлекательных программ и посещения подобных мероприятий, а также соблюдать следующие правила:

  • В первый день поста и в пятницу запрещается любая еда;
  • В первую и последнюю седмицу можно кушать овощи, фрукты и хлеб, а пить – воду;
  • В остальное время разрешается есть мед, орехи, мармелад и любую пищу растительного происхождения.

Пост в среду и пятницу: что можно есть

Многие люди предпочитают поститься по средам и пятницам в течение года: в эти дни разрешаются небольшие послабления в пище, если они не приходятся на период других постов.

Что можно есть во время поста по средам и пятницам:

  • Рыбу;
  • Растительные масла;
  • Фрукты и овощи.

Можно ли в пост есть сахар

Несмотря на то, что в составе сахара присутствует альбумин, его употребление в пост церковью не возбраняется. Какие еще сладости разрешены:

  • Горький (черный) шоколад – тот, в котором нет молока и начинки с использованием запрещенных ингредиентов. На основе черного шоколада изготавливается много вкусностей – и миндаль в шоколадной глазури, и паста с использованием соевого молока, и глазированное печенье;
  • Сухофрукты – все без исключения. Изобилие предложений способно удовлетворить любой гастрономический вкус. Хотите еще слаще? Чернослив в горьком шоколаде – для настоящих гурманов;
  • Козинаки – любые орешки, спрессованные с использование патоки, сахара или меда. Самодельные козинаки следует готовить без сливочного масла;
  • Мармелад, зефир, пастила, желе на пектине. Желатин изготавливается из животного коллагена, который содержится в костях, хрящах, сухожилиях, а пектин имеет растительное происхождение. Самый популярный из пектинов – яблочный;
  • Мед принято считать постным продуктом, ведь он – продукт производства насекомых и не содержит животных белков или жиров. Для некоторых именно мед становится единственным утешением в это трудное время духовных и телесных ограничений.

Когда в пост можно есть рыбу

Рыба находится в списке запретных продуктов, за исключением следующих случаев:

  • Петров пост: во вторник, четверг и выходные дни;
  • Успенский пост: только в праздник Преображения Господня;
  • Рождественский пост: по выходным дням, т.е. в субботу и воскресенье;
  • Великий пост: на праздник Благовещенья Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье.

Можно ли есть растительное масло в пост

Растительное масло является одним из основных продуктов, входящих в список разрешенных: с его добавлением готовят овощные блюда, к грибам и в выпечку. Есть только несколько дней, когда оно запрещено:

  • Понедельник: сухоядение соблюдается в честь ангельских сил;
  • Среда: в память предательства Спасителя;
  • Пятница: в знак скорби о распятии Христа.

Можно ли кушать мед в пост

Мед не относится к продуктам растительного происхождения, но современной церковью он разрешается к употреблению. Против этого выступают лишь старообрядцы и некоторые монахи, однако в большинстве случаев священнослужители не исключают его из своего рациона. Какой мед лучше выбрать:

  • Гречишный: содержит множество аминокислот и витаминов;
  • Акациевый или липовый.

Можно ли есть хлеб в пост

  • Во время поста употребление данного продукта разрешается только в том случае, если в нем нет растительных масел, яиц и молока.
  • Под запретом в таком случае находится белый хлеб и любые другие его разновидности, если при их приготовлении использовались ингредиенты, входящие в список ограничений.

Можно ли в пост кушать сладкое

  • Сладости во время соблюдения поста разрешаются, однако кушать их нужно в умеренных количествах.
  • К употреблению допускается постный шоколад, цукаты, сухофрукты, орехи в шоколаде, карамель, леденцы, шоколадный грильяж.

Православный пост: как питаться мирянам

Календарь правильного питания в дни Великого поста выглядит так:

  • Страстная пятница: ничего нельзя есть до выноса плащаницы;
  • Лазарева суббота: можно съесть немного рыбной икры;
  • Вербное воскресенье: к икре разрешено добавить рыбу;
  • Благовещенье: все разрешенные продукты, а также рыба.

Примерное меню в строгие дни поста:

  • Завтракаем чаем с ломтиком черного хлеба, съедаем порцию каши;
  • Обедаем овощным салатом и постным супом;
  • На полдник пьем компот, кушаем фрукты;
  • Ужинаем тушеными овощами.

Какую роль играет питание во время поста ^

По мнению церковных священнослужителей, соблюдение всех пищевых запретов во время постов является второстепенным: прежде всего, человеку необходимо очиститься духовно и пытаться найти путь к Богу.

Именно поэтому поститься нужно не ради модных тенденций или очищения организма, которое происходит благодаря постам, а для того, чтобы получить духовное просветление. Без истинной веры в Бога и соблюдения Заповедей вся суть постов теряется.

Восточный гороскоп на февраль

Великий пост - самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

«Что такое Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил; дар – поистине драгоценный для всех ищущих спасение, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям» - говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Великий пост - самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).

Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.

Великому посту предшествуют три недели, в течение которых святая Церковь начинает духовно подготавливаться к нему. Первая подготовительная неделя – “Неделя мытаря и фарисея” – называется “сплошной седмицей”, потому что на ней нет поста на трапезе.

В воскресенье во время Литургии читается Евангелие “О мытаре и фарисее” (Лк. 18, 10-14). Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых пост будет бесплоден. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется молитва, которую слушают, преклонив колени: “Покаяния отверзи мне двери...”

Во вторую подготовительную неделю – “Неделю о блудном сыне” , среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия “О блудном сыне” (Лк. 15, 11-32), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие.

В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136-й псалом: “На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом...” Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию.

Третья подготовительная неделя называется “мясопустною”, или “сырною”, а по народному – “масленица”. В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины. Воскресенье “мясопустной недели”, соответственно евангельскому чтению, носит название “Неделя о Страшном суде” (Мф. 25. 31-46). Этим чтение Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется “сыропустом”: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов.

На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Мф. 6, 14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ.

Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть “ .

Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью.
Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.

По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров.
В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла.

Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу.

Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.

ОСОБЕННОСТЬ ВЕЛИКОПОСТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ – совершение литургий только по субботам и воскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров.

Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье.

В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего...”, которую все молящиеся совершают с земными поклонами.

Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.

В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение “колива” (отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В это день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников.

Неделя вторая чествует память святителя Григория Паламы. Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете.

Неделя третья Великого поста – Крестопоклонная. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на середину храма. Следующая за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины.

Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, автора “Лествицы”.
В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской.
В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов.

Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобной Марии Египетской.

Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей.

Неделя шестая Великого поста называется “Неделей ваий”, в просторечии – вербным воскресеньем” (или Цветоносным), и празднуется “Вход Господень в Иерусалим”. Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим.

Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках “знамение победы” – цветущие вербы с возжжеными свечами.

После Вербного воскресенья наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на Кресте. Пост на этой седмицы, как и на первой, строгий (то есть без масла).

А в Великую Пятницу – в день всеобщей скорби о распятом Спасителе – принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Господа, то есть особого покрывала с изображением Христа, лежащего во гробе. Каждый день седмицы имеет название – Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В эту неделю верующие начинают готовиться к Пасхе и стараются чаще посещать храм.

В Великий Понедельник Церковь вспоминает иссушение бесплодной смоковницы, у которой Иисус Христос не нашел истинного плода, обличил ее и проклял.

Эта смоковница изображает не только сонмище иудейское, но также и всякую душу, не приносящую плода покаяния.

Кроме повествования об иссушении смоковницы, читается Евангелие с притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, а потом и его сына.

Притча изображает ожесточение иудеев, избивавших прежде пророков, а потом распявших и Сына Божия, пришедшего на землю. Этой притчей Церковь поучает нас не уподобляться этим виноградарям, дерзостно нарушая заповеди апостольские и Господни и тем самым продолжая распинать Сына Божия своими грехами.

Свое содержание церковная служба Великого Вторника заимствует из притч о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в Великий Понедельник повествования о Втором пришествии Христовом.

Этими воспоминаниями Святая Церковь учит верующих духовному бодрствованию, особенно необходимому в дни сопереживания страданиям Господа за нас; притча о талантах побуждает к употреблению дарованных нам способностей и сил на служение Господу, особенно делами милосердия, которые Он принимает как личную заслугу Себе Самому: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф. 25, 40).

В Великую Среду прославляется жена-грешница, не пожалевшая для Господа драгоценного мира, и порицается сребролюбие и предательство Иуды.

Из всех дней последней седмицы особенно выделяется Великий Четверток .

Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи.

На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая учениками, сказал:приимите, ядите: сие есть Тело мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф. 26, 26-28). Так впервые Иисус Христос Сам установил таинство Причащения. Великий Четверг также называют еще “Чистым” – в этот день христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней.

В Великий Четверток вечером в храме совершается “Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа”. Верующие назидаются слушанием полной евангельской истории Страстей Христовых, извлеченной из четырех Евангелий и разделенных на 12 чтений.

В Святой и Великий Пяток литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы. Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте.

В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон “О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы”. Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
(В этот день разрешается вкушать пищу только после окончании чина погребения Плащаницы Господа.)

Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования.

На вечерне читаются 15 паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу Христу. В Древней Церкви во время чтения паремий Великой Субботы совершалось таинство Крещения для того, чтобы готовившиеся стать христианами могли вкусить пасхальной радости вместе с верными.

После чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое.
По окончании литургии до начала полунощницы освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.

Заканчивается Страстная седмица торжественным празднованием Пасхи – Светлого Христова Воскресения. Воскресение из мертвых Иисуса Христа во плоти – прообраз всеобщего воскресения из мертвых всех людей в день Страшного Суда и обетование жизни вечной, уготованной Богом праведникам.

Это праздник для тех, кто, исполняя заповеди Христовы, в земной своей жизни сораспинается со Христом, ведя духовную брань со страстями и грехом. Великий пост является путем ко дню Светлого Христова Воскресения и несет в себе смысл сораспятия и совоскресения нас со Христом. опубликовано

Великий пост в 2019 году проходит с 11 марта по 27 апреля , знаменуя собой кардинальные изменения в рационе питания всех верующих. Великий пост является одним из самых строгих постов в церковном календаре, начинаясь за семь недель до Пасхи и продолжаясь 48 дней. Он состоит из Четырехдесятницы, символизирующей голодание Христа в пустыне на протяжении 40 дней, и Страстной седмицы, напоминающей о последних днях жизни Христа, его распятии и воскрешении.

В Великий Пост запрещено употреблять продукты животного происхождения, включая мясо, яйца и молоко, а также продукты, изготовленные с использованием яиц и молока. Например, торты, пирожные, печенье, выпечка из сдобного теста - все это под запретом. Употребление рыбы и растительного масла разрешено лишь по определенным дням, тогда как включение в рацион питания морепродуктов, таких как кальмары, креветки или мидии, не возбраняется. К разрешенным продуктам относятся овощи, фрукты, крупы, бобовые, грибы, орехи, сухофрукты, мед, сахар, халва, горький шоколад и соусы, включая постный майонез. В рацион питания также можно включить макароны, в составе которых нет яиц, и хлеб, изготовленный без использования молока и яиц. Не стоит забывать про домашние консервации, которые позволят разнообразить постное меню в определенные дни, и про зелень, которая может сделать вкус блюд постных блюд более выраженным. Если вы не представляете свою жизнь без молока, настоящей «палочкой-выручалочкой» для вас могут стать соевое или кокосовое молоко.

Стоит отметить, что поститься - совершенно не означает голодать, и если рационально продумать свой рацион питания, голодным вы точно не останетесь. Необходимо также помнить о том, что постный стол представляет собой лишь часть поста, тогда как первостепенным моментом являются концентрация на молитвах, посещение храма, добрые дела, отказ от дурных помыслов и развлечений, прощение обид и благожелательное отношение к окружающим. Если соблюдать все эти правила, ограничения в питании пойдут на пользу как телу, так и душе.

Итак, рассмотрим подробнее питание по дням в Великий пост в 2019 году. Первая и последняя недели поста являются самыми строгими - в эти дни на рацион питания накладываются особо жесткие ограничения. В Чистый понедельник - первый день Великого поста - принято полностью воздерживаться от употребления пищи, тогда как во вторник разрешаются только хлеб и вода. В остальные дни первой недели следует придерживаться сухоядения и употреблять продукты исключительно в сыром виде один раз в сутки - это могут быть фрукты, овощи, орехи или зелень. В субботу и воскресенье первой неделе можно употреблять горячую пищу с маслом, например, каши, постные супы , тушеные овощи или жареные грибы. В эти дни допустим двухразовый прием пищи. В воскресенье можно позволить себе небольшое количество красного вина - оно должно быть натуральным и не содержать спирта и сахара. Желательно развести его горячей водой, а лучше и вовсе воздержаться от вина.

В понедельник, среду и пятницу каждой последующей недели Великого поста, кроме последней, предписывается сухоядение, при этом есть разрешается только один раз в сутки в дневное время. Во вторник и четверг тех же пяти недель позволительна горячая пища один раз в вечернее время, однако готовить ее необходимо без добавления масла. Например, это могут быть вареные или запеченные овощи. Так, приятным дополнением к вашему рациону могут стать приготовленные в духовке морковь или тыква, дополненные медом, орехами и сухофруктами. По выходным постящихся снова ожидают послабления - можно увеличить количество приемов пищи до двух раз в день и употреблять горячую пищу с добавлением растительного масла. Так, тушеная капуста, картофельные котлеты, овощной суп, лобио из фасоли, овощное рагу или картофель, жаренный с грибами и луком, прекрасные постные вторые блюда . Употребление рыбы допускается на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы , который в этот раз приходится на 25 марта , и в Вербное воскресенье , которое выпадает на 21 апреля . 20 апреля , в Лазареву субботу , допускается употребление до 100 г рыбной икры.

Страстная неделя - последняя неделя Великого поста - является не менее строгой, чем первая. В первые три дня разрешаются только сырые продукты без масла один раз в день. В четверг можно позволить себе горячую пищу, прошедшую тепловую обработку, без добавления масла. Например, это может быть отварная цветная капуста или запеченный картофель. В пятницу не принято ничего есть. В субботу Страстной недели многие верующие продолжают отказываться от пищи до наступления Пасхи. Тем не менее, во второй половине дня разрешены сырые продукты и хлеб.

Для некоторых людей данные предписания могут быть слишком строги и недопустимы, например, по состоянию здоровья или в силу возраста - в этом случае рекомендуется отказаться от продуктов животного происхождения и употреблять горячую пищу, приготовленную на масле, на протяжении всего Великого поста. В любом случае, помните, что Великий пост - это не просто ограничения в еде, а приближение к духовной чистоте, борьба с грехами и обретение согласия со своей душой через воздержание от пищи, а вкусные постные рецепты помогут вам в этом.

Великий и строгий пост, который мы совершаем перед Пасхой, очень полезен во всех отношениях. Сейчас мы разберем пользу поста для верующего человека, что можно и что нельзя делать в Великий Пост.

И зачем он вообще нужен этот пресловутый пост, без которого и так «нормально» живется?

Вспомним святого Апостола Павла , который пишет «Воздержание на все полезно». То есть, воздерживаться от пресыщения полезно человеку во всех отношениях. Это подтверждает, например, медицина и здравый смысл .

В наше время рынок переполнен. Все доступно — и продукты питания и предметы быта и информация. Современный человек живет в полном достатке и полагает, что это нормально. Но на самом деле — вредно. Давайте немного поразмышляем на эту тему!

Нормальное состояние человека, это когда он безусловно выполняет свою земную миссию, возложенную на него Господом Богом от рождения, занимает свое место в жизни, трудится «в поте лица» как сказано в Ветхом Завете, планомерно и разумно себя загружает таким образом, чтобы быть максимально производительным и одновременно довольным жизнью.

В случае потери трудоспособности из-за чрезмерного ослабления наступает апатия и уныние. А это уже грех. А саму трудоспособность надо поддерживать — пищей, сном, разумным отдыхом, чистотой и теплом.

Никто не говорит, что нужно ограничивать себя в пост беспредельно. Человек должен быть здоров и работоспособен. Поэтому — забота о теле, как носителе души человеческой, никогда не перестанет быть актуальной. Но забота о теле в пост — это забота и о его (тела) очищении и своего рода — перестроении тела на нормальный жизненный лад.

Пища в пост

Тот, кто ни в чем себе не отказывает — обязательно разленится. Девиз — брать от жизни все, пока можно — заведомо обречен на фиаско. Пресыщение в пище, например, ведет к ожирению, болезням сердца, диабету. Пресыщение в выпивке ведет к деградации всего организма, к циррозу и к смерти в конечном итоге.

Но раньше всего умирает душа, не получающая своей, духовной подпитки. Душу тоже надо кормить. Если тело не забываем насытить трижды в день, то и душа хочет своей пищи — молитвы.

Мы молимся о Вас!

Кто лакомит себя и привык есть все, что захочется, как правило, забывает о молитве. Наполненное пищей тело требует дополнительного сна. И уже на ум никак не придет желание позаботиться о душе.

Напротив, если немного ослабить тело пищевым постом, то легче будет голова соображать, возникнет желание активнее продумать свою жизненную позицию, просмотреть свои проекты заново, просчитать шаги достижения целей, попросить помощи Свыше и благодарить Бога.

Кто уже научился хоть мало-мальски молиться, тот знает, какое благодатное состояние наступает в душе, если хорошо и умиленно почитать молитвы, настроиться внимательно в храме, почитать Священное Писание и поразмышлять над прочитанным!

Это тот самый мир в душе, который достигается молитвой и постом. И этот мир — самое главное для человека. Он и создает желаемое и так трудно достижимое человеческое счастье. Данное благодатное и умиленное состояние души, когда оно приходит, надо беречь как можно дольше. Не осквернять себя пустословием, осуждением, пресыщением пищей и информацией.

Вот мы и подошли к теме духовного поста, который превыше телесного. На самом деле, телесный пост дан нам Самим Богом в поддержку духовного поста. А сам духовный пост выражается в воздержании чувств:

— глаз, зрения — не смотри на грех, не читай греховных книг, исключи зомбоящик — тв;

— ушей, слуха — не слушай греховные речи, сплетни, рассказы, осуждение, кривотолки;

— вкуса и обоняния — не стремись к лакомству, довольствуйся поддержкой тела простой пищей;

— рук — не твори грех;

— ног, чтобы не вели на грех. Также половое воздержание. И так далее.

Многие бы возразили, а как жить тогда? Что же тогда можно в пост?

Все очень просто.

Надо осознать тебе, человече, что ты настолько пал, что не можешь выбраться из ямы страстей самостоятельно. Ты пресыщен всеми соблазнами мира, ты живешь не своей жизнью, смотря телепередачи и сериалы, ты и помыслить не можешь, что такое чистота христианская и свобода от греха! Так вот упражнение поста и дает тебе возможность вернуться к Богу, очистить душу и тело и навыкнуть в молитве.

Вместо грязной теле-информации, например о политике, кровавости и разврате, ты посмотри канал СОЮЗ, проникнись духовностью, СДЕЛАЙ УСИЛИЕ! Господь судит по намерению. И дает силы любому старающемуся. Помни, что Царство Божие силой берется, как учит Господь. Пустоту и тоску, которые могут образоваться при потере привычного образа жизни, можно заполнить добродетелью и полезным общением, а также чтением душеспасительной литературы.

Твоя молитва может быть слабой и недостаточной. Соборная молитва имеет бОльшую силу. Духовное общение с единомышленниками и более опытными людьми в духовном плане помогут тебе на этом пути своей поддержкой. Правда, в наше время желает быть лучше. Но выбирать свой путь и нести ответ пред Господом в свое время предстоит ТЕБЕ и только тебе.

Вместо скоромной мясо-сальной привычной пищи научись употреблять растительную — овощи, фрукты, крупы и их производные. На самом деле постные блюда еще лучше и вкуснее мясных. Следует помнить, что с мясом мы поглощаем трупный яд. И еще. Слон такой большой и сильный, а питается травой!

Нарушение поста не карается Церковью. Наверно только Боженька смотрит на нас как на чад неразумных.Человек сам себя наказывает, когда отказывается от поста.

Первая Заповедь в раю была — не ешь от древа познания добра и зла. А поскольку человек нарушил волю Божью, то пал. Последствия грехопадения испытываем все мы через века и тысячелетия. И, всместо того, чтобы истреблять грех, мы его почему-то только приумножаем. Поэтому не стоит удивляться, что с годами становится все труднее жить.

И вот, чтобы этого не было, навыкай в посте и молитве! Пост по силам любому. Но и сам пост должен быть посильным. Иным путем постится ребенок, иным — полноценный взрослый, иным постом постятся больные, немощные и престарелые. Подходить к посту надо разумно.

Мы не изверги. Не должны издеваться над собой. Свыше сил — это уже не пост. И вообще, пост ради поста — не спасителен. Пост нужен для христианского совершенства и спасения души.

ПОСТ — ЭТО ДУХОВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

Постите, обязательно постите! Возродится и усовершенствуется душа Ваша.

И проживете дольше во здравии, чем думали.

* Имеется в виду, что вместо растительного масла употребляют оливки.

(Примечание: Устав в полной мере относится к монастырской практике Палестины (см. ). Миряне определяют свою норму индивидуально, желательно по благословению священника)

Даты указаны по новому стилю

В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, посты в среду и пятницу в течение всего года (за исключением пяти недель), три однодневных поста.

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост - пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-мидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.

В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг - горячая пища без масла; суббота, воскресенье - пища с растительным маслом.

Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса плащаницы (обычно эта служба заканчивается в 15-16 часов).

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.

Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.

Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни - рыба, грибы, крупы с растительным маслом.


14 августа - 27 августа

Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели - с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Понедельник, среда, пятница - . Вторник, четверг - горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.

Этот пост установлен для того, чтобы нам достойно подготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.

Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то уставом разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая и до предпразднства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпразднство устав запрещает есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье - пища с маслом.

В сочельник не принято вкушать пищу до появления первой звезды, после чего вкушают сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы

Седмица - неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.

Сплошных седмиц пять:

Мытаря и фарисея - за 2 недели до Великого Поста,

Сырная () - неделя перед Великим Постом (без мяса),

Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи,

Троицкая - неделя после Троицы.

Среда и пятница

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу - в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, - рыба.

Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник - 18 января , накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.

- 27 сентября . Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.

Однодневные посты - дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.