Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 7 июня 2019. Время чтения 6 мин.

Количество танков в РФ в текущем году, по оценке Globalfirepower 21,9 тыс., больше, чем в других странах мира. Минобороны прогнозирует довести к 2027 году долю новой техники до 70%.

Боевой танк появился в Первую мировую войну. Он предназначен был для преодоления миль траншей и препятствий вдоль Западного фронта. Впервые сразились между собой боевые машины англичан и немцев. Сила их продолжает оставаться основным символом власти для любой современной сухопутной армии. Не так-то просто реально посчитать, сколько в России танков. Минобороны РФ такую информацию не распространяет. Так что воспользоваться можно лишь оценками экспертов, данными, опубликованными в докладе «Russia’s Military Posture – Ground Forces Order of Battle» американского ISW (Институт изучения войны) и международного интернет-издания Global Firepower (GFP).

Потенциал РФ среди сильнейших армий мира

Не стоит удивляться тому, что именно в России танков намного больше, чем в любой стране мира. У РФ самая протяженная сухопутная граница. Не говоря уже о том, что войны последних двух веков срана вела в основном на собственной территории. ВС РФ в значительной степени опирались на танковые войска.

Несмотря на успехи, достигнутые в современном поле битвы, боевой танк остается основным острием атаки наземных наступательных подразделений, сочетающих в себе свойства огневой мощи и мобильности в единой системе (Global Firepower).

В основе танковых войск России машины, прекрасно зарекомендовавшие себя во всех заметных конфликтах последних десятилетий. Совсем скоро будет принят на вооружение Т-14 «Армата», новейшая модель бронетехники уже проходит войсковые испытания.

Штатовские М1 «Абрамс» приняты на вооружение немногим меньше четверти века – подавляющее большинство в армии США.

«Тип 96» превалирует в Народно-освободительной армии Китая.

Количество танков в РФ

О машинах Т-72, Т-80 и Т-90, составляющих основу вооружения армии РФ, сообщает официальный сайт Минобороны. Правда, о количественных параметрах каждой модели, естественно, не упоминается. По оценкам независимых источников, их не более 14 тыс.

Нет здесь данных и об устаревших, но все еще обладающих боевыми возможностями Т-55, Т-62 и Т-64. Они хранятся в резерве, но их немало – около 8 тыс. (порядка 2,8 тыс. из них Т-55, до 2,3 тыс. – Т-64, 1,6 тыс. – Т-62).

Бронемашина нового поколения «Армата» своим выходом в свет дала старт курсу на усиленное оснащение воинских частей новинками. Около 2 300 «Армат» появится в войсках по планам Министерства обороны РФ. Кстати, серийные машины, поступившие для испытаний, отличаются от представленных ранее опытных образцов: на них заменен ряд узлов и агрегатов, также появились новые системы.

Но не изжили себя полностью и более ранние поколения бронемашин Т-80 и Т-90.

Таблица 1. Характеристики бронетанковой техники армии РФ, тыс. шт.

Источник: «Армейский вестник»

Самые разные источники по-разному оценивают оснащенность этой боевой техникой. Можно уверенно заявлять, что реальное их количество не назовет никто, кроме военного ведомства.

Таблица 2. Количество танков в России

Годы Штук
1990-1992 64 000
1991-2001 18 000
2005 23 000
2008-2010 12 800
2012 17 500
2015 15 000
2018 20 300
2019 21 932
2024-2026 (прогноз) 7700 – 13000

Источник: Globalfirepower, Военно-промышленный курьер

Далеко не все машины из почти 64 тысяч, которые СССР имел в войсках и на хранении на начало 1990 года, пережили потрясения 90-х. Значительные их количества были переданы правительствам образовавшихся независимых государств. Сократилась российская армия. К тому же федеральное правительство не могло содержать слишком много техники.

К середине 2000-х в армии было около 22–23 тысяч танков, а к началу 2010-х годов это число постепенно сократилось. Причем основная масса машин находится в консервации.

Со времени появления первого российского «царь-танка» в 1915 году с трехколесным механизмом, модели советских бронемашин претерпели существенные изменения.

Таблица 3. Боевая техника в 1941-1945 гг., тыс. шт.

Годы Производство

танков и САУ

Количество на вооружении (на 01.01; 1941 – на начало войны) Потери
всего в действующей армии
1941 4,7 22,6 14,2 20,5
1942 24,5 7,7 2,2 15,1
1943 24,1 20,6 8,1 23,5
1944 29,0 24,4 5,8 23,7
1945 (01.04) 16,0 35,4 8,3 13,7
Всего 98,3 96,5

Мощный рев двигателей, звонкий лязг гусеничных траков, яркие отблески лучей солнца на «отшлифованной» стали… Так 8 сентября 1946 г. русские танкисты впервые с гордостью отметили свой профессиональный праздник на Красной площади российской столицы. В центре внимания публики - советские танки четвертой гвардейской Кантемировской дивизии, которая была создана еще летом 1942 года в Сталинграде. Этот день вошел в историю, как первый официальный праздник всех бойцов подразделений танковых войск, которые отчаянно и стойко сражались с немецкими оккупантами. Указ о назначении Дня танкиста в СССР был рассмотрен на съезде народных депутатов и окончательно утвержден 11 июля 1946-го года на заседании Президиума Советского союза.

С момента своего основания и до наших дней танковые войска, наравне с артиллерией, остаются ключевой ударной «единицей» российской армии. Благодаря повышенной мобильности, хорошей маневренности в условиях открытой местности и достаточно мощному вооружению, бронированные танки способны оперативно решать наиболее важные боевые задачи в ходе контрнаступления основных подразделений сухопутных сил или проведения оборонительных операций. При этом сами механизированные войска представлены не только танками. Данный род войск объединяет и другие виды бронетехники: самоходные артиллерийские установки (САУ), специальные боевые машины мотострелков (БМП) и плавающие бронетранспортеры. Одним словом, танковые войска - это всесокрушающее и грозное оружие, которое в умелых руках способно изменить ход любого сражения.

Область применения бронетехники в условиях полномасштабных боевых действий достаточно многогранна, и одной из первостепенных задач танковых войск является прорыв укреплений противника по флангу или прямо «в лоб» - выбор тактики зависит от конкретной ситуации и обстановки на поле боя. Танки вполне могут действовать самостоятельно, но как показала практика, максимальный эффект их «КПД» достигается в основном при тесном взаимодействии с другими подразделениями вооруженных сил. Только так танки способны оперативно и «безболезненно» преодолевать вражеские укрепления, продавливая на полном ходу заданное направление и нанося при этом колоссальный урон живой силе и технике противника.

По сравнению с другими подразделениями войск (артиллерией, пехотой, ВМФ и др.), танковые войска являются относительно «свежим» видом вооруженных сил России - бронированная техника появилась лишь в начале Первой мировой войны, практически сразу после того, как изобрели двигатель внутреннего сгорания и освоили производство элементов брони и танкового вооружения. Принятый еще во времена Российской Империи многоцелевой курс на интенсивное развитие машиностроительной отрасли не лучшим образом сказался на состоянии экономики страны, но позволил в сжатые сроки нарастить огромный военный потенциал. Благодаря самоотверженному труду советских инженеров, конструкторов и ученых, а также храбрости и мужеству танкистов, российская армия смогла выдержать схватку с самым грозным врагом - силами Третьего Рейха.

О перспективах полномасштабного развития танкостроительной отрасли для военных нужд всерьез задумались в самый разгар Первой мировой войны. Чтобы организовать наступление, необходимо было преодолеть хорошо укрепленные позиции противника, и сделать это силами пехоты не представлялось возможным, поскольку в этом случае потери среди рядового состава были бы колоссальными. Справиться с поставленной задачей под силу только мобильной бронированной технике, оснащенной пушками, поскольку перевозить тяжелую артиллерию с места на место - занятие достаточно хлопотное, требующее огромных временных затрат. И хотя до конца реализовать эту гениальную задумку в ходе Первой мировой не удалось, уже в послевоенные годы в некоторых западноевропейских странах «светлые умы» человечества стали активно выдвигать первые теории будущих маневренных войн, которые подразумевали использование особых механизированных боевых частей, состоящих из бронетехники.

Такие выдающиеся личности, как Ричард Бакминстер Фуллер, Сэр Бэзил Генри Лиддел Гарт, Гейнц Вильгельм Гудериан и другие, первыми заявили, что все последующие войны на планете перейдут на новый уровень - станут более быстрыми, яростными и маневренными. Свои догадки они взяли не из «пустой» головы, а почерпнули из полученного опыта прошлых военных конфликтов, детально проанализировав неудачи и поражения всех сторон вооруженного противостояния. Руководство СССР относилось к этой теории неоднозначно - были как сторонники, так и противники. Однако развитию военной техники придавалось тогда первостепенное значение, причем основной упор делали на производство бронированных машин.

В рядах Красной Армии начали в срочном порядке создавать новые уставы, в которых были закреплены прогрессивные взгляды военной науки советского «образца». Главное командование вооруженных сил СССР рассматривало будущие военные конфликты не только с точки зрения маневренного характера (хотя это и был основной фактор) - советские начальники также не исключали вероятность позиционных форм боевых действий. После долгих диспутов танки было решено строить, потому как без этого нового вида вооружения невозможно было противостоять многочисленным модернизированным и переоснащенным армиям стран Европы.

Хронология развития танковых войск

На конкретных этапах развития советские подразделения танкистов называли по-разному. Всего официально было утверждено шесть наименований. Хронология «имен» ведется еще со времен Имперского периода.

  1. Броневые силы

Первые мобильные подразделения русской армии, оснащенные легкобронированной техникой с пушками, появились в составе регулярных войск в 1914 году. Именно тогда была сформирована автопулеметная рота, которая включала 12 бронированных машин. В том же году подразделения стали называть броневыми силами армии. Эта формулировка не менялась вплоть до 1929 года. По состоянию на 1917 год было сформировано более десяти мобильных дивизионов, на вооружении которых числилось порядка 300 бронемашин. Как ни парадоксально, но Красная армия на период Первой мировой не обладала собственными парками танков, но были приняты на вооружение ВС специальные бронепоезда отечественного производства.

  1. Механизированные войска

Начиная с 1929 года, дивизионы советских бронесил переименовали в специальные мехвойска, которые были уже оснащены первыми танками. Верховным командованием Красной Армии было сформировано Главное управление по механизации и моторизации войсковых соединений. В 1930 году в составе мехвойск числился отдельный танковый полк, который на тот момент насчитывал более сотни единиц техники. Спустя два года на базе Ленинградского ВО были уже отдельные мехкорпуса, в которых общее количество бронетехники превышало 500 единиц. В СССР название «Механизированные войска» использовалось до начала 1936 года.

  1. Автобронетанковые войска

Последующее интенсивное развитие мехвойск и танковых подразделений послужило толчком для модернизации внутренней структуры армейских частей и формирования нового вида сухопутных войск - автобронетанковых. Эти процессы начались в 1936 году. В том же году было сформировано управление по моторизации действующих боевых частей, которое позже тоже переименовали в автобронетанковое. В таком составе танковые подразделения СССР стояли на страже Родины до 1942 года. Помимо четырех основных танковых частей, дополнительно было сформировано около тридцати танковых бригад.

  1. Бронетанковые и мехвойска

В самый разгар Второй мировой Главным командованием советской армии было принято решение снова переименовать танковые подразделения. В 1942 году их официальным названием стала двойная формулировка «Бронетанковые и механизированные войска» (БМВ). Эта аббревиатура была сохранена и после завершения военных действий - до 1953 года.

  1. Бронетанковые войска

С появлением на военной арене тяжелых танков и после изменения в связи с этим тактики ведения боя танковые подразделения стали называть проще - бронетанковыми войсками. Официальный указ вышел в 1953 году. Уже тогда было «призвано на службу» более 50 тысяч единиц техники, при этом основу бронетанковых подразделений составляли высокоманевренные танки класса Т-54/55. В качестве действующих боевых формирований ВС СССР бронетанковые войска существовали до 1960 года.

  1. Танковые войска

Решение окончательно переименовать бронетанковые войска в танковые приняли только в 1960 году, когда активно разворачивалась Холодная война между Советским союзом и США. Они стали ударной и огневой мощью русской армии - на вооружение были приняты новые танки класса Т-72 и Т-80. Последнее название оказалось наиболее удачным и остается приоритетным даже сегодня - в вооруженных силах РФ.

Нужно отметить, что менялось не только название бронетанковых подразделений, но также их ключевая роль в проведении боевых операций. В зависимости от театра военных действий, танки и бронемашины пехоты могли использоваться как в качестве вспомогательного средства, так и в роли ударно-штурмовых сил.

«Рождение» бронетехники в России

Практически с самого начала Первой мировой в рядах Имперской армии России сформировали специальные броневые силы пехотных войск, которые были оснащены легкими бронемашинами с пушками и пулеметами. Англичане и немцы скептически относились к идее перевооружения, по этой причине вариант применения нового вида техники на первых этапах военных действий они не рассматривали. Тогда как в Российской Империи уже в 1905 году ученые вместе с инженерами проводили первые экспериментальные опыты по созданию броневой техники на колесах. Тогда на вооружение приняли образцы бронемашин Накашидзе-Шаррон, созданных по чертежам экс-майора французских артиллерийских войск Поля Алексиса Гюйе.

После того, как в августе 1914 г. Верховное командование Императорской армии постановило сформировать в рядах армии отдельную механизированную автопулеметную роту, на Ижорском машиностроительном заводе, расположенном в 26 км от Северной столицы - Санкт-Петербурга, приступили к созданию первых боевых бронированных машин. За основу взяли конструкцию автомобиля «Руссо-Балт», которые начали выпускать в 1905 году в Риге. Бронемашины оснастили автоматическим оружием - в основном использовались станковые пулеметные системы класса «Максим», изобретенные в 1883 году. Поскольку запросы были очень велики, а промышленных мощностей катастрофически не хватало, со временем легковые броневики стали завозить из-за границы.

В начале осени 1914 года командование Императорской армии России заключило долгосрочный контракт на поставку целой серии бронеавтомобилей с английской фирмой Austin Motor Company. За три года в Россию было отправлено порядка 200 единиц импортной бронетехники марки «Austin». Летом 1916 года инженеры ГВТУ приступили к разработке «русских Остинов». Главным центром производства стал Путиловский завод. Английские «Austin» в целом были неплохими, но требовали небольшой доработки с учетом особенностей российского рельефа местности. Чтобы не начинать все с нуля, командование армии заключило с Austin Motor Company дополнительный договор на поставку фирменных автомобильных шасси в количестве 60 штук.

Инженеры ГВТУ основательно доработали проект «русского Остина»: добавили 8 мм брони, усилили раму и переделали задний мост, а пулеметные башни расположили по диагонали. Также места пулеметчиков дополнительно укрепили броневыми листами. Немного позднее разработали модификацию с более «универсальным» пулеметом, который способен был вести прицельную стрельбу не только по наземным, но и воздушным целям. Обновленную модель бронемашины оснастили комбинированным колесно-гусеничным движителем системы Кегресса. Массовое производство русских броневиков организовали на Путиловском заводе в начале весны 1918 г.

Каждый автомобильный бронеотряд обычно состоял из 4-х броневых машин: 3 пулеметные и 1 пушечная, а также дополнительно комплектовался мотоциклами с колясками, транспортными грузовыми автомобилями и мобильными ремсредствами. Рядовой состав одного бронеотряда составлял до 100 человек. Как правило, самостоятельно они не действовали - ими укрепляли действующие пехотные дивизии и кавалерийские полки. На завершительной стадии гражданской войны (во время обороны города Царицын) три бронеотряда объединились в отдельную колонну. Полученный боевой опыт послужил толчком для выделения броневых сил РККА в самостоятельный род войск.

Весной 1919 года, во время боев под Одессой красноармейцы отбили у белогвардейцев несколько французских танков Renault ft-17. Одну бронемашину решили подарить вождю пролетариата - Владимиру Ильичу Ленину. Трофейный презент «во всей красе» продемонстрировали руководству страны на торжественном первомайском параде, который традиционно проходил на Кремлевской красной площади. Управление французским танком «Reno» доверили «дедушке русской авиации» Борису Илиодоровичу Россинскому. Уже тогда В. И. Ленин сказал, что России нужно в обязательном порядке освоить «высшую» технику, иначе противники растопчут «в пух и прах». Спустя несколько дней Владимир Ленин приказал организовать и запустить собственное производство русских танков.

Осенью Renault ft-17 доставили на завод «Красное Сормово», который до сих пор продуктивно работает в Нижнем Новгороде. Работу над проектом первых русских танков поручили инженеру Николаеву. Бронелисты для будущих машин планировали доставлять с Ижорского завода, пушки - с Путиловского. Двигатели для танков производили на заводе имени Лихачева (АМО ЗИЛ). В. И. Ленин практически каждый день запрашивал подробные отчеты о результатах работ. Из-за нехватки опыта и технологического оборудования процесс экспериментального танкостроения продвигался мучительно долго. И все-таки, медленно, но уверенно Россия приближалась к поставленной цели.

Русский «Рено» выехал «в люди» утром 31 августа 1920 года - именно он считается первым танком, сделанным в СССР. После практических испытаний «на прочность» в период 1920–21 гг. его запустили в массовое серийное производство. Согласно общепринятой классификации он относился к легким маневренным бронемашинам, главная задача которых - прикрытие основных сил и огневая поддержка контрнаступательных операций сухопутных подразделений советской армии. Конструктивно практически ничем не отличался от своего французского «собрата» Renault FT-17, разве что сделан по-русски. Находился на вооружении до начала 1930 года, однако в боях не участвовал. Масса танка составляла 7000 кг, мощность двигателя - 34 л.с. В башне русского «Рено» помещалось всего 2 члена экипажа. В качестве вооружения использовались пушка калибра 37 мм и один пулемет, рассчитанный на пули калибра 7,62 мм.

Развитие танкостроения в СССР

В 1924 г. в Советском союзе проводилась полномасштабная военная реформа. Помимо изменения внутренней структуры боевых подразделений, верховным командованием было принято решение сформировать специальное Военно-техническое управление - ВТУ РККА. Также была создана главная комиссия по танкостроению, в задачи которой входило контролировать процесс производства танков и утверждать инженерные проекты. Члены этой комиссии единогласно поддержали идею массового производства легких танков вместо тяжелых. По большому счету, данное решение было обусловлено экономическим и промышленным кризисом в стране - катастрофически не хватало ресурсов и квалифицированной рабочей силы. В 1927 году в СССР выпустили легкий танк Т-18, который позже назвали МС-1.

В отличие от русского «Рено», МС-1 весил всего 5300 кг. Его оснастили 37-миллиметровой пушкой и сдвоенным пулеметом, рассчитанным на пули калибра 6,5 мм. По классификации МС-1 являлся танком сопровождения пехоты - на ровной местности он мог разгоняться до 17 км/ч. Двигатель на 35 л.с. позволял «безболезненно» преодолевать небольшие подъемы, не теряя начальную скорость. МС-1 серийно выпускали на Обуховском заводе в Ленинграде. За основу русские инженеры взяли конструкцию французского Renault FT-17. Однако ничем особенным этот танк не отличался. В 1929 году он был задействован в боях на китайской границе и уже тогда стало понятно, что советский МС-1 оказался ненадежным танком. Помимо технических неисправностей, неудовлетворительными оказались и другие характеристики бронемашины - крайне плохая проходимость на «полосе препятствий». Танк МС-1 не способен был преодолевать траншеи, ширина которых была больше одного метра. Несмотря на это, именно этот танк был взят за основу для создания будущих, более «продвинутых» моделей.

Тенденции развития механизированных войск СССР включали:

  • постепенное наращивание боевого потенциала, огневой мощи и ударной силы армии;
  • формирование полностью автономных танковых подразделений, которые способны были бы эффективно проводить боевые операции в отрыве от основных сил;
  • создание необходимых условий для обеспечения маневренности и мобильности отдельных танковых групп во время наступательных операций;
  • организация легкоуправляемой структуры танковых подразделений сухопутных войск.

В период 1930-40 гг. бронесилы Красной Армии оснащали высококлассной техникой, которая была создана лучшими конструкторскими бюро СССР. Новые ударные русские танки опытные инженеры создавали на основе британских и американских моделей. Наиболее популярным в те годы стал танк БТ-2. В дальнейшем были выпущены его улучшенные модификации - БТ-5 и БТ-7, которые надолго «прописались» в рядах Красной Армии.

Массово производить танки серии БТ начали в период 1932-40 гг. на паровозостроительном заводе в городе Харькове. Всего выпустили порядка 8 тысяч бронемашин. Кроме БТ, производили и другие модели танков, в частности Т-26. За основу этой модификации был взят 6-тонный танк британской компании Vickers. Изначально новый легкий танк оснастили двумя пулеметными башнями, но позже заменили на одну, в которую поместили 37-миллиметровую пушку и пулемет калибра 7,62-мм. Еще спустя некоторое время 37-мм пушку заменили на 45-мм, образца 1932 г. В 1938 году цилиндрическую башню танка Т-26 заменили на более рикошетную башню конической формы, дополнительно установили ТОС с вертикальной стабилизацией. Всего выпустили около 11 тысяч танков класса Т-26.

В 1933-34 гг. начали массово производить новые танки Т-28 и Т-35, которые были разработаны по чертежам советских инженеров и оснащены отечественным вооружением. Немного позже в СССР наладили производство моделей плавающих танков Т-37, Т-38 и Т-40, оснащенных пулеметными системами калибра 7,62 миллиметра. Но как показала практика, даже эти советские танки требовали полной модернизации. В ходе военных операций на территории Испании выявилось, что 10-мм броня не соответствует современным требованиям и в буквальном смысле прошивается насквозь. И тогда русские конструкторы получили задание сделать универсальные маневренные и хорошо защищенные танки, способные одинаково эффективно выполнять боевые задачи в атаке и обороне.

Русские танки Второй мировой

До начала Второй мировой на вооружении советской Армии числилось более 600 единиц КВ-1 и порядка 1200 единиц Т-34. Всего за первые годы войны предприятия оборонной промышленности выпустили больше 52 тысяч средних и тяжелых танков. Летом 1942 года Главное командование армии постановили срочно сформировать 4 отдельных танковых подразделения для проведения наступательных операций. В 1943 г. в бронетанковые формирования, помимо танков включили также ПТ-САУ, минометные и ракетно-зенитные комплексы. В том же году дополнительно была сформирована пятая танковая армия.

В первые два года войны танковые соединения несли огромные потери, поэтому командованием Красной Армии было принято решение расформировать корпуса и дивизии - вместо них создали отдельные механизированные батальоны и танковые бригады, которые на практике оказались более эффективными в ближних боях. Осенью 1943 года официально утвердили организационно-штатную структуру бронетанковых и механизированных войск. В каждую военную бригаду входили три ударных танковых батальона, состоявших из 65-ти средних танков Т-34, отдельный батальон пехоты (мотострелков), а также были предусмотрены дополнительные ремонтные подразделения и части снабжения. Численность рядового состава составляла более 1300 солдат.

История развития русских танков не ограничивается только легендарными танками Т-34. В разные периоды войны с конвейера советских заводов выпускались и другие «шедевры танкостроения». В 1943 г. на Челябинском Кировском заводе запустили производство нового тяжелого танка КВ-85. В 1944 году выпускали средний танк Т-44. А в конце войны появился ИС-3, но в боевых операциях он участие не принимал. Выпускались также легкие танки Т-60 и Т-70 - их производство было дешевым, но они не имели должного бронирования и служили больше для отвлекающего маневра. Немецкие солдаты называли их «неистребимой саранчой». В общей сложности в период 1941-45 гг. было изготовлено более 95 тысяч танков и САУ разных модификаций.

Во Второй мировой войны Красная Армия потеряла более 60-ти тысяч танков и САУ. Но главная цель была достигнута - силы Третьего Рейха потерпели поражение, а военное правительство Германии подписало акт о капитуляции. За мужественную борьбу с фашистскими захватчиками более тысячи русских танкистов были награждены медалью «Золотая звезда» и удостоены почетного звания Героя Советского Союза. Порядка 10000 работников оборонной промышленности, которые лично «ковали» Великую Победу в тылу страны, получили государственные награды и грамоты.

Танковые тараны: «Приказано уничтожить…»

В числе героических подвигов, которые совершили русские танкисты, особенное место занимают виртуозно проведенные танковые тараны. На войне ситуации возникали разные: заклинило башню, кончились снаряды или контузило наводчика… Но враг наступал по всем фронтам, и танкистам приходилось изощряться, чтобы не допустить прорыва на фланге. Первый в истории танковый таран успешно провел экипаж КВ-1 во главе с легендарным командиром Павлом Даниловичем Гудзем. На полной скорости тяжелый советский танк врезался в борт танка PzKpfw III и вывел его из строя.

Очень много аналогичных таранов было совершено в 1943 г. в ходе сражений под Прохоровкой. В общей сложности русские танкисты взяли тогда «на абордаж» порядка 20–30 вражеских машин. Во время легендарной Курской битвы тараном было повреждено больше 50-ти единиц немецкой бронетехники. Стоит отметить, что при помощи танковых таранов удавалось повредить не только бронемашины и легкие танки противника. Иногда в роли «жертвы» выступали также знаменитые «тигры» и «пантеры» - в момент столкновения у них часто рвались гусеничные траки, «трескались» по швам бронелисты и деформировались опорные катки.

Были случаи, когда танки сталкивались случайно (попадали в «клинч»), но чаще всего танкисты шли на таран намеренно, чтобы остановить продвижение немецких танковых колонн. Обычно это делали в ночное время или когда стоял густой туман, поскольку плохая видимость не позволяла вести прицельную стрельбу на средних и дальних дистанциях. Русские тяжелые танки врывались в ряды вражеской колонны, на полном ходу сокрушая немецкую бронетехнику мощными ударами корпуса. Нужно признать, что танковые тараны являлись показателем виртуозного мастерства танкистов, ведь чтобы удар нанес повреждение, необходимо было правильно рассчитать скорость, траекторию и вычислить наиболее уязвимые места противника.

Русские танки таранили не только «себе подобных», но и другие вражеские объекты - немецкие бронепоезда и даже самолеты на аэродромах. Летом 1944 г. командир среднего танка Т-34 Дмитрий Евлампиевич Комаров впервые совершил таран бронепоезда на железнодорожной станции Черные Броды. Отличились и бойцы 24 танкового корпуса во время контрнаступления русских войск после успешной обороны Сталинграда. В декабре 1942 г. они направились в сторону станции Тацинской, где на двух аэродромах готовились ко взлету более 200 немецких самолетов. Поскольку снарядов было мало, уничтожать авиацию противника пришлось тараном.

Михаил Катуков - гений танковых войск СССР

Имя Михаила Ефимовича Катукова, ставшего самым выдающимся маршалом бронетанковых войск СССР, впервые стало известно из сводок совинформбюро во время проведения оборонительных операций за Москву. В этих сражениях Катуков со своими верными «подопечными» из 4-й танковой бригады сумел остановить и разгромить бронированный «кулак» из немецких танков, которым командовал главный танковый стратег Третьего рейха - генерал Гейнц Вильгельм Гудериан. Немецкий полководец никогда не признавал поражения, действовал холодно и расчетливо, что позволяло ему успешно проводить любые атаки. Но в схватке с Катуковым он вынужден был признать неоспоримое преимущество советских танков т-34 перед немецкими бронемашинами и отказался от попытки захватить Тулу, чтобы начать наступление на Москву с юга.

В октябре 1941 года, в самый разгар битвы за Москву, танковая группа генерала Гудериана добилась серьезных успехов, преодолев за три дня почти 200 км российской территории. Передовой ударный отряд немцев сходу ворвался в город Орел, а еще через 180 км добрался до Тулы. Группа Гудериана не собиралась сбавлять темп наступления, но на их пути возникла 4-я танковая бригада полковника Катукова, которая не только остановила наступление, но и фактически вывела из строя немецкую дивизию. Катуков грамотно использовал рельеф местности, ложные позиции, маскировку и тактику танковых засад, когда танки прятались в земле по башню и ждали своего часа для атаки. За один бой силами 4-й бригады было уничтожено более десяти танков противника.

У Катукова было меньше войск, чем у Гудериана, но маневренные Т-34 творили на поле боя чудеса. Позже немцы прозвали Михаила Катукова «Генерал хитрость» и выдающийся русский полководец неоднократно подтверждал полученную от противника оценку своего полководческого таланта. В начале ноября 1941 г. бригаду Катукова переименовали в 1-е гвардейское танковое соединение в РККА. Самому Катукову присвоили звание генерал-майора танковых войск. Поскольку генеральских звездочек на передовой в 1941 году не было, пришлось нарисовать их на петлицах химическим карандашом.

В ноябре 1941 года Михаил Катуков был удостоен высшей награды СССР ордена Ленина. В те же дни он получил еще одну памятную награду - старинный Тульский самовар, который подарили тульские рабочие в память о том, как танкисты Катукова защищали подступы к городу. Растроганный Михаил Ефимович пообещал тогда дойти до Берлина и попить чайку на ступеньках рейхстага. Весной 1945 г. генерал-полковник Катуков свое обещание сдержал. Он растопил тульский самовар прямо посреди руин столицы Третьего Рейха.

Прохоровка: сражение стальных «титанов»

Легендарное танковое противостояние под российским поселком Прохоровка, который находится в Белгородской области, стало самым масштабным и грандиозным в истории Второй мировой войны. Сегодня в кругу историков ведутся «горячие» споры о количестве танков, артиллерийских систем и другой бронетехники, задействованных в танковой баталии под Прохоровкой. Однако какими бы не оказались реальные цифры, можно с уверенностью сказать, что по количеству используемых танков подобного сражения не было за все годы войны. Немецкое командование привлекло практически все технические резервы и сформировало достаточно мощный «железный кулак», чтобы наверняка прорвать советскую оборону своими танковыми клиньями.

Главными участниками баталии, которая состоялась в 1943 г. под Прохоровкой, являлись пятая танковая армия генерал-лейтенант Павла Алексеевича Ротмистрова с советской стороны и второй танковый корпус СС оберстгруппенфюрера Пауля Хауссера. В битве «стальных титанов» было задействовано около 1500 единиц бронетехники, причем перевес был у Красной Армии - 800 советских танков против 700 немецких. Русские Т-34 вливались в боевые порядки немецких войск, стараясь выиграть за счет маневренности, и расстреливали вражеские танки на близкой дистанции. Ближний бой был невыгоден немецкой стороне, поскольку сводил на нет все преимущества мощных крупнокалиберных пушек, но исправить ситуацию и переломить ход событий фашистам не удалось.

До поздней ночи под Прохоровкой не смолкал гул двигателей и лязг гусениц, взрывались снаряды, горели танки и артиллерийские установки. Черная пелена дыма заволокла небо. Немецкий план наступления под кодовым названием «Цитадель» потерпел фиаско. Это масштабное сражение полностью переломило ход Второй мировой, поскольку танковые силы Третьего Рейха не смогли оправиться от сокрушительного поражения и восстановить былую мощь. Проиграв битву, фашисты начали постепенно сдавать и другие позиции - началось отступление по всем фронтам. Курская битва стала символом стойкости бойцов Красной армии и высокого военного мастерства офицеров.

Современные модели танков ВС РФ

От армии Советского союза нынешним Вооруженным силам Российской Федерации достались в наследство прогрессивные танковые войска с внушительным парком боевой бронетехники, а также несколько крупных промышленных центров танкостроения, которые сегодня занимают ведущие позиции в ОПК страны. В 2005 году на вооружении российских ВС числилось более 20000 танков различных модификаций. Со временем советское «достояние» снимали с вооружения по причине несоответствия современным военным тенденциям. В 2009 году в строю оставили только 1/10 часть машин. Первостепенной задачей, которую поставило перед собой военное руководство России, стала модернизация танковых войск.

Первым танком нового образца, запущенным в серийное производство после войны, стал средний танк Т-54, который вооружили скорострельным 100-миллиметровым орудием. Также разработали усовершенствованный вариант этой модели танка - танк Т-55 с мощным 115-миллиметровым орудием, который был предназначен для проведения боевых действий в радиоактивных зонах. Но наиболее популярным в советской и российской армии стал средний танк Т-62, оснащенный хорошо бронированной башней и гладкоствольным 155-миллиметровым орудием. Серийные модели танков Т-72, Т-80 и Т-95 представляли собой универсальные средние танки, способные оперативно и эффективно выполнять различные боевые задачи на любой местности.

Приоритетным направлением в развитии танковых войск РФ в начале ХХ века стало перевооружение армии современными машинами, которые могут преодолевать любые преграды, а также выполнять маневренные марш-броски на средние и дальние расстояния, независимо от времени суток. Особенного внимания заслуживают российские танки и ПТ-САУ последнего поколения:

  • Средний танк «Армата» - представляет собой поистине уникальный образец российского танкостроения, способен проводить маневренные боевые операции против вражеских танков и сухопутных сил, входя в состав отдельных танковых и мотострелковых подразделений;
  • ПТ-САУ «Коалиция-СВ» - конструкция этой модели разработана с применением последних научных достижений и цифровых технологий 21-го века. Используется для оперативного уничтожения ядерных средств тактического назначения, наземных артиллерийских систем, минометных батарей и любых видов бронетехники;
  • БМП «Курганец-25» - широко применяется сегодня для переброски мобильных сухопутных подразделений в любую точку боевых действий, а также обеспечивает их огневую поддержку во время вооруженного столкновения;
  • Бронетранспортер «Бумеранг» - российская бронемашина нового поколения. Основным назначением является транспортировка сухопутных подразделений и содействие активному подавлению живой силы и легкой бронетехники противника.

На сегодняшний день модернизированные танковые войска России, как и несколько десятилетий назад, являются наиболее «закаленным» родом войск и представляют собой достаточно грозное оружие универсального действия. И хотя многие армии мира держат курс на бесконтактные формы войны, танки еще долго будут оставаться одной из главных ударных сил.

Основу танковых войск России составляют машины, прекрасно проявившие себя во всех заметных конфликтах последних четырех десятилетий
Со времен Второй мировой войны танки были и остаются одной из основных действующих сил в конфликтах с непосредственным соприкосновением противников - так сказать, главным тяжелым на поле боя. Естественно, поэтому численность танковых войск тоже остается одним из важнейших показателей боевых возможностей армии того или иного государства.

Среди мировых держав наиболее крупными танковыми войсками обладают три: РФ, США и Китай, причем в этой тройке наша страна лидирует с колоссальным отрывом. На сегодняшний день в действующих войсках и на хранении в арсеналах Российской армии насчитывается, по разным данным, порядка 21 000–22 000 танков. Американские танковые войска вооружены вдвое меньшим количеством машин - 9125 единицами, из которых подавляющее большинство (около 8700) составляют принятые на вооружение почти четверть века назад М1 «Абрамс». Сопоставимое количество танков, по разным данным - от 8500 до 9000 штук, имеет Народно-освободительная армия Китая, где превалирует танк «Тип 96», принятый на вооружение в 1997 году и по своим боевым возможностям стоящий ближе всего к отечественному Т-72 последних модификаций.

Тому, что именно Российская армия обладает наибольшим числом танков в мире, удивляться не приходится. Ведь наша страна имеет самую протяженную в мире сухопутную границу, а кроме того, все войны последних двух веков, в том числе и две мировых, Россия была вынуждена вести в основном на собственной территории. В таких условиях концепция применения вооруженных сил неизбежно должна в значительной степени опираться на танковые войска - так же, как американская концепция войны на чужой территории за океаном опирается на авианосцы и мобильные войска типа морской пехоты.

В строю и в запасе

Формально, как об этом говорит официальный сайт Министерства обороны РФ, на вооружении отечественных танковых войск стоит три модели танков: Т-72, Т-80 и Т-90. В их число не включен пока официально не принятый на вооружение новейший танк Т-14 «Армата», совсем недавно продемонстрированный широкой публике на Параде Победы в Москве. Официальных данных о количестве танков каждой модели Минобороны не приводит, но, по данным независимых источников, общее число машин всех трех моделей достигает 13 000–14 000 штук.

Кроме того, официальный военный сайт не упоминает и о танках, хранящихся в резерве, - устаревших, но не потерявших своих боевых возможностей Т-55, Т-62 и Т-64. А их не так уж и мало - почти 8000. Больше всего зарезервировано танков Т-55: как-никак это самый массовый советский послевоенный танк первого поколения. Принятая на вооружение в 1958 году, эта бронированная машина только в СССР и только в основных модификациях была выпущена в количестве свыше 20 000 штук! Большинство из них, конечно, уже утилизировано, но примерно 2800 Т-55 хранятся в арсеналах на консервации.

Чуть меньше - около 2300 штук - законсервировано танков Т-64. Эта машина оказалась весьма удачной, несмотря на свой низкий модернизационный потенциал, а на Западе ее появление вообще сравнивали с выходом на поле боя прославленного Т-34. А вот предшественник и современник Т-64 - танк Т-62 - сохранился в арсеналах в гораздо меньших количествах: приблизительно 1600 штук. Еще совсем недавно их было почти 2500, но 900 машин было утилизировано, при том что с вооружения Т-62 окончательно сняли лишь в 2011 году.

Основной танк Т-72 «Урал»

Число танков, стоящих на вооружении: около 2000 единиц

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: около 30 000 штук (примерно 7500 штук находится на хранении)

Экипаж: 3 человека

Скорость на пересеченной местности: 35–45 км/ч



Т-72 можно считать самым массовым советским послевоенным танком всех поколений, что закономерно: его приняли на вооружение 7 августа 1973 года, в том же году была выпущена установочная партия в 30 машин, а прекращен выпуск модели только в 2005-м, то есть 32 года спустя! Главный конструктор танка Леонид Карцев отмечал, что зарубежные специалисты считают эту машину «лучшим и самым массовым танком второй половины ХХ века».

За три десятка лет танк неоднократно модернизировался: общее число модификаций, включая экспортные версии, достигает двух десятков. Но основными были модификации Т-72А и Т-72Б, а также более современные Т-72БА и Т-72Б3. Первая модификация - Т-72А - была проведена в 1979 году: на машину установили новые приборы наведения и наблюдения, заменили пушку на более новую и усилили навесную защиту, а также поменяли двигатель на более мощный. Спустя шесть лет появилась модификация Т-72Б - с новым комплексом управляемого вооружения «Свирь», новым комплексом динамической защиты «Контакт» и новым двигателем, а также пушкой - пусковой установкой вместо обычной пушки.

Третья модификация представляет собой глубокую модернизацию Т-72Б с усилением защиты, в том числе и встроенной динамической, и более современными элементами системы управления огнем и самим танком. А последняя модификация - Т-72Б3 - поступает в войска последние три года и отличается новейшей системой управления огнем, существенно увеличившей возможности бортового вооружения, самым мощным двигателем во всей линейке и усовершенствованной ходовой частью.

Основной танк Т-80

Число танков, стоящих на вооружении: около 4000

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: более 10 000 штук (из них свыше 6500 - модификация Т-80У)

Вес: 42–46 т

Вооружение: 125-миллиметровая пушка, пулемет калибра 12,7 мм, пулемет калибра 7,62 мм

Экипаж: 3 человека

Скорость на пересеченной местности: 50–60 км/ч


Танк Т-80. Фото: Алексей Мальгавко/РИА Новости


Т-80 был принят на вооружение всего на три года позже Т-72, но при этом специалисты относят его не ко второму или первому переходному, как «семьдесят второй», а к третьему поколению. И совершенно справедливо: Т-80 - первый в СССР и в мире танк с единой газотурбинной силовой установкой. Несмотря на то что по многим элементам эта машина была унифицирована с Т-72 и даже с Т-64, который являлся «предтечей» обоих новых танков, конструктивно и по своей основной идее она была совершенно новой.

За счет новизны она и получила существенный модернизационный потенциал, позволивший Т-80 оставаться на вооружении Российской армии до нынешнего времени. Причем основную модификацию, которая была принята на вооружение спустя 9 лет, в 1985 году под маркировкой Т-80У, многие специалисты склонны считать отдельной моделью. Ведь на этом танке были установлены куда более современная система управления огнем с дублированием от командира и обновленный двигатель, а характеристики защиты, в том числе динамической, существенно улучшились. Не удивительно, что именно модернизированная модель чаще других машин этого «семейства» встречается сегодня в наших танковых войсках.

Основной танк Т-90 «Владимир»

Число танков, стоящих на вооружении: около 900 штук

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: более 1800 штук

Вооружение: 125-миллиметровая пушка, пулемет калибра 12,7 мм, пулемет калибра 7,62 мм

Экипаж: 3 человека

Скорость на пересеченной местности: 40–50 км/ч (в зависимости от модификации)


Танк Т-90. Фото: Александр Вильф/ РИА Новости


На испытания в начале 1990-х танк выходил под маркировкой Т-72БУ, и по сути он представляет собой глубокую модернизацию именно этой модели. Но поскольку полученные в результате переделок характеристики и возможности танка существенно отличались от «отцовских», на вооружение в 1992 году его приняли под индексом Т-90.

Что же отличает «девяностый» от «прародителя»? Прежде всего, новый комплекс управления огнем, призванный заменить отлично показавший себя, но уже устаревающий, установленный на Т-72 и Т-80. Но самые серьезные изменения в оборудование танка были внесены в 2006 году, и эта модификация стоит на вооружении под индексом Т-90А. Она имеет новый ночной прицел, в роли которого выступает тепловизор, усиленное бронирование корпуса и башни, новый тысячесильный дизельный двигатель и новый стабилизатор орудия.

В 1999 году, после смерти главного конструктора Т-90 Владимира Поткина, его самому знаменитому детищу было присвоено имя создателя: «Владимир». Четыре года назад танки Т-90 перестали поступать на вооружение нашей армии: им на смену должен прийти новейший Т-14 «Армата» - первый в мире танк четвертого поколения. Но пока в планах военных - закупка до 2020 года всего 2300 подобных танков. Так что пусть и не самые новые, но все еще грозные и на многое способные Т-72, Т-80 и Т-90 явно послужат своей стране еще не один год, а то и не один десяток лет. Так же, как послужили их предшественники - легендарные Т-55, Т-62 и Т-64, наследники прославленной на весь мир «тридцатьчетверки».

Периодически в Интернете или печати дискутируется вопрос количества танков в строю Сухопутных войск ВС РФ, а ныне еще и в составе ВДВ есть танки, и в составе морской пехоты ВМФ они также имеются (в составе Береговых войск ВМФ и были, по сути это обычные мотострелковые бригады, но числящиеся за ВМФ ввиду географии своей постоянной дислокации). Нет, все знают, что вместе с длительным хранением танковый запас России таков, что хватит численно и нам, и нашим друзьям-союзникам, и нашим потенциальным противникам. Но вот насчет танков в линейных частях есть много различных вариантов оценки, и очень часто ссылаются на разные подсчеты начала 2010-х годов, когда ликвидировали соединения и части кадра, преобразовали дивизии в бригады. Но с той поры много воды утекло как в реках, так и с трибун. ВС РФ постепенно доформировывали бригады, потом приступили к формированию и дивизий.

Попробуем прикинуть, сколько у нас примерно должно быть машин в частях, исходя из примерных штатов и их общей численности. Точные организационно-штатные структуры для каждой части или соединения в нашей стране секретны, в ДОВСЕ мы уже давно де-факто не состоим, так что и информации на этот счет точной нет. А вот типовые ОШС более-менее известны, поэтому можно примерно прикинуть, чем мы и займемся.

Для начала мы откроем справочник Military Balance 2018, издаваемый стокгольмским СИПРИ. Честно говоря, справочник этот даже в описании армий НАТО грешит ошибками и странностями, но, когда дело доходит до России, появляется ощущение, что, хоть викинги и стали историей, как и берсерки, но искусство потребление мухоморов в Швеции не забыто. Хотя бесконечные поиски шведами то подводных лодок ВМФ РФ, то подводных средств движения диверсантов, то даже каких-то донных гусеничных машин (было и такое в шведских СМИ в свое время) тоже наводит на эти мысли — без мухоморов явно тоже не обходится.

По этому справочнику у ВС РФ в боевом составе 2780 танков, но то, что написана там недостоверная информация, видно по тому, какие танки и сколько. Например, Т-90 и Т-90А — 350 машин, а на самом деле в войсках их, скажем так, куда меньше, да и Т-90, кроме немногочисленных машин в учебно-боевых группах соединений и учебках, в основном стоят на центральных базах резерва (у СИПРИ это отмечено, но суммарная цифра в 550 машин не соответствует истине). Т-72Б3 и Т-72Б3 УБХ — всего 880 машин, по их мнению, хотя эта модернизация выходит с УВЗ в больших количествах аж с 2011 г., в отдельные годы и до 300 машин доходило, и по 200 в год сдавали, а все никак у них в справочнике до 1000 хотя бы недотянет, хотя там давно уже больше 1000 на самом деле. Впрочем, еще год-другой назад у них все было в справочнике еще хуже, там и Т-55 и Т-62 в резерве стояли, например. Которые давно с вооружения сняты (хотя, конечно, на базах резерва до сих пор наличествуют, откуда те же Т-62 и Т-62М попадают в Сирию).

Некоторое время назад американский Insitute for the Study of War (ISW), “Институт изучения войны“ выпустил доклад Russia"s Military Posture - Ground Forces Order of Battle. Оттуда мы и возьмем сведения о количестве (на примерно вторую половину прошлого года) и дислокации соединений СВ ВС РФ. Дислокация нас особо не интересует, а вот сами соединения — да. При этом нужно понять, что и этот справочник неточен, например, в ряде дивизий уже формировались четвертые боевые (общевойсковые — танковые и мотострелковые) полки, а там они не указаны, чего-то там вообще нет, но это, в общем, не так и важно. При подсчете мы примем за основу, что в отдельных мотострелковых бригадах танковый батальон у нас имеет 41 танк — 4 роты по 3 взвода по 3 танка плюс танк ротного в каждой и плюс танк комбата. А в танковых батальонах танковых полков дивизий и отдельных танковых бригад — 31 танк, в танковых батальонах мотострелковых полков дивизий примем за основу 41-танковый штат (хотя возможны варианты) Хотя есть сведения и о том, что перешли на 42-танковый и 32-танковый штаты — еще один танк в управлении батальона. В танковой бригаде танковых батальонов 3, мотострелковый -1, в мотострелковой бригаде наоборот, в танковом полку тоже 3 танковых и мотострелковый батальон, в мотострелковой бригаде наоборот. Мотострелковая дивизия имеет 3 мотострелковых и танковый полк (речь только об общевойсковых полках, артиллерийские и зенитно-ракетные и все остальное хозяйство нас сейчас не интересует), танковая дивизия — наоборот. Речь, конечно, об обычных штатах, есть и так называемые тяжелые. Соответственно, танков в мотострелковой бригаде или полку выходит 41 (42?), в танковой 94 (97?), равно как и в танковом полку, в мотострелковой дивизии — 217 (223?) танка, в танковой 323 (333) танка. Понятно, что в командовании дивизии тоже есть танки, но их мы считать не будем. Разумеется, это в полнокровной доформированной до конца дивизии, а в реальности где-то есть 3 полка, где-то 3 полка и танковый батальон, но в процессе формирования уже и полк, а где-то, может, даже 2 полка еще. Но это, конечно, временный момент, и мы его не учитываем.

Итак, согласно вышеупомянутому докладу, в СВ ВС РФ и Береговых войсках ВМФ сейчас имеется 12 армий (1 из них танковая) и 4 армейских корпуса. В Западном военном округе (ЗВО) из этого числа 3 армии (1 ГвТА, 20 Гв. ОА, 6 ОА) и 1 корпус (11 Гв. АК в Калининградском оборонительном районе), в состав объединенного оперативно-стратегического командования "Север" (Северный флот) входит 14 АК на Кольском полуострове, в Южном военном округе (ЮВО) — 3 армии (8 Гв.ОА, 58 ОА, 49 ОА) и 1 корпус (22 АК в Крыму), в Центральном военном округе (ЦВО) — 2 армии (2 Гв. ОА, 41 ОА) , в Восточном военном округе (ВВО) — 4 армии (29 ОА, 35 ОА, 36 ОА, 5 ОА) и 1 корпус (68 АК на Сахалине и Курилах). В составе 1 Гвардейской танковой армии 4-я гвардейская танковая и 2-я гвардейская мотострелковая дивизии, 6-я отдельная танковая бригада, 27-я гвардейская мотострелковая бригада (различные соединения и части армейских и корпусных комплектов не в счет), итого получается 675 (695) танков при условии доформирования четвертых полков в 4 гв.тд и 2 гв.мсд, но пока они только формируются. В 20 Гвардейской общевойсковой армии — 144 гв. мсд и 3 мсд, в итоге выходит 434 (446) танков, при условии доформирования дивизий до конца, но известно, что пока четвертая пара полков там только формируется в обеих дивизиях. Однако, не исключено, что 144 гв. мсд будет иметь не один танковый полк, а два — на базе отдельного танкового батальона формируется танковый полк, а между тем, 228-й тп в дивизии уже имеется. То есть дивизия будет чем-то вроде 150 мсд.

В северной и северо-западной части ЗВО с танками куда как хуже, в 6 ОА всего-то 2 мотострелковых бригады (138 и 25 омсбр), так что танков всего-то 82(84) на армию, да и армия-то, во общем, маленькая. С другой стороны, в потенциальных противниках там только наносверхдержавы Прибалтики с тремия натовскими сводными батальонами внутри да Финляндия. Правда, судя по всему, в ВС РФ при формировании дивизий заново подходят к вопросу так, что явно в итоге в каждой армии будет хотя бы по одной мсд, так что не исключено в ближайшие годы какое-то подобное решение и в этом случае. В Калининградском 11 гвардейском АК всего-то пока две мотострелковых бригады (омсбр), 7 гвардейская да 79 гвардейская, итого 82(84) танка. В рядом расположенной 336 гвардейской бригаде морской пехоты Балтфлота танков пока не появилось, но наверняка в ближайшие пару лет появится сначала рота, а потом и батальон — подобный процесс уже идет на Тихокеанском флоте. Пока что никаких дивизий там никто не формирует, но подобное решение, как кажется, напрашивается в дальнейшем. Однако, скоро только сказка с трибуны сказывается, а дело делается обычно куда медленнее. Итого в составе ЗВО имеем 1275(1305) танков в строю линейных соединений, хотя в реальности их несколько пока меньше. Если прибавить туда 14-й АК из состава ОСК "Север", то пока там точно есть танковый батальон в 200 омсбр, возможно он есть или будет и в 80 арктической омсбр, в 61 бригаде морской пехоты танков пока нет, но однозначно появятся вскоре. Пока считаем 82(84 танка).

В ЦВО , согласно тому же докладу, в составе 2 Гв. ОА сейчас 3 мотострелковых бригады, под номерами 21, 15 и 30. Но они все разные. 21 омсбр из Тоцкого, вроде бы, единственная в ВС РФ (возможно, и нет), сформированная по т.н. "тяжелому штату" с 2 танковыми и 2 мотострелковыми батальонами, в ней выходит 82(84) танка, а вот 15 омсбр является миротворческой, танковый батальон в ней, вроде бы, отсутствует, что до 30 омсбр, новообразованной взамен изъятых после начала войны на Украине из этой армии частей и соединений (ставших основой для формирования 144 мсд) — сведений по ее составу нет, кроме того, что в ней разведывательный батальон по сирийским следам, вроде бы посадили на различные легкие машины, начиная с "Тигров-М" и заканчивая "Патриотами". Вероятно, танковый батальон там все же есть. В общем, условно запишем за армией 123 (124) танка. Согласно того же документа, недавно образованная 90 гвардейская танковая дивизия входит в состав 41 ОА (ранее были сведения, что она осталась окружного подчинения, кто тут прав — неизвестно), вместе с 74 гв. омсбр, 35 гв. омсбр и 55-й горной бригадой из Кызыла в Туве. Танков у тувинских "горцев" нет, они им не нужны, а вот у всех прочих имеются. Туда же входит 201 военная база в Таджикистане, в которой сейчас три мотострелковых полка, вроде бы, танки везде имеются. В сумме выходит достаточно сильный кулак в 534 (543) танка, если все правильно, конечно. Итого за ЦВО получается 657(667) машин.

В ВВО , несмотря на 4 армии и корпус, дивизий, а именно они наиболее "богаты" на тяжелую бронетехнику, пока не образовано, но лишь пока. Сами армии далеко не все можно считать развернутыми, в ряде из них общевойсковых бригад дай бог 1-2 и при развернутых бригадах и полках армейского комплекта. В целом такая ситуация понятна — Китай в настоящий момент нам не враг, а друг и союзник, а потенциальные враги у нас все больше в Европе, в НАТО. Итого во всех этих 4 армиях и 1 корпусе имеется 10 мотострелковых бригад, 1 танковая бригада и 18 пулеметно-артиллерийская дивизия на Курилах (укрепрайонная, но танковые подразделения имеются и в ней, куда без них), то есть примерно 600 танков. Вдобавок, на Тихоокеанском флоте, в составе 155 бригады морской пехоты танков пока нет, но вскоре будут, в 40 бригаде морской пехоты сейчас развернута рота, но ее переформируют в батальон, его мы тоже посчитаем.

В Южном военном округе сейчас в составе 58 ОА имеется 42 гв. мсд, 19 и 136 омсбр, 4 гвардейская военная база в Южной Осетии. 42 Евпаторийская дивизия сейчас полностью развернута, но если верить исследователям из США, танкового полка в ней нет или он развертывается. В сумме получается 340(350) машин. В 49 ОА целых 2 общевойсковых бригады, 205 и 34 горная, в которой танков не имеется. Куда интересней новообразованная 8 Гв. ОА, сформированная с явным прицелом возможного принуждения к миру разных щирых козаков с соседней с республиками Донбасса территории, которые обожают рассуждать о том, как они "сдерживают русский фашизм", не забывая, конечно, выкрикивать нацистские лозунги и "приветствовать Солнце" характерным жестом. В ней имеется 150 Идрицко-Берлинская мсд, в составе которой 2 танковых и 2 мотострелковых полка, сформированных по, как утверждают, тяжелым штатам. То есть в ней и танков, и артиллерии намного больше не только обычной мсд, но чем даже в тд. Если считать (а это, скорее всего, так и есть), что штаты этой дивизии повторяют ОШС так называемых "огарковских" тяжелых мсд, с успехом разогнанных при Горбачеве, то танков там в итоге, по завершению формирования, может быть и под 400. В тех дивизиях в батальонах было по 4 роты (в мсб 3 мср и 1 тр, в тб наоборот), причем все танковые роты были 13-танковыми, и батальоны даже в танковых полках имели по 40 танков. Причем на уровне батальона имелись 122-мм САУ 2С1 и много чего еще полезного, а в полках артиллерией служили 152мм 2С3, которые в обычных дивизиях были в артполку. Также в эту же армию входит и 20 гв. омсбр из Волгограда (если не ошибаются американцы). В крымском 22 АК общевойсковая бригада с танками пока одна — под номером 126 из Перевального, называемая бригадой береговой обороны, но по сути она мотострелковая, просто флотского, как и все в Крыму, подчинения. Это еще 41(42 танка). Итого по ЮВО выходит 860-876 танков, если все части доформированы, а оценки по 150 дивизии более-менее совпадают с реальностью.

Всего по всем округам получается 3475-3530 машин в строю. В реальности их меньше, по вышеуказанным причинам — не все соединения доформированы, с другой стороны, учебные центры и военные училища, где еще не одна сотня танков, мы тоже не считаем, как и многое другое. И, разумеется, не учитываются танки на базах хранения и ремонта военной техники (БХиРВТ), то есть баз формирования полков и бригад первой очереди мобилизации (все остальное формируется уже на базе техники с центральных баз резерва). Эти БХиРВТ сейчас переформировоываются в так называемые ЦОМРы (центры обеспечения мобразвертывания), по сути, это та же база, но с учебной и прочей базой для обеспечения деятельности резервистов постоянного резерва, который недавно был узаконен официально, и это очень хорошее и давно назревшее решение. Не учитываем мы и базы системы двойного базирования, где хранятся комплекты техники для перебрасываемых налегке из глубины страны соединений, и сами центральные базы резерва — ведь мы считали строевые машины. Так в сумме вышло бы порядка 15 тысяч машин, возможно, менее, 12-13 тысяч.

При этом надо сказать, что в ближайшее же время будет продолжено формирование дивизий. Так, по сообщениям СМИ, в ЮВО будет начато формирование сразу трех мсд (возможно, меньше, все же) на базе 19, 20 и 136 омсбр. Были сообщения и о создании дивизии "береговой обороны" и на Севере, возможно даже двух — на Кольском полуострове и на Чукотке. Начинается формирование дивизий и за Уралом, так, в 5-й Краснознаменной ОА в Приморье формируется 127-я Краснознаменная же мсд. Каждая мсд означает прибавку порядка 176 или более танков (это если она формируется на базе одной мотострелковой бригады, если же двух — то прибавка будет менее существенной). Понятно, что с таким развертыванием частей МО РФ готово было отказаться от ранее декларированного тезиса об избавлении от разносортицы танков и усиленно возвращать в строй с ремонтом и минимальной модернизацией танки Т-80БВ, одновременно запустив программу модернизации их парка в Т-80БВМ. Танков нужно много, и еще нужно много кадров, особенно офицерских. А с выпуском молодых офицеров есть проблемы — по-настоящему нормальный по численности выпуск только ожидается, до этого выпускаются офицеры, которые поступали при небольшом наборе в училища. Конечно, это не ситуация перед Великой Отечественной, когда формировалось 30 мехкорпусов, и некомплект перед войной в них достигал десятков тысяч должностей. Но мы и не в такой ситуации, как перед войной. Хотя однозначно, что ВС РФ постепенно разворачиваются, но это не носит мобилизационного характера. Просто изменилась ситуация в мире — изменились приоритеты, цели, задачи, и требования к структуре и численности, в том числе и танкового парка.

К тому же мы забыли про ВДВ, а ведь и там сформированы 6 танковых рот (в каждой из 2 десантно-штурмовых дивизий и 4 десантно-штурмовых бригад), роты в дивизиях развертываются в батальоны, в бригадах, вроде бы, пока останутся ротами или затем также станут батальонами. Это еще более сотни танков .

А много это или мало — более трех тысяч танков в строю линейных частей? Это много, учитывая, что даже у США в армии всего 10 танковых бригад с 87 танками каждая, 3 таких же бригады в Национальной гвардии и несколько сотен (максимум) танков в КМП. А про различные европейские "великие державы" и говорить нечего: за исключением поляков, а также греков и турок (чьи почти полностью устаревшие танковые парки направлены друг на друга в основном), у европейских держав за счастье иметь и две сотни машин в строю. У Франции 200 машин, у Германии 225 (есть план по развертыванию до 328), у Британии менее 200 и так далее. А есть ведь еще и парки по 32-40 машин, таких членов в НАТО абсолютное большинство. Это если не касаться реальной боеготовности этих частей, соединений и армий в этих странах. Равно как и сравнения технического уровня всех машин, состоящих на вооружении в ВС РФ или странах НАТО. Но это уже не является темой данного материала.

Инструкция

С 2005 года на вооружении Сухопутных войск РФ остались следующие танки: Т-72БА, Т-80 в нескольких модификациях и Т-90А. Самый современный из них – это Т-90А. В настоящее время Министерство не закупает новых моделей танков до создания единой танковой платформы «Армата», которую планируют представить на всеобщее обозрение в 2015 году.

Т-72БА – модернизированный до современного уровня основной боевой танк Т-72, принятый на вооружение СССР в 1972 году. Танк Т-72 был самым массовым танком II поколения в мире. Состоял на вооружении десятков стран мира, а в некоторых стоит до сих пор. От танка Т-64, стоявшего на вооружении СССР в 60-х, 70-х и 80-х годах, выгодно отличался дешевизной и технологичностью. Именно эти два качества и обеспечили Т-72 популярность во всем мире. В 90-х танк производить перестали, но с вооружения пока не . Общее количество танков на вооружении – около 15000.

Т-80 в представлен модификациями Т-80БА, Т-80УА и Т-80У-Е1, которые являются всего лишь разными вариантами модернизации базового танка. Сам танк Т-80 стал первым в мире танком с газотурбинным двигателем, на вооружение СССР в 1976 году. До конца 80-х танк Т-80 считался самым совершенным танком в мире, однако его эксплуатации в 2,5 раза превышала стоимость эксплуатации дизельного Т-72, что даже по советским меркам было чересчур дорого. Поэтому количество Т-80 в войсках было в разы меньше, чем Т-72. Фактически он не производится с начала 90-х, а юридически – с 1996 года. Общее количество танков на вооружении – 6000.

Т-90А – модернизированный танк Т-90, принятый на вооружение России в 1992 году. По сути, Т-90 – это удавшийся замысел дешевой и серьезной модернизации того же Т-72. На этапе разработки именовался Т-72БУ, но в маркетинговых целях потом был переименован в Т-90. Считается самым совершенным танком российской армии, но их количество ничтожно мало – около 800 экземпляров. Несмотря на громкие заявления патриотов о совершенности танка, его характеристики отстают от многих современных танков развитых стран. Единственный огромный плюс – низкая цена, хорошее качество и не очень сильное устаревание за счет периодических модернизаций.

Также на складах Министерства обороны числятся 23000 устаревших танков Т-55 и Т-64. Формально на вооружении Сухопутных войск они не состоят, но в случае необходимости могут быть использованы в массовом порядке. В свое время на производство этих танков страна затратила колоссальные усилия и ресурсы, поэтому просто утилизовывать их жаль. Небольшие их партии потихоньку распродаются в страны третьего мира, которым не по карману десяток современных танков, зато вполне по силам закупка сотни Т-55.