ПАМЯТИ ХУДОЖНИКА ЛЬВА ЗБАРСКОГО – ГЕРОЯ МИФА ДОВЛАТОВА О МУМИИ ЛЕНИНА

Владимир Козловский Русская служба Би-би-си , Нью-Йорк

Льва Збарского не сразу отпустили в эмиграцию, очевидно, опасаясь, что он знает какую-то гостайну про Ленина

В Нью-Йорке на 85-м году жизни скончался художник Лев Збарский, чей отец професссор Борис Збарский бальзамировал Ленина, а старший брат академик Игорь Збарский много лет поддерживал состояние тела.

Друзья покойного, у которого было двойное имя Феликс-Лев или Лев-Феликс (в честь Дзержинского), в шутку спрашивали его, часто ли он подходил к трупу вождя по пути в Сибирь, куда Ленина эвакуировали во время войны, и дергал ли его за нос. Он всякий раз возмущенно отмахивался.

К созданию этой мифологии приложил руку и Сергей Довлатов, писавший, что семья Збарских сопровождала тело Ленина в Барнаул, и что ей "было предоставлено отдельное купе. Левушка с мумией занимали нижние полки". На самом деле их путь лежал в Тюмень, и Ленин ехал под охраной в отдельном вагоне их спецпоезда.

Збарский опроверг автору этих строк и популярную среди его шапочных знакомых версию о том, что в эвакуации Ленина держали у них в квартире в ванной со льдом. На самом деле тело хранилось в помещении сельскохозяйственного техникума в центре Тюмени, бывшем реальном училище, где учились писатель Пришвин и революционер Красин. Как писал Игорь Збарский в книге "Объект № 1", по иронии судьбы Красин наблюдал в 1924 году за бальзамированием тела Ленина.

Тайна мумии

Как рассказывал Лев Збарский, самое большое впечатление произвело на него в Тюмени не занятие отца, а натуральный обмен между пленными немцами и местными мальчишками. Немцы искусно делали для них игрушки, ножи или зажигалки, а детвора взамен приносила им еду. По словам хорошо знавшей его сценаристки Ольги Шевкуненко, под воздействием этого детского впечатления Збарский никогда не проходил мимо бомжа без того, чтобы дать ему милостыню.

Его не сразу отпустили в эмиграцию, очевидно, опасаясь, что он знает какую-то гостайну про Ленина. Гостайна могла быть одна: что мумия ненастоящая. Збарский знал, что это не так. Но те, кто должен был дать ему выездную визу, видимо, сомневались и поэтому какое-то время колебались.

Болел за Клинтон

Збарского, бывшего мужа знаменитой советской манекеншицы Регины Збарской (в девичестве Колесниковой) и народной артистки РФ Людмилы Максаковой, от которой у него родился сын Максим, свел в могилу рак легких, диагностированный два с половиной года назад.

Он эмигрировал в 1972 году в Израиль, а в 1978 перебрался в Нью-Йорк, где купил огромный лофт, деньги на который ему ссудил израильский писатель Эфраим Севела.

Знатный московский тусовщик и первый любовник, последние годы Збарский жил на Манхэттене затворником, приказав швейцарам никого к нему не пускать, но, попав в больницу, был окружен друзьями. Его навещали приехавшие из Москвы Максим Шостакович с сыном Дмитрием, хозяйка легендарного ресторана "Русский самовар" Лариса Каплан, Шевкуненко, режиссер Нина Шевелева и художник Кирилл Дорон, с которым Збарский живо обсуждал за день до смерти американскую избирательную кампанию. Он болел за Хиллари Клинтон.

Любимец красивых женщин

Збарского предали в земле на гигантском еврейском кладбище "Гора Мориа" в Нью-Джерси.

Среди провожавших его в последний путь были внучка Збарского 16-летняя Анна Максакова и его внук 25-летний Петр Максаков, работающий маркетологом в "Сибуре" и приехавший в Нью-Йорк к своей жене Галине, дочери модельера Валентина Юдашкина, которая сейчас на сносях. Анна и Петр никогда не видели деда при жизни. В конце церемонии молодой раввин Ягуда, эмигрировавщий в США из Тимирязевского района Москвы, сыграл на своем айфоне песню Высоцкого "Когда-то я умру - мы когда-то всегда умираем..."

Поминки по Збарскому состоялись на втором этаже "Самовара", в так называмой "Сигарной зале", которую он когда-то спроектировал. Среди присутствующих был нью-йоркский сын покойного Алексей Вайнтрауб.

"Левочка был поразительной, многогранной личностью", - сказал в начале поминок Роман Каплан, знавший Збарского с 1959 года и почти 30 лет являющийся лицом "Самовара", где покойный заседал по пятницам за хозяйским столом с русской газетой в руках. "Блистательный художник, феноменальный скульптор, человек необыкновенного вкуса, - продолжал Каплан. - Самые красивые женщины России были так или иначе влюблены в Левочку".

Збарский Феликс-Лев Борисович.
Родился в 1931 году.
Советский художник книги, театра и кино, кинорежиссер.

Эмиграция в США

Один из лучших художников советской эпохи Лев Збарский много лет назад эмигрировал в США. С тех пор он словно исчез, никто из московских друзей с ним не общается... Где он и что с ним, не знают даже его родной сын Максим Максаков и внук Петр, который недавно женился на дочери модельера Юдашкина.

Личная жизнь

Личная жизнь Льва Борисовича всегда была в центре обсуждения светской Москвы. Его первой женой в начале 60-х стала Регина Збарская, знаменитая манекенщица. Французский журнал Paris Match назвал ее «самым красивым оружием Кремля». Когда Вячеслав Зайцев подстриг Збарскую под пажа и создал образ итальянской красавицы, Регину в западной прессе окрестили «советской Софи Лорен». Брак Льва с моделью продлился несколько лет, причина их развода – беременность супруги. Художник настоял на аборте, а когда Регина его сделала, то подал на развод. Модель не могла пережить такой удар и сильно увлеклась антидепрессантами, попала в психиатрическую больницу. После выписки закрутила роман с югославским журналистом, который потом написал бестселлер «Сто ночей с Региной Збарской». Нового удара манекенщица не перенесла, с третьей попытки она покончила с собой, отравившись снотворными.

А вот у Льва Збарского после развода с Региной личная жизнь была очень насыщенной. Он увлекся известной актрисой Марианной Вертинской, но их отношения долго не продлились.

Художник женился на Людмиле Максаковой, которая в ту пору уже была всесоюзной звездой, снявшись в главной роли в исторической драме «Татьянин день». Народный артист РФ, ведущий программы «Жди меня», один из основателей театра «Современник» Игорь Кваша в молодости дружил со Збарским. Артиста не стало 30 августа 2012 года, но память о друге он увековечил в своей книге «Точка возврата»: «Многие считали его, первого плейбоя Москвы, завзятым бабником. Несмотря на то, что он неоднократно женился, он был верен своим женам. Если влюблялся, то непременно женился. Если разлюблял, то расходился. Но никогда женам не изменял».

Максакова родила сына от художника, которого назвала Максимом.

(Бизнесмен Максим Максаков в прошлом году проходил обвиняемым по делу о хищении из бюджета 260 миллионов рублей. Он первое время находился в СИЗО, потом его выпустили под подписку о невыезде. – Авт.). Практически сразу после рождения ребенка Лев и Людмила развелись, Максиму дали фамилию матери, а отца ему заменил второй муж Максаковой, Петер Игенбергс.

Сын академика Бориса Ильича Збарского (1885-1954), участвовавшего в бальзамировании тела В.И. Ленина.
Одна из ярких фигур московского богемного бомонда 1950-1970-х годов, денди, светский лев, законодатель мод.

Иллюстрация книг

После появления оформленного Ф. Збарским сборника «Избранных сочинений» Ю.вОлеши (М.: Худож. лит., 1956), он получил широкую известность и в дальнейшем имел множество заказов. Иллюстрировал воспоминания Ива Монтана “Солнцем полна голова”, пьесы Вильяма Сарояна, двухтомник Овидия и множество других книг. Был художником-постановщиком мультфильмов "Москвичок" (1963) и "Страна Оркестрия" (1964).
В середине 1970-х годов эмигрировал в Израиль, оттуда в Америку, в Нью-Йорк.

Феликс-Лев Борисович Збарский (1931-22 февраля 2016, Нью-Йорк) - советский и американский художник. Сын биохимика Бориса Збарского, брат биохимика Ильи Збарского, первый муж актрисы Людмилы Максаковой и манекенщицы Регины Збарской.

Биография

Лев Збарский - первый сын от второго брака Бориса Ильича Збарского с Евгенией Борисовной Перельман. Лев родился в ноябре 1931 года в Москве. Отец решил назвать сына именем человека, которого он больше всех уважал. Поскольку таких людей было двое: Лев Яковлевич Карпов и Феликс Эдмундович Дзержинский, то сыну дали двойное имя - Феликс-Лев.

В Тюмени Лев проявил интерес к рисованию. Отец нашёл в городе художника, который на протяжении нескольких лет давал мальчику уроки. После школы он поступил в полиграфический институт, где получил специальность художника-графика (иллюстратора книг).

Сергей Довлатов в книге «Соло на ундервуде» писал, что хрущёвская оттепель для него началась именно с рисунков Збарского. А его иллюстрации к Олеше он назвал вершиной совершенства.

Збарский был художником-постановщиком нескольких мультипликационных фильмов: «Баня» (1962), «Москвичок» (1963), «Страна Оркестрия» (1964).

В 1972 году Лев Збарский эмигрировал в Израиль, оттуда переехал в США. Анатолий Найман так объяснил причину этого поступка:

Балерина Майя Плисецкая любила рассказывать такую историю про Збарского: однажды он нарисовал чёрта, а ему сказали, что его чёрт слишком модернистский. Збарский ответил: «Я нарисую реалистично, вы только дайте натуру».

В интервью журналу «Только звёзды» 19 августа 2015 друг Збарского Роман Каплан рассказал о том, что художник тяжело болен, у него рак лёгких 4 стадии. Он живёт в Нью-Йорке, стал затворником, со своим сыном Максимом от актрисы Людмилы Максаковой не общается, как и с внуком Петром.

Личная жизнь

Лев был единственным возлюбленным, а затем и мужем (в начале 1960-х годов), Регины Збарской. Когда Регина забеременела, Збарский не захотел ребёнка, и она решилась на аборт, после чего пыталась подавить чувство вины антидепрессантами.

Вскоре Лев увлёкся актрисой Марианной Вертинской, а затем ушёл к Людмиле Максаковой, которая родила ему сына (осуждён в России).

В Нью-Йорке на 85-м году жизни скончался художник Лев Збарский, чей отец, профессор Борис Збарский, бальзамировал Ленина, а старший брат, академик Игорь Збарский, много лет поддерживал состояние мумии.

Покойного, у которого было двойное имя, Феликс-Лев или Лев-Феликс (в честь Дзержинского), в шутку спрашивали, часто ли он подходил к трупу вождя по пути в Сибирь, куда Ленина эвакуировали во время войны, и дергал ли его за нос. Он всякий раз возмущенно отмахивался.
К созданию этой мифологии приложил руку и Сергей Довлатов, писавший, что семья Збарских сопровождала тело Ленина в Барнаул и что ей «было предоставлено отдельное купе. Левушка с мумией занимали нижние полки». На самом деле их путь лежал в Тюмень, и Ленин ехал под охраной в отдельном вагоне их спецпоезда. Довлатов для красного словца мог написать что угодно.

Лев Збарский был завсегдатаем ресторана «Русский самовар»
в Нью-Йорке

Руку к мифотворчеству приложила и Елена Щапова, бывшая жена Эдуарда Лимонова, о которой я сохранил приятнейшие воспоминания. Будучи пригожей женщиной, она попала в Нью-Йорке в изысканное общество и, как мне казалось, тяготилась лимоновским плебейством. Потеряв ее, Эдик написал роман «Это я - Эдичка», который я нашел весьма трогательным и сильно за него переживал. А циники тут же переиначили название книги в «Это я - педичка».
«Маленький Лева сидел в купе, а на соседней полке лежал Ленин», - поведала Щапова журналу «Караван историй», который задолжал мне гонорар за давнюю статью о Пентагоне.
Збарский опроверг мне и популярную среди его случайных знакомых версию о том, что в эвакуации Ленина держали у них в квартире в ванной со льдом. На самом деле тело вождя хранилось в помещении сельскохозяйственного техникума в центре Тюмени, бывшем реальном училище, где учились писатель Пришвин и революционер Красин. Как писал Игорь Збарский в книге «Объект № 1», по иронии судьбы Красин наблюдал в 1924 году за бальзамированием тела Ленина.
Лев Збарский рассказывал, что самое большое впечатление произвело на него в Тюмени не занятие отца, а натуральный обмен между пленными немцами и местными мальчишками. Немцы искусно делали для них игрушки, ножи или зажигалки, а детвора взамен приносила им еду. По словам хорошо знавшей его сценаристки Ольги Шевкуненко, под воздействием этого детского впечатления Збарский никогда не проходил мимо бомжа, чтобы не дать ему милостыню.

Его не сразу отпустили в эмиграцию, очевидно, опасаясь, что он знает какую-то гостайну про Ленина. Гостайна могла быть одна: что мумия не настоящая. Збарский знал, что это не так. Но те, кто должны были дать ему выездную визу, видимо, сомневались и поэтому какое-то время колебались.
Збарского, бывшего мужа знаменитой советской манекенщицы Регины Збарской (в девичестве Колесниковой) и народной артистки РФ Людмилы Максаковой, от которой у него сын Максим, свел в могилу рак легких, диагностированный два с половиной года назад. (Я читал, что Максима арестовали в России за мошенничество, но он отделался легким испугом.)
«Он эмигрировал, когда имел успех, мастерскую в центре Москвы, дачу в Серебряном Бору, был окружен друзьями, яркими людьми, красивыми женщинами, - писал поэт Анатолий Найман в книге «Роман с “Самоваром”». - Просто от скуки, от общей серости, от запертости, запретов, недосягаемости заграницы».
Збарский уехал в 1972 году в Израиль, а в 1978 перебрался в Нью-Йорк, где купил огромный лофт, деньги на который ему ссудил израильский писатель Эфраим Севела. Збарский, в свою очередь, в начале 80-х ссудил мне этот лофт под день рождения. Были человек полтораста. Слава Цукерман привел актеров из своего нового фильма «Жидкое небо», сделавшегося культовым. Лимонов увел с праздника одну из моих девушек - я вздохнул с облегчением.
Збарский потом ему за меня отомстил. «…В Нью-Йорке у нас начался бурный роман, - рассказывала Щапова «Каравану историй». - Чувство к Леве было настолько сильным, что я даже просила мужа-итальянца, с которым мы незадолго до этого поженились, о разводе. Но все разрешилось само собой - в один прекрасный день, не выдержав ревности Збарского, я сбежала».
«Лева запирал меня на ключ, даже когда выходил за хлебом, и всюду следил за мной, - жаловалась она журналу. - Я оставила его в съемной квартире со всеми вещами и любимой кошкой, села в машину и уехала. Надо отдать ему должное: уходя, кошку он взял с собой».
Збарский был упрям и дотошен. «Скажи, Козловский, вот ты все знаешь, - обычно начинал он. - Миллионер - это кто: тот, кто получает миллион в год или тот, кто имеет миллион?» Я знаю далеко не все, но спорить было неуместно.
Известный московский тусовщик и первый любовник, последние годы Збарский жил в Манхэттене затворником, приказав швейцарам никого к нему не пускать, но, попав в больницу, был окружен друзьями. Его навещали приехавшие из Москвы Максим Шостакович с сыном Дмитрием, хозяйка легендарного ресторана «Русский самовар» Лариса Каплан, Шевкуненко, режиссер Нина Шевелева и художник Кирилл Дорон, с которым Збарский живо обсуждал за день до смерти американскую избирательную кампанию…
Збарского предали земле на гигантском еврейском кладбище «Гора Мориа» в Нью-Джерси. Среди провожавших его в последний путь были внучка Збарского, 16-летняя Анна Максакова, и его внук, 25-летний Петр Максаков, работающий маркетологом в «Сибуре» и приехавший в Нью-Йорк к своей жене Галине, дочери модельера Валентина Юдашкина, которая на сносях. Анна и Петр никогда не видели деда при жизни.

В конце церемонии молодой раввин Ягуда, иммигрировавший в США из Тимирязевского района Москвы, сыграл на своем айфоне песню Высоцкого «Когда-то я умру - мы когда-то всегда умираем…»
Поминки по Збарскому состоялись на втором этаже «Самовара», в так называемой Сигарной зале, которую он когда-то спроектировал. Среди присутствовавших был сын покойного Алексей Вайнтрауб.
«Левочка был поразительной, многогранной личностью, - сказал в начале поминок Роман Каплан, знавший Збарского с 1959 года и почти 30 лет являющийся лицом «Самовара», где покойный заседал по пятницам за хозяйским столом с русской газетой в руках.
«Блистательный художник, феноменальный скульптор, человек необыкновенного вкуса, - продолжал Каплан. - Самые красивые женщины России были влюблены в Левочку».

Феликс-Лев Збарский (1931 - 2016) - график, иллюстратор, работал над созданием мультфильмов, был в молодости очень популярен и как художник, и как оригинальный человек в богемной состоятельной среде «золотой молодежи».

Детство

От него мало сохранилось фотографий, а также сведений о детстве. Видимо, в его окружении было не принято вспоминать о юных незрелых годах. Известно, что двойное имя он получил в память о тех людях, к которым его отец, Борис Збарский, видный биохимик, принимавший участие в бальзамировании В. И. Ленина, относился с уважением. Во время Великой Отечественной войны тело вождя в саркофаге было предположительно вывезено в Тюмень. Отдельно сохранялись мозг и сердце Ленина. Все сопровождал профессор Збарский. Сам Лев, хотя и знал, видимо, подробности, но никогда не вел разговоры на эти темы. Именно в этом городе Лев Збарский начал понемногу самостоятельно рисовать. Там же для него нашли учителя рисования, который во весь период эвакуации давал ему уроки.

Учеба и работа

Уже в Москве, после школы, он окончил полиграфический институт. Лев Збарский стал профессиональным художником-графиком, иллюстратором книг. Говорят, что работал он легко и быстро, но многое часто переделывал, добиваясь точности и верности передачи своего замысла. А известность и популярность получил, когда оформил книгу Олеши в 1956 году. Тогда ему исполнилось двадцать пять лет.

Голубь на обложке изображен как бы одним росчерком пера. Птица, конечно, исполнена изумительно. Два повторяющихся овала - крыло и тело - создают удивительную воздушность, безмятежность и мягкость. И хочется посмотреть, какие иллюстрации в тексте. Но найти их оказалось невозможно. Однако встретились пейзажи Петербурга, как бы окутанные туманной мглой. Стройные ряды двух-трехэтажных домов на узких улочках, прямые каналы с тихой водой, мостики через них, но поражает одно - совсем нет людей и деревьев.

То ли город обезлюдел, то ли на улице белая ночь. Но действительно все одето камнем, и от безжизненности пейзажа невольно холодеешь. Кроме того, Лев Збарский сделал иллюстрации к воспоминаниям французского певца и актера Ива Монтана «Солнцем полна голова», к пьесам Уильяма Сарояна.

Внешность художника

Почему-то сохранилось мало его фотографий. Есть одна известная - полудлинные волосы, брови вразлет, вытаращенные глаза, сигарета во рту. Он явно дурачился и позировал.

А так говорят, что он был высок и худощав. Не спортивен. Тело двигалось развинченно и свободно, но с небрежной грацией. Такой был Збарский Лев Борисович. Кроме того, одевался он дорого, во все самое лучшее, вызывавшее восхищение. Одежда была из Италии, Франции, Англии - это был стильный артистичный мужчина, производивший впечатление и на женщин и на мужчин. Это - настоящий светский лев.

Лев Збарский - художник

В 1962 году выходит кукольный мультфильм «Баня» на основе пьесы Владимира Маяковского. Режиссером был музыку написал а художником-постановщиком стал Збарский Лев Борисович. Суть мультфильма состояла в критике советской бюрократии - родине не нужна машина времени, которую изобрели наши современные «левши», а Запад ее выпрашивает у них. Все хотят увидеть начальника Победоносикова, чтобы получить от него разрешение на путешествие в будущее. Но на страже стоит его секретарь и никого не допускает до начальственного тела.

Из машины времени вдруг является женщина, которая зовет лучших людей в 30-е годы двадцать первого века. Им там встретится первый космонавт, а все бюрократы полетят в мусор. На следующий год выходит новая картина - мультфильм «Москвичок». Это забавная история о тех, кто нарушает правила дорожного движения. И, наконец, картина «Страна Оркестрия» (1964) - кукольный мультфильм, в котором оживают музыкальные инструменты. К ним на гастроли из западных стран приезжает Саксофон. Везде развешаны его афиши, плакаты - он мастер рекламы. Но музыка у Саксофона и Гитары плохая, и его ждет провал.

Первый брак

Не будучи красавцем, всегда вращался в светской «тусовке» того времени Лев Збарский. Личная жизнь у него была довольно беспорядочной. Мало того, что у него была огромная модная мастерская в центре Москвы на улице Воровского площадью двести кв. м, так еще все свободное время он проводил с друзьями в кафе «Националь» или в ВТО. Женщины сами обращали на него внимание. Так случилось с самой красивой манекенщицей того времени Региной Николаевной Колесниковой.

Она была на пике своей карьеры. Иностранные модельеры, когда стали возможны показы русской моды за рубежом, называли ее русской Софи Лорен. Регина прекрасно говорила с ними на французском языке. Манекенщица и художник поженились. мечтала о спокойной семейной жизни, о детях. Но муж ввел ее в свой круг друзей, среди которых был, например, Борис Мессерер, родственник Майи Плисецкой, брал жену на официальные приемы, вел по-прежнему веселый легкий богемный образ жизни, и никакие дети и тишина его не интересовали. Так и не сбылась мечта Регины о тихой семейной жизни. По настоянию мужа Регине пришлось лишиться ребенка, когда она забеременела. Это впоследствии скажется на ее душевном здоровье.

Красивые женщины в жизни художника

А потом Збарский Лев Борисович увлекся красавицей актрисой Марианной Вертинской и оставил жену. Марианна была удивительной - рыжие сверкающие на солнце волосы, голубые глаза цвета неба, сильный характер, который притягивал, а не отталкивал людей. С семнадцати лет она снималась в кино. Ее и ее младшую сестру, как, впрочем, отца и мать, знала вся страна. Целый год они провели вместе. Позже он женится на другой актрисе

Вот тут Регину Збарскую ждет удар - в этом браке родился сын Максим. Но и здесь нормальной жизни не получилось. Молодые сначала жили в мастерской художника, а когда родился ребенок, то Людмила Васильевна перевезла малыша к себе домой. Муж с любимой мастерской не расстался. Людмиле пришлось жить на два дома. После спектаклей она забегала в мастерскую, чтобы привести все в порядок, а затем мчалась к ребенку. Такая жизнь долго не могла продолжаться, и Людмила приняла решение развестись. А тем временем Регина Збарская погибала, принимая транквилизаторы.

Эмиграция

В 1972 году, имея на Родине немало - положение, круг друзей, собственность (мастерскую, прекрасную дачу в Серебряном бору), Лев Збарский, художник, биография которого великолепно складывалась, навсегда оставляет страну и уезжает сначала в Израиль. Как объясняют друзья, ему стало просто скучно. Израильский писатель Эфраим Севела дал ему денег на покупку огромного чердачного помещения в Америке - лофта, и в 1978 г он переезжает в США. Так у художника появилась современная светлая огромная мастерская, оборудованная по его вкусу. Затем жизнь Льва Збарского на Манхеттене становится закрытой для людей, живущих в России. Известно, что, живя в Нью-Йорке, он любил посещать по пятницам ресторан «Русский самовар», хозяйка которого была его другом, и просматривать в нем русские газеты.

Его навещали только очень близкие друзья. Это был Максим Шостакович и его сын Дмитрий, режиссер Нина Шевелева, художник Кирилл Дорон. После распада СССР он ни разу не приехал ни в Москву, ни в Ленинград. Он не встречался ни с сыном, ни с внуком.

Болезнь и смерть

Заболев раком легких, Лев Збарский, биография которого в нашем изложении подходит к концу, умирает 22 февраля 2016 года в Нью-Йорке. Он прожил долгую жизнь. Ему было 84 года. Он похоронен на гигантском еврейском кладбище «Гора Мориа» в Нью-Джерси. На его похоронах присутствовали шестнадцатилетняя внучка Анна Максакова и двадцатипятилетний внук который приехал к своей жене Галине, дочери Валентина Юдашкина, которая готовилась к родам. Внуки деда живым никогда не видели.

Поминки по Льву Збарскому состоялись в «Сигарном» зале второго этажа ресторана «Русский самовар», который он некогда проектировал. Слова, сказанные на поминках, были теплы и грустны. Была отдана дань его таланту.