Готовьте ваши отравленные яблоки и поднимайте высокие воротники — пришло время вспомнить образы старых культовых злодеек из фильмов и мультфильмов Диснея. Она может выступать под многими именами, но мы знаем ее как Злую Королеву, мстительную и преследующую добрых персонажей правительницу, которая не знает лучшего занятия, как доводить свою приемную дочь Белоснежку.

В то время как мы переживаем от страха перед этими могущественными злыми леди, лишь одна заслуживает титул настоящей Злой королевы? Кто же заслуживает эту корону по вашему мнению?

За: Диснеевские бяки из мультфильмов хотят все и сразу. И нельзя винить нашу героиню в этом. Она активна и креативно подходит к решению своих проблем, самостоятельно выполняя всю грязную работу.

Против: В основном ею движет зависть, и она находится в состоянии опьянения чувством. Было ли проклятие «сонной смертью» лучшим, что она могла сделать? Мы не пытаемся сказать ей, как выполнять свою работу, но не сработал бы менее изощренный план намного эффективнее?

За: Антигерой и злодейка из сериала «Однажды в сказке» является темной лошадкой. Ею движет любовь, амбиции и иногда даже дружба. Также она следит за модными тенденциями злодеев как никто другой.

Против: Злая ли она? Похоже, часто путающийся моральный компас Регины заставляет нас любить ее еще больше, но дает ли это возможность определить ее в ряды Злых королев?

За: С чего начать? Равенна в исполнении Терон знает, как делать зло в величественном стиле. Она купается в молоке, пьет молодость из красивых городских девушек, а также может превращаться в ворону, когда ей это необходимо.

Против: Ее злой план не имеет в своей основе здравого смысла. Зеркало говорит ей, что если она съест сердце Белоснежки, она будет жить вечно. Ну ладно. Почему бы и нет?

За: Королева в исполнении Джулии Робертс знает, как насладиться своим правлением. У нее оригинальное чувство юмора с саркастическими и едкими нотками, а также она остроумная и веселая.

Против: Мы чего-то не понимаем или она недостаточно овладела темной стороной своей личности? Всем нравится хорошо посмеяться, но лучше хмыкать в темноте, чем хихикать при дневном свете, особенно если это касается нашей Злой королевы.

За: Хотите небольшую историю, связанную с черной магией? В фильме «Братья Гримм» Злая королева была когда то восхитительной королевой Тюрингии, но умерла во время чумы, что еще раз доказывает уязвимость заклинания о бессмертии.

Против: Все, что ей нужно было делать — это выпить кровь двенадцати маленьких девочек. Легко, правда? Но на самом деле оказалось тяжело (Или это братья Гримм были настолько хороши).

За: Злая королева в исполнении Уист отложила красоту в дальний угол и сосредоточилась на власти. У нее в запасе нескончаемое количество трюков и она неустанно предана своей миссии — прибрать к рукам все королевства.

Против: Она сумасшедшая, однако, как и все эти злые леди. Злые поступки — ее конек, но тот факт, что Кристина Уайт была преданной матерью до того, как потеряла все и оставила свою семью, наводит грусть. Она не злая на самом деле, просто потерянная.

За: Это лицо, этот воротник, а это волшебное зеркало с лицом Алека Болдуина?

Против: Это всего лишь картинка, а не персонаж на самом деле. Извини, Оливия, но следует рассмотреть реальные образы Злых королев до того, как вручить заветную корону.

Дилогия «Белоснежка и Охотник» великолепна с точки зрения костюмов, декораций, операторской работы и игры . Об остальном и говорить неловко.

Если оценивать эту дилогию подобно школьным сочинениям, то мы бы поставили ей 2/5, где два — за содержание и пять — за безупречную форму. Лучшее, что есть в этом фильме, — это образ злой королевы Равенны, в исполнении Терон. О нем и поговорим.

«Белоснежка и Охотник» демонстрирует очевидную цветовую трансформацию костюмов героини Шарлиз Терон: от обманчивого белого свадебного к финальному змеиному черному. Макабрическая и ведьминская символика ее костюмов также легко считывается: кости, скелеты, птичьи черепа, перья (само имя Равенна указывает на ее связь с вОронами — raven), чешуя. Необычные сложные костюмы, созданные художником по костюмам , отражают и помешанность героини на собственной внешности. Ее гардероб выполнен на уровне haute couture, как с точки зрения дизайна, так и с технической точки зрения.

«Каждый ее костюм создает ощущение, что они не то, чем кажутся. В определенном смысле эти платья, словно орудия пыток для Равенны. Мне нравится эта идея, у меня было ощущение, что Равенна сама мучает себя не меньше, чем людей, которых убивает», — говорит Терон. Заметим, кстати, что Королева-Терон «крадет шоу» у Белоснежки-Кристен Стюарт, а не наоборот – как положено в сказке. Игру Шарлиз в обеих частях дилогии отличает глубина и неоднозначность.

Бело-золотое свадебное платье Равенны, стилизованное под позднее Возрождение, выглядит вполне невинно, если бы не предательские рукава с костяными «буфами», которые выглядят не только как скелеты, но и как клетка для героини, что, кстати, любопытно соотносится со словами Терон о «пыточных» костюмах своей героини. В одном из интервью Шарлиз Терон говорит, что это было ужасно неудобное, сдавливающее тело платье, в котором ей было очень тяжело идти, а рукава, по ее мнению, задуманы так, словно они сделаны из костей невинно убиенных младенцев.

«Вдохновением для платья стала архитектура. Костяные буфы на рукавах сделаны из пергамента, по нашей задумке, они намекают на злую природу героини. Все тонкие вышитые детали на самом деле вставки из кожи. Я очень хотела, чтобы это не было пышное воздушное свадебное платье. Я хотела, чтобы оно было заостренным, и поэтому решила сделать складки», — объясняет Этвуд. Она рассказывает, что Терон пришла в костюмерную и продефилировала перед девочками, которые помогали сшить этот наряд: «Это особенный момент, когда людей, отвечающих за костюмы, которых сроду никто не замечает, почтили уважением актеры, для которых они работают. Это был очень щедрый жест внимания со стороны Шарлиз и это был чудесный момент для всех нас».

В первую и последнюю брачную ночь Равенна надевает белое струящееся платье, корсаж которого украшен плотной золотой вышивкой, словно броней на груди. Удлиненные рукава, распущенные золотые волосы – злая королева выглядит так, словно сошла с картин прерафаэлитов, посвященных английскому средневековью.

Просторный «халат» цвета слоновой кости, который Равенна эффектно скидывает перед купанием в «молоке», украшен растительным узором, да еще каким – терновым кустарником. Впервые мы видим и ее тяжелую готическую корону (она, и правда, тяжелая, как жаловалась актриса), остальные будут ее модификациями (во второй части дилогии серебряные короны сменят золотые).

И вот, наконец, Равенна предстает перед нами как правящая королева в зеркально-серебристом платье с накидкой. Коллин Этвуд называет это платье «Средние века встречаются с 1930-ми»:

«Я очень давно хотела сделать подобное платье. Эта идея появилась у меня много лет назад, но подходящего фильма не было. Я гуляла по Лондону и зашла в магазин тканей и увидела этот материал и подумала: «О Боже, наконец, я смогу его сделать». Я точно знала, что хочу с ним сделать. Я пришла в мастерскую и сказала: «Мы наконец его сделаем». Мой закройщик уже был в курсе идеи этого платья, оно очень простое — один кусок ткани просто обернутый вокруг тела – но оно очень круто смотрится за счет своей длины и высокого роста Шарлиз, что было просто замечательно».

Силуэт этого платья – вариация на тему раннесредневекового платья-блио с поясом-гердль, удлиненными рукавами и мантией. Более современным его делает квадратный вырез декольте, декорированный серебряной вышивкой, и украшения: серьги и ожерелья. Красиво оттеняют серебро костюма аметистовые бусы, сочетающиеся с фиолетовыми кристаллами в короне и сиреневыми тенями на глазах Равенны. Если бы не готическая корона с острыми треугольными наконечниками (сравните с ее более европейской свадебной короной, где кончики закруглены и сделаны в форме трилистника и лилии), королева вовсе не выглядела бы такой уж пугающей.

Совсем другая история со следующим ее костюмом, когда Равенна узнает, что Белоснежка сбежала. Лоб под короной украшает бандо в виде костей, декольте декорировано маленькими птичьими «черепами», а серебряные вставки на корсаже похожи на переплетённых змей. Цепочки, которые окаймляют лицо, — «переосмысление» закрытых средневковых головных уборов 13-15 вв, которые полностью закрывали еще и шею (ткань, которой прикрывали шею называлась wimple по-английски или Rise по-немецки), на эскизе костюма именно тканевая»вуаль» на шее. Само платье, кстати, стилизовано под барокко, как и свадебное: широко декольтированный корсаж отделен от юбки, которая состоит из двух частей: верхней полу-прозрачной черной и нижней атласно-серой. Сложные рукава состоят из буфов, удлиненных ложных рукавов из черной прозрачной ткани и узких рукавов из серого кружева, скрепленных пуговицами. Это блестящая, тонкая стилизация, причудливое соединение готики и барокко.



Скетч костюма

Черная накидка из перьев была первой вещью, который должна была придумать Этвуд, поскольку специалистам по визуальным эффектам надо было «отрисовать» трансформацию плаща в стаю злобных воронов. Для накидки использовались петушиные перья, которые крепились в разных направлениях, чтобы эффектно отражать свет. Над ее изготовлением работал лондонский шляпник, и стоила она порядка 32 000 долларов. Причем для фильма было сделано две накидки, одна из которых была эффектно уничтожена черной масляно-нефтяной субстанцией. Золотое платье, надетое под накидкой, было сшито в трех экземплярах. Вышивка на нем должна была создавать эффект стареющей кожи, усугубляя морщины на лице Равенны.


Фото костюмов Collider.com, Скетч костюма

Финальный костюм-кольчуга Равенны из кожаных «чешуек» и скрученных кожаных «иголок» был изготовлен в трех экземплярах. Колин Этвуд называет его платье-дикобраз или змеиное платье. Костюм состоит из двух частей, при съемке крупных планов тяжелую юбку снимали. Увеличенные маскулинные плечи, которые придавали героине грозный вид, также были съемные и эластичные для удобства актрисы в сцене боя.


Фото костюмов Collider.com

Еще одно платье Равенны — настоящая загадка. Это серо-голубое платье из шелковой тафты и шифона, украшенное переливающимися сине-голубыми надкрыльями таиландских жуков Sternocera-златка (надкрылья были весьма популярны в как европейской моде 19 века, так и в тайской и индийской, ими расшивали платья и аксессуары). В настоящее время жуков, которые живут всего 3-4 недели, собирают на продажу надкрыльев уже после смерти. Коллин Этвуд рассказывает, что Равенну в этом платье показывают пару секунд. Честно признаемся, мы посмотрели обычную и расширенную версию несколько раз довольно внимательно, но этого кадра обнаружить не смогли. Возможно, этот эпизод вырезали перед прокатом, о чем, конечно, можно только сожалеть.


Скетч и фотографии голубого костюма, фото Stefanie Keenan.

А теперь перейдем ко второй части дилогии (в оригинале The Huntsman: Winter’s War), которая сочетает в себе приквел и сиквел к «Белоснежке и Охотнику». Равенны там совсем немного, но эти минуты на вес золота, потому что картину не спасает ни талант Эмили Блант и Джессики Честейн, ни мужественность Криса Хемсворта. Если в первой части костюмы Равенны фантазийные, но отчасти стилизованы под исторические, то в «Охотнике» они имеют более современный, имеем в виду весь XX век, силуэт.

Мерцающий сине-золотой костюм выглядит, словно звездное ночное небо, теоретически он должен быть траурным, но на деле он — триумфальный. Равенна идет по головам королей к власти и отмщению. Облегающее платье выглядит вполне современно, и, кстати, произвело бы фурор на красной ковровой дорожке. Необычный крой его рукавов напоминает культовое архитектурное платье-бабочка 1967 года, а своеобразный головной убор – костюм, который придумал Адриан для Хеди Ламар в фильме «Девушки Зигфилда» (1941). Высокий головной убор позволяет Равенне возвышаться над окружающими. Костюм выглядит очень эклектично, сочетая в себе приметы западного и восточного костюмов, а тонкие цепочки, которые пересекают лицо королевы, вызывают ассоциации с индийскими национальными традициями. «Я хотела, чтобы костюм был драматичным, а она – холодной и пугающей», — говорит Этвуд.

1. 2.

1. Кадр из фильма 2. Balenciaga, осень 1967, платье №128 3. Хеди Ламар в костюмах Адриана в фильме «Девушки Зигфилда».

Золотой, украшенный вышивкой и острыми зубчиками по краю декольте, костюм, в который одета Равенна в эпизоде гибели ребенка Фрейи, практически не видно, но в целом в фильме в ее гардеробе доминирует теплый золотой, в то время как в первом фильме ее металлом после воцарения в царстве Белоснежки стал серебряный и железный. Тому есть простые причины. Во-первых, сестры должны быть противопоставлены между собой, а так как Фрейя – ледяная королева, то ее цвет априори серебряный. Во-вторых, Равенна во второй части стала «обитетельницей» золотого зеркала. Впрочем, в обеих частях дилогии вторым главным цветом Равенны выступает черный вороного крыла, цвет ее злого начала.


Золотое платье, в котором Равенна «вытекает» из магического зеркала, – настоящее произведение искусства. Эффект жидкого золота создают полоски кожи, собранные как вертикальные жалюзи, соединенные золотыми цепочками. Из таких же полосок сделаны черно-золотые ложные рукава. Еще больше вытягивает силуэт вертикальная вставка на платье из золотых шнуров. Сам наряд получился очень тяжелым и неудобным, хорошо, что Терон не пришлось носить его долго.

Плащ из перьев с огромным воротником повторяет наряд Равенны из первой картины, но сделан в золоте. На накидку ушло около 5000 петушиных перьев. «Перья обрезались и крепились к шелковой основе, так что на деле плащ очень легкий и красиво развевается, — говорит Этвуд. — Шарлиз потрясающе выглядит в костюмах. Она превращает костюм в нечто невероятное, большее чем то, что ты задумала как дизайнер. Она облагораживает каждый костюм».

Платье Равенны под золотой накидкой – современного силуэта: глубокое V-образное декольте, легкое плиссированное нижнее платье (вспомните ее «ночнужку» в первой части, очень похожий материал), поверх которого надета черная сетка из шнуров, по краю декольте украшенная острыми листочками-клыками, кольчужные рукава привязаны к платью, как часто делали в эпоху Возрождения.

Имя: Белоснежка (Schneewittchen)

Страна: Германия

Создатель: Братья Гримм

Деятельность: принцесса

Семейное положение: замужем

Белоснежка: история персонажа

Братья Гримм показали девочкам всего мира, что станет с тем, кто не будет прислушиваться к мудрым советам. Белоснежка, уснувшая мертвым сном в гробу, не похожа на милую девушку, щебечущую с лесными птицами. А ведь гномы предупреждали красавицу о коварстве мачехи! Но черты характера доверчивой принцессы стали причиной ее гибели. Впрочем, все мы знаем – красавица пробудится и встретит настоящего принца.

История создания

Сказка о милом ребенке, отправленном злобной мачехой в лес, вошла в книгу «Детские и семейные сказки». Как и большинство древних сказаний, волшебная повесть не имеет автора. Кто придумал сказку о Белоснежке - неизвестно, братья Гримм лишь записали и отредактировали историю, которая гуляла в народе. Фольклористы выпустили сборник сказаний в 1812 году. Легенда о Белоснежке заняла в нем 53-е место.


После выхода второго издания Фердинанд Зиберт - учитель гимназии в Касселе - предложил другой вариант сказки, который издатели с радостью вставили в книгу. В новой версии было куда меньше насилия и кровопролития. Поэтому биография Белоснежки, дошедшая до наших дней, отличается от оригинала.


В 1994 году вышла ошеломляющая статья немецкого историка Экхарда Сандера. Ученый заявил, что Белоснежка - реально существовавшая барышня. Имя прототипа сказочной героини - Маргарет фон Вальдек. Дочь немецкого графа в 16 лет выгнала из дома мачеха. Девушка бежала в Брюссель, где познакомилась с принцем Филиппом. Роман развивался стремительно, что не устраивало родителей молодых людей. Маргарет умерла в 21 год при загадочных обстоятельствах. Кстати, отцу почившей принадлежали рудники, где трудились дети.


Второй немецкий историк настаивает, что прообразом Белоснежки послужила Мария-София фон Эрталь. Дочь баварского князя осталась сиротой в младенчестве. Отец женился второй раз, и, как водится, мачеха мечтала избавиться от падчерицы. Рядом с имением князя был расположен стеклянный завод, неподалеку находились шахты. Поговаривают, что в доме висело говорящее зеркало.

Биография

Белоснежка родилась в семье правящих монархов. Супруги долгое время оставались бездетными. Однажды королева загадала желание:

«Ах, если бы у меня родился ребеночек, белый, как снег, румяный, как кровь, и чернявый, как черное дерево!»

В скором будущем желание женщины осуществилось - на свет появилась красивая девочка. Но после рождения ребенка королева умирает. Через год безутешный вдовец женится на местной красавице, которая завладевает вниманием мужчины.


Еще в младенчестве Белоснежка предоставлена сама себе. Отец занят новой женой и политикой, мачеха презирает и мечтает уничтожить ребенка. Несмотря на тяжелую семейную атмосферу, девочка растет доброй и веселой. Белоснежка трудолюбива, непривередлива и приветлива с окружающими. Много времени принцесса проводит наедине с собой. Приятная внешность и хорошее воспитание сделали героиню любимицей слуг, вельмож и даже лесных зверей.

С наступлением семилетнего возраста девочки терпение мачехи подходит к концу. Волшебное зеркало, в которое злая королева смотрит ежедневно, подтверждает, что Белоснежка – самый красивый ребенок государства и вырастет в самую красивую девушку в мире. Женщина вызывает к себе надсмотрщика за охотничьими собаками и приказывает отвести падчерицу в лес.


Ничего не подозревающая девочка с удовольствием отправляется на прогулку со знакомым мужчиной. Девочка привыкла доверять слугам отца и не задает вопросов. Охотник отводит ребенка в лес и бросает на полянке.

Оставшись одна в глухом лесу, Белоснежка долго ищет место для ночлега. Внезапно девочка набредает на уютный домик. Внутри доверчивый ребенок находит накрытый стол и небольшие кроватки. Хозяевами дома оказались семь гномов, работающих на рудниках.


Маленькие человечки с удовольствием приютили девочку, а позже предложили Белоснежке жить с ними. Гномы много работали и нуждались в человеке, который присматривал бы за домом и помогал по хозяйству. В отличие от Белоснежки, мужчины не отличались наивностью, поэтому запретили ребенку общаться с незнакомыми людьми.

Злая мачеха решает проверить собственные подозрения и уточняет у зеркала стала ли она самой красивой женщиной в мире. Волшебное зеркало подтверждает догадки королевы - Белоснежка жива. Что ж, теперь злодейка берет дело в свои руки.


Белоснежка спокойно живет с гномами и не подозревает о планах мачехи. Однажды в дверь дома постучали. На пороге стояла пожилая женщина, которая предложила девочке купить себе новый шнурок для платья. Белоснежке приглянулся товар, и принцесса впустила торговку в дом. Добрая женщина помогла выбрать нужный шнурок и примерить обновку. Только шнуровка была настолько тугой, что девочка потеряла сознание. Спасли Белоснежку вовремя вернувшиеся гномы.

Прошло время, случай со шнурком давно вылетел из головы беспечной девушки. Однажды в дверь снова постучала незнакомая женщина. Торговка предложила Белоснежке купить новый гребень. Доверчивая девушка впустила незнакомку дом и разрешила расчесать себе волосы. Отравленный гребень подействовал немедленно, и Белоснежка упала на пол без чувств. Красавицу опять спасли гномы, которые вытащили гребень из волос девушки.


Злая мачеха решается на третью попытку. Для этого женщина переодевается в крестьянку и с помощью колдовства травит половину яблока. Ведьма в третий раз приходит к дому гномов и зовет Белоснежку, чтобы угостить девушку.

Красавица еще помнит о нападениях, поэтому не пускает старуху в дом. Но видя с каким аппетитом крестьянка хрустит сочным яблоком, Белоснежка протягивает руку за второй половиной. Одного укуса достаточно, чтобы впасть в забытье. На этот раз гномы не смогли помочь.


Девушка осталась красивой даже после смерти, и маленькие человечки решили не предавать тело земле. Гномы смастерили стеклянный гроб и повесили его в лесу на опушке. Человечки по очереди дежурили рядом с телом любимицы.

Мимо проезжал принц из соседнего государства. Одного взгляда было достаточно, чтобы юноша потерял голову от красоты Белоснежки. Молодой человек выпросил гроб с принцессой у гномов. Когда придворные слуги переносили стеклянное творение, то зацепились за ветки. Белоснежка покачнулась, и изо рта девушки выпал кусочек отравленного яблока. Красавица очнулась от забытья.


Принц, гномы и слуги были ошарашены произошедшим. Юноша предложил Белоснежке стать его женой, и та ответила согласием. Принцесса прожила с любимым всю жизнь и мудро правила королевством, помогая и поддерживая подданных.

Экранизации

Первое появление принцессы на широком экране состоялось в 1916 году. Американский немой фильм «Белоснежка» снят с невиданным для тех лет размахом. Главную роль сыграла Маргерит Кларк. Картина стала прорывом артистки на голливудский Олимп.


В 1937 году вышел мультфильм «Белоснежка и семь гномов». Студия создала первый полнометражный мультфильм. Живой моделью для персонажа стала танцовщица Мардж Чемпион. Голос нарисованной принцессе подарила Адриана Казелотти.


В 1997 году американские сценаристы перенесли Белоснежку в современный мир. Фильм ужасов «Белоснежка: Страшная сказка» показывает зрителям, что случилось бы с красавицей в реальности. Роль Лиллиан Хоффман по прозвищу «Белоснежка» сыграла Моника Кина.

Интересный взгляд на историю принцессы показан в сериале «Однажды в сказке». В ходе повествования зрители увидят непривычный образ любимой героини. Белоснежка будет бороться за свою семью и докажет, что нежность – вовсе не синоним слабости. Роль принцессы досталась .


Приключенческий фильм «Белоснежка и охотник» был представлен публике в июне 2012 года. Образ Белоснежки воплотила в жизнь .


Злую мачеху сыграла . Кинокартина представляет собой вольную интерпретацию классического сюжета, затрагивая только основные моменты сказки.

  • Белоснежка официально признана самой молодой принцессой - девушке 14 лет.
  • Героиня сказки стала центральным персонажем в клипе группы «Rammstein». Девушка предстает в образе тирана и узурпатора гномов.

  • Сюжет «Белоснежки» заметно перекликается со сказкой «Спящая красавица». Обе девушки отравлены и пробудилась от встречи с суженым. Но творение берет начало от легенды «Солнце, Луна и Талия». Предшественник же Белоснежки неизвестен.
  • Иллюстраторы Уолта Диснея собирались сделать Белоснежку блондинкой. В последний момент планы изменились.

1. Мультфильм должен был начаться со сцены с участием матери Белоснежки, но от этой идеи пришлось отказаться во избежание гнева цензоров.
2. Во время выхода мультфильма на экраны в 1937 году множественное число английского слова dwarf (гном) писалось, как и в титрах, - dwarfs. После выхода книги Толкиена "Властелин колец" стало общепринятым писать dwarves.

3. В производстве мультфильма приняли участие 32 аниматора, 102 ассистента аниматора, 167 человек "на подхвате", 25 художников, рисовавших фоны акварелью; 65 аниматоров по эффектам, 158 женщин-художниц, раскрашивавших кадры чернилами и красками. Было создано около 2 миллионов иллюстраций с использованием около полутора тысяч оттенков цветов.
4. Танцовщица Мардж Чемпион стала прототипом Белоснежки. Во время съемок она познакомилась с аниматором Артом Бэббитом, вышла за него замуж, но через некоторое время подала на развод.

Впоследствии некоторый материал был переработан для использования в "Робин Гуде".

5. Для мультфильма было написано 25 песен, и только 8 из них вошли в окончательную версию.
6. Идея создания "Белоснежки" появилась у Уолта Диснея в возрасте 15 лет, когда тот подрабатывал продавцом газет в Канзас-Сити. Он увидел презентацию немого фильма с участием Маргариты Кларк, а затем посетил премьеру в феврале 1917 года. Фильм "Белоснежка" был показан на 4-стороннем экране с помощью 4-х прожекторов, так что Уолт смотрел на два экрана сразу и восхищался синхронностью движений. Увиденное так впечатлило Уолта, что впоследствии не осталось сомнений, какой мультфильм сделать первой полнометражкой.
7. Чтобы придать Белоснежке более естественный вид, художницы по заливке накладывали на ее щеки свои собственные румяна. Когда Уолт Дисней поинтересовался, собираются ли они использовать этот прием в каждом кадре, одна из них ответила: "Как вы думаете, что женщины делают всю свою жизнь?".


8. Прототипом Злой Королевы стала актриса Гэйл Сондергаард.

9. Аниматоры сообщили Люсиль Ла Верн, озвучившей Злую Королеву, что у Ведьмы голос должен быть более старым и скрипучим, так что они будут искать другого претендента на эту роль. Тогда Люсиль вышла из будки звукозаписи, вернулась туда через пару минут и выдала убедительный голос Ведьмы. Потрясенные аниматоры спросили, как ей это удалось, на что актриса ответила: "О, я просто вынула зубы".


10. В оригинальной сказке Братьев Гримм Злая Королева умирает, когда ей приходится танцевать в обуви из раскаленного металла (брутальная сказка для брутальных детей).


11. В оригинальной сказке у гномов не было имен.


12. Аниматоры придумали около 50 имен для гномов, среди них Ужасный, Большун, Болтун, Грязнуля, Говорун, Задохлик, Мрачный, Скакун-Прыгун, Крикун, Беспечный, Ловкач, Хитрый и т.д. Задохлика в последнюю минуту переименовали в Чихуна. Вялый был последним гномом, кому присвоили имя.
13. Для стимуляции работы аниматоров Уолт Дисней ввел на студии свою знаменитую политику "Пять долларов за шутку". Ярким примером эффективности такой меры стала идея Уорда Кимбалла, предложившего показать носы гномов, один за другим высовывающиеся из-за спинок кроватей.


14. Вялый должен был уметь говорить, но подходящего голоса так не нашлось. Одним из претендентов был Мел Бланк, озвучивавший в то время Багза Банни и других героев Looney Tunes.
15. Соню и Ворчуна озвучил Пинто Колвиг, голос Гуфи.

16. Некоторые аниматоры были против того, чтобы гнома звали Вялый (Dopey), аргументируя это тем, что слово dopey - слишком современное для использования его во вневременной сказке. Уолт Дисней возразил, сказав, что Уильям Шекспир в одной из своих пьес употребил это слово. Все были удовлетворены ответом, хотя на самом деле словой "вялый" ни разу не встречается ни в одном из шекспировских произведений.
17. Когда комик Билли Гилберт узнал о том, что одного из гномов зовут Чихун, он позвонил Уолту Диснею, продемонстрировал ему свою коронную чихательную шутку и сразу получил эту роль.

18. В сцене, в которой Белоснежка отправляет гномов вымыть руки перед едой, аниматор Фрэнк Томас изобразил Вялого, пытающегося не отстать от других, с выбившейся неловкой походкой. Уолту Диснею так понравилась эта отличительная черта незадачливого гнома, что он велел в каждой сцене с его участием использовать этот прием. Остальные аниматоры горячо "поблагодарили" Фрэнка за дополнительную работу.


19. В сценарии было прописано больше сцен с участием Принца, но сложности его анимации заставили создателей максимально урезать его пребывание на экране.
20. Когда мультфильм был готов, оказалось, что в последней сцене Принц дергается из-за неправильной накладки кадров. Исправлять что-либо бюджет уже не позволял, так что Рой Дисней, брат и деловой партнер Уолта Диснея, предложил оставить как есть. Ошибка была исправлена только в 1993 году во время цифровой реставрации мультфильма.
21. Удаленные сцены:
1). Злая Королева держит Принца в заточении и заставляет скелеты танцевать вокруг него для развлечения;
2). Во время песни Some Day My Prince Will Come ("Однажды мой принц придет") Белоснежка должна была представлять, как они с Принцем танцуют в облаках под морем звезд;
3). Гномы и лесные жители сооружают гроб для Белоснежки;
4). Во время сцены отмывания гномов перед обедом Вялый проглатывает кусок мыла. В финальной версии мультфильма не было показано, как гномы достают его оттуда; эту сцену в карандашном исполнении под песню гномов The Music In Your Soup ("Музыка в твоем супе") продемонстрировали позже в Диснейлэнде;
5). Гномы должны были петь песню You"re Never Too Old To Be Young ("Невозможно быть слишком старым, чтобы оставаться молодым").

6). Ссора гномов в спальне из-за Белоснежки


7). Поедание супа и исполнение песни Music in Your Soup (Музыка в Твоем Супе).

8). Первоначальная версия встречи Белоснежки и Принца

22. Аниматор Вольфганг Райтерман смог с девятой попытки добиться успешной анимации Раба в Волшебном Зеркале. Ему пришлось свернуть листок пополам, нарисовать на нем часть лица, затем, повернув лист обратной стороной, дорисовать остальную часть. Как же он был потрясен, когда его кропотливый тяжкий труд был практически скрыт под огнем, дымом и искаженным стеклом во время съемки.
23. Предполагая, что "Белоснежка" провалится в прокате, представители киноиндустрии Голливуда назвали мультфильм "ошибкой Уолта Диснея".
24. "Белоснежка" около года удерживала звание самого кассового фильма в истории, пока ее не сместили "Унесенные ветром".
25. После премьеры мультфильма в Нью-Йоркском Мюзик-Холле оказалось, что обивку на большинстве кресел необходимо менять, так как многие дети испугались сцен скитания Белоснежки в Заколдованном Лесу и превращения Злой Королевы в Ведьму.


26. Сергей Эйзенштейн назвал "Белоснежку" "лучшим фильмом в мире". Нидерландский художник Пит Мондриан признался, что это его любимый фильм.
27. В хранилище Disney Company была обнаружена раскадровка продолжения мультфильма под названием "Возвращение Белоснежки". Судя по количеству набросков, мультфильм должен был стать короткометражкой. Она включала вырезанные сцены поедания супа гномами и устраивание постели для Белоснежки, придуманные Уордом Кимбаллом. Можно только гадать, почему Уолт Дисней отказался от идеи создания второй части.
28. Мультфильму вручили специальный Оскар - большую статуэтку и семь маленьких.

Злодеи в искусстве всегда нравятся больше. Вроде бы симпатизировать не за что, но есть в них какая-то магнетическая привлекательность, харизма и своеобразное обаяние. В классической литературе полно подобных примеров: Люцифер из «Потерянного рая» Джона Мильтона, шекспировский Фальстаф, лермонтовский Демон, дьявольская свита из «Мастера и Маргариты», в конце концов. Такие плохие парни нравятся девушкам и являются образцами для подражания подростков, ищущих себя. Они – бунтари, они бросают вызов обществу, с ними не скучно. Конечно же, добро всегда побеждает, но зло при этом собирает больше поклонников. Тянуться к плохому – парадокс человеческой натуры. Но если взрослые люди падки на обаяние порока, то что говорить о детях. Ведь одни влюбляются в самых выразительных и ярких персонажей, не обращая внимание на то, положительные они или отрицательные.

Михаил Врубель «Демон сидящий» (1890)

Студия Уолта Диснея почти сто лет является главным поставщиком отборного и привлекательного зла для детей и подростков. Диснеевские антагонисты – яркие и запоминающиеся персонажи, которых боишься и любишь одновременно, будь то зловещий Джафар из «Алладина», гротескная Урсула из «Русалочки» или эксцентричная Круэлла Де Виль из «101 далматинца». В противопоставление однообразным и схематичным положительным героям золотой эры Диснея, злодеи выглядят настолько реалистично, что сложно не восхититься, как режиссерам и аниматорам удавалось вдохнуть жизнь в обычный набор рисунков. А все потому, что у каждого диснеевского антагониста есть реальный прототип, подчас не менее харизматичный.


Тайное обаяние порока

Злая Королева («Белоснежка и семь гномов», 1937) - Марлен Дитрих


Злая Королева – первый и эталонный диснеевский злодей. Она воплощает абсолютное зло – холодное, отстраненное и безумное одновременно. Королева не похожа на поздних более гротескных диснеевских негодяев: не зря Адольф Гитлер восхищался этим образом. К слову сказать, «Белоснежка и семь гномов» был его самым любимым анимационным фильмом. Сложно отрицать, что в образе Злой Королевы просвечиваются черты хладнокровного и безграничного в своей жестокости нацизма.

Интересен тот факт, что аниматор Арт Бэббит, ответственный за создание образа Злой Королевы, вдохновлялся голливудскими дивами, эксплуатирующими модный в 1930-е образ вамп. Самой известной femme fatale Голливуда была Марлен Дитрих – холодная немка арийской внешности, любимица Геббельса. Министр народного просвещения и пропаганды Германии в 1936 году предложил Дитрих полную свободу творчества и 200 000 рейхсмарок за каждый фильм. Но она отказалась и уехала в США. В дальнейшем, Марлен Дитрих стала иконой Голливуда и предметом обожания мужчин – под ее чары попали такие легендарные личности, как Эрих Мария Ремарк, Жан Габбен и Эрнест Хемингуэй. Все эти романы закончились неудачно – Дитрих, подобно Злой Королеве, могла хладнокровно разбить любое сердце.

Чернобог («Фантазия», 1940) - Бела Лугоши


«Фантазия» – один из самых смелых экспериментов Уолта Диснея. В фильме нет общего сюжета: он состоит из девяти эпизодов, каждый из которых представляет абстрактную анимационную зарисовку на какое-либо классическое музыкальное произведение. В эпизоде «Ночь на лысой горе» на основе одноименного произведения Модеста Мусоргского появляется самый жуткий из всех диснеевских чудовищ – Чернобог. К славянскому божеству этот персонаж не имеет отношения: имя использовали видимо для экзотики. Чернобог – крылатый демон огромных размеров, который призывает на лысую гору мертвецов с кладбищ. По размаху никакой другой диснеевский злодей с ним не сравнится. Чернобог – настоящее воплощение страха.

Прообразом Чернобога стал знаменитый актер фильмов ужасов Бела Лугоши, прославившийся ролью графа Дракулы в одноименном голливудском хорроре 1931 года. Аниматоры, работая над образом Чернобога, использовали знаменитую жестикуляцию Белы Лугоши, а крылья демона ночи похожи на черный плащ Дракулы. Актер позировал им. В то время сложно было представить более подходящий прообраз для Чернобога, чем Бела Лугоши. Сыграв в «Дракуле», он автоматически стал хоррор-иконой. Но кинообраз инфернального злодея, в свою очередь, сыграл с Лугоши злую шутку. Увы, актеру предлагали сниматься только в фильмах ужасов: до конца жизни ему приходилось становиться то безумным ученым, то монстром Франкенштейна, то очередным вампиром. Кстати, даже после смерти Бела Лугоши не смог отделаться от навязчивого амплуа – его похоронили в костюме Дракулы.

Круэлла Де Виль («101 далматинец», 1961) - Таллула Бэнкхед


Круэлла Де Виль – злодейка с налетом декаданса. Эта сухая, язвительная женщина с неизменным мундштуком в руке и в эксцентричных нарядах пойдет на все ради шикарных мехов, даже на убийство сотни щенков-далматинцев. Круэлла – заложница моды с гипертрофированным чувством прекрасного. Она – один из первых комических диснеевских антагонистов, своеобразная пародия на икону стиля.


Прототипом Круэллы Де Виль стала американская театральная актриса Таллула Бэнкхед, которая отличалась особенной эксцентричностью, хриплым голосом и специфическим чувством юмора. Для американцев она, как для нас – Фаина Раневская. Таллула Бэнкхед не так часто блистала в кино в главных ролях, но украшала экран своими комическими камео и имела огромный успех на Бродвее. После нее осталось много остроумных цитат, которые выпускают отдельными книгами, как и в случае с высказываниями Фаины Раневской. Самые известные из них: «Я испробовала разные способы секса. Обычная поза вызывает у меня клаустрофобию, а от остальных затекает шея», «Я приду к тебе в номер в пять вечера. Если я опоздаю, начинай без меня», «Кокаин не вызывает наркотической зависимости. Я знаю, о чем говорю: я нюхаю его много лет». Не удивительно, что с этой остроумной дамы вечно с сигаретой в руке и списали образ эксцентричной Круэллы Де Виль.

Профессор Рэтиган («Великий мышиный сыщик», 1986) - Винсент Прайс


1980-е – время кризиса студии «Дисней». Мало кто помнит анимационные фильмы этого периода: «Лис и пес», «Черный котел», «Оливер и компания». Только в 1989 году ситуация резко изменится с выходом «Русалочки». В дальнейшем студия выпустит целый ряд фильмов, без которых невозможно представить имидж «Дисней» – «Аладдин», «Король Лев», «Красавица и чудовище» и другие. Но в 1986 году появился «Великий мышиный сыщик» – интерпретация историй о Шерлоке Холмсе с мышами и крысами в викторианских костюмах. В широкий прокат фильм так и не вышел – создатели ограничились премьерой на телевидении. Несмотря на это, «Великий мышиный сыщик» – прекрасный образец диснеевского стиля. В фильме также присутствует выразительный персонаж, который прочно вошел в компанию лучших диснеевских злодеев. Это профессор Рэтиган – огромная крыса с манерами лондонского денди и имперскими амбициями.


Создатели профессора Рэтигана вдохновлялись образами персонажей, созданными на экране культовым актером Винсентом Прайсом. Его готические негодяи из таких известных фильмов ужасов, как «Маска красной смерти», «Ужасающий доктор Файбс», «Дом восковых фигур», несмотря на свои страшные преступления, всегда были неимоверно обаятельны. К 42 годам, Винсент Прайс, будучи известным драматическим актером, переломил карьеру, увлекшись фильмами ужасов. И до конца жизни он играл зловещих героев с шекспировским налетом. Со временем, Винсента Пайса уже сложно было воспринимать отдельно от своих харизматичных кинообразов. Да и в жизни он не прекращал создавать вокруг себя готическую атмосферу. Кстати, великий актер не только послужил прототипом профессора Рэтигана, но и озвучил его.

Урсула («Русалочка», 1989) - Дивайн


Как уже было сказано выше, «Русалочка» вывела «Дисней» из творческого кризиса, возродила спадающий интерес к анимации во всем мире и ознаменовала собой новую эру студии. В фильме сошлось все: высококачественная анимация, музыкальное сопровождение, прекрасный сценарий и тщательно продуманные персонажи. Если раньше главные героини у Диснея были просто красивы и добродетельны, но скучны и схематичны, по сравнению со злодеями, то в «Русалочке» появился новый тип положительного женского персонажа, далеко не всегда уступающий по яркости антагонисту. Русалка Ариэль, а затем и Бэлль из «Красавицы и Чудовища», Жасмин из «Аладдина», Эсмеральда из «Горбуна из Нотр-Дама» и другие предстают перед зрителем живыми и современными девушками, с правами которых тоже нужно считаться. Вместе со злодеями они теперь создают полноценные экранные дуэты. Так и Ариэль не уступает осьминогообразной морской ведьме Урсуле – одному из самых узнаваемых злых героев, созданных на студии «Дисней».


Аниматор Рубен Аквино, ответственный за создание Урсулы, вдохновлялся сценическим образом травести-актера Дивайн. Это беспрецедентный случай, когда диснеевские аниматоры брали за основу образов таких маргинальных персонажей, широко известных в узких кругах. Под псевдонимом «Дивайн» скрывался актер Харрис Глен Милстед, прославившийся как исполнитель почти всех главных женских ролей в фильмах первого провокатора американского кино Джона Уотерса. Эти фильмы своей аморальностью и черным юмором до сих пор могут шокировать публику так же, как и в 1970-е. В центре этого безобразия была Дивайн, которая ради искусства могла сделать все, что угодно, – так, в финальной сцене легендарного фильма «Розовые фламинго», обличающего одноэтажную китчевую Америку, актер съел настоящие экскременты собаки. Дивайн не стало в 1988 году, а образ эпатажной и развязной Урсулы можно назвать последним громким успехом неоднозначного актера.

Гастон («Красавица и чудовище», 1991) - Жан Маре

«Красавица и Чудовище» – первый анимационный фильм в истории, получивший «Оскар», как лучший фильм года. После «Русалочки» студия смогла прыгнуть выше головы и создать еще более успешный проект. Интересно, что в «Красавице и Чудовище» злодей и монстр меняются местами – темную сторону представляет обычный сельский плейбой Гастон, а не инфернальный зверь из заброшенного замка, как могло бы показаться на первый взгляд.


В 1946 году французский писатель, художник и режиссер Жан Кокто поставил свою версию сказки «Красавица и чудовище». Многими элементами этого эстетского фильма воспользовались и диснеевские художники: в частности, за основу образа Чудовища они взяли полульва-получеловека, как придумал Жан Кокто. В фильме и антагониста, и Чудовище исполнил Жан Маре. В дальнейшем он много играл в костюмированных авантюрных лентах плаща и шпаги. Его мужественный образ крепкого парня с выразительным подбородком находит отражение и в диснеевском Гастоне.

Джафар («Аладдин», 1992) - Конрад Фейдт


«Аладдин» – анимационный фильм, выпущенный на пике диснеевского ренессанса и вдохновленный ранними голливудскими переосмыслениями сказок «Тысячи и одной ночи», начиная с «Багдадского вора» и заканчивая «Золотым путешествием Синдбада». В «Аладдине» собраны все стереотипы восточных сказок: пески, восточные базары, роскошные дворцы, пещеры с сокровищами и ковры-самолеты. Все это приправлено постмодернистским юмором от болтливого Джинна и классической любовной линией принцессы и нищего. Образ отрицательного персонажа в «Аладдине» тоже не провисает: Джафар – зловещий советник инфантильного султана промышляет черной магией и мечтает захватить трон.


Джафар заимствован из британского фэнтези 1940 года «Багдадский вор». В этом фильме антагонистом тоже выступал визирь-колдун по имени Джафар. Его сыграл немецкий актер Конрад Фейдт, известный ролями в нескольких ключевых для раннего немецкого кино фильмах. Широкую известность ему принесла работа в фильме Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари» (1920), где он сыграл сомнамбулу Чезаре, убивающего людей по приказу безумного доктора. В дальнейшем Фейдт перебрался в Голливуд, где сыграл Гуинплена в знаменитой экранизации романа Виктора Гюго «Человек, который смеется». Немецкому актеру регулярно предлагали роли чудовищ, так как никто кроме него не мог так убедительно играть глазами ненависть, боль и злобу. В «Багдадском воре» он создал трагический и зловещий образ, ставший образцом изображения восточного злодея. Неудивительно, что в постмодернистском «Аладдине» именно образ Фейдта использовали при создании Джафара.

Относительно недавно студия «Дисней» решила сменить свое отношение к отрицательным персонажам. Последним классическим антагонистом был доктор Фасилье из «Принцессы и лягушки» 2009 года. Зло в новых диснеевских хитах, таких как «Храбрая сердцем» и «Холодное сердце», не выделяется особой харизмой, как раньше. Оно таится в самых обычных людях. В общем, как в жизни. Такими не увлечешься. Это, наверное, правильно – дети, которые вырастут уже на этих фильмах, не смогут подвергнуться обаянию зла. Хотя старые добрые диснеевские негодяи все равно дорогого стоят.