Народов много кочевых осело в нашем крае Почти все помнят родовые традиции, сказанья. А мы поведать вам хотим о дружной и родной Народности – Казахской, самой коренной. Народов много кочевых осело в нашем крае Почти все помнят родовые традиции, сказанья. А мы поведать вам хотим о дружной и родной Народности – Казахской, самой коренной.



Как многие кочевые скотоводческие народы, казахи сохранили память о своем родоплеменном устройстве. Почти все помнят свои родовые названия, а старшее поколение еще и тамги («танба»)гербы-метки для скота и имущества. У нижневолжских казахов получил дополнительное развитие род тюленгит в прошлом гвардейцы и охрана султана, охотно принимавшие туда и смелых иноплеменников из пленных. Как многие кочевые скотоводческие народы, казахи сохранили память о своем родоплеменном устройстве. Почти все помнят свои родовые названия, а старшее поколение еще и тамги («танба»)гербы-метки для скота и имущества. У нижневолжских казахов получил дополнительное развитие род тюленгит в прошлом гвардейцы и охрана султана, охотно принимавшие туда и смелых иноплеменников из пленных.


В настоящее время восстанавливаются и развиваются лучшие традиции казахского народа как в общеэтническом, так и в региональном- астраханском, нижневолжском вариантах. Этим занимается областное общество казахской национальной культуры «Жолдастык». Освещаются эти вопросы в областной газете на казахском языке « Ак арна» («Чистый родник»). Проводятся Дни казахской культуры в области, посвященные памяти выдающегося деятеля народного искусства, нашей землячки Дины Нурпеисовой и похороненного в Алтынжаре её учителя, великого Курмангазы Сагырбаева.


В декабре 1993 года администрации Астраханской области была присуждена первая премия мира и согласия, учрежденная Президентом Республики Казахстан. Это несомненно служит признанием добрых взаимоотношений между национальностями в регионе, позитивного сотрудничества всего многонационального населения области.









Женский национальный костюм состоит из белого хлопчатобумажного или цветного шелкового платья, бархатного жилета с вышивкой, высокого колпака с шелковым шарфом. Пожилые женщины носят своеобразный капюшон из белой ткани – кимешек. Невесты надевают высокий головной убор, богато украшенный перьями – саукеле


Традиционное казахское жилище - юрта - очень удобное, быстрое в возведении и красивое архитектурное сооружение. Это связано с тем, что образ жизни казахов был обусловлен главным занятием - скотоводством. Летом он кочевали со своими стадами в поиске пастбищ, а с наступлением холодов поселялись в зимовьях. Жилищем казахов в юрта, зимой - не особенно больших размеров «мазанка» с плоской крышей.


Прочно сохраняются национальные особенности и традиции в казахской национальной кухне. Основу ее издавна составляют продукты животноводства - мясо и молоко. Позже, с развитием земледелия, казахи стали употреблять мучные продукты.. Прочно сохраняются национальные особенности и традиции в казахской национальной кухне. Основу ее издавна составляют продукты животноводства - мясо и молоко. Позже, с развитием земледелия, казахи стали употреблять мучные продукты..




Материальную и духовную жизнь казахов отражают историческая традиция - "салт" и обычаи народа - "жора-жосын". Много исторически ценного имеется в социальной, юридической и хозяйственно-бытовой терминологии, сохранившейся в исторических преданиях.


Обряд укладывания младенца в колыбель бесик- той, устраивают на третий день после рождения. По поверью, раньше этого срока младенца класть в колыбель нельзя духи могут подменить его уродом. Обряд сопровождается магической песней «бесик жыры» она отпугивает злые силы. Важная роль в обряде отводится «киндик шеше» пожилой женщине, которая во время родов перерезала пуповину.


В ауле жениха и невесту встречали традиционным песнопением, носившим название "бет ашар" (открывание лица невесты). "Бет ашар" имел свой канонический текст из двух частей: в первой части невеста обычно представлялась родителям и одноаульцам жениха, вторая часть состояла из назиданий и наставлений невесте, только что переступившей порог своего семейного очага. В песне невесте давались советы о том, как вести себя в супружеской жизни. Помимо калыма, со стороны жениха готовят разные обрядовые подарки: матери - сут акы (за молоко матери), отцу -той мал (свадебные расходы), братьям невесты - тарту (седла, пояса и т.п.), близким родственникам невесты - кэде. Беднякам нередко в таких случаях оказывали помощь родственники и друзья


Не оставались в долгу и родители невесты. При сговоре они должны были внести так называемый "каргы бау" - залог верности сговора, "кит" - подарки сватающим. Приданное (жасау) невесты обходилось им очень дорого, иногда превышая стоимость калыма. Родители заказывали свадебный головной убор (саукеле) и повозку (куйме). Богатые родители снабжали невесту летним жилищем (отау тип беру) со всем его оборудованием.



В нашей области разных народов не счесть. Не надо пророком быть, все это знают: Мы дружно жить почитаем за честь Уваженье к культуре любой в этом нам помогает! В нашей области разных народов не счесть. Не надо пророком быть, все это знают: Мы дружно жить почитаем за честь Уваженье к культуре любой в этом нам помогает!

36 урок. ИК 8 класс. Дата___21.01.15___________

Тема: Материальная культура и традиционное хозяйство казахов в первой половине XIX века

ТЦУ:

    углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа в первой половине ХIХ века, совершив заочную экскурсию в Казахстан ХIХ века;

    Задачи: знать типы жилищ казахов, их хозяйственную деятельность, отдельные обычаи;

    уметь образно описывать хозяйство, быт и культура казахского народа;

    воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям казахского народа.

Тип урока: урок-путешествие (изучение новой темы)

ФОПД: Индивидуальные, работа в группах

Методы и приёмы: частично-поисковый, исследовательский, наглядный, практический.

Оборудование: карта Казахстана, ИД, презентация по теме, выставка книг по теме.

Ход урока:

    Позитивный настрой на урок.

    Введение в тему.

Культура любого народа связана с условиями жизни людей. Каковы особенности культуры казахов первой половины ХIХ века? Сегодня мы с вами проводим урок-путешествие в 19 век.

Какова тема нашего урока? - Материальная культура и традиционное хозяйство казахов в первой половине ХIХ века.

К какой цели мы должны стремиться? – углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа в первой половине ХIХ века, совершив заочную путешествие в Казахстан рассматриваемого периода.

На протяжении нашего маршрута мы будем совершать остановки.

    Изучение темы (с использованием презентации)

Как известно даже при кажущейся похожести культур нескольких народов у каждой из них в отдельности есть те или иные особенности, отличия.

Так культура кочевников разных народностей только на первый взгляд кажется однотипной, на самом деле место проживания, культура соседних народов и другие немаловажные внешние факторы оказывают огромное влияние на формирование культуры народы в том числе и материальной.

Остановка первая . Казахский аул.

Мне видится – во-он там стоит Ковчег потопа
И выпорхнет вот- вот голубка из него,
чтоб землю оглядеть в окрестностях полёта:
Иссяк ли там Потоп и мрака торжество?
Покружит над землёй и разглядит сквозь дымку
Родную степь, аул и Казыгурт- гору.
Там девушка идёт с тюльпанами в обнимку.
И юноша-поэт поёт ей под домбру.

/Есенгали Раушанов/

Слайд – Аул- небольшое поселение, численность хозяйств примерно 5-20, средняя численность одной семьи составляла 5-7 человек. Аулом управлял старейшина, бий или уважаемый аксакал. Как правило, аул носил название имени известного родоправителя или местности (урочища). В степи аул при кочёвке старались расположить ближе к зарослям кустарников или лесным массивам как источникам топлива. При выборе мест поселения учитывали наличие водных источников – рек. Озёр.

??? – Почему казахи жили аулами?

Каково количество хозяйств и жителей аула?

Кто управлял аулом?

Что служило основанием (критерием) для определения места расположения аула?

Как выдумаете, какую роль играл аул в жизни казахского общества.

Работа в группах, составление кластеров

1.Жилища казахов.

2. Скотоводство.

3. Земледелие.

4. Промыслы

Защита кластеров.

    Закрепление

    основной вид хозяйства казахов (кочевое скотоводство)

    традиционный очаг земледелия (Южный Казахстан и Семиречье)

    неполивное земледелие называется по-другому (богарное)

    святым покровителем казахских земледельцев считался? (Дихан-баба)

    Тип хозяйства при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей? (натуральное хозяйство)

    войлочный ковер с цветным узором (текемет)

    древних ювелиров в Казахстане называли (зергеры)

    Что такое «белагаш»? (остов седла или «спина»)

    крытые кошмой и войлоком повозки у саков называли (дома на колесах, куйме)

    назовите все основные части деревянного остова юрты (кереге, уыки, шанырак)

    как известно свадебным головным убором казахов является «саукеле», а как называется покрывало закрывающее лицо невесты и после свадьбы в виде платка спускался назад? (желек)

    из молока кобыл и верблюдиц изготавливали кумыс и шубат, как называлась посуда куда разливали эти напитки (тегене)

Игра “Верю-не верю”

Учитель зачитывает фразы, а учащиеся поднимают руку, если согласны. Если не согласны, руки не поднимают.

Казахское население в ХIХ веке жило в аулах (+).

Кроме юрт у них не было других жилищ (-).

Хозяйственная постройка, где хранили мясо и другие продукты, называлась шошола (+).

Казахи в ХIХ веке занимались только скотоводством (-).

Тебеневать – значит кочевать (-).

Для охоты использовались ловчие птицы и борзые собаки (+).

    Домашнее задание – прочитать параграф 25, подготовит презентацию по своей теме, индивидуально – презентация по теме «Национальная одежда», «Национальная кухня»

Традиции и обычаи казахского народа

Қазақ ұлттық салт-дәстүрлер

Бата - благословение перед дальней дорогой, испытаниями, благодарность за угощение, гостеприимство, доброту. Это особый вид поэтического творчества. Благословение произносят обыкновенно старшие по возрасту аксакалы Көрімдік - подарок, который полагается давать за увиденных впервые молодую невестку, новорожденного, верблюжонка. "Коримдик" - от слова "кору" - смотреть, видеть. "Коримдик« служит для выражения добрых намерений родственников, близких Сүйінші - обычай, согласно которому путник, принесший в дом добрую весть, в благодарность получает от хозяев ценный подарок Байғазы – традиция, предусматривающая возможность получения подарка человеком, приобретшим обновку «Ат мингизип шапан жабу» (Ат мінгізіп шапан жабу) - высокий почет. Согласно традиции, дорогой гость, посетивший аул, в знак признания заслуг, получает в подарок от местных жителей коня и дорогой чапан (халат из верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой) Бес жақсы - подарок для уважаемого человека, состоящий из пяти ценных вещей (верблюд -«кара нар», быстроногий скакун -«жуйрик ат», дорогой ковер -«калы килем», алмазная сабля - «алмас кылыш», а также соболья шуба - «булгын ишик» Жылу – традиция, связанная с оказанием материальной, моральной и финансовой помощи людям, пострадавшим в результате стихийных бедствий Бел көтерер – традиция, угощать пожилых людей. Для стариков, готовятся вкусные, а самое главное – мягкие блюда, такие как казы, жент, кумыс, творог и т.д. Традиция белкотерер, является примером заботы о пожилых людях Қонақасы – обычай, связанный с угощением гостя. Казахский народ издревле славился своим гостеприимством, пришедших гостей всегда было принято угощать самыми лучшими блюдами Құдалық (сватовство) В преддверии бракосочетания в дом невесты приезжают сваты. Их задача – договориться с ближайшими родственниками девушки о ее замужестве. В ходе сватовства, отец невесты получает от гостей подарки, являющиеся своеобразным задатком Калын мал (калым) После официальной части сватовства, по традициям казахской свадьбы, сторона жениха должна уплатить стороне невесты калын мал . Выплачивался он в основном скотом. Размер его зависел от достатка и состояния сватающихся Келін тусіру (ввести невестку в дом) Невесту традиционно не подвозили к порогу, а оставляли на некотором расстоянии от аула вместе с женге. Девушки выходили на встречу невесте и не открывая лица, вводили в дом и сажали за ширму (шымылдык) с другими девушками. Встречающие осыпали всех шашу(конфеты, баурсаки, монеты) Традиция саукеле кигизу – это особо торжественный обряд для невесты, когда на ее голову одевали свадебный головной убор – саукеле с особым покрывалом желек. Саукеле - не только самая дорогая часть убранства невесты, он также служил символом начала новой жизни, память о прежней беззаботной жизни девушки «Беташар» - это обряд открытия лица невесты, традиционно проводимый на казахской свадьбе. Обряд проходил под песню, которая так и называется "Беташар". Певец-импровизатор, характеризую в стихах почтенных родственников призывал невесту поклониться каждому, в ответ на это близкие родственники мужа дарили подарки. Песня заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами. Проводы невесты «қыз ұзату». Вечером перед началом церемонии в дом девушки вновь приезжают сваты. Количество визитеров должно быть не четным (5-7 человек). Рано утром, невесту вместе со сватами отправляют в дом жениха. Процедура прощания, сопровождается исполнением казахской ритуальной песни«Жар-жар» Нике кию (венчание по мусульманской религии). Жених с невестой садятся перед муллой, у которого в руках пиала с водой и серебряными монетами. Мулла читает молитву три раза и после каждой молитвы жених с невестой должны отпить из пиалы воду в одном и том же месте. После этого пиала передается присутствующим, которые пьют воду и берут из пиалы чайной ложкой монеты. Этот обряд проходит в мечети. Ерулик (ерулік)– если в аул прибывали новоселы, в их честь устраивался ерулик – небольшой праздник, позволявший прибывшим быстрее адаптироваться на новом месте. Также обычай ерулик включал в себя и помощь в бытовом обустройстве новичков Шілдехана (шилдехана) - торжество, связанное с рождением ребенка. Проведение шильдекана связывали с поверьем, “согласно которому в три первые ночи духи могут похитить новорожденного, подменить его. Шумное веселье молодежи должно было отпугнуть их” Есім қою - обряд имянаречения. Исполнение обряда поручают наиболее уважаемым людям, которые кроме всего прочего, благословляют младенца Бесікке салу - праздник, устраиваемый после укладки новорожденного в люльку. Как правило, организуется на 3-5 день после отпадания пуповины у малыша Қырқынан шығару - обряд, исполняемый на сороковой день после рождения ребенка. Включает в себя: купание младенца в 40 ложках воды, а также первую стрижку волос и ногтей Тұсау кесер - по казахскому обычаю, в день, когда ребенок сделал свои первые шаги, в юрту приглашался самый старый и уважаемый в ауле человек. Он должен был перерезать ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка (разрезание пут). Делалось это для того, чтобы в будущем малыш мог красиво ходить и быстро бегать Сүндетке отырғызу - обряд обрезания. Обряд проводится, когда ребенку исполняется 5-7 лет. В этот день родители зовут в юрту муллу, который и проводит данную процедуру. По случаю сүндетке отырғызу, организуется большой праздник. Пришедшие на той, делают щедрые подарки виновнику торжества и его родителям

Урок 18 5 класс Дата

Тема : Материальная культура казахского народа .

ТЦУ:

    Рассмотреть понятие «материальная культура». Выяснить, как происходило развитие материальной культуры казахского народа. Изучить особенности национальной одежды, познакомить учащихся с достижениями казахского народа в развитии ремёсел.

    Развивать навыки анализа учебного материала, умения самостоятельно изучать отдельные вопросы темы с помощью Интернет- ресурсов, выполнять исследовательскую деятельность.

    Воспитывать уважение к казахской национальной культуре, богатой традициями.

Тип урока: комбинированный

Метод: Словесный (эвристический, частично-поисковый), Наглядный

Оборудование: ИД, презентация по теме.

ФОПД: Индивидуальные, коллективные

Ход урока:

1. Веление в тему: (слово учителя)

Культура – это достижения в материальной и духовной жизни людей.

Духовная культура – достижения в искусстве, музыке, развитие УНТ и литературы, многообразие традиций.

Материальная культура – достижения в производстве, развитии хозяйства, а так же успехи в развитии архитектуры.

Материальная и духовная культуры взаимовлияют друг на друга. (запись в тетрадь)

2. Беседа:

К какому направлению развития культуры относятся:

    Искусство красноречия, или ораторское искусство?

    Традиции?

    Сказки, пословицы, поговорки?

    Эпические произведения?

    Творчество кюйши?

    Песенное искусство?

    Архитектура?

    УНТ?

    Шежире?

    Юрта?

    Религия?

    Национальная одежда?

    Изделия ремесленников?

3. Расскажите:

    О развитии музыкального искусства казахской степи и казахских национальных музыкальных инструментах.

    О традициях устной передачи истории.

    Что мы относим к образцам устной истории казахского народа?

    О религиозных верованиях казахского народа.

    Как менялись религиозные верования с течением времени?

4. Изложение новой темы с опорой на презентацию

Духовная культура отражала изменения, происходившие в жизни народа, в том числе и достижения материальной культуры . (запись в тетради)

Основное жилище казахов – юрта.

(Беседа с опорой на знания учащихся, заслушивание сообщений учащихся)

    В чём удобство юрты?

    Какими были юрты по размерам?

По убранству юрты назывались: ак орда, хан орда, караша уй, лашык, абылайша, уранкай, жолым уй .(запись в тетради )

    Из каких частей состоит юрта?

    О чём свидетельствует пожелание «Пусть будет прочным ваш шанырак»?

    Почему особо почитался порог юрты –босага?

    Что такое туырлык, узик, тундик? Для чего они нужны?

Одежда различалась по возрасту человека. Молодёжь носила богато орнаментированную одежду красного или зелёного цветов. Взрослые и пожилые люди носили одежду поскромнее, с малым количеством узоров, чёрного или синего цветов.

Для торжеств шились праздничные одежды из дорогого материала с красивым орнаментом.

Издавна казахи изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней, кости различные ювелирные украшения.

Сырта (серьги), блезик (браслеты), жузик, сакина (кольца, перстни), шолпы (подвески), алка (ожерелье).

При рождении ребёнка делали специальные сёдла, которые дарили в возрасте, когда ребёнок мог оседлать коня. Это означало вступление мальчика в совершеннолетие.

Изделия, вышедшие из рук мастеров, высоко ценились и пользовались огромным спросом

Национальная кухня. В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, затем - чай с молоком или сливками, баурсаками, изюмом, иримшиком, куртом. Затем следовали закуски из конины или баранины - казы, шужук, жал, жая, сур-ет, карта, кабырга. На любом столе обязательно были лепешки из пшеничной муки.

Главным национальным блюдом казахов является бешбармак (пять пальцев). Бешбармак готовится из баранины, конины или говядины. Ароматное мясо едят с тонко раскатанными и отваренными кусочками теста. Прекрасным дополнением к блюду служит насыщенный ароматный мясной бульон - сорпа, который подается обычно в пиалах. В конце трапезы подают кумыс, за которым вновь следует чай.

5. Закрепление:

Что нового вы узнали о материальной культуре казахского народа?

Каковы достижения материальной культуры казахского народа?

Почему изделия мастеров высоко ценятся, особенно в настоящее время?

Домашнее задание: 44 (45), подготовить сообщения о материальной культуре казахского народа.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Введение Период XV ~ начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры.. XVIII веке в культуре казахов сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым образованиям Евразии. Это ярко проявляется как в материальной, так и в духовной культуре. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы- импровизаторы.

4 слайд

Описание слайда:

Жырау XV- XVIII вв. - время расцвета казахской литературы -известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау -размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками

5 слайд

Описание слайда:

Казтуган Суюншиулы Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Мангытского Йурта. Его песни - образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов.

6 слайд

Описание слайда:

Доспанбет жырау 1490-1523 гг Доспамбет - один из представителей старинной казахской литературы, воспеватель военных походов. Доспамбет-жырау жил в эпоху формирования казахского народа как нации. Доспамбет-жырау участвовал в свое время во многих военных походах, битвах, происходивших между Крымским, Ногайским и Казанским ханствами. Поэтическое наследие Доспамбета-жырау безвозвратно утеряно. Сохранившиеся в устном народном творчестве, в отдельных рукописях некоторые его сочинения вошли в начале XIX в. в различного рода литературные сборники. Из песен-сказаний Доспамбета-жырау можно судить о мыслях, о жизненных целях и надеждах, духовном мире, моральных принципах и мировоззрении автора произведений. В 1523 г. во время Астраханского похода отряд разведчиков, возглавляемый Доспамбетом-жырау, попадает в засаду, в результате чего поэт-сказитель получает тяжелое ранение и погибает.

7 слайд

Описание слайда:

Жиембет жырау Жиембет Бортогашулы (годы рождения и смерти неизвестны), живший в конце XVI и в первой половине XVII века, казахский поэт-сказитель. Был главой племени алшын. Жиембет жырау играл заметную роль во внутренних и внешних делах жизни казахского народа. При Есим хане Жиембет жырау был бием и полководцем-батыром Младшего жуза. В 1620–1627 годах он участвовал в походах против калмыков, отличившись личным героизмом и незаурядными организаторскими способностями. Жиембет жырау - одна из ярких личностей казахской истории, он стал подлинно народным вождем. В войне против ойратов в 1620 году он возглавил войско Млодшего жуза и сыграл большую роль в победе казахов. В 1628 году Жиембет жырау проявил неутомимую энергию в деле сохранения единства народа. Вместе с Есим ханом он утихомирил бунт, поднятый ханом Турсыном, хотевшим выйти из состава казахского ханства и править самостоятельно. Впоследствии Есим хан, опасаясь влияния, которое имел Жиембет на Младший жуз, сослал его вместе с братом Жолымбетом на безлюдный остров. Похоже, что Жиембет жырау был гордый человек, неробкого десятка, не боявшийся немилости хана. Отправляясь в ссылку на неизвестный остров, он не побоялся высказать в лицо Есим хану все, что он о нем думает: «Отважный Есим-великан. Ты упиваешься славой. Обуздай свою гордыню - мой тебе совет!» По одним сведениям, Жиембет жырау умер в ссылке. По другим - он вернулся в родные края после смерти Есим хана. Но после смерти Есим хана в 1643 году о Жиембете жырау нет никаких сведений.

8 слайд

Описание слайда:

Актамберды жырау Сарыулы Актамберды жырау Сарыулы (1675-1768 гг.) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии. Похоронен Актамберды в Семи­палатинской области, в местности Журек Жота

9 слайд

Описание слайда:

Умбетей Тулеулы Будучи участником борьбы казахов против джунгарского нашествия, Умбетей жырау в своей поэзии исторически точно отразил события того времени. Историческая достоверность и высокий художественный уровень его произведений отражены в жоктау (плаче) по погибшему батыру Богенбаю из рода канжигали и естирту (траурная весть) об этом хану Аблаю. В жоктау он воспевает народного батыра, отличившегося своей храбростью в борьбе против джунгар, а в естирту - убеждает Аблая в том, что ханская власть держится именно на таких батырах.

10 слайд

Описание слайда:

Бухар жырау Калкаманулы Бухар Жырау Калкаманов (1693-1787), казахский поэт. Был певцом и советником хана Аблая. Песни и стихи сохранились в устной передаче. Основные темы - создание крупного ханства, объединение казахских племён (стихотворения: "Благопожелание", "Аблай"). Поэт говорит о необходимости мира с Россией, о перекочёвке на свободные земли (стихотворение "При хане Аблае"). Многие песни носят наставительно-дидактический характер.

11 слайд

Описание слайда:

Шалкииз-жырау Тиленшиулы Большой след в культуре казахского народа оставил Шалкииз жырау Тиленшиулы (1465-1560 гг.). Во время войны в Мангытском Иурте между Жусупом и Смаилом Шалкииз встал на сторону Жусупа, а после поражения последнего откочевал в пределы Казахского ханства. Поэзия Шалкииза глубоко философская, полная сложных художественных образов, патриотическая по тематике. Шалкииз реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.

12 слайд

Описание слайда:

Татикара 1705 - 1780 гг. Татикара - казахский акын, жырау, прославлял подвиги казахских батыров, исполнял героические эпосы. Родился в 1705 году в местности Сарыколь на территории современной Костанайской области, умер в 1780 году. Долгое время Татикара жил в ханской ставке и был советником Абылай хана. Он участвовал в походах батыров Олжабая, Богембая против джунгар в качестве рядового воина. Сочинял сказания в стихах, где воспевал их мужество, героизм, призывал воинов к выдержке. Татикара прославился своими стихами, посвященными защите родной земли, воинской доблести. Имя Татикара стало широко известно после его пламенных стихов, повествующих о войне между циньскими завоевателями и воинами Абылай хана в 1756 году («Головка камыша мелкая, а корень в логу», «Сундучный живот, широкий желудок» и другие). Иногда Татикара критиковал слабые стороны Абылай хана и даже обвинял его. В сказании «Вчера у застойной воды» он призывает народ к борьбе: «Подстригайте хвосты коням. Садитесь на них с именем Аллаха на устах. Растащите богатство хана!» В преклонном возрасте положение Татикары ухудшилось, он жил в нищете. Однако акын не преклонялся перед трудностями. Этому свидетельствует стих «Здравствуйте, господа хорошие!», произнесенный перед биями, которые посетили его.

13 слайд

Описание слайда:

Маргаска жырау XVII век Маргаска (годы рождения и смерти неизвестны) - казахский акын, поэт-сказитель, батыр. Жил в первой половине XVII века при правлении Есим хана. О его жизни сохранилось очень мало сведений, известно, что он был батыром, одним из предводителей войска Есим хана, участвовал в битвах и походах, воспевал героизм и мужество воинов. Создавая песни, посвященные походам, продолжал и развивал традиции древнего песенного жанра. Из множества произведений акына-импровизатора до наших дней дошли лишь несколько. В 1627 году он участвовал в подавлении мятежа, поднятого в Ташкенте Турсын ханом против хана Есима. В своем произведении «Эй, хан Турсын, правитель катаганов» он обвиняет правителя Ташкента в вероломном нападении на казахский аул, истреблении безвинных людей. Рожденное в военное время и наполненное историческими данными, «Сказание хану Катаган Турсыну» говорит нам о том, что автор был пылким поэтом-сказителем, в совершенстве владевшим поэтическим мастерством, ярко и красноречиво описывавшем события тех лет.. Маргаска жырау является одним из прародителей исторического песенного жанра в казахской литературе. Есть предположения, что ему принадлежит авторство сказания «Еңсегей бойлы ер Есім» («Большой батыр Есим») о жизни и героических свершениях, военных походах легендарного хана Есима, состоящее из семи тысяч поэтических строк.

14 слайд

Описание слайда:

Заключение Только в конце XVIII века постепенно ослабевает эта традиция, свидетельством чего является новая плеяда акынов - Котеш, Шал и другие. В эпоху полного господства фольклора, к письменной можно отнести только религиозную литературу, связанную с распространением в Казахстане суфизма. Жырау не только певец-импровизатор, но и выразитель интересов рядовых общинников - свободных кочевников. Толгау иногда исполняется как пророчество, в той или иной степени жырау выполняет в обществе кочевников миссию жреца. Песни-толгау полны философских раздумий о смысле жизни, гармонии мира.