Некоторые заявления по национальным взаимоотношениям, которые приходится слышать или читать в прессе, создают впечатление, что их авторы находятся где-то на Марсе, настолько они далеки от сегодняшних реалий.

{{direct}}

Т ак, один из докторов политических наук взял да и провозгласил: дескать, Россия – государство не национальное. Хоть стой, хоть падай. Это значит, что все проблемы, которые стоят на повестке дня в стране, имеют в многонациональном государстве какую угодно – экономическую, политическую, социальную, но только не национальную подоплеку. И на армии это ну никак не отражается.

Одним словом, нам, россиянам в погонах и без (ни в коей мере не русским, тем более что графы «Национальность» в паспорте нет), якобы совершенно безразлично, люди какой веры, культуры и национальности окружают нас, кто будет завтра нашим соседом, сослуживцем, на каком языке скоро станут учить в школах наших детей, внуков, во что вообще они должны верить, что помнить?

Пример государственного подхода

В храме Михаила Архангела города Грозного – тишина. Это обычное явление для главного православного святилища Чеченской Республики. Даже в выходные и церковные праздники здесь едва наберется несколько десятков прихожан. В их национальности можно не сомневаться. Это русские. В основном чудом выжившие старики и старушки. Впрочем, некоторым «старикам» на самом деле едва перевалило за 40. Случается, заходят в церковь рабочие-грузины, занятые в строительстве растущей не по дням, а по часам столицы ЧР, и еще скорее из любопытства охраняющие храм милиционеры, командированные из других регионов Российской Федерации. Временами появляются тут и цыгане, но долго не задерживаются – подают здесь мало. Другое дело – расположенные вокруг мечети. Особенно грандиозна звезда Чечни – крупнейшая в Европе мечеть, предмет особой гордости главы республики Рамзана Кадырова. Окруженная клумбами и фонтанами, подсвеченная вечером прожекторами, она словно символизирует прочно утвердившийся на чеченской земле ислам. Прямо скажу: впечатляет…

“ Есть надежда, что будущее у православия, значит, и у русских в Чечне все-таки есть ”

Чтобы узнать, как живут русские в Чечне, лучше прежде всего пойти в православную церковь. В ней, несмотря на проведенный недавно ремонт, все выглядит далеко не благополучно. Местами потрескались стены и колонны, облупилась штукатурка, но денег на ремонт у настоятеля как не было, так нет. Надежда на все того же Рамзана Кадырова – благодетеля всех местных жителей: чеченцев и русских. Впрочем, немногочисленные прихожане ожидали, что во время посещения города президент страны и премьер-министр заглянут в храм: все-таки оба позиционируют себя русскими, а значит, по Достоевскому, должны быть и православными людьми. Однако чаяния общины не оправдались. Кортежи первых лиц государства Российского с ветерком пронеслись по проспектам Героя России Ахмата Кадырова и В. В. Путина мимо церкви, не заметить которую было невозможно, и остановились как раз у главной мечети. Примечательный факт, не правда ли?

Выслушать мнение на сей счет настоятеля храма иеромонаха Варлаама, расспросить его о других новостях прихода мне не удалось – он выехал по делам в соседнюю Ингушетию. Ведь священник окормляет не только православных жителей Грозного и ряда станиц Наурского, Шелковского и Надтеречного районов Чечни, но и этой соседней республики, где также живут русские. Сколько их сейчас в Чеченской Республике, неизвестно. По разным оценкам, лет пять назад насчитывались от 20 до 50 тысяч человек. А сегодня?

Из разговора с жителями станицы Наурской узнал, что из 10 тысяч ее нынешних обитателей русских всего около 600 человек. Среди них немало людей, сохранивших верность православию. Есть в станице и маленький храм – бывший ангар, где проводятся богослужения, а на месте разрушенной церкви с лета 2004 года возвышается большой деревянный крест со следующей надписью: «Сей поклонный крест установлен в память о стоявшем на этом месте православном храме, построенном нашими предками в 1803 году и разрушенном коммунистами в 1940 году. Ныне мы начинаем строительство храма во имя Рождества Христова. Православные жители станицы Наурской».

Фото: PHOTOXPRESS

Что еще осталось в бывшей казачьей станице русского? Например, действует хорошо известный за пределами республики детский ансамбль «Наурские казачата» – лауреат многих общероссийских конкурсов. Его бессменный руководитель – местная жительница Елена Гашина (кто она по национальности, понятно), с которой я познакомился еще пять лет назад. Она пережила весь кошмар, происходивший в Чечне в последние годы: потеряла мужа, здоровье, имущество. У кого она искала и находила тогда поддержку? Не задумываясь, Елена отвечает: «У Бога и… российского солдата».

Подразделения Минобороны и МВД РФ, вошедшие в мятежную республику, не только защитили Елену и ее детей, как, впрочем, и многих других жителей Чечни, от творившегося произвола, но и спасли от голодной смерти. Командир размещенного в станице оперативного батальона Внутренних войск полковник Мехман Давудов (кстати, уроженец горного Дагестана) принял Елену на службу по контракту, а для репетиций «Наурских казачат» предоставил клуб части. Эти свои действия российский офицер объяснил мне тогда так: «Я знаю, что здесь начнется, если отсюда уйдут русские, поэтому в моих же интересах поддерживать именно их: в первую очередь стараюсь принимать русских на службу и работу. И вообще помогаю им чем могу – техникой, дровами, людьми».

Прекрасный, по-моему, пример государственного подхода к проблеме стабилизации обстановки в регионе проявил полковник Давудов на опыте своей малой Родины, убедившийся, кого нужно в первую очередь поддерживать на Северном Кавказе, чтобы здесь наступил мир.

Российские силовики вообще играют важную роль в наведении в республике порядка. Только численность развернутой в Чечне, прекрасно оснащенной оружием и боевой техникой 46-й бригады ВВ до недавнего времени превышала 15 тысяч штыков (хотя, как поговаривают сами военные, грядущие сокращения вполне могут коснуться и этой крупной воинской группировки). А еще в ЧР, меняя друг друга, «работают» несколько отрядов спецназа, тысячи командированных милиционеров, это не считая дислоцирующейся на чеченской территории бригады постоянной боевой готовности Российской армии. И хотя лавры главного миротворца принадлежат, конечно, Рамзану Кадырову, именно наличие в беспокойном регионе большого числа правоохранителей и федеральных войск позволяет Москве контролировать республику, оставляя последнее слово за собой.

Трудности бытия

Сегодня в Чечне гораздо спокойнее и безопаснее, чем, к примеру, пять лет назад. Есть даже отдельные случаи возвращения русских жителей в свои дома, и формально этому ничто не препятствует. Глава Чеченской Республики не раз делал соответствующие публичные заявления, и несколько русских даже справили новоселье в Грозном, въехав в новые квартиры, но назвать эти пока единичные случаи необратимым процессом как-то язык не поворачивается. Взаимная неприязнь чеченцев к русским и наоборот никуда не ушла, и жить даже в новой квартире в таком соседстве, конечно, рискнет не каждый. Опросы грозненцев, проводимые год назад, показали, что отрицательно относятся к христианам (читай – к русским) 61 процент населения города. Лишь 7 процентов респондентов высказались о христианстве положительно и 20 процентов – скорее позитивно. (Вот бы нашим правозащитникам и докторам политических наук задуматься, отчего это чеченцы никак не хотят стать белыми и пушистыми россиянами, всех простить и все забыть?).

В таких условиях очень тяжело оставаться по-настоящему русскими (опять-таки по Достоевскому, конечно), сохранять свою самобытность: веру, традиции, язык и культуру, одним словом, иметь самосознание. Кто-то не выдержал давления, принял ислам, сменил имя, а значит, и свой генетический код, потерял историческую память. Они, конечно, остались россиянами и в правах нисколько не пострадали, а в чем-то, наверное, даже и выиграли. Однако при этом они просто перестали быть русскими. Это не мои домыслы. Именно так считает одна русская жительница города Аргуна, которая просила не называть ее имя и фамилию. Она, как и большинство моих соплеменников, все же остается русской и по духу, и по вере. И это тихое и смиренное стояние в вере уже есть подвиг и не только духовный. Именно наличие в Чечне русских дает нашей армии моральное право чувствовать себя здесь не незваными гостями, а полноправными хозяевами. И с этим, вольно или нет, вынуждены считаться не только в Грозном, но и в Эр-Рияде, и в Вашингтоне.

Русское присутствие в Чечне особенно чувствуется накануне больших православных праздников, например во время Пасхи. В эти дни местные власти проявляют особое внимание к русским. Для всех желающих организуются посещения православных кладбищ, предоставляется в случае необходимости транспорт. В текущем году на Пасху под давлением православной общины станицы Червленой, где проживают более тысячи русских, будет открыта часовня. (Станичный храм подвергся разрушению более 70 лет назад безбожниками. Кто они были по национальности, решайте сами.) Администрация населенного пункта выделила деньги на ремонт ограды местного христианского кладбища, а командование размещенного в станице батальона ВВ отрядило в помощь местным жителям для ухода за могилками солдат-добровольцев.

Это заметно приободрило и подняло дух русских обитателей Червленой – потомков казаков. Само кладбище славно тем, что, по преданию, дошедшему до наших дней, на этом погосте по краям закопаны четыре заговоренных креста, которые не позволяют хоронить здесь иноверцев. Даже в период засилья в Чечне ваххабизма (в станице в начале второй чеченской кампании одно время располагался штаб небезызвестного Хаттаба) воинственные последователи радикального ислама старались обходить кладбище стороной.

Приятно было узнать от помощника командующего объединенной группировкой войск на Северном Кавказе ОГВ(с) по работе с казачеством (есть и такая должность) казачьего полковника Виктора Медяника, что казаки в Чечне есть не только на бумаге. Не все они, правда, признают себя русскими, ошибочно позиционируя себя как представителей отдельной нации, – терскими или гребенскими казаками, но раскол этот, произошедший во многом по вине прежних московских властей, многократно предававших интересы русских жителей Чечни, думается, со временем будет преодолен и улажен мудростью будущих наших правителей.

Есть и другие положительные примеры русского державного присутствия в Чечне. Два года назад попечением главнокомандующего Внутренними войсками МВД России генерала армии Н. Е. Рогожкина в поселке Ханкала, где располагаются штаб и главная база российской воинской группировки, открыт прекрасный храм во имя святого благоверного князя Дмитрия Донского. Его настоятелем назначен молодой иеромонах отец Аркадий. Невзирая на различные трудности и препятствия, священник проводит огромную работу как среди военнослужащих, так и среди членов их семей. Помимо регулярных богослужений и треб – крестин, венчаний, отпеваний он ведет занятия в воскресной школе, проводит беседы и встречи с воинами бригады, организует паломнические поездки для молодежи по святым местам России, в общем, делает то, что положено православному священнику-миссионеру. И работы на этом поприще у него здесь на многие годы непочатый край. Все это внушает осторожный оптимизм, что будущее у православия, а значит, и у русских в Чечне все-таки есть.

Когда еще в 90-х я впервые увидел Михайло-Архангельский храм, он был кирпично-красного цвета, позже, когда его восстановили, – небесно-голубого. Сейчас он белый. Не знаю почему, но мне видятся в этой перемене цвета российского триколора: красный вполне может означать кровь, обильно пролитую здесь. Голубой – цвет Богородицы, ее покрова над нами, а еще – мирного неба, ну а белый, как всегда, олицетворяет любовь, чистоту и надежду. Надежду на то, что Чечня – это Россия.

Открытие храма святой великомученицы Варвары стало самым значительным событием для православных жителей Шелковского района в этом году, заявили в епархии и местной администрации.

Как писал "Кавказский узел ", о планах скорого завершения строительства православного храма в райцентре Шелковская сообщил "Кавказскому узлу" в июле представитель епархии. Власти Чечни анонсировали строительство нового православного храма в Грозном, выделив под него участок земли.

Действующий сегодня в Грозном православный храм Михаила Архангела 19 мая этого года подвергся нападению. Группа молодых людей с ножами и обрезом ружья, совершила атаку на храм, в результате чего погибли два сотрудника полиции, охранявшие комплекс, и один прихожанин. Еще трое полицейских и медицинский работник, находившиеся на территории церкви, получили ранения. Все четверо нападавших были убиты . Позднее выяснилось, что все они были студентами Грозненского медицинского колледжа.

Храм святой великомученицы Варвары в селении Шелковская построен на месте старой церкви, которая была разрушена в 1937 году. Вплоть до недавнего времени церковные службы в Шелковской отправлялись в приспособленном помещении. Общая численность жителей селения Шелковская составляет около 13 тысяч человек, из них порядка 1300 русскоязычных, сообщил представитель администрации района корреспонденту "Кавказского узла".

"Открытие нового православного храма стало самым значительным событием в жизни русскоязычной общины Шелковского района в этом году. Площадь храмового комплекса занимает полтора гектара: помимо самого храма построены также дом для священника, гостиница для паломников и воскресная школа. Храм способен вместить одновременно 200 человек", - сообщил сотрудник местной администрации.

Ход строительства контролировал замглавы управления Росгвардии в Чечне, советник Рамзана Кадырова по силовому блоку Даниил Мартынов. Участие в открытии храма приняли полпред президента России в СКФО Александр Матовников и глава республики, средства на строительство храма были выделены региональным общественным фондом имени Ахмата-хаджи Кадырова, сообщил сегодня представитель аппарата главы и правительства Чечни корреспонденту "Кавказского узла".

Новый храм в Шелковской стал седьмым православным храмом в Чечне. На сегодняшний день в республике действуют церковь Михаила Архангела в Грозном, Рождества Христова и Всех скорбящих радость в Наурском районе, церковь Николая Чудотворца в Сунженском районе, храмы святой великомученицы Варвары и Георгия Победоносца, а также две часовни в Шелковском районе, часовня на территории базы федеральных сил "Ханкала" под Грозным.

Православные приходы на территории Чечни находятся в ведении Махачкалинской епархии Русской православной церкви.

"Открытие православного храма в станице Шелковская - большое событие как для самих прихожан, так и всей нашей епархии. Отрадно, что сегодня верующие, какую бы они религию ни исповедовали, могут спокойно отправлять свои религиозные обряды, не опасаясь каких-то преследований или непонимания со стороны представителей других религий или национальностей", - сказал представитель Махачкалинской епархии корреспонденту "Кавказского узла".

Жители Шелковской подтвердили, что открытие храма стало знаковым событием. "Теперь мы можем отмечать христианские праздники и проводить обряды в нормальных условиях, а не как прежде – в доме, который был приспособлен под церковь, куда вмещалось всего несколько десятков человек", - сказал местный житель Роман корреспонденту "Кавказского узла".

Жительница Шелковской Раиса назвала символичным тот факт, что храм построен практически напротив мечети. "Наши старики говорили, что Бог один, только веры у людей разные", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

Храм основан в конце XIX веке терскими казаками. Храм заложен в 1868 году, по имеющимся епархиальным сведениям построен в 1890 г. и освящён в 1892 г. Строили из природного камня на общественные пожертвования. По окончанию строительства является постоянно действующим.

До начала первой чеченской войны был одним из двух действующих православных храмов в Чечено-Ингушской АССР.

Исторически комплекс включал в себя храм трехкупольного типа в русском стиле с пристроенной колокольней, ограду с воротами (данный архитектурный ансамбль охраняется государством), каменный двухэтажный церковный (приходской) дом с подвалом, церковно-приходскую школу, котельную и вспомогательные помещения.

Адрес : Россия, 366000, г. Грозный, пр-кт А. Кадырова, 21

Храм святого князя Димитрия Донского (Ханкала)

26 октября 2008 года епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков) совершил чин освящения храма во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Храм был построен в расположении Объединенной группировки войск в Ханкале − пригороде города Грозный, где находится Оперативная группировка подразделений внутренних дел МВД России, где проходят службу сотрудники милиции, командированные из различных регионов России.

На торжественном мероприятии присутствовал Министр МВД тех лет Рашид Нургалиев.

Епископ Феофан поблагодарил представителей власти за оказанную помощь в строительстве войскового храма и зачитал приветственный адрес Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

1 марта 2009 года благочинный грозненского церковного округа игумен Варлаам (Пономарев) совершил чин освящения колоколов в храме Святого Димитрия Донского на территории Объединенной группировки войск сил в Северо-Кавказском регионе в Ханкале. Малая звонница, насчитывающая шесть колоколов, была подарена храму колокололитейной компанией «Литэкс».

Адрес : Россия, Чеченская республика, г. Грозный, Ханкала

Церковь Рождества Христова (Наурская)

24 апреля 2016 года, в день празднования Входа Господня в Иерусалим состоялось торжественное открытие нового храма в честь Рождества Христова при участии епископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама и Главы ЧР Рамзана Кадырова.

Храм построен на месте станичной деревянной церкви, разрушенной в 1936 году.

Новый храм высотой 33 метра и вместимостью около 500 прихожан возводили специалисты из Екатеринбурга при попечительстве главы «Русской медной компании» Игоря Алтушкина. Иконостас расписывали насельницы Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге.

Купола церкви покрыты настоящим сусальным золотом. В храме установлен электронный звонарь, управлять которым можно при помощи функции SMS на мобильном телефоне.

До этого православный приход размещался в здании бывшего клуба.

4 марта 2017 года, в субботу первой седмицы Великого поста и день памяти великомученика Феодора Тирона, епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершил чин великого освящения храма в честь Рождества Христова.

Адрес: 366210 Россия, Чеченская республика, Наурский район, станица Наурская, ул. Лермонтова, 43

Храм святой великомученицы Варвары (Шелковская)

В июле 2007 года руководством Чеченской Республики было объявлено о намерении построить в станице православный храм. Действующий в Шелковской храм святой великомученицы Варвары, фактически, является молитвенным домом.

В 2018 году станица готовится отметить свое 300-летие. К знаменательной дате будет приурочено открытие нового храма святой великомученицы Варвары, строительство которого начато в 2016 году при поддержке республиканских властей и Национальной Ассоциации лесопромышленников «Русский лес».

22 апреля 2016 года епископ Варлаам в торжественной обстановке совершил молебное пение с чином освящения закладного камня в основание храма в честь святой великомученицы Варвары на берегу озера в Шелковской.

Также от лица Главы ЧР Рамзана Кадырова епископу Варлааму был передан в дар ковчег с частицей мощей великомученицы Варвары.

Адрес: Россия, Чеченская республика, Шелковской район, станица Шелковская

Храм Николая Чудотворца (Ассиновская)

Станица Ассиновская основана в 1847 году на месте бывшего чеченского аула Эха-Борзе.

Храм построен одним из первых на территории Ставропольско-Бакинской епархии, построен усилиями казаков.

Летом 1992-го в период Первой Чеченской кампании в Никольском храме был совершён погром: около 30 налётчиков разбили утварь, расстреляли из автоматов иконы, а настоятеля иеромонаха Антония (Данилова) жестоко избили. В 2002 храм был сожжен.

В 2013 году здание церкви внешне полностью отреставрировали при поддержке республиканских властей, но внутри – белые стены, алтарной части нет. На престольный праздник в храм приезжает священнослужитель с другого прихода и совершает молебное пение.

Приход окормляется благочинным Грозненского церковного округа иереем Сергием Абасовым.

Адрес: Чеченская Руспеблика, Сунженский район, станица Ассиновская

Храм великомученика Георгия Победоносца (Червленная)

В одной из старейших на Кавказе станице - Червленной, что в Чеченской Республике, в 2010 году было начато строительство православного храма при поддержке военнослужащих Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России (командир лично).

Храм получил имя святого великомученика Георгия Победоносца - покровителя русского воинства.

Возведение храма вызвало большое воодушевление среди православного населения Червленной, где храма не было с тех пор, как его уничтожил богоборческий режим.

В 2011 игумен Варлаам (Пономарев) освятил храм иерейским чином.

Храм из сруба, деревянный.

Богослужения в нем регулярно совершает клирик Махачкалинской епархии иерей Сергий Коваленко.

Адрес : Чеченская Республика, Шелковский район, станица Червлённая.

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в станице Ищерская ЧР был открыт в 90-х гг. XX столетия в здании бывшего Дома быта.

Богослужения возобновились в 2010 году после капитального ремонта и установки купола с крестом.

Божественная литургия совершается еженедельно по предварительной договоренности (в пятницу или субботу).

Храм окормляется благочинным Наурского церковного округа иеромонахом Амвросием (Марченко).

Адрес : Россия, Чеченская республика, Наурский район, станица Ищерская

4 марта 2017 года в станице Наурская Чеченской Республики епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершил чин великого освящения храма в честь Рождества Христова, сообщил официальный портал Московского Патриархата . "Кавказ.Реалии" попытался разобраться, является ли открытие новых христианских культовых сооружений в республике своеобразным реверансом в сторону Москвы или православные Чечни действительно нуждаются в новых приходах.

Согласно официальной переписи за 2010 год, этнический состав населения в Чечне таков: чеченцы - 1 206 551 человек (95,3%), русские - 24 382 (1,9%), кумыки - 12 221 (1%). Остальные народности составляли менее одного процента от всего населения.

Церкви и храмы в Чечне входят в Махачкалинскую епархию РПЦ, охватывающюю территорию Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики. Всего в Чечне зарегистрировано семь православных приходов, пять из которых открылись в 2014 году.

В Наурском районе, где была освящена новая церковь, проживает чуть более 2700 русскоязычных жителей, не все из которых являются православными. В станице Калиновской, входящей в этот район, расквартированы также российские военнослужащие. Есть военные и в других районах Чечни, однако неизвестно, какая часть из них исповедует православие.

Всего в республике восемь православных церквей:

  1. Церковь Михаила Архангела (Грозный, 8961 русских);
  2. Храм Рождества Христова (ст. Наурская, 1445 русских);
  3. Церковь "Всех скорбящих радость" (ст. Ищерская, 521 русских);
  4. Церковь в честь святой великомученицы Варвары (ст. Шелковская, 1300 русских);
  5. Часовня Святой Троицы (ст. Шелковская)
  6. Церковь Георгия Победоносца и часовня (станица Червленная, 985 русских);
  7. Церковь святого Николая Чудотворца (ст. Ассиновская, 161 русский):
  8. Часовня памяти воинов Внутренних Войск, жизнь за Веру и Отечество отдавших (на территории 46 Отдельной Бригады Оперативного Назначения (Ханкала, Грозный)).

Кроме того, строятся новые церкви в станице Мекенской (230 русских) и в станице Шелковской.

в республике зарегистрировано семь православных приходов

Церковь в Наурской открывали не раз за последние десять лет. В 2012 году глава Чечни Рамзан Кадыров лично возглавил соответствующую церемонию . Открывали ее и в 2014 году, и еще раз в 2015 году. В 2016 году ее ​открыли вновь, опять же в присутствии Кадырова.

По словам сотрудницы райадминистрации, на освещении храма в прошлую субботу было не так много людей, гораздо меньше, чем раньше. Священнослужитель одной из церквей Чечни на условиях анонимности сообщил "Кавказ.Реалии", что счел открытие храма в Наурской заурядным делом, не достойным комментариев.

Отметим, в Чечне не все христиане исповедуют православие. В республике есть также последователи Армянской Апостольской Церкви, а также баптисты и лютеране. Трудно сказать, сохранилась ли община адвентистов, которая имелась в Грозном до войны. Ясно одно, в отличие от православных, другие деноминации не имеют своих зданий для отправления культа.

Церковь в Наурской открывали не раз за последние годы.

Для сравнения: в Чечне функционирует 931 мечеть (314 соборных, 617 квартальных). По подсчетам РБК, в республике самое большое в России количество мечетей на душу населения: одна мечеть приходится на каждые 1490 жителей. Согласному тому же ресурсу, на одну церковь приходится 2400 человек, но стоит иметь в виду, что статистика в Грозном и в районах совершенно различна. Всего в столице Чечни проживают 9 тыс. русских, и на них приходится только одна церковь. То есть, если учитывать численность русских за пределами Грозного, одна церковь приходится на 1500 жителей. В этом смысле Чеченская республика выглядит вполне благополучно, даже если сравнивать ее с другими регионами России.

Несомненно, открытие храмов приветствуется православными Чеченской республики. Однако похоже, что эти акции имеют скорее политическую подоплеку, нежели отвечают реальным запросам и потребностям русского населения республики.

4 марта 2017 года в станице Наурская Чеченской Республики епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершил чин великого освящения храма в честь Рождества Христова, сообщил официальный портал Московского Патриархата . "Кавказ.Реалии" попытался разобраться, является ли открытие новых христианских культовых сооружений в республике своеобразным реверансом в сторону Москвы или православные Чечни действительно нуждаются в новых приходах.

Согласно официальной переписи за 2010 год, этнический состав населения в Чечне таков: чеченцы - 1 206 551 человек (95,3%), русские - 24 382 (1,9%), кумыки - 12 221 (1%). Остальные народности составляли менее одного процента от всего населения.

Церкви и храмы в Чечне входят в Махачкалинскую епархию РПЦ, охватывающюю территорию Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики. Всего в Чечне зарегистрировано семь православных приходов, пять из которых открылись в 2014 году.

В Наурском районе, где была освящена новая церковь, проживает чуть более 2700 русскоязычных жителей, не все из которых являются православными. В станице Калиновской, входящей в этот район, расквартированы также российские военнослужащие. Есть военные и в других районах Чечни, однако неизвестно, какая часть из них исповедует православие.

Всего в республике восемь православных церквей:

  1. Церковь Михаила Архангела (Грозный, 8961 русских);
  2. Храм Рождества Христова (ст. Наурская, 1445 русских);
  3. Церковь "Всех скорбящих радость" (ст. Ищерская, 521 русских);
  4. Церковь в честь святой великомученицы Варвары (ст. Шелковская, 1300 русских);
  5. Часовня Святой Троицы (ст. Шелковская)
  6. Церковь Георгия Победоносца и часовня (станица Червленная, 985 русских);
  7. Церковь святого Николая Чудотворца (ст. Ассиновская, 161 русский):
  8. Часовня памяти воинов Внутренних Войск, жизнь за Веру и Отечество отдавших (на территории 46 Отдельной Бригады Оперативного Назначения (Ханкала, Грозный)).

Кроме того, строятся новые церкви в станице Мекенской (230 русских) и в станице Шелковской.

в республике зарегистрировано семь православных приходов

Церковь в Наурской открывали не раз за последние десять лет. В 2012 году глава Чечни Рамзан Кадыров лично возглавил соответствующую церемонию . Открывали ее и в 2014 году, и еще раз в 2015 году. В 2016 году ее ​открыли вновь, опять же в присутствии Кадырова.

По словам сотрудницы райадминистрации, на освещении храма в прошлую субботу было не так много людей, гораздо меньше, чем раньше. Священнослужитель одной из церквей Чечни на условиях анонимности сообщил "Кавказ.Реалии", что счел открытие храма в Наурской заурядным делом, не достойным комментариев.

Отметим, в Чечне не все христиане исповедуют православие. В республике есть также последователи Армянской Апостольской Церкви, а также баптисты и лютеране. Трудно сказать, сохранилась ли община адвентистов, которая имелась в Грозном до войны. Ясно одно, в отличие от православных, другие деноминации не имеют своих зданий для отправления культа.

Церковь в Наурской открывали не раз за последние годы.

Для сравнения: в Чечне функционирует 931 мечеть (314 соборных, 617 квартальных). По подсчетам РБК, в республике самое большое в России количество мечетей на душу населения: одна мечеть приходится на каждые 1490 жителей. Согласному тому же ресурсу, на одну церковь приходится 2400 человек, но стоит иметь в виду, что статистика в Грозном и в районах совершенно различна. Всего в столице Чечни проживают 9 тыс. русских, и на них приходится только одна церковь. То есть, если учитывать численность русских за пределами Грозного, одна церковь приходится на 1500 жителей. В этом смысле Чеченская республика выглядит вполне благополучно, даже если сравнивать ее с другими регионами России.

Несомненно, открытие храмов приветствуется православными Чеченской республики. Однако похоже, что эти акции имеют скорее политическую подоплеку, нежели отвечают реальным запросам и потребностям русского населения республики.