Многим (в том числе и мне) известная как Кузя или как Ирка Комаровская, дочь одного академика и внучка другого академика, кандидат геолого-минералогических наук, матёрая хипица, автор и много чего ещё, подружка Башлачёва, "ведьма" из "Хроник российской санньясы" Влада Лебедько, резанная, да недорезанная Фёдором Чистяковым - я видел шрам на её горле, когда мы с Сивицким и Анной в ходе нашего сентиментального путешествия завалились к Ирке на дачу в Комарово.

Фото спиздил у какого-то незнакомого чувака

На фото - та самая дача, где я увидел её в первый, а теперь уже совершенно ясно, что и в последний раз, и это было одним из мощнейших психоделических переживаний в моей жизни - просто смотреть на неё, разговаривать с ней.

На этой же даче Ирка и коноплю выращивала, в связи с чем её даже показали по телевизору.

Жаль, что я с ней тогда не дунул. Почему я отказался? Не понимаю.

Прощай, Ирка. Завтра тебя сожгут в крематории. Уверен, что даже в гробу ты будешь лежать красивая. Такой уж у нас с тобой тип тела.

Сегодня в Комарово умерла апокрифическая женщина Ленинградского андеграунда Ляля Линник. Она же Ирина Левшакова. Женщина, у которой на даче была студия. Где записывали свою музыку Гребенщиков. Федя Чистяков и многие другие... Ляля была странная дама. Но это был человек-эпоха.

В последний раз я увидела её этой осенью. Я узнала её со спины - худенькая пластичная фигурка, как у цирковой актрисы, она шла через маленький лесок к станции. Я подумала, что хорошо, что она меня не видит, а то позовёт пить водку, или ещё что-то делать, чего я не хочу и не могу. Бог с ней. Я не знала, что больше её не увижу.

Какая она была красавица в детстве! С ней дружила моя любимая двоюродная сестра. Но я маленькая, чётко понимала - Ляля гораздо талантливее красивее и круче моей кузины. И конечно, все ровесницы Ляле завидуют.

У неё были тонкие щиколотки и запястья, огромные зелёные глаза, чёрные кудрявые волосы. Какая-то средневековая внешность Она была хиппи. Тогда это слово было в Советском Союзе чем-то страшно-загадочно-ругательным. Ляля ходила в длинной юбке, во вьетнамках. Она говорила хрипло, курила, неожиданно могла употребить резкое нецензурное слово. Она была необычная, непохожая, крутая.

В какой-то момент взрослые стали говорить - Ляля исправилась, она вышла замуж, родила прелестных близнецов и стала учиться в университете; однажды мы ехали в электричке и Ляля показала мне скелетик ископаемого маленького ящера...

Потом она стала жить в Комарово, постоянно. Её дача стала прибежищем рок-н-ролльных людей всей страны и Ленинграда. Близнецы росли сами по себе и однажды чуть не спалили дом, Ляля в длинной юбке и облаке анаши принимала гостей. Потом студия звукозаписи в этой даче. Все наши великие - Гребенщиков, Башлачёв, и другие, все были на этой даче. Записывали свою музыку...Её близкий друг Федя Чистяков ударяет её в грудь ножом... Они употребляли грибы-колпачки, которые в обилии росли в верхнем Комарово.

Одна за другой трагедии. Её называют по-всякому. И апокрифической женщиной Ленинградского андеграунда, и ведьмой. Не знаю. Она была важной, непременной фигурой нашего посёлка. Мне очень жаль, что она ушла. И что на нашем кладбище будет теперь ещё одна могила человека, которого я помню молодым, красивым и талантливым.

17 февраля 1988 года погиб Александр Башлачев. Из окна восьмого этажа он шагнул в вечность, оставив своим поклонникам песни, которые тектоническим разломом выделяются среди равнины русской рок-музыки.

Языковой дар

Башлачев сам не понимал, насколько он одарен. То, что поражало его окружающих, для него было совершенно естественным. У него было редкое языковое чутье, которое проявлялось уже в детстве. Саша очень рано научился читать, хотя никто его этому специально не учил, не зная английского языка, переводил англоязычные тексты, хорошо читал по-польски. Природной языковое чутье редко его подводило, по корням слов он легко угадывал их значение и бегло переводил тексты зарубежных групп.
Именно из-за хорошего чувства языка Башлачев успешно работал в журнале «с поэтическим названием «Коммунист». Писал полные метафор тексты на производственную тематику.

Музыкальный слух

У Башлачева был уникальный музыкальный слух. Александр Измайлов, с которым СашБаш учился в институте, вспоминал, что Башлачев, который никогда до этого не играл на фортепиано, просто сел и начал на слух подбирать аккорды, он чувствовал музыку каким-то внутренним чутьем. Мать музыканта вспоминала, что в детстве Саша говорил ей, что больше всего сочувствует тем детям, которых насильно водят в музыкальную школу, поэтому она не повела его учиться музыке. Поразительно, но Башлачев умел извлекать музыку даже из простой папиросы, на которой он играл как на губной гармошке, а также мастерски играл на двуручной пиле.

Я. РОЗОВА.

В студии Яна Розова, здравствуйте! Сергей Старовойтов, адвокат…

С. СТАРОВОЙТОВ.

Добрый день!

Я. РОЗОВА.

И Александр Линников, адвокат.

А. ЛИННИКОВ.

Здравствуйте.

Я. РОЗОВА.

Тема эфира - реформа ФСИН. Насколько я понимаю, эта реформа была запущена еще в 2009 году. И должна закончиться - вроде как, подвести итоги мы должны - в 2022.

С. СТАРОВОЙТОВ.

В 2022 подведем. Сейчас промежуточные попробуем подвести итоги.

А. ЛИННИКОВ.

Но тем не менее, достигнуты уже значительные успехи. У нас как-то не принято хорошо говорить о деятельности государства и чиновников, но в действительности в пенитенциарной сфере заметны большие улучшения. Федеральная служба исполнения наказаний на сегодняшний день в значительной мере обеспечивает себя всем необходимым: продуктами питания…

Я. РОЗОВА.

Можно сказать, что она на самоокупаемости уже?

А. ЛИННИКОВ.

Ну, нельзя сказать, что она на самоокупаемости, но она близка к этому. Более того, предпринимаются активные меры к тому, чтобы система ФСИН себя обеспечивала и в меньшей степени зависела от рынка - таким образом, чтобы минимизировать коррупционную составляющую и существовать, по возможности, за свой счет.

Я. РОЗОВА.

То есть, в этом была задача реформы?

А. ЛИННИКОВ.

В этом была задача реформы, в этом заключается задача команды Геннадия Александровича Корниенко, который сейчас возглавляет ФСИН. И повторю: эта команда сейчас достигла больших успехов. Так, например, во ФСИН запущено производство продуктов питания. Работают предприятия - консервные, рыбоперерабатывающие заводы, заводы по изготовлению полуфабрикатов. ФСИН производит специальную технику. ФСИН обшивает одеждой и обувью практически всю нашу армию и МВД. И кроме того, Федеральная служба исполнения наказаний также сокращает затраты на содержание заключенных и на продовольственное обеспечение. Достаточно сказать, что за последние несколько лет экономия только на продуктах питания составила не менее 6 миллиардов рублей. И это - обращаю Ваше внимание - при сохранении уровня качества продуктов питания, это на фоне рынка, на фоне роста цен, на фоне инфляции, на фоне кризиса. Качество сохраняется, объемы сохраняются, а денег тратится меньше. Более того: за последние 2 или 3 года значительная работа проведена для того, чтобы сократить количество рыночных контрактов. Вот, например, единственным поставщиком лекарственных средств и медицинской техники для нужд ФСИН назначена государственная корпорация «Ростех». Принято постановление правительства: «Ростех» обеспечивает ФСИН. Исключены торги на рынке, исключены коррупционные схемы по поставке медикаментов и медицинской техники.

Также проведена значительная работа, и с 2017 года ФСИН закупает сахар у «Росрезерва» напрямую по фиксированной цене. Запасы «Росрезерва», как Вы знаете, обновляются. И при наступлении срока выхода продуктов питания из «Росрезерва» их забирает ФСИН по выгодной цене.

Также на протяжении последних 2-3 лет заместитель директора ФСИН Олег Коршунов добивался того, чтобы единственными поставщиками на отдельные федеральные округа топлива и горюче-смазочных материалов были назначены крупнейшие нефтяные компании. Но, к сожалению, этого не удалось добиться, потому что просто условия торгов невыгодные. Компании не подают заявки на поставки бензина ФСИН, потому что очень сложная логистика: 3250 пунктов снабжения ГСМ, если я не ошибаюсь. И поэтому даже такие крупные компании, как «Роснефть», «Газпромнефть» и «Башнефть», не в состоянии закрыть весь этот объем. Но, тем не менее, такая работа проводилась. ФСИН привлекала Федеральную антимонопольную службу. Проводились совещания для того, чтобы выяснить, почему же нефтяные компании крупные не хотят идти на торги.

Много усилий к этому приложил именно Олег Адольфович Коршунов, который добивался сокращения коммерческих контрактов на рынке, чтобы государство себя обеспечивало по минимальной цене, на самых выгодных условиях. И для меня это большая загадка: почему один из организаторов реформы ФСИН, один из людей, которые очень много сделали для того, чтобы сократить государственные расходы, избавиться от ненужных посредников, сейчас находится под арестом?

Я, РОЗОВА.

Он не просто под арестом, а я так понимаю, что он сидит в тюрьме в Лефортово.

А. ЛИННИКОВ.

Он содержится в следственном изоляторе Лефортово. Это, безусловно, чрезмерно жестокая, неоправданная мера пресечения - особенно на фоне других людей, которые были арестованы по обвинению в совершении преступлений сопоставимой тяжести. Достаточно вспомнить экс-министра Улюкаева или режиссера Серебренникова. Они находятся под домашним арестом, Олег Адольфович Коршунов почему-то сидит в Лефортово. Почему? Не потому ли, что кому-то необходимо его изолировать? Как Вы думаете, Сергей?

С. СТАРОВОЙТОВ.

Нет, я думаю, что все здесь достаточно просто объясняется - и по поводу интересантов возможных всех этих событий, и, безусловно, по поводу того, почему Коршунов находится в следственном изоляторе.

Дело в том, что наше небольшое расследование событий, связанных с возбуждением дела в отношении Коршунова и событий, связанных с выяснением обстоятельств, по которым он был привлечен в качестве обвиняемого, показывает, что, по большому счету, очень большое количество людей, которые в том числе были связаны с различными коммерческими операциями - именно теми, которые, в общем-то, отчасти пресекал в своей деятельности Коршунов, приводя систему получения по госзаказам продуктов, продукции и различных товаров - оказались одни выкинуты совсем из этого бизнеса, другие существенно снизили свои «прибыли» в кавычках, которые выходили за рамки обусловленных контрактами. И безусловно, я так понимаю, они отчасти впрямую, отчасти косвенно, через какие-то свои возможности, пытались доносить, в том числе до правоохранительных органов, негативную информацию о том, что вся власть финансовая и хозяйственная отчасти сосредоточилась - по госконтрактам, в частности, по управлению ГУПами - у Коршунова. Не подливали масла в огонь, а искажая ситуацию с развитием этих взаимоотношений, безусловно, как в известном мультфильме про Маугли, доводили информацию примерно в том ключе, что «он обзывал вас желтыми земляными червяками».

А. ЛИННИКОВ.

Замечательное слово Вы употребили, очень подходящее: искажение. Вообще все это дело, как мы считаем, состоит из большого количества искажений, подтасовок и манипуляций фактами.

Я. РОЗОВА.

Может быть, Вы напомните, какую должность он занимал и какое дело ему инкриминируют?

А. ЛИННИКОВ.

Олег Адольфович Коршунов - действительный государственный советник II класса. Занимал должность заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний. В его обязанности входило курировать финансовую и производственную сферу деятельности ФСИН, что он успешно и делал. О его достижениях я уже рассказал.

А теперь парадоксальным образом Коршунова обвиняют в растрате государственных средств вместе с предполагаемыми пособниками. Выбор пособников, на наш взгляд, для Коршунова тоже парадоксален. Потому что его обвинили в растрате вместе с рядовыми сотрудниками ФСИН и руководителями среднего звена, с которыми он, по большому счету, и знаком-то не был, и с предпринимательницей, с которой его отношения были далеки от дружеских, товарищеских и приятельских. Это, на наш взгляд, говорит о практически полном провале оперативной работы, предшествующей аресту Коршунова, потому что те люди, которые готовили это обвинение, не потрудились изучить истинный характер отношений между людьми, которых они планировали арестовывать.

А если говорить об обвинении в растрате, то оно тоже, на наш взгляд, является абсолютно надуманным и абсурдным, потому что никто не потрудился изучить реальные обстоятельства подготовки заключения этих контрактов. Вот обвиняют Коршунова в завышении закупочной цены на сахар. Ну, начнем с того, что ни самостоятельно, ни вместе с предполагаемыми сообщниками просто невозможно организовать заключение контракта на заранее известных условиях - это абсурд. Очень сложная процедура многоступенчатых проверок предшествует заключению каждого договора. Это во-первых. А во-вторых, на ценообразование при заключении контракта влияет множество факторов. Например, сахар, как Вы, вероятно, знаете, это биржевой товар и цена на него волатильна, подвержена колебаниям. Во-вторых, Федеральная служба исполнения наказаний, так же как многие другие федеральные органы, не платит авансов, а рассчитывается за поставленный товар в конце финансового года. В-третьих, учреждения ФСИН разбросаны по всей нашей необъятной стране и находятся подчас в весьма труднодоступных местах. Это значит, что доставка товаров в колонии очень сложна и дорогостояща.

И наконец, последнее обстоятельство, которое просто забивает гвоздь в крышку гроба обвинения - это то, что (очень любопытное обстоятельство) порядок финансирования контрактов Федеральная служба исполнения наказаний заимствовала у Федеральной службы безопасности. Как нам рассказывали сотрудники ФСИН на одном из совещаний, научились делать именно так: не платить авансов, а рассчитываться в конце. И все эти обстоятельства приводят к тому, что увеличивается цена поставляемого сахара. А если не платить авансов, а рассчитываться в конце год, то цена еще увеличивается на стоимость банковского кредита, который необходим для того, чтобы компания получила оборотные средства на закупку этого товара, чтобы всем поставить.

С. СТАРОВОЙТОВ.

Ну, мне хотелось бы несколько фраз добавить в порядке комментария, в частности, по эпизоду сахара. Это как раз классический пример того, что в СМИ многократно обсуждалось по различным другим государственным структурам, где заключаются подобные контракты. Суть заключается именно в том, что хищение составляет разницу между стоимостью, по которой товар приобретался поставщиком, и стоимостью, по которой он покупался заказчиком. Правоохранительные органы просто-напросто арифметически отнимают эту разницу и говорят, что вот эта разница и есть сумма хищения. При этом, безусловно, почему-то - то ли по неведению, то ли по необразованности - забывают отнять из этой суммы хотя бы очевидные деньги, которые составляют как раз затраты поставщика, налоги и прочие вопросы, связанные с тем, что на исполнение контракта требуется действительно вносить какие-то деньги в течение целого года, а потом только, после этого, получать возмещение за поставленный товар.

По ситуации с сахаром и по эпизоду с Коршуновым правоохранительные органы пошли еще проще: они фактически взяли себестоимость сахара на момент приобретения, минимальную, объявили ее рыночной ценой. А ту цену, по которой приобретался этот сахар, объявили конечной и завышенной. Не считая абсолютно ни одного из тех параметров, о которых я говорил. Но главный вопрос заключается даже не в этом, а в самом подходе - каким образом следствие подошло к этому эпизоду.

А. ЛИННИКОВ.

Да, подход - это как раз очень важно. В материалах дела находится документ, который называется «Экспертиза обстоятельств поставки топлива во ФСИН». По мнению авторитетных специалистов, этот документ вовсе экспертизой не является, поскольку не соответствует требованиям уголовно-процессуального закона - ну да ладно, оставим это за скобкой. Любопытен подход следствия. Следствие ставит перед собственными экспертами криминалистического учреждения Следственного комитета вопрос, заранее содержащий ответ: сколько составило завышение начальной, минимальной цены контракта?

Это значит что? Что следствие вообще не ставило перед собой задачи разобраться: было завышение или не было? Следователь уверен, как мы видим, что это завышение было, и хочет только разобраться, какое это могло быть завышение. То есть убеждение он у себя уже сформировал заранее, не задумавшись о тех рыночных факторах, которые реально влияют на формирование цены.

Я. РОЗОВА.

То есть, перед ним была, скорее всего, поставлена задача, перед следователем?

А. ЛИННИКОВ.

Мы предполагаем, что перед следствием поставлена определенная задача в отношении определенного человека. Человека, который для многих коммерсантов, ранее поставлявших товары во ФСИН, для тех, кто занимался, например, организацией торговли в следственных изоляторах - это персонифицированное зло.

Я. РОЗОВА.

То есть Коршунов помешал коммерсантам, правильно?

А. ЛИННИКОВ.

Тот, кто олицетворяет собой утрату бизнеса, потерю денег.

С. СТАРОВОЙТОВ.

Ну, здесь надо отметить еще один важный момент: о том, что фактически для широкой общественности стало известно только после ареста Коршунова, о событиях, связанных с ним - то есть, в сентябре 2017 года. А фактически, как минимум, попытки найти некий криминал или компромат в отношении Коршунова начались еще в начале 2016 года. И происходили они тоже весьма своеобразным образом. Заключался этот образ в том, что представители оперативных структур подразделения «М» ФСБ России фактически проверяли некие факты злоупотреблений Коршунова таким способом: приглашали коммерсантов, и разговор строили по простому механизму «Сообщи нам о том, какие ты взятки предлагал или отдавал Коршунову». Выяснялось, что если Коршунова люди не знали, то коммерсантов отпускали.

А. ЛИННИКОВ.

Насколько я знаю, там даже иначе ставился вопрос: «Расскажите что угодно о любых руководителях ФСИН». По всей видимости, там работа была первоначально нацелена не конкретно на Коршунова, самого уязвимого человека в команде, а на саму службу. На всю команду, которая наводила порядок в системе контрактации ФСИН.

Я. РОЗОВА.

Но тогда сразу напрашивается вопрос: почему, говоря о реформе, мы так подробно рассматриваем дело Коршунова?

С. СТАРОВОЙТОВ.

Потому что на самом деле это, на мой взгляд, самый яркий пример того, каким образом те люди, которые пытаются эти реформы проводить, очень тяжело и сложно доводя их какие-то отдельные элементы до конца, какие-то продолжая продвигать, оказываются прежде всего под ударом как раз тех самых служб, которые, скажем так, блюдут закон и в их лице видят одних из врагов, которые эти реформы якобы не проводят и мешают проведению реформ.

Я просто несколько слов упомянул, но хотел бы довести мысль до конца. Ведь фактически первое дело, касающееся Коршунова, появилось еще весной 2016 года - и как раз по этой же схеме. Один из директоров ФГУПа ФСИНовского, некто Беликов, был задержан именно под условием того, что он должен дать показания в отношении руководства ФСИН. Причем своеобразие этой ситуации заключается в том, что он фактически в течение двух суток содержался в гостинице за его же счет - в городе Саратове, и в течение двух суток его оперативные сотрудники убеждали рассказать правду про взятки.

Когда же он наконец дал такие пояснения, которые от него хотели услышать - причем это все происходило, безусловно, без участия адвоката - его арестовали. А дело, по которому он был арестован - хищение, совершенное им во ФГУПе якобы - закончилось через 10 месяцев прекращением этого уголовного дела за отсутствием состава преступления. Но так как необходимо было объяснить, что же он там делал 10 месяцев, нашлись еще 2 эпизода хищений, которые ему были вменены в вину. Поэтому под стражей он остался, и в настоящее время в отношении его дело направлено в суд, по имеющейся у нас информации.

А. ЛИННИКОВ.

Любопытное обстоятельство еще: материал в отношении предполагаемых, выдуманных взяток Беликова Коршунову был выделен для проведения отдельной проверки. И около 10 месяцев - Сергей, если я не ошибаюсь - происходила якобы проверка, в рамках которой Коршунов даже опрошен не был.

С. СТАРОВОЙТОВ.

Да больше, это 15 месяцев.

А. ЛИННИКОВ.

И Вы знаете, что эта проверка закончилась решением об отказе в возбуждении уголовного дела по факту дачи взятки Коршунову. И постановление об отказе в возбуждении дела было вынесено в 22 часа 14 сентября 2017 года - в день ареста Коршунова, непосредственно после судебного слушания об избрании меры пресечения. Получается, одна карта у нас сыграла, а другую мы из колоды в биты выкидываем за ненадобностью.

Я. РОЗОВА.

У нас остается, к сожалению, всего полторы минуты.

С. СТАРОВОЙТОВ.

Хотелось бы еще несколько слов отметить, на мой взгляд, одних из самых важных. Заключаются они в том, что Олег Коршунов, проанализировав все события, связанные с его арестом и его уголовным делом, подготовил с нашим участием письменное заявление, которое он направил в адрес Генерального прокурора России, председателя Следственного комитета, директора ФСБ и своего бывшего непосредственного начальника - директора ФСИН, где изложил свои соображения и по поводу того, в связи с чем появилось его уголовное дело, и поводу того, каким образом он полагает, что обвинение, предъявленное ему, как минимум не соответствует и действительности, и фактическим обстоятельствам.

И мы надеемся, что в ближайшее время эти документы будут рассмотрены в указанных ведомствах. И хотим надеяться, что то, что он указал, подтвердится. Потому что на наш взгляд, многие из этих фактов уже проверялись ранее и нашли подтверждение в ходе проверок как Генеральной прокуратуры, так и Следственного комитета.

Я. РОЗОВА.

То есть, не смирился и борьба продолжается.

С. СТАРОВОЙТОВ.

Конечно, безусловно.

Я. РОЗОВА.

И вполне возможно, еще и реформа продолжится.

С. СТАРОВОЙТОВ.

Хочется в это верить.

Я. РОЗОВА.

Спасибо! Адвокаты Сергей Старовойтов и Александр Линников были в студии «Эха».

НА ЛОДКАХ С МИШЕЙ БОЯРСКИМ

Летом 1967 года, когда я переходил из 8-го в 9-й класс, маме от управления культуры дали для меня путёвку в поход. Мы переходили на лодках от озера Нахимовское до Приозерска. Около 10 лодок, на каждой 4 человека гребли попарно. Там я познакомился с Мишей Боярским, сыном известного актёра Сергея Боярского - он грёб со своим другом Жорой Широковым, сыном дирижёра Мариинского театра. Жили мы под Зеленогорском, а оттуда по рекам 220 км вверх по течению, довольно тяжело. Пять дней перехода. Пока сидели в Зеленогорске, мне приглянулся паренёк на год меня старше. На танцах он взял гитару, обычную, за 9 рублей, и, абсолютно мерзким, скрипучим голосом гнусаво запел “Сan’t buy me love”. Я был в полном восторге от исполнения! В то время гитару я брал в руки всего пару раз у знакомого, и даже не знал, как брать аккорды. Подошел к Мише, познакомились, попросил его показать мне аккорды, научить играть эту песню. Он любезно согласился. Интересы у нас, по музыкальной части, оказались довольно схожими, поэтому мы подружились, пока вместе плыли этот переход. На перевалах у костра он продолжал лихо играть и петь известные песни на английском языке. Ничего из своего будущего репертуара он нам, слава Богу, не пел, иначе бы мы с ним никогда не подружились. В одну из ночёвок вот так сидели, жарили картошку в костре, потом пошли провожать Мишу с Жорой до их палатки и я спросил Мишу, кем он хочет стать.

Михаил Боярский

– Я сейчас тебе покажу, кем я буду, – ответил Михаил и пригласил нас в палатку. Внутри мы закрылись от света, так как белые ночи, июнь. И тут Михаил исполнил песню из “Бременских музыкантов” “Говорят мы бяки-буки “, прыгая в луче фонаря и стуча алюминиевыми ложками по пустым жестяным банкам из-под тушёнки. Разумеется, это было очень здорово, нам понравилось.

– Знаешь, Миша , сказал ему я, – похоже, ты пианистом не станешь, ты будешь актёром, как твой папа .

Папу, Сергея Александровича, я тоже знал, так как они дружили с Филипповым, мужем моей бабушки. Закончив спортивный переход, мы оказались на спортивной базе в Приозерске. Романтика, ночь, Михаил познакомился с красивой девушкой, дочерью какого-то известного кинорежиссёра, под луной делился со мной:

Ты знаешь, что это за человек? Ты даже не представляешь, что это за человек!

У меня была цветная плёнка и фотоаппарат, я увлекался сложным процессом цветной печати и сделал несколько фотографий Миши, потом подарил ему - они где-то есть. Когда приехали в город, мы сохранили связь. Я бывал у него дома на Мойке. У его папы была хорошая квартира, где у Миши была своя комната с аппаратурой и ковром над кроватью. Миша показывал свои первые песни типа Зеленоглазого такси, говорил, что собирает группу. Показывал какие-то тексты, если их так можно назвать. Это всегда был абсолютный мусор - что он из себя извлекал в пении – просто мусор. Ни разу ни одного нормального текста не спел за всю свою жизнь. Муж моей сестры был иностранец, сестра часто ездила к нему и привозила пластинки, поэтому модных артефактов в семье было много. Миша заходил к нам, мы говорили о музыке и он брал у нас пластинки переписать. Однажды мы дали ему целую пачку: Procol Harum – Shine On Brightly, II и III Led Zeppelin, сорокопятку The Animals – Don’t Let Me Be Misunderstood и ещё несколько. Попросил послушать и так и исчез с концами.

Боярский встретился с Полом Маккартни когда тот приезжал сюда на открытие Меньшиковского фонда, который организовала Антея Ино, жена Брайна. У меня была музыкальная школа “ Канторум ” в Петергофе для особо одарённых детей, на которой висела памятная доска о том, что школу основал меценат Андрей Тропилло. Потом школа стала муниципальной, доску сняли и поставили где-то под лестницей. Но я при жизни успел застать её, висящей прямо на фасаде.

Туда должен был приехать Пол Маккартни на встречу с одарёнными детьми, но в итоге всё произошло в Консерватории. Валентина Матвиенко и Ролдугин вручили ему почётный диплом профессора Санкт-Петербургской Консерватории. Мероприятие также посетили артисты ленинградской эстрады Марина Капуро и Миша Боярский в своей неизменной широкополой шляпе чёрного цвета. Их никто туда не звал, охрана не пускала. Он, расталкивая охранников кричал:

Я Боярский, пустите меня, пустите, я должен там быть!

Марина Капуро решала вопрос чисто по-женски. Она заплакала, тушь текла по лицу, и охранники их пропустили, решив не связываться на всякий случай. С сэром Маккартни Боярский заговорил, не снимая головного убора. И они даже о чём-то с ним договорились.

На самом деле Миша приятный человек, конечно, достаточно ушлый, хитрован, но вполне безобидный. Не больно драматический актёр, но ещё хуже, как певец. “ Голос каждого эстрадного певца мерзок по своему, но нет ничего мерзее голоса Михаила Боярского” , так бы я перефразировал известный посыл Вениамина Ерофеева из “ Москва-Петушки ” про Ивана Козловского. Увлечение Битлами не оказало на музыкальный вкус Миши ни малейшего влияния. Он учился в школе при Консерватории и закончил её. Экзаменов он не сдавал и ему в аттестате вывели оценки по среднему. Но при поступлении в театральный институт он заиграл на рояле Баха так, что учителя обрадовались:

Михаил Боярский

Немедленно берём!

Всё же был парень вполне себе одарённый.

Недавно стою в очереди заплатить за МТС, смотрю, впереди меня знакомый силуэт маленького роста, весь в чёрном как всегда.

Оборачивается:

Ба, Андрюшка, привет!

Пополнил счёт и пулей вылетел из салона. Я разговаривал в этот момент по телефону и не успел напомнить ему про пластинки. Сорок лет прошло, он мог же и забыть! Поэтому, пользуясь случаем массовой информации, я обращаюсь к нему:

Миша, приходи на наш концерт ZOOпарка ! И пластинки с собой захвати, если они ещё живы. А если нет, приходи так! Мы тебе будем очень рады!

ФЛЕЙТА ДЛЯ СЭРА ПОЛА

В 2003 году Сева Гаккель и Антея Ино (жена Байана Ино) решили привезти сюда Пола Маккартни с его молодой одноногой женой Хизер. Одноногой, потому что у неё пятки не было, но это было не заметно - Хизер нужно раздеть, чтобы увидеть, что у неё нет пятки.

Антея Ино и Пол поднимаются по советской лестнице на встречу с русскими детьми

Антея Ино занималась благотворительным фондом “The Menshikov Foundation”, они с Севой пошли к тогдашнему ректору Петербургской Консерватории Сергею Ролдугину просить принять соучредителя их фонда Пола Маккартни, а также разрешить фонду строительство новой студии в Кадетском корпусе для записи особо одарённых детей. Ролдугин звонит Валентине Матвиенко (тогда еще мэру) с вопросом, типа: Ко мне пришли тут какие-то дети лейтенанта Шмидта, говорят, могут Маккартни нам привезти, что будем делать? ” . Валентина Ивановна подумала и сказала: Пробей их, мало ли что, вдруг действительно, а там решим” . Пробили, и стали готовить приём.

Мы решили подарить сэру Полу блок-флейту от школы “ Канторум ” , сделанную заботливыми детскими руками. Формально, помимо обучения игре на инструментах, дети учились делать блок-флейты. На самом деле, конечно, флейту изготовили не дети, а большой мастер, узбек, который покрыл флейту изумительным резным узором. Вот эту чудо-флейту мы и вручили Полу нашему Маккартни.

– Вери гуд флэйта…

Он взял её в руки, повертел, по-окейкал, что-то попытался сыграть, после чего положил рядом с со своим креслом, и, оставив ценный инструмент лежать без присмотра, окейкнув, куда то пошел. Украл флейту фрик из одного питерского театра, назовем сего фрика условно Митя Сидоров. Митя тот – клептоман, “собирает” всё, чего касались руки великих – с детства этим недугом страдает. Как потом выяснилось, его даже в Эрмитаж давно перестали пускать, потому что устали ловить каждый раз с карманами полными царской утвари. Он всегда оправдывался, говорил, что у него “синдром Зимнего”. Зимний в данном случае это не еврейская фамилия, а название дворца – его прадедушка брал Зимний и тоже вытащил оттуда всяких царских канделябров, и это заболевание передалось нашему Сидорову как раз от прадеда.

“…Drink together! Right now! Over me…” На балконе Мешиковского дворца

Тем временем сэр Пол возвратился к креслу, заглянул под него, посмотрел там-сям, в общем, “ кемска волост ” , флейта тю-тю. Я попросил Маккартни не волноваться, что наверное флейта куда-то закатилась, и мы её обязательно сыщем. Пол очередной раз окейкнул, но флейту тогда так и не нашли. Умчался наш подданный Её Величества в окружении дружной русско-британской охраны на лимузине без флейты.

Потом мы выяснили, кто украл: момент этот случайно был запечатлён на репортажную камеру! Вечером того же дня мы с грустным видом смотрели по ящику новости про то как золотые ножки легендарного ливерпульца топчут невскую землю, и тут наш грустный вид сменился на изумленный, когда мы узрели на голубом экране Сидорова с флейтой, трущегося позади Маккартни.

Пол играет на дуде

Пошли к Сидорову домой, он давай причитать, что мол “ да вот , дескать, взял инструмент, потому как побоялся, что ценная вещь пропадёт, для сохранности принёс её к себе домой, положил на полочку аккуратно, и тут ту флейту у него неожиданно украли, и он до сих пор не знает кто ” . В общем, мне пришлось заказать вторую точно такую же флейту, только на сей раз я попросил сделать её для левши. Флейту изготовили, Антея Ино улетела с ней в город Лондон и вручила сэру Полу. Потом у него вышла пластинка, на которой он написал, что в записи использована флейта, подаренная ему детьми из Санкт-Петербурга.

– Френдз, кто флэйта спьёр? – Мы не бгали!

Когда Валентина Матвиенко открывала встречу с великим куплетистом, она торжественно произнесла:

Сегодня, дорогие наши петербуржцы, мы, муниципалитет Петербурга, решили сделать вам большой и интересный подарок: привезли живого сэра Пола Маккартни!

И все радостно зааплодировали.

БЕЛАЯ КОЛДУНЬЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РОКА

Но северный ветер – мой друг, Он хранит все, что скрыто. Он сделает так, Что небо станет свободным от туч, Там, где взойдет звезда Аделаида. Фото Ирины Кузнецовой (Линник), 1980-е

Она считала, что я Святой Пётр и у меня имеются ключи от рая. Всем говорила, что я являюсь мужчиной её мечты. Но Линник много с кем амуры водила, в молодости была писаная красавица, а за два дня до смерти её побил молодой любовник, двадцатишестилетний. Ира была 59 года рождения.

Материалы

(2016-01-31 ) (56 лет)

Ири́на Ю́рьевна Кузнецо́ва (в замужестве Левшакова ; 6 мая , Ленинград - 31 января ) - геолог -палеонтолог , кандидат геолого-минералогических наук [ ] . Была широко известна в среде ленинградской богемы - хиппи , художников, рок-музыкантов 1980-1990-х годов, предоставляла свою дачу в поселке Комарово для репетиций и подпольных концертов-«квартирников ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Семейное служение

    «Свет истины, во тьме подозрения» Мф. 2:1-12 - Проповедь

    Субтитры

Биография

Ирина Кузнецова родилась в Ленинграде, в семье искусствоведов, сотрудников Эрмитажа , отдел западноевропейского изобразительного искусства. Отец - Юрий Иванович Кузнецов (1920-1982) , заведующий сектором рисунка, специалист по голландскому искусству . Мать, Ирина Владимировна Линник (1922-2009), - доктор искусствоведения , специалист по голландскому искусству, автор нескольких атрибуций полотен Хальса и Рембрандта . Дед по матери - академик В. П. Линник ; дядя - академик Ю. В. Линник .

Училась в ленинградской школе № 24 (гимназия И. А. Крылова) .

С 1993 по 1997 год состояла в браке с Георгием (Егором) Дмитриевичем Орбели (1969 - 5 марта 1997), внуком директора Государственного Эрмитажа, академика И. А. Орбели и А. И. Изергиной, праправнуком князя М. З. Аргутинского- Долгорукова .

Комарово и ленинградский рок

В 1980-1990-х годах Ирина (Ляля) Левшакова играла немаловажную роль в жизни и творчестве многих ленинградских рок-музыкантов.

После смерти в 1984 году деда, академика В. П. Линника, подолгу жила на его даче в Комарове, на Курортной улице, дом 25. Несмотря на то, что Ирина Левшакова никогда не носила фамилию Линник, эта фамилия до сих пор ошибочно прилагается к ней как к владелице «комаровской дачи Линник». «Дача академика В. П. Линник», связанная в 1980-1990-х годах с историей ленинградского рока, включена в экскурсионные маршруты по Комарово, наряду с «дачей академика Л. С. Берга », где в 1960-х годах гостил поэт И. А. Бродский , и другими памятными местами. Для музыкантов «дача Линник» была студией и концертной площадкой.

Ирина Левшакова собирала вокруг себя музыкантов и поэтов, и её дом вошёл в историю ленинградского рока. В гостях у Ирины Левшаковой бывали многие музыканты, в том числе Борис Гребенщиков , Всеволод Гаккель , Святослав Задерий , Константин Кинчев , Александр Башлачёв , Фёдор Чистяков и др. По воспоминаниям современников, Ирина в те годы - «красавица, с какой-то средневековой внешностью». Многочисленные мемуаристы отмечают также её ум, образованность, обаяние, остроумие. Ирина Левшакова предоставляла музыкантам место для репетиций и концертов, а также хорошо оборудованную домашнюю студию звукозаписи. Позднее Ирина сделала этот домик гостевым, именно в нём жил А. Башлачёв. Родители Ирины предоставляли ей полную свободу. Её сыновья от первого брака жили со своим отцом .

Сочиняла тексты песен, пела, участвовала в некоторых записях. Занималась рисунком и живописью. Выставляла неоднократно свои работы на «квартирных» ленинградских выставках. Под псевдонимом «Ирина Комаровская» нарисовала некоторые обложки для дисков, выпущенных студией Андрея Тропилло (в частности, она автор обложки альбома «Не могу кончить » группы «Выход »). В буклете, приложенном к компакт-диску «Рыжий альбом» (2002) группы «Выход», среди людей, благодарность которым выражает лидер группы Сергей Селюнин («Силя») упомянута и Ирина Левшакова . Рисунок Ирины Левшаковой, сделанный ей для обложки альбома «Не могу кончить», послужил основой для логотипа музыкального издательства «Отделение ВЫХОД ».

Она нарисовала обложку к виниловой пластинке ВЫХОДа «Не могу кончить». Через некоторое время возникло пресловутое «Отделение ВЫХОД». И я решил, что человечки с этой обложки очень даже подходят для логотипа. Так что я положил на картинку кальку - и обвёл силуэты «человечков» фломастером. Потом отсканировал то, что получилось, и многократно уменьшил. Рисуя обложку, Ира имела в виду, что это человек и его «грибной приход».

Дружба с Александром Башлачёвым

В последние два года жизни Александр Башлачёв был близким другом Ирины. С октября 1986-го до января 1987 года он жил постоянно на «даче Линник» . После отъезда из Комарова жил в разных местах, меняя места проживания. 17 февраля 1988 года он покончил с собой, выбросившись из окна квартиры своей сожительницы. И. Ю. Левшакова позднее написала воспоминания об А. Башлачёве.

Ирина Левшакова вспоминала о Башлачёве:

Я не могу назвать это самоубийством. Саша совершил этот шаг не для того, чтобы уйти отсюда, а для того, чтобы прийти туда. Он искренне верил, что кто-то там ждёт его. Он не упал из окна, он не выбросился, он вылетел. Его тело нашли в 12 метрах от стены нового блочного дома… и остался след в форме большой земляники. На снегу след, как он писал «земляника в окошке»… Саша был в здравом рассудке. Это был чрезвычайно жизнерадостный открытый человек, и жизни он был рад. И он просто хотел уйти туда, он верил, что смерть - это освобождение, что бренное тело - это броня. Он хотел освободиться, он верил, что его кто-то ждёт. Он хотел снять с себя эту броню.

…Саша в жизни был человек очень жизнерадостный, открытый, честный и он хотел всех нас встряхнуть своими песнями, хотел чтобы мы все жили в полный рост… Саша искренне верил, что всё, что он поёт, дано ему свыше, кто-то там наверху даёт ему всё это .

В апреле 1986 года Ирина присутствовала при записи альбома Башлачёва «Вечный пост» на даче Александра Липницкого на Николиной Горе (её привёз туда приятель Вячеслав Егоров, который был звукорежиссёром на записи альбома) .

«Вечный пост» - это не просто одна из пластинок Александра Николаевича Башлачёва. Для меня так она дорога вдвойне, так как она была записана в апреле 1986 года Александром вместе со своим партнёром-помощником Вячеславом Егоровым у меня на даче в студии «Звуков Му», мы её тогда называли «Студия Му», в дачном посёлке Николина Гора… была специально, как тогда говорили, выписана из Ленинграда их подруга Ирина Левшакова по кличке «Комаровская». Знаменитая, культовая такая девица, выходец из высокоинтеллектуальной семьи работников Эрмитажа, но, конечно, имевшая в дальнейшем весьма непростую судьбу. И, собственно, один из лидеров питерского андеграунда отсидел в психушке немалое время за то, что не выдержав общения с Ириной, пытался её убить. Короче говоря, после приезда Ирины стиль работы резко изменился, она потеряла ритмичность, ребята стали куда позже вставать и музицировать в основном ночью… Это влияние Ирины Левшаковой. Она же приехала не с пустыми руками ко мне в студию…

25 февраля 1989 года вновь была гостьей эфира Севы Новгородцева (тема передачи - «Гринпис») .

В 2005 году принимала участие в съёмках документального фильма об Александре Башлачёве «Смертельный полёт» (реж. Лариса Кулагина) .

Дело Фёдора Чистякова

В 1990-1992 годах была подругой музыканта Фёдора Чистякова, лидера группы «Ноль».

На комаровской даче Чистяков написал ряд песен, в 1991 году составивших альбом «Песня о безответной любви к Родине ». При участии Ирины Левшаковой в 1991 году на её даче режиссёром Максимом Катушкиным был снят клип на песню Фёдора Чистякова и группы «Ноль » - «Песня о настоящем индейце» .

В течение двух лет Ф. Чистяков жил с Ириной Левшаковой, в основном, в Комарове, перевезя туда свою больную мать, Антонину Чистякову, передвигавшуюся в инвалидной коляске, и с инвалидностью по диагнозу «шизофрения ».

Самый большой скандал в истории ленинградского рока произошёл 8 октября 1992 года. Фёдор Чистяков, находясь под влиянием наркотиков, предпринял попытку убить Ирину Левшакову, перерезав ей горло. На помощь Ирине пришли соседи и вызвали ей скорую помощь; в больнице Ирине наложили швы, и она осталась жива. Фёдор Чистяков был арестован, ему было предъявлено обвинение в покушении на убийство; около года, пока проводились судебно-медицинские экспертизы, он провёл в заключении, в следственном изоляторе «Кресты ». Адвокат Чистякова, по его признанию, желая облегчить положение своего подзащитного, не доводил до сведения суда воздействие на подсудимого галлюциногенных веществ (в данном случае, «грибов »). Был осуждён по статьям 15, 103 УК РФ. На суде был признан невменяемым . С диагнозом параноидная шизофрения был отправлен на лечение в Городскую психиатрическую больницу № 3 имени И. И. Скворцова-Степанова , где провёл около года .

Предварительным расследованием установлено: Чистяков Фёдор Валентинович, будучи невменяемым в связи с заболеванием шизофренией, 8 октября 1992 года около 20 часов после распития спиртных напитков у своей знакомой Левшаковой И. Ю. по адресу пос. Комарово, ул. Курортная, 25, рядом с этим домом напал на Ирину, повалил её на асфальт и заранее приготовленным ножом причинил ей менее тяжкие телесные повреждения в виде резаной раны мочки левого уха, две резаных раны левой боковой поверхности шеи, одну резаную рану передней левой поверхности шеи; пять резаных ран пальцев левой кисти и одну резаную рану правой кисти… Указанные действия Чистякова непосредственно во время их совершения были пресечены соседями Левшаковой, которые оттащили от неё Чистякова… Учитывая характер причинённых Левшаковой повреждений, их локализацию в области шеи, а также орудие - нож, который был применён в процессе нападения Чистяковым, его действия попадают в признаки деяния, предусмотренные ст.ст. 15, 103 УК РФ.

Старший следователь Прокуратуры Сестрорецкого р-на С.-Петербурга, юрист 1 класса Безродный С. П. (выписка из судебного дела) .

Находясь в следственном изоляторе «Кресты», Фёдор Чистяков посвятил Ирине Левшаковой безымянное стихотворение .

Уголовное дело 2010 года

14 сентября 2010 года на даче Ирины Левшаковой в Комарове сотрудниками Госнаркоконтроля была обнаружена и ликвидирована самая крупная за последние годы плантация конопли - 1247 кустов, а также 600 грамм уже высушенного «продукта» и большое количество конопли, которая ещё сушилась . В отношении Ирины Левшаковой было возбуждено уголовное дело по ст. 228 ч. 2 и ст. 231 ч. 2 УК РФ - хранение и культивирование наркосодержащих растений, впоследствии дело было закрыто.

Примечания

  1. Наумов Л. Александр Башлачёв: человек поющий. - СПб. : Амфора, 2010. - С. 246-248. - 440 с. - (Дискография.ru). - 3000 экз. - ISBN 978-5-367-01398-6 .
  2. Юрий Рост. Франсиско Гойя и Кологрив - Почти детективная история // Новая Газета. - 21 ноября 2014. - № 131 .
  3. Леонид Плешаков. Эрмитаж со служебного входа // Смена: журнал. - январь 1985.
  4. Картины Франса Халса «Евангелист Лука» и «Евангелист Матфей»
  5. Кирилл Ефимов (Константин Елгешин). Гони тараканов, Фёдор! // Русский рок: журнал. - Москва, 1994. - Вып. 5 . - № 1 . - С. 4-7 .
  6. Александр Балуев. Академяки без академиков // Петербург на Невском: журнал. - 2008. - № 08 (091) .
  7. Михаил Левшаков . Рассказы старого стола. / Дом академиков. История и судьба. - СПб. : Сохранённая культура, 2016. - С. 329.
  8. Мавлиев Алексей. В Петербурге скончалась муза Ленинградского рок-клуба // Комсомольская правда . - 2016. - 8 февраля.