Перфоратор, как и любой электрический инструмент, требует к себе бережного отношения, правильной эксплуатации и проведения своевременной профилактики. Если пренебрегать этими нормами, то аппарат может выйти из строя, не выработав свой ресурс. Ремонт перфоратора при некоторых неисправностях можно произвести своими руками, а для устранения поломок, связанных с электрической частью двигателя, потребуется помощь специалиста.

Все неисправности агрегата можно разделить на 2 группы: механические и электрические.

Механические поломки

Если в перфораторе появляется какая-либо механическая неисправность, то наличие ее можно определить на слух (повышается шум, появляется скрежет).

Также вы можете ощущать повышенную вибрацию или неприятный запах, исходящий из корпуса агрегата.

Итак, к механическим поломкам можно отнести следующие:

  • поломка переключателя режимов работы устройства;
  • изношенные резинки ударника и бойка;
  • выход из строя ударного механизма;
  • выход из строя ствола агрегата по причине износа;
  • поломка зубьев шестеренок;
  • поломка зажимного патрона, в результате чего вылетает бур.

Электрические неисправности

Неисправности, связанные с электрической частью перфоратора, также могут сопровождаться неприятным запахом из корпуса аппарата, искрением. Также вы можете заметить, что двигатель быстро греется и гудит , не вращаясь, или из него появляется дым.

К электрическим поломкам аппарата можно отнести такие, как:

  • аппарат не включается;
  • поломка пусковой кнопки;
  • износ щеток;
  • засорение коллектора;
  • нарушение электрических контактов;
  • перегорание обмотки статора или ротора электрического двигателя.

Алгоритм разборки перфоратора

Для устранения механических и электрических неисправностей (за исключением поломки электрической вилки) без разборки корпуса агрегата не обойтись. Наибольшей популярностью среди мастеров, как домашних, так и профессиональных, пользуются марки перфораторов Bosch, Makita, Интерскол, Энергомаш. Конструкция агрегатов разных производителей примерно одинакова, поэтому и способы разборки аппаратов будут похожими. Но не следует разбирать аппарат полностью, поскольку собрать его обратно будет сложно. На фото ниже показано, как выглядит полностью разобранный перфоратор.

Демонтаж патрона

Разборку агрегата для поиска неисправностей следует проводить аккуратно, с осмотром каждой снятой детали. Чтобы сборка не вызывала затруднений, процесс разборки лучше фотографировать. Если вы не обнаружили внешних дефектов на аппарате, то его разборку рекомендуется начать с патрона.


Разбираем корпус

Если требуется разборка корпуса агрегата, то сначала нужно снять переключатель режимов работы.


Разборка электрической части перфоратора

Чтобы добраться до электрической части аппарата, если возникли подозрения, что именно здесь может быть поломка, необходимо выполнить следующие действия.


Если требуется разобрать бочковой перфоратор, с вертикальным расположением электропривода, то сначала снимается ручка, а затем откручиваются болты, удерживающие двигатель.

Замена щеток электродвигателя

Главным признаком того, что пора менять щетки – это образование повышенного искрения в области коллектора электромотора, быстрый нагрев держателей щеток, а также запах гари. Когда щетки не изношены, то искру можно увидеть только под ними. В противном случае, искру видно по всему кругу коллектора.

Наличие искры по кругу коллектора при неизношенных щетках является признаком износа подшипников, нарушения изоляции ротора или статора, прогорания пластин коллектора, перегорания статора или ротора.

Еще одним признаком того, что сгорел статор, можно назвать наличие искр только под одним электродом. Если у вас есть тестер, то им можно проверить статор и ротор : замерьте поочередно сопротивление на роторе и статоре. Если оно одинаково на обеих обмотках, значит, со статором все в порядке. Если вы заметили у вашего перфоратора явные признаки проблем с ротором или статором, то придется нести аппарат в сервисный центр для ремонта. Что касается щеток, то их можно поменять самостоятельно.

Чтобы добраться к месту, где установлены щетки, потребуется разобрать корпус, в котором установлен двигатель, или просто снять заднюю крышку. Открыв крышку, вы увидите щетки, закрепленные в специальных держателях. На фото ниже показано, как выглядят данные детали.

Щетки, которые устанавливаются на двигателях перфораторов, бывают 3-х видов.

  1. Графитовые – отличаются долговечностью, но поскольку они очень твердые, то притирание их к коллектору происходит не идеально, что негативным образом сказывается на последнем.
  2. Угольные – легко притираются к коллектору, обеспечивая хороший контакт, но быстро изнашиваются.
  3. Угольно-графитовые идеальный вариант, так как являются смесью 2-х компонентов, которые дополняют друг друга.

Очень важно не дожидаться, пока двигатель заискрит, а уже после этого менять щетки. Замена нужна уже после их износа на 1/3 от номинала (8 мм). Даже если одна щетка износилась меньше, чем другая, то все равно нужно менять обе.

Обращайте внимание на состояние пружины в новых щетках и крепление контакта. Если пружина слетит во время работы двигателя, то он получит значительные повреждения. Также, если пружина слабая, то хорошего контакта она не сможет обеспечить.

Обязательно перед тем, как поменять щетки, нужно хорошо прочистить ротор и статор от остатков графитовой или угольной пыли. Почистить данные детали можно с помощью технического или медицинского спирта.

Далее, следует закрепить электроды в держателях и притереть их к коллектору. Для этого положите кусок наждачной бумаги мелкой зернистости на коллектор и вращательными движениями в разные стороны произведите притирку электрода . Притирка продолжается до тех пор, пока контактная площадь электрода слега не закруглится. Это обеспечит лучшее его прилегание к пластинам коллектора и, соответственно – лучший контакт.

Схема устройства ударного механизма, его неисправности и ремонт

Ударные механизмы перфораторов отличаются по своей конструкции, в зависимости от того, к какому семейству принадлежат аппараты. Поэтому и ремонт данных механизмов будет происходить по разным принципам.

Бочковые перфораторы

Перфораторы с вертикальным расположением двигателя обычно имеют ударный блок на основе кривошипно-шатунного механизма (КШМ). Ниже приведена схема ударного механизма такого типа.

На следующем фото показан аппарат в разрезе, где можно увидеть место расположения КШМ.

Ударный механизм агрегата с вертикальным двигателем может иметь следующие неисправности. У шатунного механизма имеется отдельный подшипник, который установлен на кулачке колеса с эксцентриком, но иногда он может быть расположен в основании шатуна. В некоторых моделях перфораторов на этом месте может быть установлен подшипник скольжения (вместо подшипника качения), требующий постоянного наличия смазки. Если ее нет, или она уже застарелая, то этот узел изнашивается. При ремонте придется полностью заменить шатун и эксцентриковый бочонок.

Еще одна распространенная проблема — сломался боёк . Данную неисправность можно вычислить, если вы заметили, что на вашем перфораторе больше нет удара. Чтобы добраться до бойка, потребуется полная разборка ствола устройства. Делается она следующим образом.


В данном случае боёк целый. Но если он сломан, то замените его на новый. Также следует обращать внимание на уплотнительные резинки и на сальники в корпусе ствола. Если они изношены, то подлежат замене.

Перфораторы пистолетного типа

Устройство ударного механизма у агрегата пистолетного типа немного отличается от такого же по назначению механизма, установленного в аппарате бочкового типа.

Главное его отличие в том, что поршень приходит в движение не при помощи шатуна, а от качающегося (“пьяного”) подшипника. Поэтому, самая частая поломка данного узла – это износ “пьяного” подшипника, который требуется заменить.

На следующем фото показан разрушенный “пьяный” подшипник, который является причиной того, что перфоратор перестал долбить.

Снимается качающийся подшипник с помощью плоской отвертки, которой нужно подцепить скобу, и извлечь ее. После этого, подшипник легко отделяется от корпуса редуктора.

При замене развалившегося подшипника следует хорошо промыть редуктор , так как именно в его корпусе могут остаться осколки сломанной детали.

После прочистки и установки нового подшипника, следует нанести жирный слой смазки в этот блок.

Также причиной того, что устройство не бьет, может послужить сломанный боек. Чтобы его достать, нужно снять стопорное кольцо, которое видно в отверстии.

Возьмите маленькую отвертку, подцепите ею кольцо, и сместите его вправо (по направлению к шестерне).

Те же действия проделайте и с другой стороны детали. Далее, вставьте отвертку в отверстие детали и продавите снятые внутренние части механизма.

После данного действия легко достанется стопорное кольцо, и корпус, в котором находится сломанный ударный боёк.

Если разобрать данный корпус, то вы увидите “виновника” неисправности, по причине которой перфоратор не долбит.

При сборке ударного механизма не забудьте обильно нанести смазку на все его части.

Прочие механические поломки и их устранение

Кроме поломок, связанных с ударным механизмом, в перфораторе могут возникать и другие механические поломки.

Переключатель режимов

Бывают случаи, когда выходит из строя переключатель режимов агрегата. В основном, это происходит из-за засорения пылью данного узла. Чтобы починить переключатель, потребуется отсоединить его от корпуса (как это сделать см. выше) и прочистить от загрязнений. Если вы обнаружите какие-либо поломки пластмассовых частей переключателя, то его придется заменить.

Шестерни с косым зубом

Причина того, что аппарат перестал нормально работать, а именно, перестал сверлить и долбить, может крыться в износившихся зубьях на валу ротора.

Если это произошло, то зубья будут изношены и на промежуточной косозубой шестерне.

Данная проблема возникает при заклинивании инструмента или неисправно работающей муфте сцепления. Поломка устраняется заменой промежуточной шестерни и ротора двигателя.

Бур не держится в патроне

Причиной того, что перфоратор не держит бур, кроется в поломке патрона и износе входящих в его состав деталей:

  • произошла деформация шариков;
  • износилось ограничительное кольцо;
  • дала просадку фиксирующая пружина.

Потребуется разобрать патрон и заменить проблемные детали.

Бур застрял в перфораторе

Причины того, что бур застрял в патроне аппарата, могут быть следующие.

  1. Перед установкой оснастки, вы не нанесли на ее хвостовик смазку. Потребуется отодвинуть уплотняющую резинку патрона и впрыснуть в место посадки инструмента WD-40.
  2. Под шарики попала пыль. Выполните ту же операцию, что и в пункте выше.
  3. Если вы использовали в перфораторе обычное сверло, вставленное в переходник, то также обработайте его жидкостью WD-40 , подождите пару минут, и, слегка постукивая молотком по поверхности зажима, расшатывайте в разные стороны оснастку. Обычно после этих действий зажимные кулачки разжимаются и позволяют извлечь сверло.
  4. Хвостовик инструмента расклепался. Потребуется сначала залить жидкость WD-40 и попробовать вытащить бур. Если ничего не получается, то нужно разобрать патрон и выбить оснастку. Также можно воспользоваться советами, как достать застрявший в аппарате инструмент, из этого видео .

Перфоратор является практически незаменимым оборудованием для выполнения целого ряда строительных и других задач. При выборе такого надежного друга и помощника, в первую очередь, необходимо определиться с устройством его патрона. В процессе эксплуатации любой мастер может столкнуться с необходимостью его снятия и замены с целью установки новых насадок либо ремонта самого инструмента. Для профессионалов замена патрона в перфораторе – простая задача, решить которую можно легко и быстро. Но, если вы столкнулись с подобной проблемой впервые, то стоит заранее ознакомиться с некоторыми рекомендациями, что будут описаны далее.

Прежде чем перейти к снятию и замене патрона, необходимо заранее определить его тип, который используется в данном устройстве. Специалисты выделяют следующие типы патронов, которые чаще всего встречаются в современных моделях перфораторов:

  • цанговые SDS патроны;
  • ключевые или кулачковые патроны;
  • быстрозажимные патроны.

SDS патроны для перфораторов

В переводе с немецкого языка аббревиатура SDS означает — Steck — Dreh – Sitzt или «вставь, поверни, готово». Патроны такого типа имеют в своей конструкции направляющие клинья и стопорные шарики, за счет чего обеспечивается очень быстрое и надежное крепление. Они очень удобны в работе, легко снимаются и заменяются при необходимости на новые. Для этого необходимо всего-навсего провернуть патрон. Различают патроны SDS-max, SDS-plus, SDS-top.
Отличаются они между собою рабочим диаметром насадок, которые могут крепиться в них.

  1. Так, SDS-plus устанавливаются в легких и средних моделях перфораторов для крепления насадок с рабочим диаметром не более 26 мм.
  2. Патроны для перфоратора SDS-max встречаются в перфораторах среднего или тяжелого класса с рабочим диаметром бурения более 20 мм.
  3. SDS-top не так распространены, как другие типы патронов, и предназначены для крепления насадок с диаметром бурения 16-25 мм.

Цанговые SDS патроны предусматривают более глубокую фиксацию сверла и устанавливаются в большинстве современных моделей перфораторов, которые совмещают в себе одновременно функции сверления и удара. Для устройств, имеющие лишь одну функцию сверления подходят кулачковые или быстрозажимные патроны.

Кулачковые или ключевые патроны для перфоратора

Ключевой или кулачковый патрон предполагает установку сверла при помощи специального инструмента или ключа, который продается в комплекте. Это самый распространенный на сегодняшний день тип патронов, который имеет доступную стоимость.
Он подходит для больших сверл и мощных устройств, что требуют надежной фиксации насадки. Однако, основной недостаток такого патрона – это невозможность замены сверла в случае отсутствия или случайной утери ключа.

Быстрозажимные патроны для перфоратора

Быстрозажимные патроны отличаются удобством и простотой в применении. Сверла в них устанавливаются без ключа, в отличие от кулачковых, поэтому замена насадки осуществляется достаточно быстро и без каких-либо усилий. Такой тип больше всего подходит тем, кому в процессе работы приходится очень часто менять оснастку перфоратора, выполняя сразу несколько операций. При этом стоимость инструмента с быстрозажимным патроном несколько выше, чем других.

Процесс снятия патрона с перфоратора

После того как было определен тип патрона, который установлен на перфораторе, переходят непосредственно к его снятию.

  • Для этого понадобится стандартный набор инструментов, который можно найти практически в любом доме: молоток, отвертка и ключ. Как правило, патроны крепятся при помощи, так называемого, шпинделя либо винтового стержня.
  • Сначала откручивают винт. Для этого открывают зажимной патрон. В большинстве случаев здесь не должно возникнуть каких-либо сложностей. Однако, если все же винт не поддается и не выходит сразу снять патрон, то опытные мастера рекомендуют постучать молотком поверх головки винта. Таким образом, можно добиться его послабления, после чего снова попытаться воспользоваться отверткой.

  • Далее патрон зажимают в ключе либо берут в тиски с пластиковыми губками, и прокручивают шпиндель. Не имея срезов под ключ, можно попробовать зафиксировать шпиндель внутри самого устройства, хотя это намного сложнее.

Замена патрона для перфоратора

  • После снятия старого патрона, новый патрон наворачивают на перфоратор до самого упора.
  • Затем вставляют винт обратно в гнездо и затягивают его до упора. Таким образом, проделывают все манипуляции с патроном, которые были перечислены выше, только в обратном порядке.
  • Замена может быть произведена на патрон другого типа. Главное, заранее решить, какой из них вам понадобится в работе.


Итак, мы рассмотрели устройство патронов, их основные типы, достоинства и недостатки, а также операции, которые можно с ними проводить. Кроме того, было поэтапно описано процесс замены и установки нового патрона перфоратора. Как оказалось, решить такую задачу вполне реально для каждого из нас. Особенно при правильном подходе и учете всех рекомендаций специалистов.

Устройство патрона перфоратора при выборе этого инструмента должно вас интересовать в первую очередь. От этого зависит, какими насадками вы сможете пользоваться в будущем, как легко сможете их менять и как быстро отремонтируете инструмент в случае необходимости.

Устройство патрона перфоратора – что скрывается внутри?

История эволюции патрона для перфоратора берет свое начало еще в 30-х годах прошлого века, когда известным производителем техники Bosch был разработан и поставлен на поток первый перфоратор. Совокупность вращательного момента и импульсного долбления предсказуемо пришлась по вкусу потребителям, и с тех пор инструмент не сходит с прилавков. Однако первое время потребители были вынуждены мириться с определенными недостатками.

В частности, слабым звеном был патрон, поскольку ударное сверление оказывало на эту делать разрушительное влияние. Производители пошли путем упрощения – чем проще устройсто патрона перфоратора, тем крепче будет деталь. На сегодняшний день на перфораторах вы можете найти три типа патронов, которые в свою очередь разделяются на подтипы.

  • Патрон ключевой (зубчатый, кулачковый) – насадка зажимается с помощью специального ключа, который сводит и разводит «пальчики» внутри патрона, зажимающие стержень. Достоинством такого патрона является высокая надежность крепления. Но на смену насадки нужно тратить гораздо больше времени, чем при использовании других типов.
  • Патрон быстрозажимной (БЗП) – зажатие насадки происходит с помощью усилия одних лишь рук. Существует два подтипа таких устройств – двухмуфтовые и одномуфтовые. В первом случае одной рукой задняя муфта удерживается, а второй откручивается передняя муфта. В одномуфтовом патроне все еще проще – достаточно усилия одной руки. Однако он применим лишь к дрелям с автоматической блокировкой вала.

Steck, Dreh, Sitzt – вставь, поверни, закреплено!

В 80-х годах компания Bosch в очередной раз доказала – все гениальное просто! Ее инженеры представили на всеобщий суд концептуально новый механизм крепления, сегодня известный всем под аббревиатурой SDS. Расшифровывается она совершенно просто – «steck, dreh, sitzt», что в переводе с немецкого на русский обозначает «вставь, поверни, закреплено». Не удивительно, что на сегодняшний день практически 90 % перфораторов оборудованы именно этим типом патрона. Его еще также называют быстрозажимным, поэтому многие пользователи путают его с изделиями, которые зажимают насадки с помощью вращения муфт – в SDS патрон нужно лишь придерживать!

О конструкции и принципе действия SDS-системы вам расскажут сами буры, вернее, конструктивное строение их хвостовиков. На них вы обнаружите четыре паза, два из которых – открытые с торца, а два – закрытые. Роль открытых – быть направляющими для вставки насадок, а закрытые выемки фиксируют инструмент, для чего в патроне предусмотрены специальные шарики. Вставив сверло по направляющим, его нужно слегка провернуть, чтобы шарики попали в закрытые пазы, на этом процесс закрепления насадки закончен.

Для более легкого вхождения сверла внутрь крепежа рекомендуется его немного смазать. Следует учесть, что при таком способе крепления у насадки возникает небольшое радиальное биение, которое проявляется на холостом ходу. Но на точность высверливания отверстия это не влияет. Однако такое свободное хождение насадки внутри крепежа отделяет патрон от ударного воздействия, которому подвержены сами буры или сверла.

SDS-патроны – типы и применение

В свою очередь SDS-крепежи делятся на пять разных типов, которые друг от друга отличаются разными диаметрами посадочных стержней. Помимо насадок SDS, существуют еще SDS-plus и SDS-max. Промежуточные варианты – SDS-top и SDS-quick. Самым распространенным типом является SDS-plus, который предназначен для буровых насадок с диаметром хвостовика 10 мм. Хвостовик входит в крепеж на 40 мм, после чего начинается рабочая зона, диаметр которой может быть от 4 мм до 26 мм.

Максимальная допустимая длина с типом хвостовика SDS-plus – 1 м. Наиболее распространенные диаметры насадок представлены в рамках от 6 мм до 12 мм. Такой тип крепежа представлен на перфораторах легкой и средней категории, которые пользуются высоким спросом в быту и продаются ежегодно миллионами экземпляров. Для справки, в легкой категории находятся инструменты весом до 3 кг, тогда как в средней – от 3 кг до 5 кг, не считая веса насадок. Рассчитаны они на ударную нагрузку до 5 Дж. Профессиональные тяжелые перфораторы от 5 кг могут выдать силу удара до 30 Дж! Соответственно, и производительность профессиональных агрегатов в разы выше.

Удержать насадку в таком случае сможет только крепеж типа SDS-max. Отличается он большим диаметром хвостовика – 18 мм, а также наличием еще одного направляющего паза. Соответственно, и диаметр рабочей части насадки увеличивается до 60 мм. Такую строительную технику покупать следует только в том случае, если вы планируете использовать ее постоянно. Правда, приготовьтесь к тому, что стоимость агрегата существенно уменьшит объем вашего кошелька, однако такие затраты себя окупят – перфоратор отработает очень долго и качественно. Приобретать лучше проверенные бренды.

Разбираем и собираем патрон для перфоратора

Время от времени детали перфоратора следует осматривать и чистить – это позволяет избежать более существенных неполадок и упрощает работу. Иногда необходимо даже провести небольшой ремонт, например, заменить пружину. Все эти операции способен выполнить каждый человек, даже не сведущий особо в технике. В основном SDS-патроны по своей конструкции не очень отличаются даже у разных производителей.

Для примера рассмотрим процесс разборки патрона от перфоратора Bosch, ведь именно она в свое время изобрела такой способ крепления.

Для начала нужно отодвинуть пластиковую часть и снять резиновый уплотнитель. Фиксирующее кольцо аккуратно снимается отверткой, после чего снимается фиксирующая шайба. За шайбой «упрятано» второе кольцо, которое также снимается с помощью отвертки. Затем следует непосредственно механизм SDS, который состоит из шайбы, шарика и пружины. Сначала нужно вынуть шарик, затем шайбу и пружину. Вполне логично, что для сборки патрона все действия необходимо повторить в обратном порядке, предварительно очистив детали от пыли и смазав их маслом.

На сегодняшний перфоратор — это инструмент №1. Для профессиональных строителей хорошо известно устройство патрона перфоратора, но что делать тем, кто не часто сталкивается с этим электроинструментом, ведь в обиходе он может понадобиться, есть вероятность, что патрон придет в негодность. Причины, по которым необходимо , могут быть разными, в том числе медленная работа зубчатого обода либо другая более глобальная поломка. В любом случае патрон перфоратора можно заменить, и это совсем не сложно. Главное, не использовать тяжелые насадки для инструментов легкого или среднего класса.

Универсальный электрический инструмент — перфоратор (дрель)

Любой уважающий себя мужчина или строитель имеет в своем арсенале универсальные инструменты, в том числе и дрель. В ее комплекте обязательно присутствуют:

  • несколько насадок;
  • переходники;
  • патроны.

Но основа любого действия дрели — это патрон. Переходники применяются для того, чтобы установить сверло (в зависимости от диаметра отверстия, которое нужно просверлить, либо для того, чтобы просто закрутить шурупы и винты). Насадки на перфоратор устанавливаются в зависимости от того, какую задачу необходимо выполнить дрелью.

В любом случае лучше, чтобы под рукой всегда был запасной патрон, потому что в самый неподходящий момент он может выйти из строя, соответственно, дрель работать не будет.

Каждый вид работы предусматривает применение разных патронов. Быстрозажимные патроны подходят в тех случаях, когда приходится часто менять их, а ключевые применяют, если устанавливаются большие сверла в дрель.

Многих волнует вопрос о том, для чего нужны разные виды патронов. Нельзя забывать, что перфоратор может иметь большую и меньшую мощность. Для мощного инструмента (например, для ударных профессиональных перфораторов) главное — это надежное крепление бура, сверла или насадок.

Некоторые патроны рассчитаны для глубокой посадки бура, и главная задача в таком случае — это свести к минимуму вариант того, что сверло может слететь во время работы. Но в случае, если необходима «ювелирная работа», например, закрутить болты или сделать отверстие небольшого диаметра, акцент делается не на фиксации, а на точности.

У предшественников нынешних перфораторов сверла крепились подвижными кулачками, но со временем устройства обновились и усовершенствовались. Теперь в перфораторе сверло фиксируется двумя направляющими клиньями и двумя стопорными шариками. Именно поэтому крепление патрона теперешних перфораторов более надежное. Намного проще стала и фиксация насадок: они вставляются в патрон, после надавливания, происходит щелчок — значит, насадка зафиксирована. Чтобы извлечь сверло, необходимо просто нажать на подвижную крышку.

Вернуться к оглавлению

Как устроен патрон для дрели

Первые дрели появились еще в начале 20 века и до сих пор пользуются очень большой популярностью. Но у первых перфораторов был недостаток — слабый патрон, на сегодняшний день они усовершенствованы и практически не имеют недостатков. В строительном мире существует несколько подвидов патронов для дрели.

  • ключевые: насадку фиксирует специальный ключ, который помогает свести и развести пальчики патрона, однако для смены насадки необходимо потратить больше времени, чем для других видов;
  • быстрозажимные патроны: фиксация насадок проводится руками, они могут быть двухмуфтовыми и одномуфтовыми.

Вернуться к оглавлению

Устройство патрона SDS (steck, dreh, sitzt) — вставить, повернуть, закрепить

Ближе к концу 90-х годов появились универсальные механизмы крепления на дрель, которые сегодня уже известны и имеют название sds (steck, dreh, sitzt — вставлять, поворачивать, закреплять). В наше время практически все модели дрелей имеют такой крепеж — патрон. Универсальность устройства и принцип действия кроется в хвостовиках. Они имеют 4 паза: 2 являются открытыми, 2 — закрытыми. Открытые пазы выполняют направляющую функцию для насадок. Для закрытых пазов отведена фиксирующая роль. Чтобы зафиксировать сверло, достаточно немного его повернуть. В таком случае шарики, которые предназначены для фиксации, находятся внутри патрона, попадут в закрытые пазы, и сверло будет держаться надежно и крепко. Чтобы сверло входило внутрь патрона без проблем, специалисты рекомендуют его смазывать.

В таком случае сила удара намного уменьшается, а патрон прослужит еще долгое время. Следует отметить, что для профессиональной дрели существуют свои виды, для домашнего использования — другие.

Вернуться к оглавлению

Разновидности sds крепежей для перфоратора

Sds крепления можно разделить на несколько видов. Разделяются они между собой разными диаметрами посадочного стержня. Кроме sds, существуют такие варианты креплений для перфоратора:

  • sds-plus;
  • sds-max;
  • sds-top;
  • sds-quick.

Sds-top патроны и sds-quick крепления считаются промежуточными вариантами, самые распространенные крепления для перфоратора — это sds-plus.

Такие крепежи имеют широкий спектр возможностей. Установив sds-plus на перфоратор, намного снижается вибрация дрели в процессе работы, что немаловажно для качества и производительности. Обычно эти крепежи применяют для ремонта и в строительстве, причем неважно, выполняет работу профессионал или домашний умелец.

Благодаря многофункциональности и малому весу перфоратора, на котором установлены патроны этого вида, можно выполнять долбление, сверление твердых поверхностей, а также завинчивать шурупы. Электрическая дрель с SDS-plus достаточно популярна, особенно для буров, которые имеют средний размер и применяются в быту (их вес до 3 кг). Причем, говоря о зубилах для перфоратора, следует отметить, что их длина должна быть не более 1 мм.

Электрические перфораторы, которые имеют вес более 3 кг, можно назвать тяжелыми профессиональными перфораторами. Они выдают силу удара до 32 Дж, естественно, в таком случае показатель производительности намного выше. На такие перфораторы устанавливают только крепления sds-max, предыдущий вид патрона просто не сможет удерживать насадки, соответственно, и сверла. Устройство крепления sds-max отличительно в диаметре хвостовика — он намного больше, чем у других патронов, у него есть еще одна направляющий паз. Такие строительные инструменты предназначены для профессионального постоянного применения.

Несмотря на то что дрели с такими креплениями стоят намного дороже своих собратьев, прослужит такой инструмент гарантированно очень долго, но только если выбирать проверенных производителей.

Для некоторых моделей перфораторов характерно сверление без удара, именно по этой причине на них устанавливают обычные кулачковые крепежи, если применяются сверла, которые имеют цилиндрический хвостовик. Самые малораспространенные виды креплений для перфораторов — это sds-top и sds-quick. Они предназначаются для конструкций средних размеров, но потому как существуют sds-plus, их практически не применяют.

Для сверления отверстий в различных материалах, ломки стен, бурения горных пород и дорог предназначен перфоратор. Инструмент используется при больших нагрузках и со временем у него возникают неисправности. Можно заменить вышедший из строя перфоратор на недорогую китайскую модель. Но если у вас брендовый инструмент, то его жалко выкидывать. Чтобы не отдавать за устранение неисправностей половину стоимости перфоратора, можно это сделать самостоятельно. Ни один ремонт не обходится без изучения устройства инструмента и порядка его разборки.

Виды перфораторов

Перфораторы имеют несколько классификаций. Это обусловлено различными сферами применения инструмента.

Количество режимов может быть от одного до трёх:

    сверление. Перфоратор работает в режиме дрели;

    сверление с ударом. Можно делать отверстия в кирпиче и бетоне;

    отбойный молоток, то есть удар без сверления.

Типы приводов перфоратора:

Классификация по массе:

    лёгкие. 2–4 кг. Мощность 400–700 Вт. Используются в быту;

    средние. Около 5 кг. Мощность 700–1200 Вт. Профессиональные;

  • тяжёлые. Более 5 кг. Свыше 1200 Вт. В строительстве.

Типы патронов, используемых в перфораторах:

    SDS+ устанавливается на лёгкие и средние перфораторы для работы бурами до 20 мм;

    SDS max используется для буров более 20 мм, поэтому устанавливаются на тяжёлые перфораторы, имеющие большую мощность.

Классификация по расположению двигателя:


Устройство перфоратора

Независимо от функций и конструкций перфораторы имеют аналогичные основные элементы.

Устройство простого перфоратора с сетевым приводом

    Сетевой шнур.

    Кнопка включения.

    Двигатель.

    Редуктор.

У бочкового перфоратора те же основные узлы.

Устройство бочкового перфоратора с сетевым приводом

Ударный механизм перфоратора может быть выполнен в двух вариантах:


Качающийся подшипник ещё называют пьяным. Такой механизм используется в лёгких и средних перфораторах.

Ударный механизм с пьяным подшипником

Кривошипно-шатунный механизм используется в тяжёлых перфораторах.

Кривошипно-шатунный ударный механизм перфоратора

Как разобрать перфоратор

Разбирайте перфоратор последовательно. Внимательно осматривайте все детали. Даже если вы ищите проблему в одном узле, можете найти повреждённые детали в других узлах. При разборе инструмента следует чистить корпус от пыли и грязной смазки.

Как разобрать патрон и вытащить застрявшую оснастку

Начинайте с разбора патрона, чтобы он не мешал снятию корпуса редуктора.


Если из патрона не вытаскивается бур или другая оснастка, есть два варианта решения этой проблемы:

  • зажмите оснастку в тиски. Слегка пошатывая перфоратор, тяните его на себя;
  • зажмите перфоратор в тиски через резиновые прокладки, чтобы не повредить пластиковый корпус. Конец оснастки зажмите газовым ключом. Постукивайте молотком по ключу в направлении оси оснастки.

Второй вариант используется в крайнем случае. Если после нескольких ударов бур или зубило не удалось вытащить, прекратите. Можете повредить перфоратор. Разберите патрон и редуктор. Выколоткой попробуйте выбить оснастку. После такой процедуры, скорее всего, потребуется замена растровой втулки. Чтобы в дальнейшем не было такой проблемы, смазывайте конец оснастки.

Как вытащить застрявший бур из патрона перфоратора

Как снять переключатель режимов

В одних моделях перфораторов переключатель снимается поворотом в крайнее правое положение, в других - в крайнее левое. Рассмотрим крайнее правое положение.


Разбор электрической части перфоратора


Разбор механической части перфоратора

  1. Снимите пластиковый корпус редуктора. Вы увидите алюминиевый корпус со вставленным в него пьяным подшипником, промежуточным валом, растровой втулкой.
  2. Тщательно очистьте пластиковый корпус редуктора, потому что в нём остаются куски от развалившего подшипника. Возьмите магнит и пройдитесь по всем отверстиям, чтобы убрать все шарики и металлические осколки. Полностью вычищайте смазку. В ней могут остаться куски пластикового сепаратора.
  3. Из пьяного подшипника выньте промежуточный вал.
  4. Чтобы демонтировать косозубую шестерню, снимите стопорное кольцо и подшипник специальным съёмником.
  5. Для демонтажа прямозубой шестерни нужно снять стопорное кольцо и пружину на другом конце вала.
  6. Втулку снимите с гильзы.
  7. Гильзу извлеките из алюминиевого корпуса.
  8. Внутри гильзы стоит боёк. Он вытаскивается гнутой жёсткой проволокой.

Как собрать перфоратор

Сборка осуществляется блоками. Сначала соберите мелкие запчасти в блоки, а потом соедините их.

  1. В алюминиевый корпус редуктора вставьте подшипник с промвалом и гильзу.
  2. На корпус наденьте резинку. Она препятствует вытеканию смазки.
  3. Растровую втулку соедините с гильзой.
  4. Обильно смажьте снаружи пьяный подшипник и шестерёнки.
  5. На собранный узел наденьте пластиковый корпус редуктора.
  6. Вставьте ротор в редуктор.
  7. Установите в корпус электрики статор и воздухозаборник. Соедините две половины корпуса перфоратора.
  8. Вставьте отвёртку в отверстие растровой втулки и покрутите. Она должна легко вращаться. Прикрутите болты корпуса.
  9. Поставьте щётки на место.
  10. Вставьте в пазы кнопку и все провода. Убедитесь, что ничего не мешает, и наденьте заднюю крышку. Прикрутите её.
  11. Перед установкой кнопки переключения отвёрткой подвиньте скобу переключения в корпусе перфоратора. Чтобы штырёк, который находится на переключателе, попал между двумя металлическими направляющими скобы.
  12. Поставьте переключатель режимов чуть ниже удара, надавите на него и поверните вверх до щелчка.
  13. Соберите патрон в обратной последовательности.

Как собрать перфоратор

Диагностика перфоратора

Возьмите мультиметр, поставьте его в режим прозвонки и начните проверку с сетевого шнура.

  1. Соедините один щуп с концом вилки, другой с контактами на другом конце провода. При соединении с одним из контактов должен быть звуковой сигнал. Проделайте аналогичные действия с другим концом вилки.
  2. Проверьте кнопку включения на контактах с сетевым шнуром и со статором. Нажимайте курок кнопки.
  3. Проверьте контакты реверса.
  4. Соедините щупы со щётками для проверки контакта через якорь.
  5. Соедините щупы с проводами статора и прозвоните их.
  6. Если у статора или щёток контакты не прозваниваются, а кнопки и сетевой шнур рабочие, переходите к диагностике коллектора и обмоток двигателя.

Диагностика проводов и кнопок перфоратора мультиметром

У якоря сначала осмотрите коллектор и обмотку. Если проводка оплавилась, подгоревший изоляционный лак оставит чёрные следы или специфический запах. Можно увидеть погнутые и смятые витки либо токопроводящие частицы, например, остатки припоя. Эти частицы являются причиной короткого замыкания между витками. Повреждения коллектора: приподнятые, изношенные или пригоревшие пластины.

Проведите диагностику мультиметром:

    поставьте сопротивление 200 Ом. Соедините щупы прибора с двумя соседними пластинами коллектора. Если сопротивление одинаковое между всеми соседними пластинами, значит, обмотка исправна. Если сопротивление менее 1 Ом и очень близко к нулю, есть короткое замыкание между витками. Если сопротивление выше среднего в два и более раз, значит, есть обрыв витков обмотки. Иногда при обрыве сопротивление настолько велико, что прибор зашкаливает. На аналоговом мультиметре стрелка уйдёт до конца вправо. А на цифровом ничего не покажет;

    определение пробоя на массу. Поставьте на шкале прибора максимальное сопротивление. В зависимости от тестера оно может быть от 2 МОм до 200 МОм. Один щуп соедините с валом, а другой с каждой пластиной по очереди. При отсутствии неисправностей сопротивление должно быть нулевое;

    Якорь можно спасти, если не нарушена балансировка. Если во время работы прибора слышен прерывистый гул и идёт сильная вибрация, то это нарушение балансировки. Такой якорь подлежит замене. А отремонтировать можно обмотку и коллектор. Небольшие короткие замыкания устраняются. Если повреждена значительная часть обмотки, её можно перемотать. Изношенные и сильно повреждённые ламели проточить, нарастить или впаять. К тому же не стоит браться за ремонт якоря, если вы неуверены в своих возможностях. Лучше его заменить или отнести на ремонт в мастерскую.

    Проверка работоспособности статора мультиметром:

    • поставьте режим сопротивления 200 Ом. Соедините щупы прибора с концами одной обмотки. Единица означает обрыв, а ноль - короткое замыкание между витками. Если показывает наличие сопротивления более 1,5 Ом, то проверяйте вторую обмотку. У обеих обмоток должно быть приблизительно одинаковое сопротивление;

      проверьте отсутствие пробоя на массу, то есть замыкание обмотки с металлическим корпусом статора. В мультиметре поставьте режим максимального сопротивления. Соедините один щуп с концом обмотки, другой щуп с металлическим корпусом статора. Единица говорит об отсутствии пробоя.

    Неисправности и их причины

    Частые неисправности перфоратора:

    • не включается. Проверить электрическую цепь;
    • перфоратор не бьёт. Поломка в ударном механизме;
    • инструмент не крутит, не сверлит. Причины: подшипники якоря, шестерня якоря, редуктор;
    • бур вылетает, не держится. Неисправность патрона или растровой втулки;
    • искрение в корпусе электрики. Причины: нарушение изоляции обмотки якоря, износ щёток, коллектора, засорение щёткодержателей;
    • искрение в области кнопки включения. Неисправность контактов кнопки или проводов;
    • перфоратор греется. Причина в износившихся щётках, коротком замыкании витков обмоток, плохой смазке редуктора;
    • перфоратор не держит патрон. Сломалось стопорное кольцо или фиксирующая шайба.

    Ремонт своими руками

    При разборе узла внимательно осматривайте детали на наличие трещин и сколов.

    Замена кнопки включения

    Перед заменой пометьте проводки и контакты кнопки, чтобы не перепутать порядок подключения.

    1. Чтобы заменить кнопку, достаточно открутить винтики контактов. Но могут встретиться кнопки без винтиков. Здесь рядом с контактами есть отверстия, в которые вставляется игла или тонкое шило. Ткните в отверстие, надавите и вытяните проводок. Не дёргайте за провод, вы можете повредить кнопку.
    2. Провода необходимо зачистить и залудить.
    3. Возьмите старую кнопку и купите аналогичную.
    4. На новой кнопке вставьте шило в отверстие, слегка надавите и вставьте провод. Он автоматически зажмётся контактами.

    Замена кнопки с помощью шила

    Щётки необходимо периодически проверять. При износе одной на 40% менять обе. Также, чистить щёткодержатели.


    Замена и подключение статора

    1. Извлеките статор из корпуса электрики. На его место поставьте новый.
    2. Вкрутите крепёжные болты.
    3. Установите воздухозаборник.
    4. Приступайте к подключению обмоток. Два конца разных обмоток соедините друг с другом и подключите к ближайшей щётке. Два других соединённых конца подключите к кнопке пуска. Провод от второй щётки тоже подключите к кнопке.

    Замена подшипников

    В перфораторе несколько подшипников. Для их демонтажа потребуется съёмник. В некоторых случаях необходимо снять стопорное кольцо. Если нет съёмника, подвешивают вал с подшипником и деревяшкой выбивают его. Сажают подшипник с помощью наставки из полипропиленовой трубки постукиванием по ней молотком.

    Замена патрона

    Патроны в перфораторах меняются очень просто. Снимаете резиновый пыльник, стопорное кольцо, пластиковый пыльник, шайбу, прижимающую шарики, фиксирующие пластины, пружину. В разных моделях количество колец и пластин отличается. На их место ставите новый комплект.

    Ремонт пьяного подшипника

    Подготовьте плоскую отвёртку, чистую ветошь и смазку для редуктора, рекомендованную в инструкции.


    Ремонт растровой втулки и ударного болта

    Чтобы разобрать растровую втулку, нужно сжать пружину, снять стопорное кольцо и шестерню.

    Растровая втулка в сборе и без шестерни

    Ударный болт ремонтируется путём замены деталей или меняется полностью, если развалился на части.


    Замена гильзы

    Гильза изнашивается реже растровой втулки, но при частом перегреве инструмента она тоже выходит из строя. Из алюминиевого корпуса редуктора извлеките растровую втулку и гильзу. На её место поставьте новую.

    Изношенная и новая гильза с бойком

    Особенности ремонта бочкового перфоратора

    Ремонт бочкового перфоратора имеет те же принципы, что и простой. Основное отличие в конструкции и количестве элементов.


    Замена щёток у бочкового перфоратора

    Ударный механизм и ремонт редуктора

    Основное отличие бочкового перфоратора от простого в конструкции редуктора. Некоторые модели имеют ударный механизм с пьяным подшипником.

    Бочковой перфоратор с пьяным подшипником

    Но у большинства перфораторов кривошипно-шатунный ударный механизм.

    Бочковой перфоратор с кривошипно-шатунным ударным механизмом

    Все шестерни и подшипники необходимо проверять и смазывать. Изношенные менять. Чтобы разобрать такую конструкцию, нужно раскрутить болты на корпусе. Ствол выбивается из корпуса резиновым молотком. Подшипники снимаются съёмником.


    Как извлечь из бочкового перфоратора боёк и растровую втулку

    Из-за неисправного бойка перфоратор перестаёт бить.

    Ремонт бочкового перфоратора

    Правильная эксплуатация и уход за перфоратором

    Чтобы перфоратор работал долго, следует соблюдать некоторые рекомендации:

      перед закреплением оснастки смажьте хвостовик средством, указанным в инструкции;

      после работы очистьте патрон и оснастку;

      при работе с бетоном через каждые 2 см вынимайте бур;

      если нужно высверлить большое отверстие, используйте буры разного диаметра, чтобы не сверлить сразу самым большим буром;

      при большом объёме работы делайте перерывы, чтобы оснастка остыла. В перерывах можете очищать патрон;

      регулярно проводите полный разбор инструмента для чистки и смазки.

    Если у перфоратора появилась какая-либо неисправность, ознакомьтесь с инструкцией. Внимательно осмотрите инструмент. Если не сомневаетесь в себе, то произведите ремонт своими руками.