Й.Ф.Гербарт (1776-1841) - немецкий философ, психолог и педагог. Он был сторонником ассоциативной психологии. Родился в семье чиновника-юриста. Получил университетское образование. Работал на должности профессора в Геттингенском и Кенінгсбергзькому университетах, где читал лекции по философии, психологии и педагогики. Педагогические идеи Гербарта получили развитие в его произведениях “Общая педагогика, выведена из цели воспитания“, “Очерки лекций по педагогике“ и др.
Он считал, что все психическая жизнь человека состоит из “реалов“, основой которых является воображение. Устанавливал ограниченные возможности (“порог“) в умственном развитии человека и познании мира ней, поскольку весь процесс психической деятельности сводил к механическим комбинированных видоизменений воображения.
Герберт выступал за научную самостоятельность педагогики. Он критиковал тех, кто строил педагогику только из опыта, а также и тех, кто выводил ее из философских систем. Считая, что для успешной педагогической работы необходимо предварительно овладеть педагогической теорией, Гербарт разработал систему педагогической науки на основе психологии и этики.
В деле воспитания Гербарт ставит перед школой цели: возможны - подготовка будущих взрослых людей в области определенной специальности, и необходимы - подготовка их к работе в любой области деятельности. В целом надо стремиться к воспитанию “порядочного“ человека.
Общая цель воспитания, за Гербартом, должна заключаться в достижении гармонии свободы с этическими идеями и в развитии многостороннего интереса. Процесс воспитания он делит на три составляющие: управление детьми, воспитывающее обучение и нравственное воспитание.
Систему управления детьми Гербарт ґрунтував на собственной идеи о том, что ребенку естественно присуща “дикая шаловливость“, поэтому она нарушает установленные в школе порядки, проявляет недисциплинированность. Чтобы обеспечить воспитание и обучение, надо обуздать эту “дикость“. Гербарт предлагал в системе управления такие средства, как угроза, надзор, приказ, запрет, физические наказания, как вспомогательные средства - авторитет и любовь воспитателя.
Гербарт выдвинул идею воспитывающего обучения. Процесс воспитывающего обучения ґрунтував на развитии шести видов многостороннего интереса: эмпирический (к окружающему миру), спекулятивный (к познанию вещей и явлений), эстетический (к прекрасному), симпатичная (до близких), социальный (до всех людей), религиозный (к служению “высшем духу“). Первые три вида интереса должны удовлетворяться изучением предметов естественно-математического цикла, а другие три - гуманитарных дисциплин.
Во второй пол. XIX в. было популярным учение Гербарта об четыре ступени обучения: выразительность, ассоциация, система, метод. Эти ступени должны иметь место на каждом уроке независимо от его содержания и возраста учащихся. На первой ступени (выразительность) осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом с широким использованием наглядности; на втором степени (ассоциация) в процессе свободной беседы происходит установление связей новых представлений с предварительным; третья степень (система) характеризуется связным изложением нового материала с выделением основных положений, с выводом правил и формулировкой законов; на четвертом степени (метод) у учащихся в процессе выполнения упражнений вырабатывается навык использования приобретенных знаний на практике.
Гербарт разработал теорию видов обучения: описательного (выявить опыт ученика и расширить его через наглядность, рассказ и заучивание материала), аналитического (распределение материала на составные части и предоставления воображении учащихся определенной системы), синтетического (обобщение уже известного материала, сведения его до системы).
Ставя превыше всего развитие представлений и формального мышления у учащихся, Гербарт отводил главное место в учебном плане изучению древних языков и математики, которые, по его мнению, лучше всего дисциплинирует ум. Меньшее значение придавал предметам естественнонаучного цикла. Он считал, что ребенок в своем развитии повторяет путь, пройденный человечеством, поэтому ребенку ближе и понятней жизни древних народов, чем современников. В связи с этим предлагал до 14 лет изучать прежде всего язык, литературу и историю античного мира, математику и географию.
Система нравственного воспитания детей в Гербарта базируется на пяти моральных идеях: идея внутренней свободы (устранение “внутреннего расстройства“), идея совершенствования (сочетание силы и энергии воли и обеспечения “внутренней гармонии“), идея приязни (согласования воли одного человека с волей других), идея права (развязывания конфликтов между волей людей), идея справедливости (определение награды или наказания том, кто этого заслужил). Чтобы нравственное воспитание дало желаемые последствия, Гербарт предлагает применять средства управления детьми.
Педагогические идеи Гербарта имели значительное влияние на развитие педагогики, они распространились во второй пол. XIX - нач. XX в. по всех странах Западной Европы. Гербарт имел много последователей, которые развили и оформили его идеи в отдельный педагогическое направление - гербертіанство.
Известный немецкий педагог, психолог, философ И.Ф. Гербарт (1776 - 1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци. Его деятельность как профессора связана с Геттингенским и Кенингсбергским университетами.
Педагогическая теория Гербарта оказала большое влияние на последующее развитие теории и практики воспитания во многих странах. Свою педагогическую теорию Гербарт представил в следующих произведениях:
✓ "Общая педагогика, выведенная из целей воспитания" (1806);
✓ "Учебник психологии" (1816);
✓ "Письма о приложении психологии к педагогике" (1831);
✓ "Очерк лекций по педагогике" (1835).
Все они отличаются рациональностью и довольно сложны для восприятия.
Гербарт был сторонником ассоциативной психологии, но считал, что превращение ее в науку требует соединения "метафизики" с математикой, т. е. философских положений о психических явлениях с математическим расчетом психических процессов.
По Гербарту, мир состоит из неизменных простейших сущностей ("реалов"), которые вступают в различные связи, создавая только впечатление, что мир изменяется. В качестве психических реалов признавал представления, а психические процессы рассматривал как отражение в сознании их взаимодействия.
Соединение представлений прошлого опыта с новыми впечатлениями определяет отчетливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового.
Учение Гербарта об ограниченности объема сознания, о его пороге, о важности учета порога сознания для математического исчисления психических процессов сыграло большую роль в формировании экспериментальной психологии.
Учение о роли апперцепции в усвоении новых знаний послужило теоретической основой построения урока, последовательности, системности обучения и др.
Определяя главную цель воспитания как гармонию воли с этическими идеями и выработку многостороннего интереса, основными путями ее достижения считал воспитывающее обучение и нравственное воспитание, а также управление - подавление "дикой резвости" ребенка.
Особенно большое значение придавал воспитывающему обучению, в процессе которого развивается многосторонний интерес, имеющий, согласно Гербарту, шесть видов:
✓ эмпирический - к окружающему миру;
✓ спекулятивный (умозрительный) - к причинам вещей и явлений;
✓ эстетический - к прекрасному;
✓ симпатический - к "близким";
✓ социальный - ко всем людям;
✓ религиозный.
По учению Гербарта, существует четыре ступени обучения:
на первой ступени (называемой им "ясностью") осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, основанным на широком использовании средств наглядности;
на второй ступени ("ассоциация") происходит установление связи новых представлений со старыми в процессе свободной беседы;
третья ступень ("система") характеризуется связным изложением нового материала с выделением главных положений, выводом правил и формулированием законов;
на четвертой ступени ("метод") у учащихся в процессе выполнения упражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык применения их на практике.
В этих положениях Гербартом отражены существенные стороны учебного процесса.
Собственно нравственное воспитание, по Гербарту, как и вся его педагогическая система, строится на пяти нравственных идеях, которые охватывают всю этику:
идея внутренней свободы, делающая человека цельным;
идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая
"внутреннюю гармонию";
идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей;
идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль; идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы.
К нравственному воспитанию тесно примыкает у Гербарта "управление", задача которого состоит во внешнем дисциплинировании воспитанников, в приучении их к порядку.
Основными средствами управления , по Гербарту, являются: надзор,
приказание и запрещение, наказания, вплоть до телесных, умение занять ребенка.
Вспомогательную роль в управлении Гербарт отводит авторитету и любви воспитателя, причем авторитет должен принадлежать отцу, а любовь - матери.
(04.05.1776 г., Ольденбург - 14.08.1841 г., Гёттинген), немецкий философ, психолог и педагог. Учился в Йенском университете (1794-1797 гг.), где слушал лекции И. Г. Фихте . В 1797-1800 гг. работал домашним учителем в Швейцарии. Здесь познакомился с методикой начального обучения И. Г. Песталоцци . Завершал обучение в Гёттингене, где в 1802-1803 гг. сам стал читать лекции по философии. В 1808-1833 гг. профессор Кёнигсбергского, затем Гёттингенского университетов. В Кенигсберге основал при университете педагогический семинар с опытной школой. Важнейшие труды - "Главные пункты метафизики" (1806 г.), "Общая педагогика, выведенная из целей воспитания" (1806 г.), "Учебник психологии" (1816 г., русский перевод 1875 г.), "Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике" (т. 1-2, 1824-1825 гг.), "Общая метафизика с началом философского учения о природе" (1828-1829 гг.), "Очерк лекций по педагогике" (1835 г.).
Гербарт был сторонником ассоциативной психологии, но считал, что превращение её в науку требует соединения "метафизики" с математикой, то есть философских положений о психических явлениях с математическим расчётом психических процессов. По Гербарту, мир состоит из неизменных простейших сущностей ("реалов"), которые вступают в различные связи, создавая только впечатление, что мир изменяется. В качестве психических реалов признавал представления, а психические процессы рассматривал как отражение в сознании их взаимодействия. Подробно разработал математическую "статику" и "динамику" этого взаимодействия. Исходил из понимания ограниченности объёма сознания, при которой множество представлений, стремящихся проникнуть в него, остаётся за так называемым порогом сознания. Как реальные силы родственные представления объединяются, усиливают друг друга, проникая в сознание, а противоположные вытесняют друг друга из сознания или мешают подняться к нему из области бессознательного. Даже новые впечатления могут проникнуть в сознание лишь при условии, что они не только обладают достаточной силой, но и получают поддержку со стороны родственных представлений прошлого опыта. Соединение представлений прошлого опыта с новыми впечатлениями определяет отчётливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового.
Учение Гербарта об ограниченности объёма сознания, о его пороге, о важности учёта порога сознания для математического исчисления психических процессов сыграло большую роль в формировании экспериментальной психологии. Учение Гербарта о роли апперцепции в усвоении новых знаний послужило теоретической основой построения урока, последовательности, системности обучения и др. Фактически Гербарт предпринял попытку теоретически обосновать педагогику. Философия, по Гербарту, указывает цель воспитания, психология - пути достижения этой цели. Определяя главную цель воспитания как гармонию воли с этическими идеями и выработку многостороннего интереса, основными путями её достижения считал воспитывающее обучение и нравственное воспитание, а также "управление" (подавление "дикой резвости" ребёнка). Особенно большое значение придавал воспитывающему обучению, в процессе которого развивается многосторонний интерес, имеющий, согласно Гербарту, шесть видов: эмпирический - к окружающему миру; спекулятивный (умозрительный) - к причинам вещей и явлений; эстетический - к прекрасному; симпатический - к "близким"; социальный - ко всем людям; религиозный. Основой интереса считал внимание и выдвинул поэтому в качестве важнейших дидактических задач возбуждение и поддержание апперцептивного внимания и развитие произвольного внимания.
В педагогике второй половины 19-го - начала 20-го веков большой популярностью пользовалось учение Гербарта о ступенях обучения. На первой ступени (называемой им "ясностью") осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, основанным на широком использовании средств наглядности; на второй ступени ("ассоциация") происходит установление связи новых представлений со старыми в процессе свободной беседы; третья ступень ("система") характеризуется связным изложением нового материала с выделением главных положений, выводом правил и формулированием законов; на четвёртой ступени ("метод") у учащихся в процессе выполнения упражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык применения их на практике. В этих положениях Гербарта отражены существенные стороны учебного процесса, однако абсолютизация и универсализация данной схемы вели к формализму в организации урока, нашедшему особенно яркое выражение у последователей и учеников Гербарта. Ставя выше всего развитие мышления учащихся, Гербарт отводил главное место в учебном плане древним языкам и математике, которые, по его убеждению, лучше всего дисциплинируют ум. Считал, что ребёнок в своём развитии повторяет путь, пройденный человечеством. Отсюда он делал вывод, что ребёнку ближе и понятнее жизнь древних народов, чем современников. В связи с этим Гербарт говорил о необходимости до 14 лет обучать в основном языку, литературе и истории античного мира, а также математике и географии.
Собственно нравственное воспитание, по Гербарту, как и вся его педагогическая система, строится на пяти нравственных идеях, которые, по Гербарту, охватывают всю этику. Это - идея внутренней свободы, делающая человека цельным; идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая "внутреннюю гармонию"; идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей; идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль; идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы. Правильно воспитанный человек, осознавший эти идеи, которые, с точки зрения Герберта, являются неизменной основой всеобщей морали, не будет вступать в конфликт с окружающим миром. Важную роль в нравственном воспитании отводил религии, которая должна внушать человеку чувство зависимости от "высших сил". К нравственному воспитанию тесно примыкает у Гербарта "управление", задача которого состоит во внешнем дисциплинировании воспитанников, в приучении их к порядку. Основными средствами управления, по Гербарту, являются надзор, приказание и запрещение, наказания, вплоть до телесных, а также умение занять ребёнка. Вспомогательную роль в управлении Гербарт отводил авторитету и любви воспитателя, причём авторитет должен принадлежать отцу, а любовь - матери.
Педагогическая теория Гербарта - в особенности его теоретическое обоснование педагогики, идея воспитывающего обучения и разработки методических приёмов, учитывающих воспитательные возможности учебных предметов, - оказала большое влияние на последующее развитие теории и практики воспитания во многих странах. Идеи Гербарта интерпретировались в работах его учеников и последователей (наиболее известны Т. Циллер, О. Вильман, В. Рейн и К. Стой).
Литература: И. Ф. Гербарт, в книге: Пискунов А. И., Советская историко-педагогическая литература, М., 1960, с. 68-69 (библ.); Вallauff Th., Sсhаller K., Padagogik. Eine Geschichte der Bildung und Erziehung, Bd 3. Vom 19/20 Jahrhundert, Munch., 1973.
П. Я. Гальперин, А. И. Пискунов
«Педагогическая теория И.Ф.Гербарта»
План- Биография
- Ступени в процессе обучения
- Нравственное воспитание
- Религиозное воспитание
Биография
Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) - родился в семье юриста в Ольденбурге в Германии. Получил хорошую общеобразовательную подготовку с домашним учителем. Последующее образование получил, поступив в предпоследний класс местной гимназии. Там же проявил особый интерес и склонность к занятиям философией.В 1794-1797 учился в Йенском университете, который в те годы был центром кантианства. Он ознакомился с учениями представителей немецкой классической философии: Канта, Фихте, штудировал труды Шелленга. Окончив университет, Гербарт стал учителем-воспитателем троих мальчиков в семье швейцарского аристократа фон Штейгера (1797-1800). Начало формирования его педагогических взглядов получило отражение в «Отчетах г.фон Штейгеру» и в письмах к одному из трех своих воспитанников Карлу Штейгеру.В 1800 году он посетил Бургдорфский институт Песталоцци. Наблюдая занятия Песталоцци в школе, вынес глубокое впечатление от его педагогических идей и его личности. Эти впечатления Гербарт отразил в двух своих работах в 1802 году «О новом сочинении Песталоцци «Как Гертруда учит детей» и «Идея азбуки зрительного восприятия Песталоцци».С 1802 года Гербарт работал в Геттингентском университете в должности профессора. Благодаря опубликованным трудам и блистательной лекторской деятельности имя И.Ф.Гербарта приобрело широкую известность, и в 1809 году он был приглашен в Кенигсбергский университет, где занял кафедру философии и педагогики, которую до 1804 года возглавлял И.Кант. В нем он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки учителей. При семинарии он создал опытную школу, в которой сам преподавал ученикам математику. Именно в ней воплощал свои педагогические воззрения. Намеренно сторонясь от злобы дня, Гербарт весь был погружен в литературную и педагогическую деятельность. Из опубликованных в эти годы работ И.Ф.Гербарта заслуживают особого внимания две: «Эстетическое представление о мире как главная задача воспитания» (1804), где как бы в свернутом виде были представлены идеи, которые были детально рассмотрены в опубликованном в 1806 году фундаментальном сочинении «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания». Это произведение стало первым опытом научного построения педагогической теории.В Кенигсбергский период И.Ф.Гербартом были написаны такие важные работы: «О воспитании при общественном содействии», «Учебник по психологии», «Письма о применении психологии к педагогике». В 1833 году И.Ф.Гербарт вернулся в Геттингенский университет, где начиналась его научно-педагогическая деятельность, где прошли последние годы его жизни и были изданы его «Очерки лекций по педагогике», которые также приобрели широкую популярность. Эта работа, в которой излагались отдельные проблемы педагогической теории, явилась как бы дополнением к его сочинению «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».Гербарт, как философ, сближался с Г.В.Лейбницем и Х.Вольфом, полагая, что реальная действительность состоит из простых сущностей «реалов». Лишенные конкретных качеств «реалы», находясь между собой в различных отношения, комбинациях, создают иллюзию о меняющемся мире.Аналогичные подходы характерны и для психологических воззрений И.Ф.Гербарта. Он выдвинул концепцию о «статике и динамике» представлений как первичных элементах «реалах» души, находящихся в постоянном движении, взаимодействии, противоборстве, конфликте друг с другом. Стремясь удержаться в ограниченном объеме сознания в пределах «порога сознания», они пытаются вытеснить друг друга в сферу «бессознательного». Близкие, родственные представления ассоциируются. Усиливают друг друга, а противоположные ослабляют друг друга, и вытесняются за «порог сознания», забываются. Ясность новых представлений, их усвоение возможны лишь при условии их поддержки родственными представлениями прошлого опыта. Его соединение с новыми впечатлениями составляет акт апперцепции, т.е. восприятия нового с учетом предыдущего личного опыта.По мнению Гербарта, эта внутрипсихическая динамика может быть подвергнута изучению на основе математического метода. Свои подходы к этой области исследований, значительно опережавшие возможности эмпирических психологических исследований того времени, он изложил в работе «Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике». Для более точного понимания ее содержания надо иметь в виду, что в отличие от современной трактовки термина «метафизика» на языке эпохи того времени «метафизический метод» означал метод чисто теоретический или философский.Психологические взгляды Гербарта
Всю психическую деятельность Гербарт интерпретировал как сочетание и взаимодействие представлений. Динамикой представлений объяснялись им все основные проявления психической деятельности. Например, память рассматривалась как способность к воспроизведению рядов представлений и обозначение их известными словами, фантазия как самодеятельность в смене и комбинации представлений, суждение как подведение новых представлений под существующие понятия и обозначение их известными словами и т.д. Представлениями обусловлены также чувствования, желания и воля. Противоборство различных групп представлений порождает желания, доминирующее желание, связанное с представлением о его достижении, есть воля. Так представлена жизнь души, которую Гербарт хотел охватить в механике, статике и динамике представлений. И хотя душа, психическая сфера личности, рассматривалась в его философской системе как некая самостоятельная субстанция, тем не менее, все ее содержание с запасом представлений, всеми их разновидностями и противоречиями развертывается постепенно в конкретном опыте личности.Психологические взгляды Гербарта вели к основному педагогическому выводу: раз чувства, желания и воля представляют собой своеобразное сочетание и соотношение представлений, значит, целенаправленное обучение развивает не только ум, но и внутренний мир личности, т.е. осуществляет целенаправленное воспитание.Гербарт солидаризировался с гуманистическими идеями тех педагогов 18 века первой половины 19 столетия, которые видели в воспитании инструмент свободного и радостного развития человека. Однако в отличие от них он рассматривал человека как сложный синтез его индивидуальной природной сущности, взаимодействующей с обществом, в котором человек живет.Гербарт подходил к пониманию природы и общества как связного целого, подчиненного объективным законам.Учение об антиномиях Канта и Гегеля утверждало, что антиномические построения являются результатом того, что разум переходит границы опыта. Намечая перспективы развития педагогической теории. Гербарт также выходил за границы сложившегося опыта воспитания и накопленных обществом педагогических знаний. Это привело его к новаторским подходам и решениям.Педагогическое сознание Гербарта (цели, средства)
Педагогическое сознание Гербарта впитало и переработало многие передовые идеи той эпохи французских мыслителей 18 века, немецкой классической философии, филантропистов, Песталоцци, что и позволило ему подойти к разработке основ научной теории воспитания и обучения. Ученый разносторонней эрудиции философ, психолог и педагог, он лучше, чем кто-либо из педагогов своего времени, было подготовлен к осознанию того, что педагогика мыслима только в научной форме: она должна перестать быть, по его образному сравнению в положении мяча, случайно перебрасываемого из стороны в сторону.Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этику и психологию. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психологии - способы их осуществления. Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта. Искусство воспитателя приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности, и тем быстрее, чем глубже и основательнее устроена им теория воспитания, считал Гербарт.Изучая педагогическую теорию, воспитатель не может, конечно, вооружиться на будущее готовыми рецептами для различных ситуаций, он готовит самого себя к правильному восприятию, пониманию и оценке явлений, с которыми он встретится на педагогической работе. Овладение педагогической теорией дает учителю возможность избежать ошибок в оценке воспитанников, стимулов и мотивов их поведения, значения и сущности их поступков; его питомцы не смогут тогда «поражать и запугивать своего воспитателя удивительными загадками».Гербарт придавал большое значение установлению цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства. В соответствии со своей этической теорией, основой которой являются, как указывалось выше, нравственные идеи, Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, он имел в виду воспитывать людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему.Педагог должен ставить перед воспитанником те же цели, которые тот поставит перед собой сам, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на: 1) цели возможные, 2) цели необходимые.Возможные цели это те, которые человек может поставить перед собой в области определенной специальности.Необходимые цели это те, которые нужны ему в любой области его деятельности.Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развивать в человеке многообразную, многостороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать идее внутренней свободы и идее совершенства. В отношении же необходимых целей воспитание обязано сформировать нравственность будущего деятеля на основе идей благорасположения, права и справедливости, или, как выражается Гербарт, выработать у него цельный, нравственный характер. Усматривая сущность воспитания в том, чтобы обогатить душу ребенка представлениями, Гербарт хочет вселить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать у воспитанника нравственный характер.Первичные этические идеи по Гербарту:- идея внутренней свободы, которая является результатом согласованности между разумом и волей личности, гармонией между ее этическим суждением и волей;
- идея совершенства, которое вырабатывается на основе организованной воли, сформированной многосторонним интересом индивида, в основе которого лежат наивысшие нравственные ценности;
- идея благожелательности, направленной на установление гармонии между индивидуальной волей и волей, проявляемой другими людьми;
- идея права, предполагающая понимание индивидом своих прав и обязанностей в отношениях с другими членами общества, обязывающее его в случае конфликта признавать равноправие двух противостоящих друг другу волеизъявлений;
- идея справедливости как воздаяние за каждое действие предпринятое по отношению к воле другого человека: поощрение или наказание.
Функция интереса в педагогике Гербарта
Один из центральных вопросов дидактики Гербарта вопрос о роли интереса в процессе обучения, который ставился еще значительно раньше Коменским, Локком, Руссо, рассматривавшими интерес как необходимое условие обучения. Гербарт предложил возможную классификацию видов интереса в их соотношении с характером познавательной деятельности. Он показал, что в интересе концентрируются деятельное начало, внутренняя активность, благодаря чему проявляются познавательная потребность, сосредоточенность и волевая, целенаправленная деятельность личности по усвоению нового.Функция интереса, по Гербарту, состоит не только и не столько в том, чтобы способствовать усвоению изучаемого, сколько возбуждать желания к дальнейшим занятиям, чтобы приобретаемые знания стимулировали интерес к дальнейшему обучению. Развитие разносторонних интересов, таким образом, само становилось педагогической целью.В согласовании различных звеньев познавательной деятельности и условий возбуждения интереса Гербарт особое значение придавал развитию внимания и различал наиболее простое, непроизвольное внимание, имеющее пассивный характер, и внимание произвольное, обусловленное сознательной активной волевой деятельностью индивида.При взаимодействии внимания и интереса в процессе воспитывающего обучения Гербарт выделял так называемый опосредованный интерес, основанный на стремлении ученика получить поощрение или избежать наказания, противопоставляя ему непосредственный интерес как подлинный источник духовной активности, возникающий не из каких-либо побочных мотивов, а из существа изучаемых предметов. Гербарт дал много ценных советов о том, как развивать и поддерживать в учениках интерес и внимание.Приведем некоторые из этих советов. Еще до школы и на начальных ступенях обучения в детях должны создаваться такие представления, которые помогают усваивать последующий учебный материал. Непосредственно перед тем, как учитель перейдет к объяснению нового, он должен вызвать в умах учеников те представления, которые нужны для усвоения нового материала.В преподавании следует широко пользоваться наглядностью: когда нельзя показать сам предмет, надо продемонстрировать его изображение. Не следует, однако, слишком долго демонстрировать одно и то же, так как однообразие действует утомительно. В изложении учителя должно быть связано одно с другим: несвоевременные паузы и введение посторонних элементов нарушают свободное течение апперцептивного механизма и разрывают ряды представлений. Обучение не должно быть слишком трудным, но и излишняя легкость только вредит делу.Гербарт дал так же ценные советы о заучивании наизусть. Он указывал на борьбу с забыванием изученного материала. Наиболее эффективным он считал для этого упражнение учеников путем постоянного применения заученного материала на практике в связи с тем, что их интересует, что привлекает их внимание.Обучение на основе многостороннего интереса
Гербарт считал нецелесообразным одностороннее обучение, поскольку характер природных дарований ученика определится значительно позже и ни он сам, ни воспитатель не могут с определенностью предвидеть род специальных занятий, который в будущем молодому человеку предстоит выбрать. Поэтому в ранние школьные годы очень важно сформировать разнообразные внутренние интересы и стремления к различным видам деятельности. Тогда по достижении зрелости, при вступлении в жизнь с учетом определившихся склонностей, интересов и в зависимости от обстоятельств молодой человек сможет свободно выбрать наиболее подходящий для себя род профессиональной деятельности. Альтернативу одностороннему обучению Гербарт видел в обучении, основанном на развитии многостороннего интереса. Развитие многостороннего интереса как свойства личности обязательно, в понимании Гербарта, для реализации необходимых в возможных целей воспитания. Таким образом индивидуальность и многосторонность выступают в целостном взаимодействии: для индивидуальности «остается большой простор показать себя с деловой стороны», благодаря многосторонности «человек приходит к осознанию своего внутреннего «я».Круг предметов познания, т.е. сфера интересов, должен охватывать «природу и человечество». Соответственно этому Гербарт подразделял все учебные предметы, составляющие содержание школьного образования на две группы: натуралистические познание природы и историко-филологические познание человечества. В ходе преподавания в качестве связующего звена между обеими группами выступала религия: только при наличии этой связи, по его мнению, обучение может удовлетворить требованиям педагогической цели.По содержанию интересы Гербарт делил на две группы, включавшие шесть их разновидностей. Одни из них охватывают интересы, направленные на внешнюю природу, к познанию которой приходят опытным путем. Разновидностями познавательно-опытных интересов являются:- эмпирический- который как бы отвечает на вопрос, что это такое, и возбуждает интерес ко всему живому, к окружающему миру, стремление к наблюдению;
- умозрительный- который отвечает на вопросы, почему это так, и настаивает на размышлении;
- эстетический обеспечивает художественную оценку явлений, возбуждает интерес к прекрасному.
- симпатический- направленный на членов своей семьи и ближайший круг знакомых,
- социальный на более широкий круг людей, на общество, свой народ и все человечество. К этой же группе Гербарт относит
- религиозный интерес- направленный на общение с Богом, с церковью, с высшими духовными силами.
Ступени в процессе обучения
Процесс обучения по Гербарту обязательно проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). В свою очередь эти два момента могут осуществляться либо в состоянии покоя души, либо в состоянии ее движения.Первая ступень ясность это углубление в состоянии покоя. Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается. В психологическом отношении здесь требуется мобилизировать внимание. В дидактическом изложение учителем нового материала, применение наглядности.Вторая ступень ассоциация - это углубление в состоянии движения. Новый материал вступает в связь с уже имеющимися у учащегося представлениями, ранее полученными на уроках, при чтении книг, из жизни. Так как учащиеся еще не знают, что получится в результате связывания нового со старым, Гербарт считал, что в психологическом отношении здесь имеется ожидание. В дидактическом плане лучше всего проводить беседы, непринужденный разговор учителя с учениками.Третья ступень система это осознание в состоянии покоя. Поиски учащимся под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Психически эта ступень соответствует, по Гербарту, «исканию».Четвертая ступень метод это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Психологически эта ступень требует действия. В области дидактики это своего рода учебные упражнения, требующие от учеников широкого использования полученных знаний, умения логически и творчески мыслить.Эти ступени определяют, по Гербарту, последовательность хода обучения. Они являются формальными, потому что не зависят от конкретного содержания учебного материала, возраста учащихся, дидактической задачи урока.Гербартом определены три универсальных метода обучения:- Описательный метод.
- Аналитический. Включает в себя анализ свойств и характеристик предмета.
- Синтетический метод. Базируется на связи уже усвоенного ранее, воспринятого и новых представлений.
Нравственное воспитание
Формирование нравственного человека - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Он считал, что обучение без нравственного воспитания есть средство без цели.Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и приведения его к нравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется из сочетания различных наклонностей и выражается в ВОЛЕ - переходе желания в дело. Нравственно развивать характер - значит, предоставлять право самому питомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через деятельность возвышаться до самосознающей личности.Гербарт разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий.Необходимо принять во внимание, что в основе своей системы И.Ф. Гербарт видел решение этических проблем, основываясь на нравственных идеях:- идея внутренней свободы, делающая человека цельным
- идея совершенствования, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая внутреннюю гармонию;
- идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей;
- идея права (законности), применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль
- идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, и наказании того, кто нарушает его законы.
Религиозное воспитание
Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию.Он настаивал, чтобы религиозный интерес возбуждался у детей как можно раньше и постоянно развивался, с тем чтобы «в поздние годы душа мирно и безмятежно пребывала в своей религии». Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и необходима как сдерживающее начало. Учитель обязан призвать к порядку всякого ученика, который бы позволил себе критическое отношение к религии.В отличии от обучения нравственное воспитание воздействует непосредственно на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.Последовательность общего хода нравственного воспитания, намеченная Гербартом, была обусловлена его пониманием самого характера нравственности.Гербарт в нравственном развитии ребенка, как и в развитии его интереса, выделял четыре ступени:- первая ступень «память воли» связывалась им с необходимостью выработки твердого характера по отношению к внешним условиям;
- вторая ступень «выбор» предполагала осмысление субъектом положительных и отрицательных сторон всего того, к чему от стремится, учет условий, необходимых для достижения желаемого;
- третья ступень «принцип» связана с деятельностью интеллекта, приводящей к выработке самосознания, здесь происходит выработка принципов, лежащих в основе мотивов поведения, всех поступков и действий;
- на четвертой ступени нравственного развития воспитанника, по терминологии Гербарта, - "«борьба"»- складывается нравственное сознание, проявляющееся в осмысленном принятии тех или иных решений, самопринуждении и самообладании.
- удерживать воспитанника (этому служит управление детьми, обучение их послушанию). Надо устанавливать границы поведения для детей.
- Определять воспитанника, т.е. поставить ребенка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям».
- Устанавливать четкие правила поведения.
- Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т.е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».
- «Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.
- «Увещевать» воспитанника, указывать на его помехи, исправлять их.
- «История педагогики и образования» под ред. Пискунова А.И.; Москва,2001 г.
- «Большая советская энциклопедия» под ред. Прохорова А.М.; Москва,1982г.
- «Педагогическая энциклопедия» под ред. Конрова И.И., Москва,1964 г
Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) родился в семье юриста в г. Ольденбург. Получил прекрасную общеобразовательную подготовку с домашним учителем, затем поступил в предпоследний класс местной гимназии, где проявил склонность к занятиям философией. В 1794 – 1797 гг. учится в Иенском университете, где уже серьезно занимается философией. В 1797 – 1800 гг. Гербарт работает домашним учителем в семье бернского аристократа Штейгера. Первоначальные педагогические взгляды его получили отражение в Отчетах г.фон Штейгеру. Последующая жизнь Гербарта была связана с Гёттингенским университетом. Здесь он завершил свое образование, защитил докторскую диссертацию по философии, читал лекции по философии, педагогике, психологии.
Из опубликованных работ в эти годы заслуживают особого упоминания две: «Эстетическое представление о мире как главная задача воспитания», «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания». Последняя работа стала первым опытом построения педагогической теории. Благодаря опубликованным трудам и блистательной лекторской деятельности, имя Гербарта приобрело широкую известность, и в 1809 г. он был приглашен в Кенигсбергский университет, где занял кафедру философии и педагогики, которую до 1804 г. возглавлял И. Кант. Почти четверть века Гербарт проработал в Кенигсбергском университете. Его деятельность там была очень разнообразной. Помимо чтения лекций, Гербарт добился открытия при университете педагогической семинарии с опытной школой. Семинария должна была готовить учителей и служить одновременно лабораторией для разработки общих вопросов педагогики. В этот период им были написаны такие работы, как «О воспитании при общественном содействии», «Учебник по психологии», «Письма о применении психологии к педагогике» и др.
В 1833 г. Гербарт возвращается в Геттингенский университет, где работает последние годы жизни. Итоговым трудом Гербарта были «очерки лекций по педагогике» , которые приобрели широкую популярность.
Гербарт различал педагогику как науку и педагогику как искусство. Содержание педагогики как науки определялось им как стройный порядок, как система знаний. Педагогика как искусство представляет собой сумму навыков, которые необходимо использовать для достижения определенной цели. Наука требует философского мышления, философского обоснования воспитания; для искусства необходима постоянная деятельность, практика, но только в строгом согласии с требованиями науки.
Свойства научной педагогики должны концентрироваться в цели воспитания.
Таким образом, Гербарт выделил три раздела педагогики: управление, обучение, нравственное воспитание .
а) Управление имеет своей целью поддержание порядка непосредственно в данное время, оно предваряет воспитание.
б) Центральным вопросом обучения Гербарт считал вопрос о роли интереса в процессе познания. Функция интереса, по Гербарту, состоит в том, чтобы возбуждать желание к дальнейшим занятиям, к дальнейшему обучению. По содержанию интересы Гербарт делил на 2 группы, включавшие 6 разновидностей.
1 группа – интересы, направленные на внешнюю природу. Это познавательно-опытные интересы. Их разновидности: эмпирический, умозрительный, эстетический интерес. 2 группа – интересы, ориентированные на участие и эмоциональное отношение к человеку, включенному в социальное общение. Их разновидности – симпатический, социальный и религиозный интерес.
Кроме того, Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение» Он считал, что преподавание должно вести в 2-х направлениях: «ввысь», открывал воспитаннику «самое прекрасное и достойное», и в противоположном направлении, направлении действительности – с ее недостатками и нуждами, чтобы подготовить ребенка к встрече с ними.
в) Основная задача воспитания – нравственное воспитание . Но оно невозможно без дисциплинирования воспитанника. Дисциплина – это своего рода пролог к нравственному воспитанию. Средства дисциплинирования: принципиальные – угроза, надзор, принуждения. Но все это должно смягчаться любовью и снисходительностью к детям. Центр тяжести воспитания составляет выработка характера. В нравственном развитии ребенка Гербарт выделял 4 ступени:
1 – «память воли» – выработка твердого характера по отношению к внешним условиям;
2 – «выбор» – осмысление положительных и отрицательных сторон, к чему стремится ребенок, учет условий, необходимых для достижения желаемого;
3 – «принцип» – связана с деятельностью интеллекта, приводящей к выработке самосознания, происходит выработка принципов, лежащих в основе мотивов поведения.
4 – «борьба» – складывается нравственное сознание, проявляющееся в осмысленном принятии тех или иных решений, самопринуждении и самообладании.
В организации процесса обучения Гербарт выделял несколько ступеней: «Ясность», «ассоциация», «Система», «метод». Эти ступени должны строго следовать одна за другой.
В числе основных форм преподавания Гербарт называл описательные, аналитические, синтетические.
Аналитическое преподавание имеет своей целью выделение из изучаемого отдельных частей, признаков, а также нахождение общего.
Синтетическое преподавание дает элементы нового знания: учитель сам определяет сочетание элементов нового, синтез заключается в сознательном составлении целого из элементов новых, незнакомых.
Описательное (изобразительное ) преподавание. Его цель расширить кругозор ребенка, полноту его опыта, сферу общения с людьми.