Татьяна Михайловна Великанова,

Учительница, с 1989 года двенадцать лет вела математику у малышей. От этой работы сохранилось множество подённых записей, и одна статья: "В начальной и средней школе - одна математика", - название, которое, быть может, привлечёт школьного методиста. Только дело в том, что учительницу эту звали Татьяна Михайловна Великанова, и через призму её жизни совсем по-другому видится и скучное название, и сама статья.

Рассказать о Татьяне Михайловне вкратце - невозможно.

Десять лет, - вплоть до ареста осенью 1979 года, - Великанова была редактором "Хроники текущих событий". Больше, чем редактором, - скорее, "исполнительным директором". Что это было для неё - тяжкая ноша, подвиг? Сама Татьяна Михайловна говорила об этом просто: «Для меня и для моих друзей это был образ жизни. В 69-м году мне было 37 лет, и следующие десять лет правозащитной деятельности я чувствовала себя совершенно свободным человеком, в отличие от предыдущей жизни. Это еще было для меня время анализа и осознания режима, при котором живет моя страна. Я получала гораздо больше информации о жизни своей страны, чем до сих пор. И реагировала соответственно».

Ещё в 1968-м, в августе, когда её муж Константин Бабицкий и ещё "семеро смелых" у Лобного места протестовали против ввода войск в Чехословакию, Татьяна Михайловна была неподалёку. Чтобы видеть и свидетельствовать. На допросе она тоже рассказала всё, что видела, - про избиение людей чекистами, - хотя от нее ждали другого, осуждения действий мужа. Но Татьяна Михайловна повторила и на следствии, и на суде, что поведение мужа одобряет. Следователь: - "Но у вас же трое детей!" - "Именно поэтому", - отвечала Великанова.

А в обвинительном заключении значилось: "в частности, на основании показаний жены обвиняемого…".

Для Татьяны Михайловны «самое трудное было научиться справляться с навязанной всему населению СССР системой круговой поруки. От поведения человека, вне зависимости от его желания, зависели судьбы его родных, карьеры его коллег, судьбы его друзей вплоть до их ареста. Это была тотальная система заложничества…»

Великанова свой выбор сделала.

Никогда больше Татьяна Михайловна не давала показаний. И на своём следствии, и на суде - молчала. Только на предложение произнести последнее слово сказала: "Фарс окончен - ну, и окончен" .

Дальше - четыре года мордовских лагерей, "малой зоны" в Барашево (об этом - в книге её солагерницы Ирины Ратушинской "Цвет надежды - серый"). И ссылка в Среднюю Азию, в Оруэлловское остановившееся время, в Богом забытые места: Шетпе, Таучек, Бейнеу... Один из навещавших её в ссылке, Виктор Резунков, вспоминал: "В течение трех дней я пытался понять, как такая хрупкая женщина могла противостоять Совдепии, которая, как выжженная пустыня, окружала каждого, безмолвно, безжизненно и, казалось, навсегда. Двадцать лет спустя так и не понял... Даже в ссылке власти ее боялись. Никакого пафоса, никаких громких лозунгов - упаси, Боже! Только - поступки и вера, глубокая убежденность в своей правоте" .

Даже освобождалась она так, что осталась свободной. Татьяна Михайловна отказалась расписаться под постановлением о помиловании, и оставалась в ссылке несколько "лишних" месяцев. А потом сама вернулась, - сама, без чьей-то милости или разрешения.

И - в школу, "на всю оставшуюся жизнь"...

Вот что говорил Юлий Ким в сентябре 2002-го в "Мемориале", прощаясь с Татьяной Михайловной: "Если бы наше общество сложилось как надо, в его постсоветский период, и умело бы преодолеть вечный свой грех неблагодарности, и воздать каждому по заслугам, то наша панихида проходила бы не здесь. Может быть, на Красной площади. Может быть, ее не хватило бы тогда для людей, которые пришли бы отдать последний долг, проводить Таню в последний ее путь."

Наверное, это понимали её благодарные ученики. Им теперь остаётся позавидовать. Но что делать нам, - ведь от Татьяны Михайловны остались добрые дела, а отнюдь не поучения. Остался пример, - но кому доступны такие высоты духа? Хотя, с другой стороны, это не было дано свыше, но стало результатом работы над собой. Как заметил Сергей Ковалев, "Татьяна Михайловна была очень страстным человеком, человеком высоких пределов, и замечательная ее сдержанность, благородная простота - это результат страстного, прямого, сознательного самовоспитания" .

…От Татьяны Михайловны осталась та одна статья о преподавании математики, изданная в 1996 году тиражом 600 экземпляров. Однако при внимательном взгляде там можно найти немало важного и для тех, кто давно покинул среднюю школу.

"В начальной школе первая и всеми признаваемая цель - научить элементарным приемам и навыкам. Вторая - обеспечить успех каждому ученику. Успешность или неуспешность во многом определяет всю его дальнейшую судьбу. Третья - привить вкус и любовь к интеллектуальной деятельности, обеспечить возможность творческого, поискового подхода. В средней и старшей школе одна из главных целей - научить понимать, что мир сложен, но не хаотичен; что то, что мы изучаем модели сложного, но реального; что любая модель действует в ограниченной области, и очень желательно знать границы применения модели."

Это ведь не только о детях шести-семи-восьми лет (Татьяна Михайловна как-то заметила, - мол, жаль, что нельзя грудничков учить математике...) Это ведь написано о людях вообще. Как минимум, надо что-то уметь и уважать себя за это. Но возможно и большее, - творчество и понимание. Вопрос в том, как от малого перейти к большому?

Первое в её статье - "идея "опережения"... понятия и даже разделы математики, которые даются в средних и старших классах, следует вводить уже в начальной школе. Это не означает, что их нужно "пройти" раньше, нужно только начать раньше. Пропедевтика [сокращенное изложение - А.Ч.] сложного на более простом материале существенно облегчает прохождение этого сложного в дальнейшем" .

"Общество не созрело"? "Массы не созрели"? Да ну! Если не будем ставить серьёзные вопросы, вновь и вновь возвращаться к ним, то так и останемся в "песочнице".

Второе - "необходимость организации таких видов деятельности ребенка и таких задач, в которых может быть проявлена самостоятельная, поисковая активность ученика. Традиционно основное время уделяется изучению правил и процедур, роль задач - иллюстративная. Сами задачи - очень искусственно сконструированные модели, где все необходимые данные присутствуют, ничего лишнего нет, и ответ всегда получается "хороший"" . В жизни всё иначе, - чего-то не хватает, а что-то лишнее специально отвлекает нас от главного. И, хотя проще решать "примеры", но ведь куда интереснее "еще и "поставить", найти или узнать недостающие данные, отбросить лишние, выбрать необходимые процедуры и их последовательность, суметь все это записать удобным способом..."

"Массы" - отнюдь не внимающая аудитория, и не инструмент в руках "вождей". И не стоит соблазнять их упрощёнными моделями бытия, где на каждый вопрос есть ответ, а для каждого ответа уже заготовлен правильный вопрос.

Как не дать замкнуться наедине с этими проблемами? Вот: "работа в малых группах: обсуждать внутри группы и постановку, и способы решения задачи, и способы проверки, и даже разделять работу между собой, когда задача требует многих вычислений, например, проб. Обсуждение рождает идеи, идеи вызывают другие идеи, поиск пошел! В удачных случаях при наблюдении за работой такой группы возникало ощущение творческой атмосферы маленького научного коллектива" .

Это ведь касается не только школьного класса, но и тех «классов», к которым по обычаю обращаются «вожди». Для настоящего, а не «вождистского» общественного движения важны вот эти «малые группы», - «ячейки гражданского общества». Состоящее из единиц, раздробленное, атомизированное общество только и может что становиться "массой", - пассивной или послушной. Работа понимания - это ведь работа общения.

И, наконец, "объединять все, что можно объединить; использовать все связи, аналогии, противопоставления... задача на встречное движение двух поездов и задача о наполнении бассейна через две трубы с точки зрения математики - одна и та же задача", - люди должны научиться видеть за событиями их смысл: "если учитель поможет ученику увидеть эту общность, его понимание и умение решать такие задачи поднимутся на следующую ступень" .

Тогда ученик «не только получает знания, но и учится учиться, учится подходу к проблеме, задаче - не только интеллектуальному, но и эмоциональному» .

А ведь одна из причин нашего «времени, в котором стоим» - неумение жить в меняющемся мире, полном проблем и избавленном от готовых решений.

"Начальная школа должна выводить на "большую" математику, или, точнее - "большая" математика должна начинаться в начальной школе" .

Жить всерьёз, то есть свободно, надо начинать уже тогда, когда для этой свободы, кажется, и вовсе нет места. Тогда можно почувствовать себя «совершенно свободным человеком, в отличие от предыдущей жизни» .

Наверное, и это можно вынести с урока Татьяны Великановой.

Хотя, если честно, я не знаю, что бы она ответила на это. Может быть, только посмотрела бы через очки, - насквозь, как она умела, - промолчала бы выразительно, и повернулась к ученикам...

Татьяна Михайловна Великанова (3 февраля 1932 - 19 сентября 2002, Москва) - советский диссидент, участница правозащитного движения в СССР, одна из членов-основателей первой в Советском Союзе правозащитной организации «Инициативная группа по защите прав человека в СССР».

Биография

Дочь гидролога и гидродинамика Михаила Андреевича Великанова. В 1954 году Великанова закончила механико-математический факультет МГУ, работала учительницей в сельской школе на Урале. С 1957 года в Москве, сотрудник вычислительного центра, программист.

Муж Великановой, лингвист Константин Бабицкий, был среди семи участников демонстрации протеста против вторжения войск Варшавского договора в Чехословакию 25 августа 1968 года, был сослан на 3 года в Коми АССР.

В 1969 году Великанова стала одним из членов-основателей первой в СССР правозащитной организации «Инициативная группа по защите прав человека в СССР». В 1970 г. Великанова взяла на себя основные организаторские функции в подготовке главного периодического издания советских правозащитников «Хроника текущих событий» - машинописного информационного бюллетеня, выходившего с 1968 г. За девять лет под её руководством было выпущено около тридцати выпусков «Хроники». В мае 1974 г. Т. Великанова, С. Ковалев и Т. Ходорович открыто взяли на себя ответственность за распространение этого издания.

1 ноября 1979 года Татьяну Великанову арестовали по обвинению в «антисоветской пропаганде». В августе 1980 года Московский городской суд приговорил её к 4 годам лишения свободы и 5 годам ссылки. Заключение она отбывала в Мордовии, ссылку - в Западном Казахстане (Мангышлакская область). Пребывание Великановой в заключении описано в повести «Серый - цвет надежды» Ирины Ратушинской.

Учительница, с 1989 года двенадцать лет вела математику у малышей. От этой работы сохранилось множество подённых записей, и одна статья: «В начальной и средней школе - одна математика», - название, которое, быть может, привлечёт школьного методиста. Только дело в том, что учительницу эту звали Татьяна Михайловна Великанова, и через призму её жизни совсем по-другому видится и скучное название, и сама статья.

Рассказать о Татьяне Михайловне вкратце - невозможно.

Десять лет, - вплоть до ареста осенью 1979 года, - Великанова была редактором «Хроники текущих событий». Больше, чем редактором, - скорее, «исполнительным директором». Что это было для неё – тяжкая ноша, подвиг? Сама Татьяна Михайловна говорила об этом просто: «Для меня и для моих друзей это был образ жизни. В 69-м году мне было 37 лет, и следующие десять лет правозащитной деятельности я чувствовала себя совершенно свободным человеком, в отличие от предыдущей жизни. Это еще было для меня время анализа и осознания режима, при котором живет моя страна. Я получала гораздо больше информации о жизни своей страны, чем до сих пор. И реагировала соответственно».
Ещё в 1968-м, в августе, когда её муж Константин Бабицкий и ещё «семеро смелых» у Лобного места протестовали против ввода войск в Чехословакию, Татьяна Михайловна была неподалёку. Чтобы видеть и свидетельствовать. На допросе она тоже рассказала всё, что видела, - про избиение людей чекистами, - хотя от нее ждали другого, осуждения действий мужа. Но Татьяна Михайловна повторила и на следствии, и на суде, что поведение мужа одобряет. Следователь: - «Но у вас же трое детей!» - «Именно поэтому», - отвечала Великанова.

А в обвинительном заключении значилось: «в частности, на основании показаний жены обвиняемого…».
Для Татьяны Михайловны «самое трудное было научиться справляться с навязанной всему населению СССР системой круговой поруки. От поведения человека, вне зависимости от его желания, зависели судьбы его родных, карьеры его коллег, судьбы его друзей вплоть до их ареста. Это была тотальная система заложничества…»
Великанова свой выбор сделала.

Никогда больше Татьяна Михайловна не давала показаний. И на своём следствии, и на суде - молчала. Только на предложение произнести последнее слово сказала: «Фарс окончен - ну, и окончен» .
Дальше - четыре года мордовских лагерей, «малой зоны» в Барашево (об этом - в книге её солагерницы Ирины Ратушинской «Цвет надежды - серый»). И ссылка в Среднюю Азию, в Оруэлловское остановившееся время, в Богом забытые места: Шетпе, Таучек, Бейнеу… Один из навещавших её в ссылке, Виктор Резунков, вспоминал: «В течение трех дней я пытался понять, как такая хрупкая женщина могла противостоять Совдепии, которая, как выжженная пустыня, окружала каждого, безмолвно, безжизненно и, казалось, навсегда. Двадцать лет спустя так и не понял… Даже в ссылке власти ее боялись. Никакого пафоса, никаких громких лозунгов - упаси, Боже! Только - поступки и вера, глубокая убежденность в своей правоте» .

Даже освобождалась она так, что осталась свободной. Татьяна Михайловна отказалась расписаться под постановлением о помиловании, и оставалась в ссылке несколько «лишних» месяцев. А потом сама вернулась, - сама, без чьей-то милости или разрешения.

И - в школу, «на всю оставшуюся жизнь»...

Вот что говорил Юлий Ким в сентябре 2002-го в «Мемориале», прощаясь с Татьяной Михайловной: «Если бы наше общество сложилось как надо, в его постсоветский период, и умело бы преодолеть вечный свой грех неблагодарности, и воздать каждому по заслугам, то наша панихида проходила бы не здесь. Может быть, на Красной площади. Может быть, ее не хватило бы тогда для людей, которые пришли бы отдать последний долг, проводить Таню в последний ее путь.»
Наверное, это понимали её благодарные ученики. Им теперь остаётся позавидовать. Но что делать нам, - ведь от Татьяны Михайловны остались добрые дела, а отнюдь не поучения. Остался пример, - но кому доступны такие высоты духа? Хотя, с другой стороны, это не было дано свыше, но стало результатом работы над собой. Как заметил Сергей Ковалев, «Татьяна Михайловна была очень страстным человеком, человеком высоких пределов, и замечательная ее сдержанность, благородная простота - это результат страстного, прямого, сознательного самовоспитания» .
…От Татьяны Михайловны осталась та одна статья о преподавании математики, изданная в 1996 году тиражом 600 экземпляров. Однако при внимательном взгляде там можно найти немало важного и для тех, кто давно покинул среднюю школу.

«В начальной школе первая и всеми признаваемая цель - научить элементарным приемам и навыкам. Вторая - обеспечить успех каждому ученику. Успешность или неуспешность во многом определяет всю его дальнейшую судьбу. Третья - привить вкус и любовь к интеллектуальной деятельности, обеспечить возможность творческого, поискового подхода. В средней и старшей школе одна из главных целей - научить понимать, что мир сложен, но не хаотичен; что то, что мы изучаем модели сложного, но реального; что любая модель действует в ограниченной области, и очень желательно знать границы применения модели.»

Это ведь не только о детях шести-семи-восьми лет (Татьяна Михайловна как-то заметила, - мол, жаль, что нельзя грудничков учить математике…) Это ведь написано о людях вообще. Как минимум, надо что-то уметь и уважать себя за это. Но возможно и большее, - творчество и понимание. Вопрос в том, как от малого перейти к большому?
Первое в её статье - «идея «опережения»... понятия и даже разделы математики, которые даются в средних и старших классах, следует вводить уже в начальной школе. Это не означает, что их нужно «пройти» раньше, нужно только начать раньше. Пропедевтика [сокращенное изложение – А.Ч.] сложного на более простом материале существенно облегчает прохождение этого сложного в дальнейшем» .

«Общество не созрело»? «Массы не созрели»? Да ну! Если не будем ставить серьёзные вопросы, вновь и вновь возвращаться к ним, то так и останемся в «песочнице».

Второе - «необходимость организации таких видов деятельности ребенка и таких задач, в которых может быть проявлена самостоятельная, поисковая активность ученика. Традиционно основное время уделяется изучению правил и процедур, роль задач - иллюстративная. Сами задачи - очень искусственно сконструированные модели, где все необходимые данные присутствуют, ничего лишнего нет, и ответ всегда получается «хороший»» . В жизни всё иначе, - чего-то не хватает, а что-то лишнее специально отвлекает нас от главного. И, хотя проще решать «примеры», но ведь куда интереснее «еще и «поставить», найти или узнать недостающие данные, отбросить лишние, выбрать необходимые процедуры и их последовательность, суметь все это записать удобным способом…»

«Массы» - отнюдь не внимающая аудитория, и не инструмент в руках «вождей». И не стоит соблазнять их упрощёнными моделями бытия, где на каждый вопрос есть ответ, а для каждого ответа уже заготовлен правильный вопрос.
Как не дать замкнуться наедине с этими проблемами? Вот: «работа в малых группах: обсуждать внутри группы и постановку, и способы решения задачи, и способы проверки, и даже разделять работу между собой, когда задача требует многих вычислений, например, проб. Обсуждение рождает идеи, идеи вызывают другие идеи, поиск пошел! В удачных случаях при наблюдении за работой такой группы возникало ощущение творческой атмосферы маленького научного коллектива» .

Это ведь касается не только школьного класса, но и тех «классов», к которым по обычаю обращаются «вожди». Для настоящего, а не «вождистского» общественного движения важны вот эти «малые группы», - «ячейки гражданского общества». Состоящее из единиц, раздробленное, атомизированное общество только и может что становиться «массой», - пассивной или послушной. Работа понимания - это ведь работа общения.

И, наконец, «объединять все, что можно объединить; использовать все связи, аналогии, противопоставления… задача на встречное движение двух поездов и задача о наполнении бассейна через две трубы с точки зрения математики - одна и та же задача», - люди должны научиться видеть за событиями их смысл: «если учитель поможет ученику увидеть эту общность, его понимание и умение решать такие задачи поднимутся на следующую ступень» .
Тогда ученик «не только получает знания, но и учится учиться, учится подходу к проблеме, задаче - не только интеллектуальному, но и эмоциональному» .

А ведь одна из причин нашего «времени, в котором стоим» - неумение жить в меняющемся мире, полном проблем и избавленном от готовых решений.

«Начальная школа должна выводить на «большую» математику, или, точнее - «большая» математика должна начинаться в начальной школе» .

Жить всерьёз, то есть свободно, надо начинать уже тогда, когда для этой свободы, кажется, и вовсе нет места. Тогда можно почувствовать себя «совершенно свободным человеком, в отличие от предыдущей жизни» .
Наверное, и это можно вынести с урока Татьяны Великановой.
Хотя, если честно, я не знаю, что бы она ответила на это. Может быть, только посмотрела бы через очки, - насквозь, как она умела, - промолчала бы выразительно, и повернулась к ученикам…


Введение

Татья́на Миха́йловна Велика́нова (3 февраля 1932 - 19 сентября 2002, Москва, Россия) - советский диссидент, участница правозащитного движения в СССР, одна из членов-основателей первой в Советском Союзе правозащитной организации «Инициативная группа по защите прав человека в СССР».


1. Биография

В 1954 году Великанова закончила механико-математический факультет МГУ, работала учительницей в сельской школе на Урале. С 1957 года в Москве, сотрудник вычислительного центра, программист.

Муж Великановой, лингвист Константин Бабицкий, был среди семи участников демонстрации протеста против вторжения войск Варшавского договора в Чехословакию 25 августа 1968 года, был сослан на 3 года в Коми АССР.

В 1969 году Великанова стала одним из членов-основателей первой в СССР правозащитной организации «Инициативная группа по защите прав человека в СССР». В 1970 г. Великанова взяла на себя основные организаторские функции в подготовке главного периодического издания советских правозащитников «Хроника текущих событий» - машинописного информационного бюллетеня, выходившего с 1968 г. За девять лет под её руководством было выпущено около тридцати выпусков «Хроники». В мае 1974 г. Т. Великанова, С. Ковалев и Т. Ходорович открыто взяли на себя ответственность за распространение этого издания.

1 ноября 1979 года Татьяну Великанову арестовали по обвинению в «антисоветской пропаганде». В августе 1980 года Московский городской суд приговорил её к 4 годам лишения свободы и 5 годам ссылки. Заключение она отбывала в Мордовии, ссылку - в Западном Казахстане (Мангышлакская область). Пребывание Великановой в заключении описано в повести «Серый - цвет надежды» Ирины Ратушинской .


Примечания

  1. Ирина Ратушинская . Серый - цвет надежды - lib.ru/MEMUARY/RATUSHINSKAYA/ratush_gch.txt. Overseas Publications Interchange Ltd. 1989; ISBN 1 870128 41 9
  2. Великанова Т. М. В начальной и средней школе - одна математика - sch57.msk.ru/collect/velik.htm. - Методическая коллекция 57 школы
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 14.07.11 19:27:56
Похожие рефераты: Татьяна Михайловна , Красовская Татьяна Михайловна , Мушинская Татьяна Михайловна , Вечеслова Татьяна Михайловна , Лиознова Татьяна Михайловна , Чаусова Татьяна Михайловна , Ивинская Татьяна Михайловна , Карпова Татьяна Михайловна .

Категории: Персоналии по алфавиту , Репрессированные в СССР ,

В 1954 году Великанова закончила механико-математический факультет МГУ, работала учительницей в сельской школе на Урале. С 1957 года в Москве, сотрудник вычислительного центра, программист.

Муж Великановой, лингвист Константин Бабицкий, был среди семи участников демонстрации протеста против вторжения войск Варшавского договора в Чехословакию 25 августа 1968 года, был сослан на 3 года в Коми АССР.

В 1969 году Великанова стала одним из членов-основателей первой в СССР правозащитной организации «Инициативная группа по защите прав человека в СССР». В 1970 г. Великанова взяла на себя основные организаторские функции в подготовке главного периодического издания советских правозащитников «Хроника текущих событий» - машинописного информационного бюллетеня, выходившего с 1968 г. За девять лет под её руководством было выпущено около тридцати выпусков «Хроники». В мае 1974 г. Т. Великанова, С. Ковалев и Т. Ходорович открыто взяли на себя ответственность за распространение этого издания.

1 ноября 1979 года Татьяну Великанову арестовали по обвинению в «антисоветской пропаганде». В августе 1980 года Московский городской суд приговорил её к 4 годам лишения свободы и 5 годам ссылки. Заключение она отбывала в Мордовии, ссылку - в Западном Казахстане (Мангышлакская область). Пребывание Великановой в заключении описано в повести «Серый - цвет надежды» Ирины Ратушинской.