Наталья Сокол по прозвищу Коза, координатор арт-группы "Война" и супруга лидера "Войны" Олега Воротникова, ответила на вопросы Лайфа о новой жизни группы в Европе.

Арт-группа "Война" стала куратором праздничного ужина в честь 25-летия Института Кунстверке - организатора Берлинской биеннале. С 2013 года лидер арт-группы "Война" Олег Воротников по прозвищу Вор и его семья живут за границей. В ноябре 2010 - феврале 2011 года Воротников сидел в СИЗО в Петербурге за участие в акции "Дворцовый переворот", в ходе которой участники "Войны" перевернули несколько милицейских автомобилей в Санкт-Петербурге.

В мае 2011 года Воротникова и его жену Наталью Сокол по прозвищу Коза объявили в федеральный уголовный розыск. Причиной послужило опять же их участие в акции "Дворцовый переворот", а также участие в марше оппозиции 31 марта 2011-го в Северной столице. В июле этого же года Олег Воротников был объявлен в международный уголовный розыск и заочно арестован.

Будучи за границей они прошли через множество испытаний, их не раз арестовывали как нелегалов, их избивали местные правозащитники. В какой-то момент Коза и Вор , которых западные СМИ считали ярыми оппозиционерами, разочаровались в мифе о свободной Европе и начали давать патриотические и пророссийские интервью.

Сейчас быт "Войны" постепенно налаживается: на помощь им пришёл бывший министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг. Наталья Сокол рассказала Лайфу о творческих планах "Войны".

- Недавно вы посещали Берлин. Что за проект там был?

В Берлин мы были приглашены как кураторы на праздничный ужин в честь 25-летия Института Кунстверке - организатора Берлинской биеннале (мы были кураторами седьмой биеннале в 2012 году) - и поехали с целью приискать активистов. Я уже говорила, мы набираем команду отпетых акционистов, вроде той, что подобралась в "Острове Сокровищ" - помните мультик? За три недели берлинских шатаний нашли одного человека, что для Европы совсем немало. Правда, и он оказался русским, точнее белорусом.

Дважды за эту поезду нас чуть не арестовали. Первый раз полицию вызвали из-за того, что, сидя в кафе, мы пили кофе, но не заказывали еду. Официант предупредил нас, что сейчас позвонит в полицию, а затем взял и позвонил. Мы не поверили своим глазам! Ушли прямо из рук прибывшего наряда, притворившись тупыми туристами.

Второй раз - в электричке: по мнению пассажиров, мы возвращались домой слишком поздно. К нам подошёл типичный лысый немец и стал угрожать. Каспер (сын, ему семь) подпрыгнул и хлестнул его в ответ варежкой по морде. Тоже вызвали полицейских, но мы вышли на своей остановке раньше, чем приехал наряд.

Дети, семьи с детьми загнаны в своеобразные социальные гетто, вроде собачников, откуда лучше не высовываться. Ты - мать с детьми, тем более их у тебя больше одного? Ай-яй-яй, как не стыдно! Будь внимательна и отовсюду жди подвоха. Тебе лучше стать хищным животным, чтобы твоих детей не съели окружающие тебя бездетные твари.

В этом я вижу чудовищную трансформацию феминизма в наши дни: теперь борьба женщины в современном обществе - это борьба за права её детей, за их возможность творчески развиваться, становиться людьми с богатым духовным миром. Иначе тут же сделают из малышей роботов. Берлин только укрепил меня в мысли: эй, вы можете сколь угодно здесь у себя в Европе попирать семейные ценности, но не за счёт ограничения свободы моих детей.

Когда я рожала в Швейцарии третьего ребёнка - дочку Троицу, - доктор заранее предупредила полицию, будучи почему-то уверена, что я рожаю, чтобы продать ребёнка на органы.

Наталья, в "инстаграме" "Войны" одна из свежих фотографий - замок в Чимелице, в котором будет студия "Войны". Уже начали готовить какие-то проекты?

Проекты планируем, но никаких анонсов не делаем. Иначе просто не получится: придут и арестуют. Кодовое название - ГОУ, в смысле - "Горе от ума". Готовить начнём, как только прибудут наши активисты из России. К сожалению, в Европе не удалось найти активистов, достаточно смелых для участия в акциях "Войны". Легче выписать людей из России.

Вам активно помогает бывший министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг. Как вы познакомились? Знал ли он раньше про "Войну"? Почему, как вам кажется, он решил вам помочь, ведь до этого вам многие отказывали в помощи?

Карел сам вызвался помочь, причём в очень трудное для нас время. Олег тогда только освободился из тюрьмы в Праге, нас окружила местная пресса, мы раздали патриотические интервью, шокировавшие чешское общество. После их публикации местная общественность в один миг отвернулась от нас. Мы потеряли всё: жильё, юристов, поддержку.

Правозащитники тиражировали мерзкие сплетни у нас за спиной. Готовившиеся творческие проекты были немедленно свёрнуты. Газетчики разразились пропагандистскими статьями, рисующими нас не гениальными художниками, как было до этого, а бесчеловечными маньяками, которым место в тюрьме или дурдоме. Тут появился Карел и оказался чутким человеком и большим политиком: он предложил нам резиденцию в Орлике.

А в качестве студии для творческих экспериментов - замок в Чимелице, где он, кстати, провёл свои детские годы в оккупированной немцами Чехословакии. Так что наша семейная история злоключений оказалась близка ему.

Карел любит русское искусство, на банкете цитировал Блока, любимого поэта своего отца.

Ещё одним благородным чехом оказался замечательный детский художник Петр Никл. Когда меня и Олега арестовали, дети - Каспер и Мама - оставались в его квартире в пражских Голешовицах, не зная, где мы и что с нами, и в ожидании нашего возвращения в одиночестве рисовали на стенах.

Детское творчество - гарантированный путь к потере жилья в Европе. Люди здесь разучились радоваться детям.

Но Петр пришёл в восторг от рисунков Каспера и Мамы. Он попросил оставить всё как есть. В благодарность мы устроили ему прощальный вернисаж перед отъездом в Орлик. Петр и дети провели совместную сессию - рисовали и вырезали из бумаги маски.

Это было просто мероприятие "для своих" или его можно позиционировать как один из проектов "Войны"? Как часто такие мероприятия организовываете?

У детей набрался большой архив творчества, но он был уничтожен во время нападения на нас группы швейцарских правозащитников 20 марта этого года в Базеле. Вооружённая толпа вломилась в нашу комнату на чердаке на Вассерштрассе, 21.

Правозащитники похитили детей и бросили их на улице голыми, избили нас, родителей, украли наши компьютеры, айпады, разворовали архивы, включая и работы Каспера и Мамы.

Прибывшая полиция не заинтересовалась нападением, вместо этого мы были арестованы как нелегалы, далее - депортационная тюрьма, а затем всю семью конвоировали в подземный концлагерь в местечке Эш кантона Базель-Ленд, откуда нам удалось бежать. Нам удалось сделать несколько фотографий скрытой камерой в концлагере Эш.

В Праге пришлось начинать всё сначала. Выставка у Петра Никла - первая после ужасов в Швейцарии.

Олег в одном из интервью сказал: "Художник, как вы и сами, наверное, догадываетесь, - это как раз и про лагеря, и про аресты, причём про неожиданные". За последнее время у вас накопилось много эмоций, связанных с подобными событиями. Найдут ли они отражение в проектах "Войны"?

Вы цитируете сфальсифицированное интервью, вышедшее в "Фур-Фуре". Мы, к сожалению, никак не смогли на эту публикацию повлиять, поскольку находились вне легального поля, а журналисты "Фур-Фура" этим воспользовались, выдав за интервью фрагменты переписки по электронной почте. Поэтому мне неприятно обращаться к данному тексту. Он - свидетельство нечестности со стороны этого издания.

В интервью Олег говорил, что многие знают про "Войну": "Когда с художниками встречаемся, они начинают писаться от восторга: "Ой, "Война", "*** в плену", "Панк в суде", это же всё вы!" Чувствуют себя просто везунчиками, которым удалось пообщаться с теми легендами, о которых читали. Но когда разговор переходит в практическую плоскость - можно ли найти жильё или адвоката, - то практически все утрачивают интерес. Мы хороши где-то там - когда в российской тюрьме, то мы хорошие". Может, всё-таки нашлись в Европе художники, которым интересно работать вместе с "Войной"?

- Мы изначально не собирались вести никакой художественной деятельности в Европе, поскольку сочли европейский контекст неинтересным в сравнении с русским. Мы также не планировали и задерживаться здесь.

Но обстоятельства сложились иначе: канал возвращения в Россию захлопнулся, и мы оказались в Европе как в ловушке. Если мы когда-нибудь всерьёз обратимся к творчеству здесь, - оно будет очень и очень критическим.

С европейскими художниками мы не общаемся, поскольку их просто нет в природе. Нам постоянно поступают предложения с Запада, но это как приглашение в могилу. Мы не спешим.

С кем-то из российских художников поддерживаете отношения? Интересуетесь тем, что делают сейчас современные художники в России?

В России нам нравится творчество видеохудожника Инджойкина, ему удалось лучше всех ухватить дух времени.

Цитата Олега: "Образ Запада, что рисуют интеллигенты в России, - это выдумка. Люди здесь не нарушают ничего - недаром в европейском современном искусстве застой мощнее, чем при Брежневе. Арт забит в развлекательное гетто для богатых людей. Ты можешь побыть клоуном - и только тогда будешь интересен. Они сидят и ждут, когда из третьего мира подкинут идею. Этим я и объясняю успех российского акционизма, когда самые элементарные акции хорошо читаются". Есть желание попытаться своими проектами как-то изменить ситуацию с этим "развлекательным гетто"? Либо сделать это будет очень сложно или даже опасно из-за особенностей законодательства?

Работать в Европе и на Европу - это пустая трата времени. Запад стонет от бессмысленности существования, но эти стоны заслужены. Осталось только варварам прийти и прекратить затянувшийся спектакль. В Европе сложилась странная ситуация. У них, как на войне, почти ни у кого нет своих детей, - но они командуют, как нам надо вести себя с нашими.

Недавно были новости про то, что . Хотя в сентябре этот вопрос уже поднимался, и тогда власти заявили, что для экстрадиции нет оснований. Есть ли у вас понимание, как поведут себя власти Чехии сейчас?

Действия чешских властей - это только их собственная головная боль. Нам, здоровым людям, она неинтересна.

Как стало известно «Шторму», 12 февраля участница арт-группы «Война» Наталья Сокол обратилась к детскому омбудсмену Анне Кузнецовой. В официальном обращении на сайт уполномоченного по правам ребенка Сокол попросила оказать содействие в «эвакуации из Германии» и возвращении на родину.

Она написала, что не может вернуться в Россию из-за уголовного дела, «сфальсифицированного» в отношении нее и Воротникова и связанного с их участием, в частности, в акции «Дворцовый переворот». Сокол отметила, что это дело четырежды закрывали по реабилитирующим обстоятельствам, однако в 2016 году возбудили в пятый раз.

Другая сложность, по словам Сокол, состоит в том, что ее паспорт, водительские права, удостоверение сотрудника МГУ и документы на старшего сына были изъяты в 2010 году в Москве и до сих пор не возвращены. Она пояснила, что все это вкупе с заочным арестом и объявлением в розыск не позволило зарегистрировать второго ребенка, родившегося в 2012 году. У третьего ребенка — только сертификат о рождении, выданный в швейцарском Базеле в 2015 году. Таким образом, российское гражданство есть лишь у старшего сына Воротникова и Сокол — Каспера Ненаглядного.

«В Берлине, где находимся сейчас, мы не имеем места жительства и вынуждены ютиться в лодке без электричества, отопления, воды, туалета и, в силу отсутствия у нас легального статуса, без средств к существованию. Вдобавок мой муж пропал 27 января с.г. после полицейской облавы, и с тех пор у меня нет никаких сведений о нем. Мои попытки найти здесь юридическую помощь или привлечь внимание общественности безуспешны» , — написала художница (текст заявления есть в распоряжении редакции).



Воротников действительно исчез 27 января после того, как полиция попыталась задержать художников, самовольно занявших одно из жилых помещений в Берлине. Сокол пыталась выяснить, где он находится и даже ходила в тюрьму «Моабит», чтобы передать продукты. Однако там отказались принимать в качестве «передачки» ногу косули. Журналистка Олеся Герасименко, по словам Сокол, переслала в «Моабит» на имя Воротникова 10 евро, деньги не вернулись. Из этого можно сделать вывод, что художник все-таки находится в тюрьме.

Сейчас в эмигрантских кругах Берлина активно обсуждают возможность обращения в службу опеки, которая может отобрать у Сокол детей и передать их в специализированное учреждение. По мнению русскоязычной интеллигенции, дети не могут нормально развиваться, живя на улице, обучаясь воровству и другим криминальным ремеслам и усваивая от родителей «токсичное крымнашистское» мировоззрение.

Воротников и Сокол шесть лет живут в Европе на нелегальном положении, так как не хотят обращаться за политическим убежищем.




Сокол рассказала, что московские знакомые передали ей небольшую сумму через увлеченного современным искусством врача Дмитрия Холланда, однако тот предпочел оставить эти средства себе.

Воротников и Сокол всегда вели антиобщественный образ жизни, возводя отказ от использования денег в ранг морального императива. Они воровали в том числе премиальные продукты, дорогую технику и дизайнерскую одежду, приучая к тому же своих малолетних детей. Это не вызывало раздражения у окружающих до тех пор, пока художники не начали декларировать свои пропутинские взгляды.

В конце 2000-х «Война» провела несколько громких акций, одна из которых в 2011-м была удостоена государственной премии «Инновация».

На Войну в Берлине. Январь 2018

Saykhan Tsintsaev 14 фев Ср 13:36

— Наталья, здравствуйте. Меня зовут Сайхан, я журналист издания News.Ru из Москвы. Меня заинтересовала ваша история и я хотел бы написать о вас. Что вы скажете об этом?

Коза:
— Здравствуйте, пишите.

15 фев Чт 6:25
— Спасибо, что ответили. А у вас связь работает? Мы могли бы по телефону пообщаться?

Коза
— Телефона нет.

— А тут вы можете аудиосообщение присылать? Ну чтобы вам не писать много.

— Я не против написать.

— Да, еще мы хотели бы вам немного помочь. Если вы не откажитесь, скинем 30 евро детишкам.

— Обойдусь.

— Ну это детишкам как подарок небольшой. Собственно, хотелось бы узнать, где вы сейчас находитесь?

— В мачке сижу.

— Извините, а что такое Мачок?

— Макдачная, здесь фривайфай.

— Все равно не понял что это)

— Макдак.

— Ааа. Что случилось с Олегом? Есть ли информация о нем?

— Никакой информации об Олеге получить не удалось. Но у меня ограниченные возможности. И они давно исчерпаны. Полагаю, что его могли конвоировать в Швайц, это из разумных версий. Или он пытается связаться со мной через положнякового адвоката, а тому пох.

— Смотрите, я хочу в общем описать вашу проблему. Поэтому мне нужно больше подробностей.

— Я полчаса здесь.

— В каком вы городе?

— Берлин.

— Там вы в каком статусе? Где живете?

— В лодке. Нелегально.

— А средства есть на детей и еду?

— Без средств.

— Детей сколько?

— Какого они возраста?

— Мне говорили, что вы вроде бы обращались к Кузнецовой. Но в инете я не нашел нигде про это ничего. Это так?

— Ааа, спасибо. Я полагаю, вам никто не ответил еще? А обращение было написано от имени арт-группы или от вас лично?

— На меня вышли люди от Кузнецовой, предложили помощь, если я заявку напишу. Я написала. Требуется обращение на имя омбудсмена, как формальный повод, чтобы Кузнецова взялась за дело.

— Заявку о чем? Я просто вот что пытаюсь понять. С вами на связь вышли ее люди, попросили написать и вы написали или вы сами сначала сделали обращение и к вам обратились по его следам с просьбой написать заявление?

— Так, а чем обещали помочь?

Коза паркует детскую коляску на крыше , в которой живет с детьми, скрываясь от немецкой полиции. Берлин, Руммельсбургский залив, февраль 2018

— «Наташ, есть люди, которые Вам хотели бы помочь. Очень наверху Ваш вопрос может решиться. Через детского омбудсмена. Нужна ли Вам помощь по возвращению в Россию? Примите ли Вы ее? Здесь очень обеспокоены Вашей ситуацией. Подумайте. И если решите, то приступим».

— О круто. Надеюсь, вам все-таки помогут. Давайте вернемся к Олегу, пока вы не ушли из макдака. Вы говорили, что он может быть в Швайц. Вы имели ввиду Швейцарию?

—Одна из версий, да.

— А почему туда? И за что?

—Мы из концлагеря оттуда бежали.

— Ааа. А вы не обращались в госорганы? В Германии. О том, что его забрали.

— Без юриста это бесполезно и небезопасно. Я пробовала через разных людей, но есть версия, что он не назвался.

— Не назвался?

— Его не опознали.

— Если его не опознали, то смысл задерживать?

— Как неопознанного нелегала.

— А он наверняка не будет называться сам, да?

— Есть, говорю, такая версия. Я пытаюсь понять, почему он не вышел на связь.

— По поводу акций, которые вы проводили в России. Как вы сейчас, после стольких испытаний и потрясений относитесь к этому всему? Наверняка вспоминаете прошлое. Вы жалеете о прошлом?

Коза, Вор и князь Карел Шварценберг на в ресторане «Лувр», Прага, октябрь 2016

— То, что мы делали, — золотые страницы современного искусства.

— Хорошо сказано) Я к тому, что мне говорили, что вы вроде поменяли свои взгляды с мужем.

— Мы отказались срать на Россию из-за бугра, и это стало проблемой.

— А как это стало проблемой?

— Мы попали здесь в изоляцию.

— Вам говорили продолжать акции против властей России в Европе?

— Нам поступали предложение от спецслужб.

— Американских или?

— Нет. Здешних, а там хз.

— Что они хотели?

— Чтобы мы устраивали нападения на посольства РФ.

— А взамен?

— Будут деньги дом в чикаго много женщин и машин.

— Я правильно понимаю, что вы отказались это сделать ввиду своих моральных соображений? Чтобы не нападать против России по желанию других стран. А здесь вы это делали - потому что тем самым самовыражались. И это было искусство.

— Мы патриотическая группа, что видно и из названия.

— Если у вас получится участвовать в выборах предстоящих, за кого бы вы проголосовали?

— В смысле если мы вернемся до марта?

— Ну да.

— Мы занимаемся этим вопросом уже несколько лет, и слышимость пока не очень.

— Ну и даже если не вернетесь, за кого вы бы проголосовали? Пошли бы вы на выборы вообще?

— Давайте предположим, что вы все-таки пошли на выборы в этом году.

— А в этот раз необходимости и вовсе нет.

— Есть мнение о том, за кого вы могли бы проголосовать? Вы верите в легитимность этих выборов?

— Да там и без легитимности все в порядке.

— В каком смысле?

— Вопрос решенный.

— Я спрашиваю у вас, у основателя патриотической группы. Поэтому задаю эти вопросы. Вы поддерживаете, что вопрос уже решенный?

— Определенно.

— И если вы вернетесь в Россию, вы будете продолжать акции?

— Тут два варианта: либо акции, либо министром культуры.

— Вы хотите стать министром культуры? Я правильно понял?

— Коллективным.

— Это как?

— Мы же группа.

— Но по закону РФ, ведомство может возглавить только один человек. А не группа. Разве что вы можете все работать в самом министерстве.

— Видно будет.

— А почему вы это хотите? Что вы, к примеру, мне, рядовому гражданину, предложите, если станете министром?

— Сейчас в России возникла очень интересная культурная ситуация.

— Принципиально отличная от Запада, например.

— Что это за ситуация?

— Если говорить об акционизме, то можно планировать акции национального масштаба

— А в чем будут идеи акций? Их суть, мысль?

— У русского общества формируется идентичность.

— Это да, согласен с вами.

— Это могли бы быть идеологические проекты, захватывающие широкие слои населения.

— Вы против идентичности всех и за то, чтобы люди развивались личностями со своим мнением. Да?

— Нас как коллектив больше интересует коллективные действия.

— Да, но я пытаюсь понять суть этих коллективных акций. Или их суть и есть в том, что они коллективные. А какой смысл, наполнение и идеи акций без разницы?

— Поскольку сейчас художники несколько оттерты от общества — в силу разных причин, — то формируется излишне негативная идеология, преимущественно против чего-то. Это потому, что работу не доверяют художникам и ее вынуждены делать чиновники, технологи, затейники всякие, но у этих людей иной тип дарования — не художественный, не пластичный. И получаются грандиозные проекты, но с точки зрения формы, пластики, — не доведенные до конца, недооформленные, недодуманные. Пример — бессмертый полк.

— Прекрасная задумка, единящая. Но по форме это идущее кладбище, то есть, переводя на язык масскульта — а все мы живем в масскульте, — это парад зомби. Здесь явно недоработка в чисто художественном плане.

— А как вы предложили бы его провести?

— Нас не столько парады интересуют. Я привела как пример.

— Пример, когда художников зачем-то убирают. А зачем? Ведь это неисчерпаемый ресурс. И совершенно незатратный.

— Предположим, у вас не получится с минкультом и вы снова начнете акции. Вы не боитесь, что в этом случае вам перестанут оказывать помощь?

— А нам и не оказывают.

— Ну вроде собираются ведь.

— Хрен их знает.

— Я имею ввиду,что если начнут оказывать помощь, не получится с минкультом и вы начнете акции.

— Они сильно опасаются, что это очередная наша провокация и они вляпаются, а потом всем будет смешно.

— Как бы какой смысл властям вам помогать, если вы проводите акции против них?

— Искусство не против. нельзя так сказать: против.

— А как лучше?

— Искусство — это создание новой культурной ситуации, которой до этого просто не существовало. Смотрите: мы без копейки денег, на коленке, шарахаясь по подвалам, воспитали гражданское общество 2012 года. Но ведь можно двигаться в разных направлениях, если у государства есть интерес.

— Понял вас. А почему вы считаете, что «они» вас опасаются? Вы полагаете, что власти России боятся вас? Ваших акций?

— Они не нас опасаются, а подозревают, что мы что-то замышляем и втягиваем их.

— Вам сейчас кто-либо помогает? Хоть как-то. Хоть чем-то?

— Что бы вы передали нашим читателям? Молодым людям и девушкам. Есть ли у вас какой-нибудь культурный посыл для них?

— А что у вас за аудитория?

— Она очень разнообразна. Но мы себя позиционируем как независимое СМИ. Мы не за, ни против кого-либо.

— Старая песенка, такой журналистики давно нет, если была. Я хочу сказать им: не проебите момент. Было время, совсем недавно, когда русская нация стояла на грани вымирания. В культурном и духовном плане в том числе. Этот момент переломлен. Неожиданно для многих наших «партнеров», которые уже надели черные похоронные костюмы и строгие галстуки и расселись по краям вырытой ямы для трапезы. Ну они падаль любят. Тут оказалось, что пациент жив. Мистер дедушка Путин это блестяще продемонстрировал. Тем самым став фигурой исторической. Берите типа пример. Но без фанатизма. У России есть историческая миссия. Если мир не станет несколько-полярным, то есть высокая вероятность, что все ебнется. Возможно, именно Россия может выстроить мир будущего, а не только вотку жрать. Тут талант и работа художника очень пригодятся, потому что художник рисует наиболее убедительную и правдивую картинку будущего. Но пока художников используют для иллюстрации простой истины: и так будет с каждым, кто не слушается. Это странно. Как-то недальновидно, поскольку с другой стороны бугра делается огромная ставка на контемпорари арт. Сейчас в западных элитах бродит идея создания новой религии на базе современного искусства.

— Ооо. Ничего себе.

— Уже сейчас арт-центры становятся все масштабнее и больше напоминают торовые центры, в том числе по количеству посетителей. Людей туда приучают ходить как в храм. Приходят реально толпы и смотрят на инсталляцию: тысяча велосипедов или гора семечек подсолнуха. Наше время — время ренессанса религиозного мировоззрения, случившегося довольно неожиданно. В школе нам казалось, что бога нет. Современным тинейджерам так не кажется. Это может принимать разные формы, в том числе форму ИГИЛа. Важно другое: религия вернулась в мир, значит за нее надо бороться. Делать ставку исключительно на РПЦ — неплохо, но абсолютно недостаточно. Для телеаудитории на диване пойдет, но образованных людей, активных и т.п. на это не купишь. А они тоже взыскуют религиозного. В ногу со временем. Запад предлагает скучную модель: совриск — это сместь голливуда и шоппинг молла. Ну а хуле они еще могут предложить? У них вместо сердца дырка. У русских в этом смысле огромное преимущество, поскольку русское искусство традиционно высокодуховно и нравственно, имеет мессианскую природу. Это надо юзать.

— Да. Спасибо вам, Наталья. У вас есть карта банковская?

— Как бы вам тогда помочь?

— Сейчас этот вопрос диспутируется. По идее нужен чел в берлине. Предыдущая попытка закончилась провалом.

— Есть у вас кто-нибудь надежный?

— Надежного нет, оттого и в жопе. Московские знакомые нашли тюремного врача в Берлине, и тот сразу же согласился передать деньги на переезд с лодок, получил их 31 января и молчок.

— Это который вам не передал? Как зовут этого мудака?

— Дмитрий Холланд его зовут, маньячина редкостный.

— Я подумаю, кого вам можно отправить. А по какому адресу эта лодка? Примерно.

—Руммельсбургский залив, но лучше не детализировать.Тут интеллигенты вынашивают идею, как меня сдать, а детей отобрать.

— А лодка с крышей хоть? Вам не холодно там?

— Крыша, но стены брезентовые. Правда есть каюта. К утру становится дико холодно. Как нарочно мороз, вчера залив застыл. Больше денег нужно какое нибудь теплое жилье с вменяемым владельцем.


Как хорошо всё начиналось! Они были молоды, веселы, бесстрашны, озорны. Арт-группа «Война» делала, что хотела: её участники брали штурмом отделение милиции, выпускали в Таганском суде тысячи мадагаскарских тараканов, переворачивали милицейские машины, целовали милиционеров в общественном транспорте, жгли автозаки, проводили акцию «... (пенис. - сайт) в ПЛЕНу у ФСБ». В день рождения Че Гевары группа нарисовала фаллос на Литейном мосту, и во время развода мостов он поднялся напротив здания Федеральной службы безопасности. За это «Войне» присудили премию «Инновация» в области «Произведение визуального искусства», а курировало «Инновацию» Министерство культуры РФ. Дело было в 2011 году, теперь такое невозможно представить.

Судьба участников «Войны» сложилась по-разному. Надежда Толоконникова отсидела и стала знаменитостью, её фотография появилась на обложке The Times, Le Figaro назвала её женщиной года. Мария Алёхина отбыла свой срок и подружилась с православным активистом Энтео, а жизни возглавлявших питерскую «Войну» Олега Воротникова и Натальи Сокол обернулись печально.

Наше государство, против которого они, на свой лад, бунтовали, оказалось куда милосерднее и теплее, чем западные демократии, на которые они уповали. Упования были теоретическими, на Западе ни Воротников, ни Сокол раньше не жили, а когда дело дошло до практики, выяснилось, что к маргиналам он безжалостен.

В России они могли жить, как птицы небесные, дразня власть, питаясь, чем Бог пошлёт, чудесным образом находя стол и кров. Человек, выпавший из социальной структуры, живущий вне принятых обществом рамок, делающий то, что подпадает под статью «Хулиганство», в нашей жёсткой стране некоторое время назад мог считаться свободным художником и вести весёлую, полную приключений жизнь. Что было бы, захвати «Война» отделение полиции в Берлине, куда перебрались Воротников и Коза? Последствия оказались бы крайне печальными - но их обстоятельства и так не хороши.

На Западе лихие акционисты оказались бомжами, они нищенствовали, воровали, жили, где придётся, - художества обернулись реальностью, та была ужасна. То, что они делали в России, уже кажется детской игрой, забавами перед лицом снисходительно глядящего на них бронзового великана, олицетворяющего государство: что ему забавы не имеющих ни кола, ни двора неудачников? Олег Воротников и Наталья Сокол не нанесли ему вреда, зато собственные жизни разрушили - игры оказались плохими. Жизнь на Западе подвела под всем этим жирную черту: арт-партизаны превратились в лузеров.

Наталья Сокол, сооснователь известной в России арт-группы «Война», рассказала о том, что спецслужбы Германии предлагали им с супругом устраивать нападения на российские посольства. По словам женщины, за отказ от сотрудничества семья оказалась в полной изоляции. А совсем недавно исчез её муж..

Добрый день, Наталья. Вообще, где вы сейчас находитесь?

Здравствуйте. Прямо сейчас я нахожусь в макдаке, в Берлине. У меня нет телефона, а здесь удаётся воспользоваться Интернетом. Я здесь нахожусь нелегально. У меня нет денег на еду, жильё и вообще на что-либо. При этом со мной трое детей. Младшему ребёнку два года. Документов у меня тоже нет никаких, они арестованы в Москве ещё в далёком 2010 году.

Если у вас нет денег на жильё и еду, где вы ночуете?

Тут у залива стоит лодка. В ней и проводим время.

Не холодно? Дети не мёрзнут?

У лодки есть стены, но они брезентовые. Правда, есть ещё каюта. Но всё равно к утру здесь становится дико холодно. Как нарочно мороз. Вчера вообще залив весь застыл. Нужны деньги на какое-нибудь тёплое жильё с вменяемым владельцем.

facebook.com/kozavoina

Вам кто-нибудь помогает?

Была недавно одна попытка, которая закончилась провалом. Знакомые из Москвы собрали деньги и передали их тюремному врачу Дмитрию Холланду. Он получил деньги 31 января, и с тех пор от него нет никаких вестей. Он маньячина редкостный. Мне не только не помогают, тут интеллигенты вообще вынашивают идею, как меня сдать и отобрать детей, чтобы отдать их в органы опеки.

Во время полицейской облавы Вор (прозвище супруга Натальи Олега Воротникова. - сайт) оказал сопротивление. И мне удалось вместе с детьми уйти через окно. После этого о нём нет никакой информации. У меня ограниченные возможности, и они давно исчерпаны. Полагаю, что его могли конвоировать в Швейцарию, откуда мы сбежали из «концлагеря». Это одна из разумных версий. Я не обращалась никуда в госорганы, потому что без юриста это небезопасно и вообще бесполезно. Но у меня есть версия, что люди, которые его забрали, не опознали его личность. И он сам, по всей видимости, не стал говорить, кто он. Получается, что он может быть в статусе неопознанного нелегала.

Недавно в СМИ вышла информация о том, что вы обращались за помощью к уполномоченному при президенте по правам ребёнка. Есть ли какая-либо реакция с их стороны?

На меня вышли люди от Кузнецовой. Они сказали, что помогут, если я напишу заявление на имя омбудсмена. Это как формальный повод, чтобы Кузнецова взялась за дело. Прислали такую СМС: «Наташ, есть люди, которые Вам хотели бы помочь. Очень наверху Ваш вопрос может решиться. Через детского омбудсмена. Нужна ли Вам помощь по возвращению в Россию? Примете ли Вы её? Здесь очень обеспокоены Вашей ситуацией. Подумайте. И если решите, то приступим». И я написала заявление. Пока никаких движений от них не было.

Вы известны в стране по масштабным антироссийским акциям. Спустя годы вы пережили много сложностей и потрясений. Не жалеете о прошлом? Игра стоила свеч?

То, что мы делали, - золотые страницы современного искусства.

facebook.com/kozavoina

Я к тому, что, насколько мне известно, вы сменили свою радикальную позицию в отношении России...

Мы отказались гадить на Россию из-за бугра, и это стало для нас проблемой. Потому что мы просто попали здесь в изоляцию. Нам поступали предложения от немецких спецслужб. Они хотели, чтобы мы устраивали нападения на посольства России. Взамен предлагали дом в Чикаго, много денег, машин и женщин. Мы отказались. Мы патриотическая группа, что видно из названия.

Если вы вернётесь в Россию, будете продолжать акции?

Тут два варианта. Либо акции - либо стать министром культуры. Но если говорить об акционизме, то можно планировать акции национального масштаба. Это могли бы быть идеологические проекты, захватывающие широкие слои населения. У нас сейчас все художники оттёрты от общества - в силу разных причин. Это потому, что работу не доверяют художникам, и её вынуждены делать чиновники. Но у этих людей иной тип дарования. Нехудожественный, непластичный. И в итоге получаются грандиозные проекты, не доведённые до конца. К примеру, акция «Бессмертный полк». Задумка тут прекрасная. Но по сути это идущее кладбище, парад зомби. Тут явно недоработка в художественном плане.

facebook.com/kozavoina

Если вы снова начнёте проводить акции, не боитесь, что вам перестанут оказывать помощь?

Нам её и так сейчас не оказывают. Не знаю. Они сильно опасаются, что это очередная наша провокация и они вляпаются и всем потом будет смешно. Но мы не против них. Искусство не против. Это создание новой культурной ситуации, которой до этого просто не существовало. Мы без копейки денег, на коленке, шарахаясь по подвалам, воспитали гражданское общество 2012 года. Но ведь можно двигаться в разных направлениях, если у государства есть интерес.

В своё время за вами последовало много молодёжи. Что бы вы сейчас им сказали?

Я хочу сказать им - не упустите момент. Было время, когда русская нация стояла на грани вымирания. В культурном и духовном плане в том числе. Этот момент переломлен неожиданно для многих наших «партнёров», которые уже надели чёрные похоронные костюмы и строгие галстуки, а также расселись по краям вырытой ямы для трапезы. Но оказалось, что пациент жив. Мистер дедушка Путин это блестяще продемонстрировал, став тем самым фигурой исторической. Возможно, именно Россия может выстроить мир будущего, а не только водку жрать. Тут талант и работа художника пригодится. Потому что художник рисует наиболее убедительную и правдивую картинку будущего. Но пока художников используют для иллюстрации простой истины: и так будет с каждым, кто не слушается. Это странно, поскольку с другой стороны «бугра» делается огромная ставка на современное искусство. Наше время - время ренессанса религиозного мировоззрения. В школе нам казалось, что Бога нет. А современным тинейджерам так не кажется. И это может принимать разные формы. В том числе форму ИГИЛ (организация запрещена на территории РФ) . Но важное другое: религия вернулась в мир, значит, за неё надо бороться. Делать ставку исключительно на РПЦ неплохо, но недостаточно. У русских огромное преимущество перед Западом. Поскольку русское искусство традиционно высокодуховное и нравственное. И это надо юзать.


Группа ВОЙНА . Уличная группа художников-акционистов, занятых протестным политическим искусством. Политические взгляды - анархические. Враги - обыватели, менты, власть. Организация - боевая бригада с преобладанием горизонтальных связей в быту и вертикальных на акции. Группа проповедует отказ от денег и пренебрежение к законам (“безблядный ход”).
Основана активистами Вором и Козленком в окт 2005. Название получила от имени Вора (War). По началу акции носили анонимный подпольный характер и назывались “тренингами” или “тренировками”. Общественное признание Война получила с 2008 года. На сегодня в акциях Войны поучаствовало свыше 200 активистов. Против группы и ее активистов возбуждалось более 20 уголовных дел, часть которых до сих пор находится в производстве. Альтернативными сведениями о группе располагает Следственный комитет России. :

“Арт-группа ВОЙНА - это лево-радикально-анархическая группа, основными целями и задачами которой является проведение пиар-акций, направленных против власти, в частности в отношении сотрудников правоохранительных органов с целью их дискредитации в глазах общества. Отделения арт-группы ВОЙНА существуют во всех крупных городах России, сторонников группы около трех тысяч. Активисты группы поддерживают контакты с анархическими группировками и отдельными гражданами лево-радикальных взглядов на творчество и мироустройство по всему миру (Италия, Словакия, Франция, США, Англия, ЮАР, Греция)”.

Биографии участников группы ВОЙНА


Вор (Олег Воротников)
- художник, активист, лидер группы Война. Род. 17 авг 1978 в гор. Березняки Пермского края. Творческий путь начал в 1995. Отказался от использования денег в 1998. С 1999 сосредоточился на социальных практиках в городской среде. В 1999 женился на художнице Козлёнке (Наталье Сокол). Закончил философский ф-т МГУ в 2003. Осенью 2005 вместе с Козленком начал заниматься уличным искусством, основав группу Война. Участник всех акций группы. В 2006-2007 работал заведующим отделом информационного обеспечения в московском государственном Музее кино. 19 апр 2009 у Вора и Козленка родился сын Каспер Ненаглядный Сокол, самый юный активист Войны. С ноября 2010 Российская Федерация по политическим мотивам запустила процесс лишения Вора родительских прав. В ноябре 2010 - феврале 2011 сидел в тюрьме в Петербурге по обвинению в совершении преступления посредством (ч. 2 ст. 213 УК РФ). В мае 2011 был объявлен в федеральный уголовный розыск. В июле 2011 объявлен в международный уголовный розыск и заочно арестован. Безработный. Бездомный. В данный момент является обвиняемым по уголовному делу № 276858 на основании ст. ст. 213, 318 и 319 УК РФ за акцию “Дворцовый Переворот” и участие в марше оппозиции 31 марта 2011 в Санкт-Петербурге.


Козлёнок, ака Коза (Наталья Сокол) - художница, активистка, автор акций и координатор группы Война. Род. 3 июня 1980 в гор. Балаково Саратовской обл. В 1998 после знакомства с художником Вором (Олегом Воротниковым) отказалась от использования денег. Замужем за Вором с 1999. Окончила физический ф-т МГУ в 2003. Окончила аспирантуру физического ф-та МГУ в 2006. Кандидат физико-математических наук. Научный сотрудник каф. Молекулярной физики физического ф-та МГУ. Занимается уличным искусством с осени 2005 в составе группы Война. Участница всех акций группы. 19 апр 2009 родила сына Каспера Ненаглядного Сокола, самого юного активиста Войны. С ноября 2010 Российская Федерация по политическим мотивам запустила процесс лишения Козлёнка родительских прав. С 15 ноября 2010 года живет без документов (изъяты русской полицией). В августе 2011 объявлена в федеральный уголовный розыск, в декабре 2011 - в международный. 19 января 2012 года родила дочь Маму Ненаглядную. Бездомная. В данный момент является обвиняемой по уголовному делу № 299810 на основании ст. 318, 319 УК РФ за участие в марше оппозиции 31 марта 2011 в Санкт-Петербурге (дело об обоссывании ментов).



Каспер Ненаглядный Сокол
- художник, активист группы Война с рождения. Род. 19 апр 2009 в гор. Москва на корабле. Апатрид. Участник акций Войны с мая 2009. Самый юный активист группы. В ноябре 2010 в отношении его родителей Козленка (Натальи Сокол) и Вора (Олега Воротникова) Российская Федерация по политическим мотивам запустила процесс лишения родительских прав. Был дважды избит и трижды арестован (в 2011 - 2 раза) русской полицией в связи с акционистской деятельностью. Бездомный.


Лёня Ёбнутый (Леонид Николаев) - художник, активист группы Война. Род. 27 дек 1983 в гор. Москва. Неоконченное высшее образование по специальности материаловедение в тонкой химической промышленности. Участник акций Войны с декабря 2009. В мае 2010 года после серии акций против чиновников-убийц в ВИП-авто получил титул “Президента Войны” (Акция “Леня Ёбнутый - наш президент”). В ноябре 2010 - феврале 2011 сидел в тюрьме в Петербурге по обвинению в совершении преступления посредством акции Войны “Дворцовый Переворот” (ч. 2 ст. 213 УК РФ). Экс-член московского политсовета объединенного демократического движения "Солидарность". Постоянный участник оппозиционных действий в России. Подвергался аресту более 30 раз. Живет в Москве. Безработный. В данный момент является обвиняемым по уголовному делу № 276858 на основании ст. ст. 213 УК РФ за акцию “Дворцовый Переворот”.

Цели и задачи группы ВОЙНА в период 2008 - 2010 гг.

  1. Возрождение героических поведенческих идеалов художника-интеллектуала в стиле русского либертарного декабризма. Создание образа художника как романтического героя, побеждающего зло. Создание живых романтических образцов в сегодняшнем бездушном коммерческом концептуальном искусстве.
  2. Возрождение живого экспрессивного искусства, искреннего и честного, вызывающего у зрителя глубокое эмоциональное переживание. Актуализация монументальных экспрессивных жанров, в которых масштабность гармонирует с предельно содержательной наполненностью, в противовес устаревшей гипертрофии форм, лишенных содержания.
  3. Создание инновационного актуального арт-языка, творимого ради чистого искусства, а не ради денег, то есть языка адекватного сегодняшнему культурному и социально-политическому контексту, способного изображать реалии новой эпохи и не имеющего аналогов в прошлом. Создание русского национального актуального искусства, лишенного старомодности и местечковости и вызывающего восхищение у интеллектуалов всего мира.
  4. Возрождение русской смеховой культуры, традиций абсурда и скарказма в рамках высокого искусства, то есть возрождение живого веселия на арт-площадках. Создание в России политического стрит-арта в лучших традициях скоморошески-карнавального средневекового искусства.
  5. Концептуальное разрушение гламурного конъюктурно-конформистского российского арт-рынка, воспроизводящего безнадежно устаревшие формы искусства, искусственно фальсифицирующего процессы ценообразования арт-рынка и создающей финансовые пирамиды из давно обесценившегося арт-хлама.
  6. Создание в России реального левого фронта искусства в традициях футуризма 1920-х годов, самим фактом своего существования кардинально смещающего все идеологические полюса как российского арта. Возрождение политического протестного арта во всем мире.
  7. Война с социально-политическим мракобесием и право-радикальной реакцией за свободу современного искусства. Ниспровержение и уничтожение устаревших репрессивно-патриархальных общественно-политических символов и идеологий. Арт-война со всем глобальным миром за полное торжество справедливости на Арт-Земле.

Акции Войны

Акция “ХУЙ в ПЛЕНУ у ФСБ”. 14 июня 2010 г. Народно-патриотическая акция призванная утвердить могущество непобедимого русского фаллоса. Видео , фотоархив , копия удалённого репортажа .

Акция “Леня Ёбнутый — Наш Президент”. 22 мая 2010 г. Акция с требованием лишить автомобили со спецсигналами права грубо нарушать правила дорожного движения. Видео , репортаж с заявлением Лени, фотоархив .

Акция “ХУЙ в Очко”. 29 мая 2009 г. Акция с требованием прекратить уголовное преследование Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова, а также все другие уголовные дела, инициированные правыми радикалами против художественного сообщества России. Репортаж , видео , фотоархив .

Акция “Запрещение клубов”. 28 декабря 2008 г. Новогодняя акция группы в подарок всем россиянам. Репортаж , видео , фотоархив .

Акция “Штурм Белого Дома”. 7 ноября 2008 г. Акция в годовщину Великой Октябрьской революции. Репортаж , видео , фотоархив .

Акция “Памяти декабристов”. 7 сентября 2008 г. Казнь в День города Москва. Акция выражал недоверие к политике мэра Лужкова, проводимой им в Москве. Репортаж , видео , фотоархив .

Акция “Цензура сасёт!”. 22 мая 2008 г. Акция в защиту соц-арта, ведущего направлении в современном искусстве. Репортаж , видео , фотоархив .

Акция “Унижение мента в его доме”. Группа развешивала портреты нового президента в отделениях милиции.