Процессы роста и развития являются, общебиологическими свойствами живой материй. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки предоставляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно. Разница - между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и качественным изменениям.

Рост - количественный процесс, т.е. процесс непрерывного увеличения длины, объема и массы организма за счет увеличения числа клеток или их размеров. Например, кости растут в основном за счет увеличения числа клеток, а мышцы - за счет увеличения размеров самих клеток.

Рост осуществляется за счет процессов гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул, а также за счет гипертрофии – увеличения размеров клеток.

Процессы гиперплазии наиболее интенсивно протекают в период внутриутробного развития и менее интенсивно после рождения. В постнатальный период некоторые клетки теряют способность к делению. Так, образование новых мышечных клеток возможно только первые 4 месяца после рождения. Дальнейшее увеличение массы и объема мышечной ткани происходит в основном за счет образования огромного количества нервных отростков и синаптических контактов.

Развитие - комплексный процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека и приводящих к повышению уровня сложности организма и взаимодействия всех его систем.

Рост и физическое развитие происходят одновременно. При этом имеет место усложнение строения, которое называется морфологической дифференцировкой тканей, органов и их систем; изменяется форма органов и всего организма; совершенствуются и усложняются функции и поведение. Между ростом и развитием имеется взаимная закономерная зависимость. В ходе этого процесса накапливаются количественные изменения, что приводит к появлению новых качеств.

Процесс роста и развития ребенка происходит по определенным принципам, то есть имеет некоторые общие для всех детей закономерности.

Эти закономерности следующие:

1. Неравномерность процесса роста и развития. Если динамику роста и развития ребенка отобразить в виде графика, то получится ступене-образная кривая с участками интенсивной и замедленной динамики.

Иллюстрацией указанных закономерностей являются последовательные изменения длины и массы тела, уровня деятельности всех систем организма, наблюдаемые у новорожденного, грудного ребенка, дошкольника, школьника, подростка. Уже отмечалось, что рост и развитие ребенка происходят неравномерно, периоды ускорения сменяются периодами замедления. Быстрее всего растет масса головного мозга. У новорожденного она составляет 25% от массы мозга взрослого человека, в 6 мес.- 50%, в 2 года - 75%, в 5 лет - 90%, в 10 лет - 95%. Между тем масса всего тела новорожденного составляет только 5%, а в 10 лет - только 50% от массы тела взрослого человека.

Наиболее интенсивно увеличивается масса тела во внутриутробный период - за 9 мес. в 1 млрд. 20 млн. раз, а за 20 лет после рождения всего лишь в 20 раз.

Неравномерно возрастает и длина тела (рост). Интенсивный рост тела в длину наблюдается в первый год жизни и в период полового созревания (12-15 лет). Неравномерность роста отдельных частей тела изменяет его пропорции. За весь период роста длина ног увеличивается в 5 раз, рук - в 4, туловища - в 3 раза. Голова новорожденного составляет 1/4, а у взрослых - 1/8 длины тела.

В периоде полового созревания отмечается скачок роста, а в возрасте 18-20 лет увеличение длины тела прекращается.

2. Неравномерность процессов развития отдельных органов и систем.

3. Половые различия процессов роста и развития.

4. Генетическая и средовая обусловленность процессов роста и развития.

5. Биологическая надежность систем организма ребенка в целом (несмотря на слабость и неразвитость отдельных конкретных систем организма ребенка, суммарное их функционирование направлено на обеспечение максимальной адаптации к условиям внешней среды)

Организм ребенка характеризуется особенностями, отличающими его от организма взрослого. Это:

1. анатомо-физиологические особенности (отличия в структуре и функционировании органов и систем);

2. более слабая, чем у взрослых, приспособительная способность к неблагоприятным факторам среды;

3. интенсивный рост и развитие детей;

4. неравномерность процессов роста и развития как отдельных органов и систем, так и организма в целом.

Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и определяет общие закономерности роста и развития организма :

¨ чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;

¨ процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;

¨ в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.

Основными закономерностями роста и развития является:

¨ эндогенность - рост и развитие организма не обусловлены внешними воздействиями, а совершаются по внутренним, присущим самому организму и запечатленным в наследственной программе законам. Рост - реализация естественной потребности организма в достижении взрослого состояния, когда делается возможным продолжение рода;

¨ необратимость - человек не может вернуться к тем особенностям строения, которые были у него в детстве;

¨ цикличность - существуют периоды активизации и торможения роста. Первое отмечается в период до рождения и в первые месяцы жизни, затем интенсификация роста происходит в 6-7 лет и 11-14 лет;

¨ постепенность - человек в своем развитии проходит ряд этапов, совершающихся последовательно один за другим;

¨ синхронность - процессы роста и старения совершаются относительно одновременно в разных органах и системах организма.

Развитие включает в себя три основных фактора:

Дифференцировку органов и тканей;

Формобразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм).

Основные закономерности роста и развития:

Непрерывность;

Неравномерность (изменчивость);

Гетерохронность (неравномерность);

Индивидуальный темп развития (учет индивидуальных и возрастных особенностей развития).

Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность, или гетерохронизм и волнообразность.

По словам С.И. Гальперина, рост и развитие отдельных органов, их систем и всего организма происходят неравномерно и неодновременно – гетерохронно. Предложил учение о гетерохронии и обосновал вытекающее из него учение о системогенезе выдающийся российский физиолог П.К. Анохин. По его мнению, под функциональной системой надо понимать «широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система дыхания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и др.).

Различные функциональные системы созревают неравномерно, они включаются поэтапно, постепенно сменяются, создавая организму условия для приспособления в различные периоды онтогенетического развития. Те структуры, которые в совокупности составят к моменту рождения функциональную систему, имеющую жизненно важное значение, закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Например, круговая мышца рта иннервируется ускоренно и задолго до того, как будут иннервированы другие мышцы лица. То же самое можно сказать и о других мышцах и структурах центральной нервной системы, которые обеспечивают акт сосания. Другой пример: из всех нервов руки раньше и полнее всего развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц – сгибателей пальцев, осуществляющих хватательный рефлекс.

Избирательное и ускоренное развитие морфологических образований, составляющих полноценную функциональную систему, которая обеспечивает новорожденному выживание, называется системогенезом.

Гетерохрония проявляется периодами ускорения и замедления роста и развития, отсутствием параллелизма в этом процессе. Ряд органов и их систем растет и развивается неодновременно: какие-то функции развиваются раньше, какие-то – позднее.

В разные периоды онтогенеза рост имеет неодинаковую интенсивность. Фазы интенсивного роста сменяются фазами замедления. Для одних периодов характерен общий рост ребенка, для других - увеличение отдельных частей тела.

Выделяют три периода интенсивного роста:

· от рождения до 1 года - длина тела ребенка увеличивается на 50 %, а масса тела утраивается;

· с 6 до 8 лет - ростовой скачок - за 1 год длина тела может увеличиться на 7–8 см;

· с 11 до 13 лет - увеличение длины тела за 1 год составляет 10–12 см.

Периоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития: 1–4 года; 8–10 лет; 14–20 лет.

Периоды интенсивного роста совпадают с критическими периодами. В эти возрастные периоды детский организм чрезвычайно остро реагирует на воздействие неблагоприятных внешних факторов, которые могут замедлить процессы роста и вызвать нарушения в состоянии здоровья.

Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, т. е. в 11–15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75–80 см, т.е. увеличивается более чем на 50 %; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0–3,2 кг, а к концу года – 9,5–10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается, и ежегодная прибавка массы составляет 1,5–2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0–5,0 см.

Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания.

За год длина тела увеличивается на 7–8 и даже 10 см. Причем с 11–12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков, в 13–14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14–15 лет юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз.

Пропорции тела с возрастом также сильно меняются . Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка двух лет – 1/5, шести – 1/6, 12 лет – 1/7 и у взрослых – 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.

Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде – за счет роста туловища.

Гетерохрония в процессах развития отдельных систем организма прослеживается не только при сопоставлении темпов их роста. Отдельные части физиологических систем также созревают неравномерно.

Нервная система всегда функционирует как единое целое, но ее отдельные части развиваются и формируются разными темпами и в различные сроки. Например , центростремительная часть нервной системы , т.е. та, которая несет импульсы с периферии тела в центральную нервную систему, достаточно зрелая уже при рождении ребенка, окончательно созревает к 6–7 годам. Между тем центробежная часть нервной системы , т.е. та, которая несет импульсы из центральной нервной системы к рабочим органам, мышцам и железам, окончательно созревает только к 23–25 годам.

Неравномерность роста – приспособление, выработанное эволюцией.

Усиленная дифференцировка вызывает замедление роста. Нарастание массы головного и спинного мозга в основном заканчивается к 8–10 годам , почти достигая массы взрослого; функциональное совершенствование нервной системы происходит еще в течение длительного времени.

Созревание двигательного анализатора наступает в основном в 13–14 лет, проходя ряд этапов совершенствования двигательной функции. Вместе с тем в 15–18 лет происходит дальнейший интенсивный рост и дифференциация мышечной ткани.

Наряду с типичными для каждого возрастного периода особенностями имеются индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы . Резкие индивидуальные отклонения в развитии проявляются преимущественно на первом году жизни, когда они связаны с врожденными особенностями и условиями воспитания.

Влияние среды на рост и развитие. Организм ребенка развивается в конкретных условиях среды, непрерывно действующей на него и в значительной мере определяющей ход его развития. Еще И.М. Сеченов отмечал, что организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен.

В зависимости от конкретных условий среды процесс развития может быть ускорен или замедлен , а его возрастные периоды могут наступать раньше или позже и иметь разную продолжительность.

Под влиянием внешней среды, особенно ее социальной стороны , те или иные обусловленные наследственностью качества могут быть реализованы и развиты, если среда способствует этому, или, наоборот, подавлены.

Рост и развитие организма протекают неравномерно – гетерохронно. Так, мозг плода интенсивно развивается на 2-10 неделе беременности, сердце – на 3-7, пищеварительные органы – на 11-12. Если избирательность развития нарушена, то плод оказывается нежизнеспособным.

Неравномерность роста и развития наблюдается и после рождения. Так, к моменту рождения у ребенка относительно хорошо развиты мышцы губ, языка, щек, обеспечивающие ему процессы сосания. Организм ребенка осуществляет процессы газообмена с внешней средой, процессы терморегуляции, хорошо функционирует сердечно-сосудистая система. В то же время слабо развиты мышцы туловища, ребенок первые месяцы не в состоянии держать вертикально голову. Функционально не зрелые многие зоны коры больших полушарий. Проходит немного времени и высокими темпами начинает развиваться нервная система, увеличивается масса головного мозга, возрастает возможность формирования условных рефлексов и т. д. После 5 лет темпы развития нервной системы снижаются и преобладающее развитие приобретает другая система и так до тех пор, пока организм не достигнет определенной функциональной зрелости.

Рост – увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков. Рост осуществляется за счет процессов гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул, а также за счет гипертрофии – увеличения размеров клеток.

Процессы гиперплазии наиболее интенсивно протекают в период внутриутробного развития и менее интенсивно после рождения. В постнатальный период некоторые клетки теряют способность к делению. Так, образование новых мышечных клеток возможно только первые 4 месяца после рождения. Дальнейшее увеличение массы и объема мышечной ткани происходит в основном за счет образования огромного количества нервных отростков и синаптических контактов.

Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции.

Рост и развитие организма протекают неравномерно – гетерохронно. В неодновременности роста и развития отдельных систем лежит биологическая целесообразность. В первую очередь, развиваются жизненно необходимые органы, обеспечивающие адаптацию к конкретным условиям внешней среды и выживаемость организма. Данная концепция ускоренного и избирательного развития отдельных структур выдвинута отечественным физиологом П.Анохиным. так, мозг плода интенсивно развивается на 2-10 неделе беременности, сердце – на 3-7, пищеварительные органы – на 11-12. Если избирательность развития нарушена, то плод оказывается нежизнеспособным.

Неравномерность роста и развития наблюдается и после рождения. Так, к моменту рождения у ребенка относительно хорошо развиты мышцы губ, языка, щек, обеспечивающие ему процессы сосания. Организм ребенка осуществляет процессы газообмена с внешней средой, процессы терморегуляции, хорошо функционирует сердечно-сосудистая система. В то же время слабо развиты мышцы туловища, ребенок первые месяцы не в состоянии держать вертикально голову. Функционально не зрелые многие зоны коры больших полушарий. Проходит немного времени и высокими темпами начинает развиваться нервная система, увеличивается масса головного мозга, возрастает возможность формирования условных рефлексов и т. д. После 5 лет темпы развития нервной системы снижаются и преобладающее развитие приобретает другая система и так до тех пор, пока организм не достигнет определенной функциональной зрелости.



Исходя из неравномерного темпа роста и развития организма, весь этап достижения функциональной зрелости условно делят на несколько возрастных периодов. Существуют различные схемы возрастной периодизации, но при воспитании детей и подростков целесообразно пользоваться схемой, предложенной на Международном симпозиуме по возрастной физиологии в 1965 году.

Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности (1-10 дней).Основанием для этого выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней.

грудной период продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела – в 3 раза. С 6 мес. начинают прорезываться молочные зубы. В 1-й мес. ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, в 6 мес. пытается ползать на четвереньках, в 8 – делает попытки ходить, к году ребенок обычно ходит.

Период раннего детства длится от 1 года до 4 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.

С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр и медиальный резец на нижней челюсти. Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.

Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек – с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков.

Следующий период – подростковый – называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста – пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела – между 14 и 15 годами. В подростковый период происходит интенсивное половое созревание мальчиков. Умальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.

Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек – от 17 до 20 лет.

Взрелом возрасте , который продолжается у мужчин от 22 до 60 лет, а у женщин от 21 до 55 лет,форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться.

Возрастные периоды взрослого человека .

Юношеский возраст - (мед. Энциклопед.) от 16 до 20 лет у женщин и от 17 до 21 года - у мужчин. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины В этот период характерно замедление роста (среднегодовая прибавка не превышает 1-2 см ). В юношеском В. обычно появляются зубы мудрости.

Зрелый возраст (первый период) - от 20 до 35 лет у женщин и от 21 до 35 лет у мужчин. Этот возраст - период расцвета всех функций организма и относительной стабилизации морфологических и обменных процессов.

Зрелый возраст (второй период) -от 35 до 55 лет у женщин и от 35 до 60 лет - у мужчин. В этом периоде происходит существенная нейроэндокринная перестройка ряда систем организма. Психические процессы и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью. На выраженность различных показателей морфофункционального развития большое влияние оказывают конституционные особенности организма (см. Конституция). В значительной степени от них зависят внешние проявления возраста, а его морфофункциональные признаки получают окончательную завершенность. Этим и определяются расхождение в сроках биологического и хронологического В., нередко наблюдаемое в жизни. На границе зрелого и пожилого возрастов выделяют Климактерический период, характеризующийся бурными сдвигами в нейрогуморальной регуляции. Особенно активно он проявляется у женщин.

Пожилой возраст - от 55-60 до 75 лет у женщин и мужчин. В этом В. особенно часто встречаются заболевания сердечно-сосудистой системы - гипертоническая болезнь, атеросклероз и др.

Старческий возраст - 75 лет и выше у женщин и мужчин (люди в возрасте 90 лет и старше относятся к долгожителям). В этот период происходит общая инволюция организма, снижается надежность адаптации (см. Старость, старение (Старость. Старение)).

Определение возраста . Точное определение В. имеет важное значение в клинике, а также в судебно-медицинской практике. О возрасте судят на основании роста, массы тела, количества зубов, состояния кожи . Так, В. плода и новорожденного определяют по длине его тела, размерам головы и длинных трубчатых костей. У детей, подростков и юношей учитываются рост, масса тела окружность грудной клетки, количество и состояние зубов.

Важным критерием для точного определения В. служат вторичные половые признаки. Так, у девочек менструации появляются в среднем в 12-13 лет, оволосение в подмышечных впадинах и на лобке - в 11-15 лет, молочные железы достигают своего окончательного развития к 17-18 годам. У мальчиков оволосение в подмышечных впадинах и на лобке в среднем начинается в 13 лет, примерно в этот же период возникают первые поллюции.

К 20-22 годам на лице человека появляются носогубные морщины, к 25-30 годам - морщины у наружных краев глазницы и позади ушных раковин, к 30-35 годам - подглазничных, к 40-45 годам - шейные морщины, к 55 годам - морщины на мочках ушей, кистях рук и подбородке.

Любая возрастная группа для отдельно взятого ребенка довольно условна. Так как рост и развитие имеют индивидуальные особенности, т.е. та или иная фаза появляются раньше или позднее по сравнению со средними показателями для популяции. Встречаются дети, индивидуальное развитие которых значительно опережает хронологический (паспортный) возраст. В связи с этим необходимо конкретизировать понятие «возраст ребенка», имея в виду хронологический или биологический возраст.

Хронологический – это количество прожитых лет от рождения до момента обследования. Хронологический возраст имеет четкую временную границу (день, месяц, год). Биологический возраст является также функцией времени, но определяется совокупностью морфофункциональных особенностей организма. Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 5 лет.

В процессе формирования организма как целостной системы выделяют возрастные периоды, характеризующиеся интенсивным ростом, сменяющиеся затем годами с минимальной прибавкой длины тела. Так, наибольшее увеличение длины тела отмечается в первый год жизни (20-25 см) и в период полового созревания (8-10 см). Между этими возрастами прибавки в длине тела составляют в среднем 4-6 см. Прекращение процессов роста у девочек происходит к 17-18 годам, у юношей к 18-19 годам. Этот же закон неравномерности свойственен массе тела и окружности грудной клетки.

Однако гетерохронность развития не отрицает ее гармоничность, поскольку является специальной закономерностью, состоящей в неравномерном развертывании наследственной информации. Благодаря этой наследственно закрепленной особенности роста и созревания организма обеспечивается его оптимальная адаптация к условиям окружающей среды

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Что значит "корякский язык"

Энциклопедический словарь, 1998 г.

корякский язык

КОРЯКСКИЙ ЯЗЫК (устар. нымыланский) относится к чукотско-камчатской семье палеоазиатских языков. Письменность на основе русского алфавита.

Корякский язык

нымыланский язык, язык коряков , основного населения Корякского национального округа. Относится к чукотско-камчатской группе языков. Число говорящих на К. я. около 6,1 тыс. человек (1970, перепись). Распадается на диалекты: чавчувенский, паренский, итканский, каменский, апукинский, паланский и карагинский. Отмечены сингармонизм гласных, ассимиляция согласных. К. я. является языком агглютинативным. Для него характерна инкорпорация (см. Инкорпорирующие языки). Имеет многопадежную систему склонения существительных, а в области словоизменения глагола ≈ противопоставление субъектного и субъектно-объектного спряжения. К. я. свойственны номинативная конструкция и эргативная конструкция . Корякская письменность создана на основе чавчувенского диалекта в 1931 на базе латинского алфавита, а с 1936 ≈ на базе русского.

Лит.: Стебницкий С. Н., Нымыланский (корякский) язык, в сб.: Языки и письменность народов Севера, ч. 3, М.≈ Л., 1934; Жукова А. Н., Корякский язык, в кн.: Языки народов СССР, т, 5, М., 1958; Корсаков Г. М., Нымыланско (корякско)-русский словарь, М., 1939; Bogoras W., Chukchee, в кн.: Boas F., Handbook of American Indian languages, Wash., 1922.

А. Н. Жукова.

Википедия

Корякский язык

Коря́кский язы́к - язык коряков , относится к чукотско-камчатской семье палеоазиатских языков.

Варианты наименования корякского языка, принятые в 30-е - 40-е годы XX века, - «коряцкий», «нымыланский». Последнее наименование было введено из-за его благозвучности, с точки зрения русских работников Учебно-педагогического издательства, по сравнению с наименованием «корякский». Нымыланами (от нымным - селение) называют оседлых коряков в отличие от чавчувенов (чав’чывав ") - кочевых коряков-оленеводов. «Нымылан» не является самоназванием. Оседлые коряки называют себя по наименованию селения - в’эемлелг’у - лесновцы, ӄаяӈынылг’у - карагинцы, элутэлг’у - алюторцы.

Происхождение наименования «коряк», общего для всей народности, неясно. Одна из этимологий - ӄорак - у оленей (ӄойаӈа , ӄораӈа - олень).

В 1930-е годы зародилась корякская литература, получившая своё дальнейшее развитие в 1970-е годы.

Еще значения слова и перевод КОРЯКСКИЙ ЯЗЫК с английского на русский язык в англо-русских словарях.
Что такое и перевод КОРЯКСКИЙ ЯЗЫК с русского на английский язык в русско-английских словарях.

More meanings of this word and English-Russian, Russian-English translations for КОРЯКСКИЙ ЯЗЫК in dictionaries.

  • ЯЗЫК — m. language, tongue; язык программирования, programming language
    Russian-English Dictionary of the Mathematical Sciences
  • ЯЗЫК — Language
  • ЯЗЫК
  • КОРЯКСКИЙ — Koryak
    Англо-Русско-Английский словарь общей лексики - Сборник из лучших словарей
  • ЯЗЫК — 1. tongue; показать ~ кому-л. 1) (врачу) show* smb. one`s tongue; 2) (дразня) put* out one`s tongue at smb. злой …
  • КОРЯКСКИЙ — прил. от коряк Koryak от коряк Koryak
    Русско-Английский словарь общей тематики
  • ЯЗЫК — 1) glossa 2) lingua 3) tongue
    Новый Русско-Английский биологический словарь
  • ЯЗЫК — Language
    Russian Learner"s Dictionary
  • ЯЗЫК — language
    Russian Learner"s Dictionary
  • ЯЗЫК — 1. м. 1. анат. (тж. перен.) tongue обложенный язык мед. — coated / furred tongue воспаление языка мед. …
    Русско-Английский словарь
  • КОРЯКСКИЙ — Koryak
    Русско-Английский словарь
  • ЯЗЫК — 1. м. 1. анат. (тж. перен.) tongue обложенный язык мед. — coated / furred tongue воспаление языка мед. …
  • КОРЯКСКИЙ — Koryak
    Russian-English Smirnitsky abbreviations dictionary
  • ЯЗЫК — (напр. цеховой) jargon проф., language
    Русско-Английский словарь по машиностроению и автоматизации производства
  • ЯЗЫК — I муж. 1) tongue прям. и перен. языки пламени — tongues of flame воспаление языка — мед. glossitis обложенный язык …
    Русско-Английский краткий словарь по общей лексике
  • ЯЗЫК — Language
    Британский Русско-Английский словарь
  • ЯЗЫК — ЯЗЫК, -а, ЯЗЫЧНИК, -а, м. Студент факультета иностранных языков или языкового вуза. Языки-переводчики. Из студ.
  • ЯЗЫК — Оперативный работник, следователь
    Англо-Русско-Английский словарь сленга, жаргона, русских имен
  • ЯЗЫК — 1. tongue; показать ~ кому-л. 1) (врачу) show* smb. one`s tongue; 2) (дразня) put* out one`s tongue at smb. злой ~ wicked/bitter tongue; 2. …
    Русско-Английский словарь - QD
  • ЯЗЫК — language, parlance
    Русско-Английский юридический словарь
  • ЯЗЫК — language
    Русско-Английский толковый словарь терминов и сокращений по ВТ, Интернету и программированию
  • ЯЗЫК — ЯЗЫК см.также ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ, ФИЛОЛОГИЯ Язык - слишком важная вещь, чтобы доверять его языковедам. Ольгерд Терлецкий Язык - это …
    English-Russian aphorisms, русские афоризмы
  • ЯЗЫК — I муж. 1) tongue прям. и перен. языки пламени - tongues of flame обложенный язык - coated/ furred tongue воспаление …
  • КОРЯКСКИЙ — прил. от коряк Koryak
    Большой Русско-Английский словарь
  • ЯЗЫК — язык lang language;tongue;parlance
    Русско-Английский словарь Сократ
  • КОРЯКСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — Koryak Autonomous Okrug
    Русско-Американский Английский словарь
  • КОРЯКСКИЙ АВТ. ОКР. — в составе Российской Федерации. Округ образован в 1930 г. и назван по этническому наименованию его коренного населения коряки.
  • TONGUE — сущ. 1) а) язык furred/dirty/foul/coated tongue ≈ обложенный язык (у больного) б) язык (еда) 2) что-л., имеющее форму языка, напоминающее …
  • LANGUAGE — сущ. язык а) (как способ и средство общения) речь to butcher, murder a language ≈ искажать язык to enrich a …
    Большой Англо-Русский словарь
  • DUTCH — 1. прил. 1) а) нидерландский; голландский (о языке, культуре) Dutch school ≈ фламандская школа живописи the collections of pictures of …
    Большой Англо-Русский словарь
  • KORYAK — Корякский язык
  • KORYAK LANGUAGE — Корякский язык
    Американский Англо-Русский словарь
  • KORYAK OKRUG — Корякский автономный округ
    Американский Англо-Русский словарь
  • KORYAK AUTONOMOUS OKRUG — Корякский автономный округ
    Американский Англо-Русский словарь
  • TONGUE — tongue.ogg 1. tʌŋ n 1. 1> язык furred /dirty, foul, coated/ tongue - обложенный язык (больного) to put …
    Англо-Русско-Английский словарь общей лексики - Сборник из лучших словарей
  • LANGUAGE — язык absolutely adequate language — абсолютно адекватный язык absolutely homogeneous language — абсолютно однородный язык absolutely inadequate language — абсолютно неадекватный язык absolutely nonhomogeneous …
    Англо-Русский научно-технический словарь
  • LANGUAGE — language сущ.языка) (как способ и средство общения) речь to butcher, murder a language — искажать язык to enrich a language …
    Англо-Русский словарь Tiger
  • KORYAK AUTONOMOUS AREA — Корякский автономный округ
    Англо-Русский словарь Tiger
  • KORYAK — сущ.корякский язык (относится к чукотско-камчатской семье языков, распространен в России (Корякский авт.окр.), носителей 5 тыс. чел)
    Англо-Русский словарь Tiger
  • CHUKCHEE — сущ.тж. Chukchiчукотский язык (относится к чукотско-камчатской семье языков, распространен в России (Чукотский и Корякский авт. окр.), носителей 10 тыс. чел)
    Англо-Русский словарь Tiger
  • TONGUE — 1. n 1. 1) язык furred /dirty, foul, coated/ ~ - обложенный язык (больного) to put out …
    Новый большой Англо-Русский словарь - Апресян, Медникова
  • TONGUE — 1. tʌŋ n 1. 1> язык furred /dirty, foul, coated/ tongue - обложенный язык (больного) to put out …
    Большой новый Англо-Русский словарь
  • LANGUAGE — сущ. язык а) (как способ и средство общения) речь to butcher, murder a language — искажать язык to …
  • KORYAK
    Англо-Русский словарь по общей лексике
  • LANGUAGE — сущ. язык а) (как способ и средство общения) речь to butcher, murder a language — искажать язык to enrich a language — обогащать язык to …
  • KORYAK — сущ. корякский язык (относится к чукотско-камчатской семье языков, распространен в России (Корякском автономном округе), носителей 5 тыс. чел)
    Англо-Русский словарь общей лексики
  • ШЕЛИХОВА — 1) залив, сев. часть Охотского моря; Магаданская обл., Корякский ао. Открыт в 1651 г. землепроходцем Стадухиным. который распространил на этот …
    Англо-Русский географический словарь

КОРЯКСКИЙ ЯЗЫК

(устар. — нымы-лаиский язык) — одни из чукотско-камчатских языков (чукотско-корякская ветвь). Распространен в Коряк, авт. окр. РСФСР. Число говорящих 5,4 тыс. чел. (1979, перепись). В К. я. выделяются чавчувеиский, апукинский, каменский,пареиский и итканский дналекты. Характерные черты фонетики: сингармонизм гласных, отсутствие вибранта /р/, наличие поствелярного фрикативного h (наряду со смычным?, выполняющим служебную функцию), специфич. ассимиляция йй > чч, дистактная ассимиляция зубных согласных по палатали-эованности, приращение добавочного слога после односложных основ (ср. коряк, ваккы "быть" — чукот. вак); в коряк, "/й/ совпали прафоиемы *д, *р и *й; для слоговой структуры характерны слоги вида СГ и СГС. Особенность морфологии — наличие особого показателя наст, времени ку — ц, В К. я. хорошо развит слой лексики, относящийся к оленеводству. Письменность, созданная в 1931 на основе лат. графики, в 1936 переведена на рус. графику.В основу лит. языка положен чавчувен. диалект. . С т е он и ц к и й С. Н.. Осн. фонетич. различия диалектов нымыланского (коряк.) языка, в кн.: Памяти В. Г. Богораза, М.—Л., 1937; Ж у к о в а А. Н., Грамматика коряк, языка, Л., 1972. Молл Т. А., Коряк.-рус. словарь, Л., 1960; Жукова А. Н., Рус.-коряк, ело* варь, М., 1967. И. А. Муравьева,

Лингвистический энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОРЯКСКИЙ ЯЗЫК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОРЯКСКИЙ ЯЗЫК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    язык, нымыланский язык, язык коряков, основного населения Корякского национального округа. Относится к чукотско-камчатской группе языков. Число говорящих на К. …
  • КОРЯКСКИЙ ЯЗЫК
    (устар. нымыланский) относится к чукотско-камчатской семье палеоазиатских языков. Письменность на основе русского …
  • КОРЯКСКИЙ ЯЗЫК
    (устар. нымыланский), относится к чукотско-камчатской семье палеоазиатских языков. Письменность на основе русского …
  • ЯЗЫК в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-10-12 Time: 10:20:50 * Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать наши …
  • ЯЗЫК в Словаре воровского жаргона:
    - следователь, опеpативный …
  • ЯЗЫК в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Если во сне Вы видите свой собственный язык - значит, скоро Ваши знакомые отвернутся от Вас.Если во сне Вы увидите …
  • ЯЗЫК в Новейшем философском словаре:
    сложная развивающаяся семиотическая система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции, обеспечивая возможность …
  • ЯЗЫК в Словаре постмодернизма:
    - сложная развивающаяся семиотическая система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции, обеспечивая …
  • ЯЗЫК
    ОФИЦИАЛЬНЫЙ - см ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЯЗЫК …
  • ЯЗЫК в Словаре экономических терминов:
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - см ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК …
  • ЯЗЫК в Энциклопедии Биология:
    , орган в ротовой полости позвоночных, выполняющий функции транспортировки и вкусового анализа пищи. Строение языка отражает специфику питания животных. У …
  • ЯЗЫК в Кратком церковнославянском словаре:
    , языцы 1) народ, племя; 2) язык, …
  • ЯЗЫК в Библейской энциклопедии Никифора:
    как речь или наречие. "На всей земле был один язык и одно наречие," говорит бытописатель (Быт 11:1-9). Предание об одном …
  • ЯЗЫК в Лексиконе секса:
    многофункциональный орган, находящийся в ротовой полости; выраженная эрогенная зона лиц обоего пола. С помощью Я. осуществляются орогенитальные контакты самого различного …
  • ЯЗЫК в Медицинских терминах:
    (lingua, pna, bna, jna) мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой, расположенный в полости рта; участвует в жевании, артикуляции, содержит вкусовые рецепторы; …
  • ЯЗЫК в Большом энциклопедическом словаре:
    ..1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним …
  • ЯЗЫК в Современном энциклопедическом словаре:
  • ЯЗЫК в Энциклопедическом словарике:
    1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением является социальным средством хранения и передачи информации, одним …
  • ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре:
    2, -а, мн. -и, -ов, м. 1. Исторически сложившаяся система звуковых^ словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся …
  • КОРЯКСКИЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое. 1. ок. коряки. 2. Относящийся к корякам, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также …
  • ЯЗЫК
    ЯЗ́ЫК МАШИННЫЙ, см. Машинный язык …
  • ЯЗЫК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЯЗ́ЫК, естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. Я. неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним …
  • ЯЗЫК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЯЗ́ЫК (анат.), у наземных позвоночных и человека мышечный вырост (у рыб складка слизистой оболочки) на дне ротовой полости. Участвует в …
  • КОРЯКСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОР́ЯКСКИЙ ЯЗЫК (устар.- нымыланский), относится к чукотско-камчатской семье палеоазиатских языков. Письменность на основе рус. …
  • КОРЯКСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОР́ЯКСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, в России, на п-ове Камчатка, на терр. Пенжинского и Омоторского р-нов Корякского авт. окр. Осн. в 1995. Пл. …
  • КОРЯКСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОР́ЯКСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, в России (Дальневосточный федеральный округ). Образован 10 дек. 1930. 301,5 т. км 2 . Нас. 31,1 т.ч. …
  • ЯЗЫК
    язы"к, языки", языка", языко"в, языку", языка"м, языка", языко"в, языко"м, языка"ми, языке", …
  • ЯЗЫК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    язы"к, языки", языка", языко"в, языку", языка"м, язы"к, языки", языко"м, языка"ми, языке", …
  • КОРЯКСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    коря"кский, коря"кская, коря"кское, коря"кские, коря"кского, коря"кской, коря"кского, коря"кских, коря"кскому, коря"кской, коря"кскому, коря"кским, коря"кский, коря"кскую, коря"кское, коря"кские, коря"кского, коря"кскую, коря"кское, коря"кских, …
  • ЯЗЫК в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —основной объект изучения языкознания. Под Я. прежде всего имеют в виду естеств. человеческий Я. (в оппозиции к искусственным языкам и …
  • ЯЗЫК в Словаре лингвистических терминов:
    1) Система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Будучи …
  • ЯЗЫК в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка.
  • ЯЗЫК
    "Враг мой" во …
  • ЯЗЫК в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Оружие …
  • ЯЗЫК в Словаре синонимов Абрамова:
    говор, наречие, диалект; слог, стиль; народ. См. народ || притча во языцех См. шпион || владеть языком, воздержный на язык, …
  • КОРЯКСКИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • КОРЯКСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Относящийся к корякам, связанный с ними. 2) Свойственный корякам, характерный для них. 3) Принадлежащий …
  • КОРЯКСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    кор`якский и …
  • КОРЯКСКИЙ в Орфографическом словаре:
    кор`якский и …
  • ЯЗЫК в Словаре русского языка Ожегова:
    1 подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции Лизать языком. Попробовать на …
  • ЯЗЫК в Словаре Даля:
    муж. мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознанья вкуса ее, а также для словесной речи, или, …
  • ЯЗЫК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    ,..1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним …
  • ЯЗЫК в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    языка (языка книжн. устар., только в 3, 4, 7 и 8 знач.), м. 1. Орган в полости рта в виде …
  • КОРЯКСКИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    корякский прил. 1) Относящийся к корякам, связанный с ними. 2) Свойственный корякам, характерный для них. 3) Принадлежащий …
  • КОРЯКСКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • КОРЯКСКИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    прил. 1. Относящийся к корякам, связанный с ними. 2. Свойственный корякам, характерный для них. 3. Принадлежащий …