ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КУРГАНА
"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №39 "РОСИННКА"

КОНСПЕКТ

интегрированного познавательно -

речевого занятия по теме:

"Животные жарких стран"

с детьми старшей группы

ВОСПИТАТЕЛЬ: БАЕВА Т.В.

КУРГАН 2012г.
Тема: «Животные жарких стран»
Цель: Формировать познавательную активность, интерес к объектам живой природы.
Задачи:
ознакомить детей с характерными особенностями животных жарких стран;
развивать умение образовывать притяжательные прилагательные, согласуя их в роде, числе, падеже и расширять сематическое поле по теме;
воспитывать позитивное отношение к животному миру и прививать учебные навыки.
Ход занятия:
Дети, вы любите путешествовать? (да)
Куда бы вы хотели отправиться? (перечисляют)
Нам поможет выбрать маршрут путешествия глобус, (специально кручу глобус так, чтобы он остановился на Африканском континенте).
Итак, мы отправляемся в Африку.
Согласны? Тогда в путь,
(предлагаю детям встать в круг)
Раз, два, три (2 раза) Вот мы в Африке, смотри!
Дети, каких животных Африки вы знаете? (ответы детей)
Да, здесь живут удивительные, а некоторые - просто уникальные животные:
жираф - самое высокое животное в мире;
слон - не только самое большое животное в Африке, но и единственное животное, которое не умеет прыгать;
крокодил - самое древнее животное на Земле, которое появилось более 190 млн. лет назад;
гепард - самое быстрое животное;
кенгуру - единственное животное жарких стран, у которого есть «сумка» для детёныша. И ещё интересные факт: слово «кенгуру» не склоняется, то есть, никогда не изменяется.
- Давайте сейчас вместе прочитаем стихотворение «Кенгуру». Я буду начинать строчку, а вы заканчивать.
Стишок - обманка «Кенгуру»
Я ни капельки не вру,
Что видала кенгуру. Утром раннею порой Повстречались с кенгуру.
Прямо в собственном дворе Сок давала кенгуру.
И заштопала дыру
Я в кармане кенгуру. Чтобы не было дыры на кармане кенгуру.
Посреди всего двора веселилась кенгуру. Разбудил меня вдруг гром –
Я простилась с кенгуру. (хвалю детей)
Подвожу детей к столу, на котором разложены иллюстрации животных и Африки, и Севера.
Посмотрите, как много здесь разных животных. А все ли они живут в Африке?
Д/и «Кто где живёт? (составление распространённых предложений: «Бегемот живёт в Африке, а белый медведь на севере»).
Дети составляют предложение и кладут иллюстрации на
\
оформленные под «Африку» и «Север» столы. Предлагаю детям сесть за свои столы.Пока дети рассаживаются на свои места, беру иллюстрации с животными жарких стран и прячу их за доской.
Д/и «Чей хвост?» (из-за доски показываются поочерёдно различные части тела животных)
Животные побаиваются человека, и поэтому прячутся от нас.
Давайте их найдём.
Это чей хвост? - это львиный хвост.
Это чья шея? - это жирафиная шея.
Это чей горб? - это верблюжий горб.
Это чей хобот? - это слоновый хобот.
Это чья пасть? - это крокодилья пасть...
Молодцы!
Ребята! Посмотрите в коробочки, которые стоят у вас на столах. И здесь всё перепутано! Что это? (части от картинок).
Д/и «Сложи картинку» - дети из частей складывают картинку, с изображением животных Африки (в это время даю дополнительную информацию о крокодилах)
Физпауза:
Дети в Африку попали (идут по кругу)
Всем об этом рассказали (поворот головы друг другу)
Дети рано по утру скачут вместе с кенгуру (прыжки на двух ногах, с продвижением вперёд)
Дети на слоне катались, и ничуть не испугались (сидя на корточках, покачиваются)
Дети вместе с обезьяной ловко лазят по лианам (движение «лазание по канату»)
Дети быстро побежали, даже зебру обогнали (бег друг за другом по кругу)
Дети подошли ко льву, и уселись на траву (сесть, согнув ноги в коленях)
Льва за ухом почесали (имитация)
И домой все побежали (бег, переходящий в ходьбу)
Предлагаю детям пройти и сесть за столы.
Давайте поиграем в игру «Маленький - большой»
- Я вам буду называть детёныша животного, то есть маленького, а вы мне - большого.
Д/и «Маленький - большой» (образование новых слов с помощью суффиксов - их-, - ищ-).
слоник - слонище;
жирафик - жирафище;
бегемотик - бегемотище;
верблюдик - верблюдище;
крокодильчик - крокодилище;
гепардик - гепардище (информация о гепарде)
А сейчас, давайте поиграем в игру:
Д/и «Четвёртый - лишний»
проходил: лев, носорог, бегемот (лишний - лев. У остальных животных тело не покрыто шерстью)
лев, жираф, гепард, леопард (жираф - из семейства кошачьих)
крокодил, обезьяна, верблюд, слон (крокодил - только его детёныши вылупляются из яиц)
Вы замечательно справились с этим трудным заданием.
А кто-нибудь из вас хочет прочитать стихи о животных Африки?
Стихи.
Вам понравилось наше путешествие?
Очень хорошо! Но нам пора возвращаться (дети встают в круг).
«Раз, два, три, четыре, пять (2 раза) Вот мы в садике опять»
О ком мы сегодня говорили?
Где у нас в стране можно увидеть этих животных? (в зоопарке)
Почему они не живут у нас? (холодный климат)
В следующий раз отправимся опять в путешествие?
Замечательно!
А это путешествие окончено.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515"

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615"


Приложенные файлы

Конспект занятия по теме « Животные жарких стран»

Цели занятия:

    Закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях.

    Закрепление грамматических форм существительных родительного падежа единственного и множественного числа, названий детенышей.

    Упражнение в согласовании существительных с прилагательными.

    Закрепление слов сложной слоговой структуры.

    Закрепление умения образовывать сложные слова путем сложения основ.

    Повторение схемы составления рассказа-описания животного.

    Развитие умения сравнивать животных по существенным признакам.

    Развитие связной речи (умения составлять рассказ-описание).

    Развитие слогового анализа и синтеза.

    Развитие общей и мелкой моторики.

    Развитие внимания.

    Воспитание познавательного интереса к фауне жарких стран.

    Воспитание положительной мотивации к занятиям.

Ход занятия:

1.Оргмомент.

Доброе утро ребята!

В этой группе все друзья

Я, ты, он, она.

Обними соседа слева,

Обними соседа справа.

Погладь соседа слева,

Погладь соседа справа.

Улыбнись соседу слева,

Улыбнись соседу справа.

Все мы дружная семья

Я, ты, он, она.

2.Постановка цели

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие. Мы должны побывать на разных континентах. Как вы думаете, на каком транспорте мы будем путешествовать быстрее всего? (На самолете)

Тогда проходите, пожалуйста, в самолет. Садитесь, пристегните ремни. Посмотрите, как высоко мы летим. Пора приземляться.

3.Основная часть.

Как вы думаете где мы с вами приземлились? Почему? (В Африке) (На доске изображение пустыни и саванны)

В Африке есть пустыни, покрытые песком, а есть саванны, покрытые травой. Какие еще животные живут в Африке?

Послушайте внимательно загадки.

1. Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А по тому, что он …. (жираф) .

2. По реке плывет бревно.

Ах, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит … (крокодил) .

3. Когда он в клетке, он приятен

На шкуре много черных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр похож на кошку. (леопард)

4. Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо.

Ходит блюдо по дороге,

Голова торчит да ноги. (черепаха) .

5. Уж очень вид у них чудной,

У папы – локоны волной,

А мама ходит стриженой.

За что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша …. (львица) .

6. Ежик вырос в десять раз,

Получился … .(дикобраз) .

Игра « Продолжи»

    двугорбый … (верблюд)

    гривастый царственный … (лев).

    длинношеий пятнистый … (жираф).

    большеухие серые … (слоны).

    толстокожий воинственный … (носорог).

    полосатая … (зебра).

Сравнение животных, выделение характерных признаков.

– Посмотрите внимательно. Это, наверное, африканский гусь! Он такой же длинношеий!

– Ребята, разве это гусь? Давайте поможем разобраться!

Дети сравнивают гуся и жирафа:

И у жирафа, и у гуся длинная шея. НО:

Гусь – это водоплавающая птица, а жираф – это сухопутное животное.

Гусь живет в наших краях, а жираф – в Африке.

Гусь покрыт перьями, а жираф нет.

У жирафа пятнистая шкура, а у гуся пятен нет.

А это, наверное, африканский кот. Докажите, что это лев.

– Джунгли – это влажный и жаркий лес. В джунглях растут пальмы и лианы.

Какие животные здесь живут.

Игра « Продолжи»

…веселую длиннохвостую… (обезьяну).

…чешуйчатого острозубого… (крокодила)

Также, здесь живет броненосец, муравьед, ленивец.

Физминутка «веселый Сафари – парк»

Это лев. Он царь зверей. Дети идут по кругу не торопливо,

В мире нет его сильней. Размеренно, с гордо поднятой головой.

А смешные обезьяны Останавливаются, ставят ноги на ширине плеч и,

Раскачали все лианы. Согнув в локтях руки с растопыренными пальцами, Выполняют пружинку.

А вот умный добрый слон Пальцы рук прижаты к голове. Дети выполняют

Посылает всем поклон. наклоны туловища вперед – вправо, вперед - влево.

Леопард так быстро скачет, выполняют легкие прыжки на месте, согнув руки в локтях.

Словно мой любимый мячик.

Зебра головой качает, Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеча.

К себе в гости приглашает. Приподнимая то правую, то левую ногу, дети раскачиваются из стороны в сторону.

Вот удав меня пугает Руки вытянуты вперед перед собой.

И к себе не подпускает. Дети выполняют руками волнообразные движения.

Вот павлин, он чудо – птица Ходьба по кругу. Руки назад, пальцы широко расставлены.

И всегда собой гордится. Дети двигаются грациозно, легко переступая с ноги на ногу, оттягивая носок.

Пони бегает, резвится, дети по кругу выполняют легкие подскоки.

Хочет с нами подружиться. Руки двигаются в перед, назад в такт движениям ног. (по С Маршаку)

Игра «Это кто такой большой». (с мячом) .

Я бросаю вам мяч и называю животное, вы ловите мяч и называете это животное так, чтобы в названии была часть -ищ.

Например:

страус – страусище,

3 жираф –

4 зебра –

5 крокодил –

6 носорог –

7 бегемот –

8 верблюд –

Я знаю, что у зверей, так же как и у людей, каждая мама любит своего детеныша. Давайте расскажем африканским животным об этом.

Игра «Кого любит мама»

Я вам показываю картинку, а вы мне говорите кого любит эта мама. Скажите, кого любит эта «мама»: (Показ картинок)

Жирафа любит жирафенка

Львица любит львенка

Слониха любит слоненка

Верблюдица любит верблюженка

Крокодилица любит крокодиленка....

4. Закрепление

Игра «Добавь словечко»

В Африке живут ловкие, хвостатые (обезьяны)

В Африке живут большие, толстокожие (бегемоты)

В Африке живут огромные,сильные, толстоногие (слоны)

В Африке живут пятнистые, длинношеие (жирафы)

В Африке живут выносливые, двугорбые (верблюды)

В Африке живут сильные, желтогривые (львы)

В Африке живут пугливые, быстрые (зебры)

В Африке живут зеленые, для всех опасные (крокодилы)

В Африке живут медлительные, коротконогие (черепахи)

В Южной Америке живут маленькие, смешные (обезьяны)

В Южной Америке живут самые крупные хищники(ягуары)

В Южной Америке живут самые маленькие птички(колибри)

В Южной Америке живет чешуйчатый (броненосец)

Рисование животных

Посмотрите, а здесь нас ждет сюрприз - волшебный мольберт с пустыми плакатами с названиями «Африка» и «Южная Америка». Но на них не хватает животных. Вам задание: раскрасьте своих животных на раскрасках, вырежьте их и приклейте на плакат с их местом обитания. Раскрашивайте аккуратно в одном направлении и нажимайте на карандаш.

5. Подведение итогов

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Куда мы с вами сегодня летали на самолете? Что вам запомнилось? Что вам больше всего понравилось? А что не понравилось? Что вы нового узнали? Не забудьте, ребята, что мы не должны животных обижать, а должны о них заботиться!

Форма занятия : Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе по теме «Животные жарких стран»

Коррекционно-образовательные цели :

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Животные жарких стран».

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие навыков звуко-буквенного анализа слова «жираф»

Развитие навыков подбора слов с противоположным значением.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитие памяти, мышления, воображения

Воспитательные цели:

Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности.
Предварительная работа : заучивание детьми загадок о животных.

Заучивание с детьми
Оборудование: фишки для звукового анализа, буквы, картинки с изображением животных (презентация),карточки для рисования пиктограмм,цветные карандаши.

1.Орг.момент.

Дети загадывают загадки о животных.

Он красивый, как огонь,
С чёрными полосками,
Очень грозные клыки,
Лапы, когти - велики!
Страшен даже взрослым он.
(Тигр)

Серый, толстый, южный зверь…

Лишний хвостик? Ты неверь!

Он ушами мух гоняет, носом воду набирает.

Не олень он и не бык,
В жарких странах жить привык.
На носу имеет рог.
Кто же это? …
(Носорог)

Логопед показывает картинки с использованием презентации.

2.Объявление темы.

Мы сегодня будем говорить о животных жарких стран. Давайте посмотрим, какие ещё животные живут в жарких странах.(показ презентации)

3. Обогащение экспрессивного словаря детей прилагательными через использование пиктограмм.

Сейчас мы будем описывать животных, учиться подбирать слова-признаки и зарисовывать в виде пиктограмм.(это схематический рисунок, который затем нам поможет вспомнить о слове.)

Слон (какой?)

Огромный

Добрый

Большеухий

Сильный

Жираф (какой?)

Пятнистый

Длинношеий

Добрый

Высокий

Тигр (какой?)

Хищный

Полосатый

Опасный

Быстрый

Сильный

красивый

фИЗМИНУТКА.(Музыкальная физминутка " У жирафа пятна,пятна..."

3.Образование существительных-названий детёнышей животных.

А сейчас поиграем в игру «Назови детёныша» (с мячом)

Логопед бросает мяч ребёнку.

У тигра -тигрёнок

У слона- слонёнок

У кенгуру-кенгурёнок

У черепахи -черепашонок

У льва- львёнок

У верблюда- верблюжонок

4.Подбор слов-антонимов.

А сейчас поупражняемся подбирать слова «наоборот». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.

Жираф травоядный, а тигр ….. (хищный)

Слон тяжелый, а черепаха ….(лёгкая)

У жирафа длинная шея, а у бегемота… (короткая)

У обезьяны тонкий хвост, а у тигра… (толстый)

У слона большие уши, а у зебры.. (маленькие)

У бегемота широкая спина, а у зебры…. (узкая)

5.Звуко-буквенный анализ слова «жираф»

Это что за великан,
Ростом, как подъёмный кран?
Это, голову задрав,
Нас приветствует...
(Жираф)

Давайте определим, какие звуки живут в слове «жираф» и выложим фишками.

Возьмите карточку и фишки.

Какой первый звук? (ж)Какой он? (согласный)

Второй звук?(ы)Какой он?(гласный?)

Третий звук? (р,согласный)

Четвертый звук? (а,гласный)

Пятый звук? (ф-согласный)

Под схемой составьте слово «жираф»(буквы «ы»-нет, нужно писать «и»-правило-«жи», «ши»-пиши с буквой «и»)

6.Закрепление изученных слов-признаков.

Логопед показывает схемы-пиктограммы, дети называют признаки.

Слон (какой?)

Жираф (какой?)

Тигр (какой?)

0 каких животных мы с вами говорили сегодня? (о животных жарких стран)

8.Домашнее задание.

Нарисовать любое животное жарких стран и подобрать слова -признаки.

9.Рефлексия.

Если вы узнали на занятии что-то новое, интересное -выберите весёлого смайлика.

Если вам было не интересно, ничего нового вы не узнали, -выберите грустного смайлика.

Наталья Устюжанина
Конспект логопедического занятия по теме «Животные жарких стран» подготовительная группа.

«Гость из жарких стран » .

Цели : уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран » ; уточнить внешние признаки, характерные повадки животных и их детёнышей ; знакомство с разными жаркими странами ; образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова; объяснение значения крылатых выражений, разгадывание загадок по теме .

Оборудование : игрушка попугай, картинки с изображением животных жарких стран .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

У нас сегодня необычный гость. А кто это, вы угадаете разгадав загадку :

То качается на ветке,

То залез в кольцо над клеткой.

Смотрит строго, не моргая.

Вы узнали … (попугая) .

2. - Вот этот попугай нам сегодня расскажет где он живёт.

В джунглях звон везде летит,

Если слон во всю трубит.

А у жирафа шея длинная,

И всё видать ему вокруг.

У зебры грива лошадиная,

Она для всех хороший друг.

А по пустыне поутру

Легко скакала кенгуру.

От солнца всё в глазах искрится.

С тигрятами лежит тигрица.

В далёкой Африке за всех

Отвечает храбрый лев.

3. Беседа о животных жарких стран .

Попугай нам рассказал про Африку. Там есть пустыня, стоит жара. Ни воды, ни кустика зелени. Кроме Африки есть и другие жаркие страны – Австралия , Индия, Южная Америка. (Выставляется картинка слона) . Существует два вида слонов : африканские – самые крупные животные . Индийские – меньше. Слон – громадное животное . Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти. Хобот длинный. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью. Слон – очень умное животное .

Отгадайте загадку :

Кто имеет один рог? Отгадайте… (носорог) . (Выставляется картинка) .

Почему он так называется?

А это кто? (Бегемот) . Сравнение бегемота и носорога.

Кенгуру – животное Австралии . (Выставляется картинка) . Передвигается прыжками. У него мощные сильные задние лапы и хвост, с помощью которого он удерживает равновесие. На животе у кенгуру – сумка с маленькими детёнышами.

Загадываются загадки про зебру, жирафа.

А это верблюд. (Выставляется картинка) . Они бывают двух видов : одно – и двугорбые. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду.

Каких ещё животных жарких стран вы знаете ?

Что можете рассказать о них?

4. Дидактическая игра «Кто у кого?»

У львицы – львёнок, львята.

У тигрицы – тигрёнок, тигрята.

У слонихи – слонёнок, слонята.

У верблюдицы – верблюжонок, верблюжата.

У кенгуру – кенгурёнок, кенгурята.

5. Физкультминутка «Чудесное превращение»

Что – то наш попугай устал и предлагает поиграть в превращения.

Дилы - дилы – дилы – появились крокодилы.

(Дети изображают дремлющего крокодила) .

Моты – моты – моты – появились бегемоты.

(Дети показывают, как шагают бегемоты, как широко они открывают рты) .

Афы – афы – афы – жуют листики жирафы.

(Дети тянутся вверх, изображают жирафов) .

Ны – ны- ны – водой брызгают слоны.

(Надувают щёки, как бы набирая воду, затем, брызгают,

Яны – яны – яны – по веткам скачут обезьяны.

(Дети изображают скачущих обезьян) .

6. Попугай спрашивает, правда, что очень часто людей сравнивают с различными животными или их поведением . Я буду называть, а вы объяснять, какому человеку это подходит.

«Львиная грива» . (О человеке, у которого на голове пышная, огромная причёска, много волос).

«Крокодиловы слёзы» . (Человек который плачет) .

«Топает, как слон» . (Это человек с тяжёлой походкой) .

«Кожа, как у бегемота» . (О человеке, которого ничем не удивишь) .

«Волчий аппетит» . (Очень голодный человек) .

7. Итог занятия .

(Попугай улетает) .

Кто к нам сегодня приходил в гости?

Теперь мы будем знать всех животных , которые живут в жарких странах .

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Цель: Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки.

Задачи:
Дать детям представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания: пустыня, саванна, тропики.

Уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенности.

Создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие. Настраивать детей друг на друга, создавать положительный фон в группе.

Организационный момент. - Ребята, посмотрите, сегодня утром почтальон принес мне загадочное письмо. Оно адресовано вашей группе. Давайте его прочтём: Письмо Молодой моряк в матроске Вышел к берегу реки. Снял матроску по-матросски, Снял морские башмаки, По-матросски раздевался, По-матросски он чихнул, По-матросски разбежался И … солдатиком нырнул. Здравствуйте ребята, вы наверное поняли кто вам пишет. Это я капитан дальнего плавания и я очень люблю путешествовать, и я решил сегодня отправиться в Африку. Хотите я и вас с собой возьму? - Скажите какое время года сейчас? (Весна) Да, за окном весна, но, мороз, холод, снег, а мы сегодня отправимся с вами в очень жаркую страну и нам станет тепло и весело. Ребята, а попробуйте сами найти Африку на карте. (Показ детей) А, что это (глобус), а давайте посмотрим есть ли Африка на глобусе? (есть) Посмотрите, а что это вокруг нее синего цвета? (Вода) -А как нам до нее добраться? На чем нам туда можно по ехать? (на корабле) - Правильно вот наш корабль. ДАВАЙТЕ МЫ ПРЕВРАТИМСЯ В МОРЯКОВ. Ну, что готовы? Все на корабль. -Занимайте места вставайте по три человека в ряд. -Послушайте какой есть хороший стих про Африку “Африка! Африка! Волшебная страна. Отправимся мы в Африку, Давно нас ждет она. Увидим в жаркой Африке, Как звери там живут… Скорее едем в Африку, джунгли нас ждут!”. - Вот мы и приготовились к нашему путешествию. -Послушайте наш маршрут: “Доплывем до Занзибара, Поплутаем по Сахаре, Поглядим Килиманджаро, Погуляем с Гиппопо. И назад по Лимпопо» -И так в путь. Плывем под песню «Красной шапочки" на сл. А.Рыбникова/ Если долго, долго, долго, Если долго по дорожке, Если долго по тропинке Топать, ехать и бежать, То, пожалуй, то, конечно, То, наверно, верно, верно, То, возможно, можно, можно, Можно в Африку прийти. Вот мы и добрались до Африки. С ходим с нашего корабля. Садимся на стулья. Изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета. Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Африка делиться пустыня, тропики, саванна, Что такое пустыня, как вы думаете? (пустыня от слова пусто, пустынно) Совершим небольшую прогулку по пустыне. - Посмотрите, что вам напоминает пустыня? Похожа она на море? - вот эти небольшие возвышенности похожие на холмы называются барханы. Здесь дуют горячие ветра, и песок как - бы перетекает с одного места на другое. -Давайте мы с вами сейчас попробуем сделать пустынное море и посмотрим как движется песок когда дует ветер. - А еще ребята в пустыне годами не бывает дождей. Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы) Воспитатель: Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками. Как же они обходятся без воды? (ответы) У них очень длинные корни. Если забраться на 15-этажный дом, то корни их достанут до земли. Зачем растениям такие длинные корни? (доставать воду, которая глубоко под землей). Кажется, в пустыне не может быть животных. Но есть одно очень выносливое животное которое живет в пустыне, послушайте мою загадку и отгадайте оком она? “Зверь я горбатый, Нравлюсь ребятам”. Кто это? (верблюд, показ иллюстраций) Верблюда называют кораблем пустыни. Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля) Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Почему им не жарко в пустыне? (Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей). Когда ветер поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками. Здесь почти не бывает дождей. Днем очень жарко, иногда дуют яростные ветра, иссушая все вокруг. Но после захода солнца температура резко падает и становится очень холодно. Давайте отправимся дальше. Садитесь на верблюдов, поедем дальше. (имитация поездки, аудиозапись) Жарко в пустыне! Так жарко, что можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. И вдруг перед нами появляется небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы (показ иллюстрации). - Давайте слезем с наших верблюдов. Это – оазис с плодородной почвой, где вокруг источников или вдоль рек растут сады Ребята, давайте отдохнем на берегу озера! (да) Давайте искупаемся, (под релаксационную музыку – купание) - ну, что отдохнули? Садимся на верблюдов и едем дальше. Ребята, пустыня осталась позади. Впереди - Африканская саванна Чем покрыта земля в саванне? (травой). Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Называются они Баобабы. Сделаем прогулку по саванне, понаблюдаем за ее обитателями. - Давайте слезем с наших верблюдов и отпустим их пастись. Ну вот мы с вами и в саванне, послышался грозный рык. (Аудиозапись) Что за зверь рычит? (лев, показ иллюстрации). Это царь зверей – лев. Ребята лев может быть незаметным, так - как он прячется среди желтой сухой травы. Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу) В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей. Как же животные спасаются от хищников? Например зебры. (быстро бегают) Загадка: “Что за коняшки, на всех тельняшки” (зебра). Вот львица охотится на зебру. Зебра убегает с большой скоростью. Однако, львица тоже хорошая бегунья и может догнать зебру. Что делать зебре? (защищаться) Средство защиты зебр – удар копытами. В полете, зебра бьет врага задними ногами. Такой удар может сильно навредить хищнику. Зебра очень игрива, грациозное животное, каждая покрыта полосками и они не повторяются. -Давайте и мы с вами превратимся в зебр и нарисуем на себе много полосок? - Посмотрите кто это идет к нам? Воспитатель: “Тут входит голову задрав Не потому, что важный граф Не потому, что гордый нрав А потому, что он …(жираф) (показ иллюстрации или фигуры животного). В саванне живет самое высокое животное на земле. Почему же жираф выглядит гордо и важно? (у него длинная шея, ноги). Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом. Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья). - А хотите мы и в жирафов превратимся? посмотрите у него тоже интересный окрас. В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят: “И петь не поет И летать не летает… За что же народ Его птицей считает?” (Б.Заходер) Кто же это? (страус) Почему же его считают птицей? (у страуса есть крылья, но служат ему украшеньем).А еще у страусов есть одна интересная особенность он когда боится прячет голову в песок. “Есть очень много рогачей В зоопарке и в лесу У всех рога на голове А у него лишь на носу”(носорог, показать) Огромен носорог от двух до четырех метров в длину, весит до 4 тонн. Его тело покрыто толстой кожей грязно-серого цвета. А что у него на лбу? (рог) А вот Африканские гиганты. Узнали вы их? (слоны, показать) Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится). Самое удивительное у слона – хобот. Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет). Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Африканский теремок» Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных животный Африки. По одной карточке на каждого участника. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказк): - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, Лев. А ты кто? - А я - Жираф. Пусти меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. У меня есть тоже хвост. Зебра Носорог Слон Страус А в каком уголке Африки мы еще не были. Были в пустыне были в саванне были, -Правильно тропики. В тропиках живет много обезьян, почему? (да правильно обезьяны живут в тропиках потому, что там растет много деревьев, пальм, кокосовые, банановые, финиковые. Обезьяны прыгают, лазают, по деревьям перепрыгивают с пальмы на пальму, цепляясь за лианы. У них очень интересная и веселая жизнь. А наше путешествие продолжается. - Давайте вспомним, что было нарисовано на карте коричневым цветом? (показываю горы) Это – Килиманджаро. (показываю на карте). В переводе с суахили это язык народов Африки, сверкающая гора, а как вы думаете почему? В солнечных лучах она сверкает. Здесь берут свое начало многие реки Африки: Нил, Конго, Замбези, Лимпопо. “А по реке плывет бревно Ох, и злючее оно Тем, кто в речку угодил Нос откусит…” (крокодил) (показать) -В Африканских реках водится много крокодилов. Они подстригают свою добычу в воде. Когда зебры, антилопы подходят к водопою они на них набрасываются. Крокодилы очень сильные животные. По берегам рек растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы, бананы. Ну, что засиделись? Давайте немного отдохнем?

Я по Африке иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф

(руки вверх, потягивание).
У меня над головой

(наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы фиников набрать.
Вот вельвичия, турист

(руки поочередно вытягивают вперед):
Левый лист, правый лист (руки в стороны).
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места).

Ой, ребята, пока мы здесь с вами беседовали. все звери спрятались и оставили только свои фотографии на память. -Что - же видимо пара нам возвращаться домой, в детский сад? - Садимся в наш корабль, занимаем свои места и в путь. - Вот мы и прибыли в детский сад, до свидания ребята, (до свидания) Вот, например, у льва большая грива, значит он какой? (большегривый) А у страуса тонкие ноги, значит он какой? (тонконогий). Если страус ест только траву, значит он какой? (травоядный) Крокодил плавает в воде, значит он какой? (водоплавающий) У жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий) У слона длинный нос, значит, он какой? (длинноносый) Крокодил нырнул в воду, а потом из воды…(вынырнул) Страус зарыл голову в песок, а потом он ее оттуда..(вырыл) И передвигаются все по-разному. Как передвигается крокодил? (плавает, ходит) А носорог? (ходит) А черепаха? (ползает)

ИТОГ: Скажите, понравилось вам путешествие? Ребята, я сейчас вам раздам сигнальные карточки: красного и зеленого цвета. Я сейчас буду говорить следующие предложения. Если вы считаете, что оно правильное поднимаем зеленую сигнальную карточку, а если неправильное, то красную. Итак поехали: Мы сегодня путешествовали в Австралии. Африка делится на 3 зоны: пустыня, тропики, саванна. В Саване есть гигантские деревья – баобабы. Африка – это царство холода.
Ну, что ребята молодцы!
На этом наше путешествие закончилось. До свидания! (попрощаться с гостями)