Большинство людей совершенно недооценивают роль жестов и мимики в общении, уделяя больше внимания словам. Однако, именно основываясь на невербальных сигналах, создаётся первое впечатление о собеседнике. Оно же впоследствии запоминается на очень долгое время.

Фанатики красочны, а человечеству приятнее видеть жесты,
нежели выслушивать доводы.
Фридрих Вильгельм Ницше

Жесты, как невербальное средство общения

Действия и различные жесты, которыми мы сопровождаем нашу речь, вносят значительный вклад в наше выступление.

Они помогают или, наоборот, отвлекают слушателей от разговора. Даже полное отсутствие жестов тоже несёт определённую информацию.

В любом случае невербальная речь очень многое может рассказать о нас, как ораторах.

Рукопожатие

Обращая внимание на действия и поступки, которые люди делают неосознанно, можно многое о них узнать. Например, рукопожатие .

Совершая это действие, человек не задумывается, как именно он это делает. Очень часто из-за этого рукопожатие получается неправильным.

  • Если оно неуверенное и вялое , то это наверняка вызовет у собеседника мысль, что не вы здесь авторитет .
    Также нельзя переусердствовать, сжимая руку собеседника, словно клещами . Такой жест можно воспринять, как желание навязать свою волю .

Не контролируемые прикосновения

Существуют различные, не контролируемые сознанием жесты, такие как ерзанье на стуле , прикосновение к лицу , волосам .

Они свидетельствуют о вашей взволнованности и даже лукавости.

  • Когда причёску поправляет женщина , это воспринимается как сексуальный жест , символизирующий «прихорашивание».
    Всякие прикосновения ко лбу, носу, рту на языке жестов расценивается как неправда . Бессознательно вы пытаетесь нейтрализовать ложь, которую говорите, тем самым пытаясь закрыть самому себе рот.

Почему жесты необходимо распознавать

Все люди периодически врут. Вот почему так важно умение расшифровывать действия, которые не контролируются сознанием.

Бессознательные жесты и телодвижения могут выдать обманщика. Многие психологи убеждены, что лгуна всегда можно распознать, как бы он ни старался скрыть свою ложь. Его выдаст несогласованность между тем, что он говорит и тем, что делает.

Руки нам все расскажут о собеседнике

Стоит обращать внимание на симметрию :
  • Когда человек жестикулирует одной рукой , выглядит это неестественно . Поэтому необходимо использовать обе руки попеременно или в равной мере.
    Скрещивание рук во время разговора, наталкивает ваших собеседников на мысль, что вы демонстрируете свой скепсис либо не верите своим же словам.

Видео: Интересные факты о жестах. Язык жестов

Осанка

О многом может рассказать осанка:
  • Сутулых , сгорбленных людей всегда принимают за неуверенных в себе или апатичных. Таких людей считают нервными или нездоровыми.

Часы

Постоянно поглядывая на часы, вы можете разозлить собеседника . Этот жест нужно делать как можно незаметней или вовсе от него отказаться .

Роль языка жестов и мимики при невербальном общении

Язык жестов необходим не только в общении. Он помогает менять собственный подход ко многим вещам. Так как выразительность языка жестов достаточно высокая, то использовать его следует крайне осторожно.

Элементы невербальной коммуникации многозначны, следовательно, и толковать их нужно только исходя из контекста определённой ситуации.

Однако нельзя безоговорочно доверять исключительно бессознательному поведению. Необходимо воспринимать информацию в комплексе, совмещая невербальную информацию с вербальной. Имея уже определённые знания о конкретных человеческих жестах, можно лишь основываться на них.

Необходимо развивать наблюдательность , так как она помогает собрать как можно больше сведений о людях, с которыми приходится общаться.

Умение слушать - отличный навык . Интонация и звучание голоса имеют не меньшее значение, чем сам смысл слов.

Следим за собой

Собственным бессознательным поступкам также нужно уделять внимание.

Подмечая исходящие от нас сигналы, нужно отмечать нашу реакцию на происходящее, запоминать изменение голоса, положение тела, жесты.

Необходимо учитывать внутренние сигналы, которые ощущаем мы. К таковым относится нервная дрожь, оповещающая о возбуждении или, например, головная боль, предупреждающая о стрессе.

Заключение

Язык жестов используют и для того, чтобы объяснить поведение людей, и для достижения успеха в жизни. Научившись правильно интерпретировать различные поступки и действия можно помочь как самому себе, так и другим.

Ведь если правильно расшифровать бессознательные сигналы , которые поступают к нам от других людей, можно постичь скрытые их мотивы .

В колонках играет - ДДТ - Россияне
Настроение сейчас - ненаю... =)

Подчеркивая определеную связь внутреннего, психологического содержания личности с внешними, морфологическими особенностями строения лица, следует помнить, что лицо любого человека не является чем-то застывшем, а представляет собой целую гамму различных движений, что выражается в мимике.

Лицо, взгляд

Например, полностью поднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающее миру из-за интенсивных отношений с ним. Подчеркнуто поднятая голова обнаруживает отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие. Запрокидывание головы назад демонстрирует) большое желание деятельности, вызов. И, напротив, склоненная набок голова указывает на отказ от собственной активности, полную открытость собеседнику "стремление идти навстречу вплоть до покорности. Расслабленно свисающая вниз голова - признак всеобщей нехватки готовности к напряжению, безволие.

"Язык взгляда" очень разнообразен. Так, полностью открытые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость. Слишком же широко открытые ("вытаращенные") глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Прикрытые,"занавешенные" глаза - зачастую признак инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления. Суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание (наблюдение), либо (в сочетании со взглядом сбоку) коварство, хитрость. Прямой взгляд, с лицом, полностью обращенным к партнеру, демонстрирует интерес, доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию. Взгляд сбоку, углами глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии. Взгляд снизу (при склоненной голове) указывает либо на агрессивную готовность к действиям, либо (при согнутой спине) на подчиненность, покорность, услужливость. Взгляд сверху вниз (при откинутой голове) обнаруживает чувство превосходства, высокомерие, презрение, поиски господства. Уклоняющиеся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно чувство вины.

Оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношение к жизни, общее невеселое выражение лица. Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица. Если рот выглядит пухлым, то его указывает на увеличенную жизненность чувств; мягким - на чувствительность; острым, точно вырезанным - на интеллектуальность; твердым - на определенность воли.

Hемецкий антрополог Карстен Hимиц, исследуя с помощью видеомагнитофона улыбку в ее динамике, установил, что впечатление об искренности или притворности улыбки возникает в зависимости от скорости, с которой поднимаются уголки рта, и от одновременного расширения глаз с последующим кратким смещением век. Исследователь подчеркивает, что слишком длительное расширение глаз без их кратковременного закрывания в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза. Hапротив, кратковременно закрывание глаз - умиротворящий элемент мимики. Улыбающийся как бы дает понять: "Я не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закрываю глаза".

Жесты.

К средствам невербальной коммуникации принадлежат кроме мимики и жесты. "Чтение" языка рук и в целом жестов все больше становится предметом исследований, особенно за рубежом (например, Г. Калеро, Д. Hьюренберг, А. Штангль, С. Данкелл и др.).

А. Штангль в своих работах описывает множество жестов, в особенности рук и кисти, "чтение" которых позволяет лучше пою мать собеседнике. Вяло свисающие вдоль тела руки - пассивность, отсутствие готовности к действии, недостаток воли.

Скрещенные на груди руки - защитная реакция, известная изоляция, некоторое выжидание. Руки заложены за спину - отсутствие готовности к действию, а также скрытые с ношение, робость, затруднительное положение. ладонь, открытая кверху - жест объяснения, убеждения, открытого представления, отдавания. Одна или обе руки спрятаны в карманах - скрывание затруднений, неуверенности, потеря непосредственности. Рука сжимается в кулак - концентрация, овладение волнением, стремление к самоутверждению. Потирание рук - человеком овладели приятные, удовлетворяющие его мысли.

Рука что-то берет или делает движение в определенном направлении - непосредственно телесное, материальное захватывание, что признак жадного слишком много думающего о материальном обладании человека.

Движения рук, закрывающие лицо или часть его - желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость иди затруднение. Стирающее движение рук по лбу - стирание нехороших мыслей, плохих представлений или концентрация на размышлениях.

Раскрытая ладонь гладит что-нибудь приятное на ощупь (например, другую руку) - мягкий нрав, благодушное настроение.

Напряженно выпрямленный указательный палец - знак концентрации на внутреннем состоянии, безотносительно к другим людям. Указательный палец, прямой, касается края губ - чувство неуверенности, поиск причин, помощи.

Палец засунут в рот - наивность, состояние рассеянности, непонимания.

Палец касается глаз или ушей - знак некоторой неловкости, известная робость, желание убежать.

Кончики указательного я большого пальцев соприкасаются, в то время как остальные, особенно мизинец, оттопырены - высокая степень концентрации внимания к тончайшим деталям.

Руки упираются в бедра - потребность в усиления я, упрочении, демонстрация своей твердости и превосходства, вызов, бравада - от наивной до злобной формы. Часто сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости или смущения.

Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь на что-то (например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д.) - стремление к духовной опоре или внутренняя неуверенность.

Каждый жест человека - это как слово в языке. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в процессе взаимодействия, а тестовые группы - важная составляющая обратной связи.

"Бессловесная" обратная связь может предупредит о том, что вам нужно изменить поведение, сделать что-либо, чтобы достичь нужного вам результата в общении с воспитанниками или о конкретным собеседником.

Приведем некоторые группы жестов, описанные американскими специалистами в области коммуникации Д. Hьюренбергом и Г. Калеро.

Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх (жест, с вязанный с искренностью и открытостью), пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук (обозначает открытость натуры), растегивание пиджака (люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии). Hапример, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты (оборонительные). Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Hапример, жест "рука у щеки" - люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки - подбородок опирается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы - ниже рта (позици (позиция "это замечательно!"). Hаклоненная голова - жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены - значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбо (одка (жест "хорошо, давайте подумаем") используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками (протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п.) - это пауза для размышления. обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

Расхаживание - жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы - жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности "напряженной мысли.

Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд ("Я смотрю на вас, но не слушаю").

Жесты ухаживания, "прихорашивания". У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев ("в вашем присутствии я чувствую себя уютно"), у мужчин - поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз к др.

Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот - собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону - показатель скрытности. Hоги или все тело обращены к выходу - верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем - знак сомнения (другие разновидности этого жеста - потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз).

Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи - это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.

Жесты готовности. Руки на бедрах - первый признак готовности (его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать). Вариация этой позы в положении сидя - человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени (так сидят непосредственно перед заключением соглашения или. наоборот, перед тем, как встать и уйти).

Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы - переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.

Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности - медленное и изящное поднятие руки к шее.

Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п./ тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями/; тесно оплетенные, напряженные руки - жест недоверия и подозрения (тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха), руки тесно сжимают одна другую - значит человек попал в "переделку" (например, должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него/; поглаживание шеи ладонью (во многих случаях, когда человек защищается) - женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.

Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма (жест "купол"), что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость (очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный).

Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят (так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители). Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом - сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, я встать перед ним.

Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла (тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство), локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук, расположенные прямо перед ртом (такие люди играют с партнерами в "кошки-мышки", пока те не дают им возможности "раскрыть карты", указанием на что служит убирание рук от рта на стол), позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо - признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза - сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники (типична для ожидания приема у зубного врача). Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться с сильными чувствами и эмоциями.

Осанка. Поза. Походка.

Общие и специфические характеристики осанки и походки человека тоже могут многое рассказать внимательному наблюдателю. Хорошая, непринужденная осанка свидетельствует о высокой восприимчивости и открытости, способности к немедленному использованию внутренних сил и о свободе от какого-либо ограничения. Hеподвижность или напряженность тела указывают на реакцию самозащиты, избегание контактов, закрытость, часто чувствительность, а также на неловкое старание быть корректным. Плохая, вялая осанка, сутулая спина, обнаруживают покорность, смирение, угодничество. Позы конвенциального рода (одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т. д.) свидетельствуют о недостатке самостоятельности я о потребности в незаметном включении себя в общий порядок.

Весьма информативна верхняя часть тела человека. Hапример, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком "говорят" о беспомощности, нервозности, хроническом страхе, неуверенности и боязливости, плечи, спадающие вперед, указывают на чувство слабости и подавленности, комплекс неполноценности.

Свободное опускание плеч свидетельствует о наступившем чувстве уверенности, о внутренней свободе, владении ситуацией. Отведение плеч назад означает решимость действовать, чувство силы, активность, предприимчивость, нередко переоценку собственных возможностей.

Выпяченная грудная клетка наблюдается у людей активных, с развитым ощущением собственной значимости, потребностью в социальных контактах, впалая грудная клетка часто указывает на известное равнодушие, замкнутость, пассивность, покорность и угнетенность.

Положение ног и ступней также может предоставить определенную информации о состоянии и психологических качествах человека, Так, уверенно стоящий на ногах человек (ноги расставлены не более, чем на две ширины ладони), с равномерным распределением веса тела, свидетельствует, что это человек сильный "уравновешенный, спокойный, твердого характера, умеющий применяться к обстоятельствам. Неподвижная, застывшая поза, при сильном напряжении, указывает на плохую приспособляемость, упрямство, негибкое самоутверждение.

Изменчивая поза стоя, при недостатке напряжения, о частой сменой опорной ноги и позиции ступней, обнаруживает недостаток твердости и дисциплинированности, ненадежность и боязливость. Покачивание на носках означает либо подготовку к активному движению, либо агрессивную установку, либо свидетельствует о заносчивости. Стойка "широко расставив ноги" указывает на потребность в самоутверждении, широкие притязания, завышенную самооценку к часто - на чувство неполноценности.

Если походка или стойка характеризуются заметной повернутостью носков ног наружу, то это говорит "о чванливой походке", самомнении и самодовольстве ("выступает павой"). Если же носки загнуты вовнутрь, то это указывает на известную внутреннюю слабость, относительный недостаток напряжения, сомнение в своих силах.

Различают несколько типов походки: ритмичная - расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения) типична для гуляющих; равномерная (по типу армейского маршевого шага) - волевая деятельность или стремление к цели; широкие шаги - часто экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость, непринужденность абстрагирующее мышление; короткие, маленькие шаги - чаще интроверсия, осторожность расчет, быстрое мышление и реакция, сдержанность, тип мышления, скорее, конкретный; ритмически сильная (с усиленными движениями бедер) - наивно- инстинктивные и самоуверенные натуры, раскачивание плеч в резонанс - в основном, эффектные, самовлюбленные индивиды; шаркающая, "провисающая" - отказ от волевых усилие, и стремлений, вялость, медлительность, леность; твердая, угловатая, "ходульная", "деревянная" - зажатость, недостаток контактов, робость, неспособность к свободному проявлению. постоянное приподнимание на напряженных носках ног - стремление вверх, ведомое сильной потребностью а чувстве превосходства, особенно интеллектуального.

Различаются несколько способов посадки человека: закрытая (ноги и ступни сомкнуты) - боязнь контакта, недостаток уверенности в себе; беззаботно-открытая (ноги или бедра широко расставлены) - недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность; ноги замкнуты одна за другую - естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите; посадка на краешке стула, с выпрямленной спиной - высокая степень заинтересованности в предмете разговора; посадка при постоянной готовности вскочить (например, одна ступня - под сидением стоит полностью. другая - позади нее на носке) - типичная для неуверенно-боязливых или злобно-недоверчивых натур;

По мнению Д. Hьюренберга и Г. Калеро, люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а люди, обычно держащие руки в карманах, скорее всего критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других.

Те, что находятся в угнетенном состоянии духа, тоже часто при ходьбе держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут.

Таким образом, характер отношений, а также некоторые личностные особенности могут отражаться не осанке, посадке, походке и другой, типичной для данного человека позе.

Высокомерные люди откидывают корпус назад, выпячивают грудь и вскидывают голову - скромные пытаются быть незаметными, поэтому сутулятся, втягивают голову в плечи, которые слегка приподнимают. Типичный подхалим наклоняет весь корпус вперед, при этом устремляя взгляд на собеседника и широко, подобострастно улыбаясь.

Определение характера человека по его внешности - дело, безусловно непростое. Всегда необходимо учитывать, что некоторые люди стремятся замаскировать свое внутреннее содержание внешней игрой. Однако определенную информации об индивидуально-психологических особенностях личности и поведения человека его типичные позы все же содержат.

Представляют интерес данные о типичных позах во время сна. Поза спящего - ночной язык человека" - так назвал свою книгу американский специалист в этой области С. Данкелл (Hью-Йорк, 1978). Приведем описанные в книге некоторые позы спящих и их интерпретацию.

Если человек спит на боку, свернувшись "калачиком" и прижимая подушку руками к животу, то в жизни он слаб и беззащитен, постоянно нуждается в помощи и покровительстве.

Данкелл образно называет таких людей "бутонами", не желающими"расцвести". По его мнению, они подсознательно не желают расставаться с детством, испытывая потребность в покровительстве человека с сильным характером. Им приятно, когда о них заботятся. Нерешительные, не уверенные в себе они избегают ответственности и в равное мере подвержены как хорошему, так и плохому влиянию. По сути, это чувствительные, импульсивные натуры, которые руководствуются в своих поступках больше минутным настроением, нежели здравым смыслом.

Если спящий просто лежит на боку, свернувшись "калачиком" лишь наполовину и слегка разбросав ноги и руки, то он человек уравновешенный, хорошо умеющий приспосабливаться к обстановке.

Тем, кто спит на животе, раскинув руки по всю ширину кровати и подогнув одну ногу, обычно уверены в себе, пунктуальны, последовательны в своих рассуждениях, любят порядок и не терпят неожиданностей; расчетливы, предусмотрительны. Их часто обвиняют в педантичности, отсутствии воображения. Они любят навязывать свое мнение, командовать, руководить.

Hа спине спит тот, кто в повседневной жизни уверен в себе, силен, спокоен, ощущает себя лидером в той среде, в которой живет. Чаше всего так спят балованные дети.

Спящие на спине, заложив руки за голову, обычно общительны и сердечны, знают о своих недостатках, но предпочитают не думать о них. Это люди светлого ума, дружески настроенные к окружающим.

Они принимают мир таким, каков он есть - правда, последнее обусловлено желанием не усложнять себе жизнь.

Те, кто спит на боку, лишь слегка согнув колени, - уравновешенные, покладистые люди. Они редко вступают в конфликты, склонны к разумным компромиссам и без особого труда приспосабливаются к различным житейским условиям и ситуациям. Однако им не хватает смелости, энергии и настойчивости в достижении своих целей. Им не свойственно честолюбие или стремление быть лидерами" блистать в обществе - они предпочитают оставаться в тени, особенно, если это тень человека любимого ими и уважаемого.

Hекоторые спят, свесив одну или обе ноги с кровати, словно они собрались куда-то бежать. Эти люди и в жизни находятся постоянно в бегах. Другие спят, заложив одну ногу за другую, что говорит об их беспокойном характере, не способном уяснить, осмыслить происходящие вокруг события. Тот, кто с пит, завернувшись в одеяло - так, что торчит только кончик носа, - и в жизни прячется в угол, застенчив и боится столкновений в жизни. Спящий ничком на животе не любит всяческих житейских неожиданностей, всегда точен и аккуратен, никогда и никуда не опаздывает. В позе "сфинкс" обычно спят люди, у которых плохой сон, кого жизнь не балует и кто готов в любую минуту вернуться к действительности о ее невзгодами.

Очень характерная черта, позволяющая составить более общее впечатление о человеке - его голос. Вот некоторые характеристики человеческого голоса: скорость речи: оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе, спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость; громкость: сильный голос, как правило, присущ истинной силе побуждений (жизненной силе) либо кичливости; тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении; артикуляция: ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости; расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли; высота: фальцет (дословно - "головной голос") присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта, грудной голос - мышление и речь эмоциональны, естественны, не созданы сознательно; высокий пронзительный голос - признак страха и волнения, а низкий означает покой, расслабленность и достоинство; режим и течение речи: ритмичное говорение (ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями) говорит о богатстве чувств, уравновешенности, скорее, хорошем основном настроении; строго цикличное, правильное говорение означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств; округло- текучая манера говорить (типична для общения на пикниках) свойственна людям, живущим глубоко, полно, эмоционально, угловато-отрывистая манера (типичная для шизотимиков) характеризует трезвое, целесообразное мышление.

Смех.
Интересные наблюдения А. Штангля за особенностями смеха.

Смех на -а (ха-ха) - совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный.
Смех на -е (хе-хе) - не слишком приятный, а, скорее, дерзкий, завистливый.
Смех на -и (хи-хи) - одновременно скрытный и хитрый, смесь иронии и злорадства.
Смех на -о (хо-хо) звучит хвастливо-угождающее и в основе своей издевательский и протестующий.
Смех на -у (ху-ху) указывает на скрытый страх, боязливость.

Наверное, каждый из нас неоднократно замечал, что при знакомстве с новым человеком буквально в первые минуты возникает чувство симпатии, предрасположенность к дальнейшему общению либо антипатия, желание прекратить коммуникацию. Причина такой, казалось бы, спонтанной реакции на нового знакомого кроется в его жестах и мимике - каждому свойственно интуитивно оценивать собеседника по его неосознанной жестикуляции и выражению лица. Психология жестов и мимики является наукой, призванной изучить связь между внутренним состоянием человека и внешними проявлениями, выявить закономерность между эмоциями, чувствами, и сопровождающими их жестами, определить влияние непреднамеренной жестикуляции и мимики на эффективность межличностных коммуникаций.

Изучая язык жестов, психология достигла немалых успехов: опытные специалисты по невербальным сигналам, подающихся человеческим телом, определяют настроение и переживания человека, распознают обман, выявляют основные черты характера. Однако знание основ психологии мимики и жестов полезно не только специалистам, проводящим исследования в данной сфере, но и людям, далеким от психологии - владея информацией об значении невербальных сигналов, можно не только научиться лучше понимать собеседника, распознавать ложь, но и использовать знания для достижения успеха в межличностном общении.

Язык жестов универсален для всех

Вне зависимости от воспитания, манеры поведения, привычек, на подсознательном, интуитивном уровне организм каждого человека реагирует на разные ситуации примерно одинаково, поэтому, наблюдая за непроизвольной жестикуляцией и мимикой даже незнакомого человека, с большой вероятностью можно сделать правильные выводы. Однако следует помнить, что все жесты необходимо рассматривать в комплексе, а не по-отдельности - жесты многозначны, их можно верно истолковать только в совокупности с другими невербальными сигналами. Владея начальными знаниями и некоторым опытом, можно правильно распознавать настроение собеседника, его личное отношение к оппоненту. Рассмотрим распространенные жесты.

Защитные жесты

В случае, когда человек чувствует опасность, дискомфорт, испытывает недоверие и антипатию к собеседнику, ощущает себя не комфортно в обществе определенных людей, он подсознательно стремится отгородиться, закрыться от них. Поэтому, если собеседник при общении скрещивает руки на груди, закладывает ногу на ногу, отодвигается назад, держит перед собой в качестве дополнительной преграды между ним и вами какой-либо предмет (папку с документами, бумаги), значит, конструктивного диалога, скорее всего, не выйдет - человек чувствует себя напряженно и подсознательно настроен на защиту. Еще одним красноречивым невербальным знаком негативной реакции и защиты психология жестов называет сжатые в кулаки руки.

Жесты, свидетельствующие об открытости и предрасположенности

В противовес жестам защиты существуют невербальные сигналы, свидетельствующие об предрасположенности, определенном доверии и положительной оценке услышанного (увиденного). Свободная, несколько расслабленная поза, расстегивание верхних пуговиц пиджака или верхней одежды, наклон к собеседнику, демонстрирование открытых ладоней, выпрямление ног, соединение пальцев рук на подобии купола - это жесты открытости. Если собеседник подает вам именно такие невербальные сигналы, значит, он чувствует себя комфортно в вашем обществе и с большой вероятностью общение принесет результаты, на которые вы рассчитываете.

Жесты скуки

Понять, что собеседнику скучно и вам необходимо перевести разговор в другое русло либо закончить беседу, довольно просто. Об скуке свидетельствует постукивание ногой об пол, переступание с ноги на ногу, подпирающая голову ладонь, разглядывание обстановки, "пустой" взгляд, постоянные поглядывания на экран мобильного телефона, перебирание в руках посторонних предметов (щелканье авторучкой, бессмысленное перелистывание страниц блокнота, др).

Жесты личной заинтересованности

В обществе понравившегося человека противоположного пола людям свойственны определенные жесты, свидетельствующие о симпатии. Для женщин такими знаками является поправление прически, одежды, приглаживание волос, покачивание бедрами, поглаживающие движения руками по коленям, блеск в глазах, долгий взгляд, направленный на собеседника. Мужчины в обществе понравившейся женщины поправляют одежду, прихорашиваются, выпрямляют спину, расправляют плечи.

Жесты неуверенности

Уметь замечать невербальные сигналы, свидетельствующие об неуверенности и сомнениях собеседника важно, ведь, заметив жесты этой группы, легко сделать выводы, что человеку нужны дополнительные аргументы, убеждения, чтобы он принял вашу сторону.По наблюдению психологов, такими жестами являются переплетение пальцев рук, потирание шеи, различные движения пальцами, потирание пальцем носа или глаз, подпирающая подбородок ладонь.

Жесты, демонстрирующие превосходство/подчинение

Психология жестов выделяет отдельную группу невербальных сигналов, свидетельствующих о доминировании/подчинении. К признакам внутреннего ощущения превосходства над собеседником и желания доминировать относятся соединенные за спиной руки, расправленные плечи, поднятый подбородок, крепкое рукопожатие (ладонь кладется поверх ладони оппонента), засунутые в передние карманы брюк либо пиджака руки так, что большие пальцы находятся снаружи. Если же человек сутулится, пытается физически оказаться ниже, чем его собеседник (сесть, когда тот стоит, наклонить голову), поворачивает ступни ног вовнутрь, при рукопожатии протягивает руку ладонью вверх, значит, он готов подчиняться и признает авторитет своего собеседника.

Мимика - лицо расскажет больше, чем слова

Мимика собеседника является не менее важной, чем язык жестов, так как по выражению лица психологи могут многое сказать о человеке. Психология мимики позволяет по малейшим изменениям в мимике понять настроение человека и его отношение к тому, что он слышит, видит или говорит сам. Так как люди не могут полностью контролировать все сокращения и расслабления лицевых мышц, именно они в первую очередь выдают все эмоции.

Спокойные глаза и немного приподнятые внешние уголки губ свидетельствуют об хорошем, приподнятом настроении, а тусклые глаза, сведенные брови и несколько опущенные уголки губ являются признаком печали, плохого настроения. Немного приподнятые брови, слегка расширенные веки - знак искренней заинтересованности, а если к такой мимике прибавлен немного приоткрытый рот - вероятно, человек удивлен. Если собеседник плотно сжимает губы, хмурит брови, ноздри его носа непроизвольно расширяются, значит, он испытывает злость или негодование. Также плохим знаком является вытянутое лицо и приподнятые брови собеседника - такое выражение лица зачастую свидетельствует об неуважении, презрении.

Психология жестов и мимики - это наука, позволяющая "читать" эмоции, подмечать малейшие изменения в настроении оппонента и чувствовать своего собеседника. Умея применять на практике знания этого подраздела психологии, можно достичь успеха в общении практически с каждым человеком и навсегда забыть, что такое недопонимание в разговоре.

Дарина Катаева

У кого не возникало желания понять, о чем думает его собеседник? Обманывает ли он вас? Как он, в действительности, относится к вашему мнению? Как же хочется найти ответы на эти вопросы, ведь тогда мы заранее бы знали, стоит ли доверять этому человеку и что от него можно ожидать. Однако такая удивительная возможность есть у каждого, если знать секреты микромимики. С помощью нее вы поймете, как научиться читать мысли людей по лицу!

Секреты микромимики лица

Разные выражения лица у девушки

Чтобы научиться читать мысли людей по лицу, нужно понять, как связаны мимика человека и его сознание. Микромимика – это эмоциональная реакция человека, которая находит свое проявление в малейших движениях нашего лица. Изучением этой взаимосвязи занимается невербальная психология. Согласно ее теории, есть общение вербальное, то есть реальное, а есть невербальное – без задействования языка, но с помощью мимики, жестов и интонации голоса.

Мысли человека и его мимика неразрывно связаны, более того, сокращение мышц лица происходит как произвольно, так и непроизвольно, поэтому иногда мы не в состоянии в полной мере владеть своими эмоциями, которые ясно видны на лице. От хороших знаний и практики зависит ваше умение читать мысли и чувства собеседника и эффективность вашего общения. Особенно внимательным стоит быть, когда мимика не соответствует словам человека, ведь это уже указывает на малейшее проявление лжи.

Нет ничего сверхъестественного или экстрасенсорного в понимании мыслей человека. Мышцы вокруг глаз, щеки, морщинки возле носа, губы – это подсказки, через которые можно понять истинное отношение другого человека к происходящим событиям. С помощью таких мимических подсказок распознаем 7 основных типов эмоций.

Счастье

Человек, испытывающий радость и удовлетворение, не будет скрывать свои чувства. Язык мимики указывает на его ощущения. Уголки рта приподнимаются, носогубные складки тянутся к щекам, а образуются морщинки. Распознать эту эмоцию человека просто, однако иногда возникают сомнения, если у человека , но при этом глаза говорят о противоположном.

Удивление

Искреннее удивление выражается в непроизвольном поднятии бровей, расширению глаз и открыванию рта, губы при этом образуют овал. Удивление – эмоция, подделать которую проще всего. Однако есть секреты, с помощью которых вы поймете, насколько новая и поразительная мысль, произнесенная вами. Обратите внимание на морщины на лбу и на появление блеска вокруг зрачка глаз. Они и указывают на искренность собеседника.

Злость

Одна из самых неприятных эмоций, которую людям труднее всего скрыть. Главные показатели злости — складки между бровями, широкие ноздри, поднятые крайние уголки бровей, сужение и напряжение глаз. Особое внимание обратите на рот: он или плотно закрыт, будто скован, или открыт, но губы в форме квадрата, а челюсть выдвинута вперед.

Отвращение

Если собеседнику или сама ситуация, об этом будут свидетельствовать его суженные глаза, приподнятые щеки, раздутые ноздри и сморщенный нос. Верхняя губа непроизвольно поднимется вверх, будто закрутится. Брови при отвращении опускаются вниз.

Страх

О проявлении даже малейшего страха свидетельствуют брови, которые приподняты, но при этом не изгибаются. Они скорее в горизонтальном положении. Глаза открываются шире обычного, но в них отсутствует блеск, в отличие от удивления. Дополнительные подсказки о наличии страха – это расширенные ноздри и приоткрытый рот.

Грусть

Когда человек расстроен, его брови остаются в плоском положении, но при этом опускаются вниз вместе с кожей над глазами. Губы сжаты, уголки рта опускаются вниз, нижняя губа выдвигается вперед и надувается.

Презрение

На презрение указывает или пристальный взгляд, или сверху вниз. Рот и губы в прежнем положении, они скованны, но при этом появляется полуулыбка. Брови, глаза и морщины не меняют положения.

Как распознать ложь по мимике?

Ученые доказали, что в мозге существуют две нейронные связи, которые отвечают за микромимику. Когда , эти связи начинают «бороться», в следствие чего появляется разночтение эмоций. Особую роль в выявлении обмана играет связь жестов и мимики.

  • Взгляд в сторону . Отвод глаз говорит об отсутствии интереса человека к событиям вокруг него или о желании скрыть информацию. Иногда появляется противоположная реакция – пристальный взгляд в глаза. Такая реакция возникает, когда человек знает, что при обмане отводить глаза в сторону не рекомендуется.
  • Нервное покусывание губ . Такое движение свидетельствует о беспокойстве собеседника или о желании соврать
  • Частое моргание . Данная реакция – следствие неожиданного вопроса или стрессовой ситуации, из которой один выход – выкрутиться и соврать.
  • Мгновенные касания носа . Ученые говорят, что во время лжи нос начинает чесаться, поэтому обманщик резким движением его протирает.

Как применять знания о микромимике?

Учитывая, что каждая эмоция по-разному проявляется, запомнить все особенности не так просто. Большую роль играет практика и терпение. Запомните выражения одной эмоции, и ищите ее проявления в глазах своего собеседника. Чтобы постичь эту науку можно даже потренироваться на близком друге или любимом человеке. Наблюдая за ним, делайте вывод, а потом поинтересуйтесь, были ли вы правы в своих суждениях.

Если вы хотите понять мысли человека, начните с элементарного: смотрите ему в глаза! Именно эта часть нашего лица является зеркалом души. Подделать блеск в глазах практически невозможно, поэтому они свидетельствуют об отношении человека в окружающим его событиям.

Не забывайте о связи , которые проявляет человек. Наличие искренней эмоции проявляется в полной гармонии этих невербальных знаков. Если возникает дисбаланс, это свидетельствует о проявлении лжи.

Возможные ошибки :

  • Мысли о том, что понять эмоции можно любого человека. Есть люди, которые умеют владеть собой и каждым своим движением. Часто это «картежники» или шахматисты, успех которых напрямую зависит от сдержанности и самоконтроля.
  • Обобщение. Не забывайте про менталитет, культуру и национальность человека. Вызвать улыбку у немца трудно, однако это не говорит неискренности, в то время как американцы не могут спокойно реагировать на «каменное выражение» лица.
  • Поспешные выводы только по одной эмоции. Каждый человек индивидуален, поэтому перед выводами рекомендуется узнать человека ближе.
  • Применяется распознавание мыслей человека при общении с малознакомым человеком, с ребенком-подростком, шефом или подчиненными и с противоположным полом. В этих ситуациях крайне важно знать, о чем думает собеседник!
29 декабря 2013, 10:25

Возможно, вы когда-нибудь видели сериал «Обмани меня» или слышали о нём. Концепция сериала построена на психологии языка жестов и мимики. Умные и проницательные учёные расследуют самые запутанные преступления, «читая» людей через их невербальные средства общения: мимику, жесты, позы.

Основная мысль фильма с научной точки зрения верна - действительно, непроизвольные мимические реакции человека не бывают случайными, за ними всегда существует какой-то смысл, но такой точности в его интерпретации, какая демонстрируется в упомянутом фильме, наука пока не достигла. Однако и существующие знания говорят о большом значении мимики в общении, и профессионалы, работающие с людьми, хорошо знают это.

Взять за руку человека - вроде обычный жест,
но почему-то именно он заставляет всё внутри перевернуться...
Автор неизвестен

Отрасль науки, изучающая невербальное общение, мимику и жесты, называется паралингвистика . В этом слове «пара-» означает «около».

Эти сигналы сопровождают каждое исходящее от человека сообщение, но при этом идут параллельно со словесным, вербальным содержанием. Такой подраздел паралингвистики, как кинесика, изучает непосредственно общение мимикой, жестами , вокальные особенности речи.

Жесты

Человек не сразу изобрёл речь. Долгое время он коммуницировал с сородичами только невербально. И этот промежуток времени, по-видимому, длился дольше, чем история речи.

Это объясняет, почему невербальные привычки в общении так глубоко укоренены в нашем подсознании. Например, если человек не чувствует себя в безопасности, он рефлекторно отгородится от собеседника руками, сложив их на груди, например. Этот жест выдаёт дистанцирование.

Если человек во время общения начинает постукивать по столу, это выдаёт его нетерпение. У него уже есть энергия для какого-то другого действия, но текущий диалог отнимает время, он не полностью вовлечён в него, а накопившуюся энергию вымещает непроизвольными движениями.

Словарь жестов обширен, его описание можно найти в пособиях по кинесике. Но нужно всегда помнить, что интерпретация жестов носит вероятностный характер, и должна проводиться в комплексе с другими сигналами.

Мимика

Общение мимикой тоже очень древний вид коммуникации.

Мимические сигналы подают даже животные, их легко понимают даже представители другого вида: например, человеку была бы неприятна встреча с собакой, которая скалится. Но у человека лицевые мышцы развиты гораздо лучше и тоньше, за счёт этого лицо обладает большой выразительностью. Даже контролируя свою мимику, мы не можем избежать непроизвольных выражений испытываемых эмоций.

Главный принцип анализа выражений лица это комплексность. То есть, если брови опускаются и сводятся вместе, то это признак гнева в случае, если это непроизвольное движение сопровождается другими признаками - сужением и напряжением губ, например.

Некоторые проявления просто невозможно контролировать, к ним относится размер зрачка. При боли, интересе, влечении, и других сильных переживаниях он расширяется.

Положение тела

Доминирование и добровольное подчинение считывается по позе очень просто: легко понять, по расправленным плечам и взгляду свысока, что человек уверен в себе.

Также сильной сигнальной системой является взаимодействие в зонах общения. Вторжение в зону интимного общения (примерно полметра) сбивает с толку и приводит человека в смятение. Этим, например, пользуются спецслужбы для того, чтобы вывести допрашиваемого из равновесия.

Знания в области психологии языка жестов и мимики полезны не только при общении, но и для самоконтроля. С течением жизни на лице человека закрепляется выражение его доминирующей эмоции. Поэтому чтобы ваше лицо было привлекательным, следите за тем, чтобы оно выражало больше позитивных эмоций.