В Черногорию мы решили поехать, чтобы уже «хотя бы куда-нибудь», немного переключиться, поскольку уже несколько месяцев никуда не ездили.

Особого выбора куда поехать на этот раз не было — шенгенские визы закончились, новые сделать мы не успели. В общем, в Черногорию так в Черногорию. Почему нет.

Вообще вся подготовка к таким поездкам у нас сводится к тому, чтобы решить куда именно (на этот раз Будва) и найти подходящие апартаменты.

От друзей и знакомых я знаю, что квартиры с большими панорамными (обычно сдвижными) окнами, видом на море — все это скорее летние варианты.

Задача минимум была найти что-то с двумя спальнями, поскольку нас было 4 человека, и квартиру, в которой есть хоть какие-то радиаторы и полноценные стеклопакеты, чтобы не мерзнуть.

Эти были дни вокруг празднования Пасхи. И за 8 дней сейсмографическое оборудование зафиксировало 871 замлетрясение по всей территории нынешней Черногории.

И просто удивительно, как старые города здесь восстановили, не только в Будве. Следов того землетрясения осталось очень мало.

Старый город в Будве.

Погода в Будве в марте

Что касается погоды, то рядом с морем в межсезонье она, похоже, меняется довольно часто и резко. И, мне кажется, очень резко меняется давление. Но в целом в начале марта было ощущение весны, а иногда уже и лета:

Все уже цветет.

Первый день после нашего приезда был тихим и солнечным, температура была около 18 градусов, на солнце днем по ощущениям около 20 или даже больше.

Улица Ядрански пут, основное шоссе, которое проходит через Будву.

На следующий день погода резко испортилась и весь день шел дождь. Нам это отдых не испортило, потому что мы изначально понимали, что едем в межсезонье, и были готовы ко всем его особенностям.

Кроме того, удачная квартира (когда внутри тепло, красиво и за окном хороший вид) — уже решение проблемы.

София тоже быстро сориентировалась и сказала, что хочет полежать на диване «с видом на мультик». Для нее это на самом деле необычно. Телевизор у нас дома работает крайне редко.

На следующий день после дня дождей был штормовой ветер, то есть погода опять не очень. Но на следующий день опять светило солнце и было очень тепло.

Площадки. Ищем их везде.

Потом опять все по кругу: после солнечного дня был дождливый, потом в первой половине дня было солнечно, а к вечеру погода испортилась.

За неделю нашего пребывания в Будве было 2,5 дня солнечных. Остальное время было дождливо или ветрено.

Вид со Словенского пляжа, городского пляжа Будвы.

Нам это настроения не испортило. Когда погода была не очень хорошая, мы

В Которе мы уже были, но это все равно одно из любимых мест в Черногории:

Старый город в Которе.

Или просто ездили куда-то на машине. Или гуляли.

Или были дома. Все равно в этот маленький отпуск не удалось приехать без дел и было чем заняться.

Пляжи без зонтиков и купающихся). Вид на пляжи Могрен 1 (ближе) и Могрен 2 (чуть дальше, за скалой).

Атмосфера в Будве в марте

Еще одно впечатление от Будвы: известно, что курортные города в несезон почти вымирают. Но в Будве нормально, город живет, пусть и не все работает.

Новая Будва.

Например, в соседних Рафаиловичах, куда мы приехали вечером, было даже как-то жутковато. Ясно, что в этих больших комплексах апартаментов на берегу в это время никого.

В прошлом году в апреле мы были в Херцег-Нови, там город в несезон так уж полностью не вымирает, но было ощущение, что он наполнен в основном местными пенсионерами. И если гулять по берегу — то видны еще местные школьники.

В этом смысле Будва все же больше похожа на город, который живет круглый год. Но при этом меня поразило — какая же она маленькая. Мы жили на противоположном краю Будву по отношению к морю, но если на машине — то проезжали город за 5 минут, а если пешком, то за 20-30.

За неделю все улицы Будвы мы изучили вдоль и поперек. Вечером по дороге из магазина я уже начала предлагать Сергею — ну, давай проедем хотя бы по шоссе, чуть дальше, чтобы хоть как-то расширить наши перемещения.

В общем-то оно и понятно. Будва действительно очень небольшая, в самом городе живет около 10 тысяч человек, а в округе Будвы еще плюс 5 тысяч, то есть в общей сложности округ Будва — это 15 тысяч.

Дорога из Будвы в Нови-Сад

После нашей неудачной дороги в Будву, дорога назад беспокоила даже маленькую Софию. Она несколько раз спросила «не поедем ли мы опять через горы», потому что «было немножко страшно».

Обратно ехать тем же путем мы, конечно, уже не собирались. Знали, что поедем по берегу, «через туннель», как говорят про эту дорогу.

Навигатор Google уже также видно успел проанализировать информацию про ремонт дороги, по которой мы ехали в Будву. И теперь показывал, что по дороге вдоль берега быстрее.

В целом эта дорога гораздо лучше, особенно в марте. До Подгорицы это нормальное современное шоссе.

Шоссе в районе Подгорицы.

Но впечатления очень сильно зависят от времени года. Когда мы ехали этой же дорогой в прошлом году в августе, было сложнее — много машин, пробки. Одним словом — разгар туристического сезона.

В марте же просто красота. Машин мало, день был солнечным. Выехали из Будвы мы довольно поздно, около часа дня.

Все еще Будва. Перед выездом.

Сделали так сознательно, успели еще немного погулять, София еще немного поиграла на детской площадке на берегу моря. Поэтому по дороге назад она сразу же заснула.

По дороге назад мы восхищались черногорскими видами. Природа в Черногории невероятная — море, горы, ущелья, зеленые горные реки. Такая игрушечная, немного кукольная страна.

Свети-Стефан.

В какой-то момент мы поняли, что она потихоньку начинает превращаться в еще одно любимое место для поездок.

Море, горы — такая Черногория.

Златибор встретил нас свежим снегом. Всего через 7 часов на машине из лета в зиму. Очень необычные ощущения. Но ведь недаром Златибор — горнолыжный курорт.

Дорога в горы, вверх. И неожиданный снег.

Снег, когда он так не на долго, когда ты в горах, когда вокруг сосны — это красиво, необычно и приятно. Но только если снег — совсем ненадолго.

Снег в Златиборе.

Мы опять остановились в тех же апартаментах, утром слепили снеговиков, поиграли в снежки и поехали в Нови-Сад.

В Нови-Саде мы были около 3-х часов дня. И мне кажется, это первый раз, когда мы приехали из сравнительно дальней поездки днем, не устав, не на пределе усилий. И вообще-то это самое то.

По дороге назад София допытывалась, когда же мы наконец уже поедем куда-нибудь далеко, «хотя бы на самолете».

И мы окончательно поняли, что она растет совсем с другим отношением к поездкам и путешествиям, чем может быть мы когда-то. Для нее поездка в соседнюю страну — что-то совсем рядовое, хотя и веселое приключение.

Старый город в Которе.

Выводы

После каждой поездки все равно так или иначе делаешь для себя какие-то выводы. Вот мои после этой нашей поездки.

  • Черногория прекрасная для поездки страна, но для нас идеальная не в пиковый туристический сезон. На мой взгляд идеальное время для поездки конец мая, июнь, либо вторая половина сентября, октябрь. В пиковый туристический сезон Черногория очень сильно переполняется туристами, просто потому, что она очень маленькая.

Черногория без туристов — это просто супер.

  • За наши поездки мы побывали в разных черногорских городах. И мне не особенно нравится восточная часть страны, особенно ближе к Ульциню (хотя в деревеньке Добра Вода отдыхать в прошлом году было очень здорово). Но в целом я понимаю, что недаром именно Будва стала главным черногорским курортом — длинные пляжи, красивый старый город, все-таки какое-то ощущение простора и масштаба.

Вид с пляжа Плоче, рядом с Будвой.

  • Что касается дороги: если ехать зимой, весной или осенью, то от Подгорицы — только по дороге вдоль берега, через туннель. Летом дорога вдоль берега сильно перегружается, поэтому, наверное, лучше оценивать по навигатору.
  • А еще можно на самолете. Из Белграда лететь всего час. Но при большой компании на машине намного дешевле.
  • Выбор жилья: в сезон и несезон, на мой взгляд, критерии при выборе должны быть разные. Летом годится все, что нравится по картинкам. А в несезон есть большая вероятность, что в курортных квартирах (там где сдвижные окна, нет радиаторов и т.п) будет холодно, поэтому нужно искать что-то поосновательнее.
  • Удивило, что в несезон цены на апартаменты на букинге и аирнбн в Будве прямо уж в разы не падают. Хотя отдыхающих явно мало.
  • В целом мы приучаемся к тому, чтобы не ехать на пределе сил. Чтобы ездить с какими-то промежуточными ночевками. Конечно, всегда есть желание сразу же «доехать до места», но количество усилий и усталость в результате, от которой отходишь еще на следующий день — не особенно это оправдывают.
  • И если говорить про поездку на машине с ребенком, то я вижу, что со взрослением Софии ездить нам с каждым разом все легче. Ее проще развлекать, можно о чем-то разговаривать осмысленном или что-то вместе придумывать. А еще есть ощущение, что ей теперь больше нравится сидеть в кресле, пристегиваться и т.п. Могу только предполагать — возможно, ее теперь меньше укачивает даже на тех же горных дорогах.
  • И в целом я, конечно, по-прежнему рада, что наши возможности для путешествий из Нови-Сада довольно большие. Что сегодня мы можем оказаться в симпатичной маленькой Черногории. Завтра в Хорватии (собираемся через неделю). Послезавтра в Венгрии. Хотя София все эти перемещения путешествиями уже не считает, поскольку к соседним странам привыкла. И я с ней согласна. Уже пора дальше.

Пока, черногорские дороги)

Многие туристы предпочитают «оттянуться» в Белграде, после чего двинуть на пляжи Адриатического моря – в соседнюю Черногорию. И это правильно, особенно летом. А для достижения этой цели нет лучшего транспорта, чем старый добрый поезд. Почему? Во-первых, поездка на поезде обойдется вам в 3 раза дешевле, чем на самолете. Во-вторых, железная дорога проложена большей частью в горах, поэтому из окон купе вас ожидают такие потрясающие виды, о которых вы еще не раз будете вспоминать.

Кстати, если вам нужно недорогое, но качественное жилье, рекомендую воспользоваться поиском дешевых отелей в Сербии и Черногории.

Итак, приступим к покупке билетов. Для начала определимся, куда именно едем? С большой долей вероятности вы будете выбирать между Будвой и Баром – самыми востребованными черногорскими курортами. Первый славится своей исторической частью и пляжами, второй – более развитой инфраструктурой. Правда, через Будву не проходит железная дорога, поэтому придется выйти на ближайшей к городу станции, и далее добираться на автобусе.


Предположим, вы направляетесь из Белграда в Бар. Для начала вам нужно узнать, в какое время отходит поезд в заданном направлении. Заходим на сайт Сербских железных дорог и, выбрав английскую версию, регистрируемся – w3.srbrail.rs/eticketing/. Снова заходим на сайт, но уже под своими логином и паролем, и видим следующую картину:

На последнюю опцию Purchase tickets (Покупка билетов) не обращайте внимания, данный сервис не работает. Первая опция Train times and prices (Расписание поездов и цены) также бесполезна: необходимо знать точное время отправки поезда. А как его узнать, если мы сами ищем? И тут на помощь приходит средняя опция Seat reservation (Бронирование билетов). Здесь можно оперативно отыскать нужную информацию, и при желании забронировать билеты. Заходим:

Перед нами форма поиска, которую нужно заполнить. Город отправки – Beograd, конечный пункт – Bar, затем желаемую дату поездки. Справа еще есть табличка с выбором класса билетов. Пусть вас не пугает «ассортимент». Как минимум треть будет не доступна. А вообще, если вы едите днем, не заморачивайтесь, и смело берите билеты 2-го класса. Когда мы покупали билеты в первый раз и нам достались места во втором классе, мы опасались, что это нечто среднее между задрыпаной электричкой и плацкартом. На деле оказалось очень приличное купе с шестью сидячими местами, которые могут трансформироваться в раскладушки. Другое дело, если ваш поезд отходит ночью, тут «раскладушками» не отделаешься, и нужно брать полноценное купе, чтобы нормально выспаться. Замечу лишь, что Tourist cabin – это купе с полками, расположенными друг над другом.


Отметив интересующие позиции, жмем кнопку поиска. В результате получаем:

Здесь можно выбрать подходящее время отправки (Departure time), кликнув по нужному направлению. Далее появится дополнение к странице:

«Type of seat» – где хотите сидеть: у окна (window), посерединке (Middle) или с краю (Passage).

«Number of reservations» означает количество билетов. Если берете два с пометкой «window», значит, один человек будет у окна, а второй рядом, посерединке. Чтобы два человека были у окошка, друг напротив друга, нужно бронировать каждый билет отдельно.

«Car transport?» – если вы без машины, а я подозреваю, что так оно и будет, просто оставляете галочку напротив «No».

Обратите внимание , что при выборе опций автоматически выскакивает стоимость бронирования (не билета!) в динарах. Билет обойдется в разы дороже. Для сравнения: летом 2015 года стоимость бронирования двух билетов в город Бар была 732 динара (6 евро), а непосредственно билеты в кассе продавались за 4,615 динар (38 евро).

Нажав на кнопочку «Next», видим следующее:

Здесь для сверки подытожена вся информация о билетах. Если вы просто интересовались – ничего не делайте, просто закройте страницу. В ином случае жмите «Finish», и на ваш почтовый ящик, указанный при регистрации, придет бронь (по-сербски rezervacija). Файл в формате pdf нужно будет распечатать, и в течение 24 часов предъявить на кассе, чтобы выкупить билеты.


Если вы и так находитесь в Белграде, то сразу идите на центральный ж/д вокзал. К слову сказать, такого зачуханного вокзала я не видел с конца 90-х годов. Последний раз нечто подобное я встречал в захудалом украинском городишке. А тут столица… В общем, если нервы крепкие, заходим через центральный вход, проходим вперед и чуть левее находим окошко международных направлений. Здесь нам предстоит долгий и мучительный разговор. Дело в том, что в 99 % случаях кассир не будет знать никакого языка, кроме сербского. Поэтому, если вы рассчитывали объясняться на английском, вас ждет конфуз. Чтобы его избежать, предлагаю сделать заготовку.

Для этого нам понадобятся бумажка с шариковой ручкой и Гугл-переводчик. На основе данных, полученных с сайта, пишем на сербском языке следующее:

BAR
2 MECTA
12.07.2015
09:10
2 CLASS
ПОРЕД ПРОЗОРА

Последнее означает «у окна». С остальными пунктами, полагаю, все ясно.

Здороваетесь и протягиваете бумажку кассирше. Если заявленные места в наличии, доставайте кошелек. Если тетя начнет задавать вопросы на неведомом языке – включайте интуицию. Мне только она и помогает понимать сербский язык, несмотря на всю близость его с русским или украинским собратьями.

И еще один очень важный момент . Если вы пришли в кассу без брони, то перед тем, как продать билет, кассир обязательно спросит: будете брать с бронированием (rezervacija) или без? И наши люди, опешив, говорят «без». И, правда, зачем переплачивать за бронирование, если вы покупаете билет сразу! Подвох заключается в том, что в Сербии есть два типа билетов – с бронированием и без. На практике это означает билет с местом или без. Да-да! Если у вас билет без «резервации», вы подходите к проводнику поезда, и если есть свободное место, он вас туда садит. Если нет – ждете следующий поезд с надеждой, что будут нераспроданные места. Ждать так можно долго, в зависимости от сезона. Зато у таких билетов срок действия полтора месяца. Так что если никуда не спешите, можете немножко сэкономить. Но возникает резонный вопрос: а стоит ли?

Один из распространенных путей в Черногорию лежит через Сербию, её столица – Белград – связана с большинством городов Европы авиа и железнодорожным сообщением. Из Черногории в Белград можно добраться на автобусе или поезде.

Удивительные пейзажи горных районов Черногории

Поезда отправляется из города Бар, один утром в 9:00, второй вечером в 19:00. Билеты стоят недорого, цены на них колеблются в диапазоне от 20 до 30 евро. В пути поезд находится 12 часов, поэтому если решитесь на поездку, постарайтесь запастись в дорогу едой.

Из общественного транспорта для совершения поездки в Белград отправляющийся утром поезд – наиболее интересное средство передвижения. Он позволяет совершить удивительную экскурсию через горы Черногории и Сербии, увидеть красивые реки и живописные каньоны, высокогорные деревни и старинные крепости.

Скадарское озеро предстает взору, когда отправившийся из Бара поезд выныривает из длинного тоннеля

Каньон реки Морача считается одним из самых красивых в Черногории

Железнодорожный вокзал Подгорицы

После того, как поезд выезжает из Подгорицы, он начинает постепенно набирать высоту

Высота опор этого моста составляет 200 метров!!! Дух захватывает, когда поезд по нему проезжает

На одном из участков пути поезд так высоко забирается в горы, что становятся видны заснеженные вершины

Горы на востоке Черногории менее скалисты и как будто покрыты бархатом

Колашин – альпийская деревня в Черногории

Погранпереход между Черногорией и Сербией – единственное, что разделяет эти страны

В Сербии цвет воды в реках уже не лазурный, а коричневый

Постепенно поезд спускается с гор и по пути начинают попадаться красивые сербские города

комментария 4

  1. Ольга пишет:

    Добраться из Черногории в Сербию можно различными способами. На поезде, конечно же, дешевле. Но здесь есть одно неудобство — поезда всегда опаздывают. Поэтому имейте это в виду. Но во всем остальном путешествовать на поезде одно удовольствие.

    По моим ощущениям половину пути мы провели в каких-то тоннелях. Но вот оставшуюся половину наблюдали невероятные пейзажи за окном поезда, подобные тем, что представил на фотографиях автор статьи. Скалы в 40 сантиметрах от окна, кажется, высунул бы руку и потрогал 🙂 Пропасти, горные реки, ущелья, везде много бегающих горных козлов, море и Скадарское озеро.

    Что касается самого поезда Бар-Белград-Бар, то он очень долгий. Но очень комфортный. В никакое сравнение с автобусом его даже не ставьте. Вот только я советовала бы не брать самые дешевые билеты. Купе будет лучшим вариантом. Мы приехали отдохнувшими и безумно довольными. И если вы едете из Бара в Белград и обратно, то лучше купите билеты обратно в Сербию в ее столице, поскольку в Баре билеты продаются только на вокзалах, а их там ограниченное количество, что будет не совсем приятно.

  2. Наталия пишет:

    Спасибо за фотоотчет,прекрасные места уже хочу там побывать.

  3. HHH пишет:

    Я ездила в Сербию из Черногории как на поезде, так и на автобусе. И каждый раз поездка у меня вызывала восхищение. Каньоны невероятной красоты и при этом леденящие кровь горные серпантины. Но такое останется в памяти на всю жизнь. Еще бы я хотела однажды взять рюкзак и пройти вдоль каньона пешком.

  4. Anton пишет:

    Не только вы обратили внимание на опасность автомобильных дорог Черногории. В Европе уже давно черногорские дороги считаются одними из самых сложных. Такой рейтинг они получили благодаря большому количеству неудобных серпантинов, ограниченному обзору и местам, откуда беспрепятственно можно съехать в пропасть. Еще один неприятный фактор на дорогах Черногории — частые оползни. И даже порой небольшой обвал камней может сыграть роковую роль в чьей-то жизни.

    Говорят, что водители в Черногории уже привыкли к казусам местных дорог и спокойно там ездят. Однако, статистика показывает обратное — в Черногории на горных дорогах очень много аварий. Поэтому поддерживаю идею ездить из Черногории в Сербию на поезде.

    Вот еще несколько негативных фактов о дорогах Черногории:
    — многие тоннели в Черногории не освещаются
    — в Черногории есть тоннели с большим количеством поворотов
    — автомобильные дороги Черногории часто используют для перегона скота
    — большинство горных дорог в Черногории имеют по одной полосе в каждую сторону, и бывают случаи собирания длинной вереницы машин из-за какого-нибудь одного крайне медленного водителя

Самые яркие впечатления от нашего наземного путешествия из Албании в Россию и обратно оставила поездка на поезде из Белграда в Подгорицу.

Железнодорожное сообщение между Белградом и портовым городом Бар в Черногории было открыто в 1976 году. Маршрут протяженностью 467 км, из которых 301 км поезд идёт по Сербии с невероятными пейзажами горных и равнинных ландшафтов. По дороге из Албании в Россию мы ехали ночным поездом, а на обратном пути в марте специально купили билеты на дневной поезд, чтобы полюбоваться весенней природой.

Из Белграда поезд отправляется в 9 утра и прибывает в Подгорицу в 19.30. Целый день в пути нас не смущает! В поезде всего 5 вагонов, из них 3 пассажирских, 1 вагон-ресторан и головной вагон машиниста. Стоимость наших 2 билетов в мягком вагоне в одну сторону составила 34,5 евро. Дополнительно можно оплатить около 6 евро за резервацию мест. Нам толком не удалось посидеть на своих местах во время поездки, т.к. мы практически всю дорогу не отлипали от открытых окон, впускающих свежий воздух полей, гор и рек и открыващих перед нами невероятные красоты Сербии...

С зелёных лугов мы попадали в заснеженные горы...

Поезд то и дело нырял в туннели, которых на пути более 200 общей протяжённостью 114 км...

Мы поднимались на несколько сотен метров в горы (максимальная высота 1032 м в черногорском Колашине, именно здесь находится популярный горнолыжный курорт)...

И затем снова спускались на зелёные равнины...

На пути из Белграда в Бар 435 мостов...Поездка захватывает дух!

Фотографии, конечно, не передадут и половины эмоций и чувств, которые можно испытать, проехав на поезде по маршруту Сербия - Черногория. Балканы не перестают удивлять нас своей искренностью, спокойствием и теплотой души...


А это пограничная станция, через пару часов мы прибудем в Подгорицу, откуда отправимся в Албанию.

Так как сегодня в пятый раз приехали из Черногории в Сербию на машине, решил вкратце написать, что-то вроде инструкции по самостоятельным путешествиям. Начну с того, что русским, украинцам и белорусам виза для въезда в Сербию не требуется.

Я живу в Герцег Нови, из этого города Черногории дорога на машине до Белграда (главный и самый интересный город в Сербии) занимает 10 часов, с учетом времени, которое требуется для того, что бы пообедать 11 часов.

Какие города в Сербии стоит посетить? Все зависит от того сколько у Вас времени. Если время позволяет, по дороге в Белград посетить город Златибор. Это известный горнолыжный курорт Сербии, если Вы приезжаете на отдых в Сербию зимой, вполне возможно, что Вам нужно остановиться в этом городе на несколько дней, покататься на лыжах. Чем заняться в городе вне горнолыжного сезона? Погуляйте по городу, маленький, уютный городок, в нем приятно пройтись.

Это популярный курорт для отдыха в любое время года, не только зимой, поэтому, заехать стоит, однозначно. К сожалению, в городе отсутствуют какие-либо исторические достопримечательности, поэтому, только гулять там долго, наверное не получиться, не очень ясно, что смотреть. Но, есть и другие развлечения, о которых я вкратце расскажу. Поблизости от города есть национальные парки, в которые можно заехать, очень интересно. Я это Вам говорю, как человек, который лицезреть природные красоты не очень любит, мне более интересны города и средневековые замки, одним словом, что-то древнее. Но, даже мне понравились национальные парки Сербии.

В Златиборе можно заняться шоппингом, бутиков в городе довольно много, так же, как и множество хороших кафе и ресторанов.

Для детей есть лунапарк, не знаю, работает ли он целый год, но, в апреле уже работал. Неподалеку от лунапарка, есть экстремальный парк, для детей и взрослых. Экстремальный это только условно, там все со страховками, абсолютно безопасно, дети от подобных развлечений в восторге. К сожалению не сделал фото, в общем, это что-то вроде огромной детской площадки, только «лазелки» более высокие, более необычные, более сложные. Дети одевают специальные костюмы со страховкой и запускаются на выбранную трассу. Трасс несколько, различаются сложностью, ну и предназначены для разного возраста.

Одним словом, сделаем вывод, если Вы приезжаете в Златибор зимой, остановитесь на несколько дней покататься на лыжах. Если Вы приезжаете в Златибор летом, в городе можно потусоваться один день, но, с учетом времени, которое потребуется на осмотр ближайших национальных парков в Златиборе вполне можно остановиться на 2-3 дня.

Можете поехать в национальные парки на своем автомобиле, или взять в аренду вот такой транспорт.

Да, чуть было не забыл, дорога из Черногории до Златибора на машине занимает 6-7 часов, в зависимости от того насколько долго Вы будете обедать, и будете ли вообще. Мы ездим на машине в Сербию через северную часть Черногории, дорога выглядит следующим образом.

Места по большей части безлюдные, автомастерских по пути почти нет, поэтому, убедитесь, что с Вашей машиной все в порядке.

Если хотите в дороге пообедать, могу посоветовать ресторан в отеле Полар старс, это в Жабляке. Вот так выглядит отель. Мы останавливались в этом отеле два раза, в зимнее время года. Думаю, что это один из лучших отелей Жабляка, поэтому, если кто-то собирается на горнолыжных отдых, рекомендую. Отель не дешевый, мы его выбирали главным образом, потому, что это единственный отель на курорте, где есть инфраструктура для маленьких детей. Жить на территории отеля можно в главном корпусе или в расположенных рядом бунгало.

Кстати, у кого нет автомобиля, до Златибора вполне можно доехать на автобусе, билет стоит около 20 евро.

По поводу стоимости проживания, посмотрите на букинге. Вчера бронировал там проживание, цены начинаются от 24 евро, но, дешевле 40 ничего нормального нет. Может быть, есть какие-то месяцы, когда жилье стоит дешевле, не знаю, вроде тут круглый год сезон.

Следующий Ваш пункт назначения Белград. Если Вы едете из Черногории в Сербию на машине, и не заехали в Белград, то, не понятно, зачем вообще ехали в Сербию. Белград крупнейший и самый интересный город Сербии. Дорога на машине от Златибора до Белграда занимает около 4-х часов. Чем заняться в Белграде, решите сами, город большой, в нем есть все для счастливого отдыха. Можете погулять, посмотреть достопримечательности. Посетите музеи, из тех в которых бывал я, самый интересный музей Теслы, настоятельно рекомендую. Займитесь в Белграде шоппингом. В конце – концов, поешьте, в Белграде есть рестораны на любой вкус и кошелек, в городе можно найти любую кухню, в том числе, и экзотическую. Благодаря Белграду, я узнал, что мексиканская кухня очень вкусная. В Белграде можно найти любые развлечения, кстати, по приемлемым ценам, ничуть не дороже, чем в Черногории.

На какой срок остановится в Белграде, советовать не буду, все зависит от Ваших финансов и планов. В городе можно пробыть, как 2 дня, так и два месяца.

Обратите внимание на следующее, в Белграде очень сложно передвигаться на своей машине, даже при наличии навигатора, очень много мостов, развязок, полос движения. И, к сожалению, в старом Белграде большие проблемы с парковкой. Поэтому, проживание бронируйте исключительно в центре города, что бы как можно меньше ездить. В идеале забронировать проживание где-нибудь возле Калемегдана, хрен с ним, если окажется, что переплатите за проживание, что-то в районе 10-15 евро, в итоге это будет дешевле, чем мучиться с передвижением по городу на машине или платить за такси.

Многие «домики» в Белграде очень даже симпатичны, например, вот этот.

Или вот этот.

А еще в Белграде очень много прекрасных парков с отличными детскими площадками. Например, вот фото с одного парка. Весь парк я снимать не стал, снял только одну из детских площадок. В этом парке детских площадок 3 или 4, есть огромный фонтан и спортивная площадка, где стоят турники и другие тренажеры. Так же есть место для игры в шахматы. В общем, отличный парк. И вот таких парков в Белграде очень много.

Для детей в городе вообще много интересного, им скучно не будет.

Русских в Сербии любят ничуть не меньше, чем в Черногории. Фотография ниже сделана в центре Белграда, подобные надписи в Сербии не редкость, я их встречал уже несколько раз.

А еще в Белграде воздвигнут Памятник Николаю II.

Следующий Ваш пункт в Сербии, Нови Сад. Дорога из Белграда в Нови Сад на машине займет около часа. Нови Сад долгое время был под австрийцами, поэтому в городе чувствуется дух Австро-Венгерской империи. Городок красивый, значительно меньше Белграда, поэтому, передвигаться на машине уже намного легче, и нет таких серьезных проблем с парковками, как в столице.

Мне Нови Сад нравится. Кстати, цены в кафе ниже, чем в Белграде, по крайней мере, мне так показалось. Сколько пробыть в этом городе? На мой взгляд, вполне достаточно 2-3 дней.

И последний городок, который я советую посетить в Сербии, Суботица. Небольшой и уютный городок, который мне понравился. Мы в этом городе никогда не останавливаемся, просто приезжаем погулять. В городе отличный зоопарк, да, я знаю, в зоопарк можно сходить и в Белграде, но, здесь он совсем другой.

Ну, вот, примерно такая получилась краткая инструкция по путешествию из Черногории в Сербию на машине. Не могу сказать, что я огромный знаток Сербии, естественно, я Черногорию знаю намного лучше, так как в ней живу, но, вот эти четыре города я знаю не плохо, и Вам рекомендую их посетить.

Так же, еще раз обращаю Ваше внимание на то, что в Сербии очень много национальных парков, на которые можно поехать из всех городов, которые я называл в этой статье, одни национальные парки ближе к одним городам Сербии, а другие к другим, посмотрите по карте. Многие парки очень интересные, я их оценил, не смотря на то, что ценю исторические достопримечательности гораздо больше, чем природные.

Если Вы хотите отправиться из Черногории в Сербию на машине, у нас можно взять в аренду автомобиль или забронировать трансфер.