Мир вам, Олег!

Слово «клятва» - одно их самых сильных, потому что подразумевает абсолютную и безоговорочную верность данному слову. Когда мы читаем Библию, обнаруживаем, что клятвенные обещания были довольно-таки распространены. Это и не удивительно, потому что ведь в те времена не было ни нотариусов, ни адвокатов, люди во многом должны были верить друг другу на слово. Как убедить какого-то человека в том, что вы исполните свое обещание? Покляться. А как убедить так, чтобы у него не осталось и тени сомнения? Поклясться самым дорогим, что у тебя есть, не так ли? «Клянусь своими детьми», «Клянусь своим здоровьем и благополучием» - не каждый с легкостью даст такую клятву, особенно, если намеревается ее нарушить.

Однако, что самое дорогое для любого верующего человека, как не имя его БОГА? Народы, жившие вокруг израильтян, клялись именами своих богов. И это считалось самой страшной клятвой. Когда Вседержитель вывел детей Иакова из египетского рабства, Он начал переориентировать их сознание с имен чужих божков на Свое имя, помогая им понять, что только Он является Всесильным и Истинным Богом. И Он объяснял им эту истину на языке, который они в то время могли хорошо понять. Вот 2 основных отрывка на эту тему:

Господь не возражал против клятв, данных при упоминании Его имени, только до тех пор, пока Его люди не начинали клясться во лжи, т.е. не просто не исполняли клятву, но уже с самого начала знали, что не исполнят.

Вседержитель всегда учил Своих людей тому, что если уж они произнесли какую-то клятву, они обязаны ее исполнить. Нарушение клятвенного обещания стоит в одном ряду с такими грехами, как блуд, гомосексуализм, скотоложество, убийство (1Тим1:10), и наказание за него суровое:

если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его. ()

Обратите особое внимание на то, что здесь нет формулировки типа «если кто поклянется именем Господа», но просто сказано «если кто поклянется», потому что для Бога не важно, употреблялось ли при этом Его имя, для Него важно, что клятва вообще прозвучала, а значит, человек, носящий Его имя, должен ее исполнить.

Легко ли исполнить клятву? Для того чтобы человек мог это сделать, необходимо обладать двумя главными качествами: 1) верность собственному слову и 2) способность контролировать ситуацию. Например, если я, умея водить автомобиль, поклянусь кому-нибудь, что никогда в жизни не сяду за руль автомобиля, я могу демонстрировать верность, но могу ли контролировать ситуацию? Ведь если обстоятельства сложатся так, что только я смогу быть человеком, которой доставит умирающего ребенка в больницу на какой-то машине, то я окажусь в неприятной ситуации: нарушить свою клятву и автоматически нарушить понятие верности, или позволить ребенку умереть. В Библии записано несколько историй о том, как из-за необдуманной клятвы произошло страшное, прочитайте, например, одну из них в .

Когда Иисус начал Свое служение, среди учителей народа Божьего было много споров о том, как, чем и когда клясться, но не было ясного понимания, что клятвы – это серьезнейшее обязательство, которое человек накладывает на себя, и что Бог никогда не повелевал клясться его именем, но просто позволил это делать, если есть такая необходимость. Поэтому Иисус, выправляя то, что было искажено и затемнено, пояснил смысл данного в Торе повеления о клятвах:

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои . --- и это правильно, и так должно быть. Иисус здесь не отменяет заповедь, но Он милостиво помогает людям увидеть, что лучше бы им, вообще, не произносить никаких клятв --- А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным . --- Видите причину? Потому что ты не можешь знать, что с тобой будет завтра! Не будь самонадеянным, когда налагаешь на себя серьезные обязательства! Ведь сказано же, что если не исполнишь, то попадешь под осуждение ()

«...НЕ КЛЯНИСЬ ВОВСЕ...»
(Мф.5:33-37)
«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.Но да будет слово ваше: да, да, нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого»
Прочитав это место, возникает несколько вопросов, на которые хотелось бы получить ответ.Что такое клятва?Почему Христос против клятвы?Отменяет ли Он закон, записанный в Числа 30:3?
Я думаю, мы все понимаем, что клятва, это одна из многих форм обязательства, взятого человеком на себя. Но что превращает это обязательство в клятву? Неужели само слово «клянусь»?.Толковый словарь русского языка Ушакова определяет клятву так: «торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-либо священного, ценного, авторитетного; присяга»(том 1.стр.1382)То есть отсюда видно, что обещание превращется в клятву не от слова «клянусь», а от того,чем мы наше обещание подкрепляем.Писание тоже об этом говорит очень ясно: «Если кто даст обет...или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою...»(Числ.30:3) Здесь мы видим, что обет и клятва равны, потому что положена в зарок жизнь обещающего. Этот обет автоматически становится клятвой. А Христос,ссылаясь на это место,добавляет: «не клянись ни небом...ни землею...ни Иерусалимом...ни головою твоею...»К сожалению неправильное понимание слов Христа всегда ведет к неправильным действиям.Именно это многих братьев, служивших в Советской армии, привело в ловушку.Дело в том, что всем поступавшим на службу в армию надо было принимать присягу, которая являлась клятвой, и там слово «клянусь» упоминалось трижды. Многим казалось, что заменив слово «клянусь» на «обещаю» они не нарушат слов Христа, и потому спокойно принимали присягу. Но клятвой присягу делало не слово «клянусь», а то, чем это обещание подкреплялось: «...торжественно клянусь..до последнего дыхания быть преданным Советской Родине и Советскому Правительству...клянусь защищать ее (Родину) не щадя своей крови и самой жизни до полной победы над врагами»(ArmyRus.ru)Отсюда видно, что это обещание является клятвой из-за «последнего дыхания, своей крови и самой жизни».Были случаи, когда присягу принимали не по-одиночке, а строем, повторяя слова за читающим.Тогда, казалось было еще проще: можно стоять молча в строю, особенно во второй шеренге и, спрятавшись за спину впереди стоящего солдата, вообще ничего не говорить.Но и тут присяга оставалась клятвой, потому что в военном билете военнослужащего ставилась печать о принятии присяги, подпись свидетеля, как правило начальника штаба части, и подпись самого присягавшего.Но даже не слово «клянусь» или «обещаю» было самое страшное, а то, что верность и защита с оружием в руках обещались безбожной стране и безбожному правительству, первыми врагами которых были Бог и Его последователи.Полную победу над этими «врагами» и обещали присягавшие.
Почему же Христос против клятвы чем-то ценным и авторитетным? В этом же месте Он Сам объясняет:
«ни небом, потому что оно престол Божий.
ни землею, потому что она подножие ног Его
ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя
ни головою своею, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.»
Отсюда можно увидеть, что все клятвы утверждаются тем, над чем обещающий не имеет никакой власти. Может ли человек безраздельно распоряжаться престолом Божиим, подножием ног Его,городом великого Царя или своею головою? Христос говорит-нет! Имеет ли человек власть над своей жизнью: может ли он отдать ее, а потом принять ее, как Христос?(Иоан.10:18) И над дыханием своим человек не властен, потому что Писание говорит, что оно в руке Божией(Дан.5:23) Есть еще одна причина, почему Христос против клятвы: «Не клянитесь именем Моим во лжи и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь»(Лев.19:12) Ложная и не исполненная клятва бесчестит имя Господа.Почему? Потому что клянущийся именем Господа приобщает Его к своему обещанию.И если он свое слово нарушает, то он представляет Бога лживым.Так получилось с клятвой, которую дал Иисус Навин с Израилем Гаваонитянам, заключив с ними союз.(И.Нав.9:18-20) Но 400 лет спустя Саул нарушил эту клятву и поднял Израиля на войну с Гаваоном.Таким образом в глазах Гаваонитян не только Саул с Израилем оказались обманщиками, но и их Бог. За это на земле израилевой был голод три года, а из дома Саулова 7 человек были казнены.(2 Цар.21:1-2)
Хотелось бы обратиться еще к некоторым образам из Св.Писания и сделать для себя соответствующие выводы.
Во времена Неемии жители иудеи дали клятву, о которой подробно описывается в книге Неемии 9:38-10:39. «По всему этому мы даем твердое обязательство, и подписываем, и на подписи печать князей наших, левитов наших и священников наших...и прочий народ...пристали к братьям своим...и вступили в обязательства с клятвою и проклятием-поступать по закону Божию...»(Неем.9:38,10:29) Вот это клятва! Вот теперь Израиль точно останется верным Богу! Как они раньше до такого не додумались? Давайте обратим внимание на конец этой клятвы. «При левитах, когда они будут брать левитскую десятину, будет находиться священник, сын Аарона, чтобы левиты десятину из своих десятин отвозили в дом Бога нашего, в комнаты, отделенные для кладовой; потому что в эти комнаты как сыны израилевы, так и левиты должны доставлять приносимое в дар: хлеб, вино и масло.Там священные сосуды, и служащие священники, и привратники и певцы. И МЫ НЕ ОСТАВИМ ДОМА БОГА НАШЕГО.»(Неем.10:38-39)Но стоило Неемии отлучиться по делам к царю в Сузы(Неем.13:6) как про эту клятву все сразу забыли. И по возвращении своем в Иерусалим Неемия обнаружил следующее: «Когда я пришел в Иерусалим и узнал о худом деле, которое сделал Елиашив(священник), отделав для Товии, (язычника-врага) комнату на дворах дома Божия, тогда мне было весьма неприятно, и я выбросил все домашние вещи Товиины вон из комнаты, и сказал, чтоб очистили комнаты, и велел опять внести туда сосуды дома Божия, хлебное приношение и ладан. Еще узнал я, что части левитам не отдаются, и что левиты и певцы, делавшие свое дело, разбежались, каждый на свое поле.»(Неем.13:7-10) Вот такие бывают люди.Никакие клятвы, подписи и печати не помогли им сдержать данное слово.
А бывают и другие, например Иисус Навин и народ, который был с ним. Не было никаких клятв, подписей и печатей, а простое «будем»: «...А я и дом мой БУДЕМ служить Господу».Это сказал Иисус Навин(И.Нав.24:15) А народ повторил: «Господу, Богу нашему, БУДЕМ служить, и гласа Его БУДЕМ слушать».(И.Нав24:24) Каков же результат такого простого обещания? «и служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса...»(И.Нав.24:31)
И еще один пример: Даниил просто «положил в сердце своем не оскверняться...»(Дан.1:8) Сидрах, Мисах и Авденаго просто сказали: «мы богам твоим служить не будем...»(Дан.3:18) и отказались становиться в общий строй с поклоняющимися. Мы все прекрасно знаем историю этих четырех мужей Божиих: Даниил был верен Богу даже во львином рву, а его друзья в раскаленной печи. Никакой клятвы, а простое «не будем» было исполнено!
Отсюда напрашивается простой вывод: клятва не делает человека честнее,но зато нарушение ее делает его лживее.
Обратимся к последнему вопросу: отменяет ли Христос закон? « Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои»(Мф.5:33,Числ.30:3) Если бы Он сказал в 34-м стихе 5-ой главы: «а Я говорю вам не исполняй клятвы свои»-это была бы отмена. Но Христос так не сказал. Он не отменил верность данному слову, но наоборот побуждает сознание слушателя быть верным своему слову, даже не клятвенному, но простому «да» или «нет». Почему же «что сверх того, то от лукавого»? В Мф.23:13-39 Христос резко обличает фарисеев повторяя 8 раз «горе вам», и одной из причин было их извращенное учение о клятве.(Мф.23:16-22). И даже это они нарушали, потому что «внутри они полны хищения и неправды» (Мф.23:25) Если человек один раз и другой раз не исполнил простое «да» или «нет», то на третий раз даже если он поклянется на десяти Библиях, никто ему не поверит, потому что будут знать, что он внутри исполнен неправды.Это от лукавого и нечистого сердца.Почему народ времен Иисуса Навина исполнил простое «будем служить Господу, Богу нашему»? Потому что сердце их было чистым. Почему народ времен Неемии не исполнил клятвы с проклятием, подписями и печатями? Наврно нечистое было сердце. Поэтому приходилось Неемии делать им выговоры.(Неем.13,11 и 17) Он приказывал, ставил надзирателей, заставлял левитов очищаться, проклинал, а «некоторых из мужей бил, рвал у них волоса, и заклинал их Богом...»(Неем.13:19-25), чтобы они исполняли данную ими клятву.
Христос призывает нас быть ответственными за свои слова и обещания, чтобы они давались и исполнялись в доброй совести, начиная от водного крещения и заканчивая мимолетным обещанием игрушки плачущему ребенку.
Когда Христос говорил эти слова, то они не были каким-то новым учением, отменяющим закон, иначе Христа тут же арестовали и не понадобилось бы искать лжесвидетелей, чтоб обвинить Его. Все прекрасно понимали, что Он просто повторяет мысль, сказанную Богом через пророка Захарию: «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите; ибо все это я ненавижу, говорит Господь.»(Зах.7:10)
А.Скробко 2009.

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

От Матфея 5:33-41

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Мф.5:33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Богом клятвы твои.

То есть, когда клянешься, будь правдив.

Мф.5:34. А Я говорю вам: не клянись вовсе; ни небом, потому что оно престол Божий;
Мф.5:35. ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

Так как иудеи слышали Бога, говорящего: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих, то и клялись этими предметами. Но Господь, запрещая им это, не говорит: так как небо прекрасно и огромно, а земля полезна, поэтому не клянитесь, но не клянитесь этими предметам потому, что небо - трон Божий, земля же подножие, чтобы не дать повода к идолопоклонству. Ибо стихии со стороны клянущихся ими признавались за божества, что прежде и было.

Мф.5:36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
Один только Бог клянется Самим Собою, как не зависящий ни от кого. А мы не имеем власти над собою, - как же мы можем клясться своею головою? Мы - достояние другого. Ибо если голова - твоя собственность, то измени, если можешь, один волос.

Мф.5:37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет;

Чтобы ты не сказал: но как мне поверят? - Он говорит: поверят, если всегда будешь говорить правду и никогда не станешь клясться, ибо никто так не теряет доверия, как тот, кто тотчас клянется, а что сверх этого, то от лукавого.

Клятва, кроме: ей и ни, излишня и есть дело дьявола. Но ты спросишь: разве и закон Моисеев, повелевая клясться, был худ? Узнай, что в то время клятва не составляла худого дела; но после Христа она - дело худое, подобно тому, как обрезываться и вообще иудействовать. Ведь и сосать грудь прилично младенцу, но не прилично мужу.

Мф.5:38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб (Исх. 21:24).

Закон из снисхождения допустил равное возмездие, чтобы из-за страха потерпеть равное, не обижать друг друга.

Мф.5:39. А Я говорю вам; не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

Злым Господь называет здесь дьявола, который действует посредством человека. Итак, разве дьяволу не должно противостоять? Да, должно, только не ударом с своей стороны, но терпением, ибо огонь угашают не огнем, а водою. Но не думай, что здесь идет речь только об ударе в щеку, но и о всяком другом ударе, и о всякой вообще обиде.

Мф.5:40. и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

Отдай ему и верхнюю одежду, если тебя повлекут в суд и станут досаждать, а не тогда, когда просто будут просить. Рубашкой у нас, собственно, называется исподнее платье, а верхней одеждой - верхнее платье. Но эти названия говорятся и одно вместо другого.

Мф.5:41. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

«Что я говорю о рубашке и верхней одежде? - говорит Господь. - И самое тело свое отдай тому, кто насильно тащит тебя, и сделай более, чем он желает».

Вконтакте

ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 Толстой Лев Николаевич

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: НЕ КЛЯНИСЬ

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: НЕ КЛЯНИСЬ

Мф. V, 33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред господом клятвы твои.

Слыхали тоже, что сказано древним: держи присягу, исполняй то, в чем клялся перед Богом. 1

Мф. V, 34. А я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

А я говорю вам: вовсе не клянись; 2 не божись небом, - там Бог;

35. ни землею, потому что она подножие ног его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

ни землею, - она Божия; ни церковью, 3 она тоже Божия.

36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

Ни головою своею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса на голове белым или черным сделать.

37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

И потому слово ваше чтобы было: да, да, нет, нет; а что лишнее против этих слов, 4 то зачалось 5 от диавола (обмана).

ПРИМЕЧАНИЯ

1) Левит XIX, 12. Не клянитесь именем моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я господь (Бог ваш).

Второзак. XXIII, 21. Если дашь обет господу Богу твоему, немедленно исполни его; ибо господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех.

Вот те два места о клятве, те самые, на которые указывает церковь. Других и нет. Оба места иначе выражают мысль о клятве, чем как она выражена тут. Мысль ветхозаветная та, чтобы выполнять клятву.

2) Я перевожу: вовсе не клянись , потому что вся сила этого предложения в слове????.

3) Я заменяю слово «Иерусалим» - церковью для того, чтобы, не изменив смысла, сделать выражение удобопонятным.

4) Я вставляю: против этих слов для того, чтобы передать яснее значение слова????????.

5) Я вставляю: зачалось , потому что таково значение??.

Вот что говорит Рейс об этом кратком, замечательном по своему пророческому для нас значению, месте (Рейс, стр. 209, 210):

Четвертый пример касается клятвы. Третья заповедь и вообще закон (Лев. XIX, 12) ограничивались запрещением клятвопреступления или в собственном смысле этого слова, когда кто-либо лжет, прикрываясь именем Бога, призываемого в свидетели, и тем самым наносит оскорбление высочайшему, или в смысле нарушения клятвенного обещания (в рассматриваемом нами тексте не говорится в частности о том, что известно под именем обетов). Иисус идет гораздо дальше; он исполняет закон, как уже это он сделал в предшествующем примере, как бы противореча ему в некотором роде, - по меньшей мере представляя его как несовершенный, как стоящий ниже уровня, на котором должны находиться члены небесного царства (Мф. XXI, 8). Он решительно запрещает клятву. Употребление этой особой формы утверждения является следствием недостатка доверия между людьми, пытающимися таким способом предохранить себя от обмана, жертвой которого они могут сделаться. И это обстоятельство показывает, что клятва была бы чем-то недостойным того общества, какое должны представлять из себя люди в царстве небесном. Там они ограничивались бы лишь словами да или нет, смотря по надобности. Одно такое слово должно бы быть достаточным ручательством. Всё, что прибавлялось бы к нему, с целью устранить всякое недоверие, скорее указывало бы, что для него есть право на существование и что, следовательно, злой дух, диавол, пособник всякого зла, принимает тут то или иное участие; ведь тот, кто клянется, в сущности, тем самым оправдывает подозрения того, кто требует клятвы.

Рейс, очевидно, не понимает значения этого места. Но церковь понимает, но умышленно скрывает то, что она понимает, умышленно унижает учение, уродует его и делает его слугою своих мерзких целей.

Вот что говорит церковь. (Толк. Еванг., стр. 105–107, изд. 2–е):

Не преступай клятвы и пр. Это не буквально повторение заповедей закона Моисеева, заключающихся в Левите XIX, 12 и Второзаконии XXIII, 21–23. Не клянись именем моим во лжи. Если дашь обет Иегове, Богу твоему, немедленно исполни оный. Слова Христовы, очевидно, выражают то же, что и буква закона: не клянись во лжи, клянись в удостоверение истины, и если поклялся, не преступай клятвы.

Немедленно исполни: т. е. «в клятве ты должен говорить истину» (Злат.), и исполняй то, что обещал с клятвою. Клятва есть торжественное удостоверение именем Божиим в истинности сказанного; причем само собой предполагается, что Бог взыщет с клянущегося, если он клянется в удостоверение неправды, так как клятвою во лжу хулится имя Божие. Иудеи с течением времени приняли за обычай, избегая клятвы именем Божиим, клясться разными предметами, напр. небом, землею, Иерусалимом, храмом, и этих клятв не считали непреложно - обязательными, т. е. позволяли себе ими клясться во лжу, не нарушая, по-видимому, буквы закона.

Не клянись вовсе: никаким из показанных способов клятвы, какие были в употреблении, ибо всё сотворено Богом, и сотворено святым, следовательно клясться каким-либо его творением значит клясться сотворившим и клясться во лжу им значит оскорблять святость клятвы самой.

Ни небом: Небо есть место особенного присутствия Божия, почему и говорится, что оно есть престол Божий. Клясться небом значит то же, что клясться сидящим на престоле небесном, т. е. самим Богом.

Ни землею: Земля называется подножием ног Божиих; следовательно, клясться ею значит клясться самим Богом.

Ни Иерусалимом: Иерусалим называется городом великого царя, т. е. Бога, который есть истинный царь как всей земли, так в особенности еврейского царства, главным городом которого был Иерусалим, где был и храм, единственный в мире, где можно было совершать богослужения Богу царю.

Ни главою: Клятва главою была очень обыкновенная в обыденной жизни клятва, всё равно как у нас в простонародье употребительна божба неблаговидная разного рода. Клясться головою означало то же, что клясться своею жизнью, т. е. я отдаю жизнь свою, или пусть отнята будет у меня жизнь, пусть умру я, если неправда то, что я говорю. Бог есть творец жизни, и в его руке отнять или продолжить жизнь; следовательно, клянущийся ею клянется тем, что не принадлежит ему, а Богу, следовательно, клянется самим Богом.

Ни одного волоса: Так мала власть ваша над изменением своей жизни, что даже изменить цвет волоса вы не можете; следовательно, не надобно клясться тем, что не ваше.

Да, да; нет, нет: это не значит, что христианин всегда должен употреблять вместо клятвы именно эти слова, а значит только, что он должен просто и прямо утверждать истину или отрицать ложь, говорить правду ж не говорить неправды. Сверх того, всякое усиленное, посредством какой-либо божбы, заверение - от лукавого, от зла, от неправды, так как виновник всякого зла есть диавол, - то от диавола.

Запрещая клясться вовсе, спаситель, очевидно, не разумеет клятвы законной, необходимой в общественной и частной жизни, клятвы именем Божиим. Сам он утвердил клятву на суде, когда на слова первосвященника: «заклинаю тебя Богом живым», отвечал: «ты сказал», так как у евреев обыкновенно суд производил клятвенную формулу, а обвиняемый усвоял ее себе словами: аминь да будет так, ты сказал (Мф. XXVI, 63, 64).

Апостол Павел призывает Бога во свидетельство истины своих слов, что есть, очевидно, та же клятва (Рим. 1, 9; IX, 1; 2 Кор. I, 23; II, 17; Гал. I, 20; Филипп. I, 8; 1 Фес. II, 5; Евр. VI, 16).

Клятвы были предписаны законом Моисеевым, но Господь не отменил этих клятв (Исход XXII, II; Лев. V, 1; Числ. V, 19; Второз. XXIX, 12–14).

Отменяются клятвы пустые, фарисейски лицемерные.

ОБЩЕЕ ПРИМЕЧАНИЕ

Вот третье из правил, которое дал Иисус для вступления в царство Божие, и ко всем трем одинаково относится церковь: она прямо отрицает их.

В первом правиле сказано: не сердись - церковь вставляет словечко???? («напрасно») и объясняет, что гневаться можно, и слова Иисуса ничего не значат. «Если хочешь молиться, то поди помирись с братом». Церковь говорит: это может быть неудобно, и потому можно молиться и тогда, когда и не пойдешь мириться; когда от меня страдают люди, когда миллионы в нужде, тюрьмах, на убийстве, и меня за то упрекают, можно молиться, только надо сказать себе, что я примирился в сердце, - и слова Иисуса ничего не значат.

Во втором сказано: не блуди , и, как пример этого, говорится, что кто разведется с женою, тот сам прелюбодей и жену делает прелюбодейкой и того, кто женится на разведенной.

Церковь поняла так, что Иисус дает правила о том, что считать законным и что незаконным. И что ж? Церковь освящает разводы.

По отношению третьего правила делается то же, но еще поразительнее. Третье правило выражено так коротко и ясно, перетолкования, казалось бы, не могло быть, за исключением стихов ненужных, о том, каким словом не нужно клясться. В третьем правиле Иисус говорит только: «В старину говорили: «держи присягу», а я говорю: Не клянись ни Богом, ни своею головою, потому что всё во власти Бога, и твоя голова, и потому говори: да, да, нет, нет , а что сверх этих слову то зло». Не понять смысла этого нельзя. Если церковь так лжет, она знает зачем: она знает, что устройство общества и ее устройство держатся на присяге, потому она и не может не лгать. Иисус говорит именно про ту самую клятву, которую церковь хочет оправдать.

Настоящее значение этих слов то, какое в них сказано. Сказано: Не присягай. Связь со всем учением следующая: ?? ?????? ????. ???? значит условие, уговор, обещание, утвержденное какими-нибудь залогами. Когда уговор утверждается тем, что стороны обещаются Богу, когда говорят: Убей меня Бог, если я это не сделаю, - то залогом этим ставится Бог, и это есть клятва.

Объясняя, почему не должно клясться, Иисус говорит, что человеку нельзя делать никаких уговоров. Если он ручается небом, то он залогом своего уговора ставит Бога, Бог же вовсе не ручается за него. И потому все эти клятвы бессмысленны. Если же человек ручается своею головою, то и это может делать только тот, кто не в царствии Божием. В царствии Божием всякий человек знает, что он весь во власти Бога и сам не может ничего сделать, ни даже цвета волоса переменить. Всякая клятва есть обещание того, что человек то или другое сделает во всяком случае; но как же человек, признающий царство божие, т. е. власть над собою Бога, может обещать земное дело? Одно и то же дело земное может быть хорошо и дурно, согласно или противно воле Божией. Я приду туда-то в субботу, поклянусь я, и в субботу будет умирать друг, отец, жена, и будет меня просить побыть с ним. Я клянусь, что дам тогда-то 3 рубля, но у меня будет просить умирающий с голоду эти 3 рубля, как же мне не дать ему? Я клянусь повиноваться Ивану Ивановичу, и он велит мне убивать людей, а Бог запрещает мне это. Это можно было делать, когда не известна была воля Божия, когда был закон и учителя (пророки), а не тогда, когда наступило царство Божие.

Человек весь во власти Божией, и ей одной повинуется. И дело его одно - творить волю Божию. Так кому же он будет клясться? И зачем? И в чем? И потому не клянитесь вовсе; говорите да, если да, нет, если нет; и знайте, что всякое, какое бы на было обещание, подтверждаемое клятвою, есть злое дело, - дело, происшедшее от зла, дело, под которым кроется злой умысел.

Из книги Шаги к долголетию автора Болотов Борис Васильевич

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Третье яблоко Сын Муллы Насреддина вернулся из университета. Там он изучал логику и стал «великим философом» - как каждый склонен думать в юности.Сын, как и каждый выпускник университета, был очень заинтересован в том, чтобы продемонстрировать свои познания. Они сидели

Из книги Против иудеев автора Златоуст Иоанн

СЛОВО ТРЕТЬЕ. 1 ОПЯТЬ крайняя и настоятельная нужда, прервав порядок прежних бесед, заставляет нас сегодня говорить о ней самой и отвлекает от прений с еретиками. Мы намерены были побеседовать с вашей любовию опять о славе Единородного, но нелепое упорство желающих по

Из книги Евангельская история. Книга третья. Конечные события Евангельской истории автора Матвеевский Протоиерей Павел

Третье Мф. 28, 11–15; Мк. 16, 10, 11; Лк. 24, 10–12, 34; 1 Кор. 15, 5 Когда святые мироносицы, возвратившись от гроба, рассказали одиннадцати апостолам и прочим, бывшим с ними, о том, что они видели и слышали, то слова их показались ученикам господа пустыми и не заслуживающими веры. когда

Из книги ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 автора Толстой Лев Николаевич

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: НЕ КЛЯНИСЬ Мф. V, 33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред господом клятвы твои.Слыхали тоже, что сказано древним: держи присягу, исполняй то, в чем клялся перед Богом.1Мф. V, 34. А я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому

Из книги Движимые вечностью автора Бивер Джон

ТРЕТЬЕ: ОБРЕМЕНЕНЫ ЛИ ВЫ? Последняя причина, по которой люди не находят и не исполняют своего призвания? это обремененность. Тяжесть удерживает их от успешного завершения своего забега. Павел говорит о себе: …не дорожу своею жизнью, только бы с радостью со-вершить поприще

Из книги Просветитель автора Волоцкий Иосиф

Слово третье, против ереси новгородских еретиков, говорящих, что надлежит придерживаться Моисеева закона, сохранять его, совершать жертвоприношения и обрезываться. Здесь же приводится из Священного Писания объяснение того, что Моисеев закон был дан до пришествия

Из книги Письма о духовной жизни автора Феофан Затворник

Письмо третье. Теперь вы знаете, о чем идет речь у Сперанского в первом письме. Он не вдруг начинает говорить о своем предмете, но предпосылает нисколько слов о предшествовавших тому обстоятельствах.«До времени нашей разлуки», - пишет он к другу, - «состояние наше в

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

3. и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему (Исааку) жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, "и клянись мне Господом Богом... что ты не возьмешь..." Это - первая, отрицательная сторона миссии Елиезера: ему запрещалось брать Исааку в

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

29. И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте, Обряд клятвы через подложение руки под бедро

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

30. дабы мне лечь с отцами моими; вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. Иосиф сказал: сделаю по слову твоему. 31. И сказал: клянись мне. И клялся ему. И поклонился Израиль на возглавие постели Действие Иакова по принесении ему Иосифом клятвы неодинаково

Из книги Письма Баламута автора

9. А говорят: "кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? 10. Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного". На обличения Исаии

Из книги Афон и его судьба автора Маевский Владислав Альбинович

13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, - так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены. Словом Господа - правильнее: "со словом

Из книги автора

34. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35. ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. 37. Но да

Из книги автора

Письмо третье Мой дорогой Гнусик!Я очень рад тому, что ты рассказал мне об отношениях подшефного с матерью. Непременно воспользуйся возможностями, которые здесь открываются.Враг намерен продвигаться от центра души к ее окраинам, все больше и больше подчиняя поведение

Из книги автора

Третье паломничество Иваница и скит всех святых Пользуясь пребыванием в нашем монастыре Св. Пантелеимона, в виде отдыха после своих библиотечных занятий решил я предпринять дальнее путешествие, чтобы на севере Афона посетить Крумицу – скит, возделанный и обстроенный

33-36. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. 34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. 37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого .

В Нагорной пропведи Иисус сказал: "не клянись вовсе, но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого" .

Чтобы в точности исполнять это повеление нам нужно хорошо понимать два принципа, которые мы сейчас с вами рассмотрим.

Принцип первый. Мы не всесильны, не можем влиять на многие события

Понимаете ли вы на сколько ничтожна наша жизнь? На сколько слаб человек? Очень многие обстоятельства не в наших силах. И мы, порой, как соломинка в море вшнених событий.

Вот как об этом пишет Иаков:

13. Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; 14. вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. (Послание Иакова 4:13,14)

Вспомните Петра, который клялся Иисусу, что никогода не предаст его:

33. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
34. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. 35. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики. (Св. Евангелие от Матфея 26:33-35)

Какая глупая самонадеянность! Лишь всесильный Бог, которому подвластно все, может сказать: "клянусь, что я сделаю это". Человек слишком жалок и немощен.

Урок, который мы можем из этого извлечь - никогда не надеяться лишь на собственные силы.

Принцип второй. Большинство добрых дел в нашей жизни могут произойти лишь Благодаря Богу!

16. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
17. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
18. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.
(Послание Иакова 1:16-18)

Что происходит, если мы клянемся? Всю хвалу и славу за содеянное мы несправедливо присваиваем себе, не воздавая честь Небесному отцу, который и является, на самом деле, творцом всего доброго.

15. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», -
16. вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.
(Послание Иакова 4:15,16)

Почему Иисус сказал, что все что сверх "да, да или нет,нет" - то от лукавого?

Клянясь, мы проявляем такие качества как надменность и тщеславие, которые присущи самому дьяволу.