Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Фриды Кало

Фрида Кало де Ривера (Магдалена Кармен Фрида Кало) – мексиканская художница.

Детство и юность

Фрида появилась на свет в пригороде Мехико Койоакане 6 июля 1907 года. Много позже художница самовольно поменяла год своего рождения на 1910 – год, когда произошла Мексиканская революция.

Отцом Фриды был Гильмеро Кало, фотограф из Германии. Ее мама Матильда Кальдерон была мексиканкой по происхождению с индейскими предками. Фрида была третьим ребенком супругов. Она росла болезненной девочкой. В возрасте шести лет малышка перенесла полиомиелит, из-за чего она всю жизнь хромала, а правая ее нога была заметно тоньше левой (этот свой недостаток Фрида скрывала под длинными пышными юбками). Несмотря на слабое здоровье, девочка была очень активной и целеустремленной. Она обожала заниматься спортом, особенно был ею любим бокс.

В 15 лет Фрида стала ученицей Национальной подготовительной школы «Препаратории». Профилем Кало выбрала медицину. «Препаратория» считалась одной из лучших школ Мексики. Далеко не все могли туда поступить, особенно девочки. Из 2000 учащихся лишь 25 из них были женского пола. Фрида с первых же дней пребывания в стенах школы стала авторитетом среди соучеников. Она создала закрытую группу «Качучас» и стала ее главой. В школе Фриду знали как эпатажную и яркую девушку.

Авария

17 сентября 1925 года в жизни 18-тилетней Фриды произошла трагедия. Она попала в автокатастрофу во время поездки на городском автобусе. Автобус столкнулся с трамваем. Фрида получила ужасные травмы – тройной перелом позвоночника в области поясницы, перелом ключицы и ребер, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, вывих и раздробление правой стопы, вывих плеча, прокол живота и матки…

После страшной аварии Кало целый год была прикована к постели. Проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Фрида перенесла не один десяток операций, не один месяц она пролежала в больнице. Из-за повреждения матки Фрида стала бесплодной.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Творческий путь

Лежа в постели после аварии и не имея возможности просто быть, существовать привычным образом, юная Фрида Кало начала рисовать. Она попросила отца купить ей кисти, краски и холсты. Для Фриды соорудили специальный подрамник, благодаря чему она могла творить в положении лежа. Под балдахином кровати Кало закрепили большое зеркало. Фрида могла ежесекундо видеть себя. И первой же картиной, вышедшей из-под ее кисти, был автопортрет. Во многом именно эта ситуация – одиночество, уединение с самой собой – и определило все направление творчества Фриды Кало. Однажды она сказала: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Жанр автопортрета был преобладающим в творчестве Фриды. Ее работы – это символическое описание ее жизни, ее видения мира, наполненное фетишами и аллюзиями.

В 1928 году Фрида Кало вступила в Мексиканскую коммунистическую партию. В 1930-х годах Фрида на какое-то время поселилась в США, где работал ее муж (о нем будет сказано ниже). Пребывание в Америке еще больше укрепило во Фриде любовь к родной Мексике, к ее родной культуре. С той самой поры Кало пристрастилась к национальным мексиканским костюмам, которые она носила в повседневной жизни, и коллекционированию старинных произведений мексиканского прикладного искусства.

В 1939 году Фрида Кало поехала в Париж на выставку мексиканского искусства. Одно из ее полотен было куплено «Лувром». Для Фриды это стало очень высокой оценкой ее стараний. В 1940-х годах картины Кало появлялись на крупных художественных выставках. В то же самое время у Фриды начались проблемы с душевным равновесием. Наркотические препараты, которые она принимала по назначению врача для уменьшения болей, оказали негативное влияние на ее психологическое здоровье. И эти же самые годы критики считают самыми продуктивными в плане творчества Кало.

В 1953 году, уже на закате жизни Фриды Кало, состоялась первая персональная выставка художницы в ее родном Мехико. На открытие выставки Кало принесли на больничной койке в лежачем положении – к тому моменту она уже не могла ходить…

Последние месяцы жизни и смерть

Вскоре после выставки в Мехико доктора ампутировали Фриде Кало правую ногу ниже колена. У художницы началась гангрена, приостановить развитие которой можно было только таким способом.

Здоровье Фриды ухудшалось с каждым днем. Кало готовилась к смерти. В своем дневнике она написала: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь». 13 июля 1964 года ее страдания закончились. Официальная причина смерти Фриды – воспаление легких. Некоторые близкие знакомые Фриды поговаривали, будто бы женщина покончила с собой, намеренно приняв слишком большую дозу лекарств. Но вскрытия тела не проводилось, так что ни доказать, ни опровергнуть эту теорию невозможно.

Прощание с эпатажной художницей состоялось во Дворце изящных искусств в Мехико. После тело Фриды Кало было кремировано. Урну с ее прахом поставили в доме-музее ее имени в Койоакане.

Личное

Фриду Кало современники запомнили яркой женщиной, живой и раскрепощенной. Она позволяла себе сквернословить, много курила, пила, не скрывала от публики свою бисексуальность и всегда была открыта новому.

Еще в «Препаратории» Фрида Кало познакомилась с мексиканским художником Диего Риверой. В 1929 году, уже после трагической аварии, они поженились. Фриде на тот момент было 22 года, Диего – 43. Их брак был бурным и ярким – как и они сами. Диего изменял Фриде, Фрида изменяла Диего, оба страдали от этого, дико ревновали, но все равно продолжали страстно любить друг друга.

В 1937 году у Фриды Кало был роман с советским революционером

Мексика

Жанр:

художница

Работы на Викискладе

Магдалена Кармен Фрида Кало-и-Кальдерон (исп. Magdalena Carmen Frieda/Frida Kahlo y Calderón ; 6 июля , Койоакан , Мехико , Мексика - 13 июля , там же) - мексиканская художница, наиболее известная своими автопортретами , жена Диего Риверы .

Биография

Фрида Кало родилась в семье немецкого еврея и мексиканки с индейскими корнями. В 6 лет перенесла полиомиелит , после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды.

В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу) с целью изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 девушек. Фрида сразу же заработала авторитет, создав с восемью другими учащимися закрытую группу «Качучас». Её поведение часто называли эпатажным.

В Препаратории произошла её первая встреча с будущим мужем, известным мексиканским художником Диего Риверой, с по работавшим в Подготовительной школе над росписью «Созидание».

В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию, повреждения от которой включали тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы , сломанные рёбра , тройной перелом таза , одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом, что серьёзно повредило её репродуктивную функцию. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами не выходя из больниц. Она, несмотря на горячее желание, так и не смогла стать матерью.

Именно после трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа . Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Первой картиной был автопортрет , что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего» .

Специалисты полагают, что 1940-е - это эпоха расцвета художницы, время её самых интересных и зрелых работ.

Выставки

Картина «Корни» выставлялась в 2005 году в лондонской галерее «Tate», а персональная выставка Кало в этом музее стала одной из самых удачных в истории галереи - её посетили около 370 тысяч человек.

Стоимость картин

Рекордом стоимости картин Кало остаётся ещё один автопортрет 1929 года , проданный в 2000 году за 4,9 млн долларов (при первоначальной оценке - 3 - 3,8 млн.).

Дом-музей

Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Толстые стены наружного фасада, плоская крыша, один жилой этаж, планировка, при которой комнаты всегда оставались прохладными и все открывались во внутренний двор, - почти образец дома в колониальном стиле. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Снаружи дом на углу улицы Лондрэс и улицы Альендэ выглядел точно так же, как и другие в Койоакане, старом жилом районе на юго-западе пригорода Мехико. В течение 30 лет облик дома не менялся. Но Диего и Фрида сделали его таким, каким знаем его мы: дом в преобладающем синем цвете с нарядными высокими окнами, украшенный в традиционном индейском стиле, дом полный страсти.

Вход в дом охраняют два гигантских Иуды, их фигуры двадцати футов высотой, из папье-маше, делают жесты, будто приглашая друг друга к разговору.

Внутри палитры и кисти Фриды лежат на рабочем столе так, будто она только что их там оставила. У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. К сожалению, надпись неточна. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Но выбрав нечто более значительное, чем ничтожные факты, она решила, что родилась не в 1907 году, а 1910, в год начала Мексиканской революции. Поскольку в годы революционного десятилетия она была ребёнком и жила среди хаоса и залитых кровью улиц Мехико, то решила, что родилась вместе с этой революцией.

Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год». Она отражает сентиментальное, идеальное отношение к браку, что снова расходится с реальностью. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. В 1934-1939 они жили в двух домах, построенных специально для них в жилом районе Сан-Анхэле. Затем последовали долгие периоды, когда, предпочитая жить независимо в студии в Сан-Анхэле, Диего вовсе не жил вместе с Фридой, не говоря уже о том годе, когда оба Ривэра разъезжались, разводились и снова сочетались браком. Обе надписи приукрасили действительность. Как и сам музей, они - часть легенды о Фриде.

Коммерциализация имени

В начале XXI века венесуэльским предпринимателем Карлосом Дорадо был создан фонд Frida Kalho Corporation, которому потомки великого художника предоставили право на коммерческое использование имени Фриды. В течение нескольких лет появилась линия косметики, марка текилы, спортивная обувь, ювелирные изделия, керамика, корсеты и нижнее белье, а также пиво с именем Фриды Кало .

В искусстве

  • У группы Alai Oli есть песня «Фрида» посвящённая Фриде и Диего.

Наследие

21 марта 2001 года Фрида стала первой испанской женщиной, изображённой на марке США .

В 1994 году американский джаз-флейтист и композитор Джеймс Ньютон выпустил альбом, вдохновлённый Кало, под названием Suite for Frida Kahlo , на AudioQuest Music .

Примечания

  1. Фрида - немецкое имя от слова «мир», (Friede/Frieden); «е» перестало упоминаться в имени примерно с 1935 года
  2. Herrera Hayden A Biography of Frida Kahlo. - New York: HarperCollins, 1983. - ISBN 978-0-06-008589-6
  3. Frida Kahlo . Smithsonian.com. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 18 февраля 2008.
  4. Frida Kahlo by Adam G. Klein
  5. Andrea Kettenmann Frida Kahlo: Pain and Passion. - Köln: Benedikt Taschen Verlag GmbH, 1993. - P. 3. - ISBN 3-8228-9636-5
  6. Budrys, Valmantas (February 2006). «Neurological Deficits in the Life and Work of Frida Kahlo ». European Neurology 55 (1): 4–10. DOI :10.1159/000091136 . ISSN (print), ISSN 1421-9913 (Online) 0014-3022 (print), ISSN 1421-9913 (Online) . PMID 16432301 . Проверено 2008-01-22.
  7. Cruz Barbara Frida Kahlo: Portrait of a Mexican Painter. - Berkeley Heights: Enslow, 1996. - P. 9. - ISBN 0-89490-765-4
  8. Karl Ruhrberg Frida Kahlo: Art of the 20th Century: Painting, Sculpture, New Media, Photography. - Köln: Benedikt Taschen Verlag GmbH, 2000. - P. 745. - ISBN 3-8228-5907-9
  9. "Frida Kahlo " Roots « Sets $5.6 Million Record at Sotheby’s.» Art Knowledge News. 2006 (retrieved 23 August 2011)
  10. BuenoLatina. Мексика: поступило в продажу пиво с изображением Фриды Кало
  11. Кало, Фрида (англ.) на сайте Internet Movie Database
  12. Мария Кретинина В неигровом положении . Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 24 сентября 2012.
  13. Кало, Фрида (англ.) на сайте Internet Movie Database
  14. Кало, Фрида (англ.) на сайте Internet Movie Database
  15. Кало, Фрида (англ.) на сайте

Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон (Magdalena Carmen Frieda Kahlo Calderón, 6 июля 1907 – 13 июля 1954) – известная мексиканская художница-сюрреалистка. Она стала знаменита, благодаря многим портретам и картинам, а её необычный стиль стал одним из базовых в искусстве и культуре стран Латинской Америки.

Детство

Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в городе Койоакан в бедной многодетной семье. Её отец – еврей, родившийся в Германии, был фотографом-любителем, поэтому его достаточно часто приглашали на различные торжественные мероприятия. Однако платили ему сравнительно немного, поскольку даже самые пышные свадебные церемонии и юбилейные даты справляли скромно и экономно. Мать Фриды не работала, так как следила за детьми. В частности, за самой Кало.

В раннем возрасте девочка перенесла тяжелейший полиомиелит, после которого стала сильно хромать на одну ногу. Вдобавок, другая её нога очень истончилась и не до конца восстановилась даже в юности, что заставляло Фриду Кало постоянно носить огромные и пышные юбки, скрывая физический дефект. Однако болезнь, которая чуть не унесла жизнь маленькой девочки, сделала её значительно сильнее и выносливее, сформировала характер борца не только за свободу, но и за право на существование и жизнь.

Стараясь максимально развить девочку, родители отдают её на занятия боксом. Приобретенная хромота абсолютно не мешает юной Кало зарабатывать успех и популярность и даже участвовать в соревнованиях. Параллельно она ходит в подготовительную школу, где практически с первых дней формирует чуть ли не «собственное общество» со своими правилами и законами. По утверждениям учителей, девочка никогда не была слабой. Скорее наоборот, она постоянно хотела доказать всем и каждому, что достойна быть лучшей и самой любимой.

Авария и жизнь после неё

В 1925 году Фрида попадает в страшную автомобильную аварию – её сбивает автобус. В результате у девушки диагностируют травмы, практически несовместимые с жизнью: переломы позвоночника и ключицы в трёх местах, переломы рёбер и тазобедренной кости, вывихи, сдвиги и переломы практически всех костей на ноге, раздробленная стопа и, самое страшное, проколотые машинной рамой живот и матка, что сразу ставит крест на репродуктивном здоровье Кало. И, несмотря на то, что после аварии девушка на многие месяцы оказывается парализованной на больничной койке, она успешно выдерживает десяток операций и остаётся несломленной, что в такой ситуации является настоящим чудом.

Именно там, лёжа в больнице, Фрида Кало впервые просит отца купить ей кисти и краски. Как потом признаётся сама художница, «…это было единственным доступным мне занятием на долгие и долгие месяцы…».

А поскольку на тот момент её ноги и руки всё еще не окрепли после ряда проведенных операций, отец специально подбирает для неё подрамник, а также устанавливает напротив больничной кровати большое зеркало, которое позволяет Фриде видеть себя. Подобная идея определяет стиль её первых картин. Девушка начинает создавать автобиографические изображения, глядя на собственное отражение.

«Некоторые ошибочно думают, что мой выбор автопортретов – это эгоистичное стремление показать, насколько я люблю саму себя. Тем не менее, это неправда. Просто на тот момент это была единственная тема, смысл которой мне был понятен и близок. Я не ходила на улицу, даже не вставала с постели – кого еще мне можно было рисовать, если не себя?».

Для того чтобы хоть как-то порадовать дочь, отец начинает сначала коллекционировать её работы, а затем пытаться организовать выставку. Продать картины в галерею у него не выходит, зато творчеством Кало Фриды заинтересовывается еще один мексиканский портретист, который также только начинает свою карьеру. За сравнительно небольшую сумму он предлагает свои услуги, и уже через год отец везет дочь на её первую собственную выставку, проходящую в их маленьком городке. С этого времени Фрида получает популярность и всеобщее одобрение и становится любимицей на родине.

После этого её картинами начинают интересоваться выставочные галереи нескольких зарубежных стран. В частности, в 1939 году Кало открывает выставку в Париже, затем несколько раз посещает Испанию и Италию, где знакомится со многими интересными художниками и политическими деятелями. Однако буквально через месяц девушка пропадает с мировой арены из-за сильнодействующих препаратов и наркотиков, которые до этого момента постоянно облегчали её состояние. Характер и настроение Фриды становятся изменчивыми, девушка часто оказывается то на грани нервного срыва, то в глубокой депрессии.

Последние годы жизни

Как только Фрида понимает, что ей осталось недолго, она решает возвратиться на родину. Там она хочет создать еще несколько картин, но не успевает. В 1953 году она снова оказывается в практически коматозном состоянии на больничной койке, а через месяц у неё начинается гангрена, которая приводит к ампутации правой ноги ниже колена.

13 июля 1954 года Фрида Кало умирает от сильнейшего воспаления легких, возникшего из-за ослабления иммунитета. В народе бытует версия, что её смерть была вызвана передозировкой препаратов, и что Кало специально попросила медицинский персонал избавить её от страданий, однако официального подтверждения подобному до сих пор нет.

Биография

Фрида Кало де Ривера - мексиканская художница, наиболее известная автопортретами.

Мексиканская культура и искусство народов доколумбовой Америки оказали заметное влияние на её творчество. Художественный стиль Фриды Кало иногда характеризуют как наивное искусство или фолк-арт. Основоположник сюрреализма Андре Бретон причислял её к сюрреалистам.

Всю жизнь у неё было слабое здоровье - она страдала полиомиелитом с возраста шести лет, а также перенесла серьёзную автомобильную аварию в подростковом возрасте, после которой ей пришлось пройти многочисленные операции, повлиявшие на всю её жизнь. В 1929 году она вышла замуж за художника Диего Риверу, и, подобно ему, поддерживала коммунистическую партию.

Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико (позднее она поменяла год рождения на 1910 - год Мексиканской революции). Её отцом был фотограф Гильермо Кало, родом из Германии. По широко распространённой версии, основанной на утверждениях Фриды, он был еврейского происхождения, однако, согласно позднейшему исследованию, он происходил из немецкой лютеранской семьи, корни которой отслеживаются до XVI века. Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды.

Фрида занималась боксом и другими видами спорта. В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу), одну из лучших школ Мексики, с целью изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 девушек. Фрида сразу же заработала авторитет, создав с восемью другими учащимися закрытую группу «Качучас». Её поведение часто называли эпатажным.

В Препаратории произошла её первая встреча с будущим мужем, известным мексиканским художником Диего Риверой, с 1921 по 1923 работавшим в Подготовительной школе над росписью «Созидание».

В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом, что серьёзно повредило её репродуктивную функцию. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами не выходя из больниц. Она, несмотря на горячее желание, так и не смогла стать матерью.

Именно после трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию. В 1929 году Фрида Кало стала женой Диего Риверы. Ему было 43 года, ей - 22. Сближало двух художников не только искусство, но и общие политические убеждения - коммунистические. Их бурная совместная жизнь стала легендой. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего». В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Это вынужденное долгое пребывание за границей, в развитой индустриальной стране, заставило её острее чувствовать национальные различия.

С тех пор Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы.

Поездка в Париж в 1939, где Фрида стала сенсацией тематической выставки мексиканского искусства (одна из её картин была даже приобретена Лувром), ещё сильнее развила патриотическое чувство.

В 1937 году в доме Диего и Фриды ненадолго нашёл убежище советский революционный деятель Лев Троцкий; у них с Фридой завязался роман. Считается, что уехать от них его вынудило слишком явное увлечение темпераментной мексиканкой.

В 1940-е годы картины Фриды появляются на нескольких заметных выставках. В то же время обостряются её проблемы со здоровьем. Лекарства и наркотики, призванные уменьшить физические страдания, меняют её душевное состояние, что ярко отражается в Дневнике, ставшем культовым среди её поклонников.

В 1953 году состоялась её первая персональная выставка на родине. К тому времени Фрида уже не могла встать с постели, и на открытие выставки её принесли на больничной койке.. Вскоре из-за начавшейся гангрены ей ампутировали правую ногу ниже колена.

Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года от воспаления лёгких. Незадолго до смерти она оставила в своём дневнике последнюю запись: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь». Некоторые друзья Фриды Кало предполагали, она умерла от передозировки, и её смерть могла быть неслучайной. Тем не менее, доказательств этой версии не существует, вскрытие тела не проводилось.

Прощание с Фридой Кало проходило во Дворце изящных искусств. На церемонии помимо Диего Риверы присутствовал президент Мексики Ласаро Карденас и многие деятели искусств.

С 1955 года «Голубой дом» Фриды Кало стал музеем её памяти.

Характер

Несмотря на полную боли и страданий жизнь, Фрида Кало имела живую и раскрепощённую экстраверсивную натуру, и её ежедневная речь была усеяна сквернословиями. Будучи сорванцом в юности, она не лишилась своего пыла в поздние годы. Кало изрядно курила, в избытке употребляла спиртные напитки (особенно текилу), была открытой бисексуалкой, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки.

Творчество

В работах Фриды Кало заметно очень сильное влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Однако в нём заметно и влияние европейской живописи - в ранних работах отчётливо проявилась увлечённость Фриды, например, Боттичелли. В творчестве присутствует стилистика наивного искусства. Большое влияние на стиль живописи Фриды Кало оказал её муж, художник Диего Ривера.

Специалисты полагают, что 1940-е - это эпоха расцвета художницы, время её самых интересных и зрелых работ.

Жанр автопортрета преобладает в творчестве Фриды Кало. В этих работах художница метафорически отражала события своей жизни («Госпиталь Генри Форда», 1932, частное собрание, Мехико; «Автопортрет с посвящением Льву Троцкому», 1937, Национальный музей «Женщины в искусстве», Вашингтон; «Две Фриды», 1939, Музей современного искусства, Мехико; «Марксизм исцеляет больную», 1954, Дом-музей Фриды Кало, Мехико).

Выставки

В 2003 выставка работ Фриды Кало и её фотографий прошла в Москве.

Картина «Корни» выставлялась в 2005 году в лондонской галерее «Tate», а персональная выставка Кало в этом музее стала одной из самых удачных в истории галереи - её посетили около 370 тысяч человек.

Стоимость картин

В начале 2006 года автопортрет Фриды «Корни» («Raices») оценён экспертами Sotheby’s в 7 миллионов долларов (первоначальная оценка на аукционе - 4 млн фунтов стерлингов). Картина была написана художницей маслом по листу металла в 1943 году (после повторного брака с Диего Риверой). В том же году эта картина была продана за 5,6 миллионов долларов США, что стало рекордом среди латиноамериканских работ.

Рекордом стоимости картин Кало остаётся ещё один автопортрет 1929 года, проданный в 2000 году за 4,9 млн долларов (при первоначальной оценке - 3 - 3,8 млн.).

Дом-музей

Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Толстые стены наружного фасада, плоская крыша, один жилой этаж, планировка, при которой комнаты всегда оставались прохладными и все открывались во внутренний двор, - почти образец дома в колониальном стиле. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Снаружи дом на углу улицы Лондрэс и улицы Альендэ выглядел точно так же, как и другие в Койоакане, старом жилом районе на юго-западе пригорода Мехико. В течение 30 лет облик дома не менялся. Но Диего и Фрида сделали его таким, каким знаем его мы: дом в преобладающем синем цвете с нарядными высокими окнами, украшенный в традиционном индейском стиле, дом полный страсти.

Вход в дом охраняют два гигантских Иуды, их фигуры двадцати футов высотой, из папье-маше, делают жесты, будто приглашая друг друга к разговору.

Внутри палитры и кисти Фриды лежат на рабочем столе так, будто она только что их там оставила. У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. К сожалению, надпись неточна. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Но выбрав нечто более значительное, чем ничтожные факты, она решила, что родилась не в 1907 году, а 1910, в год начала Мексиканской революции. Поскольку в годы революционного десятилетия она была ребёнком и жила среди хаоса и залитых кровью улиц Мехико, то решила, что родилась вместе с этой революцией.

Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год». Она отражает сентиментальное, идеальное отношение к браку, что снова расходится с реальностью. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. В 1934-1939 они жили в двух домах, построенных специально для них в жилом районе Сан-Анхэле. Затем последовали долгие периоды, когда, предпочитая жить независимо в студии в Сан-Анхэле, Диего вовсе не жил вместе с Фридой, не говоря уже о том годе, когда оба Ривэра разъезжались, разводились и снова сочетались браком. Обе надписи приукрасили действительность. Как и сам музей, они - часть легенды о Фриде.

Коммерциализация имени

В начале XXI века венесуэльским предпринимателем Карлосом Дорадо был создан фонд Frida Kahlo Corporation, которому родственники великой художницы предоставили право на коммерческое использование имени Фриды. В течение нескольких лет появилась линия косметики, марка текилы, спортивная обувь, ювелирные изделия, керамика, корсеты и нижнее белье, а также пиво с именем Фриды Кало.

В искусстве

Яркая и неординарная личность Фриды Кало нашла своё отражение в произведениях литературы и кинематографа.

В 2002 году был снят фильм «Фрида», посвящённый художнице. Роль Фриды Кало сыграла Сальма Хайек.

В 2005 году был снят неигровой арт-фильм «Фрида на фоне Фриды».

В 1971 году вышел короткометражный фильм «Фрида Кало», в 1982 году - документальный, в 2000 году - документальный фильм из серии «Великие художницы», в 1976 году - «Жизнь и смерть Фриды Кало», в 2005 году - документальный «Жизнь и времена Фриды Кало».

У группы Alai Oli есть песня «Фрида», посвящённая ей.

Наследие

В честь Фриды Кало 26 сентября 2007 года назван астероид 27792 Fridakahlo, открытый 20 февраля 1993 года Эриком Эльстом. 30 августа 2010 года Банк Мексики выпустил новую банкноту в 500 песо, на обороте которой была изображена Фрида и её картина 1949 года, Love’s Embrace of the Universe, Earth, (Mexico), I, Diego, and Mr. Xólotl, а на лицевой стороне которой был изображён её муж Диего. 6 июля 2010 года, в годовщину со дня рождения Фриды, в её честь был выпущен дудл.

В 1994 году американский джаз-флейтист и композитор Джеймс Ньютон выпустил альбом, вдохновлённый Кало, под названием Suite for Frida Kahlo, на AudioQuest Music.

Кало Фрида (Kahlo Frida), мексиканский художник и график, жена Диего Риверы, мастер сюрреализма. Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году, в семье еврейского фотографа, родом из Германии. Мать - испанка, рождённая в Америке. В шесть лет она перенесла полиомиелит, и с тех пор правая нога стала короче и тоньше левой. В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Кало попала в автокатастрофу: сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время Кало попросила у отца кисть и краски. Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя. Она начала с автопортретов. Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего.

В 1929 году Фрида Кало поступает в Национальный институт Мексики. За год, проведенный почти в полной неподвижности, Кало всерьез увлеклась живописью. Снова начав ходить, посещала художественную школу и в 1928 году вступила в компартию. Ее работы высоко оценил уже знаменитый к тому времени художник-коммунист Диего Ривера.

В 22 года Фрида Кало вышла за него замуж. Их семейная жизнь бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда - врозь. Их связывали отношения - страстные, одержимые и порой мучительные. Древний мудрец сказал о подобных отношениях: Ни с тобой, ни без тебя жить невозможно. Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Мексиканская художница восхищалась трибуном русской революции, тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют. Больше всего в жизни Фрида Кало любила саму жизнь - и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные физические страдания, она могла развлекаться от души и широко кутить. Но поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты. В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке, после чего могла передвигаться только в инвалидной коляске.

В 1952 году Фриде Кало ампутировали до колена правую ногу. В 1953 году в Мехико проходит первая персональная выставка Фриды Кало. Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего Ривера и Фрида Кало собирали всю жизнь, находится в саду Голубого дома (дома-музея). Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, 13 июля 1954 года. Прощание с Фридой Кало проходило в Бельяс Артес - Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели - Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики.