На протяжении года православные верующие проживают четыре поста, дающие возможность с помощью духовного и телесного воздержания приблизиться к Богу. ? Как правило, питание верующие осуществляют по церковному календарю. Кроме соблюдения ограничений в пище, советуется воздержание от вступления в церковный брак, а также от плотских радостей и утех. А ведь этот момент актуален для многих семейных пар. Так можно ли заниматься сексом во время поста? Понятно, что рождение ребенка в пост или в любое другое время не всегда получается предугадать. Однако церковь прописывает вполне определенные правила о зачатии в Великий Пост, а также во время других постов.

Зачатие ребенка в Великий Пост - можно или нет?

Издавна наши предки занимались планированием рождения потомства. Согласно древним верованиям, дети зачатые в пост, обладали крепким здоровьем, острым умом. В те времена считалось, что у такого ребенка всю жизнь будет сильный ангел хранитель. Ведь во время поста организм наполнялся особой энергией и жизненной силой, которые способствовали зачатию ребенка. Правда, для этого зачатие должно было состояться не ночью, а ранним утром.

Перед тем, как зачать ребенка, наши предки готовились к этому событию заранее. Они очищали тело и мысли, придерживались ежедневного поста и совершали молитвы. Кроме того, в старину верили, что в новорожденных переселяется душа их умерших родственников.

Сегодня церковные каноны гласят, что верующие во время поста должны воздерживаться от секса и, соответственно, от зачатия ребенка. В православных семьях супруги должны поддерживать друг друга в это время, поскольку отказ от плотских отношений считается жертвой Богу и возвышает душу человека.

Ребенок, зачатый в пост - как быть?

Конечно, пути Господа неисповедимы и зачатие может наступить в любой день - хоть и в Страстную пятницу Великого Поста. Церковь не считает таких детей более склонными к грехам, болезням или проблемному характеру. Наоборот, такие опасения по поводу зачатия в пост считаются суеверными, которым православные христиане не должны поддаваться.

Ведь истинной целью такого телесного воздержания является возможность для супругов раскрыть свою любовь на более высоком, духовном уровне. Так что решение о временном отказе от секса в браке должно приниматься мужем и женой добровольно, по взаимному согласию.

Зачатие или рождение ребенка в пост - не повод для беспокойства, а причина для радости. Ведь бывает, что супруги долго не могли зачать малыша, а тут долгожданное событие произошло в пост. А если ребенок родился, к примеру, в Великий Пост? Значит, Богу было так угодно. Да и в пост можно прекрасно отметить легко подобрать из полезных и вкусных блюд. Задачей родителей в любом случае является воспитание ребенка в истинной вере и любви к Господу.

О зачатии ребенка в Великий Пост

«Однажды сосед по тюремной камере посетовал Владыке Мануилу, что сидит здесь безвинно. - Как же так? - спросил он. - Почему Господь попустил такое? - Вины, которую предъявил советский суд, на тебе, действительно, нет! - резко сказал Владыка. - Но наказание ты отбываешь за то, что еще в детстве забрался к соседям, поломал у них капусту, а потом открыл засов на хлеву и выпустил корову. Потерявшие кормилицу многодетные соседи впали в крайнюю нужду. - Дедушка, - спросил сверху другой сокамерник из уголовников. - А я почему всю жизнь по тюрьмам мыкаюсь?

Другие не столько крадут, а на свободе… - Ты был зачат в Страстную пятницу - ответил епископ. - Ты и умрешь в тюрьме». — Коняев Н.М. Облеченный в оружие света. - М.: Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», 2002, С. 36. Благословение на книгу имеется.) Митрополите Мануил (Лемешевский), который за веру большую часть жизни провел в лагерях и к старости имел от Бога дар прозорливости. Его подвижническую деятельность в семинариях изучают…)

«Когда к Иоанну Кронштадтскому подошли супруги с больным ребенком и попросили помолиться об исцелении чада, он резко отказал, молвив: «Вы лучше вспомните, в какой день вы его зачали!» Как оказалось, зачатие произошло на Страстной седмице». — «Сретение», выпуск №2 - февраль 2009.

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: «Подавляющее число браков, которые заключаются в период православного поста, не приносят счастья. Современные ученые говорят, что до 90% браков, заключенных в Великий пост или в другие посты в течение всего года, разрушаются. И дети, которые зачинаются в эти дни, скорей всего будут больными». — Интерфакс-Религия — Вот что пишет священник Сергий Николаев: «По свидетельству врача, практикующего более 40 лет, дети, зачатые в пост, с большим трудом поддаются лечению. Приходилось слышать мнения, что «постовые» дети труднее воспитываются. Грех невоздержанных родителей может послужить почвой греха или несчастья детей. Есть современные научные исследования по поводу того, почему дети рождаются больными. Исследования показали, что 95% больных детей были зачаты в постные дни, и уже с научной точки зрения ученые-медики советуют: если супруги хотят иметь здоровое потомство, то должны воздерживаться от близости в постные дни». — «Пензенский православный собеседник» №11 (52), ноябрь 2006, С. 3.

На важную роль христианского благочестия в супружеской жизни указывал преподобный Серафим Саровский. Вот какие советы давал он одному юноше, вступающему в брак: «Храните чистоту, храните среды и пятницы (посты), и праздничные, и воскресные дни. За нехранение чистоты, за несоблюдение среды и пятницы супругами дети родятся мертвыми, а при нехранении праздников и воскресных дней жены умирают родами» — Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный светильник // М., «Паломник», Православный Свято-Тихоновский богословский институт. 1996, С. 191.

То же писал в одном из писем мирянам и преподобный Амвросий Оптинский: «Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены». Или еще пример. Одна чета имела сына, проявлявшего некоторое уродство души. Преподобный Леонид Оптинский говорил, что это было наказанием его родителей за несоблюдение ими церковных праздников в семейной жизни. — О православном браке. СПб., «Общество святителя Василия Великого». 2001, С. 96.

Православная Церковь призывает своих чад по благочестивой традиции воздерживаться по взаимному согласию постом и в дни великих праздников от супружеских отношений. Однако ситуации бывают очень разными. Бывает, что на супружеской близости настаивает неверующий супруг, и отказ от нее приведет к распаду семьи. Бывает, что муж-моряк возвращается из длительного путешествия в период поста, а потом снова уходит в море. Поэтому данный вопрос решается индивидуально с духовником для каждой семьи. Ребенка супругам посылает Господь, без Его воли зачатие не совершится. Поэтому я бы советовал в период поста воздержаться от близости и сугубо молиться в это время о даровании ребенка после поста. Одно дело, если один из супругов неверующий или, скажем так, невоцерковленный. Здесь все ясно: человек не знает, что такое пост. И требовать от него соблюдения супружеского поста в принудительном порядке - значит подвергать его (а вместе с ним и себя) испытаниям, последствия которых могут быть весьма плачевными. Апостол пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1Кор. 7,5). А с неверующим супругом или супругой согласия в вопросе соблюдения супружеского поста достичь нелегко. Но есть и другая сторона вопроса: а если оба супруга верующие и церковные, если оба живут христианской духовной жизнью, исповедаются и причащаются? И если они уже близки к тому «единомыслию душ и телес», о котором Церковь молится в Таинстве венчания, но одному из них захотелось нарушить супружеский пост? Дело в том, что здесь согласие уже существует заранее: оба супруга согласны, что пост нужно соблюдать во всех отношениях. Желание одного из них нарушить пост выглядит на этом фоне капризом, или искушением. Нужно ли в таком случае идти ему навстерчу? В идеале — нет. На мой взгляд, в случае, если оба супруга уже живут церковной жизнью, отказ одного из них вступить в супружеские отношения в пост послужит общей пользе, и другая половина впоследствии будет только благодарна за это. Однако в реальной жизни не все бывает так просто, как нам хотелось бы. Поэтому универсальных правил о соблюдении или нарушении супружеского поста нет и быть не может. И если вопрос о супружеских отношениях в пост заботит вас, обсудите его с опытным духовником, мнению которого вы доверяете, — думаю, он даст вам хороший совет, как следует поступить именно в вашей ситуации. Священник Михаил Немнонов


Православная церковь выделяет многодневные и однодневные посты.
Основное правило: СРЕДА и ПЯТНИЦА в течение всего года, кроме Святок и сплошных седмиц, — строго постные дни (если нет особого разрешения на послабление поста). В некоторых монастырях постятся и по понедельникам (в честь Ангелов). Затем, в году существуют 4 больших поста:
1) Великий пост — 40 дней; к нему присоединяется Страстная Седмица — последняя неделя перед Светлым Христовым Воскресением — Пасхой; подвижный пост.
2) Петров пост начинается через неделю после Пятидесятницы (Троицына дня) и кончается 12 июля на Петров день; подвижный пост, разной продолжительности.
3) Успенский — двухнедельный пост с 14 по 27 августа.
4) Рождественский сорокадневный пост с 28 ноября по 6 января.
Кроме того, строго постными считаются:
день Воздвижения Креста Господня (27 сентября)
день Усекновения главы св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября)
Рождественский сочельник (6 января)

и Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) — 18 января

О том, можно ли беременеть в пост и будет ли зачатие в пост греховным, ходит много споров среди православных христиан. Причина в том, что запрет на совершение Таинства венчания совпадает с теми днями, когда Церковь не благословляет интимных отношений между супругами, а именно во время постов, накануне постных дней (среды и пятницы) и перед большими праздниками.

Но ребенок, зачатый в пост, – такое же дитя Бога, как любой другой, – любимое, долгожданное, достойное спасения. То, что такой ребенок нежеланен Господу, – опасное суеверие, которое ни один настоящий христианин не должен пускать в свое сердце.

Священник Святослав Шевченко

Однажды сосед по тюремной камере посетовал Владыке Мануилу (митрополит Мануил (Лемешевский), который за веру большую часть жизни провел в лагерях и к старости имел от Бога дар прозорливости), что сидит здесь безвинно. – Как же так? – спросил он. – Почему Господь попустил такое? – Вины, которую предъявил советский суд, на тебе, действительно, нет! – резко сказал Владыка. – Но наказание ты отбываешь за то, что еще в детстве забрался к соседям, поломал у них капусту, а потом открыл засов на хлеву и выпустил корову. Потерявшие кормилицу многодетные соседи впали в крайнюю нужду.

– Дедушка, – спросил сверху другой сокамерник из уголовников. – А я почему всю жизнь по тюрьмам мыкаюсь? Другие не столько крадут, а на свободе… – Ты был зачат в Страстную пятницу – ответил епископ. – Ты и умрешь в тюрьме». (Коняев Н.М. Облеченный в оружие света. – М.: Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», 2002, С. 36.)

«Когда к Иоанну Кронштадтскому подошли супруги с больным ребенком и попросили помолиться об исцелении чада, он резко отказал, молвив: «Вы лучше вспомните, в какой день вы его зачали!» Как оказалось, зачатие произошло на Страстной седмице». («Сретение», выпуск №2 – февраль 2009).

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: «Подавляющее число браков, которые заключаются в период православного поста, не приносят счастья. Современные ученые говорят, что до 90% браков, заключенных в Великий пост или в другие посты в течение всего года, разрушаются. И дети, которые зачинаются в эти дни, скорей всего будут больными». Вот что пишет священник Сергий Николаев: «По свидетельству врача, практикующего более 40 лет, дети, зачатые в пост, с большим трудом поддаются лечению. Приходилось слышать мнения, что «постовые» дети труднее воспитываются. Грех невоздержанных родителей может послужить почвой греха или несчастья детей. Есть современные научные исследования по поводу того, почему дети рождаются больными. Исследования показали, что 95% больных детей были зачаты в постные дни, и уже с научной точки зрения ученые-медики советуют: если супруги хотят иметь здоровое потомство, то должны воздерживаться от близости в постные дни». - «Пензенский православный собеседник» №11 (52), ноябрь 2006, С. 3.

На важную роль христианского благочестия в супружеской жизни указывал преподобный Серафим Саровский. Вот какие советы давал он одному юноше, вступающему в брак: «Храните чистоту, храните среды и пятницы (посты), и праздничные, и воскресные дни. За нехранение чистоты, за несоблюдение среды и пятницы супругами дети родятся мертвыми, а при нехранении праздников и воскресных дней жены умирают родами» - Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный светильник / М., «Паломник», Православный Свято-Тихоновский богословский институт. 1996, С. 191.

То же писал в одном из писем мирянам и преподобный Амвросий Оптинский: «Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены». Или еще пример. Одна чета имела сына, проявлявшего некоторое уродство души. Преподобный Леонид Оптинский говорил, что это было наказанием его родителей за несоблюдение ими церковных праздников в семейной жизни. - О православном браке. СПб., «Общество святителя Василия Великого». 2001, С. 96.

Православная Церковь призывает своих чад по благочестивой традиции воздерживаться по взаимному согласию постом и в дни великих праздников от супружеских отношений. Однако ситуации бывают очень разными. Бывает, что на супружеской близости настаивает неверующий супруг, и отказ от нее приведет к распаду семьи. Бывает, что муж-моряк возвращается из длительного путешествия в период поста, а потом снова уходит в море. Поэтому данный вопрос решается индивидуально с духовником для каждой семьи.

Ребенка супругам посылает Господь, без Его воли зачатие не совершится. Поэтому я бы советовал в период поста воздержаться от близости и сугубо молиться в это время о даровании ребенка после поста. Одно дело, если один из супругов неверующий или, скажем так, невоцерковленный. Здесь все ясно: человек не знает, что такое пост. И требовать от него соблюдения супружеского поста в принудительном порядке – значит подвергать его (а вместе с ним и себя) испытаниям, последствия которых могут быть весьма плачевными. Апостол пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1Кор. 7,5). А с неверующим супругом или супругой согласия в вопросе соблюдения супружеского поста достичь нелегко.

Но есть и другая сторона вопроса: а если оба супруга верующие и церковные, если оба живут христианской духовной жизнью, исповедаются и причащаются? И если они уже близки к тому «единомыслию душ и телес», о котором Церковь молится в Таинстве венчания, но одному из них захотелось нарушить супружеский пост? Дело в том, что здесь согласие уже существует заранее: оба супруга согласны, что пост нужно соблюдать во всех отношениях. Желание одного из них нарушить пост выглядит на этом фоне капризом, или искушением. Нужно ли в таком случае идти ему навстерчу? В идеале - нет. На мой взгляд, в случае, если оба супруга уже живут церковной жизнью, отказ одного из них вступить в супружеские отношения в пост послужит общей пользе, и другая половина впоследствии будет только благодарна за это.

Однако в реальной жизни не все бывает так просто, как нам хотелось бы. Поэтому универсальных правил о соблюдении или нарушении супружеского поста нет и быть не может. И если вопрос о супружеских отношениях в пост заботит вас, обсудите его с опытным духовником, мнению которого вы доверяете, - думаю, он даст вам хороший совет, как следует поступить именно в вашей ситуации.

Священник Михаил Немнонов

Православные молодые люди, стремящиеся жить в соответствии с заветами церкви, нередко интересуются, насколько согласуется зачатие ребенка в пост с дисциплиной воцерковленного прихожанина. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Православные посты и зачатие

В православии в году существуют четыре длительных поста, постные среда и пятница в течение всего года и три однодневных. Длительный пост держится православными христианами весной (Великий пост 40 дней), летом (Петров с конца июня примерно до середины июля), далее Успенский (вторая половина августа) и Рождественский, который начинается за месяц до Нового года и заканчивается в ночь 6 января. Эти периоды вместе с одиночными днями складываются почти в половину года. Есть мнение, распространенное в обществе, что во время поста нельзя есть определенные продукты и заниматься сексом. Мол, это отвлекает верующего от сосредоточения на молитве, на душе. А уж зачатие в пост – вовсе грех.

Получается, что длительное время дисциплинированным православным предписывается целибат. Таково общественное мнение. Но так ли строго на самом деле обстоит дело? В священных текстах отражено единственное каноническое требование – воздерживаться от близости за сутки до причастия. А аналогичное поведение в постные дни – лишь рекомендация, совет, запрета нет.

Практически на каждом православном сайте приведены комментарии священника на этот счет. Служители церкви терпеливо разъясняют прихожанам тонкости поведения, образа жизни в особые для православных периоды. На вопрос «можно ли зачать ребенка в пост», ответы священника содержат ссылки на Библию, другие канонические тексты и выражают позицию РПЦ. Она касается, в первую очередь, духовной жизни христианина, его стремления к очищению мыслей, к общению с Богом.

Главная цель христианина в пост – искренняя молитва, возможность погрузиться в себя, привести мысли и будущие поступки в соответствие с заповедями. Определенные ограничения в еде, утехах плоти – не главное условие, а лишь рекомендации. Это не должно переключать внимание с духовного на мирское, мешать сосредоточению.

Если же в постный период был зачат ребенок – на все воля божья, считает Церковь. Это дар Бога, результат любви, к которой обращается православие как первооснове жизни. Поэтому нарушения, будь то даже зачатие ребенка в Рождественский пост или любой другой, не должны вызывать мысли о серьезном грехе.

Что делать верующим, если наступила беременность

Многие лояльные к человеческим слабостям священники поясняют, что решение воздержаться от близости должны принимать оба супруга. Желание отказаться на время в пользу возвышения духа должно быть одинаково сильным, тогда и проблем в семье не возникнет. Для церкви согласие в семье, мирная атмосфера гораздо важнее соблюдения рекомендации о воздержании от скоромного и близости в пост.

Если же один супруг недостаточно готов к ограничениям, противиться не стоит. Тем более, когда зачатие в период поста состоялось, никаких иных мыслей, кроме любви к будущему младенцу, возникать не должно. Соображениям о грехе, вине, аборте нет места. Ребенок – душа, посланная Богом, поэтому в любой день года забеременеть – значит получить подарок.

Если все-таки не очень комфортно будущим родителям, укоряют себя или друг друга за слабость, стоит поговорить с близким духовником. Его задача – успокоить супругов и настроить на позитивный лад, ожидание пополнения семьи.

Правда ли, что ребенок родится больным

Издревле тянется верование, страх забеременеть во время поста. Корни — в приучении первых православных к правилам, традициям церкви. Такие процессы установления нового порядка никогда не проходят легко. В общественном сознании страхи предков хранятся долгие века, передаются по наследству потомкам. И даже в наше время фобия остается довольно отчетливой. Люди, не слишком хорошо знакомые с мнениями современных священников, пугают пороками развития ребенка, зачатого в пост, будущими проблемами со здоровьем.

Но многие служители церкви относятся к прихожанам с любовью и терпимостью к их слабостям. Приведем мнение священников.

Протоиерей Алексий Спасский, клирик храма Святого Благоверного царевича Димитрия (Москва):

— Кто может, тот так и поступает. Священные тексты не настаивают на непременном соблюдении воздержания в пост. Это возможно при условии обоюдной позиции супругов: понимают важность и нет внутреннего протеста. Интимная жизнь – не единственная, для Бога важнее духовная, потребность делать добро окружающим, быть в согласии. «Страшилки» о рождении больного ребенка не имеют отношения к церкви, это домыслы. Новая жизнь – в любом случае дар от Бога. Конечно, немыслим аборт по причине зачатия в пост.

Иерей Михаил Сенин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы с. Поливаново (Москва):

— Само по себе зачатие никак грехом быть не может. Не всякий может в пост воздерживаться, это надо понимать. Важно взаимное согласие для сознательного уклонения от телесного общения. Если один хочет воздерживаться, а другой нет, он сеет в себе блудные мысли. Это уже грех, так зачем доводить. Не может пара – так и не надо. Диета и воздержание – только помощь в пост, но вовсе не требование.

— Мне кажется, что проблема поставлена не совсем корректно и опирается на не достаточно надежную статистику. Для того, чтобы делать такие обобщающие выводы и умозаключения, нужна очень большая, можно сказать в государственном масштабе, исследовательская работа. Ее должны проводить медики, социологи, представители духовенства, педагоги. Тут нужен сбор и анализ информации, которая охватила бы очень широкий круг лиц.

Согласно православному календарю более полугода – постные дни. Тогда у нас должно получаться, что примерно половина населения – шизофреники, или половина православных христиан– шизофреники. Но это все-таки не так, подобной пропорции мы не наблюдаем.

Теперь несколько практических вопросов.

Это предположение относится к населению всего Земного шара, или к населению нашей страны, или только к ее православным жителям? Как быть с инославными и иноверными? Или Милостивый Господь наказывает тяжелой болезнью детей только православных родителей? Апостол Петр говорил, что «вы род избранный». Что же, наше избранничество заключается в том, что в семьях православных христиан доля рождений шизофреников выше общемировой?

А если у родителей сначала родились дети, а потом они уверовали и воцерковились? Или один супруг верующий, а другой – нет? Как в таких случаях вести статистику? Да и кто знает, как судит Сам Господь Бог, Который зрит в самую глубину человеческого сердца, и наша доморощенная статистика Ему не нужна.

Безусловно, Господь Правосуден, но мы же знаем, что Он Долготерпелив и Многомилостив, и что Божественная Милость выше Божественного Правосудия. Бог есть Любовь! Поэтому в реальной жизни все непредсказуемо, противоречиво, неоднозначно и прекрасно.

И, что еще мы знаем точно, так это то, что Господь «всем человекам желает спастись и в познание истины приидти». Конечно, мы должны почитать Священноначалие, соблюдать посты, жить в послушании Церкви. Это поможет нам искать и находить волю Божию «благую и совершенную» и откроет путь в Царствие Небесное.

Вот и есть наша самая главная цель, достигнуть которой да сподобит нас Всемилостивый Господь Бог!

Иеромонах Димитрий (Першин): Церковь не регламентирует супружеские отношения в браке

Во-первых, это суждение адресовано только людям, являющимся членами Церкви. Во-вторых, это суждение по существу своему не отвечает духу Евангелия. В Евангелии от Иоанна мы читаем :

«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

А еще в Ветхом Завете мы слышим эту нравственную максиму : «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие». Бог не наказывает детей за грехи родителя.

Третий момент – это то, что Церковь вообще не регламентирует, по крайней мере, на уровне канонического права супружеские отношения в браке, оставляя это на усмотрение супругов, с учетом мнения их духовника. И те суждения, которые мы встречаем не в канонах, но в размышлениях некоторых подвижников и молитвенников, носят характер частных богословских мнений, не выражающих тем самым общую точку зрения Православной Церкви по данному вопросу.

Если же говорить о каноническом сознании – о каноническом праве – то единственное требование к супругам, находящимся в браке – это воздерживаться от супружеских отношений за сутки до Причастия. Если у людей есть силы и готовность к полному воздержанию на всем протяжении постов – это может дать свои духовные плоды. Если этой готовности нет, то по супружеское общение не только в непостное время не отлучает людей от Бога.

Протоиерей Константин Островский: Наказание Божие не бывает механическим


«Око за око» с Богом

Такого механизма – человек зачат во время поста, значит, будет больным – нет. Во-первых, не все люди виноваты в том, что не соблюдают пост, ведь пост установлен для христиан. Если человек неверующий, то несоблюдение им поста не является грехом. Вот убийство или блуд – грех для всякого человека, независимо от его веры, нарушение же поста грешно не само по себе, а только как проявление страстей. Например, чревоугодия, когда человек ест скоромную пищу, потому что не может удержаться. Или гордости, когда человек отрицает пост, не желая оказать послушание Церкви. Или малодушия, когда стесняется поститься, боясь насмешек. А сама по себе пища не греховна и не греховны супружеские отношения, о чём прямо сказано у апостола Павла.

Во-вторых, наказание Божие не бывает механическим – сделал грех, получи воздаяние. Преподобный Макарий Египетский пишет, что наказание не постигает человека сразу; если бы оно постигало нас сразу, то получалось бы, что Бог принуждает человека к добродетели насильно. Кто же не будет добродетелен, если над тобой топор занесен, со страху? Но Бог хочет нашего свободного послушания ради любви к Нему.

В-третьих, смысл наказания Божьего – научение, а не кара. Бог наказывает для исправления, а не для уничтожения человека.

Преподобный Амвросий Оптинский действительно пишет о современных ему людях, что их постигают болезни, потому что они пренебрегают постом. Но он имеет в виду не расплату болезнями за невоздержание, а то, что, если мы сами не хотим подвизаться, за нас подвизается Бог. Например, я люблю сладкое, раньше мог шоколад коробками есть, а теперь мне Господь послал аллергию на шоколад, и я больше его не ем. Любит человек поесть остренького до отвала, а тут на тебе – язва! И приходится кашку овсяную да понемножку. На самом деле это дары Божии. Если человек так их воспримет, с благодарностью, то будет преуспевать и в воздержании, и – самое главное – в смирении.

Дети за грехи родителей

В мире, конечно, всё связано, и бывает, что какое-то зло, которое совершают родители, распространяется на детей. Если родители, например, пьянствуют, то действительно есть статистика, что дети часто рождаются больными. Или если наследственность плохая, велика вероятность, что ребенок родится с тем же заболеванием, что и у родителей. Но какая бы ни была наследственность, дети не лишаются благодати, даже страдая за грехи отца и матери.

Если человек лично обратится к Богу, конечно, Бог его примет. Человек, родившийся в богатой семье, будет носить дорогую одежду и ездить на дорогой машине, а родившийся в бедной – на дешевой машине или на автобусе, но ничто ни тому, ни другому не мешает обращаться к Богу как к Отцу.

Так что прямой и явной зависимости между несоблюдением поста и заболеваемостью и смертностью детей, зачатых нарушителями, нет. И нет прямой зависимости между благочестием и благополучием. Множество благочестивых, добродетельных людей страдают, болеют, рано умирают. А ужасные негодяи порой живут долго и в довольстве. Бывает всякое. Господь наш Иисус Христос, совершенно безгрешный, был распят и умер на кресте.

Пост для супругов

Конечно, соблюдение установленного Церковью поста полезно для души, и поэтому, если оба супруга люди церковные и охотно подвизаются, хорошо. Но воздержание в пост – дело добровольное.

Апостол Павел говорит: «Жена не властна над своим телом, но муж: равно и муж не властен над своим телом, но жена». Поэтому если, как часто бывает, муж немощствует, не выдерживает поста, жена должна ему уступить. Причем не со злобой и укорами, а с естественной супружеской любовью. То же относится и к мужьям в симметричной ситуации. Бывает.

К сожалению, известны случаи, и мне приходилось сталкиваться, когда семья распадалась из-за чрезмерной принципиальности жены в вопросе половых отношений в пост. В конце концов муж возмутился, не выдержал и ушел. А в другой семье муж, зная, что жена строго постится, всегда начинал пить в пост, чтобы не расстраиваться и усмирить себя. Такое упорство якобы ради поста, конечно, недопустимо.

Психиатр протоиерей Владимир Новицкий: Поститься свободно, а не под страхом родить больного ребенка

Христианская проповедь не должна строиться на страхе. Люди должны поститься свободно, нельзя заставить поститься под страхом «если зачать в пост – родится больной ребенок», «если есть неправильную пищу – будет рак печени».

Люди грешат и в пост, и не в пост. Не надо людей напрягать и ориентировать на внешние церковные рамки, загоняя их туда насильно. Это не привлечет людей к Церкви, скорее наоборот. Это не очень правильно с миссионерской точки зрения.

Конечно, каждый может иметь свое личное мнение, я говорю вам о своем мнении. Пост должен быть свободным, а не под страхом болезни.

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков): Конфликт в семье часто является первопричиной различных психических расстройств

В хипповском сленге издавна существует выражение «гнать телеги», что означает «рассказывать небылицы». Говорят, что от этого выражения возникло понятие «телегония» — теория, утверждаюшая, что спаривание с предшествующими, а особенно с самым первым сексуальным партнёром существенно сказывается на наследственных признаках потомства женской особи, полученного в результате спаривания с последующими партнёрами (определение взято из Википедии). Однако, это не единственная «телега» духовно-биологического содержания.

Сейчас, к примеру, широко обсуждается высказанное митрополитом Омским и Таврическим Владимиром (Иким) суждение, что дети, зачатые «во время поста, - из них 70 процентов шизофреники, из них большинство также самоубийцы. Из них экстрасенсы рождаются, из таких детей». К сожалению, слова Владыки дали повод многим поупражняться в хуле как на него самого, так и на всю Православную Церковь.

Что же на самом деле? На самом деле достоверных данных таких, конечно, нет. Я не психиатр, безусловно, но по образованию – педиатр, курс психиатрии у нас был расширенный, мы изучали подробно психиатрию и взрослую и детскую, и никакой привязки заболеваемости шизофренией к рождению в определенные периоды года в курсе психиатрии не отмечалось, хотя тема такая – эпидемиология психических заболеваний – существует.

Тем более, не существует такой статистики и по самоубийцам. Ну, хотя бы потому, что постных дней – много. Это не только уставные многодневные посты, но и посты однодневные. В частности, посты среды и пятницы, строгость которых приравнена по 69 Апостольскому правилу, к строгости Великого Поста. Сложно вычислить даже зависимость от даты рождения человека. А уж от даты зачатия вообще невозможно. Помните строчки Высоцкого:

Час зачатья я помню неточно –

Значит, память моя однобока…

Вычислить день зачатия в случае однодневных постов практически невозможно, а в случае многодневных – часто затруднительно.

Но это такое – если можно так сказать – «практическое» возражение.

Есть и возражение, скажем так, богословское.

Если поверить митрополиту Владимиру, то получается, что Господь наказывает детей за грехи их родителей. Более того, из всех родителей Он выбирает исключительно православных, ибо для неправославных соблюдение постов бессмысленно, а несоблюдение – само по себе не греховно. Это, кстати, еще одно «практическое» возражение – выяснить духовно-религиозный статус родителей взрослого шизофреника или самоубийцы, например, родившегося в СССР, практически невозможно.

Может ли Господь поступать так? Священно Писание отрицательно отвечает на этот вопрос.

Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление .
(Втор. 24,16)

2 зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»?
3 Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле.
4 Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет.

19 Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.
20 Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.

30 Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог;

(Иез. 18, 2-4, 19-20, 30)

29 В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»,
30 но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет.

(Иер.31, 29-30)

Т.е. еще в ветхозаветные времена Господь избавил людей от проклятия рода. , говоря о влиянии родительского воспитания (воспитания, а не личных грехов!) на детей, пишет:

«Некоторые родители разрушают своих детей. Но Бог не несправедлив. Он питает великую и особенную любовь к тем детям, которые в мире сем претерпели несправедливость - от родителей или от кого-то еще. Если причиной того, что ребенок идет по кривой дорожке, становятся его родители, то Бог не оставляет такого ребенка, потому что тот имеет право на Божественную помощь. Бог устроит все так, чтобы ему помочь.» (Старец Паисий Святогорец. Из книги «Семейная жизнь»)

Таким образом, Бог спасает даже детей, ввергнутых в грех родительским греховным научением и воспитанием. Тем более, кощунственно даже предполагать, что наказанием за родительский грех несоблюдения поста (т.е., грех, смываемый покаянием) Господь может «назначить» грех, покаяние при котором невозможно – грех самоубийства. Что же касается шизофрении, да и других психических расстройств, то еще издавна святые отцы и монахи-аскеты различали болезни «от естества» и греховное повреждение человеческой души. Подробное разграничение этих состояний можно прочитать в книге выдающегося психиатра проф. Д.Е. Мелихова «Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни», трудах современного психиатра проф. В.Г. Каледы и «Основах социальной концепции РПЦ» (XI.5)