1.


Олег Меньшиков и Никита Татаренков, спустя почти двадцатилетие после первого знакомства, перестали скрывать свою любовь, по свидетельствам их окружения. Как заявляет заслуживающий доверия источник из близкого круга Меньшикова, мэтр в свои 60 лет решил послать к черту условности и более не предпринимает никаких мер для конспирации. Олег Евгеньевич умный человек, а значит понял, что его попытки скрыть сексуальную ориентацию, используя женщин как ширму, уже никого обмануть не могут. В следующем году исполнится 20 лет, как Меньшиков и молодой актер Татаренков встретились на съемках эпохального фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». С тех пор Татаренков стал пользоваться всеми благами расположения популярного актера. Только по настоянию Меньшикова он получил роль Шуры Балаганова в очередной экранизации «Золотого теленка».

2.


Участники съемок вспоминают, что партнеры были неразлучны вне кинематографической площадки. Их номера в гостинице были рядом. Только Никита мог входить в гримерный вагончик Меньшикова без разрешения. Когда через шесть лет Олег Евгеньевич женился на Анастасии Черновой, спасая свою репутацию, Татаренков всегда оставался рядом. Чернова призналась тогда, что она лишняя в этом странном треугольнике и совершенно не интересует Меньшикова. Никита тоже женился на молодой, никому не известной актрисе по имени Оксана, приехавшей в Москву из далекой провинции. В последнее время Меньшиков открыто появляется с Татаренковым на светских тусовках. Он регулярно покупает партнеру дорогие подарки, часы, браслеты и кольца. В следующем году у актеров личный юбилей.

Олег Евгеньевич Меньшиков – один из самых непредсказуемых и «закрытых» актеров, чья игра никого не оставляет равнодушным. Его прославила роль Костика из еще советской музыкальной драмы «Покровские ворота».

Зрители помнят его по ролям барона де Сигоньяк из «Капитана Фракасса», Синицына из мелодрамы «Мой любимый клоун», НКВДшника Мити из «Утомленных солнцем» и прапорщика Сани из «Кавказского пленника». Остап Бендер, доктор Живаго, Эраст Фандорин… Какие еще звездные роли были в фильмографии Меньшикова и каким был путь актера к славе?

Детство

Олег Меньшиков не любит давать интервью, поэтому нам мало что известно о его детстве. Родился он в подмосковном Серпухове 8 ноября 1960 года. Папа актера был военным инженером, а мама трудилась невропатологом.


После рождения сына семье выделили «хрущевку» неподалеку от Каширского шоссе. Здесь, на юге столицы, в районе Коломенского, и прошли детство и ранняя юность актера. В 1967 году он отправился в первый класс общеобразовательной школы №866, за партами которой прилежно просидел все 10 лет. Учился хорошо, отличником не был, но обостренное самолюбие не могло позволить ему хватать тройки. Параллельно он посещал музыкальную школу (класс скрипки).

Одноклассница актера Мария Копосова вспоминала, что с первых лет учебы все девочки класса были без памяти влюблены в Олега. Он был красив, вежлив, остроумен и всегда опрятен, мог удивить какой-нибудь музыкальной импровизацией. Вместе с тем он был весьма обидчив и, хотя относился ко всем с симпатией, вел себя сдержанно. Например, когда в начальных классах к нему за парту подсадили девочку, он провел мелом черту на середине и следил, чтобы соседка ее не пересекала.


Страстью Олега Меньшикова в школе стала оперетта. Он два раза в неделю ездил на спектакли Театра оперетты. «Графа Люксембургского» и «Марицу» он посмотрел несколько раз. Увлечение опереттой привело к тому, что в выпускных классах Олег начал ставить спектакли. Он сделал пьесу к Новому году, куда включил отрывки из своих любимых оперетт. А соединял любимые спектакли он собственными литературными опусами с музыкой.

Он был у нас объединяющим началом. Большую роль в этом сыграли его музыкальные способности. Во многих классах и кабинетах у нас стояло фортепьяно. На переменах Oлeг Меньшиков садился и начинал играть, играл с огромным удовольствием. Мы подпевали. Вокруг него группировались разные ребята – отличники, хулиганы, лентяи, спортсмены. Он ладил со всеми, никогда не дрался. Вообще трудно себе представить, что на него кто-то мог поднять руку! На Меньшикова – да никогда! Он так и остался – особенным

,

Годы студенчества

Талант Меньшикова как актера был замечен в девятом классе. Вместе с родителями молодой человек пришел на свадьбу девушки, чья мама была художницей по костюмам в Малом театре. На торжестве он словно превратился в человека-оркестра: играл на фортепиано, аккомпанировал танцорам и певцам. Среди гостей оказался преподаватель Высшего Театрального училища имени Щепкина Владимир Монахов. Он неотрывно наблюдал за мальчиком, а в конце вечера пригласил Олега на прослушивание.

Меньшиков представил педагогу «Желания славы» Александра Пушкина. «Конечно, это было несовершенно, да и откуда взяться совершенству в его возрасте? Но главным было то, что в эти минуты я видел, как Олег сам становится поэтом. Я понял, что он одарен актерски. И одарен незаурядно. Он напоминал мне Жерара Филипа, великого романтика, принца французской сцены и экрана...» – вспоминал Монахов.


Когда в 1977 году Меньшиков получил школьный аттестат, вопрос «Кем быть?» перед ним не стоял. Он подал документы в «Щепку» и поступил с первого раза. Его зачислили на курс ректора училища, Николая Афонина. Внимание к талантливому мальчику было приковано уже с первого курса. Олег с однокурсниками постоянно создавал различные юмористические номера, а студенческие капустники с Меньшиковым в училище запомнили на долгие годы. Тонкий юмор и наблюдательность юного актера помогали воплощать на сцене забавные события из жизни вуза.

На выпускном курсе Олег Меньшиков сыграл в спектакле «Нашествие», который поставил Николай Агафонов. Причем главная роль писалась именно для Олега, но сам он попросился на второстепенного персонажа. «Он играл чванливого, туповатого, самоуверенного офицера с тайной иронией, и очень точно по рисунку», – вспоминал режиссер спектакля, – В результате Олег создал шедевр. Я и тогда не боялся этого слова, отмечая его работу, и теперь смело повторяю. Все училище сбегалось посмотреть Меньшикова в роли Вернера, так было интересно наблюдать за ним».


После окончания театрального, в 1981 году, Меньшиков пошел служить в Малый театр, а через год перешел в театр Советской армии.

Первые роли в кино

Дебют Олега Меньшикова в кино пришелся на 1980 год. Сыграл он Шурку из драмы «Жду и надеюсь» Сурена Шахбазяна. На съемках этой картины талант Олега заметил режиссер Роман Балаян. По просьбе Сурена он отсмотрел отснятый материал, оказался жутко недоволен игрой Меньшикова и почти уговорил режиссера поменять актера, но перед этим решил сам навестить Меньшикова в гримерной.


«Смотрю, там сидит какой-то молодой человек, играет на гитаре, поет и пританцовывает. Делал он это, надо отметить, замечательно», – вспоминал Балаян, пораженный отличием Меньшикова «в динамике» от того, каким он получился на пленке. – Просто его неудачно сняли. Так бывает в кино. А что было бы, если бы я не увидел его в гримерке?».


Через 10 дней после начала съемок «Жду и надеюсь» Балаяну позвонил Никита Михалков и попросил его выслать ему Меньшикова для съемок в картине «Родня» с Нонной Мордюковой и Светланой Крючковой .


Следующей ролью Олега Меньшикова стал Сергей Синицын из драмы о кризисе среднего возраста «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна. Изначально его персонаж был прописан в сценарии невнятно, но впоследствии был укрупнен – бойко ухаживал за девушкой Алисой (Елена Костина) и клал влюбленного в нее главного героя (Олег Янковский) на лопатки.


«Покровские ворота»

Михаил Козаков уже почти утвердил актерский состав мелодрамы «Покровские ворота», рассказывавшей о жизни столь непохожих людей в пределах одной коммунальной квартиры. Был найден поэт и ценитель женской красоты Велюров (Леонид Броневой), и меланхоличный интеллигент Равикович (Лев Хоботов), однако на роль молодого «прожигателя жизни» Костика Козаков не нашел никого.


Он уже испытал полтора десятка актеров, но никто не подходил. Козаков уже отчаялся, когда на помощь ему пришла супруга, случайно увидевшая по телевизору первый фильм с Меньшиковым – «Жду и надеюсь». Молодой актер ей понравился, она записала его имя и посоветовала супругу. И как только Олег появился на съемочной площадке, всем стало ясно – вот тот самый Костик.

Олег Меньшиков о фильме «Покровские ворота»

Интересно, что в это время Меньшикова утвердили на роль в картине «Частная жизнь» Юлия Райзмана, но режиссеры договорились, что Меньшиков все-таки останется в «Покровских воротах».

Фильм был снят по одноименной пьесе Леонида Зорина – пьесе автобиографичной, однако даже самый дотошный зритель не нашел ни единого зазора между автором и героем Меньшикова. Долгое время после премьеры Олега воспринимали исключительно как Костика, олицетворявшего собой беззаботный дух молодости. И сегодня этот образ многие считают одним из самых удачных в фильмографии Меньшикова.


После первого триумфа режиссеры начали наперебой звать Меньшикова к себе. В 80-х годах актер играл самые разноплановые роли: был и романтическим героем в ленте «Капитан Фракасс», и рассеянным волокитой в картине «Володя большой и Володя маленький», и морским офицером в фильме «Моонзунд».


Удачно в это время складывалась и театральная карьера. Меньшиков сыграл одну из самых заметных ролей – Ганечку в «Идиоте», в 1985 году оставил Театр Советской Армии, далее работал в театре имени Ермоловой, куда перешел вместе с Татьяной Догилевой и Александром Балуевым .

Олег Меньшиков никогда не боялся сложного материала, однако его настрой был сломлен руководителем театра Валерием Фокиным. Вскоре после неприятности с постановкой по Набокову «Приглашение на казнь» (Меньшиков, жаждущий сыграть Цинцинната, отказался от роли Пьера и в итоге не участвовал в спектакле вообще), актер покинул театра и разорвал отношения с бывшими коллегами. Позже он перешел в театр им. Моссовета, где был занят в постановке «Калигула» (1990).

90-е годы

В 90-х Олег Меньшиков работал в многочисленных театральных антрепризах. И здесь его ждала удача: за роль Есенина в постановке «Когда она танцевала» актера наградили премией Лоуренса Оливье Британской академии искусств. Ему посчастливилось играть вместе с Ванессой Редгрейв. К слову, когда в России произошел августовский путч, актеру предложили стать подданным Британии, но он отказался.


В кино актер снимался уже реже. Он тщательно отбирал и сами роли, и режиссеров, так что каждая его новая работа становилась событием. Именно он, по мнению многих критиков, вытянул картину «Дюба-дюба» Александра Хвана (1992) – ленту даже номинировали на золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.

Через два года Меньшиков сыграл одну их своих самых сильных ролей – Митю в «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова – в прошлом интеллигента, затем солдата, иммигранта поневоле, участника белого движения и, наконец, НКВДшника, приехавшего арестовать Сергея Котова.


Олегу удалось создать сложный и противоречивый образ человека, который опустошен местью: его вырвали из дома, отобрали его любимую женщину, разрушили его жизнь, погрузив в боль и отчаяние.


Лента с участием Меньшикова, Никиты Михалкова, 7-летней дочери режиссера Нади , Ингеборги Дапкунайте , Вячеслава Тихонова и целой плеяды других замечательных актеров была удостоена «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке.

Следом – еще одна неоспоримая удача: прапорщик Саша Костылин из «Кавказского пленника» Сергея Бодрова, современной адаптации одноименного рассказа Льва Толстого. Вместе с сослуживцем Иваном Жилиным (Сергей Бодров-младший) он попадает в чеченский плен. Картина получила номинации на «Оскар» и «Золотой глобус», а режиссер и ключевые актеры были удостоены премии «Ника» (всего же лента собрала 5 статуэток «Ника» из семи номинаций), а Бодров и Меньшиков получили приз Кинотавра в номинации «Лучшая мужская роль».


В 1998 году вновь последовала совместная работа с Никитой Михалковым. На этот раз Меньшиков исполнил главную роль в фильме «Сибирский цирюльник». Как всегда – работа на высшем уровне. Роль юнкера Андрея Толстого Михалков и сценарист Рустам Ибрагимбеков писали специально для него. В той же ленте он играл героя на 20 лет моложе его реального возраста – 18-летнего кадета-американца Эндрю Маккрекена, потомка Андрея Толстого. По признанию зрителей, это была первая столь возвышенная и романтичная роль актера.


О своем герое сам Меньшиков в одном из своих немногочисленных интервью говорил следующее:

Ценность его в том, что это человек, который сумел не изменить себе. Вроде бы слова такие ничего не значащие, но значение у них огромное... Человек, который прожил свою жизнь так, как должен был прожить. Я лично не знаю таких людей.

В 1999 году актер вместе с Катрин Денев и Сандрин Боннэр снялся в драме российско-французского производства «Восток-Запад», где сыграл советского репатрианта Алексея Головина. Фильм был номинирован на «Оскар».


Новый век

В 2000 году Меньшиков сам посидел в режиссерском кресле, результатом чего стал фильм-спектакль «Горе от ума» по Грибоедову, в котором он сам предстал в роли Александра Чацкого.

Олег Меньшиков: монолог Чацкого («Горе от ума»)

В драме Филиппа Янковского «Статский советник» по мотивам романа Бориса Акунина Меньшиков исполнил главную роль – статского советника Эраста Фандорина.


Затем он попробовал себя в роли Великого комбинатора в очередной экранизации романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок» (режиссер Ульяна Шилкина). Увы, проект не «выстрелил» и на актера, не избежавшего сравнений с Андреем Мироновым и Арчилом Гомиашвили, обрушился шквал критики.


«Остап Бендер – один из самых ярких и неоднозначных типажей в отечественной литературе XX века. Об этом свидетельствует хотя бы то, насколько разные артисты воплощали его образ на экране. Роль Остапа Бендера – это не просто возможность воскресить в памяти зрителя текст романа Ильфа и Петрова, который, я уверен, так же остроумен и актуален сегодня, как и полвека назад, но и профессиональный вызов. Очевидно, что нынешний Бендер не может быть точно таким же, как и первый Остап российского кино, блистательно сыгранный Сергеем Юрским . Существует мнение, что телевизионный формат не достаточно хорош для серьезного актера театра и кино, но я так не думаю. Ведь все зависит от материала. В этом смысле Остап Бендер близок мне как минимум одним качеством – авантюризмом», – рассказывал о своем герое Олег Меньшиков.


Следующая довольно интересная и сложная роль последовала в сериале «Доктор Живаго» по роману Бориса Пастернака, где Меньшиков вновь сыграл главную роль. Примечательно, что сниматься в «Живаго» он не желал, и переубедить его смог лишь режиссер Александр Прошкин, обвинивший его в «простаивании таланта» в длинном письме.

На сегодняшний день Никита Татаренков - актер, который уже состоялся. Он известен как в театральных, так и в кинематографических кругах. На его счету участие во многих спектаклях и кинофильмах. Актер во многом интересен журналистам как давний друг Олега Меньшикова, с которым он знаком уже 18 лет. Любимец судьбы женат, у него подрастает дочь.

Детство будущего актера

В 1975 году 15 сентября в семье кадрового военного офицера города Серпухова Московской области, родился мальчик - Никита Татаренков. И рождение сына в среде потомственных военных, и сам 126-тысячный город Серпухов, который с 2016 года носит почетное звание «Населенный пункт воинской доблести» - все обстоятельства складывались в пользу военной карьеры Никиты Татаренкова. Раннее детство Никиты прошло в поселке Мирном Архангельской области по месту работы его отца, служившего в ракетных войсках. Однако судьба уготовила ему иную стезю, а военная карьера осталась в стороне.

Еще в старших классах школы подросток увлекся театром, играл в любительских постановках спектаклей, и этот факт оказал влияние на выбор будущей профессии Никиты.

Учеба в Щукинке

В 1992 году Татаренков поступает в который был открыт при театре им. Вахтангова. 90-е годы были тяжелым испытанием для людей актерской профессии. Развал СССР не лучшим образом повлиял на театральное искусство и кинематографию. Фильмов снималось очень мало и не лучшего качества, многие актеры не могли реализовать себя.

Никита попадает на курс Юрия Вениаминовича Шлыкова, известного российского актера, по сей день занимающегося преподаванием, работой в театре и кино. В студенческие годы Татаренков прекрасно проявляет себя в качестве лидера, обучаясь актерскому мастерству. Он организует вечеринки, находясь в авангарде студенческой театральной жизни, прекрасно играет на гитаре различные музыкальные хиты, привлекая внимание женщин. Многие девушки были увлечены обаятельным, талантливым парнем. Сокурсники завидовали способности Татаренкова к непринужденному общению и его лидерским качествам.

По мнению однокурсников, Никите нравилась актриса Алена Ивченко, ныне известная по многим сериалам («Обнаженная натура», 2002 г., «Бедная Настя», 2003 г., «Женская интуиция», 2004 г., «Обреченная стать звездой», 2005-2007 г. и многие другие). Среди последних ее работ - «Больше чем врач», «Не того поля ягода», «Василиса», «Отель Элеон», 2016 г.

Не обходится без казуса, из-за которого Никита Татаренков чуть не поплатился актерской карьерой. Выйдя во время экзамена с синими губами, он поверг экзаменаторов и публику в растерянность, все начали смеяться, экзамен сорвался. Комиссия не поверила в непреднамеренность случившегося. Оказалось, он случайно выпил чернил вместо воды из стоявшей бутылки. Молодое дарование защищали всем курсом, чтобы не допустить его отчисления.

Первые успехи

Большой победой для начинающего актера еще в студенческие годы стало участие в спектакле «Идиот» по Ф. Достоевскому, где он сыграл гимназиста Колю Иволгина. Постановку спектакля делали в Театре на Малой Бронной. За актерскую игру Никиту Татаренкова наградили в 1996 году премией «Дебют года».

На последнем курсе обучения в Театральном институте имени Бориса Щукина фортуна снова поворачивается к молодому дарованию лицом. Начинаются съемки легендарного фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», где начинающему актеру достается роль юнкера Алибекова. Здесь Никита знакомится с уже именитым актером и режиссером Олегом Меньшиковым, который сыграет немаловажную роль в судьбе Татаренкова.

Роковая встреча

После участия в «Сибирском цирюльнике» Никита Татаренков уходит из Театра на Малой Бронной, где работал после получения диплома. Олег Меньшиков приглашает молодого талантливого актера в «Театральное товарищество 814», в котором состоял сам в качестве продюсера, а иногда режиссера и актера. С этого момента Татаренков получает роли в таких спектаклях, как «Кухня» режиссера Галины Дубовской, «Игроки» (режиссеры О. Меньшиков и П. Шепотинник), «Кошки» и «Одинокий пастух» (режиссер Е. Гришковец).

Ходят слухи о нетрадиционной ориентации Меньшикова, но свою личную жизнь мэтр строго держит в тайне, буквально за семью печатями. По словам однокурсников, Никита стал более скрытным, в отличие от студенческой поры, когда он был открыт в общении с друзьями. Скорее всего, дает о себе знать общение с Олегом Меньшиковым. Молодой человек прислушивается к советам своего наставника и друга.

Для многих остается загадкой Никита Татаренков, фото которого с будущей женой в компании Олега Меньшикова с подругой неоднократно тиражировались в желтой прессе, подчеркивая их неразлучность даже вместе со своими вторыми половинками.

"Золотой теленок"

Большую известность актер получает, снявшись в 2005 году в картине Шилкиной Ульяны «Золотой теленок» в роли Шуры Балаганова, полученной по протекции Олега Меньшикова, который исполняет роль Остапа Бендера. Никита Татаренков и Олег Меньшиков, кроме съемок, проводят много времени вместе, что вызывает бурную реакцию общественности.

На съемки актеры приезжают на машине Меньшикова - черном джипе. Все свободное время проводят в помещении, где проживает Олег Меньшиков во время работы над картиной. Посторонним туда вход заказан. Меньшиков изредка выходит на улицу общаться по телефону с женой и немного подышать свежим воздухом

Фильм вызвал неоднозначное мнение у зрителей. Одним сериал понравился (он состоит из 8 серий), другие сетовали на то, что режиссер не смогла передать всю палитру юмора, вложенного авторами в произведение «Золотой теленок». В этом же году Никита Татаренков снимается в роли Ивана Платоновича Каляева в фильме режиссеров С. Назарова и А. Малюкова «Империя под ударом», а также в украинской киноленте «Охота за тенью» в роли Эндрю.

Участие в кино

С 2000 по 2005 г. у Никиты возникает большой перерыв в киносъемках, который он компенсирует театральными работами. На сегодняшний день актер снялся в таких кинолентах:

  • «Сибирский цирюльник», 1998 г. (Юнкер Алибеков).
  • «Империя под ударом», 2000 г. (Каляев Иван Платонович - реально существовавший прототип революционера).
  • «Золотой теленок», 2005 г. (Балаганов Шура).
  • «Охота за тенью», 2005 г. (Эндрю).
  • «Тунгусский метеорит», 2007 г., съемки были не закончены.
  • «Безумный ноябрь», 2008 г. (Климкин Антон).
  • Сериал «Адмирал», 2009 г. (Поручик).
  • «Грозное время», 2010 г. (Шуйский Иван).
  • «В зоне риска», 2012 г. (Буркалин Илья Ильич).

Театральные работы

Пиком театральной работы Татаренкова стала деятельность в «Театральном товариществе 814». Съемки в фильмах актер совмещает с театральной деятельностью. Его основные театральные роли - «Идиот», 1996 г. (Коля Иволгин, Театр на Малой Бронной), «Кухня» (Зигфрид, Новенький), «Игроки», 2005 г. (Глов-младший), «Кошки» (Кот-буян), «Одинокий пастух» (Пастух, «Театральное товарищество 814»).

В настоящее время актер востребован на театральном поприще. В мае 2017 года он играет во многих новых и старых постановках спектаклей - «Ромео и Джульета», «Чайковский», «Из пустоты», «Счастливчики», «Ревизор», «Игроки» в театре Ермоловой.

Семья

Многие СМИ задают вопросы личного характера Никите Татаренкову. Личная жизнь актера находится под особым табу. Печатают многочисленные фото Татаренкова с Олегом Меньшиковым, где Никита часто оказывается третьим, учитывая супругу Меньшикова.

Оказывается, у актера есть жена, также имеющая театральное образование, дочь Сонечка и вполне благопристойный брак. Никита Татаренков с женой редко появляется на публике. А многочисленные сплетни, вероятно, ничем не обоснованы.

Ему 50, и, как в известном анекдоте, с этим уже ничего не поделаешь. Список его наград внушителен: народный артист России, трижды лауреат Госпремии РФ, премии английского актёра-классика Лоренса Оливье (единственный в России), премии «Триумф» (причём «за выдающийся вклад в отечественную культуру», в 36 лет!), множество прочих призов. Не зря Меньшикова называют везунчиком, любимцем Фортуны. Или это везение - всего лишь одна из легенд, которых ходит про актёра множество?

Не Гамлет, а…

Парадоксально, но список его ролей в сравнении со списком наград смотрится явно скромнее. Говоря попросту, к своим 50 Олег Евгеньевич сыграл мало. Больше - не сыграл. В том смысле, что ему не повезло, как нарочно, именно с ролями мирового репертуара, казалось бы, для него созданными: Гамлет, Ромео, Онегин или Печорин, Хлестаков, князь Мышкин, Рогожин, Раскольников и т. д., и т. д. Режиссёр Сергей Бодров видел его Чайковским и Мандельштамом, Валерий Фокин - Хлестаковым. Правда, Гамлет в начале 90-х чуть не стал реальностью. Меньшиков хотел, чтобы спектакль ставил литовский гений Эймунтас Някрошюс. Но репетиции так и не начались. Не был снят Михалковым и фильм о Грибоедове с Меньшиковым в главной роли.

…вечный Костик

Думаю, спорить никто не станет: мы говорим «Меньшиков» - подразумеваем «Костик». Роль в т/ф «Покровские ворота» Михаила Козакова не только открыла 22-летнего артиста, но и очень полюбилась публике. Хотя в этот же 1982 год вместе с фильмом Козакова вышли «Родня» Михалкова и «Полёты во сне и наяву» Балаяна. В обоих у начинающего артиста были яркие эпизоды и талантливейшие партнёры, но запомнился именно Костик. И хотя выражение «актёр одной роли» всё-таки к Меньшикову не относится, особо желчные критики называют его «покровским пленником». Его Костик брал победительным, сокрушительным обаянием молодости. Фактически он сыграл самого себя - весёлого, полного надежд и оптимизма московского мальчика с гитарой.

Вопреки легенде о безоблачной карьере его немало ругали, и ругали жёстко, отмечая однообразие, эксплуатацию внешности, игру на штампах, ставку на эффектную театральность. Особенно доставалось его режиссёрским работам. В 1995-м Меньшиков создал «Театральное товарищество 814», уйдя в 1989 г. навсегда со штатной актёрской службы в театре. Дебют «Товарищества» и Меньшикова-режиссёра - «Горе от ума», где он сам сыграл Чацкого (единственную, увы, в его биографии столь крупную классическую роль). Он словно рождён был для этого, надо сказать, не самого выигрышного образа. Меньшиков по своей актёрской природе - редкое сочетание данных романтического героя и героя-«неврастеника»: лёгкий, умный, внутренне свободный, пластичный, с быстрыми импульсивными реакциями (любопытно, что кумир Меньшикова - Андрей Миронов).

Спектакль, в постановку которого Олег Евгеньевич вложил свой гонорар за «Сибирского цирюльника», вызвал неприятие в столичной прессе, восторженный приём на гастролях и благодарный отклик Сергея Юрского: «Главное, что вызвало мою радость, - отсутствие цинизма». Спектакль шёл недолго, как и другие постановки «Товарищества». Как и легендарный «Нижинский», сыгранный блестяще в паре с Александром Феклистовым, - он просуществовал всего 3 месяца. Как и не менее легендарный «Калигула» Петра Фоменко - ещё одна звёздная роль Меньшикова, от которой тоже остались одни воспоминания. Канул в небытие и спектакль-сенсация Валерия Фокина в Ермоловском - «Спортивные сцены 1981 года» по пьесе Радзинского, где партнёршами Меньшикова были Доронина и Догилева. Это к вопросу о небывалой «везучести» Меньшикова. А уж такие его роли, как Буланов в «Лесе» и Ганя Иволгин в «Идиоте», сыгранные им так обнадёживающе-талантливо ещё на заре актёрского пути в Театре Советской армии, вообще видели единицы. А недавний его моноспектакль «1900-й» идёт очень редко, и билеты дороги.

Не лучше и с кино. Не увидишь первый отечественный триллер «Дюба-дюба», где у него центральная роль. Почти не показывают «Кавказского пленника» Сергея Бодрова, после которого артист собрал немало призов за роль контрактника Сашки-Слая. Чего стоит хотя бы кадр, где он, не пряча злых, отчаянных и таких непрошеных слёз, поёт «Прощание славянки»!

...или «отказник»?

Второй его культовой ролью стал Митя в «Утомлённых солнцем». А ведь её могло и не быть - по поводу роли Меньшиков сомневался. Он много от чего и отказывался. Даже от съёмок в Голливуде с Шоном Пенном - сценарий не понравился. Как не впечатлил его и сценарий михалковских «12» - прочёл и не дал согласия сниматься. И в «Сибирском цирюльнике», к которому Михалков вернулся аж через 10 лет, актёр согласился работать не сразу. А на предложение сыграть Митю в «Утомлённых солнцем-2» ответил остроумно: «Никита Сергеевич, а вы, что, не в курсе, что вы меня убили?» Он сразу почувствовал главную «натяжку» - реанимацию героев. Однако же сыграл.

Но есть и «зато»! Зато Меньшиков играл Живаго и Бендера, Есенина с Ванессой Редгрейв (Айседорой Дункан) в Лондоне в спектакле «Когда она танцевала» (за что и имеет премию Л. Оливье). Снялся с Хелен Миррен и Ингеборгой Дапкунайте в английском же телесериале «Prime Suspect 6», с Катрин Денёв в к/ф «Восток - Запад».

Олег Меньшиков действительно и в свои 50, как когда-то в 25, продолжает подавать надежды. От него по-прежнему ждут роли-события, роли «виража, кульбита», по выражению Валерия Фокина. Но уже не называют, как лет 10 назад, великим и гениальным, лидером поколения, «актёром, в котором нация созерцает самоё себя». И слава богу, что не называют. Потому что нам всем и вправду очень не хватает сегодня в кино и на сцене очень хорошего артиста Олега Меньшикова. И всё ещё верится: несмотря на то что сделано немало, он способен на большее.

Олег Евгеньевич по-прежнему верен своему завету держать личную жизнь за семью замками, укрываться от зрителей, желая выглядеть неким мифом, ощущая свои «избранничество», особенность. Поэтому его непростой портрет мы собирали по кусочкам - из рассказов коллег, друзей, партнеров по съемкам и училищу.

Первая любовь

Одноклассники Меньшикова по московской школе рассказывали мне, что Олег в их классе был самым красивым и обаятельным, о нем мечтали многие девочки, обрывая его домашний телефон, чаще молчали в трубку. Одноклассница Олега вспоминает, как однажды она только набрала номер его телефона и ничего не успела сказать, как взявшая трубку мама разразилась отповедью - она боролась с преследовательницами сына как могла.

В школе Олег, по отзывам однокашников, мало интересовался приставучими девчонками - предпочитал мужские компании, а самым его близким другом был Виталий Горшков , которого слегка поддразнивали за женственные манеры.

Однокурсники Меньшикова по «Щепке» сплетничают, будто один профессор проникся особым вниманием к своему ученику, пытаясь повлиять на него.

Однокурсник Меньшикова Андрей Галушко вспоминает, что в училище Олег влюбился в студентку Вику Сорокину . Их роман длился около двух лет.

«Мы приходили в гости к Олегу, - рассказывает Виталий Горшков. - У него дома всегда было полно народу - друзья, однокурсники. Олег играл на пианино, всех веселил, был душой компании, хотя и не пускал никого в душу. Помню, что у него была возлюбленная Вика. Симпатичная девушка, которая с нежностью смотрела на него. Потом она неожиданно исчезла из его жизни».

Рассказывают, что Вика, не реализовав творческие амбиции в России , бросила Олега и уехала в Англию , где вышла замуж.

Много лет спустя они встретились в Лондоне . Олег уже был очень популярным актером, и Вика поняла, что совершила ошибку. Меньшиков рассказал друзьям, что при встрече их прошлое забытое чувство словно бы стало возрождаться.

«Скажи мне только одно слово «останься», и я брошу ради тебя все, уеду с тобой!» - просила Вика. Но Олег не смог простить предательства возлюбленной.

Несостоявшаяся свадьба

Поговаривают, что после разрыва с Викой Олег долго не мог найти себе места. Второй девушкой, растопившей его сердце, стала актриса Театра имени Моссовета Маргарита Шубина .

Маргарита первой влюбилась в красивого актера и сделала все, чтобы его заинтересовать. Меньшиков не устоял и даже познакомил ее со своими родителями. Шубина якобы даже признавалась подругам, что собирается замуж за Меньшикова. Она торопила события, но... по слухам, Олег не спешил идти под венец, после чего последовал разрыв. Шубина вышла замуж за другого. А актерская тусовка долго еще обсуждала душевные переживания обоих несостоявшихся супругов.

Спутница- циркачка

После расставания с Шубиной Меньшиков перестал появляться на светских тусовках в сопровождении женщин. Более того, он словно стал чураться прелестниц. А в творчестве его другом и наставником стал Никита Михалков .

Рассказывают, что при своей внешней мужественности Олег Евгеньевич на самом деле очень мягок, раним, инфантилен и нерешителен, и ему вроде как и нужен был сильный человек, который бы ему помогал, стал защитой. Михалков всегда нежно относился к актерам (при этом не терпел неповиновения и капризов), а Меньшиков для него - как младший брат, позволяющий с собой «нянчиться».

Меньшиков по сей день является полноправным членом тусовки Никиты Михалкова. Злые языки даже одно время поговаривали о непростой дружбе Олега и Михалкова (последний не только доверяет главные роли в своих фильмах Олегу, но и, было дело, помог ему крупной суммой, когда тот строил дачу в подмосковном Ильинском). Но театралы говорят, что Олег Евгеньевич целиком посвятил себя искусству, не оставляя времени на привычные людские страсти. Может, оттого и преследуют постоянно актера слухи о его нетипичной ориентации?

На съемках «Сибирского цирюльника» Олег познакомился с молодым актером Никитой Татаренковым , к которому проникся такой нескрываемой нежностью, что пресса заговорила об их романе.

Возможно, устав от нелицеприятных слухов, Меньшиков в 2002 году вышел в свет с юной девушкой. На нее он смотрел довольно холодно, но в прессе появились статьи, что он наконец нашел даму сердца. Ею оказалась Людмила Колесникова , циркачка. Поговаривают, ее задачей было развеять миф о нелюбви Меньшикова к женщинам. Однако, как говорят, Колесникова поняла свою роль иначе и начала предъявлять права на артиста. По слухам, однажды она устроила Меньшикову прилюдно скандал, обидевшись, что, вывезя ее на одну тусовку, Олег кутит с мужчинами, не обращая на нее внимания. Якобы Меньшиков тут же отправил зарвавшуюся девушку домой и порвал с ней.

Куда более бесхитростно повела себя другая претендентка на расположение актера - Настя Чернова .

Незаметная жена

«КП » писала, что в прошлом году Меньшиков тайно женился на выпускнице ГИТИСа Насте Черновой, приехавшей с далекого Севера.

Скромная Настя отличается покладистым нравом, смирным характером. Она нашла общий язык с родителями актера. И он, решив, что ему пора уже завести семью, наконец отправился в загс.

Когда я спросила Настю, мол, как же ей живется с таким вроде бы неласковым мужем, она выплеснула на меня «дождь» эмоций - заверяла, что Олег совсем не холодный, а такой милый и очень душевный, заботливый!

Подруга Насти рассказала нам, что Олег мечтает о ребенке, но Настя пока не собирается становиться мамой - ей хочется сначала добиться успеха в профессии. Теперь она вовсю появляется на тусовках, выходит в свет. Но ее принцип - не пользоваться связями мужа, а пробиваться самостоятельно.

Возможно, Меньшикову удобно и легко с молодой, тихой, неконфликтной женой-провинциалкой. Вместе они выглядят очень гармонично - даже чем-то внешне похожи. На их семью не нарадуются родители Олега Евгеньевича. И только близкие друзья и коллеги артиста в ответ на наши расспросы о молодой семье актера загадочно улыбаются...

Поговаривают, не случайно артист носит два обручальных кольца - одно из них якобы в память о сердечном друге.

О непростой судьбе

Из телеинтервью Олега Меньшикова:

«Недавно прочитал о себе статью, автор которой пишет: ах, какая замечательная биография у Меньшикова... Действительно все красиво: молодой артист за короткое время успел поиграть на сценах пяти московских театров. Не хило! А кто знает, как я, к примеру, уходил из Ермоловского? Я же не один театр сменил на другой, а, по сути, ушел на улицу. Никаких реальных предложений на тот момент у меня не было, я сидел по уши в долгах, но и оставаться в прежнем состоянии не мог. Тот театр - не конкретно Ермоловский, а именно тот, понимаете? - перестал меня удовлетворять. Я понял: через пару лет могу запросто гикнуться. И вот... Ушел, а вскоре попал в реанимацию с язвенным кровотечением, полтора месяца провалялся в больнице, и только после этого Петр Фоменко пригласил меня играть Калигулу... Останься я в Ермоловском, этого предложения не было бы, и все в моей жизни могло бы повернуться совсем по-другому.

Вот вам и судьба удачливого актера. Вот вам и история одной запятой. Я привел один пример, а их может быть десяток - это и есть моя жизнь....»

Вместо Жигунова «гардемарином» мог стать Меньшиков!

Сегодня Меньшиков - один из самых востребованных актеров. Сейчас он снимается у своего учителя Никиты Михалкова в продолжении «Утомленные солнцем-2». Первый канал готовит показ двух фильмов - «Доктор Живаго » и «Золотой теленок» с Олегом Евгеньевичем в главных ролях. Но были роли, в которых Меньшикову сыграть не удалось.

Я дважды пробовала Меньшикова в свои картины, - рассказала «КП» режиссер Светлана Дружинина . - Поначалу я его безумно хотела утвердить на роль гардемарина. Но, когда вылетел с проб Юрий Мороз и вместо него появился Харатьян, сменился актерский ансамбль, в который Меньшиков не вписался. На его роль утвердили Жигунова . Но позже в знак огромного человеческого уважения пригласила его на озвучание роли Александра Белова . Поэтому во всех четырех фильмах первого выпуска «гардемарина» Жигунова озвучил Олег Меньшиков. Потом я пригласила его озвучивать Белова и в следующих «Гардемаринах», на что Меньшиков остроумно ответил: «Ну сколько подарков можно делать Жигунову?»

Кстати, Жигунов нигде у меня не говорит своим голосом. Роль в «Виват....» озвучил Домогаров, а после он был утвержден на роль Саши Горина в «Гардемаринах-3» вместо Жигунова.

Олег Меньшиков озвучивал очень легко, остроумно, и работать с ним - одно наслаждение. В паузах он садился за рояль и играл Глинку, классику, джаз, романсы. Невероятно одаренный музыкальный человек. Я тогда уже ощутила: он очень талантлив, очень одинок и замкнут. Весь этот праздничный бурлест (лоск) от «Покровских ворот» - это одна часть его забрала. У него сложнейший, скрытый ото всех внутренний мир, и, могу сказать, не самый счастливый. Такое всегда преследует очень талантливых людей. Меньшиков - не исключение.

К сожалению, не сыграл он и в моем фильме «Принцессе цирка» - пробовался на роль Тони. И пел, и танцевал блистательно.

О съемках в фильме «Родня»

«Балаян разрешил мне тайком от всех сниматься у Никиты Сергеевича, сказав, что не может запретить молодому актеру поучиться у Михалкова. Так я попал в «Родню». И тогда же, кстати, познакомился с гениальной Нонной Мордюковой . Мы прекрасно провели с ней время. Михалков запер нас в комнате, чтобы мы сосредоточились на эпизоде, который предстояло сыграть. И вот мы уставились в пол... Сидим: я - пацан, третьекурсник театрального училища, и Нонна Викторовна - глыба, великая актриса. Я опустил глаза, силюсь изобразить, будто вхожу в образ, а сам трясусь от страха и волнения. И вдруг слышу какое-то похрюкиванье. Поднимаю взгляд и вижу Мордюкову, которая с трудом сдерживается. И тут мы одновременно начинаем хохотать. Но как! До слез, до истерики, до катания по полу. Так мы познакомились с Нонной Викторовной, так я начинал работать у Никиты Сергеевича».