Вся ведическая литература делится на четыре группы:

Самхиты,
Брахманы,
Араньяки,
Упанишады.
Такое членение отражает историческую последовательность развития данной литературы: древнейшими являются Самхиты, а произведения остальных групп представляют собой комментарии и дополнения к Самхитам, составленные в более позднее время. Поэтому Самхиты называют собственно Ведами. В широком же смысле слова Веды – это все четыре группы, весь комплекс ведической литературы.

Чтобы иметь правильное представление о структуре Вед , необходимо также учитывать, что каждая отмеченная выше группа ведической литературы не является единым целым. Самхиты – это четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Каждая Брахмана относится к определенной Самхите: Ригведа имеет свои Брахманы, Самаведа – свои и т.д. Араньяки и Упанишады непосредственно примыкают или к Самхитам, или к Брахманам: свои Упанишады или Араньяки имеет не только та или иная Самхита, но и та или иная Брахмана. Поскольку, однако, Брахманы имеют своим истоком Самхиты, относящиеся к Араньяки или Упанишады также примыкают к Самхитам. Следовательно, вся эта структура Вед в конечном счете определяется структурой Самхит. Поэтому иногда говорят: ведическая литература состоит из четырех Вед (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), а каждая Веда – из четырех частей (Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады).

Таким образом, в структуре Вед нашли отражение как исходное членение их на четыре Самхиты, так и основные ступени исторического развития всей ведической литературы. Важнейшим, однако, является исторический принцип. Рассмотрим кратко эпоху возникновения и развития Вед.

Несмотря на то что на протяжении весьма длительного времени – в Индии около двух с половиной тысяч лет, а в Европе около двух веков – ведологами было создано большое количество ценных в научном отношении исследований, многие вопросы, касающиеся возникновения и датировки Вед, остаются неясными. В литературе о Ведах (старой и новой) приводятся самые разнообразные данные (от V и даже VI тысячелетия до середины I тысячелетия до н.э.). Однако большинство современных ученых считает, что период ведической литературы охватывает собой около тысячи лет: середина второго – середина первого тысячелетия до н.э.

Много спорного имеется в освещении общественного строя Индии в период создания ведической литературы. Высказываются самые различные взгляды на характер индийского общества того времени. Нам кажется наиболее близкой к истине точка зрения советских индологов, изложенная во "Всемирной истории"

Во второй половине второго тысячелетия до н.э. в Индии, в долине и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада, складывалось классовое общество. Вопрос о том, что конкретно представляло собой это общество, до сих пор остается нерешенным. Хотя рабство в Индии было явлением весьма распространенным, оно не играло решающей роли в способе производства, как это имело место, например, в Древней Греции или Риме. Поэтому нельзя безоговорочно определить общественный строй Индии этого периода как рабовладельческий. К.Маркс говорил об "азиатском способе производства". В раскрытии конкретно-исторического содержания этого понятия следует, на наш взгляд, искать решение вопроса.

С усилением общественного неравенства, по мере роста и углубления классовых противоречий в Индии прежде равноправные свободные стали делиться на четыре группы, или варны (брахманы, кшатрии, вайшьи я шудры), различавшиеся по своему общественному положению, правам и обязанностям. Варну брахманов составили жрецы, варну кшатриев – преимущественно воины, варну вайшьев – земледельцы, ремесленники, торговцы. Низшую группу этой социальной организации составили шудры. К этому же времени относится, по-видимому, возникновение государства в Индии.

Следовательно, тысячелетняя эпоха, в которую складывалась ведическая литература, характеризуется существенными изменениями в устройстве общественной жизни населения Древней Индии. Различные ступени этого развития древнеиндийского общества нашли свое отражение в Ведах.

Самой ранней Ведой по времени ее составления и самой большой по объему (1028 гимнов, более 10500 стихов, что равно "Илиаде" и "Одиссее", вместе взятым) является Ригведа ("Веда гимнов"; "риг" – хвалебный стих, песнь, гимн). Она делится на десять книг, или мандал (букв. "круг", цикл). Гимны Ригведы складывались в отдельных родоплеменных группах и в ранних редакциях представляли собой, вероятно, плод коллективного творчества. Стихотворцы сочиняли "риги", в которых воздавали хвалу богам и силам природы. Явления природы рассматривались как могущественные, мудрые, милосердные, всеведущие, вездесущие, справедливые божества. К ним обращались с просьбами и мольбами, в надежде их умилостивления приносились жертвы. Считалось, что человека, его благополучие и долголетие, успех и богатство, блаженство и счастье полностью зависят от этих жертв.

Прошли многие столетия, и составленные в различное время и в различных районах Индии гимны были сведены в особые сборники – Самхиты. По справедливому замечанию академика Ф.Ф.Фортунатова, составители самхиты Ригведы
"руководились желанием предохранить гимны от порчи или забвения и вовсе не имели в виду целей литургических; на это указывает как объем сборника, так и разнообразный характер его гимнов, в которых иные не имеют отношения к богопочитанию. В позднейшей практике произнесение священных гимнов Ригведы было также соединено с отправлением обрядов жертвоприношения (как и произнесение yajus и sāman5) и лежало на обязанности жреца... Но не в этом состояло первоначальное назначение сборника"6.

Легендарные собиратели гимнов и составители Вед именовались риши (стихотворцы, мудрецы). Риши – это не исторические личности; в ведической литературе они выступают то как авторы гимнов, то как их персонажи.

Другие самхиты имеют гораздо меньшее самостоятельное значение, чем Ригведа. Так, вторая самхита – Самаведа ("Веда напевов") – это сборник мелодий, сочиненных преимущественно на стихи Ригведы: 1474 стиха из общего числа 1594 имеются уже в Ригведе. Третья самхита – Яджурведа ("Веда жертвоприношений") – также во многом дублирует Ригведу. Четвертая самхита – Атхарваведа ("Веда заклинаний") – значительно отличается от остальных. Ее гимны носят характер заклинаний7. Согласно ведийской традиции первые три самхиты считаются наиболее "авторитетными", подлинными Ведами. Атхарваведа же, по мнению ряда ученых, была оформлена позднее и возникла в другой социальной среде8. Если в Ригведе речь идет о периоде покорения арийскими племенами неарийских племен, то Атхарваведа повествует о том времени, когда происходило "смешение арийских и неарийских идеалов", т.е. были синтезированы воззрения различных народностей. Атхарваведа может служить источником для изучения эволюции философских и религиозных идей на протяжении первого периода ведической литературы. Самхиты поэтому представлены в настоящем издании извлечениями из Ригведы и Атхарваведы.

Брахманы (т.е. , написанные брахманами и для брахманов) представляют собой комментарии к самхитам, имеющие в основном ритуальный характер. Их появление было вызвано изменившимися условиями жизни общества, прежде всего, по-видимому, усилением социального неравенства, развитием системы варн. Кроме того, с течением времени многие из текстов Вед стали непонятными, значительно усложнился и во многом изменился религиозный культ, ритуал. Исполнение обязанностей жреца стало профессией. Изменился смысл жертвоприношений. Теперь речь шла не о задабривании богов, а о том, чтобы с помощью жертвы заставить бога дать то, что люди считали нужным. Жертвоприношение, можно сказать, приобретало большее значение, чем сами боги.

Брахманы, как литература комментаторская, в философском плане не имеют большой ценности. Тем не менее, поскольку они являются связующим звеном между Самхитами и Упанишадами и в них получают свое дальнейшее развитие некоторые важные категории древнеиндийской философии, в данный сборник включены краткие извлечения из Брахман (преимущественно из Шатапатха-брахманы).

Позднее других частей Вед были составлены Араньяки и Упанишады. Араньяки (букв. "лесные"; лесные тексты) – это в основном поведения для отшельников, стариков, которые удалялись в лесные скиты или в отшельнические шалаши, чтобы доживать там свой век в философском размышлении об истине и ее природе. В настоящем издании им уделено небольшое место.

Упанишады – собственно философская часть Вед. Это не книги и не философские трактаты в современном смысле этого слова, а собрания текстов, сочиненных различными и в большинстве своем безымянными авторами в различное время на различные темы. Каждый текст представляет собой более или менее краткое изложение философских размышлений того или иного автора, выступающего под именем (или от имени) легендарного или полулегендарного мудреца. Не удивительно поэтому, что тексты неоднородны по содержащейся в них трактовке мировоззренческих проблем: в них можно обнаружить две тенденции – материалистическую и идеалистическую. Упанишады, охватывающие довольно большой исторический период, обычно делят на "ранние" и "поздние". К числу ранних (древнейших) относятся упанишады: Чхандогья, Брихадараньяка, Айтарея, Каушитака, Тайттирия и Кена.

Ведическая литература по своему содержанию исключительно богата и разностороння. Она имеет огромное значение для исследования истории философии, права, психологии, этики, эстетики, языка, естествознания и, наконец, самих форм общественной жизни Древней Индии. Понятно, что в настоящей статье мы не ставим своей целью дать всестороннюю характеристику Вед, а лишь отметим некоторые аспекты ведической литературы как источника для изучения истории индийской философии (в соответствии с этим и осуществлена подборка текстов).

Древнейшие доступные нам памятники индийской литературы восходят к эпохе, объемлющей немногим менее тысячи лет 
(конец II - середина I тысячелетия до н. э.). Четыре сборника гимнов, молитв, песнопений, жертвенных формул и заклинаний - веды (от санскритского веда - «знание») - положили начало так называемой ведической литературе.

Веды открывают непрерывную трехтысячелетнюю литературную традицию Индии. Они ничего не упоминают о постоянных
 поселениях, о письме, искусстве, архитектуре.

Хотя веды записаны на санскрите (древнейшей форме индоарийского языка), они не являются творением исключительно
 арийцев. В гимнах вед заметно некоторое влияние дравидов.

Ведические сборники создавались в течение длительного времени; они запечатлели различные стадии социального строя
древних арийцев. Неразвитость общественной структуры отразилась в относительной простоте ведического мировоззрения. Ведический пантеон соответствовал представлениям древних индийцев о нахождении богов в трех сферах: на небе, между небом и землей и на земле.

Ведические гимны несут печать распада первобытнообщинного строя и вызревания в недрах его первой классовой формации. Они повествуют о том, как основной производственной ячейкой общины становится большая семья, скрепленная узами
патриархата.

Появление железа в начале I тысячелетия до н. э. 
изменило облик хозяйственной деятельности, обусловило ее значительный рост. Древним арийцам были известны уже простейшие формы искусственного орошения. Плужное земледелие -
 основа их хозяйства - сочеталось со скотоводством. Концентрация богатств в одних -руках привела к выделению родовой аристократии, составившей в дальнейшем социальную верхушку
 раннеклассового общества. Племенные вожди и аристократия
увеличивали свои богатства за счет военной добычи - земель, скота, рабов (в число которых нередко попадали и соплеменники).

Веды - бесценный источник наших знаний о прошлом. Значение вед как памятника культуры возрастает и в связи с тем,
что ведические племена не оставляли после себя никаких археологических свидетельств, и по той причине, что историческая
 наука античной Индии, за немногими исключениями, не сохранилась. Почти ни одна дата не может считаться точной.

Ведическая эпоха не оставила нам захоронений. Лишь из ведических гимнов мы узнаем, что арийцы сжигали мертвецов,
 а прах предавали реке (этот обычай сохранился в индуизме). 
Обычая сати (сожжения вдовы на погребальном костре мужа)
 они еще не знали. Вдову, припавшую к праху покойного, поднимали со словами: «Вставай, женщина, вернись в мир живых».


Нормы жизни человека в загробном царстве были разработаны
 весьма слабо. Душа отправлялась к предкам и поступала под начало царя мертвых. Правда, в самом потустороннем мире намечались некоторые разграничения: людей порочных ввергали в
 бездонную яму (некоторый прообраз ада). Принцип перерождения, с которым так тесно связывается история религиозно-философской мысли древней и средневековой Индии, ведам неизвестен.

В ведах говорится о трех тысячах богов: солнце и луна,
 реки и растения стали богами.

Важным ведическим богом был отец неба Дьяус, уступивший
в дальнейшем свое место Варуне, владыке неба и моря. Солнце
 почиталось в пяти формах, символизировавших различные виды
солнечной энергии. В числе других богов были Маруты - боги ветров, Агни - бог огня, Ушас - богиня рассвета, которая вдохновила певца на один из самых поэтических гимнов вед:

Вот появилась Дочь Небес.

Девушка, облаченная в пышные одежды.

О полновластная хозяйка всех богатств земли,

Милосердная Заря, озари нас светом!

На небосклоне ярко блистаешь ты.

Богиня сбросила с себя одежды тьмы,

И, пробуждая мир ото сна, пришла Заря

В колеснице, запряженной ярко-алыми лошадьми.

Одного из главных богов - Индру древние индийцы изображали идеальным воином. Индра напоминает военного вождя
арийских племен. Он побеждает чужеземцев, грабит житницы
 «безбожников», дарует дождь иссушенной земле. Большие надежды возлагали древние на Индру:

Когда сок сомы будет выжат, вознесем

все вместе хвалу Индре -

Покорителю несметных врагов,

Главе многих почитаемых божеств.

Пусть он сделает нас храбрыми,

Пусть он ниспошлет нам богатства,

Пусть он дарует нам женщин,

Пусть он явится к нам с пищей.

Реки обожествлялись древними индийцами как носительницы
 жизни.

Пантеон вед знает только несколько богинь. Как полагают
 исследователи, они являются наследием былых времен или заимствованы арийцами у других народов.

Ведические боги были наделены чертами людей - пили молоко, ели топленое масло и лепешки, не отказывались от сомы. 
Но очеловечивание богов не было полным. Незавершенность этого процесса сказалась, в частности, в том, что ведическая религия не знала ни храмов, ни скульптурных изображений божеств.


Отсутствие последних в известной мере восполнялось сложным
 ритуалом. Ведический обряд был единственной формой общения
с божественными силами, поэтому ему (придавалось исключительное значение. Посредником между людьми и божеством становится жрец-брахман, отправляющий богослужение.

Гимны наиболее раннего по времени сборника «Ригведа»
(«Веда гимнов») сложились на территории Пятиречья (Пенджаба). Текст «Ригведы» дошел до нас в двух версиях, в одной из
них, более ранней, слова еще не отделены друг от друга.
 1028 гимнов, составляющих «Ригведу», расчленены на 10 циклов (мандала - «круг», «цикл»). Историко-филологический анализ дал возможность выделить структурные элементы «Ригведы», восходящие к различным периодам. Ядро этого сборника - 
мандалы 2 - 7 - сцементировалось в период разложения первобытнообщинного строя. Последняя мандала, 10-я, является наиболее поздним по времени создания «кругом» «Ригведы».

Гимны «Ригведы» содержат моленья о ниспослании богатства:

О Маруты, даруйте нам богатства обильные и многочисленные,

которые никогда нас не покинут.

О Агни, удзой силу человека, поклоняющегося тебе в своем доме,

почитающего тебя изо дня в день.

Пусть тот, кому ты помогаешь, соединится с богатством.

Вера в богов причудливо уживается в «Ригведе» с сомнением
 в их могуществе и даже в самом их существовании. Нередко
 мудрецы «Ригведы» задаются вопросом: видел ли кто-нибудь когда-нибудь Индру? Духом сомнения в правильности проповедуемых жрецами «истин» о сотворении мира дышит знаменитый 129-й гимн 10-й мандалы «Ригведы»:

Кто когда знал, кто объявил это здесь, почему родилось сомнение?

Боги появились позже того, как был создан мир, кто же знает,

как он был сотворен?

Тот, кто сотворил мир, сотворил ли его на самом деле?

Высочайший, видящий в высочайшем небе, может быть, он знает

об этом, или даже и он не знает?

Как же сохранились в священном тексте гимны, проникнутые скептицизмом и неверием в богов? По мнению некоторых исследователей, эти кощунственные строки уцелели в «Ригведе»
по той причине, что они были крепко спаяны с текстом, считавшимся «ортодоксальным».

Второй и третий сборники вед - «Самаведа» и «Яджурведа» - самостоятельного значения по существу не имеют. Включенные в них гимны связаны с ведическим брахманским ритуалом. «Самаведа» представляет неоценимый источник для истории индийской музыки. В этой веде содержатся нотные обозначения мелодий. «Яджурведа» - это собрание формул, произносимых во время принесения жертв богам. Ядро четвертой веды - «Атхарваведы» составляют магические формулы, заговоры и заклинания.

Бессилие лекарей искупалось необузданной фантазией заклинаний против болезней. Спору нет, злой чахоточный кашель может быть надежным поводырем до смерти, но годится ли он в
качестве поэтической Музы? И не потонут ли в надрывном хрипе 
больного тонкие голоса высокой образности? Однако древнего 
поэта не мучают подобные сомнения, и он смело отдает свое искусство на службу врачеванию:

Как дух бесплотный над землей

Падучею звездой летит, -

По горнему тому пути!

Как стрел пернатых жуткий рои

К врагу стремительно летит, -

Так прочь умчись ты, кашель злой,

В простор земной!..

Как солнца ярые лучи

Несутся вдаль всего быстрей, -

Так прочь умчись ты, кашель злой,

По лону гладкому морей.

(Перевод Б. Ларина)

Страстное желание певца изгнать кашель из тела больного
определило ток поэтической мысли. Идея движения пронизывает гимн от первой до последней строки. Все образы гимна - 
падучая звезда, земной простор, ярые лучи солнца, лоно морей - связаны с неподвластным глазу полетом и сообщают идее
движения тот высший накал, которого могла добиться художественная фантазия индийца эпохи вед. Неудержимый лёт космических образов захватил и пернатые стрелы. Певец избрал не
 одну стрелу, а скопище, тучу.

Мчащиеся в поднебесье стрелы - единственный в заклинании художественный образ, взятый из реального быта. Пожалуй,
 ни один другой образ, связанный с повседневной жизнью древнего индийца, не мог бы так совершенно передать ощущение
 стремительности. Отраженное в гимне движение беспредельно, для певца важна не только стремительность, но и отсутствие конечного рубежа - злой кашель должен отдалиться от больного
на возможно далекое расстояние. Космические образы великолепно служат и этой цели. Легко заметить, что, за исключением
бесплотного духа, в гимне нет ничего божественного. Сверхъестественное почти растворилось в поэтизации природы.

Некоторые гимны вед полностью лишены религиозной окраски.

Один из гимнов донес до нас страдания человека, обуреваемого отнюдь не возвышенными страстями:

Жена меня оставила, мать меня ненавидит.

Но мне безразлично все это.

От игрока не больше пользы,

Чем от дорогой, но вконец одряхлевшей лошади.

Гимн предостерегает человека от пагубных страстей.

Не играй в кости; возделывай свое поле.

Довольствуйся тем, чем владеешь.

Ведь ты, игрок, имеешь коров, имеешь жену.

Вот какой совет дает мне благородный Савитар.

Гимн запечатлел такую безудержную страсть игрока, что весьма сомнительно, сумеют ли благоразумные советы Савитара возыметь свое действие.

Нерасчлененность общественных отношений определила неразвитость ведической мифологии. Роды и виды словесности в
ведах еще слиты, хотя очертания лирики, эпоса и драмы уже
смутно вырисовываются. Как пишет советский индолог Е. В. Паевская, ведам свойственна также нерасчлененность как понятия
и образа, так и слова, мелодии и действа. Религиозно-магическое начало крепко спаяно с эстетическим.

Ведические гимны сохранились в памяти поколений в строго канонизированной форме. Как полагают, в первой половине (тысячелетия до н. э. язык ведических гимнов - ведический санскрит - уже резко отличался от племенных диалектов Северной 
Индии, и слушатели разучились понимать гимны.

Необходимость объяснения и толкования священных текстов вызвала
к жизни обильную комментаторскую литературу, которая приобрела впоследствии вполне самостоятельный характер. Произведения этой комментаторской литературы называются брахманами (букв, «связанными с Брахмой» - «всевышним»; это слово
не следует смешивать с одинаково звучащим наименованием
жреца - брахманом). Брахманы содержали объяснения обрядовых действ, предписываемых ведами, раскрывали их символический смысл, устанавливали связь и зависимость между гимнами
и жертвоприношениями. Соблюдение ведических обрядов всецело зависело от того, насколько верно будут поняты и истолкованы гимны.

Тщательный разбор и комментирование четырех
сборников вед привели к зарождению научных знаний о языке.
Поскольку задачей брахманов было разъяснение смысла вед,
каждая брахмана примыкает к той или иной из вед. Брахманы
являются связующим звеном между четырьмя ведическими сборниками и последующими жанровыми формами ведической литературы.

По мере формирования ведическая религия придавала все
большее значение аскетизму. Правила поведения отшельников, нормы их жизни установлены в араньяках («лесных книгах»).


Отшельники не совершали жертвоприношений, и поэтому в
 араньяках нет предписаний, связанных с ритуалом. В араньяках
получила развитие та сторона жреческой идеологии, которая 
связана с философским обоснованием религии, получившей название «брахманизм», с оправданием жреческого господства.

Разложение первобытнообщинного строя привело к образованию в X - VI вв. до н. э. первых государств. Племенная общность уступила место территориальной, что послужило стимулом к образованию народностей. Ученость все более концентрировалась в руках брахманства. Араньяки подготовили появление упанишад - философских трактатов, где впервые в истории Индии мысли о сущности бытия вылились в стройную систему.


Разработка норм обрядности, которая началась еще в начальных жанрах ведических литератур, была продолжена в сутрах
 (букв. «нить»).

Предыдущая статья , продолжение .

Книги издательства Бхактиведанта Бук Траст это авторитетный перевод древнейших писаний Земли - Вед. В них вы найдете описание множества методов самоосознания, йоги, описание космического устройства вселенной, жизнь величайших святых и многое другое. Веды - вечная наука духовной жизни. Перевод и комментарии А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, основателя-ачарьи Международного общества сознания Кришны (ISKCON)

Скачать Ведическую литературу:

"Бхагавад-гита" - священный диалог между Кришной и Арджуной, произошедший 5 тысяч лет назад на поле боя перед битвой. Квинтэссенция всей ведической мудрости. Особенность Бхагавад-гиты в том, что она рассказана непосредственно Верховной Личностью Бога. В этой книге читатель найдет все, что есть в других священных писаниях мира и также, с чем больше не встретится нигде.

Избранные статьи и письма А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, лекции, беседы с журналистами, учениками, известными людьми, в т.ч. с музыкантами Битлз и др.

«Шримад-Бхагаватам»

Сливки Вед, комментарий самого Вьясадевы (составитель Вед) на Веданта-сутру. Шримад-Бхагаватам (или Бхагавата-пурана) объясняет смысл всего Ведического знания. С оригинальными санскритскими текстами, русской транслитерацией, пословным переводом, литературным переводом и комментариями.

Первая песнь - «Творение» Часть первая

Природа Абсолютной Истины и аспекты Абсолюта. Воплощения Бога, в т.ч. в разные эпохи, Шри Кришна как источник всех воплощений, история Нарады, наказание сына Дроны, молитвы царицы Кунти, уход Бхишмадевы в присутствии Господа Кришны. Часть вторая Время после ухода Господа Кришны, начало Кали-Йуги. Махараджа Парикшит встречает олицетворение века Кали, признаки деградации. Сын брахмана проклинает Махараджу Парикшита, последнего благочестивого императора. Сжатое изложение всего Шримад-Бхагаватам. Процесс реализации Абсолютной Истины в три этапа: 1) Брахман, 2) Параматма (Сверхдуша), 3) Верховная Личность Бога. "Пуруша-сукта", которую поют полубоги, регулярно приходящие воплощения Господа и Их миссии.

Третья Песнь - «Статус кво»

Часть первая

Творение мира, вселенская форма Господа, дух и материальная природа, сотворение человека и полубогов,

различные шкалы времени, начиная с атомного и кончая временем существования вселенной. Появление

Кумаров, четырех сыновей Брахмы, и Господа Шивы

Часть вторая

Приход Господа в облике Вепря, спасение Земли, погрузившуюся в воды на дне вселенной. Битва Господа с демоном Хираньякшей и предыстория явления двух могущественных демонов в материальном мире. Женитьба мудреца Кардамы на Девахути. Часть третья Четвертая Песнь - «Четвертый этап творения» Часть первая Дакша устраивает жертвоприношение на райских планетах. Дакше отсекают голову за оскорбление Шивы, жертвенная арена разрушена. Пятилетним ребенком Дхрува Махараджа, разгневавшись на оскорбление мачехи, уходит в лес. Его цель - увидеть Верховную Личность Бога и попросить у Него царство, не имеющее себе равных во всех трех мирах. Часть вторая Правление демонического царя Вены и его смерть от проклятия брахманов. Они производят наследника престола из мертвого тела царя. История жизни и деяний царя Притху, и его возвращение в духовный мир. Часть третья Молитвы Господа Шивы, падение души в материальный мир в аллегорической истории царя Пуранджаны. Трансмиграция души в материальном мире, деяния Прачетов и божественные наставления Нарады Муни. Пятая Песнь - «Творческий импульс творения» Часть первая Деяния царя Приявраты, и его потомков. Жизнь и учение Господа Ришабхадевы, царя-подвижника. Бхарата, император всей Земли, оставляет царство и уходит в лес для занятий духовной практикой. Почти достигнув совершенства жизни, он привязывается к олененку, и помня о нем в момент смерти, рождается оленем. В следующем рождении он помнит о своей ошибке и скитается по земле под видом безумного. Духовные наставления Бхараты царю. Часть вторая Аллегорическое описание материального мира как леса наслаждений, где на каждом шагу путника (душу) подстерегают опасности. Деятельность потомков царя Приявраты, описание устройства планетных систем вселенной с точки зрения ведической астрономии. Адские планеты. Шестая Песнь - «Предписанные обязанности человечества» Часть первая Брахман Аджамила падет жертвой вожделения, и создает новую семью с проституткой, поддерживая ее всеми видами грехов. Случилось, он называет своего младшего сына именем Господа, и когда к нему приходит смерть, спасается, зовя сына (а на самом деле, самого Бога). Ямадуты (те кто забирает души грешников) спорят с Вишнудутами (представителями Бога), наставления Ямараджи. Дакша проклинает Нараду Муни. Часть вторая История демона Вритрасуры, который, за счет преданности Богу побеждает Индру. Царь Читракету, и Дити, мать демонов. Седьмая Песнь - «Наука о Боге» Часть первая
Бог одинаково относится к каждому. Хираньякашипу покоряет всю вселенную, но не может справиться с гневом, узнав, что его сын - преданный Господа. Хираньякашипу считает, что сын опозорил его и предпринимает попытки убить его. Явление Господа Нрисимхи. Часть вторая Прахлада Махараджа успокаивает гнев Господа своими молитвами. Нарада Муни беседует с Махараджей Юдхиштхирой об устройстве богоцентрического общества, варнашрамы. Восьмая Песнь - «Сворачивание космического проявления» Часть первая
Истории, происходившие на других планетах. Господь спасает Гаджендру, царя слонов. Полубоги и демоны пахтают молочный океан, Господь Шива избавляет вселенную от яда, Бог приходит в облике прекрасной женщины, Мохини-мурти и лишает демонов возможности выпить нектар бессмертия. Часть вторая Предсказания будущего, описание системы управления вселенной, Махараджа Бали завоевывает райские планеты. Господь приходит как Ваманадева, сын Адити, матери полубогов. Он забирает у Бали всю вселенную и его самого. Матсья-аватара, воплощение Господа в образе гигантской рыбы, спасающей царя Сатьяврату во время всемирного потопа. Девятая Песнь - «Освобождение» часть первая
Потомки Ману, прародителя человечества, Дурваса Муни и его ссора с царем Амбаришей. Встреча сыновей Сагары с Господом Капиладевой, краткое описание жизни потомков царя Амшумана. Деяния Господа Рамы. Часть вторая Парашурама, воплощение Господа уничтожает все династии воинов 21 раз. Династия Яду, в которой придет Шри Кришна, Верховная Личность Бога. Десятая Песнь «Summum Bonum» Последние главы Шримад-Бхагаватам, которые успел перевести и прокомментировать Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Вечные игры Верховной Личности Бога, Шри Кришны, которые Он явил на нашей планете около 5000 лет назад. Явление Господа Кришны, и Его детские игры.

Структуру Ведических писаний можно уподобить лестнице со множеством ступеней, и каждое определенное писание будет соответствовать определенной ступени. Писания с почтением относятся к людям на всех «ступенях», вдохновляя каждого продвигаться выше.

Эволюция личности, согласно Ведам, не ограничивается одной жизнью. Понимание принципа перевоплощения говорит о том, что ступени этой символической лестницы могут также считаться жизнями. Поэтому веротерпимость ведических текстов, основанную на философском понимании, не следует путать с безразличием, или представлением о том, что «все едино».

Ведические тексты делятся на три категории (канды ), соответствующие различным этапам духовной зрелости души: карма-канда, гьяна-канда и упасана-канда.

Карма-канда , к которой относятся четыре Веды и родственные писания, предназначена для тех, кто привязан к временным материальным достижениям и склонен к ритуализму.

Гьяна-канда , в которую входят Упанишады и «Веданта-сутра», призывают к освобождению от власти материи, посредством отречения от мира и отказа от желаний.

Упасана-канда , к которой относятся главным образом тексты «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гиты», «Махабхараты» и «Рамаяны» предназначена для тех, кто желает постичь Личность Бога и обрести отношения со Всевышним.

Четыре Веды: мантры и обряды

Первоначально существовала одна Веда, "Йаджур-веда", и она передавалась изустно, от
учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна- Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды для людей этого века, Кали-йуги. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: «Риг», «Сама», «Йаджур», «Атхарву» и поручил эти части своим ученикам.

- «Риг-веда» - «Веда хвалы», состоит из гимнов, собранных в десяти книгах. Большая часть стихов прославляет Агни, бога огня и Индру, бога дождя и райских планет.

- «Йаджур-веда», известная как «Веда жертвоприношений содержит инструкции по проведению жертвоприношений.

- «Сама-веда», «Веда песнопений», состоит из гимнов, многие из которых встречаются в другом контексте в «Риг-веде».

- «Атхарва», «Веда заклинаний» описывает множество различных видов поклонения и заклинаний. Говорят, что все остатки первых трех Вед, которые не вошли в них, сложили вместе и это образовало Атхарва-веду. Ей не пользуются во время жертвоприношений, поэтому существует термин «Триведа»

Цель четырех Вед - убедить человека в том, что он не является независимым существом, но частицей вселенского организма. В наше время значительная часть мантр четырех Вед не действует или действует лишь частично. Причина в том, что люди не обладают достаточной концентрацией и чистотой сознания для произношения ведических мантр.

Также каждая Веда включает упаведу (прикладное знание):

«Риг-веда» - Аюр-веда (медицина);

«Сама-веда»- Гандхарва-упаведа (пение, танцы, музыка, театральное искусство);

«Яджур-веда» - Дханур-упаведа (военное искусство, экономика, политика);

«Атхарва-веда» - Стхапатья-упаведа (строительство, архитектура, живопись, скульптурное ваяние).

Обычно в упаведах изложены общие принципы той или иной прикладной науки. Подробное знание соответствующих дисциплин хранится в конкретных школах, которые веками хранят и дополняют его.

Итихасы - сказания

Итихасы - эпические поэмы, которые представляют собой историю древней ведической цивилизации в различные эпохи. К ним относят «Рамаяну», которую называют ади-кавьей («первой поэмой»), и «Махабхарату». Автором «Рамаяны» является мудрец Валмики, а автором Махабхарты - составитель Вед, Вьясадев.

Бхагавад-гита - Песнь Абсолюта

Особое место в ведической литературе занимает «Бхагават-гита» - часть «Махабхараты». «Бхагават-гита» - это диалог аватара, Господа Кришны с его другом Арджуной перед битвой на поле Курукшетра около 5000 лет назад. В ней изложена суть философии Вед и она является основополагающим Писанием восточной духовности.

Бхагавад-Гита описывает все разновидности йоги (практики обретения просветления):

Карма-йогу - йогу деятельности, законы действий и их последствий,

Аштанга-йогу - йогу мистического созерцания, частью которой является хатха-йога,

Гьяна-йогу - йогу отречения от материи и осознания себя душой,

Бхакти-йогу - йогу развития отношений со Всевышним и обретения божественной любви.

Также в «Бхагавад-гите» описаны принципы существования духовного и материального миров, законы перевоплощения души, состояния материи и их влияние на сознание, и многие другие сокровенные темы.

Пураны - хроники вселенной

В 18 Пуранах философия Вед изложена в виде бесед и проиллюстрирована случаями из истории человечества разных эпох. В зависимости от уровня сознания человека, Пураны делятся на три группы.

Существуют Пураны для людей в саттва-гуне (благости), раджа-гуне (страсти, активности) и тамо-гуне (невежестве). Более подробно с ведическим учением о состояниях материи и сознания Вы можете познакомиться на посвященной этой теме странице.

Упанишады - беседы с мудрецами

Упанишады означает «знания, получаемое от духовного учителя» (дословно «упа-ни-шад» означает «сидеть внизу рядом»). Их тексты показывают, что все материальные формы - лишь временные проявления вечной энергии, находящейся над материальной двойственностью страданий и радости, обретений и потерь. 108 Упанишад показывают единство за многообразием, и вдохновляют всех увлеченных ритуалами четырех Вед идти дальше их кратковременных целей.

Веданта-сутра - философские афоризмы

Вйасадева обобщил все ведическое знание в афоризмах, известных как «Веданта-сутра». 560 емких заключений «Веданта-сутры» определяют ведические истины в самых общих терминах. Но Вьяс оставался неудовлетворенным даже после того, как составил многие Пураны, Упанишады и даже «Веданта-сутру». Тогда его духовный учитель Нарада Муни дал ему указание: "Разъясни "Веданту"».

Шримад-Бхагаватам - песнь об Истине

После этого Вйасадева записал комментарий к его же «Веданта-сутре» в виде священного текста «Шримад-Бхагаватам», состоящего из 18 000 шлок (стихов). Веды называют его «Маха-Пурана» («величайшая Пурана»). Четыре Веды сравнивают с деревом, Веданту - с цветком этого дерева, а «Шримад Бхагаватам» известен как «зрелый плод древа ведического знания». Другое его название - «Бхагавата-Пурана» - «Пурана, в полной мере раскрывающая знание об Абсолюте (Бхагаване)».

«Шримад-Бхагаватам» рассказывает как об устройстве и сотворении материальной вселенной, так и науку о духовном мире, Абсолюте и его воплощениях в разные эпохи. Он повествует о принципах возвращения живого существа в духовный мир.

В «Веданта-сутре» содержится только намек на то, что такое Брахман, Абсолютная Истина: «Абсолютная Истина - это то, из чего все исходит». Если все исходит из Абсолютной Истины, то какова природа Абсолютной Истины? Это разъясняется в «Шримад-Бхагаватам».

Упаведы - прикладные Веды

Упаведы - вспомогательные Веды, которые включают разнообразные материальные знания. Например, в «Аюр-веде» излагается медицинское знание, в «Дханур-веде» излагаются принципы воинского искусства, в «Джйотир-веде» - астрология, «Ману-самхита» - свод законов прародителя человечества Ману. В Ведах можно найти также знания по архитектуре, логике, астрономии, политике, социологии, психологии, истории и т.д. Цивилизация многих народов в древности основывалась на Ведах, поэтому ее называют также ведической цивилизацией.

Шрути, смрити и ньяя - услышанное, запомненное, выведенное логически

Традиционной является также деление ведических писаний на три группы:

Шрути, Смрити и Ньяя

Шрути («то, что постигают путём слушания»): 4 Веды и Упанишады.

Смрити («то, что надо запомнить»; традиция, или то, что воспроизводится по памяти; то, что было осознано мудрецами, пропущено через себя, понято и объяснено):

Пураны, Итихасы.

Ньяя - логика («Веданта-сутра» и другие трактаты).

Человек должен осознать цель своей жизни, а pуководство к этому дается во всей ведической литеpеатуpе, сущность котоpой заключена в «Бхагават-гите».

«Веды» есть кодекс человеческой деятельности. Все, что совершается помимо ведических указаний, называется викарма, или не разрешенное авторитетом, греховное действие.
Цель изучения «Вед» состоит в познания Всевышнего Бога, Абсолютной Истины первопричины всего.
Все ведическое знание закончено, непогpешимо и совеpшенно, ибо оно находится выше сомнений и ошибок. Мы должны пpинять это знание, котоpое пеpедается по цели ученической пpеемственности паpампаpе.
Высшая цель философии «Веданты» может быть достигнута смиренным повторением святого имени Господа. «Веданта» есть последнее слово ведической мудрости, а автором и знатоком ее является Господь Кришна. Совершенный ведантист — это великая душа, наслаждающаяся воспеванием святого имени Господа.
Ведическое знание получено из тpасцендентальных источников, и его пеpвые слова были сказаны Самим Господом. Оно было вложено в сеpдце Бpахмы, и Бpахма в свою очеpедь пеpедал это знание сыну и pаспpостpанил его сpеди своих учеников в том виде, в каком он получил его от Господа.
Пуpаны (ведические шастpы) не есть плод писательской фантазии. Это истоpический документ, истории прошедших веков, рассказывающие об играх и развлечениях аватар Господа.

Изначально Вьяса (литературное воплощение Господа Кpишны) pазделил «Веды» на 4 части (4 пеpвоначальные шастpы):

· «Риг»;
· «Сама»;
· «Атхаpва»;
· «Яджуp»

Затем Господь pазьяснил их в «Пуpанах», а для людей с более низкими умственными способностями Он написал «Махабхаpату», часть котоpой и составляет «Бхагават-гита».

Затем вся ведическая литеpатуpа была обобщена в «Веданта-сутpе», для понимания котоpой будущими поколениями Он написал комментаpий под названием «Шpимад-Бхагаватам».
«Бхагават Гита»- известна также под названием «Гитопанишад» . Она — суть ведического знания и одна из наиболее важных «Упанишад» в ведической литеpатуpе.
«Бхагават-Гита» является эпизодом из «Махабхаpаты».
Эта книга предназначена для обусловленных душ, занятых в материальной природе установлением господства над природой, и не имеющих понятия об истинной, духовной жизни.
Цель «Бхагават-Гиты» — выpвать человечество из неведения матеpиального существования, показать каким образом человек может постичь свое духовное существование и свои вечные взаимоотношения с Высшей духовной личностью, и научить человека, как он может вернуться домой, назад к Господу.
«Бхагават Пурана» — называется также «Шримад Бхагаватам».
«Гитопанишад» — тоже самое что и «Бхагавад Гита».
«Манусамхита» — свод законов для всего человечества

«Махабхарата» — эпическое произведение, описывающее историю прошлых времен, вплоть до Кали-юги.

Название пpоисходит от цаpя Бхаpаты — пpавителя миpа, с котоpого началась династия Куpу, к котоpой пpинадлежали Дхритараштра и Панду.
«Нирукти» — ведический словарь.
«Шримад Бхагаватам» — называется также «Бхагават Пурана». Это Пуpана, или истоpия, написанная Вьясадевой специально для того, чтобы дать глубокое понимание Господа Шpи Кpишны. Это произведение, в котором полностью описывается трансцендентная природа Всевышнего Господа и его бхакт.
«Чайтанья-чаpитамpита» — биогpафия Шpи Чайтаньи Махапpабху, написанная на бенгальском языке в конце 16-го века Кpишнадасой Кавиpаджей.