Варваре Владимировой повезло родиться в творческой семье всенародно любимой актрисы Алисы Фрейндлих и актера и режиссера Игоря Владимирова, для которого она стала довольно поздним ребенком. Отцу на момент рождения долгожданной дочери было около 50 лет.

Семья Фрейндлих и Владимирова распалась еще тогда, когда их дочь училась в школе. Варя не страдала из-за расставания родителей, так как отец неизменно уделял ей много внимания. Мечта связать свою судьбу с театром появилась у девочки, которая «росла за кулисами», еще в первые годы жизни. Варвара не была уверена в том, что станет актрисой, но просто не представляла себе жизни без театра.

Варя с мамой, дедом и дв. братом

Все детство прошло за кулисами театра, а потому никто не сомневался, что она и будет в нем работать. Правда, сначала Варвара поступила на театроведческий факультет, где ей быстро стало скучно и она решила идти в актрисы.

Поступление на театроведческий факультет - выбор, который после окончания школы сделала дочь Фрейндлих. Варвара Владимирова не сомневалась в том, что ей подходит любая профессия, связанная с театром. Однако уже несколько месяцев спустя девушка осознала, что допустила ошибку, учиться ей стало скучно. Желание добиться известности в качестве актрисы росло и крепло, что побудило Варвару поступать на актерский факультет. Неудивительно, что Владимирова Варвара Игоревна пришла к такому решению.

"Лишний билет"

Ведь она успела испытать свои силы в качестве актрисы еще во времена учебы в школе. Дебютной картиной для юного дарования стала музыкальная сказка «Лишний билет» . Интересно, что это единственный фильм, снятый Игорем Петровичем. Тогда Варваре было 15 лет. Но фильм не пользовался успехом и про него забыли. Л ента вышла в ограниченном прокате, не удостоилась особой популярности, однако вины Варвары в этом не было.

Варя с отцом

Студенческие годы

Выбор дочери Алисы Фрейндлих пал на ЛГИТМиК, в этот вуз ей удалось поступить с первой попытки. Варвару зачислили на курс, который вел Ефим Падве. Однако выбор дочери возмутил отца, когда ему сообщили об этом. Игорь Петрович настоял на том, что она должна учиться у него, так как никто не знает ее так, как он. Варвара Владимирова поддалась уговорам, перевелась на курс, который вел ее отец.


Звездная роль

Варвара Владимирова - актриса, которая всегда боялась того, что ее начнут сравнивать со знаменитыми родителями. Не исключено, что именно это заставило девушку отвергнуть приглашение отца, настойчиво звавшего дочь в свой театр. Окончив ЛГИТМиК, начинающая актриса решила добиваться успеха в мире кино. К сожалению, время для этого оказалось совсем не подходящим.

Обаятельная и талантливая девушка приглянулась режиссеру Леониду Нечаеву, который предложил ей роль в своей музыкальной сказке. В картине «Не покидай» Варвара воплотила образ принцессы Альбины, дочери короля и королевы выдуманного королевства. Эта роль и по сей день остается визитной карточкой актрисы Владимировой.


Варвара Владимирова в фильме "Не покидай" (1989)

Кризис В 90-е годы отечественный кинематограф погрузился в пучину кризиса. Многие талантливые актеры остались фактически без работы, не избежала этой участи и дочь Фрейндлих. В 1994 году ей удалось получить роль в триллере «Без обратного адреса». Варвара сыграла девушку, которая не может разобраться в своей личной жизни. Затем наступило длительное затишье, интересных предложений малоизвестной актрисе не поступало.

"Ментовские войны-7"

Конечно же, Варвара Владимирова могла бы начать сниматься в низкопробных картинах, как поступили тогда многие ее коллеги. Однако девушку останавливал пример матери - талантливой актрисы, которая никогда не позволяла себе подобного.

Варвара надолго пропала, потому как даже именитые актеры не получали хороших ролей, а те, что предлагали, были во второсортных фильмах, и Владимирова решила и вовсе не сниматься.


Жизнь за кадром

Жена и мать - новая роль, которую примерила на себя Варвара Владимирова. Личная жизнь дочери знаменитой актрисы устроилась, когда она познакомилась с Сергеем Тарасовым.

Вскоре Владимирова согласилась стать супругой вице-губернатора Санкт-Петербурга, в будущем заместителя Валентины Матвиенко. Он очень активно её добивался.


Свадьба Вари и Сергея

Мать Алиса Фрейндлих одобрила выбор дочери. В семье появилось двое детей - сын и дочь. Варвара посвятила себя семье.


Варвара Владимирова и Сергей Тарасов с Алисой Фрейндлих на их свадьбе.

Из семьи его увела балерина Мариинки Анастасия Колегова. Варвара, узнав о любовнице, подала на развод, но общению с детьми не препятствовала.

Известная балерина Мариинского театра Анастасия Колегова разбила семью дочери знаменитой актрисы, но не смогла построить своего личного счастья, основой которого стало несчастье других. В мире искусства Колегова известна не только, как балерина, но и и как любовница сенатора города Петербурга Сергея Тарасова, который являлся зятем известной актрисы Алисы Фрейндлих.


С любовником девушка познакомилась в далеком 2003 году, когда мужчина работал в культурной столице России. Имея супругу и тещу, связанных с искусством, сам Сергей был частым гостем в тех кругах. Именно в одну из таких встреч Анастасия и поняла, что безумно влюбилась в человека, старше ее на 23 года. То, что Тарасов на тот момент был в браке - Колегову не смутило.



И не смотря на то, что у него в браке было двое детей, их роман развивался очень стремительно. Анастасия стала настоящей разлучницей, ведь Варвара Владимировна, узнав о неверности мужа, моментально подала на развод.



Но счастье роковой разлучницы не продлилось долго. Осенью 2009 года Анастасия и Тарасов оформили свои отношения официально, а спустя месяц, в ноябре, ее супруг трагически погиб во время теракта в скоростном поезде "Невский экспресс".



Ему было 50 лет. За один год он отметил свой юбилей, свадьбу, в том же году состоялись и его похороны.

На память о себе сенатор оставил любовнице квартиру. Но после его скоропостижной гибели за жилплощадь разгорелся скандал, в котором приняла участие Варвара, считая, что все должно принадлежать именно ей.


К слову, Колегова свое жилье отвоевала. С Алисой Фрейндлих, Анастасия впервые встретилась у гроба самого Тарасова. До этого знаменитую актрису она видела лишь на сцене, но в связи с подготовкой к похоронам сенатора, удалось увидеть вживую.


Варвара Владимирова и Сергей Тарасов с детьми.

В 2000-х она потихоньку начала снова сниматься в небольших ролях в кино и сериалах, в том числе и вместе со своей матерью Алисой Фрейндлих.

Сейчас актрисе 50, она все еще хороша собой и у нее много творческих планов.

Сын актрисы Никита решил пойти по стопам матери, что побудило его поступить в Школу-студию МХАТ на актерский факультет.


Дочь Анна Тарасова также стала актрисой и мечтает стать продюсером.


Дочка Аня с мужем

Посвятив несколько лет семье, Варвара возобновила попытки добиться успеха в качестве актрисы, а так же она пробует свои силы в качестве телеведущей.


Варвара Владимирова с матерью и дочерью.

Из интервью Варвары Владимировны:

"Мама желает мне счастья. Мечтает, чтобы встретился хороший человек и жили бы мы с ним долго и счастливо... Но, боюсь, трудновата задачка! Уж больно я разборчива. С такой высокой планкой, как у меня, очень сложно найти мужа. Я в этом смысле точная копия своей мамы. Она никогда не была абы с кем, не считала, что мужчина в доме должен просто быть — как телевизор или тапочки. Ей и мои поклонники редко нравятся. Ко всем придирается, ей невозможно угодить! И, откровенно говоря, она права.



Я, как и мама, могу влюбиться только в личность, а таких мало, к тому же они разобраны. Поймите правильно: мама выражает свое мнение корректно, ненавязчиво. Она никогда не вмешивалась в мои отношения с мужчинами, Боже упаси! Когда я была замужем, вообще избегала комментариев и к зятю относилась с сердечной теплотой.

А когда кто-то из знакомых спрашивает, почему она больше не выходит замуж, мама лишь отшучивается. И я ее понимаю: нужно очень сильно влюбиться, чтобы захотеть изменений в доме, в укладе, в самой жизни. Мама осталась одна, когда ей было уже хорошо за пятьдесят, в таком возрасте сложно приспосабливаться.



Проблема ещё в том, что все любимые друзья мамы уже ушли из жизни, она же всегда дружила с людьми старше себя. Это началось с того момента, когда она влюбилась в моего отца, который был на 16 лет ее старше... И таким же было их окружение."

Балерина Мариинки впервые - о том, как увела из семьи богатого питерского сенатора Сергея Тарасова

Солистка балета Мариинского театра Анастасия КОЛЕГОВА в нынешнем году отметила 35-летие. Широкая общественность заговорила о ней осенью 2009 года, после того как молодая балерина стала женой 50-летнего Сергея ТАРАСОВА, сенатора Петербурга и бывшего зятя народной артистки Алисы ФРЕЙНДЛИХ. Свадьбу пара сыграла 10 октября, а уже 27 ноября Сергей Борисович погиб при крушении подорванного террористами поезда «Невский экспресс».

- Насть, вы всегда хотели стать балериной?

Я родилась в Челябинске в простой семье: папа - спортсмен, мама - учитель русского языка и литературы. А балет полюбила благодаря тете. Именно она меня в пять лет привела на «Лебединое озеро». С тех пор я стала мечтать о сцене. В третьем классе поехала с ней в Петербург и поступила в Вагановское училище. Жила в интернате.

- Трудно приходилось?

Всякое случалось. Боролась с лишним весом, ведь дома привыкла есть булочки и макароны, но конкуренция с другими девочками подстегивала меняться, становиться лучше, еще больше заниматься. После окончания училища в желаемый Мариинский театр меня сразу не взяли. До этого прошло долгие шесть лет, а танцевать в кордебалете не очень хотелось. Я отработала в разных театрах и в Мариинку пришла уже солисткой. Мне тогда было 24 года.

Сразу после регистрации брака Настя и Сергей Борисович отправились к Петропавловской крепости. Полуденный залп пушки в этот день прозвучал в их честь. Фото: «ИТАР-ТАСС»

Вы одиннадцать лет служите в этом ведущем театре страны, а почетного звания так и не получили: остаетесь первой солисткой, а не прима-балериной, как, скажем, Оксана Скорик, которая на семь лет моложе. Вам мешает отсутствие покровителя? Ведь ваш вас супруг Сергей Тарасов трагически ушел из жизни.

Уже пять лет мои документы на звание лежат в администрации, но мой статус все никак не повысят. Почему? Вопрос к руководству театра. Я прекрасно понимаю, что перезрела уже, и еще чуть-чуть - и смешно будет давать мне звание. Наверное, это - закулисные игры. С другой стороны, у каждого человека своя судьба. Надо быть честной и признать, что если был бы жив мой супруг, у меня давно было бы все. Но главное, я была бы любимой и счастливой, родила бы ребенка… Увы, Бог отмерил нам с Сережей лишь шесть лет вместе.

Публика узнала об Анастасии Волочковой благодаря ее активному пиару. О Диане Вишневой мир заговорил после того, как пошли разговоры, что ей покровительствует сам Роман Абрамович. Да и если заглянуть в историю, то становится понятно, что вряд ли, например, мы бы сейчас вспомнили о балерине Матильде Кшесинской, если бы у нее не случился роман с императором Николаем II .

- Кшесинская была симпатичной, хорошо сложенной танцовщицей, не более того. Прекрасно смотрелась на сцене лишь вначале карьеры, а потом все куда-то ушло. Полностью с вами согласна: если бы не ее роман с Николаем II , никто бы и не вспомнил о ней сегодня. Про Волочкову тоже все понятно. Что же касается Вишневой , то еще до знакомства с Абрамовичем ее знали и любили во всем мире. А когда он стал спонсировать Диану, к ней не в лучшую сторону изменилось отношение в обществе. Имя олигарха тенью легло на ее репутацию, впрочем, Диану ничем не испортишь. А если вернуться ко мне, то слишком недолго я была счастлива в личном плане.


На «Невском экспрессе», подорванном террористами 27 ноября 2009 года, любили ездить крупные чиновники, адвокаты, бизнесмены. Фото: «ИТАР-ТАСС»

Любвеобильный, но порядочный

Вы познакомились с будущим мужем в 21 год. Я так понимаю, что на тот момент он состоял в браке с дочкой Алисы Фрейндлих, растил с ней двоих детей.

Да, с Сережей мы встретились в 2003 году, в одной компании. Он тогда отвечал в Питере за культуру. К тому же теща и жена - актрисы, так что всегда был близок к творческим кругам. На 23 года меня старше. Но я совсем этой разницы не замечала. Очень быстро и сильно его полюбила и как женщина впервые стала раскрываться. Конечно, и до него у меня случались романы, но очень короткие, не больше месяца. Когда понимала, что это несерьезно, сама разрывала отношения. А с Сережей у нас все совпало: общие интересы к искусству и невероятные личные чувства. Да, у него была семья, в которой росли двое детей. Плюс осталась дочка Оля от первого брака. Я знаю, что именно Варвара Владимирова (дочь Фрейндлих и вторая жена Тарасова . - Я. Г. ) подала на развод с Сережей, узнав о наших с ним отношениях. Я, как это ни печально звучит, стала разлучницей, сыграв роковую роль в разрушении их брака.


Алиса Бруновна с дочкой и внуками. Фото Евгении ГУСЕВОЙ/«Комсомольская правда»

- Почему продолжительное время вас устраивал статус любовницы?

Я просто была очень счастлива. К тому же Сергей еще до нашей женитьбы подарил мне квартиру. Материально помогал, хотя я, конечно, ни о чем не просила. Наверное, подсознательно он считал это справедливым: дескать, я юная, а он вроде как пользуется моей молодостью. Но это не так! Для меня он стал невероятным мужчиной: всегда мог выслушать, дать хороший совет… Сразу после смерти Сергея в течение двух лет за эту мою квартиру развернулась борьба. Варвара считала, что все должно принадлежать только ей. Спасибо судьбе - жилье осталось мне. Скажу больше, раздел имущества и скандалы Сергея со второй женой очень омрачали наше с ним недолгое, но такое яркое время.

- А своим родителям Тарасова вы сразу после знакомства представили?

Нет, они узнали о Сергее, лишь когда он сделал мне предложение. Я поздний ребенок, так что мои папа и мама его старше оказались. И прекрасно видели, как нежно он ко мне относится. Сережа был искренним человеком: несмотря ни на что, пригласил на свое 50-летие (последнее в своей жизни торжество) и первую, и вторую жену. Любвеобильный и порядочный человек - такие качества тоже могут соседствовать в одном человеке.


Анна и Алексей. Фото:

Через год после трагедии балерина Анастасия Колегова вспоминает о погибшем муже Сергее Тарасове

Они были необычной парой. Сенатор Петербурга пятидесятилетний Сергей Тарасов женился на юной балерине Мариинского театра Анастасии Колеговой 10 октября прошлого года. А уже 27 ноября Анастасия стала вдовой. Сергей погиб при крушении “Невского экспресса”, молодожены так и не успели воплотить в жизнь свои планы: родить ребенка, построить общий дом, объездить мир. После трагедии минул год, Анастасия уже может говорить о случившемся. Но ее глаза выдают, что где-то в глубине души осталась робкая надежда: вдруг это все неправда.

“Он был добрым ребенком”

Их красивая любовная история похожа на нераскрывшийся цветок: трудно понять, каким ароматом он бы благоухал, какими причудливыми лепестками радовал бы глаз. Но очевидно одно: это было настоящее чувство, о котором Анастасия говорит и с гордостью, и с огромной болью.

— …Я часто думала: почему я? В таком возрасте? Но мне кажется, человеку не дается больше того, что он может пережить. Я не понимаю, до сих пор не понимаю, чем я это заслужила! Но я верю в судьбу. И думаю, общая картина жизни человека уже записана где-то там, наверху. И мы подсознательно это чувствуем. Перед знакомством с Сергеем я знала, что должно произойти что-то хорошее.

Встретились они случайно, в компании общих друзей. Это было за четыре года до свадьбы. Будущая супруга тогда плохо представляла себе, кто Сергей такой. Ее покорили не его регалии (Тарасов был депутатом ЗакСа, позднее — вице-губернатором Петербурга. — Ред.) , а общительность и искренность.

— Сережа был очень жизнерадостным, — вспоминает Анастасия, — за это его все любили. И несмотря на нашу разницу в возрасте, я ощущала, что в глубине души он ребенок. Добрый. Он даже отдыхать не мог спокойно — каждый час смена обстановки. Мне кажется, он прожил не одну жизнь, а несколько.

Их роман не вспыхнул, как рождественский фейерверк. В это трудно поверить, но балерина и политик… долго дружили. Обоим было нелегко сделать решающий шаг. Настя — закрытый человек, не доверяющий мужчинам. Сергей в то время был женат на дочери актрисы Алисы Фрейндлих Варваре Владимировой. И все же их неотвратимо влекло друг к другу. Сначала пара просто встречалась, потом стали жить вместе.

Их свадьба не была громкой. Разве что пальнули из пушки в Петропавловке. А во Дворце бракосочетания управились всего-то за полчаса. Но на крутой лестнице Сергей неоднократно поднимал Настю на руки. Пара лучилась от счастья. У них в семье царило взаимопонимание. Несмотря на то что сенатор Тарасов, вскоре после свадьбы назначенный главой правления Росавтодора, разрывался между Москвой и Питером, а Анастасия активно гастролировала.

Мутное предчувствие беды


— Как вам удалось пережить эту боль?

— Принимала антидепрессанты, они немного затуманивали сознание. Специальные тренинги не помогали, потому что я вообще закрытый человек. Выручала работа: через полтора месяца меня загрузили спектаклем, выступала практически каждую неделю. А любой спектакль — очищение. Проживаешь совсем другую жизнь, и твоя личная трагедия чуть-чуть стирается. Но чем дальше живешь — тем больше осознаешь, что случилось. Первое время я все равно ждала Сережу, и мне казалось, что все произошло не со мной, а с кем-то другим. Окончательное осознание, думаю, придет ко мне через год-полтора. Сейчас у меня вроде бы достаточно полноценное существование: работа, друзья. Но я не радуюсь жизни на сто процентов.

— У вас были какие-то предчувствия, когда Сергей уезжал?

— Я была на гастролях в Японии. Уехала за пять дней до трагедии. Япония — моя любимая страна. Но в тот раз почему-то хотелось остаться дома. Уже собираемся в аэропорт, а я понимаю, что ужасно не хочу никуда лететь. Как магнитом к стулу приклеило — еле поднялась. Мобильник там не ловит. Я звонила домой с карточки каждый день. И в последние три дня никак не могла застать Сережу. Он был то на совещании, то еще где-то, в общем, отвечала его помощница. И каждый раз, когда она брала трубку, у меня сердце надрывалось. Почему он сам не подходит? Может, мне не говорят и что-то с ним случилось? Потом я с ним все-таки пообщалась. Он был очень спокойный, спрашивал, какого числа какую партию танцую. А я все равно нервничала. Было что-то такое мутное, непонятное в груди, предчувствие.

— Он снится вам?

— Снится, мы разговариваем, я его очень чутко ощущаю. С одной стороны, мне кажется, что по ту сторону жизни что-то есть, а с другой — что это воображение мозга. Сейчас мне легче видеть эти сны, чем в первое время. Во сне он меня наставляет, советует.

— Дома одной трудно?

— Уже нет. Люди боятся одиночества потому, что они в этот момент начинают усиленно думать и познавать себя — и это им не нравится. А мне очень комфортно наедине с собой, несмотря на обилие общения и работы. Мне общаться с собой нравится.

— Отношение к вам со стороны ваших знакомых и его коллег как-то изменилось после гибели Сергея?

— Несмотря на огромное количество работы, Сергей умел дружить. И окружал себя интересными людьми. Это был наш общий круг знакомых, с которыми приятно было именно общаться. И никакой выгоды, никаких отношений “ты — мне, я — тебе”. Те друзья, с кем мы общались при Сереже, все остались со мной. А остальные… Я не знаю, что обо мне говорят. В глубине души, наверное, надеялись, что сломаюсь. А когда не сломалась, решили: “Вот, и любви-то, наверное, не было”. Но мне все равно кто и что думает. Сережу я любила. И мы были равноправными половинками целого.

— У вас была любовь с первого взгляда?

— Нет, я поняла это только через полгода. Сначала просто общались. Я не могу так сразу — в омут с головой. Мне нужно посмотреть на мужчину несколько месяцев. Я очень тяжело иду на контакт. А если иду — то уже точно все решила. Конечно, он меня очень любил. Но я его не меньше.

— Какие у вас были глобальные планы на жизнь?

— Ближайший план был родить ребенка. Хотели поправить здоровье, и через год, летом, могли бы стать родителями. Конечно, Сережа понимал, что я солистка балета, что делаю успехи, переживал, ходил на спектакли. Но ребенка он очень хотел — это была его навязчивая идея.

Наедине с собой

…Сергея похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Последний покой он обрел рядом с Михаилом Столыпиным — братом царского премьер-министра. На его могиле всегда живые цветы. Петербургские байкеры, с которыми политик часто общался, в годовщину трагедии собираются навестить своего друга. Анастасия не ответила на вопрос, как часто она бывает на могиле мужа. Было видно: говорить об этом ей все-таки тяжело.

Но она не сломалась. У балерины нет творческого кризиса. Танцует по 3—4 партии в месяц, ездит на гастроли и говорит, что полностью реализуется в творчестве. В планах — подготовить классическую “Сильфиду” в Мариинском театре.

В балетном мире близких друзей она так и не приобрела. Продолжает общаться с друзьями Сергея. Единственная подруга Оксана, с которой Анастасия может говорить о совсем личных вещах, живет в Японии. Она русская. Девушки когда-то жили вместе в общежитии и знакомы с девяти лет.

Анастасия редко развлекается. Сейчас отдушиной для балерины стал большой экран.

— Я абсолютный киноман, — признается Колегова, — смотрю все фильмы, которые выходят. Больше американские, конечно. Предпочитаю смотреть кино дома. Наедине с собой.

На вопрос, есть ли у нее мечты, Анастасия, не задумываясь, ответила:

— Я надеюсь, что мое состояние закончится. Мне 28 лет, я очень хочу детей. И была готова к этому до трагедии. Просто с уходом Сергея в моей жизни все перевернулось. Но, возможно, пройдет время — и у меня появятся муж, семья, дети. Это все равно главное в жизни. И никакая карьера с семьей не сравнится.

Анастасия, вы рассказывали, что сделали выбор профессии, когда увидели свой первый в жизни балет. А что именно потрясло вас тогда: возможность танцевать или образ красавицы-балерины? (Ксения Кислицина)

Да, действительно, в пять лет я впервые попала на балет «Лебединое озеро» в Челябинске, где я жила. Меня поразило, наверное, ощущение сказки, чего-то прекрасного, изящного, далекого, к чему невозможно прикоснуться. После спектакля я начала твердо, не по-детски настаивать на выборе профессии.

Родители, конечно, ходили в театр, но не очень-то разбирались в балете. Мама у меня учительница русского языка и литературы, папа был председателем комитета по спорту, - он хотел, чтобы я занималась художественной гимнастикой или большим теннисом. Я начинала ходить в секции, но постоянно говорила: «Папа, это не то, ты ничего не понимаешь, отведи меня в балет!»

И вот вы приехали в Петербург, поступать в Вагановское училище. Вы – маленькая девочка, на вас смотрит большое и грозное жюри. Не страшно было?

Да, в 1991 году, когда я поступала, было 115 человек на место. И, конечно, для меня это было очень нервно, потому что могли придраться к чему угодно: от длины пальцев на ногах до длины носа, ушей… Имело значение все: внешность, здоровье, профессиональные данные. Все происходило в три тура с разницей в неделю, а потом вывешивали списки. Это был самый волнующий момент, когда я пришла и увидела свою фамилию. А потом начались тяжелые трудовые будни.

Мне пришлось жить в интернате, потому что родители не могли позволить себе бросить работу и переехать. В 9 лет я была очень домашним ребенком, а меня оставили на улице Правды в интернате, где такой длинный коридор и специфический запах… Я сильно расстраивалась первый год, и даже был момент, когда меня хотели забрать, потому что я каждый день рыдала. Но потом успокоилась, адаптировалась, и все стало нормально.

Думаю, годы учебы – самые тяжелые. Работать легче, потому что уже есть сцена, какая-то отдача: аплодисменты, поклонники. Мне так понравился спектакль: пачки, балерины, все воздушно, а когда приехала, нас с девяти утра к станку. Никакой сцены, никаких декораций, и только на второй год мы начали выходить на школьную сцену.

- Вообще говорят, что в вашей профессии процесс обучения довольно жесткий, даже жестокий.

По большей части это преувеличение. По всей видимости, многие видели художественный фильм (не помню его название), который снимался почему-то в Пермском училище, хотя речь там шла о Вагановском, когда балерину, действительно, воспитывали при помощи палки. На самом деле, у нас все педагоги – люди интеллигентные и до такого, как в фильме, не доходило.

- Балерины часто говорят, что ни за что не отдадут своих детей в хореографическое училище. А вы как считаете?

Все говорят «нет», а потом отдают (смеется). Конечно, если не очень хорошие физические данные, не стоит.

«Для всех учениц Вагановского эталоном была Мариинка»

В 2006 году вы вошли в труппу Мариинского театра. Наверное, это очень ответственно - работать на одной сцене с такими звездами? (Николай Петрович)

Первое время мне было сложно справиться не с техническими вопросами – с этим все было в порядке, - а с нервной системой. В театре к новичкам всегда пристальное внимание. Потом, когда в процессе работы, узнаешь всех поближе, и все встает на свои места. Ты присматриваешься, чему-то учишься у корифеев, вырабатываешь свой стиль и переносишь на сцену свое понимание образа.

- Это была ваша мечта – попасть в Мариинский театр? (Лена)

Для всех учениц Вагановского эталоном является Мариинский театр. Мы не хотели слышать ни о каких других труппах, поэтому, это, наверное, было предопределено.

- Настя, есть ли у вас кумиры в балете, на которых вы ровняетесь? (Читатель)

Это, конечно, мастера прошлого века. Очень много имен, и все заслуживают поклонения, начиная от Майи Плисецкой, заканчивая нашими Галиной Улановой и Натальей Дудинской. Если посмотреть записи всех наших педагогов, которые сейчас преподают, - Евтеевой, Моисеевой, Комлевой – все настолько разные, настолько великие! Со мной сейчас работает замечательный педагог, блистательная барина, народная артистка России Эльвира Тарасова. Мне, вообще, нравится то время, та школа. Сейчас все немножко изменилось, все-таки развивают больше технику, а в цене сегодня актерская эмоциональность.

- Вы уже три года в Мариинке. Какие роли полюбились вам настолько, что вы можете сказать – «мое»?

За три года я станцевала большую часть классического репертуара и сейчас нахожусь в процессе подготовки к очередному – это Аврора в «Спящей красавице», в марте будет премьера. Мне нравятся разные характеры, я люблю перевоплощаться: то лирическая танцовщица, то драматическая героиня. И надеюсь, что у меня это получается. Во всяком случае, стараюсь достучаться до сердец зрителей в любой роли. Их аплодисменты – главная оценка труда любого артиста.

- Вы много гастролируете. В каких странах больше всего любят русский балет?

Больше всего мне понравилась Япония, потому что именно там боготворят балет и разбираются в нем. Если европейские сцены допускают откровенную халтуру, и туда часто приезжают низкопробные частные коллективы, то в Японию допущены только Мариинский, Большой, Гранд-опера и Михайловский театры. Японцы не ходят просто так, - только на конкретное имя. Даже если видят постановку в первый раз, понимают, хорошо это или плохо. У них много балетных школ, студий, что говорит об их большой любви к балету. Они даже по улицам в пачках ходят! У них не самое подходящее телосложение, но такое желание заниматься балетом! С таким отношением хочется приезжать туда снова и снова.

Что, по вашему мнению, стоит на первом месте в тренировке: художественность или техническая сторона? Как вы проводите репетиции и что можете посоветовать начинающим танцовщицам? (Mondo007)

Конечно, на репетициях мы в первую очередь отрабатываем технику, потому что если у тебя на сцене что-то не в порядке с техникой, ты будешь думать только об этом. Но при этом в балете должно присутствовать драматическое искусство. Спортсмены делают такие вещи, которые мы никогда не сделаем, и не надо этого ждать. Надо думать о создании образа, роли, чтобы человек поверил, что тебя убили, или ты ревнуешь, или тебе плохо на сцене. Пустой трюк производит кратковременное впечатление, но никакого глубокого переживания у зрителя не оставляет. Человек может прийти в цирк и там увидеть просто немыслимую акробатику. Потому на первом месте в балете должна стоять наша русская душа.

«Люблю менять имидж»

Анастасия, есть ли у вас сейчас мечта, связанная с балетом? Может, роль, мастер-класс у определенного педагога или собственная школа? (КК)

Ну, о собственной школе еще рано думать, я сама еще ученица. А роль есть – я мечтаю станцевать Никию в спектакле «Баядерка». Я танцевала ее с Михайловским театром на гастролях в Японии, с Мариинским еще нет.

Еще, наверное, мечтаю получить какой-нибудь контракт в зарубежном театре. Я уже выступала как приглашенная балерина, а хотелось бы чего-то постоянного.

Вы участвовали в благотворительном аукционе, где вместе со многими знаменитостями – Владимиром Путиным, Валентиной Матвиенко, звездами шоу-бизнеса - рисовали картину на гоголевский сюжет. Если не ошибаюсь, вашу картину «Нос» продали за 440 тысяч рублей. Признайтесь честно, вам кто-то помогал или вы рисовали самостоятельно?

Конечно, нам помогала художница Надежда Анфалова, потому что все это было на улице, на сцене, и времени на это было отведено всего лишь 20 минут. За столь короткое время я бы сама не нарисовала.

- А что в картине было ее, что ваше?

Нос был мой (смеется)! Картина Валентины Ивановны была под номером 12, до меня. Когда ее картину продали за 11.5 миллионов, а мне нужно было выходить на сцену, представляться – в сравнении с остальными участниками я не такая знаменитая, – я так переживала, что ее не купят! Но ее купил за 440 тысяч какой-то мужчина. Спасибо ему большое, я даже, к сожалению, не успела узнать его имени.

Вообще, было очень занятно на аукционе. Я считаю, мне повезло с сюжетом: нос - ключевой для Гоголя персонаж. Это здорово, что в России развивается благотворительность. Представляете, 70 миллионов выручили, и все они пойдут детям, страдающим раковыми заболеваниями. Мне доставляет удовольствие участвовать в таких вот акциях! Кому-то хорошо, тебе еще приятнее, что ты смог хоть маленькую лепту внести для счастья других.

Я взяла опекунство над двумя лебедями в зоопарке. Посвятила это моему детскому восприятию балета, потому что «Лебединое озеро» - первый балет, который я увидела, а потом и станцевала. И вообще считаю, лебеди – символ русского балета, потому что великое произведение Чайковского знает весь мир. Русскую женщину часто связывают с лебедушкой – все у нас как-то взаимосвязано. Таким образом, я отдала дань этой благородной и грациозной птице. Увы, в зоопарк прихожу не часто. Но знаю, что за Одеттой и Одиллией (так я их назвала) заботливо ухаживают.

- Чем еще увлекается Настя, кроме балета? Есть ли хобби? (Полина)

Хобби нет, потому что нет времени. Изучение английского – скорее необходимость. В свободное время читаю, привлекает как и в танце, больше классика, но и новинки современной литературы стараюсь не пропустить.

В вашей профессии большую роль играет внешность. Скажите, как вам удается поддерживать такую форму? Какие-то диеты? (Светлана Анатольевна)

Специальных диет я не соблюдаю. Когда чувствую, что начинаю поправляться, стараюсь себя ограничивать или просто не есть на ночь. В последнее время у меня изменился вкус. Если раньше очень любила мучное, сладкое, могла съесть 200 грамм шоколада, и было все в порядке (смеется), то сегодня я не ем сладкого. Не хочется. Очень люблю овощи, морепродукты, мясо могу съесть, но не часто, потому что все-таки тяжелый продукт. То есть, у меня сложился рацион, который для кого-то является диетой, а я так всегда питаюсь. Да и вообще, когда готовишься к очередному спектаклю, в процессе подготовки сгорает все. И так устаешь, что уже и есть не хочется вечером.

- А имидж любите менять?

Да. Я была блондинкой в прошлом сезоне, но так как у меня свой очень темный пигмент, было проблематично поддерживать такой цвет волос. Надо было через каждые две недели сидеть в салоне по два часа, ужасные были мучения – я перекрасилась в черный. Теперь многие не узнают (смеется).

- То есть проблема одолевающих поклонников, видимо, не стоит?

Да, они просто меня не узнают (смеется).

Знаменитая "Пахита" Мариуса Петипа, о которой так много говорили балетоманы, наконец-то украшает афишу Мариинки. Собственно, и дирекция театра неоднократно заводила разговор о постановке легендарного балета. Для того, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, Алексей Ратманский должен был восстановить "Пахиту" (по хранящимся в США записям мариинского спектакля 1900-х годов) в Баварской опере. Ответ Чемберлену напрашивался сам собой. Правда, ходят слухи, что первоначально планировали перенос мюнхенской версии в Петербург. Но вышла задержка с бумагами, и Юрий Смекалов получил картбланш. Как бы то ни было, в Мариинском теперь есть своя "Пахита" - с восстановленным при помощи Юрия Бурлаки гран-па и двумя большими актами Юрия Смекалова.

Хореография Смекалова очень скучна. Пожалуй, нигде это так не заметно, как в двух актах большого балета - после которых третьим идет хореография Петипа. Вагановская академия научила Юрия Смекалова танцевать, но совершенно не научила думать танцевальными движениями. Зачем артисты поднимают руки и зачем совершают прыжки, этому хореографу невдомек. Его единственный ответ - чтобы было. Чем дальше, тем больше мы видим не классический танец, а имитацию классического танца. Движения не просто пусты, они формальны и так однообразны, что даже вариация лошади в цыганской сцене (старый цирковой номер с двумя людьми, накрытыми лошадиным костюмом) - столь же однообразная, как и все остальное, но совершенно на другой манер: тут имитируется не Петипа, а Юрий Никулин - воспринимается, как струя воздуха и отдохновение от псевдоклассики. О решении пантомимных сцен много сказано критиками, так что промолчу. И об отдельных легендарных номерах балета Петипа, непоправимо испорченных. Танец с плащами отдан мужчинам (у Петипа его танцевали женщины-травести; в версии Ратманского этот момент сохранен, но Смекалову он не нужен). Скучнейшее па-де-труа второго действия, если и восстановлено Бурлакой, то совершенно в стиле Смекалова. Я никогда не поверю, что Петипа был столь лаконичен и прямолинеен. Поначалу кажется, что Мариинский театр ступил на путь Михайловского, упрощая Петипа до банальностей и приспособляя классический танец к возможностям труппы. Но с каждой новой картиной имитационная пустота разрастается, пожирая гениальные находки Петипа и последователей: первый акт высасывает соки из "Дон Кихота", па-де-труа съедает с костьми овечку из "Щелкунчика", а тюремные сцены (самые скучные из всего балета) переваривают "Эсмеральду".

Два часа мучений, как ад и чистилище, приводят к подлинной хореографии. Переставленное Бурлакой гран па (значительно усложненное, по сравнению с бытовавшей в театре версией) качеством и грандиозностью напоминает его же "Оживленный сад" из "Корсара" в Большом театре. Пять сложных вариаций, предваряющих танец главных героев, большая работа кордебалета, большой детский танец - все это позволяет ощутить тот восторг, который когда-то вызывал петербургский императорский балет.

Вероятно, третий спектакль премьеры был не самым эффектным в плане подбора танцовщиков. Анастасия Колегова (Пахита), заменившая планировавшуюся Оксану Скорик, делала то, что умеет. Ксандер Париш (Андрес) обладает нужной позой благородного дона и широким шагом. На этом его достоинства заканчиваются. Очень выделялась Екатерина Чебыкина (Кристина, подруга Пахиты) -
у нее длинные изысканно-испанские руки в первом акте и приличная вариация в гран па. Еще понравилась Мария Ильюшкина в первой вариации гран па. Кордебалет в этот вечер был интереснее солистов и отработал замечательно. Хорошо поработали хореографы и режиссеры и с воспитанниками Вагановки. Обычно дети сбивают линии и мешают ряды, но здесь танцевали почти идеально.

Не знаю, честно говоря, какова будет судьба этого балета. Не исключаю, что первые два акта зал обречен оставаться полупустым. А может, и нет - большинство заплативших за билет зрителей вполне удовлетворятся имитацией. Сам я, наверное, схожу еще раз на балет целиком - посмотреть на Викторию Терешкину. Вдруг чем-то поразит.