Тренинг на сплочение

педагогического коллектива

Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.

Фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для формирования того или и социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их сочетания.

Общая цель : достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива.

Задачи тренинга:

формирование благоприятного психологического климата в группе;

нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;

осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

развитие умения работать в команде;

сплочение группы.

Ход мероприятия: Игра на разогрев «Домики-хозяева»

Цель : подвигаться, разрядить обстановку в группе.

Все участники стоят по кругу, делятся на "тройки". Первый и третий берутся за руки так, чтобы второй оказался между ними внутри. Тот, кто внутри - "хозяин", кто держится за руки - "домик". Когда людей много (от 20 человек и выше), ведущий остается постоянным (то есть, тренер), он только командует, но в игре сам не участвует.

Ведущий может использовать три команды: "хозяева", "домики", "землетрясение". При команде ведущего "хозяева!" те, кто стоит внутри "домика", должны быстро поменять свой "домик", т.е. выскочить из "своего" и заскочить в другой. При команде "домики!" - "хозяин" остается на месте, а "домики" бросают своих "хозяев" (не отпуская рук) и находят новых "хозяев". Главное при этом - "хозяева" остаются на месте, а не носятся вместе с "домиками" (хотя все равно носятся). Третья команда - "землетрясение!" После этой команды все рушатся: "домики" отпускают руки и "тройки" должны образоваться новые. Кто кем был в "прежней жизни" - неважно, "хозяин" может стать частью "домика", "домик" может стать "хозяином". И так до всеобщего умопомрачения...

Когда людей немного, до 20 чел., игру можно построить следующим образом. Должны быть "тройки" плюс один человек - ведущий (сначала этот тренер). Ведущий при этом тоже будет участвовать в игре. Игрокам объявляется, какие команды ведущего могут быть и что делать при этом, а также говорится, что тот, кто после команды и действия остался один, становится ведущим. После своей первой команды (например, "хозяева") ведущий тоже ищет себе "домик". Кому-то "домика" не хватает, он становится ведущим, и произносит уже свою команду.

Самое прикольное, когда народ быстро понимает, что после команды "землетрясение" удобнее стать "домиком", так как это безопаснее. И вот по залу носятся тучи "домиков", которым не хватает "хозяев". И в какой-то момент "часть домика" бросает вторую половину и заскакивает кому-то в "домик", а его вторая половина остается одна. Как и в жизни... не щелкай клювом...

Упражнение «Правда или ложь»

Цель : научить отстаивать свою точку зрения.

Напишите три предложения, относящиеся лично к вам. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна – нет. По кругу рассказываем о себе

  • Основная часть
  • Загадка про соседа справа

    Это есть у каждого справа. Игроки по кругу задают уточняющие вопросы, чтобы угадать загадку.

  • Игра «нарисуй соседа»
  • А теперь давайте мы нарисуем вашего соседа справа в роли животного, с каким он у вас ассоциируются и можно дать название этому животному.

    Вопросы: почему вы выбрали именно это животное?

    Возникали ли у вас какие ни будь трудности выполнении этого задания?

    "Групповое ожерелье"

    Групповое ожерелье" – игра, которая помогает нам разобраться в том, какой вес мы имеем в группе, какое место занимаем или хотим занимать в ней.

    Необходимые материалы: ножницы по количеству участников, цветная бумага

    Каждый из участников получает ножницы и лист цветной бумаги (могут быть разные цвета у разных людей). В центре комнаты на полу положен большой лист бумаги и несколько тюбиков клея.

    У вас есть ровно одна минута вырезать из листа круг, написать на нём ваше имя и приклеить его на большой белый лист в центре комнаты. Начали! (Работа группы не комментируется тренером и не даются дополнительные пояснения).

    Вопросы для обсуждения (в парах или тройках):

    Посмотрите, пожалуйста, на лист после того, как вы узнали смысл задания и подумайте над вопросами:

    Нравится ли мне место, которое я занимаю на листе?

    Хотел бы ли я переместить свой круг в другое место? Почему?

    Отражает ли размер моей "бусины" моё реальное место/вес/влияние в группе?

    Ваше мнение о "бусинах" (размер и их расположение, соответствие реальному положению и "весу" в группе...) ваших коллег?

    Релаксация « Мудрец из храма »

    Мудрец из храма

    Представьте себя стоящем на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду.

    Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней нечасто ходят. Вы не торопясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем. Этот храм – место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы подымаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку, открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма – полусумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество книг, странных фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, – большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча.

    Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, – и, возможно, вы получите ответ, которого так долго искали... Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в это живое пламя, в его волшебную сердцевину. Смотрите на него... Внутри пламени появляется сначала размытый, а теперь все более четкий образ... Переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках календарь. На листе календаря четко выделяется дата запомните ее...

    Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что встретился с вами... Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг... и вновь переноситесь сюда, в эту комнату...

    Упражнение «Подарок»

    Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

    Время: 3-5 минут.

    Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

    Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

    Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

    Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»


    Исмаилова Дамира Жололиддиновна

    Е.А. Смирнова, педагог-психолог МБДОУ № 12 «Брусничка»

    Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

    Задачи:

    • формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
    • развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
    • получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
    • осознание себя командой.

    Состав участников: 10 - 15 человек.

    Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будет достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

    Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

    Структура тренинга:

    1. Орг. момент – 4 минуты
    2. Вступление – 5 минут
    3. Цель задачи – 3 минут
    4. Разминка – 5 минут
    5. Основная часть – 50 минут
    6. Рефлексия – 10 минут
    7. Орг. конец – 2 минуты

    Ход тренинга:

    1. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...» – 5 минут
    2. Игра «Атомы и молекулы» – 4 минут
    3. Упражнение «Постройтесь по росту!» – 5 минут
    4. Упражнение «Путанка» – 10 минут
    5. Упражнение "Друг к дружке" 10 мин.
    6. Упражнение «Поезд» – 10 минут
    7. Упражнение «Счёт до десяти» – 10 минут
    8. Упражнение «А я еду...» – 8 минут
    9. Упражнение "Волшебный стул" - 15 минут

    Структура: педагоги рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

    Приветствие «Давайте поздороваемся».

    Цель: снятие мышечного напряжения у участников тренинга, переключение внимания.

    Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения.
    Здравствуйте те, кто плотно утром позавтракал.
    Здравствуйте те, кто рад повышению зарплаты.
    Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.
    Здравствуйте те, кто готов работать в нашей группе.

    – Меня зовут Елена, и сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

    Притча о бегунах

    Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед - не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты.

    Десять минут кряду весь стадион рукоплескал им стоя.

    Игра «Атомы и молекулы»

    Необходима небольшая первичная настройка: Давайте представим, что каждый человек – это маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы должны объединиться в молекулы, число атомов в которых я также назову. – Готовы. Начинаем. Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

    Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

    Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

    Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

    Обсуждение:

    • Что нового узнали о других?
    • Что интересное узнали?

    Упражнение «Постройтесь по росту!»

    Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

    Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

    Обсуждение:

    • Удалось ли группе это сделать?
    • Что помогало? Поддерживало?
    • Какие эмоции испытывали во время упражнения?

    Упражнение «Путанка»

    Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

    Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

    Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

    Упражнение «Друг к дружке»

    Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

    А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке! », вы должны поменять партнера.

    Правая рука к правой руке!
    - Нос к носу!
    - Спина к спине!
    - Друг к дружке.
    - Носок к носку!
    - Живот к животу!
    - Лоб ко лбу!
    - Друг к дружке.
    - Бок к боку!
    - Колено к колену!
    - Мизинец к мизинцу!
    - Друг к дружке.
    - Бедро к бедру!
    - Ухо к уху!
    - Пятка к пятке!
    - Друг к дружке.
    - Затылок к затылку!
    - Локоть к локтю!
    - Кулак к кулаку!
    - Друг к дружке.

    Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.

    Упражнение «Поезд»

    Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

    Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

    Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.

    Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

    Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».

    Обсуждение:

    Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», с чем это связано?
    Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?
    Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

    Упражнение «Счёт до десяти»

    Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

    Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

    Обсуждение:

    • Что с вами происходило?
    • Если не получилось, то почему?
    • Какую стратегию вы выбрали?

    Упражнение «А я еду...»

    Цель: разрядка участников, расслабление.

    Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

    Игра «Волшебный стул»

    Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный стул»

    С помощью куска ткани и ленты можно быстро оформить «Волшебный стул», который будет способствовать повышению самооценки, улучшению взаимоотношений. В определенном месте группы, в центре ставится «Волшебный стул». Приглашаются участники. Участники двигаются, взявшись за руки вокруг стула, при этом произносят слова:

    Кто сегодня всех красивей,
    Кто сегодня всех счастливей,
    Поскорей появись-
    на Волшебный стул садись.

    Участник, который оказался перед сиденьем стула, садится на него. Все по очереди говорят ему положительные комплименты. Приняв от каждого комплимент, участник выражает знак благодарности, сообщает о своих чувствах.

    Рефлексия:

    Какие психологические качества у вас проявились при участии в тренинге?
    Какие чувства испытывали?
    Что нового узнали о себе, о группе?
    Как будете использовать эти знания?
    Чему научились?
    Как это пригодиться в будущем?
    Что было важным?
    Над чем вы задумались?
    Что происходило с вами?
    Что нужно развивать на будущее?

    Спасибо вам большое, что пришли на тренинг, надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится и над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. Желаю вам успехов, творческих, профессиональных достижений. До свидания.

    Валерия Морозова
    Тренинг «Сплочение педагогического коллектива»

    Тренинг

    «Сплочение педагогического коллектива »

    Составлено педагогом -психологом Юрасовой В. М.

    До начала тренинга , я попросила ответить педагогов на вопросы анкеты :

    Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны :

    А) большинство членов нашего педагогического коллектива - хорошие симпатичные люди;

    Б) в нашем коллективе есть всякие люди ;

    В) большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные .

    Думаете ли Вы, что было бы весьма неплохо, если бы Ваши коллеги жили неподалеку друг от друга?

    2 - скорее нет, чем да;

    4 - скорее да, чем нет;

    5 - да, конечно.

    Как Вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику :

    А) деловых качеств большинства педагогов ___ ;

    Б) личных качеств большинства педагогов .

    2 - пожалуй, нет;

    3 - не знаю, не задумывался об этом;

    4 - пожалуй, да;

    Цифра «один» на приведенной ниже шкале характеризует коллектив , который Вам очень не нравится, а цифра «девять» - коллектив , который Вам очень нравится. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой педагогический коллектив ?

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего педагогического коллектива , то как бы Вы к этому отнеслись :

    А) это меня бы вполне устроило;

    Б) не знаю, не задумывался над этим;

    В) это меня бы совершенно не устроило.

    Могли бы Вы с достаточной уверенностью определить, с кем охотно общаются по деловым вопросам большинство членов Вашего коллектива ?

    А) нет, не мог бы;

    Б) не знаю, не задумывался об этом;

    В) да, мог бы.

    Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе ? На приведенной ниже шкале цифра «один» соответствует нездоровой атмосфере, а цифра «девять» - наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения, понимания. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив ?

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Как Вы думаете, если бы Вы по какой-либо причине долго не работали (болезнь, декретный отпуск, пенсия и т. п., Вы бы стремились встречаться с членами Вашего коллектива ?

    2 - скорее нет, чем да;

    3 - не знаю, не задумывался об этом;

    4 - скорее да, чем нет;

    5 - да, конечно.

    Проанализировав ответы, я пришла к выводу, что сплоченность коллектива находится на недостаточном уровне, педагоги редко обращаются друг к другу за помощью, в коллективе напряжённая обстановка. Это объясняется тем, что коллектив новый и поэтому не на должном уровне установлены эмоциональные связи его участников. Поэтому мною было принято решение провести тренинг , направленный на сплочение педагогического коллектива , развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу, . Выполняя упражнения тренинга , педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

    Задачи тренинга :

    Повысить коммуникативные навыки педагогов ;

    Повысить сплоченность коллектива ;

    Снять эмоциональное и мышечное напряжение;

    Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;

    Повысить сплочение коллектива педагогов ;

    Познакомить с приемом восстановления эмоционального равновесия;

    Повысить взаимопонимание между педагогами ;

    Повысить самооценку педагогов ;

    Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

    Материал : спокойная музыка для релаксации, газета, ватман, простые карандаши, глянцевые журналы, клей, фломастеры.

    Ход тренинга:

    Педагог-психолог :

    Уважаемые коллеги ! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива , а так же о важности сплочённости коллектива .

    Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива , которые определяют его основное настроение.

    В одном климате растение может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате : в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив , проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

    Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива .

    Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе , проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён , чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

    Игра «Молекулы»

    Цель : снятие напряжения, создание дружеской обстановки.

    Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т. д. в конце упражнения объединяется вся группа.

    Упражнение «Островки»

    Цель : всем участникам разместится на газете (на всей, на половине газеты, на трети) .

    Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.

    Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы , физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.

    Психотехническое упражнение «Давление» .

    Цель : осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение. (10 мин)

    Инструкция : встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

    Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).

    Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт) .

    Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега , ребенок, мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

    Упражнение «Коллажирование на тему – «Наш коллектив »

    Коллажирование , как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат.

    Особенностью данной методики является то, что создание коллажей происходит в групповой форме, что позволяет включить участников в совместную деятельность и проследить особенности их социального взаимодействия.

    Цель упражнения : развить способность группы приходить к общему мнению, идти на компромисс, уметь договариваться.

    Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, глянцевые журналы и клей. Группа решает, что они будут изображать, вместе договариваются кто рисует выбранный рисунок (желательно, чтоб вместе, рисунок должен быть объемным) . Участники должны распределить цвета и то место на ватмане, которое они будут заполнять.

    Вопросы для обсуждения :

    1. Были ли трудности при выборе рисунка?

    2. Возникали ли разногласия в ходе работы?

    Психолог :

    Присаживайтесь на свои места. (включает релаксирующую музыку)

    Релаксация «Мудрец из храма»

    Представьте себя стоящем на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду. Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней нечасто ходят. Вы не торопясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем. Этот храм – место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы подымаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку, открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма – полусумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество книг, странных фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, – большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча. Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, – и, возможно, вы получите ответ, которого так долго искали. Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в это живое пламя, в его волшебную сердцевину. Смотрите на него. Внутри пламени появляется сначала размытый, а теперь все более четкий образ. Переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках календарь. На листе календаря четко выделяется дата запомните ее. Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что встретился с вами. Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг. и вновь переноситесь сюда, в эту комнату.

    Рефлексия тренинга :

    1. Что понравилось?

    2. Что вызывало трудности?

    3. Чему способствовал проведенный тренинг ?

    Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

    Задачи тренинга:

    Формирование благоприятного психологического климата

    Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними

    Развитие умения работать в команде

    Сплочение группы

    Осознание каждым участником своей роли, функции в группе

    Повысить коммуникативные навыки педагогов

    Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

    Необходимые материалы:

    Листы формата А - 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры

    Спокойная музыка для релаксации

    Тарелочки, кувшин с водой

    Листки в клетку, шариковые ручки по числу участников

    Ход тренинга:

    Педагог-психолог:

    Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

    Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

    В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

    Строительство психологического климата, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

    Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

    Упражнение 1. «Приветствие»

    Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения

    Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

    Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

    Анализ упражнения:

    1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

    2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

    3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

    Упражнение 2. «Мое настроение»

    Цель упражнения: выражение настроения

    Задание: нарисовать свое настроение на данный момент

    Инструкция: На листе формата А - 4 изобразить свое настроение.

    Устроим выставку наших настроений, подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…», а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым.

    Анализ упражнения:

    1. Что понравилось вам в данном упражнении?

    2. Какие эмоции вы испытывали при дарении и получении «настроения» в виде рисунка?

    Упражнение 3. «Комплимент»

    Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

    Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

    Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы

    « Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

    Высокопарных слов не стоит опасаться.

    Давайте говорить друг другу комплименты,

    Ведь это все любви счастливые моменты…!

    Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

    Например:

    Наташа, ты такой отзывчивый человек!

    Да, это так! А еще, я добрая!

    А у тебя Оля, такие красивые глаза!

    Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

    Анализ упражнения:

    1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

    2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

    Упражнение 4. «Цветок» (под музыку)

    Цель игры: помочь участникам пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.

    Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет.

    Второй - представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону.

    Он подходит к сидящему, сгруппировавшись, бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать.

    Бутон набирает силу и «распускается». Затем партнеры меняются местами.

    Анализ упражнения:

    1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

    2. С какими трудностями вы столкнулись?

    Упражнение 5. «Тарелка с водой»

    Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи

    Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.

    В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

    Анализ упражнения:

    1.Что, по вашему мнению, не удалось?

    2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?

    3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

    Упражнение 6. «Доверительное падение»

    Цель игры: сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений.

    Психологический смысл упражнения

    Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, доверия.

    Это упражнение дает прекрасную возможность, испытать, что такое доверие.

    Задание: стоя спиной к партнерам упасть к ним на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.

    Анализ упражнения:

    1. Что было легче делать, падать или ловить?

    2. Какие чувства вы испытывали при этом?

    3. Есть ли в реальной жизни ситуации, где вы испытываете подобные чувства?

    Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те, которые падали, а что чувствовали те, кто замыкали круг.

    Упражнение 7. «Чему я научилась»

    Цель: рефлексия

    Задание: дописать неоконченные предложения

    Я научилась….

    Я узнала, что….

    Я была удивлена тем, что…..

    Мне понравилось,………

    Я была разочарована тем, что….

    Самым важным для меня было….

    Завершение. Обсуждение по кругу:

    Чему научилась сегодня…

    Что буду использовать в своей работе …

    Всем спасибо за активное участие!!!

    Использованная литература:

    1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

    2. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. - 176 с.

    3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. - 256 с.

    4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. - 205 с.

    Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Разработанный мною тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

    Задачи тренинга:

    Формирование благоприятного психологического климата;

    Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

    Развитие умения работать в команде;

    Сплочение группы;

    Осознание каждым участником своей роли, функции в группе;

    Повысить коммуникативные навыки педагогов;

    Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

    Необходимые материалы для тренинга:

    Листы формата А-4 по числу участников, цветные карандаши или восковые мелки;

    Спокойная музыка для релаксации;

    Ход тренинга

    Психолог:

    «Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

    Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

    В одном климате растение может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).

    Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

    Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение».

    Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

    Сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется «Вместе».

    В любом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами познакомимся с этими правилами. (Слайд №1)

      Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).

      Говорю за себя.

      Внимательно слушать друг друга.

      Не перебивать говорящего.

      Уважать мнение друг друга.

      Безоценочность суждений.

      Активность.

      Правило «стоп».

      Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы).

      1. Упражнение «Комплимент»

    Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

    Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

    Инструкция: психолог рассказывает строки из стиха:

    « Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

    Высокопарных слов не стоит опасаться.

    Давайте говорить друг другу комплименты,

    Ведь это все любви счастливые моменты…!

    Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога по кругу. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

    Например:

    Таня, ты такой отзывчивый человек!

    Да, это так! А еще, я добрая!

    А у тебя Света, такие красивые глаза!

    Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

    Анализ упражнения:

    1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

    2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

      Упражнение «ГОВОРЯЩИЕ РУКИ»

    Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

    Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют, молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

    Варианты инструкций образующимся парам:

      Поздороваться с помощью рук.

      Побороться руками.

      Помириться руками.

      Выразить поддержку с помощью рук.

      Пожалеть руками.

      Выразить радость.

      Пожелать удачи.

      Попрощаться руками.

    Анализ упражнения:

      Что было легко, что сложно?

      Кому было, сложно молча передавать информацию?

      Кому легко?

    3.Упражнение «БЕСЕДА В КРУГУ»

    Образуем два круга внешний и внутренний и начинаем разговаривать друг с другом на заданную тему.

    • увлечения;

    • майские праздники;

    Анализ упражнения:

      Узнали ли вы что нового из беседы, если да то что?

      Упражнение «МЫ СТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО»

    Цель: снятие агрессии.

    Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

    Анализ упражнения:

      Какие эмоции испытывали во время упражнения?

      Что нового узнали о других?

      Что интересное узнали?

    Упражнение « Узнай рисунок» (хорошо ли вы знаете друг друга)

    Цель: помочь участникам глубже узнать друг друга; создать мотивацию к совместной работе.

    Вопрос: «Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга? »

    После ответов участников дается следующая инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, за 5 минут свой портрет, как вы себя видите, чтобы сказать: «Вот это я». Рисунки подписывать не надо».

    Анализ упражнения:

        Каков этот человек?

        Кто это может быть?

      Медитация «Горная вершина »(5 минут)

    Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника "Горная вершина" способствует повышению уверенности в себе.

    Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...

    Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...

    Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза .

    Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

    Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...

    Этап 6. Заключительный

    ПОДАРОК

    Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

    Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие . Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!

    А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:

      Что для вас сегодня было важным?

      Какие чувства вы испытывали?

      Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?

    Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!

    Памятка педагогу

      Старайтесь смотреть на вещи оптимистично;

      Найдите время, чтобы побыть наедине с собой;

      Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого;

      Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам не нравится;

      Не оказывайте слишком большое давление на своих детей;

      Старайтесь реже говорить «я это не смогу сделать»;

      Использовать возможность выступить с речью;

      Следите за питанием и фигурой;

      Позволяйте себе «маленькие женские радости»;

      Не забывайте, что вы красивы.

    КГКП Детский сад №10 «Ладушки»

    Тренинг на сплочение педагогов в детском саду «Вместе»

    Подготовила: педагог-психолог Рыжкова Е.Н.