Михаил Евграфович Салтыков (присоединивший впоследствии псевдоним «Щедрин») родился 15(27) января 1826 года в Калязинском уезде Тверской губернии, в селе Спас-Угол. Село это существует и поныне, но относится уже к Талдомскому району Московской области.

Время учёбы

Отцом Михаила был коллежский советник и потомственный дворянин Евграф Васильевич Салтыков, матерью - урождённая Забелина Ольга Михайловна из семьи московских купцов, получивших дворянство за большие пожертвования на армию во время войны 1812 года.

Евграф Васильевич после выхода в отставку старался из села никуда не выезжать. Главным его занятием было чтение религиозной и полумистической литературы. Он считал возможным вмешиваться в церковные службы и позволял себе называть священника Ванькой.

Супруга была младше отца на 25 лет и держала всё хозяйство в своих руках. Она была строгой, рачительной и даже в каких-то случаях жестокой.

Михаил, шестой ребёнок в семье, родился, когда ей не было и двадцати пяти лет. Почему-то именно его она любила больше всех остальных детей.

Мальчик хорошо схватывал знания и то, что другим детям давалось со слезами и битьём линейкой, он иногда запоминал просто на слух. С четырёх лет его учили дома. В 10 лет будущего писателя отправили в Москву для поступления в дворянский институт. В 1836 году Салтыков был зачислен в учебное заведение, в котором за 10 лет до него учился Лермонтов. По своим знаниям был он зачислен сразу в третий класс дворянского института, но по невозможности досрочного выпуска из учебного заведения - вынужден был учиться в нём два года. В 1838 году Михаил, как один из лучших учеников, был переведён в Царскосельский лицей.

Именно к этому времени относятся его первые литературные опыты. Салтыков стал первым поэтом на курсе, хотя и тогда, и впоследствии понимал, что поэзия - это не его удел. Во время учёбы он сблизился с М.Буташевичем-Петрашевским, который оказал серьёзное влияние на взгляды Михаила. После переезда лицея в Петербург (после которого он стал называться уже Александровским), Салтыков стал посещать собрание писателей у Михаила Языкова, где познакомился с В.Г.Белинским, взгляды которого были ему близки больше других.

В 1844 году Александровский лицей был окончен. Будущему писателю присвоили чин X класса - коллежский секретарь.

Канцелярия военного министерства. Первые повести

В начале сентября этого же года Салтыков подписал обязательство о том, что он не является членом какого-либо тайного общества и ни при каких обстоятельствах не будет вступать в какое-либо из них.

После этого он был принят на службу в канцелярию военного министерства, где обязан был прослужить после лицея 6 лет.

Салтыкова тяготила бюрократическая служба, он мечтал заниматься только литературой. «Отдушиной» в его жизни становится театр и в особенности итальянская опера. Литературные и политические порывы он «выплёскивает» на вечерах, которые организует в своём доме Михаил Петрашевский. Душою он примыкает к западникам, но тем, которые проповедуют идеи французских социалистов-утопистов.

Недовольство своей жизнью, идеи петрашевцев и мечты о всеобщем равенстве приводят к тому, что Михаил Евграфович пишет две повести, которые круто изменят его жизнь и возможно - именно они повернут творчество писателя в том направлении, в котором он остался известен и поныне. В 1847 году он напишет «Противоречия», в следующем году - «Запутанное дело». И хотя приятели не советовали писателю их публиковать, они, одна за другой, появились в журнале «Отечественные записки».

Салтыков не мог знать, что в дни подготовки к печати второй повести, шеф жандармов граф А.Ф.Орлов представил царю доклад именно о журналах «Современник» и «Отечественные записки», где говорил о том, что они имеют вредное направление, на что монарх повелел создать особый комитет для строгого надзора именно за этими журналами.

Обычно медленная бюрократическая машина самодержавной власти сработала на этот раз очень быстро. Не прошло и трёх недель (28 апреля 1848 года), как молодой чиновник канцелярии Военного министерства, мыслитель, полный радостных надежд Салтыков был отправлен сначала на петербургскую гауптвахту, а затем - в ссылку в далёкий город Вятку.

Вятская ссылка

За 9 дней на лошадях Салтыков проделал более полутора тысяч километров. Почти весь путь писатель был в каком-то оцепенении, совершенно не понимая - куда и зачем он едет. 7 мая 1848 года тройка почтовых лошадей въехала в Вятку, и Салтыков понял, что нет никакой случайности или ошибки и в этом городе он будет находиться до тех пор, пока пожелает того государь.

Службу он начинает простым писцом. Писатель категорически не может смириться со своим положением. Он просит мать и брата похлопотать за него, пишет письма влиятельным друзьям в столицу. Все прошения родственников Николай I отклоняет. Но благодаря письмам влиятельных людей из Петербурга губернатор Вятки более пристально и доброжелательно приглядывается к ссыльному писателю. В ноябре того же года ему дают должность старшего чиновника особых поручений при губернаторе.

Салтыков проводит огромную работу, помогая губернатору. Приводит в порядок многие запутанные дела, требовательно относится к чиновникам.

В 1849 году составляет отчёт по губернии, который предоставляется не только министру, но и царю. Пишет прошение на отпуск в родные места. Снова отправляют прошение царю его родители. Но всё оказывается безуспешным. Может быть, даже и к лучшему. Потому что именно в это время проходят суды над петрашевцами, некоторые из которых закончились казнью. А Салтыков в конце мая по представлению губернатора становится правителем его канцелярии.

К началу 1850 года писатель получает поручение от самого министра внутренних дел - провести инвентаризацию недвижимого имущества городов Вятской губернии и подготовить свои соображения к улучшению общественных и хозяйственных дел. Салтыков сделал всё, что возможно. С августа 1850 года его назначают советником губернского правления.

В последующие годы сам Салтыков, его родные и друзья, вятские губернаторы (А.И.Середа и следующий за ним Н.Н.Семёнов), оренбургский генерал-губернатор В.А.Перовский и даже генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьёв обращались к царю с ходатайствами о смягчении участи Салтыкова, но Николай I был непреклонен.

За время вятской ссылки Михаил Евграфович подготовил и провёл сельскохозяйственную выставку, написал несколько годовых отчётов для губернаторов, провёл ряд серьёзных расследований по нарушениям законов. Он старался работать как можно больше, чтобы забывать окружающую его действительность и сплетни провинциальных чиновников. С 1852 года жить стало несколько легче, он влюбился в 15-летнию дочь вице-губернатора, которая позже станет его женой. Жизнь перестала представляться в сплошном чёрном цвете. Салтыков даже занялся переводами из Вивьена, Токвиля и Шерюеля. В апреле этого же года он получил звание коллежского асессора.

В 1853 году писателю удалось добиться небольшого отпуска в родные места. Приехав домой, он понимает, что родственные и дружеские связи во многом нарушены, и возвращения его из ссылки почти никто не ждёт.

18 февраля 1855 года умер Николай I. Но о Михаиле Евграфовиче никто не вспоминает. И только случай помогает ему получить разрешение на выезд из Вятки. В город по государственным делам прибывает семейство Ланских, глава которого был братом нового министра внутренних дел. Познакомившись с Салтыковым и, проникнувшись горячим сочувствием к его судьбе, Пётр Петрович пишет брату письмо с просьбой о заступничестве за писателя.

12 ноября Салтыков едет в очередную командировку по губернии. В этот же день министр внутренних дел выходит с докладом к императору о судьбе Салтыкова.

Александр II даёт высочайшее разрешение - Салтыкову жить и служить, где пожелает.

Работа в МВД. «Губернские очерки»

В феврале следующего года писателя принимают на службу в Министерство внутренних дел, в июне - назначают при министре чиновником по особым поручениям и через месяц посылают в Тверскую и Владимирскую губернии для проверки работы комитетов ополчения. В министерстве в это время (1856-1858 года) также проводится большая работа по подготовке крестьянской реформы.

Впечатления о работе чиновников в провинции, часто не просто неэффективной, но и откровенно преступной, о неэффективности законов, регулирующих экономику деревни и откровенной невежественности местных «вершителей судеб» нашли своё блестящее отражения в «Губернских очерках» Салтыкова, опубликованных им в журнале «Русский вестник» в 1856-1857 годах под псевдонимом Щедрин. Имя его стало широко известным.

«Губернские очерки» выдержали несколько изданий и положили начало особому виду литературы, получившей название «обличительной». Но главным в них было не столько показ злоупотреблений на службе, сколько «обрисовка» особой психологии чиновников, как на службе, так и в быту.

Салтыков-Щедрин писал очерки в эпоху реформ Александра II, когда возродилась надежда интеллигенции на возможность глубинных преобразований в обществе и духовном мире человека. Писатель надеялся, что его обличительное произведение послужит борьбе с отсталостью и пороками общества, а значит поможет изменить жизнь к лучшему.

Губернаторские назначения. Сотрудничество с журналами

Весной 1858 года Салтыкова-Щедрина назначают вице-губернатором в Рязань, в апреле 1860 переводят на ту же должность в Тверь. Столь частая смена места службы была обусловлена тем, что писатель начинал свою работу всегда с увольнения воров и взяточников. Местное чиновничье жульё, лишённое привычной «кормушки», использовало все связи, чтобы отправлять на Салтыкова кляузы царю. В результате неугодный вице-губернатор назначался на новое место службы.

Работа на благо государства не мешала писателю заниматься творческой деятельностью. В этот период он много пишет и печатается. Сначала во многих журналах («Русский вестник», «Современник», «Московский вестник», «Библиотека для чтения» и др.), затем только в «Современнике» (за небольшими исключениями).

Из написанного Салтыковым-Щедриным в этот период было составлено два сборника - «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе», которые были изданы отдельными изданиями три раза. В этих произведениях писателя впервые появляется новый «город» Глупов, как собирательный образ типичного русского провинциального городка. Историю его Михаил Евграфович напишет несколько позже.

В феврале 1862 года Салтыков-Щедрин выходит в отставку. Главная мечта его - основать двухнедельный журнал в Москве. Когда это сделать не удаётся, писатель переезжает в Петербург и по приглашению Некрасова становится одним из редакторов «Современника», который испытывает в это время большие кадровые и финансовые трудности. Салтыков-Щедрин берёт на себя огромную работу и выполняет её с блеском. Тиражи журнала резко поднимаются. В это же время писатель организует издание ежемесячного обозрения «Наша общественная жизнь», которое становится в ряд лучших публицистических изданий того времени.

В 1864 году по причине внутрижурнальных разногласий на политические темы Салтыков-Щедрин вынужденно уходит из редакции «Современника».

Он снова поступает на службу, но уже в менее «зависимое» от политики ведомство.

Во главе Казённых палат

С ноября 1864 года писатель назначен управляющим в Пензенскую Казённую палату, через два года - на ту же должность в Тулу, а осенью 1867 года - в Рязань. Частая смена мест службы обусловлена, как и ранее, пристрастием Михаила Евграфович к честности. После того, как он начинал конфликтовать с начальниками губерний, писателя переводили в другой город.

В эти годы он работает над «глуповскими» образами, но практически нечего не публикует. За три года выходит только одна его статья «Завещание моим детям», изданная в 1866 году в «Современнике». После жалобы Рязанского губернатора Салтыкову предлагают уйти в отставку, и в 1868 году он заканчивает службу в чине действительного статского советника.

В следующем году писатель напишет «Письма о провинции», в основу которых положит свои наблюдения за жизнью в тех городах, где он служил в Казённых палатах.

«Отечественные записки». Лучшие творческие шедевры

После выхода в отставку Салтыков-Щедрин принимает приглашение Некрасова и приходит работать в журнал «Отечественные записки». До 1884 года он пишет исключительно для них.

В 1869-70 годах написано лучшее сатирическое произведение Михаила Евграфовича - «История одного города». В «Отечественных записках» были опубликованы также: «Помпадуры и Помпадурши»(1873), «Господа Ташкентцы»(1873),«Культурные люди»(1876),«Господа Головлёвы»(1880), «За рубежом»(1880-81) и множество других известных произведений.

В 1875-76 годах писатель проводит в Европе на лечении.

После смерти Некрасова в 1878 году Салтыков-Щедрин становится главным редактором журнала и остаётся им до закрытия издания в 1884 году.

После закрытия «Отечественных записок» писатель начинает печататься в «Вестнике Европы». Здесь выходят последние шедевры его творчества: «Сказки» (последние из написанных,1886), «Пёстрые письма»(1886), «Мелочи жизни»(1887) и «Пошехонская старина» - законченная им в 1889 году, но изданная уже после смерти писателя.

Последнее напоминание

За несколько дней до смерти Михаил Евграфович начал писать новое произведение «Забытые слова». Одному из своих друзей он сказал о том, что хочет напомнить людям о забытых ими словах «совесть», «отечество» и подобных им.

К сожалению, замысел его не удался. В мае 1889 года писатель в очередной раз заболел простудой. Ослабленный организм сопротивлялся недолго. 28 апреля(10мая) 1889 года Михаил Евграфович умер.

Останки великого писателя и ныне покоятся на Волковском кладбище в Петербурге.

Интересные факты из жизни писателя:

Писатель был ярым борцом с взяточниками. Где бы он ни служил - они изгонялись беспощадно.

Михаил Салтыков-Щедрин – русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор. Салтыков-Щедрин являлся мастером острова слова и был автором многих .

Ему удавалось создавать прекрасные работы в жанре сатиры и реализма, а также помогать читателю, анализировать свои ошибки.

Пожалуй, самым известным его выпускником был .

Во время учебы в лицее, Салтыков-Щедрин перестал следить за своей внешностью, начал ругаться, курить, а также часто попадал в карцер за недостойное поведение.

В результате, студент окончил лицей в чине коллежского секретаря. Интересно, что именно в данный период биографии он попробовал написать свои первые произведения.

После этого Михаил начал работать в канцелярии военного ведомства. Он продолжал заниматься писательской деятельностью и серьезно заинтересовался работами французских социалистов.

Ссылка в Вятку

Первыми повестями в биографии Салтыкова-Щедрина стали «Запутанное дело» и «Противоречия». В них он поднимал важные вопросы, идущее вразрез с политикой действующей власти.

Когда в 1855 г. на троне оказался Александр 2 (см. ), ему разрешили вернуться домой. На следующий год он был назначен чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел.

Творчество Салтыкова-Щедрина

Михаил Салтыков-Щедрин является одним из наиболее ярких представителей сатиры в . Он обладал тонким чувством юмора и умел блестяще передавать его на бумаге.

Интересен факт, что именно им были придуманы такие выражения, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».

Один из самых популярных портретов писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина

После того, как Салтыков-Щедрин возвратился из ссылки в , он опубликовал сборник рассказов «Губернские очерки» под именем Николая Щедрина.

Стоит заметить, что даже после того, как он приобрел всероссийскую популярность, многие его почитатели будут вспоминать именно это произведение.

В своих рассказах Салтыков-Щедрин изобразил множество разных героев, которые, по его мнению, являлись яркими представителями .

В 1870 г. Салтыков-Щедрин написал один из наиболее известных рассказов в своей биографии – «История одного города».

Стоит заметить, что данное произведение изначально не было оценено по достоинству, поскольку в нем присутствовала масса аллегорий и необычных сравнений.

Некоторые критики даже обвинили Михаила Евграфовича в намеренном искажении . В рассказе были представлены простые люди разного ума и , которые беспрекословно подчинялись власти.

В скором времени из-под пера Салтыкова-Щедрина вышла очень интересная и глубокая по содержанию сказка «Премудрый пискарь». В ней рассказывалось о всего боящемся пискаре, который до самой смерти прожил в страхе и одиночестве.

Затем он начал работать редактором в издании «Отечественные записки», владельцем которого был . В этом журнале, помимо своих прямых обязанностей, Михаил Салтыков-Щедрин также публиковал собственные произведения.

В 1880 г. Салтыков-Щедрин написал гениальный роман «Господа Головлевы». В нем рассказывалось о семье, которая всю сознательную жизнь думала только об увеличении своего капитала. В конечном счете это привело все семейство к духовному и моральному разложению.

Личная жизнь

В биографии писателя была только одна жена – Елизавета Болтина. Салтыков-Щедрин познакомился с ней во время ссылки. Девушка была дочерью вице-губернатора и была на 14 лет младше жениха.

Изначально отец не хотел отдавать Елизавету замуж за опального писателя, однако, пообщавшись с ним, изменил свое решение.

Интересен факт, что мать Михаила была категорически против того, чтобы он женился на Болтиной. Причиной тому был юный возраст невесты, а также маленькое приданое. В конце концов, в 1856 г. Салтыков-Щедрин все-таки женился.


Салтыков-Щедрин с женой

Вскоре между молодоженами начали происходить частые ссоры. По своей натуре Салтыков-Щедрин являлся прямым и смелым человеком. Елизавета же, наоборот, была спокойной и терпеливой девушкой. Кроме этого она не обладала острым умом.

По воспоминаниям друзей Михаила Евграфовича, Болтина любила встревать в разговор, говоря много лишних вещей, которые, к тому же, часто не относились к делу.

В такие моменты литератор просто выходил из себя. Кроме этого жена Салтыкова-Щедрина любила роскошь, что еще больше увеличивало расстояние между супругами.

Несмотря на это они прожили вместе всю жизнь. В этом браке у них родилась девочка Елизавета и мальчик Константин.

Биографы Салтыкова-Щедрина утверждают, что он неплохо разбирался в винах, играл на и был экспертом в вопросах, касающихся ненормативной лексики.

Смерть

В последние годы писатель серьезно страдал от ревматизма. Помимо этого, состояние его здоровья ухудшилось после того, как в 1884 г. были закрыты «Отечественные записки». Цензура посчитала издание распространителем вредных идей.

Незадолго до смерти Салтыков-Щедрин был прикован к кровати, нуждаясь в посторонней помощи и заботе. Однако он не терял оптимизма и чувства юмора.

Нередко, когда он не мог в силу слабости принять гостей, он просил передавать им: «Я очень занят – умираю».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин умер 28 апреля 1889 г. в возрасте 63 лет. Согласно его просьбе, его похоронили рядом с могилой на Волковском кладбище.

Если вам понравилась краткая биография Салтыкова-Щедрина – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии известных людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Биография и эпизоды жизни Михаила Салтыкова-Щедрина. Когда родился и умер Салтыков-Щедрин, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, изображения и видео.

Годы жизни Михаила Салтыкова-Щедрина:

родился 15 января 1826, умер 28 апреля 1889

Эпитафия

«В наш странный век все грустью поражает
Не мудрено: привыкли мы встречать
Работой каждый день; все налагает
Нам на душу особую печать.
Мы жить спешим. Без цели, без значенья
Жизнь тянется, проходит день за днем -
Куда, к чему? не знаем мы о том».
Из стихотворения «Наш век» М. Е. Салтыкова-Щедрина

«Да! тяжело нам с жизнью расставаться…
Но близок он, наш грозный смертный час;
Сомненья тяжкие нам на душу ложатся
Бог весть, что ждет за гробом нас…»
Из стихотворения «Зимняя элегия» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Биография

Михаил Салтыков-Щедрин стал одним из наиболее известных писателей-обличителей, которые живописали провинциальные порядки в России, насмехались над косностью и реакционностью, хищничеством и подхалимством, стремлением побольше говорить и поменьше делать. Салтыков-Щедрин стал яркой фигурой ещё и потому, что, несмотря на резкий тон и иногда очень неприятную откровенность, ему позволяли печататься, выселили не куда-нибудь на край света, а всего лишь в Вятку и ненадолго, а впоследствии позволяли даже занимать значительные посты на государственной службе. Критические высказывания Салтыкова-Щедрина о российской действительности и сегодня более чем актуальны: кажется, что многие из них напрямую относятся к нашим дням.

Настоящая фамилия писателя была Салтыков, «Щедрин» первоначально была взята им как псевдоним. Михаил Салтыков был родом из дворянской семьи и в возрасте десяти лет поступил в Московский дворянский институт. Уже через два года его признали одним из лучших учеников и перевели в Царскосельский лицей. Там будущий писатель и начал пробовать себя в литературе.


Сперва Салтыков пробовал себя в написании стихов, но вскоре понял, что у него нет поэтического таланта, и перешёл к прозе. Сперва он писал небольшие очерки, библиографические заметки, рассказы. В них сквозило неприятие некоторых сторон российской действительности, и потому писатель был выслан в Вятку, где и провёл семь лет. Это были семь чрезвычайно полезных лет, за которые, благодаря командировкам, он узнал очень много о провинциальной жизни и самых мрачных её сторонах. По возвращении из ссылки собранный писателем материал так и просится пойти в работу, и Салтыков-Щедрин начинает писать — активно, много и блестяще.

Его «Губернские очерки» стали справедливой и детальной картиной провинциального устройства жизни. Причём картиной настолько неблаговидной, что было невероятно, как это к автору не применяется никаких штрафных санкций. Напротив, Салтыков продвигается по службе: он становится вице-губернатором Рязани, впоследствии переходит на ту же должность в Тверь, позже становится управляющим казённой палаты — сначала пензенской, а впоследствии тульской и рязанской.

Но истинным своим призванием Михаил Салтыков всё-таки считает литературу. Причём ему нужно не просто писательство, как таковое, а активный двусторонний диалог с читателем. После того, как главным редактором журнала «Отечественные записки» стал Некрасов, Салтыков-Щедрин направил всю свою энергию на работу в журнале. После смерти Некрасова он занял его пост, на котором провёл 6 лет — вплоть до запрещения журнала. Последнее тяжело сказалось на настроении и здоровье писателя.

В последние годы жизни Салтыков-Щедрин страдал от ревматизма и частых простуд, ездил на лечение за границу. Умер писатель в возрасте 63 лет.

Линия жизни

15 января (27 января по старому стилю) 1826 г. Дата рождения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
1836 г. Поступление в Московский дворянский институт.
1838 г. Перевод в Царскосельский лицей.
1844 г. Зачисление на службу в канцелярию военного министерства.
1847 г. Написание первой повести «Противоречия» и публикация её в «Отечественных записках».
1848 г. Высылка в Вятку.
1850 г. Назначение советником губернского правления.
1856 г. Женитьба на Елизавете Апполоновне Болтиной, возвращение из ссылки, начало публикаций «Губернских очерков».
1858 г. Назначение вице-губернатором Рязани.
1860 г. Назначение вице-губернатором Твери.
1862 г. Начало работы в журнале «Современник».
1863 г. Первое издание сборников «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе».
1864 г. Уход из «Современника».
1865 г. Назначение главой пензенской казённой палаты, затем перевод в тульскую и рязанскую.
1868 г. Уход со службы для работы в журнале «Отечественные записки».
1869 г. Создание «Истории одного города».
1875-1876 гг. Путешествие за границу, в том числе в Париж.
1878 г. Назначение редактором «Отечественных записок».
1880 г. Создание «Господ Головлёвых».
1889 г. Создание частично биографического романа «Пошехонская старина».
28 апреля (10 мая по старому стилю) 1889 г. Дата смерти Михаила Салтыкова-Щедрина.
2 мая (14 мая по старому стилю) 1889 г. Похороны Салтыкова-Щедрина на Волковском кладбище.
1936 г. Перенос останков Салтыкова-Щедрина на Литераторские мостки на Волковском кладбище.

Памятные места

1. Село Спас-Угол Московской области (ранее — Тверская губерния), где родился Салтыков-Щедрин.
2. Царскосельский лицей в Пушкине, где учился писатель.
3. Дом № 19 по улице Декабристов (ранее — Офицерской улице) в Санкт-Петербурге, где писатель жил в 1844 г.
4. Дом № 8 по набережной Мойки (дом Жадимировского) в Санкт-Петербурге, где писатель жил в 1845-1848 гг.
5. Дом № 93 по ул. Ленина в Кирове (ранее — ул. Сознесенская в Вятке), где жил Салтыков-Щедрин во время ссылки в 1848-1855 гг.
6. Дом № 42 по ул. Ленина (дом № 24 по ул. Николодворянской) в Рязани, где Салтыков-Щедрин жил в 1858-1860 гг.
7. Дом № 49 по ул. Свободы в Рязани, где Салтыков-Щедрин жил в 1867-1868 гг.
8. Дом № 41 по Фурштатской улице (дом Страхова) в Санкт-Петербурге, где писатель жил в 1968-1873 гг.
9. Дом № 60 по Литейному проспекту (дом Скребицкой) в Санкт-Петербурге, где писатель жил в 1876-1889 гг.
10. Волковское кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронен Салтыков-Щедрин.

Эпизоды жизни

Литературная деятельность Салтыкова-Щедрина началась со стихов, будущий писатель считался поэтом своего курса в лицее. Но вскоре Салтыков сам понял, что не обладает поэтическим дарованием и впоследствии не любил вспоминать свои юношеские поэтические опыты.

Особое место в творческом наследии Салтыкова-Щедрина занимают сказки. Вряд ли можно назвать их предназначенными для детей: скорее это сатирические притчи с «говорящими» названиями — «Баран-непомнящий», «Здравомысленный заяц», «Карась-идеалист».

За «Губернские очерки» Салтыкова-Щедрина называли вторым Гоголем. В то же время беспощадная сатира писателя вызывала бурное негодование у власть имеющих, и окончательно с государственной службы он был отозван по жалобе губернатора Рязани.

Заветы

«Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления».

«Страшно, когда человек говорит и не знаешь, зачем он говорит, что говорит и кончит ли когда-нибудь».

«Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют».

«Что такое свобода без участия в благах жизни? Что такое развитие без ясно намеченной конечной цели? Что такое справедливость, лишённая огня самоотверженности и любви?»


«Салтыков-Щедрин. Биография и творчество», лекция Дмитрия Бака в рамках проекта «Русская литература»

Соболезнования

«Мне жаль Салтыкова. Это была крепкая сильная голова. Тот сволочной дух, который живет в мелком, измошенничавшемся душевно русском интеллигенте среднего пошиба, потерял в нем своего самого упрямого и назойливого врага».
Антон Чехов, писатель

«В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя. Честно имя его между лучшими, и полезнейшими, и даровитейшими детьми нашей родины. Он найдёт себе многих панегиристов, и всех панегириков достоин он».
Николай Чернышевский, философ, литературный критик

«С появлением каждой новой вещи Щедрина валился целый угол старой жизни. Кто помнит впечатление от его «Помпадуров и помпадурш», его «глуповцев» и его «Балалайкина», знает это. Явление, за которое он брался, не могло выжить после его удара. Оно становилось смешно и позорно. Никто не мог отнестись к нему с уважением. И ему оставалось только умереть».
Поэт и переводчик Михаил Соловьёв

«Это огромный писатель, гораздо более поучительный и ценный, чем о нём говорят».
Максим Горький, писатель

). Будущий писатель был шестым ребенком в семье потомственного дворянина и отставного коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776-1851). Детские годы М. Е. Салтыкова прошли в отцовской усадьбе.

В 1836-1838 годах М. Е. Салтыков учился в московском Дворянском институте, в 1838-1844 годах - в Императорском Царскосельском (с 1843 года - Александровском) лицее. В годы учебы начал писать и печатать стихи.

По окончании лицея М. Е. Салтыков служил в канцелярии военного министерства (1844-1848). В 1840-х годах он пережил увлечение утопическим социализмом Ш. Фурье и Сен-Симона, сблизился с социалистическим кружком М. В. Петрашевского.

Первые повести М. Е. Салтыкова "Противоречия" (1847) и «Запутанное дело» (1848), исполненные острой социальной проблематики, вызвали недовольство властей. В апреле 1848 года писатель был арестован, а затем выслан на службу в Вятку (ныне ) «за вредный образ мыслей».

В М. Е. Салтыков занимал должность старшего чиновника особых поручений при губернаторе, с августа 1850 года был советником губернского правления. Из многочисленных служебных разъездов по Вятской и смежным губерниям он вынес богатый запас наблюдений над крестьянской жизнью и провинциальным чиновным миром.

После воцарения императора М. Е. Салтыкову было разрешено покинуть . В конце 1855 года он вернулся в в обстановке наступившего общественного подъема и сразу же возобновил прерванную ссылкой литературную работу. Огромный успех и известность писателю принесли «Губернские очерки» (1856-1857), опубликованные под именем «надворного советника Н. Щедрина». Этот псевдоним почти вытеснил подлинное имя автора в сознании современников.

В 1856-1858 годах М. Е. Салтыков-Щедрин служил чиновником особых поручений в министерстве внутренних дел, участвовал в подготовке крестьянской реформы. В 1858-1862 годах он занимал должности вице-губернатора в , затем в . Как администратор М. Е. Салтыков активно боролся с помещичьим произволом и коррупцией в чиновной среде. В начале 1862 года он вышел в отставку «по болезни».

В годы вице-губернаторства М. Е. Салтыков-Щедрин продолжал печатать рассказы, очерки, пьесы, сцены (с 1860 года чаще всего в журнале «Современник»). Большинство из них вошло в книги «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе» (обе - 1863). Оставив службу, М. Е. Салтыков-Щедрин предпринял попытку издания собственного журнала «Русская правда», но не получил на это разрешения властей.

После ареста и 8-месячной приостановки издания «Современника» М. Е. Салтыков-Щедрин по приглашению стал одним из соредакторов журнала. Его ежемесячные обозрения «Наша общественная жизнь» остались выдающимся памятником русской публицистики и литературной критики 1860-х годов. В 1864 году из-за разногласий внутри руководства «Современника» М. Е. Салтыков вышел из его редакции, однако не прекращал авторского сотрудничества с изданием.

В 1865 году М. Е. Салтыков-Щедрин вернулся на государственную службу. В 1865-1868 годах он возглавлял Казенные палаты в , и . Наблюдения, сделанные на службе, легли в основу «Писем из провинции» и отчасти «Признаков времени» (оба -1869).

В 1868 году повелением М. Е. Салтыков был уволен в окончательную отставку с запрещением занимать какую-либо должность на государственной службе. Тогда же он принял приглашение стать участником обновленного журнала «Отечественные записки», призванного заменить закрытый в 1866 году «Современник». Шестнадцать лет работы М. Е. Салтыкова-Щедрина в «Отечественных записках» образуют центральную главу в биографии писателя. В 1878 году, после смерти , М. Е. Салтыков-Щедрин возглавил редакцию журнала.

1870-1880-е годы стали временем высших творческих достижений М. Е. Салтыкова-Щедрина. В это время им была написана сатирическая хроника «История одного города» (1869-1870), циклы очерков «Господа ташкентцы» (1869-1872), «Дневник провинциала в » (1872), «Благонамеренные речи» (1872-1876) и «Убежище Монрепо» (1878-1879), социально-психологический роман «Господа Головлевы» (1875-1880).

В 1875-1876 годах М. Е. Салтыков-Щедрин лечился за границей. Впоследствии он ездил в Европу в 1880, 1881, 1883 и 1885 годах, свои впечатления от поездок отразил в книге «За рубежом» (1880-1881). Борьбе с политической реакцией 1880-х годов были посвящены художественно-публицистические циклы писателя «Современная идиллия» (1877-1881), «Письма к тетеньке» (1881-1882) и «Пошехонские рассказы» (1883-1884).

В 1884 году издание «Отечественных записок» было запрещено. М. Е. Салтыков-Щедрин тяжело пережил закрытие журнала. Он вынужден был печататься в чуждых ему по направлению «Вестнике Европы» и «Русских ведомостях». В последние годы жизни им были созданы «Сказки» (1882-1886), в которых нашли отражение почти все главные темы его творчества. В романе-хронике «Пошехонская старина» (1887-1889) нашли отражение детские воспоминания писателя о быте родительского имения.

Родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии , ныне Талдомского района Московской области . Был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776-1851). Мать писателя, Забелина Ольга Михайловна (1801 - 1874), была дочерью московского дворянина Забелина Михаила Петровича (1765 - 1849) и Марфы Ивановны (1770 - 1814). Хотя в примечании к «Пошехонской старине» Салтыков-Щедрин и просил не смешивать его с личностью Никанора Затрапезного, от имени которого ведётся рассказ, но полнейшее сходство многого из сообщаемого о Затрапезном с несомненными фактами жизни Салтыкова-Щедрина позволяет предполагать, что «Пошехонская старина» имеет отчасти автобиографический характер.

Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая его сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии . Десяти лет от роду он поступил в , а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённокоштным воспитанником в Царскосельский лицей . Именно там он и начал свою деятельность писателя.

Начало литературной деятельности

Уже в библиографических заметках, несмотря на маловажность книг, по поводу которых они написаны, проглядывает образ мыслей автора - его отвращение к рутине, к прописной морали, к крепостному праву ; местами попадаются и блёстки насмешливого юмора.

В первой повести Салтыкова-Щедрина, которую он никогда впоследствии не перепечатывал, звучит, сдавленно и глухо, та самая тема, на которую были написаны ранние романы Ж. Санд: признание прав жизни и страсти. Герой повести, Нагибин - человек, обессиленный тепличным воспитанием и беззащитный против влияний среды, против «мелочей жизни». Страх перед этими мелочами и тогда, и позже (например, в «Дороге» в «Губернских очерках») был знаком, по-видимому, и самому Салтыкову-Щедрину - но у него это был тот страх, который служит источником борьбы, а не уныния. В Нагибине отразился, таким образом, только один небольшой уголок внутренней жизни автора. Другое действующее лицо романа - «женщина-кулак», Крошина - напоминает Анну Павловну Затрапезную из «Пошехонской старины», то есть навеяно, вероятно, семейными воспоминаниями Салтыкова-Щедрина.

Гораздо крупнее «Запутанное дело» (перепечатано в «Невинных рассказах»), написанное под сильным влиянием «Шинели », может быть, и «Бедных людей », но заключающее в себе несколько замечательных страниц (например, изображение пирамиды из человеческих тел, которая снится Мичулину). «Россия, - так размышляет герой повести, - государство обширное, обильное и богатое; да человек-то глуп, мрёт себе с голоду в обильном государстве». «Жизнь - лотерея», подсказывает ему привычный взгляд, завещанный ему отцом; «оно так, - отвечает какой-то недоброжелательный голос, - но почему же она лотерея, почему ж бы не быть ей просто жизнью?» Несколькими месяцами раньше такие рассуждения остались бы, может быть, незамеченными - но «Запутанное дело» появилось в свет как раз тогда, когда Февральская революция во Франции отразилась в России учреждением так называемого Бутурлинского комитета (по имени его председателя Д. П. Бутурлина), облечённого особыми полномочиями для обуздания печати.

Вятка

Здоровье Салтыкова-Щедрина, расшатанное ещё с половины 1870-х годов, было глубоко подорвано запретом «Отечественных записок». Впечатление, произведенное на него этим событием, изображено им самим с большой силой в одной из сказок («Приключение с Крамольниковым», который «однажды утром, проснувшись, совершенно явственно ощутил, что его нет») и в первом «Пёстром письме», начинающемся словами: «несколько месяцев тому назад я совершению неожиданно лишился употребления языка»…

Редакционной работой Салтыков-Щедрин занимался неутомимо и страстно, живо принимая к сердцу всё касающееся журнала. Окружённый людьми ему симпатичными и с ним солидарными, Салтыков-Щедрин чувствовал себя благодаря «Отечественным запискам» в постоянном общении с читателями, на постоянной, если можно так выразиться, службе у литературы, которую он так горячо любил и которой посвятил в «Круглом годе» такой чудный хвалебный гимн (письмо к сыну, написанное незадолго до смерти, оканчивается словами: «паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому»).

Незаменимой утратой был для него поэтому разрыв непосредственной связи между ним и публикой. Салтыков-Щедрин знал, что «читатель-друг» по-прежнему существует - но этот читатель «заробел, затерялся в толпе, и дознаться, где именно он находится, довольно трудно». Мысль об одиночестве, о «брошенности» удручает его всё больше и больше, обостряемая физическими страданиями и в свою очередь обостряющая их. «Болен я, - восклицает он в первой главе „Мелочей жизни“ . Недуг впился в меня всеми когтями и не выпускает из них. Измождённое тело ничего не может ему противопоставить». Последние его годы были медленной агонией, но он не переставал писать, пока мог держать перо, и его творчество оставалось до конца сильным и свободным: «Пошехонская старина» ни в чём не уступает его лучшим произведениям. Незадолго до смерти он начал новый труд, об основной мысли которого можно составить себе понятие уже по его заглавию: «Забытые слова» («Были, знаете, слова, - сказал Салтыков Н. К. Михайловскому незадолго до смерти, - ну, совесть, отечество, человечество, другие там ещё… А теперь потрудитесь-ка их поискать!.. Надо же напомнить!»..). Он умер 28 апреля (10 мая) 1889 и погребён 2 мая (14 мая), согласно его желанию, на Волковском кладбище , рядом с И. С. Тургеневым .

Основные мотивы творчества

В интерпретации текстов Салтыкова-Щедрина имеются две исследовательские линии. Одна, традиционная, восходящая к литературной критике XIX в., видит в его творчестве выражение обличительного пафоса и едва ли не хронологию важнейших событий истории российского общества. Вторая, сформировавшаяся не без влияния герменевтики и структурализма выявляет в текстах объективно данные семантические конструкты разных уровней, позволяющие говорить о сильном мировоззренческом напряжении прозы Щедрина, ставящем её в один ряд с Ф. М. Достоевским и А. П. Чеховым. Представителей традиционного подхода упрекают в социологизаторстве и эпифеноменализме, стремлении увидеть в тексте то, что из-за внешней ангажированности хочется увидеть, а не то, что в нём самом дано.

Традиционный критический подход акцентирует внимание на отношении Салтыкова-Щедрина к реформам (не замечая разницы между личной позицией и художественным текстом). Двадцать лет кряду все крупные явления русской общественной жизни встречали отголосок в сатире Салтыкова-Щедрина, иногда предугадывавшей их ещё в зародыше. Это - своего рода исторический документ, доходящий местами до полного сочетания реальной и художественной правды. Занимает свой пост Салтыков-Щедрин в то время, когда завершился главный цикл «великих реформ» и, говоря словами Некрасова, «рановременные меры» (рановременные, конечно, только с точки зрения их противников) «теряли должные размеры и с треском пятились назад».

Осуществление реформ, за одним лишь исключением, попало в руки людей, им враждебных. В обществе всё резче заявляли себя обычные результаты реакции и застоя: мельчали учреждения, мельчали люди, усиливался дух хищения и наживы, всплывало наверх всё легковесное и пустое. При таких условиях для писателя с дарованием Салтыкова-Щедрина трудно было воздержаться от сатиры.

Орудием борьбы становится в его руках даже экскурсия в прошедшее: составляя «Историю одного города», он имеет в виду - как видно из письма его к А. Н. Пыпину , опубликованного в , - исключительно настоящее. «Историческая форма рассказа, - говорит он, - была для меня удобна потому, что позволяла мне свободнее обращаться к известным явлениям жизни… Критик должен сам угадать и другим внушить, что Парамоша - совсем не Магницкий только, но вместе с тем и NN. И даже не NN., а все вообще люди известной партии, и ныне не утратившие своей силы».

И действительно, Бородавкин («История одного города»), пишущий втихомолку «устав о нестеснении градоначальников законами», и помещик Поскудников («Дневник провинциала в Петербурге»), «признающий небесполезным подвергнуть расстрелянию всех несогласно мыслящих» - это одного поля ягоды; бичующая их сатира преследует одну и ту же цель, всё равно, идёт ли речь о прошедшем или о настоящем. Всё написанное Салтыковым-Щедриным в первой половине семидесятых годов XIX века даёт отпор, главным образом, отчаянным усилиям побеждённых - побеждённых реформами предыдущего десятилетия - опять завоевать потерянные позиции или вознаградить себя, так или иначе, за понесённые утраты.

В «Письмах о провинции» историографы - то есть те, что издавна делали русскую историю - ведут борьбу с новыми сочинителями; в «Дневнике провинциала» сыплются, как из рога изобилия, прожекты, выдвигающие на первый план «благонадежных и знающих обстоятельства местных землевладельцев»; в «Помпадурах и Помпадуршах» крепкоголовые «экзаменуют» мировых посредников, признаваемых отщепенцами дворянского лагеря.

В «Господах ташкентцах» мы знакомимся с «просветителями, свободными от наук» и узнаем, что «Ташкент есть страна, лежащая всюду, где бьют по зубам и где имеет право гражданственности предание о Макаре, телят не гоняющем». «Помпадуры» - это руководители, прошедшие курс административных наук у Бореля или у Донона; «Ташкентцы» - это исполнители помпадурских приказаний. Не щадит Салтыков-Щедрин и новые учреждения - земство , суд , адвокатуру , - не щадит их именно потому, что требует от них многого и возмущается каждой уступкой, сделанной ими «мелочам жизни».

Отсюда и строгость его к некоторым органам печати, занимавшимся, по его выражению, «пенкоснимательством». В пылу борьбы Салтыков-Щедрин мог быть несправедливым к отдельным лицам, корпорациям и учреждениям, но только потому, что перед ним всегда носилось высокое представление о задачах эпохи.

«Литература, например, может быть названа солью русской жизни: что будет, - думал Салтыков-Щедрин, - если соль перестанет быть солёною, если к ограничениям, не зависящим от литературы, она прибавит ещё добровольное самоограничение?..» С усложнением русской жизни, с появлением новых общественных сил и видоизменением старых, с умножением опасностей, грозящих мирному развитию народа, расширяются и рамки творчества Салтыкова.

Ко второй половине семидесятых годов относится создание им таких типов, как Дерунов и Стрелов, Разуваев и Колупаев. В их лице хищничество с небывалой до тех пор смелостью предъявляет свои права на роль «столпа», то есть опоры общества - и эти права признаются за ним с разных сторон как нечто должное (припомним станового пристава Грацианова и собирателя «материалов» в «Убежище Монрепо»). Мы видим победоносный поход «чумазого» на «дворянские усыпальницы», слышим допеваемые «дворянские мелодии», присутствуем при гонении против Анпетовых и Парначевых, заподозренных в «пущании революции промежду себя».

Ещё печальнее картины, представляемые разлагающейся семьей, непримиримым разладом между «отцами» и «детьми» - между кузиной Машенькой и «непочтительным Коронатом», между Молчалиным и его Павлом Алексеевичем, между Разумовым и его Стёпой. «Больное место» (напечатано в «Отечественных записках » , перепечатано в «Сборнике»), в котором этот разлад изображён с потрясающим драматизмом - один из кульминационных пунктов дарования Салтыков-Щедрин «Хандрящим людям», уставшим надеяться и изнывающим в своих углах, противопоставляются «люди торжествующей современности», консерваторы в образе либерала (Тебеньков) и консерваторы с национальным оттенком (Плешивцев), узкие государственники, стремящиеся, в сущности, к совершенно аналогичным результатам, хотя и отправляющиеся один - «с Офицерской в столичном городе Петербурге, другой - с Плющихи в столичном городе Москве».

С особенным негодованием обрушивается сатирик на «литературные клоповники», избравшие девизом: «мыслить не полагается», целью - порабощение народа, средством для достижении цели - оклеветание противников. «Торжествующая свинья», выведенная на сцену в одной из последних глав, «За рубежом», не только допрашивает «правду», но и издевается над ней, «сыскивает её своими средствами», гложет её с громким чавканьем, публично, нимало не стесняясь. В литературу, с другой стороны, вторгается улица, «с её бессвязным галденьем, низменной несложностью требований, дикостью идеалов» - улица, служащая главным очагом «шкурных инстинктов».

Несколько позже наступает пора «лганья» и тесно связанных с ним «извещений», «Властителем дум» является «негодяй, порождённый нравственною и умственною мутью, воспитанный и окрылённый шкурным малодушием».

Иногда (например в одном из «Писем к тётеньке») Салтыков-Щедрин надеется на будущее, выражая уверенность, что русское общество «не поддастся наплыву низкопробного озлобления на всё выходящее за пределы хлевной атмосферы»; иногда им овладевает уныние при мысли о тех «изолированных призывах стыда, которые прорывались среди масс бесстыжества - и канули в вечность» (конец «Современной идиллии»). Он вооружается против новой программы: «прочь фразы, пора за дело взяться», справедливо находя, что и она - только фраза и вдобавок «истлевшая под наслоениями пыли и плесени» («Пошехонские рассказы»). Удручаемый «мелочами жизни», он видит в увеличивающемся их господстве опасность тем более грозную, чем больше растут крупные вопросы: «забываемые, пренебрегаемые, заглушаемые шумом и треском будничной суеты, они напрасно стучатся в дверь, которая не может, однако, вечно оставаться для них закрытой». - Наблюдая с своей сторожевой башни изменчивые картины настоящего, Салтыков-Щедрин никогда не переставал вместе с тем глядеть в неясную даль будущего.

Сказочный элемент, своеобразный, мало похожий на то, что обыкновенно понимается под этим именем, никогда не был совершенно чужд произведениям Салтыкова-Щедрина: в изображения реальной жизни у него часто врывалось то, что он сам называл волшебством. Это - одна из тех форм, которые принимала сильно звучавшая в нём поэтическая жилка. В его сказках, наоборот, большую роль играет действительность, не мешая лучшим из них быть настоящими «стихотворениями в прозе». Таковы «Премудрый пескарь», «Бедный волк», «Карась-идеалист», «Баран непомнящий» и в особенности «Коняга». Идея и образ сливаются здесь в одно нераздельное целое: сильнейший эффект достигается самыми простыми средствами.

Немного найдется в нашей литературе таких картин русской природы и русской жизни, какие раскинуты в «Коняге». После Некрасова ни у кого не слышалось таких стонов душевной муки, вырываемых зрелищем нескончаемого труда над нескончаемой задачей.

Великим художником является Салтыков-Щедрин и в «Господах Головлёвлых». Члены Головлёвской семьи, этого уродливого продукта крепостной эпохи - не сумасшедшие в полном смысле слова, но повреждённые совокупным действием физиологических и общественных условий. Внутренняя жизнь этих несчастных, исковерканных людей изображена с такой рельефностью, какой редко достигает и наша, и западноевропейская литература.

Это особенно заметно при сравнении картин, аналогичных по сюжету, - например, картин пьянства у Салтыкова-Щедрина (Степан Головлёв) и у Золя (Купо, в «Assommoir»). Последняя написана наблюдателем-протоколистом, первая - психологом-художником. У Салтыкова-Щедрина нет ни клинических терминов, ни стенографически записанного бреда, ни подробно воспроизведенных галлюцинаций; но с помощью нескольких лучей света, брошенных в глубокую тьму, перед нами восстает последняя, отчаянная вспышка бесплодно погибшей жизни. В пьянице, почти дошедшем до животного отупения, мы узнаем человека.

Ещё ярче обрисована Арина Петровна Головлёва - и в этой чёрствой, скаредной старухе Салтыков-Щедрин также нашёл человеческие черты, внушающие сострадание. Он открывает их даже в самом «Иудушке » (Порфирии Головлёве) - этом «лицемере чисто русского пошиба, лишённом всякого нравственного мерила и не знающем иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях». Никого не любя, ничего не уважая, заменяя отсутствующее содержание жизни массой мелочей, Иудушка мог быть спокоен и по-своему счастлив, пока вокруг него, не прерываясь ни на минуту, шла придуманная им самим суматоха. Внезапная её остановка должна была разбудить его от сна наяву, подобно тому, как просыпается мельник, когда перестают двигаться мельничные колеса. Однажды очнувшись, Порфирий Головлёв должен был почувствовать страшную пустоту, должен был услышать голоса, заглушавшиеся до тех пор шумом искусственного водоворота.

«Униженные и оскорблённые встали передо мной, осиянные светом, и громко вопияли против прирождённой несправедливости, которая ничего не дала им, кроме оков». В «поруганном образе раба» Салтыков-Щедрин признал образ человека. Протест против «крепостных цепей», воспитанный впечатлениями детства, с течением времени обратился у Салтыкова-Щедрина, как и у Некрасова, в протест против всяких «иных» цепей, «придуманных взамен крепостных»; заступничество за раба перешло в заступничество за человека и гражданина. Негодуя против «улицы» и «толпы», Салтыков-Щедрин никогда не отождествлял их с народной массой и всегда стоял на стороне «человека, питающегося лебедою» и «мальчика без штанов». Основываясь на нескольких вкривь и вкось истолкованных отрывках из разных сочинений Салтыкова-Щедрина, его враги старались приписать ему высокомерное, презрительное отношение к народу; «Пошехонская старина» уничтожила возможность подобных обвинений.

Немного, вообще, найдётся писателей, которых ненавидели бы так сильно и так упорно, как Салтыкова. Эта ненависть пережила его самого; ею проникнуты были даже некрологи, посвящённые ему в некоторых органах печати. Союзником злобы являлось непонимание. Салтыкова называли «сказочником», его произведения - фантазиями, вырождающимися порою в «чудесный фарс» и не имеющими ничего общего с действительностью. Его низводили на степень фельетониста , забавника, карикатуриста , видели в его сатире «некоторого рода ноздрёвщину и хлестаковщину с большою прибавкою Собакевича».

Салтыков-Щедрин как-то назвал свою манеру писать «рабьей»; это слово было подхвачено его противниками - и они уверяли, что благодаря «рабьему языку» сатирик мог болтать сколько угодно и о чём угодно, возбуждая не негодование, а смех, потешая даже тех, против кого направлены его удары. Идеалов, положительных стремлений у Салтыкова-Щедрина, по мнению его противников, не было: он занимался только «оплеванием», «перетасовывая и пережевывая» небольшое количество всем наскучивших тем.

В основании подобных взглядов лежит в лучшем случае ряд явных недоразумений. Элемент фантастичности, часто встречающийся у Салтыкова-Щедрина, нисколько не уничтожает реальности его сатиры. Сквозь преувеличения ясно виднеется правда - да и самые преувеличения оказываются иногда не чем другим, как предугадываньем будущего. Многое из того, о чём мечтают, например, прожектеры в «Дневнике провинциала», несколько лет спустя перешло в действительность.

Между тысячами страниц, написанных Салтыковым-Щедриным, есть, конечно, и такие, к которым применимо название фельетона или карикатуры - но по небольшой и сравнительно неважной части нельзя судить о громадном целом. Встречаются у Салтыкова и резкие, грубые, даже бранные выражения, иногда, быть может, бьющие через край; но вежливости и сдержанности нельзя и требовать от сатиры.

Рабий язык, говоря собственными словами Салтыков-Щедрин, «нимало не затемняет его намерений»; они совершенно ясны для всякого, кто желает понять их. Его темы бесконечно разнообразны, расширяясь и обновляясь сообразно с требованиями времени.

Есть у него, конечно, и повторения, зависящие отчасти от того, что он писал для журналов; но они оправдываются, в основном, важностью вопросов, к которым он возвращался. Соединительным звеном всех его сочинений служит стремление к идеалу, который он сам (в «Мелочах жизни») резюмирует тремя словами: «свобода, развитие, справедливость».

Под концом жизни эта формула кажется ему недостаточною. «Что такое свобода, - говорит он, - без участия в благах жизни? Что такое развитие без ясно намеченной конечной цели? Что такое справедливость, лишённая огня самоотверженности и любви»?

На самом деле любовь никогда не была чужда Салтыков-Щедрин: он всегда проповедовал её «враждебным словом отрицанья». Беспощадно преследуя зло, он внушает снисходительность к людям, в которых оно находит выражение часто помимо их сознания и воли. Он протестует в «Больном месте» против жестокого девиза: «со всем порвать». Речь о судьбе русской крестьянской женщины, вложенная им в уста сельского учителя («Сон в летнюю ночь» в «Сборнике»), может быть поставлена по глубине лиризма наряду с лучшими страницами Некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо». «Кто видит слезы крестьянки? Кто слышит, как они льются капля по капле? Их видит и слышит только русский крестьянский малютка, но в нём они оживляют нравственное чувство и полагают в его серце первые семена добра».

Эта мысль, очевидно, давно овладела Салтыковым-Щедриным. В одной из самых ранних и самых лучших его сказок («Пропала совесть») совесть, которою все тяготятся и от которой все стараются отделаться, говорит своему последнему владельцу: «отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нём: авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведёт да и в люди потом со мной выйдет - не погнушается… По этому её слову так и сделалось.

Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нём совесть. Растёт маленькое дитя, и вместе с ним растёт в нём и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама». Эти слова, полные не только любви, но и надежды, - завет, оставленный Салтыковым-Щедриным русскому народу.

В высокой степени своеобразны слог и язык Салтыкова-Щедрина. Каждое выводимое им лицо говорит именно так, как подобает его характеру и положению. Слова Дерунова, например, дышат самоуверенностью и важностью, сознанием силы, не привыкшей встречать ни противодействия, ни даже возражений. Его речь - смесь елейных фраз, почёрпнутых из церковного обихода, отголосков прежней почтительности перед господами и нестерпимо резких нот доморощенной политико-экономической доктрины.

Язык Разуваева относится к языку Дерунова, как первые каллиграфические упражнения школьника к прописям учителя. В словах Фединьки Неугодова можно различить и канцелярский формализм высшего полёта, и что-то салонное, и что-то Оффенбаховское.

Когда Салтыков-Щедрин говорит от собственного своего лица, оригинальность его манеры чувствуется в расстановке и сочетании слов, в неожиданных сближениях, в быстрых переходах из одного тона в другой. Замечательно умение Салтыкова подыскать подходящую кличку для типа, для общественной группы, для образа действий («Столп», «Кандидат в столпы», «внутренние Ташкентцы», «Ташкентцы приготовительного класса», «Убежище Монрепо», «Ожидание поступков» и т. п.).

Второй из упомянутых подходов, восходящий к идеям В. Б. Шкловского и формалистов, М. М. Бахтина указывает на то, что за узнаваемыми «реалистичными» сюжетными линиями и системой персонажей скрывается коллизия предельно абстрактных мировоззренческих концептов, в числе которых «жизнь» и «смерть». Их борьба в мире, исход которой писателю представлялся неочевидным и представлена с помощью разных средств в большей части текстов Щедрина. Следует отметить, что отдельное внимание писатель уделял мимикрии смерти, облекающейя во внешне жизненные формы. Отсюда мотив кукол и кукольности («Игрушечного дела людишки», Органчик и Прыщ в «Истории одного города»), зооморфные образы с разными видами переходов от человека к зверю (очеловеченные звери в «Сказках», звероподобные люди в «Господах Ташкентцах»). Экспансия смерти и формирует тотальную дегуманизацию жизненного пространства, которую отображает Щедрин. Неудивительна частота появления в текстах Щедрина мортальной темы. Эскалация мортальных образов, достигающая почти степени фантасмагории наблюдается в «Господах Голвлевых»: это не только многочисленные повторяющиеся физические смерти, но и угнетенное состояние природы, разрушение и тление вещей, разного рода видения и мечтания, расчёты Порфирия Владимирыча, когда «цифирь» не только теряет связь с реальностью, но переходит в своего рода фантастические видения, завершающиеся сдвигом временных пластов. Смерть и смертоносность в социальной реальности, где Щедрин болезненно остро видит отчуждение, ведущее к утрате человеком самого себя, оказывается только одним из случаев экспансии смертоносного, что заставляет отвлечь внимание только от «социального бытописательства». В таком случае реалистические внешние формы письма Салтыкова-Щедрина скрывают глубинную экзистенциальную направленность щедринского творчества, делают его сопоставимым с Э. Т. А. Гофманом, Ф. М. Достоевским и Ф. Кафкой.

Мало таких нот, мало таких красок, которых нельзя было бы найти у Салтыкова-Щедрина. Сверкающий юмор, которым полна удивительная беседа мальчика в штанах с мальчиком без штанов, так же свеж и оригинален, как и задушевный лиризм, которым проникнуты последние страницы «Господ Головлёвых» и «Больного места». Описаний у Салтыкова-Щедрина немного, но и между ними попадаются такие перлы, как картина деревенской осени в «Господах Головлёвых» или засыпающего уездного городка в «Благонамеренных речах». Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина с приложением «Материалов для его биографии» вышло в первый раз (в 9 томах) в год его смерти () и выдержало с тех пор много изданий.

Сочинения Салтыкова-Щедрина существуют и в переводах на иностранные языки, хотя своеобразный стиль Салтыкова-Щедрина представляет для переводчика чрезвычайные трудности. На немецком языке переведены «Мелочи жизни» и «Господа Головлёвы» (в Универсальной библиотеке Реклама), а на французский - «Господа Головлёвы» и «Пошехонская старина» (в «Bibliothèque des auteurs étrangers», изд. «Nouvelle Parisienne»).

Память

  • В честь Салтыкова-Щедрина названы улица Салтыкова-Щедрина в Волгограде, в Липецке , Ярославле , Твери, Орле , Тюмени , Рязани , улица и переулок в Калуге и др.
  • До переименования улица Салтыкова-Щедрина была в Санкт-Петербурге.
  • Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург)
  • Мемориальные музеи Салтыкова-Щедрина существует в Кирове , Твери (см. Музей М.Е. Салтыкова-Щедрина в Твери), селе Спас-Угол Талдомского района Московской области .
  • Бюст Салтыкова-Щедрина установлен в посёлке Лебяжье Ленинградской области
  • Бюст Салтыкова-Щедрина установлен в в Рязани . Церемония открытия состоялась 11 апреля 2008 года, в связи со 150 летием с момента назначения Салтыкова-Щедрина на должность вице-губернатора в Рязань. Бюст установлен в скверике рядом с домом, который в настоящее время является филиалом Рязанской областной библиотеки, а раньше служил резиденцией рязанского вице-губернатора. Автор памятника - заслуженный художник России, профессор Московского государственного академического художественного института имени Сурикова Иван Черапкин
  • Памятник Салтыкову-Щедрину М. Е. установлен в городе Твери на Тверской площади (открыт 26 января 1976 года в связи с празднованием 150-летия со дня его рождения). Изображен восседающим в резном кресле, опираясь руками на трость. Скульптор О. К. Комов, архитектор Н. А. Ковальчук. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором Твери с 1860 по 1862 год. Тверские впечатления писателя отразились в «Сатирах в прозе» (1860-1862), «Истории одного города» (1870), «Господах Головлевых» (1880) и других произведениях.

В филателии

  • В СССР были выпущены почтовые марки , посвященные Салтыкову-Щедрину.
  • Также были выпущены почтовые конверты России и СССР , в том числе и со спецгашением.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 05. - 12.1844 года - Офицерская улица, 19;
  • начало 1845 года - доходный дом - Торговая улица, 21;
  • 1845 - 21.04.1848 года - дом Жадимировского - набережная реки Мойки, 8;
  • 01.1856 года - доходный дом - Торговая улица, 21;
  • 04. - 05.1856 года - дом Утина - Галерная улица, 12;
  • 11.1862 - 1863 - доходный дом И. Н. Шмидта - 5-я линия, 30;
  • лето 1868 года - квартира А. М. Унковского в доходном доме - Итальянская улица, 24;
  • 09.1868 - лето 1873 года - доходный дом Страхова - Фурштатская улица, 41
  • 1874 год - доходный дом Курцевича - 2-я Рождественская улица, 5;
  • вторая половина 08.1876 - 28.04.1889 года - дом М. С. Скребицкой - Литейный проспект, 60, кв. 4.

Произведения

Хроники и романы:

  • Господа Головлёвы (1875-1880)
  • История одного города (1869-1870)
  • Пошехонская старина (1887-1889)
  • Убежище Монрепо (1878-1879)

Сказки:

  • Пропала совесть ()
  • Верный Трезор ()
  • Карась-идеалист ()
  • Сказка о ретивом начальнике ()
  • Медведь на воеводстве ()
  • Орел-меценат ()
  • Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил ()
  • Самоотверженный заяц ()
  • Бедный волк ()
  • Здравомысленный заяц ()
  • Либерал ()
  • Коняга ()
  • Приключение с Крамольниковым ()
  • Христова ночь
  • Рождественская сказка
  • Вяленая вобла ()
  • Добродетели и Пороки ()
  • Обманщик-газетчик и легковерный читатель ()
  • Недреманное око ()
  • Дурак ()
  • Баран-непомнящий ()
  • Кисель ()
  • Праздный разговор ()
  • Богатырь ()
  • Ворон-челобитчик ()
  • Игрушечного дела людишки
  • Соседи
  • Деревенский пожар
  • Путём-дорогою

Рассказы:

  • Годовщина
  • Добрая душа
  • Испорченные дети
  • Соседи
  • Чижиково горе ()

Книги очерков:

  • В больнице для умалишённых
  • Господа ташкентцы (1873)
  • Господа Молчалины
  • Губернские очерки (1856-1857)
  • Дневник провинциала в Петербурге (1872)
  • За рубежом (1880-1881)
  • Письма к тетеньке
  • Невинные рассказы
  • Помпадуры и помпадурши (1863-1874)
  • Сатиры в прозе
  • Современная идиллия (1877-1883)
  • Благонамеренные речи (1872-)

Комедии:

  • Смерть Пазухина ( , запрещена; поставлена )
  • Тени ( - , незакончена, поставлена )

Литература

  • «Литературная деятельность Салтыкова-Щедрина» («Русская мысль » 1889, № 7 - перечень сочинений Салтыкова-Щедрина).
  • «Критические статьи», изд. M. H. Чернышевским (СПб., 1893)
  • О. Миллер, «Русские писатели после Гоголя» (ч. II, СПб., 1890).
  • Писарев, "Цветы невинного юмора (соч. т. IX); Добролюбова, соч. т. II.
  • H. К. Михайловский, «Критические опыты. II. Щедрин» (М., 1890).
  • его же, «Материалы для литературного портрета Салтыкова-Щедрина» («Русская мысль », 1890 г. 4).
  • К. Арсеньев, «Критические этюды по русской литературе» (т. I, СПб., 1888).
  • его же, «М. Е. Салтыков-Щедрин Литературный очерк» («Вестн. Европы», 1889 г. № 6).
  • статья В. И. Семевского в «Сборнике правоведения», т. I.
  • биография Салтыкова, Салтыков-Щедрин H. Кривенко, в «Биографической библиотеке» Павленкова.
  • А. H. Пыпин, «М. Е. Салтыков» (СПб., 1899).
  • Михайлов, «Щедрин, как чиновник» (в «Одесском листке»; выдержки в № 213 «Новостей» за 1889).
  • Автограф письма Салтыкова-Щедрина к С. А. Венгерову с биографическими сведениями воспроизведен в сборнике «Путь-дорога», изданном в пользу нуждающихся переселенцев (СПб., 1893).
  • Эльсберг Я. Е. Салтыков-Щедрин - 1934 год. - 208 с. (Жизнь замечательных людей)
  • Тюнькин К. И. Салтыков-Щедрин. - М.: Мол. гвардия, 1989. - 620 с. - (Жизнь замечат. людей).
  • С. Н. К. Воспоминания о М. Е. Салтыкове // Исторический вестник, 1890. - Т. 42. - № 12. - С. 603-631.

Исследователи творчества

  • В. Я. Кирпотин
  • С. А. Макашин
  • Д. П. Николаев
  • Е. И. Покусаев

Источники

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. : 1890-1907.

Примечания

Ссылки