Субъектно-предикатные отношения выражаются в предложении с помощью двух главных членов – подлежащего и сказуемого: Язык развивается. Речь правильна и выразительна.

Подлежащее – это «грамматический объект», главный член в предложении, обозначающий предмет сообщения, а сказуемое – «предикат» – признак предмета, выражает утверждение или отрицание чего-либо о подлежащем. Они находятся между собой в отношениях взаимосвязи, взаимонаправленности. Сочетание главных членов составляет предикативную (грамматическую) основу предложения, служит для выражения предикативных отношений и предикативной связи.

С грамматической точки зрения сказуемое зависит от подлежа­щего и уподобляется ему, и такая связь нередко рассматривается как согласование сказуемого с подлежащим. Например, в таких предикативных сочетаниях, как язык изучается, речь правильная, рассказы прочитаны, слово сказано, формы сказуемого зависят от морфологических свойств подлежащих, они согласуются в роде, числе или только в числе. Однако грамматическая связь сказуемого не укладывается в обычные рамки согласования. Форма сказуемого оказывает обратное воздействие на подлежащее, оно стоит только в определенной форме падежа, рода и числа. Согласование между подлежащим и сказуемым носит не чисто определительный (атрибутный) характер, как в подчинительном словосочетании, а превращается в предикативное согласование, в своего рода взаимную координацию. Внешне такая связь напоминает согласо­вание, которое осуществляется по всей системе форм, например, языковая единица, языковой единицы, языковую единицу и т.д., а при координации объединяются две определенные словоформы типа: Речь произносится (только им.сущ. + спрягаемая форма глагола). Глагол-сказуемое согласуется с лишь одной формой существительного в именительном падеже, с другими его падежами глагол-сказуемое не сочетается.

Сказуемое - главный член двусоставного предложения, грамма­тически зависимый от подлежащего и выражающий предика­тивный признак - характеристику предмета, указанного подлежащим.

Грамматическая зависимость сказуемого от подлежащего - пре­ди­кативное согласование - проявляется в том, что сказуемое имеет те же формы лица, числа, рода, что и подлежащее:

Студенты сдают экзамены. Ты рисуешь портрет. Художник нарисовал пейзаж.

Основные структурные типы сказуемого выделяются с учетом соотношения лексического и грамматического значений, а именно: выражаются ли они совместно, в одном компоненте; или раздельно, в двух компонентах.

По структуре различаются три типа сказуемого: простое глаголь­ное, составное и сложное.

Простое сказуемое представлено одним словом-глаголом. Оно вы­ражает лексическое значение - название действия, приписывае­мого субъекту, который обозначен в подлежащем, грамматические приз­наки лица, числа, времени, наклонения.

В простом глагольном сказуемом грамматические признаки лица, числа, времени, наклонения и лексическое значение выражаются обычной одной формой глагола.

В составном сказуемом грамматическое и лексическое значение выражаются раздельно - в двух формах. Составное сказуемое состоит из двух слов - связки и присвязочного члена. Связка не только соединяет присвязочный элемент с подлежащим, но и является носителем грамматических значений - лица, времени, наклонения. Лексическое значение составного сказуемого заключается в присвязочной части.

В зависимости от морфологической природы присвязочной части различаются два типа составного сказуемого: составное гла­голь­ное, в котором присвязочное слово выражено инфинитивом: Но враг мой стал изнемогать (Лермонтов); и составное именное: в котором присвязочное слово выражено именем существительным, прилага­тель­ным, числительным, местоимением, причастием, наречием. Напр., Левитан был художником печального пейзажа (К.Паустов­ский). Тайга стоит онемевшая, вся в думах. Они так добры. Трижды три девять. Лица делались строже .

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и неопределенной формы глагола, при котором вспомогательный глагол подразделяется на:

1) фазисные, т.е. обозначающие начало, конец и продолжение действия: начать, стать, приняться, перестать, прекратить, продолжать ;

2) модальные, т.е. обозначающие возможность или невозможность действия: мочь, уметь, суметь, научить; хотеть, желать, меч­тать, стараться, пытаться, пробовать; процессы мысли, психи­ческие переживания: думать, бояться, медлить, терпеть, любить .

Напр., Люди начали громко петь. Актер сумел рассмешить публику. Он любил рассказывать смешные истории.

Образованного человека отличает, прежде всего, его умение грамотно излагать свои мысли как в устной форме, так и на бумаге. Для того чтобы соблюдать правила пунктуации, необходимо знать всё о главных членах предложения.

Грамматическая основа предложения (она же предикативная) состоит из главных членов предложения, которыми являются подлежащее и сказуемое . Обычно подлежащее выписывают и выделяют одной чертой, а сказуемое - двумя.

Статья отвечает на самые важные вопросы:

  1. Как найти грамматическую основу предложения?
  2. Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
  3. Из чего состоит грамматическая основа?

Подлежащим является слово, указывающее на тот предмет, к которому относится сказуемое. Например: Солнце вышло из-за гор. Солнце - подлежащее, выраженное именем существительным. Самые разнообразные части речи могут выступать в роли подлежащего.

Подлежащее может быть выражено не только одиночными словами, но и словосочетаниями.

  • Сочетание имени существительного в именительном падеже с именем существительным в творительном падеже. Например: Катя с Ариной любят заниматься фигурным катанием.
  • Местоимением, а также именем числительным и именем прилагательным в превосходной степени. Например: Самые смелые вышли вперёд.
  • Местоимением или именем существительным в именительном падеже в сочетании с причастием или прилагательным. Например: Кто-то нехороший разорвал её альбом с рисунками.
  • Сочетанием имени числительного в именительном падеже и имени существительного, употреблённого в родительном падеже. Например: Семеро ребят вышли во двор.

Интересно, что подлежащим может являться даже фразеологизм .

Сказуемое

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на такие вопросы, как «что делает предмет?», «что с ним происходит?», «каков он?». Сказуемое в предложении может быть выражено посредством нескольких частей речи:

Составные сказуемые

Сказуемое часто состоит из нескольких слов. Такие сказуемые называются составными. Составные сказуемые могут быть глагольными или же именными.

Составные глагольные сказуемые выражаются следующими способами:

Составное именное сказуемое может состоять из:

  • Глагола-связки быть и краткого прилагательного. Например: Сегодня Маргарита была особенно красива .
  • Глаголы становиться, являться, считаться и другие полузнаменательные глаголы в сочетании с именем существительным. Он наконец-то стал врачом !
  • Глаголы имеющие значения состояния предмета. Марина работает учителем .
  • Глагол в сочетании с прилагательным в разных формах. Его собака была красивее других.

В двусоставном предложении присутствуют оба главных члена. Однако бывают и такие предложения, в которых употреблён лишь один главный член. Называются они односоставными.

Подлежащим в односоставных предложениях чаще всего является имя существительное в именительном падеже.

Оно может быть выражено посредством глагола в разных его формах.

В односоставном определённо-личном предложении сказуемое выражается глаголом в первом/втором лице, единственном/множественном числе и настоящем/будущем времени в изъявительном наклонении или же глаголом в повелительном наклонении. Сегодня иду гулять. Не прикасайся к грязной собаке!

В односоставном неопределённо-личном сказуемым является глагол в третьем лице и множественном числе, настоящем, будущем или же прошедшем времени в изъявительном наклонении. Также сказуемое может быть выражено глаголом в повелительном или условном наклонении. В дверь стучат! Пусть позвонит тёте Даше. Если бы мне сообщили раньше, то я бы не опоздала.

В обобщённо-личном предложении сказуемое выражается либо глаголом во втором лице единственном или множественном числе, либо глаголом в третьем лице и множественном числе. Таким образом сейчас разговаривают с посетителями.

В односоставном безличном сказуемым является глагол в форме третьего лица единственного числа и настоящего или будущего времени. Также сказуемым может быть глагол среднего рода в прошедшем времени или условном наклонении. Меня мутит. Темнело.

Важно помнить, что количество грамматических основ в предложении не ограничено. Как определить грамматическую основу сложного предложения? Грамматическую основу сложного предложения определить так же легко, как и основу простого предложения. Разница лишь в их количестве.

Сайт для детей и их родителей

Главные члены предложения

Как известно, предложения, по наличию членов предложения, делятся на нераспространенные и распространенные.

Нераспространенными называются предложения, в которых имеются только главные члены предложения.

Распространенными , называют предложения, в которых кроме главных членов предложения имеются еще и второстепенные.

Что же такое члены предложения? Этому вопросу мы и посвятим несколько статей и сегодня поговорим о главных членах предложения.

Давайте рассмотрим рисунок, кто здесь изображен и какое слово говорит о его действии.

Рычит (кто?) тигренок

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они составляют основную часть (ядро, грамматическую основу) предложения.

Подлежащее подчеркивается одной чертой, а сказуемое двумя чертами (смотри на рисунке).

Есть предложения, которые состоят только из главных членов:

Кроме главных членов в предложении есть и другие члены. Их называют второстепенными членами предложения:

Но вернемся к главным членам предложения и поговорим о том, что называют подлежащим и сказуемым.

Подлежащее

Это главный член предложения , который связан со сказуемым. Он отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Подлежащее обозначает предмет речи (мысли).

Существительное называет предмет речи (мысли). Местоимение указывает на предмет. Местоимение часто заменяет подлежащее выраженное существительным:

От подлежащего, выраженного неодушевленным существительным, как и одушевленным, к сказуемому можно задать вопрос что делает? или что сделает? Действия как бы приписываются неживым предметам:

(Что?) Капли росы (что делали?) лежали на листьях .

Это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы:

  • что делает предмет?
  • что с ним происходит?
  • какой предмет?
  • каков он?
  • что он такое?
  • кто он такой?

Солнце (что делает?) встает .

Ночь (какова?) была свежа .

Подлежащее лишь называет предмет речи (мысли). Сказуемое характеризует его по действию или признаку.

Основным свойством сказуемого является характеристика свойств предмета речи (мысли). Для характеристики действия используются спрягаемые формы глагола, а для характеристики признака – существительные, прилагательные и так далее, поэтому выделяют сказуемое именное и глагольное .

Глагольное сказуемое обозначает действие, именное – признак.

Итак, глагольное сказуемое обозначает действие – это глаголы в разных формах:

Именное сказуемое может быть выражено именем прилагательным, именем существительным:

Давайте разберем нераспространенное предложение по членам предложения:

Подлежащее года – выражено именем существительным, отвечает на вопрос « что? ».

Сказуемое бегут – выражено глаголом, отвечает на вопрос « что делают? ».

Спасибо, что Вы с нами.

  1. Однородные члены предложения Однородными членами предложения являются члены предложения, отвечающие на один и.
  2. Части речи – глагол Продолжим изучение частей речи. В этой статье речь пойдет о.
  3. Части речи – предлоги и союзы Продолжим разбор основных правил русского языка и в этой статье.
  4. Склонение имен существительных Изменение слова по числам и падежам называется склонением. В этой.
  5. Текст и предложение Буквы мы составляем в слова, слова в предложения, а предложения.

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Члены предложения

Главные члены предложения

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

Подлежащее

  • Я сидел за столом. (В даном случае «я» — подлежащее, главное действующее лицо)
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. («Он» — подлежащее)

Если между подлежащим и сказуемым стоит «-«, то подлежащим будет первая часть.

  • Четыре — четное число. («Четыре» — подлежащее)
  • Четное число — четыре. (В данном случае «Четное число» — подлежащее)
  • Я сидел за столом. (В даном случае «сидел» — сказуемое, рассказывает о том, что делает подлежащее «я»)
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. («укрылся» — сказуемое)

Второстепенные члены предложения

К второстепенным членам предложения относятся определения, обстоятельства, дополнения.

Определение отвечает на вопросы (какой? чей?)

Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и деепричастий (куда, откуда, где, сколько, почему, зачем, как и т.д)

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кем?, чем?)

Определение

Определение обозначает признак предмета, то есть вопрос определению делаем от существительного.

  • Лошадь Княжны (Чья? «Княжны» — определение.)
  • Стол из дерева (Какой? «Из дерева» — определение)
  • Кофе по-мексикански (Какой? «по-мексикански» — определение)

Дополнение

Дополнение — предмет, связанный с действием (на который направлено действие, при помощи которого совершается действие). Вопрос дополнению задается от глагола ил наречия.

  • Убирать комбайном («Комбайном» — дополнение.)
  • Заведовать складом («складом» — дополнение)

Как отличить дополнение от определения?

Для сравнения — дополнение чаще всего получает вопрос от глагола, а определение от существительного. То есть, если к слову можно задать вопрос и определения, и дополнения, то нужно посмотреть на слово, от которого задается вопрос. Если это слово — существительное, то перед нами определение. Если вопрос задается от глагола, то это дополнение.

Обстоятельство

Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и деепричастий.

Как отличить обстоятельство от дополнения?

Следует помнить, что дополнение — это предмет, а обстоятельство же не предметно.

Примеры: В данных предложениях фейерверк, клин — не предметы, а образ действия.

  • Опилки летели фейерверками. (Как? Каким образом? «Фейерверками» — Обстоятельство)
  • Гуси летели клином (Как? Каким образом? «клином» — Обстоятельство)

Примеры: В данном случае существительные нож и руки обозначают предметы, связанные с действием.

  • Закрыла руками. (Как? Чем? «руками» — дополнение)
  • Обчистил ножиком (Как? Чем? «клином» — дополнение)

Пошаговое изучение

Этот экспресс-курс поможет тебе в изучении основных правил русского языка. Выполняй задания и следи за новыми достижениями! Начать

Тесты по русскому языку

В данном сервисе ты сможешь проверять свои знания, проходя тесты различной сложности. Перейти

Онлайн-диктанты

Прослушивай запись и записывай за диктором, после нажатия на кнопку «Проверить» ты увидишь свои орфографические и пунктуационные ошибки. Перейти

best-language.ru

3. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Правила

Сказуемое - это главный член предложения, обозначающий действие,
состояние или признак подлежащего и отвечающий на вопросы
что делает предмет? что с ним происходит? каков предмет?
что он такое? кто он таков?

Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным,
именем существительным, сочетанием слов:

Если подлежащее и сказуемое выражены существительными в
именительном падеже, то между ними ставится тире:

Тире сохраняется, если сказуемое присоединяется к подлежащему
словами это, вот, значит, это значит, это есть:

Книга - это источник знаний.
Романтизм - вот первое слово, огласившее пушкинский период.

Тире не ставится, если перед сказуемым есть отрицательная
частица не:

Ленивые руки не родня умной голове.

Тире также не ставится, если сказуемое присоединяется
сравнительными союзами как, словно, будто, точно, всё равно что и др.:

Нефть как черная кровь земли.
Реактивный самолёт словно молния.

Задачи на тему «Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым»


В предложениях подчеркните грамматическую основу.
(Кликая несколько раз по нужному слову, выберите графическое обозначение.)

В предложениях подчеркните грамматическую основу.
(Кликая несколько раз по нужному слову, выберите графическое обозначение.)

Что обозначает сказуемое в предложениях:

Антип надел новую рубашку, подпоясался ремешком.

1) Действие подлежащего.

2) Признак подлежащего.

3) Состояние подлежащего. Неверно. Не кликай на пустое поле. Антип сиял.

1) Действие подлежащего.

2) Признак подлежащего.

3) Состояние подлежащего. Неверно. Неверно. Неверно. Не кликай на пустое поле. Неверно. Неверно. Верочка любимица всех родных.

1) Действие подлежащего.

2) Признак подлежащего.

3) Состояние подлежащего. Неверно. Не кликай на пустое поле. Неверно. Прохожие оглянулись на них.

1) Действие подлежащего.

2) Признак подлежащего.

3) Состояние подлежащего. Неверно. Неверно. Не кликай на пустое поле. Нeвeрнo. Задание выполнено. Неверно. Неверно.

school-assistant.ru

Грамматическая основа: подлежащее и сказуемое

Что нужно знать

Для того чтобы понять этот раздел, вам не нужно знать почти ничего; умение определять грамматическую основу - один из фундаментальных навыков, с которого начинается изучение раздела #синтаксис и пунктуация

Все же желательно иметь представление о следующих понятиях: имя существительное, падежи, местоимение, глагол.

Что вы узнаете

  • Что такое подлежащее и чем оно может быть выражено
  • Что такое сказуемое и чем оно может быть выражено
  • Что такое грамматическая основа

Любителям чистого знания: любая работа с предложением начинается с нахождения грамматической основы. Поэтому вам сюда.

Тем, кто просто хочет правильно расставлять запятые: для того чтобы выделить части сложного предложения и правильно расставить запятые между ними, надо уметь определять грамматическую основу. Поэтому вам сюда.

Сдающим ЕГЭ и ОГЭ: для того чтобы справиться с заданиями по синтаксису и пунктуации, необходимо уметь определять подлежащее и сказуемое, в том числе и в очень нетривиальных случаях. Поэтому тем, кто сдает экзамены, тоже сюда.

В общем, кем бы вы ни были, умение определять грамматическую основу предложения будет вам полезно.

Подлежащее

Что такое подлежащее?

Подлежащее - это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?».

При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.

Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я , ты , он , она , оно , мы , вы , они ).

Кот вскочил на подоконник . В этом предложении подлежащее - кот .

Он вскочил на подоконник. В этом предложении подлежащее - он .

Однако подлежащее может быть выражено и другими частями речи. В роли подлежащего может выступать:

1) любая часть речи, употребленная в значении существительного

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
Уснувший не заметил, что поезд уехал в депо.
Навстречу ему шли трое .

2) неопределенная форма глагола

Наблюдать за птицами - любимое занятие нашего кота.

3) местоимения других разрядов (не только личные, но и относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже

Кто накормит кота?
Нельзя не любить кота, который живет в нашем доме.

Предложение. Главные члены предложения

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы узнаем, что в предложении выделяют главные члены – подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Научимся находить подлежащее и сказуемое в предложении и подчёркивать их.

Повторение знаний о предложении

Нам уже известно, что в предложении все слова связаны по смыслу.

Предложение выражает законченную мысль.

Начало предложения пишется с большой буквы.

В зависимости от интонации предложения бывают:

  • восклицательными: Как хорошо в лесу!
  • невосклицательными: Сегодня хорошая погода.

По цели высказывания бывают:

  • повествовательными: Дети идут в школу .
  • вопросительными: Сколько тебе лет?
  • побудительными: Передай книгу, пожалуйста.

Рис. 1. Виды предложений

Предложения состоят из слов. Сегодня мы узнаем, какие из них называются главными и почему.

Главные члены предложения

Прочтём предложение: Пушистый котёнок играет на полу .

Рис. 2. Котёнок играет

О ком говорится в этом предложении? О котёнке . Что делает котёнок? Играет . Закроем слово котёнок . Прочитаем предложение. Пушистый играет на полу . Смысл непонятен. Кто играет на полу? А теперь закроем слово играет . Прочитаем предложение. Пушистый котёнок на полу. А что он делает неизвестно. Слова котёнок играет выражают основной смысл всего предложения. Это главные члены предложения. К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое.

Рис. 3. Главные члены предложения (Источник)

Запомните: подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой.

Например: Школьники читают книги . О ком говорится в предложении? О школьниках . Кто – школьники – подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что делают школьники? Читают . Это второй главный член предложения – сказуемое. Подчёркивается двумя чертами. Школьники читают книги.

Запомните: сказуемое – главный член предложения. Называет то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делать? что сделать? При разборе предложения подчёркивается двумя чертами.

Мы узнали, что в предложении выделяют главные члены – подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Рис. 4. Грамматическая основа предложения (Источник)

Закрепление знаний на практике

А теперь выполним задания, которые помогут нам закрепить полученные знания.

Выпишем грамматическую основу предложений и подчеркнём подлежащее и сказуемое.

Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки.

Проверим правильность выполнения этого задания.

Наступила весна. Наступила – сказуемое, весна – подлежащее.

Ручейки побежали. Ручейки – подлежащее, побежали – сказуемое.

Запели птицы. Запели – сказуемое, птицы – подлежащее.

Появились травинки. Появились – сказуемое, травинки – подлежащее.

Вставим подходящее по смыслу подлежащее.

Дует холодный северный __________. Белые _________ падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ________.

Слова для вставки: белка, ветер, снежинки.

Дует холодный северный ветер. Белые снежинки падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая белка.

Из данных слов составим предложения. Найдём в каждом предложении грамматическую основу и подчеркнём её.

Ворона, на, сидит, ветке, чёрная.

Серый, грызёт, морковку, заяц, вкусную.

Яблоки, на, созрели, яблоне, красные.

Пальто, висит, вешалке, на, детское.

Один из вариантов ответа:

Чёрная ворона сидит на ветке.

Основа предложения: Ворона сидит .

Серый заяц грызёт вкусную морковку.

Основа предложения: Заяц грызёт .

Красные яблоки созрели на яблоне.

Основа предложения: Яблоки созрели .

Детское пальто висит на вешалке.

Основа предложения: Пальто висит .

На следующем уроке мы узнаем, какие члены предложения называются второстепенными, научимся находить их в предложении, выделять подчёркиванием. Поговорим о распространённых и нераспространённых предложениях.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.
  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
  2. Uchitelu.net (Источник).
  3. 4stupeni.ru (Источник).
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 171 С. 125.
  • Выделите в данных предложениях грамматические основы. Какая сказка та начинается?

1. Посадил дед репку. 2. Выросла репка большая-пребольшая. 3. Пошел дед репку рвать.

  • * Используя полученные на уроке знания, составь 5 предложений к картинке. Подчеркни подлежащие и сказуемые.

Рис. 6. Кот Леопольд и мыши (Источник)

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта. Периодичность и срок выплаты алиментов на ребенка Даже после оформления развода родители ребенка не освобождаются от воспитания и материального обеспечения несовершеннолетнего. Финансовая часть проблемы решается при помощи […]

  • Штраф за отсутствие страховки ОСАГО при управлении ТС Наличие полиса ОСАГО является обязательным условием для использования водителем автомобиля, при этом проверять его инспекторы ГИБДД могут наряду с другими обязательными […]
  • Как получить бесплатный лес от государства на строительство дома в 2018 году Так существует ли возможность получить бесплатный лес от государства? И стоит ли начинать сбор необходимых документов? Рассмотрим далее «подводные камни» […]
  • Закон україни про держслужбу О. Кривецький, голов. ред. НЮБ НБУВ Новий Закон України «Про державну службу» Сучасна демократична держава не може існувати без ефективного функціонування органів виконавчої влади. Від безперервної та […]
  • На какие вопросы отвечает подлежащее? Ответ на поставленный вопрос вы получите в представленной статье. Кроме этого, мы расскажем вам о том, какими частями речи может выражаться данный член предложения.

    Общие сведения

    Прежде чем рассказать о том, на какие вопросы отвечает подлежащее, следует понять, что это такое. Подлежащим (в синтаксисе) называют главный член предложения. Такое слово грамматически независимое. Оно обозначает предмет, действие которого отражается в сказуемом. Как правило, подлежащее называет то, о чем или о ком идет речь в предложении.

    На какие вопросы отвечает подлежащее?

    Иногда для правильного и грамотного написания текста очень важно определить Для того чтобы это сделать, следует знать несколько правил русского языка.

    Итак, подлежащее отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?». Следует также отметить, что при данный член подчеркивается только одной чертой. Подлежащее, а также все второстепенные члены предложения, которые к нему относятся, образуют состав подлежащего.

    Выражение различными частями речи

    Как мы выяснили, подлежащее отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?». Однако это не означает, что представленный член предложения может выступать лишь в виде имени существительного, стоящего в именительном падеже.

    Подлежащее нередко выражается и другими частями речи, имеющими различные формы и разряды.

    Местоимения

    Подлежащее в предложении может быть:

    • Личным местоимением: Она посмотрела направо, а затем налево .
    • Неопределенным местоимением: Жил некто одинокий и безродный .
    • Вопросительным местоимением: Кто не успел, тот опоздал .
    • Относительным местоимением: Он не сводит глаз с тропинки, что идет через лес .
    • Отрицательным местоимением: Никто этого не должен знать .

    Другие части речи

    Определив, на какие вопросы отвечает подлежащее, его можно довольно легко найти в предложении. Но для этого следует знать, что такой член нередко выражается и следующими :


    Как видите, мало знать, что подлежащее отвечает на вопросы «Что?» или «Кто?». Ведь для того чтобы правильно определить данный член предложения, необходимо знать особенности всех частей речи.

    Подлежащее как словосочетание

    В некоторых предложениях подлежащее может выражаться синтаксически или лексически при помощи неразложимых словосочетаний. Такие члены обычно принадлежат к различным частям речи. Рассмотрим, в каких случаях данные словосочетания встречаются чаще всего:


    Другие формы

    Чтобы определить главный член предложения, задайте вопросы к подлежащему. Ведь только в этом случае вы сможете его определить.

    Так какие же еще возможны комбинации частей речи, которые выступают в предложении как подлежащее? Примеры приведем далее:


    План разбора главного члена предложения (подлежащего)

    Чтобы определить подлежащее в предложении, для начала следует указать его способ выражения. Как мы выяснили выше, это может быть:

    • Какое-либо отдельное слово, которое принадлежит к одной из следующих частей речи: имя прилагательное, неопределенная форма глагола, числительное, местоимение, причастие, стоящее в именительном падеже существительное, наречие или иная неизменяемая форма, употребляемая в тексте в значении существительного.
    • Синтаксически неделимое словосочетание. В этом случае следует указать форму и значение главного слова.

    Пример разбора предложений

    Чтобы определить главный член предложения, следует задать вопрос к подлежащему. Приведем примеры:


    Существует свод правил конструирования словосочетаний в устной и письменной речи. Этот раздел языкознания называется синтаксис (syntaxis), что в переводе с греческого языка означает – “составление”. Главные члены предложения с согласованной связью и функциональной смысловой нагрузкой не подчиняются второстепенным единицам, имеют доминирующую позицию и “диктуют” основной смысл выражения.

    Вконтакте

    Семантическое ядро выражения

    Подлежащее и сказуемое в предложениях выполняют функцию грамматической основы. Что такое подлежащее – это первый из главных членов в , отвечающий на вопросы Им. : кто? или что? Означает либо предмет, либо действие, обозначаемое сказуемым. Что такое сказуемое – это второй главный член, который отвечает на вопросы: “что делать или сделать?”, “что это такое?”. Несет функциональную нагрузку, дополняет смысл подлежащего.

    В структуре речевого оборота подлежащее выражено существительным или и предполагает активное значение. Для иллюстрирования можно привести простые, законченные по смыслу, фразы “Ирина положила книгу”. “Она положила книгу”. В обеих законченных фразах тире между подлежащим и сказуемым не ставится, так как подлежащие «Ирина» в первом случае и «она» — во втором являются единицами, совершающими действие, а сказуемое выражено , стоящем в прошедшем времени, обозначающим это действие.

    В русской речи подлежащее может быть выражено, как именем существительным, так и прилагательным, употребленным в з

    Существуют нераспространенные речевые обороты, в которых опущена связка между главными членами, составляющими грамматическое ядро. И подлежащее и сказуемое в этих случаях “стоят” в именительном падеже и выражены именем существительным или числительным. Например: “Место старта – пожарная башня”; “Начало представления – в двенадцать”. На письме эти фразы оформляются с тире между подлежащим и сказуемым, так как дважды применяется именительный падеж для склонения обеих единиц основного звена.

    Кроме того, если оба основных члена фразы обозначены неопределенными глаголами, то по языковым нормам ставится тире между подлежащим и сказуемым. Креативный вариант – шутливый афоризм: “Активный человек – кузнец своего счастья”.

    Важно! Если частица “не” стоит перед глаголом (в инфинитиве), ставится знак тире: “Жизнь прожить – не поле перейти”. Такая пунктуация будет правильной и грамматически, и стилистически.

    В каких выражениях применяется

    Правило правописания со связующим знаком тире зависит от грамотного выделения основы – главных членов, которые на зависят от второстепенных. Тире может использоваться для соединения частей предложения в разных стилях речи.

    Математические и тождественные понятия

    В лаконичном речевом обороте, где описывается математическое действие с применением числительных, подлежащее и сказуемое разделяются знаком тире. Например: “Дважды два – четыре”;

    В простых и точных фразах, содержащих тождественные понятия и определения. Могут быть (географические): “Лондон – столица Великобритании”; “Сава – приток Дуная” — это примеры предложений классических тождественных сочетаний.

    Фольклор

    Знак препинания тире часто применяется в кратких речевых оборотах народного творчества, носящих поучительный характер. Это лаконичные народные выражения — поговорки и пословицы с тире, правописание которых подчиняется правилам русской грамматики. Сказуемое обычно бывает выражено целой фразой, в которой заключен логический смысл предложения.

    Примеры мудрого фольклорного творчества:

    • хочешь испытать друга – присмотрись к нему в гневе;
    • кот из дома – мыши в пляс;
    • с глаз долой – из сердца вон;
    • нет новостей – хорошая новость;
    • что глаз не видит – сердце не жалеет;
    • нашел друга – нашел сокровище.

    Во всех перечисленных случаях задействовано правило, когда ставится тире между обеими частями оборота.

    Образные рекламные ролики

    Если попадется предложение, где сказуемое выражено именем существительным, то можно применить стандартное правило, использующее графический знак тире, обозначающий итоговый смысл. К примеру: “Альмагель – бальзам для желудка”, “Зубная паста Жемчуг – для всей семьи”. После знака тире следует сочетание, в котором сказуемое выражено существительным, объясняющим общий смысл “крылатого выражения”, убеждающего и мотивирующего на покупку.

    Прием использования кратких, метких и образных фраз очень часто используется в популярных афоризмах и “цепляющих”рекламных текстах.

    Использование на письме

    В русской грамматике знак тире между подлежащим и сказуемым ставится в четырех случаях:

    1. Между двумя существительными, когда сказуемое бывает выражено существительным (Счастье – награда за смелость).
    2. Между парой числительных (Пятнадцатью пятнадцать – двести двадцать пять).
    3. Между глаголами, стоящими в неопределенной форме – инфинитиве (Руководить – чутко предвидеть).
    4. Перед словами: это, вот, значит, это значит, соединяющими грамматическую основу предложения (Чумазый ребенок – это счастливый ребенок).

    Знак препинания в русской и зарубежной художественной литературе

    В русском писательском творчестве, как современном так и классическом, пунктуация с применением тире довольно распространена. Выражения с тире неесут функцию дополнительной выразительности и усиления значимости сказанного.

    Несколько примеров из художественной литературы:

    • «Гений и злодейство – две вещи несовместные». (А.С. Пушкин);
    • «Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее». (Ф.М.Достоевский);
    • «Не жалеть для друга ничего, думать о других немножко тоже – вот мое простое волшебство». (Л.И. Ошанин);
    • «Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души» (И.А. Тургенев);
    • «Безумство храбрых – вот мудрость жизни» (М. Горький).

    В произведениях иностранных авторов логическая связка — тире между подлежащим и сказуемым — тоже часто употребляется к месту. Примером может
    служить фраза из “Приключений Тома Сойера” американского классика Марка Твена: “Зато теперь Том был вольная птица – это тоже чего-нибудь стоило!” Благодаря употреблению знака препинания фраза звучит коротко и очень эмоционально.