Презентация к уроку по теме «Правописание о – а в корнях -гор- - -гар-, -зор- - -зар-»
Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от - А-
Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от - А- -лаг- (-а-) -кас- (-а-) -лож-(-а-) -кос- (-а-)
Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от - А- согласной -лаг- (-а-) -кас- (-а-) -лож-(-а-) -кос- (-а-)
Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от - А- согласной -лаг- (-а) -кас- (-а-) -лож-(-а-) -кос- (-а-) -раст- (перед ст) -ращ- (перед щ) -рос- (нет ст, щ) Искл.: росток, ростовщик, Рос- тислав, Ростов на вырост; отрасль.
Загар Нагар Зори Зорюшка Гореть Горелый Заря Заревой Правописание о-а в корнях-гар- - -гор-, зар- - зор-
А пиши под ударением, О без ударе- ния А пиши без ударения, О под ударением -ГАР- - -ГОР- -ЗАР- - -ЗОР-
Исключение: зоревать
Распределите слова в зависимости от написания гласных о - а. Орфограмму обозначьте. Оз..ренность, г..рение, з..ре- вать, возг..рается, наг..рит, з..рничный, огарок, разгар, г..реть, зорька, з..ревой. А О
Горение Зоревать Возгорается Нагорит Гореть Зорька Озаренность Зарничный Огарок Разгар Заревой О А
Найди меня!
Горевать Гора Загореть?
Выг..реть, г..рит, под- г..реть, обг..рел, выг..- ревший, уг..реть, раз- г..рается.
ГОР- Выгореть, горит, под-гореть, обгорел, выго- ревший, угореть, раз-горается.
Корректор- работник издатель- ства, газеты или ти- пографии, чита- ющий корректуру.
Игра «Корректор» Догарала румяная зоря и на землю легли вечерние тени4 . Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь озера.
Игра «Корректор» Догорала румяная заря, и на землю легли вечерние тени4 . Вдруг все озарилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загорелись нежным светом. Красой солнца озарена гладь озера.
Сочинение – миниатюра.Утренняя заря. Тихо разг..ралась, утрен- няя з..ря, оз..рились светом, к..снулся крыш, заг..релись на сугробах.
Ключ к тесту: А1. 2. А2. 1. А3. 4. А4. 3. -ГОР- -ГАР- -ЗАР- -ЗОР-
Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от - А- согласной -лаг- (-а) -кас- (-а-) -лож-(-а-) -кос- (-а-) -раст- (перед ст) -ращ- (перед щ) -рос- (нет ст, щ) Искл.: росток, ростовщик, Рос- тислав, Ростов на вырост; отрасль.
Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от - А- согласной ударения -лаг- (-а) -кас- (-а-) -лож-(-а-) -кос- (-а-) -раст- (перед ст) -ращ- (перед щ) -рос- (нет ст, щ) Искл.: росток, ростовщик, Рос- тислав, Ростов на вырост; отрасль.
Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от - А- согласной ударения -лаг- (-а) -кас- (-а-) -лож-(-а-) -кос- (-а-) -раст- (перед ст) -ращ- (перед щ) -рос- (нет ст, щ) -гар- -гор- -зар- -зор- Искл.: росток, ростовщик, Рос- тислав, Ростов на вырост; отрасль. Искл.: зоревать
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Корни –гор--гар-, -зар-зор.
Работа с сигнальными карточками Изл…жение, прил…гательное, возл…жить цветы, прил…жение к журналу, предпол…жение, сл…гаемое, сл…жение, пол…жение, изл…гать, низл…жить, пол…гается, отл…жить. -От чего зависит правописание о-а в корнях лаг-лож, кас-кос? О а О О О а О О а О а О
Найдите и запишите слова с чередующимися корнями. Бутерброд. Чудак - математик В Германии жил. Он хлеб с колбасою Случайно сложил. Затем результат Положил себе в рот. Вот так Человек Изобрёл Бутерброд. Сложил, положил
Буквы О-А в корнях гар-гор, зар-зор. Значение слов: Гореть- Сгорать- Угорать- поддаваться действию огня уничтожаться огнём отравиться угаром
Орфография Кореньград
Перед вами слова: Гора, гореть, гористый, загар, угарный, горный. -Разведите эти слова по их родовым гнёздам. Значение одного – «возвышаться», другого – «пылать».
Проверим! Возвышаться Пылать Гора гореть Гористый загар Горный угарный
Давайте подумаем, когда будем писать А, когда О? Загар Нагар Разгар Огарок Угар гарь Заг. реться Выг…реть Разг…реться Выг…ревший Г…рючее Сг…рание О О О О О О
Орфография Кореньград
По правилу, где командует ударение, живёт и корень зар - зор, клан- клон.
Загорелый, наклоненье – Растворенье, озаренье – Что писать под удареньем, Что писать без ударенья? Мы под удареньем пишем, Без сомненья, то, что слышим. Если ж звук без ударенья, Вызывает он сомненья.
Рассуждать будем так: 1. Определяю, в какой позиции гласный Звук Сильная (под ударением) Слабая (без ударения) Вывод: пишу, Как слышу Вывод: Пишу:- ГОР-,но –ЗАР-
ГОР- - ГАР- : Заполните таблицу, используя следующие сочетания: Подг.ревший пирог, г.ревая дорожка, наг.р от свечи, г.рячий чай, дог.рающий закат, уг.рный газ, несг.раемый шкаф, заг.релый юноша, разг.рающийся костёр, цистерна с г.рючим, г.рящий танк, сильный уг.р
Проверим! -гор- - гар- Подг о ревший пирог Г а ревая дорожка Г о рячий чай Наг а р от свечи Дог о рающий закат Уг а рный газ Несг о раемый шкаф Сильный уг а р Заг о релый юноша Разг о рающийся костёр Цистерна с г о рючим Г о рящий танк Гаревая дорожка – дорожка для спортивного бега со специальным покрытием из гари. Гарь – мелкие, сыпучие остатки от сгорания каменного угля.
Работа с перфокартой. 1.Выр…щенный, подр…сли,зар…сли 2.Зал…жить, безотл…гательное дело, сл…жить руки 3. К.…саться, соприк…сновение, неприк…сновенный запас 4.Р…стительное масло, прик…саться к утюгу, р…сток 5. К…снулся пальцем, неосторожное прик…сновение, отр…стает 6. З…рька, з…гар, приг…релый пирог 7. З…рница, уг…рный газ, подг…ревшая каша
Домашнее задание. Составьте рассказ о том, что нового вы узнали на уроке.(Не заучивайте параграф, правило, а по-своему, как поняли, рассказать и привести примеры). Кому трудно выполнить первое задание, может о новой теме рассказать по учебнику.(п.51) Для тех, кто любит творчество, задание другое – придумать сказку о гор-гар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня», 1 урок
урок знакомства с новым материалом для учащихся 8 класса с использованием электронных ресурсов ФЦОР. Это первый урок по теме. На уроке решаются следующие задачи:обеспечение в ходе урока усвоение умени...
Урок: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.
Цель урока: сформировать понятие о корне как о вегетативном органе Образовательные задачи:Создать условия для усвоения знаний о Видах корней – уметь распознавать главные, придаточн...
Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от
согласной
Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от
согласной
(перед ст)
(нет ст, щ)
Искл.: росток,
ростовщик, Рос-
тислав, Ростов
на вырост;
Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от
согласной
(перед ст)
(нет ст, щ)
Искл.: росток,
ростовщик, Рос-
тислав, Ростов
на вырост;
Правописание о-а в корнях -гар- - -гор-, зар- - зор-Зага р
Нага р
Зо ри
Зо рюшка
Го реть
Го релый
За ря
За ревой
А пиши под
ударением,
О без ударе-
А пиши без ударения,
О под ударением
-ГАР- - -ГОР-
-ЗАР- - -ЗОР-
Исключение:
зо ревать
Распределите слова в зависимости от написания гласных о - а. Орфограмму обозначьте.
Оз..ренность, г..рение, з..ре-
вать, возг..рается, наг..рит,
з..рничный, огарок, разгар,
г..реть, зорька, з..ревой.
Зоревать
Возгорается
Озаренность
Зарничный
Найди меня!
Горевать
Загореть
Выг..реть, г..рит, под-
г..реть, обг..рел, выг..-
ревший, уг..реть, раз-
г..рается.
ГОР- Выгореть, горит, под-гореть, обгорел, выго- ревший, угореть, раз-горается.
Корр екто р-
работник издатель-
ства, газеты или ти-
пографии, чита-
ющий корректуру.
Игра «Корректор» Догарала румяная зоря и на землю легли вечерние тени4 . Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь озера. Игра «Корректор» Дого рала румяная за ря, и на землю легли вечерние тени4 . Вдруг все оза рилось мягким сиянием. Верхушки деревьев заго релись нежным светом. Красой солнца оза рена гладь озера. Сочинение – миниатюра. Утренняя заря.
Тихо разг..ралась, утрен-
няя з..ря, оз..рились
светом, к..снулся крыш,
заг..релись на сугробах.
Ключ к тесту:
-ГОР-
-ГАР-
-ЗАР-
-ЗОР-
Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от
согласной
(перед ст)
(нет ст, щ)
Искл.: росток,
ростовщик, Рос-
тислав, Ростов
на вырост;
Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от
согласной
ударения
(перед ст)
(нет ст, щ)
Искл.: росток,
ростовщик, Рос-
тислав, Ростов
на вырост;
Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от
согласной
ударения
(перед ст)
(нет ст, щ)
Искл.: росток,
ростовщик, Рос-
тислав, Ростов
на вырост;
Искл.: зоревать
Спасибо за урок!
«Безударные гласные корня» - Подготовка отчета о проделанной работе. Творческое название. Русский язык Литературное чтение Окружающий мир Участники учащиеся 3 класса. Мы работали над опасными местами в словах. Темы для самостоятельных исследований учащихся. Как проверить написание безударной гласной в корне слова? Вопросы учебной темы.
«Слова с двумя безударными гласными в корне» - Различие. Лист диагностики. Буква гласная. Упражнение. Слова с двумя безударными гласными в корне. Работаем с учебником. Голова. Молчанка. Царь Кащей. Планета знаний. Знание чередований. Слова. Способы проверки. Предложение. Запись.
«Гласная в корне» - 6. Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 3. Из предложения 15 выпишите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. 1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне. сочЕтание. урОвень. Каждый правильный ответ – 1 балл. 7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне. скАчи. Безударные непроверяемые.
«Беглые гласные» - Содержание. Изменение основы. Существительные с суффиксом -ёнок (-онок). Исключения. Гласные О и Е современного русского языка чередуются с нулем звука. Существителные с суффиксами -анин, -янин, -чанин. Сон - сна. Песок - песка. Существительные с суффиксом -j в основе мн. ч.. Морфонология имён существительных мужского рода.
«Буквы О, Ё в корне слова» - Шоколад. Третий лишний. Вставленные буквы. «Лишнее» слово. Слово. Расчёты были выполнены с ошибками. Ошибка. Номер. Кроссворд. Сам себе голова. Как сказать одним словом. Пчёлы. Словосочетания. Парашют сшит из разноцветного шёлка. Угрожающее жизни человека состояние.
«Безударная проверяемая гласная корня» - Задание. Проверяемая безударная гласная в корне слова. Продолжи высказывание. Сколько раз встречается проверяемая безударная гласная в корне слова. Выбери слова, в которых есть безударный гласный в корне. Какую безударную гласную надо написать. В каком слове есть безударная гласная в корне слова. Какую безударную гласную надо написать.
Урок по русскому языку для 6 класса
Тема урока: «Правописание гласных О-А
в чередующихся корнях –ГОР- -ГАР-.»
Цели урока :
- образовательные : формирование навыка написания гласных О-А в корнях –ГОР-ГАР;
- развивающие : развивать критическое мышление у обучающихся;
- воспитательные : воспитывать самостоятельность обучающихся при работе над новой темой, формировать эстетические чувства учащихся.
Задачи урока :
- дидактическая : создание условий для моделирования в совместной деятельности обучающихся «открытия» нового знания средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
- учебная : определение условий выбора гласных О-А для правильного написания слов с корнями –ГОР-ГАР-.
Тип урока : урок «открытия» нового знания.
Технология : технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Оборудование : дидактические материалы: карточки для групповой, индивидуальной работы, презентация.
Ход урока:
1 .Актуализация имеющихся знаний .
Стадия вызова
1)Ребята, момент какой спортивной игры вы видите на слайде?(слайд 1)
Работа с текстом.
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия выбора букв О-А (слайд 2).
Баскетбол.
Пол…жение серьезное, разрыв в очках р…стет. Тренер предл…гает минутный перерыв. Его указания к…саются всех. И вот уже игроки снова распол…гаются под щитом противника. Два-три к…сания, и мяч в кольце. Борьба разг…рается.
Слова, с какими орфограммами встретились в тексте? (с гласными А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-,-РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-).
2) Прием «Знаю-хочу узнать-узнал » (далее ЗХУ).
Работа с таблицей (слайд 3)
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Учащимся предлагается заполнить 1 графу таблице (что я знаю об условиях выбора гласных А-О в корнях – ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-).
Снова обращаемся к тексту (к слову разг…рается - слайд 4).
Как вы думаете, букву О или А необходимо написать в корне данного слова?
Предлагаю ребятам заполнить 2 графу таблицы ЗХУ (что я хочу узнать).
2. Определение темы и целей урока.
Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить? (Тема урока записывается на доске).
Какие цели мы можем перед собой поставить?(учащиеся формулируют цели урока).
3. Изучение нового материала.
Стадия осмысления
Учащимся предлагается проанализировать слова, выделив в них корни(слайд 5):
заг о р еть заг а р
г о р елый ог а р ок
Создание проблемной ситуации.
Обращаю внимание ребят, что в одинаковых по произношению корнях в одном случае пишется О, в другом – А.
Как вы думаете, с чем это связано? (учащиеся высказывают предположения).
Поставьте ударения в данных словах. Учащиеся сами делают вывод о том, что выбор букв О-А в корнях –ГОР-, -ГАР- зависит от ударения (слайд 6).
Предлагаю проверить правильность вывода: обращаемся к учебнику (читаем орфограмму №27).
Вернемся к тексту о баскетболе. Букву О или А необходимо написать в слове разг…рается ?
4. Закрепление изученного материала .
1) Вставьте пропущенные буквы в слова, объясните условия выбора букв О- А в корнях –ГОР-, -ГАР-, отметьте словосочетания, имеющие переносное значение, составитьте с одним из словосочетаний предложение (слайд 7):
Г…рючее вещество, уг…рный газ, газовая г…релка, сг…рать от нетерпения, подг…ревший пирог, бронзовый заг…р, ог…рок свечи, выг…реть на солнце, г…рящие глаза, заг…релый юноша, заг…реться идеей.
2) Работа с триггерами (слайд 8): найдите слова с ошибками в написании гласных О-А(огарок, загарать, угореть, выгареть, загар, гарелый, сгарел, угарный, пагарельцы).
Стадия рефлексии
Итак, что сегодня на уроке мы узнали о написании букв О-А в корнях
–ГОР-, -ГАР-?
Учащимся предлагается заполнить графу 3 в таблице ЗХУ (что я узнал). Соотнесите 2 и 3 графы таблицы ЗХУ. Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
Теперь мы с вами умеем правильно делать выбор букв А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-; -ГАР-, -ГОР-.
Предлагаю ребятам написать сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на тему «Зимний вечер в городе» (слайд 9), используя слова с чередующимися гласными А-О.
Пока ребята пишут, создаю музыкальный фон (прослушивание аудиозаписи «Ноябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского).
Несколько учащихся читают свои работы, предлагаю свой вариант сочинения.
Зимний вечер в городе.
На город медленно опускался вечер. На тротуары тихо ложился мягкий снежок. Вот в небе загорелись первые звездочки.
Все деревья, растущие в палисаднике, покрыты инеем. Это мороз своей искусной рукой прикоснулся к деревцам, превратив их в великолепные скульптуры.
Работа с перфокартой «Буквы О-А в чередующихся корнях»
(слайд 10).
Учащимся предлагается вставить в таблицу буквы О-А:
р..стительность
возл…гать
к..сание
сл…гаемое
подг…ревший
перег..реть
прик…саться
выр..щенный
уг…рный
зар…сли
к…снуться
разр…статься
ог…рок
к…сательная
предпол..гать
Взаимопроверка в парах: предлагаю правильный ответ. Если задание выполнено правильно, то из букв А (необходимо соединить их) получится цифра 5 (слайд 11):
А А А
А о о
А А А
о о А
А А А
5.Итоги урока .
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока?
6.Информация о домашнем задании.
В качестве домашнего задания предлагаю учащимся составить по рисункам рассказ (упражнение 150) о догадливом рыбаке, используя слова с корнями –ГОР-, -ГАР-.