Презентация к уроку по теме «Правописание о – а в корнях -гор- - -гар-, -зор- - -зар-»


Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от - А-


Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от - А- -лаг- (-а-) -кас- (-а-) -лож-(-а-) -кос- (-а-)


Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от - А- согласной -лаг- (-а-) -кас- (-а-) -лож-(-а-) -кос- (-а-)



Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от - А- согласной -лаг- (-а) -кас- (-а-) -лож-(-а-) -кос- (-а-) -раст- (перед ст) -ращ- (перед щ) -рос- (нет ст, щ) Искл.: росток, ростовщик, Рос- тислав, Ростов на вырост; отрасль.


Загар Нагар Зори Зорюшка Гореть Горелый Заря Заревой Правописание о-а в корнях-гар- - -гор-, зар- - зор-


А пиши под ударением, О без ударе- ния А пиши без ударения, О под ударением -ГАР- - -ГОР- -ЗАР- - -ЗОР-


Исключение: зоревать


Распределите слова в зависимости от написания гласных о - а. Орфограмму обозначьте. Оз..ренность, г..рение, з..ре- вать, возг..рается, наг..рит, з..рничный, огарок, разгар, г..реть, зорька, з..ревой. А О


Горение Зоревать Возгорается Нагорит Гореть Зорька Озаренность Зарничный Огарок Разгар Заревой О А


Найди меня!


Горевать Гора Загореть?


Выг..реть, г..рит, под- г..реть, обг..рел, выг..- ревший, уг..реть, раз- г..рается.


ГОР- Выгореть, горит, под-гореть, обгорел, выго- ревший, угореть, раз-горается.


Корректор- работник издатель- ства, газеты или ти- пографии, чита- ющий корректуру.


Игра «Корректор» Догарала румяная зоря и на землю легли вечерние тени4 . Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь озера.


Игра «Корректор» Догорала румяная заря, и на землю легли вечерние тени4 . Вдруг все озарилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загорелись нежным светом. Красой солнца озарена гладь озера.


Сочинение – миниатюра.Утренняя заря. Тихо разг..ралась, утрен- няя з..ря, оз..рились светом, к..снулся крыш, заг..релись на сугробах.


Ключ к тесту: А1. 2. А2. 1. А3. 4. А4. 3. -ГОР- -ГАР- -ЗАР- -ЗОР-


Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от - А- согласной -лаг- (-а) -кас- (-а-) -лож-(-а-) -кос- (-а-) -раст- (перед ст) -ращ- (перед щ) -рос- (нет ст, щ) Искл.: росток, ростовщик, Рос- тислав, Ростов на вырост; отрасль.


Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от - А- согласной ударения -лаг- (-а) -кас- (-а-) -лож-(-а-) -кос- (-а-) -раст- (перед ст) -ращ- (перед щ) -рос- (нет ст, щ) Искл.: росток, ростовщик, Рос- тислав, Ростов на вырост; отрасль.


Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от - А- согласной ударения -лаг- (-а) -кас- (-а-) -лож-(-а-) -кос- (-а-) -раст- (перед ст) -ращ- (перед щ) -рос- (нет ст, щ) -гар- -гор- -зар- -зор- Искл.: росток, ростовщик, Рос- тислав, Ростов на вырост; отрасль. Искл.: зоревать


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Корни –гор--гар-, -зар-зор.

Работа с сигнальными карточками Изл…жение, прил…гательное, возл…жить цветы, прил…жение к журналу, предпол…жение, сл…гаемое, сл…жение, пол…жение, изл…гать, низл…жить, пол…гается, отл…жить. -От чего зависит правописание о-а в корнях лаг-лож, кас-кос? О а О О О а О О а О а О

Найдите и запишите слова с чередующимися корнями. Бутерброд. Чудак - математик В Германии жил. Он хлеб с колбасою Случайно сложил. Затем результат Положил себе в рот. Вот так Человек Изобрёл Бутерброд. Сложил, положил

Буквы О-А в корнях гар-гор, зар-зор. Значение слов: Гореть- Сгорать- Угорать- поддаваться действию огня уничтожаться огнём отравиться угаром

Орфография Кореньград

Перед вами слова: Гора, гореть, гористый, загар, угарный, горный. -Разведите эти слова по их родовым гнёздам. Значение одного – «возвышаться», другого – «пылать».

Проверим! Возвышаться Пылать Гора гореть Гористый загар Горный угарный

Давайте подумаем, когда будем писать А, когда О? Загар Нагар Разгар Огарок Угар гарь Заг. реться Выг…реть Разг…реться Выг…ревший Г…рючее Сг…рание О О О О О О

Орфография Кореньград

По правилу, где командует ударение, живёт и корень зар - зор, клан- клон.

Загорелый, наклоненье – Растворенье, озаренье – Что писать под удареньем, Что писать без ударенья? Мы под удареньем пишем, Без сомненья, то, что слышим. Если ж звук без ударенья, Вызывает он сомненья.

Рассуждать будем так: 1. Определяю, в какой позиции гласный Звук Сильная (под ударением) Слабая (без ударения) Вывод: пишу, Как слышу Вывод: Пишу:- ГОР-,но –ЗАР-

ГОР- - ГАР- : Заполните таблицу, используя следующие сочетания: Подг.ревший пирог, г.ревая дорожка, наг.р от свечи, г.рячий чай, дог.рающий закат, уг.рный газ, несг.раемый шкаф, заг.релый юноша, разг.рающийся костёр, цистерна с г.рючим, г.рящий танк, сильный уг.р

Проверим! -гор- - гар- Подг о ревший пирог Г а ревая дорожка Г о рячий чай Наг а р от свечи Дог о рающий закат Уг а рный газ Несг о раемый шкаф Сильный уг а р Заг о релый юноша Разг о рающийся костёр Цистерна с г о рючим Г о рящий танк Гаревая дорожка – дорожка для спортивного бега со специальным покрытием из гари. Гарь – мелкие, сыпучие остатки от сгорания каменного угля.

Работа с перфокартой. 1.Выр…щенный, подр…сли,зар…сли 2.Зал…жить, безотл…гательное дело, сл…жить руки 3. К.…саться, соприк…сновение, неприк…сновенный запас 4.Р…стительное масло, прик…саться к утюгу, р…сток 5. К…снулся пальцем, неосторожное прик…сновение, отр…стает 6. З…рька, з…гар, приг…релый пирог 7. З…рница, уг…рный газ, подг…ревшая каша

Домашнее задание. Составьте рассказ о том, что нового вы узнали на уроке.(Не заучивайте параграф, правило, а по-своему, как поняли, рассказать и привести примеры). Кому трудно выполнить первое задание, может о новой теме рассказать по учебнику.(п.51) Для тех, кто любит творчество, задание другое – придумать сказку о гор-гар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня», 1 урок

урок знакомства с новым материалом для учащихся 8 класса с использованием электронных ресурсов ФЦОР. Это первый урок по теме. На уроке решаются следующие задачи:обеспечение в ходе урока усвоение умени...

Урок: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.

Цель урока: сформировать понятие о корне как о вегетативном органе Образовательные задачи:Создать условия для усвоения знаний о Видах корней – уметь распознавать главные, придаточн...

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от

согласной

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от

согласной

(перед ст)

(нет ст, щ)

Искл.: росток,

ростовщик, Рос-

тислав, Ростов

на вырост;

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от

согласной

(перед ст)

(нет ст, щ)

Искл.: росток,

ростовщик, Рос-

тислав, Ростов

на вырост;

Правописание о-а в корнях -гар- - -гор-, зар- - зор-

Зага р

Нага р

Зо ри

Зо рюшка

Го реть

Го релый

За ря

За ревой

А пиши под

ударением,

О без ударе-

А пиши без ударения,

О под ударением

-ГАР- - -ГОР-

-ЗАР- - -ЗОР-

Исключение:

зо ревать

Распределите слова в зависимости от написания гласных о - а. Орфограмму обозначьте.

Оз..ренность, г..рение, з..ре-

вать, возг..рается, наг..рит,

з..рничный, огарок, разгар,

г..реть, зорька, з..ревой.

Зоревать

Возгорается

Озаренность

Зарничный

Найди меня!

Горевать

Загореть

Выг..реть, г..рит, под-

г..реть, обг..рел, выг..-

ревший, уг..реть, раз-

г..рается.

ГОР- Выгореть, горит, под-гореть, обгорел, выго- ревший, угореть, раз-горается.

Корр екто р-

работник издатель-

ства, газеты или ти-

пографии, чита-

ющий корректуру.

Игра «Корректор» Догарала румяная зоря и на землю легли вечерние тени4 . Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь озера. Игра «Корректор» Дого рала румяная за ря, и на землю легли вечерние тени4 . Вдруг все оза рилось мягким сиянием. Верхушки деревьев заго релись нежным светом. Красой солнца оза рена гладь озера. Сочинение – миниатюра. Утренняя заря.

Тихо разг..ралась, утрен-

няя з..ря, оз..рились

светом, к..снулся крыш,

заг..релись на сугробах.

Ключ к тесту:

-ГОР-

-ГАР-

-ЗАР-

-ЗОР-

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от

согласной

(перед ст)

(нет ст, щ)

Искл.: росток,

ростовщик, Рос-

тислав, Ростов

на вырост;

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от

согласной

ударения

(перед ст)

(нет ст, щ)

Искл.: росток,

ростовщик, Рос-

тислав, Ростов

на вырост;

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от

согласной

ударения

(перед ст)

(нет ст, щ)

Искл.: росток,

ростовщик, Рос-

тислав, Ростов

на вырост;

Искл.: зоревать

Спасибо за урок!

«Безударные гласные корня» - Подготовка отчета о проделанной работе. Творческое название. Русский язык Литературное чтение Окружающий мир Участники учащиеся 3 класса. Мы работали над опасными местами в словах. Темы для самостоятельных исследований учащихся. Как проверить написание безударной гласной в корне слова? Вопросы учебной темы.

«Слова с двумя безударными гласными в корне» - Различие. Лист диагностики. Буква гласная. Упражнение. Слова с двумя безударными гласными в корне. Работаем с учебником. Голова. Молчанка. Царь Кащей. Планета знаний. Знание чередований. Слова. Способы проверки. Предложение. Запись.

«Гласная в корне» - 6. Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 3. Из предложения 15 выпишите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. 1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне. сочЕтание. урОвень. Каждый правильный ответ – 1 балл. 7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне. скАчи. Безударные непроверяемые.

«Беглые гласные» - Содержание. Изменение основы. Существительные с суффиксом -ёнок (-онок). Исключения. Гласные О и Е современного русского языка чередуются с нулем звука. Существителные с суффиксами -анин, -янин, -чанин. Сон - сна. Песок - песка. Существительные с суффиксом -j в основе мн. ч.. Морфонология имён существительных мужского рода.

«Буквы О, Ё в корне слова» - Шоколад. Третий лишний. Вставленные буквы. «Лишнее» слово. Слово. Расчёты были выполнены с ошибками. Ошибка. Номер. Кроссворд. Сам себе голова. Как сказать одним словом. Пчёлы. Словосочетания. Парашют сшит из разноцветного шёлка. Угрожающее жизни человека состояние.

«Безударная проверяемая гласная корня» - Задание. Проверяемая безударная гласная в корне слова. Продолжи высказывание. Сколько раз встречается проверяемая безударная гласная в корне слова. Выбери слова, в которых есть безударный гласный в корне. Какую безударную гласную надо написать. В каком слове есть безударная гласная в корне слова. Какую безударную гласную надо написать.

Урок по русскому языку для 6 класса

Тема урока: «Правописание гласных О-А

в чередующихся корнях –ГОР- -ГАР-.»

Цели урока :

- образовательные : формирование навыка написания гласных О-А в корнях –ГОР-ГАР;

- развивающие : развивать критическое мышление у обучающихся;

- воспитательные : воспитывать самостоятельность обучающихся при работе над новой темой, формировать эстетические чувства учащихся.

Задачи урока :

- дидактическая : создание условий для моделирования в совместной деятельности обучающихся «открытия» нового знания средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо;

- учебная : определение условий выбора гласных О-А для правильного написания слов с корнями –ГОР-ГАР-.

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Технология : технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование : дидактические материалы: карточки для групповой, индивидуальной работы, презентация.

Ход урока:

1 .Актуализация имеющихся знаний .

Стадия вызова

1)Ребята, момент какой спортивной игры вы видите на слайде?(слайд 1)

Работа с текстом.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия выбора букв О-А (слайд 2).

Баскетбол.

Пол…жение серьезное, разрыв в очках р…стет. Тренер предл…гает минутный перерыв. Его указания к…саются всех. И вот уже игроки снова распол…гаются под щитом противника. Два-три к…сания, и мяч в кольце. Борьба разг…рается.

Слова, с какими орфограммами встретились в тексте? (с гласными А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-,-РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-).

2) Прием «Знаю-хочу узнать-узнал » (далее ЗХУ).

Работа с таблицей (слайд 3)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Учащимся предлагается заполнить 1 графу таблице (что я знаю об условиях выбора гласных А-О в корнях – ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-).

Снова обращаемся к тексту (к слову разг…рается - слайд 4).

Как вы думаете, букву О или А необходимо написать в корне данного слова?

Предлагаю ребятам заполнить 2 графу таблицы ЗХУ (что я хочу узнать).

2. Определение темы и целей урока.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить? (Тема урока записывается на доске).

Какие цели мы можем перед собой поставить?(учащиеся формулируют цели урока).

3. Изучение нового материала.

Стадия осмысления

Учащимся предлагается проанализировать слова, выделив в них корни(слайд 5):

заг о р еть заг а р

г о р елый ог а р ок

Создание проблемной ситуации.

Обращаю внимание ребят, что в одинаковых по произношению корнях в одном случае пишется О, в другом – А.

Как вы думаете, с чем это связано? (учащиеся высказывают предположения).

Поставьте ударения в данных словах. Учащиеся сами делают вывод о том, что выбор букв О-А в корнях –ГОР-, -ГАР- зависит от ударения (слайд 6).

Предлагаю проверить правильность вывода: обращаемся к учебнику (читаем орфограмму №27).

Вернемся к тексту о баскетболе. Букву О или А необходимо написать в слове разг…рается ?

4. Закрепление изученного материала .

1) Вставьте пропущенные буквы в слова, объясните условия выбора букв О- А в корнях –ГОР-, -ГАР-, отметьте словосочетания, имеющие переносное значение, составитьте с одним из словосочетаний предложение (слайд 7):

Г…рючее вещество, уг…рный газ, газовая г…релка, сг…рать от нетерпения, подг…ревший пирог, бронзовый заг…р, ог…рок свечи, выг…реть на солнце, г…рящие глаза, заг…релый юноша, заг…реться идеей.

2) Работа с триггерами (слайд 8): найдите слова с ошибками в написании гласных О-А(огарок, загарать, угореть, выгареть, загар, гарелый, сгарел, угарный, пагарельцы).

Стадия рефлексии

Итак, что сегодня на уроке мы узнали о написании букв О-А в корнях

–ГОР-, -ГАР-?

Учащимся предлагается заполнить графу 3 в таблице ЗХУ (что я узнал). Соотнесите 2 и 3 графы таблицы ЗХУ. Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

    Теперь мы с вами умеем правильно делать выбор букв А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-; -ГАР-, -ГОР-.

Предлагаю ребятам написать сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на тему «Зимний вечер в городе» (слайд 9), используя слова с чередующимися гласными А-О.

Пока ребята пишут, создаю музыкальный фон (прослушивание аудиозаписи «Ноябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского).

Несколько учащихся читают свои работы, предлагаю свой вариант сочинения.

Зимний вечер в городе.

На город медленно опускался вечер. На тротуары тихо ложился мягкий снежок. Вот в небе загорелись первые звездочки.

Все деревья, растущие в палисаднике, покрыты инеем. Это мороз своей искусной рукой прикоснулся к деревцам, превратив их в великолепные скульптуры.

    Работа с перфокартой «Буквы О-А в чередующихся корнях»

(слайд 10).

Учащимся предлагается вставить в таблицу буквы О-А:

р..стительность

возл…гать

к..сание

сл…гаемое

подг…ревший

перег..реть

прик…саться

выр..щенный

уг…рный

зар…сли

к…снуться

разр…статься

ог…рок

к…сательная

предпол..гать

Взаимопроверка в парах: предлагаю правильный ответ. Если задание выполнено правильно, то из букв А (необходимо соединить их) получится цифра 5 (слайд 11):

А А А

А о о

А А А

о о А

А А А

5.Итоги урока .

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока?

6.Информация о домашнем задании.

В качестве домашнего задания предлагаю учащимся составить по рисункам рассказ (упражнение 150) о догадливом рыбаке, используя слова с корнями –ГОР-, -ГАР-.