Кажется, каждому ребенку известно, что когда слегка прихвастнешь, или расскажешь о чем-то хорошем в своей жизни, не лишним будет трижды стукнуть по дереву, ну чтоб не сглазить или не нарушить свое счастье. Не так ли? И если дети частенько забывают об этом обычае, то большая часть взрослого населения земли успешно пользуется им и живет счастливо (по крайней мере, хочется в это верить).

Мало кто из совершающих этот обычай в своей жизни, как минимум трижды в день, а то и больше, задумывается о корнях этого обряда, о его первопричинах, о его происхождении. Вот мы с вами, дорогие читатели, давайте окунемся в глубину истории и попробуем определить, а с чего же все началось?

А началось все еще в дореволюционной, и даже в дохристианской Руси. В те далекие, едва видные нам, современникам, времена люди почитали все деревья Божественными созданиями и свято верили в их одухотворенность. Например, считалось, что в дубе живет душа Перуна, бога – громовержца (верили в это, потому что молнии чаще других деревьев поражали именно дубы). И вот люди приходили к тому или иному дереву и молились около них тем духам и Богам, которых они считали жителями этих деревьев. Помолившись, раскаявшись в своем хвастовстве, прикоснувшись к стволу дерева – человек свято верил в то, что все грехи ему отпущены, и он отныне святой и праведный отправлялся домой.

Это было время самого зарождения обычая стучать по дереву. Как видите, древние люди просто прикасались к стволам тех деревьев, возле которых они молились. А стук по дереву возник немного позже. Когда в своих речах, человек, выступающий на публике, не мог остановиться и его «несло» на крыльях хвалы собственной персоны, вот тогда начинали стучать по дереву большой палкой, чтобы заглушить голос говорящего. Тогда Боги не могли услышать его самохвальства и тем самым, стук по дереву спасал человека от неприятных последствий его словоизлияний.

Когда пришло христианство, традиция стучать по дереву не была подвержена церковными служителями критике и изгнанию из церковных канонов. Нужно сказать более того, этот обычай «оброс» новым виденьем и толкованием. Священнослужители связали этот обряд с силой святого креста, на котором был распят Христос. И вошло в традицию стучать по дереву трижды – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И это стало считаться быстрой чудодейственной защитой от неконтролируемого человеком хвастовства. Ведь в Библии четко сказано, «смерть и жизнь во власти языка», и не владеющий языком своим может быть подвергнут Божьему наказанию. Чтобы этого не случилось, люди свято верили, что стук по дереву, перечеркнет их греховные речи (хвастовство – это грех) и защитит от строгой кары.

Здесь нужно заметить, что стук далеко не по каждому дереву способен защитить от «сглаза». Например, осина, на которой по исследованиям теософистов повесился Иуда, не может спасти человека от наказания, она не чиста. Или, стук по деревянному предмету, столу, который покрыт лаком и полировкой, тоже не считается защитным. Потому что, таким образом, обработанное дерево, уже закрыто для духовного мира, и не является счастливым проводником в него.

Вот такие основополагающие законы и правила нам с вами удалось откопать в анналах истории. Они же и лежат в основании зарождения обычая стучать по дереву. Теперь, когда у вас станет необходимость провести этот обряд, вы уже будете знать причины его происхождения и основные правила его проведения, и не будете зря колотить по столу, а побежите во двор, прикоснуться к чистому стволу, чтобы уж наверняка помогло.

Нашему народу свойственно использовать разные народные приметы для того чтобы уберечь себя от сглаза, дурных мыслей, неприятностей. Одной из таких примет является троекратный стук по дереву.

Три раза по дереву

Корни этой приметы уходят в дохристианскую эпоху, когда для того чтобы не навлечь на себя беду чрезмерным хвастовством, необходимо было дотронуться до дерева. В дохристианское время считалось, что в дереве живут духи, которые способны защитить человека. Стук по дереву использовался для того, чтобы приглушить свой голос, если человек вдруг перехвастался.

Современная традиция стучать три раза по дереву, уже относится к христианскому времени (дерево ассоциировалось с крестом Иисуса Христа). При этом стучать лучше всего именно по дубу, так как это дерево считается божественным. Сейчас мы используем этот ритуал, чтобы уберечь себя от сглаза, неприятностей, помня о том, что стучать по деревянному столу и осине нельзя.

Кто сидит на левом плече?

Другая не менее интересная примета, сохранившаяся до наших дней - плевок через левое плечо. Согласно с народными убеждениями у каждого из нас с правой стороны сопровождает ангел - хранитель, а с левой – черт, который постоянно искушает, толкает на грех. Слюна является биологической жидкостью, часто применимой в магии, именно поэтому с помощью такого ритуала человек избавлялся от дурных мыслей, усиливал добрые последствия предстоящих событий.

Приметы сопровождают нас всю жизнь, даже если мы сами того и не осознаем. Многие из них появились у славян еще в самые древние времена, до образования государства Киевская Руси.

Стук по дереву

Желая себя в чем-то обезопасить, человек привычно стучит по дереву. Это древнейшая примета, уходящая корнями еще в языческое прошлое славян. Русские люди тысячи лет назад верили в то, что внутри каждого дерева живет какое-то божество. Это мог быть лесной или особый древесный дух. Постучав по стволу, человек выражал ему свою признательность за исполнение желания или наперед задабривал в расчете на помощь.

Уши горят

В народе говорят, что раскрасневшиеся ушные раковины – верный признак того, что кто-то человека обсуждает. Эта примета тоже образовалась очень давно. В ее основе – знание человеческой психологии и анатомии. Когда человек заинтригован или испуган, у него в крови повышается уровень адреналина. От этого краснеют кожные покровы.

На Руси давно заметили, что у того, за кем водится какой-то грешок, при любом намеке на него краснеют лицо и уши. Разумеется, тайны вызывали массу домыслов, обсуждений и сплетен. Примета образовалась как бы от обратного: если кто-то уже говорит о человеке, значит, у него автоматически должны покраснеть уши. И наоборот: покраснели уши – кто-то тебя обсуждает.

Перейти дорогу с пустыми ведрами

Очень популярна примета, касающаяся пустых ведер. Если кто-то перешел дорогу, держа при этом в руке пустое ведро, - значит, весь день не задастся. Эта примета тоже очень древняя. Много веков назад каждое утро хозяйки отправлялись к колодцу набрать воды. Если навстречу шла женщина с полными ведрами, значит, все хорошо – колодец полон. Если с пустыми – колодец пересох. Быть беде. Сейчас вода в каждую квартиру поступает по водопроводу, а люди все так же боятся пустых ведер.

Нельзя здороваться через порог

Эта традиция берет начало еще в глубочайшей древности, когда предки русичей хоронили своих усопших у порога дома. Кладбищ, как таковых, не существовало. Человека могли похоронить где-то в саду, у его любимого дерева, или прямо возле избы. Если гость начинал здороваться с хозяевами еще за порогом, он мог потревожить покойника, похороненного где-то неподалеку. Чтобы это не происходило, славяне завели обычай приветствовать друг друга, только переступив порог дома.

Рассыпанная соль

Рассыпать соль – к ссорам в доме. Происхождение этой приметы знают многие. И еще больше людей в нее верят. Раньше славяне добывали соль в очень тяжелых условиях и только в некоторых удаленных областях. В города и деревни ее привозили издалека, поэтому цена на этот необходимый продукт была очень высока. Соль в доме буквально означала достаток, богатство, поэтому нельзя было ее рассыпать. Если кто-то случайно опрокидывал солонку, он тут же получал нагоняй за свою неловкость. Вот и родилась примета, что рассыпанная соль всегда приводит к скандалам.

Нельзя выбрасывать мусор вечером

Эта примета образовалась в связи с верой славян в ведьм. По поверьям наших предков, ведьмы могли совершать свои черные дела только в темное время суток, ближе к полуночи. Для колдовства они использовали личные вещи человека, поэтому считалось плохим знаком выбрасывать что-то из избы ближе к вечеру. Ведьма могла в темноте прихватить какую-то вещицу и применить ее в своем магическом обряде.

Черная кошка дорогу перебежала

С ведьмами связана еще одна примета: если дорогу перебежит черная кошка – жди беды. В старину считалось, что ведьмы могли превращаться в черных котов и в таком виде неожиданно появляться среди людей. Когда откуда ни возьмись перед человеком пробегала черная кошка, он всегда пугался, подозревая присутствие ведьмы. Позднее, когда в колдовство стали верить немного меньше, примета изменила свое значение. Сейчас считается, что встретить на своем пути черного кота – это просто к неудаче. О ведьмах никто и не вспоминает.

Даже не особенно суеверные люди, когда говорят о чём-нибудь хорошем, нет-нет, да и постучат по дереву – чтобы не спугнуть удачу. Откуда взялась эта традиция?

Давняя народная примета - постучать против сглаза по дереву - оказалась, пожалуй, одной из самых популярных в мире. Смысл этого нехитрого действа понятен и русскому крестьянину, и респектабельному английскому клерку. Правда, последний стучать не станет, а лишь прикоснется кончиком указательного пальца правой руки к любому деревянному предмету. Не сглазить бы, не перехвалить свой успех и здоровье, не накликать бы беды… А традиция «браться за дерево», очевидно, появилась еще когда люди поклонялись древесным духам, чтобы спастись от бед.

Еще ранее в Египте в магическую силу деревьев верили и древние египтяне, потомки которых до сих пор носят на шее связки деревянных амулетов. Не отставали и древние британцы, которые и сегодня чуть что – сразу восклицают: «Touch wood!» («Дотронься до дерева!»). Если хотите добиться результата, то идите, куда хотите, но найдите живое дерево,дотоньтесь до него,почувствуйте его силу,поведай своё и получишь силу для свершения дел.

По одному из преданий Дуб – это символ Рода, который в языческой Традиции недоступен для обычных людей, так как перенёс все свои деяния на своих помощников, а сам удалился от дел. Но оставил возможность для человека прибегнуть к его помощи и суду, и, стуча по Дубу, человек показывает, что ситуация, в которой находится он, исключительна и просит вмешательства самого Рода. Одним из чётких запретов на постукивание мёртвого древа был запрет на битьё стола.Стол — символ длани Бога, которая показывает полноту его даров.Бревна изб, доски заборов, по народным представлениям, сохраняют свою «силу». В былые времена маленьких детей, не засыпающих по ночам, избавляли от бессонницы легким постукиванием ножек по бревнам, а натруженные спины усталых работников распрямлялись от прикосновения к деревянной стене или забору.

Есть и еще одно толкование древнего обычая. Во всяком случае, именно оно объясняет, почему необходимо не просто прикоснуться к дереву, а именно постучать по нему: обитатели древних деревянных лачуг опасались духов, которые, услышав об их удачах, могли бы из зависти все разрушить. Но если удержаться от хвалебной речи не удавалось, надо было громко стучать по деревянным стенам жилища, заглушая собственный голос. Как бы то ни было, постучать по дереву считается нелишним и сегодня.

Когда пришло христианство, традиция стучать по дереву не была подвержена церковными служителями критике и изгнанию из церковных канонов. Нужно сказать более того, этот обычай «оброс» новым виденьем и толкованием. Священнослужители связали этот обряд с силой святого креста, на котором был распят Христос. И вошло в традицию стучать по дереву трижды – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И это стало считаться быстрой чудодейственной защитой от неконтролируемого человеком хвастовства. Ведь в Библии четко сказано, «смерть и жизнь во власти языка», и не владеющий языком своим может быть подвергнут Божьему наказанию. Чтобы этого не случилось, люди свято верили, что стук по дереву, перечеркнет их греховные речи (хвастовство – это грех) и защитит от строгой кары.Здесь нужно заметить, что стук далеко не по каждому дереву способен защитить от «сглаза». Например, осина, на которой по исследованиям теософистов повесился Иуда, не может спасти человека от наказания, она не чиста. Или, стук по деревянному предмету, столу, который покрыт лаком и полировкой, тоже не считается защитным. Потому что, таким образом, обработанное дерево, уже закрыто для духовного мира, и не является счастливым проводником в него.Вот такие основополагающие законы и правила нам с вами удалось откопать в анналах истории. Они же и лежат в основании зарождения обычая стучать по дереву. Теперь, когда у вас станет необходимость провести этот обряд, вы уже будете знать причины его происхождения и основные правила его проведения, и не будете зря колотить по столу, а побежите во двор, прикоснуться к чистому стволу, чтобы уж наверняка помогло.