…А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Поэзия Лермонтова – это сплетение вопросов жизни и смерти, любви и разочарований. Он грустит о скоротечности жизни, ему хочется успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. Вся его лирика – это отражение окружающей жизни. Читая стихи Лермонтова, чётко видишь и чувствуешь душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Лермонтов – это искатель гармонии, вечной свободы, справедливости этого, увы, несовершенного мира.
У Лермонтова индивидуальная манера письма. В его стихах присутствует дух недовольства, противоречия. Такие произведения, как «Парус», «Мой Демон», «Мцыри», «Желанье» можно читать до бесконечности, они легки и мелодичны. Легкость и надрыв, тоска и счастье – не сочетаемое. Когда читаешь стихи поэта, чувствуешь всю его боль, все разочарование, которое он вложил в них.
Человек, рожденный для бури, тоскует без нее, ищет в ней смысл жизни, поле деятельности. Он, как романтический Мцыри, готов, "как брат, обняться с бурей". Поэт желает иметь не крепкую ладью, которая спасет его от бури. Нет, он любит риск, хочет один на один столкнуться со стихией:
Дайте мне челнок дощатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой…
Во многих стихотворениях Лермонтова явно чувствуется грусть, тоска, одиночество. Противоречия постепенно углубляются и расширяются. "Стоит одиноко на голой вершине сосна", "одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет", "одиноко он (утёс) стоит, задумался глубоко...", "одинок я – нет отрады", "выхожу один я на дорогу". Откуда это ощущение одиночества? Ведь Лермонтов был так молод, его окружали друзья. Думаю, что ощущение одиночества идет от его творчества, от его внутреннего мироощущения.
Но были и у него и редкие минуты счастья, доверия, свободного дыхания: «С души как бремя скатится Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко...», «Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..»
Образ паруса навевает спокойствие и гармонию, настраивает на чуть мечтательный лад. Но парус так похож на самого поэта, что невольно чувствуешь его душу. «А он, мятежный, просит бури…». Лермонтов точно такой же - «одинокий» и «мятежный». Это он «просит бури», и ни «золотые лучи солнца», ни «лазурные струи» не могут удержать его, ведь это его стихия. «Увы! он счастия не ищет». И парус, и поэт - одиноки оба. Они не ищут счастья. Счастья нет ни в безмятежном море, ни в буре. Поэтому парус не может найти успокоения, а вместе с ним не в силах установить равновесие между внутренним миром и миром внешним и сам автор. Все стихотворение построено на ярких и контрастных противопоставлениях. С одной стороны - буря, а с другой - покой и умиротворение. Чужая далекая страна и родной край. Движение навстречу неизвестности и бегство от постылой и наскучившей жизни. Обретения и потери. Далекое «там» и «тогда». Близкое «здесь» и «сегодня», сиюминутное «сейчас» и вечное «всегда».
Лермонтов постоянно ищет ответы на вопросы, касающиеся человеческого жизни. Поэт уверен в том, что существует некий смысл жизни, какая-то цель, пусть пока ему и неведомая. Поэтому и парус, бесцельно слоняющийся по морю, рано или поздно, найдет пристанище среди житейской суеты.. И важно не столько выйти победителем в схватке с неотвратимой судьбой, сколько иметь мужество бросить ей вызов.

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
А. С. Пушкин»

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Давайте послушаем, как читает стихотворение «Парус» Михаила Юрьевича Лермонтова Дмитрий Бурлаков.

Анализ стихотворения «Парус» М.Ю. Лермонтова

Лирическое произведение написано в романтической традиции. В стихотворении прослеживается параллельное изображение объекта - паруса - и чувств лирического героя. Параллель, проводимая автором, запечатлела смену пейзажа и внутреннего состояния героя. В произведении отображены размышления о смысле жизни и будущем, которые были актуальны для молодого поэта в момент написания произведения. Ведь стих был написан Лермонтовым в 18 лет перед его поступлением в юнкерскую школу. Незадолго до этого автор расстался с мечтой получить филологическое образование, и его настроения отразились в данных строках.

Композиция и жанр

Произведение включает три строфы. В каждой из них за описанием паруса в море следует лирическое изложение внутренних мыслей и раздумий героя. Отделяют эти две линии многоточия, выражающие общее настроение задумчивости автора.

Поэт постепенно переходит от изображения тихого морского пейзажа до бури чувств лирического героя. Если первым строкам присущ созерцательный характер, то в середине начинается легкий шторм, начинают играть волны, а завершает стих желание бури, настоящей стихии. Причем это чувство присуще герою, в противовес безмятежной картине штиля, в которой центральной фигурой выступает парус.

Если в первой строфе прослеживается единение белоснежного паруса и героя в чувстве одиночества, то в завершении они противопоставляются. Штиль вокруг паруса противоположен внутренним метаниям героя, желанию окунуться в стихию, жить настоящей жизнью, полной чувств и авантюрных приключений.

Жанр произведения – пейзажно-символическая лирика, лирическая новелла. Потому что в произведении сквозь изображение пейзажа проступает глубокий философский смысл: в жизненной стихии каждый человек напоминает парус, который по сути своей одинок, и вся жизнь посвящена попыткам выплыть, выбраться из бури житейских перипетий.

Написан стих четырехстопным ямбом, рифма – перекрестная.

Образы и аллегории

Главный образ в произведении – сам автор, его экзистенциальная суть. Необычна его подача, он будто проступает из-за морского пейзажа. Читатель может его почувствовать в отстраненном рассказе автора о белоснежном парусе. Лирическое «Я» скрыто за образом паруса, качающегося на морских волнах. Поэт выразил таким образом неопределенность его молодой жизни, внутренние поиски своего призвания и неуверенность в будущем.

Парус аллегоричен, через него показана внутренняя жизнь героя. Точно так же через образ бушующего моря передается понимание жизни как переменчивой стихии, с которой необходимо бороться и преодолевать трудности. В образе паруса заключены две самые важные для Лермонтова аллегории – одиночество и свобода. Для автора эти понятия были синонимичны. Именно поэтому в завершение автор решает обрести внутреннюю гармонию в буре.

Выбор тропов подчиняется общему символизму произведения. Скрытым смыслом наполняют пейзаж олицетворения: волны играют, свищет ветер, просит бури.

Стих насыщен глаголами, что придает определенной динамичности в изображении героя наряду с тем, что пейзаж в основном статичен, и позиция героя якобы созерцательная.

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..

Также символизма придает использование синтаксического параллелизма в сочетании с анафорой.

Произведение «Парус» – яркий пример романтической лирики.

«Парус» Михаил Лермонтов

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Анализ стихотворения Лермонтова «Парус»

Поэт Михаил Лермонтов несмотря на свой резкий и неуживчивый характер в душе был неисправимым романтиком. Именно поэтому в его творческом наследии достаточно много произведений лирического характера. Одним из них является знаменитое стихотворение «Парус», написанное в 1832 году, когда Лермонтову едва исполнилось 17 лет. Это произведение в полной мере отражает душевные метания юного поэта, который оказался на жизненном перепутье. Весной 1832 году он после словесной перепалки на экзамене по риторике отказался продолжать обучение в Московском университете, оставив мечты стать филологом. Его дальнейшая судьба и карьера оказались под вопросом, и, в конце концов, Лермонтов под давлением бабки поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Перспектива стать военным, с одной стороны, не сильно вдохновляла юного поэта. Но в то же время он мечтал о подвигах, которые выпали на долю его предков, хотя и понимал, что в лучшем случае судьба забросит его на Кавказ, где в то время велись военные действия.

Накануне поступления в юнкерскую школу Лермонтов написал стихотворение «Парус», которое в полной мере отражает его настроения и далеко не самые радостные мысли. Если отбросить предысторию и не брать в расчет факты, то это произведение можно по праву отнести к одному из самых романтических и возвышенных стихотворений поэта . Однако это далеко не так, потому что автор не ставил перед собой задачу создать образец пейзажной лирики. В этом стихотворении он отождествляет себя с парусом, который одиноко белеет « в тумане моря голубом», подчеркивая тем самым, что, пожалуй, впервые в жизни оказался перед необходимостью принятия важного решения.

«Что ищет он в стране далекой?», — вопрошает поэт самого себя, словно бы предчувствуя, что отныне его жизнь будет полна скитаний. И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой. Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека – бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать.

Однако поэт понимает, что эта разлука неизбежна, так как ему предначертан свой собственный жизненный путь, который, как предполагает Лермонтов, будет отнюдь не простым. Эту мысль в стихотворении автор выражает при помощи удивительно красивой метафоры, отмечая, что «ветер свищет, и мачта гнется и скрипит». При этом поэт с горечью отмечает, что в своих предстоящих скитаниях «он счастия не ищет, и не от счастия бежит».

Однако до того, как жизнь поэта кардинально изменится, пройдет еще несколько лет, которые покажутся Лермонтову невыносимо скучными. Приняв решение в пользу карьеры военного, он рвется в бой и мечтает о славе. Именно поэтому идиллическая картина морского пейзажа, так напоминающая жизнь Лермонтова-юнкера, совершенно его не прельщает. И, отвечая самому себе на вопрос, чего же он хочет в жизни, поэт отмечает, что «он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой», вновь олицетворяя себя с одиноким парусом.

Таким образом, данное стихотворение является философским размышлением Лермонтова над собственным будущим. Впоследствии именно жажда подвига толкала его на рискованные и необдуманные поступки. Однако судьба распорядилась иначе: Лермонтов не стал великим полководцем, но вошел в историю как блестящий русский поэт и писатель, чьи произведения спустя почти два века по-прежнему вызывают искреннее восхищение.

В поэзии Лермонтова неизменно присутствуют "вопросы о судьбе и правах человеческой личности». Лермонтов постоянно искал ответы на вопросы, касающиеся человеческого бытия, пытался докопаться до его цели и смысла. Поэт был уверен в том, что существует смысл жизни, какая-то цель бытия, пусть пока ему и неведомая. Поэтому и парус, казалось бы бесцельно слоняющийся по морю, найдет пристанище среди житейской суеты и рано или поздно найдет разгадку своего бытия. И важно не столько выйти победителем в схватке с неотвратимой судьбой, сколько иметь мужество бросить ей вызов.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М.Ю. Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» - создание семнадцатилетнего поэта. Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
«Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.

Дата написания: 1832 год

Читает Михаил Царев
Михаи́л Ива́нович Царёв (18 ноября 1903, Тверь, - 10 ноября 1987, Москва) - советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР (1949). Герой Социалистического Труда (1973).

В чем смысл жизни? Над этим риторическим вопросом задумывался не один философ, не один писатель и поэт. Последний, а именно Михаил Юрьевич Лермонтов, как-то раз прогуливаясь по побережью Финского залива, сочинил удивительное стихотворение «Парус» – философское размышление о смысле жизни, творческой миссии каждого человека. Случилось это в 1832 году в северной столице России, когда великому русскому поэту исполнилось всего семнадцать лет. Он только покинул стены Московского университета и навсегда распрощался с мечтой стать филологом. Впереди, по требованию бабушки, поступление в юнкерскую школу и туманное будущее: «Что ищет он в стране далекой?» Читать стих «Парус» Лермонтова Михаила Юрьевича можно полностью онлайн на нашем сайте.

В исходной версии стихотворения «Парус» первая строчка звучала иначе. Вместо знакомого всем эпитета «одинокий», Лермонтов использовал слово «отдалённый». Однако, нередко черпая вдохновение у А.А. Бестужева-Марлинского, поэт и на этот раз он обратился к тексту поэмы «Андрей, князь Переяславский», и в окончательном варианте произведения использовал его образное выражение - «парус одинокий». Оно как нельзя точно передало суть самого поэта - его мятежность и вместе с тем бесконечное одиночество среди безбрежного океана жизни.

Композиционно произведение складывается из трех четверостиший. Первые две строки каждой строфы описывают сам парус и меняющейся морской пейзаж, а две последующие - внутренние переживания лирического героя, который наблюдает со стороны за всем происходящим и олицетворяет себя с белеющим вдали парусом. Не зря поэт неоднократно, точнее, шесть раз использует местоимение «он» вместо существительного «парус». В целом, автор создал очень емкие, яркие и запоминающиеся аллегорические образы моря и паруса. Под первым скрывается жизненный путь, порой туманный или бурный, полный перипетий, а порой тихий, мирный, безветренный. А парус - это сам человек, его скитающаяся душа, которая извечно ищет покой, но обретает себя, лишь пройдя через жестокий шторм. Но всегда ли буря очистительная? Автор утверждает, что нет. Счастье заключено внутри нас. Извне не ищут ни друга, ни врага. Ни тот, ни другой не в силах помочь обрести внутреннюю гармонию. Человеку суждено брести в одиночестве. Только оно позволяет заглянуть внутрь и найти долгожданный покой. Учить текст стихотворения Лермонтова «Парус» и подготовиться к уроку литературы в классе теперь легко. На нашем сайте можно скачать данное произведение абсолютно бесплатно.