Слайд 1

Подготовили ученики 10 класса Евсеева Яна, Величко Ксения и Дубоносов Дмитрий
Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина

Слайд 2

Для А.С. Пушкина настоящий человек - это человек, обладающий добротой, простотой, бескорыстием, душевной красотой, неразрывно связанный с народом, понимающий природу и искусство. Всеми этими качествами обладает любимая героиня Пушкина - Татьяна Ларина.

Слайд 3

Татьяна является любимой героиней Пушкина, он неоднократно подчеркивает свою привязанность к этой очаровательной девушке, подробно выписывая ее портрет, характер, образ мыслей. Ни красотой сестры своей. Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива. Как лань лесная боязлива...

Слайд 4

Лишая героиню яркой и броской внешности, Пушкин подчеркивает внутреннюю красоту, богатый духовный мир и гармонию ее личности. Татьяна самодостаточна, ей не требуется искусственного дополнения. С детства ощущались в ней цельность и богатство натуры. И были детские проказы Ей чужды: страшные рассказы Зимою в темноте ночей Пленяли больше сердце ей.

Слайд 5

В ней нет фальши, неискренности, она не способна лицемерить. Ее нравственные правила тверды и постоянны. От природы она одарена Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным.

Слайд 6

Татьяна - натура созерцательная, любит деревню и русскую природу. Она много читает, мечтает о будущем, представляя себя той или иной героиней романа. Это достаточно легкомысленно, но она молода, и так поступают почти все юные читательницы. Романтическая натура Татьяны не могла не заметить Онегина и не остановить выбора на нем: очень уж он отличался от пошлого окружения поместных дворян. В письме герою она напишет: Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой... ......................................... Ты чуть вошел, я вмиг узнала. Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он!

Слайд 7

Трагедия Татьяны состоит в том, что она прониклась чувством к человеку, который был «эгоистом», хотя и «страдающим», «печальным чудаком», который не мог внести в ее жизнь того, о чем она мечтала. Через три года после вынужденной разлуки Татьяна вновь встретилась с Онегиным. К тому времени она уже была замужем, стала светской дамой, княгиней. Она встретила всеобщее уважение и преклонение в высшем свете. Но под внешним лоском, в глубине души, в Татьяне все еще жила простая, милая девушка с чистыми помыслами. Но как она относится к роскоши, окружающей ее повсюду, к своим успехам в свете?

Слайд 8

Автор откровенно любуется Татьяной, она выгодно отличается от окружающего ее общества, видит суетность и пустоту столичной жизни, мечтает оказаться в деревне, где была счастлива и страдала, но в окружении родных, а главное, была предоставлена самой себе. Здесь же вынуждена подчиняться законам светской жизни, которую сравнивает с «маскарадом». Любовь к Онегину не угасла, она ушла вглубь. Героиня мучается, но как благородно это страдание!

Слайд 9

Проходят эпохи, меняются моды, увлечения, общественные условия и порядки, нравственные законы и устои, но всегда будут в чести те душевные качества, которые делают милой Татьяну Ларину: чистота, благородство, верность.


Пушкин работал над романом свыше семи лет. Роман был, по словам Пушкина, »плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».Работу над ним Пушкин называл подвигом -из всего своего творческого наследия только Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции. Начал работу над «Онегиным»Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки.


В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.


Пушкин создал целую галерею женских типов, наделенных прекрасными качествами характера: верностью, преданностью, женственностью (кстати, женственность это прежде всего стремление к самопожертвованию кто-то дал ей такое определение), способностью к глубоким, сильным чувствам. Таковы Марья Гавриловна («Метель»), Марья Миронова («Капитанская дочка»), Марья Троекурова («Дубровский»). Каждая из этих женщин по-своему прелестна, но Татьяна Ларина ярчайшее из созданий пушкинского гения. Когда говорят о ней, прежде всего упоминают два пушкинских определения: «Татьяна милый идеал»и «Татьяна русская душою». Этот образ пожалуй, вызывает меньше всего споров и разногласий


Татьяна натура духовная, а значит, несмотря на внешнюю замкнутость и скрытность, внутренне, на тонком, душевном уровне, она открыта миру /духовность, попросту говоря, и есть открытость миру/. Связанная миллионом невидимых нитей с родной природой, культурой, русским народом, она в то же время ощущает себя частицей бесконечного космоса. Татьяна «родилась» в 1803 г. Близость Татьяны к родной почве, к русской культуре, народный тип сознания выражаются и в том, что ей близки по духу русские народные обычаи и традиции. Татьяна не задумывалась над тем, с чем связана эта любовь. Я думаю, не только с уникальной красотой русской зимней природы, ее спокойствием и величием.




Выстраивая свою жизнь по привычному для нее сюжету романов, Татьяна предполагает лишь две возможных разгадки характера Онегина: «ангел-хранитель»(Грандисон) или «коварный искуситель»(Ловелас). В первом случае ее жизнь должна была превратиться в идиллию, во втором ее ждала гибель («Погибну, Таня говорит, но гибель от него любезна»). (Кстати, романтик Ленский тоже видит в людях только проявление двух крайностей: хранитель искуситель). Однако реальная жизнь преподнесла Татьяне неожиданный сюрприз:Онегин повел себя непредсказуемо, он просто спустил ее с небес на землю. Отныне «гордое терпенье» и тихая, бескорыстная любовь стали смыслом и содержанием ее жизни.


Юная, неопытная Татьяна, конечно, не могла и подумать о том, что слишком форсирует события. Разумнее было бы дождаться следующего приезда Онегина, прочитать в его взгляде (который, как известно, красноречивее любых слов) равнодушие или интерес и в зависимости от этого действовать. Признаваться в любви к равнодушному к тебе человеку абсолютно бессмысленно! Но это с точки зрения разума, Татьяна же, как мы знаем, была целиком под влиянием чувств, а чувства не оставили ей возможности иного выбора: держать в себе кипящую страсть невыносимо. Жизнь Татьяныэто замечательная история воспитания в себе характера, который создавался в уроках жизни.


Татьяна, скромная, молчаливая, превратилась в «Величавую и небрежную законодательницу зал». Она преобразила «бездушный мир», в «маскарад» Петербурга она привнесла свою простоту и естественность. Возникает резонный вопрос: почему высший свет, который мы привыкли считать фальшивым и лицемерным миром, и тому есть весомые причины, далеко не противен Татьяне? Почему она так органично вписалась в него? Нет ли здесь противоречия?


Одной из проблем, связанных с романом в стихах «Евгений Онегин», является проблема незавершенности романа, но точнее будет сказать внезапности, неожиданности его конца. Но ведь такой же неожиданной бывает смерть в молодом возрасте, в разгар жизненного пира, и автор, считая это блаженством («Блажен, кто праздник жизни рано оставил...»), очевидно даже панически боясь смерти, предпочитает безвременную кончину жалкой, дряхлой старости. Пушкин расстался с любимым детищем, прощаясь с порой молодости, с «праздником жизни»

МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района Московской области

Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Привезенцева Елена Николаевна




Татьяна и Онегин

ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ ГЕРОЕВ РОМАНА.


Татьяна Ларина

Внешность и характер героини дороги автору. «Ни красотой сестры своей, / Ни свежестью ее румяной / не привлекла б она очей. / Дика, печальна, молчалива». «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой»: играм предпочитала уединение, ей « с детства нравились романы» и рассказы няни о старине.

аудиофрагмент


  • Пора пришла, она влюбилась.
  • Так в землю падшее зерно
  • Весны огнём оживлено.
  • «Мечтательница нежная», - так говорит Пушкин о любимой героине. Приход любви в душу, Татьяны обращает её вновь к любимым книгам и литературным героиням, они стали ещё ближе и дороже её душе. В 11 строфе Пушкин даёт характеристику нравоучительных романов 18 века, которыми увлекается Татьяна.
  • Чтение 11 строфы 3 гл.

  • Встреченный на её жизненном пути, Онегин сливается в сознании Татьяны с образом героя романа. – Она Онегина воспринимает «как совершенства образец», а в себе видит героиню романов Руссо, Ричарда, Жорж Санда,.
  • Но в следующей в следующей строфе Пушкин тонко переводит читателя в мир образцов романа нового типа, который пришёл на смену нравоучительному роману 18 века.

  • Чт. 12 строфа.
  • Эта строфа даёт характеристику Онегину, как герою нового типа. В нём торжествует порок и безнадёжный эгоизм. Так показывает Пушкин трагедию Татьяна, «мечтательницы милой», не умеющей ещё отличить встреченного ею в жизни и полюбившегося ей человека от героев «своих возлюбленных творцов».
  • Чт. 15 строфа 3 гл.
  • Татьяна любит не шутя
  • И предается, безусловно
  • Любви, как милое дитя.
  • видеофрагмент

  • … И вот она одна.
  • Всё тихо. Светит ей луна
  • Облокотясь Татьяна пишет,
  • И все Онегин на уме…
  • X X X
  • Любовь невинной девы дышит
  • Письмо готова, сложено…
  • Татьяна! Для кого ж оно?
  • Письмо Татьяны предельно искренне: это – письмо, где сердце говорит, где все наружи, всё на воле. Здесь видна душа Татьяны, её сокровенные чувства и мысли; мы видим её «девочкой не смелой, влюблённой, бедной и простой».
  • Чт. 3 гл. строфа 31.

  • Кто ей внушал и эту нежность, И слов любезную небрежность? Нужно было очень сильно полюбить, что бы решиться, написать Онегину первой. Но Татьяна робеет: она не указала адресата, ей страшно произнести имя героя. Испуганная желанным, так долго ожидаемым и всё же неожиданным приездом Онегина, Татьяна вызывает его про себя по имени. Здесь он! Здесь Евгений/, но в письме имени Онегина нет. Нет и подписи Татьяны.
  • Пушкин долго колебался, как поступить в этом случае. В черновиках последних строк письма есть такие варианты:
  • «Именоваться нужды нет.
  • Но подписаться… Силы нет.
  • Подумала: что скажут люди?
  • И подписала: Т.Л.»

  • Но день протёк, и нет ответа./ Другой настал: всё нет как нет/. Другой настал: всё нет как нет.
  • Чт. Гл.3. строфа 36.
  • Увы, Татьяна увядает;
  • Бледнеет, гаснет и молчит!
  • Ничто её не занимает,
  • Её души не шевелит.
  • X X X
  • Гл. 3. строфа 38.


Гл. 3. строфа 41.

Но, наконец, она вдохнула

И встала со скамьи своей;

Пошла, но только повернула

В аллею, прямо перед ней

Блистая взорами, Евгений

Стоит подобно грозной тени,

И, как огнём обожжена,

Остановилася она.


Гл. 4. строфа 11. Сцена Объяснения Татьяны и Онегина.

Онегин колеблется: так много хорошего, искреннего, честного, молодого проснулось в его душе, когда она соприкоснулась с любовью Татьяны. Искренней, чистой, доверчивой; но разочарованной Онегин равнодушно проходит мимо искреннего и чистого чувства Татьяны.

Как вы думаете, виноват ли Онегин в том, что он не любит Татьяну?


  • «И что же сулила бы ему в будущем эта любовь? Что бы нашёл он потом в Татьяне? Или прихотливое дитя, которое плакало бы оттого, что он не может, подобно ей, детски смотреть на жизнь. И детски играть в любовь,- а это, согласитесь, очень скучно; или существо, которое, увлекшись его превосходством, до того подчинилась бы ему, не понимая его, что не имела бы ни своего чувства, ни своего смысла, ни своей воли, ни своего характера. Последние спокойнее, но зато ещё скучнее. И это ли поэзия и блаженство любви!»
  • В.Г. Белинский
  • В.Г. Белинский
  • В.Г. Белинский
  • В.Г. Белинский
  • В.Г. Белинский

Чт. 4. Онегин, которому легко было бы претвориться влюблённым и обмануть Татьяну, честно сказал ей о том, что он не может быть её мужем. Это был благородный и прямой поступок.

Строфа 18 гл. 4.

Вы согласитесь, мой читатель,

Что очень мило поступил

С печальной Таней наш приятель;

Не в первый раз он тут явил

Души прямое благородство…


  • Прочитать 8 главу.
  • Выучить наизусть письма Онегина и Татьяны.
  • Индивидуальное задание. Каким мы видим Онегина в 10 главе? Изменился ли он?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Александр Сергеевич Пушкин

История создания «Евгения Онегина» «Онегин» – есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии» В. Г.Белинский * Роман создавался с 1823 по 1831гг. (Пушкин работал над романом 7 лет 4 месяца 17 дней) * В 1833 вышел в свет. * Охватывает события с 1819-1825г. (времена правления Александра I)

Зеркальная композиция I часть: Татьяна пишет Онегину письмо с признанием в любви и получает отповедь II часть: Онегин пишет письмо Татьяне с признанием в любви и получает отповедь

Особенности сюжета: 2 особенности

В центре романа – любовная интрига, вечная проблема чувства и долга Жанр « Онегинская » строфа Автор выбрал промежуточную форму, объединяющую эпос и лирику. Жанр – роман в стихах Она состоит из 14 строк четырёхстопного ямба. Общая схема предстаёт ясной и простой: состоит из 3 четверостиший и двустишия: 1 (абаб), 2 (ввгг), 3 (деед), 4 (жж), т.е. перекрёстная, парная, кольцевая рифмовки и заключительное двустишие.

Система образов в романе «Евгений Онегин» Образ Татьяны – вершина психологического реализма пушкинской поэзии. А сам роман начинает собой историю русского реалистического романа.

Роман «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни» Со страниц романа мы узнаем: О воспитании детей в дворянской семье; О моде в высшем свете; Об образовании; О культуре, репертуаре театров; О высшем свете Петербурга; О патриархальной Москве; О жизни провинциальных помещиков; О деталях быта.

Главный герой романа. Евгений Онегин «Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа Без предисловий сей же час Позвольте познакомить вас…» Молодой дворянин, аристократ по происхождению и воспитанию; Внешностью подобен «ветреной Венере»; Эгоист и скептик с острым и злым языком; по мнению света «умен и очень мил»; Быстро разочаровался в суете светской жизни, в людях, самом себе; Знаток «науки страсти нежной», но сумел разглядеть в Татьяне её глубину, непохожесть на других; В нем сложное переплетение «старого» и «нового»: боится «мнения света», которое сам же так презерал.

Онегин и Ленский – «волна и камень», «лёд и пламень» «Он слушал Ленского с улыбкой, Поэта пылкий разговор, И ум, ещё в сужденьях зыбкой, И вечно вдохновенный взор,- Онегину всё было ново; Он охладительное слово В устах старался удержать И думал: глупо мне мешать Его минутному блаженству…»

Дуэль Онегина и Ленского Нелепость дуэли (всем, кроме Ленского, было ясно, что дело заключается в недоразумении); Было нарушение правил дуэли (Зарецкий был единственным секундантом и вел себя как лицо заинтересованное, Онегин опоздал более, чем на час); Онегин не отказался от выстрела из-за боязни быть смешным или сделаться предметом сплетен

Татьяны «милый идеал»

В основе ее мира – народная культура. Интуиция, проницательность, природный ум. Перед нами неброская, печальная, но глубокая натура с богатым внутренним миром. Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей … Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна.

Татьяна Ларина в любви «Я к вам пишу – чего же боле? Что я ещё могу сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать, Но вы к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня…»

Онегин и Татьяна «Мне ваша искренность мила, Она в волненье привела Давно умолкнувшие чувства. Учитесь властвовать собою; Не всякий вас, как я, поймёт: К беде неопытность ведёт…»

Лирические отступления в романе Автобиографические (воссозданы реальные факты из биографии поэта); Энциклопедические (узнаем о жизни светской молодежи, поместных дворян и многие другие подробности); Пейзажные зарисовки среднерусской полосы России (перед читателями проходят все времена года; помогает раскрытию характеров героев романа); Философские размышления (о жизни, ее быстротечности, о дружбе, о любви, о театре, о литературном творчестве, о неотвратимости смерти, о повторяемости событий и судеб и др.); Исторические (автор совершает экскурсы в русскую историю (о Москве, об Отечественной войне 1812 года); Авторские оценки (автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценку)

Особенности и значение романа «Евгений Онегин» Уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогов ни в русской, ни в мировой литературе; Первый реалистический роман в русской литературе; Явление исключительное по широте охвата русской действительности первых десятилетий 19 века; Глубоко национальный роман по исторической верности и полноте характеров; Глубоко лирическое произведение. Это роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях; Лирическое и эпическое здесь равноправны (эпическим является сюжет, а лирическим – авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю) Его образами и отдельными деталями может воспользоваться для характеристики эпохи и историк и исследователь русского быта.

Спасибо за внимание!


1 слайд

Проект по литературе «Татьяна Ларина» Выполнила: ученица 10 класса Ковалькова Мария Руководитель: учитель литературы Чумакова Т. Н

2 слайд

План проекта 1. «Евгений Онегин»- роман в стихах 2. История создания «Евгения Онегина» 3. Главные герои 4. Татьяна Ларина 5. Встреча Татьяны и Онегина в саду 6. Основные черты Татьяны 7. Протопит Татьяны

3 слайд

Немного о произведении А.С Пушкина «Евгений Онегин» «Евге ний Оне гин» (1823-1831) - роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, одно из самых значительных произведений русской словесности. «Евгений Онегин – роман, основу которого составляют взаимоотношения двух основных героев – Онегина и Татьяны. Критик В. Г. Белинский роману дал определение – «энциклопедия русской жизни». По мотивам романа Чайковский написал одноимённую оперу.

4 слайд

История создания «Евгения Онегина» Пушкин работал над романом свыше семи лет. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции. Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. Первая глава романа была опубликована в 1825 г. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа - любовная интрига. Роман является уникальным, ведь ранее в мировой литературе не существовало ни одного романа в стихах. Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пестрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа. Роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века, так как широта охвата романа показывает читателям всю действительность русской жизни, а также многосюжетность и описание разных эпох.В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа - Татьяна Ларина и Евгений Онегин.

5 слайд

Главные герои романа «Евгений Онегин» Евгений Онегин Татьяна Ларина Ольга Ларина Владимир Ленский В романе упоминается также отец - Дмитрий Ларин - и мать Татьяны и Ольги; няня,«княжна Алина» - московская кузина матери Татьяны Лариной; дядя Онегина; ряд комичных образов провинциальных помещиков (Гвоздин, Флянов, «Скотинины, чета седая», «толстый Пустяков» и проч.); петербургский и московский свет.

6 слайд

Татьяна Ларина Татьяна растет в семье одинокой девочкой, не любящей играть с подругами, большей частью она погружена в себя, в свои переживания. О людях, о жизни она привыкла судить по прочитанным ею романам. Автор подчеркивает, что девушка была лишена кокетства и притворства - качеств, которые так не нравились ему в женщинах. Татьяна таким образом создала в своем воображении образ возлюбленного, не похожего на других,таинственного. Именно таким и явился в ее глазах Онегин. Татьяна любит и великолепно чувствует природу, она живет просто и естественно, в полной гармонии с восходами и закатами, с холодной красотой зимы и пышным убранством осени. Природа питает ее духовный мир, способствует уединенной мечтательности, сосредоточенности на движениях своей души, простоте и естественности поведения. Забавам и развлечениям сверстников она предпочитает “страшные рассказы зимою в темноте ночей”, красочные, полные глубокого, таинственного смысла народные песни и обряды. Татьяна увлеченно читала сентиментальные романы, искренне сопереживая их героям, восхищаясь высоким накалом их чувств. И когда пришла пора влюбиться, огонь ее любви вспыхнул ярким, неугасимым пламенем: его питали и романтические чувства любимых персонажей, и неутолимый жар одинокой, стремящейся к высокому общению души.

7 слайд

8 слайд

11 слайд

Протопит Татьяны Лариной Татьяна Ларина - одним из прототипов можно считать Авдотью (Дуня) Норову, подругу Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины. В этом образе также можно найти черты Марии Волконской, дочери героя войны 1812 года Н. Н. Раевского (у которого Пушкин гостил в Крыму во время южной ссылки) и жены декабриста С. Г. Волконского, друга Пушкина, а также Анны Керн, возлюбленной Пушкина. Она же, Анна Керн, была прототипом Анны Карениной. Хотя внешность Анны Карениной Лев Толстой списал со старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, но имя и история очень близка к Анне Керн. Так, через историю Анны Керн, в романе Толстого «Анна Каренина» можно найти связь с романом «Евгений Онегин».