Действительно, у Марлен Дитрих было множество поклонников, многие из которых возводились затем в ранг любовников. Перечислить всех, наверное, невозможно. Вот только начало списка: Джозеф фон Штернберг - режиссер, который ее «сделал», актер Гэри Купер, с которым Марлен снималась в своем первом американском фильме «Марокко», баскетболист Джонни Маккалиф, актер Брайан Эхерн, теннисист Фред Перри…

Приезжал в Америку из Германии частенько и муж, Рудольф Зибер, и они - Марлен Дитрих, кто-нибудь из любовников и ее муж - уютно, тихо завтракали или обедали. Марлен любила всех. Главное общение, ласки, а отнюдь не секс. В Париже у нее был роман с одним из Ротшильдов. В любовниках Марлен ходили герой венской оперетты Ганс Ярая и звезда немого кино Джон Гилберт. Гилберт страдал припадками (последствия пьянства) и скончался от удушья 9 января 1936 года в возрасте 36 лет. По словам дочери, Марлен была с ним, когда это случилось, но поняв, что бедняга умирает, сбежала - такой трагический эпизод мог очень плохо отразиться на ее карьере. Она приказала слугам уничтожить все следы ее пребывания в спальне. Вызвала врача. Посмотрела с печалью и содроганием на лицо умершего Джона и исчезла из квартиры. На похоронах Гилберта она лишилась чувств.

Гибель любовника не остановила актрису. Как пела ее героиня в «Голубом ангеле»:

Снова любовь в сердце моем,

Как ни крути - бесполезно

Пробовать дать ей под зад каблуком

Или поставить на место.

Прагматичная Дитрих была уверена в том, что любовные романы ее тонизируют и облагораживают. Подзаряжают жизненной энергией. Я не знаю, читала ли Марлен Чехова, но у Антона Павловича на этот счет точное определение: «Женщина без мужчины стареет, а мужчина без женщин глупеет».

Марлен не хотела стареть и поэтому то и дело ныряла в волны любви. Композитор Миша Шполянский. Молодой и полный сил Юл Бриннер, еще не снявшийся в своей «Великолепной семерке». Сладкозвучный Фрэнк Синатра, о котором Марлен сказала: «Самый нежный мужчина из всех, кого я встречала». Дуглас Фербенкс-младший, который вылепил Марлен нагой и преподнес ей скульптуру, оставив себе гипсовую копию. Марлен Дитрих была связана и с известным дипломатом Эдлаем Стивенсоном, по поводу которого актриса как бы мимоходом заметила: «И как только человек, который пишет такие великолепные выступления, может быть таким неинтересным?.. Я, правда, ответила Стивенсону согласием, когда он попросил об „этом“ - он так смущался и был так мил, словно маленький мальчик».

Еще встречался с Марлен великий физик Роберт Оппенгеймер. Известно, что он был одним из тех, кто открыл секрет атомной бомбы. Но неизвестно, открыл ли он секрет Марлен Дитрих. Для многих других, особенно артистов, секретов не было. Марлен Дитрих не держала секретов в области любви. И тут уместно привести слова режиссера Фрица Ланга:

«Когда она любила мужчину, то отдавала ему всю себя, но при этом продолжала поглядывать по сторонам. В этом заключалась главная трагедия ее жизни. Наверное, ей надо было постоянно доказывать самой себе, что на смену одному возлюбленному всегда может прийти другой».

Это с мужчинами. А с женщинами? Да-да, Марлен Дитрих была бисексуалкой. В Голливуде у нее была громкая связь со жгучей красавицей Мерседес де Акоста. Этой связи Марлен добивалась долго, ибо Мерседес являлась пассией самой Греты Гарбо. Марлен заваливала Мерседес цветами и подкрепляла атаку пряными комплиментами. Наконец, 16 сентября 1932 года крепость пала: женщины провели полдня в постели. Любовь эта продолжалась довольно долгое время и вызывала в обществе негативную реакцию - все-таки консервативные 30-е годы!

И еще одна любопытная деталь. В оставленных мемуарах Мерседес есть такое признание: «Дитрих была профессионалкой, а Гарбо художницей». То есть, в конечном итоге, Марлен Дитрих не удалось переиграть в постели свою извечную соперницу Грету Гарбо.

А еще была Эдит Пиаф, крохотный воробышек с могучим голосом и ярко выраженным либидо. И американская писательница Гертруда Стайн, о которой так отозвался Эрнест Хемингуэй: «Мне всегда хотелось с ней переспать, и она об этом знала». Что добавить к этому? Только одно: Марлен Дитрих спала и с Гертрудой Стайн, и с Хемингуэем, впрочем, последнее некоторые историки оспаривают, считая, что их роман был скорее платоническим.

Собственное имя - Мария Магдалена фон Лош. Американская киноактриса. Снималась в фильмах «Голубой ангел» (1930), «Марокко» (1930), «Желание» (1936), «Свидетель обвинения» (1957), «Прекрасный жиголо - бедный жиголо» (1978) и др. Известна и как эстрадная певица. Выпустила книгу мемуаров.

В её образе главным была тайна. Свою жизнь кинозвезда превратила в профессию: её манера одеваться, манера испытывать судьбу - скандалом или риском - создавали легенду о Дитрих.

В 1929 году в Берлин приехал из Голливуда американский кинорежиссёр Джозеф фон Штернберг, которого называли «Ренуаром кинематографа». Это был не запланированный поворот сценария судьбы Марлен Дитрих. Она не знала человека по фамилии фон Штернберг, не слышала об его успехе, но дружила с секретаршами студии УФА - крупнейшего германского киноконцерна.

Фон Штернберг заявил руководству студии, что нашёл актрису для своего фильма «Голубой ангел». Но в УФА у Марлен была скандальная слава, и режиссёру сказали, что у Дитрих нет таланта. Но талант у неё был, а вот в любовной связи ни с кем из руководства компании она не состояла. Дело дошло до скандала: после одной из проб очередной дамы Штернберг закричал: «Либо утверждаете Дитрих, либо я уезжаю в Америку». Штернберг не представлял, какую актрису он утвердил на главную роль…

В то время особой популярностью в Берлине пользовался бар-кафе «Экселент». Мужчины туда приходили нарумяненные и с подкрашенными губами. Марлен появилась в «Экселенте» в мужском фраке. Костюм ей шёл. К фраку она добавила тоже исключительно мужскую деталь туалета - монокль, который со скандалом был взят напрокат у собственной матери. Там Марлен познакомилась со своим будущим мужем Рудольфом Зибером, начинающим кинопродюсером.

Дитрих вышла замуж после ожесточённой борьбы с семейством. Мать не столько согласилась с её аргументами, сколько уступила её упрямству. Были приглашены свидетели с двух сторон, и в лютеранской кирхе повенчали Рудольфа Зибера с Марией Магдаленой фон Лош - Марлен Дитрих. Радости брака поначалу поглотили её целиком, у неё родилась дочь Мария, та Мария, которая потом вышла замуж за известного мебельного фабриканта румынского происхождения Рива, устраивала в Нью-Йорке знаменитые шоу со слонами и в конце концов написала скандальную книгу о жизни матери.

«Голубой ангел» был первым звуковым фильмом в Европе. Когда «великий немой» заговорил, оказалось, что хрипловатый голос Марлен полон эротики. А ещё оставалось тело… которое уже целиком принадлежало Джозефу фон Штернбергу. В домашнем кругу Марлен говорила о нём: «Этот в брюках-гольф, который обожает чудачества».

Штернберг соблазнил Дитрих Голливудом. Марлен несколько переигрывала в своём ироническом отношении к нему. Джозеф был её первым героем-любовником, которому она подчинялась беспрекословно. Образ, который он придумал для Марлен, - аристократка, равнодушная к аристократическим принципам, - был приятен снобистской публике. Штернберг научил Марлен красоте порока. Увлечённая этой мрачной красотой, актриса создала свой знаменитый имидж «покорительницы сердец».

Молодая немка, приехавшая сниматься в незнакомую страну, не думала, что задержится в Америке. Фон Штернберг убедил хозяев «Парамаунта 2» в том, что им необходима суперзвезда. Дитрих должна была выдержать тяжёлую борьбу за сердца зрителей, хотя её настроение победу не предвещало: она относилась к себе очень скептически: «Вы видели когда-нибудь такие бёдра?» - жаловалась она костюмершам. После первой пробы к «Марокко» фон Штернберг тихо сказал ей, что в ней нет ничего от секс-бомбы. Новый имидж нужно было создавать. Этой задаче Джозеф отдался полностью и немного переусердствовал: когда Марлен увидел один из директоров «Парамаунта», он тут же попытался её соблазнить. Перспектива стать игрушкой администратора испугала Марлен, и она окончательно вверила себя «голливудскому маркизу» - Штернбергу.

Марлен оказалась победительницей. Зрителям её любовь показалось подлинной. Но одержанная победа не осталась без последствий.

В 1932 году фон Штернберг подарил ей «роллс-ройс» (вторая машина в её жизни) с условием: пользоваться услугами шофёра. Штернберг боялся, что такая скрытная женщина, как Марлен, в один прекрасный день захочет уехать куда глаза глядят. Марлен подчинилась его условиям, но купила себе белую кожаную шофёрскую куртку, белые перчатки и белые с чёрными носами ботинки. Так выглядели шофёры и гангстеры в фильмах. Колёса машины были тоже белыми, были заказаны и специальные шины. Марлен садилась за спиной шофёра на заднее сиденье и пугала Штернберга тем, что когда-нибудь сядет на переднее.

Штернберг назвал свой подарок «кораблём, на котором Парис похитил Елену». Не он один отмечал эту психологическую близость Марлен к той, которая соблазнила Менелая, потом Париса, и в сущности всегда поступала так, как того хотела она, а не влюблённые в неё мужчины.

Подарок Штернберга стал темой многочисленных газетных публикаций. Журналисты описали машину, заметили, что она имеет мистический номер из двух семёрок, тройки и ноля, а к бамперу прикреплена статуэтка богини Ники. После этого «роллс-ройс» той же модели в течение нескольких дней купили сразу десятки богатых людей.

После феноменального успеха «Марокко» Марлен купила себе дом в Беверли-Хиллз, на углу проспекта Роксборо и бульвара Сансет. Дома на перекрёстках стоили обычно дороже, чем в середине улицы. «Угловые» считались архитектурными флагманами, начинали шеренгу каменных строений, и продавались по флагманским ценам. Дом Марлен был двухэтажный, в колониальном стиле. Позже его копию выстроил Дэвид Селзник для фильма «Унесённые ветром».

Все стены нового жилища Марлен приказала обить белым мехом. Там, где это было невозможно, клеила белые обои. Туалетная комната представляла собой выставку-парад парфюмерных изделий от лучших фирм мира и занимала солидную площадь. В это время Марлен стала принимать приглашения позировать перед фотографами. В новый дом стали просачиваться репортёры светской хроники.

Единственно, куда их допустили с фотокамерами, была туалетная комната. Марлен вышла позировать в белом халате на фоне белых стен с зеркалами. Репортажи о новом доме звезды студии «Парамаунт» сделали имя дизайнеру интерьеров Марлен. Но с ним-то она и сыграла великолепную шутку.

Марлен попросила молодого маэстро остаться отдохнуть на несколько дней в доме, который он так блестяще декорировал. Молодой человек согласился. Однажды днём Марлен позвала к себе кое-кого из знакомых, а также фоторепортёров: оценивать работу дизайнера. Гости проходили комнату за комнатой, заглядывая во все углы. Дошли до ванной, Марлен гостеприимно распахнула дверь.

В великолепной белой ванне в пене сидел дизайнер. Смутившийся мужчина встал во весь рост, как бы предпринимая попытку улизнуть. Женщины прикрыли глаза. Неловкую сцену разрядило упавшее сверху холщовое покрывало, скрывшее от посторонних глаз купающегося.

Марлен была довольна. Она пояснила: «Всё предусмотрено на тот случай, если репортёры проникнут ко мне в момент, когда я принимаю ванну».

Гениального дизайнера наградили аплодисментами. Из-под холщового покрывала тот ответил смущённым «спасибо». Этого смешного случая было достаточно, чтобы дизайнера завалили аналогичными заказами состоятельные обитатели Беверли-Хиллз. Марлен умела приносить счастье тем людям, с которыми она работала.

В её жизни менялись любовники, но не менялось правило: все они знамениты и каждый носит свою маску: Ремарк пил, Габен играл на аккордеоне… Марлен казалась лишь деталью большого любовного механизма, в жизни она была сама холодность и отстранённость, и лишь на сцене и экране - живая яркая женщина. Но именно холодность и замкнутость, возможно, помогли ей победить жизнь. И она вышла победительницей. Та, с которой она соперничала - Грета Гарбо - намного раньше сошла со сцены.

В 1939 году Дитрих приняла американское гражданство.

Марлен всегда старалась выглядеть сильной. Поэтому у неё не получилась дружба с Чарли Чаплином, который сам всегда оставался преуспевающим и самоуверенным. Она же подмечала слабости за каждым человеком, могла быть злым и ироничным комментатором поступков любого мужчины из своего окружения. Может быть, только Синатра и Хемингуэй не пострадали от её острого языка. С Хемингуэем её навсегда связали воспоминания о самых светлых минутах в жизни. Она боготворила его подарки, повсюду возила фотографию с интимной надписью: «Моей милой капусте».

С Ремарком же она ссорилась, заставляя его выходить в свет, вместо того, чтобы пить с ним любимое красное вино. Она называла его изменником, когда он часами слушал музыку Чайковского, не давая Марлен уснуть. Он ходил в пиджаке с пузырями на локтях, и Марлен это так раздражало, что, когда в её жизни появился Жан Габен, предпочитавший дома ходить в толстом рыбацком свитере, Марлен показалось это счастьем.

В середине февраля 1941 года Жан Габен покинул оккупированную немцами Францию и переехал в США. Габен грустил, чувствовал себя одиноким и никому не нужным в этом городе, ему нечего было делать с его старыми парижскими привычками и скверным английским. В одном из модных магазинов Нью-Йорка, естественно, называвшемся «Парижская жизнь», он встретил… Марлен Дитрих. Ещё до войны они были знакомы, но совсем коротко… «Габен был мужчиной, супермужчиной, какого ищет каждая женщина, - написала Марлен в своих «Воспоминаниях». - У него не было недостатков. Он был совершенством и намного превосходил всё то, что я тщетно искала или пыталась себе вообразить».

Ещё одним важным обстоятельством в развитии истории было следующее: Жан Габен был французом, а французский язык был вторым языком Марлен. Она никогда не уставала повторять, что была воспитана французской гувернанткой и что в глубине души всегда ощущала себя европейкой. Боль от того, что Франция оказалась поверженной и несчастной страной, была глубокой и искренней в Марлен. Габен же появился в Голливуде не как бедный эмигрант, а в самом расцвете своего таланта и в энергичном поиске новой кинематографической славы. Соперница Греты Гарбо, Марлен умела восхищаться своими возлюбленными и уважать их. Жан Габен не был интеллектуалом. В опере он непременно зевал; когда Марлен советовала ему прочитать роман Хемингуэя, он пожимал плечами и бормотал: «Здесь не над чем даже подумать!» - «У тебя пустая голова! Послушай, как пусто внутри, - смеялась Марлен, стуча его по лбу. - Но не меняйся. Ты - совершенство».

Не преуспев в приобщении Габена к литературе, Дитрих рискнула энергично взяться за его карьеру. Карьера самой Марлен в этот период была в некотором упадке. Она с энтузиазмом исполняла все роли, которые ей предлагали, но фильмы почему-то терпели финансовый крах. К счастью, неудачи мало её трогали: у неё было столько творческих сил…

Энергии и обаяния Марлен было вполне достаточно, чтобы убедить продюсера Даррила Занука заинтересоваться одним из её проектов. «Что ж, возможно, это поможет ему наконец выучить английский», - пробормотал Занук, услышав имя Габена.

Марлен взвалила на себя всё.

Влюблённые сняли домик в Брентвуде, недалеко от киностудии. Соседнее владение принадлежало Грете Гарбо. Габен был немало изумлён, отметив, что каждый день в 18 часов «Божественная» (Гарбо), скрываясь за копной волос и чёрными очками, спускалась в сад и наблюдала за «передвижениями» соседствующей парочки. Женщина, которой поклонялись во всём мире, любила подсматривать! Габен был разочарован. Не меньшим разочарованием была пища. Гамбургеры и кока-кола! Марлен встала к плите. Фаршированная капуста и варёное мясо стали её фирменными блюдами. Впоследствии Марсель Дало, работавший бок о бок с Жаном Габеном в фильме «Великая Иллюзия» Жана Ренуара, в своих воспоминаниях подтрунивал над Дитрих, принимающей гостей в своей «золотой кухне» в дорогущем фартуке от фирмы «Гермес».

Для того чтобы атмосфера ещё более походила на парижскую, Марлен брала фисгармонию Габена, а он надевал на шею платочек и кепку на голову. И под солнцем Калифорнии звучали песенки из мюзиклов времён её молодости. Он называл её «Великая», а она говорила: «Я стала для него матерью, сестрой, другом и всем на свете». Для журналистов стало очевидным её намерение бросить сцену и посвятить себя полностью этому мужчине.

Марлен витала в облаках, а Габен подписал контракт с компанией «Фокс».

Мария Зибер, дочь Дитрих и Рудольфа Зибера, доставляла много хлопот своей знаменитой матери. Семнадцатилетняя девица прекрасно помнила свои первые шаги в кино в «Красной императрице» (где сыграла роль маленькой Екатерины) и в «Саде Аллаха». Теперь она мечтала завоевать популярность и избавиться от унизительного положения дочери знаменитости. Она более не хотела находиться в тени гигантской и всепроникающей славы Марлен. Конфликт разразился из-за намерения Марии выйти замуж за одного режиссёра. Разговор с матерью о замужестве не привёл ни к чему хорошему. Марлен возмутилась. Никогда! Мария слишком молода! Габен вмешался в конфликт, встав на сторону бунтарки, надеясь смягчить ситуацию. Габен уже не мог скрывать своего раздражения.

Европа находилась в огне сражений, а он был так далеко, он был всего лишь «баловень Великой», прохлаждался в Голливуде! Марлен подлила масла в огонь: её экстравагантность как секс-символа Голливуда, эмансипированность поведения, - всё это было слишком, особенно для такого человека, как Габен. В конце 1942 года он решил покинуть Соединённые Штаты и распрощаться с кинематографом, чтобы примкнуть к французским освободительным войскам. «Прекрасно понимаем ваши намерения, - сказали ему в компании «Фокс», - но было бы гораздо лучше последовать примеру своих коллег, которые участвуют в борьбе с нацизмом, создавая патриотические фильмы».

Но Габен всё же добился своего: вскоре после завершения работы в фильме Жюльена Девивьера «Обманщик» он встретился в Нью-Йорке с представителем Морских вооружённых освободительных сил Франции и поступил на военную службу. Марлен была безутешна. На прощанье Габен подарил ей три картины: Сислея, Вламинка и Ренуара… Каким был прощальный дар Марлен? Когда Габен покидал американскую таможню, некая упаковка - «роскошный подарок», с которым он обращался с великой осторожностью, - породила в коридоре слухи, что это «алмазное ожерелье». В середине апреля 1943 года Габен получил приказ явиться в порт Норфолк на борт судна, предназначенного для эскорта. Его сопровождала Марлен. Они просто поужинали в ресторане, посмотрели фильм о войне с участием Хэмфри Богарта и расстались в два часа ночи.

Марлен казалось, что она умирает от горя. Она не могла и думать о возвращении в Голливуд к ролям на английском языке. Её душа была в постоянном беспокойстве, она бродила по дому, который отныне казался ей навсегда опустевшим, и задерживалась подолгу перед фотографиями времён их счастья.

Тридцать лет спустя Дитрих сказала: «Он зажёг во мне огонь, который никогда не погаснет». Но актриса не относилась к числу тех женщин, которые готовы утопить себя в своём горе. Пройдя все военные инстанции, Марлен решила завербоваться в женский отдел WAF. Конечно, несмотря на её пышные речи о патриотизме, всё это делалось с одной-единственной целью: найти Габена. Возможно, мысль пересечь Атлантику, чтобы увидеть Марлен, посещала и Габена. Но он был в Алжире по военному заданию. Объявление о возможном приезде актрисы не было для Габена сюрпризом: он-то знал, как она упряма.

Во время войны Дитрих стала воплощением мечты солдата. В её облике было что-то греховное. В этой порочности солдаты видели черты тех из своих возлюбленных, которые не ждали их с фронта. В части, где побывала Марлен, вербовались охотнее, чем туда, где она не была. Повсюду Марлен ездила со своим фотографом, всюду дарила свои бесчисленные фотографии. Её фото с солдатами подтверждали, что аристократка Марлен «сидела» в окопах, хотя её дочь Мария Рива утверждала впоследствии, что это вымысел. Во время войны рассказывали анекдот. Марлен спрашивают: «Правда ли, что на войне у вас был роман с Эйзенхауэром?» «Что вы! - отвечает Марлен. - Генерал никогда так близко не подходил к передовой».

Зимой Дитрих оказалась в самом центре битвы за Бастонь - там же, посреди разрывающихся бомб и рёва пикирующих самолётов, был и Габен. Однажды вечером, исколесив линию фронта в поисках «серых волос под каской морского стрелка», Дитрих внезапно увидела знакомую фигуру и закричала: «Жан!» В автобиографии Марлен описала эту сцену в драматическом стиле Голливуда. В реальной жизни Габен, похоже, был обескуражен, увидев «Великую», столь взволнованную встречей. «Какого дьявола ты тут делаешь?» - пробормотал он.

Оба уже были увенчаны славой. Но время чуть-чуть дрогнуло и покатилось от них прочь… Соединённые Штаты вручили звезде медаль Свободы; Франция вручила ордена «Кавалер Почётного легиона» и «Офицер Почётного легиона». Габену был вручён Крест за участие в войне. Но всё это не устраивало «Великую». Габен был слишком скромен, французы - слишком безразличны, они недооценивали мужество её мужчины и всё то, что он сделал, чтобы помочь своим соотечественникам, находившимся в плену в Германии.

В освобождённом Париже с изумлением увидели седые волосы Габена. Молодой бунтарь из фильма «Знамя» повзрослел и постарел. Для него не оказалось места в послевоенном кинематографе. Почти то же говорилось в отношении Марлен, которая после отъезда в Америку для лечения обморожений, полученных в морозную военную зиму, вернулась к Жану в Париж. Она сняла квартиру на авеню Монтанья, которую не покидала до самой смерти в мае 1992 года. Отношения Марлен и Габена изменились. Они стали относиться друг к другу с юмором. О них язвительно говорили: «Странная пара». Победитель в войне рядом с немкой: какая провокация! Но Жан Габен был упрям. Он согласился сняться в фильме «Двери в ночи» Марселя Карне, но с тем непременным условием, что в нём будет сниматься и «Великая». Сделка не состоялась. Роль отдали Иву Монтану. В 1946 году они намеревались вместе участвовать в съёмках фильма «Мартин Романьяк терпит банкротство». Марлен потом со злостью цитировала в воспоминаниях чей-то вердикт: «Имён Жана Габена и Марлен Дитрих ещё недостаточно, чтобы привлечь зрителя». Она была подавлена. Он - спокоен: «Немного подождём».

Марлен, состояние финансов которой несколько расстроено, возвратилась в Голливуд для съёмок в фильме «Золотые годы», который практически ничего не добавил к её предыдущим успехам. Что они говорили друг другу, стоя у трапа самолёта? Может, он пытался убедить её выйти за него замуж? Он хотел семью, детей. Бунтарский дух молодости остался за плечами. Она, возможно, отвергла его предложение. Марлен ещё не развелась с Рудольфом Зибером, которому регулярно поверяла свои кинематографические и личные тайны. Она обожала Париж и Францию… но принадлежала всему миру.

Когда Марлен вернулась в Париж, чтобы быть поближе к Жану, она снова стала рабой своей любви. Ещё надеясь возродить магию их отношений, она была в шоке, узнав, что Габен был замечен в обществе актрисы Мартин Кэрол. Жан постепенно отдалялся от Марлен, которая уже не была ему так необходима. Однажды вечером, в кабаре, они случайно оказались рядом за столиками. Не имея возможности избежать встречи, он поприветствовал её, приподнявшись из-за стола. И ничего больше. Он уходит, шагая своей морской походкой, не поворачивая головы и ничего не выражая своим взглядом.

«Моя любовь, которую я доказала ему, велика и нерушима», - уверяла Марлен. Она по-настоящему запаниковала лишь тогда, когда прочла о женитьбе Габена в марте 1949 года на Доменик Форнье, манекенщице из Ланвина, которая впоследствии дала ему то, о чём он мечтал: троих детей и нормальную жизнь, лишённую помпезности. В отчаянии Марлен решила во что бы то ни стало увидеться с Габеном. Однажды она последовала за супружеской четой и, когда те уселись в ресторане, села за столик рядом, надеясь, что Габен с ней заговорит. Он же приветствовал её так нарочито громко, что привёл в замешательство. В течение нескольких лет она продолжала звонить ему, но ей так и не удалось ни нарушить, ни понять его ледяного молчания. «Я потеряла его, как теряют все идеалы». Габен умер в 1976 году. Марлен Дитрих, чей муж ушёл из жизни чуть раньше, сказала: «Я овдовела во второй раз».

Дитрих искала новых рецептов жить и пробуждать внимание. Она решила подарить своим зрителям остановившееся время - ту Марлен, которую они запомнили в эпоху своей молодости, в расцвете её карьеры, Дитрих из легенды. Она решила вернуться на театральные подмостки со своим шоу.

Её первое выступление состоялось в Лас-Вегасе в 1954 году. Ни в каком другом городе она не могла бы назначить сразу столь высокие цены на билеты. На сцену она вышла в платье золотого цвета с металлическими нитями весом 36 килограммов. А ей было уже 53 года. Но тяжесть надо было понимать символически: тяжесть прожитого времени и пройденного за годы пространства, которые шлейфом тянулись за плечами Марлен. Её героиням это дарило ощущение трагизма, и это больше всего нравилось публике…

Последние годы её жизни Марлен часто видели, сидящей на балконе своего дома и смотрящей вниз. О чём она думала? Может быть, просто спала в кресле-качалке на третьем этаже парижского дома на улице Монтань, 12, в полном одиночестве, без служанок и консьержек.

Марлен Дитрих была не просто красива. Она очаровывала каждого встречного. Причем не только мужчин. Ее обольстительная сила была столь велика, что даже женщины, глядя на нее, испытывали прилив страсти. Авторы сразу двух вышедших недавно в Лондоне книг, посвященных великой актрисе (Малин Шеппард - “Дитрих”; Иан Вуд - “Дитрих: биография”), утверждают, что, несмотря на маску неприступности, она была необычайно сексуальна и обладала гипнотическим даром привораживать к себе поклонников и поклонниц.

В этом смысле очень характерен эпизод, происшедший в один из дней 1940 года на киностудии “Юниверсал филм” в Голивуде. Режиссер Тай Гарнетт, получивший заказ на постановку картины “Семь грешников” с Марлен Дитрих, задумал пригласить на главную мужскую роль молодого способного актера Джона Уэйна. Уэйн, недавно успешно дебютировавший в вестерне “Stagecoach” Джона Форда, продемонстрировал прекрасные актерские данные, обладал мощным телосложением и был очень хорош собой. Но у режиссера были сомнения - захочет ли 38-летняя капризная Дитрих сниматься с молодым артистом?

И он решил провести такой эксперимент: поставил Уэйна в коридоре, по которому они с Дитрих должны были идти в буфет. “В своей обычной манере она надменно проплыла мимо Уэйна, даже не взглянув в его сторону, - написал в своих воспоминаниях Гарнетт. - Но вдруг обернулась и смерила его с волос до ботинок. Потом тихо пробормотала, обращаясь ко мне: “Папа, купи мне это”.

В результате Уэйн стал ее партнером по фильму. А в постель она затащила его сама. Позвала к себе в актерскую уборную, заперла дверь и спросила, сколько времени. Джон не успел даже перевести взгляд на запястье своей левой руки, как Марлен задрала юбку. На ее чулочной подвязке болтались часы. “Вот видишь, дорогой, - сказала она, - еще очень рано и у нас с тобой полно времени”.

Простой американский парень Джон Уэйн, увлекавшийся боксом, футболом и рыбной ловлей, мало подходил Дитрих, отличавшейся манерами аристократки. Но Марлен, как утверждают биографы, была настоящим сексуальным хамелеоном. В пору их связи они выглядели так, словно созданы друг для друга.

Кстати, Дитрих прекрасно готовила и умела окружать своих любовников теплом и домашним уютом. В этом смогли убедиться многие знаменитости того времени. Среди ее “жертв”, как считают биографы актрисы, были актеры Джеймс Стюарт, Юл Бриннер, Гари Купер, Фрэнк Синатра, Берт Бухарах, а также генерал Джордж Паттон, теннисист Фред Перри.

А среди ее бесчисленных постельных “подружек” были Эдит Пиаф и испанская писательница Мерседес де Акоста, долгое время бывшая сожительницей Греты Гарбо.

Многие подробности интимной жизни Дитрих стали известны после того, как в 1992 году был обнаружен ее дневник с закодированными в нем именами ее любовников и датами встреч с ними. Страницы дневника рассказывают о необычайно активной сексуальной жизни актрисы. Бывало, когда она проводила по две и даже три любовные встречи в день.

Однако, несмотря на частоту таких свиданий, Марлен, как свидетельствуют многие ее партнеры, не отличалась в постели особой энергичностью, в моменты половой близости зачастую была безразлична, ленива. Казалось, что ее привлекает не сам секс, а те отношения, которые возникают между любовниками в результате его. Секс был для нее больше формой укрепления дружбы с людьми, которые ее интересовали.

Родители назвали ее Марией Магдалиной в честь библейской падшей женщины, ставшей спутницей Христа. Но позже она объединила два этих имени в одно и получилось Марлен (в старину коммунисты шутили, будто Дитрих уехала из Германии, потому что ее имя составлено из фамилий Маркса и Ленина).

Ее отец умер от сифилиса, когда Марлен было восемь лет. Мать вышла замуж за военного, но он тоже вскоре скончался. Девочка росла в исключительно женской среде, и уже в юном возрасте у нее появилось влечение к представительницам своего пола.

Впрочем, интерес к мужчинам был в ней не менее силен. В школе-интернате она долго соблазняла учителя игры на скрипке, являясь на его уроки в прозрачных шифоновых блузках. В конце концов тот не устоял перед ее желанием и лишил невинности прямо в классе.

Окончив школу, Марлен стала работать в маленьком оркестре в ночном клубе и активно меняла любовников и любовниц, поражая их тем, что являлась на свидания без нижнего белья. Однажды она попалась на глаза Лени Рифеншталь, ставшей впоследствии любимым кинодокументалистом Гитлера. “Меня привлек ее глубокий горловой голос, звучавший очень сексуально, - вспоминала Рифеншталь. - Скорее всего, она была под градусом, потому что в какой-то момент вдруг обратилась к залу со словами: “Кто сказал, что у нас обязательно должны быть красивые груди? Почему они не могут быть немножко отвислыми?” После чего она на мгновение оголила свою грудь, вогнав в краску присутствовавших девиц”.

В 21 год Марлен вышла замуж за молодого режиссера Руди Зибера и родила дочь Марию. Однако хотя формально брак просуществовал вплоть до смерти Руди в 1976 году, совместная жизнь молодоженов закончилась очень скоро. Кстати, преувеличенное внимание к своей груди сопровождало Марлен всю жизнь. Она часто рассматривала ее в зеркало и сокрушалась, что линии ее бюста потеряли свою прелесть после кормления грудью дочери.

Вскоре она сошлась с другим режиссером Йозефом фон Штернбергом, который не только развлекал ее в постели, но еще и доверил ей роль певички из кабаре в фильме “Голубой ангел”. Он же уговорил ее вместе с ним перебраться в Америку. Марлен согласилась, но верности своему партнеру хватило ненадолго. Во время съемок их первого совместного фильма в Голливуде она перепрыгнула в постель к снимавшемуся вместе с ней уже знаменитому Гарри Куперу, а еще через какое-то время стала любовницей Мориса Шевалье.

Несмотря на столь напряженную интимную жизнь, Марлен несколько раз в месяц переодевалась в мужские одежды и посещала клубы лесбиянок и транссексуалов Лос-Анджелеса.

Первое время ее спутницей в клубных путешествиях была известная испанская актриса Империо Аргентина. Но вскоре муж Аргентины явился к Марлен с двумя билетами на пароход и навсегда увез свою жену из Голливуда.

Тогда Марлен влюбилась в 40-летнюю сценаристку Мерседес де Акосту. Поначалу та не отвечала взаимностью, и Марлен стала буквально осыпать ее цветами.

Их связь, которую они не скрывали, продолжалась на протяжении почти всех 30-х годов прошлого века. Это, однако, не мешало Марлен заводить новых мужчин-любовников. Так, в какой-то момент она, узнав, что молодой актер Кирк Дуглас болен воспалением легких, заявилась к нему с горячим супом, а заодно в оздоровительных целях подарила ему сеанс горячего секса.

Вместе с тем Марлен поддерживала добрые отношения со своим мужем Руди Зибером. Иногда, забежав к нему посоветоваться о той или иной роли, она оставалась на ночь, чтобы одарить своего “милого муженька” порцией интимной ласки. Если при этом присутствовала Тами, партнерша Руди русского происхождения, то сексуального аппетита Марлен хватало и для нее.

Среди других европейских секс-партнеров Дитрих были знаменитый немецкий писатель Эрих Мария Ремарк, американский посол в Великобритании Джозеф Кеннеди, отец будущего президента Джона Кеннеди. Но, пожалуй, настоящим “бестселлером” стал ее роман с почти культовым французским киноактером Жаном Габеном.

Он называл Дитрих “моя пруссачка”, а она стучала его по лбу, приговаривая: “За что я люблю это место, так это то, что оно пусто”! Марлен даже собралась рожать от него ребенка, но когда Габен решил примкнуть к французским силам Сопротивления, сделала аборт.

С возрастом сексуальные аппетиты Дитрих не утихли. В 47 она сошлась с Эдит Пиаф. А потом - с актером Майклом Уайлдингом, который был на 11 лет ее младше. Даже в 60 лет Дитрих продолжала завлекать в свои сети ярких и интересных любовников. Но судьба уже уготовила ей драму с трагическим концом.

Мадлен шел уже седьмой десяток, когда она познакомилась в Париже с блестящим польским актером Збигневом Цибульским, прославившимся игрой в эпохальном фильме Анджея Вайды “Пепел и алмаз”.

Цибульскому было 34 года, он был бисексуалом, обладал тяжелым, нервным характером и часто находил утешение в алкоголе. Марлен так влюбилась в него, что не могла пережить разлуку со Збигневом и придумала себе гастрольную поездку по Польше - лишь бы увидеться с новым любовником. Когда гастроли закончились и поезд, увозивший Марлен, отошел от варшавского перрона, импульсивный Цибульский, видимо, решивший не расставаться со своей любовью, бросился вдогонку, но не сумел схватиться за поручни вагона и упал под колеса.

В глубокой старости Дитрих стала пленницей своей парижской квартиры. Она плохо двигалась, несколько раз падала и с трудом залечивала тяжелые переломы. Дитрих умерла в 1992-м в возрасте 91 года. “Из жизни ушла женщина огромного артистического таланта, мужества, стиля и... уникальной сексапильности”, - писала газета “Дейли мейл”.

Марлен Дитрих появилась на свет в 1901 году в Берлине. В детстве Мария Магдалена – полное имя голливудской дивы, была упитанной и розовощёкой девочкой – образцовым бюргерским ребёнком. Мало кто мог представить, что повзрослев она станет законодательницей моды на впалые скулы, узкие бёдра и стройность, граничащую с болезненной худобой.

Марлен рано проявила способности к музыке. Она даже пыталась устроиться в оркестр. Но вместо того, чтобы играть, коллеги-мужчины не могли прекратить разглядывать её коленки. Тогда Дитрих решила попробовать свои силы в кабаре. Здесь её и нашёл продюсер Рудольф Сибер, впоследствии ставший единственным мужем актрисы. Марлен и Рудольф прожили в браке около пяти лет.

Марлен Дитрих прожила с мужем Рудольфом Сибером всего пять лет, но не оформляла развод до самой его смерти // Фото: pravda.ru


Когда супруги приняли решение жить отдельно, они не стали оформлять развод и всю жизнь сохраняли дружеские отношения. Дитрих родила Сиберту дочь Марию, отношения с которой у неё тоже не сложились. Мария с удовольствием рассказывала журналистам о своей великой матери, и чаще всего эти рассказы показывали Марлен Дитрих с довольно неприглядной стороны.

Гламурный циник

Настоящая слава пришла к Марлен Дитрих, когда она начала сотрудничать с Джозефом фон Штернбергом. По легенде он убедил актрису удалить нижние рёбра для более тонкой талии и зубы для ещё более впалых щёк.

Дитрих стала известной в начале тридцатых годов после выхода фильма «Шанхайский экспресс». А вот второй фильм дивы «Распутная императрица» о Екатерине ІІ с треском провалился. Марлен Дитрих была настоящей иконой стиля. Её считали заядлой феминисткой из-за любви к брючным костюмам. Но на самом деле Марлен нередко говорила, что женщине обязательно нужен мужчина для того, чтобы определять вектор её жизни. Дитрих выступала и против естественности. Она не показывалась на людях без яркого макияжа и тщательно подобранного гардероба.


Марлен Дитрих была признанной иконой стиля // Фото: woman-delice.com


«Кто-то продаёт пончики, я продаю гламур» – утверждала Марлен Дитрих.


В пятидесятые годы Марлен практически прекратила сниматься в кино. Она выступала в Лас-Вегасе в качестве конферансье и певицы. В 1979 году она упала на сцене и получила серьёзный перелом бедра, из-за чего последние годы жизни провела практически взаперти в своей квартире в Париже.

Марлен Дитрих побывала со спектаклем в СССР. Она попросила, чтобы её познакомили с Константином Паустовским. Голливудская дива была без ума от его рассказа «Телеграмма». Паустовский недавно пережил сердечный приступ, но всё равно нашёл в себе силы прийти на спектакль. По окончанию представления он поднялся на сцену. Марлен упала перед ним на колени. Актриса не нашла лучшего способа выразить писателю своё восхищение.


Во время гастролей в СССР Марлен Дитрих упала на колени перед Константином Паустовским. так она поблагодарила писателя за создание её любимого рассказа «Телеграмма» // Фото: dw.com

Марлен Дитрих и Третий рейх

Нацисты очень хотели, чтобы Марлен Дитрих вернулась на родину из Голливуда и стала винтиком в пропагандистской машине как образец арийской красоты. Но Дитрих была непреклонна. Она отклонила довольно щедрое предложение Геббельса в 200 тысяч рейхсмарок за участие в фильме, сценарий и режиссёра которого она могла выбрать самостоятельно. Марлен помогла не одному немцу и еврею избежать смерти в лапах фашистов.

Громкие романы

В жизни Марлен Дитрих был всего один муж и бесконечное множество любовников. Самыми известными из них стали Жан Габен и Эрнест Хемингуэй. Впрочем, дочь Дитрих Мария утверждала, что Хемингуэй и её мать никогда не были любовниками в прямом смысле слова. Они больше обменивались полными страсти письмами. Мария также говорила о том, что матери больше нравилось собственное чувство влюбленности. Она обладал уникальным даром становится именно той женщиной, которую на данный момент искал мужчина.


Марлен приписывали романы с самыми красивыми, богатыми и знаменитыми мужчинами её времени // Фото: fishki.net


«Если мужчина искал мамочку, она становилась мамочкой. Если другому хотелось ту, что будет сидеть в углу и смотреть на него с обожанием, то она безупречно исполняла и эту роль. Она меняла образы по щелчку пальцев» - рассказывала о матери Мария.


Жизнь Марлен Дитрих оборвалась в 1992 году. Великая актриса умерла в своей парижской квартире на набережной Сены. В последние годы она практически никого к себе не подпускала. Свидетелями последнего вздоха Марлен Дитрих стали только фотографии её друзей. Актрису похоронили в Берлине в брючном костюме.

Детство

Свое имя Марлен Дитрих придумала сама. При рождении ее нарекли Марией Магдаленой, а дома называли Мари или Леной. Сложив эти два имени, Дитрих и получила имя Марлен, которое позже стало известно всему миру.

Марлен Дитрих родилась в 1901 году(но некоторые называют 1900 и 1904 годы) в берлинском районе Шенеберг в семье прусского военного и дочери ювелира. У Марлен была старшая сестра Элизабет. Когда Марлен исполнилось шесть лет, родители разошлись, а спустя некоторое время офицер Дитрих умер. Мать воспитывала дочерей в строгости, считая, что в настоящей леди важнее всего самодисциплина, тонкие лодыжки и прямая спина.

До начала Первой мировой войны будущая актриса училась в школе для девочек, но потом Дитрихам пришлось иммигрировать в Дессау. В Берлин они вернулись в 1917, где Марлен и закончила обучение. Юная Дитрих играла на лютне и скрипке, пела, танцевала и читала стихи. Ей пророчили будущее великой скрипачки, но из-за болей в руке занятия пришлось забросить.

Марлен Дитрих: фильмография

Когда пришла пора самой зарабатывать на жизнь, Марлен Дитрих устроилась работать в оркестр, аккомпанирующий немым фильмам. Благодаря работе она стала интересоваться кинематографом. Но очень быстро фройляйн Дитрих уволили: будучи единственной женщиной в оркестре, она слишком сильно отвлекала мужчин от работы. Затем Марлен переходит работать в кабаре и решает серьезно заняться театральной карьерой. В 1922 году она пробует поступить в драматическую школу Макса Рейнхардта. В первый раз Дитрих проваливается на экзамене, но позже обходными путями все же добивается своего. В том же году состоялся ее театральный дебют в спектакле« Ящик Пандоры», а также Дитрих удалось сыграть крошечную роль в фильме« Маленький Наполеон».

Переломным для актрисы Марлен Дитрих стал 1930 год. До него, безусловно, Марлен и играла в театре, и снималась в кино, но роли доставались незначительные. Наконец Дитрих получает роль певицы кабаре Лолы-Лолы в фильме Джозефа фон Штернберга« Голубой ангел». Фильм становится настоящей сенсацией, а Марлен Дитрих ждет первый успех. Актриса подписывает контракт с голливудской студией Paramount Pictures и покидает Берлин. В Голливуде она снимается еще в шести фильмах Штернберга, среди которых« Марокко» и «Белокурая Венера». Фильм« Дьявол — это женщина» стал их последней совместной работой.

В 1936 году министр уже нацистской Германии Йозеф Геббельс предложил актрисе за каждый фильм, снятый с ее участием в Германии, 200 000 рейхсмарок и свободный выбор продюсера и режиссера, но Дитрих отказалась. В 1939 года она получила американское гражданство.

После Штернберга актриса Марлен Дитрих какое-то время снималась в различных фильмах, где пыталась отойти от созданного образа роковой женщины. В 1943 году она прервала съемки и стала выступать с концертами в войсках союзников в Италии, Франции и Северной Америке. Позже ее наградили высшим орденом американского военного министерства, медалью Свободы и французскими орденами« Кавалера Почетного легиона» и «Офицера Почетного легиона».

С 1946 года Марлен Дитрих снова снимается в кино, ведет радиопередачи, пишет статьи в журналы. В Лас-Вегасе она стала известной как певица. В 1960 Марлен отправляется с гастролями в Германию, где ей отказывают в гостеприимстве из-за работы с режиссерами-евреями(в том числе со Штернбергом). Карьера Дитрих закончилась в 1975 году, когда из-за несчастного случая она сломала шейку бедра.

Марлен Дитрих: рост, вес

Рост Марлен Дитрих 168 см, а вес — 58 кг.

Марлен Дитрих: личная жизнь

В начале своей карьеры, снимаясь в одной из эпизодических ролей в «Трагедии любви», Марлен Дитрих начала встречаться с ассистентом режиссера Рудольфом Зибером. 17 мая 1923 года они поженились, а через год у них родилась дочь Мария. Вместе они прожили всего пять лет, но оставались в барке до смерти Зибера в 1976 году.

Постоянством Марлен Дитрих не отличалась и заводила новые романы почти каждый месяц, иногда даже одновременно с несколькими партнерами. Под ее чары попали Джон Гилберт, Джеймс Стюарт, Морис Шевалье. Кроме того, в нее был влюблен писатель Эрих Мария Ремарк. Главная героиня его книги« Триумфальная арка» практически полностью списана с Марлен.

Не боялась Дитрих и связей с женщинами. Скорее всего, это началось во время работы в кабаре вместе с лесбиянкой Клэр Вальдофф. Сама Дитрих говорила, что« секс с женщиной гораздо лучше секса с мужчиной, но не станешь же жить с женщиной».

Самой большой любовью ее жизни стал актер Жан Габен. Когда он отправился воевать в Северную Африку, Марлен Дитрих последовала за ним. После войны пара переехала в Париж. Но отношения Жана и Марлен не складывались: Габен хотел семью, а Дитрих не желала выходить замуж, а детей иметь уже не могла. После расставания Габен женился на похожей на Марлен модели Доминик Фурье. Как и Зибер, он умер в 1976 году.

Последние 15 лет своей жизни Марлен Дитрих провела в парижской квартире, поддерживая связь с внешним миром лишь по телефону. В 1982 году она согласилась на аудиоинтервью, которое стало основой фильма« Марлен».

6 мая 1992 года Марлен Дитрих умерла. Ее гроб был накрыт тремя флагами: Франции, США и Германии. Похоронили актрису в Шенеберге рядом с матерью. На голливудской« Аллее славы» под номером 6400 можно найти звезду этой потрясающей женщины.

Текст: Ирина Матвеева

Марлен Дитрих, фото в молодости: Eastnews